Как быть честным с самим собой. Как улучшится твоя жизнь, если ты будешь честен с самим собой

В одной из прошлых статей мы разобрались с понятием честности с самим собой. Сегодня, чтобы глубже разобраться в этой теме, я приведу пример из жизни.

У меня есть подруга. Её семья сейчас состоит из неё, её дочери, мамы и собачки. А когда-то было всё иначе. И она с пафосом говорила: «Моя семья – это мой муж, моя дочь и я ». При этом она действительно ставила себя на последнее место в этом небольшом списке. Или же её гордое заявление: «Я работаю женой! ». И всё бы ничего! И всё действительно здорово, ведь истинное предназначение женщины – это семья, семейный очаг, забота о родных и близких, воспитание детей, комфорт и уют в доме. Всё так. Но… Если бы не одно но.

Моя подруга лгала сама себе. Она закрывала глаза на многие вещи и предпочитала их просто не замечать (типа, если я этого не замечаю, значит этого нет на самом деле). Она предпочитала лгать сама себе, что такое отношение мужа к ней – это проявление особой любви. А то, что он может не позвонить, что не придёт ночевать, или же отменить поход в кино, потому что у него другие дела. Или же нагрубить и нахамить ей при посторонних. Или же вести себя дома самым хамским образом.

Подруга не могла этого всего не видеть и не замечать. К чему ведёт подобное отношение – это ясно и понятно. Но она всегда его оправдывала. Всегда. На чёрное подруга говорила, что это белое. Причём, я точно знаю, что говорила это она искренне. Она скрывала правду от самой себя. А почему? Да потому что правда была очень жестокой. Правда была в том, что она полюбила и вышла замуж совершенно не за того человека, которого она нарисовала себе. Не за того, каким он казался. Или же она просто хотела, чтобы он таким был, не замечая истинного лица. А правда в том, что её муж был совершеннейшим эгоистом, неспособным жить нормальной семейной жизнью. Правда в том, что он совершенно не ценил те усилия, которые моя подруга прикладывала для создания комфорта и уюта в доме. Не ценил вкуснейшие обеды и ужины. Не ценил её саму, в первую очередь. И таких примеров можно привести множество. Свидетелем многих ситуаций была я сама. И я до сих пор не понимаю, как можно так искренне заблуждаться.

Не буду много распространяться на эту тему, потому что не хочу вновь поднимать на поверхность то, что уже немного улеглось. Хочу сказать, что моя подруга очень искренне долгое время обманывала саму себя, предпочитая на многое закрывать глаза и многое не видеть. И бесполезно было что-то говорить и на что-то явно указывать (это тот случай, когда просто невозможно было не засунуть свой нос в чужие дела). Подруга ничего не хотела видеть и слышать. И это понятно. Ведь, позволь она сказать сама себе правду, то эта правда в данном случае была бы очень неприятной.

Но даже если ты лжёшь сам себе и стараешься не реагировать на ситуацию, то это не значит, что этого не происходит. И сколько верёвочке не виться, конец всё равно будет. Так и случилось.

Но теперь последствия были уже катастрофическими, а результат плачевным. Неминуемый скандальный развод. Взаимные упрёки и оскорбления. В результате моя подруга как персонаж печальной сказки – у разбитого корыта. Без должного образования, без профессии. Без какого-либо опыта работы, без умения вообще работать где-то в иной сфере, кроме как «работать женой ». Без должного дохода (читай, без средств к существованию)… И так дальше по списку.

И уже позже, залечивая душевные раны подруги за чашкой чая, а то и бокалом вина, я точно поняла, что она искренне старалась закрывать глаза на происходящее, каждый раз ведя сама с собой внутренний диалог и всячески оправдывая поведение теперь уже бывшего мужа.

Как часто мы лжём сами себе? Как часто мы боимся сами себе сказать правду? Часто.

А почему? Да потому что правда не всегда бывает приятна!

С правдой надо что-то делать, как-то на неё реагировать, что-то предпринимать, совершать какие-то действия, дела, поступки. А это не всегда легко. Поэтому мы и лжём сами себе. Поэтому мы и боимся сами себе открыть глаза, честно признаться в том, что что-то не так, что-то не то.

Что необходимо делать в такой ситуации?

  • Не обманывай себя
  • Будь честным сам с собой
  • Задавай себе вопросы и отвечай на них

И пусть ответы не всегда будут тебе приятны. И пусть ответы потребуют каких-то действий и решений. Всё равно включи внутреннего цензора, который будет реагировать на ложь внутри тебя. Я повторяю, неправда внутри тебя парализует твой мозг, лишает тебя энергии, направляет по неверному пути. Куда может привести тебя постоянное замалчивание проблемы? Ответ ты знаешь!

Есть проблема – решай!

Главная ценность честности в том, что к нам возвращается то, что мы отдаем. Причинно-следственный закон действует на всех уровнях. Если мы принижаем и осуждаем других, то и нас тоже будут осуждать. Если мы вечно сердимся, то будем натыкаться на сердитый прием везде, куда бы ни пошли. Любовь к себе созвучна любви, которую предлагает нам жизнь .Представьте, например, что вашу квартиру только что ограбили. Вы, конечно, сразу ощущаете себя жертвой? Вы восклицаете: "Мою квартиру ограбили! Какой негодяй сделал это?!" Когда такое случается, человек чувствует себя прескверно. И тем не менее стоит задуматься, чем вы навлекли на себя это неприятное событие.Повторю снова: немногие готовы принять мысль о том, что мы в ответе за все, что с нами происходит. Большинство предпочитает думать, что последствия их поступков проявляются в их жизни лишь иногда. Гораздо легче обвинить в своих несчастьях кого-то другого. Но духовный рост невозможен без осознания того, что все, происходящее вне нас, практически ничего не значит - все исходит от нас.

Когда я слышу, что человека ограбили или он что-то потерял, я прежде всего задаю вопрос:

"А кого вы обокрали недавно?" И если на лице собеседника появляется смущенное выражение, я понимаю, что попала в точку. Если мы припомним, как взяли что-то чужое, и подумаем, чего лишились вскоре после этого, у нас откроются глаза на связь этих событий.

Если мы берем чужое, мы почти всегда теряем затем нечто гораздо более ценное. Например, мы взяли чьи-то деньги или какую-то вещь, а потеряли друга. Если мы украли у кого-то друга, то можем лишиться работы. Если мы уносим из офиса ручки и марки, то может случиться, что мы опоздаем на поезд или на свидание. И эти потери, как правило, бывают связаны с чем-то важным в нашей жизни.

К сожалению, немало людей крадут всякие мелочи из офисов компаний, магазинов, ресторанов, отелей и подобных мест, оправдывая себя тем, что для крупного бизнеса это небольшая потеря. Это неубедительное оправдание. Причинно-следственный закон действует неизменно для каждого из нас: если мы берем, мы теряем; если мы отдаем, мы приобретаем. Иначе не может быть.

Если в вашей жизни - полоса потерь или все идет не так, как хотелось бы, вам, наверное, нужно проанализировать, что и как вы берете. Люди, которым и в голову не приходит воровать, могут спокойно красть у другого человека время или ущемлять его чувство собственного достоинства .Каждый раз, когда мы вынуждаем человека чувствовать себя виноватым, мы обкрадываем его в его самооценке. Для того чтобы быть честным на всех уровнях, требуется тщательный самоанализ и осмысление своих поступков.

Когда мы берем чужое, мы, по существу, даем знать Вселенной, что считаем себя неспособными приобрести необходимое; что мы порочны; что мы хотим, чтобы у нас крали; наконец, что мы ощущаем нехватку нужных вещей. Мы верим: чтобы что-то получить, нужно быть изворотливым и хватать все, что подвернется. И эта вера воздвигает вокруг нас стены, сквозь которые в нашу жизнь не могут проникнуть ни радость, ни изобилие.

Эти негативные убеждения не соответствуют правде бытия. Мы - совершенны и заслуживаем всего самого лучшего. На нашей планете всего в изобилии. Добро всегда приходит к нам по праву сознания. Работая над своим сознанием, мы постоянно совершенствуем свою речь, свои мысли и свои поступки. Как только мы окончательно понимаем, что наши мысли творят нашу жизнь, то начинаем интерпретировать происходящие в ней события как сигналы о том, что еще нам нужно изменить в себе. И мы делаем выбор из любви к себе - быть абсолютно честными (например, никогда не брать чужого, вплоть до последней скрепки). Когда мы честны во всем, нам гораздо легче жить.

Если в магазине в ваш счет не включили стоимость какой-то покупки и вы это обнаружили, сказать об этом работникам магазина - ваш духовный долг. Обратите их внимание на это. Если же вы не знали о случившемся или обнаружили несоответствие, вернувшись домой или спустя пару дней, - это уже другое дело.

Если нечестность привносит в нашу жизнь дисгармонию, то любовь и честность могут дать совершенно другое. И мы сами будем творить в своей жизни добро и прекрасные сюрпризы. Заглядывая внутрь себя с позиций честности и любви без всяких условий, мы узнаем много нового о своей необычайной силе. То, что мы научимся создавать силой своего сознания, имеет гораздо большую ценность, чем все деньги, которые мы могли бы украсть.

Для начала следует сказать, что для того, чтобы быть честным с собой и познать себя, не обязательно предпринимать какие-то особые действия. Можно просто жить, и любыми действиями в вашей жизни можно идти по пути познания. Жизнь сама задает вопросы и ставит задачи, каждому человеку свои собственные. Простая настроенность и интерес к теме познания человека будут приближать вас к этому. Жизнь разумна, и сама задает те вопросы, которые нужны именно данному человеку. И напоминаю, что суть позитивных изменений не в том, чтобы найти окончательный ответ и остановиться, - а в том, чтобы было вдохновение двигаться в правильном направлении (к полноте жизни, счастью, любви).

* Существуют психологические техники, если уж кому нравится. Их много, в чем-то они перекликаются. Мне нравится вот такая . И любая техника познания себя – это творческий процесс. Иногда хотелось бы более конкретных действий, например, "три раза в день по пять раз головой об стену". Но в области человеческой души простые способы не сработают.

* Теперь скажу о двух вещах, которые сделают ваши поиски более эффективными, а жизнь полнее. Эти два принципа являются общими для решения всех проблем людей, обращающихся к психологу. При решении конкретной проблемы могут использоваться десятки таких принципов и положений, поэтому нельзя все свести всего лишь к двум "золотым правилам", но эти два являются общими.

1. Не спешите давать простые ответы на сложные вопросы.

Умение быть честным с собой подразумевает, во-первых, умение "оставлять вопросы неотвеченными". Если быть честным с собой, то многие вещи, принятые по умолчанию, перестают казаться такими уж очевидными. Чужие ответы на чужие жизненные вопросы, которые каким-то образом (отдельный разговор об этом) оказались вашим видением реальности, перестают соответствовать подлинной реальности. Поспешные ответы на сложные жизненные вопросы дают временное облегчение, но и незаметно уводят от действительности. Сначала реальность напоминает о себе мелкими разногласиями с вашим образом о ней. И если человек остается негибким, то его ждут серьезные потрясения. Дворцы, построенные на песке, неизбежно будут разрушены. Польза жизненных кризисов состоит в том, что разрушается ложное представление о мире.

* Путешествие к своей глубине, к самому себе настоящему, часто начинается с жизненных потрясений. Рухнул прежний образ реальности, разрушилось старое мировоззрение, наступил хаос. И в таком состоянии невозможно не только слегка подправить свое восприятие мира и обрести целостное и "разумное" мировоззрение, но невозможно даже строить мировоззрение прежними способами.

* Но именно из глубин такого хаоса может вырасти строй и красота, осмысленность. Подлинное видение человека идет не от ума, а от сердца. Только сердце по-настоящему зряче и раскрывает уму такие глубины, которые тот постичь не может. Только вот, чтобы пережить этот мучительный хаос, своих сил человеку бывает недостаточно.

* Сейчас извините, господа атеисты (пропустите пару абзацев), не буду переводить на светский язык следующую цитату, чтобы не потерять смысл. Итак, митрополит Антоний Сурожский, один из моих любимых авторов: "Настоящая вера в себя - это уверенность в том, что во мне есть что-то, чего я не знаю, что-то мне самому непостижимое, что может раскрываться и дойти до какой-то меры полноты и совершенства; самоуверенность основывается на знании самого себя, может быть, на какой-то преувеличенной самооценке; вера же не нуждается ни в какой самооценке, потому что предмет ее - это именно тайна человека. Вера в человека, в самого себя - это вера в то, что во мне, в каждом человеке есть непобедимая динамика жизни и что единственное, что может помешать этой динамике осуществиться и вырасти в реальность, это моя трусость, моя нерешительность, но никак не окружающие меня обстоятельства. Обстоятельства, как бы они ни были хороши или плохи, как бы они ни были жестоки, как бы они ни были направлены на то, чтобы сломить человека, являются только поводом к тому, чтобы эта внутренняя, творческая динамика себя выразила по-новому, по-иному, неожиданно, - но все равно: выразила себя и ничто другое. Вера в себя есть уверенность в этой внутренней, таинственной, творческой и, в конечном итоге, победной динамике. Вера в себя поэтому заключает в себе уверенность, что в каждом человеке, и во мне в частности, есть область, которая для меня самого неуловима; и что, будучи изо дня в день самим собой, как можно более совершенно, сколь можно более искренне, правдиво, честно, смело, жертвенно, в конечном итоге, я буду раскрывать и приводить в движение все новые и новые силы, которые ничем не могут быть остановлены".

* Другая из важнейших мыслей вл. Антония: каждый грех есть прежде всего потеря контакта с собственной глубиной. Желающие могут почитать, что думают в . Вот вам ещё одно хорошее высказывание: "На устах верующего может показаться странным утверждение права человека на сомнение; на самом деле, это только другой способ выразить известную и всеми принимаемую мысль о том, что человек должен быть честным до конца, честным безусловно, с готовностью самого себя поставить под вопрос, свои убеждения поставить под вопрос. Это можно сделать, если мы верим, что есть нечто незыблемое, являющееся предметом нашего изыскания. Человек боится сомнения только тогда, когда ему кажется, что если поколеблется уже созданное им мировоззрение, то колеблется вся реальность, колеблется все, и ему уже не на чем стоять. Человек должен иметь добросовестность и смелость постоянно ставить под вопрос все свои точки зрения, все свое мировоззрение, все, что он уже обнаружил в жизни, - во имя своего искания того, что на самом деле есть, а не успокоенности и не "уверенности". Антоний Сурожский.

* А мы продолжим речь на светском языке. Нет логического пути к тайне жизни, к смыслу жизни. На правильные вопросы отвечает только глубина сердца, но его ответ не имеет принудительной силы, не приносит неопровержимых доказательств чего-либо. Ответ из глубины сердца не убеждает тех, у кого глубина сердца молчит. Или тех, кто настолько поверил авторитетам, что не верит глубине собственного сердца. "Пусть никто не надеется, - пишет Мертон, - найти в созерцании убежище от конфликтов, тревог и сомнения. Напротив, глубокая, невыразимая несомненность опыта созерцания пробуждает трагическую тревогу и открывает в глубине сердца многие вопросы, подобные кровоточащим ранам. Ибо каждый шаг в глубинной несомненности ведет к росту поверхностных сомнений. Эти сомнения беспощадно испытывают и ставят под вопрос мнимую "веру" повседневности, человеческую веру, которая является не чем иным, как пассивным принятием общего мнения. Эта ложная "вера", которой мы часто живем и которую мы даже смешиваем с нашей "религией", подлежит неумолимому испытанию.

2. Осознавайте свои истинные чувства.

Очень важно и очень трудно научиться не осуждать себя за свои чувства. Попробуйте вместо этого принять то, что вы их переживаете, как факт и постараться не обвинять себя за это. Это просто чувства. Поэтому совершенно бесполезно говорить себе, что вы "должны" или "не должны" чувствовать. Чувства не могут быть "приличными" или "неприличными", "зрелыми" или "незрелыми". Ваша задача заключается в том,...

Продолжение этой статьи смотрите

Почти все психологические проблемы можно свести к отсутствию честности с собой. В раннем детстве у нас еще нет личной картины реальности, поэтому мы перенимаем родительскую, впитывая в себя бездну условных представлений о плохом и хорошем, правильном и неправильном. За «хорошее» поведение нас поощряли, за «неправильное» наказывали, укрепляя эти представления словно законы жизни. Здесь кроется первый базовый самообман – чужие, возможно лживые, слова были приняты за истину. Наказание за неповиновение истине было принято как надлежащая кара за «плохое» «грешное» поведение. Награду за повиновение мы приняли как воздаяние за свои «хорошие» заслуги.

Считать себя «хорошим» и потому заслуживающим награды, также, как и считать себя «плохим» и потому заслуживающим кары – самообман. Все это – условные правила, принятые как должное, будто за ними стоят законы вселенной. Становясь старше ребенок замечает, что порой имитация «хорошего» поведения приводит к той же самой награде, и начинает врать. При этом вранье в его уме сохраняется под грифом «плохого», и тогда начинается внутренний конфликт – ребенку слишком сложно соответствовать всем родительским законам и оставаться хорошим, при этом не хочется чувствовать себя плохим из-за их нарушения.

Для душевного спокойствия честность с собою нужна, как воздух. Важно уметь понимать условность всех правил. Все они изначально лживы – глубоко условны. Нет такой вселенской необходимости их соблюдать и уж тем более нет необходимости имитировать их соблюдение. Гордость за соответствие идеалам совершенно необоснованна. Такая гордость – наша детская привычка ожидать награду за повиновение «правильным» правилам. Чувство вины за несоответствие идеалам – привычка ожидать наказание за нарушение родительского кодекса.

Сохранять честность с собой в нашем невротическом обществе в каком-то смысле рискованно. Все вокруг пытаются соблюдать или лживо имитировать с детства вбитые в голову кодексы правильных правил, осуждая тех, кто отказывается участвовать в этом спектакле..

Истина – то, что есть. На относительном уровне слов, правда – это отражение жизни. Пусть слова свидетельствуют о множестве предметов, или событий, но если речь непритворна, и описание соответствует происходящему, оно как бы накладывается на настоящее, заряжаясь его энергией. Честность важна прежде всего с собой, а на внешнем уровне правдивого человека воспринимают всерьез, потому что знают – его слова имеют вес и воплощаются в действиях. Но даже один небольшой обман может стать той самой ложкой дегтя, всецело отравляющей отношения. Может уйти немало времени, прежде чем вруну снова начнут доверять. Вруну приходится тратить энергию на лживые маски и запоминание, кому, где и что именно было сказано. Врун пребывает в страхе, что его разоблачат, и репутация пойдет под откос. Все это никак не окупает преимущества лжи.

Быть честным с собою означает быть по-настоящему практичным. Это и есть истинная совесть в противовес невротической, ожидающей наказаний. В любой ситуации целесообразно действовать по совести независимо от поведения окружающих. Если ваша совесть чиста, вы остаетесь в спокойной радости, где нет тревог, сожалений, обид, или каких-то терзающих вопросов. Когда в прошлом нет ничего упущенного, а в будущем нечего наверстывать, тогда спокойствие пронизывает в реальном настоящем до глубочайших уголков души.

Loading...Loading...