Козьма прутков толстой история создания. Кто такой Козьма Прутков? Прутков на военной службе

1. Обручальное кольцо есть первое звено в цепи супружеской жизни.

2. Жизнь нашу можно удобно сравнивать со своенравною рекою, на поверхности которой плавает чёлн, иногда укачиваемый тихоструйною волною, нередко же задержанный в своём движении мелью и разбиваемый о подводный камень. - Нужно ли упоминать, что сей утлый чёлн на рынке скоропреходящего времени есть не кто иной, как сам человек?

Целью искусства является создание красоты, и если только художник осознает, что его объект прекрасен, это является достаточным концом в жизни. Ясно, что что-то произошло, чтобы переместить сознание в этой степени, вдали от понятия о том, что существуют универсальные истины, универсальные каноны искусства, что всякая человеческая деятельность должна была прекратиться в том, чтобы все исправить, и что критерии правильного выбора были общедоступными, были очевидны, что все умные люди, применяя свои интеллекты, обнаружат их? от этого до совершенно иного отношения к жизни и к действию.

3. Никто не обнимет необъятного.

4. Нет столь великой вещи, которую не превзошла бы величиною ещё большая. Нет вещи столь малой, в которую не вместилась бы ещё меньшая.

5. Смотри в корень!

6. Лучше скажи мало, но хорошо.

7. Наука изощряет ум; ученье вострит память.

8. Что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе ничего сказать не можешь?

Что общего у всех этих вещей? Гейне говорит, что романтизм - это цветок страсти, рожденный кровью Христа, повторное пробуждение поэзии лунатизма средневековья, сновидящих шпилей, которые смотрят на вас с глубокими доблестными глазами ухмыляющихся призраков. Марксисты добавили бы, что это действительно был выход из ужасов промышленной революции, и Раскин согласился бы, сказав, что это контраст красивого прошлого с ужасным и монотонным настоящим; это изменение взгляда Гейне, но не все, что отличается от него.

Это выражение толкающих, энергичных сил новой буржуазии против старых, достойных, консервативных ценностей общества и истории. слабости или отчаяния, но жестокого оптимизма. Фридрих Шлегель, величайший предвестник, величайший вестник и пророк романтизма, который когда-либо жил, говорит, что у человека ужасное неудовлетворенное желание впасть в бесконечность, лихорадочное желание прорваться сквозь узкие узы индивидуальности. Чувства, не совсем похожие на это, можно найти в Кольридже и даже в Шелли.

9. Самопожертвование есть цель для пули каждого стрелка.

10. Память человека есть лист белой бумаги: иногда напишется хорошо, а иногда дурно.

11. Слабеющая память подобна потухающему светильнику.

12. Слабеющую память можно также сравнивать с увядающею незабудкою.

13. Слабеющие глаза всегда уподоблю старому потускневшему зеркалу, даже надтреснутому.

Но Фердинанд Брунетер, к концу века, говорит, что это литературный эгоизм, он подчеркивает индивидуальность за счет более крупного мира, он является противоположностью самопревосхождения, он является самонатверждением; и барон Сейльер говорит «да», и эгомания и примитивизм; и Ирвинг Баббит повторяет это.

Если мы рассмотрим эти цитаты от людей, которые, в конце концов, заслуживают того, чтобы их читали, которые в других отношениях являются глубокими и блестящими писателями по многим предметам, ясно, что есть некоторые трудности в обнаружении общего элемента во всех этих обобщениях. Вот почему Нортроп Фрай был настолько мудр, что предупреждал об этом.

14. Воображение поэта, удрученного горем, подобно ноге, заключенной в новый сапог.

15. Влюбленный в одну особу страстно - терпит другую токмо по расчету.

16. Если хочешь быть красивым, поступи в гусары.

17. Человек, не будучи одеян благодетельною природою, получил свыше дар портного искусства.

18. Не будь портных, - скажи: как различил бы ты служебные ведомства?

Следующий шаг - посмотреть, какие характеристики были названы романтическими писателями на эту тему, критиками. Возникает весьма своеобразный результат. Лавджой, который, безусловно, самый скрупулезный и один из самых ярких ученых, когда-либо занимавшихся историей идей последних двух столетий, подошел к состоянию, приближающемуся к отчаянию. Он распутывал столько романтических идей, сколько мог, и не только обнаружил, что некоторые из них противоречат другим, что явно верно, и что некоторые совершенно не относятся к остальным, но он пошел дальше.

19. Скрывая истину от друзей, кому ты откроешься?

20. Что есть лучшего? - Сравнив прошедшее, свести его с настоящим.

21. Полезнее пройти путь жизни, чем всю вселенную.

22. Если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть и фонтану.

23. Женатый повеса воробью подобен.

24. Усердный врач подобен пеликану.

25. Эгоист подобен давно сидящему в колодце.

Примитивизм, который начинался в английском стихе и в некоторой степени в английской прозе в начале восемнадцатого века, празднует благородного дикаря, простую жизнь, нерегулярные образцы спонтанного действия, в отличие от коррумпированной изысканности и александрийского стиха очень сложного общество. Это попытка продемонстрировать, что есть естественный закон, который может быть обнаружен лучше всего в необъяснимом сердце неповрежденного нативного или непорочного ребенка. Что, спрашивает Лавджой вполне разумно, имеет это общее с красными жилетами, синими волосами, зелеными париками, абсентом, смертью, самоубийством и общим эксцентриситетом последователей Нерваля и Готье?

26. Гений подобен холму, возвышающемуся на равнине.

27. Умные речи подобны строкам, напечатанным курсивом.

28. Начало ясного дня смело уподоблю рождению невинного младенца: быть может, первый не обойдется без дождя, а жизнь второго без слёз.

29. Если бы тени предметов зависели не от величины сих последних, а имели бы свой произвольный рост, то, может быть, вскоре не осталось бы на всём земном шаре ни одного светлого места.

Он заключает, говоря, что он действительно не видит, что общего, и можно сочувствовать ему. Можно сказать, возможно, что в обоих есть дух восстания, что оба восстали против какой-то цивилизации, одна для того, чтобы отправиться на остров Робинзона Крузо, там, чтобы общаться с природой и жить среди непокоренных простых людей и другой в погоне за каким-то жестоким эстетизмом и дендизмом. Но простое восстание, просто осуждение коррупции не может быть романтичным.

Мы не рассматриваем пророков-евреев или Савонаролу или даже методистов-проповедников как особенно романтичных. Поэтому у него есть определенное сочувствие к отчаянию Лавджоя. Позвольте мне привести цитату, которую написал ученик Лавджоя Джордж Боас по этому поводу.

30. Стрельба в цель упражняет руку и причиняет верность глазу.

31. Бердыш в руках воина то же, что меткое слово в руках писателя.

32. Магнитная стрелка, непреодолимо влекомая к северу, подобна мужу, который блюдет законы.

33. Первый шаг младенца есть первый шаг к его смерти.

34. Смерть для того поставлена в конце жизни, чтобы удобнее к ней приготовиться.

Было романтическое движение; у него действительно было что-то, что было центральным для него; он действительно создал великую революцию в сознании; и важно выяснить, что это такое. Конечно, можно отказаться от всей игры. Можно сказать, как и Валери, такие слова, как романтизм и классицизм, такие слова, как гуманизм и натурализм, не являются именами, с которыми можно вообще работать. «Нельзя напиваться, нельзя утолить жажду, с этикетками на бутылках». С этой точки зрения многое можно сказать. В то же время, если мы не будем использовать некоторые обобщения, невозможно проследить ход человеческой истории.

35. В доме без жильцов - известных насекомых не обрящешь.

36. Ничего не доводи до крайности: человек, желающий трапезовать слишком поздно, рискует трапезовать на другой день поутру.

37. Пища столь же необходима для здоровья, сколь необходимо приличное обращение человеку образованному.

38. "Зачем, - говорит эгоист, - стану я работать для потомства, когда оно ровно ничего для меня не сделало?" - Несправедлив ты, безумец! Потомство сделало для тебя уже то, что ты, сближая прошедшее с настоящим и будущим, можешь по произволу считать себя: младенцем, юношей и старцем.

Поэтому, как бы это ни было сложно, важно выяснить, что именно заставило эту огромную революцию в человеческом сознании произойти в те столетия. Мне кажется, что это слишком поразительно. Романтизм - это первобытный, неповторимый, это молодость, жизнь, обильное ощущение жизни естественного человека, но это также бледность, лихорадка, болезнь, декаданс, болезнь сердца, Ла Белл Дам Санс Мерси, Танец Смерть, и сама Смерть. Это купол многоцветного стекла Шелли, а также его белое сияние вечности. Это странная, экзотическая, гротескная, таинственная, сверхъестественная, руины, лунный свет, заколдованные замки, охотничьи рога, эльфы, гиганты, грифоны, падающая вода, старая мельница на Флоссе, темнота и силы тьмы, фантомы, вампиры, безымянный ужас, иррациональный, невыразимый.

39. Вытапливай воск, но сохраняй мёд.

40. Пояснительные выражения объясняют тёмные мысли.

41. Не всякому человеку даже гусарский мундир к лицу.

43. Камергер редко наслаждается природою.

44. Никто не обнимет необъятного.

45. Три дела, однажды начавши, трудно кончить: а) вкушать хорошую пищу; б) беседовать с возвратившимся из похода другом и в) чесать, где чешется.

Также это знакомое, чувство единственной традиции, радость в улыбчивом аспекте повседневной природы и привычные взгляды и звуки довольных, простых, сельских людей здравомыслящей и счастливой мудростью сыновей, проверенных сыном это древний, исторический, это готические соборы, туманы древности, древние корни и старый порядок с его непревзойденными качествами, его глубокие, но невыразимые лояльности, неосязаемые, невесомые. Также это стремление к новинке, революционные перемены, забота о мимолетном настоящем, желание жить в данный момент, отказ от знания, прошлое и будущее, пасторальная идиллия счастливой невинности, радость в мгновение ока, чувство безвременья.

46. Прежде чем познакомишься с человеком, узнай: приятно ли его знакомство другим?

47. Здоровье без силы - то же, что твердость без упругости.

48. Все говорят, что здоровье дороже всего; но никто этого не соблюдает.

49. Достаток распутного равняется короткому одеялу: натянешь его к носу, обнажатся ноги.

50. Не растравляй раны ближнего; страдающему предлагай бальзам... Копая другому яму, сам в нее попадешь.

Это ностальгия, это задумчивость, это опьяняющие мечты, это сладкая меланхолия и горькая меланхолия, одиночество, страдания изгнания, чувство отчуждения, роуминг в отдаленных местах, особенно на Востоке, и в отдаленные времена, особенно в средневековье. Это торизм Скотта и Сути и Вордсворта, и это радикализм Шелли, Бюхнера и Стендаля. Это эстетический средневековье Шатобриана, и это неприятие Мишле средневековья. Это поклонение Карлейлу власти и ненависть к власти Гюго. Это экстремистская мистика и экстремальный антинационалистический эстетизм.

51. Если у тебя спрошено будет: что полезнее, солнце или месяц? - ответствуй: месяц. Ибо солнце светит днём, когда и без того светло; а месяц - ночью.

52. Но, с другой стороны: солнце лучше тем, что светит и греет; а месяц только светит, и то лишь в лунную ночь!

53. Самолюбие и славолюбие суть лучшие удостоверения бессмертия души человеческой.

Это примитивный, неискушенный, грудь природы, зеленые поля, колокольчики, журчащие ручьи, бесконечное голубое небо. Не менее, однако, это также дендизм, желание переодеваться, красные жилеты, зеленые парики, синие волосы, которые последователи таких людей, как Жерар де Нерваль, носили в Париже в определенный период. Это омар, которого Нерваль вел на веревке на улицах Парижа. Это дикий эксгибиционизм, эксцентричность, это битва Эрнани, это скука, это таэдиум, это смерть Сарданополиса, написанная Делакруа или написанная Берлиозом или Байроном.

Это судороги великих империй, войны, убийства и разрушения миров. Это Мелмот, это Жан Сбогар, все изгои и измараны, а также золотистые куртизанки и благородные каторжники фантастики девятнадцатого века. Он выпивает из человеческого черепа, именно Берлиоз сказал, что хочет подняться на Везувий, чтобы общаться с родственной душой.

54. Душа индейца, верящего вметемпсихозию, похожа на червячка в коконе.

55. Рассуждай токмо о том, о чём понятия твои тебе сие дозволяют. Так: не зная законов языка ирокезского, можешь ли ты делать такое суждение по сему предмету, которое не было бы неосновательно и глупо?

56. Принимаясь за дело, соберись с духом.

57. Перо, пишущее для денег, смело уподоблю шарманке в руках скитающегося иностранца.

Это сатанинские упитки, циничная ирония, дьявольский смех, черные герои, но также видение Блейка Бога и его ангелов, великое христианское общество, вечный порядок и звездные небеса, которые могут едва ли выразить бесконечное и вечное Христианская душа. Короче говоря, это единство и множественность. Это преданность конкретному, в картинах природы, например, а также таинственная мучительная нечеткость набросков. Это искусство для искусства, а искусство как инструмент социального спасения - сила и слабость, индивидуализм и коллективизм, чистота и коррупция, революция и реакция, мир и война, любовь к жизни и любовь к смерти.

58. Щёлкни кобылу в нос - она махнет хвостом.

59. Не робей перед врагом: лютейший враг человека - он сам.

60. И терпентин на что-нибудь полезен!

61. Всякий необходимо причиняет пользу, употреблённый на своём месте. Напротив того: упражнения лучшего танцмейстера в химии неуместны; советы опытного астронома в танцах глупы.

62. Часами измеряется время, а временем жизнь человеческая; но чем, скажи, измеришь ты глубину Восточного океана?

Существует старая африканская пословица, которая была передана от предков через поколения чернокожих людей, которые звучат так: «Никогда не доверяйте никому, кто позволяет людям положить ноги на диван». Это разумные ожидания, верно? Культура - это горячая тема, и для большинства организаций существует огромная возможность для дальнейшей поддержки своей цели, решения проблем и повышения эффективности. Опросы показывают важность культуры, а также неспособность воплотить это осознание в результаты. Во всем мире 13% сотрудников заняты.

96% людей считают, что изменение культуры необходимо в их организации в той или иной форме, и 51% нуждаются в капитальном капитальном ремонте. Значительная часть информации, которая стимулирует это повышение осведомленности о культуре, поступает из популярной прессы, которая едва затрагивает поверхность того, что требуется для развития организационной культуры. Рекомендуемые советы могут улучшить понимание, но они далеки от того, что нам нужно. Работа с культурой является ключевым, но это легче сказать, чем сделать.

63. Говорят, что труд убивает время; но сие последнее, нисколько от этого не уменьшаяся, продолжает служить человечеству и всей вселенной постоянно в одинаковой полноте и непрерывности.

64. На дне каждого сердца есть осадок.

65. Под сладкими выражениями таятся мысли коварные: так, от курящего табак нередко пахнет духами.

66. Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий.

Важно понимать основы культуры и способы их применения. Культура является результатом того, что организация научилась решать проблемы и организовывать себя внутри страны. Я определяю культуру как совокупность всего, чему научилась организация в своей истории в решении внешних проблем, - это были бы цели, стратегия, то, как мы делаем вещи, и как она организуется внутри себя. Это определяет, как мы отношения друг к другу, какая иерархия существует и т.д. Эти ранние знания, если они успешны, становятся определением, но это всегда то, что было изучено.

67. Никто не обнимет необъятного!

68. Болтун подобен маятнику: того и другой надо остановить.

69. Два человека одинаковой комплекции дрались бы недолго, если бы сила одного превозмогла силу другого.

70. Не всё стриги, что растёт.

71. Ногти и волосы даны человеку для того, чтобы доставить ему постоянное, но лёгкое занятие.

72. Иной певец подчас хрипнет.

73. Поощрение столь же необходимо гениальному писателю, сколь необходима канифоль смычку виртуоза.

74. Единожды солгавши, кто тебе поверит?

75. Жизнь - альбом. Человек - карандаш. Дела - ландшафт. Время - гумиэластик: и отскакивает и стирает.

76. Продлжать смеяться легче, чем окончить смех.

77. Смотри вдаль - увидишь даль; смотри в небо - увидишь небо; взглянув в маленькое зеркальце, увидишь только себя.

78. Где начало того конца, которым оканчивается начало?

79. Чем скорее проедешь, тем скорее приедешь.

80. Если хочешь быть счастливым, будь им.

81. Не в совокупности ищи единства, но более - в единообразии разделения.

82. Усердный в службе не должен бояться своего незнанья; ибо каждое новое дело он прочтёт.

83. Петух пробуждается рано; но злодей ещё раньше.

84. Усердие всё превозмогает!

85. Что имеем - не храним; потерявши - плачем.

86. И устрица имеет врагов!

87. Возобновлённая рана много хуже противу новой.

88. В глубине всякой груди есть своя змея.

89. Только в государственной службе познаёшь истину.

90. Иного прогуливающегося старца смело уподоблю песочным часам.

91. Не шути с женщинами: эти шутки глупы и неприличны.

92. Чрезмерный богач, не помогающий бедным, подобен здоровенной кормилице, сосущей с аппетитом собственную грудь у колыбели голодающего дитяти.

93. Магнит показывает на север и на юг; от человека зависит избрать хороший или дурной путь жизни.

94. На чужие ноги лосины не натягивай.

95. Человек раздвоен снизу, а не сверху, - для того, что две опоры надёжнее одной.

96. Человек ведёт переписку со всем земным шаром, а через печать сносится даже с отдалённым потомством.

97. Глупейший человек был тот, который изобрёл кисточки для украшения и золотые гвоздики на мебели.

98. Многие люди подобны колбасам: чем их начинят, то и носят в себе.

99. Чувствительный человек подобен сосульке; пригрей его, он растает.

100. Многие чиновники стальному перу подобны.

101. Специалист подобен флюсу: полнота его одностороння.

102. В здании человеческого счастья дружба возводит стены, а любовь образует купол.

103. Взирая на высоких людей и на высокие предметы, придерживай картуз свой за козырёк.

104. Плюнь тому в глаза, кто скажет, что можно обнять необъятное!

105. Земной шар, обращающийся в беспредельном пространстве, служит пьедесталом для всего, на нём обретающегося.

106. Если на клетке слона прочтёшь надпись "буйвол", не верь глазам своим.

107. Муравьиные яйца более породившей их твари; так и слава даровитого человека далеко продолжительнее собственной его жизни.

108. Всякая вещь есть форма проявления беспредельного разнообразия.

109. Во всех частях земного шара имеются свои, даже иногда очень любопытные, другие части.

110. Глядя на мир, нельзя не удивляться!

111. Самый отдалённый пункт земного шара к чему-нибудь да близок, а самый близкий от чего-нибудь да отдалён.

112. Философ легко торжествует над будущею и минувшею скорбями, но он же легко побеждается настоящею.

113. Небо, усеянное звёздами, всегда уподоблю груди заслуженного генерала.

114. Доблий муж подобен мавзолею.

115. Вакса чернит с пользою, а злой человек - с удовольствием.

116. Пороки входят в состав добродетели, как ядовитые снадобья в состав целебных средств.

117. Из всех плодов наилучшие приносит хорошее воспитание.

118. Любовь, поддерживаясь, подобно огню, непрестанным движением, исчезает купно с надеждою и страхом.

119. Рассчитано, что петербуржец, проживающий на солнцепёке, выигрывает двадцать процентов здоровья.

120. Человеку даны две руки на тот конец, дабы он, принимая левою, раздавал правою.

121. Иногда достаточно обругать человека, чтобы не быть им обманутым!

122. В сепаратном договоре не ищи спасения.

123. Ревнивый муж подобен турку.

124. Почти всякий человек подобен сосуду с кранами, наполненному живительною влагою производящих сил.

125. Умная женщина подобна Семирамиде.

126. Любой фат подобен трясогузке.

127. Вестовщик решету подобен.

128. Девицы вообще подобны шашкам: не всякой удаётся, но всякой желается попасть в дамки.

129. Всегда держись начеку!

130. Спокойствие многих было бы надёжнее, если бы дозволено было относить все неприятности на казённый счёт.

131. Не ходи по косогору, сапоги стопчешь!

132. Советую каждому: даже не в особенно сырую и ветреную погоду закладывать уши хлопчатою бумагою или морским канатом.

133. Кто мешает тебе выдумать порох непромокаемый?

134. Снег считают саваном омертвевшей природы; но он же служит первопутьем для жизненных припасов. Так разгадайте же природу!

135. Барометр в земледельческом хозяйстве может быть с большою выгодою заменён усердною прислугою, страдающею нарочитыми ревматизмами.

136. Собака, сидящая на сене, вредна. Курица, сидящая на яйцах, полезна. От сидячей жизни тучнеют: так, всякий меняло жирен.

137. Неправое богатство подобно кресс-салату, - оно растёт на каждом войлоке.

138. Всякая человеческая голова подобна желудку: одна переваривает входящую в оную пищу, а другая от неё засоряется.

139. Вещи бывают великими и малыми не токмо по воле судьбы и обстоятельств, но также по понятиям каждого.

140. И саго, употреблённое не в меру, может причинить вред.

141. Взирая на солнце, прищурь глаза свои, и ты смело разглядишь в нём пятна.

142. Время подобно искусному управителю, непрестанно производящему новые таланты взамен исчезнувших.

143. Талантами измеряются успехи цивилизации, и они же представляют верстовые столбы истории, служа телеграммами от предков и современников к потомству.

144. И при железных дорогах лучше сохранять двуколку.

145. Покорность охлаждает гнев и даёт размер взаимным чувствам.

146. Если бы всё прошедшее было настоящим, а настоящее продолжало существовать наряду с будущим, кто был бы в силах разобрать: где причины и где последствия?

147. Счастье подобно шару, который подкатывается: сегодня под одного, завтра под другого, послезавтра под третьего, потом под четвёртого, пятого и т.д., соответственно числу и очереди счастливых людей.

148. Иные настойчиво утверждают, что жизнь каждого записана в книге Бытия.

149. Не совсем понимаю: почему многие называют судьбу индейкою, а не какою-либо другою, более на судьбу похожею птицею?

150. Козыряй!

151. Лучшим каждому кажется то, к чему он имеет охоту.

152. Издание некоторых газет, журналов и даже книг может приносить выгоду.

153. Никогда не теряй из виду, что гораздо легче многих не удовлетворить, чем удовольствовать.

154. Хорошего правителя справедливо уподобляют кучеру.

155. Добрая сигара подобна земному шару: она вертится для удовольствия человека.

156. Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими образуемые; иначе такое бросание будет пустою забавою.

157. Благочестие, ханжество, суеверие - три разницы.

158. Степенность есть надёжная пружина в механизме общежития.

159. У многих катанье на коньках производит одышку и трясение.

160. Опять скажу: никто не обнимет необъятного!

Метемпсихоз - религиозно-мистическое учение о переселении душ.
Терпентин - смолистый сок хвойных деревьев; при перегонке даёт скипидар и канифоль.
Доблий - доблестный (церковнослав.)

Не столь уж много в отечественной, да и в мировой словесности примеров того, когда литературная мистификация была бы столь «долгоиграющей», как в случае с Козьмой Прутковым. Вспоминается разве что история таинственной Черубины де Габриак, придуманная поэтом М.Волошиным. Хотя там все-таки имелся реальный человек - Елизавета Дмитриева, чего нельзя сказать про Козьму Пруткова.

Были у Козьмы Петровича предшественники и современники: пасичник Рудый Панько, от лица которого повествовал в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», простоватый Иван Петрович Белкин, за которым укрылся , и некоторые другие. Но не каждый из них был наделен собственной биографией, родословной и готовым характером. Козьма Прутков. История создания образа Братья Жемчужниковы (Алексей, Александр и Владимир) в компании с писателем А.К.Толстым постарались на славу. Образ Козьмы Пруткова вышел настолько жизнеспособным и правдоподобным, что грозил затмить иные реальные писательские судьбы.

Биография Пруткова

Так, согласно официальному некрологу от 1863 года Козьма Прутков появился на свет в 1803г в деревне Тентелевой, которая находилась в Сольвычегодском уезде. На карте подобной деревни, разумеется, нет, зато есть Козьмино - не иначе, переименованное в честь нашего героя. Почти весь род Прутковых занимался литературой. Дед успел написать мемуары, отец - также. Записки деда Козьма даже опубликовал, из отцовских сочинений - лишь оперетту «Черепослов, сиречь Френолог». Род Прутковых был хоть и небогатым, но дворянским. Ребенок получил прекрасное домашнее воспитание. Рано начал марать бумагу.

Два года пробыл в гусарах, затем подал в отставку, женился, определился на службу в министерство финансов и возглавлял т.н. Пробирную палатку до самой смерти (1863г), последовавшей скоропостижно, прямо в рабочем кабинете (. Супруга регулярно рожала ему по младенцу, так что к концу жизни у Пруткова было шесть сыновей и четыре дочери. Почти все они унаследовали приятную внешность отца и высокую литературную одаренность.

Творчество Козьмы Пруткова

Прутков писал в самых различных жанрах: басни, эпиграммы, мадригалы, баллады. Не чуждался любовной лирики. Пробовал свои силы на драматическом поприще: комедия, водевиль, драма, мистерия и такой необычный жанр как «естественно-разговорное представление». По роду деятельности Пруткову приходилось заниматься составлением различных проектов и писать полемические статьи. Конечно же, славу Прутков снискал и многочисленными философскими афоризмами, простое перечисление которых заняло бы, пожалуй, не одну страницу.

В Пруткове жили одновременно два человека: тонкий, ранимый и чувствительный поэт, а также важный государственный сановник, не имеющий права давать волю лирическим излияниям. Оттого и творчество Пруткова такое неровное и неравное. Не всегда Прутков принадлежал себе всецело.

  • В выборе имени для персонажа у его создателей имелись определенные разногласия. Первоначальный литературный вариант «Кузьма» как-то незаметно трансформировался в «Козьму» и даже в «Косьму».
  • Не исключено, что в свод полного собрания сочинений Козьмы Пруткова входят произведения, написанные не только братьями Жемчужниковыми и Алексеем Толстым, но и другими авторами, например, автором знаменитого «Конька-Горбунка» П.П.Ершовым.
Loading...Loading...