Как правильно называется поворотник. Как включать поворотники при управлении автомобилем

Способов и форм общения водителей между собой и с пешеходами очень много. Это световые указатели поворота и звуковой сигнал, жесты руками и другие доступные средства проявления своих мыслей и намерений. Но, давайте начнем с самого простого и в тоже время самого эффективного средства – с указателей поворота.

Указатели поворота являются основным средством, с помощью которого водитель может и должен информировать других участников дорожного движения о предстоящих маневрах своей машины.

Соответствующими пунктами ПДД предусмотрены различные варианты применения световых указателей поворота. Но возможны (и не редко) случаи, когда водитель использует указатели независимо от Правил, а иногда даже и в нарушение последних, но с благой целью – с целью обеспечения безопасности движения.

Как Вы думаете, что, к примеру, означают такие действия водителя впереди идущего грузовика. На 2–3 мигания он включил левые указатели поворота, переместил свой грузовик на пол-метра влево и продолжает двигаться с прежней скоростью, не давая Вам возможности начать обгон?

"Ну, ... (нехорошие слова)! Я тебе... (те же слова)!" – К сожалению, именно так скажут многие неразумные "юнцы".

"Бывалые" же водители, которые начали колесить по дорогам лет этак 30–40 назад, читая эти строки, с печальным вздохом вспомнят былые светлые времена, когда человек человеку был другом.

Водитель того самого грузовика, не пустив Вас на обгон, всего-навсего спас Вам жизнь! Ему прекрасно было видно то, чего не могли видеть Вы. А там, впереди по ходу движения, из дальних кустов на дорогу в это время выруливал трактор (рис. 48)!

Рис. 48. "Мертвая" зона при обгоне

И это был только маленький пример того, как раньше с помощью световой информации и небольших смещений на проезжей части дороги общались между собой нормальные водители.

Да, такой сигнал и такие действия водителя не предусмотрены пунктами ПДД, но жизнь-то спасена!

Хороший водитель использует все световые и звуковые сигналы, которые предусмотрены в ПДД. Он правильно располагает свой автомобиль на проезжей части дороги, как правило, с учетом того, чтобы всем были понятны его последующие действия. Для своих маневров он выбирает такие траектории, которые ни в коем случае не нарушают не только Правила, но и целостность потока транспорта.

К сожалению, конкретные пункты ПДД рассматривают лишь незначительную часть из возможных средств общения участников движения между собой. Поэтому каждый водитель должен не только стараться понять другого водителя, когда тот подает нестандартный сигнал, но и сам находить способы участия в судьбе соседа по дороге, подавая ему доступные для понимания предупредительные сигналы.

Однако пойдем по порядку. Если вернуться к "Расположение на проезжей части" , то, просмотрев ее еще раз, Вы не найдете в ней упоминаний о необходимости использования указателей поворота. Почему так?

Потому, что тогда нам было крайне важно разобраться с тем, как правильно расположить машину на проезжей части дороги. Конечно, прежде чем начинать движение, перестраиваться на соседнюю полосу и осуществлять прочие маневры, по закону и по логике Вы должны дать другим водителям и пешеходам информацию о своих намерениях. Но в первой главе говорить об этом было несколько преждевременно. Использование предупредительных световых и звуковых сигналов настолько серьезная тема, что заслуживает отдельного рассмотрения, чему и посвящена данная глава.

Разумеется, в реальной жизни отделить друг от друга и разбить на главы все составляющие нормального безопасного вождения не получится. Поэтому нам пора начинать соединять всю полученную ранее информацию воедино.

Напомню, хороший водитель одновременно держит под контролем и планирует свои действия в отношении:

Итак, указатели поворота. Подать сигнал об изменении направления движения можно с помощью световых указателей, а при их неисправности с помощью рук. Причем сигналы подаются как левой рукой, так и правой. И тут же возникает вопрос: "А кто увидит мою правую руку, если я сейчас сижу за рулем легкового (или грузового) автомобиля?"

Чтобы Вы могли правильно подать сигнал "видимой" левой рукой и чтобы Вам были понятны сигналы других водителей (автомобилистов и мотоциклистов), необходимо осознать соответствующий пункт ПДД, где эти сигналы описаны. Иначе Вам будут неведомы намерения других участников дорожного движения, что в свою очередь может привести к возникновению аварийной ситуации.

Теперь остается только посадить кого-либо из своих родных и близких на стул и попросить его "помахать" руками в то время, как Вы будете вслух читать второй абзац пункта 8.1 ПДД.

Честно говоря, пересказывать данный пункт абсолютно не хочется, поскольку все там написано по-русски и понятным языком.

Однако есть и другие пункты закона, которые затрагивают эту тему. Если выделить и суммировать все пункты ПДД, имеющее отношение к указателям поворота, то можно сделать определенные выводы:

Вывод первый: Световые указатели поворота должны быть включены до начала работы рулем и выключены сразу же после окончания маневра. При этом указатели должны быть включены именно в ту сторону, куда Вы собираетесь поворачивать.

Дезинформация на дороге, будь она случайной или умышленной, оборачивается крупнейшими авариями и, как правило, с участием в них самих дезинформаторов.

Вылечиться от болезни "путания сторон", по крайней мере при работе с указателями поворота, можно очень просто.

Вытянутыми пальцами левой руки зажмите переключатель указателей поворота, при этом оставьте на руле хотя бы большой палец, а еще лучше всю или часть ладони. Затем, не отпуская переключатель, покрутите руль вправо-влево на небольшой угол.

Хотите Вы того или не хотите, указатели сами будут включаться в ту сторону, в которую надо. Причем Вам совершенно не надо знать, направо это будет или налево, самое главное – указатели поворота будет включены в "ту" сторону! Конечно, при движении по дороге проделать все это надо мысленно и включить указатели до начала поворота руля.

Вывод второй: Указатели поворота должны быть включены заблаговременно до начала выполнения маневра.

А "заблаговременно" – это сколько? Один километр или один метр, пять секунд или пять минут?

Ответ есть. Если Вы подумаете о том, как другие водители и пешеходы воспримут Ваш сигнал, и мысленно поставите себя на их место, то все сразу же становится понятно. Вот когда Вам хотелось бы получить информацию от другого водителя, будь он на Вашем месте, вот тогда и надо включать указатели. В этом случае "заблаговременно" оценивается уже не в метрах и секундах, а в количестве пространства и времени, которое необходимо для безопасного проезда по данному участку дороги.

Нередко встречается следующая ситуация (рис. 49).


Рис. 49. Когда включить указатели поворота?

Вам надо остановиться у тротуара в точке № 3.

В точке № 1 Вы начали снижать скорость и включили (заблаговременно, но неблагоразумно) указатели поворота направо.

Давайте попробуем прочитать мысли водителя, выезжающего из двора: "Ага, он снижает скорость, включил указатели направо, значит, он хочет свернуть в узкую щель, из которой я сейчас выезжаю, и может меня "зацепить". Уберусь-ка я отсюда побыстрее!" И он выезжает на дорогу с благим намерением – не мешать Вам при въезде во двор! Далее описывать развитие аварии не хочется.

Если представить себя одновременно на месте одного и другого водителя, то можно сделать выводы относительно того, когда надо включать указатели (конечно, в точке № 2) и в какой степени можно доверять информации, полученной от некоторых нерадивых водителей.

Вывод третий: Указатели поворота надо включать всегда , когда требуется поворачивать руль (кроме одного случая).

Это правило необходимо соблюдать вне зависимости от сложности предполагаемого маневра. Оно применимо и к тем случаям, когда Вы собираетесь выполнить поворот на перекрестке и когда Вам надо всего лишь объехать небольшую яму на дороге. Следовать этому правилу необходимо при подготовке к обгону и при обычном перестроении на соседнюю полосу, перед остановкой у тротуара и перед началом движения после стоянки.

Для выполнения вышеперечисленных (и прочих) маневров Вам обязательно придется поворачивать рулевое колесо. Большой при этом будет угол поворота руля или малый – неважно. Важно то, что в результате Ваших действий машина меняет свое положение на дороге! Следовательно, другие водители и пешеходы должны своевременно получить от Вас достоверную информацию о предстоящем изменении траектории движения Вашего автомобиля. Поэтому до начала работы рулем Вам надо заблаговременно включить указатели поворота в соответствующую сторону.

На дороге возможна лишь одна ситуация, когда перед началом работы рулем указатели поворота включать не надо .

Рис. 50. Указатели поворота на "вираже" дороги: а) включать не надо; б) включать надо

Если на вираже дороги Вы движетесь по своей полосе (рис. 50 а), то получается, что положение машины на дороге не меняется! Конечно, чтобы не уехать в кусты, руль повернуть придется, но это уже будет не Ваш поворот, а поворот дороги. Следовательно, в данном случае включать указатели поворота не надо. Причем не просто "не надо", а категорически нельзя ! Ведь другие водители могут понять этот сигнал, как сигнал о начале перестроения на соседнюю полосу! И тогда "безобидное" включение указателей поворота, когда этого не требовалось, может превратиться в самую настоящую дезинформацию, которая, как правило, приводит к аварийной ситуации и печальным последствиям.

Перед любым перекрестком независимо от его конфигурации давать информацию о направлении движения своего автомобиля надо обязательно, даже если все другие водители и пешеходы это направление явно предполагают (рис. 50 б).

С указателями поворота вроде бы разобрались. Чем еще мы можем облегчить жизнь соседям по дороге?

Другие сигналы , которыми пользуются водители, обычно понятны всем, кто в состоянии видеть и думать.

В результате бессловесного "разговора" двух грамотных водителей безопасность движения на конкретном участке дороги обычно значительно повышается. Происходит это потому, что остальные водители, кто наблюдал этот "разговор", получили достоверную информацию о возможном осложнении дорожной обстановки.

Давайте представим, что сейчас Вы движетесь по дороге в потоке машин. В какой-то момент у впереди идущего автомобиля зажглись стоп-сигналы, но как ни странно, машина продолжает движение с прежней скоростью!?.

"Это еще как и зачем?"

А вот зачем. Грамотный водитель этого автомобиля, видя, что Вы держите слишком малую дистанцию, "говорит" Вам: "Проснись, мы уже подъезжаем к перекрестку, и, может быть, нам придется останавливаться, а на дороге скользко!"

"Хорошо, теперь понятно "зачем", но как он это сделал? И как мне самому это проделать, если позади меня окажется "заснувший" водитель?" – законный вопрос с Вашей стороны.

На этот вопрос отвечу с ехидцей. Надо было добросовестно изучать предмет "Устройство автомобиля" или хотя бы внимательно читать инструкцию по эксплуатации своего собственного автомобиля. Кстати, сделать это никогда не поздно.

У педали тормоза, как и у всех остальных педалей, есть свободный ход. Первые миллиметры хода педали не дают никакого торможения! В момент нажатия на педаль тормоза сначала замыкаются контакты включателя стоп-сигналов (позади машины загораются красные лампочки), и лишь затем начинается само торможение. Оказывается, все очень просто и в то же время весьма эффективно, надо только немного разбираться в устройстве автомобиля.

Теперь другой пример. Как Вы считаете, будет ли являться нарушением ПДД следующий случай?

Догнав впереди идущий грузовой автомобиль, Вы настойчиво подаете звуковой сигнал, пытаясь привлечь внимание водителя грузовика, из кузова которого уже наполовину вывалился диван. Причем все это происходит в городе, где подача звуковых сигналов запрещена!

Никакого нарушения нет! Вы приняли необходимые меры по обеспечению безопасности движения! Ведь если бы диван вывалился, то была бы создана аварийная ситуация для всех сзади идущих машин и для Вас в том числе. А звуковой сигнал как раз и нужен для предотвращения дорожно-транспортных происшествий, что предусмотрено пунктом 19.10 ПДД.

Можно было бы заполнить еще несколько страниц этой книги жизненными примерами использования световой и звуковой сигнализации, привести массу примеров общения водителей между собой с помощью языка мимики и жестов. Но давайте остановимся на простой мысли. Если водители с помощью доступных им средств передачи информации будут заинтересованно общаться друг с другом, предупреждать об опасности, об изменениях в дорожной ситуации, то обстановка на дорогах станет значительно более спокойной и безопасной.

Прежде чем осуществить то или иное действие, мысленно поставьте себя на место своего соседа по дороге. Не делайте того, что было бы неприятно ощутить на себе, будь Вы на его месте.

Поворотники показывать нужно всегда!!!

Начать хочется из одного случая. Мы ехали по лесной дороге в Каргополь. И когда подъехали к перекрестку, наверное, к первому за все 30 км движения на I и II передаче, я показал поворотник и начал поворачивать. Меня спросил пассажир, зачем показывать здесь сигнал, никого же нет. Тогда я ответил ради шутки: «Ну как для зверей, наверное», т.к. - по дороге нам попадалось много зайцев. Потом я понял, что сделал это, абсолютно не задумываясь. Я видел перекресток, знал, что буду поворачивать и инстинктивно показал поворот. При езде на машине думать вредно. Думать нужно после поездки, дома на диване. Никто не считает, сколько будет пятью пять, это все знают. То же самое и здесь, не нужно думать, просто показывайте сигналы всегда и никогда не забудете про них.

Теперь про это более подробно. П.8.1 ПДД гласит «Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны - рукой. При этом маневр должен быть безопасен и не создавать помех другим участникам движения».

Кажется все просто, но почему практически любой водитель постоянно не показывает 50% сигналов или показывает их не вовремя? Давно ли в последний раз с вами была такая ситуация: едем в левом ряду, перед нами машина на перекрестке резко тормозит и включает левый поворотник. Вспомните все эмоции, особенно когда перестроиться очень сложно, и порой приходится стоять и ждать когда он повернет. Примеров много, но все они подтверждают только одно – поворотники показывать нужно всегда и, что немаловажно вовремя (в нашем фильме проблеме поворотников посвящено довольно много времени). В приведенном примере водитель должен был включить поворотник раньше, причем, что самое главное, еще до торможения. Таким образом, мы имеем следующую последовательность действий:

1. Включаем поворотник.
2. Тормозим, если это необходимо, так как все маневры за исключением перестроения требуют торможения.
3. Выполняем маневр.

Наверное, все сталкивались с ситуацией, когда другие водители забывают отключить поворотник. Это вносит большую путаницу в прогнозирование его дальнейших действий. Из этого следует два момента. Первое, необходимо показывать сигнал поворота так, чтобы не запутать других участников движения. Если хотите повернуть направо во двор, а поворотов много в вашем направлении то включите поворотник непосредственно перед нужным. Также не рекомендую стоять со включенным поворотником, когда можно безопасно выполнить маневр. И второе, если выполняете последовательно ряд маневров, каждый из них необходимо показать отдельно. Это нужно, чтобы другие участники дорожного движения точно знали, что вы не забыли отключить сигнал поворота. Иначе говоря, будьте предсказуемы.

Например, вы находитесь в крайней левой полосе на дороге с четырехполосным движением (две полосы в одну сторону, две в другую), а хотите повернуть через 100 метров направо. Сначала показываете правый поворотник и перестраиваетесь в правую полосу. Далее отключаете поворотник, все другие знают что вы закончили маневр и через некоторое время включаете поворотник заново. Всем становится понятно, что вы или будете парковаться или поворачивать (соответственно едущим сзади водителям нужно сбросить газ или перестроиться). Почему это важно? Представьте, что в момент вашего первого маневра сзади по правой полосе ехал какой-нибудь «ас». Он видел перестроение и, т.к. сигнал поворотника не был отключен, мог решить, что за рулем «очередной лох», который просто забыл выключить поворот. При этом он не думает о снижении скорости, а вы в этот момент начинаете тормозить.

Также не нужно забывать о необходимости показывать поворот при движении задним ходом.

Например, вы припарковались справа от дороги под углом 45 градусов. Вы показываете сначала правый поворот, включаете заднюю передачу и выезжаете на дорогу. Потом включаете левый поворот и трогаетесь прямо. В приведенном примере все было понятно для других водителей и без поворотников, однако порой, сложно догадаться, куда поедет машина задним ходом: вправо, влево или просто назад.

Что делать если забыли включить поворотник? Возможны два варианта: первый – вы просто не будете выполнять маневр здесь, а сделаете его в другом месте. И второй - проанализировав ситуацию, включите его одновременно с маневром или торможением. Причем в этом случае нужно быть абсолютно уверенным в безопасности маневра. Необходимо оценить дорожную обстановку со всех сторон, в первую очередь сзади.

Хочу отметить ситуацию, когда все световые приборы отказали, и нужно ехать на ремонт. Лучше делать это в светлое время, например, рано утром, когда немного машин. Как показывать повороты руками описано в п.8.1 ПДД.

Я знаю только один случай, когда повороты не нужно показывать. Это когда дорога меняет направление без перекрестка (исходя из этого на круговом перекрестке поворотники нужно показывать намного реже), хотя иногда водители это делают, зачем – непонятно. Можно решить, что вы хотите развернуться. И еще, если хотите остановиться в таком месте, где будет возможен и поворот направо (во дворе на развилке или перед перекрестком), включите «аварийку». Этим сигналом другие водители будут проинформированы, что вы останавливаетесь, а не будете никуда поворачивать. Также это касается остановки или маневра сразу после перекрестка.

При управлении автомобилем лучше показывать повороты, переключать фары и омыватель мизинцем или безымянным пальцем, таким образом, чтобы руку не пришлось убирать с руля.

Щелкнуть рукояткой включения «поворотники» - пустяковое дело. В автошколе учат об этом пустяковом действии не забывать, ГИБДД на экзаменах за «забывчивость» начисляет штрафные баллы. Но, к сожалению, на наших дорогах сегодня случаи, когда водители выполняют маневры без предупреждения, встречаются довольно часто.

Моргающая лампочка оранжевого цвета, многим кажущаяся пустяком, является практически единственным средством общения водителей, которые находятся друг от друга на приличном расстоянии. Перед началом движения, разворотом, поворотом, перестроением и остановкой в соответствии с пунктом 8.1 ПДД водитель должен подавать световыми указателями сигналы поворота соответствующего направления. В том случае, если световые указатель не работают, сигналы подаются рукой. «Поворотник» включать нужно заранее, перед тем как начать маневр, выключать следует после завершения маневра сразу.

Правила безаварийного управления

При совершении маневра всегда включайте световые указатели (т.е. поворотники).

Необходимо себя научить делать это подсознательно, вне зависимости есть на дороге другие автомобили или нет - начале движения, при остановках, на перекрестках всегда включайте поворотник. Эти ваши действия важны не только водителям других авто, но и пешеходам, ведь тогда они будут знать, куда движется ваш автомобиль. Отсутствие сигнала поворотника зачастую при ДТП приводит при наличии свидетелей к перекладыванию вины.

Аварийные ситуации, причиной которых является не включенный поворотник: если водитель автомобиля, который двигается по главной, повернет налево, не включив при этом левый поворот, то неизбежно случится авария, так как водитель, едущий по второстепенной дороге навстречу, отсутствие поворотника расценит как движение прямо. Выезжая с второстепенной дороги, водитель сделает вывод, что он помех тому автомобилю, который движется прямо (напомним, что описывается ситуация, когда водитель повернул без световых указателей), не создаст.

Стоит учитывать, что пешеходы тоже ориентируются по световым указателям поворотов. Итак, ситуация: автомобиль поворачивает направо или налево, или двигается в зоне, где много пешеходов. Без включенных световых указателей поворотов пешеход будет переходить дорогу, двигаться дальше, так как не включенные поворотники им будут расцениваться как то, что автомобиль не собирается менять траекторию своего движения, что для пешехода может оказаться опасным, даже смертельным.

Поворотник необходимо включать при обгонах, перестроениях. Это, во-первых, даст возможность максимально избежать столкновений с другим транспортным средством, которое находится в мертвой зоне. А во-вторых, включенный поворотник дает вам преимущество перед впередиидущим автомобилем - вы имеете право первым перестроиться на соседнюю полосу (исключением являются ситуации, когда впередиидущий автомобиль раньше вас включил поворотник).

Поворотник необходимо включать заранее, перед совершением маневра, а выключать его надо после завершения маневра сразу.

Заранее - это значит настолько заранее, чтобы остальные участники движения смогли понять ваши намерения и так, чтобы им не пришлось менять свое движение - перестраиваться или тормозить. Если после завершения маневра сразу не выключить поворотник, то другие участники движения окажутся в заблуждении.

Аварийные ситуации, которые возникают при позднем включении световых указателей поворотов: начало движения или резкое «срывание» с места, перестроение - несколько миганий лампочки светового указателя поворота может оказаться недостаточно, особенно если на дороге напряженное движение. При таких действиях водителя, сзади идущее авто может не успеть отреагировать. При совершении остановки или поворота сигнал поворота необходимо включать до того, как будет нажата педаль тормоза. Такое действие позволит сзади идущим автомобилям перестроиться, чтобы избежать столкновения.

Аварийные ситуации, возникающие при раннем включении светового указателя поворота: если автомобилю необходимо остановиться за перекрестком у обочины, то световой указатель следует включать только после того, как автомобиль проедет перекресток, в противном случае, водители с примыкающей дороги включенный поворотник воспримут, как намерение совершить поворот направо, а это может привести к столкновению. Более позднее выключение сигнала поворота при обгоне или перестроении другими водителями может восприниматься как намерение повернуть или остановиться.

Сложный маневр

Помните, каждый маневр обозначается световыми указателями отдельно, это касается когда нужно сделать несколько последовательных маневров, например, перестроиться в полосу справа, потом с нее повернуть направо. В этом случае, включается правый поворотник, совершается маневр перестроения, поворотник выключается, затем снова включается для того, чтобы совершить второй маневр. Остальные участники движения в таком случае смогут определить ваши намерения и не подумают, что вы забыли выключить поворотник.

Круговое движение

В большинстве случаев, въезжая на круг, необходимо включать правый поворотник, однако здесь не следует забывать о логике, так как существуют перекрестки, где въезд на круг выполняется в прямом направлении, тогда как направо идет другая дорога. Включение правого поворотника в этом случае введет в заблуждение остальных участников движения.

При движении автомобиля по кругу надобности включать левый поворотник нет, потому что автомобили и так движутся по направлению дороги. Если левый поворотник будет постоянно включен, то это при перестроении создаст проблемы. Собираясь покинуть круг, перед съездом следует обязательно включить правый поворотник.

Без "поворотников”

Изменение направления трассы вне перекрестков - это единственный случай, когда включать сигналы поворота не нужно. В остальных случаях, за не включенный сигнал поворота придется заплатить штраф (статья 12.14 часть 1 КоАП).

Loading...Loading...