Отзывчивый человек – это нравственный человек? (Школьные сочинения). Николай Некрасов — Нравственный человек: Стих

Живя согласно с строгою моралью,

Жена моя, закрыв лицо вуалью,
Под вечерок к любовнику пошла;
Я в дом к нему с полицией прокрался
И уличил… Он вызвал: я не дрался!
Она слегла в постель и умерла,
Истерзана позором и печалью…

Я никому не сделал в жизни зла.

Имел я дочь; в учителя влюбилась
И с ним бежать хотела сгоряча.
Я погрозил проклятьем ей: смирилась
И вышла за седого богача.
Их дом блестящ и полон был, как чаша;
Но стала вдруг бледнеть и гаснуть Маша
И через год в чахотке умерла,
Сразив весь дом глубокою печалью…
Живя согласно с строгою моралью,
Я никому не сделал в жизни зла…

Крестьянина я отдал в повара:
Он удался; хороший повар — счастье!
Но часто отлучался со двора
И званью неприличное пристрастье
Имел: любил читать и рассуждать.
Я, утомясь грозить и распекать,
Отечески посек его, каналью,
Он взял да утопился: дурь нашла!
Живя согласно с строгою моралью,
Я никому не сделал в жизни зла.

Приятель в срок мне долга не представил.
Я, намекнув по-дружески ему,
Закону рассудить нас предоставил:
Закон приговорил его в тюрьму.
В ней умер он, не заплатив алтына,
Но я не злюсь, хоть злиться есть причина!
Я долг ему простил того ж числа,
Почтив его слезами и печалью…
Живя согласно с строгою моралью,
Я никому не сделал в жизни зла.

Анализ стихотворения «Нравственный человек» Некрасова

Н. Некрасов прославился своими произведениями в жанре гражданской лирики, основным мотивом которых было обличение главных общественных пороков. При этом основной темой для поэта была защита низших слоев общества. Подавляющая часть стихотворений Некрасова посвящена крестьянству. Но иногда он подробно останавливался на описании представителей господствующего класса. Ярким примером является стихотворение «Нравственный человек».

Автор описывает жизнь и деятельность некого «нравственного человека» с огромной долей сарказма. В композиционном плане стихотворение состоит из четырех отдельных частей, посвященных отношениям главного героя с совершенно разными людьми.

В первой части «нравственный человек» узнает об измене своей жены. Он разоблачает ее с помощью полиции, но отказывается от вызова на дуэль. Опозоренная женщина умирает, не в силах вынести выпавшие на ее долю страдания.

Следующим поступком главного героя становится судебное разбирательство с приятелем, который был ему должен. Должника приговорили к тюремному заключению, в котором он умер.

Своего крепостного крестьянина «нравственный человек» обучил поварскому искусству. «К несчастью», вместе с новой профессией крестьянин приобрел тягу к знаниям («любил читать и рассуждать»). За это хозяин долго ругал его и, в конце концов, подверг телесному наказанию. «Дурак» с горя утопился.

«Вершиной» нравственности главного героя становится его обращение с родной дочерью. Девушка полюбила бедного учителя, а рассудительный отец заставил ее выйти замуж за более предпочтительного «седого богача». «Счастливая» семейная жизнь продолжалась недолго. Дочь стала быстро «бледнеть и гаснуть» и умерла через год после свадьбы.

Некрасов ни в чем не обвиняет своего главного героя. Он предоставляет вынести приговор читателям. Сам «нравственный человек» твердо уверен в своей непогрешимости. Он доказывает это с помощью несколько раз повторяющегося рефрена: «Живя согласно с строгою моралью, я никому не сделал в жизни зла».

Весь ужас ситуации состоит именно в том, что такой взгляд был характерен для подавляющей части дворянства. Некрасов, конечно, создал собирательный образ негодяя, но в целом его поступки не противоречат так называемой «строгой морали». Все жертвы получили по заслугам. Жена изменила мужу, приятель не отдавал долг, крестьянин осмелился противоречить хозяину, а дочь вышла из родительского повиновения. «Нравственному человеку» не жалко этих грешников. Он сам «чист» перед Богом. Единственное, что его смущает — «глубокая печаль» в доме после смерти Маши.

Нравственность и соответствующие нравственные нормы – это основа цивилизации и человечности любого общества. Когда рушится нравственность и нравственные основы – разрушается общество и деградирует человек, что мы можем наблюдать и по нашей современной цивилизации, всё больше утопающей в .

– это следование определённым Духовным (нравственным) Принципам: принципам Чести, Совести, Долга, Справедливости, Любви и . Нравственность – это суть истинного Достоинства Человека. Истинно Достойный Человек – это человек, которого нельзя не уважать, всеми своими проявлениями он вызывает уважение, почтение, одобрение, любовь.

– это тот, кто данные духовные принципы реализует в своей жизни и они воплощены в нём самом в веде соответствующих убеждений и личных качеств, таких как , честь, честность, и др.

Если перефразировать, то нравственность можно определить так. – это соответствие представлений, убеждений, ценностей, поступков и всех проявлений человека нравственным нормам, общечеловеческим ценностям (добро, ненасилие, честность, уважение, др.), а в идеале всем Духовным Законам.

Именно Нравственность является показателем степени духовности Человека и Общества. Что такое Духовность – .

Нравственность и рождаемая ею мораль (правила поведения, др.) ранее формировалась Религией, заповедями (Духовными Законами в религиозной трактовке), сейчас во многом разрушена. Конечно её необходимо возрождать и формировать целенаправленно.

Что является основой Нравственности? Что рождает Нравственность и что её разрушает

Основа нравственности – это различение и , и выбор пути Добра. О том, существует ли Добро и Зло – . Именно понимание, что такое Хорошо, что считать Достойным, а что такое Плохо, что является недостойным, позорным, недопустимым для Человека и определяет нравственные нормы.

Именно из-за отсутствия в современно обществе адекватных представлений о Добре и Зле, нравственность пребывает в упадке, люди поражены пороками и невежеством, а общество в целом быстро разлагается.

Также существует заблуждение, что Нравственность – это набор ограничений, которые посягают на свободу человека, сдерживают и блокируют проявление его индивидуальности. Это огромная глупость! Нравственность даёт вектор, путь и условия движения вверх, при которых человека может расти, развиваться с наибольшей скоростью, быть защищённой от пороков, возможного нравственного разложения и деградации, быть неуязвимой для зла. Именно в наивысшие периоды расцвета духовности, когда в обществе в максимальной степени был реализован нравственный стандарт, в воспитании кадров, граждан, в культуре, образовании, в традициях общества, великие империи и государства достигали своего наивысшего уровня развития, цивилизации, культуры, до которых даже многим современных государствам ещё идти и идти.

Каждое время рождает своего поэта. Во второй половине прошлого века не было поэта популярнее, чем Н. А. Некрасов. Он не только сочувствовал народу, но отождествлял себя с крестьянской Россией, потрясал сердца современников картинами рабства и нищеты, нотами искреннего горького покаяния. В одном из своих выступлений о Пушкине Достоевский говорил о "всемирной отзывчивости" поэта, умевшего чувствовать чужое, как свое. То же можно сказать и о Н. А. Некрасове. Тем более, что муза его удивительно отзывчива на чужую радость и боль.
Творчество Некрасова разнообразно по тематике. Но какой бы она ни была, неизменно одно: во всех стихотворениях ярко выражено нравственное кредо поэта. В своих произведениях он ставит героя перед выбором, но не отворачивается в эту трудную для него минуту, а пытается проникнуться его взглядом на жизнь. Некрасов не боится позволить герою заглянуть в свой внутренний мир и дать оценку своих действий и поступков. Таким образом, явными оказываются самые потаенные уголки человеческой души, моральные и нравственные принципы человека.
Так, в стихотворении "Нравственный человек" герой считает себя человеком с высокой моралью. Но его "высокая мораль" приносит глубокие страдания тем, кто находится рядом с ним: умерла жена, "истерзана позором и печалью"; погибает друг, не вынеся долговой тюрьмы; утопился крестьянин после того, как он высек его; стала несчастной дочь, выданная замуж за нелюбимого человека.

Николай Некрасов
Нравственный человек



Жена моя, закрыв лицо вуалью,
Под вечерок к любовнику пошла;
Я в дом к нему с полицией прокрался
И уличил... Он вызвал: я не дрался!
Она слегла в постель и умерла,
Истерзана позором и печалью...
Живя согласно с строгою моралью,
Я никому не сделал в жизни зла.

Имел я дочь; в учителя влюбилась
И с ним бежать хотела сгоряча.
Я погрозил проклятьем ей: смирилась
И вышла за седого богача.
Их дом блестящ и полон был, как чаша;
Но стала вдруг бледнеть и гаснуть Маша
И через год в чахотке умерла,
Сразив весь дом глубокою печалью...
Живя согласно с строгою моралью,
Я никому не сделал в жизни зла...

Крестьянина я отдал в повара:
Он удался; хороший повар - счастье!
Но часто отлучался со двора
И званью неприличное пристрастье
Имел: любил читать и рассуждать.
Я, утомясь грозить и распекать,
Отечески посек его, каналью,
Он взял да утопился: дурь нашла!
Живя согласно с строгою моралью,
Я никому не сделал в жизни зла.

Приятель в срок мне долга не представил.
Я, намекнув по-дружески ему,
Закону рассудить нас предоставил:
Закон приговорил его в тюрьму.
В ней умер он, не заплатив алтына,
Но я не злюсь, хоть злиться есть причина!
Я долг ему простил того ж числа,
Почтив его слезами и печалью...
Живя согласно с строгою моралью,
Я никому не сделал в жизни зла.

Первая половина 1847

Ильинский Игорь Владимирович. 11 (24) июля 1901, Москва - 13 января 1987, Москва. Советский артист театра и кино, мастер художественного слова, режиссёр.

В наше сложное время проблемы нравственности, по-моему, обретают особую остроту и актуальность. Мне больно смотреть, как люди не только теряют, но и перестают ценить такие качества,"как доброта, верность, порядочность, искренность и особенно любовь к своей родине, ее нравам, обычаям, традициям. Как легко и просто мы перенимаем все чужое! А как бы мне хотелось посоветовать моему поколению: "Возьмите в руки томик Некрасова! Останьтесь с ним наедине! Вчитайтесь, вдумайтесь в его строки и загляните в свою душу!". И каждый найдет для себя в его строках отклик на то, что нас волнует, поможет понять смысл и ценность высоких нравственных идеалов в жизни человека.
http://www.litra.ru/

Стихотворение не просто ехидное, а какое-то резко самокритичное. А точнее, совсем не оправдывающее нравственное общество того времени, когда творил Некрасов. И вроде бы всё в этом произведении понятно и мало того, всё в нём правильно.

Если посмотреть со стороны то муж спас семью от позора изобличив жену в измене, дочери дал блестящее будущее, выдав замуж за взрослого состоятельного человека, да и долг ведь платежом красен, каким бы ты не был близким другом.

Казалось бы, всё правильно, что же тут плохого, коль человек соблюдает нравственный подход к жизни. Он ведь не убийца, просто хочет сделать, так как ему кажется, будет хорошо всем. Но почему то от позора умирает жена, от неравного брака умирает дочь, крестьянин, которого он вывел в люди вдруг утопился, посаженный в тюрьму за неуплату долга умирает друг. Чего это они? Всё же правильно, всё же верно. Поступки человека нравственного устоя не могли привести к таким результатам. Но…

После каждой части стихотворения повторяется как мантра: « я никому не сделал в жизни зла». Это звучит и как убеждение и как оправдание. Ведь и вправду, не он виновен в их несчастьях, а они сами.

Ведь не нужно было изменять, чтобы не умереть от позора. Не нужно было, влюбляться в кого попало, чтобы не умереть от чахотки в богатой семье, не нужно было браниться с барином, чтобы потом топиться. И в конце концов, не нужно было брать в долг, чтобы потом его не отдать и не попасть в тюрьму. Этот человек искренне верит, что не причинил зла.

Все его действия, по его логике, приносили только спасение и делали как можно лучше жизнь самих людей. Что же здесь не так то? Просто он действовал так, чтобы выгодно было только ему. Спас себя от позора и от того, чтобы общество звало его «рогоносцем».

Спас свою дочь от нищенского существования и свой кошелёк от траты на нужды дочери. Выучил своего крестьянина на повара и стал, есть хорошо, но не сдержался и попытался научить человека говорить хорошо. И, в конце концов, постарался вернуть себе своё же. То есть получилось, что эти люди сами себя довели до критического состояния и он в их смертях не при чём.

Некрасов снова и снова в своих стихотворениях говорит о моральных устоях того времени. Изобличает тех, кто под маской нравственности делает зло, обвиняет таких «тихих мерзавцев» в подлости, в высокомерии и как не странно, в безнравственности.

Николай Некрасов — Нравственный человек: Стих

Живя согласно с строгою моралью,

Под вечерок к любовнику пошла;
И уличил… Он вызвал: я не дрался!
Истерзана позором и печалью…
Живя согласно с строгою моралью,
Я никому не сделал в жизни зла.



И вышла за седого богача.
Их дом блестящ и полон был, как чаша;

Живя согласно с строгою моралью,

Крестьянина я отдал в повара:
Но часто отлучался со двора

Отечески посек его, каналью,
Он взял да утопился: дурь нашла!
Живя согласно с строгою моралью,
Я никому не сделал в жизни зла.


Я, намекнув по-дружески ему,
Закону рассудить нас предоставил:


Живя согласно с строгою моралью,
Я никому не сделал в жизни зла.

Николай Некрасов - Живя согласно с строгой моралью (Нравственный человек)


Я никому не сделал в жизни зла.
Жена моя, закрыв лицо вуалью,
№ 4 Под вечерок к любовнику пошла.
Я в дом к нему с полицией прокрался
И уличил. Он вызвал - я не дрался!
Она слегла в постель и умерла,
№ 8 Истерзана позором и печалью.
Живя согласно с строгою моралью,
Я никому не сделал в жизни зла.

Приятель в срок мне долга не представил.
№ 12 Я, намекнув по-дружески ему,

Закон приговорил его в тюрьму.
В ней умер он, не заплатив алтына,
№ 16 Но я не злюсь, хоть злиться есть причина!
Я долг ему простил того ж числа,
Почтив его слезами и печалью.
Живя согласно с строгою моралью,
№ 20 Я никому не сделал в жизни зла.

Крестьянина я отдал в повара,
Он удался; хороший повар - счастье!
Но часто отлучался со двора
№ 24 И званью неприличное пристрастье
Имел: любил читать и рассуждать.
Я, утомясь грозить и распекать,
Отечески посек его, каналью;
№ 28 Он взял да утопился, дурь нашла!
Живя согласно с строгою моралью,
Я никому не сделал в жизни зла.

Имел я дочь; в учителя влюбилась
№ 32 И с ним бежать хотела сгоряча.
Я погрозил проклятьем ей: смирилась
И вышла за седого богача.

№ 36 Но стала вдруг бледнеть и гаснуть Маша
И через год в чахотке умерла,
Сразив весь дом глубокою печалью.
Живя согласно с строгою моралью,
№ 40 Я никому не сделал в жизни зла.

Nravstvenny chelovek

Zhivya soglasno s strogoy moralyu,

Zhena moya, zakryv litso vualyu,
Pod vecherok k lyubovniku poshla.
Ya v dom k nemu s politsiyey prokralsya
I ulichil. On vyzval - ya ne dralsya!
Ona slegla v postel i umerla,
Isterzana pozorom i pechalyu.

Ya nikomu ne sdelal v zhizni zla.

Priatel v srok mne dolga ne predstavil.
Ya, nameknuv po-druzheski yemu,
Zakonu rassudit nas predostavil;
Zakon prigovoril yego v tyurmu.
V ney umer on, ne zaplativ altyna,
No ya ne zlyus, khot zlitsya yest prichina!
Ya dolg yemu prostil togo zh chisla,
Pochtiv yego slezami i pechalyu.
Zhivya soglasno s strogoyu moralyu,
Ya nikomu ne sdelal v zhizni zla.

Krestyanina ya otdal v povara,
On udalsya; khoroshy povar - schastye!
No chasto otluchalsya so dvora
I zvanyu neprilichnoye pristrastye
Imel: lyubil chitat i rassuzhdat.
Ya, utomyas grozit i raspekat,
Otecheski posek yego, kanalyu;
On vzyal da utopilsya, dur nashla!
Zhivya soglasno s strogoyu moralyu,
Ya nikomu ne sdelal v zhizni zla.

Imel ya doch; v uchitelya vlyubilas
I s nim bezhat khotela sgoryacha.
Ya pogrozil proklyatyem yey: smirilas
I vyshla za sedogo bogacha.
I dom blestyashch i polon byl kak chasha;
No stala vdrug blednet i gasnut Masha
I cherez god v chakhotke umerla,
Sraziv ves dom glubokoyu pechalyu.
Zhivya soglasno s strogoyu moralyu,
Ya nikomu ne sdelal v zhizni zla.

Yhfdcndtyysq xtkjdtr

;bdz cjukfcyj c cnhjujq vjhfkm/,

;tyf vjz, pfrhsd kbwj defkm/,
Gjl dtxthjr r k/,jdybre gjikf/
Z d ljv r ytve c gjkbwbtq ghjrhfkcz
B ekbxbk/// Jy dspdfk - z yt lhfkcz!
Jyf cktukf d gjcntkm b evthkf,
Bcnthpfyf gjpjhjv b gtxfkm////

Z ybrjve yt cltkfk d ;bpyb pkf/

Ghbzntkm d chjr vyt ljkuf yt ghtlcnfdbk/
Z, yfvtryed gj-lhe;tcrb tve,
Pfrjye hfccelbnm yfc ghtljcnfdbk;
Pfrjy ghbujdjhbk tuj d n/hmve/
D ytq evth jy, yt pfgkfnbd fknsyf,
Yj z yt pk/cm, }

Loading...Loading...