Педагогический опыт Воробьёвой Елены Юрьевны, учителя английского. Представление педагогического опыта проект по английскому языку на тему Обобщение опыта преподавателя английского языка колледжа презентация

Работа учителя никогда не считалась легкой. В современном, постоянно изменяющемся, мире учитель должен идти в ногу со временем, постоянно совершенствоваться и находить новые пути обучения.

Известно, что английский язык входит в число наиболее трудных предметов школьного курса. Поэтому одной из основных задач считается повышение интереса к данному предмету, стремление разбудить в учениках творческие и интеллектуальные силы. Знание английского языка в современном мире является своеобразным окном в мир. Владея этим языком международного общения, можно достичь поставленных целей с помощью новых возможностей.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Проектная деятельность как средство повышения мотивации к изучению английского языка».

Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат). Это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи - решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Метод проектов – один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Проектная технология сочетается с любым УМК и другими учебными средствами.

Основные цели, которые преследует метод проектов:

  • научить самостоятельному достижению намеченной цели, а также конструированию полученных знаний;
  • научить предвидеть минипроблемы, которые предстоит при этом решить;
  • сформировать умение ориентироваться в информационном пространстве: находить источники, из которых можно почерпнуть информацию;
  • получить навыки обработки информации;
  • сформировать навыки проведения исследований;
  • сформировать навыки работы и делового общения в группе;
  • сформировать навыки передачи и презентации полученных знаний и опыта.

Когда я пришла работать в школу, первая проблема, с которой мне пришлось столкнуться, была мотивация учащихся. Я все чаще слышала вопрос: «А зачем мне нужен английский язык?». Обучающиеся должны видеть результаты своей работы, применять свои знания на практике. Таким образом, в процессе работы над проектом учащиеся ставят задачи, выдвигают идеи по решению проблемы, ведут поиск и анализ информации, делают выводы, но также воплощают свои задумки, реализуют свой потенциал, показывают и развивают способность к самостоятельной деятельности. В то время как учитель является куратором, помощником самостоятельной деятельности учащихся. Продукт, результат, который мы получаем, и является прекрасным показателем и наглядно демонстрирует для чего мы изучаем предмет.

Актуальность и перспективность опыта.

Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, формированием у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

При широком развитии сети Интернет и внедрения его в нашу жизнь, появилась проблема низкого навыка общения, невозможность получить развернутый и полный ответ ученика, отстраненность учеников на уроке и, что самое главное, потеря интереса и мотивации в изучении иностранного языка в школе. Новые технологии поменяли необходимость ученика в запоминании материала на простое копирование материала, тем самым замедляя развитие личности учащегося. Проектная деятельность же может заставить ученика думать, тем самым запоминая и осваивая материал.

В концепции модернизации российского образования способность учащихся к самостоятельному решению проблем в различных сферах жизнедеятельности названа одним из важнейших результатов и показателей нового качества образования, отражающих современные международные тенденции в области общего образования.

Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Технология проектирования является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей, педагогов и родителей, способом реализации личностно-ориентированных подходов в образовании. Самое решающее звено этой новации - учитель. Из носителя знаний и информации, учитель становится организатором деятельности, консультантом по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации с помощью современных информационных средств. Работа над учебным проектом позволяет выстроить близкие отношения между учащимися и учителем, при этом достигнуть главной цели в изучении иностранного языка: языковой компетенции.

Так же использование метода проектов в учебной деятельности на уроках иностранного языка позволяет решить следующие задачи:

  • приобщение к культуре страны изучаемого языка;
  • реализация процесса своей собственной культурной идентификации, обретения чувства принадлежности к культуре своей страны, усвоения ее ценностей;
  • расширение и углубление своих интересов, лексического запаса, обнаружение определенных пробелов в тех или иных областях знаний, развитие языковой догадки, но, прежде всего, расширение знаний в различных областях науки;
  • обучение навыкам совместного труда в коллективе (воспитание терпимости к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить компромиссы);
  • развитие самостоятельности учащихся и их способности к самоорганизации.

Теоретическая база опыта.

  1. Вагина С.Г. Исследовательская деятельность учащихся на уроках гуманитарного цикла и его внеурочное время/ С.Г.Вагина, О.В.Гливинская, Я.в. Михайлюк//Исследовательская работа школьников. – 2012.-№1.-С.102-106
  2. Жоголева Е.Е. Развитие у педагогов компетенций руководителя учебных исследований учащихся/ Е.Е.Жоголева //Исследовательская работа школьников. – 2012.-№2.-С.7-16
  3. Николаева Л.С. Методические рекомендации по педагогическому сопровождению проектно-исследовательской деятельности учащихся/ Л.С.Николаева // Исследовательская работа школьников.=- 2013. №1.-С.85-98
  4. Новый Федеральный закон. Об образовании в РФ. – М.: Проспект, 2013.-160 с..
  5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Полат Е.С. – М., 2000. – 320 с.
  6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. - М.: Просвещение, 2011. - 342 с. - (Стандарты второго поколения).
  7. Структура типа урока по ФГОС. Открытый класс [Электронный ресурс].- Сетевые образовательные сообщества.- Режим доступа: http://122.72.0.6www.openclass.ru/node/416175 Дата обращения 16.09.2014
  8. Фундаментальное ядро содержания общего образования: Проект / РАН, РАО. - М., 2007, с.32

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

Организуя работу над проектом, я стараюсь соблюдать несколько условий:

1. Тематику проектов связываю как со страной изучаемого языка, так и со страной проживания.

2. Учащихся ориентирую на сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран (англо-говорящих).

3. В работу над проектом вовлекаю всех учащихся класса, предлагаю каждому задание с учётом уровня его языковой подготовки.

4. Предлагаемую проблему формирую так, чтобы ориентировать учащихся на привлечение фактов из смежных областей знаний (литература, музыка, природа и т.д.)

Характерной чертой проектной деятельности является многократная применяемость. Эта методика может быть использована на каждом уровне обучения. Например, на младшей ступени обучения, прорабатываю тему с глаголом «can» (мочь), дети могут принести игрушку или нарисовать героя мультфильма и рассказать, что может делать этот персонаж или по теме «Семья» ребёнок просто делает подписи на семейной фотографии. На средней ступени обучения он может написать рассказ о жизни своих родителей, а на старшей ступени ему по силам провести исследование по теме «The origin of my name».

При подготовке к заданию важно доступно объяснить цель и задачи проекта, можно дать план выполнения. Современные УМК уделяют достаточное внимание проектной деятельности. Приведу несколько проектов, которые мы выполняли по УМК Ю.А. Комаровой, И.В. Ларионовой «Английский язык».

  1. Описать фотографию своей семьи. (6 класс)
  2. Описание животного. (6 класс)
  3. Глобальные проблемы: загрязнение окружающей среды, голод, неграмотность. (8 класс)
  4. Права и обязанности ученика. (8 класс)
  5. Решение семейных проблем. (9 класс)
  6. Войны и конфликты в современном мире. (9 класс)
  7. Представление любимого фильма. (10 класс)

Работу над проектом можно разделить на несколько этапов:

1 этап - подготовительный. Продумать, какие материалы и источники могут быть использованы, обсудить иллюстрации к слайдам, выбрать оптимальную форму презентации результатов, составить и обсудить примерный план работы.

2 этап - сбор информации. Один из самых важных этапов создания проекта. Обучающийся должен собрать информацию, выбрать нужную, скорректировать.

3 этап - оформление работы. Это может быть рисунок, презентация или макет, отражающий тему проекта.

4 этап – презентация и защита проектов. Заключительный этап работы, где ученики представляют и защищают свои работы.

Таким образом, несмотря на некоторые трудности, метод проектов весьма эффективен. Школьники приобретают навык вести исследовательскую работу. Во время подготовки проекта группа объединяется единой деятельностью, создаётся благоприятный климат общения. Школьник превращается в субъект учебного процесса, каждый поочерёдно становится центром общения, поэтому удовлетворяются его потребности в престиже, статусе, внимании, уважении. На мой взгляд, проектная деятельность является одним из важнейших методов стимулирования учебной активности ребёнка.

Анализ результативности.

Проектная деятельность в совокупности с другими видами работы дает хорошие результаты подготовки, развивает творческие способности учащихся и позволяет увеличить интерес к иностранному языку. Так же, учащиеся показывают хорошие результаты в предметных олимпиадах, конкурсах исследовательских работ:

2014-2015 учебный год

Муниципальный уровень:

Пронина Анастасия, 11 А класс (призер)

Республиканский уровень:

Пронина Анастасия, 11А класс (призер)

Ионова Яна (III место) – Республиканский конкурс по английскому языку среди кадетов 10 классов Республики Мордовия 2015 г.

Бочкина Ксения (II место) – Республиканский конкурс по английскому языку среди кадетов 10 классов Республики Мордовия .

Пронина Анастасия (I место) - Республиканский конкурс по английскому языку среди кадетов 10 классов Республики Мордовия .

Диков Сергей – Диплом первой степени. Участник IX Всероссийской научно- исследовательской конференции учащихся «Живая культура: традиции и современность».

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

При создании проектов возникают трудности:

Материал в учебнике не всегда может быть интересен всем учащимся, поэтому нужно обязательно корректировать его;

Данный тип работы может быть недоступен некоторым категориям учащихся (работа с детьми с ОВЗ)

Распространение собственного педагогического опыта реализовано в выступлениях на педагогических советах, школьном методическом объединении учителей иностранного языка. Я считаю, чтобы быть хорошим учителем, нужно, прежде всего, совершенствоваться самому, поэтому регулярно посещаю семинары, посещаю курсы повышения квалификации, читаю статьи по методике преподавания иностранного языка. С моими наработками вы можете познакомиться на моем сайте





Возрастающая потребность школьников в овладении иностранными языками как инструментом будущей профессиональной деятельности, открывающим доступ к престижной работе, зарубежным контактам, обязывает учителя иностранного языка выбирать технологии, которые будут способствовать созданию доброжелательной, комфортной атмосферы, стимулировать мотивацию к овладению новым языком общения и позволит раскрыть учащимся свою индивидуальность, способности и проявить активность. Совершенно очевидно что, используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно поэтому должны быть созданы условия, способные вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс. На мой взгляд, необходимо гармоничное сочетание традиционного обучения с использованием современных образовательных технологий. В практике своей работы я пользуюсь многими технологиями такими как: технология сотрудничества, здоровьесберегающие технологии, развитие критического мышления через чтение и письмо, но я расскажу только о тех, при помощи которых достигаются наилучшие результаты, это, на мой взгляд, игровые, проектные и информационно-коммуникативные технологии.


Одним из эффективных приёмов стимулирования интереса учащихся к английскому языку считаю применение игровых технологий как на уроках, так и во внеурочной деятельности, особенно у младших школьников. Я стремлюсь к тому, чтобы дети были не только участниками игры, но и творчески относились к ней. Необходимо учитывать интересы разных возрастных групп, а также индивидуальные особенности каждого ученика. Правильно подобранные и хорошо организованные игры приближают речевую деятельность к естественным нормам, способствуют развитию умственных способностей учащихся, совершенствованию и тренировке памяти, развитию мышления, помогают лучшему усвоению и закреплению знаний, пробуждению живого интереса к изучаемому предмету. В моём арсенале большая картотека игр и игровых ситуаций, которые я собрала за годы работы в школе. Мы проводим с ребятами грамматические, лексические, фонетические игры, игры, направленные на развитие речевых умений. игры со зрительной опорой. Использование игровых технологий повышает мотивацию ребёнка, позволяет увеличить темп урока, т.к. дети ждут, что после выполненного объёма заданий они будут играть. И я играю вместе с ними, что им нравится ещё больше.


В старших классах и игры становятся серьёзнее: игры-конкурсы «Брейн- ринг», «Слабое звено». Сюда же можно отнести нестандартные формы уроков: «КВН», «Урок-путешествие», «Урок- конференция» и многие другие. Например, в 2008 году я провела урок «Добро пожаловать в Лондон!». Дети «летели» в самолёте, в пути беседуя со стюардессой о стране, о городе, куда они летят. Потом они проходили таможенный контроль, заполняли декларацию. Уже в городе они ходили по магазинам, разговаривали с прохожими, как пройти туда-то, посетили справочное бюро. На уроке я использовала все материалы, привезённые из Лондона: сувениры, открытки, проспекты, настоящие фунты стерлингов. Урок получился очень интересным. Бесспорно одно, игровые технологии делают процесс обучения более увлекательным и творческим.


Проектные технологии использую как при изучении обязательной учебной программы, так и во внеурочной и воспитательной работе. Главное в этой деятельности – создание конкретным ребёнком полезного продукта. Проектный метод позволяет учителю вовлечь учеников в интересную интеллектуальную деятельность. Современный проект обучающегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. Проект – это возможность для учащихся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, афиш, объявлений, проведение интервью и исследований с последующим оформлением, составление планов посещения различных мест с иллюстрациями и т.д. Чтобы решить проблему, которая лежит в основе проекта, школьники должны владеть определёнными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. Это умение работать с текстом, анализировать информацию, делать обобщения, выводы, умение работать со справочным материалом. К творческим умениям относятся: умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, умение лаконично излагать свою мысль. Проектом являются сценарии школьных вечеров и праздников, разработанных и проведённых мною.


Работу над проектом я провожу поэтапно: 1. Подготовительный этап – определение тем проектов и формулировка проблемы. Задача учителя – раскрыть ситуацию так, чтобы учащиеся как можно более самостоятельно отнеслись к её решению, чтобы наводящими вопросами подвести ребят к тем пунктам плана, которые необходимо осветить в проекте. 2. Основной этап – ознакомление учащихся с методикой работы над проектом, знакомство с программной лексикой и грамматикой, с аутентичным материалом; выдвижение учащимися своих идей о мини- проектах; формирование групп и распределение заданий в группах. Здесь же происходит контроль с моей стороны, внесение дополнений и исправлений. Работа ведётся как на отдельных уроках, так и дома, самостоятельно. 3. Завершающий этап – оформление проекта в виде коллажа, плаката, путеводителя; презентация и защита проектов; обсуждение результатов, подведение итогов работы и практическое использование проектов.


Я работаю по учебникам SPOTLIGHT программа, которого предусматривает выполнение проектов, начиная уже с 2 класса. Конечно, сначала это небольшие по объёму работы, но от класса к классу они усложняются. Это так называемые программные проекты. Среди самых удачных я хочу назвать такие: The person I admire (7 кл.). Famous people (6-7 кл.) Sochi (7кл.) Animals in danger (8 кл.) My family (4 кл.) My day (4 кл) Theme parks (7 кл.) В настоящее время все больше и больше учащихся при защите своих проектов отдают предпочтение презентациям в Microsoft Power Point.Они очень удобны и для учителя, и для учеников. Презентация кроме текста может включать картинки, анимацию, графики, таблицы, музыкальное сопровождение. Очень интересным было проведение внеклассного мероприятия с использованием ИКТ «Круиз по Черному морю» Это мероприятие было разработано как обобщающее мероприятие по темам «Путешествие», «Защита окружающей среды» с учетом межпредметных связей (география, Кубановедение, информатика, иностранные языки), что позволило представить целостную картину изучаемого явления. В ходе мероприятия использовались современные образовательные технологии: проектная, информационно-коммуникационная. Актуальность мероприятия заключалось в том, что оно формировало у учащихся толерантность через знакомство с культурами стран Причерноморья.


Готовясь к олимпиадам, экзаменам, научно-практическим конференциям, школьники активно используют информационные ресурсы - справочную, научную литературу, разнообразные печатные издания, просматривают видеофильмы, используют ресурсы Интернета для подготовки докладов, оформления исследовательских работ. Сеть Интернета позволяет нам быстро получать недостающую информацию как для урочной, так и для внеурочной и внеклассной деятельности. Считаю, что использование этих средств делает процесс обучения ещё более интересным и современным. Имея аудио и видеотеку практически ко всем темам курса, по возможности стараюсь их использовать на уроках и проводимых вечерах. Кассеты и диски к учебникам Spotlight 2-7 класс, Link 8 класс и Enterprise классы дают возможность слушать настоящую английскую речь, что делает процесс обучения более интересным. Благодаря видеофильмам о стране изучаемого языка, приобретённым в результате поездки в Англию дети узнают о всех сторонах жизни англичан: о праздниках и обычаях, об образовании и отдыхе, о спорте, музыке и о многом другом.


Многие дети дома имеют компьютеры с выходом в Интернет. Это хорошая возможность для индивидуализации обучения, для интенсификации самостоятельной работы учащихся, для повышения познавательной активности и мотивации. Учащиеся пользуются компьютером при выполнении проектных работ, а Интернет им нужен для получения дополнительной информации. Что касается лично меня, то я часто прибегаю к помощи Интернета, чтобы добытый материал включить в содержание урока и для своего саморазвития. На уроке мы с учениками обсуждаем дополнительный материал, используем его для монологических или диалогических высказываний, участвуем в написании сочинений и рефератов, знакомимся с новыми культуроведческими знаниями. Использование на уроках ИКТ, позволяет разнообразить процесс обучения, представить учебный материал более наглядным и доступным для восприятия учащимися. Любая схема, грамматическая таблица, иллюстрация, анимация, звукозапись, используемые при организации учебного процесса, становятся не просто украшением урока, а делают его более содержательным.


Я провела опрос среди учащихся моих групп. Меня интересовали мнения ребят по следующим вопросам. 1. Важно ли применение ИКТ на уроках, во внеурочной деятельности и для самостоятельной работы? Все ребята дали положительный ответ. 2. Что дает применение ИКТ? Самыми распространенными были ответы: Способствует запоминанию Дает дополнительную информацию Делает урок более интересным Привлекает внимание Реализует возможности и развивает креативность Из этих ответов следует насколько важно и необходимо использование информационных технологий для обучения, развития и воспитания современного ученика.

Моя методическая проблема как преподавателя: в учебном процессе постоянно использовать современные педагогические технологии: проектные технологии, кейс-технологии, модульные технологии, технологии игрового обучения, технологии развития критического мышления, технологии организации самостоятельной работы обучающихся для осуществления личностно-ориентированного обучения, направленного на развитие формирования ключевых компетенций учащихся, как средство подготовки профессиональной личности.Для чего мною были разработаны новые рабочие программы дисциплины английский язык по стандартам 3 поколения. Учебно-методический комплекс отвечает современным методическим требованиям.
На уроках английского языка уделяю большое внимание активизации мыслительно-познавательной деятельности учащихся, большое внимание уделяю индивидуальной работе с учащимися, учу искусству полемики на английском языке, учу обобщать и спорить, анализировать, рассуждать, работать с таблицами, тестами, со словарями, справочниками, с интернетом, с аудио и видео материалами.
В своей работе активно использую методические сценарии образовательного назначения, при реализации которых студенты выступают в роли создателей и авторов мультимедийных презентаций.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья преподавателя английского языка Михальковой Т. Л.«Использование современных педагогических технологий на уроках английского языка для осуществления личностно-ориентированного обучения, направле...

Мультимедийная презентация - одна из форм работы со студентами, направленная на формирование ключевых компетенций учащихся через применение информационно-коммуникационных технологий.Мультимедиа...

В статье рассматриваются причины информатизации на уроках английского языка, развитие проектной деятельности студентов в колледже. Раскрываются вопросы общеучебных умений и межпредметных связей.Описыв...

Преподаватель Багрей Е.А. обобщила опыт преподавателя английского языка Паншиной О.Н, по вопросам обучения лексики на уроках. Работа с новыми словами и словосочетаниями включает три этапа: 1) ознакомл...

1. Чтение как самостоятельный вид речевой деятельности и как средство формирования языковых навыков и умений.2. Виды чтения.3. Целевая направленность чтения художественной литературы4. Критерии...

Творческий отчет об обобщении передового педагогического опыта

Самым сложным, на мой взгляд, конкурсным мероприятием является самопрезентация. Кажется, невозможно рассказать о лучших своих качествах за 5 минут.

Как это было...

Итак, ребята, ваше творческое домашнее задание – написать сочинение-рассуждение на тему «Какой (или каким) я мечтаю увидеть себя в будущем». Желаю удачи!

Звенит звонок.

Здравствуйте! Мгновение – и предаюсь мечтам… Наверное, каждый человек задумывался над тем, что будет завтра. И каждому интересно, как повернётся его жизнь… Жизнь без мечты была бы скучна, бесцветна, безрадостна и просто бесполезна! Мечта – это крылья души… Мечтам все возрасты покорны. Жить – значит мечтать, любить, творить, действовать, побеждать, ценить, беречь, верить, чувствовать и ждать, что мечты обязательно сбудутся!

1.(Чарли Чаплин ) Я мечтаю… обладать каким-нибудь необычным талантом… Например, талантом перевоплощения, быть артистичной, неподражаемой, серьёзной и слегка ироничной, как… Чарли Чаплин (берёт трость ) – разносторонний мечтатель, сохранивший детскость, непосредственность, улыбку, чувство юмора и мудрость мысли.

2.(Королева ) Как и всякая женщина, я мечтаю стать королевой, быть во всём образцом и примером. А вот и символ королевской власти (трость превращается в скипетр )… Но королевой нужно родиться или хотя бы сына короля дождаться…(Полюбить – так королеву, Завоевать – так миллион… Для начала миллион ваших улыбок ).

3.(Гарри Поттер ) А ещё я мечтаю… изменить мир, сделать его счастливее и добрее. Но для этого мне нужна волшебная палочка, как у Гарри Поттера! Я, как и известный герой, мечтаю противостоять злу, совершать научные открытия, мечтаю быть такой же любознательной и интеллектуальной… Да и с логикой у меня всё в порядке: признаюсь, она дана мне при рождении – женская, железная, непобедимая.

4.(Санта Клаус ) Да, пока мы маленькие, невелики и наши мечты. Мы растём, и вместе с нами растут наши желания, стремления, цели…

Мечтаю в будущем путешествовать по миру за одну ночь (ударяет посохом ). Как Санта Клаус… Санта переносит меня в мир детства, мир сказки. Его появление всегда долгожданно. Он приносит праздник людям, он зажигает на пушистой ёлке и в нашей душе разноцветные огоньки жизни, радости и счастья. (Звучит музыка новогодняя, танцует вокруг ели ).

5.(Шерлок Холмс ) Санта Клаус окружает тайной, разгадать которую под силу разве что Шерлоку Холмсу. Хочу быть похожей на него. Быть такой же многогранной, наблюдательной, справедливой. Быть тонким психологом, исследователем в душе, как знаток человеческой психологии Шерлок Холмс, который иногда любил поиграть на струнах человеческой души (посох превращается в смычок , играет на воображаемой скрипке ). И так же, как Шерлок Холмс, по утрам есть овсянку…

6.(Мэри Поппинс ) …чтобы быть стройной, красивой, совершенной, как леди Совершенство (звучит музыка и открывается зонтик )… И как это бывает только в сказке, она появилась прямо из воздуха, ни на кого не похожая, прекрасная няня-волшебница. Она не просто лучше всех умеет готовить, одеваться, шить, танцевать, воспитывать детей… Она лишена недостатков и она сказочно красива…

Детские мечты, скажете вы. «Но кто никогда не был ребёнком, тот никогда не будет взрослым», – сказал Чарли Чаплин. Так что же я напишу…

Я мечтаю быть… учителем. Только Учитель может и способен совместить в себе все эти качества. Учитель, которому подвластно совершенным сделать мир!

Представление педагогического опыта учителя

английского языка

Бикеевой Ольги Викторовны

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №8»

Города Саранска

Если учитель имеет такую любовь к ученикам,

как отец, как мать, он будет лучше учителя,

который прочел все книги,

но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.

Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам,

он – совершенный учитель.

Л.Н. Толстой

Педагогическая проблема, над которой я работаю в течение уже нескольких лет –«Роль самостоятельной работы на уроках английского языка».

Актуальность и перспективность опыта

С введением ФГОС нового поколения значение самостоятельной работы существенно возрастает. Самостоятельная работа по иностранному языку организуется с целью научить учащихся использовать иностранный язык как средство получения, расширения и углубления системных знаний, а также как средство формирования и формулирования мыслей в области повседневного иноязычного обще­ния. Именно самостоятельную работу ведущие педагоги всегда считали одним из наиболее эффективных путей активизации познавательной деятельности учащихся, развития самостоятельности, ответственности и творческих способностей. Ученик должен работать на уроке и дома по возможности самостоятельно, а учитель должен лишь организовывать, контролировать этот процесс и управлять им.

Организация самостоятельной работы учащихся в нашей школе является актуальным вопросом. От того, как будет организована самостоятельная работа, зависит многое, а больше всего-процесс обучения, его эффективность. Поэтому данная проблема являлась и является актуальной.

В последние годы все больше внимания уделяется самостоятельной работе учащихся в процессе обучения, в частности в обучении иностранным языкам. Это связано со многими факторами, в том числе с тем, что в современном динамичном постоянно изменяющемся мире недостаточно обладать каким-то определенным количеством знаний. На мой взгляд, человек должен уметь самостоятельно пополнять свои знания, заниматься самообразованием. В Концепции модернизации российского образования прописано, что “развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью…”

Организация самостоятельной работы, руководство ею - это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности.

Формирование ведущей идеи опыта

Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь ввиду две тесно связанные между собой задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая - в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей.
Ребенок, в первый раз переступающий порог школы, не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью.

И ведущая педагогическая идея моего опыта:

Повышение интереса к предмету и положительная динамика качества

знаний учащихся;

Повышение плотности урока, продвижение вперёд быстрыми темпами;

Систематическая работа над общим развитием учащихся;

Осознанный подход учащихся к процессу учения.

В преподавании английского языка, как и любого другого иностранного, использование самостоятельной работы позволяет вывести учащихся на принципиально новый уровень овладения неродным языком и лучше подготовить их к Единому государственному экзамену. Чем больше учащиеся работают самостоятельно, тем эффективнее усваивается отработанный материал.

Теоретическая база опыта

Индивидуальный подход учителя к учащимся, обладающим интересом к изучению английского языка, имеет очень большое значение и включает: разработку заданий повышенной трудности, рекомендацию более сложной дополнительной литературы, помощь в овладении всё более сложными умениями и навыками самостоятельной творческой работы. В процессе изучения учащихся каждый учитель может легко увидеть и тех учеников, которые только заинтересованы этим предметом, но ещё не увлечены им. Таким учащимся тоже нужно уметь вовремя оказать поддержку и помощь, чтобы стимулировать становление учебно-познавательных мотивов.

Самостоятельная работа может осуществляться в различных организационных формах: индивидуально, в парах, в небольших группах и целым классом.

Каждая из названных форм призвана создавать и развивать в совокупности организационные, информационные, познавательные и коммуникативные умения учащихся, овладение которыми обеспечит продвижение учащихся в усвоении языка в единстве с развитием их методики. Современные методисты придают особое значение этой стороне самостоятельной работы, усматривая в развитии методики учащихся предпосылки непрерывного образования.

По мнению Г.В.Роговой, развитие самостоятельной деятельности учащихся при изучении английского языка невозможно без соблюдения следующих условий.

Во-первых, необходимо осознание цели выполняемой деятельности, каждого конкретного упражнения. Учащийся должен знать, что он будет делать, в какой последовательности, каков будет конечный результат, чем данное задание обогатит его опыт. Учащийся должен принять задание, в противном случае невозможен должный эффект. Осознание цели задания (упражнения) есть ни что иное, как применение принципа сознательности в организации самостоятельной работы школьника.

Во-вторых, требуется знание самой процедуры выполнения задания. Учителю нужно вооружить учащихся рациональными приёмами учебной деятельности, исходя из характера самой деятельности и возможностей учащихся данной возрастной группы и их опыта в иностранном языке. В этом случае также имеет место опора на принцип сознательности, т.е. осознание не только смысла задания, но и процесса его осуществления.

В-третьих, нужно умение пользоваться для выполнения задания соответствующими средствами обучения, такими, как звукозапись, учебный дидактический материал для парной работы и т.д.

В-четвёртых, необходимо умение видеть опоры в материале заданий, облегчающие преодоление трудностей в ходе самостоятельной работы; в этом случае одинаково важно научиться пользоваться готовыми (объективными) образцами и создавать свои (субъективные).

В-пятых, важно предусмотреть адекватные дидактические условия для успешного самостоятельного выполнения заданий, т.е. прежде всего определить подходящее место для них: в классе или дома. Сюда же следует отнести и выбор организационных форм для выполнения конкретного вида самостоятельных заданий. Домашняя работа приобретает индивидуальную форму, которая должна быть обеспечена и подготовлена под руководством учителя в классе.

Самостоятельная работа в классе может осуществляться во всех организационных формах: индивидуально, в парах и малых группах, при этом ярко проявляется взаимопомощь учащихся.

Индивидуально самостоятельная работа в классе может проявляться в двух вариантах:

· - все учащиеся выполняют одно общее задание;

· - учащиеся выполняют разные задания, в зависимости от своих возможностей.

В случае затруднений учитель оказывает помощь, сообразно принципу индивидуализации процесса обучения.

Выбор организационной формы и места её применения определяется характером материала, видом развиваемой деятельности, возрастными и психологическими особенностями учащихся, а также степенью оснащённости кабинета иностранного языка необходимыми ТСО.

Учителю следует терпеливо и настойчиво показывать преимущество систематической самостоятельной работы в изучении английского языка.

Таким образом, для организации самостоятельной работы учащихся по английскому языку требуется:

· - осознание ими цели заданий;

· - знание процедуры их выполнения;

· - умение пользоваться средствами обучения;

· - умение применять опоры и создавать их при подготовке заданий;

· - учёт соответствующих дидактических условий.

Технология опыта

Многие понимают термин “самостоятельная работа” только как индивидуальную работу учащихся. Однако большим потенциалом обладают, на мой взгляд, парная и групповая формы самостоятельной работы. Организовать такую работу можно, используя групповой метод обучения или обучение в сотрудничестве. “Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто делать что-то вместе” Главное не соперничество, а сотрудничество. Каждый член группы несет ответственность за успех всей группы. Существует множество приемов или вариантов обучения в сотрудничестве. Я использую следующие приемы.

Я считаю, говоря о подготовке к самостоятельной работе, необходимо знакомить учащихся с различными учебными стратегиями. Речь идет, например, о стратегиях работы с текстом: умение видеть опоры в тексте, игнорировать незнакомые слова, если они не влияют на общее понимание, умение выделять главную идею, делать выводы из прочитанного и т.д.

Важным аспектом является обучение пользоваться справочной литературой, в частности словарями. Зачастую учащиеся не могут найти необходимое слово в тексте, так как не умеют выделять словарную форму слова, не умеют выбирать подходящее значение из нескольких данных. Научить работать со словарем и другой справочной литературой – задача учителя.

Для дальнейшего самообразования и самостоятельного использования языка важную роль играет также формирование навыков словообразования. Не случайно задание на словообразование включено в Единый государственный экзамен по английскому языку. В некоторых современных УМК есть упражнения, направленные на формирование навыков словообразования. Однако работа над словообразованием должна вестись на протяжении всего периода обучения. Если в УМК нет достаточного количества упражнений, я пользуюсь дополнительными материалами или даже учащиеся стараются составлять свои задания на словообразование из уже прочитанного текста.

Важную роль в становлении самостоятельности учащихся играют самоконтроль и самокоррекция. Для развития самоконтроля и самокоррекции на уроках я стараюсь предоставлять учащимся возможность проверить свою работу, сверить с образцом. В связи с этим, встает проблема отношения учителя к ошибкам. На мой взгляд, при изучении иностранного языка – ошибки естественны и неизбежны. Нужно дать возможность ученикам самостоятельно исправить свою ошибку. В этом случае ошибка будет являться не тормозящим, а развивающим фактором в процессе обучения. Развитию умений самоконтроля способствует взаимоконтроль. Научившись видеть ошибки в речи других, школьники лучше смогут контролировать свою речевую деятельность. Я широко применяю взаимоконтроль на уроках. Это взаимоконтроль в парах, когда учащиеся проверяют друг у друга домашнее задание, самостоятельную работу. Кроме того, это взаимоконтроль в малых группах. Например, при проверке умения пересказывать текст. Сначала выступает один сильный учащийся перед всем классом. Затем мы вместе с учащимися обсуждаем его рассказ, таким образом, задается образец выполнения задания. Затем класс делится на малые группы, и ребята слушают рассказы друг друга. В этот момент я перехожу от группы к группе, контролируя их работу, или можно послушать слабого учащегося, который испытывает трудности, выступая перед всем классом. Учащиеся серьезно относятся к подобной работе, стараются объективно оценить своих товарищей. С одной стороны, такая работа позволяет увеличить время речевой практики на уроке, так как одновременно говорят несколько учащихся. С другой стороны, это способствует развитию самоконтроля.

Анализ результативности

На мой взгляд, использование в педагогической практике формы самостоятельной работы при обучении английскому языку дает возможность не только повышать мотивацию и интерес учащихся к изучаемому предмету, но и формирует стремление овладеть языком и общаться на нём, способствует становлению творческой самостоятельности школьников, помогает совершенствовать навыки работы с различными источниками знаний.

На своих уроках я большое внимание уделяю формированию у учащихся старшей ступени умения работать самостоятельно по заданиям единого государственного экзамена. Направленность работы такого плана позволяет подготовить школьников к итоговой аттестации.

В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые уроки, выступаю на семинарах, заседаниях кафедры английского языка. Старюсь повышать свой методический уровень, такую возможность дают курсы повышения квалификации. Изучаю опыт работы других педагогов своей школы, а также использую интернет-ресурсы, где размещен опыт педагогов других регионов.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта

Но как и в любой работе мы сталкиваемся с определенными трудностями.

Трудности в организации самостоятельной работы:

В условиях групповой системы обучения возможно использование лишь элементов индивидуализации;

Недостаток времени для формирования индивидуальных умений и навыков самостоятельной познавательной деятельности (разные темпы);

Нельзя свести самостоятельную деятельность обучающегося только к знанию способа действия или приема, нужно конструирование собственной деятельности ученика, а это требует дополнительного времени;

Обучающийся должен проявлять инициативу в выполнении учебной задачи, находить новые способы её решения, т.е. осуществлять перенос умения, выполнять его в новых условиях.

Недостаточность самостоятельности делает обучающегося пассивным, тормозит развитие его мышления и в конечном итоге делает его неспособным к применению полученных знаний. Самостоятельность мышления и самостоятельность целенаправленной деятельности являются важнейшими качествами человека. И чем выше у обучающихся уровень их самостоятельности, тем эффективнее будет протекать их учебная деятельность.

Творческий подход к планированию и проведению урока, постоянный поиск позволяют учителю увеличить плотность коммуникативного общения на уроке. Ученики активно и с большим интересом работают на таких уроках, чувствуют себя комфортно, охотно и легко общаются друг с другом, проявляют фантазию и изобретательность. Все это обеспечивает эффективность обучения.

Наглядное приложение

CONTROL TEST

7 th Form

Variant 1

1. Write three forms of the verbs:

2. Put the verb in Present Perfect:

1. The boys (to ride) their bikes this summer.

2. We already (to go) to the cinema.

3. I (not to listen) to music.

4. You (to be) to Scotland?

5. We just (to watch) TV.

6. Mrs. Smith never (to work) in the kitchen.

7. They (to have) a wonderful time at their friends.

8. I (not to have) a history lesson yet.

3. Complete the sentences with the article «the», where necessary.

  1. ... Thames is a short river.
  2. ... Russia is washed by ... Arctic Ocean in ... north.
  3. … Kiev is to ... south of ... Moscow.
  4. ... Europe is a continent.
  5. ... Black Sea is in ... south of our country.
  6. ... Lake Baikal is the deepest lake in the world.
  7. ... Washington is ... capital of ... United States of America.
  8. I want to go to ... New York.

4. Complete the sentence. Use say, tell, speak, or talk.

2. Why are you …ing me lies?

3. What does Philip …?

4. Can you … me the time, please?

5. We sat drinking tea and … ing.

6. What story will you … us today?

5. Read the text and do the task after the text choosing one from the given variants.

Christmas is a home and family celebration in Britain. Those who live away try to get back home. Christmas is the biggest holiday of the year. As Christmas nears, everyone buys Christmas presents for friends and relatives. Christmas people try to give children everything they want. Children count the weeks, then the days to Christmas. On Christmas Eve, families and friends gather for the festivities. Housewives are busy preparing food, and children are sent to bed. They are told that if they don"t go to sleep, Father Christmas will not bring them any presents. Then, when they are asleep, the parents come into their bedrooms and leave the presents near their beds, or under the Christmas tree, or in a stocking hanging up somewhere in the room.

1. This text is about

a) Christmas presents b) Father Christmas

c) Christmas celebrations d) the Christmas tree

2. When Christmas comes, the children are given presents...

a) at the Christmas table. b) in the streets

c) at schools. d) at home

3. Which sentence is wrong?

a) Christmas is a family holiday.

b) Presents are usually given at Christmas.

c) At Christmas, children usually don"t go to sleep.

d) Children find their presents near their beds, under the Christmas tree or in a stocking.

4. Choose a title.

a) British Children b) British Christmas

c) Christmas parties d) British Homes

5. Find the word which is not in the text .

a) Christmas b) Presents

c) Easter d) Eve

Control test

5 th form

Variant 2

1. What are the capitals of the following countries?

Helsinki, Kiev, Moscow, Rome, Madrid, London, Paris, Washington, D.C., Ottawa

Loading...Loading...