Второстепенные персонажи. Batman: Arkham Origins

2013-й подарил миру третью видеоигру из “аркэмской” серии, название которой чаще всего переводят как “Бэтмен: Летопись “Аркэма” , — и нового Джокера, впрочем, в достаточной степени похожего на предшественника, чтобы они воспринимались как единое целое.
В июле 2012 г. “Уорнер Бразерс” начала планировать следующую игру о Человеке – Летучей Мыши как приквел к предыдущим, основанный на комиксах Серебряного Века с участием Супермена, Чудо-Женщины, Зеленого Фонаря и Вспышки. Пол Дини быстро заявил, что будет занят другими проектами, а в феврале 2013 г. стало известно, что разработку поручат не блеснувшей и Rocksteady Studios, а другой студии. Ею стала канадская Warner Bros. Games Montreal, работавшая над одной из адаптаций City, поэтому знакомая с разработками Rocksteady. Систему боев не стали менять, считая подходящей, зато ввели новые типы противников, тактики и движения. Сценаристы Дума Вендшух и Кори Мэй и участвовавший в процессе Джефф Джонс выбрали временем действия второй год деятельности героя, черпая вдохновение из “Года первого” и серии “Легенды о Темном Рыцаре” ; режиссером стал Эрик Холмс. Создатели Arkham Origins решили не приглашать Кевина Конроя и выбрать для своего Бэтмена голос помоложе – им стал Роджер Крейг Смит.
Центральным антагонистом игры ее создатели называли Черную Маску: главный криминальный босс (и потому самый могущественный житель) Готэма назначает за голову Темного Рыцаря награду – 50 миллионов долларов, привлекая таким образом в город целую коллекцию колоритных наемников с самыми разными способностями, вокруг борьбы с которыми и построен сюжет игры. “Мы, — объяснял такой выбор продюсер Бен Маттес, — просто подумали: “Это персонаж, у которого было камео в Arkham City, и него были свои маленькие моменты в некоторых предыдущих комиксах”, но мы не чувствовали, что у него когда-нибудь была собственная история, и решили дать ему шанс ее получить.
Мы чувствовали, что он персонаж, у которого есть потенциал подняться. И благодаря его доступу к ресурсам он был идеальным катализатором для сюжета Origins”. Признавая, что черепоголовый гангстер, частенько появляясь в комиксах и мультсериалах, все же менее известен широкой публике, чем злодеи, засветившиеся в фильмах, создатели игры описывали свою концепцию так: Маска олицетворяет переход готэмского криминального мира от традиционных мафиози к костюмным психопатам, и он хорошо подходит для ранних лет Бэтмена из-за своей практичной натуры.

Роль Джокера, хоть о его появлении в Origins тоже было заявлено заранее, была описана как намного менее значительная, чем в двух предыдущих играх. “Это одна из вещей, — говорил Маттес о степени участия шута-маньяка в сюжете, — которые мы хотели, чтобы люди обнаружили сами.
Он в игре, конечно, и мы действительно рады за игроков, которые будут раскрывать самостоятельно не только его роль, но и роли множества других персонажей”. Поскольку Марк Хэмилл отказался озвучивать Клоуна – Принца Преступного Мира после Arkham City, его место занял Трой Бейкер .
Arkham Origins стала первой игрой этой серии с многоигровым режимом, дающим пользователю возможность участвовать в войне банд Джокера и Бейна в тюрьме “Блэкгейт” на стороне одной, другой или готэмских мстителей.
Игра была выпущена 25 октября 2013 г. в версиях для PlayStation 3, Wii U, Xbox 360 и Microsoft Windows. В первую же неделю она возглавила список продаж во всех форматах в Великобритании, однако ее коммерческий успех был не столь значителен, как у предшественников. Это можно объяснить как некоторыми быстро обнаруженными техническими проблемами, так и исчерпанностью формулы: в то время как City существенно расширила мир Asylum, выведя его за пределы здания, третья игра во многом повторила вторую. Тем не менее, рецензии на нее были во многом положительными, и некоторые критики даже сочли, что Origins сделана на уровне City.
Выбрав эпоху года второго (за 5 лет до событий Arkham Asylum), создатели игры заметно освежили статус-кво предыдущих двух. Бэтмен уже хорошо набил руку на борьбе с уличной преступностью, но еще не превратился в не знающего промахов супергероя. Его отношения с Альфредом (голос Мартина Джервиса) прохладнее, чем в дальнейшем, капитан Гордон (Майкл Гуф) и детектив Буллок (Роберт Костанцо) пытаются его арестовать, а коррумпированные полицейские – просто убить, охотясь за обещанной Черной Маской наградой. Дополнительный колорит обеспечил тот факт, что действие происходит на Рождество, – и он же дал Кристоферу Дрейку возможность написать музыку в стиле первого “Крепкого орешка”.

Подбор противников для поединков в Origins достаточно удачен. Кто-то из восьмерки охотящихся за героем киллеров уже появлялся в этой серии, кто-то нет, но они достаточно разнообразны, чтобы бросать противнику все возможные в плане боя один на один вызовы. К примеру, стиль Дэфстрока (Марк Ролстон) ориентирован на защиту и контратаки, и злодей непобедим до того момента, пока его не лишают всего оружия. Щитомордник (Роза Салазар), явно поменявший пол по причине почти полного отсутствия в игре женских персонажей, использует помесь акробатики с боевыми искусствами. В результате для того, чтобы анимировать этот персонаж, потребовалось сразу три актрисы – каскадерша, каратистка и артистка из Cirque du Soleil; эта версия малоизвестного злодея понравилась DC настолько, что ее решили ввести в мир “Новых 52”. Также в восьмерку вошли снайпер Дэдшот, громко щелкающий зубами Убийца Крок (Кхари Пейтон), вопящий, но весьма бестолковый Электротокер (Стивен Блум), брызгающий огнем Светлячок (Криспин Фримэн), изящная и смертоносная Шива (Келли Ху, давно специализирующаяся на азиатских злодейках DC – и не только DC) и, наконец, Бейн (Дж. Б. Бланк), чья роль в сюжете намного важнее, чем простой наемник.
Весьма интересны и дополнительные вызовы для героя, особенно в том плане, как они переосмыслены для современности и для данной Бэт-вселенной. Скажем, когда Бэтмен разыскивает Пингвина, от которого хочет получить информацию о местонахождении Черной Маски, ему препятствуют еще не ставший Риддлером Энигма (Уолли Уингерт) и Анархист (Мэтью Мерсер), напоминающий уличного протестанта и больше заинтересованный в том, чтобы Темный Мститель стал его союзником. Сам же Кобблпот (Нолан Норт) – в той же степени аппетитно-злодейский, что и в City, – пытает Альберто Фальконе и следит за делишками Маски: его позиция второго в списке босса после черепоголового подчеркивает заявленные создателями игры перемены в готэмском преступном мире. В принципе, хорош и сам Черная Маска (Брайан Блум), высокомерно держащийся с самыми смертоносными киллерами, могущими покончить с ним мгновенно, безжалостно убивающий комиссара Лоэба и от души развлекающийся с жертвами. Однако – лишь до того момента, когда раскрывается главный спойлер игры.
Он состоит в том, что, когда маска-череп наконец снимается с головы главного злодея, под ней обнаруживается новый преступник, только заявивший о себе в городе, — Джокер. Выясняется, он недавно занял место нынешнего короля, прибрав к рукам все его операции, и инициатива устроить за Бэтменом 50-миллионную охоту на самом деле принадлежит ему. То есть Черной Маской с самого начала игры был именно он. Таким образом, все сказанное создателями игры про личность центрального антагониста можно назвать дезинформацией, а можно и просто ложью.
Явная ложь с целью скрыть спойлер используется довольно часто – достаточно вспомнить Марион Котияр с заявлениями, что она точно играла не Талию аль Гуль. Проблема не в самой лжи, а в том, что ей часто прикрывается слабость. В случае с финалом трилогии Нолана – ненужность дочери Демона в нем вообще. В случае с Arkham Origins – относительная чужеродность Клоуна – Принца Преступного Мира заявленной в игре концепции.

Относительная – потому что он идеально работает как злодей года второго, но только в том случае, когда является первым в своем роде на фоне традиционной мафии, родоначальником новой волны злодейства, ставшей прямым ответом на появление Рыцаря Ночи. В Бэт-вселенной же, где уже существуют все, от Пингвина и Крока до Безумного Шляпника (Питер Макникол) и Календарного Человека, и где Бэтмен знает всех их по именам, появление нового злодея по кличке Джокер вызывает, мягко говоря, недоумение. И такой же точки зрения придерживался, например, Джеймс Такер, в мультсериале “Храбрые и смелые” принципиально отказавшийся делать Шляпника предшественником шута-убийцы.
Первоначально заявленный сюжет Origins бы не пострадал, если б Джокер был уже известным всем, но втайне заменившим Маску психопатом. С другой стороны, тогда игра бы лишилась динамики зарождения всегда неординарных отношений между архи-врагами, на которую ее создатели тоже сделали крупную ставку: подозревая, что для кульминации не подойдет более монотонный злодей, они достали из рукава заведомо выигрышную карту. А если бы игра была построена лишь на этой линии, в ней не было б эффектных поединков с суперзлодеями. Авторы сценария попытались сесть на два стула сразу, из-за чего вышел весьма эклектичный результат.
Если же отвлечься от этих размышлений, нельзя не признать, что роль Джокера в Arkham Origins сама по себе хороша и воспринимается на удивление свежо. Рассказанная им предыстория с одним плохим днем, естественно, напоминает об “Убийственной шутке” , но по-хорошему удивляет первоначальный прагматичный подход: вместо того, чтобы тратить время на игры (отравляя воду, пуская шарики с газом и пр.), он попросту присваивает империю местного криминального короля и привлекает лучших наемников для уничтожения единственной существенной преграды на пути к полному господству – еще чуть-чуть, и дело было б в шляпе. Лишь после того, как Бэтмен спасает ему жизнь, рискуя своей, мировоззрение злодея меняется в намного менее адекватную сторону: он понимает, что нашел то, что ему подходит, и вслух излагает это пришедшей проверить его умственное здоровье доктору Харлин Квинзель (вновь Тара Стронг). Если же учесть, что она понимает его неоднозначные слова очень по-своему, то нельзя не признать, что это замечательная сцена.
Финал же игры, заявленной как “история Черной Маски”, представляет собой шоу Бейна и Джокера. По ходу сюжета между ними устанавливаются непростые отношения: они отнюдь не друзья и порою палят друг в друга, но сотрудничают во имя общей цели – уничтожить Летучую Мышь. Только первый, уже одержав одну победу над мстителем по ходу игры, заинтересован в полном физическом триумфе, второй – в триумфе идеологическом, создании ситуации, которая превратит противника в убийцу независимо от сделанного им выбора.
Голосовое исполнение Троя Бейкера было высоко оценено практически всеми рецензентами, кроме тех немногих, кто жаловался на то, что он слишком уж напоминает Марка Хэмилла, не пытаясь предложить собственную трактовку, — им можно ответить словами актера, что это была часть замысла. Работа Бейкера оживила образ и во многом улучшила восприятие спорной игры, поэтому ему в ближайшем будущем будет посвящена отдельная статья.

Дата выхода: Октябрь 2013

Разработчик: Warner Bros. Montreal

Издатель: Warner Bros. Interactive Entertainment

История разработки Batman: Arkham Origins

Первая информация о Batman: Arkham Origins от студии Warner Bros. Montreal в журнале Game Informer в апреле 2013 года. В одном из интервью креативный директор WBM, Эрик Холмс, назвал комиксную серию Legends of the Dark Knight фундаментом для построения истории и атмосферы Batman: Arkham Origins.

«Эта серия началась в 1989 году, — . — Она родилась на волне тренда, когда графические новеллы стали показывать ранние годы известных супергероев. В случае с Бэтменом взгляд в прошлое впервые был дан в другой серии — Batman: Year One — которую мы тоже рассматриваем как один из основных источников вдохновения».

Позже стало известно, что помимо Бэтмена, в , как Черная маска, Джокер, Бейн, Дэдшот, Дэфстроук, Светляк, Пингвин, Безумный шляпник, Анарки, Electrocutioner, Copperhead, Убийца Крок и Леди Шива. Разработчики также добавить многопользовательский режим и дополнительный уровень сложности I Am the Night.

Сюжет Batman: Arkham Origins

Действие игры будет происходить до основных событий . Впервые Бэтмен встретится со своими врагами лицом к лицу. По сюжету Черная Маска назначил целое состояние за голову Бэтмена. Его банда и другие злодеи вместе с полицейскими хотят сорвать куш и повесить Бэтмена на одной из улиц Готэм-сити. Главный герой собирается доказать «защитникам города, что он на их стороне, и выяснить, чего нужно Черной Маске от него.

Известно, что боевая система в Batman: Arkham Origins останется такой же, как и в предыдущих частях. Однако разработчики трудятся над новыми тактиками и возможностями главного героя.

Прохождение Batman: Arkham Origins вы можете прочитать .

На данный момент разработчики выпустили два дополнения для игры и . Также вы можете сыграть в , который является продолжением Arkham Origins.

Системные требования Batman: Arkham Origins

Купить и скачать Batman: Arkham Origins вы можете в

Еще одна пасхалка, кроющаяся за стеной титров. Появится она в итоге в любом случае, даже если вы решите титры пропустить (а идут они, кстати, ооочень долго – видимо, захотели всех бета-тестеров вписать, благодаря которым мы получили игру такой оптимизированной).

Собственно, ждет нас ролик, в котором какая-то тетка приходит к Дефстроуку в Блекгейт, кидает ему странный конфиденциальный контракт и сквозь зубы проговаривает что-то вроде «Соглашайся или сиди здесь вечность» .

«Звон колокольчиков, запах Бэтмена». Пасхалки Batman: Arkham Origins


«Звон колокольчиков, запах Бэтмена». Пасхалки Batman: Arkham Origins

Человеку, незнакомому с комиксами, крайне трудно понять, что к чему. Что за тетка, что за контракт, почему Дефстроук? На деле, все в этом ролике очень интересно.

На деле, визит к Дефстроуку нанесла Аманда Уоллер – правительственный агент, собирающий команду «Отряд Самоубийц» («Suicidal Squad», что написано, между прочим, в заголовке контракта, что дали Дефстроуку). «Отряд» этот в комиксах состоит из отпетых суперзлодеев, согласившихся работать на государство лишь бы в тюрьме не сидеть. Задания им дают поистине самоубийственные (отсюда и название).

«Звон колокольчиков, запах Бэтмена». Пасхалки Batman: Arkham Origins

«Звон колокольчиков, запах Бэтмена». Пасхалки Batman: Arkham Origins

Ясное дело, что эта сцена в конце оставлена неспроста. Чего же нам стоит ждать? Дополнение, посвященное «Отряду Самоубийц»? Или полноценную игру? Или же этот «Отряд» будет играть существенную роль в следующей игре серии, которая будет разворачиваться после Arkham City?

«Звон колокольчиков, запах Бэтмена». Пасхалки Batman: Arkham Origins


«Звон колокольчиков, запах Бэтмена». Пасхалки Batman: Arkham Origins

Интересный факт: Дефстроук – не единственный злодей, которому Аманда предложила вступить в «Отряд Самоубийц». В мобильной Arkham Origins Blackgate (на которую еще Эвер обзор написала) после титров тоже следует сцена, в которой та же самая Аманда на этот раз обращается со своим предложениям уже к другим злодеям: Бронзовому Тигру и Дедшоту.

.
Сталелитейный завод , Босс: Медноголовка .
Отель Gotham City Royal , Босс: Бэйн .
Тюрьма Блэкгейт .
Поиски Бейна .
Мост пионеров , Босс: Светлячок .
Тюрьма Блэкгейт , Босс: Бейн , Босс: Джокер

Прохождение уровней:

Отель Gotham City Royal
Бэтман: Летопись Аркхем. Прохождение игры

Задание: Раздобудьте электромагнитную сигнатуру Электрошокера

Перемещаемся в самый центр Готэмского моста пионеров. Здесь обнаруживаем сигнал Электрошокера.


Задание: Отследите электромагнитную сигнатуру

Точного месторасположения Электрошокера мы не видим, только датчик расстояния до него. Идём в ту сторону, где расстояние сокращается, в результате приходим в квартал Округ Даймонд в большое восточное здание.


Задание: Проникните в отель «Gotham City Royal»

Входим в здание через южную дверь. На входе уничтожаем бандитов и полицейских. Попадаем на подземную автостоянку отеля. Уничтожаем всех бандитов.

Взламываем закрытую дверь. Внутри бетарангом нажимаем кнопку, куда сходится электричество, затем наверху протягиваем трос и забираемся на него. В верхней комнатке нажимаем кнопку, чтобы открыть решетчатую дверь внизу. Входим в большой лифт, едем наверх.


Задание: Проникните в помещение охраны

Вестибюль отеля. Бесшумно уничтожаем бандитов.

Входим в комнату охраны. По камере видеонаблюдения смотрим за собранием ассассинов и Джокера. На наших глазах Джокер выбрасывает из окна Электрошокера. Подходим к упавшему противнику, забираем у него новое оружие - шоковые перчатки . Теперь осталось забраться наверх.


Задание: Проникните в пентхаус

Рядом с упавшей люстрой и Электрошокером находится подвесной лифт. Забираемся в него и заряжаем энергией. С помощью крюка забираемся ещё выше в открытое окно здания.


Восточная башня – 10 этаж. С помощью перчаток заряжаем панель на стене, от этого поднимется решетка впереди, проскальзываем под неё. Убиваем бандитов. Перчатки можно использовать и во время боя, если нажимать ЛКМ+ПКМ.

Входим в прачечную, оттуда через вентиляцию в шахту нерабочего лифта. Встаём на второй лифт, заряжаем его и едем вверх.


Восточная башня – 19 этаж. Забираемся на открытый этаж, расправляемся с бандитами. Спасенный сотрудник отеля просит спасти остальных его коллег. Проходим дальше к открытому окну. Протягиваем трос к противоположному зданию и катимся туда по тросу.


Западная башня – 19 этаж. За углом видим пулеметную установку. Обезвреживаем её с помощью деструктора. Затем заряжаем панель на стене, разбираемся с бандитами.

Входим в помещение Вентиляционная шахта. Забираемся наверх по выступам, протягиваем трос, на панели управления выключаем вентилятор, забираемся ещё выше – в открытую вентиляцию.

Впереди открываем большой клапан с помощью бэткогтя, чтобы перенаправить пар.



На 25 этаже попадаем в Танцевальный зал. Сражаемся с небольшой бандой, а затем входим в комнату испытания Джокера.

Впереди видим четверо бандитов на электрических стульях, на полу всё залито водой. На выполнение даётся 1:30 секунд. Берём бэтаранги бросаемся ими в левую и правую кнопку наверху, пока деревянные щиты не повернутся в сторону. За щитами видим точки крепления, протягиваем между ними трос и забираемся на него. С троса планируем на деревянный балкон на противоположной стене. На балконе взрываем деревянную стенку с помощью геля. Внутри взламываем панель управления. Испытание пройдено.

Спускаемся на затопленный этаж, проходим через комнатку.

Поднимаемся по лестнице, оказываемся внутри большой клоунской маски. Встаём на зеленую кнопку, через окно-глаз запускаем управляемый бэтаранг, пролетаем через электричество, залетаем во второй глаз маски, врезаемся в щиток с предохранителями. Сверху открылся люк, поднимаемся.

По железной дороге доходим до следующего испытания. Смотрим в какой последовательности мигают шары, затем в этой же последовательности лопаем их с помощью бетаранга. В первый раз комбинация 1, 3, 4, 2 (считая шары слева направо). Вторая комбинация: 4, 3, 1, 2.

Идём дальше по железной дороге. Спрыгиваем на нижний путь, а оттуда – на арену с бандитами. После победы запрыгиваем на ближайший балкон, там нажимаем кнопку, от которой появляется клоун из коробки. Протягиваем трос между носом клоуна и стенкой, по тросу выходим из парка аттракционов.

По пути на 25-ом этаже спасаем ещё одного сотрудника отеля.


Бар Overview. Подходим к круглому строению, подвешенному между башнями отеля. Впереди закрытая решетчатая дверь, поэтому забираемся в люк на полу.

По трубе проползаем в помещение бара, выбираемся и уничтожаем врагов. Проходим дальше, взрываем тонкую стенку слева, выбираемся на улицу на фасад здания. Бэткогтем цепляемся за статую, а затем за открытое окно.

Восточная башня – 28 этаж. Входим в комнату с большим таймером. Взламываем панель управления, чтобы остановить таймер бомбы. Но после взлома времени до взрыва остаётся 24 секунды. Быстро выпрыгиваем из окна (клавиша W, пробел, пробел). Зацепляемся крюком за вертолёт журналистов, а затем спрыгиваем на верхнюю террасу отеля. На террасе поочередно уничтожаем две группы бандитов. Снова входим в здание.

Восточная башня – 40 этаж. Входим в большое помещение с бассейном. Здесь нужно перебить всех наёмников Бейна. После победы спускаемся вниз под бассейн, в центральной части помещения входим в лифт.



Босс: Бейн

Наверху нас сразу встречает Бэйн и доставляет к Джокеру. После очередного шоу Джокера, остаёмся один на один с Бейном. Босс атакует таранными атаками и простыми ударами. От таранов уклоняемся (в любую сторону + пробел, пробел), на обычные удары проводим контратаки (ПКМ), затем делаем ультра оглушение (СКМ, СКМ, СКМ). После оглушения проводим комбо и нажимаем «E», чтобы вырвать у Бейна очередной шланг с веномом.

В середине боя вылетаем в окно и продолжаем бой на террасе отеля. Здесь боссу постоянно помогают несколько обычных бойцов, но не обращаем на них внимания. Просто так лучше не начинать ультра оглушение, Бейн перебьёт его своими ударами. Нужно дожидаться когда он нанесёт обычный удар и тогда контратаковать. После нанесения комбо, Бейн включает усиление веномом.

Когда босс находится под действием венома, три раза уклоняемся от его таранных атак, один раз уклоняемся от его прыжка с волной землетрясения, после этого подходим к нему, делаем ультра оглушение, добиваем и выдергиваем шланг. Вырвав пять шлангов из устройства на спине Бейна, побеждаем его.

Прилетают полицейские вертолёты и вступают в бой с бандитами. Бейн скрывается на своём вертолёте и взрывает Джокера. Бэтман бросается вниз за подающим Джокером и спасает его от гибели. Внизу Джокер попадает в руки полиции, а Бэтман вовремя уходит из полицейского окружения.

Тюрьма Блэкгейт


В тюрьме Джокера отправили на психиатрическое лечение. Лечение Джокера проводит девушка доктор Харви Квин. В роли Джокера мы участвуем в его кошмарах. Сражаемся с зрителями в комедийном театре.

В следующем кошмаре попадаем на химический завод, где бандиты надели на Джокера красный колпак и бросили на конвейер. На всём пути слышим диалог Джокера и доктора.

Так же видим кошмары Бэтмана, в которых убиваю его родителей.

Поиски Бейна
Прохождение Бэтман: Летопись Аркхем


Задание: Возьмите клеевую гранату

Продолжаем играть за Бэтмана. Оказываемся в секретной пещере, разговариваем с Альфредом. На юге пещеры на верстаке берём новое оружие – клеевую гранату .


Задание: Просканируйте труп в морге полицейского управления Готэма

Перемещаемся в район Бернли. Входим в канализационное помещение напротив полицейского участка. Внутри избиваем полицейских, затем спускаемся в канализационный люк.

В подземном тоннеле используем клеевую гранату (клавиша «5») чтобы заклеить открытые клапаны паровых труб. Спрыгиваем вниз к воде. Бросаем в воду клеевую гранату, чтобы создать льдину. Встаём на льдину, бэткогтем притягиваемся к кольцам на стене.

Выходим наружу.


Задание: Выясните местоположение маячка Бэйна

Перемещаемся в район Парковая улица. Входим в здание у западного побережья. Через вентиляционную шахту попадаем в канализацию.

Подходим к воде, из клеевой бомбы создаём плот, на неё доезжаем до другого берега. Уничтожаем врагов и проходим в закрытую зону канализации.

Вход в полевой штаб Бейна. Входим в комнату справа. Изучаем экран, берём аудиозапись о Бейне.

На выходе осматриваем кушетку. Входим в штаб Бейна. Его здесь нет, но на экранах мы видим, что Бейн знает главный секрет: Бэтман – это Брюс Уейн. Быстро выбираемся на поверхность.

Мост пионеров
Прохождение Бэтман: Летопись Аркхем


Задание: Предупредите Гордона о бомбах

Идём на Мост пионеров. Обезвреживаем четырех спецназовцев, собравшихся штурмовать мост. Входим в дверь с красным колесом. В техническом помещении из-за ящиков общаемся с капитаном Гордоном.


Задание: Найдите бомбы Светлячка

Полицейские отступают, можно забираться в мост. Взламываем лифт и входим в него.

Секрет: на средней высоте около генератора смотрим наверх, видим блок за решеткой. Включаем детективное зрение, видим, что влево уходит провод. Запускаем управляемый бэтаранг вверх влево, за стенкой врезаемся в выключатель, решетка откроется. Поднимаемся по платформам на этаж повыше, когтём притягиваем блок данных 11-7 .

Секрет: Шахта грузового лифта. Забравшись на крышу лифта, идём в тёмный угол слева. Там смотрим наверх, бэткогтем притягиваем блок данных 11-8 .

Секрет: Заряжаем генератор, заклеиваем пар на противоположной стороне. Перепрыгиваем туда, дальше поднимаемся по уступам вокруг шахты лифта. Почти на самом верху заклеиваем ещё один клапан с паром, чуть ниже вскрываем решетку вентиляции, там находим блок данных 11-9 .

Поднимаемся наверх, через вентиляцию выходим в бойлерную.

Здесь нужно уничтожить всех врагов и допросить последнего. На статуях горгулий в центре заложена взрывчатка, не нужно цепляться за них, чтобы не поднимать тревогу. У допрошенного узнаём, что всего на мосту четыре бомбы. Идем разминировать ближайшую из них.


Задание: Обезвредьте бомбу в бойлерной

Подходим к панели перед бомбой, взламываем её как обычно, только нужно будет угадать 3 кода за 30 секунд.


Задание: Обезвредьте бомбу на железнодорожном вокзале

На лифте забираемся наверх. Подходим к зарядному устройству, включаем его и поднимем лифт ещё чуть выше. Взрываем дверь над лифтом. Побеждаем врагов, развязываем лейтенанта спецназа Говарда Брендона, а затем оглушаем его.

Забираемся наверх по лестницам, попадаем на железнодорожный вокзал. Бесшумно устраняем врагов. После победы заходим в комнату управления напротив вагона с заложниками. На втором этаже комнаты нажимаем кнопку, от этого вагон опустится вниз.

Подходим к открытой бомбе, взламываем её.


Задание: Обезвредьте бомбу у южной опоры

Входим в помещение с множеством бандитов и с электрическими стенками. Врагов электричество не бьёт, а вот нам не нужно прикасаться к стенкам. После победы нажимаем на кнопку, входим в двери и обезвреживаем третью бомбу.


Задание: Обезвредьте бомбу у северной опоры

Возвращаемся на ж/д вокзал, а оттуда идём на северную часть моста. После открытия пожарной заслонки идём в большую дверь слева.

Запрыгиваем на обломок впереди, идём по нему до конца, включится вид сбоку. Перепрыгиваем пропасть и цепляемся за карниз. По карнизу перебираемся дальше вперёд, а затем выходим на арену в центре моста, где столпились бандиты. Избиваем бандитов, после этого прилетает Светлячок.



Босс: Светлячок

Уклоняемся от огненных атак босса (нажимаем в любую сторону+пробел, пробел). Вначале бросаемся в Светлячка клейкими бомбами (нажимаем «5», «5»), когда он будет склеен, забрасываем его тремя бэтарангами (нажимаем «1», «1», «1», «1»). Затем снова повторяем: склеиваем его, забрасываем снарядами. Когда Светлячок будет оглушен, притягиваем его к себе с помощью беткогтя (нажимаем «2», «2»).

После второго притягивания беткогтем Светлячок разозлится, подожжёт всё вокруг и найдёт детонатор от бомб. После этого бежим вперёд, спасаясь от огня. Обходим машины, спрыгиваем вниз. По обломкам поднимаемся обратно наверх. После подъёма на мост бежим вправо, запрыгиваем на синий свисающий грузовик, затем прокатываемся под большой фурой.

Добежав до тупика снова начинаем воевать со Светлячком тем же методом: склеиваем его и забрасываем бэтарангами. Когда у босса останется последнее деление здоровья, цепляемся за него крюком (клавиша «F») и добиваем в воздухе.


Задание: Найдите Альфреда

Подходим к главной панели управления, возобновляем работу детективного зрения. Ищём Альфреда, находим его далеко внизу, на склоне пещеры под обломками. Разбираем завал и реанимируем Альфреда. Подходим к панели управления и узнаём, что Джокер захватил тюрьму, в которой сидел.

Тюрьма Блекгейт
Прохождение Бэтман: Летопись Аркхем


Задание: Остановите Джокера

Высаживаемся сразу около тюрьмы. Идём и уничтожаем заключенных, собравшихся у парадного входа. Освобождаем трёх полицейских.


Задание: Проникните в тюрьму Блэкгейт через канализацию

Спускаемся в люк перед правым горящим окном. В тоннеле пробиваем пол, идём по нижнему этажу. Попадаем в помещение, где вода на полу находится под электричеством. Создаём себе путь, протягивая тросы между точками крепления. Забираемся повыше, пробиваем стенку, парим на противоположный берег, там выключаем замкнувший электрощиток. После этого клейкой гранатой создаём плот на воде, плывём по тоннелю вперёд.

Забираемся на возвышенность. Заходим в комнату управления слева, нажимаем там кнопку и быстро запускаем управляемый бетаранг через появившееся электричество, после этого врезаемся в щиток с пробками слева от электричества. От этого в шлюзе наполнится вода. В воде создаём плот, подтягиваемся к другой стенке и взрываем в ней тонкое место.

Дальше активно пользуемся клейкими гранатами. Заклеиваем все паровые клапаны, создаём плот, плывём на нём по течению, по дороге заклеиваем ещё три клапана. В конце видим в воде три винта, чтобы спастись от них, выстреливаем в три клапана сверху, труба взорвётся от давления, после этого забираемся на верхний уступ.


Задание: Остановите Джокера

Входим в центральное помещение тюрьмы под названием Переход. Здесь нужно бесшумно обезвредить 10 заключенных. После победы спасаем пару охранников и доктора Харлин Квинзель.

Входим в тюремный блок Б. Побеждаем толпу врагов. На втором этаже в одной из камер находим отжимающегося Дефстроука, которого Джокер побоялся выпускать. Проходим дальше и спускаемся на первый этаж, где нужно сразится с целой толпой заключенных из 20 человек, а потом ещё выйдет огромный верзила. Без десятка боевых улучшений здесь не обойтись.

После победы проходим в коридор, ведущий в круглый отсек. Там предстоит ещё одна нелёгкая битва с толпой. Заходим в сам круглый отсек. Здесь Джокер устроил очередное шоу.



Босс: Бэйн

На ринг выходит Бейн, на нём установлен кардиометр, считающий его удары сердца. Наверху у бандитов в заложниках находится начальник тюрьмы. Джокер усаживается на электрический стул, который сработает, если сердце Бэйна будет биться больше нескольких минут. Кто-то из двух злодеев обязательно умрёт, чего не может допустить Бэтман.

Тактика борьбы с Бэйном та же самая: уворачиваемся от трёх его таранов, уворачиваемся от прыжка, затем делаем ультра оглушение (клавиши СКМ, СКМ, СКМ), добивание, а в конце вырываем шланг с его спины. Отличие только в том, что вокруг очень много обычных врагов, придётся постоянно уклоняться ещё и от них.

Добив Бейна пару раз, активируем электрические перчатки, чтобы добиться клинической смерти Бэйна. Добиваем его ещё три раза. Бой выигран.


Джокер уходит со сцены, за ним гонятся начальник тюрьмы и прибывший капитан Гордон. Бетмен остаётся и оживляет Бэйна разрядом электричества. Бэйн тут же продолжает бой и вкалывает себе чрезмерную дозу венома. Бой продолжается в канализации тюрьмы.

Бейн ходит кругами вокруг камер. Сейчас Бейну не нанести урон прямыми атаками, нужно нападать на него внезапно. Мы можем прятаться или в подземных лотках, или в вентиляционных шахтах. Ждём, когда Бейн пройдёт мимо, затем нападаем сзади, садимся ему на шею и бьём его об стенку или электрические решетки. Так повторяем несколько раз.

В конце уже почти добитый Бейн швыряет Бэтмана и пробивает им стену. Вовремя цепляем его руки тросами к точкам крепления. Вот теперь Бейн точно обездвижен.



Входим в комнату управления, а оттуда в камеру смертников. Находим раненного начальника тюрьмы. Сюда же приходит освобожденный Крок-убийца, но бандит-снайпер отпугивает мутанта своим выстрелом. Капитан Гордон оглушает снайпера и помогает нам в бою.


Босс: Джокер

Входим в помещение К месту казни, затем в Собор. Здесь встречаем одинокого Джокера, лежащего перед алтарём. Начинаем избивать Джокера за все его злодеяния. Он лишь иногда отбивается, а в основном – даже наслаждается яростью Бэтмана. В конце добиваем его до бессознательного состояния и сдаём капитану Гордону.

Вся игра пройдена!

В финальных титрах сначала слушаем безумную песню в исполнении Джокера; затем телевизионную передачу, где говорят о скором открытии Психиатрической лечебницы Аркхем из-за недостаточной защищенности тюрьмы Блэкгейт. После титров видим ролик, где к заключенному Дефстроуку приходит Аманда Уоллер и предлагает вступить в Отряд Самоубийц.

За прохождение игры открывается режим «Новая игра +» (прохождение игры ещё на раз, но уже со всеми открытыми вещами, примами и улучшениями), а так же возможность сменить костюм главного героя.

Достижение "Почётный читатель сайт"
Понравилась статья? В благодарность можно поставить лайк через любую социальную сеть. Для вас это - один клик, для нас - очередной шаг вверх в рейтинге игровых сайтов.
Достижение "Почётный спонсор сайт"
Для особо щедрых есть возможность перевести деньги на счет сайта. В этом случае вы можете повлиять на выбор новой темы для статьи или прохождения.
money.yandex.ru/to/410011922382680
+ Добавить комментарий

Прохождение

Если вы не знаете, как пройти задание, найти необходимый предмет или одолеть того или иного босса в игре, тогда милости просим в раздел Прохождение . Здесь мы публикуем самые разнообразные видео прохождения каждого уровня, сотрудничая с пользователями на YouTube.

К каждому прохождения мы прикрепляем небольшое сюжетное описание игры и список миссий, чтобы вы сразу входили в курс происходящих событий, описанных в игре. Кроме того, упоминаем автора прохождения с активной ссылкой на его канал, чтобы вы могли подписаться на другие трансляции пользователя.

Информация о сайте

База данных развлекательного портала сайт была создана специально для того, чтобы геймеры и просто любители виртуального мира всегда были в курсе любых новостей из мира гейм-индустрии, узнавая именно то, что им нужно. Например, когда выйдет долгожданная стратегия, какие дополнения к ней создаются, кто занимается ее издательством или на каких платформах она появится.

Здесь пользователь всегда найдет интересные игровые посты с геймплейными роликами, картинки, деталями сюжета и описанием коллекционных изданий. Есть даже публикации с системными требованиями, видеодневниками и официальными обзорами от разработчиков. Отдельного внимания заслуживают специальные разделы, в которых публикуются большие статьи с прохождениями, игровыми топами и другими интересными материалами. Мы всегда стараемся идти в ногу со временем, поэтому обновляем сайт каждый день, дополняя и по возможности обновляя уже существующий контент. Также наша команда тесно сотрудничает с другими информационными ресурсами, сервисами и форумами, чтобы предоставить вам ещё больше информативных и главное интересных материалов в простой и понятной форме. Оставайтесь всегда с нами и узнавайте свежие подробности об играх одни из первых.

С уважением, Администрация.

Loading...Loading...