После пасхальной службы. Пасхальное богослужение: начало и продолжительность, традиции

Праздничной пасхальной службы может различаться, равно как и службы в обычные дни в каждом начинаются в свое время. Но от будничного богослужения отличается особенной праздничностью. Сколько существует христианских праздников, но самая возвышенная и радостная – на Пасху.
Служба начинается ближе к 11 часам вечера. Основную ее часть предваряет полунощница. Священники апостольские деяния и канон Великой субботы. В это время плащаница, которая выносилась на середину храма накануне праздника, уносится на до самого Вознесения.

Если вы хотите попасть в храм на пасхальную службу, придти лучше заранее. Ночью на Пасху в церковь приходит очень много людей: не только глубоко верующих, но и просто желающих посмотреть. Запоздав, можно вовсе не попасть внутрь храма.

Вскоре начинается самая впечатляющая часть богослужения – крестный ход. Прихожане медленно выходят из храма и, следуя за священниками, несущими хоругви, обходят трижды. Церковнослужители читают молитвы, поют тропари. Главный праздничный тропарь поет трижды: «Христос воскрес из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».
Ночью можно освятить принесенную с собой еду. У христиан принято освящать крашеные яйца и куличи. Некоторые люди приносят и продукты, которые будут на пасхальном столе. Только не приносите алкоголь! Церковь это не приветствует.

Продолжение пасхальной службы

После полунощницы праздник продолжает заутреня. Кульминацией пасхальной службы является христосование. Все священнослужители и прихожане поздравляют друг друга с Воскресением Христовым пасхальным приветствием. Люди произносят «Христос !» и отвечают «Воистину воскресе!» После этого троекратно целуются и обмениваются освященными яйцами. Многие после этой части праздничного богослужения храм покидают, тем более что происходит христосование уже около часа ночи. Но большинство прихожан все-таки остаются, так как проходит праздничная литургия с причастием Крови и Плоти Христова. Причаститься на Пасху считается особенной благодатью. Поэтому такой шанс упускать никто не хочет. В зависимости от того, скольким захочется причаститься, так долго и будет длиться пасхальная служба. В результате она может идти до самого утра.

С самой зари Христианства верные проводили Пасхальную ночь в храме. По рассказу историка Евсевия, император Константин Великий превращал эту священную ночь в ликующий день. Повсему городу зажигались высокие столбы, как бы огненные лампады, так что эта таинственная ночь становилась светлее самого светлого дня.

С 8-ми часов вечера перед Плащаницей начинается чтение деяний Апостольских в ознаменование новой жизни, - жизни Церкви, искупленной Кровью Христа.

В половине 12-го ночи хор начинает петь великосубботний канон Волною морскою. Но уже совсем по иному звучат здесь эти таинственные слова. Нет уже больше скорби, душа улавливает в них радостное приближение Воскресения. Во время пения Полунощницы Плащаница уносится в алтарь и полагается там на Престоле, оставаясь там до праздника Вознесения в знак сорокадневного пребывания Воскресшего Спасителя на земле.

Все затихает в храме, погруженном в полумрак, в ожидании священной минуты.

Пасхальная Утреня

Пасхальная Утреня начинается в 12 часов ночи торжественным крестным ходом вокруг храма. Духовенство, облаченное во весь светлейший сан, с крестом, Евангелием, иконами и хоругвями, окруженное молящимися с зажженными свечами, под радостный звон колоколов, выходит из храма как бы навстречу грядущему Спасителю, с пением стихиры: Воскресение Твое Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби, чистым сердцем, Тебе славити. Ангельская песнь уже звучит в небесах, а люди еще шествуют во мраке ночи, но уже трепетно бьется сердце в предчувствии всеозаряющей радости Воскресения. Обойдя вокруг храма, крестный ход останавливается в притворе перед закрытыми дверями, как бы у входа ко гробу Господню. И вот раздается радостная весть: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав. Раскрываются двери - и весь священный сонм торжественно вступает в сияющий огнями храм. Начинается пение пасхального канона. По толкованию синаксаря (краткого чтения, положенного после 6-й песни канона, содержащего итог богослужения), слово «Пасха» значит переведение; от небытия - к бытию, из ада - на небо, от смерти и тления - к бессмертию, которое и является первоначальным и естественным состоянием человека. С воспевания Пасхи, как «переведения» человеческой жизни к ее первоначальным истокам - бессмертию, вечной жизни – -и начинается пасхальный канон.

Песнь 1

Ирмос: Воскресения день, просветимся (просияем), люди: Пасха, Господня Пасха (то есть переход в иное бытие), ибо от смерти в жизнь и от земли - к небу Христос Бог перевел, нас, поющих победную песнь.

Припев: Христос воскресе из мертвых.

Тропари: Очистим чувства и увидим Христа, сияющего неприступным светом воскресения, и, воспевая победную песнь, явственно да услышим от Него: «Радуйтесь!»

Да веселятся по достоинству (как должно, как подобает) небеса, да радуется и земля: пусть празднует (весь) мир, видимый и невидимый, ибо восстал Христос - веселие вечное.

Песнь 3

Ирмос: Приходите, (и давайте) будем пить питье новое, не из бесплодного камня чудесно изводимое, но источник нетления (бессмертия), произведенный (как дождь) из гроба Христом, в Котором мы утверждаемся.

Тропари: Ныне все наполнилось светом - небо, и земля и преисподняя, поэтому да празднует все творение восстание Христово, которым она утверждена.

Вчера я погребался с Тобою, Христе, сегодня когда восстаю с Тобою воскресшим; я распинался вместе с Тобою вчера, прославь же меня с Собою Ты. Сам, Спасе, во Царствии Твоем!

Песнь 4

Ирмос: На божественной страже богоглаголивый (т. е. пророк Божий) Аввакум да станет с нами и покажет (нам) блистающего светом Ангела, громко, пронзительно восклицающего: «Сегодня спасение миру, ибо воскрес Христос, как всемогущий». (Угнетаемый мыслью о торжестве зла, пророк Аввакум напряженно ожидал от Бога вести о торжестве правды и спасении мира.)

Тропарь: Как первенец мужского пола, родившийся от Девы, Он явился Христом, как предлагаемый в пищу называется Он Агнцем, как чуждый скверны - непорочным, нашею Пасхой, и как истинный Бог - совершенным.

Песнь 5

Ирмос: (Давайте) встанем рано утром и вместо мирра принесем Владыке (нашу) песнь, и увидим Христа - Солнце правды, изливающее на всех (лучи) жизни.

Тропари: (Умершие,) связанные узами (букв. веревками, цепями) ада, (внезапно) узрев Твое, Христе, безмерное милосердие (и как бы оживленные этим) радостными стопами устремились к свету (даже букв. топая радостно ногами, также как, например, от радости хлопают в ладоши), восхваляя вечную (т. е. действительную, истинную, наступившую раз и навсегда) Пасху.

Жизнь есть за гробом - вот высшая сущность пасхального торжества. Христос воздвиг к жизни умерших до Его пришествия, но чаявших его. Воздвиг Он умерших с верою в Него после Его пришествия, как воздвигнет и ныне умирающих и имеющих умереть в веке сем. Для них всех, для всех нас посмертное ожидание Его Второго славного пришествия есть лишь трехдневное пребывание во гробе по Примеру и образу Самого Христа. Верующий народ в пасхальные дни несет эту радостную весть и на могилы своих усопших.

Пойдем (же) со светильниками в руках навстречу Христу, выходящему из гроба, как Жениху и вместе с празднующими чинами (ангельскими) будем праздновать спасительную Божию Пасху

Песнь 6

Ирмос: Ты, Христе, сошел в самые нижние глубины земли и сокрушил вечные запоры, державшие закованных (в цепи узников) и на третий день, как Иона из кита, вышел из гроба.

Кондак

Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне…

С мистических высот богомыслия кондак снова приводит нас к историческому событию воскресения, а следующий за ним икос повествует нам о переживаниях святых жен-мироносиц, спешивших помазать тело живоносное и погребенное, плоть Того, Кто воскресил Адама, но Сам лежит во гробе. Как волхвы, они спешат поклониться Христу, не пеленами, а плащаницей обвитому. Их плач сменяется радостным видением Ангела, возвещающего им воскресение. За этим следует пение воскресной песни, которая повторяется на каждой воскресной утрени: Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному. Кресту Твоему поклоняемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе инаго не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.

Песнь 7

Тропарь: Смерти празднуем умерщвление, ада разрушение, другой - вечной - жизни начало и в восторге воспеваем Виновника (этого), - Единого благословенного Бога отцов и препрославленного.

Песнь 8

Восьмая песнь напоминает нам, что радость пасхальная есть радость Евхаристии, данная Христом всему миру.

Тропари: В сей нареченный и святый день, «праздников праздник и торжество торжеств» верные приглашаются прийти приобщиться этой радости.

Приходите, приобщимся нового виноградного плода, божественного веселия, Царствия Христова.

Оглянись вокруг себя, Сион (обращение к новозаветной Церкви, Сионской горнице, где совершалась Тайная Вечеря) и посмотри: вот стеклись к тебе, как дивносияющие звезды от запада, севера, юга и востока дети твои, благословляющие в тебе Христа во веки.

8-я песнь заканчивается прославлением Святой Троицы.

После 8-й песни на обычной утрени следует песнь Богородицы Величит душа моя Господа. Здесь она заменяется особыми пасхальными припевами, величающими Страдавшего, Погребенного и Воскресшего Христа. 3-й припев выражает смысл и содержание всего пасхального торжества:

Христос Новая Пасха, Жертва живая, Агнец Божий вземляй грехи мира.

Христос есть та новая Пасха, о свершении которой Он говорил Своим ученикам на Тайной Вечери (Лк. 22, 15-16). Он есть та Жертва живая, которая должна была прекратить все ветхозаветные жертвоприношения, тот Агнец, о Котором прорицали пророки (Ис. 53:7).

В Новом Завете Апостол Павел уже определенно именует Христа «нашей» Пасхой, говоря: «Пасха наша - Христос» (1Кор. 5:7).

Так свершились чаяния, исполнились пророчества, и Пасха тайная, Пасха таинственная была открыто явлена людям.

4-й припев является архангельским приветствием Богородице: Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся, и паки реку, радуйся: Твой Сын воскресе тридневен от гроба; и мертвыя воздвигнувый; людие веселитеся.

Песнь 9

Божия Матерь есть новый Иерусалим, новозаветный Сион, слава Церкви, и ирмос 9-й песни соединяет воедино Ее образ с образом прославленной Христовой Церкви:

Ирмос: Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия: ликуй ныне и веселися, Сионе: Ты же, Чистая, красуйся Богородице, о востании Рождества Твоего.

В тропарях 9-й песни пасхальное ликование достигает своего высшего напряжения. Душа переполнена до краев как полная чаша и уже не находит слов для выражения своего блаженства.

Тропари: О сколь божественен, о сколь любезен, о сколь сладок Твой глас, Христе…

О Пасха великая и священнейшая, Христе! О, Мудрость, Слово Божие и Сила! Даруй нам совершеннее причащаться Тебе в вечном (незаходящем) свете Царствия Твоего.

Следующее песнопение в чеканных и сильных словах снова говорит нам о единстве Пасхи Крестной и Пасхи Воскресной.

Путь к воскресению лежит через смерть и образ этого пути дан нам Христом.

Плотию уснув, яко мертв, Царю и Господи, тридневен воскресл еси, Адама возвиг от тли и упразднив смерть: Пасха нетления, мира спасение.

В конце утрени поются торжественные пасхальные стихиры.

Стихиры: гл. 5-й

Стих: да воскреснет Бог, и расточатся врази Его.

Пасха священная нам днесь показася: Пасха нова святая: Пасха таинственная: Пасха всечестная: Пасха Христос Избавитель: Пасха непорочная: Пасха великая: Пасха верных: Пасха двери райския нам отверзающая: Пасха всех освящающая верных.

Стих: Яко исчезает дым, да исчезнут.

Приидите от видения жены благовестницы, и Сиону рцыте: приими от нас радости благовещения, воскресения Христова: красуйся, ликуй, и радуйся Иерусалиме, Царя Христа узрев из гроба, яко жениха происходяща.

Стих: Тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся.

Мироносицы жены, утру глубоку, представша гробу Жизнодавца, обретоша Ангела на камени седяща, и той провещав им, сице глаголаше: что ищете Живаго с мертвыми; что плачете нетленного во тли; шедше проповедите учеником Его.

Стих: Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся вонь.

Пасха красная, Пасха, Господня Пасха, Пасха всечестная нам возсия. Пасха, радостию друг друга объимем. О, Пасха! Избавление скорби, ибо из гроба днесь яко от чертога возсияв Христос, жены радости исполни, глаголя: проповедите Апостолом.

Слава Отцу и Сыну и Святому духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга объимем. Рцем: братие! и ненавидящим нас, простим вся воскресением, и тако возопиим: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав.

После последней стихиры происходит обряд христосования, о котором в Цветной Триоди (заключающей в себе богослужение Пасхальных седмиц до Троицы) сказано: «Поем Христос Воскресе, дондеже целуют братия друг друга».

Обычай приветствовать друг друга братским поцелуем - очень древний. В древней церкви он исполнялся за каждой Литургией, а теперь от него осталось братское целование священнослужителей за каждой Литургией перед началом Евхаристического канона. При этом духовенство приветствует друг друга словами: Христос посреди нас. - И есть и будет.

Во время Пасхальной утрени верующие сначала подходят христосоваться с духовенством, а потом троекратно целуют друг друга. Слова Христос Воскресе - Воистину Воскресе не смолкают в храме в течение всей Пасхальной утрени. Между всеми песнями канона духовенство обходит храм и, проходя сквозь ряды молящихся, радостно приветствует их пасхальным восклицанием. Воистину Воскресе гремят им в ответ сотни голосов, и эти

радостные возгласы народа сливаются с ликующим пением хора.

Утреня заканчивается торжественным чтением слова святого Иоанна Златоуста.

Слово огласительное

во Святый и Светоносный день Преславного и спасительного Христа Бога нашего Воскресения (Иже во святых отца нашего Иоанна 3латоустого)

Кто благочестив и боголюбив, да насладится этим прекрасным и светлым торжеством. Кто - раб благоразумный, да войдет, радуясь, в радость Господа своего. Кто истомил себя постом, пусть получит ныне динарий. Кто от первого часа работал, пусть сегодня примет справедливую плату Кто пришел после третьего часа, пусть начнет с благодарностью праздновать. Если кто поспел к шестому часу, пусть нисколько не сомневается, ибо он ничего не теряет. Кто опоздал и к девятому часу, пусть приступит без всякого колебания. Если кто пришел только в одиннадцатом, пусть не побоится, что промедлил, ибо Владыка, будучи щедр, принимает последнего также, как и первого. Дает приют для отдыха пришедшему в одиннадцатом часу, как и работавшему с первого. И последнего милует и о первом печется, и тому дает, и этого одаряет, и дела принимает и намерения приветствует, и действие ценит и желание хвалит. Посему войдите все в радость Господа своего - и первые и вторые насладитесь наградой. Богатые и бедные, ликуйте вместе. Воздержные и ленивые, почтите, этот день. Постившиеся и не постившиеся, возвеселитесь сегодня. Трапеза полна, насладитесь все. Телец велик, пусть никто не уйдет голодным. Все наслаждайтесь пиром веры; все вкусите от богатства благости. Пусть никто не рыдает о своей бедности, ибо настало царство для всех. Пусть никто не скорбит о грехах, потому что из гроба воссияло прощение. Пусть никто не страшится смерти, ибо освободила нас смерть Спасителя: Тот Которого она держала в своей власти, ее угасил. Восторжествовал над адом Сошедший в ад. Горько пришлось аду, когда он вкусил Его плоти. И, прозрев это, Исаия воскликнул: «Горько пришлось аду при встрече с Тобою в преисподней. Горько пришлось, потому что он упразднен; горько, ибо подвергся поруганию; горько, ибо умерщвлен; горько, ибо разрушен; горько, ибо он был заключен в оковы. Принял тело и (внезапно) натолкнулся на Бога; принял землю, а встретил Небо; принял то, что видел и попался на то, чего не видел. Смерть, где твое жало? ад, где твоя победа? Воскрес Христос, - и ты повержен. Воскрес Христос, - и пали демоны. Воскрес Христос, - и радуются ангелы. Воскрес Христос, - и наступила жизнь. Воскрес Христос, - и ни одного мертвого в гробу. Ибо Христос, восстав из мертвых, - стал (воскресшим) Первенецем из усопших. Ему слава и держава во веки веков. Аминь.

Пасхальная Литургия

Часы заменяются на Пасхальной Литургии радостным пением избранных стихир из Пасхального канона. Чтения совсем нет, - все поется. Царские врата, как северные, так и южные двери алтаря остаются все время открытыми в знак того, что небо нам ныне отверсто. Закрываются Царские врата лишь в субботу на Пасхальной неделе после Литургии.

Пасхальная Литургия, совершаемая но чину святого Иоанна Златоуста, вся проникнута радостью Воскресения, о чем свидетельствует частое повторение Воскресного тропаря и других пасхальных песнопений. Вместо Трисвятого снова поется стих: Елицы во Христа крестистеся, - во Христа облекостеся, но здесь это облечение во Христа означает уже не только сораспятие с Ним, но и совоскресение, - сообразно песни канона:

«Вчера спогребохся Тебе Христе, днесь совостаю воскресшу Тебе». Вместо Апостольского чтения читается 1-я глава Деяний, повествующая о явлениях Спасителя ученикам по Воскресении, о повелении Его не отлучаться из Иерусалима и ожидать исполнения данного Им обещания о ниспослании Духа - Утешителя.

Евангельское чтение снова переносит нас в вечность. Может показаться удивительным, что Евангелие Пасхальной Литургии говорит нам не о Воскресении. На самом же деле читаемая 1-я глава от Иоанна является высшим откровением об истине, лежащей в основе всей Евангельской истории. В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… Иисус Христос, страдавший и погребенный нами в зраке (образе) раба и воскресший во славе яко Бог есть 2-е Лицо Святой Троицы, от начала сущее Слово, извечно пребывающее в лоне Отчем, Им положено было начало жизни, и жизнь эта была свет

человеков. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца… и от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать (Ин. 1, 1-17). В этих словах - высшее догматическое откровение о Богочеловеке и Богочеловечестве. Евангелие это обычно читается на разных языках в ознаменование вселенскости христианства.

Литургия вся проходит в радости и легкости духовного подъема. По-новому звучит Херувимская песнь, ибо и Ангелы, воспевающие Царя царствующих, сошли ныне на землю для благовестия о Его Воскресении. По-новому звучат слова Символа: И страдавша, и погребенна, и воскресшаго в третий день по Писанием. С новым чувством мы Благодарим Господа, по-новому осознавая, что само слово «Евхаристия» означает «Благодарение».

От апостольских времен существует у христиан непреложный обычай освящать эту ночь причащением Святых Таин, ибо радость Пасхальная есть радость Евхаристическая.

Кончается Пасхальная Литургия ликующим Христос Воскресе, которым хор отвечает на все возгласы священника. Эта радость без края, это всеобщее ликование есть уже прообраз грядущего Царства Славы, данного в Откровении Апостола Иоанна: И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: Аллилуиа! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и Жена Его приготовила Себя. И дано было Ей облечься в виссон чистый и светлый (Откр. 19, 6-8). Жена и невеста Агнца - Церковь Христова, украсившая Себя всеми сокровищами радости и красоты, ныне празднует и ликовствует и зовет всех придти на пресветлое Торжество Любви. И дух и Невеста говорят: прииди. И слышавший да скажет: прииди, жаждущий пусть приходит и желающий пусть берет воду жизни даром (Откр. 22:17). Эта вода жизни и есть Христос - Новая Пасха, Жертва живая, Агнец Божий, взявший грехи мира.

Пасхальное богослужение: что происходит в храме на Пасху

Мы приходим на пасхальную заутреню, но перед ней служат полунощницу, которая относится еще к Триоди Постной, а еще раньше можно застать чтение Деяний святых апостолов. Дело в том, что устроение богослужебного дня Великой Субботы чрезвычайно емко, в нем много разных аспектов и трудных вопросов. Литургия этого дня должна совершаться на вечерне, которая начинается после полудня, часа в 3-4; литургия Василия Великого заканчивается к вечеру, и Устав предписывает не расходиться из храма, поэтому после литургии освящают хлеб и вино, чтобы все, кто находится в храме, могли подкрепиться.

В той главе Типикона, которая посвящена Великой Субботе, содержится очень настораживающее указание на то, чтобы все следили за своими чувствами, говорится, что это время на границе двух Триодей, на пороге Пасхи очень опасно в духовном отношении. Устав назначает чтение Деяний святых апостолов между литургией Василия Великого и полунощницей и снабжает это указание следующим замечанием:

«Братиям же всем с прилежанием послушающим, и да не будет леть ни единому же на сон предати себе, боящеся скверны искусителя врага; в таковых бо временех и местех тщится враг осквернити нерадивыя и многосонливыя монахи».

Итак, все сидят, едят и слушают Деяния святых апостолов, которые должны быть прочитаны полностью. Устав, естественно, не назначает точного времени (например, ровно в полночь) для совершения полунощницы и затем утрени, потому что на самом деле никто не знает точно, в какое время Господь воскрес.

Итак, полунощница. Это полунощница пасхальная, полунощница воскресная, а обычно на воскресной полунощнице читается из Октоиха Троичный канон. Но в этот день на полунощнице поется или читается канон Великой Субботы «Волною морскою…» По ныне действующей практике, во время пения ирмоса 9 песни Не рыдай Мене, Мати священнослужителям полагается уже быть на середине храма, поднять Плащаницу и внести ее в алтарь, где она будет пребывать на престоле до отдания Пасхи.

Кончилась полунощница, и начинается Пасхальная заутреня крестным ходом, который совершается с пением воскресной стихиры 6 гласа Воскресение Твое, Христе Спасе. В Уставе ничего определенного про крестный ход не говорится, а указывается всему клиру выйти в притвор с иконами Воскресения Христова, с крестом, с кадилом, в полном облачении и закрыть двери в храм. Иконы должны быть обращены на запад, т.е. молящиеся должны видеть иконы, и перед западными дверями храма начинается Пасхальная заутреня. Начинается она возгласом Слава Святей и при этом как будто даже и не возникает вопроса, а где же тут двупсалмие. На самом деле это довольно интересно; ведь пасхальная заутреня является чрезвычайно праздничной, воспринимается нами как «праздников праздник», и в то же время не имеет никаких обычных, регулярных признаков праздничного богослужения: на ней не поется славословие, нет полиелея - всего того, что обычно является неотъемлемой частью праздничной утрени. Со Среды Страстной седмицы уже отменено чтение рядовых кафизм, а на Светлой седмице Псалтирь практически полностью исчезает из богослужения, оставаясь только в очень небольших частях: прокимны, возвашные и хвалитные псалмы. Двупсалмие же отменяется не только на Светлой, но и до самого праздника Вознесения.

После возгласа Слава Святей наступает такой момент, которого все очень ждут: трижды поется духовенством тропарь Пасхи Христос воскресе из мертых, а затем его трижды поет хор (в Уставе сказано «мы», ведь лик - это только уста общины, и, конечно, тропарь должны петь все). Затем священнослужители поют пасхальные стихи «Да воскреснет Бог…» и другие, включая Слава, и ныне, к каждому из которых хор припевает Христос воскресе один раз. Казалось бы, все совершенно ясно, но неоднократно приходилось быть свидетелем того, как в радости забывается чинопоследование и Христос воскресе поют не те и не столько раз, сколько предписано. С одной стороны, не стоит в праздник огорчаться, но с другой стороны, почему бы не сделать все правильно, как это указано в Типиконе? После пения тропаря Пасхи отверзаются двери и все входят в храм, причем тут обычно возникает толчея, какая-то спешка, как будто мы все куда-то опаздываем. На самом деле в Уставе ничего поспешного и срочного в этот момент не предусмотрено: нужно входить в храм с многократным пением Христос воскресе, и все.

Когда все вошли в храм и заняли свои места: служители в алтаре, лик на клиросе, а народ церковный в пространстве храма, начинается последование пасхальной утрени с великой ектеньи. После великой ектеньи сразу следует пасхальный канон прп. Иоанна Дамаскина. Казалось бы, что-то пропустили. И в самом деле - пропускается Псалтирь: шестопсалмие и кафизмы с седальнами.

На Страстной и Пасхальной седмице отменяются библейские песни, поэтому на Пасхальной заутрени мы, строго по Уставу, поем канон с припевом к каждому тропарю «Христос воскресе из мертвых». Кроме того, наше богослужение - певческое богослужение, и практически все должно петься. И можно сказать, что так оно и есть, потому что даже храмовое чтение на одном звуке, recte tono, это тоже пение; в нашем богослужении нет обыденной простой речи, не окрашенной музыкальным элементом, в храме даже читают нараспев, и нараспев произносятся возгласы. Существуют разные градации певческого элемента в службе: есть чтение, есть возглашение (например, прокимна), есть возглас священника, который тоже принадлежит музыкальной стихии (в некоторых рукописях для возгласов есть музыкальная разметка), и есть пение, будь то пение «поскору» или пение мелизматически развитое, о котором в Уставе говорится «со сладкопением…» В нашем богослужении нет слова, не окрашенного звуком, но очень многие части службы с течением времени как бы понижены в музыкальной градации, и канон является одним из них. Каноны, безусловно, всегда должны петься, но счастье слышать поемый канон мы имеем очень редко, поэтому так значимо пение канона на Пасху.

Итак, поется канон прп. Иоанна Дамаскина с припевом. Все, наверно, обращали внимание, что в каждой песни этого канона очень мало тропарей: ирмос и два-три тропаря. А Устав говорит так: «Петь ирмосы на четыре (антифонно - 1 лик и 2 лик), а тропари - на двенадцать (каждый тропарь должен петься 6 раз)». Типикон говорит о том, что первые слова каждого ирмоса обязательно запевает предстоятель в алтаре, т.е. назначается максимально праздничное и вдохновенное исполнение этого текста. Вы видите, как много раз должны быть пропеты тропари Пасхального канона, и это постоянное повторение текста научает нас чему-то важному и существенному. Безусловно, Пасхальный канон Иоанна Дамаскина принадлежит к лучшим канонам православного богослужения. Устав научает нас радоваться, бесконечно повторять эти ликующие слова, которые мы все прекрасно знаем, и призывает нас к радости глубокой и осмысленной.

После каждой песни канона положена катавасия, повторение ирмоса, затем Христос воскресе трижды и малая ектенья, т.е. исполнение канона максимально торжественно. Малая ектенья по каждой песни (всего их восемь) - это в нашем богослужении вещь совершенно неслыханная. По 3 песни - ипакои Пасхи, а по 6 - кондак Пасхи, икос и Воскресение Христово видевше три раза. Кончается канон знаменитым ексапостиларием Плотию уснув, который поется три раза. После него сразу же начинается пение хвалитных стихир, хотя по Уставу перед этим полагается Всякое дыхание и хвалитные псалмы. У нас почему-то это пропускается, и сразу начинаются стихиры.

Что представляют собой эти стихиры на хвалитех? Если обратиться к вечерне, на которой совершалось литургия Василия Великого в Субботу Преблагословенную, то мы вспомним, что на Господи, воззвах там пелись три стихиры из воскресной службы 1 гласа, потому что суббота вечера уже начинает воскресный день. Так вот, на пасхальной заутрени тоже поются воскресные стихиры 1 гласа, но уже не «воззвашные», а хвалитные стихиры. Впоследствии на каждый день Светлой седмицы будут назначены воскресные песнопения Октоиха определенного гласа. На первый день Пасхи - 1 гласа, на Понедельник - 2 и т.д. Это своеобразный «парад гласов», но не восьми, а только семи, т.к. пропускается 7 глас. Начинается это в Великую Субботу на вечерне, продолжается на Пасхальной заутрени и дальше каждый день на Светлой седмице. К этим воскресным стихирам 1 гласа прибавляются стихиры Пасхи, которые все прекрасно знают, с запевами «Да воскреснет Бог…» и др.

В последнюю стихиру Пасхи входит текст Христос воскресе. После того, как стихира кончилась, нужно спеть Христос воскресе еще три раза. Это довольно трудный момент, и на нем следует остановится. В заключение этих стихир Пасхи Христос воскресе звучит либо один раз, либо четыре, но никогда не поется три раза, потому что текст пасхального тропаря является заключительной строкой последней стихиры; затем следует троекратное исполнение тропаря самого по себе, и таким образом Христос воскресе… звучит четыре раза подряд. Так бывает только на Светлой седмице. В последующие недели Пятидесятницы к этим стихирам уже не прибавляется троекратное пение тропаря.

После того, как спеты стихиры на хвалитех и стихиры Пасхи, полагается совершать целование - христосоваться, поздравляя друг друга с праздником Светлого Христова Воскресения. Здесь Типикон указывает очень интересную форму поздравления, которая нам знакома, к сожалению, только по чину прощения в Прощеное воскресенье, когда выходят настоятель, иереи, диаконы, алтарники и встают перед амвоном сообразно своему чину, а все прихожане подходят к ним поочередно. В том же порядке, согласно Уставу, должно совершаться и пасхальное целование, каждый должен похристосоваться со всеми.

После целования читается знаменитое огласительное Слово Иоанна Златоуста с повторением ослепительно радостных слов ап. Павла: «Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа?» (1 Кор. 15, 55) и следует окончание пасхальной заутрени, после которой должен совершаться первый час.

Пасхальные часы представляют собой совершенно особый вид часов, и в строгом смысле слова вряд ли могут быть названы часами: вернее было бы их назвать «вместочасием», потому что одно и то же последование назначено на Светлой седмице для всех мелких служб. И полунощница, и повечерие, и все часы (первый, третий, шестой и девятый) имеют на Светлую седмицу один и тот же вид: это последование пасхальных песнопений (именно песнопений, а не чтений), которые помещены в Триоди Цветной под названием «О часех святыя Пасхи и всея Светлыя седмицы».

Поется Христос воскресе трижды, Воскресение Христово трижды, а затем ипакои, кондак и некоторые пасхальные тропари. Это последование должно быть пропето три раза: за первый, третий и шестой часы. Таким образом, пасхальные часы, во-первых, безпсалмные, как и вся вообще Светлая седмица, а во-вторых, они ничем не отличаются друг от друга и совпадают с последованием пасхальных полунощницы и повечерия. В строгом смысле часами должны называться часы трипсалмные, а пасхальное последование - это вместочасие, если быть до конца точным.

После пасхальных часов начинается Божественная литургия. В первый день Пасхи назначено совершать литургию Иоанна Златоуста. Начинается она, естественно, возгласом Благословено Царство… и затем следует особое начало всех служб Светлой седмицы: священнослужители Христос воскресе трижды, лик Христос воскресе трижды, затем священнослужители стихи и к каждому стиху лик поет Христос воскресе единожды. Все службы на Светлой седмице начинаются именно таким образом. Затем великая ектения и праздничные антифоны. Спет первый антифон, ко второму антифону, как всегда, присоединяется Единородный Сыне, и третий антифон - это стихи, к каждому из которых припевается тропарь праздника, в данному случае Христос воскресе. На входе не поется Приидите, поклонимся, а возглашается входный стих. Затем хор поет тропарь Пасхи - Христос воскресе, ипакои и кондак Пасхи. Вместо Трисвятого мы слышим Елицы во Христа крестистеся, потому что в древности в этот великий день в Церкви совершалось крещение большого количества оглашенных. Затем возглашается прокимен, читается Апостол, Аллилуйя и Евангелие. Евангелие читается в этот день не о событиях, связанных с Воскресением, а читается 1 зачало от Иоанна, но именно это чтение ставит особенный акцент на богослужение этого дня, углубляя нашу радость, делая ее серьезнее. Там говорится о Предвечном Слове и его воплощении. Это зачало полагается читать на всех языках, которые только знают служители храма, и в Типиконе не явное, но туманное указание об этом все-таки есть. Минимум, который сложился в нашей практике, это церковно-славянский и русский тексты, а где могут, читают и на других языках.

Совершается Божественная литургия св. Иоанна Златоуста по своему чину. Естественно, в этот день не положено заупокойной ектений. Поется Херувимская песнь, Евхаристический канон и задостойник Пасхи, который состоит из запева «Ангел вопияше…» и ирмоса 9 песни канона «Светися, светися, Новый Иерусалиме…» Все это поется вместо Достойно есть до отдания Пасхи.

Затем следует обычная ектенья и после возгласа «Святая Святым» и ответа хора «Един Свят…» поется причастный стих Пасхи. Текст этого стиха всем знаком и является своего рода ответом на существовавший до недавнего времени вопрос, можно ли причащаться на Пасху. Причастный стих на Пасху звучит так:

«Тело Христово приимите,
источника безсмертнаго вкусите».

У нас принято на Пасху и Светлую седмицу во время причащения мирян петь Христос воскресе, а на самом деле следовало бы петь Тело Христово, потому что это как раз тот самый случай, это и есть причастный стих всего периода до отдания Пасхи.

Последняя часть Божественной литургии, как всегда, радостная и ликующая; практически вместо всех обычных текстов поется Христос воскресе, где трижды, где единожды - это можно прочитать в Типиконе или Триоди Цветной. Произносится пасхальный отпуст; в первый день Пасхи полагается осенять крестом всю паству и поздравлять ее: «Христос воскресе!», на что все отвечают: «Воистину воскресе!». Таково окончание Божественной литургии на Пасху.

Вечерня первого дня Пасхи представляет собой совершенно исключительное богослужение, потому что мы знаем из Евангелия, что в первый день по Воскресении вечером Христос явился ученикам, причем там не было Фомы, почему и пришлось его отдельно уверять в Воскресении Христовом. На этой вечерне читается Евангелие, поэтому вход совершается тоже с Евангелием. Служба эта необыкновенно торжественна, совершается она в полном облачении, и на ней возглашается великий прокимен «Кто бог велий, яко Бог наш…» О последовании этой вечерни мы не будем говорить подробно, скажем только, что практически во всем, кроме входа и чтения Евангелия, она является образцом вечерни любого дня Светлой седмицы. Причем каждый день на вечерне будет свой особенный великий прокимен. Великий прокимен имеет, кроме самого текста прокимна, еще три стиха (а не один, как обычный), поэтому обычный прокимен звучит на службе три раза, а великий - пять раз. Назначается великий прокимен только для особых дней года.

Праздничная Пасхальная служба может разниться в отдельных приходах временем начала, также как и будние богослужения могут начинаться в различное время. Однако от повседневного это богослужение отличается особой торжественностью.

Несмотря на все изменения в современном мире, остается одним из главных и самых любимых праздников для большей части россиян. Пасхальные службы церкви начинают за неделю до Пасхи. В это время прихожане чаще ходят в храм. Есть традиция, по которой двери храмов перестают замыкать за несколько дней до Пасхи, чтобы любой верующий человек имел возможность посетить Обитель Божию во столько, во сколько ему будет удобнее.

Проходят Пасхальные службы всю Светлую седмицу (до субботы включительно). Особым днем становится суббота накануне самого праздника. Именно в этот день завершается Великий пост, и прихожане уже могут идти в церковь, чтобы священнослужители освятили святой водой куличи, яйца и другую еду к праздничному столу. В эту же субботу есть возможность помянуть своих умерших родственников и поставить свечки за упокой.

Вечером субботнего дня начинается ночное бдение, во время которого миряне идут на Всенощную.

Что и как нужно делать в доме Божием

Чтобы не вносить смятение в торжественность общего служения и ощущать себя уверенно, существуют некоторые условности, соблюдение которых необходимо. Следующие правила помогут уяснить, как вести себя на пасхальной службе.

Правила поведения

Описание

Внешний вид Женщинам нужно надеть длинный наряд и покрыть голову.Следует избегать глубоких выкатов и прозрачных тканей. От использования косметики лучше отказаться. Мужчинам при входе в храм следует обнажить голову.
Как войти и выйти из храма? На входе надо три раза осенить себя крестным знамением и поклониться.Уходя, три раза осенить себя крестным знамением и поклониться возле двери церкви и за её калиткой.
Соблюдайте тишину Следует воздержаться от громких разговоров и пользования сотовым. Детям пояснить, что нужно вести себя смирно.
Во время службы Нужно стоять лицом к алтарю.Когда батюшка осеняет мирян крестным знамением - поклониться.Осеняться крестом, слыша «Господи, помилуй», «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу».Принимая благословение, сложить руки крестообразно и поцеловать благословляющую руку.
Вопросы Если требуется задать вопрос священнику, для начала нужно обратиться: «Батюшка, благословите!» и только после этого задать интересующий вопрос.

Церковь - обитель Божия, а посему следует помнить, сколько бы человек там ни находился, его пребывание должно быть овеяно благоговением и любовью.

Этапы и время начала Всенощной

Ночная Пасхальная служба является наиболее величественной и высокоторжественной из всех видов богослужений. Существует поверье, что Пасхальная ночь - самая тихая ночь в году. Белые с золотом и серебром одеяния священников, хоровые песнопения, перекатистый перезвон колоколов создают особую обстановку. Берет за душу и сакральное для всякого православного восклицание «Христос Воскресе!».

Пасхальная ночь знаменуется праздничным богослужением, которое состоит из нескольких этапов. Первый: вынесение Плащаницы. Оно происходит в Страстную пятницу в три часа пополудни - во столько, во сколько Иисус Христос умер на кресте. До момента выноса верующим запрещено в этот день веселиться, есть пищу и купаться. После возложения Плащаницы в храме постящимся будет разрешено употребление малой толики хлеба и воды. Затем происходит следующее:

  • пение стихиры в алтаре;
  • крестный ход;
  • утреня;
  • заутреня и вынос артоса (это праздничный хлеб, который потом разламывается и раздается прихожанам);
  • литургия.

Каждый этап служения важен и ни при каких условиях не игнорируется, поскольку имеет особый символизм, относящийся к истории воскрешения Господа. Ночное Пасхальное богослужение происходит непосредственно перед двенадцатью часами ночи. Начало Пасхальной службы носит название «Полунощница Пасхальная». После неё Плащаницу под пение «Восстану бо и прославлюся…» вносят в алтарь и возлагают на Великий престол, где она и будет оставаться Вознесения.

Перед двенадцатью часами раздаются три протяжных удара колокола - Благовеста, который после усиливает зычность мерных ударов, возвещая, что праздник Пасхи начался. Далее церковники три раза, вначале тихо, а далее громче поют «Воскресение Твое, Христе Спасе…».

Заутреня и крестный ход

В двенадцать часов ночи следует заутреня и крестный ход. Под звуки трезвона священники с распятьем, хоругвями, ликами Святых, благовониями и церковными светильниками шествуют процессией из алтаря к выходу. За несомыми светильником, запрестольным распятьем на кресте и иконой Богоматери парами шествуют хоругвеносцы, певцы, свещеносцы, диаконы и священнослужители. Завершающая пара церковников несет Евангелие и икону Воскрешения Господня. Замыкающим в праздничной процессии шествует настоятель. Миряне несут полыхающие свечи.

Три раза вся процессия обходит храм. Читается «Воскресение Твое, Христе Спасе…». В это же время над храмом Божиим разносится трезвон, возвещающий благую весть: ». Священники трижды приветствуют мирян: «Христос Воскресе!».

Останавливается все шествие в притворе. Звон колоколов стихает, и под пение «Христос воскресе из мертвых…» священник окропляет присутствующих святой водой. После читается «Да воскреснет Бог…», а миряне восклицают: «Христос воскресе». Как только прозвучит: «Христос воскресе из мертвых…», батюшка символически описывает кадилом на дверях крест, и они открываются.

Исход из храма и замыкание его входных врат символичны.

Христиане покидают свод Обители Бога, как и Адам с Евой покинули райский сад. Однако Господь наш, пролив свою кровь, вновь отворил для человечества врата рая. И когда на утрени снова открываются двери храма - для верующих символично отверзаются врата в жизнь вечную.

Продолжение заутрени и завершение ночного бдения

Продолжается утренняя служба, как только вся процессия снова находится в храме, где во множестве горят свечи и лампады. Оглашается великая ектения, пропевается канон и произносится малая ектения, поется светилен «Плотию уснув…», пропеваются стихиры на Хвалитех и стихиры Пасхи. По окончании оглашается Слово Иоанна Златоуста, символично напоминающее о смысле и значимости Воскресения Господня для всех верующих.

Завершает заутреню «Друг друга объимем…». После этого миряне целуют крест в руках священнослужителя и христосуются (троекратные символичные поцелуи) со священником. Идет по времени заутреня в среднем 90 минут. По её окончании православные приветствуют друг друга Благой Вестью «Христос воскресе», христосуются и обмениваются писанками. Следующим этапом является Литургия, на которой поется тропар, …», ипакой, кондак, отпуст и благословляются православные миряне. Верующие, соблюдавшие пост, идут на исповедь с причастием.

В Божьих храмах, где служба на Пасху проводится одномоментно несколькими священниками, Евангелие читается на нескольких языках. Это тоже несет определённый символизм: именно так блюдется заповедь Спасителя нести Слово Божие в мир. Этот этап длится в среднем 120 минут. После Литургии миряне идут домой, разговляются и отмечают день Пасхи в кругу семьи и близких людей.

Всенощная Пасхальная служба своей благоговейной атмосферой призвана вводить верующих в таинство общения с Господом.

Пасхальная служба – одна из самых красивых и торжественных. Священнослужители, облаченные в светлые праздничные одежды, пение церковного хора, колокольный звон, разлитый в воздухе... Все это создает неповторимую атмосферу и проникает в душу величественными и важными для каждого верующего словами: «Христос Воскресе!».

Начало пасхальной службы

Служба начинается незадолго до полуночи. Первая ее часть называется «Полунощница» с каноном Великой субботы. Во время нее читаются Деяния Апостолов. После этого служители церкви переносят из середины церкви в алтарь и возлагают на престол плащаницу – изображение Христа во гробу.

При этом хор и священники поют: «Восстану бо и прославлюся». На Великом престоле плащаница будет находиться до момента Отдания Пасхи, то есть до праздника Вознесения Господня.

Перед самой полуночью рождается и набирает мощь колокольный звон – Благовест. Он возвещает, что светлый праздник начался.

Священники трижды, сначала очень тихо, а потом все громче и громче поют: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».

Первый раз поют при затворенных Царских вратах и задернутой завесе (катапетасме); второй раз – громче, при закрытых Вратах, но при раскрытой завесе; третий – при отверстых Царских вратах и только половину текста. Вторую половину допевает хор.

Заутреня и крестный ход

Ровно в полночь начинается Заутреня. Под звуки Благовеста священнослужители с крестом, хоругвями, иконами, благовониями и пасхальными светильниками выходят из алтаря и шествуют через всю церковь к выходу. Это крестный ход.

Впереди несут фонарь, следом – большой запрестольный крест, образ Богородицы, а далее уже идут попарно: хоругвеносцы, певцы, свещеносцы с большими свечами, диаконы с кадилами и свечами поменьше, священники.

Последняя пара священников несет Евангелие и икону Воскресения. Замыкает шествие предстоятель храма с тремя перекрещенными и связанными свечами (трисвешником) и еще одним крестом.

Трижды священники и прихожане обходят церковь против часовой стрелки. У мирян в руках зажженные свечи. Снова звучит стихира, стих шестой: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». А над церковью взлетает сменивший Благовест ликующий пасхальный трезвон, символизирующий радость от вести, что Христос воскрес.

Во время крестного хода священники многократно приветствуют прихожан словами: «Христос Воскресе!», каждый раз повторяя их три раза подряд. И миряне отвечают слаженным хором: «Воистину Воскресе!».

Как проходит пасхальная служба в церкви

После тройного обхождения церкви процессия входит в притвор и останавливается перед закрытыми дверями храма. Колокольный звон смолкает, а священник, приняв от диакона кадило, окропляет иконы и прихожан святой водой. Остальные служители поют: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Предстоятель читает стихи из пророческого псалма: «Да воскреснет Бог», на что прихожане отвечают: «Христос воскресе».

После этого звучит стихира, и снова: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Священник кадилом изображает на воротах знак креста животворящего, и ворота отворяются.

Продолжение Заутрени

Пасхальное шествие заходит в церковь, празднично украшенную цветами и многочисленными зажженными свечами. Пасхальная служба продолжается второй частью Заутрени. Во время нее поется пасхальный канон и читается «Слово святого Иоанна Златоуста», напоминая верующимо значении Пасхи . Завершает Заутреню пение стихир Пасхи: «Друг друга объимем, рцем: братие! и ненавидящим нас простим вся воскресением».

Потом прихожане подходят к священнику, целуют крест и христосуются (прим. ред. – целуются троекратно ) с батюшкой. Во многих церквях раздают освященные крашенки (прим. ред – крашеные яйца ).

Loading...Loading...