Как помочь умершему отцу. Как помочь душе умершего? Кому – рай, а кому – ад

Чем мы можем помочь нашим усопшим близким

Умер близкий нам человек. Мы скорбим о его кончине, горюем о том, что его больше нет с нами, плачем на его могиле. Но православного человека в его печали утешает Господь, который сказал: «Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день.» (Ин.6:40). Нас ждут новое небо, новая земля и вечная жизнь в свете невечернего Царствия Божия.

Все ли попадут в Царствие Небесное? Прежде всего те, кто уже в этой жизни познал Господа. Те, кто старался жить благочестиво, исполнять Заповеди, исповедовал свои грехи, причащался Святых Тайн. Те, кто стал православным человеком не на словах, а на деле.

Но большинство из нас не таковы. Вполне возможно, что близкий человек, об утрате которого вы скорбите, если и заходил в храм, то только поставить свечку или набрать святой воды на Крещение. И что же, ему теперь нет спасения?

Господь милостив, он открыл путь на Небеса и тем, кто мало задумывался в земной жизни о спасении своей души. Усопшему можем помочь мы, пока еще живущие здесь. И помощь эта - молитва и милостыня.
Молиться об усопших можно и нужно и дома, и в храме, и на кладбище.

Усопшего обязательно нужно отпеть, причем лучше, если отпевание происходит не в морге, а в храме. Если нет возможности провести отпевание над гробом покойного, то Церковью допускается заочное отпевание. Совершением заочного отпевания можно облегчить участь и своих, давно умерших, но не отпетых по каким-то причинам, близких.

Сразу после смерти хорошо заказать сорокоуст о поминовении. Существуют поверья о том, что сорокоуст нужно обязательно заказать в трех, семи, или даже сорока храмах и монастырях. Они ошибочны, никаких правил на этот счет в православной Церкви нет. Другое дело, что молитва очень важна для усопшего, и если есть возможность и желание, можно подавать и сорокоусты, и полугодовые и годовые поминовения, в несколько храмов. В монастырях принимают и вечное поминовение – то есть до тех пор, пока стоит монастырь. Можно также заказать в монастыре чтение неусыпаемой Псалтири по усопшему.

На 3-й, 9-й и 40-й день после смерти нужно заказать в храме панихиду по покойному. В поминальной записке перед его именем указывается: новопреставленный раб Божий (имя). В дальнейшем заупокойные записки обязательно нужно подавать в день смерти, а можно и в день Ангела, и в день рождения. И просто тогда, когда вспомнится вам усопший – идите в храм и закажите поминовение на Литургии или панихиду. Бывает, усопший часто снится близким. Не надо входить в толкование этих снов, пытаться понять, что он хочет вам сообщить. Причина тут одна – его мятущаяся душа просит у вас усиленных молитв.

Когда в дни особой памяти заказываете панихиду, обязательно принесите «на канун» какие-то продукты (не мясные) для поминовения. Во многих храмах существует обычай раздавать прихожанам в такие дни конфеты или фрукты с просьбой помянуть дорогого нам человека.

В домашних молитвах мы поминаем своих усопших каждый день. Можно читать специальные молитвы, которые есть в молитвословах, а можно и совсем просто: «Упокой, Господи, во Царствии Твоем душу раба Твоего (имя)». Каждый раз, когда вспомнится вам усопший, произносите эти слова. И ему будет помощь, и вы почувствуете облегчение в своей скорби.

Первые 40 дней после кончины хорошо почитать по усопшему Псалтирь – по кафизме в день. Если есть желание, то каждый год в течение 40 дней до даты смерти можно читать «Акафист за единоумершего», а когда чувствуется сильное беспокойство за посмертную участь человека, стоит снова почитать по нему Псалтирь.
Церковью установлены дни Вселенского поминовения усопших, которые называют родительскими субботами. В такие дни нужно придти в храм, чтобы молитвенно помянуть наших близких.

Посещая кладбище, мы возжигаем свечу и читаем «Чин литии, совершаемый мирянином». Поминальную трапезу с алкогольными возлияниями на кладбище Церковь не приветствует.

Среди нецерковных людей считается, что на кладбище обязательно нужно побывать на Пасху и на Троицу. Это заблуждение. От Пасхи до Радоницы (вторник второй недели после Пасхи), по православным традициям, кладбище не посещают. Также Церковь не рекомендует бывать на кладбище в первую неделю Великого поста, на Страстной седмице, в Рождественский и Крещенский сочельники.

По мере возможности следует подавать милостыню за усопших – нищим, нуждающимся, на храм, на монастырь.

Здесь не случайно перечислены лишь те действия православного христианина, которые связаны, прежде всего, с молитвой. Только молитвой мы теперь можем участвовать в жизни наших близких, только молитвенными обращениями к Господу мы можем выразить нашу любовь и память. И только молитва поможет нам утишить нашу скорбь. Это знают те, кто ощутил на себе «благодатную силу заупокойной молитвы».

Нужно еще знать, что Господь «лучше слышит» молитвы «своих». А своим для Господа может стать любой, кто этого захочет и начнет воцерковляться.

Р.Б. Галина Руссо , педагог-катехизатор храма

(10 мин)

Вы сегодня хороните тело близкого и дорогого для вас человека. Душа его уже далеко отсюда. В каком она состоянии и где, мы не знаем, хотя все на полном автомате произносим пожелание «Царство ему небесное». Произносят почти все, даже те, кто напрочь не верит в это Царство и в существование Неба с большой буквы. Не факт, что душа умершего будет направлена именно туда. Но можно помочь ей туда попасть. Душа умершего прекрасно себя сознает и сейчас реально жива. Не менее жива, чем душа каждого из нас, даже если многие из вас в это не верят. В исключительных случаях, Бог допускает души даже находиться во время похорон рядом со своим гробом. Но без тела, она не может измениться и будет тем, чем слепила себя при жизни в теле. В данный момент, она весьма нуждается в помощи тех, кто ее любит. Ведь она сейчас в ожидании суда предвечного существования в новом и непривычном мире, в котором она будет жить до воскрешения в новом теле. Давайте поможем ей в этом.

Что может помочь душе?

Ходатайство.

По вере христиан, не только православных, но и католиков, душа после смерти приходит на частный суд, где определяется ее участь до Последнего Суда, который иногда называют Страшным. Судить будет Судья – Христос. Причем, «адвокатами» на Суде могут быть, как души умерших праведников, если им есть что доброе замолвить за душу, так и оставшиеся на земле и любящие ее люди, которые могут в молитвах стать ее ходатаями. И такое заступничество принимается Богом, поскольку является актом любви. Даже земные власть имущие правители смягчались в осуждении при массовом и сердечном заступничестве любящих осужденного. А тем более, Бог, который есть Любовь, примет ваше заступление и ходатайство. Только оно должно быть от сердца, а не для ощущения выполненного долга.

Жертва.

Если умерший даже на ваш взгляд был не сильно верующим, и святым его сложно назвать, то молитву стоит подкрепить пожертвованием. Дело в том, что высшее проявление любви – в жертвенности. Любовь к своему отпавшему и грешному творению Сын Божий продемонстрировал, принеся Себя в жертву. Вы сами интуитивно понимаете, как проверить искренность и силу своей любви к кому-то. Достаточно задать себе вопрос: готов я ради сохранения его или ее жизни, отдать свою жизнь? И честный ответ на этот вопрос будет для вас показателем качества вашей любви. За друга или родственника многие отдадут жизнь, но за соседа или бомжа с улицы – вряд ли.

Сегодня никто не просит от вас жертвы вашей жизни за душу. Пожертвуйте материальные блага нуждающимся, прося у Бога рассмотреть это как жертву за умершего. Но это должна быть жертва. Жертва – всегда существенна. Это не подачка старой одежды или мелкой налички. Жертва – это когда придется отказаться от чего-то в удовлетворении ваших привычных потребностей хотя бы в текущем месяце. В этой жертвенности не должно быть ничего от тщеславия и получения хотя бы минимума позитивной оценки окружающими. Только чтоб знали мы и Бог. Такая жертва Ему угодна. Жертва тщеславия принята не будет, а станет в осуждение жертвователю.

Подвиг.

В Патерике есть случай умершего эконома монастыря, лицо которого почернело после смерти. Настоятель сразу понял, что бывая в миру по делам монастыря, монах впадал в серьезные грехи и скрывал их. Милосердуя об этом брате, и понимая, что он своим образом служения монастырю оградил остальных от тех же соблазнов, он призвал всех монахов взять на себя подвиг для спасения души эконома. Братья вместе с настоятелем жестко постились три дня, не вкушая ничего, кроме простой воды и брата не хоронили. И на третий день лицо его начало светлеть. Поступок настоятеля и монахов – это 3 в 1. И ходатайство, и жертва, и личный подвиг для спасения от ада и осуждения души умершего.

Кстати, и поминки делаются постными и без водки именно по этой причине. Это своеобразный небольшой подвиг за умершего всех поминающих его, отказавшихся от богатого и сытного обеда.

Бывает так, что близкие чувствуют тяжесть на душе после смерти, от того, что что-то не простили, или не оказали милость умершему, или спровоцировали его на грех в любой форме. Бывает тяжесть и от опасений за посмертную участь души за не совсем благочестивую жизнь. Тогда подвиг будет уместен, если соединить его с молитвой за умершего. И Господь пошлет облегчение, в зависимости от степени вашей искренности и веры в молитве.

Кто может помочь?


Лучше всего может помочь тот, кто сильнее любит. Запомните это навсегда. Эта истина абсолютная.
Вот вы позвали священника, в надежде, что он чем-то поможет умершему. Он конечно же выполнит обрядовую часть максимально добросовестно. Но он не знал и не любил этого человека. Даже как простого ближнего, которого он хотя бы раз в жизни видел. Как священник, он сделает все возможное. И его действия, если вы умом присоединитесь к словам его молитв и вознесете их к Богу через сердце, помогут душе умершего, понуждая молиться даже тех, кто этого не умеет и никогда этого не делал. Но качество этих молитв самих по себе невысоко. У них есть другое достоинство – это их коллективный характер. Главное, чтобы каждый старался действительно молиться, а не думать, что это дело священника, а он должен добросовестно дождаться, когда весь этот обряд закончится.

Потому, обращаюсь к тем, кто любит и будет долго помнить. Молитесь сами, своими словами. Просите Бога простить такому-то (не добавляйте «раба Божьего», если сам умерший себя таковым не считал) его грехи, совершенные сознательно и по незнанию. Просите об избавлении от ада и от мучения страстями. И при молитве вспоминайте умершего умозрительно, вкладывая в слова молитвы все свое сердце. Не ищите по молитвословам специальных молитв об упокоении, не вычитывайте специальные каноны и акафисты. То, что написали другие, да еще на языке, на котором вы не думаете, не ляжет вам на сердце и не принесет никакой пользы душе умершего. Если вам удобнее по молитвослову, пожалуйста. Главное делайте это как только поминаете умершего, не привязываясь к пребыванию в храме или перед иконами.

Не надо подавать записки во все подвернувшиеся храмы. Помянники в монастырях и при храмах читают бегло, только просматривая их. Толку от таких молитв практически никакого. Ведь в этом вычитывании нет любви, одни обязательства это делать за деньги. Жертва, конечно, будет принята. Но при отсутствии в ней любви и подвига, цена ей невелика.

Принесите жертву любви умершему искренней молитвой, и результат для него на том свете будет самый действенный.

Что является сейчас бесполезным и отчасти вредным?

Никакие избыточные действия родственников в отношении тела умершего: богатые поминки, дорогостоящие гроб, памятник, или даже склеп, не оказывают влияние на состояние умершего. Это все имеет смысл только для живых. Они, конечно, могут выражать любовь к умершему, а могут быть и моментом тщеславия (тщеславие – это зависимость от мнения окружающих). Будет стоять просто крест с оградкой или мраморный склеп, – для умершего нет никакой разницы. А для вас все будет определяться силой веры в загробную жизнь или ее отсутствием . Если вы в нее не верите, то дорогое надгробие – это жирная точка на умершем. Т.е., он здесь, под плитой, и больше – нигде, и это место его оплакивания. Люди приходят к могиле «поговорить» с умершим, поскольку отождествляют любимого им человека с похороненным телом. Такой человек живет не молитвой за душу умершего, а своими воспоминаниями о нем живом, и печалью о его утрате. И он больше жалеет себя в этой печали, и может вообще не заботиться о душе умершего.

Если же молитва о душе умершего на первом месте, и нет мотивов тщеславия в увековечивании памяти, то любое надгробие при любом достатке будет уместно. Это значит, что есть вера в загробную жизнь, и человек отождествляет умершего с его ныне живой душой, находящейся в ином мире. Этот та форма любви, которая дает спокойную смерть любому человеку, осознающему ее приближение. Ощущение такой любви дает уверенность, что его не оставят без поддержки и после смерти. А вот наличие на своей могиле дорогого памятника никак поддерживать не будет. Лично я променял бы упокоение в дорогом склепе, с бесконечными посещениями для печали и слез моими родственниками, на нахождение тела в безымянной братской могиле, но с несколькими сердечными молитвами любящих меня о моей душе. Даже если они находятся за тысячи километров и не знают места захоронения тела.

В оптимальном случае, лучше на могиле простой крест, но большой монумент из ваших сердечных молитв. Это значит, что вы правильно почтили тело, но продолжаете заботиться о душе . И такая забота вас самих будет менять к лучшему, поскольку это угодно Богу. И там где даже не будет хватать вашей веры, ее дополнит ваша любовь. Аминь.

Данная статья содержит: молитва об умершем чтобы попал в рай - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.

Все христианские конфессии говорят о том, что даже после смерти человека, его душа продолжает жить. Поэтому принято считать, что для Бога все люди живы. Выстроив логическую цепочку, можно прийти к заключению, что молитвами просить у Бога за живых или мёртвых - это не грех.

Нужно ли и как молиться за усопших? В своё время Иисус рассказывал историю о том, как богач после смерти попал в ад, а Лазарь в рай. Каждый из них получил «награду» по заслугам. Богач всю свою жизнь нарушал библейские законы, и тем самым угодил в ад, где ему придётся отвечать за содеянные грехи.

В свою очередь Лазарь, был противоположным богатею человеком, поэтому он заслуженно был отправлен в рай. Поэтому многие люди считают, что только жизненные поступки могут определить, куда попадёт душа. А все молитвы за умерших - это всё выдумки людей.

С другой стороны, как говорилось ранее, для Бога не существует разделения на мёртвых и живых. Поэтому он должен оберегать, как первых, так и вторых. Если следовать такой логике, то можно сделать вывод, что все молитвы за усопших действительны и необходимы. Таким образом, родные просят Бога быть снисходительным перед умершим и предоставить ему хорошие условия в ином мире.

Искренняя молитва поможет

Всё же, так или иначе, церковь молится об усопших, поэтому говорить, что это бесполезно, нельзя. Служители Бога утверждают, что самый полезный промежуток времени для молитвы, это первые 40 дней после смерти. Это вовсе не означает, что родные должны сутками напролёт молиться первый месяц. Но в то же время нельзя игнорировать молитву и забывать об умершем человеке. Ведь с помощью молитвы, человек может помочь душе, которая по-прежнему остаётся жить, даже после смерти плоти.

Популярные молитвы за покойных

Как молиться за усопших? Первый способ - это молитва обрядовая, внешняя или, как её ещё называют, законническая. Второй способ - это искреннее, покаянное и жертвенное прошение. К большому сожалению, первый способ чаще всего преобладает, поэтому молитву подменяют её формой. По незнанию именно первую молитву называют обращением к Богу. Но это неправильно.

Не бойтесь и не стесняйтесь задавать вопросы служителям церкви, ведь в этом нет ничего постыдного или зазорного.

Все походы в Церковь, стояние там и обычный ритуал - «дай-ка поставлю свечку» ничего не изменят. Да, это тоже важно, но ко всему этому нужно помолиться, послушать пение, покаяться в своих грехах. Если Вы искренне хотите помолиться за покойного, лучше всего обратитесь к служителю Церкви. Он обязательно поможет Вам и скажет, как правильно молиться за усопших. В этом случае Вы будете уверены в том, что сделали всё верно.

Однозначного ответа на то, можем ли мы чем-то помочь усопшему, не существует. И когда и как молиться за умершего, решают сами его родные. Однако верующие христиане должны сделать множество обрядов и действий с покойным, чтобы он обрел спокойствие в ином мире. Одним из самых главных пунктов такого действа и является молитва за усопшего. Таким образом, родной или близкий человек, просит Бога подарить душе умершего спокойствие и направить его в рай. Все люди грешны, поэтому каждый из нас имеет причины попасть в ад.

Однако есть грехи, которые не должны прощаться, а есть те, на которые «можно закрыть глаза». Во втором случае, душе умершего необходимы молитвы. Ведь именно с помощью них человек после смерти сможет получить хорошие условия и освободиться от своих грехов, совершенных на земле.

Еще с глубокой древности все молятся за умерших людей, и этот благочестивый обычай сохраняется по сей день.

Мы можем видеть подобные молитвы уже в литургии апостола Иакова. А это - лишь очередное доказательство того, что подобные вопросы волновали людей и много веков назад.

Что же побуждает столь многих молиться за усопших? Следуя слову Иисуса Христа, люди должны любить своих ближних, как себя самих, поэтому в молитве проявляется величайшая любовь. Она сокровенная и бескорыстная. Умершим очень дорога эта любовь, потому что она приносит помощь. Говорят, что крайне безжалостны люди, забывающие о покойниках.

Нередко некоторые ставят безумно дорогие памятники, могилы обсаживают деревьями и цветами, хранят личные вещи усопших людей. Но необходимо ли умершим это? О такой ли памяти они мечтали? Это больше напоминает то, как если бы умирающему от голода и жажды принесли цветы вместо хлеба и воды. После смерти почившим нужна только наша искренняя молитва и ничего больше. В молитве нужно просить об упокоении души и это будет самое лучшее для тех, кого уже нет в нашем мире.

Как молиться за покойных: комментарии

Комментариев - 4,

Только с возрастом понимаешь насколько это важно, молиться за умерших, чтобы Господь помиловал их души.

Ко мне это понимание пришло лишь недавно, когда я почитала о мытарствах новоприставленной души, честно говоря меня обуял ужас.

Поэтому теперь всегда поминаю в домашних молитвах и в церкви своих родных, близких и даже мало знакомых людей. А также в дни особого поминовения раздаю милостыню и посещаю кладбище. Надеюсь Бог простит им их грехи и дарует покой.

Здравствуйте, у меня такой вопрос к вам! Моей маме снится дядя он умер как пол года назад,постоянно снится ей,не как не оставляет в покое,пожалуйста скажите что нужно делать?

Во сне приходит,надо вспомнить что он хочет. его душа скорее всего не отошла в мир иной, есть какие то дела не доделанные.Лучше сходите к батюшке в церковь, это нешутки

Боже спасибо тебе за все! ! ! слава отцу и сыну и святому духу АМИНЬ СЛАВА ТЕБЕ БОЖЕ НАШ СПАСИТЕЛЬ!

Что сделать, чтобы душа умершего близкого человека попала в рай?

В Исламе вы читаете "дуа" за усопшего, в Христианстве наверняка тоже есть подобные молитвы, но в первую очередь поступки человека при жизни, сколько бы не молились живые если при жизни усопший грешил и вел себя аморально никакая молитва здесь не поможет. Даже если бы человек всю жизнь молился за усопшего он не отмолил бы даже его правого глаза. А Всевышний знает лучше.

Никто из живущих, не может изменить судьбу умершего человека, ибо он сам её выбрал и сам прожил свою жизнь так, как хотел. После смерти невозможно ничего изменить. Так, по крайней мере, говорится в Библии.

Насколько знаю сейчас, надо заказать сорокоуст за упокой после смерти близкого человека. И до 40 дней, желательно до 9 дней после смерти заказать несколько сорокоустов за упокой в разных храмах. Чем больше закажете- тем лучше. Чем больше за душу будут молиться- тем лучше.

Первые 9 дней душа умершего пребывает в раю, смотрит на тех, кто попал в рай. А после 9 дней до 40 дней после смерти душа находится в аду, ей показывают ад. И надо за душу молиться, чтобы Бог отправил умершего в рай.

На 9 дней родственники устраивают поминки и за столом надо произносить молитвы за умершего. Перед каждым блюдом надо молиться. За столом надо говорить "Царствие небесное" и произносить имя умершего. И говорить об усопшем только хорошее, вспоминать все хорошие дела.

На 9 дней еще заказывают панихиду по умершему в церкви.

И все дни с 9 по 40 день после смерти близкого человека надо молиться за душу усопшего, чтобы она попала в рай.

В православной традиции есть много молитв, которые призваны облегчить посмертную участь души. А попадает она в те слои тонкого мира, которые заработала при жизни.

Поскольку родственники связаны с ушедшими, являются их продолжением на Земле, то потомки способны вымолить умерших.

Молитва практикуется как личная келейная, так и заказ служб в храме (панихида, на проскомидию, неусыпаемая псалтырь). Также от имени умершего подается жертва.

Ну а узнать, где находится душа, как минимум сложно. Нам этого знать не дано, есть данные о том, что православным подвижникам иногда открывается такая информация, ну а простым смертным остается надеяться и молиться.

Протестанты говорят что для этого человеку необходимо покается, при жизни, перед смертью и перед свидетелями, православные думают что можно просто отпеть, как в принципе и католики, на чем и зарабатывают. В остальных религиях рая вообще не существует, поэтому уверен что придуманная людьми идеалистическая модель с раем, есть не что иное как игра на человеческих слабостях.

Молитва об упокоении души усопшего

Что делать, когда умирает родственник, друг или самый близкий человек? Давайте поговорим, как нужно правильно молиться об усопшем, какие благочестивые традиции в православии существуют. Но для начала мы уясним: был ли усопший христианином, православным верующим, крещеным или он иноверец. Это очень важно. Молитва об упокоении бывает церковная и домашняя. В храме можно подавать записки, как на литургию, так и на панихиду. Но следует писать только крещенных, причем тех, кто при жизни не отвергал Бога никоим образом (в том числе и самоубийством).

Если усопший некрещен

Как мы говорили выше, в храме можно подать записку только за крещеных. Что же делать, если близкий человек ушел в мир иной без креста? Никто не запрещает молиться дома. Старцы и современные священники говорят об этом: «Молитва об упокоении некрещеного разрешается, но подавать записки в церкви нельзя». Так где же гарантия, что усопший будет принят Богом?

Есть одна история про святого Уара (православного христианина), который был зверски убит. Некоторое время куски его тела никто не собирал с земли, чтобы похоронить. Но одна добрая женщина увидела растерзанное тело святого, аккуратно собрала останки и похоронила в склепе, приготовленном для родственников, несмотря на то что она и ее родные исповедовали совершенно другую религию. А захоронение в семейном склепе – это великая честь. Благодетельница увидела во сне святого Уара, он благодарил ее за то, что похоронила его тело. Святой поведал ей: он ходатайствовал перед Богом за ее умерших родных, теперь они в раю.

Кому – рай, а кому – ад

В разных религиях есть понятия рая и ада, но вот трактуют, представляют себе все по-разному. Только православная церковь может дать ответ, кому суждено в рай попасть, а кому быть в геенне огненной. Откройте Евангелие: Иисус Христос при жизни отвечал на вопросы людей, учил апостолов. Несмотря на то что множество ответов даны в притчах Самим Господом, там можно прочесть, за какие грехи люди могут попасть в ад, а чему подобно Царство Небесное.

Для чего мы завели разговор о Евангелии, об аде и рае? Потому что душа усопшего уходит навсегда в другой мир, она вечна. И ее судьба может зависеть не только от него самого, но и от усердных молитв близких. Поэтому, если вам дорог умерший, нужно помнить о нем. Молитва об упокоении души читается как своими словами, так и по молитвослову. Есть в утреннем правиле у благочестивых христиан среди других молитв прошение об упокоении, где нужно перечислить имена родителей, сродников (родственников всех поколений), благодетелей (тех, кто вам при жизни помог, молился за вас), всех православных христиан.

Если человек только умер

Кто такой новопреставленный? С первого дня смерти и по сороковой день душа умершего считается новопреставленной. Но это означает не только то, что он «новичок» в загробном мире, но еще в этот период решается его будущая учесть. Поэтому молитва об упокоении души новопреставленного должна быть, так сказать, усиленной. Что имеется в виду? Во-первых, обязательно попросите священника провести отпевание на третий день. Во-вторых, христианин читает Псалтирь в течение 40 дней. В этой книге царь Давид поет псалмы Богу, восхваляет Его и просит прощения за свои страшные злодеяния. Вот уже более 2000 лет Псалтирь является учебником истинного покаяния.

Далеко не каждый человек знает, как нужно просить у Бога прощения за свои грехи. Царь и псалмопевец Давид оставил после себя уникальный «учебник». Читать Псалтирь можно не только во время болезней, скорбей за себя, за других, но и за усопшего. В-третьих, следует подавать записки на панихиду и литургию.

Поминки или повод выпить?

К сожалению, со времен язычников в наши дни пришли поминальные обычаи, которые идут вразрез с православными традициями. На самом деле при застолье не следует пить водку, тем более ставить стопку рядом с портретом покойного – это все неправильно. Если хочется проводить покойного по-человечески, следует читать про себя или вслух православные молитвы об упокоении. Господь принимает искренние молитвы от родных покойного, а за стопку водки может последовать наказание, ведь такое действие – большой грех.

Рекомендуется приглашать к столу не толпы гостей, желающих покушать, поболтать и выпить, а благочестивых людей, нищих, обездоленных, кто мог бы помолиться за новопреставленного. Желательно на стол ставить кутью (отварной рис с изюмом) и хотя бы какой-нибудь сок. Вместо стопки с водкой у портрета должна быть свечка или лампадка и икона Спасителя (если умер мужчина) или Божией Матери (если женщина).

Что происходит с душой новопреставленной?

Знаете, зачем так важна молитва об упокоении? Потому что душа умершего беззащитна. Когда она покидает тело, ей видимо уже то, что не видит человек живой. Будучи в теле, человек не видит иной мир, но может ощущать его. Например, чувствует страх, тревогу, потому что бесы невидимо его атакуют, он может молиться Богу словами молитвы «Да воскреснет Бог…», прочитать 90-й псалом, “Отче наш” или своими словами. Но когда душа высвобождается, словно выходит из защитной брони, то она в опасности. Только молитва об упокоении (от живых людей) поможет избавиться от уже видимых бесов и позвать на помощь ангелов, святых.

В течение трех дней душа находится на земле, она может посетить любимые места, быть рядом с близкими людьми или находиться рядом со своим телом. На третий день она отправляется на Небо для поклонения Богу. Путь этот очень тяжелый для грешников, но легкий для праведников и тех, кто исповедался и причастился перед смертью. На шестой день душа спускается в ад, чтобы видеть, что там происходит. Затем по 40-й день проходит мытарства. Это своего рода экзамен, суд, где грехи человека обличаются, читаются бесами. Если человек сильно повинен, то бесы могут его утащить в ад. Поэтому очень важно, чтобы читалась молитва об упокоении души усопшего. Православная Церковь на то и существует, чтобы учить всех людей, готовить к вечной жизни. Если бы это все было мифом, то не было бы и Церкви, которая существует, несмотря на жестокие гонения.

Каким образом действует молитва?

Стоит для начала отметить, что во все времена святые отцы и священники говорили, что самая крепкая и близкая связь с родными (живыми и усопшими) – через молитву. Когда просишь Господа за родного человека, то становится легче и просящему, и тому, за кого просят. Молитва об упокоении души умершего не менее действенная, чем за живого человека. Господь ждет, когда мы будем искренне просить друг за друга. Он слышит просьбы.

Добрые дела

Например, если человек молится за умершего любимого примерно так: «Господи, он не успел покаяться перед кончиной, прости его, пожалуйста! Но пусть Господи будет Твоя воля, а не моя» или «Господи, подам сейчас нищему хлебушка и яблочко, прими мою молитву об упокоении раба Твоего (имя)».

Последний вариант говорит о том, что следует раздавать нищим и обездоленным пищу, одежду, помогать в делах немощным. Пусть это будет в знак ходатайства за душу усопшего. Но помните, что дела должны совершаться искренне, с любовью, с желанием помочь, а не ради только усопшего. Богу нужна искренность, а не «надобность».

помогает умершим молитвы живых попасть в рай?

Повторяет вслед за дьяконом:

«Со святыми упокой! »

Что усопшие сейчас

Слышат каждое прошение,

И. конечно, видят нас?

Кто в раю, а кто во мгле.. .

И блажен, о ком помолятся

Со слезами на земле!

После милости и слез,

Души умерших в объятия

Принимает Сам Христис.

Особенно повторение Харе Кришна Маха Мантры.

Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе

Будь милостив молю к ТЕБЕ ГОСПОДЬ! можно прошу ТЕБЯ.

Освобождение даруй, ушедшим душам в мир иной.

Моим родным и близким, подругам и друзьям, знакомым мне и не знакомым тоже.

Пусть все грехи их прошлые, сгорят в ОГНЕ ТВОЁМ!

Чтоб путь дальнейший был их весь.

ТВОИМ СИЯНЬЕМ ОЗАРЯЕМ СВЕТА!

Чтоб не мешало им не что.

В их новой уже жизни.

И воспевали, восхваляли что бы БОГА!

Все, всегда, визде, во всём, за всё.

От жизни, к жизни!

Третью строчку если хотите, не читайте. Спасибо.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться Вас на нашу группу Вконтакте Молитвы на каждый день. Так же посетите нашу страничку в Одноклассниках и подписывайтесь на ее Молитвы на каждый день Одноклассники. «Храни Вас Господь!».

Терять близкого, родного сердцу человека – это, наверное, самое страшное, что может произойти в жизни. Говорят, что нет ничего ужаснейшего, чем родителям хоронить своих детей. Но это только отчасти так. Ведь разве не больно прощаться с бабушками, дедушками и другими родственниками. А боль от потери папы или мамы также ничем не унять.

Многие думают, что время лечит, но это неправильное утверждение. Просто затупляется чувство одиночества и пустоты без этого человека, наша жизнь наполняется другими мыслями, бытовыми делами, но нехватку близкого ничем не заполнить.

Молитва за упокой души усопшего

Конечно, когда умирает кто-то, то не хочется принимать, понимать этого. Но помните, что наши чувства не дают умершему спокойно отойти в мир иной. Ведь душа его не может найти свое место, она первые дни просто витает в пространстве. Поэтому, хоть как бы нам ни было больно, нужно помочь покойному.

Что мы можем сделать для усопшего:

  1. Заказывайте литургии и панихиды в церкви.
  2. Помяните его на 9-ый и 40-ой день. Именно в эти дни душа покойного предстает перед Господом.
  3. Молитесь дома за упокой души усопшего до 40-ого дня. Потому, как этот день – день Страшного Суда над душой, после которого будет определена судьба загробная – попадет ли покойный в рай или в ад.

Помните, что молитва за упокой новопреставленного очень важна особенно в первые 40 дней после его смерти. Но не забывайте молиться за родного человека и по прошествии этого времени. Заказывайте служения за душу умершего в храме и молитесь дома, это поможет вам справиться с горем.

«Господи Иисуси, прими ты душу раба своего (имя покойного), отпусти ему все грехи его малые и большие, и прими в рай. Как намучался он в жизни своей, как устал страдать и печалиться на земле этой, так пусть же теперь он покоится с миром и спит вечным сном. Убереги его от огня адского, не допусти чтобы к демонам он попал и к дьяволу на растерзанье. Во имя Отца, и Сына и Святого Духа. Аминь.»

Молитва упокой Господи душу усопшего

Душевная рана от потери близкого человека никуда не исчезнет, даже через 5-10 лет после смерти. Но первые дни она «кровоточит». Ведь в этот период мы не можем принять тот факт, что больше не увидим умершего, не поговорим и не обнимем. Поэтому каждое утро, когда вы обращаетесь к Богу, не забывайте о мольбе за родственника, которого больше нет с вами рядом.

Но, если вам не под силу молитва за упокой души умершего, то хотя бы своими словами просите Бога об упокоении новопреставленного. Главное, чтобы это было искренне, от души.

Конечно, люди всё могут пережить, но самой страшной будет жизнь без самых близких людей – родителей, детей. Когда родители хоронят своих деток, это невыносимая боль. Но они ведь сильные и смогут выдержать, хоть как бы сложно ни было.

А вот, когда дети остаются сиротами, это ужасно. Ведь они остаются совершенно одни в этом жестоком мире. Их больше никто не похвалит и не поцелует, никто на них не покричит и не поможет. Хоть как-то пережить им это горе поможет молитва за упокой души родителей.

Ведь, когда мы обращаемся к Всевышнему с мольбами о ком-то или о чем-то, мы помогаем не только этим людям, но и себе. Молебны – это «разговоры» с Господом. Они дают силы пережить горести, успокоиться. Когда вы молитесь, вы просите умиротворения душе покойного и сами обретаете душевное спокойствие.

«Господи Иисусе Христе, Боже наш! Ты - сирых хранитель, скорбящих прибежище и плачущих утешитель. Пpибeгaю к Тебе аз, сирый, стеня и плача, и молюся Тебе: услыши моление мое и не отврати лица Твоего от воздыханий сердца моего и от слез очей моих. Молюся Тебе, милосердый Господи, утоли скорбь мою о разлучении с родившим и воспитавшим мя, родителем моим (имя); душу же его, яко отшедшую к Тебе с истинною верою в Тя и твердою надеждою на Твое человеколюбие и милость, приими в Царство Твое Небесное.

Преклоняюсь пред Твоею святою волею, еюже отъят бысть у мене, и прошу Тя, не отыми точию от него милости и благосердия Твоего. Вем, Господи, яко Ты, Судия мира сего, грехи и нечестия отцев наказуеши в детях, внуков и правнуков даже до третьяго и четвертаго рода: но и милуеши отцев за молитвы и добродетели чад их, внуков и правнуков.

С сокрушением и умилением сердца молю Тя, милостивый Судие, не наказуй вечным наказанием усопшаго незабвеннаго для мене раба Твоего, родителя моего (имя), но отпусти ему вся согрешения его вольная и невольная, словом и делом, ведением и неведением coтвopeннaя им в житии его зде на земле, и по милосердию и человеколюбию Твоему, молитв ради Пречистой Богородицы и всех святых, помилуй его и вечныя муки избави.

Ты, милосердый Отче отцев и чад! даруй мне, во вся дни жизни моея, до последняго издыхания моего не преставати памятовати о усопшем родителе моем в молитвах своих, и умоляти Тя, праведнаго Судию, да вчиниши его в месте светле, в месте покойне, со всеми святыми, отнюдуже отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание.

Милостиве Господи! приими днесь о рабе Твоем (имя) теплую молитву мою сию и воздай ему воздаянием Твоим за труды и попечения воспитания моего в вере и христианском благочестии, яко научившему мя первее всего ведети Тя, своего Господа, в благоговении молитеся Тебе, на Тебе единаго уповати в бедах, скорбех и болезнях и хранити заповеди Твоя; за благопопечение его о моем духовном преуспеянии, за тепле приносимыя им о мне моления пред Тобою и за все дары, им испрошенные мне от Тебе, воздай ему Своею милостию, Своими небесными благами и радостями в вечном Царствии Твоем.

Ты бо еси Бог милостей и щедрот и человеколюбия, Ты покой и радость верных рабов Твоих, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.»

Живите долго и счастливо, и пусть печали и горести проходят ваш дом стороной.

Да храни Вас Господь!

Смотрите так же и видео о заупокойной молитве.

Мир невидимый не изолировать от мира видимого. Между тем и другим существует общение. Никто из нас не может отрицать возможности полного общения между живыми и умершими, и это нам подтверждают и Евангелие, и Церковь, и собственный опыт. Они сообщают нам многочисленные примеры действительного общения между живыми и умершими, примеры взаимной памяти, взаимной молитвы, заботливости и помощи.

Тайна посмертного существования, или о том, что происходит вслед за смертью

О том, что душа испытывает, чувствует и видит в ином мире

В каком же состоянии бывают тело и душа человека после смерти?

Тело человека по разлучении с душой возвращается в землю, из которой взято оно, и там разлагается на свои составные начала. Так учит Священное Писание. Такая ясная истина не требует более никаких доказательств и подтверждений. Опыт показывает, что тело человека после того, как бывает оставлено душою, нередко еще прежде положения его в могилу предается тлению и разрушению. Впрочем, из всего общего людям жребия, некоторые избраннейшие человеки Божии – святые – исключаются: их тела и кости, проникнутые благодатью Святого Духа, и в могиле процветают нетлением. Таковы мощи святых: они как сосуды, полные благодати Божественной. Не только сами не тлеют, но и врачуют всякие телесные и душевные недуги людей, притекающих к ним с верою. Такова участь тел человеческих вообще и в частности тел избранных Божиих!

Что происходит с душою?

Душа человека, оставив тело, возвращается к Богу – своему Виновнику и Первообразу, от Которого она получила бытие, и сохраняет там свою самостоятельность, жизнь и деятельность, потому что она бессмертна. Что душа человеческая бессмертна, в этом не сомневаются не только христиане, руководствующиеся законом откровенным, в котором с особенной ясностью и полнотою раскрывается несомненная истина бессмертия, но и язычники, руководствующиеся законом естественным и собственными убеждениями разума. Что же делается с душой в это время? Где она бывает? По учению Православной Церкви, душа человеческая, по разлучении с телом: 1) проходит воздушные мытарства, 2) испытывает суд над собой, который называется судом частным, и 3) после этого суда блаженствует или мучится, смотря по делам своим.

Воздушные мытарства есть ни что иное, как преграды, противопоставляемые злыми духами душе, идущей на небо. Душа, как образ и подобие Божие, по разлучении от тела стремится на небо к своему Первообразу. Злые духи, живущие, по словам св. апостола Павла, в воздушном пространстве, душе, идущей на небо, делают преграду, т. е.: задерживают ее и, как судьи какие, обличают, представляя ей все грехи, содеянные от самого детства до последнего издыхания, и требуют от души удовлетворения себе за то, что составляет как бы их собственность, – за грехи. Тогда Ангелы, сопровождающие душу, защищая ее от нападений злых демонов, воспоминают все доброе, сделанное душой, и чего недостает против грехов, противопоставляют им молитвы святых и Церкви. Если, по исчислении Ангелами и демонами всех дел души, останется более грехов, нежели добродетелей, то злые духи радуются и как бы приписывают ее к своему сонмищу, но не увлекают тотчас к себе, потому что душа должна рассчитаться за все свои грехи, и, следовательно, пройти все мытарства, и должна услышать себе приговор от Бога, Который Один есть Законоположник и Судия. Если же Ангелы на мытарствах выставят больше добра со стороны истязаемой души, то демоны с воплями отпускают душу, и она, руководимая Ангелами, идет далее. Таким образом проходит многочисленные мытарства, и на каждом из них злые духи обличают ее в особенных грехах, а Ангелы противополагают им соответственные добродетели с присовокуплением молитв святых и Церкви. Наконец Ангелы снова приводят душу на поклонение Владыке Господу, и Он изрекает ей Свой суд.

Этот суд называется частным судом потому, что здесь судятся не все люди вдруг или вместе, но каждый отдельно. Его необходимо должен принять каждый человек, потому что настоящая жизнь наша есть время сеяния, и смертью оканчивается наше сеяние и начинается наша жатва: что здесь мы посеем, то там – за гробом – пожнем. Что будет частный суд, это видно из многих мест Священного Писания: св. апостол Павел говорит: «Человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9, 27). На этом суде Мздовоздаятель изрекает душе приговор – или награды, или наказания смотря по делам, добрые ли они, или худые.

После этого приговора души праведных блаженствуют, а души грешных мучатся. Первые переходят к радости, а последние – к печали и скорби. Впрочем, ни души праведных не получают полного блаженства, ни грешные не предаются полным мучениям, потому что совершенное блаженство или совершенное мучение каждый получит после общего для всех воскресения, когда душа соединится с телом, в котором жила добродетельно или порочно.

Вы видели, что тело наше тленно: оно некогда разрушится и истлеет в земле, а душа, напротив, будет жить вечно: она бессмертна, и будет проходить, по разлучении от тела, воздушные мытарства и испытывать частный суд Божий, состоящий в предназначении или награды, или наказания. Не станем же украшать наше тело многоценными и пышными одеждами и удовлетворять его прихотям и наклонностям, так часто беззаконным и пагубным. Позаботимся лучше о бессмертной душе нашей и украсим ее драгоценным бисером правоты и милосердия, да безбедно пройдем воздушные мытарства, на которых да избегнем ухищрений и порицаний злых демонов, и, представ на суд пред Мздовоздаятелем, да сподобимся услышать от Него приговор награды.

О Спасителю наш! Когда придет страшный час разлучения души нашей от тела, прими ее тогда в пречистые руки Твои и сохрани от всех бедствий ненаветну, да не узрит она мрачных взоров лукавых демонов, да прейдет спасена все мытарства и да сподобится услышать от Твоего милосердия приговор награды. О Спасителю наш! Хотя мы грешники, но в покаянии твердо веруем получить это от Твоего человеколюбия и милосердия. Аминь.

Свящ. Гавриил Делицын.

Объяснение третьего, девятого, сорокового дней после смерти

Святая Церковь молится постоянно о всех преждепочивших отцах и братиях наших; но она совершает также особое молитвенное поминовение о каждом усопшем отце и брате нашем, по нашему благочестивому желанию и вызову.

К частному поминовению умерших относятся: третины, девятины, сорочины и годовщина.

Третий день

Поминовение усопших в третий день после смерти есть предание апостольское. Оно совершается, во-первых, потому, что скончавшийся крещен был во имя Отца и Сына и Св. Духа, Бога единого в Троице, хранил невредимою веру, принятую во Святом Крещении, и так как он в течение жизни молился об отпущении грехов Единому в Троице Богу, то и по преставлении его Святая Церковь творит о нем поминовение в третий день; во-вторых, потому, что он сохранил три богословские добродетели, служащие основанием нашего спасения, именно: веру, надежду и любовь; в-третьих, потому, что существо его имело тройственный состав – дух, душу и тело, которые согрешают вместе и потому, по переходе человека в загробный мир, требуют очищения от грехов.

Кроме такого богословского значения поминовения усопших в третий день, оно имеет еще значение таинственное, касающееся загробного состояния души. Когда св. Макарий Александрийский просил Ангела, сопровождавшего его в пустыне, объяснить ему значение церковного поминовения в третий день, то Ангел отвечал ему: «Когда в третий день бывает в церкви приношение, тогда душа умершего получает от стерегущего ее Ангела облегчение в скорби, которую чувствует от разлучения с телом, – получает потому, что славословие и приношение в церкви Божией за нее совершено, от чего в ней рождается благая надежда, ибо в продолжение двух дней позволяется душе, вместе с находящимися при ней Ангелами, ходить на земле, где хочет. Посему душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня, как птица, ища себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день «Тот, Кто Сам воскрес в третий день из мертвых, повелевает, в подражание Его воскресению, вознестись христианской душе на небеса, для поклонения Богу всяческих».


Девятый день

В девятый день Святая Церковь совершает молитвы и Бескровную Жертву об усопшем, также по преданию апостольскому. Она молит Господа, чтобы душа усопшего удостоилась быть причтенною к лику святых молитвами и предстательством девяти ангельских чинов. Св. Макарий Александрийский, по откровению ангельскому, говорит, что, после поклонения Богу в третий день повелевается показать душе различные приятные обители святых и красоту рая. Все это рассматривает душа шесть дней, удивляясь и прославляя Творца всяческих, Бога. Созерцая все это, она изменяется и забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждений святых она начинает скорбеть и укорять себя, говоря: «Увы мне! Сколько я осуетилась в том мире! Увлекшись удовлетворением похотей, я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!» По рассмотрении же в течение шести дней всей радости праведных, она опять возносится Ангелами на поклонение Богу.


Сороковой день

Дни плача по умершим в самой глубокой древности продолжались сорок дней. Так, израильтяне оплакивали Моисея сорок дней.

Вообще число сорок есть число знаменательное, часто встречающееся в Священном Писании. Евреи питались в пустыне манною сорок лет; Моисей постился сорок дней и сорок ночей, приемля закон от Бога; Илия провел сорок дней и сорок ночей в путешествии к горе Хориву; Господь Иисус Христос после Своего крещения провел в пустыне сорок дней и сорок ночей, а после Своего Воскресения также в продолжение сорока дней учил апостолов тайнам Царствия Божия.

Основываясь на предании апостолов, узаконивших в Церкви Христовой древний обычай иудеев – оплакивать умерших сорок дней, Святая Церковь справедливо и благочестиво с древнейших времен постановила правилом творить поминовение по усопшим в продолжение сорока дней (сорокоуст) и особенно в сороковой день (сорочины). Как Христос победил дьявола, пробыв сорок дней в посте и молитве, так точно и Святая Церковь, принося в продолжение сорока дней молитвы, милостыни и бескровные жертвы об усопшем, испрашивает ему у Господа благодать победить врага, воздушного князя тьмы, и получить в наследие Царство Небесное.

Святой Макарий Александрийский, рассуждая о состоянии души человеческой по смерти тела, продолжает: «После вторичного поклонения Владыка всех повелевает отвести душу в ад и показать ей находящиеся там места мучений, разные отделения ада и разнообразные нечестивые мучения, в которых души грешников непрестанно рыдают и скрежещут зубами. По этим разным местам мук душа носится тридцать дней, трепеща, чтобы и самой ей не быть заключенной в оных. В сороковой день она опять возносится на поклонение Господу Богу, и теперь уже Судия определяет приличное ей по делам место заключения».

Симеон Солунский пишет (глава 372): «Сорокоусты совершаются в воспоминание Вознесения Господня, случившегося в сороковой день после Воскресения, и с той целью, чтобы и умерший, восстав из гроба, вознесся в сретение Господу, быв восхищен на облацех, и тако был всегда с Господом» (Новая скрижаль. Часть 4, § 2).


Годины и годовщины

День смерти христианина есть день рождения его для новой, лучшей жизни. Вот почему мы празднуем память нашей братии по истечении года со дня их кончины. Празднуя второе рождение их для неба, мы умоляем благоутробие Божие, да милостив будет Господь душам их, да подаст им вожделенное отечество в вечное наследие и сотворит их снова жителями рая.

Так как любовь, по слову апостола, никогда не прекращается (1 Кор. 13, 8), то смерть не расторгает нашего союза любви с усопшими нашими братиями: они живут духом с нами, пребывающими на земле, и мы сохраняем в сердцах своих живую память о них. С особенной живостью возобновляется в нас память их во дни кончины их – годовщины, и мы прибегаем в эти дни к молитве веры и любви как к действительному средству. С одной стороны – удовлетворить требованию своего горящего любовью сердца, а с другой – доставить отраду и облегчение душам переселившихся от нас в горний мир.

«Годины, или поминовение покойника в день его смерти, спустя год после нее, и годовщины, повторяющие поминовение с возвращением этого дня и в последующие годы, надо совершать непременно под управлением той мысли живой веры, что ради совершившегося подчинения Самого Господа, по Его вочеловечении, человеческим условиям времени, для нас годовые и многогодовые возвращения или как бы повторения дня отшествия покойного в другую жизнь имеют живой смысл и соотношение к его душе и судьбе. Надо вере и человеколюбию нашему пользоваться этим для споспешествования успокоению усопших» (А. М. Бухарев. Об упокоении усопших и о духовном здравии живых. М., 1866).

Прот. Григорий Дьяченко.

Из области таинственного. М., 1900

Участь душ, не успевших принести плоды покаяния

В каком состоянии находятся души умерших с верою, но не успевших принести плоды покаяния?

Души людей, учит Православная Церковь, впадших в смертные грехи, и при смерти не отчаявшихся, но еще до разлучения с настоящею жизнью, покаявшихся, только не успевших принести плодов, достойных покаяния, каковыми являются молитвы, слезы, коленопреклонения, сокрушения, утешение бедных и выражение поступков любви к Богу и ближним, нисходят в ад и терпят за учиненные ими грехи наказание. Не лишаясь, впрочем, надежды облегчения. И такое облегчение могут получать и получают они себе, по бесконечной благости Божией, чрез молитвы живых и благотворения, совершаемые в память их, а особенно чрез силу Бескровной Жертвы, которую приносит священнослужитель за каждого христианина в частности и за всех живых и умерших вообще.

И молитвы живых весьма полезны умершим, особенно когда они соединяются с благотворениями в память умерших и с таинственным жертвоприношением Тела и Крови Христовой.

Хотя в Священном Писании нет прямой заповеди молиться за умерших, но есть заповедь о молитве друг за друга: «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного», – учит св. апостол Иаков. А если так, то мы должны молиться и за умерших так же, как и за живых: потому что «Бог же не есть [Бог] мертвых, но живых, ибо у Него все живы». Наше незнание того, каким образом молитвы живых могут принести пользу умершим, в этом отношении не имеет никакой важности. Мы и того не знаем, как наши молитвы, приносимые за живых, бывают благотворны для них; однако же молимся без всякого сомнения. Не только в Новом Завете, но и в Ветхом есть ясные следы моления за умерших, соединенного с жертвоприношением. Иуда Маккавей, человек из священнического рода, сотворив от мужей собрание утвари в две тысячи драхм серебра, послал в Иерусалим принести за грех (мертвых) жертву, предобре и благочестно творя, о воскресении помышляя. А Святая Православная Христианская Церковь молиться за умерших поставляет себе в непременную обязанность. Святые отцы – светильники Церкви Христианской, единогласно утверждают необходимость и пользу молитв за души умерших. Св. Кирилл Иерусалимский написал: «Превеликая будет польза душам, о которых моление возносится в то время, как Святая предлежит и страшная Жертва». Василий Великий, светильник вселенной, говорит: «Господь принимает молитвы и жертвоприношения об иже в аде держимых, с надеждою для них мира, ослабления и свободы». Преподобный Авва Макарий, имевший беседу с черепом человеческим, засвидетельствовал, что на его вопрос: могут ли быть полезны молитвы живых умершим, череп отвечал: «Во всякое время, когда по милосердию молишься ты о находящихся в мучении, они чувствуют некоторую отраду и утешение».

Примеры житий святых ясно подтверждают необходимость и пользу молитвы живых за умерших, соединенной с жертвоприношением. Один юноша с острова Кипр, плененный персами, силою молитвы родителей, которые, услышав о мнимой смерти плененного сына, молились о нем, как об умершем, – чрез четыре года освободился из плена и пришел к своим родителям, которым объяснил, что в дни молитвы их о нем спадали с него оковы. Две благородные девицы, чистые житием своим, но необузданные языком, погребенные в церкви, как великие постницы, каждый раз, при возглашении диакона «елицы оглашении изыдите», выходили из гробов и из церкви, но, по молитвам преподобного Венедикта, пролившего за них слезы сердечного сокрушения и принесшего жертву, – получили в своем грехе прощение от Бога; и с того времени никто не видел их выходящими из церкви. Столько благотворны и полезны молитвы живых за умерших!

Братья христиане! Много мы проводили в загробную сторону наших близких сродников, которых столько любили, и друзей, которые были нам по сердцу, – и, воспоминая о них, часто сердечно грустим о разлуке с ними и нередко безутешно проливаем слезы. Но – напрасно! Слезы и рыдания, печаль и грусть не доставят ни нам утешения, ни умершим никакой пользы. Молитва за умерших – вот единственный источник утешения, полезный для них и для нас. Для нас полезна она потому, что может успокоить наше сердце, для умерших – потому, что может улучшить их состояние. И потому будем молиться за умерших прилежно; будем возносить моления наши ко Всещедрому и Всеблагому Господу, особенно за Литургией во время приношения бескровной жертвы Агнца Божия, о прощении согрешений их вольных и невольных, да вчинит Он их в лик святых Своих и упокоит в месте светле, в месте злачне, где нет ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная. При молитве станем помогать бедным и подавать милостыню нищим в память умерших: ибо милостыня от смерти избавляет и очищает всякий грех. Аминь.

Свящ. Гавриил Делицын.

Краткие катехизические поучения. М., 1859

«Вы думаете, что они умерли? Нет! Они все живы!»

В сентябре 1860 года были тяжело больны скарлатиной дети тверского мещанина Сергея Блинова. 15-го числа от болезни умер его годовалый сын Арсений; потом через неделю умерла дочь Мария, трех лет; наконец, дня через три, 25-го сентября, стал умирать и двенадцатилетний сын его Николай. Нужно заметить, что этот сын был старшим в семействе и надежным помощником отцу в его торговых делах, а главное, он с быстротой ума, не по летам, соединял доброту сердца и искреннюю любовь и нежность к родителям, сестрам и братьям и привлекательную сладкоречивость и почтительность в обращении со всеми посторонними, особенно старшими по возрасту. За это особенно любили его все – и родители, и родные, и знакомые.

Очень горько было отцу и матери видеть своего дорогого сына при последних минутах жизни, но они, сколько возможно, скрывали от умирающего горькие свои слезы и усердно молили Господа о продолжении его жизни.

По его желанию поскорее исповедаться и приобщиться Святых Таин был призван священник. Когда священник пришел, больной встал с постели и, стоя на ногах, со всем чистосердечием и умилением исповедался; и потом внимательно слушал краткие молитвы перед приобщением и усердно молился. Когда же священник велел ему повторять за собой: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго…» и «Вечери Твоея тайные днесь, Сыне Божий, причастника мя приими…» – и тогда больной, осенив себя крестным знамением и воодушевившись, произнес эту молитву с таким жаром любви и веры в Сына Божия Иисуса Христа, с таким сильным желанием вечной жизни и единения с Богом, что удивил священника. По принятии же Святых Тайн он с глубоким чувством благодарности обратился к иконе Спасителя и сказал: «Слава Тебе, Боже!» После благодарственной молитвы священник пожелал ему здравия души и тела и сказал: «Многие больные, принимающие Святые Таины с верой, скоро выздоравливают от своей болезни. И ты теперь по своей вере получишь здоровье. Дай Бог тебе выздороветь. Тебе надобно жить. Ты еще очень молод». Но юный избранник Божий, поблагодарив духовного отца за желание, сказал ему: «Нет, батюшка, я уже не буду жить в здешнем мире, я умру, непременно умру».

Священник сказал: «Как же ты говоришь: умру? Почему тебе знать это? Только один Бог знает это и определяет каждому время жизни и смерти».

Отрок ответил: «Так, батюшка. Да я от Бога-то и узнал, что я умру. Он зовет меня к Себе, и я пойду к Нему». После этого священник, заметив в нем слабость сил, оставил его в покое, простился с ним и с его родителями. А больной лег на свою постель. Это было в шесть часов вечера.

Не прошло получаса после причащения, как отрок, лежа на своей постели, с какой-то поспешностью и старанием стал тихо читать молитвы, какие знал: Спасителю, и Богоматери, и святым угодникам, и, осеняя себя крестным знамением, начал постепенно ослабевать и, мало-помалу забываясь, перестал дышать и скончался.

Родители умершего до этого времени едва сдерживались от рыданий, теперь же дали полную свободу своим слезам и плачу. То отец, то мать, то сестра матери и брат и другие бывшие тут родственники горько сожалели о потере дорогого, ненаглядного их сына и племянника. А тот, кого оплакивали, лежал бездыханным и бесчувственным к плачущим и рыдающим.

Так прошло около часа. Наконец, мать несколько успокоилась и стала смотреть со вниманием на лицо умершего сына, как бы желая при последней разлуке с ним запечатлеть эти черты в своем сердце. Отец же в это время вышел в другую комнату посмотреть на других детей, чтобы дать им нужное лекарство.

Остановив свои глаза на бездыханном сыне, мать заметила как будто какое-то легкое колебание его груди. Принимая это за обман зрения от слез и мерцания свечей и лампадок перед иконами, она продолжала внимательно смотреть на него. Но опять грудь покойника зашевелилась едва заметно. Тут она пошла к мужу и тихо сказала ему об этом. Оба, затаив дыхание, внимательно стали следить за остатками жизни сына. Через полминуты настоящий вздох вышел из груди его и показал, что отрок жив. Спустя еще несколько секунд он уже тихо открыл свои глаза.

Не желая беспокоить его своим расстроенным видом, отец и мать отошли потихоньку, незаметно, в сторону от него. Но он стал искать их глазами и, с усилием поднявшись, сел на постели и, увидев отца, сказал ему: «Батюшка! Подойдите ко мне поближе! Мне нужно сказать вам немного слов».

Когда отец подошел к нему, отрок сказал: «Я вернулся сюда, чтобы с вами проститься. Я видел Машу, и Арсиньку, и Сашу (семилетнюю сестру, умершую десять лет назад), и отца моего крестного (умершего двенадцать лет назад), и говорил с ними. Вы думаете, что они умерли? Нет! Они все живы! И как прекрасно место, где они живут! Какой у них там свет блестящий, какие прекрасные цветы и деревья, а звезды там какие большие! Что наш дом? Втрое больше дома каждая звезда там, и какое от них радостное сияние! Вот я увидел там сестриц, и братца, и крестного, и когда подошел к ним, крестный сказал мне: «Здравствуй, Николя! Зачем ты здесь?» «Побывать к вам пришел, увидеться с вами», – отвечал я. «Хорошо, – промолвил он, – побудь здесь и погуляй с сестрами и братом, а то совсем останься у нас». «Останься с нами, – сказали мне сестры и брат, – видишь, как тут хорошо!» «И вправду, я останусь с вами! – прибавил я. – У вас так прекрасно!» В это время сестра Маша взяла меня за руку и сказала: «Ах, как хорошо! И Николя с нами остается!» – и радостно повела меня по цветистому лугу мимо высоких зеленых прекрасных деревьев, каких я нигде никогда не видел. С нами вместе пошли и Арсинька, и Саша.

Прогуливаясь с ними, вдруг вспомнил я о вас, батюшка и маменька, и сказал: «Ах! Я ведь не простился с отцом и матерью. Погодите, я пойду к ним и попрошу у них благословения жить здесь с вами. А потом вернусь к вам опять». «Ступай, простись! – сказали они, – только скорее приходи опять к нам, мы ждем тебя!»

Вот я и пришел к вам, мои любезные родители, проститься с вами и попросить вашего родительского благословения жить мне вместе с сестрицами и братцем. Отпустите меня, батюшка и маменька, и благословите!»

В продолжение этого рассказа отец, мать и родные слушали его со вниманием, и, когда он замолчал, отец подумал: не в бреду ли он наговорил им все это, и спросил его: «Николя! Да знаешь ли ты, кто я?!» Он взглянул на отца, слегка улыбнулся и сказал: «Неужели я вас-то, батюшка, не знаю? Вы Сергей Павлович Блинов, мой батюшка». Отец указал на мать его и спросил: «А это кто?» «Это моя маменька, Александра Михайловна Блинова», – ответил он. После этого перечислил и других родных, присутствующих здесь.

Тогда отец сказал потихоньку жене, чтобы она попросила сына опять рассказать, что он видел и где был. Она так и сделала, и сын повторил ей свои слова и рассказал, к удивлению всех, точно так же, как сказал отцу. Наконец, он сказал: «Да неужели вы, батюшка, не верите мне? Ведь я в полном уме и в памяти – в сознании. Если так вы сомневаетесь, то вот вам знак в подтверждение моих слов – через день придет в ваш дом Ксения, дочь прежней вашей прислужницы, которую вы много лет не видели. Она спросит о здоровье вашем и детей и удивится, что у вас все дети больны и уже трое умерли, о чем ничего не знала и не слыхала. (Эта женщина, действительно, пришла в их дом в день погребения сына.) Вот тогда вы поверите всему, что я говорил вам. А теперь прошу, умоляю вас, мои милые, не держите меня здесь, отпустите меня скорей с благословением!»

Уверившись, наконец, в истине слов сына, отец со всей силой родительской любви стал уговаривать его остаться, чтобы по-прежнему быть умным и полезным помощником ему во всех его делах и занятиях. Но отрок на это сказал отцу: «Батюшка! Тут не стоит жить. Здесь так худо, так грязно, так опасно, а там так светло, спокойно и радостно. Умоляю вас: отпустите меня! Не желайте, не молитесь, чтобы я здесь остался. Ведь и вам придется жить не сто лет. И вы тоже перейдете туда, если же меня отпустите, я буду за вас и маменьку молить Бога, чтобы и вас принял Он в Свой свет и в Свою радость».

Убежденный и вместе с тем утешенный такими словами, отец не мог более спорить с сыном, благословил его и пожелал ему жить в месте светлом, «отнюду же отбеже болезнь, печаль и воздыхание». После этого отрок успокоился, обрадовался, много раз поцеловал своих родителей и, снова ложась на постель, сказал: «Простите! Пора мне, меня ждут; Бог с вами! До свидания!» С этими словами он осенил себя крестным знамением, закрыл тихо глаза и, сложив на груди крестообразно руки, навсегда отошел из здешнего мира в обители Отца Небесного…

Во время его погребения лицо его светилось какой-то покойной и радостной улыбкой.

Прот. Григорий Дьяченко.

В 1871 году в одной из замоскворецких церквей умер диакон И., мой родной брат, от свирепствовавшей тогда холеры, в несколько часов уложившей его в гроб, несмотря на молодые его годы и крепкие силы. Насколько я любил его, настолько горестна была для меня его потеря. От скорби вдался я в тоску, которая оставляла меня только во время сна и молитвы. А молился я за душу его от всей души, движимый как любовью к покойному, так еще сознанием неполноты предсмертной его исповеди, которая была приносима им в состоянии мучительных холерных корчей. Вскоре по смерти он явился мне во сне как живой. В полном сознании переселения его в другой мир, я начал разговор с ним о мытарствах. «Ты, вероятно, проходишь теперь мытарства?» – спрашиваю его. «Да», – ответил он. – «Скажи, как ты проходишь?» «Очень трудно, – сказал он, – и вот почему: у диавола, оказывается, все записано, кто в чем согрешил, даже мысли, какие иногда невольно возбуждались в душе и пробегали с быстротой молнии, на которые мы не обращали и внимания, забывая их и не каясь в них, и эти невольные и мимолетные грехи изобличаются на мытарствах и самими душами тогда вспоминаются и сознаются как действительно бывшие». При этом он вынул из-под полы рясы таблицу, как бы картонную, размером несколько больше четвертки почтовой бумаги, которая с одной стороны вся была исписана грехами так мелко и часто, как будто насеяна черным маком. «И вот, – сказал он, – таких таблиц было за мною 25, из них семь я загладил предсмертной исповедью, а 18 осталось за мной». Затем я спросил его: «Пускают ли вас, умерших, на землю для свидания?» «Да, пускают», – ответил он. «Так приходи же ко мне почаще», – сказал я ему, но он мгновенно исчез в образовавшемся подполье. После сего видения я усилил молитву за него, но в течение десяти лет он ни разу не являлся мне.

Когда Господь сподобил меня благодати священства, то я у престола Божия еще усерднее стал молиться о упокоении души любимого брата, и вот на пятом году моего священства он является, но не мне, а одной моей прихожанке К. Ф. М., которая отличалась благочестивой жизнью и особенно усердными молитвами за усопших. Раз поутру неожиданно просит она меня через нарочного прийти к ней, и по важному делу. Являюсь. Она спрашивает: «Был у вас брат, в духовном сане умерший?» «Был диакон», – ответил я. И начала она описывать его приметы с такой ясностью, как будто она видала его живого, и рассказала следующее: «В нынешнюю ночь он является мне и говорит: «Передайте моему брату, что пять таблиц еще заглажено». – «Кто ваш брат?» – «Здешний священник». – «О каких таблицах вы говорите?» – «Он уже знает это, только скажите ему непременно». – «А что же вы не явились ему сами?» «Я явлюсь ему, когда все таблицы будут заглажены», – ответил он и исчез. «Вот почему я послала за вами, – сказала благочестивая прихожанка, – чтобы узнать тайну сновидения – справедлива она или нет». Я рассказал ей о явлении мне покойного брата на первых порах после смерти его и о таблицах и тут-то осознал, что то явление его мне было не простое, каким считал его прежде, а знаменательное, и стал ждать исполнения обещанного им явления мне. На пятом году моего ожидания я получил известие о вторичном явлении его прихожанке моей, через которую он просил меня особенно помолиться за него в Великий Четверток. «Так нужно по грехам моим», – сказал он, что, конечно, я и исполнил с возможным усердием.

После этого на восьмом, следовательно, на тридцатом году моего ожидания явления мне брата, наконец, он является мне во сне, как обещал, чтобы известить меня о своей свободе от грехов. Это явление было очень кратким. Сижу я будто за письменным столом, вдруг входит из соседней комнаты покойный брат в рясе, как живой, и, идя мимо меня позади стула, проговорил явственно: «Теперь я свободен», и стал невидим. Этот последовательный ряд явлений покойного не служит ли очевидным признаком существующей связи между загробным миром и земным? Сами явления, очевидно знаменательного характера, не служат ли голосом с того света, который да послужит земным жителям убедительным доказательством, что души наши не прекращают бытия своего, но переходят в другой мир духовный, где ожидают их мытарства с обличением на них самых мельчайших грехов и нечистых мыслей, даже мимолетных, и что молитвы, возносимые за умерших, содействуют прощению грехов их и освобождению от страданий, особенно если молитвы приносятся при Бескровной Жертве.

Прот. Григорий Дьяченко.

Простое Евангельское слово. Том 2.

Московское подворье Свято-Введенской

Оптиной пустыни. М., 2006.

Loading...Loading...