Промышленный дизайнер карим рашид. Дизайнерская мебель от карима рашида Необычные формы зеркал от карима рашида

Карим Рашид - дизайнер, фантазёр, прагматик и профессор филадельфийского Университета искусств. Он запустил в производство примерно 3000 разработок. К ним относятся проекты дизайна осветительных приборов, фурнитуры, упаковки, модных аксессуаров, посуды, мебели. Также Карим занимался инсталляциями, интерьерами и другими архитектурными проектами. Но больше всего он известен людям как промышленный дизайнер. В этой статье мы вкратце расскажем об этой творческой личности.

Биография

Рашид Карим появился на свет в Каире (Египет) в 1960 году. Мальчик воспитывался в двух странах - Канаде и Англии. Помимо него в семье было ещё двое детей. Развитием художественного вкуса Карима занимался его отец, работавший театральным декоратором. Он очень любил брать своего сына на этюды. Когда Рашид вырос, он поехал в Канаду для поступления в Университет Карлтон. В 1982 году он получил степень бакалавра. Своё образование Карим продолжил в Неаполе, а затем в Милане, где прошёл стажировку в студии Рудольфо Бонетто.

После он устроился в «КАН Индастриал Дизайнерс», где проработал семь лет, обретя в этой сфере существенный опыт. С этого времени Рашид начал плотно сотрудничать с такими фирмами, как «Сони», «Ситибанк», «Иссей Мияке» и др. Шаг за шагом Карим входил в тесный круг самых авторитетных, модных и успешных представителей своей профессии. В 1993 году Рашид открыл в Нью-Йорке собственную студию, основным видом деятельности которой стала разработка дизайна интерьера. Но и другими типами заказов он с удовольствием занимался. Например, создавал дизайн упаковки.

Творчество

Сегодня Карим оформляет рестораны в Токио и Нью-Йорке, гостиницы в Лос-Анджелесе, Афинах и Лондоне, а также разрабатывает интерьеры выставок, бутиков и студий топовых телеканалов. Каждым своим действием Рашид демонстрирует интерес не только к отдельным предметам, но и к общей среде обитания. Он советует не ограничиваться узкой специализацией и расширять свой творческий арсенал. Если бы Карим не придерживался этого принципа, то статуэтка «Золотой граммофон» (её новый дизайн) была бы разработана кем-то другим.

Во главу угла Рашид ставит не стиль, а удобство. На первом месте для него стоит не роскошь материальная, а роскошь свободы. Это ключ к тому, чтобы понять суть мировосприятия и творчества Рашида. Мягкие и простые очертания, глянцевые гладкие поверхности, беззаботность ярких и чистых цветов... Много лет назад Карим исключил из собственного гардероба чёрный цвет. Также он практически не использует его, разрабатывая дизайн упаковки или фурнитуры. Сейчас фаворитами Рашида стали розовый и белый цвета.

Карим предпочитает использовать не традиционные натуральные материалы, а современные - на синтетической основе. Чтобы сделать предмет дешёвым, удобным и практичным, нужно применять новейшие технологии. Дизайнер уверен, что лишь отказ от ностальгии поможет изменить мир к лучшему.

Награды

Карим Рашид, работы которого выставлены во многих музеях мира, имеет в активе больше трёхсот наград и премий. Среди них: "Индастриал Дизайн Экселленс Эвод" (1998), "Даймлер Крайслер Дизайн Эвод" (1999), "Джордж Нельсон Эвод" (1999), "Силвер Айдиа Эвод" (1999), награду за лучший дизайн ресторана от "Эсквайр Мэгэзин" (2003) и многие другие.

Преподавание

Карим читает лекции, проводит презентации и мастер-классы по всему миру. Рашид любит заседать в жюри различных дизайнерских конкурсов. Также он преподавал промышленный дизайн на протяжении 10 лет, обучая этому ремеслу в Колледже искусств Онтарио, школе Род-Айленда и в институте Пратта. Колледж дизайна и искусств Конкоран даже присвоил герою этой статьи почётный титул доктора.

Чувственный минимализм

Именно так называется направление, которое ввёл в архитектуру Рашид Карим. В этом случае интерьер становится некой сферой на грани виртуального мира, поглощающего человека, и реальности, заполненной явлениями и предметами, обладающими давно исследованными физическими свойствами. Интерьеры Карима не являются научной фантастикой, он старается полностью адаптировать их к потребностям современного человека. По мнению Рашида, люди сейчас всё больше переходят в виртуальное пространство, и поэтому физический мир несёт в себе иное значение. Окружающие предметы превращаются в технологические объекты. Нельзя отрицать стиль хай-тек, ведь он является ярким выражением современного образа жизни.

Футуризм

Многие дизайнерские разработки Карима отличаются присутствием этого художественного направления. Он пытается соединить реальный мир с виртуальным, природу с хай-теком, социальное с физическим. В результате из-под творческой руки Рашида вышли: сенсорное табло (используется в гостиничных номерах для набора любого текста), пластиковые шахматы (никогда не падают, так как вставлены в лунки), резиновый ТВ-пульт (как будто отлитый из чистого золота), компьютеризированный павильон (каждый шаг идущего по нему человека сопровождается определёнными музыкальными аккордами, и любой смертный может почувствовать себя композитором).

Отказ от обычности

Карим уверен, что любой из людей, поживший какое-то время в придуманном им интерьере, уже никогда не вернётся в традиционную обстановку. Ведь его «внутренний дизайн» навсегда поменяется. Он станет думать, что многофункциональная мебель, особая высота потолка или правильно падающий свет - это жизненно необходимые вещи. С другой стороны, Рашид прекрасно понимает - окончательный переход к придуманной им среде обитания состоится в далёком будущем.

Постоянное движение

Обычно Карим никогда не доволен сделанным. Он нуждается в постоянных переменах и движении! Почти каждую неделю дизайнер передвигает в собственном доме мебель, убирает и добавляет предметы. Все разрабатываемые им вещи Рашид пробует сначала на себе. Одна из его заповедей гласит: «Сложение путём вычитания». Её значение в следующем: если в доме появился новый предмет, то аналогичный ему должен исчезнуть. Например, когда вы приобрели новые носки, нужно избавиться от старых. Таким образом, в доме всегда будет одинаковое количество предметов и не накопится ничего лишнего. В этом заключается красота Равновесия.

Музыка

Карим часто сравнивает данный вид искусства с дизайном. Кстати, к музыке у него особое отношение - Рашид больше десяти лет работал ди-джеем-любителем. Причём дизайнеру нравится не один, а несколько разных жанров. Все его три айпода (каждый по 30 гигабайт) до отказа забиты треками. Создание каждого дизайнерского проекта Карим сравнивает с написанием песни. Чтобы получился хит, надо много трудиться.

Поплюкс

Дизайн, как и музыка, имеет свои направления. У Рашида есть собственное - поплюкс. Герой этой статьи считает, что красивые, качественные вещи должны быть доступны не только элите общества, но и простым гражданам. Эта концепция демократизации проходит через всё его творчество и отражается даже в названии предметов. Например, туфли на каблуках - это High (англ. высокий), коврик для дверного порога - Step (англ. шаг). А названия мусорной корзины и подставки для зонтиков даже в переводе не нуждаются - Korzina и Zontik.

Писатель

Рашид Карим является автором нескольких книг по дизайну. Также на эту тему он написал заповеди (некоторые из них представлены ниже) и манифест. Согласно последнему, современный дизайн является итогом взаимодействия ряда факторов: политической и экономической ситуации, социального поведения, личного опыта (внутреннего и внешнего). Но самое главное - это точное понимание тенденций современной культуры.

Заповеди Рашида

Многие из них можно использовать и в своей повседневной жизни:

  • В прошлом нет никакого смысла.
  • Всё, что у нас есть - это сейчас и здесь.
  • Не бренд создаёт продукцию, а наоборот.
  • Самой важной жизненной составляющей является опыт. Суть существования заключается в человеческом общении и обмене идеями.
  • Постоянно совершенствуйся!
  • Перед принятием окончательного решения, всё тщательно обдумав и просчитав, сделай это ещё раз.
  • Мир не изменится сам, ты должен приложить к этому усилия.
  • Любовь побеждает всё.
  • Мысли не напряжённо, а расслабленно.
  • твоя жизнь - это и есть работа.
  • Есть три типа людей: одни плюют на культуру, вторые её покупают, а третьи производят. Всегда придерживайся последних двух.
  • По своим счетам всегда надо платить. Учись этому у окружающих.
  • Думай в первую очередь о работе, а не о славе.
  • Три главные составляющие успеха - это упорство, последовательность и настойчивость.
  • Никогда не останавливайся на достигнутом.
  • Даже если не можешь применить новые технологии в своей жизни, всегда относись к ним с уважением.
  • Вместо того чтобы о чём-то мечтать, просто возьми и претвори это в жизнь.
  • Мысли не глубоко, а широко.
  • Сложение дополняй вычитанием.
  • Чувственный минимализм не так скучен, как обычный.
  • Пойми, само понятие «удовольствие» и его значение относятся не к сфере физиологии, а скорее к области психологии.
  • Избегай как в письменной, так и в устной речи следующих слов: «массы», «уродливый», «скука», «класс», «вкус».
  • Поставь перед собой несколько задач и делай одновременно шесть вещей. Это не даст увязнуть в повседневности.
  • Приобретай не предметы, а опыт.
  • В борьбе с депрессией лучше не прибегать к помощи шопинга или обжорства. Знай, это удел исключительно домохозяек.
  • Старайся употреблять как можно меньше углеводов. Не стоит посещать кондитерские и пиццерии.
  • Помни: Антихрист - это твоя лень.
  • Не носи с собой наличных. Всегда расплачивайся только кредитной карточкой.
  • Храни в гардеробе тридцать пар носков и столько же комплектов нижнего белья. С таким количеством никогда не появится проблем с подбором. Стирку устраивай раз в месяц.
  • Работай ради забавы, а не вознаграждения. Или вовсе не трудись.
  • Увольняйся, если работа не нравится.
  • Избегай накопительства. Купив новую вещь, сразу же избавляйся от старой.
  • У каждого есть сильные и слабые стороны. Работай над тем, чтобы вторые превратились в первые.
  • Отдавай себе отчёт в том, что перспективным может быть отнюдь не каждый проект.
  • Если у вас с товарищем есть принципиальные расхождения во взглядах, то не рассчитывайте на плодотворное сотрудничество.
  • Вскрывай действительность «феноменологическими» поступками и сюрпризами.
  • Знай, судьба на твоей стороне!

Заключение

Рашид Карим редко отклоняет заказы, ибо интересуется абсолютно всем. Герой этой статьи считает, что внимания достоин любой предмет. И не важно, что это - дизайн фурнитуры или огромного дома. А на вопрос: "Какое ваше творение является самым любимым?" он всегда отвечает: "Женщина!"

Карим Рашид относится к ярким личностям, которых знают многие, - пусть даже некоторые из них не смогут сходу вспомнить названия его работ. Хотя, наверное, легче сказать, чего не делал Карим Рашид, чем перечислить все предметы, производимые под его брендом.

Столы и стулья, ванные и плитка, светильники и одежда, кастрюли, чашки, ложки и ноутбуки, игрушки и драгоценности, часы и ковры, бутылочки для жидкого мыла и флаконы духов - а также музыкальные инсталляции, интерьеры, архитектурные проекты… На сегодня творческий багаж Карима Рашида насчитывает около двух с половиной тысяч реализованных в производстве разработок. Когда нет тематических ограничений и преград, которые, зачастую, творческие люди возводят перед собой сами, когда есть неутомимое жажда деятельности, чёткая организация времени и внутреннее понимание направления развития, спектр деятельности расширяется.


Упаковка для жидкого мыла Method Dish

«Не ограничивай своих возможностей узкой специализацией - специализируйся в целом на жизни», - гласит одна из 50 заповедей, сформулированных дизайнером. Каждым шагом Карим Рашид демонстрирует интерес не только к проектированию или созданию отдельных предметов или пространств, но дизайну среды обитания в самом широком смысле слова. Ведь одним из возможных источников происхождения слова «design» является латинское «designatio» - назначение, устройство, распорядок.

Карим Рашид: «Самая старая вещь, которая есть в моей жизни, это стереосистема шведской фирмы Bang & Olufsen, купленная мной в 1976 году. Я стараюсь не жить с вещами, которые старше пяти лет. Видите ли, я сторонник философии, которая называется «складывать, вычитая». Если я что-то приношу в дом, я должен от чего-то подобного избавиться. Так я живу последние восемь лет. Так что если я покупаю пару носков, я выбрасываю пару носков. И если я покупаю кресло, я выбрасываю кресло».

Рашид родился в 1960 году в Каире (Египет). Наполовину египтянин (по отцу), наполовину англичанин, Карим рос в Англии и Канаде. В семье было трое детей, художественный вкус Кариму привил отец - художник и театральный декоратор, который любил брать сына на этюды. Промышленному дизайну Рашид обучался в Университете Карлтон (Carleton University) в Оттаве (Канада). Получив в 1982 степень бакалавра, продолжил учёбу в Неаполе (Италия), а за тем на год переехал в Милан, где стажировался в студии Родольфо Бонетто (Rodolfo Bonetto Studio).


Флакон Issey Miyake 2 IN 1

После стажировки вернулся в Канаду и семь лет проработал с «KAN Industrial Designers». С этого времени он начинает плотное сотрудничество с такими компаниями, как Sony, Citibank, Issey Miyake и др., шаг за шагом перемещаясь в теснй ряд самых успешных, модных и авторитетных дизайнеров современности.

«У меня есть одна кредитная карточка. Я все делаю в цифровом формате. У меня нет дисков. У меня нет книг. Когда-то у меня дома было 20 тысяч пластинок, потому что в семидесятые я был диджеем. Теперь вся моя музыка, как и все фильмы в моем доме, - в цифровом формате. У меня есть один винчестер на 300 гигабайт, и больше мне ничего не нужно».

В 1993 году открывает в Нью-Йорке свою студию дизайна. Acme Studio, Nambé, Method, Prada, Umbra, Alessi, Target, Alivar, Edra, Frighetto, Pure Design, Zerodisegno, Kartell, Mglass, Nambe, Mikasa, Covo, Foscarini, Penta, Artemide - вот далеко не полный перечень его клиентов. Рашид оформляет рестораны в Нью-Йорке и Токио, гостиницы в Лондоне, Афинах и Лос-Анджелесе, интерьеры бутиков, выставок и студии известнейших телеканалов. У дизайнера есть брат, архитектор Хани Рашид (Hani Rashid) .


Ресторан «Morimoto», Филадельфия, 2001

Забыть о стиле, думать об удобстве. Осознать роскошь свободы вместо роскоши материального. В этом ключ к пониманию сути творчества и мировосприятия Карима Рашида. Беззаботность чистых и ярких цветов, гладкие глянцевые поверхности, простые и мягкие очертания… Несколько лет назад Карим Рашид исключил из своего гардероба черный цвет, теперь его фавориты - белый и розовый. Также и в творениях дизайнера редко можно встретить черный цвет.


Серия керамической плитки «R+evolution». Производитель: Refin (Италия), 2009

Он наполняет реальный физический мир отблесками наслаждения, которое человек получает в мире виртуальном. Новейшие технологии помогают сделать каждый предмет практичным, удобным, дешёвым. Карим Рашид находится в постоянном движении, устремившись на несколько шагов вперёд и как бы приподнявшись над ситуацией, что позволяет ему не цепляться за прошлое. Дизайнер уверен, что изменить мир в лучшую сторону можно лишь тогда, когда люди отказываются от ностальгии по прошлому - в любом проявлении. «Я хочу изменить мир» («I want to change the world»), - заявляет он миру с обложки своей первой книги-манифеста, вышедшей в 2001 году в издательстве Universe Publishing.

Рашид предпочитает современные материалы на синтетической основе традиционным натуральным. К примеру, кресло Sloop для компании Sputnik изготовлено из цельного листа метакрилата, демонстрирующего чудеса пластичности. Коллекция разноцветных кресел Blobulous выполнена из фибергласа, который характеризуется прочностью и легкостью: материал состоит из стекловолокнистого наполнителя, скрепленного синтетической смолой. А «телевизионную» ванну TV bathtub для Saturn с вмонтированным телевизором Карим Рашид создал из жидкой акриловой пластмассы (LAR - liquid acrylic resin). Этот материал ценится за свои антибактериальные качества, прочность и ровную глянцевую фактуру.


Светильник Triptik. Производитель: Minka

«Когда я впервые в жизни занимался дизайном ресторана, я все сделал только из дерева. Но выглядит этот ресторан так, как будто он из XXII века. Там все нормально, и дерево красиво. Я ничего против него не имею. Но мы должны избавиться от каких-то априорных мнений о материале. В пятидесятые годы французский философ Ролан Барт написал книгу, в которой говорил о том, что нам давно пора перестать считать дерево теплым, лед - холодным. Что нам нужно избавиться от стереотипов» .

Разработанная в начале 2000-ых коллекция техники Gorenje Karim Rashid являет собой минималистичный синтез функциональности, технологий, интерактивности и чистых линий. Вертикальная светодиодная подсветка дополнена роскошной графикой, элементы которой повторяются на варочных панелях. Лёгким прикосновением можно изменить цвет светодиодной подсветки духовки и холодильника, тем самым создавая определенную атмосферу, подходящую к ситуации и настроению.


Коллекция бытовой техники Gorenje Karim Rashid

Высоких наград удостаиваются как демократичные (корзина для мусора Garbo или стул Oh для Umbra), так и крупные проекты (интерьер ресторана Morimoto в Филадельфии, афинской гостиницы Semiramis или выставочные пространства для Deutsche Bank и Ауди). Среди клиентов Рашида ведущие актёры, музыканты, модельеры, политики. Его продукцией с удовольствием пользуются певец рок-группы R.E.M. Майкл Стайп, кино- и театральный актёр Кевин Спейси, исполнительная рэпа, певица и музыкальный продюсер Мисси Эллиотт, актриса Патрисия Аркетт, молодёжная поп-звезда, дочь всеми известной иконы хеви-металла Келли Осборн, культовый режиссёр Дэвид Линч, наравне с миллионами потребителей среднего класса. Ведь многие из предметов, разработанных студией Карима Рашида, стоят не тысячи и даже не сотни долларов, а продаются по вполне доступным, как для продукции от звезды мирового дизайна, ценам (например, стул за $50 или настольная лампа за $75).


Стул Oh. Производитель Umbra

«Мне кажется, что искусственное в последнее время становится естественным - то есть нам не следует больше разделять искусственные материалы и природные. Как не следует отделять технологическое от человеческого».

Свою деятельность в архитектурном направлении Карим Рашид называет «чувственным минимализмом». Интерьер предстаёт некой сферой на стыке реальности, заполненной предметами и явлениями с определёнными, давно изученными физическими свойствами, и миром виртуальным, всё больше и больше поглощающим человека. Предметы такого интерьера уже не могут быть простыми по сути и исполнению. Они представляют собой интеллектуальные, высокотехнологичные объекты, подобно устойчивым пластиковым шахматам или сенсорному табло, разработанному Рашидом для гостиничных номеров: на нём каждый из постояльцев может набрать любой текст по своему желанию.

А ещё Карим Рашид сравнивает дизайн с индустрией музыки. К музыке у дизайнера особое отношение: около десяти лет он сам работал как ди-джей любитель. Музыка для него постоянный спутник жизни, и его несколько айподов по 30GB до отказа забиты музыкой всех направлений и стилей.


Настольная лампа Doride. Производитель Artemide Doride, 2009

Работы Рашида выставлены во многих музеях мира: Museum of Modern Art в Нью-Йорке, Musee des Arts Decoratifs в Монреале, Tokyo Gas в Токио, Groningen Museum в Голландии и многих других музеях. Дизайнер является обладателем более трёхста премий и наград, в том числе Daimler Chrysler Design Award (1999 год), George Nelson Award (1999), the Silver IDEA Award (1999), Industrial Design Excellence Award (1998), золотая награда в номинации «мебель» от Industrial Designers Society of America (IDSA) (2001 год), «Лучший новый дизайн ресторана» от Esquire magazine (2003 год) и IDSA (Industrial Design Excellence Award, 2005 год) и многих других.

Он читает лекции, проводит презентации и мастер-классы по всему миру и охотно участвует в жюри международных дизайнерских конкурсов. К примеру, в 2008 году принял участие в определении победителей третьей Всеукраинской .


Лекция Карима Рашида в Киеве, 2008

Рашид преподавал промышленный дизайн в Университете искусств Филадельфии, обучал ремеслу дизайнера в институте Пратта, Школе дизайна Род-Айленда и Колледже искусств Онтарио, является обладателем почётного титула доктора Колледжа искусств и дизайна Конкоран (Corcoran College of Art + Design) в Вашингтоне. Всей своей деятельностью он показывает пример того, что сформулировал в ещё одной заповеди: «Опыт - самая важная составляющая жизни. Обмен идеями и человеческое общение - в этом суть существования».

В статье использованы цитаты из интервью с Каримом Рашидом на портале «Известия Наука» (30.09.05)



Лофт Карима Рашида, Нью-Йорк, 2001


Лофт Карима Рашида, Нью-Йорк, 2001



Магазин «Bosco Pi», Москва, 2008



Ресторан «Kurve», Нью-Йорк, 2008


Ресторан «Kurve», Нью-Йорк, 2008



Акустические панели Soundwave®Flo. Производство Offecct (Швеция), 2006


Стол Kink. Производство Zeritalia


Worganic. Производство: Ferrachi Casa (Италия)


(об акриловой ванне Saturn Bath)

Карим Рашид — известный промышленный дизайнер. Он наполовину англичанин, наполовину египтянин, Карим Рашид родился в Египте, вырос в Канаде. Образование в сфере индустриального дизайна получал в Карлетонском Университете в Оттаве (Канада), где был награждён степенью бакалавра. А в 1982 году он окончил аспирантуру в Италии. Сейчас Карим Рашид живёт в Нью-Йорке, где управляет своей собственной дизайнерской студией.

Все, что он делает, – абсолютно нестандартно. Все, что он предлагает миру, принимается на ура. Только за последние 10 лет Карим Рашид получил около 30 наград в области промышленного дизайна. Он полагает, что мебель должна отражать реальность. И старается делать предметы, которые приносят радость, упрощают задачи и повышают наш уровень красоты.

Карим Рашид запустил в производство около 2500 разработок: посуду и бутылки для жидкого мыла, парфюмерные флаконы и упаковку для косметики, одежду и драгоценности, часы и игрушки, модные аксессуары, упаковки, фурнитуру, осветительные приборы, а также интерьеры, инсталляции и прочие архитектурные проекты. Он проектирует все: «от посуды до отелей».

Дизайнер признает, что окончательный переход к предложенной им среде обитания – это дело будущего. А в настоящем Карим Рашид придумывает мебель для Alivar, BoConcept, Edra, Frighetto, Pure Design, Zerodisegno, Kartell и др. Посуду – для Mglass, Nambe, Micasa, Covo, светильники – для Fosсarini, Penta, Artemide, бытовую технику – для Gorenje.

1. Не ограничивай своих возможностей узкой специализацией - специализируйся в целом на жизни.
2. Не заваливай рабочий стол. Он всегда должен оставаться девственно чистым, как горная вершина. Это помогает ощущать себя выше рабочей рутины и сохранять как ясность мысли, так и бодрость духа.
3. Обращайся с коллегами, подчиненными и клиентами так, как хотел бы, чтобы обращались с тобой.
4. Отвечай на каждый полученный е-mail, телефонный звонок или факс в тот же день, вне зависимости от того, где находишься и чем занят.
5. Прежде, чем создать что-то материальное, спрашивай себя есть ли в том, что ты собираешься сделать, какая-то ценность или оригинальная идея.
6. Старайся быть в курсе всего, что касается текущего проекта. Забывай все о сделанном проекте, как только начинаешь работать над новым.
7. Никогда не говори: «Я мог это сделать». Ведь ты этого не сделал.
8. Помни: быть значит создавать. (Хайдеггер)
9. Вскрывай действительность сюрпризами и «феноменологическими» поступками.
10. Знай, что судьба всегда на твоей стороне.
11. Наблюдай за всем, что происходит вокруг тебя, за каждым человеком, за каждым моментом времени. И если вдруг заметишь хоть малейшую зацепку, немедленно начинай работать.
12. Работай for fun, а не ради вознаграждения. Или не работай вовсе.
13. Имей в виду, что если у тебя и твоего товарища наблюдается принципиальное расхождение во взглядах, то плодотворного сотрудничества не получится, даже если тебе кажется, что это не так.
14. Отдавай себе отчет в том, что не каждый проект перспективен.
15. У каждого есть слабые и сильные стороны. Работай над тем, чтобы первые постепенно превратились в последние.
16. Если понимаешь, что делаешь что-то плохо, займись чем-нибудь другим.
17. Избегай накопительства. Старайся сохранять материальное равновесие - покупая одну новую вещь, избавляйся от одной старой.
18. Если тебе не нравится твоя работа, увольняйся.
19. Храни в гарберобе тридцать одинаковых комплектов нижнего белья и тридцать одинаковых пар носков - и у тебя никогда не будет проблем с подбором пары. Раз в месяц устраивай стирку.
20. Всегда имей при себе только кредитную карточку. Не носи с собой «живых» денег.
21. Помни: лень есть Антихрист.
22. Потребляй в пищу как можно меньше углеводов. Старайся не заходить в пиццерии и булочные-кондитерские.
23. Не прибегай к помощи шоппинга в борьбе с депрессией. Не занимайся с той же целью и обжорством. Знай - это удел домохозяек.
24. Приобретай опыт, а не предметы.
25. Ставь перед собой самые разные задачи и делай шесть вещей одновременно. Только в этом случае тебе никогда не будет скучно.
26. Старайся избегать как в устной, так и в письменной речи следующих выражений: «вкус», «класс», «скука», «уродливый», «массы».
27. Пойми наконец, что понятие «удовольствие» и то, что оно означает, относится скорее к области психологии, нежели физиологии.
28. Минимализм скучен, а вот чувственный минимализм - то, что надо.
29. Постарайся осознать: больше значит больше.
30. Попытайся быть честен с самим собой: нормально не значит хорошо.
31. Знай, что форма следует за предметом так же, как предмет следует за своим предназначением.
32. Вместо того чтобы мечтать о чем-то, претвори это в жизнь.
33. Относись к новым технологиям с уважением, даже если не можешь использовать их в повседневной жизни.
34. Никогда не довольствуйся тем, что сделал.
35. Помни: настойчивость, последовательность и упорство - вот три главные составляющие успеха.
36. Не думай о славе, думай о работе.
37. Всегда плати по своим счетам - учись этому у других.
38. Есть всего три категории людей: одни культуру производят, другие ее покупают, третьим на нее наплевать. Всегда держись первых двух.
39. Даже не сомневайся: работа - это и есть жизнь.
40. Мысли широко, а не глубоко.
41. Мысли расслабленно, а не напряженно.
42. Знай: omnia vincit amor. (Любовь побеждает все. - лат.)
43. Если хочешь, чтобы мир менялся, меняй его сам. (Ганди)
44. Прежде чем принять окончательное решение, все тщательно обдумав, обдумай все еще один разок.
45. Постоянно работай над своей жизнью.
46. Дополняй сложение вычитанием.
47. Опыт - самая важная составляющая жизни. Обмен идеями и человеческое общение - в этом суть существования.
48. Не бренд создает продукцию, а продукция создает бренд.
49. Прошлое лишено смысла.
50. Здесь и сейчас - это все, что у нас есть.

Также Карим Рашид в 2012 году разработал новый дизайн статуэтки «Золотой граммофон».



















































(Karim Rashid) родился в Египте, вырос в Канаде, женился на уроженке Сербии, сотрудничает с компаниями всего мира и большую часть жизни проводит в самолетах. Но своим родным городом уже давно считает Нью-Йорк - именно там находится его бюро, где разработано уже несколько тысяч объектов, от корпусной мебели до авторучек. Пару лет назад Карим и его жена Ивана Пурич наконец обзавелись жильем, способным вместить хотя бы часть этого изобилия, где растят свою дочь Киву Рашид.

Гостиная в лофте Карима Рашида. Почти вся мебель здесь - произведения хозяина, созданные в разные годы для разных брендов. Светло-желтый диван Koochy был спроектирован для Zanotta; кресло Sensual из зеленого пластика, внутри обитое черной кожей, - для Gamma & Bross, стеклянный кофейный столик Kup - для Tonelli.

Супруги приобрели 170-метровый лофт на Манхэттене, в богемном квартале Челси. «Перед тем как найти его, я осмотрел порядка 40 лофтов в этом районе, - вспоминает дизайнер. - Что мне понравилось здесь больше всего, так это ориентация на юго-запад. В квартире солнечно с раннего утра до самого вечера».

Карим Рашид с супругой Иваной Пурич.

Фото: Карен Фукс (Karen Fuchs)/zapaimages

Ремонт занял всего шесть месяцев. Все решения супруги принимали вместе - и, как они уверяют, почти всегда единогласно. Первым плодом их совместных дизайнерских усилий было розовое виниловое половое покрытие. «Розовый для меня - это тот же белый, только еще более оптимистичный», - говорит дизайнер о своем любимом цвете.

В кухне, оставшейся от прежних хозяев, Карим заменил бытовую технику на новую, от Jenn Air. Шкафчики оклеены обоями Art Borders, дизайн Рашида для Marburg. Табуреты Kant разработаны им для Casamania.

Фото: Карен Фукс (Karen Fuchs)/zapaimages

Розовый цвет для меня - это просто очень оптимистичный белый
Cтол, разработанный Каримом на заказ для выставки в миланском Triennale. Стулья Poly спроектированы им для Bonaldo, светильник Bokka - для Kundalini.

Фото: Карен Фукс (Karen Fuchs)/zapaimages

Стены между спальней и гостиной разобрали и заменили раздвижными перегородками из полупрозрачного стекла. Ванная комната тоже преобразилась: темные бетонные полы и стены Карим выложил цветной плиткой с принтами в духе шестидесятых годов.

В шкафу Lotus, разработанном Каримом Рашидом для Tonelli, выставлена коллекция дизайнерских безделушек, привезенных из поездок по всему миру.

Фото: Карен Фукс (Karen Fuchs)/zapaimages

В неприкосновенности он оставил только кухню - лишь оклеил обращенные к гостиной стенки шкафчиков обоями собственного дизайна. Пространство стало идеальным фоном для объектов Рашида. Свой стиль, для которого характерны мягко изгибающиеся линии и яркие краски, он определяет как «чувственный минимализм».

А как иначе назовешь это причудливое сочетание органических форм и чистой геометрии, ставшее возможным благодаря использованию компьютерных технологий и ультрасовременных материалов?

Спальня. Кровать разработана Каримом Рашидом для Bonaldo, на стене - его же абстрактная картина, написанная для выставки в нью-йоркской галерее Elga Wimmer.

Карим Рашид (Karim Rashid , 1960) - известный промышленный дизайнер. Карим Рашид запустил в производство более 2500 разработок, включая проекты дизайна мебели, посуды, модных аксессуаров, упаковки, фурнитуры, осветительных приборов, а также интерьеры, инсталляции и прочие архитектурные проекты.

«Я хочу изменить мир» - гласит название манифеста Карима Рашида (Karim Rashid), написанного им в 2001 году. Именно это он и сделал, став одним из наиболее успешных и плодовитых дизайнеров современности. За время своей дизайнерской карьеры Карим Рашид создал «чувственный минималистичный» дизайн для сотен предметов и «blobjects». («Blobject» - от сочетания имени Mr. Blobby, популярного персонажа телешоу, и английского «object» - объект).

Карим Рашид - апостол новых технологий. Он использует компьютерные технологии и соответствующее программное обеспечение, что позволяет существенно снизить производственные издержки. Это помогает производителям уменьшить стоимость товаров и вывести производство на новый уровень.

Среди творений Карима Рашида - часы, посуда, мыльницы, корзины для бумаг, а также мебель, модные объекты, светильники, шоу-румы, гостиницы, рестораны, апартаменты и скульптуры. Карим Рашид - писатель, лектор в университетах и на конференциях, участник многочисленных совместных выставок, профессор Университета Искусств в Филадельфии и звезда телевизионного реалити-шоу Made in the USA. Его произведения находятся в постоянных собраниях 15 главных музеев мира.

Среди его клиентов - Acme Studio, Nambé, Method, Prada, Umbra, Issey Miyake, Nienkämper, Wolf-Gordon, Alessi, Edra,Target, Foscarini, ZeroDisegno, Method Home, Totem, Pure Design, Zeritalia, Fasem, Guzzini, Estee Lauder, Tommy Hilfiger, Giorgio Armani, Sony, Magis, Leonardo, Zanotta, Maybelline, Yahoo, George Kovacs, Citibank, Nienkamper, YSL ….Среди его многочисленных наград - Daimler Chrysler Design Award (1999 год), George Nelson Award от Interiors magazine (1999 год), золотая награда в номинации «мебель» от Industrial Designers Society of America (IDSA) (2001 год), «Лучший новый дизайн ресторана» от Esquire magazine (2003 год) и IDSA (Industrial Design Excellence Award, 2005 год). Он обладает почётным титулом Доктора искусств Коркоран-колледжа искусств и дизайна (Corcoran College of Art + Design, Вашингтон).

Карим Рашид родился в 1960 году в Каире. Его мать была англичанкой, отец, египтянин, был художником и театральным декоратором. В Англии, где семья Рашида провела несколько лет, Рашид-старший смог устроиться только ночным сторожем.

В конечном счёте, семья Рашидов переехала в Канаду, и отец Карима занял должность художника-декоратора на телевидении. В семье было трое детей, и отец постоянно рисовал их портреты и любил брать Карима с собой на этюды. Однажды, в возрасте 4 лет, Карим понял, что может не только рисовать мир вокруг. Он может его изменить.

Рашид обучался индустриальному дизайну в университете Карлетон (Carleton University) в Оттаве, потом провёл год в Италии. Полтора года он бесплатно проработал интерном в Милане, затем вернулся в Торонто, где жили его родители. Там Карим получил должность в KAN Industrial Designers, где в числе 20 дизайнеров работал с такими клиентами как Black&Decker и Samsung. Здесь он набивал руку, разрабатывая дизайн стереосистем для Toshiba, отопительных приборов, сельскохозяйственного и медицинского оборудования и других подобных вещей.

«Я провёл в этом мире десять лет, - говорит Карим Рашид, - И всегда был связан с товарами. Разумеется, это никакого отношения не имеет к красоте или содержанию - работодателя это не волновало. Но ты узнаёшь, как работает бизнес». Дэвид Шэрер (David Sherer), который продаёт множество вещей Рашида в своём магазине Totem, говорит: «Многие дизайнеры приходят с красивыми вещами, но они не имеют ни малейшего представления о том, сколько это может стоить или как сложно это сделать. Карим понимает, что требуется, чтобы его продукция попала на полки».

В 1991 году Рашид уходит из KAN и переезжает в Провиденс (Род Айленд, США), где занимает должность преподавателя в Rhode Island School of Design. Через год он уходит, так как у него возникают разногласия с руководством в философии обучения. В 1993 году он получил место в Pratt Institute, Манхэттен, где и преподавал в течение четырёх лет. Он также преподавал в University of the Arts, Филадельфия.

В период с 1992 по 1993 год он попытал счастья в более чем сотне компаний, прежде чем, наконец, получил свой первый заказ на линию столовых аксессуаров от компании Nambé. Серьёзные компании не интересовались парнем, который создавал дрели, поэтому он решил попытать счастья у американских производителей второго эшелона, таких как La-Z-Boy и Ethan Allen.

«Помню, как я пришёл в Ethan Allen, который располагался в Данбэри, Коннектикут. В эти годы множество магазинов по всей стране закрывалось. Я понял, что здесь кроются большие возможности. Я знаю, почему они закрываются, - это происходит потому, что всё меньше и меньше людей интересуется покупкой имитаций антиквариата вроде тех, что продаёт Ethan Allen. Поколение, которое начало покупать современную мебель в IKEA, выросло и нуждается в чем-то более качественном и более существенном, но они привыкли к современному дизайну, что же им делать?

Если они начнут покупать итальянские вещи, американским компаниям наступит конец. Может быть, не сегодня, но лет через десять все эти антикварные диваны и высокие комоды на ножках непременно исчезнут. Поскольку мышление молодёжной культуры - я узнал это от моих студентов - заключается в том, что они не заботятся о прошлом. Прошлое бессмысленно. Оно закончено. Их менталитет - скейтборды, MP3 и найковские кроссовки, это непременно должно отразиться на мебели, которую они покупают. Но, конечно, Ethan Allen не интересовались тем, что я собирался им предложить - этот высокомерный парень, говорящий им, что делать с будущим компании».

Наконец, в 1995 году Umbra, компания, которая производит недорогие товары для дома, согласилась пробовать идею Рашида - мусорное ведро, сделанное из полипропилена, которое будет продаваться меньше чем за двенадцать долларов.

Карим, как никто другой, знал, как работать с пластиком. В итоге на свет родилось лучше в мире мусорное ведро, и мир устремил свои взоры в сторону новоиспечённого гения промышленного дизайна.

Что же движет им? Рашид говорит, что он не интересуется деньгами, его больше волнует реальное воплощение его замыслов. Ему интересно посмотреть, что он может дать человечеству, пока он жив. Может быть, он и является звездой в мире дизайна, но для американских промышленников он не более чем нахальный инженер.

Опыт работы с Ronson, британским производителем зажигалок, - хороший пример того, как общаются производители с дизайнерами. Это была хорошая возможность для Рашида, так как впервые он получил заказ на вещь, которая будет стоить меньше доллара. Компания была почти разорена, особенно за счёт производства дешёвых пластиковых зажигалок, и сотрудничество с Рашидом было призвано повысить престиж марки. Это решение основывалось на новой в то время идее, что дизайн имеет значение для масс.

Ronson заказал 12 проектов, а Рашид предложил 38. В итоге компания остановилась на трёх: Gripper (в чехле из искусственного каучука), Pebble (окатанная галька), и Spindle, похожая на микрофон. Дизайнер также участвовал в разработке других производственных линий Ronson - ручка, калькулятор, AM/FM-радио.

Тогда он взял на себя ребрэндинг, заменив старый чёрный шрифт Ronson на ярко-красный, выглядящий более современно. Тем не менее, Ronson запустил в производство только зажигалки, а другие идеи Рашида были отложены в долгий ящик. «Я думаю, что испугал их», - говорит он.

Предложения дизайнера не всегда понимаются заказчиками. Известен случай с бутиком для итальянского модельера Джорджио Армани. Карим Рашид тогда предложил следующее: в магазине нет никаких одежды и мебели - только голые стены-экраны. На экранах маршируют манекенщицы в арманиевских моделях. Потенциального покупателя сканируют и, как в компьютерной игре, виртуальным образом примеряют на него понравившуюся одежду. Примерку при желании можно продолжить у себя дома, получив диск с программой.

Армани не соглашался на пустой магазин и хотел повесить там хотя бы немного одежды «...а то ведь получится бутик Карима Рашида, а не Джорджио Армани...», но дизайнер не согласился, так и не договорились.

Самый простой способ увидеть работу Рашида в Нью-Йорке состоит в том, чтобы найти одну из ста пятидесяти крышек люка, спроектированных для Con Edison, которые расположены главным образом на улицах Манхэттена, особенно вокруг Times Square. Рашид хотел предложить в качестве материала прозрачный пластик, но в Con Edison решили, что публика не готова к такому радикальному решению. Тем не менее, Рашид нашёл способ интегрировать «дизайн от Карима Рашида» в этот продукт.

Вы также можете прогуляться вдоль офисов Рашида на West Seventeenth Street, где расположен шоу-рум дизайнера.

Мебель в шоу-руме довольно своеобразна. Что-то подобное отец Карима мог бы в пятидесятые придумать для фантастического сериала о будущем. За шоу-румом 15 прилежных ассистентов работают за компьютерами. Там находится офис Рашида. А наверху живёт сам дизайнер с женой Мэган Ланг.

Дизайнерский диапазон Карима Рашида позволяет ему разрабатывать как общий стиль интерьера, так и стиль каждой его небольшой детали, включая, например, столовые приборы. Так, проектируя отель Semiramis в Афинах, он спроектировал всё: от архитектуры и интерьеров до формы персонала и флаконов для шампуня. Цветовая гамма типично рашидовская: белый оттенён зелёным лаймом, оранжевым, жёлтым, розовым. Материалы: полимерные полы, цветное стекло, стеклянная плитка. Масса медиапроекций, беспроводных устройств и прочих электронных новаций.

Люди любят менять одежду, приобретая новинки сезона, но в дизайне интерьера, например, это долгое время было непозволительно из-за высокой стоимости мебели. Благодаря новым технологиям промышленники могут выпускать тот же товар, например, другого цвета без существенных изменений в производственном цикле, что позволяет промышленности следовать модным тенденциям.

Рашид стоит на перекрёстке этих двух направлений, предлагая более модные товары в области дизайна и менее сезонные - в моде. «Я думаю, что у всех товаров есть четвёртое измерение, своего рода аура, ощущение, - говорит он. - Сейчас это измерение очень сильно связано с модой, но мы собираемся находить его во всём».

Он переносит окружающую его действительность в галереи. Рашид говорит, что делает то же, что и художники, иначе бы его работы не выставлялись в музеях мира, но, кроме того, он создаёт вещи.

Несомненый интерес представляют «50 заповедей дизайнера», опубликованные в одном из журналов. В 2001 году вышла книга «Я хочу изменить мир» («I want To Change The World») в издательстве Universe Publishing. В ней представлены основные его идеи и проекты. Одно из намерений Карима Рашида - поставить компьютерные технологии на службу индивидуализации массовой продукции, придумать способы удешевить предметы дизайна. Карим Рашид желает сделать так, чтобы новые технологии сделали повседневность удобной, удобство красивым, а красоту доступной.

«...нейтральность, как и дурацкий патетичный минимализм мертвы. Модернизм - отжившая своё концепция. XXI век заботится о новой энергии, о нематериальном, об утрате формы и её обретении, о прозрачности, цвете, запахе. О цифровых технологиях, способных создать место обитания одновременно реальное и ирреальное, метафизическое и физическое»

« ... Я стараюсь максимально приблизить их (интерьеры) к потребностям сегодняшнего человека. Мы ведь всё больше живём в виртуальном пространстве, и наш физический мир приобретает от этого иное значение. Поэтому предметы обстановки становятся технологическими объектами. Я уже не раз говорил и писал о том, что отрицать хай-тек - значит, отрицать современный образ жизни».

«...Человек, однажды поживший в моём интерьере, уже никогда не сможет вернуться в традиционную обстановку, потому что дизайн от Карима Рашида раз и навсегда покажет ему, что такие простые и прагматичные вещи, как окно с правильно падающим светом, или особая высота потолка, или многофункциональная мебель - есть жизненно необходимые вещи. Правда, я осознаю, что окончательный переход к предложенной мною среде обитания - это дело будущего...».



Offecct Orgy Sofa, 2002 Veuve Clicquot Loveseat, 2006


Bite Me Chair and Baby Bite Stool, 2009 KX-Blue Loop, 2007


B-Line Snoop Table, 2011 Superblob, 2002


Punkalive High Roller Chaise, 2011 Sancal Float Sofa, 2012


K Omfy Sofa, 2008 DJ Kreemy, 2002


Bokka Lamp, 2006 Veuve Clicquot Globalight, 2008


Us4 Childrens Bedroom Collection, 2009 Plod Chair, 2006


Worganic, 2004 Oh Chair, 1999


Slide DNA Pendant, 2011 Floob Ceiling, 2007


Kat Chairs, 2012 Zanotta Koochy Sofa, 2007


Kave Table, 2009 Frizzi Fan, 2005


Matrix Sofa System, 2009 Kouch and Ouch, 2009


Luke Photoluminescent Lamp, 2011 Plomb Umbrella Holder, 2005


Fabbian Kwark Sconce, 2011 Nook Arm Chair, 2012


Isola Chair, 2009 K2-IKON, 2005


Blossy Loveseat, 2010 Raynor Group Chakras Chair, 2010


Pop Modular Sofabed, 2011 Antique Mirror Dawn and Noon Tables, 2010


Arteco by Artisan, Steek Table and Chairs, Bosnia, 2011 Kush, 2002


Nafir Pendant, 2012 Ottawa Chair, 2012


Softline Rullo Convertible Couch-Bed, 2011 Siwah Couch, 2007


Space Chaise, 1999 Koop Chair, 2010


Koho Stool, 2004 Yekun Fitt Modular Seating System, 2010


Zero Space Time Lamp, 2011 Asym Chair, 1998


Sofa One, 2004 Roto Task Lamp, 2003


Sphera Bed, 2008 Swing Chair, 2002


Snap Chair, 2008 Infinity Couch, 2010


Vertex Dining Set, 2010 Domodinamica Bounce Couch and Roboto Lamp, 2011


Probe Sconce, 2011 Kivas Modular Couch, 2010


Ritzenhoff Leuchten, 2008 Nutopia Teknowash Shampoo Station, 2008


Horm Tide Cupboard, 2008 Float Collection, 2009
Loading...Loading...