Трагическая гибель мусы джалиля. Казнен в плену Германии - предатель советской Родины

Признание на государственном уровне настигло Мусу Джалиля уже после смерти. Обвиненному в предательстве поэту воздали по заслугам благодаря неравнодушным поклонникам его лирики. Со временем пришел черед и премиям, и званию Героя Советского Союза. Но настоящим памятником несломленному патриоту, помимо возвращения честного имени, стал неугасаемый интерес к творческому наследию. По прошествии лет сохраняют актуальность слова о Родине, о друзьях, о любви.

Детство и юность

Гордость татарского народа Муса Джалиль родился в феврале 1906 года. У Рахимы и Мустафы Залиловых воспитывались 6 детей. Семья жила в оренбургской деревне, в поисках лучшей доли перебралась в губернский центр. Там мать, будучи сама дочерью муллы, отвела Мусу в мусульманскую духовную школу-медресе «Хусаиния». При советской власти из религиозного заведения вырос Татарский институт народного образования.

Любовь к поэзии, желание красиво излагать мысли передались Джалилю с народными песнями, исполняемыми матерью, и сказками, которые читала на ночь бабушка. В школе, помимо теологических предметов, мальчику удавались светская литература, пение и рисование. Однако религия не заинтересовала парня – Муса позднее получил свидетельство техника на рабфаке при педагогическом институте.

Подростком Муса пополнил ряды комсомольцев, увлеченно агитировал детей вступать в ряды пионерской организации. Одним из средств убеждения стали первые патриотические стихотворения. В родной деревне Мустафино поэт создал комсомольскую ячейку, члены которой воевали с врагами революции. Активиста Залилова избрали в Бюро Татаро-Башкирской секции ЦК ВЛКСМ делегатом всесоюзного комсомольского съезда.


В 1927 году Муса поступил в Московский государственный университет, на литературное отделение этнологического факультета (будущий филфак). По воспоминаниям соседа по общежитию Варлама Шаламова, Джалиль в университете получил преференции и любовь окружающих благодаря своей национальности. Мало того, что Муса – героический комсомолец, так он еще и татарин, обучающийся в русском вузе, пишет хорошие стихи, превосходно читает их на родном языке.

В Москве Джалиль работал в редакциях татарских газет и журналов, а в 1935 году принял приглашение вновь открывшегося Казанского оперного театра возглавить его литературную часть. В Казани поэт с головой окунулся в работу, подбирал актеров, писал статьи, либретто, рецензии. Кроме этого, переводил на татарский произведения русских классиков. Муса становится депутатом городского Совета и председателем Союза писателей Татарии.

Литература

Первые стихи юного поэта начали публиковать в местной газете. До начала Великой Отечественной войны вышло 10 сборников. Первый «Мы идем» - в 1925 году в Казани, через 4 года – еще один, «Товарищи». Муса не только вел, как сейчас сказали бы, партийную работу, но и успевал писать пьесы для детей, песни, поэмы, публицистические статьи.


Поэт Муса Джалиль

Поначалу в сочинениях агитационная направленность и максимализм переплетались с экспрессивностью и пафосом, метафоричностью и условностями, свойственными восточной литературе. Позднее Джалиль предпочитал реалистичные описания с ноткой фольклора.

Широкую известность Джалиль получил во время учебы в Москве. Творчество Мусы очень нравилось его однокурсникам, стихотворения читали на студенческих вечерах. Молодое дарование с восторгом приняли в столичную ассоциацию пролетарских писателей. Джалиль познакомился с Александром Жаровым и , застал выступления .


В 1934 году увидел свет сборник на комсомольскую тематику «Орденоносные миллионы», а вслед за ним – «Стихи и поэмы». Произведения 30-х годов продемонстрировали глубоко мыслящего поэта, не чуждого философии и умеющего пользоваться всей палитрой выразительных средств языка.

Для оперы «Золотоволосая», повествующей о героизме племени булгар, не покорившемся иноземным захватчикам, поэтом переработаны в либретто героический эпос «Джик Мерген», сказки и предания татарского народа. Премьера состоялась за две недели до начала войны, а в 2011 году Татарский театр оперы и балета, к слову, носящий имя автора, вернул постановку на свою сцену.


Как позже рассказывал композитор Назиб Жиганов, он попросил Джалиля сократить поэму, как того требовали законы драматургии. Муса категорически отказался, заявив, что не хочет убирать строки, написанные «кровью сердца». Заведующий литературной частью запомнился другу как человек неравнодушный, интересующийся и переживающий за татарскую музыкальную культуру.

Близкие друзья рассказывали, каким красочным литературным языком поэт описывал всевозможные веселые истории, случившиеся с ним, а потом зачитывал в компании. Джалиль вел записи на татарском языке, но после его смерти тетрадь бесследно исчезла.

Стихотворение Мусы Джалиля «Варварство»

В гитлеровских застенках Муса Джалиль написал сотни стихов, до потомков дошли 115 из них. Вершиной поэтического творчества считается цикл «Моабитская тетрадь».

Это действительно две чудом сохранившиеся тетрадки, переданные советским властям сокамерниками поэта по лагерям «Моабит» и «Плетцензее». По неподтвержденной информации, еще две, неведомым образом попавшие в руки турецкого гражданина, оказались в НКВД и там пропали.


На передовой и в лагерях Муса писал о войне, о зверствах, свидетелем которых стал, о трагизме положения и железной воле. Такими стали стихотворения «Каска», «Четыре цветка», «Азимут». Красноречиво описывают обуревавшие поэта чувства пронзительные строки «Они с детьми погнали матерей…» из «Варварства».

Нашлось в душе Джалиля место и лирике, романтизму и юмору, например, «Любовь и насморк» и «Сестричке Иншар», «Весна» и посвященное жене Амине «Прощай, моя умница».

Личная жизнь

Муса Джалиль женат был не единожды. Первая жена Рауза подарила поэту сына Альберта. Он стал кадровым офицером, служил в Германии, всю жизнь хранил первую книгу отца с его автографом. Альберт воспитал двух сыновей, но об их судьбе ничего не известно.


В гражданском браке с Закиёй Садыковой у Мусы родилась Люция. Дочь закончила дирижерское отделение музыкального училища и Московский институт кинематографии, жила и преподавала в Казани.

Третью жену поэта звали Амина. Хотя в Сети распространена информация, что по документам женщина значилась то ли Анной Петровной, то ли Ниной Константиновной. Дочь Амины и Мусы Чулпан Залилова жила в Москве, работала редактором в литературном издательстве. Её внук Михаил, талантливый скрипач, носит двойную фамилию Митрофанов-Джалиль.

Смерть

В биографии Джалиля не было бы фронтовых и лагерных страниц, если бы поэт не отказался от предоставленной ему брони от службы в армии. Муса пришел в военкомат на второй день после начала войны, получил направление политруком, работал военкором. В 1942 году, выходя из окружения с отрядом бойцов, Джалиль получил ранение и попал в плен.


В концлагере под польским городом Радом Муса вступил в легион «Идель-Урал». Гитлеровцы собирали в отряды высокообразованных представителей неславянских наций с целью вырастить сторонников и распространителей фашистской идеологии.

Джалиль, пользуясь относительной свободой передвижения, развернул в лагере подрывную деятельность. Подпольщики готовили побег, но в их рядах нашелся предатель. Поэта и наиболее активных соратников казнили на гильотине.


Участие в подразделении Вермахта дало повод считать Мусу Джалиля предателем советского народа. Только после смерти благодаря усилиям и татарского ученого и общественного деятеля Гази Кашшафа вскрылась правда о трагических и одновременно героических последних годах жизни поэта.

Библиография

  • 1925 – «Мы идем»
  • 1929 – «Товарищи»
  • 1934 – «Орденоносные миллионы»
  • 1955 – «Героическая песня»
  • 1957 – «Моабитская тетрадь»
  • 1964 – «Муса Джалиль. Избранная лирика»
  • 1979 – «Муса Джалиль. Избранные произведения»
  • 1981 – «Красная ромашка»
  • 1985 – «Соловей и родник»
  • 2014 – «Муса Джалиль. Избранное»

Цитаты

Я знаю: с жизнью и мечта уйдет.

Зато с победою и счастьем

Она зарей взойдет в моей стране,

Сдержать зарю никто не властен!

Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя - Мать.

Нам молодость властно диктует: «Ищите!»

И носят нас бури страстей.

Не ноги людей проложили дороги,

А чувства и страсти людей.

Что ж тут удивляться, доктор милый?

Помогает нашему здоровью

Лучшее лекарство дивной силы,

То, что называется любовью.

Родился Муса Джалиль 2 февраля 1906 года в деревне Мустафино Оренбургской области в татарской семье. Образование в биографии Мусы Джалиля было получено в медресе (мусульманское учебное заведение) «Хусаиния» в Оренбурге. Джалиль с 1919 года является членом комсомола. Образование Муса продолжил в МГУ, где учился на литературном отделении. После окончания университета работал редактором журналов для детей.

Впервые произведение Джалиля было напечатано в 1919 году, а первый его сборник опубликовали в 1925 («Мы идем»). Спустя 10 лет было издано еще два сборника поэта: «Орденоносные миллионы», «Стихи и поэмы».Также Муса Джалиль в своей биографии был секретарем Союза писателей.

В 1941 году ушел на фронт, где не только воевал, а еще был военным корреспондентом. После попадания в плен в 1942 году, находился в концлагере Шпандау. Там организовал подпольную организацию, которая помогала пленным совершать побег. В лагере в биографии Мусы Джалиля все же находилось место для творчества. Там он написал целую серию стихотворений. За работу в подпольной группе был казнен в Берлине 25 августа 1944 года. В 1956 году писателя и активиста назвали Героем Советского Союза.

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

Моабитские тетради - листы истлевшей бумаги, исписанные мелким почерком татарского поэта Мусы Джалиля в застенках берлинской тюрьмы Моабит, где и погиб поэт в 1944 году (казнен). Несмотря на смерть в плену, в СССР после войны Джалиля, как и многих других, считали предателем, было заведено розыскное дело. Он обвинялся в измене Родине и пособничестве врагу. В апреле 1947 года имя Мусы Джалиля было включено в список особо опасных преступников, хотя все прекрасно понимали, что поэт - казнен. Джалиль был одним из руководителей подпольной организации в фашистском концлагере. В апреле 1945 года, когда советские войска штурмовали Рейхстаг, в пустующей берлинской тюрьме Моабит среди разбросанных взрывом книг тюремной библиотеки бойцы нашли клочок бумаги, на котором по-русски было написано: «Я, известный поэт Муса Джалиль, заключен в Моабитскую тюрьму как пленный, которому предъявлены политические обвинения и, наверное, буду скоро расстрелян…»

Родился Муса Джалиль (Залилов) в Оренбургской области, деревня Мустафино, в 1906 году шестым ребенком в семье. Его мать была дочерью муллы, но сам Муса не проявлял особого интереса к религии - в 1919 году он вступил в комсомол. Начал писать стихи с восьми лет, до начала войны опубликовал 10 поэтических сборников. Когда учился на литературном факультете МГУ, то жил в одной комнате с ныне известным писателем Варламом Шаламовым, который описал его в рассказе «Студент Муса Залилов»: «Муса Залилов был маленького роста, хрупкого сложения. Муса был татарин и как всякий «нацмен» принимался в Москве более чем приветливо. Достоинств у Мусы было много. Комсомолец - раз! Татарин - два! Студент русского университета - три! Литератор - четыре! Поэт - пять! Муса был поэт-татарин, бормотал свои вирши на родном языке, и это еще больше подкупало московские студенческие сердца».

Джалиля все вспоминают как крайне жизнелюбивого человека - он любил литературу, музыку, спорт, дружеские встречи. Муса работал в Москве редактором татарских детских журналов, заведовал отделом литературы и искусства татарской газеты «Коммунист». С 1935 года его зовут в Казань - заведующим литературной части Татарского театра оперы и балета. После долгих уговоров он соглашается и в 1939 году переезжает в Татарию вместе с женой Аминой и дочкой Чулпан. Человек, который занимал не последнее место в театре, был также ответственным секретарем Союза писателей Татарии, депутатом казанского городского совета, когда началась война, имел право остаться в тылу. Но от брони Джалиль отказался.

13 июля 1941 года Джалиль получает повестку. Сперва его направили на курсы политработников. Затем - Волховский фронт. Попал в знаменитую Вторую ударную армию, в редакцию русской газеты «Отвага», расположившуюся среди болот и гнилых лесов под Лениградом. «Милая моя Чулпаночка! Наконец поехал на фронт бить фашистов», - напишет он в письме домой. «На днях вернулся из десятидневной командировки по частям нашего фронта, был на передовой, выполнял особое задание. Поездка была трудная, опасная, но очень интересная. Все время был под обстрелом. Три ночи подряд не спали, питался на ходу. Но видел много», - пишет он своему казанскому другу, литературоведу Гази Кашшафу в марте 1942 года. Кашшафу адресовано и последнее письмо Джалиля с фронта - в июне 1942 года: «Я продолжаю писать стихи и песни. Но редко. Некогда, и обстановка другая. У нас сейчас кругом идут жестокие бои. Крепко деремся, не на жизнь, а на смерть…»

Муса с этим письмом пытался переправить все свои написанные стихи в тыл. Очевидцы рассказывают, что он все время носил в своей походной сумке толстую потрепанную тетрадь, в которую записывал все, сочиненное им. Но где сегодня эта тетрадь, неизвестно. В то время, когда он писал это письмо, Вторая ударная армия была уже полностью окружена и отрезана от основных сил. Уже в плену он отразит этот тяжелый момент в стихотворении «Прости, Родина»: «Последний миг - и выстрела нет!Мне изменил мой пистолет…»

Сначала - лагерь военнопленных у станции Сиверской Ленинградской области. Затем - предполье старинной Двинской крепости. Новый этап - пешком, мимо разрушенных сел и деревень - Рига. Потом - Каунас, форпост №6 на окраине города. В последних числах октября 1942 года Джалиля привезли в польскую крепость Демблин, построенную еще при Екатерине II. Крепость была обнесена несколькими рядами колючей проволоки, установлены сторожевые посты с пулеметами и прожекторами. В Демблине Джалиль познакомился с Гайнаном Курмашем. Последний, являясь командиром разведчиков, в 1942 году в составе особой группы был с заданием заброшен в тыл врага и попал в немецкий плен. В Демблин собирали в основном военнопленных национальностей Поволжья и Приуралья - татар, башкир, чувашей, марийцев, мордвинов, удмуртов.

Гитлеровцам нужно было не только пушечное мясо, но и люди, которые могли бы вдохновить легионеров сражаться против Родины. Ими должны были стать люди образованные. Учителя, врачи, инженеры. Писатели, журналисты и поэты. В январе 1943 года Джалиля в числе других отобранных «вдохновителей» привезли в лагерь Вустрау под Берлином. Этот лагерь был необычным. Он состоял из двух частей: закрытой и открытой. Первая представляла собой привычные пленным лагерные бараки, правда, рассчитанные только на несколько сот человек. Вокруг открытого лагеря не было ни вышек, ни колючей проволоки: чистые одноэтажные дома, выкрашенные масляной краской, зеленые газоны, клумбы с цветами, клуб, столовая, богатая библиотека с книгами на разных языках народов СССР.

Их так же гоняли на работы, но по вечерам проводились занятия, на которых так называемые учебные руководители прощупывали и отбирали людей. Отобранных помещали на вторую территорию - в открытый лагерь, для чего требовалось подписать соответствующую бумагу. В этом лагере пленных вели в столовую, где их ожидал сытный обед, в баню, после которой выдавали чистое белье, гражданскую одежду. Затем в течение двух месяцев проводились занятия. Пленные изучали госструктуру Третьего рейха, его законы, программу и устав нацистской партии. Проводились занятия по немецкому языку. Для татар читались лекции по истории Идель-Урала. Для мусульман - занятия по исламу. Окончившим курсы выдавали деньги, гражданский паспорт и другие документы. Их направляли на работу по распределению Министерства оккупированных восточных областей - на немецкие заводы, в научные организации или легионы, военные и политические организации.

В закрытом лагере Джалиль и его единомышленники вели подпольную работу. В группу уже входили журналист Рахим Саттар, детский писатель Абдулла Алиш, инженер Фуат Булатов, экономист Гариф Шабаев. Все они для вида согласились сотрудничать с немцами, по выражению Мусы, чтобы «взорвать легион изнутри». В марте Мусу и его друзей перевели в Берлин. Муса числился служащим Татарского комитета Восточного министерства. Никакой конкретной должности он в комитете не занимал, выполнял отдельные поручения, преимущественно по культурно-просветительской работе среди военнопленных.

Встречи подпольного комитета, или джалильцев, как принято среди исследователей называть соратников Джалиля, проходили под видом дружеских вечеринок. Конечной целью было восстание легионеров. В целях конспирации подпольная организация состояла из небольших групп по 5-6 человек каждая. Среди подпольщиков были те, кто работал в татарской газете, выпускаемой немцами для легионеров, и перед ними стояла задача сделать работу газеты безвредной и скучной, препятствовать появлению антисоветских статей. Кто-то работал в отделе радиовещания Министерства пропаганды и наладил прием сводок Совинформбюро. Подпольщики также наладили выпуск антифашистских листовок на татарском и русском - печатали на машинке, а потом размножали их на гектографе.

Деятельность джалильцев не могла не быть замечена. В июле 1943 года далеко на востоке грохотала Курская битва, закончившаяся полным провалом немецкого плана «Цитадель». В это время поэт и его товарищи еще на свободе. Но на каждого из них в Управлении безопасности уже имелось солидное досье. Последнее совещание подпольщиков состоялось 9 августа. На нем Муса сообщил, что связь с партизанами и Красной Армией налажена. Восстание было намечено на 14 августа. Однако 11 августа всех «культурных пропагандистов» вызвали в солдатскую столовую - якобы для репетиции. Здесь все «артисты» были арестованы. Во дворе - для устрашения - Джалиля избили на глазах у задержанных.

Джалиль знал, что он и его друзья обречены на казнь. Перед лицом своей смерти поэт переживал небывалый творческий подъем. Он осознавал, что так, как сейчас, еще никогда не писал. Он спешил. Надо было оставить обдуманное и накопленное людям. Он пишет в это время не только патриотические стихи. В его словах - не только тоска по родине, родным людям или ненависть к нацизму. В них, что удивительно, - лирика, юмор.

«Пусть ветер смерти холоднее льда,
он лепестков души не потревожит.
Улыбкой гордою опять сияет взгляд,
и, суету мирскую забывая,
я вновь хочу, не ведая преград,
писать, писать, писать, не уставая».

В Моабите с Джалилем в «каменном мешке» сидел Андре Тиммерманс - бельгийский патриот. Муса отрезал бритвой полоски от полей газет, который приносили бельгийцу. Из этого ему удавалось сшивать блокноты. На последней страничке первого блокнота со стихами поэт написал: «К другу, который умеет читать по-татарски: это написал известный татарский поэт Муса Джалиль… Он в 1942 году сражался на фронте и взят в плен. …Его присудят к смертной казни. Он умрет. Но у него останется 115 стихов, написанных в плену и заточении. Он беспокоится за них. Поэтому если книжка попадет к вам в руки, аккуратно, внимательно перепиши их набело, сбереги и после войны сообщи в Казань, выпусти их в свет как стихи погибшего поэта татарского народа. Таково мое завещание. Муса Джалиль. 1943. Декабрь».

Смертный приговор джалилевцам вынесли в феврале 1944 года. Казнили их только в августе. Шесть месяцев заключения Джалиль тоже писал стихи, но ни одно из них до нас не дошло. Сохранились лишь два блокнота, в которых содержится 93 стихотворения. Первый блокнот из тюрьмы вынес Нигмат Терегулов. Он передал его в Союз писателей Татарии в 1946 году. Вскоре Терегулов был арестован уже в СССР и погиб в лагере. Второй блокнот вместе с вещами переслал матери Андре Тиммерманс, через советское посольство он тоже был передан в Татарию в 1947 году. Сегодня настоящие Моабитские тетради хранятся в литературном фонде казанского музея Джалиля.

25 августа 1944 года 11 джалилевцев были казнены в тюрьме Плётцензея в Берлине на гильотине. В графе «обвинение» в карточках осужденных было написано: «Подрыв мощи, содействие врагу». Казнили Джалиля пятым, время было 12:18. За час до казни немцы устроили встречу татар с муллой. Сохранились записанные с его слов воспоминания. Мулла не нашел слов утешения, и джалилевцы не хотели с ним общаться. Почти без слов он протянул им Коран - и все они, положив руки на книгу, прощались с жизнью. Коран в начале 1990-х привезли в Казань, он хранится в этом музее. До сих пор не известно, где находится могила Джалиля и его соратников. Это не дает покоя ни казанским, ни немецким исследователям.

Джалиль догадывался, как отнесется советская власть к тому, что он побывал в германском плену. В ноябре 1943 года он пишет стихотворение «Не верь!», которое адресовано жене и начинается строчками:

«Коль обо мне тебе весть принесут,
Скажут: «Изменник он! Родину предал»,—
Не верь, дорогая! Слово такое
Не скажут друзья, если любят меня».

В СССР в послевоенные годы МГБ (НКВД) открыли розыскное дело. Его жену вызвали на Лубянку, она прошла через допросы. Имя Мусы Джалиля исчезло со страниц книг и учебников. Сборников его стихов не стало в библиотеках. Когда исполнялись по радио или с эстрады песни на его слова, то обычно говорилось, что слова - народные. Закрылось дело лишь после смерти Сталина за неимением улик. В апреле 1953 года впервые были опубликованы шесть стихотворений из Моабитских тетрадей в «Литературной газете» - по инициативе ее редактора Константина Симонова. Стихи получили широкий отклик. Затем - Герой Советского Союза (1956), лауреат (посмертно) Ленинской премии (1957) …В 1968 году на студии «Ленфильм» был снят фильм «Моабитская тетрадь».

Из предателя Джалиль превратился в того, чье имя стало символом преданности Родине. В 1966 году у стен Казанского кремля был установлен созданный известным скульптором В.Цегалем памятник Джалилю, который стоит там и сегодня.

В 1994 году рядом, на гранитной стенке, был открыт барельеф, представляющий лица его казненных десяти товарищей. Уже много лет дважды в год - 15 февраля (в день рождения Мусы Джалиля) и 25 августа (годовщина казни) у памятника проводятся торжественные митинги с возложением цветов. Сбылось то, о чем писал поэт в одном из своих последних писем с фронта жене: «Я не боюсь смерти. Это не пустая фраза. Когда мы говорим, что смерть презираем, это на самом деле так. Великое чувство патриотизма, полное осознание своей общественной функции доминирует над чувством страха. Когда приходит мысль о смерти, думаешь так: есть еще жизнь за смертью. Не та «жизнь на том свете», которую проповедовали попы и муллы. Мы знаем, что этого нет. А есть жизнь в сознании, в памяти народа. Если я при жизни делал что-то важное, бессмертное, то этим я заслужил другую жизнь - «жизнь после смерти»

ДЖАЛИЛЬ (ДЖАЛИЛОВ) Муса Мустафович (настоящее имя Муса Мустафович Залилов) (1906 – 25 августа 1944 гг.), татарский поэт, Герой Советского Союза (1956 г.). Родился в деревне Мустафино, Оренбургской губернии. Учился в Оренбургском медресе «Хусаиния». В 1919 г. вступил в комсомол. Участник Гражданской войны. В 1927 г. поступил на литературное отделение этнологического факультета МГУ. После его реорганизации окончил в 1931 г. литературный факультет МГУ. В 1931–1932 гг. работал редактором татарских детских журналов, издававшихся при ЦК ВЛКСМ. Был завотделом литературы и искусства татарской газеты «Коммунист», выходившей в Москве. В 1932 г. жил и работал в г. Серов. В 1934 г. вышли два его сборника: «Орденоносные миллионы» и «Стихи и поэмы». В 1939–1941 гг. был ответственным секретарём Союза писателей Татарской АССР, работал заведующим литературной частью Татарского оперного театра. В 1941 г. был призван в Красную Армию. Воевал на Ленинградском и Волховском фронтах, был корреспондентом газеты «Отвага». В июне 1942 г. во время Любанской операции советских войск был тяжело ранен, попал в плен, заключён в тюрьму Шпандау. В концлагере Муса, называвший себя Гумеров, вступил в подразделение Вермахта – легион «Идель-Урал», который немцы намеревались направить на Восточный фронт. В Едлино (Польша) где готовился легион «Идель-Урал», Муса организовал среди легионеров подпольную группу и устраивал побеги военнопленных. Первый батальон Волго-татарского легиона поднял восстание и присоединился к белорусским партизанам в феврале 1943 г. За участие в подпольной организации Муса был казнён на гильотине 25 августа 1944 г. в военной тюрьме Плётцензее в Берлине. В 1946 г. МГБ СССР завел розыскное дело на Мусу Джалиля. Он обвинялся в измене Родине и пособничестве врагу. К счастью, цикл стихов, написанный им в плену – тетрадь, которая сыграла главную роль в «открытии» поэтического подвига Мусы Джалиля и его товарищей, была сохранена участником антифашистского сопротивления, бельгийцем Андре Тиммермансом, который сидел в одной камере с Джалилем в Моабитской тюрьме. В их последнюю встречу Муса сказал, что его и группу его товарищей-татар скоро казнят, и отдал тетрадь А. Тиммермансу, попросив передать ее на родину. После окончания войны и выхода из тюрьмы А. Тиммерманс отнес тетрадь в советское посольство. Позднее тетрадь попала в руки поэту К.М. Симонову, который организовал перевод стихов Джалиля на русский язык, снял клеветнические наветы с поэта и доказал патриотическую деятельность его подпольной группы. Статья К.М. Симонова о Мусе Джалиле была напечатана в одной из центральных газет в 1953 г. В 1956 г. поэт посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза, в 1957 г. стал лауреатом Ленинской премии за цикл стихотворений «Моабитская тетрадь».


Стоит жить, чтоб в землю врезать
След поглубже, позаметней,
Чтоб твое осталось дело,
Словно дуб тысячелетний.

Пел я, весеннюю свежесть почуя.
Пел я, вступая за Родину в бой,
Вот и последнюю песню пою я,
Видя топор палача над собой.
Песня меня научила свободе,
Песня борцом умереть мне велит.
Жизнь моя песней звенела в народе,
Смерть моя песней борьбы прозвучит.
Муса Джалиль.

Муса Джалиль, настоящее имя Муса Мустафович Залилов (тат. Муса Мостафа улы Җәлилев; 2 (15) февраля 1906, деревня Мустафино, ныне Оренбургской области - 25 августа 1944, Берлин) - татарский советский поэт, Герой Советского Союза (1956). Член ВКП(б) с 1929 года.
Его биграфию можно найти и прочитать, а мне хочется выложить совсем другое, рассказ о нем.
ЖИВЫЕ НИТИ
Рафаэль Мустафин
« Заключенных в наручниках ввели в большой двухсветный зал со сводчатыми потолками и огромными полукруглыми окнами. Перед ними на возвышении стоял внушительный судейский стол из мореного дуба, рядом такая же дубовая кафедра с фашистским орлом и свастикой. Друг против друга располагались места прокурора и адвоката. Тяжелые, обитые черной кожей судейские стулья с непомерно высокими спинками, импозантные люстры, громоздкие и неудобные скамьи для публики - все было рассчитано на то, чтобы подсудимый чувствовал себя жалким червем, песчинкой перед незыблемой глыбой фашистского правопорядка...
Исход суда был предрешен заранее - ни судьи, ни подсудимые в этом не сомневались. Разбирательство не спеша катилось по заведенному раз и навсегда порядку. Выступал обвинитель, зачитывались протоколы допросов, приводились «изобличающие» документы и фотографии, заслушивались свидетели. Мог ли Джалиль представить себе хоть на миг, что в этом самом зале, где звучит тусклый голос судьи, усиленный прекрасной акустикой, через какие-нибудь тридцать с небольшим лет громовым раскатом будут звенеть его стихи, переведенные на немецкий язык.
Утреннюю тишину нарушил стук солдатских сапог. Он поднимался снизу, по гулким чугунным ступеням, громыхал по гофрированному железу открытых галерей, опоясывающих камеры... Надзиратели, обутые в мягкую войлочную обувь, ходили бесшумно. Грубо же, не таясь вели себя только стражники, отводившие на казнь осужденных. Заключенные молча прислушивались: пронесет, не пронесет? Не пронесло. Лязгнули ключи. Медленно, со скрежетом раскрылась тяжелая, плохо смазанная дверь...
В камеру вошли двое военных, вооруженных и «не очень любезных», как вспоминал позднее один из заключенных итальянец Р. Ланфредини. Зачитав по списку имена татар, они приказали быстро одеться. Когда те спросили: «Зачем? Куда?» - стражники ответили, что ничего не знают. Но заключенные, как пишет Ланфредини, сразу поняли, что их час настал.
Прикрикнув для порядка: «Шнель! Шнель!» («Быстро! Быстро!»),- стражники направились в соседнюю камеру. А заключенные стали прощаться с Ланфредини и друг с другом. «Мы обнялись, как друзья, которые знают, что больше никогда не увидятся» (из воспоминаний Ланфредини).
В коридоре слышались шаги, возбужденные голоса, покрикивания охранников. Снова распахнулась дверь камеры, и Ланфредини увидел среди осужденных на смерть Мусу. Джалиль тоже заметил Ланфредини и приветствовал его «своим обычным «салям». Проходя мимо Ланфредини, один из его новых друзей (кажется, это был Симаев) порывисто обнял его и сказал: «Ты так боялся умереть. А теперь мы идем умирать...»
Расстояние между берлинскими тюрьмами Шпандау и Плетцензее небольшое, каких-нибудь пятнадцать - двадцать минут на машине. Но для осужденных путь этот занял около двух часов. Во всяком случае, в регистрационных карточках тюрьмы Плетцензее их прибытие отмечено в восемь утра 25 августа 1944 года. До нас дошли только две карточки: А. Симаева и Г. Шабаева.
Карточки эти дают возможность уяснить параграф обвинения: «подрывная деятельность». Судя по другим документам, это расшифровывалось так: «подрывная деятельность по моральному разложению немецких войск». Параграф, по которому фашистская Фемида не знала никаких снисхождений...
Казнь была назначена на двенадцать часов. Осужденных, конечно, привели заблаговременно. Но казнь началась на шесть минут позже. Случай для крайне пунктуальных тюремщиков исключительный... Объясняется это либо тем, что у палачей было особенно много «работы» (в этот же день казнили участников заговора против Гитлера), либо тем, что опоздал кто-то из священнослужителей, обязанных присутствовать при казни. Это были: католический священник Георгий Юрытко (в составе группы казнили и немецкого унтер-офицера, католика) и берлинский мулла Гани Усманов.
Помощник надзирателя Пауль Дюррхауер, сопровождавший осужденных в последний путь, с удивлением рассказывал, что татары держали себя с поразительной стойкостью и достоинством. На его глазах ежедневно совершались десятки казней. Он уже привык к крикам и проклятиям, не удивлялся, если в последнюю минуту начинали молиться богу или теряли сознание от страха... Но ему еще не приходилось видеть, чтоб люди шли на казнь с гордо поднятой головой и пели при этом «какую-то азиатскую песню».
«Я помню еще поэта Мусу Джалиля. Я посещал его как католический священник, приносил ему для чтения книги Гете и научился ценить его как спокойного, благородного человека. Его товарищи по заключению в военной тюрьме Шпандау очень уважали его... Как рассказывал мне Джалиль, он был приговорен к смертной казни за то, что печатал и распространял воззвания, в которых призывал своих земляков**** не сражаться против русских солдат».
(Из письма Г. Юрытко немецкому писателю Л. Небенцалю.)
Во время последней встречи Джалиль рассказал священнику свой сон. «Ему приснилось, будто он стоит один на большой сцене, а вокруг него все было черно - и стены, и вещи»,- писал позднее об этом Г. Юрытко. Сон зловещий и потрясающий... Да, Джалиль оказался на сцене истории лицом к лицу с фашизмом. Все вокруг него было черно. И тем большего уважения заслуживает то беспримерное мужество, с каким он встретил свой смертный час...
...Иду по следам поэта. По следам войны, мужества, крови, смертей и песен. Нахожу в сыпучих песках на местах бывших концлагерей почерневшие от коррозии (а может быть, от крови людской?) - солдатские пуговицы, обрывки колючей проволоки, позеленевшие патронные гильзы... Иногда попадаются хрупкие, желтые обломки костей...
Давно разрушены бараки для военнопленных, сгнили шинели и гимнастерки, крепкие - без износу - солдатские ботинки превратились в ошметки.
Многое истлело и стало трухой. Но песни поэта, как и десятки лет назад, обжигают свежестью и силой страсти.
У входа в фашистскую тюрьму Плетцензее установлена мемориальная урна с прахом казненных и замученных во всех концлагерях фашистской Германии. Неподалеку воздвигнута памятная стена с надписью: «Жертвам гитлеровской диктатуры 1933 - 1945 годов». На специальных подставках висят траурные венки. Одна из комнат бара-ка для казней превращена в музей. По стенам развешены материалы о тюрьме Плетцензее, фотографии участников покушения на Гитлера, документы других жертв гитлеризма.
Комната для казней осталась в первозданном виде. Решетка для стока обильно лившейся крови, серый цементный пол... Стены и потолки побелили, - иначе мрачная давящая атмосфера была бы просто невыносимой.
Терпеливо дожидаемся, пока схлынет пестрая волна туристов. За-тем вдова поэта, Амина Джалиль, перешагивает через оградительный канат и кладет букет алых гвоздик на место, где казнили Мусу и его товарищей. Несколько минут молча, с опущенной головой стоим возле алых брызг на сером цементном полу.
23 апреля 1945 года 79-й стрелковый корпус Советской Армии, наступавший в направлении рейхстага, вышел на рубеж берлинских улиц Ратеноверштрассе и Турмштрассе. Впереди сквозь дым разрывов показалось мрачное серое здание за высокой кирпичной стеной - тюрьма Моабит. Когда бойцы ворвались во двор тюрьмы, там уже никого не было. Лишь ветер носил по двору мусор, обрывки бумаги, ворошил стра-ницы книг, выброшенных взрывом из тюремной библиотеки. На чистой страничке одной из них кто-то из солдат заметил запись на русском языке: «Я, татарский поэт Муса Джалиль, заключен в Моабитскую тюрьму как пленный, которому предъявлены политические обвинения, и, наверное, буду скоро расстрелян. Если кому-нибудь из русских попадет эта запись, пусть передадут привет от меня товарищам-писателям в Москве, сообщат семье». Бойцы переслали этот листок в Москву, в Союз писателей. Так на Родину пришла первая весть о подвиге Джалиля.
В одном из костелов Варшавы я видел урну с сердцем Шопена. В торжественном полумраке звучала бессмертная музыка гениального польского композитора. Люди стояли молча, приобщаясь к великому, светлея душой.
А где похоронено сердце Джалиля?
Мы пока не можем ответить на этот вопрос с полной определен-ностью. Известно лишь, что в конце августа 1944 года фашисты вывози-ли трупы казненных в район неподалеку от местечка Зеебург, что в нескольких километрах западнее Берлина.
Я побывал в этих местах. Осевшие, полу обвале иные рвы во многих местах поросли зелеными елочками, хлыстами белоствольных берез. Где-то здесь, в безвестном рву, среди тысяч таких же, как он, жертв фашистского режима покоится сердце поэта. И проросшие сквозь него корни деревьев - как живые нити, связывающие поэта с большим миром, миром солнца, неба и парения птиц.»

Рубрики:
Метки:

Муса Джалиль
25 августа 2009 г. коммунисты г. Набережные Челны провели митинг, посвященный памяти Мусы Джалиля – советского татарского поэта-коммуниста, Героя Советского Союза. В этот день, 25 августа 1944 года, был казнен Муса Джалиль и его товарищи по подпольной группе в фашистском плену.

Митинг открыла первый секретарь Набережночелнинского Горкома КПРФ Татьяна Гурьева, которая рассказала о жизненном пути Мусы Джалиля. Родился он в 1906 году в деревне Мустафино Оренбургской губернии. Учиться пошел в 6 лет. За год овладел азами грамоты начальной школы и вызубрил наизусть несколько глав Корана. В 9 лет начал писать стихи. В Оренбурге Муса поступил в медресе. Эти годы совпали с периодами социальных потрясений.
После февральской революции в медресе началось брожение. Муса - на левом крыле движения учащихся. Он редактирует классную газету, пишет статьи и памфлеты, выступая против сторонников мулл и баев, страстно воспевает солнце свободы. Становление Советской власти проходило в сложных условиях. На его глазах белогвардейцы убивали красноармейцев, женщин, детей. Сама жизнь давала подростку наглядные уроки классовой борьбы. Муса ходил на митинги и собрания, жадно читал газеты и большевистские брошюры. В 1919 году, когда в окруженном белогвардейцами Оренбурге возникла комсомольская организация, 13-летний Муса вступает в ее ряды. Рвется на фронт, но его не берут. Возвратившись в деревню, он создает детскую коммунистическую организацию, куда вошло около 40 мальчишек и девчонок. Они ставили спектакли, проводили вечера, собрания, митинги, выпускали стенгазету и рукописный журнал. В 1920 году Муса создает комсомольскую ячейку. Он не просто агитировал за новую жизнь, но и когда это было нужно, то с оружием отстаивал молодую Советскую власть.
Позднее Мусса Джалиль закончит Оренбургскую военно-партийную школу, Татарский институт народного образования, Московский государственный университет. С 1927 по 1938 год он жил и работал в Москве. В 1938 году возвратился в Казань, где встал у истоков Татарского оперного театра.
Когда началась война, на второй день отнес в военкомат заявление с просьбой отправить на фронт. В 1942 году попал в плен. Из числа военнопленных гитлеровцы насильно создавали национальные легионы для использования их в военных действиях против Советской Армии. Сорвать замыслы фашистов - поставила перед собой задачу подпольная группа, которую возглавил Муса Джалиль.
Первый же батальон Волго-татарского легиона, посланный на Восточный фронт, поднял восстание, перебил немецких офицеров и влился в отряд белорусских партизан. В августе 1943 года гестапо напало на след подпольщиков. Джалиль и его товарищи были арестованы. Но и поэт не сдавался. Его оружием были стихи. Его били, пытали электрическим током, но никакие муки, никакие страдания и пытки не могли сломить могучего духа поэта. Джалиль вместе с другими патриотами был казнен.
Выступая на митинге Татьяна Гурьева рассказала также о том, что в этот день мы должны вспоминать и другого не менее известного в Советской Татарии детского писателя Абдулу Алиша. Очень сходна их биография, одни истоки – родом из крестьянских семей. Абдула Алиш был человеком незаурядным, писателем разностороннего дарования. С одинаковой легкостью он брался то за повесть, то за пьесу, то за стихи, то за очерк. Увлекался то музыкой, то техникой. Но была одна страсть, которую Алиш пронес через всю свою жизнь, и которая во многом определила его творческий путь. Это любовь к детям. Алиш говорил: «Все свое творчество я посвящаю детям». Он постоянно общался с детьми, дети его тоже знали и любили. Его стихи воспитывали детей быть достойными гражданами отечества.
Алиш принимал активное участие в пионерском движении Татарии. Он стоял у истоков первого в республики Дворца пионеров. На фронт он уходит в начале войны. В октябре 1941 года под Брянском попал в плен. Он прошел через многие лагеря, видел голод, болезни, издевательства, смерть. И в лагере Вустрау под Берлином он встретился с Мусой Джалилем, это было в начале 1943 года. Они знали друг друга еще до войны. Абдула Алиш без колебаний вступил в группу Джалиля и стал его правой рукой. Фашисты планировали использовать татарскую интеллигенцию в целях агитации военнопленных. Но они просчитались. Джалиль и Алиш согласились с одной лишь целью, чтобы иметь доступ к типографии, чтобы наладить регулярное печатание антифашистских листовок. И им это успешно удалось. Не смогли фашисты превратить военнопленных татар и башкир в предателей.
По доносу предателей работа подпольной группы была раскрыта. Джалиль и Алиш и большинство членов подпольной группы были арестованы за несколько дней до тщательно готовящегося восстания легионов.
Патриоты были брошены в Моабитскую тюрьму, начались пытки, бесконечные допросы, издевательства. Суд над джалильцами состоялся в марте 1944 года в Дрездене. После вынесения смертного приговора они еще полгода сидели в фашистской тюрьме. Казнь патриотов состоялась 25 августа 1944 года. Алишу было всего 36 лет, Джалилю - всего 38, когда они погибли от рук фашистских палачей.
Джалиль писал: "Я не боюсь смерти. Есть жизнь после смерти в сознании, в памяти народа. Если я при жизни делал что-то важное, бессмертное, то этим заслужил эту другую жизнь - "жизнь после смерти"... Цель-то жизни в этом и заключается: жить так, чтобы и после смерти не умирать". Да, слова эти оказались пророческими. Джалиль продолжает жить с нами и сегодня. А нашим долгом сегодня является, прежде всего, сохранить память о героях и передать её наши детям, внукам, чтобы они воспитывались на подвиге героев и были такими же достойными гражданами Отечества.
Татьяна Гурьева прочитала стихотворение Джалиля «Варварство», рассказывающее о том, как фашисты закапывали живьем матерей вместе с детьми. То время, в которое мы живем сегодня, заявила Татьяна Гурьева, иначе, как варварством, назвать нельзя. Тогда, во время Великой Отечественной войны варварами были иноземные захватчики, сегодня варварство творит над собственным народом буржуазная власть России. Татьяна Гурьева призвала объединяться вокруг Коммунистической партии на борьбу за достойную жизнь, за социализм.
Участники митинга читали стихи и на татарском, и на русском языках. Читали люди разных возрастов. Десятилетняя Полина Трофимова прочитала детское стихотворение «Мой пёс». На митинге выступил Председатель Татарского общественного центра Рафис Кашапов, который затронул тему того, что в последние время в ряде средств массовой информации внушается мысль: Джалиль не был героем, неплохо жил, находясь в плену, а его геройство - это всего лишь плод советской пропаганды. Необходимо опровергать подобную ложь, доносить до народа, подрастающего поколения, правду о той войне, о зверствах фашистах, о героизме наших земляков.
Ирек Массаров, отец погибшего на Кавказе солдата, принес свои картины, посвященные Джалилю.
Зинаида Цыбаркова прочитала «Реквием» Роберта Рождественского. После этого почтили память павших героев минутой молчания, а затем возложили цветы.
Участники митинга в качестве резолюции решили направить мэрии свои претензии по состоянию памятника и потребовать привести его в порядок.
Следует отметить, что в этом году власть так и не вспомнила, что 25 августа 2009 г. исполняется 65 лет со дня гибели одного из достойнейших сынов татарского народа Мусы Джалиля, а также и его соратников по борьбе.
http://kprf.ru/rus_soc/70200.html

Loading...Loading...