Правописание предлогов и приставок. Раздельное написание предлогов, слитное – приставок Разминка: глагол и приставка

Приставка - это часть слова, которая служит для образования новых слов, она пишется со словом слитно, а предлог - это отдельное слово, поэтому предлоги пишутся с другими словами раздельно. Предлоги служат для связи слов в словосочетании и в предложении.

В одной сказке жили-были в стране Грамматика предлоги и приставки. У предлогов были свои домики, в которых они жили отдельно от других слов. Предлоги гордились тем, что были самостоятельными.

Кроме того, предлоги всегда указывали: где нужно находиться (в, на, под, над, за, у ) или куда нужно двигаться (из, в, через, по, к, от, до ).

А приставки своих домиков не имели. Они образовывали новые слова (например, напишу, подпишу, выпишу, припишу).

Но многие приставки и предлоги были похожи друг на друга, как две капли воды. Стали ученики их путать. Царица Грамматика предложила предлогам отодвинуться от слова, с которым они стоят, а слова-признаки должны встать между ними. Своего значения предлоги не потеряют, а от приставок отличаться будут. Предлоги так и сделали.

Чтобы отличить приставку от предлога, попробуй в том месте, где возник вопрос, вставить другое слово. Можно вставить слово, значит, это предлог, пишется раздельно. Нельзя вставить слово, значит, это приставка, пишется со словом слитно.

Помни! При глаголах предлогов не бывает. Предлоги употребляются с именами существительными и местоимениями.

Потренируемся в написании предлогов и приставок.

(С)крыши (с)бросили снег.

Поставим вопрос к слову, чтобы узнать, какая это часть речи.

Крыша - что?, имя существительное.

С железной крыши, можно вставить слово, значит, с - это предлог, пишется раздельно.

Сбросили - что сделали?, это глагол. При глаголах предлогов не бывает. Значит, с — приставка, пишется вместе со словом.

Правильный ответ: С крыши сбросили снег.

Ребята (про)пели песню (про)школу.

Пропели - что сделали?, глагол. При глаголах предлогов не бывает. Значит, про - это приставка, пишется со словом слитно.

Школа - что?, имя существительное. Про любимую школу, можно вставить слово. Значит, про - это предлог, пишется раздельно.

Правильный ответ: Ребята пропели песню про школу.

Сравните слова:

под берёзой - подберёзовик

без радости - безрадостный

на берегу - набережная

на стене - настенный

Это однокоренные слова с одинаковыми предлогами и приставками. Значение у них одно и то же. Между предлогом и существительным можно поставить вопрос или вставить слово.

под (какой?) кудрявой берёзой

без (какой?) особой радости

на (каком?) морском берегу

на (какой?) высокой стене

Подберём к прилагательным однокоренные существительные с предлогом.

нагрудный (значок) - на груди (предлог на)

заработная (плата) - за работу (предлог за)

довоенные (годы) - до войны (предлог до)

подводные (камни) - под водой (предлог под)

Прочитаем стихотворение-шутку. Докажем, в каком слове от - приставка, а где - предлог.

1. Веснушки.

Я, не жалея мыла,

Нос терпеливо мыла, —

Зависело б (от) мыла,

Веснушки я б (от) мыла. (Я. Козловский)

Зададим вопрос к слову, чтобы узнать, какая это часть речи.

Я (что сделала?) отмыла - это глагол, от - приставка, пишется слитно.

Зависело от (какого?) душистого мыла. Мыло — что?, имя существительное, от - это предлог, пишется раздельно.

Правильный ответ:

Зависело б от мыла,

Веснушки я б отмыла.

2. Солнце ещё облаков не (за) дело,

Трава на лугу ещё росы пила,

А плотник проснулся и взялся (за) дело,

Слышится, как зазвенела пила. (Я Козловский)

Солнце (что сделало?) задело, это глагол, задеть, задевать, корень заде-.

Взялся за (какое?) трудное дело. Дело - что?, имя существительное, за - предлог, пишется раздельно.

Правильный ответ:

Солнце ещё облаков не задело,

Трава на лугу ещё росы пила,

А плотник проснулся и взялся за дело,

Слышится, как зазвенела пила.

Секрет употребления предлогов

Чтобы не допустить ошибок в выборе предлогов, сначала узнай о секрете их употребления. Нельзя говорить, например: вернулся со школы, с магазина, с армии. Правильно: из школы, из магазина, из армии.

Если человек идёт (куда?) в школу, в театр, в магазин, в библиотеку, в армию, если он едет в Крым, в Белоруссию, в Москву, то он должен возвратиться (откуда?) из школы, из театра, из магазина, из библиотеки, из армии, из Крыма, из Белоруссии, из Москвы.

И напротив, если человек ушел на работу, на речку, на каток или отправился на рыбалку, то он должен возвратиться с работы, с речки, с катка, с рыбалки.

Если при ответе на вопрос куда? используется предлог В, то при ответе на вопрос откуда? нужен предлог ИЗ.

Если при ответе на вопрос куда? используется предлог НА, от при ответе на вопрос откуда? нужен предлог С.

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook !

Смотрите также:

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Приставки и предлоги в русском языке часто похожи друг на друга, что становится причиной ошибок на письме. Чтобы их не допускать, ученики 2 класса должны знать, чем отличаются приставки от предлогов и по какому правилу пишутся те и другие. Если тема усвоена хорошо, ошибок на письме не будет, и школьник без труда справится с заданиями.

Приставки и предлоги: отличия

Итак, приставка – это та часть слова, которая располагается перед его корнем. Она необходима для того, чтобы из основы образовать новое слово.

Предлог – это часть речи, относящаяся к категории служебных и никогда не употребляющаяся перед глаголами. Они служат для того, чтобы связывать между собой слова в предложении.

На первый взгляд все кажется простым, но как на деле отличить приставку от предлога и наоборот, если они пишутся одинаково?

Тем более, что предлог не изменяется ни по каким формальным признакам. Способ есть: если ученик сомневается, часть слова перед ним или часть речи, нужно попробовать поставить между ним и основой другое слово – прилагательное или местоимение. Если удалось это сделать – перед школьником предлог, а если нет, то это приставка. Также можно попробовать поставить вопрос, при этом действует аналогичный принцип.

В большинстве случаев слова с предлогом можно превратить в конструкцию с приставкой, что помогает лучше понять принцип использования и того, и другого в русском языке.

Правописание предлога и приставки

То правило, которое определяет их написание, достаточно простое, его легко запомнить. Для того, чтобы понять, как писать слово, достаточно знать, что перед учащимся – приставка или предлог, ведь первая всегда пишется слитно, а второй – раздельно. Правило касается написания предлогов приставок со всеми частями речи.

Глагол в данном случае значительно облегчает задачу: поскольку предлоги с ним не употребляются, остаются только приставки, которые пишутся всегда слитно.

Таким образом, чтобы выяснить, как пишется слово, нужно для начала определить его часть речи. Если это глагол, то актуальным всегда будет слитное написание. В остальных случаях нужно поставить между словом и предполагаемой приставкой вопрос или другое слово. Если это удалось – значит, нужно писать раздельно, ведь перед учащимся приставка. Если же ничего не вышло, то слово нужно писать слитно, потому что использован предлог. Это достаточно понятное и простое для усвоения правило.

Что мы узнали?

В речи и на письме предлог и приставка пишутся одинаково, так что различить их непросто. зато с написанием все проще: предлог всегда пишется со словом раздельно, а приставка, как словообразующий элемент, слитно. Таким образом нужно просто попытаться разделить их с помощью вопросов или дополнительных слов. В случае удачного разделения правильным будет раздельное написание, так как использован предлог. Если же ничего между словами поставить нельзя, то это не слово с предлогом, а одна речевая единица, пишущаяся всегда слитно.

Иногда приставки в глаголах могут быть схожи с предлогами. Их нужно различать. Приставка - это часть слова, которая служит для образования новых слов, она пишется со словом слитно, а предлог - это отдельное слово, поэтому предлоги пишутся с другими словами раздельно. Предлоги служат для связи слов в словосочетании и в предложении. Тема урока: «Правописание предлогов и приставок».

В одной сказке жили-были в стране Грамматика предлоги и приставки. У предлогов были свои домики, в которых они жили отдельно от других слов. Предлоги гордились тем, что были самостоятельными.

Кроме того, предлоги всегда указывали: где нужно находиться (в, на, под, над, за, у) или куда нужно двигаться (из, в, через, по, к, от, до). (см. Рис. 1, 2, 3, 4)

Рис. 1. Предлоги в, на Рис. 2. Предлоги под, над
Рис. 3. Предлоги за, у Рис. 4. Предлоги из, в, через, по, к, от, до

А приставки своих домиков не имели. Они образовывали новые слова (например, напишу, подпишу, выпишу, припишу).

Но многие приставки и предлоги были похожи друг на друга, как две капли воды. Стали ученики их путать. Царица Грамматика предложила предлогам отодвинуться от слова, с которым они стоят, а слова-признаки должны встать между ними. Своего значения предлоги не потеряют, а от приставок отличаться будут. Предлоги так и сделали.

Чтобы отличить приставку от предлога, попробуй в том месте, где возник вопрос, вставить другое слово. Можно вставить слово, значит, это предлог, пишется раздельно. Нельзя вставить слово, значит, это приставка, пишется со словом слитно.

Помни! При глаголах предлогов не бывает. Предлоги употребляются с именами существительными и местоимениями.

Потренируемся в написании предлогов и приставок.

(С)крыши (с)бросили снег.

Поставим вопрос к слову, чтобы узнать, какая это часть речи.

Крыша - что?, имя существительное.

С железной крыши, можно вставить слово, значит, с - это предлог, пишется раздельно.

Сбросили - что сделали?, это глагол. При глаголах предлогов не бывает. Значит, с - приставка, пишется вместе со словом.

Правильный ответ: С крыши сбросили снег.

Ребята (про)пели песню (про)школу.

Пропели - что сделали?, глагол. При глаголах предлогов не бывает. Значит, про - это приставка, пишется со словом слитно.

Школа - что?, имя существительное. Про любимую школу, можно вставить слово. Значит, про - это предлог, пишется раздельно.

Правильный ответ: Ребята пропели песню про школу.

Сравните слова.

под берёзой - подберёзовик

без радости - безрадостный

на берегу - набережная

на стене - настенный

Это однокоренные слова с одинаковыми предлогами и приставками. Значение у них одно и то же. Между предлогом и существительным можно поставить вопрос или вставить слово.

под (какой?) кудрявой берёзой

без (какой?) особой радости

на (каком?) морском берегу

на (какой?) высокой стене

Подберём к прилагательным однокоренные существительные с предлогом.

нагрудный (значок) - на груди (предлог на)

заработная (плата) - за работу (предлог за)

довоенные (годы) - до войны (предлог до)

подводные (камни) - под водой (предлог под)

Прочитаем стихотворение-шутку. Докажем, в каком слове от - приставка, а где - предлог.

Веснушки.

Я, не жалея мыла,

Нос терпеливо мыла, -

Зависело б (от) мыла,

Веснушки я б (от) мыла. (Я. Козловский)

Зададим вопрос к слову, чтобы узнать, какая это часть речи.

Я (что сделала?) отмыла - это глагол, от - приставка, пишется слитно.

Зависело от (какого?) душистого мыла. Мыло - что?, имя существительное, от - это предлог, пишется раздельно.

Правильный ответ:

Зависело б от мыла,

Веснушки я б отмыла.

Солнце ещё облаков не (за) дело,

Трава на лугу ещё росы пила,

А плотник проснулся и взялся (за) дело,

Слышится, как зазвенела пила. (Я Козловский)

Солнце (что сделало?) задело, это глагол, задеть, задевать, корень заде-.

Взялся за (какое?) трудное дело. Дело - что?, имя существительное, за - предлог, пишется раздельно.

Правильный ответ:

Солнце ещё облаков не задело,

Трава на лугу ещё росы пила,

А плотник проснулся и взялся за дело,

Слышится, как зазвенела пила.

Раскройте скобки в тексте стихотворения.

Шмель.

(В) тополиную метель

(По) терял дорогу шмель.

(Про) мелькнул (над) огородом,

(В) дом (на) кухню (за) летел

И (над) синей чашкой (с) мёдом

По-хозяйски (за) гудел. (Т. Белозёров)

Найдём глаголы. Что сделал? Потерял, промелькнул, залетел, загудел. Значит, по-, про-, за - это приставки, так как предлоги с глаголами не употребляются.

В метель (какую?) тополиную, в - это предлог, над (каким?) большим огородом, над - это предлог, в (какой?) деревянный дом, в - это предлог, на (какую?) солнечную кухню, на - это предлог, над (какой?) синей чашкой, над - это предлог, с (каким?) душистым мёдом, с - предлог.

Правильный ответ:

В тополиную метель

Потерял дорогу шмель.

Промелькнул над огородом,

В дом на кухню залетел

И над синей чашкой с мёдом

По-хозяйски загудел.

Узнайте приставки по предлогам.

Приставки: в-. вы-, до-.

Писать до точки

Писать в текст

Писать из текста

Правильный ответ:

Дописать до точки.

Вписать в текст.

Выписать из текста.

Чтобы не допустить ошибок в выборе предлогов, сначала узнай о секрете их употребления. Нельзя говорить, например: вернулся со школы, с магазина, с армии. Правильно: из школы, из магазина, из армии.

Если человек идёт (куда?) в школу, в театр, в магазин, в библиотеку, в армию, если он едет в Крым, в Белоруссию, в Москву, то он должен возвратиться (откуда?) из школы, из театра, из магазина, из библиотеки, из армии, из Крыма, из Белоруссии, из Москвы.

И напротив, если человек ушел на работу, на речку, на каток или отправился на рыбалку, то он должен возвратиться с работы, с речки, с катка, с рыбалки.

Если при ответе на вопрос куда? используется предлог В, то при ответе на вопрос откуда? нужен предлог ИЗ.

Если при ответе на вопрос куда? используется предлог НА, от при ответе на вопрос откуда? нужен предлог С. (см. Рис. 5)

Рис. 5. Запомни!

Потренируйтесь. Раскройте скобки в загадке о ветре.

Бывает он (в) холод, бывает он (в) зной, бывает он добрый, бывает он злой. (В) открытые окна нежданно (в) летит, то что-то (про) шепчет, то вдруг (за) гудит. (При) тихнет, (у) мчится, (при) мчится опять, то (вз) думает волны (по) морю гонять. (Н. Найдёнова)

Проверьте себя. В одном столбике слова с предлогами, в другом - с приставками.

в (какой?) зимний холод в летит

в (какой?) сильный зной про шепчет

в (какие?) открытые окна за гудит

по (какому?) синему морю при тихнет

у мчится

при мчится

вз думает

Чтобы отличить приставку от предлога, попробуй в том месте, где возник вопрос, вставить другое слово. Можно вставить слово, значит, это предлог. Пиши его раздельно. Нельзя вставить слово, это приставка. Она пишется со словом слитно.

  1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  5. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003
  6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008
  1. Социальная сеть работников образования Nsportal.ru ().
  2. Umk-garmoniya.ru ().
  3. School-collection.edu.ru ().
  • Закончи сочетания слов. Обозначь приставки, подчеркни пробел между предлогом и словом.

зашёл за…

помчался по…

прочитал про…

донёс до…

откусил от…

сбросил с…

  • Закончи предложения:

Приставка - это …

Приставка пишется со словом…

Приставки служат для образования…

Предлог - это…

Предлог пишется со словом …

Предлоги служат для …

  • Спиши, раскрой скобки. Приставки выдели.

(С)неба сыпал лёгкий снег. Снежинки (до)летали (до)земли. Они садились (на)крыши, (на)деревья и скамейки. Иногда дул резкий ветер. Тогда снежинки (с)летались, (раз)летались и кружились (в)танце.

, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3

Презентация к уроку







Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • Формировать умение отличать предлог от приставки; формировать навыки их верного правописания; уточнить роль приставки в слове.
  • Развивать умение образовывать родственные слова. Способствовать развитию речи, памяти мышления и орфографической зоркости.
  • Воспитывать интерес к познанию нового.

Ход урока

1. Организационный момент - ПРЕЗЕНТАЦИЯ - СЛАЙД-1

Сегодня на уроке с нами Смешарики! Мы будем учиться, а так-же играть и правила новые запоминать! Посмотрите, какие имена у наших гостей! Что они обозначают?

(ответы детей-приставки:предлоги:)

2. Чистописание

(Написание буквы о с верхним и нижним соединением, на второй строчке от-ото-по-около-со-подо)

Так приставка или предлог?

Где приставка? Где предлог?

Кто бы нам ПОНЯТЬ ПОМОГ!!!

3. Постановка темы урока:

Наша задача на уроке: научиться различать, когда нужно писать предлог, а когда слово употребляется с приставкой.

4. Работа по теме урока-ПРЕЗЕНТАЦИЯ-СЛАЙД-2

Повторим правила игры "Предлоги"

(ответы детей )

Предлог - это слово.

Предлог служит для связи слов в предложении.

Он пишется раздельно со словом.

Никогда не пишется с глаголом.

Между предлогом и словом можно вставить другое слово или поставить вопрос.

По картинке слайда составляем предложения, самое интересное записываем и разбираем по членам предложения.

Остальные предлоги выписываем вместе со словом, к которому он относится в столбик.

Возможные варианты предложений:

На волшебном дереве расцвели цветы. За снежными вершинами показалась радуга.С высоких гор бежит ручей. Над речкой изогнулся деревянный мосток. В быстрой горной речке холодная вода. По извилистой дорожке побежали смешарики. На крутом берегу около реки растут ромашки икамыши.

2 - Следующая игра в "ПРИСТАВКИ" -ПРЕЗЕНТАЦИЯ СЛАЙД-3

Повторяем правила игры "ПРИСТАВКИ"

(ответы детей)

- Приставка - это часть слова.

Она служит для образования слова.

Пишется слитно.

Употребляется в словах различных частей речи.

Между приставкой и корнем нельзя вставить другое слово или вопрос.

Я начну, вы - продолжайте: слов цепочку составляйте!

(слова записываем рядом со столбиком предлогов, для сравнительного анализа )

Красуля от Бараши отъехала , совсем далеко уехала, с горки она ловко съехала , по дорожке ровной поехала , на пригорок быстро въехала и до ромашек доехала !

5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
Стоп! Немного отдохнем
И домой пешком пойдем.

3 - Обобщение ПРЕЗЕНТАЦИЯ-СЛАЙД-4

(по признакам угадываем:что это - предлог или приставка )

4 - Допишите слова- антонимы, меняя приставку ПРЕЗЕНТАЦИЯ - СЛАЙД-5

(примерная запись в тетради:

прикатился - закатился

приползла - уползла

привязали - отвязали

прибили - выбили)

5 - Зрительно-слуховой диктант ПРЕЗЕНТАЦИЯ - СЛАЙД-6

(С)горы (с)бежал поток проворный. (За)снежные вершины (за)катилось солнце.(На)ясном небе (по)явилась радуга. (Рас)цвела молодая яблонька. (По)дорожке весело (у)бежали Смешарики в сказку.

(Взаимопроверка по тексту, написанному на доске )

6. Домашнее задание

Написать рассказ-миниатюру на тему: "Я мечтаю:" В тексте должны быть слова с приставками.

7. Итоги урока ПРЕЗЕНТАЦИЯ - СЛАЙД- 7

Обобщение

Чем мы занимались на уроке?

Что нового узнали о приставках и предлогах?

Рефлексия

Как избежать ошибок при написании приставок и предлогов?

Что вас порадовало на уроке?

Какие задания выполняли с удовольствием?

Солнце за тучку за шло.

Упражнение 41. Объясните, какое новое значение придают слову приставки.

1. Шёл (по дороге), дошёл (до школы), пришёл (в класс), вышел (из дома), перешёл (через речку), зашёл (за товарищем), сошёл (с крыльца), обошёл (весь сад), ушёл (в лес), пошёл (в сельсовет).

раз дать до дать пере дать при дать
от дать вы дать из дать с дать

3. Говор, раз говор, у говор, вы говор, пере говоры, при говор, за говор, по говорка.

Упражнение 42. От данных слов образуйте новые слова, используя, где возможно, приставки: при-, под-, от-, в-, с-, про-, пере-, об-, на-.

Летит, гонит, делай, горит, плывём, идём, возит, учить.

6. Правописание приставок
в-, над-, об-, от-, под-, пред-.

Упражнение 43. Спишите; укажите в данных словах приставки и объясните их написание.

Вбили, впустите, отколи, подпиши, отдохну, надстроили, подкрался, отдай, подпрыгнул, вбежали, встали, отдали, отстали, подсади, подбили, подстрелил, обстригли, обрубили, обсудим, подсыпать, вскочил, подхватил, предвидел, представьте.

Упражнение 44. Добавьте одну из приставок от-, под-, над- , какая подойдёт, к следующим словам:

ставка, стройка, сказал, ступили, пишите, деление, думали, держите, толкнул, пилите, катим, вязал, рубите, бросил.

Упражнение 45. Прибавьте к данным словам приставки и составьте с этими словами предложения:

учил, бил, пустил (с приставкой под- или от- );
ехали, ужинали, толкнули (с приставкой от- );
жечь, думать, рубить (с приставкой об- ).

Приставка с-.



Упражнение 46. Спишите предложения; подчеркните слова с приставкой с-.

1. Раньше встанешь, больше сделаешь. 2. Рожь уже сжата. 3. Сбор винограда закончился. 4. Сгоряча я не почувствовала боли. 5. Мы сговорились идти завтра в музей. 6. Сзади пруда сгорел сарай. 7. С горы сбегает ручеёк. 8. Путники сбились с дороги. 9. Вот здесь мы срубили берёзку. 10. Дети с криком сбежали с крыльца. 11. Лошадка еле сдвинула воз с места.

Упражнение 47. Спишите предложения и подчеркните в словах приставку с- и следующие за ней буквы (б, г, д, ж ).

1. Тучи сгустились и повисли над землёй. 2. Крестьянин сжалился над птичкой и впустил её в избу. 3. Охотник крепко сжимает ружьё. 4. Дрова сгорели, и костёр погас. 5. Пассажир сдал вещи в багаж. 6. Мы сговорились навестить больного учителя. 7. Девушки дружно принялись сгребать сено в копны. 8. Пенёк старой сосны сгнил и почернел. 9. Костя купил сборник стихотворений Некрасова.

Упражнение 48. Составьте по два предложения со словами здесь, здание, здоровье.

Упражнение 49. Спишите предложения, вставляя вместо точек приставку с-.

1. Задумала старуха падчерицу со света...жить. 2. Не...держать коня лихого. 3. ...бил, ...колотил - вот и колесо. 4. Змеи весной...вбрасывают кожу. 5. Собак...бежалось с полсотни. 6. Льдины то расходились, то...ближались. 7. Храни свои...бережения в...берегательной кассе. 8. Хлеб уже...жали и...везли с полей.

Правописание приставок на з - с.

Из- воз- раз- без-

Ис- вос- рас- бес-

Упражнение 50. из- или ис- буквы з и с подчеркните.



Брать - портить, жарить - сохнуть, бежал - тратил, водить-пытать, жить - пробовать, режьте - тратьте.

Упражнение 51. воз- или вос- ;буквы з и с подчеркните.

Ход - дух, наградить - питать, ненавидеть - кликнуть, водить - становить.

Упражнение 52. Напишите данные слова с приставкой раз- или рас- , буквы з и с подчеркните.

Храбриться, думать, стрелять, влечение, тащить, цветут, спросите, дать, смотрим, двинулись, красьте, колите, скажем, решили, пустить, водить, продали, работали, вести, кроить, кинулись, вернёмся, хвалят, ставить, чесать, ломаем, мешали.

Упражнение 53. Данные слова напишите с приставкой без- или бес- ;буквы з и с подчеркните.

Вредный, полезный, людный, покойный, жизненный, сильный, страшный, честный, хозяйственный, водный, шумный, партийный, грамотный, дымный.

Упражнение 54. Каждые два выделенных слова соединяйте в одно; предлог обращайте в приставку.

Образец: Степь без воды. - Безводная степь.

1. Герой без страха . 2. Мотор без шума . 3. Дело без пользы . 4. Зима без снега. 5. Человек без силы . 6. Дорога без конца . 7. Глубина без меры . 8. Подарок без цены . 9. Ночь без сна . 10. Даль без предела . 11. Местность без леса . 12. Работа без ошибки . 13. Небо без облаков . 14. Время без забот .

Упражнение 55. Перепишите статью и вместо точек вставьте букву з или с .

НАСТУПЛЕНИЕ.

Командир отдал ра...поряжение наступать. Наша пехота бе...страшно бросилась в атаку ра...вёрнутым строем. Ряды неприятеля ра...строились. Бе...прерывно гремели пушки. Снаряды в...рывали землю. Враг был ра...громлен. Отступая, он ра...рушил мост и в бе...порядке ра...сыпался по лесу.

Упражнение 56. Такое же задание, как в упражнении 55.

Не успел ра...сказчик произнести последние слова, как обе собаки поднялись и и...чезли во мраке. Послышалась беспокойная беготня ра...тревоженного табуна. Лай замолк. Голос Павла принёсся уже и...далека. Внезапно ра...дался топот скачущей лошади, и опять всё смолкло.

Упражнение 57. Прочитайте статью и выделите слова с приставками раз-(рас-), без- (бес-) и с- и объясните их написание.

Рассвет начинается. Я вышел из дома и направился к лесу. Река сбрасывала с себя дымку тумана. Кругом расстилаются безбрежные колхозные поля. Жаворонки вьются в беспредельной высоте и рассыпают свои радостные песни. Раскалённое солнце разбрасывает свои лучи на необъятные просторы земли. Вот вошёл я в лес. Воздух здесь наполнен запахом расцветающих цветов. Узкая расчищенная дорожка вела в глубину леса.

Упражнение 58. Спишите статью и вставьте в приставках пропущенные буквы з или с .

Моросит мелкий дождь. Он идёт с ра...света и льёт бе...престанно тонкими струйками. Без устали дует ветер, далеко ра...нося семена деревьев и трав. Первая ра...пустилась берёза, и она первая пожелтела. Осина ра...цветилась красными листьями. Но порывистый ветер...брасывает и это последнее убранство. Кружатся в воздухе и...сохшие листья и ра...стилаются по мокрой земле. Цветы и...чезли. И...мокшие заборы смотрят уныло. Галки стаями усаживаются на крышах и...пихивают одна другую. Всё позже во...ходит солнышко, все раньше заходит оно.

Упражнение 59. Спишите статью и подчеркните слова с приставками раз---рас-, без-- бес- ; объясните их написание.

ГРОЗА В ЛЕСУ.

Летнее солнце беспощадно жгло землю. В раскалённом небе начали сгущаться облака. Лес наполнился тревожным птичьим криком. Воздух прозрачен; можно рассмотреть самую дальнюю сосну.
Небо стало чёрным. Отяжелевшая туча не двигалась. Послышался шум. Лес принял беспорядочный вид. Ломались сучья, трещали деревья. Стала распространяться тьма. Вдруг всю местность осветила яркая молния. Разъярённым зверем заревел гром. Начался ливень с градом. По небу беспрестанно летали стрелы молний. Наконец небо начало расчищаться. Блеснул солнечный луч.

Упражнение 60. Спишите статью и подчеркните слова с приставками.

В МОСКВЕ.

Когда Ваня приехал в Москву, красная столица произвела на него огромное впечатление. На улицах возвышаются гигантские здания. Бесконечная вереница трамваев, автомобилей и автобусов с шумом и звоном проносится по широким улицам и площадям. С восхищением рассматривал Ваня подземные дворцы и чудесные поезда московского метро.

Ъ после приставок.

Упражнение 61. Спишите предложения и подчеркните ъ с приставками.

1. Мальчик съел свой завтрак. 2. Подъём на гору был труден, а съехали мы легко. 3. Эти грибы не съедобны. 4. Мой брат объехал много стран. 5. Собачка съёжилась от холода. 6. Учитель объяснил, как высчитать объём ящика. 7. Лучше знаешь - объясни другим. 8. Кустари объединились в артель. 9. Часовой требует предъявить пропуск. 10. Всех нас объединяет любовь к родной земле.

Вопросы для повторения.

1. Что называется корнем слова?
2. Какие слова называются однокоренными?
3. Что называется приставкой? На какие две группы делятся приставки?
Укажите приставки в словах:
находка, прекрасный, собрание, поход, перелёт.

4. Объясните на данных примерах, как следует писать приставки, оканчивающиеся на з - с:

избрать - испытать вознаградить - воспитать
раздать - растаять безвредный - бесснежный

Как пишется приставка с- ? Объясните это на примерах:
сбить, сдать, скрыть, сжать, сгладить, складывать.

5. Назовите пять слов с ъ после приставки.
6. Что называется суффиксом?
7. Образуйте имена существительные с суффиксами -ок или -ик от слов: стол, дуб, лес, дом, кнут, шнур . Какой оттенок значения вносят в слова эти суффиксы?
8. Как называется изменяемая часть в слове?
9. Назовите слова, которые состоят только из корня или из корня и окончания.
10. Назовите слова, которые состоят из приставки, корня и окончания.
11. Назовите слова, которые состоят из корня, суффикса и окончания.
12. Назовите слова, которые состоят из приставки, корня, суффикса и окончания.

10. Повествовательные, вопросительные и
восклицательные предложения.

Что называется вопросительным предложением? Приведите несколько примеров. Какой знак ставят в конце вопросительных предложений?
Какие предложения называются восклицательными? Какой знак ставят в конце их? Придумайте несколько восклицательных предложений и укажите, что они обозначают (приказание, просьбу, приветствие, радость и т. д.).
Что называется повествовательным предложением? Какой знак ставят в конце его? Приведите 4-5 примеров повествовательных предложений.

Упражнение 62. Прочитайте и укажите в данных текстах повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения.

1. Я живу в деревне. Наша деревня называется Александрово. Она расположена на берегу реки Истры. Мои родители тоже живут в деревне. Они работают в колхозе. Наш колхоз называется „Ударник".

2. Чьи это широкие, бескрайние поля?
Чья это такая богатая земля?
Это всё наши колхозные поля!
Это всё наша Советская земля!

3. Трудитесь, дети! Упорно и неутомимо трудитесь! Ведь и великие люди вот так же сидели на школьной скамье и учились, как вы.

Упражнение 63. Прочитайте выразительно данный текст вслух, выделяя голосом вопросительные и повествовательные предложения.

Упражнение 64. Выпишите восклицательные предложения.

1. Как хороша страна родная! Как любим мы свой край родной! 2. Что же ты, соловушка, корму не клюёшь, вешаешь головушку, песен не поёшь? 3. Спи, моя радость, усни! 4. Кто при звёздах и при луне так поздно едет на коне? 5. Как хорошо стало после дождя! 6. Как не любить родной Москвы! 7. Слава тем, кто великую службу сослужил для отчизны своей! 8. Да здравствует созданный волей народов единый, могучий Советский Союз!

Упражнение 65. Спишите примеры и расставьте нужные знаки препинания в конце предложений.

1. Когда ж опять увижу я мою реку, леса, поля 2. Голубушка, как хороша Ну, что за шейка, что за глазки Рассказывать, так, право, сказки Какие перышки Какой носок 3. Кумушка, мне странно это Да работала ль ты в лето 4. О, будь всегда, будь сердцу мил, мой край родной 5. Чей это конь неутомимый бежит в степи необозримой 6. Здравствуй, солнце да утро весёлое

Loading...Loading...