Вопрос о модальных словах. Тема

Междометие - это часть русского языка, выражающая побуждения, чувства и эмоции, но не называющая их. Как и служебные части речи, междометия не изменяются.

Не являются междометиями следующие слова:

- звукоподражающие (имитирующие обычные звуки и звуки, издаваемые птицами, животными или насекомыми): тук-тук, гав-гав, чирик-чирик.

Обозначающие мгновенные действия: топ, шлёп, прыг.

Виды междометий.

Междометия различаются по составу, происхождению и значению.

По составу междометия бывают:

  • Простые междометия - состоящие из одного слова: здорово, ух, браво;
  • Составные междометия - состоящие из двух и более слов: ух ты, вот те на, скажите на милость;
  • Сложные междометия - состоящие из двух и более основ: ай-яй-яй, ой-ой-ой.

По происхождению различают:

  • Производные междометия - образованные от других слов и словосочетаний (синтаксических конструкции): полно, подумаешь, дудки, скажите на милость и др.
  • Непроизводные междометия - первородные, не имеющие генетических связей с другими частями речи: ой, ай, ух и др.
  • Заимствованные междометия - междометия, которые пришли в русский язык из других языков: браво, баста, караул, вау и др.

По значению различают:

  1. Побудительные междометия : эй, ну-ка, цыц, но-но, баю-бай и другие.
  2. Эмоциональные междометия : здорово, браво, ух и др.
  3. Этикетные междометия : здравствуйте, пожалуйста, будьте добры, до свидания, спасибо и другие.

Синтаксическая роль междометий.

Обычно междометия не являются членами предложения . Но когда междометия выступают в роли других частей речи в предложении, они занимают своё место среди членов этого предложения. Давайте рассмотрим, какими членами предложения может выступать междометие , заменяя другие части речи:

  • Из темноты в ответ донеслось бесконечное «ау». В этом предложении «ау» заменяет существительное и выступает в роли подлежащего .
  • Ай да девица! В этом предложении междометие «ай да» заменяет имя прилагательное, поэтому выступает в роли определения (какая девица?).

Междометия и знаки препинания.

Рассмотрим следующие правила постановки знаков препинания при междометиях :

  • Восклицательные междометия выделяются восклицательным знаком, если произносятся с ярко выраженной интонацией: Ба ! Кто к нам пожаловал! Ага ! Попался!
  • Те же восклицательные междометия могут отделяться запятыми, если произносятся с обычной интонацией: Ох , что-то в груди сдавило! Ба , какой умный!
  • Также запятой или восклицательным знаком выделяются звукоподражательные слова и повелительно-побудительные междометия: Стоп ! Проезд закрыт! - Стоп , машина! Тук-тук ! К вам можно? - Ау , есть кто живой?
  • Междометные выражения, выражающие отношение автора к высказываемым фактам, также выделяются запятыми: К счастью , травма оказалась не серьезной. К моей радости , мама ответила на телефонный звонок.

Как отличить междометие от частиц?

Некоторые междометия могут иметь омонимы, которые пишутся так же, но на самом деле являются частицами, используемыми для усиления эмоционального оттенка предложения. Как отличить междометия о, ах, ох, ну и другие от омонимичных частиц?

1) Частица «о» обычно употребляется в обращениях и восклицательных предложениях перед словами «да» или нет»: О да, это то, что нужно! (сравните с междометием: О, как прекрасен этот день! )

2) Частица «ну» употребляется в предложениях с усилительным значением: Ну как же ты вырос, мой мальчик! (сравните с междометием: Ну, мы идём гулять или нет? )

3) Частица «ах» чаще всего используется с личными местоимениями: Ах ты, хитрая лисья морда! (сравните с междометием: Ах, как прекрасен это сад! )

В случаях, когда перед нами не междометие, а частица, запятые не ставятся. Междометия в предложении всегда выделяются знаками препинания. Исключения составляют словосочетания: «эх ты», «ух ты», «ай да», «ах ты», «ох и» и др.

В русском языке без междометий было бы крайне сложно выражать разнообразные чувства и эмоции, поскольку эта часть речи придает языку богатую окраску. Особое место занимают звукоподражательные междометия, имитирующие звуки природы или предметов. Именно о них и пойдет речь в данной статье.

Что такое междометия и звукоподражательные слова?

Междометие – это особая неизменяемая часть речи, служащая для выражения различных эмоций и чувств, при этом не называя их. Например: Ох! Эх! Эй! Ау! и т. д.

Звукоподражательные слова – это слова, с помощью которых максимально точно передаются звуки, издаваемые разными животными или предметами.

Почему междометия и звукоподражательные слова стоят обособленно?

Междометия нельзя отнести ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи. Эти слова не играют никакой роли в структуре предложения. Обычно после междометия ставится восклицательный знак.

Например: Ого! Такой красоты я в жизни не видел!

Если междометие входит в состав предложения, оно так же, как обращение, выделяется одной или двумя запятыми.

ТОП-1 статья которые читают вместе с этой

После междометия О , как правило, запятая не ставится.

Если слово ну имеет значение усиления, после него тоже не ставится запятая: Ну как не порадеть родному человечку!

Если же междометие ну используется для того, чтобы выразить продолжение или неуверенность, оно будет выделяться запятой: Ну, и решили они перейти реку вброд.

Чем различаются междометия от звукоподражательных слова?

В отличие от междометий, звукоподражательные слова лишены какого-то эмоционального смысла. Они просто передают звуки природы: собачий лай, блеяние овец, гул ветра, мычание коровы, музыку флейты, храп, свист и т. д.

Например: гав-гав, ме-ме-ме, у-у-у, му-му, фью-фью, динь-динь-динь и т. д.

Таблица Разряды междометий по значению

В зависимости от происхождения междометия также делятся на два разряда – производные и непроизводные . Первые произошли от знаменательных частей речи. Вторые состоят из одного или нескольких повторяющихся слогов, нескольких согласных и не ассоциируются ни с какими значимыми словами.

Правописание междометий и звукоподражаний

Непроизводные междометия пишутся так же, как произносятся. Сложные междометия и звукоподражания пишутся через дефис, например: ого-го, трынь-трава, ай-ай-ай, ку-ку, кис-кис-кис и т. д.

Производные междометия пишутся так же, как те слова, от которых они образовались.

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 32.

В 18 веке французский философ и писатель Жан-Жак Руссо сказал: «Существовать - значит чувствовать». В языке есть специальные слова, которые выражают самые различные чувства. Это междометия. На уроке вы узнаете все о междометии как особой части речи. Также вы узнаете, как пишутся междометия и какими знаками препинания обособляются.

Тема: Междометия

Урок: Междометие как часть речи. Дефис в междометиях

Междометие – особая часть речи, не входящая ни в самостоятельные, ни в служебные части речи, которая выражает различные чувства, побуждения, но не называет их.

Например: ой, ах, ура, ба, боже мой и др.

Особенности междометий:

· не связаны грамматически с другими словами;

· не отвечают на вопросы;

· не изменяются;

· не являются членами предложения;

В отличие от служебных частей речи, междометия не служат ни для связи слов в предложении, ни для связи частей предложения.

По происхождению междометия делятся на непроизводные и производные

· Непроизводные междометия не соотносятся со словами других частей речи и состоят обычно из одного, двух или трёх звуков: а, о, э, ах, ох, эх, ого, увы . К этой же группе относятся и сложные междометия типа ай-ай-ай, ой-ой-ой и т.п.

· Производные междометия образованы от слов других частей речи:

а) глаголов (здравствуйте, прощайте, подумаешь );

б) существительных (батюшки, караул, господи );

в) наречий (довольно, полно );

г) местоимений (то-то же ).

К производным междометиям относятся и слова иноязычного происхождения (алло, браво, бис, капут ).

По структуре междометия могут быть:

· простыми, то есть состоять из одного слова (а, ай, ой, увы );

· сложными , т.е. образованными соединением двух-трёх междометий (ай-ай-ай, ой-ой-ой, батюшки-светы );

· составными , то есть состоять из двух и более слов (увы и ах; то-то же; вот тебе на; вот тебе раз ).

Виды междометий по значению:

· эмоциональные междометия выражают, но не называют чувства, настроения (радость, страх, сомнение, удивление и др.): ах, ой-ой-ой, увы, боже мой, батюшки, вот те раз, слава богу, как бы не так, фу и др.;

· междометия, которые выражают побуждение к действию, команды, приказы : ну, эй, караул, кис-кис, вон, кыш, марш, тпру, ну-ка, ш-ш, ау;

· этикетные междометия являются формулами речевого этикета: здравствуй(те), привет, спасибо, пожалуйста, простите, всего хорошего.

К междометиям примыкают, но не относятся слова, обозначающие мгновенные действия (бах, хлоп, шлёп и др.) , а также слова, имитирующие различные звуки и голоса животных и птиц (тра-та-та; бум-бум-бум; мяу-мяу; гав-гав; га-га-га и др. ).

Междометия используются в разговорной речи и в художественном стиле, чтобы выразить авторские эмоции или передать настроение героя произведения.

Иногда междометия переходят в разряд самостоятельных частей речи, при этом они принимают конкретное лексическое значение и становятся членом предложения.

Например: Далече грянуло «ура ».

Гонорар – увы и ах .

Домашнее задание

Упражнения № 415–418. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2012.

Задание №1. Прочитайте. Обратите внимание на интонацию, с которой произносятся междометия. Спишите предложения в такой последовательности: 1) предложения с эмоциональными междометиями; 2) предложения с побудительными междометиями. Укажите оттенки эмоций и побуждения.

1. Ах! Амур проклятый! И слышат, не хотят понять... 2. Ну! Виноват! Какого ж дал я крюку. 3. Ох, род людской! пришло в забвенье, что всякий сам туда же должен лезть, в тот ларчик, где ни стать, ни сесть. 4. Простите; я спешил скорее видеть вас, не заезжал домой. Прощайте! Через час явлюсь... 5. А! Александр Андреич, просим, садитесь-ка. 6. Эх, Александр Андреич, дурно, брат! 7. Эй, завяжи на память узелок; просил я помолчать... 8. Кричали женщины: ура! и в воздух чепчики бросали! 9. Ах! Боже мой! Упал, убился! 10. Поводья затянул. Ну, жалкий же ездок. 11. Ах! Злые языки страшнее пистолета. 12. Эй! Филька, Фомка, ну, ловчей! 13. Эх! Братец! Славное тогда житье-то было. 14. Здорово, Чацкий, брат! 15. Ну, тучу разогнал. 16. Ух! Я точнехонько избавилась от петли: ведь полоумный твой отец... (А. Грибоедов)

Задание №2. Выделите в примерах из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» слова, словосочетания и предложения, выступающие в роли междометий.

1.Бог с вами, остаюсь опять с моей загадкой. 2. Помилуйте, мы с вами не ребяты: зачем же мнения чужие только святы? 3. Князь Петр Ильич, княгиня, боже мой! 4. А мне подарочек, дай бог ему здоровья! 5. «Я досказал». - «Добро! Заткнул я уши». 6. А дамы?.. Дай бог терпение - ведь сам я был женат.

Дидактические материалы. Раздел «Междометие»

Дидактические материалы. Раздел «Звукоподражательные слова»

3. Культура письменной речи ().

Культура письменной речи. Междометие.

Междометие. Энциклопедия Кругосвет.

Литература

1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.

2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.

4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. 8-е изд. – М.: Мнемозина, 2012.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Междометия и звукоподражательные слова Урок русского языка, 7 класс, УМК Разумовская М.М., Капинос В.И., Богданова Г. А., Львов В.В. Программа по русскому языку. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2013 Автор: Артюшкина Оксана Павловна, учитель русского языка и литературы МОУ лицея №9 имени заслуженного учителя школы Российской Федерации А.Н. Неверова г. Волгограда

Имя существительное мальчик, стол, стена, дядя, окно Имя прилагательное хороший, дверной, мамин, синий Глагол пилить, узнать, знать, распилить Наречие весело, вчера, близко Причастие мечтающий, мечтавший Деепричастие мечтая, решив Местоимение я, такой, там, он, так, мой, столько Имя числительное пятеро, пятый, пять

Бац, ай, брысь, тяв, ей-ей, ба, хлоп, ау, чмок, бум, брр, хрусть, ага, ах. На какие вопросы отвечают? Каким членом предложения являются? Что обозначают?

1. Ах, чем я виноват? испуг 2. Ах, как это неприятно! огорчение 3. Ах, сеньор губернатор, уместна ли подобная беспечность? упрек 4. Ах, как я люблю весенние зори! восхищение 5. О, это была бы райская жизнь! восхищение 6. Ты не знаком? О! Познакомься с ним. изумление 7. О! Как ты меня напугал! испуг 8. - О, чтобы тебе подавиться! - ругался он, посиживая у окна негодование 9. - О-о, да, вы поэт! - произнес он, усмехаясь. насмешка

Междометия на письме могут выделяться: – запятыми – восклицательным знаком – многоточием Задание. Расставьте знаки препинания в предложениях. 1. О это была райская жизнь! (Н.Гоголь) 2. Жизнь увы не вечный дар! (А.Пушкин) 3. Эй завяжи на память узелок! (А.Грибоедов) 4. Увы на разные забавы я много жизни погубил. (А.Пушкин) 5. Ушица ей-же-ей на славу сварена. (И.Крылов) 6. Мы дело кончим полюбовно но только чур не плутовать. (М.Лермонтов)

Человек Животные, птицы Предметы Эй! Стоп! А! Ура! Oго Марш! Цыц! Тс! Караул! Чш! Чур! Кря-кря-кря Мяу-мяу Курлы-курлы Гав-гав Бе-е Ква-ква-ква Чиу-чиу-чив Пи-пи-пи! Хрю-хрю Динь-динь Трах-тах-тах Бом-бом Тик-так

В рабочем поселке у лесопильного завода все тихо. Рабочие еще спят. Где-то пропел петух. Часы пробили 6 ударов. Рабочие просыпаются, одеваются, моются, завтракают, выходят на улицу и отправляются на завод. Приходят на работу. Гудит гудок. Загудели моторы. Металлические пилы движутся вперед-назад, распиливая бревна. Слышен гудок паровоза. Паровоз медленно приближается к складу. На заводе слышен опять гудок. Пора обедать.

Задание. Прочитайте стихотворение, запишите его в тетради. Определите – звукоподражательное слово или междометие встречается в стихотворении. – Ква-ква, – урчит квакушка. – Ку-ку! – кричит кукушка. День целый по леску: – Ква-ква! Ку-ку! – Ква-ква! Ку-ку! Ку-ку! Хороши цыплятки У хохлатки! Хохлатка квохчет, Кудахчет: – Ах, вы, мои милые, Не хворые, Не хилые, Хорошенькие! Ах! Ах! Четыре Анюточки, Не устав ничуточки, Пляшут третьи суточки, Все под прибауточки: Чок-чок, каблучок, Чуки-чуки-чуки-чок! Аист ходит по дороге... Ах, какой он длинноногий! У опушки две старушки Брали грузди и волнушки. Филин: – У-ух! Филин: – У-ух! У старушек замер дух: Жутко. Взял я лук и крикнул: – Эх! Удивлю сейчас я всех! Натянул потуже лук, Да стрела застряла вдруг! И вокруг сказали все: – Э-э-э! – Бе-е-е, – барашек белый блеет, Больше букв не разумеет. Голодно, холодно, Галки, воробьи? Голодно, голуби, Голеньки мои? Прилетайте в гости, Полны у нас горсти! Клюйте, гостюйте, Не пугайтесь, клюйте! Гуль-гуль-гуль!

1. Междометие как часть речи. 2. Происхождение междометий. 3. Звукоподражательные слова.

Междометие - часть речи, включающая неизменяемые слова, которые служат для выражения эмоций и волеизъявлений говорящего, не называя их.

В отличие от знаменательных слов, междометия не обладают номинативной функцией, не являются членами предложения. От служебных слов они отличаются тем, что не выражают отношений между словами в предложении (как предлоги), не служат для их связи (как союзы), не вносят в слово или предложение добавочных смысловых оттенков (как частицы).

Междометия могут выражать волеизъявления (запрет, приказ, оклик и т. д.: Стоп! Марш! Ау! ), различные чувства (радость, печаль, удивление и др.: Ах! Ох! Ого! ).

По происхождению междометия могут быть первообразными, т. е. не соотноситься с другими частями речи (ой, ай, угу и под.) и производными (соотноситься с частями речи: Матушки! Здравствуйте! ).

К междометиям близки звукоподражательные слова , которые не выражают волеизъявлений, чувств, а являются лишь воспроизведением различных звуков, издаваемых живыми существами, предметами и т. д.: ку-ку, тик-так и под.

Междометия и звукоподражательные слова могут переходить в разряд знаменательных слов и выполнять те же функции, что и знаменательные слова. Например: Далече грянуло ура (А. С. Пушкин) - функция подлежащего.

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Аббревиатура [итал. abbreviatura от лат. brevis «краткий»]- 1. Слово, образованное из названий начальных букв или из начальных звуков слов, входящих в исходное словосочетание. 2. То же, что сложносокращенное слово. //РФ, ВУЗ, АТС, Военкомат.

Абзац (нем. Absatz < глагола absetzen "отодвигать"). 1. Отступ вправо в начале строки (красная строка ). 2. Отрезок текста от одной красной строки до другой.

Абсолютные синонимы - слова, полностью совпадающие по значению и употреблению, с возможным расхождением в сочетаемости. Бегемот - гиппопотам, языкознание - языковедение и т. д.

Абстрактная лексика – совокупность слов с отвлеченным значением качества, свойства, состояния, действия. // Естество, божество, гениальность.

Адвербиализация (от лат. adverbium "наречие") - переход слов других частей речи в разряд наречий. // Бéгом (имя сущ. м. р. 2-го скл. в тв. п. ед. ч.) - бегóм (наречие).

Адъективация (от лат. adjectivum "прилагательное") - переход слов других частей речи в разряд имен прилагательных. // Блестящая поверхность реки (действит. причастие наст. вр.) - блестящее выступление (имя прилагательное).

Активный словарь (активный словарный запас) - слова, которые говорящий на данном языке не только понимает, но и употребляет, активно использует.

Акцент (лат. accentus "ударение") - 1. То же, что ударение. // Ставить акцент на втором слоге. ◊ (перен. : подчеркивая, обратить внимание на что-нибудь) // Сделать акцент на чëм-нибудь. 2. Особое произношение, свойственное говорящему на чужом языке и заключающееся в замене звуков чужого языка звуками родного языка. // Говорить с акцентом.

Аллегория [гр. аllegoria "иносказание"] – иносказание; в искусстве – развернутое уподобление, подробности которого складываются в систему намеков; причем прямой смысл изображения не теряется, но дополняется возможностью его переносного истолкования. Например: лиса – хитрость, змея – коварство и т. д.

Аллитерация [лат. ad "k, при" + lit(t)tra "буква"]повторение одинаковых согласных звуков или звукосочетаний как стилистический прием, целью которого является создание звуковой картины. Например: Морозом выпитые лужи / Хрустят и хрупки, как хрусталь [И. Северянин].

Алогизм [от греч. а «не, без» + logismos «разум, рассуждение»] - 1. Нечто нелогичное, противоречащее логике. 2. Стилистический прием намеренного нарушения логических связей в целях комизма, иронии и т. д. Например, соединение в форме перечисления логически неоднородных понятий: Лев Саввич Турманов, дюжинный обыватель, имеющийкапиталец, молодую жену и солидную плешь, как-то играл на именинах у приятеля в винт [А. П. Чехов].

Анаграмма (греч. ana "пере-, через-" + gramma "буква") - слово или словосочетание, образованное путëм перестановки букв, входящих в состав другого слова. // Топор - ропот, скала - ласка.

Анадиплосис [< греч. anadiplosis «удвоение»]повтор, при котором конец одной синтаксической конструкции может удваиваться за счет повторения его в начале смежной с ним конструкции. Например: Восстал он против мнений света / Один, как прежде... и убит! //Убит!... к чему теперь рыданья, /Пустых похвал ненужный хор [М. Ю. Лермонтов].

Анафора [греч. anaphora < аnа... "вновь" + phoros "несущий"] - стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда с целью выделить их, придать им особую значимость. Например:Из крови, пролитой в боях, / Из праха, обращенных в прах,/Из мук казненных поколений, / Из душ, крестившихся в крови, /Из ненавидящей любви, /Из преступлений, исступлений – / Возникнет праведная Русь [М. Волошин]

Антитеза [греч. аntithesis "противоположение"]- стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путем резкого противопоставления понятий, мыслей, образов, Например: Я глупая, а ты умен, / Живой, а я остолбенелая [М. Цветаева].

Антиципация (предвосхищение) - фигура речи, в которой местоименное обозначение предшествует замещаемому им слову. Например: Вот он, ответ на ваши вопросы.

Антонимы (от греч. anti - "против" и onyma - "имя"). Слова одной части речи, имеющие противоположные значения. Например: легкий - трудный; сильный - слабый и т. д. Различают: антонимы общеязыковые (противоположность значений проявляется независимо от контекста): добрый - злой; правда - ложь и антонимы контекстуальные (противоположность значений проявляется только в определенном контексте): Они [Ленский и Онегин] сошлись. Волна и камень , Стихи ипроза , лёд и пламень .

Антропоним (от греч. anthrōpos "человек" + onyma "имя") - собственное имя человека.

Апокопа (греч. apokopé "усечение") - утрата конечного безударного гласного, что приводит к сокращению слова. // Уже - уж (частицы), или - иль (союзы).

Аппликация (лат. applicatio "прикладывание") - частичное наложение звуков одной морфемы на другую. Ср.: Курск ий < Курск + суффикс –ск -. Здесь сочетание звуков ск заканчивает корень и начинает суффикс. Таким образом, суффикс «накладывается» на корень (должно быть - Курскск ий ).

Арго (франц. argot - жаргон). Язык отдельных социальных групп, сообществ, искусственно создаваемый с целью языкового обособления (иногда «потайной» язык), отличающийся главным образом наличием слов, непонятных людям непосвященным.

Архаизм [< греч. archios "древний"]устарелые для определенной эпохи, вышедшие из употребления языковые элементы (слова, выражения, аффиксы), замененные другими. // Очи, рыбарь.

Асиндетон [греч. asyndeton "несвязанное"] – то же, чтобессоюзие.

Ассимиляция (лат. assimilatio "уподобление") - уподобление в речевом потоке одного звука другому в артикуляционном и акустическом отношениях. // Отд ать - о[дд]ать, сж ать - [жж]ать.

Ассонанс [франц. assonance "созвучие"] – созвучие гласных звуков в рифме или повторение одинаковых гласных как стилистический прием, цель которого – создание звуковой картины. Например: Забил заряд я в пушку туго / И думал: угощу я друга [М. Ю. Лермонтов].

Аффикс (лат. affixus - "прикрепленный"). 1. Служебная морфема (часть слова), которая изменяет лексическое или грамматическое значение корня или выражает отношения между словами в словосочетании и предложении. 2. Общее название всех морфем, за исключением корня. См. раздел «Состав слова».

Аффиксоид. Корневая морфема, выступающая в функции аффикса (см. ) - приставки (префиксоид ) или суффикса (суффиксоид ). Например: полу месяц; садовод .

Бессоюзие – бессоюзная связь однородных членов простого предложения или предикативных частей сложного предложения; нередко используется как стилистический прием с целью придать речи динамику, показать быструю смену явлений. Например: Мелькают мимо будки, бабы, / Мальчишки, лавки, фонари, / Дворцы, сады, монастыри, / Бухарцы, сани, огороды, / Купцы, лачужки, мужики, / Бульвары, башни, казаки, /Аптеки, магазины моды, /Балконы, львы на воротах / И стаи галок на крестах [А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»].

Билингвизм (от лат. bi… из bis "дважды" + lingua "язык") - двуязычие.

Варваризм (греч. barbarismos). Иноязычное слово или выражение, не до конца освоенное заимствующим языком, чаще всего в связи с трудностями грамматического освоения. Авеню, денди, мадам, микадо, табльдот и др. Обычно варваризмы используются при описании чужеземных обычаев, быта, нравов, для создания местного колорита.

Вариант – разновидность одной и той же языковой единицы, обладающая одинаковым значением, но различающаяся по форме.

Вариантные флексии – флексии, употребляемые наряду с основными.

Возвращение - фигура речи, в которой слово, закрывающее один период, начинает следующий.

Вокабула (от лат. vocabulum "слово") - 1. Иностранное слово с переводом на родной язык. 2. Заглавное слово словарной статьи.

Вульгаризм (от лат. vulgaris "простонародный") - грубое слово или выражение. // Харя, морда, рыло - вм. лицо и т. п.

Высказывание. Единица сообщения, которая обладает смысловой целостностью (предложения, слова-предложения, ответные реплики в диалоге и т. д.).

Галлицизм (от лат. gallicus "галльский") - слово, выражение или синтаксическая конструкция, заимствованные из французского языка.

Гаплология (от греч. gaplos "простой" + logos "понятие, учение") - удаление одного из двух одинаковых соседних слогов в целях удобства произношения. // Знамено сец вм. знаменоно сец; минерало гия вм. минералоло гия.

Германизм (от лат. germanus "германский") - слово, выражение или синтаксическая конструкция, заимствованные из германских языков.

Гидроним (от греч. hydōr "вода" + onyma "имя") - родовое обозначение названий водных объектов: рек, озер и т. д.

Гипербола [греч. hyperbole]образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т. д. какого-либо предмета, явления. Например: Огурец, величиною в пизанскую башню, стоит на горизонте [И. Ильф и Е. Петров].

Глаголы движения – глаголы, обозначающие движение, перемещение в пространстве и имеющие двоякие формы несовершенного вида. // Идти – плыть - лететь...

Градация [< лат. gradatio "постепенное усиление"]стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания (слов, отрезков предложения), при котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся (реже уменьшающееся) смысловое или эмоционально-экспрессивное значение, благодаря чему создается нарастание (реже ослабление) производимого ими впечатления. Например: Его хорошо бритые щечки всегда горели румянцем смущения, стыдливости, застенчивости и конфуза [И. Ильф и Е. Петров].

Грамматика [греч. gramma "буква, написание"] - 1. Раздел языкознания, содержащий учение о формах словоизменения, о строении слов, видах словосочетаний и типах предложения. 2. То же, что грамматический строй. 3. Совокупность правил изменения слов, их соединения в словосочетания и предложения.

Грамматическая категория (греч. katēgoria - определение, суждение). Совокупность однородных грамматических значений (см. ). Например, значения отдельных падежей объединяются в категорию падежа, значения отдельных форм числа - в категорию числа и т. д.

Грамматическая стилистика – учение о выразительных свойствах частей речи и их форм, стилистических возможностях синтаксических конструкций, а также учение о целесообразном отборе и организации в речи грамматических средств языка.

Грамматическое значение. Значение, которое выступает какдобавочное к лексическому значению слова и выражает различные отношения. Например: отношение к лицу, которое совершает действие, или к другим лицам и под. Как правило, слово имеет несколько грамматических значений. Например, слово язык имеет грамматические значения мужского рода, именительного падежа, единственного числа.

Графема (от греч. graphē "начертание") - единица письма, выступающая в различных вариантах в зависимости от стиля письма, места в слове или в предложении и т. д. Например, графема «с» имеет своими вариантами прописное С , строчное с и т. д.

Графика (греч. graphikē , от graphó - "пишу, черчу, рисую"). 1. Совокупность начертательных средств того или иного письма. 2. Прикладная область языкознания, устанавливающая состав начертаний, употребляемых в письме, и звуковые значения букв.

Грецизм - слово, выражение или синтаксическая конструкция, заимствованные из греческого языка.

Двуплановая стилистическая окрашенность – указание не только на сферу употребления языковой единицы, но и на ее эмоционально-экспрессивный и оценочный характер.// Рохля (простор. и неодобрит.).

Деловая лексика - лексика, включающая в свой состав слова, используемые в деловых бумагах. // Уведомление, приложение.

Денотат [от лат. denotare "отмечать, обозначать"] – предмет или явление окружающей нас действительности, с которыми соотносится данная языковая единица.

Деэтимологизация - утрата словом прежних этимологических связей, то есть утрата смысловой связи с производящей основой, в результате чего слово из мотивированного названия предмета действительности становится названием немотивированным. // Порошок (ср.: порох ), коричневый (ср.: корица ) и т. д.

Диакритический (греч. diakritikos "различительный) знак - знак при букве, который указывает на то, что ее нужно читать иначе, чем без него. Например: две точки над буквой е указывают на произношение ее как ë .

Диалектизмы (диалектная лексика). Слова, бытование и употребление которых ограничено территориально. Например: кочет (петух), гуторить (говорить) и т. д. Различают: диалектизмы фонетические (слова с диалектным, нелитературным, произношением): бóчкя (диал.) - бóчка (лит.) и под.; грамматические (слова, обладающие теми или иными диалектными особенностями в склонении, образовании форм частей речи и т. д.): мышь пробежал (диал., м. р.) - мышь пробежала (лит., ж. р.); лексические (делятся на собственно лексические, лексико-словообразовательные и лексико-семантические ): дежá (диал.) - квашня (лит.); бечь (диал.) - бежать (лит.); дорога (диал. "улица") и этнографические (местные названия местных предметов): понëва (рязанск., особый вид юбки). Диалектизмы находятся за пределами литературного языка.

Диереза (от греч. diairesis "разрыв, разделение") - выкидка звука или слога с целью удобства произношения. // Лест ница - ле[сн]ица, перекрëстный - перекрë[сн]ый и др.

Диссимиляция (лат. dissimilatio "расподобление") - замена одного из двух одинаковых или сходных звуков другим, менее сходным в отношении артикуляции с тем, который остался без изменения. // Лëгк ий - лë[хк]ий, мягк ий - мя[хк]ий.

Доминанта (лат. dominans , dominantis - господствующий). Член синонимического ряда, являющийся носителем главного значения и подчиняющий себе все дополнительные смысловые и стилистические оттенки значения, которые выражены другими членами ряда. Например: очень , весьма, крайне, чрезвычайно.

Дублеты [франц. doublet из double "двойной"] –двойная разновидность данной языковой единицы. Например, морфологические дублеты: стакан чая - стакан чаю.

Единознаменование - фигура, в которой слова одного семантического ряда, не содержащие градации, служат для описания одного понятия. Например: Поэзия тебе любезна , приятна , сладостна , полезна . (Г.Р. Державин).

Ер - название буквы ъ ; твëрдый знак.

Ерь - название буквы ь ; мягкий знак.

Жанрово-ситуативный стиль – определенная система (способ) использования литературного языка, а также (в некоторых случаях) нелитературных языковых средств, обусловленная жанром (разновидностью) общественной речи, ситуацией, характером аудитории, целевой установкой высказывания.

Жаргонизмы (жаргонная лексика) (от франц. jargon ). Слова, используемые преимущественно в устном общении отдельной относительно устойчивой социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии (например, жаргонводителей: кирпич- дорожный знак «Проезд запрещен», бабина - катушка зажигания), положения в обществе (например, воровскойжаргон: перо - нож), возраста (молодежныйжаргон: герлá - девушка) и др.. Жаргонная лексика находится за пределами литературного языка.

Залог. Грамматическая категория глагола, выражающая отношение действия к его субъекту (производителю действия) и объекту (лицу или предмету, испытывающему действие). В современном русском языке различают: действительный залог (обозначает действие, направленное на прямой объект и

дествит. залог

охватывающее его полностью. Например: вода вращает мельничное колесо ), страдательный залог (выражает значение подвергаемости

страдат. залог

действия. Например: мельничное колесо вращается водой ) и возвратно-средний (обозначает действие, обращенное к его субъекту, носителю действия. Например: мельничное колесо

возвр.-ср. залог

вращается ). Для того, чтобы разграничить страдательный залог и возвратно-средний, надо помнить, что глаголы страдательного залога всегда сочетаются с творительным падежом в значении субъекта действия.

Звук речи. Кратчайшая, далее неделимая, единица речи, выделяемая в слове при последовательном его членении. Звуки делятся на гласные и согласные. Гласные звуки состоят только из голоса, т. е. при их образовании струя воздуха, выдыхаемая из легких, не встречает никаких преград. Согласные звуки состоят или из одного шума или из голоса и шума. Шум образуется в полости рта, где воздушная струя, выдыхаемая из легких, встречает различные преграды.

Зевгма (греч. zeugma - сопряжение, соединение) - стилистическая фигура, основанная на намеренном нарушении логического закона тождества: цель данной фигуры - создание юмористического эффекта за счет «неоднородности» однородных членов предложения. Например: Моя жена говорит по-французски и по телефону. Разновидностью зевгмы является прием пропуска однородных однотипно оформленных членов предложения. Например: Шли два студента, один - в галошах, другой - в университет.

Идеограмма - условное изображение или рисунок, применяемые в идеографическом письме и служащие для передачи значений слов или морфем.

Изобилование - фигура, состоящая в употреблении избыточных слов, лишних для понимания высказывания, но служащих для передачи напряжения или усиления эмоционального воздействия: Я приготовил обед своими собственными руками (=сам).

Изобилующие глаголы – глаголы, имеющие двоякие формы настоящего времени: одну без чередования конечных согласных основы инфинитива и настоящего времени, другую с чередованием. // Махает – машет; брызгает - брызжет.

Императив [лат. modus imperativus "повелительное наклонение"] – то же, что повелительное наклонение.

Инверсия [< лат. inversio "переворачивание; перестановка"] - расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок, с целью усилить выразительность речи. Например: Сметливость его и тонкость чутья меня поразили [А. С. Пушкин].

Индикатив (лат. modus indicativus ) - изъявительное наклонение.

Интерфикс (лат. interfixus "прикрепленный между") - соединительная гласная. // Паро воз, земле делец.

Интонация (лат. intonatio , от intono - громко произношу). Ритмико-мелодическая сторона речи, служащая в предложении средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски. Интонация - явление сложное. Она состоит из мелодики (повышение и понижение голоса), ритма (соотношение сильных и слабых, долгих и кратких слогов), темпа речи (скорости говорения), интенсивности речи (усиление и ослабление выдыхания), тембра звуковая окраска), фразового и логического ударения (средство выделения отрезков речи или отдельных слов во фразе).

Ирония [греч. eironeia]- троп, состоящий в употреблении слова или выражения в смысле, обратном буквальному с целью насмешки. Например: [Об осле]: Отколе, умная, бредешь ты, голова? [И. А. Крылов].

Историзмы. Устаревшие слова, вышедшие из активного употребления в связи с исчезновением тех реалий, которые они обозначали. Например: боярин, дьяк, подьячий, стольник и т. п.

Йотированные гласные. Гласные, имеющие перед собой звук [j]: е ; ё ; ю ; я .

Каламбур (франц. calembour "игра слов") - фигура речи, основанная на юмористическом использовании многозначности слова или омонимии. // Область рифм - моя стихия , / И легко пишу стихи я … // Даже к финским скалам бурым // Обращаюсь с каламбуром . (Д. Минаев).

Канцеляризмы – слова, словосочетания, грамматические формы и конструкции, употребляемые в официально-деловом стиле (где это вполне естественно), но проникающие и в другие стили, в частности в литературно-художественный и публицистический (где это ведет к нарушению стилистических норм). // Телевизорвышел из строя вм. телевизорсломался.

Клише [франц. cliche] – речевой стереотип, готовый оборот, используемый в качестве легко воспроизводимого в определенных условиях и контекстах стандарта.

Книжная лексика – лексика, связанная с книжными стилями речи, употребляющаяся в научной литературе, публицистических произведениях, официально-деловых документах и т. п.

Кольцо (кольцевой повтор) - стилистическая фигура, заключающаяся в повторении компонента (звука, слога, словосочетания, фразы и т. д.) в начале и в конце какого-либо отрезка речи.

Коммуникативная функция слова. Назначение слова служить средством общения и сообщения.

Коммуникативная функция языка. Назначение языка служить средством общения, сообщения, воздействия.

Коммуникация [лат. communication "сообщение, связь"]сообщение или передача средствами языка содержания высказывания.

Компаратив [от лат. comparativus "сравнительный"] – то же, что сравнительная степень.

Коннотация [ от лат. cum "вместе, с" + notare "отмечать, обозначать"] – добавочные семантические или стилистические оттенки, которые накладываются на основное значение слова и служат для выражения эмоционально-экспрессивной окраски, придавая высказыванию тон торжественности, непринужденности, фамильярности и т. п.

Корреляция [ср.-лат. correlatio "соотношение"] – взаимная зависимость, соотносительность двух или более языковых единиц.

Латинизм (от лат. latinus "латинский") - слово или оборот речи, заимствованные из латинского языка.

Лексическое значение слова. Содержание слова (устанавливаемая человеческим мышлением соотнесенность между звуковым комплексом и предметом или явлением действительности, обозначенными этим комплексом звуков). Носителем лексического значения является основа слова.

Литературный язык – основная, наддиалектная форма существования языка, характеризующаяся большей или меньшей обработанностью, полифункциональностью, стилистической дифференциацией и тенденцией к регламентации. По своему культурному и социальному статусу литературный язык противостоит территориальным диалектам, разным типам обиходно-разговорного койне и просторечию – как высшая форма существования языка.

Литота [< греч. litotes "простота, худоба"] – стилистическая фигура, заключающаяся в определении какого-либо понятия или предмета путем отрицания противоположного. Например: Человек он был неглупый [А. П. Чехов].

Межстилевая лексика – слова, употребляемые в разных стилях и не имеющие, как правило, стилистических синонимов.

Мейозис - фигура, заключающаяся в преуменьшении интенсивности свойств, признаков, явлений, процессов: Поверьте, это вам влетит в копеечку.

Метатеза (греч. metathesis "перестановка) - перестановка отдельных звуков или слогов в слове. // Медведь - (прост. и диал.) ведмедь.

Метафора [греч. metaphora "перенос"] – употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. //Весны моей златые дни [А. С. Пушкин].

Метонимия [греч. metonymia "переименование"] - употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними. // Янтарь на трубках Цареграда, //Фарфор и бронза на столе [А. С. Пушкин] – название материала вместо названия изделий из него и т. д.

Многозначность слова (полисемия). Наличие у одного и того же слова нескольких связанных между собой значений. Например: бабочка - 1. Насекомое с двумя парами крыльев разнообразной окраски, покрытых мельчайшими чешуйками. 2. перен. Галстук в виде жесткого банта, по форме напоминающего бабочку. См. также: метафора, метонимия.

Многосоюзие – стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов в предложении, обычно для связи однородных членов предложения, благодаря чему подчеркивается роль каждого из них, создается единство перечисления, усиливается выразительность речи. // См. полисиндетон.

Морфема (от греч. morphē - "форма"). Минимальная значимая часть слова, далее неделимая. Различают: корневые и аффиксальные морфемы. Корневая морфема - общая часть родственных слов, являющаяся носителем основного лексического значения. Например: игр а, сыгр ать и т. д. Аффиксальные морфемы - любые значимые части слова за исключением корня: окончание (флексия), приставка (префикс), суффикс, постфикс, интерфикс (соединительная гласная) - игра - игры - игре - игрой ; при нести - в нести - за нести; белизн а - беловат ый; смеяться ; земле мер.

Нанизывание падежей – расположение цепочкой, обычно с последовательным подчинением, нескольких одинаковых падежных форм. Например: Он был вхож в дом Лариных на правах жениха сестры Татьяны Ольги.

Научный стиль. Стиль научных трудов по различным отраслям науки. Основная функция научного стиля - функция сообщения. Специфическими чертами научного стиля являются: отвлеченно-обобщенность и подчеркнутая логичность.

Недостаточные (дефективные) глаголы – глаголы с неполным спряжением, т. е. не имеющие отдельных личных форм по причинам фонетическим или семантическим. // Победить, убедить и под.

Нейтральная лексика – слова, не прикрепленные к определенному стилю речи, имеющие стилистические синонимы (книжные, разговорные, просторечные), на фоне которых они лишены стилистической окраски.

Неологизмы (от греч. neos - "новый" и logos - "слово"). Слова, значения слов или сочетания слов, появившиеся в определенный период в каком-либо языке. Неологизмы являются средством обозначения нового предмета или нового понятия. Например: инаугурация, электорат и т. д. Входя в широкое употребление, слово перестает быть неологизмом. Например: космодром, астронавт и под. Часто неологизмы (особенно неологизмы советской эпохи) переходят в разряд устаревших слов: нэпман, наркомат и т. д.

Несклоняемые существительные – имена существительные, лишенные форм словоизменения. // Кашне, панно, маэстро и т. д.

Номинатив (лат. casus nominativus ) - именительный падеж.

Номинативная функция слова. Назначение слова служить наименованием предмета, явления и т. п.

Норма – наиболее распространенные из числа сосуществующих, закрепившихся в практике образцового использования, наилучшим образом выполняющие свою функцию языковые (речевые) варианты.

Окказионализмы (индивидуально-стилистические неологизмы) (от лат. occasionalis - случайный). Слова, созданные автором какого-либо литературного произведения с определенной стилистической целью и не получившие широкого распространения. Например: зеленокудрые (Н. В. Гоголь). Окказионализмы не входят в словарный состав языка.

Оксюморон (греч. oxymoron - остроумно-глупое) - фигура, состоящая в соединении двух понятий, которые противоречат друг другу, логически исключают одно другое. // Есть тоска весëлая в алостях зари. (С. Есенин).

Омографы (от греч. homos - "одинаковый" и graphō - "пишу"). Слова, имеющие разные значения и произношение, но совпадающие по написанию. Например: зáмок (дворец) и замóк (на двери) и под.

Омонимы (от греч. homos - "одинаковый" и onyma , onoma - "имя"). Слова одной и той же части речи, одинаково звучащие, но различающиеся по значению. Например: ключ 1 - "отмычка для замка" и ключ 2 - "родник". Различают: омонимы полные (совпадают в звучании во всех формах): коса 1 - "прическа"; коса 2 - "песчаная отмель"; коса 3 - "сельскохозяйственное орудие" и омонимы неполные (совпадают в звучании не во всех формах): бор 1 - "хвойный лес"; бор 2 - "химический элемент"; бор 3 - "сверло". У последних двух слов нет формы множественного числа. В словарях омонимы (в отличие от многозначных слов) подаются в разных словарных статьях.

Омофоны (от греч. homos - "одинаковый" и phōnē - "голос, звук"). Разные по значению слова, одинаково звучащие, но имеющие разное написание. Например: код - кот; плод - плот; рог - рок.

Омоформы (от греч. homos - "одинаковый" и лат. forma - "форма"). Слова разных частей речи, совпадающие в своем звучании лишь в отдельных формах. Например: три (имя числительное) - три (глагол в форме повелительного наклонения) и т. д.

Официально-деловой стиль . Стиль деловых бумаг, документов. Основными функциями официально-делового стиля являются функция сообщения и предписывающая функция. Специфическая черта данного стиля - точность, не допускающая инотолкования.

Палеография (греч. palaios "древний" + graphō "пишу") - наука, занимающаяся изучением внешней стороны древних рукописей: способов написания, особенностей материала для письма и т. д.

Палиндром (от греч. palindromeō "бегу назад") - слово, фраза или стихотворение, имеющие одинаковый смысл при чтении слева направо и справа налево. // И иду с мечем судии. (В. Жуковский); А роза упала на лапу Азора. (А. Фет).

Параллелизм [от греч. parallelos "рядом идущий"] -одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. // Как ты можешь смотреть на Неву, // Как ты можешь всходить на мосты [А. Ахматова].

Паронимы [от греч. para "возле" + onyma, onoma "имя"] - однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в своем значении. // Абонент - абонемент; туристский – туристический.

Парцелляция [ от франц. parcelle "частица"] – способ речевого представления единой синтаксической структуры – предложения несколькими коммуникативно самостоятельными единицами – фразами. Например: Он... тоже пошел. В магазин. Сигарет купить [В. М. Шукшин].

Пейоративный – содержащий отрицательную оценку, придающий неодобрительный оттенок значения. // Книжонка, учителишка.

Переносное значение – производное, вторичное, неосновное значение, приобретаемое словом и функционирующее в нем наряду с прямым значением. // См. метафора, метонимия, синекдоха.

Период (греч. periodos - обход , круг , круговращение ). Как правило, многочленное сложное предложение, интонационно распадающееся на две части, в первой из которых наблюдается повышение тона, а во второй - понижение. См. раздел «Знаки препинания в периоде».

Перифраза (от греч. paraphrasis - описание, описательный оборот). Троп, состоящий в замене наименования лица, предмета или явления описательным оборотом, содержащим указание на их существенные, характерные, присущие только им черты. Например: Северная Венеция, Северная Пальмира, город на Неве вместо Санкт-Петербург.

Письмо . Знаковая система фиксации речи, которая позволяет с помощью начертательных (графических) элементов передавать речевую информацию на расстоянии и закреплять ее во времени. Русское письмо по своему характеру является звуковым (речевым), т. е. оно передает звуковую сторону языка условными начертаниями (как правило, графический знак обозначает отдельный звук речи).

Плеоназм [< греч. pleonasmos "переизбыток"] – многословие, выражение, содержащее однозначные и тем самым излишние слова. // Нашим войскам пришлось отступать назад.

Plurália tántum - разряд имен существительных, которые употребляются только во множественном числе. // Альпы, сливки, чернила и под.

Позиционные чередования. Чередования звуков, зависящие от изменения фонетической позиции звука в слове). Например: с делать - слышится [з ]делать (озвончение глухого [с] перед звонким [д]); лесá - слышится [л"и э сá] (редукция гласного [э] в безударной позиции) и т. д.

Полисндетон [греч. polysyndeton "многосоюзие"] – то же, что многосоюзие. Например: И для него воскресли вновь / И божество, и вдохновенье, / И жизнь, и слезы, и любовь [А. С. Пушкин]

Помета – лексикографическое указание путем принятых сокращенных обозначений, которое дается в словарной статье и содержит лексическую, грамматическую, стилистическую характеристику словарной единицы.

Публицистический стиль. Основная функция публицистического стиля - функция воздействия и сообщения.

Разговорный стиль. Основная функция разговорного стиля - функция общения. Специфическая черта данного стиля - неподготовленность, т. е. речь готовится в процессе говорения и в зависимости от ответной реакции (речевой, мимической и т. д.) собеседника.

Речь. 1. Деятельность говорящего, использующего языковые средства в целях общения с другими членами языкового коллектива, а также для обращения к самому себе (например: звучащая речь, внутренняя речь ). 2. Разновидность общения при помощи языка, характеризующаяся отбором определенных лексико-грамматических средств в зависимости от условий и целей общения (например: деловая речь, официальная речь и т. д.). 3. Вид синтаксического построения высказывания (например: авторская речь, косвенная речь и под.).

Риторический вопрос – предложение, содержащее утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответ. // Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто в минуту гнева не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или, по крайней мере, муромским разбойникам? [А. С. Пушкин].

Риторическое восклицание – эмоционально окрашенное предложение, в котором эмоции, даже не выраженные лексическими и синтаксическими средствами, обязательно выражены интонационно. // О, Пушкин! Пушкин!Какой плените

Loading...Loading...