Правила игры "шляпа". Салонная игра «Шляпа

  1. Цель игры – за ограниченное время объяснить партнёру как можно больше слов, вытянутых из шляпы.
  2. Общий ход игры
    Игроки садятся вокруг стола (обычно — 6-10 человек). В шляпе находится некоторое количество слов, написанных на бумажках; игроки этих слов не знают. В каждый момент времени играют два человека - объясняющий и отгадывающий, остальные игроки ждут своей очереди и слушают.
    Объясняющий игрок по команде судьи достаёт из шляпы бумажку, читает написанное на ней слово (про себя) и объясняет это слово отгадывающему игроку, не используя слова, однокоренные загаданному, а также ненормативную лексику. Отгадывающий игрок предлагает версии до тех пор, пока не назовёт загаданное слово. После этого объясняющий откладывает бумажку с ним в сторону, достаёт следующую бумажку и объясняет следующее слово. Отгаданные слова в шляпу не возвращаются. По истечении времени судья останавливает игру. Если слово не отгадано, то объясняющий возвращает бумажку в шляпу, не сообщая игрокам и зрителям загаданного слова. После этого шляпа переходит к следующему по часовой стрелке игроку.
  3. Разновидности игры
    Игра может происходить в двух форматах: парном и личном.
    1. Парная игра. При парной игре, как чаще всего и играют в компаниях, все игроки разбиваются на пары (поэтому число играющих обязательно должно быть чётным). Игроки каждой пары садятся друг напротив друга, чтобы не было путаницы со сменой игроков. Каждый игрок объясняет слова только своему партнёру. Каждая пара получает столько очков, сколько слов она отгадала. Можно играть либо заранее определённое число «кругов» шляпы вокруг стола (например, каждый объясняет слова по семь раз), либо до тех пор, пока не кончатся слова (но тогда пары окажутся не в равных условиях — кто-то загадает больше раз).
    2. Личная игра. При игре в личном зачёте каждый игрок объясняет слова разным игрокам. За каждое загаданное и за каждое отгаданное слово игрок получает по очку. Обычно при личной игре подсчёт очков производится судьей. При игре в полевых условиях можно каждую бумажку с отгаданным словом рвать пополам и отдавать её половинку отгадавшему слово (вторую оставляет у себя объяснивший). Тогда количество половинок бумажек, собранных игроком, и есть число его очков.
      Оптимальная схема для личной игры — когда каждый загадывает слова каждому по одному разу. Каждый круг все игроки загадывают слова тому, кто сидит за столом относительно них в определённом положении. Например, в первый круг все загадывают слова соседу слева, во второй круг — игроку через одного слева, и т.д. Или ещё можно играть так: в первый круг все загадывают сидящему напротив, во второй — тому, кто сидит правее того, кто напротив, в третий — тому, кто левее сидящего напротив и т.д. Если игроков слишком много или слов слишком мало, можно играть и не полный набор кругов.
  4. Частности
    1. Загадываемые слова - существительные нарицательные в единственном числе (если оно есть; «ножницы» и т.п. загадывать можно). Слово считается отгаданным, если отгадывающий произнёс его в любой форме (например, «Мама мыла…» — «Раму», если загадано «Рама»). Слово считается отгаданным, если отгадывающий произнёс слово, звучащее так же, как написанное на бумажке, так называемый омофон (например, «Такой с колчаном» — «Лук», если загадано «Луг»). Можно также совмещать эти правила (например, «Я вступаю в…» — «Брак», если загадано «Брага»).
    2. однокоренные* загаданному слову. Слова, имеющие ту же приставку или суффикс, что и загаданное, произносить можно, не сообщая при этом, что у загаданного слова такая же приставка или суффикс. Объясняющему запрещено произносить аббревиатуры, одна из букв которых обозначает загаданное слово (например, нельзя говорить «МГУ» для «Университет»).
    3. Объясняющему запрещено произносить слова, созвучные загаданному слову (а также слова, имеющие общие морфемы с загаданным), сообщая явно или намекая при этом (например, выделяя интонацией), что слова созвучны (или имеют общие морфемы, например, «большезга»). Объясняющему запрещено произносить слова, не существующие в русском языке, если такие слова вместе с загаданным и, возможно, дополнительными буквами образуют существующее слово. Например, нельзя сказать «птеро…» (для «дактиля») — так как вместе они образуют «птеродактиль», а также «бомбо…» (для «убежища») — так как вместе они образуют «бомбоубежище».
    4. Объясняющий не может никаким образом апеллировать к буквам и слогам загаданного слова («первая буква – такая же, как и у …», «убери последние четыре буквы», «слово из трёх слогов» и т.п.). В частности, нельзя загадывать слова через анаграммы или аббревиатуры («анаграмма от слова рост», «первое слово в СНГ»). Также запрещено апеллировать к начертанию буквы («круглая приставка», «в середине как крест»). Однако разрешено апеллировать к частям слова , не уточняя их размер («измени начало слова», «середина – как у слова, которое …»), а также к морфемам («измени окончание», «возьми приставку, как у моей фамилии»)
    5. Также запрещено при объяснении передавать любую информацию мимикой или жестами .
    6. При объяснении слова нельзя пользоваться переводами в случае, если одного из слов (сказанного объясняющим или его перевода) нет в русском языке с тем же значением. Это включает случаи и без явной апелляции к переводу на заданный язык. Например: нельзя говорить «хенд по-русски», «солнце по-английски» (загаданы рука и сан), «она длинная» (загадан шезлонг).
      Однако, если иностранное слово заимствованием перешло в русский язык, называть его можно: «рефрижератор по-простому», «установка по-английски». Если загадано иностранное слово, допускается говорить, из какого языка оно заимствовано, и произносить перевод: «любослов по-гречески». Также это правило действует в отношении объясняемых приставок и корней иностранного происхождения.
    7. Если игрок использует определённые сигналы к нарушению правил (последовательность интонаций, искажений слова и прочее), то судья первый раз выносит предупреждение, а далее, заметив тот же способ апелляции к нарушению правил, снимает слово. Примеры: игрок произносит слово дважды, чтобы намекнуть партнёру, что слово нужно перевести; игрок громко выкрикивает слово, чтобы намекнуть партнёру, что нужно взять созвучное ему, и т.д.
    8. Если слово загадывается не через смысл, а по созвучию или по частям, то к объяснению любого из вспомогательных слов также относятся ограничения B-F.
    9. Если объясняющий называет однокоренное с загаданным слово или иным образом нарушает правила B-G, он возвращает слово в шляпу (сам или по рекомендации судьи) и передаёт шляпу следующему игроку, тем самым завершив свой ход. Если факт нарушения фиксируется после окончания хода, то слова, загаданные с нарушением или после него, не засчитываются.
    10. Если отгадывающий называет слово, однокоренное загаданному, слово ещё не считается отгаданным. При этом объясняющий может сообщить о том, что загадано однокоренное слово, и попросить уточнить слово.
    11. Объясняющий, отчаявшийся объяснить вытянутое слово, может вернуть его в шляпу и досрочно закончить объяснение. Заменить слово на другое не разрешается.
    12. Время, отведённое на загадывание слов каждой парой игроков, - 20 секунд . После слов судьи «время» объясняющий перестаёт объяснять, а у отгадывающего есть ещё 3 секунды и одно слово на то, чтобы дать ответ, после чего судья говорит «всё», и ответы больше не принимаются. Если загадывающий не смог остановиться после сигнала «время», право трёх секунд отгадывающему не даётся.
    13. Игроки, не загадывающие и не отгадывающие слово в данный момент, не должны ни мешать, ни помогать играющей паре. Не допускается никаким образом обсуждать ещё не отгаданные слова.
    14. Спорные ситуации, а также ситуации, не описанные в правилах, разрешаются проводящим игру судьёй.

* В случаях сомнения по поводу однокоренности слов ведущий может воспользоваться

В игре участвуют две и более пар игроков. Каждая пара образует команду. Количество игроков обязательно должно быть чётным.

Для игры также желателен ведущий, не принимающий участия в игре.
Подготовка

Для игры требуется шляпа (отсюда название игры) или любая другая непрозрачная ёмкость, а также карточки (разрезанные или разорванные кусочки бумаги).

Перед началом игры каждый игрок должен придумать шесть (или более, иногда менее) слов и написать их на карточках (по одному на карточку), никому не показывая. Точное количество слов оговаривается перед началом игры, все игроки должны написать одинаковое количество слов.

Слова должны быть нарицательными существительными в основной форме того языка, на котором ведётся игра (для русского языка - именительный падеж единственного числа). В некоторых используют имена персонажей (реальных и выдуманных) - это делает игру сложнее и интереснее.

Слова необходимо записывать разборчивым почерком, лучше всего - крупными заглавными печатными буквами.

Когда все игроки придумали и записали слова на карточках, все карточки складываются и помещаются в шляпу.

После этого игроки случайным образом делятся на команды. Для этого удобно использовать игральные карты. Из колоды достаются пары карт (красной и чёрной масти) одинакового достоинства, согласно количеству игроков; перемешиваются и раздаются. Игроки, получившие карты одинакового достоинства, образуют команду. Если под рукой нет карт, можно написать номера команд на карточках и раздать их случайным образом.
[править] Игровой процесс

Участники рассаживаются в два ряда лицом друг к другу, так, чтобы игроки одной команды сидели друг напротив друга.

Перед началом каждого тура, ведущий засекает время (обычно, 20 или 30 секунд).

По команде ведущего (или, в его отсутствие, игрока другой команды), игрок первой команды, сидящий справа в своём ряду, достаёт из шляпы карточку со словом и пытается объяснить его значение своему визави.

При объяснении не допускается:

* Использование однокоренных слов (нельзя объяснять слово «загон» при помощи слова «гнать»). Если загаданное слово многокоренное, то в объяснении нельзя использовать ни один корень.
* Использование прямых переводов слов или их корней на другие языки (нельзя объяснять слово «столовая» при помощи слова «table»)
* Использование прямых переводов корней иностранных слов (нельзя объяснять слово «либерал» при помощи слова «свобода»)
* Использование жестов (в том числе - указание на предметы)

Допускается и даже приветствуется использование похожих по звучанию слов, синонимов, пространных объяснений, метафор и прочих приёмов, не противоречащих вышеупомянутым правилам. При этом слова, созвучные с загаданным, также необходимо объяснять, а не называть напрямую.

Визави выдвигает версии того, какое слово написано на карточке. Объяснения и версии должны проговариваться громко, чтобы все игроки могли их слышать.

Если визави угадал написанное слово и назначенного времени с начала тура ещё не прошло, то карточка переходит в собственность играющей команды и игрок достаёт из шляпы следующую карточку. Если угадано второе слово, то игрок достаёт третье, и так далее.

Если игрок при объяснении нарушил правила, то карточка изымается из игры.

Тур заканчивается по истечении назначенного времени или при изъятии карточки из-за нарушения правил.

Мужчина вытянул руки в стороны и машет ими. Это птица? Это самолёт? А может быть, ветряная мельница? Нет, всё не то. Иногда люди бывают такими непонятливыми, что хочется закричать во весь дух: «Да это же стиральная машина!» Но правила требуют сохранять молчание, таймер неумолимо отсчитывает время, а когда друзья наконец опознают злополучный агрегат, надо будет ещё продемонстрировать им вдохновение.

«Шляпа» - это артистическая игра для приятной компании. В ней вам предстоит вытягивать из шляпы всевозможные слова и понятия, а затем показывать, объяснять и рисовать их. Каждый участник по очереди становится ведущим, а остальные игроки угадывают, что именно он пытается до них донести. Если слово названо верно, победные очки получают и тот, кто его угадал, и ведущий. Чтобы заработать больше очков, ведущий может добровольно сократить отведённое ему время или усложнить свою задачу: например, рисовать только прямоугольники или показывать, сжав пальцы в кулаки.

Перед началом партии игрокам надо будет обзавестись Шляпой и таймером. Идеальной Шляпой послужит одноимённый головной убор, но его с успехом заменит любая ёмкость, из которой можно вслепую вытягивать листочки со словами, например непрозрачный мешочек или глубокая коробка. Таймер должен измерять время с точностью до пяти секунд: удобнее всего воспользоваться встроенным в смартфон или планшет, но подойдёт и спортивный секундомер. Теперь надо наполнить Шляпу словами. Для этого можно нарезать в неё один или несколько готовых наборов (четыре таких комплекта входят в коробку с игрой), или же самим написать слова на кусочках бумаги - но тогда угадывать их будет не так интересно. Перемешав слова в Шляпе, участники выбирают первого ведущего и приступают к игре.

В свой ход ведущий первым делом открывает карточку из колоды «Шляпа». На ней указано, сколько слов он вытянет из шляпы и каким образом будет доносить их до других игроков, например: «Объясните три слова», «Нарисуйте одно слово» или «Покажите два слова». У каждого задания есть свой норматив в минутах и секундах: для приведённых примеров это сорок секунд, одна минута и три с половиной минуты соответственно.

Затем ведущий может, если хочет, выбрать усложнение: сократить отведённое на угадывание время или вытянуть карточку дополнительного условия. При желании он вправе сделать и то, и другое - если абсолютно уверен в собственных силах или нуждается в дополнительных победных очках. Чтобы сократить время, ведущий бросает кубик и сверяется со специальной таблицей: чем меньше выпадет, тем быстрее ему предстоит справиться со своим заданием. Карточка дополнительного условия тянется из колоды, соответствующей способу выполнения задания: «Объяснить», «Показать» или «Нарисовать». Это условие - например, не употреблять глаголы во время объяснения или рисовать левой рукой, - будет распространяться на все слова задания.

Наконец игроки запускают таймер, ведущий вытягивает из Шляпы нужное количество слов и по очереди объясняет их, показывает или рисует. Объясняя, игрок должен только говорить, при этом запрещается называть загаданное слово, родственные слова или его части - в том числе на иностранных языках. При рисовании нельзя ничего писать, а также помогать себе словами и жестами. Показывать слова разрешается любыми движениями, но при этом не следует «писать» в воздухе буквы и цифры, а также издавать какие-либо звуки. Как только слово угадано, ведущий переходит к следующему. Это продолжается, пока ведущий не выполнит своё задание до конца или не прозвенит таймер.

В конце хода начисляются победные очки. Если ведущий сумел объяснить, показать или нарисовать хотя бы одно слово, он оставляет себе карточку задания - она приносит два очка. Однако если игрок не успел разобраться со всеми положенными словами, он получает одно штрафное очко. Аналогичный штраф налагается за нарушение правил. Победные очки за усложнения положены только в том случае, если успешно угаданы все нужные слова: за сокращение времени дают 1 или 2 очка, а ценность дополнительных условий указана на их карточках. За каждое угаданное слово игрок получает по очку, а если слово одновременно назвало несколько человек, очки достаются каждому из них.

Партия продолжается, пока не будут разыграны все карточки с заданиями из колоды «Шляпа» или пока не закончатся слова. Тот из игроков, кто набрал больше всего очков, объявляется победителем.

Готовые наборы дополнительных слов для «Шляпы» можно приобрести отдельно. Они свёрнуты таким образом, чтобы никто, включая владельца, не мог раньше времени прочитать слова. Перед игрой достаточно нарезать в Шляпу полоску бумаги по пунктирным линиям и перемешать получившиеся кусочки бумаги. Самые простые слова выпускаются на белой бумаге, сложные (такие как отвлечённые понятия или научные термины) - на зелёной, а сочетания из двух и более слов - на красной. Придумывая собственные наборы слов, «Шляпу» можно использовать не только для развлечения, но и для обучения - например, иностранным языкам.

Форум по игре "Шляпа" на сайте BG G

Если у Вас есть любые вопросы по правилам нашей игры, будем рады ответить на специальном форуме о ней на международном портале BoardGameGeek на русском языке.

Многоликое развлечение

В основе «Шляпы» лежит народная забава, известная в России под самыми разными именами: «Ассоциации», «Пантомима», «Крокодил» и даже «Сутулая собака». Вариантов у этой игры не меньше, чем названий: можно загадывать слова на ухо или вытягивать из заранее написанных, играть парами, командами или каждый сам за себя, ограничиваться пантомимой или объяснениями… «Шляпа» не только предлагает игрокам единые правила и избавляет от необходимости придумывать слова, но и привносит в игру изысканную атмосферу великосветского салона для благородных дам и кавалеров. Возможно, именно в такой обстановке начиналась история этой неизменно популярной игры.

В игре в шляпу участвуют две или несколько пар игроков.

Для игры в шляпу требуются:

  • сама шляпа (подойдет кастрюля или миска);
  • бумажки со словами для шляпы;
  • часы, чтобы засекать время.

В оригинальной версии игры в шляпу все участники придумывают по десять слов и пишут их на бумажках. Показывать бумажки никому нельзя. Используются только нарицательные существительные в именительном падеже и единственном числе. Слова для шляпы нужно стараться писать максимально крупно и разборчиво .

Однако вместо того, чтобы придумывать слова самостоятельно, можно скачать слова для шляпы бесплатно с нашего сайта. У этого способа, на наш взгляд, есть два важных преимущества:

  1. Вы сэкономите время.
    Просто выберете нужное количество слов для шляпы, их сложность («низкую» для новичков, «высокую» для самых опытных игроков, «нормальную» для всех остальных) и нажмите кнопку «Напечатать» (или «Показать», если у вас нет принтера, и вы хотите переписать слова вручную). Если вам не понравилось какое-либо слово, то вы можете заменить его на другое, просто нажав на него.
  2. Вы сбережете собственные нервы.
    Как показывает опыт, игроки часто спорят друг с другом, когда кто-то из них пишет неизвестное другим слово (например, из своей профессиональной области). Если вы возьмете слова для шляпы с нашего сайта, такой проблемы у вас не возникнет. Мы вручную отобрали «хорошие» слова для игры в шляпу из одного из толковых словарей русского языка. И даже если какое-то слово вам в итоге не понравится, вы будете ругать не друг друга, а создателей сайта.

Когда слова (написанные вручную или распечатанные с помощью сайта) в шляпе, игроки случайным образом делятся на команды.

Игра

    Перед стартом каждого кона засекается время - обычно полминуты. Один из игроков команды вынимает из шляпы бумажку и объясняет написанное на ней слово партнеру.

    При объяснении нельзя:

    1. Использовать однокоренные слова

    2. Называть переводы слова на иностранных языках

    3. Использовать жесты (в том числе показывать на предметы)

    4. Называть напрямую слова, похожие по звучанию (например, если вы объясняете слово «этюд» и решили объяснить его как «музыкальное произведение, похожее на «утюг», то в таком случае сначала вам нужно объяснить слово «утюг»)

    Партнер выдвигает версии того, какое слово написано на карточке. Если он угадал написанное слово, то команда забирает бумажку себе и первый игрок берет следующую бумажку из шляпы. Кон длится, пока не закончится время. Как показывает практика, за 30 секунд игрокам обычно удается объяснить от одного до четырех слов. Если время закончилось, а слово осталось неотгаданным, то бумажка помещается обратно в шляпу.

    После окончания кона шляпу берет следующая команда.

    Игра заканчивается, когда в шляпе не остается бумажек. Победителем становится команда, отгадавшая больше слов.

При первом взгляде на игру создаётся впечатление, что для неё взяли лучшие стороны от Активити и Элиаса : от первой взята возможность показывать, объяснять и рисовать слова, а от второй - то, что нужно объяснять несколько слов за ход. Но если бы в игре было только это, ей была бы грош цена, а это совсем не так.

Каждый ход игрок тянет карточку, где написано, что ему нужно сделать, например, объяснить пять слов или нарисовать два слова. При этом на каждой карточке указано время, за которое он должен это сделать. После этого он тянет бумажки со словами из шляпы, и тут же начинается обратный отсчёт времени. Если игрок справляется с задачей, он получает призовые очки, если нет, то теряет их.

Если после вытягивания карты человеку кажется, что сделать написанное будет слишком просто, то он может усложнить себе задачу одним или двумя путями на выбор. В первом случае тянется карта из специальных стопок, где написано, как именно человеку нужно объяснять, рисовать или показывать. Например, «Рисуйте, зажав ручку в кулаке» или «При объяснении, не реже, чем после каждого второго произнесённого слова, говорите "Шляпа"». Второй способ усложнения - кинуть кубик. В зависимости от выпавшего числа, по специальной таблице вычисляется насколько уменьшается время для выполнения действия. Опять же, если человек успешно справляется с усложнениями, то он получает дополнительные победные очки, а если нет, теряет свои собственные, честно заработанные кровью и потом:)

Играть можно как самим за себя (но не более шести человек, иначе будет гул), так и по командам. Поскольку для каждого задания нужно засекать разное время, то нужны часы, которых в комплекте нет. Казалось бы, вопрос - где же их взять? Однако авторы игры всё продумали. Ведь практически у каждого есть с собой мобильный телефон, в котором, как правило, есть секундомер. Вот и ответ на вопрос:).

В комплекте, как это ни парадоксально, отсутствует шляпа, куда высыпаются все бумажки со словами. Но это не страшно, так как какой-нибудь пакетик или та же коробка от игры послужат хорошей шляпой:)

Как видите, имея низкую цену и большой набор возможностей и действий, игра получается чуть ли не лучшим выбором. Плюсом можно также добавить то, что к игре можно отдельно докупать наборы со словами, а при большом желании можно нарезать бумажки со своими собственными словами, где можно выбрать и определённую тематику, и сложность слов, и так далее. Иными словами, вы не ограничены стартовым набором слов.

Оформление игры стилизовано под начало 20 века, ведь уже тогда в игру с одноимённым названием играли в цирюльнях и других подобных салонах. Не зря ведь игра позиционируется как салонная. Коробка небольшая и симпатичная, поэтому будет не только хорошим выбором для поездок, но и отличным вариантом для подарка.

Loading...Loading...