Варанаси — город мертвых. Как хоронят людей в Индии: традиции и обычаи Варанаси индия город мертвых почему

Глава 2. Варанаси - город мертвых

Здесь я впервые с прошлого лета почувствовал 35-ти градусную жару на своей шкуре. Жарким пеклом меня встретил Варанаси - город мертвых. Кстати, почему Варанаси называют городом мертвых? Ну, если вы не знаете особенностей индуисткой культуры и конкретно особенностей Варанаси, то я поспешу скорее объяснить вам и даже показать.

Всё дело в том, что по индуистским легандам, Варанаси был основан самим богом Шивой около 5000 лет тому назад на слиянии двух рек: Варуна и Асси, от чего и получил своё название. Это одно из семи самых священных для индуистов мест, сюда съезжаются поломники, исповедующие индуизм, со всего мира. Также Варанаси считают священным буддисты и джайнисты. Именно из-за того, что этот город основал сам Шива, Варанаси и получил такой серьёзный статус для поклонения и почитания. Много других городов лежат на берегах Ганга, но именно этот город считается из них самым священным.

Река Ганга (или просто Ганг) проходит через город. Это самая священая река для индуистов и берёт она свой исток далеко в Гималаях, на высоте свыше 4000 метров из ледника Гамукх. Если там, в горах, в районе Ганготри (где мы с вами побываем в следующих главах) река Ганга представляет собой относительно небольшую горную речушку, то в районе Варанаси это уже широкая река. Заканчивает свой земной путь Ганга в районе Бенгалии, где сливается с Индийским океаном в Бенгальском заливе.

купание буйволов в Ганге

тут и свежую рыбку добудем

постирушки


Образ Парвати - жены Шивы - возле Ганга

В одной из прошлых глав этой (замечательной) книги я писал уже о своеобразных способах погребения мёртвых, которые применяются в дхармических традициях. В прошлый раз я рассказал про Небесные погребения , но в рамках Варанаси мой рассказ будет посвящён кремации. А знаете, чем похожи Катманду и Варанаси? Тем, что в обоих этих городах проходят церемонии кремации тел. В Варанаси кремация проходит прямо на берегу реки Ганга, а в Катманду это действие происходит на притоке Ганга - реке Багмати. Происходит это в специально отведёном для этих целей комплексе под названием Пашупатинатх. Своё название он берёт от Пашупати - это есть ни что иное, как одно из имён бога Шивы. К сожалению, в этой книге ничего не сказано про Пашупатинатх и нет его фото, потому что я не был в этом комплексе. Я не пошёл, потому что в будущем планировал посетить Варанаси и посмотреть на церемонии уже в этом месте.

лепёшки чапати


Чай (chai) - это слово из индийских языков

Каждый индуист мечтает умереть в Варанаси. А если и не умереть, то хотя бы чтобы после его смерти его тело сожгли на берегу Ганга и прах развеяли над священными его водами. Каждый индуист мечтает закончить свой земной путь в священных водах Ганга, чтобы его естество растворилось в воде и дало жизнь какому-то новому живому существу, а душа перешла на новый этап перерождения. Кстати, в дхармическом мировосприятии финал человеческого пути в виде смерти вовсе не представляется чем-то печальным. Индуисты верят в реинкарнацию, в цикл перерождений, и смерть является просто завершением ещё одной земной жизни и переходом к новой, в новом облике и с новой попыткой прийти к Просветлению, к которому наиболее близки представители индийской касты (варны) - брахманы. В Буддизме, который произошёл из индуизма, считают, что каждый человек может стать Просветлённым и закончить свой цикл перерождений, достичь Нирваны и соединиться с Сияющей Пустотой. Ну, впрочем, не будем вдаваться в подробности дхармического мировосприятия, спустимся "с небес на землю" и перейдём уже к загадочному, немного магическому и чрезвычайно интересному городу - Варанаси.

Я поселился в гестхауз "Элвис", в который меня привёз рикша. В этом гесте нашёлся номер за 300 рупий. Честно говоря, после Непала я ещё не привык к местной рупии и поэтому не особо разбирался в ценах, но цена в 300 рупий мне показалась нормальной. Я был очень уставший после поездки в поезде и хотел уже скорее бросить своё барахло на кровать и пойти заказать чего-нибудь пожрать. Кухня в "Элвисе" находится на самой крыше, всего там 2 этажа + пристройка на крыше. Готовить рис и прочую тяжёлую пищу мне отказались, так как было ещё утро, им было лень, поэтому я заказал омлет с овощами. Быстренько позавтракав (или поужинав) я уже прямо сейчас хотел пойти спуститься к Гангу и посмотреть, что там твориться, тем более Лала (владелец гостинки) сказал, что Ганга находится буквально в 1 минуте от этого здания. В чём, собственно, он не обманул.

узкие улочки старого района в Варанаси рядом с рекой

Кстати, когда я ел свой омлет, Лала положил мне на стол какую-то тетрадку и попросил почитать то, что там написано. Это была книга отзывов, которые оставляли различные туристы, останавливающиеся здесь. Также было много русскоязычных надписей и восклицательный знаков. Прочитав штук 10, я понял, что я попал в хорошее место. Все люди хвалили это заведение и владельца. Хороший сервис, наличие горячей воды 24 часа в сутки, что довольно редко в силу того, что с наступлением сумерек вода в баках остывает. Добродушный и отзывчивый сервис, любая помощь, обмен валюты по хорошему курсу, короче, всё для людей. В этом я и сам потом убедился.

Мне не терпелось скорее выйти на берег и посмотреть на легендарный Ганг, на церемонии кремации и бурную жизнь Варанаси. Было только утро, около 10-11 часов, но солнце уже жарило не на шутку. Правый берег реки Ганг, на котором и лежит Варанаси, хорошо оборудован и обжит ещё с древнейших времём. Там всё отделано камнем: ступени, сходы к воде, купели, причалы для лодок. На ступенях сидят садху, везде и повсюду установлены идоложертвенники богу Шиве - Лингамы. Ходят коровы и оставляют следы своей жизнедеятельности.

Лингам Шивы - фалический символ


Корова - символ плодородия, священное животное

Пройдя немного, я понял, что эта жара меня погубит и что мне немедленно следует идти назад в номер и бухнуться спать - что я без промедления и совершил. Мне удалось поспать часов до 3-4, после чего я пообедал и пошёл дальше на берег Ганги. В это время Ганг был оживлён куда больше, чем в полдень. Жара уже начала спадать, на улицы повылазили туристы, местные жители, торговцы, различные зазывалы и надоедливые "помогалы" - эти уж действительно отвратительные личности. Они подходят к тебе и начинают разговор, словно хотят познакомиться с чужаком и подружиться с ним, но потом через какое-то время они раскрывают всю свою сущность, предлагая какие-либо свои услуги. Это может быть помощь в выборе гестхауза, в поиске какой-то определённой улицы, здания. Могут предложить купить у них "мариванну" в виде гашиша.

- Excuse me, mister! Do you want anything? - Спрашивает меня среднестатистический помогала.

- No, Thanks! - Отвечаю я, не раздумывая.

- Do you smoke? Do you like "Marivanna"? - Cпрашивает помогала, изображая руками перед лицом процесс курения.

Только и успеваешь им отвечать: "Айм донт смоук энд ай донт вонт мариванна, май фрэнд! Сорри!" - И так через каждые 100 метров. Поначалу это вызывает улыбку, но потом сильно надоедает.

С этим там проблем нет...

Хотя попадаются зачастую и дейстительно такие люди, которым от тебя ничего не надо, которые просто хотят с тобой познакомиться. Это, как правило, такие же туристы из других индийских городов. Зачастую вообще мусульмане, коих много и в самом Варанаси.

Кстати, про марихуану. Теоретически в индийском законодательстве существует норма, по которой марихуана является наркотическим веществом и употребление её запрещается. Но также есть какие-то другие законы, которые разрешают курение гашиша. Дело в том, что в индуизме считается, что сам бог Шива являлся курильщиком гашиша, и курение его является религиозным ритуалом подражания Шиве. Точно так же, как Шива был бессеребренником и аскетом, так и его последователи - садху - имеют довольно аскетичный вид и усердно злоупотребляют курением гашиша. И если помогала будет предлагать вам вроде как шёпотом, то садху курят мариванну совершенно в открытую, прямо на улице.

Среди хиппи-туристов этот продукт разлетается на ура, принося неплохие доходы в теневую экономику региона. Вообще, в Варанаси, наверное, каждый 3-й зарубежный турист употребляет канабиноиды. Сдаётся мне, что терпкость сдешнего продукта может уложить неопытного курильщика с нескольких затяжек. Но мне этого не узнать никогда, потому что я категорически против любых одурманивающих веществ. Не сказать, что я не грешил подобными излишками в прошлом, но сейчас я абсолютно убеждён в их ненужности. Просто если говорить про Варанаси, да и вообще про Индию, то как-то будет неправильно, я считаю, не упомянуть об этой особенности хотя бы раз.

Варанаси – это древнейший священный город для индуистов, который расположен в загадочной и уже любимой нашими туристами на берегу прекрасной и великой реки Ганг. Историки думают, что возраст города — около трех тысяч лет, но сами индийцы считают, что ему уже целых пять тысяч лет, а основал город сам бог Шива. Варанаси в любом случае — один из самых древних городов планеты, он завораживает своей атмосферой и приводит в трепет своими памятниками. Если вы отправляетесь в Индию в 2020 году, обязательно посетите этот город — а все самое интересное о нем заранее узнайте из нашей статьи.

Город имеет многотысячелетнюю историю, и за этот период сменил несколько имен. Он назывался Каши (что переводится, как «город божественного света»), Бенарес (один из вариантов перевода — «город тысячи храмов»). Но в течение всего своего существования этот город считается самым значимым среди всех святых мест, которые необходимо посетить паломникам — буддистам, джайнистам и, в особенности, индуистам.

Паломники издревле окунались в реку Ганг, смывая свои грехи.

В период завоевания этой местности мусульманами значение города было несколько утеряно, однако же, когда средневековые индуистские государства на территории Индии окрепли, индуистская культура и религия вновь восстали из пепла, и более город уже в упадок не приходил — напротив, строились новые храмы, и он становился все краше.

В настоящее время в городе открываются и современные учреждения: общественные школы, институты. Помимо паломников, посещают город и миллионы простых туристов — они стремятся в город за его особенной, диковинной атмосферой, за великолепием его построек, за ощущением причастности к чему-то высокому, пусть и далекому, чужому и несколько непонятному.

Почему Варанаси называют «городом мертвых»?

Для индуистов этот священный город является некой гранью между жизнью на Земле и вечной жизнью. Они веруют в странствия души, которая после смерти неоднократно переселяется в другие живые существа. И каждый человек — в этой жизни и других — должен стремиться к завершению этого болезненного цикла перерождений, который носит название «сансара».

По верованиям индуистов, тот, кто умирает в этом городе, освобождается от сансары. Поэтому многие обеспеченные жители Индии под конец своих дней селятся в этом городе или в его окрестностях, а еще из последних сил сюда приходят и небогатые, но смертельно больные люди.

Но, даже если индиец умер не в Варанаси, провести кремацию его тела стоит именно в этом городе, тогда его карма очистится для всего самого лучшего в следующей жизни. Поэтому с уголков всей Индии , и даже — больше того, и со всей планеты, ведь индуизм исповедуют не только в этой стране, каждый день привозят сотни трупов для кремации, которая проходит прямо здесь — на берегу реки Ганг.

Как добраться до города Варанаси?

В Варанаси, благодаря достижениям современной цивилизации, уже даже есть аэропорт, но, конечно, напрямую из Российской Федерации туда не доберешься — стоит сделать несколько пересадок, вторая из которых будет в Дели .

Если вы посещаете не только Варанаси, но и Индию в целом, достаточно удобно будет добраться до древнего города по железной дороге (из Дели или Калькутты), посредством автобуса (из Каджурахо и Бодх-Гая).

Сам город достаточно крупный, и, если есть желание, можно передвигаться по нему на автобусе или рикше (велорикше). Однако, скорей всего, увидеть все великолепие будет гораздо проще и приятней, если ходить по Варанаси пешком — и впитывать все вокруг — глазами, ушами и душой.

Что посмотреть в городе Варанаси?

У туриста, впервые попавшего в Варанаси, могут разбежаться глаза — поэтому вот список самых интересных или живописных достопримечательностей города.

Храмы Варанаси


Выделяется среди других деревянный храм, расположенный на гхате Лалита. Он построен как копия непальского храма Пашупатинатх, находится под охраной царствующей династии Непала , которая и выделила средства на постройку сооружения из ценных видов древесины.

Общие советы по посещению индуистских храмов таковы:

  • представители обоих полов обязаны прикрывать ноги и плечи;
  • в храм нельзя заходить в обуви и нельзя даже брать ее с собой;
  • не стоит и пытаться заходить в храмы, куда позволено входить лишь индуистам;
  • в храмах принято оставлять несколько монет в ящиках для пожертвований;
  • если на выходе из храма вам выдали прасад — клейкий рис или манную кашу — ни в коем случае не выбрасывайте его, оскорбляя тем самым бедных индуистов прямо у них на глазах. Отдайте его корове или опустите в воды Ганга.

Помимо индуистских храмовых построек, в городе есть и храмы, созданные представителями других конфессий. Так, мечеть Аурангзеба была возведена еще в 17 столетии моголами, которые хотели разрушить весь Варанаси. Они обратили в развалины стоявший тогда там храм Вишну, а на его месте возвели мечеть, названную в честь полководца.

В пригороде под названием Сарнатх расположены буддистские священные постройки, ведь именно здесь, как считают последователи данного вероисповедание, Будда прочел свою первую проповедь, положив начало своему учению. Сарнатх в свое время был разрушен, а впоследствии в этом пригороде велись множественные изыскания археологов.

  1. Ступа Дхамек. Знаменита тем, что сооружена примерно в 6 столетии и стоит до сих пор. Это башня в форме цилиндра, в высоту — около 30 метров.
  2. Храм Мульгандхакути Вихара. Возведен в начале прошлого столетия — на месте старого, разрушенного храма. Этот храм декорирован росписями из жизни Будды и построен как символ того, что буддизм вернулся на территорию Индии .
  3. Археологический музей. Это вовсе не храм — но внутри музея находятся бесценные находки археологов, то, что было найдено посредством многолетних раскопок Сарнатха: скульптуры, керамические изделия, росписи на камнях и прочие артефакты.

Прочие достопримечательности Варанаси

В самом Варанаси, кроме храмов, есть и другие достопримечательности:

  1. Гхаты. Это каменные ступеньки, которые ведут к реке. Их — 84, каждая из них имеет свое название. Они служат для ритуального умывания в реке Ганг, кремации мертвых и разных церемоний. Туристам позволяется смотреть на кремацию, но съемки производить категорически запрещено. После этой процедуры прах с недогоревшими телами развевают над рекой. Рядом в воде могут купаться, пить воду и стирать белье люди, для индийцев это привычно. Туристам же крайне не рекомендуют это делать, так как воды очень загрязнены. Зрелище кремации, конечно, понравится далеко не всем, оно не для самых слабонервных. Посмотреть на действо в реке Ганг можно в видео:
  2. Форт Рам Нагар. Он находится на противоположном берегу реки, добраться можно по мосту. Был сооружен в 1750 году в качестве резиденции для моголов — правителей тогдашней области Бенарес. Поэтому выполнен он в могольском стиле. Часть форта Рам Нагар используется в качестве музея, в котором собраны коллекции оружия и предметов быта махараджи.
  3. Обсерватория Jantar Mantar. Понравится любителям астрономии, так как содержит великолепную коллекцию инструментов, применяющихся в этой науке.

Как развлечься в городе Варанаси?

Конечно же, в основном здесь можно посмотреть, как проходит индуистское паломничество. Существует несколько специальных маршрутов, паломники должны идти пешком и хранить молчание, они могут есть лишь раз в сутки, а также не должны покрывать голову, защищаясь от природных воздействий.

Но есть в Варанаси и более радостные и красочные даже для простых туристов — не индуистов — зрелища. К примеру, это Дивали, фестиваль огня, который проводится в честь победы добра над злом. Город на протяжении проведения фестиваля Дивали буквально ослепляет туристов огнями свечей и фонарей.

А фестиваль Шиваратри посвящен самому Шиве: индуисты рассказывают истории из его жизни и вдохновенно поют ритуальные гимны. Фестивали обычно сопровождаются ярмарками.

Будучи ослепленным множеством храмов и шокированным погребальными церемониями, европейский турист, возможно, захочет найти в Варанаси что-то более земное. Город прекрасен сан по себе: даже простые узкие улочки в индийском колорите, а также в нем созданы, как ни странно, условия для шопинга — есть множество базаров. Каждый базар посвящен определенному товару: драгоценности, шелк, посуда, мебель и другие товары.

В городе вполне можно насытиться не только духовной пищей, но и посетить какое-нибудь заведение общественного питания и утолить свой голод. Лучше всего зайти в ресторан местной кухни и отведать, к примеру, карри, сувлаки (шашлычки небольшого размера), тали (вегетарианское ассорти). А запить это все традиционным напитком тандай — из молока, фисташек и пряностей.

Вот таков Варанаси, на посещение которого может вполне не хватить целого дня. Конечно, в этой статье рассказано о самых главных достопримечательностях, а ведь храмов в городе — тысячи, гхатов — около сотни, и каждому путешественнику понравится что-то свое. Но даже если у вас есть всего пара часов, обязательно уделите хоть какое-то время посещению этого древнего города. В любом случае, он очарует вас и своей красотой, и своей атмосферой.

Индия - загадочная страна. Страна со своими традициями, культурой и обычаями. Иногда все эти особенности кажутся рядовому туристу немного диковатыми, но с этим ничего не поделать. Это культурные и моральные ценности другого народа, нам остается все это лишь принимать как данность. Сегодня затронем очень пикантную тему, которая будет касаться того, как хоронят людей в Индии. Нужно сразу сказать, что в этом процессе много особенностей.

Религия

Какая религия в Индии? Индуизм - это главная религия страны. Если углубиться в ее суть, то индуизм, как и буддизм, описывают смерть человеческого тела лишь как конец одной из жизней, после смерти случается перерождение человека с переходом в какую-то иную сущность.

Для того, чтобы перерождение души человека прошло без проблем и правильно, требуется качественное освобождение души от плоти. Плоть для этого необходимо достойно уничтожить. Это важный момент. Как говорит религиозное учение, если тело покойного будет упокоено некачественно, то злая участь, постигшая плоть, будет отражаться на всех членах рода человека.

Под злой участью стоит понимать вечное блуждание умершего человека между мирами живых и богов. Вообще индусы считают, что все их покойные предки некоторое время являются божествами для потомков, а именно поэтому не стоит злить божества некачественной процедурой захоронения. Сделаем оговорку, что, по мнению индусов, их близкие родственники являются предметом почитания примерно до трех поколений.

Кремация

Наиболее предпочтительный вариант похорон в Индии. Это очень затратное в финансовом плане мероприятие. Сожжение тела умершего человека обходится родственникам в солидную сумму. Стоит отметить, что лучший город для таких мероприятий - это Варанаси. Жители Индии называют этот населенный пункт погребальным городом. Но есть и другие способы захоронения тела, которые используют жители страны, если кострище для кремации (погребальный костер) не по карману родственнику умершего человека.

Кострище для кремации

Кострище делается не менее чем один метр высотой, для него берется примерно пять килограмм дров на каждый килограмм веса умершего человека. Обеспеченные семьи для погребального костра выбирают такую древесину, как сандал и другие элитные дорогие породы. Для бедных людей существуют сорта попроще, нужно сказать, что древесина в Индии - это всегда очень дорого.

Самые бедные граждане для кострища берут вещи умершего человека, которые пригодились бы ему в ином мире до перевоплощения. И все же, главный критерий - не актуальность вещи в загробном мире, а его горючие свойства.

Богатые люди кидают в кострище алмазы и высоко ценящийся в Индии редкий янтарь. До начала кремации сын умершего человека бросает в реку специальную жертвенную смесь (рис и кунжут), это делается, чтобы освобожденная из тела душа смогла воплотиться в специальную временную оболочку.

После этого тело умершего человека водружают на сложенные дрова, которые складываются специальным образом и поливаются топленым маслом и особыми ароматическими жидкостями, а сын умершего человека факелом зажигает костер и при этом читает молитву. Другие члены семьи в этот момент кричат и громко оплакивают покойного человека специальными ритуальными причитаниями.

Не лишим считается расцарапывание собственных лиц и громкие крики женщин, которые присутствуют на церемонии. Кроме этого, женщины должны время от времени падать на землю и биться в рыданиях.

Примерно в середине всей процедуры кремации сын разбивает череп полусгоревшего трупа с помощью специальной деревянной палки, это дает сто процентную гарантию для выхода души из тела, если она к этому времени еще не покинула тело умершего человека. После того, как костер полностью затух, участникам церемонии похорон очищаются проточными водами реки, если реки нет поблизости, то они омываются водой с кунжутом.

Для полного очищения души покойного человека требуется быстро совершить первое жертвоприношение из смеси риса, кунжута и овощей. Спустя четыре дня после церемонии кремации, все участники похорон приходят на место кострища и совершают особый обряд, который состоит из сбора остатков костей, которые вместе с пеплом загружаются в погребальную урну из глины. Урну временно вкапывают в землю (примерно наполовину по высоте или объему). Еще спустя несколько дней прах из урны развеивают по воздуху над какой-нибудь рекой или озером.

Кого запрещено сжигать

Есть некоторые нюансы в кремации. Существуют категории граждан, которые не подвергаются кремации. Сюда относятся:

  • Малолетние дети до тринадцати лет.
  • Монахи и другие садху (люди, которые отреклись от мира с его радостями и посвятили свою жизнь духовным практикам).
  • Беременные женщины.
  • Незамужние девушки.
  • Бедняки, у которых нет денежных средств на процедуру кремации.
  • Люди, больные лепрой.
  • Люди, которые умерли от укуса кобры.

Остановимся на последней категории. Примечательно, что в Индии считается, что человек, которого укусила кобра, не умер, а находится в коме, именно по этой причине сжигать его - это нечто нечеловечное и жестокое убийство.

Укушенного коброй человека обворачивают в пленку и погружают в лодку, которая делается из бананового дерева. На человека прикрепляют табличку с его именем и домашним адресом и сталкивают в реку. Монахи-садху, которые медитируют на берегу реки, стараются выловить этих людей из реки. Делается это для того, чтобы попытаться их вернуть к жизни с помощью своих медитаций.

Сложно делать вывод о том, получается ли у монахов это сделать или нет, но, бесспорно, такая их попытка - это во всех отношениях очень благородный и достойный поступок. Есть поверье, согласно которому одному садху, который медитировал на реке, удалось оживить укушенного коброй человека. Семья этого человека была очень рада и предлагала неведомые богатства монаху, но тот отказался брать эту награду в соответствии со своим священным обетом.

Значение рек

Индия - это страна, которая хранит много обычаев древности. И если бы похороны в Индии были бы стандартными для среднестатистического гражданина нашей страны, то это было бы странно. Индия экзотична во всем, даже в таких моментах, как похороны.

Река Ганга в Индии, впрочем, как и некоторые другие реки, используется для обрядов захоронения людей. Сразу скажем, что вид захоронения тел с использованием реки - это вариант не для богатых граждан. Альтернатива использования реки для бедных - это закапывания тела в землю. Но все же, использование реки Ганга в Индии в качестве кладбища - более распространенное мероприятие. Какие еще водоемы используют?

Особенно чтятся реки Ганг и Брахмапутра. Сюда отправляют тела тех людей, которые при жизни считались святыми или посвященными. Традиции таковы, что люди, причисляемые к святым или посвященным, не требуют очистки души огнем, так как их души при жизни были чистыми. Кроме этого, в водоемах иногда проводят ритуалы и беременных женщин (иногда женщин, которые умерли во время родовой деятельности).

Подготовка тела

Подготовка тела усопшего у индусов к похоронным ритуалам проходит по обычаям брахманизма. Если быть точным, то эти мероприятия начинаются еще при жизни умирающего, в тот момент, когда становится всем понятно, что его кончина уже близка и неизбежна.

Умирающего человека кладут на пол в комнате дома (веранды дома или же на землю вне помещения). Пока его душа отходит в мир иной, члены его семьи находятся рядом с ним и просто молятся. С помощью молитв происходит ускорение отхода души из бренного тела. Душа выходит в одно из десяти отверстий тела человека. Есть такое поверье, согласно которому у праведника душа выйдет через макушку, рот, нос или же уши, а грешная душа покинет тело строго через анальный проход.

Сразу после смерти, по индийскому обряду, умерший человек обматывается в ткань, и вокруг него раскидывают бетель. Чаще всего это делает его сын, который является главным лицом в проведении всего обряд похорон. Если же в семье умершего человека нет сына, то для проведения обряда похорон приглашают специального брахмана, но, как говорит религия, лучше иметь сына.

Индийские традиции таковы, что тело усопшего необходимо захоронить за сутки после смерти. Перед похоронами нужно обрить волосы на голове и бороду (если таковая имеется). Если умирает женщина, то ее волосы опаливают с помощью специального факела, а затем тело обтирают благовонными маслами и оборачивают в другое одеяние.

После этих процедур умершего человека украшают яркими плетенными цветочными гирляндами, а также рисуют на его лице различные религиозные знаки, а на лоб сыплют рис и бетель.

Далее с помощью носилок умершего человека несут к месту его будущего сожжения (если выбран вариант с кремацией тела), на пути следования к установленному месту совершают остановки для молитв. В это время все женщины, которые присутствуют на похоронах, громко причитают и плачут, разрывая на себе одежды. Идеальным вариантом на похоронах в Индии считается, когда оплакивание умершего человека проходит в форме длинных, грустных и скорбных речитативов.

После захоронения

После всех мероприятий по захоронению тела, семье умершего человека необходимо поставить в честь произошедшего события два камня. Один камень ставится дома, а второй на берегу ближайшего к дому водоема. Камни станут неким символом духа покойного человека. Последующие десять дней после похорон людей в Индии, над камнями положено совершать обряды возлияния водой, а также производить жертвования различных злаков. Также в течение года (один раз в месяц) в честь умершего человека приносятся жертвы в виде пищи.

Через год на поминки среди прочих людей приглашается несколько специальных брахманов, они делают жертвоприношения, а также читают молитву, которая призвана для отпущения грехов умершему человеку. В глубокой древности для проведения этого ритуала требовалась кровь животного, но в современной Индии кровь заменили на зерно, овощи и фрукты.

Богатые жители в Индии иногда ставят для своих умерших предков специальные небольшие мавзолеи из камня с различными резными барельефами. Места для мавзолея выбираются на священных землях, если есть такая возможность. Если такой возможности нет, то мавзолей ставят у воды. Сюжеты каменных барельефов обычно рассказывают о жизни богов (чаще всего Шивы и Парвати).

Индийские мусульмане и христиане

Все мусульмане и христиане, которые проживают на территории Индии, производят похороны своих покойных близких людей согласно традициям своих религий. Это делается на специальных кладбищах, с установкой соответствующих памятников на могилах. Эти мемориалы сделаны согласно всем обычаям религии (мусульманства или христианства). К другим религиям в Индии относятся спокойно. Нет никаких притеснений ни со стороны жителей, ни со стороны властей. Какая религия в Индии считается главной? Главной религией считается индуизм, но никто не склоняет к этой религии, все происходит на добровольной основе.

Похороны в Индии

То, как хоронят людей в Индии - это целая церемония, о которой можно писать научные труды. Особенно важна не сама процедура, а объяснение всех мелочей и нюансов этого процесса. Многие отмечают, что более символического мероприятия, чем индийский погребальный обряд, не найти ни в какой другой стране или культуре мира.

Не менее сильно поражает и поведение всех людей, которые участвуют в захоронении своих близких и родных. Но все это становится вполне понятным, если постоянно держать в голове учение о переселении человеческих душ, что является неотъемлемой частью индуизма как религии (согласно статистике, индуизм исповедуют более восьмидесяти процентов населения Индии).

Итог

Сегодня вы узнали, как хоронят людей в Индии различными способами. Конечно, нужно признать, что для нас некоторые моменты в захоронении кажутся немного странными и даже порой диковатыми. Но это традиции далекой для нас страны. Возможно, для жителя Индии также странно выглядят похороны в нашей стране.

Особенностью процедуры можно считать отличие ритуалов, к примеру, для похорон детей и взрослых людей. Хотя это далеко не одна особенность традиций захоронения в Индии. Для нас все кажется необычным и особенным. Однако это - отличие религий, культур и прочего.

Очень часто удивление иностранцев, которые наблюдают процессом захоронения, граничит с изумлением и даже ужасом. Туристов поражает больше всего то, что в реку сбрасывают пепел, остатки умерших людей и даже трупы, и тут же местные жители пьют из этой реки воду и купаются в ней.

Есть обнародованные данные лабораторных экспертиз речной воды Индии. Исследования проводились каналом «Дискавери». Весь мир, кроме Индии, пришел в ужас. В пробах воды найдено невероятное количество микробов, инфекций и прочего. Видимо, есть такие вещи в нашем бренном мире, которые можно понять только тогда, когда живешь с ними рядом. Это точно касается и вопроса о том, как хоронят людей в Индии.

वाराणसी , vārāṇasī IAST [ʋaːɾaːɳəsiː] (инф.) ) — букв. «между двух рек»; Бена́рес (англ. Benares , ) или Банарас (англ. Banaras , хинди बनारस , урду بنارس , Banāras (инф.) ) или Каши англ. Kashi , хинди काशी , урду کاشی , Kāśī (инф.) ) — главный город одноимённой области в северо-восточной Индии (штат Уттар-Прадеш) — город, имеющий для индусов такое же значение, как Ватикан для католиков (ЭСБЕ называет его: «Рим индусов »), средоточие брахманской учёности. Считается святым городом для буддистов и джайнистов , наиболее святым местом в мире в индуизме (как центр Земли в индуистской космологии). Один из старейших городов мира и, возможно, старейший в Индии.



masterok :

Наша планета полна чудесными сюрпризами от природы и древних цивилизаций, полна красотами и достопримечательностями, ну а еще на ней можно встретить довольно необычные, странные, мрачные традиции и ритуалы. Хотя надо заметить, это для нас они странные и страшные, а для некоторых - это их обыденная жизнь, это их культура.

Каждый из миллиарда индусов мечтает умереть именно в Варанаси или сжечь тут свое тело. Open air крематорий дымит 365 дней в году и 24 часа в сутки. Сотни тел со всей Индии и зарубежья ежедневно сюда приезжают, прилетают и сгорают. Хорошую религию придумали индусы - что мы, отдав концы, не умираем насовсем. Эти базовые познания про индуизм под аккорды своей гитары вселил в нас Владимир Высоцкий. Спел и просветил: "живешь правильно - будет тебе счастье в следующей жизни, а если туп, как дерево, - родишься баобабом"


Варанаси является важным религиозным местом в мире индуизма, центром паломничества индусов со всего мира, таком же древнем как Вавилон или Фивы. Здесь более сильно, чем где-либо еще, проявляются противоречия человеческого существования: жизни и смерти, надежды и страдания, молодости и старости, радости и отчаяния, блеска и нищеты. Это город, в котором так много смерти и жизни одновременно. Это город, в котором сосуществуют вечность и бытие. Это лучшее место для понимания того, что собой представляет Индия, ее религия и культура.

В религиозной географии индуизма, Варанаси является центром Вселенной. Один из самых священных городов для индусов служит своего рода гранью между физической реальностью и вечностью жизни. Здесь боги спускаются на землю, а простой смертный достигает блаженства. Это святое место, чтобы жить, и благословенное место, чтобы умереть. Это самое лучшее место для того, чтобы достичь блаженства.

Известность Варанаси в индуистской мифологии не имеет себе равных. Согласно легенде, город был основан индусским Богом Шивой несколько тысяч лет назад, что сделало его одним из самых важных мест паломничества в стране. Это один из семи священных городов индусов. Во многих отношениях он воплощает самые лучшие и худшие стороны Индии, иногда приводящие иностранных туристов в ужас. Тем не менее, сцены паломников, произносящих в лучах восходящего солнца молитву у реки Ганга, на фоне индуистских храмов является, одной из самых впечатляющих достопримечательностей в мире. Путешествуя по северной Индии, постарайтесь не обойти стороной этот древний город.

Основанный за тысячу лет до Рождества Христова, Варанаси является одним из старейших городов в мире. Его нарекли многими эпитетами - "город храмов", "священный город Индии", "религиозная столица Индии", "город огней", "город просвещения" - и только совсем недавно было восстановлено его официальное название, впервые упоминавшемся еще в джатаки – древнем повествовании индуской литературы. Но многие до сих пор продолжают использовать английское название Бенарес, а паломники называют его не иначе как Каши – именно так нарекли город три тысячи лет.

Индус действительно верит в странствия души, которая после кончины переселяется в другие живые существа. И относится к смерти вроде и особенно, но в то же время обыденно. Для индуиста смерть - лишь один из этапов сансары, или бесконечной игры рождений и смертей. А еще приверженец индуизма мечтает однажды не родиться. Он стремится к мокше - завершению того самого цикла перерождений, вместе с которым - к освобождению и избавлению от тягот мира материального. Мокша - практически синоним буддистской нирваны: высшее состояние, цель человеческих стремлений, некий абсолют.

ВНИМАНИЕ!

На протяжении тысячелетий, Варанаси был центром философии и теософии, медицины и образования. Английский писатель Марк Твен, потрясенный посещением Варанаси, написал: "Бенарес (старое название) старше истории, старше традиции, даже старше, чем легенды и выглядит вдвое старше их всех вместе взятых". Многие известные и наиболее почитаемые индийские философы, поэты, писатели и музыканты проживали в Варанаси. В этом славном городе жил классик литературы хинди Кабир, поет и писатель Тулсидас написал эпическую поему Рамачаритаманаса, ставшей одной из самых знаменитых произведений литературы на языке хинди, а Будда произнес свою первую проповедь в Сарнатхе, всего в нескольких километрах от Варанаси. Воспетый мифами и легендами, освященный религией, он всегда привлекал большое количество паломников и верующих с незапамятных времен.

Варанаси расположен между Дели и Калькуттой на западном берегу Ганги. Каждый индийский ребенок, слушавший рассказы своих родителей, знает, что Ганга является самой крупной и святой из всех рек в Индии. Главная причина посещения Варанаси, это, конечно же, увидеть реку Ганга. Значение реки для индусов не поддается описанию. Она входит в число 20 крупнейших рек мира. Бассейн реки Ганга является наиболее густонаселенным в мире, с населением более чем 400 миллионов человек. Ганга является важным источником орошения и коммуникации для миллионов индийцев, живущих вдоль русла реки. С незапамятных времен ей поклонялись как богине Ганга. Исторически сложилось так, что ряд столиц бывших княжеств располагались на ее берегах.

Самый большой гхат в городе, использующийся для кремации — это Маникарника. Здесь кремируют около 200 тел в день, а погребальные костры горят и днем, и ночью. Семьи привозят сюда покойников, умерших естественной смертью.

Индуизм подарил тем, кто его исповедует, метод гарантированного достижения мокши. Достаточно умереть в священном Варанаси (ранее - Бенарес, Каши. - Прим. авт.) - и сансара заканчивается. Наступает мокша. При этом важно отметить, что хитрить и бросаться в этом городе под машину - не выход. Так мокши точно не видать. Даже если индус отдал концы не в Варанаси, этот город все равно способен повлиять на дальнейшее его существование. Если кремировать тело на берегу священной реки Ганг в этом городе, то карма на следующую жизнь очищается. Вот и стремятся сюда индуисты со всей Индии и мира - умирать и гореть.

Набережная Ганга - самое тусовочное место в Варанаси. Вот измазанные в саже отшельники садху: настоящие - молятся и медитируют, туристические - пристают с предложениями сфотографироваться за денежку. Брезгливые европейки пытаются не вступить в нечистоты, толстые американки снимают себя на фоне всего, перепуганные японцы ходят в марлевых повязках на лицах - от инфекций спасаются. Тут полно растаманов с дредами, фриков, просветленных и псевдопросветленных, шизиков и попрошаек, массажистов и гашиш-дилеров, художников и прочего всех на свете мастей люду. Ни с чем не сравнимая пестрота толпы.

Варанаси — один из древнейших городов мира и самое священное место у индусов. Варанаси не зря называют Городом Мертвых — ежедневно в этот город привозят, сжигают и топят в реке Ганг сотни мертвых тел .

Самый неприятный город из нами посещенных в Индии.

Варанаси с населением в 1 500 000 человек является центром индийского паломничества. Миллионы индусов ежегодно совершают религиозное паломничество в город мертвых — Варанаси с обязательным омовением в священной реке Ганг . Огромное количество белых туристов приезжает сюда чтобы отречься от мирских проблем, проникнуться духовностью, достичь душевного равновесия. Большое значение этот город имеет и для буддистов , ведь именно в пригороде Варанаси — Сарнатх — Будда , по преданию, прочел свою первую после просветления проповедь пяти первым последователям.

Добраться до Варанаси можно несколькими способами:

  • на самолете (не только из индийских городов, но и напрямую из других стран, т.к. аэропорт в этом городе международный);
  • на автобусе из соседних городов;
  • на поезде . Из или Калькутты.

Поезд Дели — Варанаси

Самый оптимальный, на наш взгляд способ — это поезд . Не так дорого как самолет и не так долго и утомительно как автобус. Мы ехали на поезде — Варанаси . Билеты на поезд, лучше всего покупать заранее , т.к. это направление достаточно популярное и их может не оказаться на ближайшие даты. Удобнее всего приобретать их через интернет. Как это сделать можете прочитать в нашей . Билеты обошлись нам в 840 индийских рупий со всеми налогами, а сама поездка заняла 17 часов в вагоне-слиппере.

Река Ганг и её воды

Несомненно, главной достопримечательностью Варанаси является река Ганг и ее набережные — Гхаты .

Ганг — одна из самых длинных рек (2700 км) в Южной Азии и безусловно, одна из самых грязных . Сюда сбрасываются стоки промышленных предприятий, человеческие нечистоты , отходы жизнедеятельности, не догоревшие тела кремированных на ее берегу трупов. Более того, некоторые категории умерших не сжигают . К ним привязывают камень и сбрасывают в многострадальную реку. И несмотря на это, индусы купаются в ней, моются и даже пьют . Ганг для них священна , она для них мама . Индусы убеждены , что ее воды смывают грехи, а поэтому она априори чиста и, мало того, что безопасна , но и обладает оздоровительным эффектом. Но не думайте, что река не оказывает никакого отрицательного влияния на самих индусов, не говоря уже о неподготовленных иностранцах. Оказывает, и еще как, особенно на слабые детские организмы. По данным Всемирной Организации Здравоохранения, из 1,5 млн индийских детей , которые ежегодно умирают от заболеваний, передающихся через воду , 30-40% на счету Ганга . Просто большинство индусов не связывают плохое самочувствие с купанием в реке. А те кто связывают все равно совершают ритуалы омовения, потому что она священна, потому что религия того требует.

Купаться в реке мы, конечно, не стали, но на лодке покатались по ее водам. Осматривать город отсюда куда приятнее, чем толкаясь на узких улочках Варанаси. А на другом берегу реки за 20 рупий можно покататься на лошадях.

Вид с противоположенной стороны реки Ганг

Гхаты Варанаси

Набережная Ганга состоит из ступеней простирающихся на несколько километров и называемых Гхатами . Гхаты служат для ритуальных обрядов. Большинство из них используется для купания в реке (а также бытовых нужд, таких как стирка, мытье и вообще для чего угодно), на двух из них происходят обряды кремации .


Каждый набожный индус мечтает умереть в Варанаси и быть кремированным на берегу священного Ганга, ведь тогда он гарантированно завершит цикл перерождений и достигнет высшего состояния — мокши . Считается, что огонь очищает душу умершего, но есть такие категории покойников, которые и так чисты, поэтому в сжигании не нуждаются. Их то как раз и сбрасывают с камнем в реку . К ним относятся монахи , отказавшиеся от мирской жизни и посвятившие себя молитвам и медитациям, дети , беременные женщины (потому что внутри ребенок ). Так же не кремируют умерших от укуса кобры . Считается, что они не умирают , а впадают в кому . Их заворачивают в пленку, кладут на плот из бананового дерева, прикрепляют записку с именем и адресом и пускают в плаванье по Гангу в надежде, что медитирующий на берегу монах выловит и оживит «уснувшего» .

В Варанаси, городе мертвых, существует два Гхата , где кремируют огнем, но есть еще электрокрематорий (не такой священный и почетный), для нищих , у которых совсем нет денег на дрова. Кремации происходят постоянно, 24 часа в сутки .


Гхаты Варанаси, с погребальными кострами

На паре других Гхатов ежедневно на рассвете и на закате проводится церемония Ганга Арати . Так индусы отдают дань уважения матери Ганге . Церемонию проводят пять браминов (с утра — семеро ). Они жгут ароматические палочки, поют, проводят манипуляции с горящими чашами. В конце церемонии многие опускают на воду корзиночки с горящими свечками, при этом загадывая желание.


Вечерняя церемония у реки Ганг

Утренняя церемония поклонения реке Ганг, Варанаси

Наши впечатления от Варанаси

Что же касается наших впечатлений от Варанаси, города мертвых, то они у нас больше негативные , чем нейтральные. Даже если не брать в расчет, что мы приехали сюда в самый жаркий сезон и помирали от жары — город не располагает к себе . Очень тесный , грязный и многолюдный . На улочках, где можно дотянуться руками до двух стоящих напротив друг-друга домов умудряются ходить толпы индусов, ездят мотоциклы и гадят коровы. Мусором покрыт практически каждый клочок земли и везде жутко воняет . Не сказать, что это все удивительные для Индии в целом явления, но в Варанаси это все более ярко выражено и пересекает черту здравого смысла .

Надо быть крайне необъективным псевдо-супер-духовным человеком, чтобы отыскать во всем этом мракобесии хоть что-то духовное, возвышенное и космическое.

Мы провели здесь 4 дня, бродили по городу, сплавлялись по Гангу, наблюдали за кремацией, различными обрядами и церемониями, пытались отыскать хоть что-то позитивное, но все напрасно. Хотя, один приятный момент все же был. Это рассвет на реке. Такой чистый, красивый, спокойный, такой не сочетающийся со всем, что происходит вокруг…


Рассвет на реке Ганг, Варанаси
Рассвет на реке Ганг, Варанаси
Loading...Loading...