Занимательные задания. В лесной зоне

Тема урока: Лес и его обитатели.

Задачи урока: дать общее понятие о лесе, его обитателях, растительном мире; продолжать учить правильно излагать свои мысли, красочно описывать иллюстрации, используя эпитеты и словесные обороты; воспитывать в детях любовь к природе и её обитателям.

Планируемые результаты: запомнить обитателей и растительный мир леса.

Оборудование: иллюстрации животных, растений, деревьев, кустарников, (прим. в конспекте урока иллюстрация картины И. Шишкина "Утро в сосновом бору").

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель здоровается с детьми, проверяет готовность к уроку.

II. Активизация знаний.

Закрепить знания ранее изученного материала. Проверить домашнее задание.

III. Сообщение темы урока

Хочу пригласить вас сегодня в лес,
В добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес.
Если внимательны будете, дети,
Тайны чудные откроете эти.

III. Изучение нового материала.

Лесную зону можно разделит на три части: тайга, смешанный лес, широколиственный лес. В тайге произрастают ели, сосны и пихты. Смешанный лес отличается наличием берёз, елей, сосен, лип и других деревьев. А в широколиственном сосну не встретить, так как там находятся лиственные деревья: дуб, клён, липа, вяз, ясень, осина, бук.

(Картина И. Шишкина "Лесная глушь", 1872 г. )

На доске висит иллюстрация леса. Учитель предлагает внимательно рассмотреть картину и ответить на вопрос. С чем можно сравнить лес? (с лесенкой, со спускающими ступеньками вниз)

Давайте попробуем выделить каждую ступень и определить её особенность. Первый уровень - это деревья, многолетние растения, у которых один крупный твёрдый стебель, такие как: ель, сосна, берёза, осины и др.

Ко второму уровню относят кустарники - растения с двумя и более одеревеневшими стеблями, произрастающие от общего корня. К этому уровню можно отнести малину, смородину, ежевику, калину, рябину, лещину, шиповник и т. д.

Ну и мягкие зелёные стебли однолетних растений - травы, третий уровень. Подснежник, первоцвет, ландыш, земляника, мхи и много других лекарственных растений.

Для удобства, учёные называют эти уровни - ярусами, располагаются в порядке уменьшения (учитель может нарисовать схему на доске, это позволит детям визуально запомнить материал).

  • Каких животных можно встретить в лесу?
  • (медведи, волки, лисы, белки, зайцы, барсуки)
  • Какие птицы обитают в лесу?
  • (дятел, синица, дрозд, поползень, пеночка, сова)
  • Какие насекомые?
  • (кузнечики, бабочки, божьи коровки, светлячки, пауки)
  • Какие грибы собирают в лесу?
  • (сыроежки, подосиновики, подберёзовики, грузди, маслята, рыжики, опята)
  • Какие лесные ягоды вы знаете?
  • (земляника, голубика, тёрн)

Объясните фразу «Лес - это жилой дом для живых организмов?» Всё в лесу взаимосвязано. Растения служат животным в качестве пищи и защиты. В ответ звери и птицы распространяют растения. Составление цепи питания. Работа в паре.

IV. Физминутка

Учитель читает вслух стихотворение и показывает соответствующие движения, которые учащиеся повторяют.

Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем -
Крылья сложили назад.

келаб - белка

оркт - крот

ребазё - берёза

Учитель читает стихотворение.

Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Всё это называется природа,
Давайте же всегда её беречь!

Ребята, приходя в гости к лесу мы всегда должны соблюдать правила поведения, сохраняя её первоначальную красоту. Давайте их назовём:

  • Не разводить огонь, он может привести к пожару;
  • Не разорять птичьи гнёзда и муравейники;
  • Не обижать животных и насекомых;
  • Не шуметь;
  • Не мусорить;
  • Не ломать кусты и деревья;
  • Не ломать ядовитые грибы.

V. Закрепление изученного материала.

Для закрепления предлагается разгадать кроссворд из загадок.

Что за дерево стоит -
Ветра нет, а лист дрожит?
(осина)

Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Я кормлю свиней и белок
-Ничего, что плод мой мелок
(дуб)

Её всегда в лесу найдёшь -
Пойдём гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем
(ель)

Дышит, растёт,
А ходить не может
(растение)

Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят.
Ваню - земляникой,
Таню - костяникой,
Машеньку - орешком,
Петю - сыроежкой,
Катеньку - малинкой,
Васю - хворостинкой
(лес)

Сидит на палочке
В красной рубашечке,
Брюшко сыто -
Камнями набито
(шиповник)

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел -
Он вспорхнул и улетел
(бабочка)

Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу
(белка)

Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна
(черёмуха)

Уши длинные, несмелый.
То он серый, то он белый.
То бежит, а то уж скачет,
Куцый хвост от волка прячет
(заяц)

VI. Подведение итогов урока.

Спросить у учащихся понравился ли им урок? Выставить оценки в журнал и дневники.

VII. Домашнее задание. .

Нарисовать рисунок акварелью, на тему «Краски сказочного леса»

Ольга Нейферд
Домашние задание по теме «Деревья»

Домашние задание по теме "Деревья "

1. Рассмотреть с ребёнком на прогулке разные виды деревьев , отметить особенности строения (ствол, ветви, листья, плоды и т. д.) . Повторите названия деревьев . Объяснить, что деревья бывают лиственные и хвойные. У лиственных деревьев – листья на ветках , у хвойных – хвоя на ветвях. Почему хвойные деревья называются «вечнозеленые» ; рассмотреть иллюстрации с изображением леса; дома найти предметы , сделанные из дерева ; провести беседу о бережном отношении к природе.

2. Игра «Есть – нет» (родительный падеж единственного числа) : пень – нет пня, дерево - , иголка - … корень - … сосна - … клен - ….… лист - … хвоя -…. ствол –….

3. Игра «Расскажи, каких деревьев много в лесу В лесу много дубов, тополей… и т. д.

4. Игра «Что происходит с листьями?»

Листья появляются, распускаются, зеленеют, растут, краснеют, желтеют, вянут, опадают.

5. Ответьте на вопросы и перескажите рассказ.

У дома росла ель . На ели были шишки. Лена собирала шишки в мешок. Лена дала шишки маме. Мама сделала из шишек игрушки.

Вопросы :

Где росла ель? Куда Лена собирала шишки? Что делала мама из шишек?

6. Игра «Что не так?» (Исправь ошибку)

Желуди растут на липе.

После осени наступает лето.

Береза - это хвойное дерево ..

7. Выложите елку из счетных палочек или спичек.

8. Выучить. Пальчиковая гимнастика «Дерево » .

1, 2, 3, 4 – Ритмично сжимаем – разжимаем кулачки

Деревья в поле посадили .

У дерева ствол , По очереди загибаем пальцы в кулак (на каждое название части дерева )

На стволе много веток,

А листья на ветках зелёного цвета.

Есть корни у дерева ,

Есть и кора.

Рада деревьям вся детвора ! Ритмично сжимаем – разжимаем кулачки

9. Выполни штриховку.

Публикации по теме:

Образовательная область – речевое развитие Интегрируемые области – физическое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательное.

Тема: Деревья. Цели: Развитие лексико-грамматических навыков. Совершенствование процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, творческого.

Цель: познакомить детей с деревьями нашего региона, дать представление о жизни деревьев осенью; обратить внимание детей на окрас листьев.

Домашнее задание по теме «ДЕРЕВЬЯ. ЛЕС»

Калаева Наталья Владимировна

    Рассмотрите с ребенком ДЕРЕВО на прогулке. Назовите его части: корни, ствол, ветки, листья. Уточните цвет листьев осенью. Напомните ребенку, что больше всего деревьев растет в лесу.

Раскрась и назови:

    Сравните стволы деревьев по толщине: тонкий – толстый ствол

    Обобщите: Береза, клен, дуб, елка – это деревья

Рассмотрите листочки березы, дуба, клена. Сравните их по величине, форме, цвету.

Соберите букеты из осенних листьев:

    Предложите дома рассортировать листья по цвету, величине или по названию:

    4. Мимическое упражнение

«Красивый лес»* Покажите, как вы удивлены, увидев много красивых и высоких деревьев.

«Серый волк»* Покажите, как вы испугались, услышав, как воет волк.

5. Дыхательное упражнение «Сдуй листочек с ладошки»* Ребенку предлагается листочек из бумаги. Положив его на ладошку, попытаться сдуть его не надувая щеки.

6. Артикуляционная гимнастика:

Побывали мы в лесу,

Повстречали там лису.

У лисы мордочка острая длинная,

Вот такая... (Дудочка)

Видели, за елкой,

Пробегали волки.

Зарычал волчище,

Показал зубищи. (Заборчик)

А потом зубами щелк,

Чтобы знали кто здесь волк. (Постучать зубками)

Игровое упражнение «Жуем кору» Давайте превратимся в маленьких зайчат, которые жуют кору дерева. (Упражнение для жевательно-артикуляционных мышц)

«Листочек» - (блинчик)

«Ствол» - (иголочка)

«Орешек» - (язык за щекой)

«Дупло» - (окошечко)

7. Пальчиковая гимнастика «Листочки»

1,2,3,4,5-

Будем листья собирать.

Листик березы, дуба, рябины,

Клена и ели в букетик сложили.

Поочередно сгибают пальцы

Сжимают-разжимают кулачки

Поочередно сгибают пальцы

Соединяют раскрытые ладошки

8. Речевая игра «Сколько?»

Сколько листочков? (Один листочек, два листочка, много листочков.)

Сколько веток? (Одна ветка, две ветки, много веток.)

Сколько деревьев? (Одно дерево, два дерева, много деревьев)


9. Игра «Найди и назови ласково» (соедини дорожкой)

Дерево-деревц е , ветка-вет очка ,

береза- берез ка , лист-лист ик , дуб-дуб ок , ель-ел очка

1-заяц, 2-медведь, 3-лиса, 4-волк, 5-белка

1.у кого зимой появляются детёныши?

2. Этот зверь питается ягодами, орехами, желудями, иногда яйцами и птенцами.

3. Кто к зиме собирается в стаи?

4. У какого зверя враги: филины, вороны, лисы, волки, сороки?

5. Про какого зверя так говорят? «Быстро бегает, умеет ползать, плавать, очень любопытный»?

6. Кому помогает выжить его удивительная выносливость: он может не есть по многу дней, не теряя силы и не выходя из формы?

7. Их ловят и съедают волки, крупные хищные птицы похищают детёнышей, а беркут нападает на взрослых. Что это за зверь?

8. Хвост служит ей рулём, а иногда и парашютом.

9. Быстро бежит в гору, а с горы кувырком.

10. Когда начинают поспевать овёс и кукуруза, он появляется в полях.

2. Один художник решил нарисовать лес.

Что такое лес? - размышлял он. - Конечно, деревья!

Нарисовал берёзы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да так похожи они получились, что вот-вот ветки закачаются. А в углу, как положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел сухие стволы.

Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох.

А насекомых нарисовал? - опять послышался голос лесовичка. Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.

Нужны птицы, а ещё - кусты и ягоды, - не унимался старичок-лесовичок.

Дорисовал, но лес всё равно стал чахнуть.

Нарисуй жабу и ящерицу!

Нет, - сказал художник.

Долго спорили, и художник согласился и ещё дорисовал много разных зверей.

Было темно, и художник хотел зажечь свет, но вдруг послышался треск сучьев и чьё-то фырканье.

Вот это лес! - сказал старичок и исчез. А может, и не исчез, а притаился за кустом или деревом. Ведь прячутся в нём тысячи жителей. И все они и есть лес.

Узнай меня.

Я очень интересный зверь. Только я умею строить на речках и ручьях плотины, прокладываю в лесу каналы и, как заправский лесоруб, валить толстые деревья, сооружать хатки для жилья. Найду осину или иву и начинаю подгрызать дерево со всех сторон. Упавшее дерево старательно разделываю ветки, перегрызаю на несколько частей ствол, а потом все это справляю по воде к хатке и складываю в большие кучи. Так я запасаю себе на зиму «продукты». Замёрзнет пруд, а я буду сидеть в своей хатке и с удовольствием грызть кору и молодые ветки деревьев.

Я очень осторожный зверь. Охочусь ночью, поэтому меня увидеть не просто. Тело моё покрыто серебристо-серой жёсткой щетиной. От носа к затылку тянутся желтовато-белые полосы, а через глаза и уши - чёрная полоса. Ближе к осени я начинаю нагуливать жир - готовиться к зиме. Хотя на вид я неуклюжий, но ловко ловлю грызунов, лягушек, ящериц, выкапываю червей. Очень много уничтожаю личинок майского жука. К холодам жира накоплю столько, что можно и спать ложиться на всю зиму!

Звери то врагов кто в дуплах спасается, кто прячется под снегом, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов же у меня полным-полно. И всё-таки я живу, не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Глаза у меня не зря «косые» - вижу ими не только впереди и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются - не надо понапрасну головой вертеть. Осенью я линяю: вместо серой вырастает снежно-белая шёрстка. Кормлюсь я по ночам - так безопаснее - веточками деревьев, корой с их стеблей.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: шиповник, смородина, малина, барбарис, боярышник, шипы, комочки, гроздья, ягоды, осина, рябина, липа, яблоня, ель, сосна, береза, почки, ветки, ствол, листья, плоды, семена, сережки, крона, верхушка, кора, корни, шишки.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: белоствольная, стройная, высокая, низкое, изящная, красивая, большое, резные, березовые, еловые, шуршащие, шершавая, ветвистое, вечнозеленое, развесистая, маленькие, зеленый, желтый, красный, колючий, гладкий, круглый, продолговатый, сладкие, кислые, зрелые, горькие, твердые, мягкие, сочные, полезные, лекарственные.

ГЛАГОЛЫ: колется, растут, стоят, колышутся, опадают, зреют, качается, сорвать, собирать, цветет, украшает, летят, осыпается, шумят, садят, дрожит, поливать, удобрять, защищать.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОБРАЗОВЫВАТЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ОТ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ:
Береза - березовый.
Ель - еловый.
Рябина - рябиновый.
Сосна - сосновая.
Осина - осиновый.
Смородина - смородиновый.
Липа - липовый.
Яблоня - яблоневый.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОПИСЫВАТЬ ДЕРЕВЬЯ (КУСТАРНИКИ) ПО ВОПРОСАМ:
Как называется это дерево?
Дерево или кустарник?
Какое оно по величине?
Где чаще всего растет?
Из каких частей состоит?
Какой у дерева ствол? (толстый, тонкий, высокий, низкий...)
Какая у дерева кора? (темная, светлая, гладкая, шершавая...)
Какой формы листья? (круглые, овальные, резные, вытянутые, иголки...).
Какую пользу может принести людям?
Как изменяется в разные времена года?
Что можно сделать из этого дерева?
Почему люди сажают деревья на улицах города?

ОТЛИЧАТЬ ДЕРЕВО ОТ КУСТА ПО ПРИЗНАКАМ:
Взрослое дерево выше куста.
У дерева один ствол.


РАССКАЗ ПРО БЕРЁЗУ.
Это береза. У нее белый, тонкий, стройный ствол. На ветках листья округлой формы. Питается береза с помощью корней. Береза — это большое лиственное дерево. Чаще всего растет в лесу. В городе люди сажают березы, чтобы сделать воздух чистым. Из коры березы делают различные поделки. Весной на березе появляются почки, которые превращаются в листочки. Зеленой береза стоит все лето. Осенью листья желтеют и опадают. Зимой голые ветки покрыты снегом.

Все растения можно разделить на три группы: деревья, кустарники и травы. Деревья - это самые крупные и самые долгоживущие представители живой природы.Они бывают высотой с десятиэтажный дом.
Дерево состоит из трёх основных частей.
Корни удерживают его в земле и всасывают воду и минеральные соли из почвы.
Ствол и ветки разносят сок и поднимают листья к солнцу. Дерево становится выше и шире за счёт роста побегов и веток на верхушке.
Стволы всех деревьев покрыты корой, которая защищает нежную внутреннюю часть дерева от высыхания и различных повреждений.

Деревья бывают лиственные и хвойные.
Лиственные деревья осенью сбрасывают листья, а весной листочки появляются снова. К лиственным деревьям относятся ива, липа, клён, дуб, берёза, тополь.

У хвойных деревьев вместо листьев - длинные тонкие иголочки, которые называются хвоинками, и они их осенью не сбрасывают, а остаются с хвоинками весь год. Весной у хвойных деревьев наряду со старыми хвоинками появляются новые молодые хвоинки. Вот почему хвойные деревья всегда зелёные. К хвойным деревьям относятся пихта, ель, сосна.

Кустарники похожи на маленькие деревья, но отличаются от них тем, что имеют не один толстый ствол, как у дерева, а несколько тонких стволиков, соединяющихся вместе у основания.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ДЕРЕВЬЯ, ПОЛЬЗА ОТ ДЕРЕВЬЕВ:
Деревья очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, некоторые - дают вкусные съедобные плоды. Спиленное дерево - это строительный материал: из высушенных стволов делают доски, фанеру, мебель, игрушки, бумагу. Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь. Надо охранять деревья, заботиться о них, иногда ласково с ними разговаривать, а весной вместе с родителями сажать молодые деревца.

БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ:
Какие деревья вы знаете?(Лиственные и хвойные).
Где растут деревья?
Какие бывают леса?
(Если в лесу растут сосны и ели, то этот лес - хвойный.
Если в лесу растут дубы и осины, то этот лес - лиственный.
Если в лесу растут ели, берёзы и дубы, то этот лес смешанный.
Если в роще растут берёзы, то это берёзовая роща.
Если в роще растут дубы, то это дубовая роща.
Если в роще растут клёны, то это кленовая роща.)
Почему они так называются?
Что есть у дерева? (Корень, ствол, ветки, листья (хвоя), крона, плоды.)
Отличаются ли деревья от кустарников? Чем?
Деревья живые или неживые?
Кто (или что) им помогает расти?

ИГРА "ЧЬИ ПЛОДЫ?"
Жёлуди растут на … дубе;
грозди рябины растут на - рябине;
яблоки растут на - яблоне;
серёжки растут на - березе, ольхе;
круглая шишка на - сосне;
длинная шишка на - ели. И т. д.

ИГРА "НАЗОВИ ЛАСКОВО".
Ель - ёлочка.
Сосна - сосенка.
Береза - березка.
Иголка - иголочка.
Ветка - веточка.
Шишка - шишечка.

ИГРА «УГАДАЙ, ПРО КАКОЕ ДЕРЕВО Я ГОВОРЮ?"
Стройная, кудрявая, белоствольная…(береза)
Грустная, печальная, плакучая…(ива)
Стройная, зеленая, колючая…(ель)
Крепкий, могучий, развесистый… (дуб).

ЧТЕНИЕ РАССКАЗА.
У дома росла ель. На ели были шишки. Лена собирала шишки в мешок. Лена дала шишки маме. Мама сделала из шишек игрушки.

БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ.
Где росла ель?
Что сделала мама из шишек?
Какие бы вы игрушки смогли сделать из шишек?

ПЕРЕСКАЗ

ЗАГАДКИ О ДЕРЕВЬЯХ:

Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Дерево)

С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают. (Липа)

У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке. (Сосна)

Вроде сосен, вроде елок,
А зимою без иголок. (Лиственница)

Весной зеленела, летом загорела,
Осенью надела красные кораллы. (Рябина)

Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане. (Береза)

Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит. (Ива)

Ее в лесу найдешь,
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.(Ель)

Летом - снег! Просто смех!
Снег по городу летает,
Почему же он не тает? (Пух с тополя)

Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)

















Loading...Loading...