Кто такой козьма прутков биография. Козьма Прутков. Мысли и афоризмы. Сочинения Козьмы Петровича Пруткова

В 1854 году на небосклоне русской поэзии появилось новое имя - Козьма Прутков. Некрасовский журнал «Современник», открывший к тому времени немало дарований, не просчитался и на этот раз.

Правда, сочинения начинающего автора опубликовали на страницах юмористического приложения к журналу - в «Литературном ералаше», но ведь и Тургенев впервые увидел своего «Хоря и Калиныча» в разделе «Смесь» того же «Современника», а теперь он - известный автор «Записок охотника»…

Это гораздо больше, чем «как мы здесь делаем». Культура действует на многих уровнях, и, конечно, «как мы здесь делаем вещи» - это уровень поверхности. Мне нравится думать, что культура похожа на лиловый пруд. На поверхности у вас есть листья, цветы и вещи, которые очень заметны. Это то, «как мы делаем вещи здесь», но объяснение того, почему мы делаем что-то таким образом, заставляет вас взглянуть на корневую систему, на то, что ее кормит, и на историю пруда, который что-то насадил. Если вы не вникнете в причины, почему мы так поступаем, вы только смотрели на культуру на очень поверхностном уровне, и вы этого не понимали.

Видно было, что и новый поэт полон надежд и воодушевления.

Я вечно буду петь и песней наслаждаться, Я вечно буду пить чарующий нектар. Раздайся ж прочь, толпа!.. довольно насмехаться! Тебе ль познать Пруткова дар?!

Впрочем, уже в следующей строфе этого стихотворения под многозначительным заглавием «К толпе» автор сменял презрение на снисхождение к ней:

Лидеры не должны сосредотачиваться на изменении культуры - сосредоточиться на деловой проблеме Если лидер только начинает с того, как вы меняете культуру, то он уже не понимает проблему. Вы никогда не начинаете с изменения. Это как сказать: вы когда-нибудь решите изменить свою личность? Первый вопрос: почему вы хотите это сделать?

Будьте очень конкретны в отношении поведения, как это влияет на вашу проблему и будущее состояние поведения, которое вы хотите видеть. Как только лидер определил проблему, «ключ должен стать очень конкретным». Эдгар Шейн объяснил пример, когда организация пыталась улучшить продажи. Культура продаж была очень конкурентоспособной, и они работали над расширением сотрудничества. Я бы попросил менеджера точно определить это. Если мы разрешим эту проблему, то как выглядит поведение через год? Теперь мы добираемся туда, где можем что-то работать.

Постой!.. Скажи: за что ты злобно так смеёшься? Скажи: чего давно так ждёшь ты от меня? Не льстивых ли похвал?! Нет, их ты не дождёшься! Призванью своему по гроб не изменя, Но с правдой на устах, улыбкою дрожащих, С змеёю желчною в изношенной груди, Тебя я наведу в стихах, огнём палящих, На путь с неправого пути!

Заявив таким образом о своей творческой программе, Прутков с не меньшей страстью принялся воплощать её в жизнь. Как видно, ему особенно были по душе жанры, споспешествующие исправлению нравов, обличению порока: басни, комедии, эпиграммы…

Как мы можем заставить нынешних людей в продажах доверять друг другу достаточно, чтобы выйти в паре? Теперь мы можем разработать программу и сказать: как мы туда доберемся? Культура - это групповое явление. Привлекайте фокус-группы, чтобы определить, как культура помогает и препятствует работе над проблемой. Я собрал бы соответствующие группы старших или средних менеджеров, и это станет тактической проблемой. Какова правильная группировка для анализа культуры? Давайте посмотрим на нашу культуру с точки зрения того, что это такое и как она будет помогать и как это будет мешать, но всегда в контексте того, что мы пытаемся сделать. # Культура: несоответствие между значениями и поведение?

Мне, в размышлении глубоком, Сказал однажды Лизимах: «Что зрячий зрит здоровым оком, Слепой не видит и в очках!»

Да и сам Козьма Прутков не был чужд умственных усилий. Публикуются его «Плоды раздумья» - свод чеканных афоризмов, среди которых и знаменитые ныне «Смотри в корень!», «Никто не обнимет необъятного», «Не ходи по косогору, сапоги оттопчешь!», а также множество других, не менее выразительных: «Первый шаг младенца есть первый шаг к его смерти», «Щёлкни кобылу в нос - она махнёт хвостом», «Поощрение столь же необходимо гениальному писателю, сколь необходима канифоль смычку виртуоза», «Что есть лучшего? - Сравнив прошедшее, свести его с настоящим!».

Решать проблемы путем выявления и разрешения связанных расхождений между ценностями и поведением. Я бы дал им модель, подобную лилийному пруду, и сказал: Давайте поговорим о нашей культуре на уровне поверхности. Что бы кто-то здесь посетил, просто посмотрите на этом уровне. Затем взгляните на ценности, которые кажутся живыми за этим.

Когда мы выясним, как эти значения совпадают с тем, что мы сказали, кто мы, и почти всегда вы обнаруживаете, что у нас уже есть ценность для совместной работы, потому что мы опубликовали это, мы разместили его на всех наших баннерах, так что нас там нет? Это несоответствие между ценностями и поведением заставляет вас заглядывать в корневую систему, и вы обнаруживаете, что мы всегда были индивидуалистичны. Вы можете обнаружить, что мы конкурентоспособны. Это единственный способ, который мы действительно можем глубже понять.

Следуя последнему афоризму, Козьма Прутков обнародовал «Исторические материалы Федота Кузьмича Пруткова (деда)», скромно объявив в предисловии: «Весь мой род занимался литературою» - и пообещав, вслед за дедовыми записками, издать записки отца и свои собственные.

Правда, таковых не появилось, но зато после его кончины почтительные потомки подробно рассказали о жизненном и творческом пути этого государственного мужа и литературного деятеля. Читатель узнал, что К. П. Прутков дослужился до высокого чина действительного статского советника и директора Пробирной Палатки, что помимо произведений изящной словесности он создавал «правительственные проекты», из которых знаменитейший - «О введении единомыслия в России», который, правда, в то время не был осуществлён.

Теперь вы находитесь на более глубоком уровне культуры. Вы должны противостоять этому, и это может быть сверхреалистично думать о продавцах, выходящих как команды. Идея реализации групповой оплаты может быть поднята, а некоторые могут сказать: «Вы должны шутить». Фасилитатор, возможно, должен сказать:: Если у вас не будет групповой оплаты, возможно, цель, которую вы пытаетесь сделать, не достижима. Возможно, они не могут сотрудничать, если они не чувствуют, что их вознаграждают как группу. Возможно, необходимо «заняться нашим предположением о групповой оплате и придумать путь к каким-то новым культурным элементам».

Художники, восхищённые славой Пруткова, создали его портрет, причём изображаемый потребовал, чтобы внизу была прибавлена лира, от которой исходят вверх лучи. Желание было исполнено. Впоследствии появился бюст поэта, ныне хранящийся в краеведческом музее города Тамбова, а уже в наше время, несколько лет назад, скульптура Козьмы Пруткова была сооружена в брянском парке-музее имени А. К. Толстого . Можно добавить, что сочинения Пруткова цитировали Тургенев и Герцен, Гончаров и Салтыков-Щедрин. Большое стихотворение Пруткова «Осада Памбы» читают герои романа Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели». Да и в других произведениях писателя появляется имя этого сочинителя, по определению Достоевского, «красы нашего времени»…

Это было бы примером глубоких культурных изменений. Это не вызвано кем-то, говорящим, что у нас будет групповая оплата. Это связано с открытием того, что, если у нас нет групповой оплаты, мы не сможем решить деловую проблему, и это учебный процесс. Не сосредотачивайтесь на культуре, потому что это может быть бездонная яма. Опять же, возьмите группы, участвующие в решении проблем. Не сосредотачивайтесь на культуре, потому что культура - это бездонная яма и может быть большой тратой времени. Просто помогите своим людям работать над решением вашей бизнес-задачи.

Таков Козьма Петрович Прутков - одно из удивительных и ярких порождений русской литературной и общественной жизни. Как известно, его самого, со всей биографией и родословной, с баснями, стихотворениями, пьесами, афоризмами, придумали поэт А. К. Толстой и его двоюродные братья - Алексей и Владимир Жемчужниковы. Свою лепту внесли и другие Жемчужниковы - Александр и Лев (он вместе с художниками Бейдеманом и Лагорио изобразил Пруткова), а также поэт Пётр Ершов , автор знаменитого «Конька-горбунка» . Но совсем не простой забавой для них стал этот чиновник-поэт.

Если у вас нет времени на это, у вас проблемы. Опять же, чтобы работать с вашей бизнес-проблемой, необязательно обращаться к внешнему эксперту, но для разработки внутренней группы задач или групп решения проблем, которые помогут вам решить эту проблему. Решение находится во внутреннем участии, возможно, с аутсайдером, помогающим, чтобы внутренняя группа была лучшей группой, но решение выйдет из ваших внутренних усилий, а не от какого-то аутсайдера.

Эдгар Шейн поделился тем, что больше всего его беспокоит, «злоупотребление культурой слов». Он считает, что «культура не является поверхностным явлением, это наша основная суть». Важно изучить и применить основы культуры от экспертов, чтобы достичь результаты вместо поиска следующего совета, ключа или лучшей практики из популярной прессы.

Возникшая в начале XIX века как сатирическая летопись высшего круга (С. А. Неелов, 1779-1852), эта великосветская поэзия в 20-х - 30-х гг. в своём левом крыле (в эпиграммах Соболевского) приобретает некоторый налёт дворянской фронды, а в правом (в русско-французских виршах Мятлева ) служит выражением националистических тенденций, направленных против поверхностной галломании среднего дворянства. В дальнейшем же, в годы особенного подъёма реакции при Николае I, эта салонная поэзия обращается «в светскую забаву для приискания смешных иррациональностей», ставившую себе целью «разбивать построения логической мысли неожиданными противоречиями ей» (Ф. Д. Батюшков, см. ниже библиографию «Козьмы Пруткова»).

Какой процент ваших коллег или членов команды вы оцениваете для участия на работе? Не могли бы вы оценить культуру вашей организации как проблему или есть ясная возможность для улучшения? Какое конкретное поведение вам нужно видеть от членов команды более последовательно? Что такое бизнес-проблема, проблема или цель, которую можно было бы управлять более эффективно, если бы это конкретное поведение постоянно демонстрировалось? Что в корневой системе? Почему эти поведения не отображаются последовательно? Какое расхождение вы видите между ценностями и поведением? Что на поверхности вашего лилового пруда с этим поведением? . Он провел 15 лет в качестве ведущего лидера, способствующего развитию культуры и производительности, прежде чем стать консультантом, автором и докладчиком.

Печатные выступления Козьмы Пруткова (в «Современнике» 1854 и 1860-1863 гг., в «Искре», 1859-1861, и «Развлечении», 1861, а также в произведениях, появившихся лишь в полном собрании сочинений, 1883) представляют сочетание двух элементов: алогического комизма, характерной черты допрутковского периода деятельности кружка, и пародии как на отдельных тогдашних поэтов (Бенедиктов , Щербина , Хомяков , Полонский , Фет , Ап. Григорьев , Ив. Аксаков и др.), так и на литературные направления. Элементы алогизма значительнее всего представлены в баснях (, , «Звезда и брюхо», «Цапля и беговые дрожки», , ), в афоризмах («Плоды раздумья»), в пародиях-стилизациях под романтику Кавказа (романс «На мягкой кровати лежу я один… В соседней палате кричит армянин») и Испании («Осада Памбы», «Желание быть испанцем»), под античность («Философ в бане», «Древней греческой старухе, если бы она домогалась моей любви»), под мемуары («Выдержки из записок моего деда»), в пьесах («Любовь и Силин», «Опрометчивый турка, или приятно ли быть внуком?» «Черепослов, сиречь френолог»), а также в «политической прозе» (проект введения единомыслия в России). Большое значение придаётся в произведениях Козьмы Пруткова заглавиям, представляющим чаще всего сочетание логически несвязуемых понятий (, «Философ в бане», «Звезда и брюхо»), имеющих к тому же не всегда прямое отношение к следующему за ним тексту («…откинув незабудки, здесь помещённые для шутки, ты только то из басни заключи»…).

Пожалуйста, помогите мне распространить положительность, чириканье, обмен и симпатию. Вы хотите сделать положительную разницу? Получите доступ к 20 выпускам цифровых журналов и растущему числу белых документов, видеороликов, интервью и статей о позитивном лидерстве, культуре, изменениях и новых организациях!

Где вырос грех: восстание человека и изобилие благодати

Вместе мы можем сделать положительную разницу. Спасибо за вашу поддержку, чтобы распространить это сообщение положительных изменений! Еще одиннадцать сеансов. Почему мы проводим конференцию пасторов, говорящих о грехе? Вестерхольм имеет дело с Новой Перспективой на Пола, движение среди ученых Нового Завета за последние пятьдесят лет, что происходит примерно так: в течение последних пятисот лет или более церковь - протестанты, в частности, неправильно поняла, что такое иудаизм первый век верил, и поэтому неправильно понял природу споров Павла с евреями того времени.

Если эта часть произведений Козьмы Пруткова социологически восходит к «светской игре иррациональностями», то совсем иное социальное значение имела и иную общественную роль сыграла наиболее ценная часть наследия Козьмы Пруткова - пародии и афоризмы, представляющие сатиру на «философию жизни» бюрократов. По афоризмам собственно и сложился общественно-политический образ Козьмы Пруткова. Афоризмы «Плодов раздумья», вроде: «Камергер редко наслаждается природой», «Только в государственной службе познаёшь истину», «Если хочешь быть красивым, поступи в гусары», «Не всякому и гусарский мундир к лицу», «Бди», «Козыряй», «Смотри в корень» - своей утрированной и иронической установкой явились орудием борьбы с той бюрократической идеологией, за порождение которой они выдавались. Появление пародий Козьмы Пруткова в «Современнике», давно уже открывшем свои страницы этому жанру, характерно само по себе как обращение этого журнала к разночинной аудитории. Редакторы «Современника», с которыми члены кружка состояли в те годы в приятельских отношениях, и направляли деятельность «опекунов» Козьмы Пруткова в сторону пародии, придав таким образом прежде общественно-бессодержательной юмористике иную социальную функцию.

Новая перспектива скажет, что основной ошибкой церкви было думать об иудаизме первого века как религии, которая учила достойному спасению работами закона, а не получала его по благодати Бога. Скорее, «Новая перспектива» утверждала, что иудаизм - это религия благодати. Он пожертвовал искуплением и прощением грехов, исходящих из Божьей благодати.

И аргумент идет, если это правда, тогда Павел не мог бы спорить с еврейским законничеством, когда говорил, например. Мы знаем, что человек не оправдывается делами закона, но через веру в Иисуса Христа, поэтому мы также уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верой во Христа, а не делами закона, потому что делами закон никто не будет оправдан.

Критика правого лагеря встретила Козьму Пруткова недоброжелательно. Рецензент «Пантеона», например, бранил Козьму Пруткова за «отсутствие вкуса и уважения к литературе», т. е. за пародии на «чистое искусство» и за алогизм. Совсем иначе отнеслись к Козьме Пруткову разночинцы во главе с Добролюбовым, видевшим в Козьме Пруткове орудие борьбы с «чистым искусством» как только оно вновь оживает. «Чистая художественность привлекает общее внимание, - писал Добролюбов, имея в виду разночинного читателя, враждебно относившегося к теории „искусства для искусства“, - единственно только в творениях Козьмы Пруткова». В другом месте Добролюбов отметил, что Козьма Прутков исчезал «на то время, когда у нас поднимались великие общественные вопросы». Эту точку зрения на Козьму Пруткова как союзника в борьбе с «чистым искусством», т. е. дворянски-эстетической культурой, усвоили разночинцы 60-х гг. В 1863 появляется «некролог» Козьмы Пруткова, представляющий либеральную сатиру на тогдашний бюрократизм. С этого времени афоризмы Козьмы Пруткова делаются излюбленным источником цитирования в либеральной и радикальной публицистике. К концу 70-х гг. под влиянием «оскудения» дворянства и культивируемого им «чистого искусства», а также в связи с быстрым ростом промышленной буржуазии и укреплением буржуазной литературы, социально-положительная роль пародий Козьмы Пруткова забывается, борьба с бюрократизмом теряет остроту, и о Козьме Пруткове говорят лишь как о явлении прошлого. В 80-х гг. благодаря реакции вновь возникает интерес к Козьме Пруткову, на этот раз со стороны буржуазной критики, приветствующей «полное собрание сочинений» Козьмы Пруткова за отсутствие «тенденций»; наоборот, радикальная журналистика резко выступает против «бессодержательности» Козьмы Пруткова, противопоставляя ему Щедрина. В 90-е и последующие годы благодаря новому переосмыслению Козьме Пруткову придаётся социальное значение, о котором сказано выше. «В марксистских кругах в пору борьбы с народниками установилась своего рода традиция обращения к Козьме Пруткову. В частности для Г. В. Плеханова Козьма Прутков был неисчерпаемым источником, откуда он брал остроумные и злые характеристики своих незадачливых противников» (В. А. Десницкий, см. ниже библиографию «Козьмы Пруткова»).

«Новая перспектива» говорит, что Павел не критикует людей, которые думают, что вы можете заработать свое спасение по закону, потому что, говорят они, это не то, что считал иудаизм первого века. Вам не нужно понимать тонкости Новой Перспективы, чтобы увидеть, что поразило меня как столь полезное и стремительное развитие учения о грехе в моем ментальном горизонте.

Грейс и работы не считались альтернативными дорогами к спасению. Но для Павла, полагаясь на Божью благодать, как способ правого стояния с Богом, исключалась всякая зависимость от произведений как основа этого правого положения. Один детский шаг в отношении соблюдения закона отменяет все. Если вы полагаетесь на один свой собственный поступок, чтобы стать основой вашего правого положения с Богом, вы отпали от милостивого способа Бога объявить вас праведными.

В настоящее время Козьма Прутков справедливо считается одним из классиков русской юмористической литературы. Многие выражения из стихотворений и афоризмов Козьмы Пруткова вошли в живую речь («Барон фон Гринвальдус всё в той же позицьи на камне сидит», «Бди», «Козыряй», «Смотри в корень», «Никто необъятного обнять не может», «И терпентин на что-нибудь пригоден» и т. д.).

Он не видел зависимости от благодати и уверенности в каких-то добрых делах как альтернативы, как это сделал Пол. Ответ заключается в том, что у Павла был гораздо более радикальный взгляд на греховность человеческого сердца, чем на господство иудаизма его времени. Причина, по которой Павел не думал, что любые добрые дела, а не одно, могут быть добавлены к благодати, поскольку основой нашего принятия с Богом является то, что ни один невозрожденный, необоснованный человек не может сделать одну хорошую работу и даже добрые дела оправданных являются несовершенными и, следовательно, не могут способствовать чему-либо основанию нашего правосознания с Богом.

Библиография: I. Полное собр. сочин., изд. 1-е, СПБ., 1884, 2-е - 1887, 3-е (ошибочно помечено вторым) - 1894; 5-е - 1894; 12-е (фактически 13-е) - 1916; полное собр. сочин., изд. А. и В. Жемчужниковых, СПБ., 1888; То же, изд. 2-е, СПБ., 1912; То же, Гиз, Л., 1927 (наиболее полное, хотя есть пропуски и неточности); Избр. сочин., под ред. Н. О. Лернера, «Прибой», Л., 1927 (ценный комментарий); Избранный Прутков, М., 1927, биб-ка «Огонёк»; Старое и новое, М., 1928, биб-ка «Огонёк»; «Не всегда с точностью понимать должно», Новонайденные произведения, «ЗИФ», Л., 1926; Проект введения единомыслия в России, Любовь и Силин, «Радуга», П. - М., 1923. Кроме того, «Голос минувшего», 1922, № 2; «Русский современник», 1924, № 1; «Огонёк», 1925, № 44; «Красная газета», вечерний вып., 1925, №№ 311 и 314; «Красная новь», 1926, № 4; Амфитеатров, Забытый смех, П., 1914.

Сандерс говорит: «У раввинов не было учения о первородном грехе или о существенной греховности каждого человека в христианском смысле». Итак, вот критическая вещь: причина, по которой Павел проповедовал оправдание только по благодати только через веру, был не потому, что иудеи, которые выступали против него, не имели учения о благодати, а потому, что им не хватало учения о грехе, которое делало благодать Бога во Христе единственная основа принятия с Богом.

Карикатура на иудаизм не говорит с Сандерсом, что ему не хватает учения о «существенной греховности» человечества; никто из евреев не рассматривал бы это требование как оскорбление. Для Павла, с другой стороны, именно «существенная греховность» человечества требует спасения, основанного только на благодати, кроме всех человеческих «дел».

II. Дружинин, «Библиотека для чтения», 1851, XII, или Полн. собр. сочин., т. VI, стр. 559-563; Добролюбов Н., Перепевы, «Современник», 1860, № 8; Его же, Черты для характеристики русского простонародья, там же, № 9; Скабичевский, История новой русской литературы, гл. XXVI; Иванов-Разумник, История русской общественной мысли, т. I (разн. изд.); Десницкий, Предисловие к Собр. сочин., Гиз; История русской литературы XIX в., под ред. Д. Н. Овсянико-Куликовского, т. II, стр. 202-203 (Ч. Ветринский), и т. III, стр. 424 (Ф. Д. Батюшков); Глинский Б. Б., «Исторический вестник», 1908, XI, стр. 579-583, и там же, 1910, II, стр. 525-526; Стасюлевич М. М. и его современники, т. IV (письма В. М. Жемчужникова об изд. полного собр. сочин. Пруткова, там же письма Алексея Жемчужникова ); Б. Н. П. (П. Берков), К. Прутков. К 75-летию литературного дебюта, «Красная газета», веч. вып., 1929, 22/II.

Знаю ли я, что он имеет в виду по моей существенной греховности. Есть ли у меня подходящее понятие о моем собственном зле? Это как-то пропорционально тому, что стоило мне спасти? Вот откуда взялась эта конференция. И просто для завершения иллюстрации. Поэтому старая перспектива Павла, разъясненная и провозглашенная в Реформации, в корне не ошибочна. Да, в иудаизме есть благодать - искупление, покаяние, прощение - но это не исключало для них смешения добрых дел с благодатью как основы права, стоящего с Богом.

Что такое самый глубокий корень греха?

Это одно из правил: мы настолько грешны, что не можем способствовать добрым делам на основе принятия Богом нас. Нет никаких хороших работ нигде в невозрожденном человечестве, никогда не было с тех пор, как падение Адама и Евы в грех. Что происходит в обращении - новое рождение, вера и покаяние? Как происходит освящение и настойчивость в вере и святости? В чем суть и корень всех грехов? Давайте немедленно пойдем за самым глубоким корнем. Это насущный вопрос, потому что вы знаете, что вы называете многое из того, что неверующие «хорошо» - строят больницы, держат ограничение скорости, ведут переговоры о мире, лечат болезни, кормят бедных, платят справедливую зарплату и так далее.

III. Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, Л., 1924; Его же, Литература великого десятилетия, т. I, Гиз, М., 1928.

П. Берков

Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939

А. М. Жемчужников — «отец» Козьмы Пруткова

Козьма Прутков — литературный псевдоним русских литераторов графа А. К. Толстого (1817-1875) и братьев Жемчужниковых: Алексея Михайловича (1821-1908), Владимира Михайловича(1830-1884) при участии Александра Михайловича (1826-1896). Алексей Константинович Толстой приходился всем им двоюродным братом. Под псевдонимом «Козьма Прутков» его, как они себя называли, «друзья» или «опекуны» публиковали в русских газетах и журналах середины ХIХ века басни, афоризмы, пьесы.

«Достопочтенный Косьма Прутков - это ты, Толстой и я. Все мы тогда были молоды, и «настроение кружка», при котором возникли творения Пруткова, было веселое, но с примесью сатирически-критического отношения к современным литературным явлениям и к явлениям современной жизни. Хотя каждый из нас имел свой особый политический характер, но всех нас соединила плотно одна общая нам черта: полное отсутствие «казенности» в нас самих и, вследствие этого, большая чуткость ко всему «казенному». Эта черта помогла нам - сперва независимо от нашей воли и вполне непреднамеренно,- создать тип Кузьмы Пруткова, который до того казенный, что ни мысли его, ни чувству недоступна никакая, так называемая, злоба дня, если на нее не обращено внимания с казенной точки зрения…» (из письма Алексея Жемчужникова брату Владимиру)

Стихи, афоризмы Козьмы Пруткова пародировали литературное подражательство, «казенность», ретроградство (Википедия)

Биография Козьмы Пруткова

Родился в деревне Тентелевая близ Сольвычегорска 11 апреля 1803 года. Три года прослужил в гусарском полку, 40 лет до самой смерти, Пробироной палатке (учреждении для исследования серебряных и золотых вещей и для наложения на них пробного клейма). Был её директором, имел чин действительного статского советника, был награжден орденом Святого Станислава первой степени. Скончался в Петербурге 13 января 1863 года

Козьма Прутков — пародия на литератора-чиновника. Афоризмы Пруткова — большей частью казенные, общие места, его мысли — не имеют отношения к его эпохе, стоят вне времени и пространства. Будучи ограниченным, он дает советы мудрости; не имея таланта, пишет стихи, без образования и понимания дел в России пишет «прожекты». Он воспитанник той эпохи, когда всякий, без малейшей подготовки, брал на себя любые обязанности, если начальство их налагало. При этом Прутков был добродушен и честен, чем был многим симпатичен.

Сочинения Козьмы Петровича Пруткова

  • «Досуги и пух и перья», юмористическое приложение «Литературный ералаш» к журналу «Современник», 1854 год и журнал «Свисток», 1860 год
  • «Эпиграмы», «Современник», 1854 год
  • «Плоды раздумья. Мысли и афоризмы», «Современник», 1854 год, журнал «Искра», 1860 год
  • «Выдержки из записок моего деда», «Современник», 1854 год
  • «Гисторические материалы Фёдора Кузьмича Прутков (деда)», «Современник», «Искра», 1860 год
  • «Проект: о введении единомыслия в России», «Современник», 1864 год
  • «Фантазия» пьеса, впервые поставлена на сцена Александринского театра в Петербурге в январе 1851 года
  • «Блонды», комедия, «Современник», 1854 год
  • «Спор древних греческих философовов об изящном», комедия, «Современник», 1854 год
  • «Черепослов,сиречь Френолог» драма, «Современник», 1860 год
  • «Опрометчивый турка. или: Приятно ли быть внуком?». драматическое произведение, «Современник», 1863 год
  • «Любовь и Силин», пьеса, журнал «Развлечение 1861 год
  • «Торжество добродетели», комедия, принята журналом «Современник» в 1864 году, но запрещена цензурой
  • Первое полное собрание сочинений Козьмы Пруткова, 1884 год

Первые произведения Козьмы Прутков — три басни — появились в «Современнике» в 1851 году. Назывались «Незабудки и запятки», «Кондуктор и тарантул», «Цапля и беговые дрожки», Имя Пруткова тогда упомянуто не было

Афоризмы Козьмы Пруткова

  • Обручальное кольцо есть первое звено в цепи супружеской жизни
  • Никто не обнимет необъятного
  • Лучше скажи мало, но хорошо
  • Наука изощряет ум, ученье вострит память
  • Полезнее пройти путь жизни, чем всю вселенную
  • Женатый повеса воробью подобен
  • Если хочешь быть красивым, поступи в гусары
  • Если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть фонтану
  • Гений подобен холму, возвышающемуся на равнине
  • Смерть для того поставлена в конце жизни, чтобы удобнее к ней приготовиться
  • Принимаясь за дело, соберись с духом
  • На дне каждого сердца есть осадок
  • Болтун подобен маятнику: того и другой надо остановить
  • Что имеем не храним, потеявши плачем

Сказал Козьма Прутков: Если хочешь быть счастливым, будь им

Басня «Незабудкии запятки»

Трясясь Пахомыч на запятках,
Пук незабудок вёз с собой;
Мозоли натерев на пятках,
Лечил их дома камфарой.

Читатель! в басне сей откинув незабудки,
Здесь помещённые для шутки,
Ты только это заключи:
Коль будут у тебя мозоли,
То, чтоб избавиться от боли,
Ты, как Пахомыч наш, их камфорой лечи

Loading...Loading...