Гостиный двор что было раньше. Гостиный двор

Понятие "гостиный двор" появилось на Руси еще до царствования Петра I. В ту пору это были здания, где купцы, торговцы - те самые "гости" - останавливались для проживания и торговли. Для торговли им отводились так называемые ряды, которые разнились по товарам и услугам.

Торговые дворы

Впервые гостиный был заложен и возводился на Васильевском острове под руководством архитектора примерно в 1722 году. Его строительство было обосновано тем, что находился неподалеку, а хранить привозимые товары было негде. Таким образом появился Портовый гостиный двор, где приезжие купцы хранили свой товар до момента отправки оптовым покупателям. Рядов для розничной и штучной торговли товарами не было.

Но поскольку постройка была деревянной, то она сгорела, а на ее месте возвели каменные палаты. Сейчас остался лишь небольшой фрагмент строения - проем наружной галереи.

Затем был построен Апраксин Двор, торговый комплекс "Пассаж", торговые ряды Щукина, Андреевский рынок, торговые ряды на берегу Мойки и другие. В XVIII-XIX веках пожары вспыхивали в Петербурге довольно часто и уничтожали целые районы. По этой причине дворцы возводились сразу в камне, а торговые лавки было разрешено строить в разных частях города с целью избежать уничтожения всех товарных запасов и минимизировать потери для торговли города.

Пригородная торговля

В те времена Невская перспектива - нынешний Невский проспект - не был центром Северной Пальмиры. И ради пожарной безопасности торговые ряды перенесли на границу города «на порожнее место... от Полицейской канцелярии, идучи к Невскому монастырю по правую сторону перспективной дороги, а на том новом рынке места Санктпетербургским купецким людям отводить … с общего согласия, полинейно, в чем которой линии торговать» (Малиновский К.В., «Санкт-Петербург XVII века», стр. 275).

Так было определено место для Большого Гостиного двора Санкт-Петербурга - самого значимого из всех, а ведь ранее здесь была березовая роща, за вырубку которой Петр I казнил нескольких лихоимцев. Современный Большой Гостиный двор в Санкт-Петербурге - одна из центральных станций метрополитена и удивительно сохранившееся здание XVII века.

Строилось здание довольно долго. Россия, находящаяся в постоянном состоянии войны с соседями, которые пытались откусить себе хоть кусочек земель, не могла найти в казне достаточно денег на строительство каменных торговых рядов. А купечество предпочитало латать деревянные постройки, оправдываясь тем, что и так все занято лавками, да и со строителями были проблемы - основная масса мастеров была задействована на возведении Смольного монастыря и Зимнего дворца.

Стройка здания в стиле классицизма началась в 1761 году по проекту Ж.Б. Валлен-Деламот Указом Екатерины II. Стройка несколько раз горела, поэтому в возводимом здании запретили использовать конструкции из дерева.

Окончательно строительство Гостиного двора Санкт-Петербурга было закончено в 1785 г. И торговля закипела - всего было 147 торговых лавок, где можно было купить товары со всего мира.

В 1837 году в Большом Гостином дворе Санкт-Петербурга усилиями арендовавших помещения купцов было проведено отопление (пневматическая топка) и освещение посредством масляных фонарей.

Вехи истории

В послереволюционные годы здание Гостиного двора Санкт-Петербурга (Петрограда-Ленинграда) было опечатано, все товары купеческие перевезены в складские распределители, а помещения опустели.

В период НЭПа торговля возобновилась, но власти молодой Советской Республики здание неоднократно хотели то снести, то перестроить.

Все планы перечеркнула Великая Отечественная война, но и тогда торговля не прекращалась в торговом центре города не смотря на регулярные бомбежки.

В послевоенные годы Гостиный двор в Санкт-Петербурге неоднократно перестраивали, но без видимых радикальных изменений внешнего вида сооружения. В одном из корпусов во время ремонта в октябре 1965 г. вскрывали полы, и строители обнаружили настоящий клад, который остался после бежавших от революции купцов Морозовых. Он состоял из золотых слитков весом 128 килограмм.

Туристический центр города

«Гостинка» - так называют Гостиный двор горожане сейчас. Это большой торговый комплекс, сохранивший элементы прошедших эпох. Там расположены торговые бутики и павильоны с самыми разнообразными товарами. В основном они рассчитаны на туристов.

Открытие станции метро «Гостиный двор» Санкт-Петербурга состоялось в 1967 году. Входная зона метрополитена расположился в цокольной части здания. Здесь можно сделать пересадку на станции «Невской» и «Спасской» Садовой - Сенной линий, что очень удобно.

Выйдя из здания и повернув налево, можно увидеть большие экскурсионные автобусы. Чуть поодаль за ними есть экскурсионный киоск. Любой желающий может приобрести экскурсии от Гостиного двора по Санкт-Петербургу или ознакомительную поездку в музеи Ленинградской области.

Прошли века, но Гостиный двор так и остался центром притяжения для гостей города.

Санкт-Петербург - город, построенный в дельте Невы на многочисленных островах, соединенных великолепными мостами. К строительству Петром I были привлечены лучшие архитекторы всей Европы, и новая столица стала поистине главной жемчужиной в «императорской короне». Для сырьевого обеспечения и развития торговли со всеми странами в Питер привлекалось огромное количество купцов. Поэтому было необходимо создать для них торговые площади. Тогда-то и было решено возвести Гостиный двор. Санкт-Петербург начал стремительно развиваться, и вопрос об упорядочении рынка вышел на государственный уровень.

Идея создания торгового здания

Центр города заполонили многочисленные деревянные лавки, разные по своей форме и назначению. Это не вписывалось в стратегический план развития столицы, и после нескольких пожаров в сороковых годах XVII века было принято решение перенести торговлю на окраины. Для этого выделили пустующее место с перспективой постройки большого торгового комплекса, который теперь называется Гостиный двор. Санкт-Петербург, как столица великой империи, требовал больших финансовых вливаний и в другие проекты, поэтому строительство торгового здания затянулось на несколько десятилетий. Первый указ сената о переносе торговли датируется 1735 годом. А полностью каменное здание закончили строить в 1785 году.

История постройки Гостиного двора

После вытеснения купеческих лавок из центра стал вопрос об упорядочении торговли, и было принято решение строить Гостиный двор. Санкт-Петербург развивался рваными темпами из-за войны и недостатка финансирования. Кроме того, строилось большое количество казенных объектов, где были задействованы все строители. Поэтому многочисленные императорские указы не смогли сдвинуть дело с мертвой точки. Все изменило повеление императрицы Елизаветы Петровны в 1748 году. Расходы по строительству были возложены на купцов с последующей передачей в пожизненное родовое пользование торговых мест. Однако торговцы откровенно саботировали это решение и всячески затягивали снос своих деревянных лавок. Из-за всех этих субъективных и объективных причин строительство затянулось на четверть века и было закончено только к 1785 году.

Архитектурное решение

Здание Гостиного двора в Санкт-Петербурге имело несколько проектов. Первый был разработан обер-архитектором Растрелли Ф.Б. Проект знаменитого итальянца предполагал строительство двухэтажного здания с часовой башней, которая должна была быть увенчана статуей Меркурия, бога торговли. Из-за дороговизны и отсутствия казенного финансирования проект был отклонен. Стали рассматриваться другие варианты, в итоге приняли проект Валлен-Деламота, который предусматривал вписать здание в форме неправильного четырехугольнику в перспективу запланированных улиц.

Универмаг "Гостиный двор" (Санкт-Петербург)

Современный торговый комплекс немного утратил свое первоначальное предназначение, когда можно было купить «всякую всячину всякому люду». Санкт-Петербург принимает огромное количество туристов. При осмотре города приезжие посещают ТЦ "Гостиный двор" (Санкт-Петербург), и большинство товаров рассчитано именно на них. В универмаге большой выбор разнообразной посуды из стекла и фаянса. Мелкие магазинчики с сувенирами скромно теряются между бутиками известных брендов, которые предлагают одежду, обувь и разнообразные аксессуары. Также здесь можно приобрести минимальный набор продуктов, алкоголь и другие напитки.

Станция метро «Гостиный двор»

Санкт-Петербург не мог обойтись без метрополитена, и одну из станций Невско-Василеостровской линии решили построить в районе Гостиного двора. Надземные вестибюли плохо вписывались в сформировавшийся исторический облик города. Поэтому было принято решение один из вестибюлей встроить в дом Энгельгардта, а второй - в здание Гостиного двора с выходом в торговые залы. Работы производились по проекту А. К. Андреева и окончательно были завершены в 1972 году.

Реконструкции Гостиного двора

В 1780 году от пожара было уничтожено почти все торговое здание, кроме каменного фасада на Невском. Екатерина II разрешила купцам построить временные деревянные лавки «дабы не прекращать торговлю». С этого момента императорским указом началось строительство полностью каменного здания с запретом разводить «будь какой огонь». При реконструкции учли и парковочные места для карет и телег, поэтому строение было немного сдвинуто. В 1837 году после долгих переговоров купцов с властями Гостиный двор оборудовали паровым отоплением и масляным освещением. Несколько раз предпринимались попытки перестройки комплекса и территорий перед ним, которые были отвергнуты под натиском торговцев. В годы Великой Отечественной войны и осады Ленинграда пострадал весь центр города, в том числе и Гостиный двор. После окончания войны реставраторы максимально восстановили первоначальный облик этого памятника архитектуры.

Последняя реконструкция проводилась с 1955 по 1972 год. Без изменений исторического фасада были модернизированы складские помещения, технические коммуникации, обустроены надземные вестибюли метро. Кроме того, после реконструкции оборудовали сквозной проход по всему периметру торгового комплекса, чтобы посетителям было удобней заходить в Гостиный двор.

Санкт-Петербург всегда встречает своих гостей чем-то новым и удивительным. Приезжие могут не только полюбоваться красотами северной столицы. Они могут посетить современные выставки и показы модных дизайнеров. Затем пройтись по брендовым магазинам, а Гостиный двор является именно тем местом, где это можно сделать приятно и с пользой.

История Большого Гостиного Двора неразрывно связана с историей страны и Санкт-Петербурга. Расположенный в самом центре города, он был свидетелем многих памятных событий и стал одним из символов Петербурга. Задуманный и созданный, как центр городской торговли, он уже третье столетие оправдывает своё предназначение и олицетворяет стабильность.

Строительство нового каменного Гостиного двора на бревенчатой Невской перспективе стало знаменательным событием в истории российского зодчества. Пять знаменитых имён хранит история Гостиного двора. План Гостиного двора в форме неправильного четырёхугольника принадлежит архитектору Еропкину. Над первым проектом Гостиного двора работал Антонио Ринальди. Следующий проект Гостиного двора был создан архитектором Растрелли. А в результате построен Гостиный двор был по проекту молодого зодчего Деламота. Строительство Гостиного двора началось в 1761 году и завершилось только в 1785 году. К своему столетнему юбилею Гостиный двор обрел новый праздничный декор, в который убрал его архитектор и художник Альберт Николаевич Бенуа.

С завершением строительства Большого Гостиного двора окончательно выделились четыре основные линии, соответствовавшие геометрическому очертанию торгового сооружения: Суконная линия (ныне Невская), Большая Суровская (Перинная), Малая Суровская (Ломоносовская) и Зеркальная (Садовая). А свое название «Суровские» линии получили по товарам, которые купцы привозили из крымского города Сурож, известного, как Судак. Поскольку торговля в Гостином дворе развивалась стремительно, вскоре названия линий стали весьма условными. Гостиный двор мало-помалу сделался и своего рода достопримечательностью столицы, как Летний сад или Марсово поле, более того- едва ли не главным центром проведения досуга, своего рода местом развлечения. Гостиный двор за несколько десятилетий сделался целым торговым городом с десятками магазинов и складов. Галереи Гостиного двора жили особой жизнью, здесь сложился свой быт, нравы, законы и обычаи. Яркие предпраздничные торги, «вербы», елочные базары, манящие рекламы «дешевых» распродаж, извозчичья биржа- все это не вмещалось в самом Гостином, а выплескивалось на близлежащие улицы, придавая окружающему району своеобразный колорит и праздничное- даже в будние дни- оживление. Купить в Гостином дворе в XIX веке можно было все, что производилось в тогдашней России и за ее пределами; недаром говорили, что Гостиный двор всегда «задавал тон». Гостиный двор посещали богатые сановники и дворяне, светские красавицы и небогатые студенты, а также известные художники, писатели, поэты. Любил прогуливаться по торговым рядам И.А. Крылов, делали здесь покупки А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь и другие. Они находили в Гостином дворе и нужный товар, и прообразы героев своих будущих произведений.

Постоянное количество лавок в Гостином дворе сформировалось уже к 1792 году, при определении планировочной структуры корпуса- тогда было 147 лавок. Чтобы обезопаситься от пожаров, всё в Гостином дворе было сделано из камня и железа. Отапливать лавки было строжайше запрещено. Лишь в 1837 году появилось первое тепло в Гостином дворе, а газовое освещение пришло в Гостиный двор спустя еще пять лет- в 1842 году. И постепенно весь Гостиный двор стал сиять вечерами светом газовых фонарей, увеличивая время торговли и привлекая покупателей с вечерних улиц.



Все почтенные петербургские купцы имели в Гостином дворе собственные лавки. На общем собрании владельцев лавок, торгующих в Гостином дворе, было решено ходатайствовать перед Петербургским военным генерал-губернатором об учреждении Комитета по управлению Гостиным двором. По ходатайству гостинодворцев в 1839 году состоялись выборы состава первого Комитета по управлению Гостиным двором. За 75 лет своего существования комитет Гостиного двора всегда стоял на высоте своего призвания. Заботы о сохранении зданий и содержании в чистоте дворов и галерей, об охране магазинов, отстаивание справедливых интересов гостинодворцев перед административными властями и т.д. завоевали среди гостинодворцев прочные симпатии и уважение к Комитету. Кроме Комитета по управлению Гостиным двором, имелся еще и гостинодворный староста. Назначал или увольнял старосту комитет.

К началу двадцатого века Гостиный двор продолжал оставаться крупнейшим в Петербурге центром торговли промышленными товарами. Это был своего рода город в городе- по 1922 год торговли в Гостином дворе не было. В 1927 году по Невскому проспекту (с 1918 по 1944 год он назывался «Проспектом 25 октября») пошли первые автобусы, в 1936 году- троллейбусы. Как и весь Ленинград, Гостиный двор стойко переносил выпавшие на его долю военные трудности. Он не раз подвергался бомбардировкам и артиллерийским обстрелам. В годы войны здание Гостиного двора сильно пострадало, несмотря на все предпринятые меры по его сохранению. Большой ущерб Гостиному двору нанес пожар 14 марта 1942 года, вызванный зажигательными бомбами. Огонь охватил все правое крыло Невской линии и часть Перинной линии. Несмотря на невероятные испытания, посланные Гостиному двору войной и блокадой, он не переставал работать!


Восстановительные работы в Гостином дворе начались еще до окончания войны- в 1944 году по проекту архитектора О.Л. Лялина. Работы продолжались четыре года. 14 октября 1948 года в соответствии с постановлением Совета Министров СССР Гостиный двор стал объектом государственной охраны, как памятник архитектуры. Следующая реконструкция началась в 1954 году. Она должна была превратить Гостиный двор, сохранив его исторический облик, в главный универмаг Ленинграда. Проект капитальной реконструкции был подготовлен Институтом «Ленпроект». Реконструкция продолжалась 15 лет.

Первая очередь помещений универмага была сдана в эксплуатацию 6 февраля 1957 года- тогда открылся крупнейший в городе Детский мир. В 1967 году открылась встроенная станция метро «Гостиный двор» (архитекторы А.К. Андреев, С.Г. Майофис и др.). В 1994 году изменилась форма собственности, и универмаг стал Акционерным Обществом Открытого Типа. Ежегодно значительные средства ОАО «Большой Гостиный Двор» вкладывает в восстановление его исторического облика, модернизацию здания и реконструкцию интерьеров. Современные специализированные салоны обеспечивают комфортные условия для покупателей. В 1998 году состоялось торжественное открытие Галереи Высокой Моды, объединившей коллекции самых престижных кутюрье Франции, Италии и Англии. В течение всех последующих лет Большой Гостиный Двор сохраняет статус центра модной жизни Северной столицы. Сегодня коллекция Галереи Высокой Моды объединяет более 40 мировых брендов. Большой Гостиный Двор регулярно проводит показы новых коллекций высокой моды в лучших петербургских залах и дворцах, а также гала-показы «Мода белых ночей на Невском».

Сегодня Большой Гостиный Двор- динамично развивающееся современное торговое предприятие. В его торговых залах протяженностью в 2 километра представляют свою продукцию более трех тысяч российских и зарубежных фирм; в ассортименте около 170 тысяч разновидностей товара, а в продаже около двух миллионов единиц товара. В Большом Гостином Дворе действует дисконтная система, которая позволяет постоянным покупателям получить скидку на все товары, а также можно приобрести товары в кредит, по подарочному сертификату, и действует услуга «Свадебный подарок». Традиционно проходят Школьные и Новогодние базары. Универмаг предоставляет целый комплекс дополнительных услуг- свыше 40. У посетителей универмага всегда есть возможность отдохнуть и перекусить в кафе, баре, пиццерии.

Большой Гостиный Двор всегда был и остаётся не только центром торговли, но и местом встреч и общения, центром общественной и культурной жизни города. Здесь не только предлагают огромный ассортимент высококачественных товаров и услуг, не только гарантируют высокий уровень обслуживания, но и создают праздничную обстановку, хорошее настроение. Здесь проходят концерты, цирковые представления, конкурсы, показы, выставки...

В 1998 году Большой Гостиный Двор включён в число крупнейших предприятий Петербурга и признан ведущим по рейтингу, а в 1999 году ему была присвоена категория «Люкс». В 2001 году Большой Гостиный двор становится победителем программы «100 лучших товаров России» и получает звание лауреата в номинации «Услуги», а в 2002 году признан победителем рейтинга «ТОП 200 российской розничной торговли» в номинации «Лучший универмаг Северо-Запада России», а также лауреатом конкурса «Сделано в Петербурге», посвященного 300-летию города, в номинации «Работы и услуги». В 2006 году Большой Гостиный Двор стал лауреатом премии «Российский Торговый Олимп- За верность традициям» и лауреатом конкурса качества «Сделано в Санкт-Петербурге», а за достижения в области предпринимательства награждён орденом «Слава России».



Большой Гостиный Двор уже сейчас вполне соответствует европейскому уровню торговли, но он не стоит на месте, а продолжает совершенствоваться и развиваться. Он всегда новый- этот старинный универмаг, он всегда интересен- петербургский Большой Гостиный Двор, девиз которого- «Третий век- не изменяя традициям!»

Координаты: 59°56′03″ с. ш. 30°19′56″ в. д … Википедия

Данные в этой статье приведены по состоянию на Март 2011. Вы можете помочь … Википедия

Cписок значений слова или словосочетания со ссылками на соответс … Википедия

Гостиный двор традиционное название длинных торговых рядов, обычно двухэтажных, иногда трёхэтажных, на Руси. Сохранившиеся до нашего времени Гостиные дворы обычно построены в стиле классицизма в XVIII или XIX веках, зачастую занимая городской… … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Гостиный двор (значения). Гостиный двор (от слова гость) (у восточных народов базар) комплекс зданий, предоставляющий услуги для оптовой торговли товарами и жизнедеятельности торговцев… … Википедия

Гостиный двор - «Вид Гостиного двора в Петербурге». «Вид Гостиного двора в Петербурге». Гравюра Т. Молторна по рисунку Дж. Хирна. 1790. Гостиный двор (Невский проспект, 35), крупнейшее торговое предприятие в Ленинграде. Первый Гостиный двор, который состоял из… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

- (Петербург, Петроград, Питер [В настоящей статье вместо слов С. Петербург допущены сокращения: СПб. и Пб.] столица России и резиденция Российского Императорского Дома. Судьбы местности нынешнего СПб. до 1703 г. В 1300 г. шведы поставили город над … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

1. (Невский проспект, 35), крупнейшее торговое предприятие в Ленинграде. Первый Г. д., который состоял из множества деревянных лавок, появился в 1705 на Городском острове (в районе современной площади Революции); сгорел в 1710. В 1713 на… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

Запрос «Ленинград» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Запрос «Петроград» перенаправляется сюда; см. также другие значения. У слова «Санкт Петербург» есть и другие значения: см. Санкт Петербург (значения). Город федерального… … Википедия

Книги

  • Каталог магазина духовных и других книг И. Л. Тузова , . Каталог магазина духовных и других книг И. Л. Тузова. (Основан в 1874 году). В Санкт-Петербурге, Садовая, Гостиный двор, 45. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1893…
В главном антикварном смотре на Ильинке, 4, примут участие около 200 российских галерей

Организатор мероприятия - компания «Экспопарк выставочные проекты» - разработала для этого Салона особое экспозиционное решение. В Гостином Дворе появятся «улицы» антиквариата, ювелирного искусства, винтажа и квартал «Арт&Дизайн».

Центральное место на Салоне займут галереи «Элизиум», «Кардашиди Арт», «Русский авангард 10–30-х гг.», «Времена», «Кутузовский, 24», «Альтруист», «На Патриарших», «Антикварная торговля А. Э. Лелянова», «Антикварные сезоны», Антикварная галерея «Петербург». Здесь будут представлены полотна Ивана Шишкина, Василия Поленова, Ильи Репина, Константина Сомова, Зинаиды Серебряковой, Александра Дейнеки, Анатолия Зверева, скульптуры Паоло Трубецкого, Евгения Лансере.


Международная конфедерация коллекционеров, антикваров и арт-дилеров представит на Салоне некоммерческую выставку «Тренды коллекционирования в России». В экспозиции более 50 произведений из частных коллекций, рассказывающих об основных направлениях собирательства, сформировавшихся в нашей стране. Это музейного уровня российское искусство: иконопись, русская живопись XVIII–XIX веков, «русский импрессионизм» и авангард, живопись советского периода и нонконформистов. Отдельная часть экспозиции расскажет о коллекционировании европейского искусства.


Особое место на Салоне займут галереи, подготовившие тематические экспозиции. Так, старейшая антикварная галерея «Петербург» представит шедевры русской живописи середины XIX - первой трети XX века из 20 знаковых произведений. В центре экспозиции - живописное полотно «Натурщица», созданное Ильей Репиным в 1920-е годы. Для этой картины позировала Мери (Марианна) Хлопушина, которая в то время поселилась недалеко от усадьбы Репина Пенаты и на протяжении нескольких лет была моделью художника. В произведениях позднего периода творчества Репина, к которым относится «Натурщица», особенно ярко проявляется интерес к выражению тонкого психологизма в портрете средствами экспрессивной, обобщенной живописи.

На стенде галереи «Антикварные сезоны» развернется экспозиция «Классика на века». В нее вошли произведения выдающихся русских художников XIX–XX веков: Ивана Шишкина, Василия Поленова, Юлия Клевера, Гавриила Кондратенко, Ивана Вельца, Александра Гине, Николая Дубовского, отражающие сюжеты отечественной истории, а также воспевающие красоту русской природы.

Галерея «Русский модерн» рассказывает на своем стенде о путешествиях художников, произведения которых были созданы в период конца XIX - первой половины XX века, как, например, жанровая сценка «Каменистая река. Рыболовы» Александра Егорнова 1901–1902 годов или парижский пейзаж Климента Редько с изображением модного автомобиля 1920-х годов.

В центре тематической выставки «Русский стиль», подготовленной Галереей «Альтруист», разместятся посвященные истории Древней Руси пять монументальных декоративных панно, созданные Михаилом Яковлевым в 1913 году, после окончания Строгановского и Тенишевского училищ. Произведения относятся к раннему периоду творчества мастера.

«Женщины в искусстве и искусство женщин» - так называется экспозиция Галереи «Веллум». На стенде будут представлены как образы женщин - «Молодая баба на фоне церкви» Филиппа Малявина и «Юпитер в образе Дианы и нимфа Каллисто» Карла Беггрова, так и живописные произведения известных художниц: Ольги Делла-Вос-Кардовской, Ольги Остроумовой-Лебедевой, Александры Коноваловой.

«Галерея Валентина Рябова» выставит великолепный пейзаж Константина Коровина «Ночной Париж» 1923 года из серии «Огни Парижа». Другая картина из той же серии - «Париж. Ночное кафе» 1929 года - войдет в экспозицию выставки Международной конфедерации коллекционеров, антикваров и арт-дилеров (МККААД).

Рисунки Наталии Гончаровой - эскизы костюма испанки 1920–40-х годов и вечернего платья «Иерофанта», 1920–30-х годов - покажет галерея «Элизиум». После эмиграции во Францию художница создавала эскизы декораций и костюмов для «Русских сезонов» Сергея Дягилева, в том числе испанских платьев для балета «Болеро» Брониславы Нижинской. В 1920-е годы Гончарова сотрудничала с известными кутюрье: Коко Шанель, Надеждой Ламановой и модным домом Mybor Марии Куттоли.

«Галерея Форма» представляет персональную экспозицию советского художника-реалиста Владимира Токарева, выпускника Ростовского художественного училища и Института им. И. Е. Репина.

Впервые на Антикварном Салоне отдельный квартал «Арт&Дизайн» будет посвящен новейшему искусству и коллекционному дизайну. В нем участвуют такие известные галереи, как: «Эритаж», «Арт-Бокс/Е.К.Арт-Бюро», «Тираж 1/1» PA Gallery. Здесь же разместятся представительства российских дизайнеров: Ольги Солдатовой, Анастасии Панибратовой и Марии Романовой.

Организаторы 45-го Российского Антикварного Салона подготовили насыщенную деловую и просветительскую программу, в которую вошли: юридический форум, посвященный обороту движимых культурных ценностей, лекция «Трехликие Троицы: история парадокса» Сергея Зотова, соавтора бестселлера «Страдающее Средневековье», конференция «Ювелирные бренды как национальная гордость России», дискуссия от школы Masters и Public Talk дизайнера Марии Романовой.

Обычные (без льгот) билеты на Салон стоят 500 рублей.

ДЕЛОВАЯ ПРОГРАММА 45-го РОССИЙСКОГО АНТИКВАРНОГО САЛОНА

27 ноября 2019 года. 12:00–16:00. Конференция «Ювелирные бренды как национальная гордость России. Формирование премиального рынка ювелирных брендов России. Инвестиции в драгоценности» Организаторы: Ассоциация «Национальные ювелирные бренды России», Фонд развития ювелирного искусства России.

27 ноября 2019 года. 17:00–19:00. Public Talk «Искусство в интерьере не роскошь, а необходимость. Как эффективно взаимодействовать всем участникам арт-рынка».

28 ноября 2019 года. 12:00–15:00. Юридический форум «Права и обязанности сторон при обороте культурных ценностей». В рамках форума предполагается обсудить правоприменительную практику закона о ввозе и вывозе культурных ценностей, а также актуальные вопросы реализации законодательства об авторском праве, включая право следования и исключительные права. Организатор: Международная конфедерация коллекционеров, антикваров и арт-дилеров.

28 ноября 2019 года. 18:00–19:30 Лекция «Трехликие Троицы: история парадокса». Лектор: Сергей Зотов - культуролог, стипендиат университета Гумбольдтов (Берлин), лауреат премии «Просветитель», соавтор бестселлера «Страдающее Средневековье: парадоксы христианской иконографии». На лекции Сергей Зотов расскажет о том, какой была иконографическая цензура в Новое время и сравнит российскую ситуацию с западной на примере двух уникальных работ - духовной картины фламандской школы конца XV века и русской иконы конца XVIII века. Сегодня, спустя много веков, эти произведения наконец входят в историю искусства не как курьезы или диковинки, но как шедевры своей эпохи, наравне с более известными памятниками живописи.

30 ноября 2019 года. 14:00–16:00 Дискуссия «Антиквариат, коллекционный дизайн и современное искусство в коллекциях». Организатор: школа Masters.

30 ноября 2019 года.17:00–18:00 Презентация издания «Открытые письма Общины св. Евгении». Издательский дом «Крепостновъ» (3 тома). Издание презентуют: Арсен Мелитонян, президент Союза филокартистов России, вице-президент Союза коллекционеров России, кандидат исторических наук, и Александр Сенкевич, доктор филологических наук, член Союза писателей Москвы. Организатор: Союз филателистов России.



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов сайт, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. сайт не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Loading...Loading...