Святая матрона рязанская. Блаженная матрона анемнясевская


Запись передачи от 29 июля 2018 года.
Видео с сайта МУП РТРП «Ногинск» — www.tvnoginsk.ru

С егодня память блаж. Матроны Анемнясевской, исповедницы. Все мы знаем блаж. Матрону Московскую, но примерно в то же время несла похожий подвиг и другая Матрона из деревни Анемнясево Касимовского уезда Рязанской губернии. Матрёна Григорьевна Белякова родилась 6 ноября 1864 года.

Д о семи лет Матрёша была обычным ребёнком, гуляла и играла со своими сверстницами и подружками. Родители почему-то невзлюбили её с самого раннего детства.

В семилетнем возрасте Матрёша заболела оспой. После этой болезни девочка навсегда осталась слепой. Её обязанностью было нянчить своих младших сестрёнок и братьев, и слепой девочке было тяжело справляться с этим делом. Однажды десятилетняя Матрёша нечаянно уронила сестрёнку с крыльца на землю.

У видев это, мать схватила Матрёшу и начала жестоко бить. В этот момент духовному взору девочки предстала Царица Небесная. Матрёша сказала об этом матери, но та продолжала бить девочку ещё сильнее. Видение повторилось три раза. Во время последнего видения Пресвятая Богородица дала Матрёше утешительную записочку. О том, что это за записочка и что в ней было написано, блаженная Матрона никогда не рассказывала.

Н а следующее утро изувеченная девочка не смогла подняться с печи. С этого времени началась для Матрёши жизнь мученицы, пригвождённой к одру. Она навсегда лишилась возможности ходить и что-либо делать и уже не вставала с кровати всю свою дальнейшую жизнь.

Т ак лежала Матрёша в родительском доме до 17 лет, терпеливо перенося всякие скорби и обиды, и только в молитве находя себе утешение и отраду. Односельчане знали о страдальческой жизни девушки и относились к ней с чувством благоговейного уважения. С семнадцати лет к Матрёше стал ходить народ, и Господь по ее молитвам совершал много чудес.

С течением времени эти посещения приняли характер настоящего паломничества: к Матрёше шли не только жители окрестных селений, но и дальних, иногда и самых отдалённых мест нашего Отечества. Причём, шли они беспрерывным потоком на протяжении более чем пятидесяти лет в количестве нескольких десятков, а иногда и сотен ежедневно.

О последних днях и кончине блаженной Матроны известно следующее.

Л етом 1935 года в Белькове было заведено дело “попов Правдолюбовых и больного выродка Матрёны Беляковой”. По списку должна была быть арестована и блаженная Матрона. Все арестованные были уже отправлены в Рязань и Москву, а Матрону боялись трогать.

Н аконец было собрано колхозное собрание, на котором постановили “изъять” Матрону Григорьевну Белякову как “вредного элемента”. Сельсовет дал характеристику “на Белякову М.Г.”, в которой она прямо и открыто названа святой без всяких кавычек и иронии. «Данная гр. является вредным элементом в деревне, она своей святостью сильно влияет на тёмную массу… Ввиду этого задерживается ход коллективизации».

О на была заключена в Бутырскую тюрьму. Но пробыла она там недолго, потому что сделалась объектом почитания почти всех заключенных, которые начали петь акафисты и молиться. Её должны были куда-то деть. Убить боялись, а отправить в лагерь не позволял пример тюремного молитвенного подъёма заключенных.

П о другим данным, безнадёжно болевшая мать следователя, ведущего дело блаженной Матроны, получила исцеление от Матроны, и следователь сумел освободить её как больную и умирающую. Он поместил её в дом престарелых и увечных больных.

Д окументально засвидетельствовано, что блаженная Матрона умерла от сердечной недостаточности 16/29 июля 1936 года в Доме хроников имени Радищева в Москве, недалеко от храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине.

Х рани всех Господь!

Хронологически первая из почитаемых и широко известных в народе Матрон – Босоножка – подвизалась в Санкт-Петербурге и не прославлена в лике святых, но ее поминовение и мысленное обращение к подвижнице ознаменовано несколькими случаями духовной помощи и исцелений. Вторая Матрона, уроженка маленькой деревушки Мещерского края, прославлена в 2000 году и по месту исповеднического подвига и кончины именовалась поначалу Московской. Когда в 2004 году третья Матрона – из Тульской губернии – была канонизирована для общецерковного почитания, вторая скромно уступила ей «титул» Московской, а сама стала именоваться по месту рождения Анемнясевской. Ко дню ее памяти 29 июля мы и предлагаем вспомнить самых известных Матрон нашей Церкви.

Белые одежды

Блаженная Матрона Босоножка (Петербургская)
† 13 апреля (30 марта ст. ст.) 1911 г.

В 1814 году в деревне Ванино Костромской губернии в крестьянской семье Петра и Агафьи Щербининых родилась дочка, названная Матроной (Матреной). О детских годах ее ничего неизвестно. Замуж она вышла за мещанина города Костромы Егора Мыльникова. Во время Русско-турецкой войны 1877–1878 годов ее муж был призван в армию, и Матронушка отправилась вместе с ним на фронт, где стала сестрой милосердия.

После гибели мужа на войне Матрона решила всю свою оставшуюся жизнь посвятить Богу. Вернувшись в Кострому, продала имущество, деньги раздала нищим и отправилась странствовать, наложив на себя обет юродства Христа ради. С того момента и до самой своей смерти (в течение 33 лет) ходила только босиком. Даже зимой Матронушка носила легкую летнюю, обязательно белую одежду.

Последние 30 лет своей жизни Матронушка провела в Санкт-Петербурге, где жила сначала на Петербургской стороне, а затем в течение 16 лет – у часовни во имя Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Босая зимой и летом, в легком белом одеянии, с посохом в руках, часто молилась она у Скорбященской часовни.

На похороны блаженной старицы Матроны в Вербное воскресенье 1911 года собралось около 25 тысяч человек. Похоронили блаженную в ограде часовни, где пребывала в то время чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» («с грошиками»). В 1933 году Скорбященский храм взорвали – сохранилась лишь часовня при церкви.

Адрес часовни: Санкт-Петербург, просп. Обуховской Обороны, д. 24.

Духовные очи слепой девочки

Святая блаженная Матрона Анемнясевская, исповедница
День памяти 29 июля

Матрена Григорьевна Белякова родилась 6 ноября 1864 года в деревне Анемнясево Касимовского уезда Рязанской губернии. Родители ее, Григорий и Евдокия, были едва ли не самыми бедными людьми в деревне и кое-как вели свое крестьянское хозяйство. До семи лет Матреша была обычным ребенком, но родители почему-то невзлюбили ее с самого раннего детства.

В семилетнем возрасте Матреша заболела оспой. После этой болезни девочка навсегда осталась слепой. Ее обязанностью было нянчить своих младших сестренок и братьев, и слепой девочке было тяжело справляться с этим делом.

Однажды мать схватила Матрешу и начала жестоко бить. В этот момент духовному взору девочки предстала Царица Небесная. Матреша сказала об этом матери, но та продолжала бить девочку еще сильнее.

На следующее утро изувеченная девочка не смогла подняться с печи. Так лежала Матреша в родительском доме до 17-летнего возраста, терпеливо перенося всякие скорби и обиды и только в молитве находя себе утешение и отраду.

Однажды к ней обратился больной крестьянин с просьбой вылечить ему спину. Матреша подер¬жала свою руку у него на спине, и боли прекратились. С тех пор стали ходить к ней люди со своими нуждами, скорбями и болезнями.

Летом 1935 года в Белькове было заведено дело на «попов Правдолюбовых и больного выродка Матрены Беляковой». После отправки арестантов в Москву была послана машина и за блаженной Матроной.

Про московский период жизни блаженной Матроны имеются скудные сведения. В Москве она прожила почти год – поначалу, предположительно, в Бутырской тюрьме, откуда ее переместили в дом престарелых и увечных больных.

Блаженная Матрона умерла от сердечной недостаточности 16 (29) июля 1936 года в Доме хроников им. Радищева в Москве, недалеко от храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине; была похоронена здесь же, на местном старом кладбище возле храма.

В 1999 году Матрона Анемнясевская была прославлена как местночтимая святая Рязанской епархии, а на Юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 году канонизирована для общецерковного почитания.

Легенда

Где покоится святая?
По свидетельству внучки священника Бориса Кондратьева, который в 1936 году отпевал умершую Матрону в храме Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине, ее дедушка в 1955 году тоже был похоронен на Владыкинском кладбище, а в 1970-х годах перезахоронен на старой территории Долгопрудненского кладбища (уч. 129). В это время была перезахоронена и блаженная Матрона. Как утверждала женщина, могила Матроны находилась близко к могиле ее деда.

Адреса:
Храм и часовня на месте дома блаженной Матроны: Рязанская обл., Касимовский район, село Анемнясево.
Чтимая икона блаженной Матроны –в храме Святой Троицы в Троицком-Голенищеве: Москва, Мосфильмовская ул., д. 18а.

Сестра большевиков, великая угодница Божия

Блаженная Матрона Московская
Дни памяти: 23 февраля (7 марта) в високосный год или 23 февраля (8 марта) в невисокосные годы (обретение мощей); 19 апреля (2 мая)

Матрона родилась в крестьянской семье Дмитрия Ивановича и Наталии Никитичны Никоновых в 1881 году в селе Себино (ныне Кимовский р-н Тульской обл.). Блаженная с рождения не имела глаз, а в возрасте около 17 лет у нее отнялись ноги. В молодости Матрона имела возможность путешествовать. Дочь местного помещика Лидия Александровна Янькова брала ее с собой в паломничества. В 1899 году в Кронштадтском соборе Матрона присутствовала на литургии, которую совершал праведный Иоанн Кронштадтский.

После революции Матрона и ее подруга Лидия Янькова, оставшись без крова, подались искать работу и еду в городе. Примерно в 1925 году Матрона перебралась в Москву. Жила где придется у друзей и знакомых – но не у своих братьев, ставших большевиками. В 1942–1949 годах Матрона также жила в столице (подробнее см. «5 московских адресов блаженной старицы» в ). В 1950–1952 годах жила в Сходне под Москвой у дальних родственников Курочкиных.

Святая Матрона днем принимала людей, исцеляла их и давала житейские советы, а ночью молилась.

Скончалась в Сходне 2 мая 1952 года. Отпевание в храме Ризоположения на Донской улице совершил хорошо знакомый Матроне и почитавший ее протоиерей Николай Голубцов. Похоронена на Даниловском кладбище. Это место было выбрано самой Матроной, чтобы «слышать службу», - в те годы кладбищенская церковь была одной из немногих действующих в Москве.

В ночь на 8 марта 1998 года по благословению Патриарха Алексия II была вскрыта могила святой Матроны, ее мощи доставлены в московский Данилов монастырь, затем перенесены в Покровский храм на территории Покровского монастыря и помещены в серебряную раку.

Второго мая 1999 года Матрона канонизирована как местночтимая святая Московской епархии. В октябре 2004 года состоялось ее общецерковное прославление.

В Рязани, в издательстве «Зёрна» вышла новая книга Игоря Евсина «Матронушка. Рассказы об Анемнясевской блаженной». Эта книга четвёртая в серии книг о рязанских, как прославленных, так и местночтимых старицах (ранее вышли книг о Любушке Рязанской, Полюшке Захаровской и Феодосии Скопинской). Как известно блаженная Матрона Анемнясевская (Матрона Григорьевна Белякова 1864-1963 гг.) - с 8 лет была парализовала, перестала расти и передвигаться. Находясь в таком положении, девочка беспрестанно молилась Богу и Божией Матери. За смиренное несение своего мученического креста Господь даровал ей дар молитвы по которой происходили чудеса, а главное - дар утешать унывающих, ободрять малодушных, укреплять в людях веру в Бога.

Сила материнской молитвы

Матронушка часто говорила о тяжести жизни, о страданиях и о том, что необходимо терпеть всё, что посылает Господь. А крест, данный Богом каждому человеку, надо нести с благодарностью и терпением. При этом Анемнясевская блаженная учила народ теми же словами, которые сам народ возвёл в поговорку: «Бог терпел и нам велел».

За терпение, смирение, за безропотное несение своего креста Матронушка уже при жизни удостоилась от Господа благодатных даров - дерзновенной молитвы, прозорливости и дара чудотворений. Да и в наши дни святая блаженная Матрона Анемнясевская в ответ на молитвы к ней подаёт нам свою благодатную помощь. Она помогает бездетным обрести детей, помогает молодым людям знакомиться и создавать семью, исцеляет от болезней, вызволяет из самых бедственных обстоятельств. Матронушка помогает всем, кто с верою и любовью молитвенно обращается к ней.

Интересен случай, рассказанный рабой Божией Евгенией.

Мне Матрона помогла в очень тяжёлой семейной ситуации, - рассказывала Евгения Дмитриевна. - Это было в 1990-х годах. Так случилось, что мой сын попал под суд. И мне кто-то посоветовал молиться Матронушке Касимовской. Так тогда называли в народе Матрону Анемнясевскую. В то время она ещё не была прославлена во святых, и я тогда ещё ничего не знала о ней, но всем сердцем приняла совет. Что-то мне подсказало, что именно Матронушке, пусть и непрославленной, надо мне помолиться.

Когда я стала молиться, то суд над моим сыном был отложен. А когда был день второго суда, то я подумала, что мне надо пойти не на суд, а в храм, помолиться о сыне. Подумать-то подумала, а на сердце как-то тяжело было. Как так - на суд не пойти, родного сына не поддержать? И все-таки я пошла в храм. Помолилась Матронушке и пошла на суд. И вот - чудо. Я пришла к началу процесса. Оказалось, суд перенесли на более позднее время, и я как раз успела к его началу.

Сына всё-таки осудили, но дали срок в два раза меньший, чем хотели дать. Я ещё подумала, что если бы я не пошла тогда в храм помолиться о сыне, то он точно получил бы гораздо больший срок.

Но самое интересное произошло дальше. Когда мой сын вернулся из заключения, то к нему стали приходить бывшие заключённые и требовать участвовать в каких-то их воровских делах. И тогда я в своей комнате всем своим сердцем прямо как кричала: «Матронушка, помоги! Матронушка, убереги моего сына от злых дел!» И сын действительно стал отказываться от соучастия в воровских делах. Тогда ему стали угрожать: «Ты от нас отколоться хочешь? Знаешь, что с такими бывает? Такие на нож попадают». И ведь, действительно, встречали его с ножом, угрожали, даже избивали, но, в конце концов, по молитвам Матронушки всё обошлось. Мой сын вернулся к нормальной жизни».

Вот что значит сердечная материнская молитва! Настоящую молитву, по словам настоятеля храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве протоиерея Сергия Правдолюбова, «можно видеть, как бы осязать». Как священник, как служитель Церкви Божией отец Сергий утверждает, что от молитвы «некие волны, подобно клубам облаков, идут от молящегося и наполняют пространство вокруг...»

Новые чудеса

В изданном протоиереем Сергием Правдолюбовым житии блаженной Матроны Анемнясевской приводятся и другие современные случаи чудес по молитвам к ней. Так, в городе Касимове одна пожилая женщина, страдающая радикулитом, скорбела из-за того, что была не в силах встать и пойти на службу. Она горячо молила о помощи блаженную Матрону. Вдруг всё её тело охватил жар, а когда он прошёл, женщина почувствовала себя здоровой, встала и пошла в храм.

Другой случай был связан с дарованием чада бездетным супругам. Служащие храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве Анатолий и Иоанна не имели детей, состоя в браке 8 лет. Они усердно просили блаженную о даровании чада, и в ответ на молитву у них родилась дочь.

В храме Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве находится одна из самых почитаемых святынь - икона святой блаженной Матроны Анемнясевской, обладающая чудотворной силой. Настоятель храма протоиерей Сергий Правдолюбов свидетельствует: «В храме было явлено множество чудес по молитвам блаженной Матроны. Многие прежде бездетные семьи, вымолили себе с её помощью деток, были и исцеления. К иконе святой постоянно приносят изображения бабочек, ювелирные, вышитые, бисерные. Это в благодарность за помощь и чудотворения. Почему бабочек? В детстве, ещё до того, как ослепнуть, святая любила ловить бабочек: «посажу их на окошко и не пускаю - этим только и грешна была...»

Матрона Анемнясевская была канонизирована как местночтимая святая Рязанской епархии в 1999 году, а на Юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 году была причислена к лику всероссийских святых с прибавлением именования чина святости «исповедница». Вместе с блаженной Матроной в том же 2000 году к лику новомучеников и исповедников российских были причислены и составители её жития - священник Николай и Владимир Правдолюбовы. Таким образом, житие блаженной Матроны Анемнясевской приобретает особое значение: оно является свидетельством мучеников об исповеднице.

Подвиг новомучеников и исповедников Российских крайне поучителен и для нас, для современного поколения. Приведём только один пример из жизни блаженной Матроны Анемнясевской исповедницы. Известно, что тяжелобольная, парализованная старица брала на себя строгие посты и часто перебирала, перекладывала камни, принесённые её почитателями из разных святых мест. А ведь камни эти были довольно тяжёлые. И вот она своими маленькими немощными ручками перебирала их, а некоторые даже клала на свою слабенькую больную грудь.

Как рассказывала Мария Путилина:

«Видела я на кровати у Матрёши мешок с этими камнями, весом около пуда. Среди этих камней были и довольно большие. Однажды она стала их перебирать и сказала:

Мне ведь трудиться надо. А ты возьми этот камень и положи мне на грудь.

Камень был очень большой, и я испугалась.

Что ты, Матрёша? Он ведь тебя придавит!

Нет, этот камень лёгкий. Приляг сама, да положи на себя.

Я послушалась блаженную и сделала так, как она сказала. И вот - чудо, очень большой, тяжеленный камень было легко держать на груди».

Очень поучительная история. Представьте себе больная, практически парализованная Матронушка постилась строгим постом и трудилась, перебирая тяжёлые камни. А мы в своей здоровой жизни порой грядку на огороде вскопаем и уже воздыхаем о том, как нам тяжело. А уж пост для нас - это целый духовный подвиг, понести которой нам мешает то одно, то другое, то третье... И вот трудимся мы (неважно на каком поприще), трудимся, обременяем себя чем-то, а успокоения в душе не имеем. Может быть, потому что наши труды, как телесные, так и духовные, не ради Христа делаются? А ведь Он сказал прямо: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим; ибо иго Моё благо, и бремя Моё легко».

Ах, если бы мы молились, трудились и постились, как и блаженная Матрона, с кротким и смиренным сердцем! Быть может, тогда мы смогли брать в руки самый тяжёлый камень из всех камней, выпавших на нашу судьбу, и прижимать его к груди, как лёгкое бремя Христово...

Житие блаженной Матроны Анемнясевской даёт нам пример того, как можно приобретать кротость и смирение, дабы в конечном счёте бремя Христово, Христов крест, возложенный на нас, стал для нас лёгким. Да, мы не праведники и достигнуть праведности, как её достигла Матронушка, мы не можем, но сверять свою жизнь с жизнью Христа для нас возможно, как возможно и достойное несение жизненного креста.

Священноисповедник Сергий Касимовский, говоря о том, что несение жизненного креста есть иго, которое легко нести, сказал примечательные, вдохновляющие нас слова, которыми мы и заканчиваем сию книгу: «...как только мы начнём свой крестный путь, немедленно, тотчас же нам готова помощь. Невидимо и неслышно подойдёт к нам наш Господь и Учитель, и подставит Своё плечо под наш крест, и пойдёт вместе с нами - и таким лёгким покажется нам крест наш, и так радостно будет нести его!»

Игорь ЕВСИН , православный писатель, г. Рязань

Белякова Матрена Григорьевна
ГодРождения = 1864
ДеньРождения = 6
МесяцРождения = 11
МестоРождения = Рязанская губ., Касимовский у., дер.Анемнясево
Известная среди своих многочисленных почитателей под именем Матреши или Матроны Анемнясевской. Есть слух, что Матреша была пострижена в иноческий сан саровскими старцами с именем Мардария, но сама она об этом ничего не говорила

ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
МестаПроживания

ГодНачалаПроживания = 1864
ДеньНачалаПроживания = 6
МесяцНачалаПроживания = 11
ГодОкончанияПроживания = 1935
Родители Матреши были едва ли не самыми бедными людьми в деревне и кое-как вели свое крестьянское хозяйство. По внешнему виду они были людьми хилыми, и казались какими-то недоразвитыми. Отец слыл в деревне пьяницей. У них было большое семейство - шесть дочерей и два сына. Три сестры умерли в детстве, Матреша была четвертой. До семи лет Матреша была обычным нормальным ребенком. С самого раннего детства родители почему-то невзлюбили ее. Нерадостна была жизнь ребенка в родной семье. В семилетнем возрасте Матреша заболела оспой. После этой болезни девочка выздоровела, но навсегда осталась слепой. Теперь ее обязанностью было нянчить своих младших сестер и братьев. Три года едва справлялась слепая девочка с этим делом. Однажды, когда ей было уже десять лет, она нянчила по обыкновению сестренку, а мать ушла на речку. Матреша нечаянно уронила девочку с крыльца на землю, страшно испугалась, заплакала, и сама со страха прыгнула за ней туда же. В этот момент как раз подошла мать, она схватила Матрешу и начал бить. Девочке так стало тяжело от побоев, что в этот момент ей привиделась Царица Небесная, о чем она сказала матери, но та ее еще сильнее стала бить. Так видение повторилось три раза, и она все говорила об этом матери, а мать после каждого раза все больше и больше била ребенка. С этого момента началась для Матреши более тяжелая жизнь. Слепая изувеченная девочка навсегда лишилась возможности ходить и что-либо делать. Она стала совершенно беспомощной, могла только лежать, и уже не вставала с кровати во всю свою дальнейшую жизнь. Это была жизнь, мученицы, пригвожденной к одру. Сначала Матреша лежала в своем родном доме, потом перешла в свой собственный домик, где жила вместе со своею сестрой, и в последнее время лежала у своего племянника. Сколько в течении своей жизни вытерпела Матреша обид и горя, сказать мудрено, но она терпеливо несла свой тяжелый крест, дарованный ей Богом. Казалось бы, что родные должны были облегчить ей страдания, но на деле этого не было. Напротив, своими неродственными отношениями они еще больше усиливали и без того невыносимые тяжелые страдания. "Я видела во сне три креста на себе, - говорила Матреша, - один от скорбей и болезней всю жизнь, другой крест от родных, третий от всей вселенной, от народа, который ходил ко мне всюду..." Так лежала Матреша в родительском доме до 17 лет, терпеливо перенося всякие скорби и обиды, и только в молитве находя себе утешение и отраду. Односельчане знали о страдальческой жизни девочки и относились к ней с чувством благоговейного уважения. Однажды к ней пришел заболевший крестьянин: "Матреша, - сказал он, - вот уж как ты лежишь несколько лет, ты небось Богу-то угодна. У меня спина болит.. Потрогай-ка спину-то, может быть и пройдет от тебя..." Матреша исполнила его просьбу - и он выздоровел. С тех пор все больше и больше стали ходить люди со своими нуждами и болезнями. С течением времени эти посещения приняли характер настоящего паломничества: к Матреше шли жители не только окрестных мест, но жители и дальних, и иногда и самых отдаленных мест нашего Отечества. Причем, шли они беспрерывным потоком на протяжении более пятидесяти лет в количестве нескольких десятков, а иногда и сотен ежедневно. По внешнему своему виду Матреша была настолько мала, что казалась десятилетним ребенком. Но в крайне тяжелых и стеснительных условиях Господь даровал Матреше увидеть другой мир - мир чрезвычайно богатый, полный внутреннего содержания, интереса и смысла. С нашей обычной житейской точки зрения это явление кажется удивительным и почти необъяснимым. Матреша является особенной и оригинальной подвижницей. Очевидно, беспрерывная цепь испытаний и горя, переживаемых Матрешей с необыкновенным терпением с самого раннего детства, была для нее школой, тем великим подвигом, в горниле которого очистилась ее душа, мысль и сердце отрешились от всего земного, утвердилось и окрепло постоянное стремление в мир другой, высший, который постоянно предносился ее духовному взору. Душа ее преисполнилась живой верой и надеждой на Бога, сердце ее зажигалось деятельной любовью ко всем и каждому. отозвалась полным состраданием и сочувствием на всякое несчастье, горе, беду, на всякую немощь человеческую. И Бог дал ей силу достигнуть не только личного высокого духовного совершенства, но и сделаться центром и источником религиозно-нравственной жизни для многих и многих верующих, которые шли к ней со своими сомнениями, нуждами, скорбями и болезнями, и получали от нее то, что нужно для их духовного роста, для их духовного руководства на трудном и тяжелом пути человеческой жизни. Матреша отличалась необыкновенной отзывчивостью. С каждым, кто к ней приходил, она говорила, давала советы, делала то или иное указание. Мужчины и женщины, старые и молодые, люди разных положений, профессий, состояний одинаково шли к ней, и каждый встречал с ее стороны одинаково глубокое сочувствие. Никто не знает как она молилась Богу. Известно только, что она знала наизусть очень много молитв, многие акафисты и песнопения, которые она мгновенно запоминала после первого ей прочтения вслух. В беседе с одной из своих глубоких почитательниц Матреша говорила о том, что "молиться нужно беспрестанно", что "беспрестанная молитва все сделать может". При том она сказала о себе, что и она сама старается молиться беспрестанно. Матреша часто причащалась Святых Христовых Тайн, каждый месяц обязательно. С этой целью она приглашала к себе своего духовника - приходского священника, и день принятия Св.Тайн был для нее самым радостным днем. Пять раз в течении своей жизни она соборовалась. Особенно строго она соблюдала посты. В церковные посты почти ничего не ела или ела очень мало. Своих посетителей Матреша учила тому, как надо жить, чтобы помнить о будущей жизни, чтобы к ней готовиться, а не привязываться к земному. Учила жить "по-Божьи": исполнять закон Божий, молиться Богу, любить Бога и на Него только надеяться. Твердо и безропотно нести свой крест, ниспосланный Богом, - вот основная мысль ее бесед и наставлений. В своих беседах с посетителями Матреша очень часто приводила тексты Священного Писания, и Особенно много из Евангелия. Часто ссылалась на факты и события из Священной истории, полагая их в основу своих наставлений и научений. Не менее часто приводила Матреша примеры из житий святых, ставя их высочайшим образцом и примером религиозно-нравственной жизни, учила молиться им и стараться подражать в своей жизни. Молиться советовала различно, каждому сообразно с его положением. Беседы и наставления Матреши с посетителями были чрезвычайно разнообразны в зависимости от разнообразия тех обстоятельств, среди которых ей приходилось вести эти беседы и давать свои наставления. Матреша, как будто видя человека насквозь, обычно указывала на самое больное его место, требующее врачевания, и тем заставляла его осознать свою болезнь, о существовании которой он до сих пор, может быть, и не подозревал, встать на путь исправления. При этом Матреша указывала именно только на один порок, одну болезнь, заставляя тем человека сосредоточить свое внимание на одном недостатке, а не распыляться во многих направлениях, что затрудняет борьбу с собой и не всегда приводит к желательным результатам. Матреша постепенно вела человека по пути исправления. И нужно сказать, что руководство это выходило далеко за пределы личной жизни того или иного из ее посетителей. Указания, советы, наставления Матреши, сделанные ей одному лицу, делались достоянием многих и многих. Здесь у Матреши, как говорили ее почитатели один учился у другого. Многие из почитателей Матреши на себе испытали это систематическое благодатное ее руководство и потому старались возможно чаще пользоваться ее советами и наставлениями, прибегая к ней в минуты сомнений, несчастий и скорбей душевных, в те тяжелые минуты, когда колеблется почва под ногами, и человек, чувствуя свое бессилие, сильнее нуждается в твердой опоре, твердом руководстве духовном. В окрестностях Анемнясева очень многие не только посещали Матрешу в трудных обстоятельствах своей жизни, но жили всецело "по благословению Матреши" - ни одного дела не начинали без ее благословения, так что духовное руководство простиралось на всю их жизнь
Аресты
Рязанская губ., Касимовский у., дер.Анемнясево
ГодАреста = 1935
Летом 1935г. в Белькове было заведено дело "попов Правдолюбовых и больного выродка Матрены Беляковой". началось оно с доноса на священника Николая Правдолюбова в связи с рукописной книгой, собранной и написанной им и его братом, и приготовленной к печати (книга представляла жизнеописание Матроны, и рукопись ее сохранилась в следственном деле). Были арестованы 10 человек (хотя должны были быть арестованы 12). По списку должна была быть арестована и блаженная Матрона. Все арестованные были уже отправлены в Москву и Рязань, а Матрону боялись трогать. Наконец было собрано колхозное собрание, на котором было постановлено "изъять" Матрону Белякову как "вредного элемента". Из 300 жителей села подписались только 24 активиста. Сельсовет дал характеристику "на Белякову М.Г.", в которой она прямо и открыто названа святой без всяких кавычек и иронии. "Данная гр. является вредным элементом в деревне, она своей святостью сильно влияет на темную массу... Ввиду этого по с/с задерживается ход коллективизации". В следственном деле нет подробностей ареста блаженной Матроны и описания ее дальнейшей судьбы. Из него видно только, как свято берегли свидетели и близкие, все, кто был близок в Матроне, ее имя и светлый образ, никто ее не оклеветал, никто не оказался предателем. Особенную смелость и дерзновение в защите Матроны показал ее духовник -
священник Александр Васильевич Орлов (по этому делу пробывший 5 лет на Соловках). После отправки заключенных в Рязань, была послана машина и за блаженной Матроной. Подъехали к ее дому днем, не таясь. Вошли. Тут их охватил страх, подойти боялись. По долгу службы подошел председатель сельсовета и, преодолевая страх, поднял Матренушку с постели. Матрона закричала тоненьким голосом. Народ оцепенел. (За свои грехи председатель был наказан: его дети, по предсказанию Матроны, после ее ареста перестали расти, сам председатель несколько лет спустя очень тяжело умирал. Он кричал так громко от боли, что слышало полдеревни. В народе говорили: "Это тебе не Матрешеньку поднимать!.." Но он позвал священника и искренно и горячо каялся в своих грехах, умер в мире с Церковью".) Жительница Белькова сказала про арест Матреши: "Не уберегли такую святыню, отлетела как птица..." Про московский период жизни блаженной Матроны имеются скудные сведения. В Москве она прожила почти год
Осуждения
ГодОсуждения = 1935
ГрупповоеДело = "Дело Беляковой Матроны Анемнясевской. Рязанская о., 1935г."
Неизвестно, была осуждена или нет, но по ее делу было осуждено несколько человек
МестаЗаключения
Москва, Бутырская тюрьма (?)
ГодНачалаЗаключения = 1935
ГодОкончанияЗаключения = 1935
Предположительно она была заключена в Бутырскую тюрьму, где были заключены все ее "подельники". Но пробыла она там недолго, потому что сделалась объектом почитания почти всех, без исключения, заключенных, которые начали петь акафисты и молиться. Ее должны были куда-то деть. Убить боялись, а отправить в лагерь не позволял пример тюремного молитвенного подъема заключенных
Москва, Дом хроников имени Радищева
ГодНачалаЗаключения = 1935
ГодОкончанияЗаключения = 1936
ДеньОкончанияЗаключения = 29
МесяцОкончанияЗаключения = 7
По другим сведениям, безнадежно болевшая мать следователя, ведшего дело блаженной Матроны, получила исцеление от Матроны и следователь сумел освободить ее как больную и умирающую. Он поместил ее в тогдашний дом престарелых и увечных больных - хронически больных
Кончина
1936
ДеньСмерти = 29
МесяцСмерти = 7
ПричинаСмерти = умерла в заключении
МестоСмерти = Москва, Дом хроников имени Радищева
МестоЗахоронения = Москва
Документально засвидетельствовано, что блаженная Матрона умерла от сердечной недостаточности 16/29 июля 1936 года в Доме хроников имени Радищева в Москве, недалеко от храма Пресвятой Богородицы во Владыкине. Вероятно, Матрона была похоронена на кладбище рядом с Домом хроников - Владыкинском. В настоящее время, в связи с реконструкцией кладбища, ее могила остается безвестной. Молитвенную помощь блаженной Матроны чувствовали и ощущали не только 60 лет назад, но и сейчас
Канонизация
1

ДатаКанонизации = 22.04.1999
КемКанонизирован = Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II
Местночтимая Рязанской епархии
Дни_памяти
1
ДатаПамятиСтСт = 16/07
ДатаПамятиНовСт = 29/07
ПояснениеДатыПамяти = день преставления, летняя память

2
ДатаПамятиСтСт = 10/06
ДатаПамятиНовСт = 23/06
ПояснениеДатыПамяти = память с Собором Рязанских святых

2
Блаженная Матрона Анемнясевская (Белякова)
ДатаКанонизации = 20.08.2000
КемКанонизирован = Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 13-16 августа 2000г.
КтоПредставил = Рязанская епархия
Дни_памяти
ПояснениеДатыПамяти = Собор новомучеников и исповедников Российских
Первое воскресенье, начиная с 25.01/07.02 Тропарь, глас 8: Яко зарница небесного огня возсия в рязанстей стране блаженная старица святая Матрона, еяже память днесь творяще, воспоим Христа Бога, моляще Его даровати нам тоя предстательством в болезнехъ, бедахъ и скорбехъ терпение, и душамъ нашымъ велию милость. Кондак, глас тойже: Въ немощехъ силу, въ слепоте очи нетленныя обрела еси, пребывающи на одре болезни, всюду яко птица духомъ насилася еси, младенствующи теломъ, была еси мати скорбящимъ и обуреваемымъ, Темже чтущихъ твою память не остави в молитвахъ, и помози намъ избавитися отъ греховъ покаяниемъ, и улучити съ тобою Царство Небесное
Публикации
1 Житие Святой Блаженной Матроны Анемнясевской/ Сост. Священник Николай Правдолюбов, Владимир Правдолюбов. Издание прот. Сергия Правдолюбова. М.: Святитель Киприанъ, 1999. - 72 с.
2 Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12-16 августа 2000г.

(c) Православный Свято-Тихоновский гуманитарный Университет.


ЖИТИЕ

Матрёна Григорьевна Белякова родилась 6 ноября 1864 года в деревне Анемнясево Касимовского уезда Рязанской губернии. Родители её Григорий и Евдокия были едва ли не самыми бедными людьми в деревне и кое-как вели своё крестьянское хозяйство. По внешнему своему виду они были хилыми, тщедушными людьми и казались какими-то недоразвитыми. Отец много пил и слыл в деревне пьяницей. У них было большое семейство - шесть дочерей и два сына. Три сестры умерли в детстве; Матрёша была четвертою по счету.

До семи лет Матрёша была обычным ребенком; как и все дети её возраста, гуляла и играла со своими сверстницами и подружками. Родители почему-то невзлюбили ее с самого раннего детства. Нерадостна была жизнь ребенка в родной семье, где ей, больше чем кому-нибудь из братьев и сестер, приходилось терпеть обиды, ругань, побои; но еще большие страдания ждали девочку в дальнейшем.

В семилетнем возрасте Матреша заболела оспой. После этой болезни девочка поправилась, но уже навсегда осталась слепою. Теперь ее обязанностью было нянчить своих младших сестренок и братьев. Тяжело было слепой девочке справляться с этим делом. Однажды десятилетняя Матреша нечаянно уронила сестренку с крыльца на землю. Увидев это, мать схватила Матрешу и начала жестоко бить. В этот момент духовному взору девочки предстала Царица Небесная. Матреша сказала об этом матери, но та продолжала бить девочку еще сильнее. Видение повторилось три раза. Во время последнего видения Пресвятая Богородица дала Матреше утешительную записочку. О том, что это за записочка и что в ней было написано, блаженная Матрона никогда не рассказывала.

На следующее утро изувеченная девочка не смогла подняться с печи. С этого времени началась для Матреши жизнь мученицы, пригвожденной к одру. Она навсегда лишилась возможности ходить и что-либо делать и уже не вставала с кровати во всю свою дальнейшую жизнь.

Так лежала Матреша в родительском доме до 17 лет, терпеливо перенося всякие скорби и обиды, и только в молитве находя себе утешение и отраду. Односельчане знали о страдальческой жизни девушки и относились к ней с чувством благоговейного уважения. С семнадцати лет к Матреше стал ходить народ. Первым за помощью пришел крестьянин ее же деревни, по специальности пильщик.

- Матреша, - сказал он, - вот уж как ты лежишь несколько лет, ты, небось, Богу-то угодна. У меня спина болит, и я пилить не могу. Потрогай-ка спину, может быть и пройдет от тебя. Чего мне делать, лечился - доктора не помогают.

Матреша исполнила его просьбу - боли в спине, действительно, прекратились, и он встал на работу.

Крестьянин этот рассказал о своем исцелении одному из своих соседей, и тот говорит:

- Пойду и я к ней: нас замучили дети, скоро двенадцатый родится; попрошу ее помолиться, чтобы Господь прекратил у нас детей.

Пришел он к Матреше и попросил помолиться. Матреша помолилась, и детей у них больше не было.

С тех пор все больше и больше стали ходить к Матреше люди со своими нуждами, скорбями и болезнями. С течением времени эти посещения приняли характер настоящего паломничества: к Матреше шли не только жители окрестных мест, но и дальних, иногда и самых отдаленных мест нашего Отечества. Причем, шли они беспрерывным потоком на протяжении более чем пятидесяти лет в количестве нескольких десятков, а иногда и сотен ежедневно.

Матрона сказала:
- И твои детки такими легкими будут.

Несколько лет назад протоиерей Троицкого храма поселка Гусь-Железный о. Серафим хоронил одного из сыновей тогдашнего председателя. Он был очень маленького роста. Все дети председателя перестали расти после ареста блаженной Матроны.

Машина дважды ломалась по дороге в Касимов. Кто-то держал на руках блаженную Матрону, пока машину ремонтировали. Из Касимова ее быстро увезли в Рязань и затем в Москву.

Председатель, "изымавший" блаженную Матрону, несколько лет спустя очень тяжело умирал. Дело было летом. Дом стоял с открытыми окнами из-за жары. Он кричал так громко от боли, что слышало полдеревни. В народе говорили:

- Это тебе не Матрешеньку поднимать!
Но он позвал священника и искренне и горячо каялся в своих грехах, умер в мире с Церковью.

Про московский период жизни блаженной Матроны имеются скудные сведения. В Москве она прожила почти год. Предположительно, она была заключена в Бутырскую тюрьму. Но пробыла она там недолго, потому что сделалась объектом почитания почти всех, без исключения, заключенных, которые начали петь акафисты и молиться. Ее должны были куда-то деть. Убить боялись, а отправить в лагерь не позволял пример тюремного молитвенного подъема заключенных.

По другим данным, безнадежно болевшая мать следователя, ведущего дело блаженной Матроны, получила исцеление от Матроны, и следователь сумел освободить ее как больную и умирающую. Он поместил ее в дом престарелых и увечных больных.

Документально засвидетельствовано, что блаженная Матрона умерла от сердечной недостаточности 16/29 июля 1936 года в Доме хроников имени Радищева в Москве, недалеко от храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине. Так как рядом с Домом хроников было большое Владыкинское кладбище, частично сохранившееся до нашего времени, то можно сделать предположение, что Блаженная Матрона была похоронена здесь же на местном старом кладбище.

Святая блаженная Матрона Анемнясевская в наши дни, как и 60 лет назад, подает благодатную помощь в ответ на молитвы. О современных чудесах по молитвам новопрославленной святой свидетельствует настоятель храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве протоиерей Сергий Правдолюбов и многие прихожане.

Служащие храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве Анатолий и Иоанна не имели детей, состоя в браке 8 лет. Супруги просили Блаженную о даровании чада, и в ответ на молитву у них родилась дочь.

У прихожанки Троицкого храма Галины сильно болели ноги. Пожилой женщине тяжело было посещать церковные службы, о чем она сильно скорбела. Галина усердно молилась двум блаженным Матронам: Анемнясевской и Московской. В ответ на ее молитву бумажные иконы стали источать капельки благовонной жидкости. Квартиру Галины посетили многие прихожане Троицкого храма, прикладывались к мироточащим иконам обеих святых, помазывались истекавшим из них миром. Галина почувствовала себя значительно лучше, ноги перестали болеть.

Настоятель Троицкого храма протоиерей Сергий вел машину по Бережковской набережной. Внезапно возникла аварийная ситуация. По словам отца Сергия, от падения в Москву-реку его спасло только то, что он мгновенно успел призвать на помощь блаженную Матрону.

В городе Касимове пожилая женщина, страдающая радикулитом, скорбела из-за того, что была не в силах встать и пойти на службу. Она горячо молила о помощи блаженную Матрону. Вдруг все ее тело охватил жар, а когда он прошел, женщина почувствовала себя здоровой, встала и пошла в храм.

Перед чтимой иконой блаженной Матроны, которая находится в храме Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве, всегда горит множество свечей, так что трудно найти на подсвечнике свободное место. Подсвечник перед иконой - дар семьи прихожан, почитателей блаженной. Верующие постоянно заказывают святой молебны, многие, будучи наслышаны о чудесах блаженной Матроны, приезжают издалека. Мы не имеем возможности привести здесь рассказы обо всех многочисленных случаях благодатной помощи святой: и при устройстве на работу, и в семейных неурядицах, и в воспитании детей.

Loading...Loading...