Символ берлина бранденбургские ворота. Бранденбургские ворота: сложная судьба великого монумента

Бранденбургские ворота – главная достопримечательность и исторический символ Германии, который заслуживает всеобщего внимания. Совсем недавно этот памятник отметил солидную дату – 220 лет с момента официального открытия. Много раз у подножия ворот разворачивались важнейшие исторические события и проливалась кровь. Несколько десятилетий они напоминали о расколе страны на две части, а сегодня стали символом единения нации.

Строительство достопримечательности

В 1789 году под руководством архитектора Карла Готтгарда Ланнганса были заложены Ворота Мира. Современные критики считают, что именно этот мастер основал берлинский классицизм. За основу своего творения архитектор взял произведения античных строителей. Многие усматривают в величественных колоннах ворот дорические черты колонн афинского Акрополя.

Чтобы придать воротам особое изящество, перед самым открытием их приказали полностью покрыть белоснежной краской. Такую идею Ланнгансу подсказал его друг и скульптор Иоганн Шадов. Он же работал над созданием повозки с четырьмя лошадьми с Викторией (богиней победы у римлян). Изваяние венчает арку и достигает в высоту 6 метров. Облик богини обращен к восточной стороне Берлина. Судьба скульптуры чуть ли не более трагическая, чем самой арки.















Описание Бранденбургских ворот

Бранденбургские ворота представляют триумфальную арку, почти полную копию Пропилеи на Парфеноне. Общая высота конструкции составляет 26 м. Она установлена на шести опорах шириной 11 м. Каждая из опор состоит из спаренных дорических колонн. Общая длина ворот составляет 65 м. Памятник сооружен из каменных блоков, которые позднее облицевали песчаником.

На резном перекрытии установлена шестиметровая скульптура. Она изображает повозку, запряженную четверкой лошадей под управлением богини Виктории. В год презентации Виктория сжимала в руке ветку оливы, символизирующую мир. После возвращения квадриги из Франции ветвь заменили крестом.

Между опорами Бранденбургских ворот расположено 5 переходов. Средний коридор отличается наибольшей шириной. Он предназначался для торжественных кортежей правителей и венценосных гостей. Боковые проходы предназначались для проезда и прохода обычных горожан. В каждом проеме по сторонам располагались ниши со статуями богов. Перекрытия украшают гравюры и рельефы с аллегорическим смыслом.

К северу от памятника можно увидеть скромное строение, в котором находился караул. Сегодня в нем обустроен «зал молчания», где каждый посетитель может поразмышлять о непростой судьбе тех, кто пал у Бранденбургских ворот.

Сложная судьба памятника

Бранденбургские ворота с момента открытия стали самым величественным памятником Германии. Немцы очень гордились им, а туристы восхищались его красотой. Когда Наполеон Бонапарт в период Первой мировой войны оказался с войсками в столице Германии, он приказал немедленно снять квадригу и отправить в Париж. Статуя Победы, по его мнению, не могла оставаться в Германии. Так началась нелегкая судьба прекрасной достопримечательности.

Когда армия Наполеона потерпела поражение, а его самого отправили коротать последние дни жизни на крохотный островок, квадрига заняла свое законное место. Так как скульптура получила некоторые повреждения, её восстановили и немного модифицировали. Теперь в руках Победительницы появился крест – почетный знак отличия отважнейших из немецких воинов.

В начале 1871 г. сквозь Бранденбургские ворота прошагала колонна воинов-победителей франко-прусского сражения. Эта колонна стала символом образования Германской империи. Спустя несколько десятилетий здесь же проходили солдаты, которые помогли разрушить империю и провозгласили Германскую республику.

С 1933 года начинается эпоха фашизма. Колонны ворот плотно обвешаны немецкими флагами со свастикой. Теперь под ними маршировали национал-социалисты. После прихода к власти Адольфа Гитлера и начала Второй мировой войны многие исторические и культурные памятники в Германии были повреждены или полностью стерты с лица земли.

В 1945 году площадь у Бранденбургских ворот стала ареной финальных битв между фашистскими и советскими войсками. Измученные долгой войной и раздираемые ненавистью, солдаты стремились разрушить архитектуру города, из которого отдавал приказы ненавистный тиран.

Состояние Бранденбургских колонн к середине 1945 года было очень плачевным. Опоры и арки сплошь были покрыты дырами от пуль и более крупных снарядов. Все свободное пространство устилали сотни искалеченных тел. Один из последних снарядов, выпущенных в Берлине, был нацелен на квадригу победительницы и попал точно в цель. От знаменитой скульптуры не осталось и следа. Вместо неё над воротами на протяжении 12 лет развевалось алое знамя Советов.

В 1957 г. на место советского знамени был водружен флаг ГДР, а спустя год правительство ГДР, с согласия СССР, принялось восстанавливать квадригу. На протяжении долгого времени достопримечательность стала неприступной для жителей Германии по обе стороны стены. Попасть к ней с западной стороны страны было невозможно из-за Берлинской стены, а с Востока выросла не менее высокая ограда, чтобы немцы не смогли приблизиться к воротам. Только в 1989 году, когда Берлинскую стену разрушили полностью, немцы смогли пройти под величественными арками ворот.

Со дня объединения страны Бранденбургские ворота превратились в главный символ единства, сплотив разделенные семьи одной нации. Сам факт беспрепятственного прохода под воротами вызывал чувство эйфории у людей. Однако, слишком пышные гуляния в 1989 году были несколько омрачены: знаменитая квадрига в ходе торжеств повредилась и вновь была снята для ремонта. Спустя около полутора лет изваяние Виктории водрузили на привычное место, чтобы достопримечательность предстала перед зрителями во всем блеске.

Бранденбургские ворота в наши дни

Бранденбургские ворота – самая любимая и интересная достопримечательность, которой удалось пережить непростые события и выстоять. Полюбоваться на их величие можно у границы двух центральных районов столицы (Митте и Тиргартен). Сооружение разделяет городской парк и улицу Унтер ден Линден.

Обязательно стоит прийти к Бранденбургским воротам после заката. Современная и очень продуманная иллюминация заставляет их сиять новыми красками. Кажется, что колонны и квадрига устремляются к небу и медленно передвигаются в сумерках.

Парижская площадь весьма популярна у уличных артистов, путешественников и молодежных компаний, поэтому побыть вблизи ворот в одиночестве невозможно. Наиболее безлюдными являются часы раннего утра.

Площадь у Бранденбургских ворот служит ареной для представлений, концертов и торжественных мероприятий в честь павших солдат. Любой житель Берлина с восхищением вспомнит, как проходил концерт группы Scorpions и оркестра Ростроповича на годовщину падения объединения Берлина.

Как добраться

Бранденбургские ворота установлены немного западнее центра города, на Парижской площади. Чтобы добраться до них, следует воспользоваться метро (линия U55), а также пригородными электричками. Выходить нужно на остановке Brandenburger Tor.


Рубрика: Берлин

Бранденбургские ворота - самый известный архитектурный и исторический памятник Берлина и всей Германии. Сразу после Второй мировой войны они стали символом разделения страны и ее народа, а после 1989-го – символом воссоединения Германии в единое государство.

Находятся Бранденбургские ворота на Парижской площади (Паризерплац). Их проект разработал известный немецкий архитектор XVIII века Карл Готтгард Ланнганс, считающийся основоположником такого направления в архитектуре как берлинский классицизм. Строительство ворот, которые первоначально носили название Ворота мира, стартовало в далеком 1789 году и продлилось чуть более двух лет. Несмотря на узнаваемость, главную немецкую достопримечательность нельзя назвать полностью уникальной. Так, величественные колонны выполнены в дорическом стиле и фактически идентичны парадным проходам (пропилеям) легендарного древнегреческого Акрополя в Афинах.

Перед открытием Ворота мира покрасили в белый цвет – яркий, ослепительный. Историки потом долго терялись в догадках, что побудило Ланнганса найти именно такое цветовое решение. Доминирующей стала версия, что архитектор прислушался к совету Иоганна Годфрида Шадова – немецкого скульптора и художника, занимавшегося украшением его детища. Почему вообще всплыла персона Шадова? Оказывается, сохранились документы, которые рассеивают любые сомнения относительно авторства проекта богини победы Виктории, «восседающей» на Бранденбургских воротах на колеснице-квадриге, запряженной четверкой лошадей. Шестиметровый скульптурный ансамбль, развернутый к восточной части германской столицы, также работа Шадова, известного еще и как выдающийся теоретик искусства.

Венчающей ворота скульптурной Викторией восхищались не только горожане и гости Берлина. Неподдельный восторг композиция вызывала у Наполеона Бонапарта. Когда армия французского императора вошла в Берлин, завоеватель приказал… снять богиню с ее «насиженного» места и переправить во Францию. Логика, которой при этом руководствовался Наполеон, была проста: столь великолепный символ победы никак не может находиться в побежденном городе. Но история, как мы знаем, распорядилась по-своему. Казавшаяся несокрушимой армия Бонапарта в конечном итоге была разбита, а самого императора сослали на удаленный остров святой Елены, где он и провел последние дни жизни. После изгнания захватчика Виктория и ее квадрига были возвращены в немецкую столицу и водружены обратно на Бранденбургские ворота. Однако после войны скульптурный ансамбль претерпел некоторые изменения. Скульптор Фридрих Шинкель добавил к ней Железный крест, символизировавший орден, который государство вручало только самым отважным и преданным Родине воинам.

В 1871 году в Берлине состоялся грандиозный марш солдат-победителей во франко-прусской войне. Именно этот парад, прошедший через Бранденбургские ворота, ознаменовал собой провозглашение Германской империи, просуществовавшей, к слову, до 1918 года. В начале XX века новый виток в истории германского государства – превращение его в республику – также ознаменовался триумфальным прохождением солдат через этот величественный символ Германии. Через пятнадцать лет – новое событие, не менее символичное, чем вышеописанные два: пришедшие в 1933 году к власти национал-социалисты накрыли Бранденбургские ворота огромными знаменами с нацистской символикой. Величественный архитектурный памятник стал безмолвным свидетелем зловещего, даже в чем-то мистического, шествия фашистов. Берлинцы еще не знали, какой трагедией не только для народа и страны, но и главных достопримечательностей – Рейхстага и Бранденбургских ворот – обернутся мечты Гитлера о мировом господстве.

В 1945 году Бранденбургским воротам был нанесен колоссальный урон. Его в дорическом стиле колонны были испещрены пулями и осколками снарядов. Под вековым символом Германии валялись трупы воинов казавшегося непобедимым Третьего рейха. От былого величия ворот, кажется, ничего уже не осталось. Один из советских снарядов попал прямо в скульптуру богини Виктории, уничтожив ее вместе с квадригой и Железным крестом. Целых двенадцать лет (1945-1957 гг.) на месте символа победы гордо развевался красный флаг Советского Союза. Затем он был заменен на флаг Германской Демократической Республики.

В 1958 году правительство ГДР, испросив разрешения у «старшего брата» – СССР, приняло решение о восстановлении квадриги Виктории. Спустя три года Бранденбургские ворота, всегда олицетворявшие единство Германии, впервые за всю историю стали символизировать раскол страны. ГДР в своем стремлении отгородиться от ФРГ зашла так далеко, что построила печально знаменитую берлинскую стену, отделившую Бранденбургские ворота от Западного Берлина. Но, даже формально оставаясь в «восточной зоне», они оказались недоступными и для жителей ГДР, со стороны которой соорудили полностью изолировавшую их дополнительную стену.

В настоящее время Бранденбургские ворота полностью вернули свое былое величие и славу. Как и двести лет назад, они вновь символизируют единство Германии и замечательно вписываются в целостный архитектурный ансамбль Паризерплац.


«Шарите» (фр. Charité - «любовь к ближнему, милосердие») - старейшая больница в Берлине, с более чем 3 000 мест она является крупнейшей университетской клиникой Европы. Поводом для создания Шарите послужил приказ кабинета прусского короля Фридриха...


Ведомство федерального канцлера Германии - здание в Берлине и место нахождения одноименного немецкого органа федеральной власти. В рамках переезда немецкого правительства из Бонна в Берлин Ведомство освоило новое здание, созданное по проектам архит...


Монументальная конная статуя Фридриха Великого посвящена королю Фридриху II Прусскому, среди берлинцев она известна под кратким названием «Старый Фриц». Статуя расположена в историческом центре Берлина на средней полосе бульвара Унтер-ден-Линден. Г...


Памятник немецкому хирургу-офтальмологу и профессору офтальмологии клиники Шарите Альбрехту фон Грефе расположен на углу Шуманштрассе и Луизенштрассе и обладает сложной конструкцией. Инициатива создания памятника исходила в 1872 году, через 2 года...


Мост Мольтке - автомобильный и пешеходный мост, облицованный красным песчаником, с несущими стальными конструкциями на каменных опорах, построенный через реку Шпрее в районе Митте Берлина. Мост, украшенный скульптурами, был назван в честь Хельмута...

Бранденбургские ворота – монументальные ворота, построенные в восемнадцатом веке как символ мира. Во время холодной войны, когда ворота был расположены в непосредственной близости от границы между Восточным и Западным Берлином, стали символом разделенного города.

С момента падения Берлинской стены Бранденбургские ворота получили другой статус – тогда они стали символом объединенного Берлина. Будучи совершенно пустынной во время холодной войны, Парижская площадь, на которой и находятся ворота, в настоящее время реконструирована и практически вернула свое величие, отличавшее ее в девятнадцатом веке.

Бранденбургские ворота

Бранденбургские ворота расположены в конце Унтер-ден-Линден (Unter den Linden) – грандиозного бульвара в Берлине. Первоначально ворота был частью стены, окружающей Берлин, и служили главным входом в город. Это единственные ворота, которые остались от бывшей городской стены.

Монументальные ворота был разработаны Карлом Готардом по заказу императора Вильгельма II. Конструкция ворот, 65,5 метров в ширину и 28 метров в высоту, была основана на Пропилеях – воротах в Акрополе в Афинах. Бранденбургские ворота были построены между 1778 и 1791 и заменили старые городские ворота. Для того чтобы завершить работу, в том числе над барельефами, изображающими греческую мифологию, понадобилось еще четыре года.

Квадрига

Квадрига победы, венчающая ворота, была построена в 1793 году Иоганном Готфридом Шадовым. Бронзовая квадрига управляется богиней мира – первоначально ворота были символом мира.

В 1806 году, во время оккупации Берлина Францией, Наполеон приказал перенести квадригу в Париж. После битвы при Ватерло, квадрига была торжественно вывезена обратно в Берлин, и признана символом победы. В то же время площадь возле ворот была переименована в Парижскую, а статуя на квадриге стала называться Викторией – в честь римской богини Победы.

После Второй мировой войны

Ворота, которые к тому времени уже стали символом прусского милитаризма, были сильно повреждены во время Второй мировой войны. После войны и разделения Берлина Бранденбургские ворота находились прямо на границе между Восточным и Западным Берлином, но в российском секторе.

В 1958 году ворота были восстановлены Восточным Берлином, в то время как Западный Берлин финансировал реконструкцию квадриги.

Берлинская стена

После строительства Берлинской Стены в 1961, которая была возведена в непосредственной близости от Бранденбургских ворот, Парижская площадь на стороне Восточного Берлина совершенно опустела. Ворота символизировали разделение Германии. С падением стены в 1989 году люди начали приходить к вновь открытым Бранденбургским воротам, чтобы отпраздновать это событие.

Памятник был реконструирован еще раз в 2001 году и открыт в обновленном виде 3 октября 2002 года.

Информация для посетителей

После мирного воссоединения Германии, Бранденбургские ворота были отремонтированы, и сегодня это одна из самых посещаемых достопримечательностей в Германии и Европе.

Как добраться: до станции метро Unter den Linden (S1, S2), или автобусом № 100.

Стоимость: бесплатно.

Аэропорты Берлина

В германской столице есть 3 аэропорта: Тегель, Шёнефельд и Бранденбург. На сегодняшний момент действуют первые два, а третий находится на этапе строительства.

Городские парки Берлина

Берлин – город, в котором городской ландшафт перемежается с островами парков и садов. Столицу Германии можно называть зеленой. Здесь много мест, где городской житель может отдохнуть от суеты, заняться бегом или устроить легкий пикник на траве. В центре города находится крупный и старейший парк Тиргартен. Кроме него популярными берлинскими растительными оазисами являются Люстгартен, Трептов-парк и Берлинский ботанический сад.

Где поесть в Берлине

Каждый, кто впервые приезжает в Берлин, представляет себе, как будет каждый день обедать свиной рулькой в традиционных немецких ресторанах с длинными столами и деревянными лавками. Реальность же немного отличается от этих ожиданий. Берлин – это современный многонациональный мегаполис и здесь представлены кухни со всего мира, и немецкая кухня занимает отнюдь не лидирующее положение.

Адрес: Германия, Берлин, район Митте
Начало строительства: 1788 год
Окончание строительства: 1791 год
Архитектор: Карл Готтгард Лангганс
Координаты: 52°30"58.5"N 13°22"39.8"E

Содержание:

Краткое описание

Не так давно один из главных символов Берлина и всей Германии Бранденбургские ворота, отметили знаменательную дату – 225 лет (2016г) со дня их торжественного открытия. Стоит отметить, что этот архитектурный шедевр является не просто украшением Берлина, но и служит символом объединения страны.

Вид ворот с Парижской площади

Бранденбургские ворота единственные, которым удалось уцелеть в тяжелые для Берлина времена . Чтобы посмотреть на них следует отправиться к границе районов Тиргартен и Митте, на улицу Унтер ден Линден. Возле ворот практически всегда многолюдно: они вызывают интерес у туристов не только в дневное время, но и когда сумерки опускаются на столицу Германии . Уникальная в своем роде ультрасовременная подсветка делает колоны и возвышающуюся над ними квадригу, поистине фантастическим зрелищем.

Возле Бранденбургских ворот в Берлине довольно часто устраиваются различные мероприятия, которые посвящаются памяти погибшим в войнах солдат. Кроме этого, на прилегающей к воротам территории, организовываются концерты популярных групп и солистов. Одним из таких концертов, вошедших в историю Берлина и Бранденбургских ворот, можно смело считать выступление группы «Scorpions», которой аккомпанировал большой симфонический оркестр под управлением, хорошо известного в мире дирижера и гениального виолончелиста, Мстислава Ростроповича. Концерт у Бранденбургских ворот, собравший огромное количество зрителей, пришедших увидеть и услышать прекрасную музыку, состоялся в ноябре 1999-го года. Однако до этой даты у Бранденбургских ворот в Берлине была непростая и, можно даже сказать тяжелая, история.

Ворота в ночной подсветке

Бранденбургские ворота: строительство

Первое, что хотелось бы отметить, говоря о Бранденбургских воротах в Берлине, так это то, что изначально они имели другое название – Ворота Мира. Их строительство заняло чуть более двух лет (1789-го по 1791-й). Автором проекта являлся архитектор Карл Готтгард Ланнганс, которого в настоящий момент специалисты считают основоположником нового направления в архитектуре под названием «берлинский классицизм». Нельзя сказать, что Бранденбургские ворота полностью уникальны и неповторимы, например, величественные колоны, выполненные в дорическом стиле, практически идентичны пропилеям легендарного Акрополя, руины которого находятся в столице Греции Афинах .

Согласно плану Ланнганса, перед торжественным открытием, ворота были выкрашены в ослепительно-белый цвет. Многочисленные историки выдвигают мнение, что выкрасить ворота в белый цвет посоветовал архитектору Иоганн Готфрид Шадов, который занимался украшением одной из главной достопримечательности Берлина. По сохранившимся документам, можно сделать однозначный вывод: проект богини Виктории, которая, как известно, символизирует победу, на колеснице, запряженной четырьмя лошадьми, также принадлежит Шадову. Квадрига высотой в шесть метров развернута к восточной стороне Берлина.

Вид ворот с востока

Бранденбургские ворота: непростая история

Вышеупомянутая квадрига, венчающая собой Бранденбургские ворота в Берлине, вызывала восторг не только у жителей города, но и у талантливейшего стратега и завоевателя Наполеона Бонапарта. После того, как французские войска вошли в Берлин, Наполеон приказал снять скульптуру Виктории и отправить ее во Францию . Символ победы, тем более такой прекрасный, не мог, по мнению императора, находится в завоеванном городе. Как все знают из истории, армия Наполеона была разбита, а ее предводитель был сослан на удаленный остров, где и провел свои последние дни. После победы над захватчиком квадрига с богиней победы Викторией была возвращена в Берлин и заняла свое законное место. Правда, после продолжительной войны, богиня была немного видоизменена скульптором Фридрихом Шинкелем: она получила Железный крест – символ ордена, которого удостаивались лишь самые отважные и преданные Германии воины.

Уже в 1871-м году через Бранденбургские ворота прошел марш солдат, победивших во франко-прусской войне и ознаменовавший собой провозглашение Германской империи, которая, к слову, пала уже в 1918-м году. В начале двадцатого века через Бранденбургские ворота с триумфом прошли солдаты, благодаря которым империя превратилась в Германскую республику.

Прошло всего пятнадцать лет, и в 1933-м году, Бранденбургские ворота были укрыты огромными стягами со свастикой и стали свидетелем мистического шествия национал-социалистов. В те времена в Германии к власти пришел Адольф Гитлер, из-за которого многочисленные достопримечательности Берлина, памятники истории и архитектуры, в результате военных действий пострадают, а некоторые будут безвозвратно утеряны. В 1945-м году Бранденбургские ворота, расположенные в центре Берлина и, прилегающая к ним территория, стали ареной ожесточенных боев. Обессиленные постоянными бомбардировками и артиллерийскими обстрелами жители Берлина и остатки армий третьего рейха, укомплектованные по большей части юношами и девушками, дрались с советскими солдатами за свои главные символы: Рейхстаг и Бранденбургские ворота. Удержать натиск советской армии было уже невозможно: Адольф Гитлер свел счеты с жизнью в своем бункере, а вся ненависть русских выливалась на достопримечательности города, из которого руководил фашистской армией тиран.

Бранденбургским воротам в 1945-м году был нанесен серьезнейший ущерб : дорические колоны были испещрены попаданиями пуль и осколков. Под символом Германии лежали горы трупов, величие Бранденбургских ворот, казалось, кануло в лету.

От прекрасной квадриги с Железным крестом не осталось ничего. Один из снарядов был точно направлен в символ победы. Место скульптуры с 1945-го года по 1957-й год занял огромный красный флаг Советского Союза, одержавшего непростую победу в борьбе против фашизма. В 1957-м году на Бранденбургские ворота, которые находились в зоне советской оккупации, был водружен флаг Германской Демократической Республики. Правительство ГДР в 1958-м году, при согласии СССР, решило восстановить статую Виктории. С 1961-го года к Бранденбургским воротам, которые из символа единой Германии стали символом ее разделения, попасть было невозможно. Дело все в том, что знаменитая берлинская стена отделила одну из главных достопримечательностей Германии от «западной зоны». Однако и гражданам ГДР доступ к воротам был запрещен: была сооружена дополнительная стена и с восточной стороны, которая полностью изолировала Бранденбургские ворота.

После того, как пала берлинская стена, Бранденбургские ворота стали главным символом «новой» объединенной Германии. Радость немцев в то время трудно описать словами, воссоединились многие семьи, люди могли беспрепятственно пересекать территорию своей страны.

Колесница (Квадрига) под управлением богини победы Виктории

Новый 1989-й год стал причиной очередного повреждения квадриги. На этот раз виновниками были не завоеватели, а жители самого Берлина, которые во время гуляний, нанесли ущерб символу победы. Не прошло и два года, как статуя Виктории уже в который раз вернулась на свое место. Именно такой ее могут видеть и современные туристы, приехавшие в Берлин, чтобы насладиться его многочисленными достопримечательностями.

Гостям города следует помнить, что существует определенные ограничения у Бранденбургских ворот , которых необходимо придерживаться, в противном случае, конфликта с многочисленными стражами порядка, охраняющими символ единой Германии, не избежать. Многие отели столицы Германии предлагают экскурсии по Берлину. Идеальное решение - присоединиться к одной из них. Во время экскурсии можно сделать не только памятные фото на фоне Бранденбургских ворот, но и услышать от профессионального гида подробную историю единственных ворот в столице Германии.

Они первыми всплывают в памяти, когда думаешь о Германии. Символизируя важные события, Бранденбургские ворота не раз отметились в анналах истории этой страны. Современные путешественники, побывав на Парижской площади Берлина, могут вблизи рассмотреть это великолепное произведение искусства.

Взгляд в историю

Когда завершилась Тридцатилетняя война, а Берлин превратился в столицу Пруссии, границы города расширили, окружив его стеной, получившей название Берлинской таможенной. В состав этого укрепления, предназначенного не для обороны города, а для взимания налогов на ввезенные товары, наряду с остальными 17 воротами, вошли нынешние Бранденбургские. Ворота были возведены по заказу прусского монарха Фридриха Вильгельма II на пути к королевскому дворцу – на улице Унтер-ден-Линден — и первоначально носили название «Ворота мира».


Часть арки отбыла во Францию в 1806 году, когда прусская армия потерпела поражение в бое под Иеной и Берлин сдался. Наполеон был первым, кто использовал эти ворота для триумфального шествия. Трофей императора вернулся на свое место после падения его империи – теперь ворота превратились в символ победы над Бонапартом.

Бранденбургские ворота продолжали играть знаковые роли и в ХХ веке: в 1918 и 1920 годах через них маршировали контрреволюционеры, возвещая появление Германской республики, а в 1933 году эсесовцы с факелами здесь приветствовали приход к власти Адольфа Гитлера.
После Второй мировой ворота 28 лет были символом разъединения Германии. Возле них произносили пламенные речи президенты Джон Кеннеди, Рональд Рейган, Билл Клинтон и Барак Обама. Знаком единства нации сооружение является с 1989 года, что грандиозно подчеркнул концертами дирижер Леонард Бернстайн.

В античном облике сквозь вихрь столетий

Бранденбургские ворота – всё, что осталось от старинных городских стен Берлина XVIII века. В пределах столицы Пруссии они находились на окраине города, а сегодня они заняли почетное место в центре мегаполиса. Фридрих Вильгельм II отдал распоряжение возвести ворота, которые служили бы эмблемой мира. Процесс строительства «Ворот мира» длился с 1789 по 1791 годы.

За будущий шедевральный памятник принялся уже зарекомендовавший себя в глазах главы государства прусский архитектор Карл Готтгард Лангганс. Раздумывая, как в проекте воплотить замысел короля, он решил использовать в качестве наглядного пособия афинские Пропилеи, ворота легендарного Акрополя. Вдохновленный греческой архитектурой, Лангганс привнес ее элементы в свое творение, положив начало стилю «берлинский классицизм». Точно так же, как Пропилеи вели к святыне Греции – храмовому комплексу Парфенон, так и Бранденбургские ворота предоставляли доступ к наиболее важному городу Прусского королевства. Повторяя своей конструкцией работу грека Мнесикла, Лангганс внес немалую лепту в приобретение Берлином нового имени – «Афины на Шпрее».

Бранденбургские ворота, вслед за Пропилеями, имели два ряда колонн (прусский зодчий выбрал для них «мужской», дорический ордер), которые покрывало перекрытие. Толщина колонных рядов равнялась 11 метрам. Колонны, в свою очередь, образовали пять проходов, причем центральный проем был шире всех остальных. Если в Пропилеях этот широкий проход предназначался для тех, кто въезжал в Акрополь верхом или вел животных для жертвоприношений, центральным проходом Бранденбургских ворот не могли пользоваться простые смертные – только иностранные послы и особы королевских кровей. Остальные граждане Берлина входили в боковые проемы. В общей сложности, высота ворот составляет 26 метров, а длина — 65,5 метров.

В работе над заказом прусского монарха участвовал и знаменитый скульптор Иоганн Готфрид Шадов, творивший в стиле классицизма. Именно он занимался 6-метровой квадригой, украшающей аттик над карнизом Бранденбургских ворот, а также скульптурами и рельефами.

Развернутая на восток колесница, запряженная конной четверкой, первоначально принадлежала богине мира Эйрене, державшей в руках оливковую ветвь. Однако после возвращения квадриги в 1814 году из Франции, куда ее, как добычу, увез восхищенный Бонапарт, Эйрена уступила место Виктории – богине победы. Оливковую ветвь заменили Железным крестом работы Фридриха Шинкеля в знак триумфа над Наполеоном.

Шадов разрабатывал скульптурный облик Бранденбургских ворот вплоть до 1793 года. Так, благодаря ему по обе стороны ворот, в пристройках (вероятно, сначала они были предназначены для стражи или других помещений), появились античные статуи: одна посвящена сидящей на троне богине Минерве, а другая – воинствующему Марсу, который выхватывает из ножен меч.

Рельефы монументальных ворот украшает множество аллегорических фигур, в том числе изображения служителей богини Виктории. Метопы, прямоугольные плиты над дорическими колоннами, усеяны иллюстрациями мифической войны кентавров с племенем лапифов. А в проемах Бранденбургских ворот можно увидеть рельефы с подвигами Геракла: они, по замыслу авторов, должны были намекать на время войн и период восстановления, в течение которого Фридрих Вильгельм II превратил Пруссию в европейскую державу и заложил основание для ее процветания. Таким образом, Бранденбургские ворота служили не только триумфальным символом мира, но и своего рода мемориалом своему королю.

Постоянно находясь в гуще событий, ворота не раз страдали. Благо, слепки скульптур Шадова сохранились, что облегчило их восстановление.

Цвет ворот первоначально был ослепительно белым. Но за свою долгую жизнь Бранденбургские ворота успели его несколько раз поменять. После начала реставрационных работ в 2000 году берлинцам, ввиду грязного облика триумфальной арки, предложили выбрать новое цветовое решение. Голосуя при помощи монет, опускаемых в мини-копию ворот, горожане выбирали – серый, белый, охра или песчаник. И снова победил белый.

Вихрь столетий Бранденбургские ворота стойко выдержали. Последние из 18 ворот старинной городской стены служат сегодня символом единства и напоминают о бурной истории Европы и Германии.

Loading...Loading...