Фонетика как раздел языкознания. Речевой аппарат

Классификация звуков речи

В каждом языке обычно около 50 звуков речи. Они делятся на гласные, состоящие из тона, и согласные, образованные шумом (или шум + тон). При произнесении гласных воздух проходит свободно без препятствий, а при артикуляции согласных обязательно имеется какая-то преграда и определенное место образования - фокус. Совокупность гласных в языке носит название вокализм, а совокупность согласных - консонантизм. Как видно из их названия, гласные образуются с помощью голоса, т.е. они всегда сонорные.

Классификация гласных

Гласные классифицируются по следующим основным артикуляционным признакам:

1. Ряд , т.е. в зависимости от того, какая часть языка приподнимается при произношении. При подъеме передней части языка образуются гласные переднего ряда (и, э), средней - гласные среднего ряда (ы), задней - гласные заднего ряда (о, у).

2. Подъем , т.е. в зависимости от того, как высоко приподнята спинка языка, образуя резонаторные полости различного объема. Различаются гласные высокого подъема (и, ы, у), среднего подъема (э о,) и низкого подъема (а).

3. Лабиализация т.е. в зависимости от того, сопровождается ли артикуляция звуков округлением губ (огубленные (губные, лабиализованные ), напр., у, о, ⊃, υ) или нет (неогубленные гласные, напр., и, ы, е, i, ε).

4. Назализация т.е. в зависимости от того, опущена небная занавеска, позволяя струе воздуха проходить одновременно через рот и нос, или нет. Носовые (назализованные) гласные, напр., [õ], [ã], произносятся с особым «носовым» тембром. Гласные в большинстве языков - неносовые (образуются при поднятой небной занавеске, закрывающей путь струе воздуха через нос), но в некоторых языках (фр., польский, португальский, старославянский) наряду с неносовыми широко используются носовые гласные.

5. Долгота. В ряде языков (анг., нем., лат., древнегреческий, чешский, венгерский, финский) при одинаковой или близкой артикуляции гласные образуют пары, члены которых противопоставляются по длительности произнесения, т.е. различаются, напр., краткие гласные: [а], [i], [⊃], [υ] и долгие гласные: [а:], [ i:], [⊃:], .

6. Дифтонгизация

Во многих языках гласные делятся на монофтонги и дифтонги . Монофтонг - это артикуляционно и акустически однородный гласный.

Дифтонг - сложный гласный звук, состоящий из двух звуков, произносимых в один слог. Это особый звук речи, у которого артикуляция начинается иначе, чем заканчивается. Один элемент дифтонга всегда сильнее другого элемента (, [ ei ], [ oi ], [ au ] и др) .

В рус. яз. дифтонгов нет. Нельзя считать дифтонгами сочетание «гласный + й» в словах «рай», «трамвай», так как при склонении этот квазидифтонг разрывается на два слога, что невозможно для дифтонга: «трамва-ем, ра-ю». Но в рус. яз. встречаются дифтонгоиды .

Дифтонгоид - это ударный неоднородный гласный, имеющий в начале или конце призвук другого гласного, артикуляционно-близкого к основному, ударному (англ. i:, u:). Дифтонгоиды имеются в русском языке: дом произносится «ДуоОоМ».

Классификация согласных

Имеются 4 основных артикуляционных признака согласных:

    Шумные глухие, которые произносятся без голоса (п, ф, т, с, ш).

2. Способ артикуляции

Суть этого способа - в характере преодоления преграды.

    Смычные согласные образуются путем смычки, образующей преграду воздушной струе. Они подразделяются на три группы:

    взрывные . У них смычка завершается взрывом (п, б, т, д, к, г);

    аффрикаты . У них смычка без взрыва переходит в щель (ц, ч);

    смычные носовые, у которых смычка без взрыва (м, н).

Щелевые согласные образуются трением струи воздуха, проходящей через проход, суженный преградой. Их также называют фрикативными (латинское «frico » - тру) или спирантами (латинское «spiro » - дую) : (в, ф, с, ш, х);

Смычно-щелевые , к которым относятся следующие сонанты:

  1. боковые (л), у которых сохраняются смычка и щель (бок языка опущен);

    дрожащие (р), с попеременным наличием смычки и щели.

3. Активный орган

По активному органу согласные делятся на три группы:

    Губные двух видов:

    губно-губные (билабиальные) (п, б, м)

    губно-зубные (в, ф)

Язычные согласные, которые делятся на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные;

  1. переднеязычные делятся на (по положению кончика языка):

    дорсальные (латинское dorsum - спинка): передняя часть спинки языка сближается с верхними зубами и передним небом (с, д, ц, н);

    апикальные (лат. арех - вершина, кончик), альвеолярные : кончик языка сближается с верхними зубами и альвеолами (л, анг. [d]);

    какуминальные (лат. cacumen - верхушка), или двухфокусные , при артикуляции которых кончик языка загнут кверху (ш, ж, ч) к переднему небу, а задняя спинка поднята к мягкому небу, т.е. имеется два фокуса образования шума.

    Межзубные – кончик языка находится между зубами.

хотя у среднеязычных согласных средняя часть языка сближается с твердым небом, они воспринимаются как мягкие (й); это явление называется также палатализацией ;

к заднеязычным согласным относятся (к, ч). Заязычные делятся на три группы:

  • язычковые (увулярные), например, французское [r];

    глоточные (фарингальные) - украинское (г), немецкое [h];

    гортанные: как отдельные звуки они имеются в арабском языке.

4. Пассивный орган

По пассивному органу, т.е. месту артикуляции, различаются зубные (дентальные), альвеолярные, палатальные и велярные. При сближении спинки языка с твердым небом, образуются мягкие звуки (й, ль, ть, сь и т.д., т.е. палатальные). Велярные звуки (к, г) образуются сближением языка с мягким небом, что придает согласному твердость.

С акустической точки зрения все звуки речи делятся на гласные и согласные, которые различаются соотношением голоса (тона) и шума.

Совокупность гласных звуков конкретного языка называется их вокализм. В украинском языке шесть гласных [а, о, у, э, ы, и].

Совокупность согласных звуков речи называется консонантизмом. Согласные звуки Сопровождающие гласные, то есть находятся у них. Такая роль согласных отражена в их названии - при-гласный: звук, используется при гласных. Согласные входят в состав вместе с гласными - это одна из их основных особенностей: сочетаться с складотворчимы гласными звуками. Хотя в украинском языке очень богатый консонантизм - 32 согласные звуки, - однако согласные без громких произносятся трудно. Если гласные состоят из чистого голоса ("звуки голоса"), то согласные состоят из голоса и шума или только шума.

Членораздельные звуки человеческой речи отличаются от нечленораздельные звуки особенностями создания и функционирования. Источником речевых звуков являются колебания голосовых связок в гортани и трения воздушной струи о стенки речевых органов. Создание речевых звуков является процессом, осмысленным человеческим сознанием.

Звуки в своей структуре имеют тона и шумы. Тони возникают вследствие периодических колебаний воздушной среды, а шумы - в результате непериодических колебаний. В чистом виде как тона, так и шумы встречаются редко. Однако языковые звуки различаются в зависимости от того, что лежит в их основе - тон или шум - и соответственно делятся на гласные и согласные. К тому же гласные и согласные различаются еще и по артикуляционными характеристиками.

При создании гласных звуков в речевом аппарате нет препятствий, так струя выдыхаемого воздуха проходит свободно. При создании согласных звуков выдыхаемом воздуху приходится преодолевать препятствия. Разную участие в создании гласных и согласных звуков берут и мышцы для открывания и закрывания рта. При создании гласных нижняя челюсть большей или меньшей степени опускается вниз, мышцы менее напрягаются. При создании согласных напряжение сосредоточено в участках их создания.

Основные особенности и признаки гласных и согласных звуков

Основные особенности

и признаки различения звуков

гласные звуки

согласные звуки

1. Акустические особенности

В основе согласных звуков имеется одновременно голосовое и шумовое источник или только шумовое

Характеристика источника звука

2.Артикуляцийни особенности

Артикулируются в условиях полного или частичного сужения полости рта, через которую проходит выдыхаемый поток воздуха и образует характерные для согласных шумы

характеристика артикуляции

3. Функциональные признаки

Определяются как складотворчи

Определяются как нескладотворчи, поскольку входят в состав вместе с гласными

характеристика функций

Классификация гласных с участием губ

Губы легко меняют форму и размер выходного отверстия в ротовой полости, а также продлевают или сокращают резонирующие ротовую полость. В зависимости от их участия в артикуляции гласные делятся лат. labium-губа). К лабиализованные принадлежат [о], [у], к нелабиализованих - [а], [э], [ы], [и].

Классификация гласных по степени подъема языка

Степень подъема языка зависит от того, как спинка языка поднимается к небу. Она может быть максимально поднята к небу, оставляя небольшой проход для выдыхаемого струи воздуха, может быть поднята меньше и, наконец, может подниматься незначительно или не подниматься совсем. В зависимости от этого в украинском языке различают гласные высокого ([и], [у]), высоко-среднего ([и]), среднего ([э], [о]) и низкого ([а]) поднятия.

Классификация гласных по месту артикуляции

Место артикуляции гласных определяется позицией спинки языка в горизонтальном направлении по небу. Если при произношении звука язык больше или меньше поднимается к твердому небу, оставляя сравнительно небольшой проход для выдыхаемого воздуха, а в задней части ротовой полости возникает большое пространство, служит резонатором, - образуются гласные переднего ряда ([и], [ы], [ е]).

Если же при произношении звука основная масса языка сосредоточена в его задней части и поднимается к заднему неба, образуются гласные заднего ряда ([а], [о], [у]). При этом в задней части ротовой полости остается только небольшой проход, а большой резонатор образуется в передней части.

Среднее положение между гласными переднего и заднего ряда занимают гласные среднего ряда. В украинском языке гласных среднего ряда нет.

Классификация гласных по степени открытости ротовой полости

По степени открытости рта гласные делятся на широкие и узкие, или открытые и закрытые. К широких (открытых) принадлежат гласные низкого и среднего поднятия, в узких (закрытых) - гласные высоко-среднего и высокого поднятия.

В рамках четырех степеней поднятия каждый громкий также может образовываться при более или менее открытой ротовой полости. Поэтому различают, например, [о] закрытый и открытый, [э] закрытый и открытый, так же и другие гласные.

Различают также гласные напряженные и ненапряженные. Так, в украинском языке напряженнее все ударные гласные и менее напряженные - безударные. Закрытые гласные ([и], [у], [и]) - более напряженные, открытые ([а], [о], [есть]) - менее напряжены.

Примечание. Фигурными скобками <> обозначено огублену произношение гласных [о], [у].

Основывается на акустической и артикуляционной характеристике звуков.

I. Акустическая классификация

Акустически звуки речи разделяются на сонорные (звучные) и шумные.

Сонорные - шумы в них или вовсе не присутствуют (гласные), или участвуют минимально (например, сонорные согласные м, н, л, р, й);

В шумных (а это только согласные) тембр определяется характером данного шума.

Т.е. с акустической точки зрения звуки делятся на гласные, состоящие из тона, и согласные, образованные шумом или сочетанием шума и тона.

II. Артикуляционная классификация

> рассматривает звуки речи с точки зрения их произношения, т.е. артикуляции.

Артикуляцией называется работа органов речи (легких; дыхательного горла; гортани; голосовых связок, расположенных поперек гортани; полости рта, полости губ, языка и др.), направленная на производство звуков речи.

По роли в произнесении звуков органы речи разделяются на активные и пассивные.

  • - активные органы речи производят движения, необходимые для образования звуков, и имеют тем самым особо важное значение для их формирования. К активным органам речи относятся: голосовые связки, язык, губы, мягкое небо, язычок, задняя спинка зева (фаринкс) и вся нижняя челюсть;
  • - пассивные органы не производят самостоятельной работы при звукообразовании и выполняют вспомогательную роль. К пассивным органам речи относятся зубы, альвеолы, твердое нёбо и вся верхняя челюсть.

Артикуляция каждого звука складывается из трех частей:

Начальный переходный элемент - приступ (или экскурсия) звука, когда органы речевого аппарата из спокойного состояния перестраиваются для произнесения звука в рабочее положение

Стадия стационарной части - выдержка, когда органы установились для данной артикуляции,

Конечный переходный элемент - отступ (или рекурсия), когда органы возвращаются в нерабочее состояние.

Классификация гласных

Гласные звуки - это звуки речи, при образовании которых выходящая струя воздуха не встречает препятствий в полости рта, и поэтому в акустическом плане характеризуются преобладанием музыкального тона, или голоса.

В русском языке 6 гласных звуков: [а], [о], [э], [и], [ы], [у]. Они наиболее отчетливо слышатся под ударением.

При произношении гласных кончик языка не играет роли; он обычно опущен вниз, а артикулирует спинка языка своей передней, задней и реже средней частью.

Гласные классифицируются по следующим основным артикуляционным признакам:

1) Ряд, т.е. в зависимости от того, какая часть языка приподнимается при произношении.

При подъеме (1-2-3) части языка образуются

  • 1. передней - гласные переднего ряда (и, э, ь),
  • 2. средней - гласные среднего ряда (ы, ъ),
  • 3. задней - гласные заднего ряда (о, у).
  • 2) Подъем, т.е. в зависимости от того, как высоко приподнята спинка языка, образуя резонаторные полости различного объема.

Наиболее простая схема предусматривает три подъема:

гласные нижнего подъема (а),

среднего подъема (э, о, ъ, ь),

верхнего подъема (и, ы, у).

3) Лабиализация - участие губ в артикуляции звука.

В зависимости от того, сопровождается ли артикуляция звуков округлением вытянутых вперед губ или нет,

различаются огубленные (губные, лабиализованные): о,у

и неогубленные гласные.

4) Назализация - наличие особого «носового» тембра, возникающего в зависимости от того, опущена небная занавеска, позволяя струе воздуха проходить одновременно через рот и нос, или нет.

Носовые (назализованные) гласные произносятся с особым «носовым» тембром.

5) Долгота. В ряде языков (анг., нем., лат., древнегреческий, чешский, венгерский, финский) при одинаковой или близкой артикуляции гласные образуют пары, члены которых противопоставляются по длительности произнесения, т.е. различаются

напр., краткие гласные: [а], [i], [o], [u] и долгие гласные: [а:], [ i:], , .

Для русского языка долгота гласных не имеет смыслоразличительного значения, однако можно заметить, что гласные под ударением более долгие, чем в безударной позиции.

6) Дифтонгизация

Во многих языках гласные делятся на монофтонги и дифтонги.

Монофтонг -артикуляционно и акустически однородный гласный.

Дифтонг - сложный гласный звук, состоящий из двух звуков, произносимых в один слог. Это особый звук речи, у которого артикуляция начинается иначе, чем заканчивается. Один элемент дифтонга всегда сильнее другого элемента.

Дифтонги бывают двух видов - нисходящие и восходящие.

В русском языке дифтонгов нет.

Дифтонгоид - это ударный неоднородный гласный, имеющий в начале или конце призвук другого гласного, артикуляционно близкого к основному, ударному. Дифтонгоиды имеются в русском языке: дом произносится «ДуоОоМ».

Классификация согласных

Согласными называются звуки речи, состоящие только из шума, или из голоса и шума, которые образуются в полости рта, где выдыхаемая из легких струя воздуха встречает различные преграды.

В составе согласных звуков русского языка имеется 37 звуковых единиц

Согласные различаются

  • 2) По наличию или отсутствию голосового источника
  • 4) По месту образования шума
  • 5) По тембровой окраске (по твердости-мягкости).
  • 1) По соотношению шума и голоса
  • (С точки зрения акустики согласные различаются по соотношению шума и голоса и по наличию или отсутствию голосового источника).

Сонорные характеризуются тем, что в составе этих звуков голос преобладает над шумом. В современном русском языке к ним относятся: л-л", м-м", н-н", р-р", j .

Шумные согласные характеризуются тем, что их акустической основой является шум, однако есть шумные согласные, которые образуются не только с помощью шума, но при некотором участии голоса.

согласные звуки делятся на:

А) Звонкие:

сонанты ([л-л"], [м-м"], ]н-н"], ]р-р"], [j]),

шумные звонкие образуются с помощью шума, сопровождаемого голосом. В современном русском языке к ним относятся: [б-б"], [в-в"], [г-г"], [д-д"], [з-з"], [ж], [ ж?" ].

Б) Глухие: шумные глухие образуются с помощью шума, без участия голоса. При произношении их голосовые связки не напряжены и не колеблются. В современном русском языке к ним относятся: [к-к"], [п-п"], [с-с"], [т-т"], [ф-ф"], [х-х], [ц], [ч"], [ш], [ ш?" ].

Большинство шумных согласных русского языка противопоставляются по глухости - звонкости:

[б] - [п], [б"] - [п"], [в] - [ф], [в"] - [ф"], [д] - [т], [д"] - [т"], [з] - [с], [з"] - [с"], [ж] - [ш], [г] - [к], [г"] - [к"]

Непарными звонкими согласными являются сонорные.

Непарными глухими: шумные глухие: [ ш?" ], [ц], [х-х"], [ч"].

  • 3) По способу образования шума
  • (По артикуляционным признакам исходными являются способ образования и место образования).

Способ образования: суть этого способа - в характере преодоления преграды.

На основе этого признака выделяются 2 группы согласных:

Щелевые (иначе: фрикативные, спиранты, щелевые, щелинные, проточные, придувные) - образуются, когда те или иные органы во рту, сближаясь, создают щель, в которой струя воздуха производит трение о стенки прохода: [ф], [в], [с], [з], [ш], [ж], [щ], [j], [х], а также и гортанные придыхательные [h].

Смычные - образуются, когда на пути струи воздуха соприкасающиеся органы создают полную преграду (смычку), которую либо надо прямо преодолеть, либо струе воздуха следует искать обхода смычки; эти согласные подразделяются на ряд подвидов в зависимости от того, как преодолевается смычка.

Смычные подразделяются на группы в зависимости от характера преграды:

взрывные. У них смычка завершается взрывом (п, б, т, д, к, г);

аффрикаты. У них смычка без взрыва переходит в щель (ц, ч);

смычно-проходные. При их произношении органы речи полностью смыкаются, но не прерываются воздухом, так как воздух проходит через нос или рот:

носовые, у которых смычка без взрыва (м, н).

боковые (ротовые, латеральные) (л), у которых сохраняются смычка и щель (бок языка опущен);

дрожащие (вибранты) (р), с попеременным наличием смычки и щели.

4) По месту образования шума

По месту образования шума, т.е. по тому, какие органы речи принимают участие в произношении, звуки делятся на губные и язычные.

А) Губные согласные, при которых преграда образуется при помощи губ или нижней губы и верхних зубов. В русском языке губные делятся на губно-губные ([б], [п], [м], [б"], [п"], [м"]) и губно-зубные ([в], [в"], [ф], [ф"]).

При образовании губных звуков активным органом является нижняя губа, а пассивным - или верхняя губа (губно-губные звуки), или верхние зубы (губно-зубные звуки).

Б) Язычные согласные. В зависимости от того, какая часть языка создает преграду, язычные делятся на:

Переднеязычные могут быть зубными [т], [д], [с], [з], [ц], [н], [л] и нёбно-зубными [ч], [ш], [щ], [ж], [р]

Среднеязычные - средненёбные [j];

Заднеязычные - задненёбные [г], [к], [х].

Переднеязычные по положению кончика языка:

дорсальные (латинское dorsum - спинка): передняя часть спинки языка сближается с верхними зубами и передним небом (с, д, ц, н);

апикальные (лат. арех - вершина, кончик), альвеолярные: кончик языка сближается с верхними зубами и альвеолами (л, анг. [d]);

какуминальные (лат. cacumen - верхушка), или двухфокусные, при артикуляции которых кончик языка загнут кверху (ш, ж, ч) к переднему небу, а задняя спинка поднята к мягкому небу, т.е. имеется два фокуса образования шума.

5) По тембровой окраске

Наличие тембровой окраски артикуляционно связано с особой работой средней части спинки языка к твердому небу - палатализацией или смягчением.

Палатализация (лат. palatum - твердое нёбо) является результатом средненёбной артикуляции языка, дополняющей основную артикуляцию согласного звука. Звуки, образуемые с такой дополнительной артикуляцией, называются мягкими, а образуемые без нее - твердыми.

Тембровая окраска согласных позволяет обобщать все согласные в 2 больших класса по твердости-мягкости.

Непарные по этому признаку: [j], [ч], [щ]; [ц], [ж], [ш].

Принципы классификации звуков (фонем)

Иностранные языки, филология и лингвистика

Принципы классификации звуков фонем Противопоставление гласных и согласных звуков фонем Принципы классификации согласных Классификация согласных по способу образования Классификация согласных по месту образования Классификации согласных по шумности сонорности и силе артикуляции...

Принципы классификации звуков (студ.)

  1. Принципы классификации звуков (фонем)
  2. Противопоставление гласных и согласных звуков (фонем)

2.1. Классификация согласных по способу образования

2.2. Классификация согласных по месту образования

2.3. Классификации согласных по шумности / сонорности и силе артикуляции

2.4. Дополнительные параметры классификации согласных

  1. Принципы классификации гласных

3.1. Основные параметры классификации гласных

3.2. Дополнительные параметры классификации гласных

3.3. Монофтонги и полифтонги

Литература

––––––––––––––––––––

Противопоставление гласных и согласных звуков (фонем)

Во всех языках мира есть два класса звуков речи: гласные и согласные . Совокупность гласных образует вокализм (лат. v ō c ā lis ‘гласный’). Совокупность согласных – консонантизм (лат. consonantis ‘согласный’). Согласных в языках мира больше , чем гласных [Кодухов, с. 120, 125].

В основе деления звуков речи на гласные и согласные лежит несколько критериев :

  1. акустический критерий,
  2. три артикуляционных,
  3. функциональный.
  4. Степень звучности (акустический критерий)

В образовании звуков участвуют:

  1. либо тон ,
  2. либо шум ,
  3. либо тон в сочетании с шумом (в различных пропорциях).

Классификация звуков по степени звучности Схема № 1.

звуки речи (фонемы)

┌─────────────┴────────────┐

звучные шумные

(преобладает тон) (преобладает шум)

┌──────┴─────┐ ┌─────┴─────┐

гласные сонанты звонкие глухие

согласные

Гласные звуки – максимально звучные , потому что при их образовании в гортани, в результате работы голосовых связок возникает тон , а в полости глотки и рта воздушная струя не встречает преград , которые могли бы создать шум.

Сонанты (< лат. sonans ‘звучащий’), или сонорные (< лат. sonorus ‘звучный’) – это особо звучные согласные . При их артикуляции, как и при образовании гласных, образуется тон в гортани, но в полости рта воздушная струя встречает преграду , создающую шум :

  1. [м], [н], [л], [р], , [ŋ].

В русск. яз. плюс соответствующие мягкие :

  1. [м’], [н’], [л’], [р’].

Звонкие согласные произносятся с обязательным участием голосовых связок в гортани, там образуется тон, но шум в полости рта, возникающий при прохождении воздушной струи через преграду, преобладает над тоном . Звонкие согласные менее звучны , чем сонанты.

Глухие согласные – это шумы , доля тона при их образовании весьма незначительна.

Итак ,с акустической точки зрениягласные– звуки, в основе которых лежит тон , а согласные – звуки, в основе которых лежит шум.

Отличия гласных и согласных не являются абсолютными : артикуляционные и акустические различия между гласными и некоторыми сонантами могут вообще отсутствовать [ЛЭС, с. 477]. Напр.,

  1. [и] и [j],
  2. [u] и [w].

Фактически мы имеем дело со шкалой звучности (сонорности) 3 .

Полярными по звучности в русском языке являются гласный [а] и согласный [п].

а э о и у м н л р й в з ж …б д г ф с ш х … т к п

гласные сонанты звонкие согласные глухие согласные

Кроме того, степень звучности аналогичных звуков может быть разной

а) в разных языках:

  1. [l] может быть сонантом и образовывать слог (ср. чеш.v l k ‘волк’),
  2. он может быть глухим шумным (в корейском, хантыйском и др. языках);

б) в разных фонетических положениях в одном языке:

  1. ср. в русском языке: [л ]перед гласным (л ампа ) – очень звучный, а в конце слова (сто л ) – оглушенный [Кодухов, с. 110].
  2. Характер артикуляции (1-ый артикуляционный критерий)

Наиболее существенный признак, различающий гласные и согласные с физиологической точки зрения:

  1. гласные образуются благодаря размыкательным движениям произносительных органов («рторазмыкатели»),
  2. а согласные – благодаря смыкательным («ртосмыкатели»)

(Это различие предложено В. А. Богородицким (1857–1941)).

  1. Различие в напряженности речевого аппарата (2-ой артикуляционный критерий)

При образовании согласных в речевом аппарате создается преграда , и напряженность речевого аппарата локализована в месте создания преграды, а при образовании гласных преграды нет , и напряженность распределена по всему речевому аппарату.

  1. Различие в интенсивности воздушной струи (3-ий артикуляционный критерий)

Из-за необходимости преодоления преграды воздушная струя более интенсивна при образовании согласных [ООФ, с. 19–20; Реформатский, с. 171–172].

  1. Участие в слогообразовании (функциональный критерий)

Как правило, вершиной слога является гласный.

Однако сонорные согласные также могут образовывать слог:

  1. чеш.: p r st , v l k ,
  2. англ.: garden .

Ср. русск. доб р , муд р , р жав, ль стить.

Не только сонанты, но и шумные согласные могут образовывать вершину слога (ср.: тсс! ), но

  1. слогообразующая функция для них нехарактерна и
  2. в сочетании с гласным не может реализоваться: в сочетании гласный + согласный вершиной слога обязательно является гласный [ЛЭС, с. 165, 477; Вендина, с. 71].

Принципы классификации согласных

артикуляционная (в основе) классификация: она объединяет два основных параметра :

  1. по способу образования звука (точнее, преграды),
  2. по месту образования звука (преграды).

Помимо этого, классификация нередко дополняется делением согласных по

  1. шумности / сонорности (по участию / неучастию голоса ) или
  2. силе артикуляции .

Классификация согласных по способу образования

В образовании согласных играет роль вид преграды , которую встречает воздушная струя. Выделяют два основных вида преграды:

  1. смычка ,
  2. щель .

Соответственно, согласные в первую очередь делятся на смычные и щелевые .

  1. Щелевые (щелинные, фрикативные < лат. fricare ‘тереть’, спиранты < лат. spirans , spirantis ‘дующий’; проточные, продувные) – согласные, при образовании которых воздушная струя проходит через щель в речевом аппарате 4 :
  2. [в], [ф], [з], [с], [х], [ж], [ш], [ш:’],
  3. [ γ] , [w], [r] (англ.) .
  4. Смычные (плозивные)– согласные, при образовании которых в том или ином месте речевого аппарата возникает смычка:
  5. [ б], [п], [д], [т], [г], [к], [тˆс], [т’ˆш’].

Помимо этого (как правило, на следующем шаге классификации), выделяются типы согласных, либо отличающиеся по способу преодоления смычки, либо представляющие собой промежуточные классы между смычными и щелевыми (смычно-щелевые, ≈ смычно-проходные согласные). Рассмотрим эти классы.

  1. Взрывные (эксплозивные < фр. explosion ‘взрыв’) – согласные, образующиеся в результате резкого раскрытия смычки:
  2. [ б], [п], [д], [т], [г], [к].

Взрывные согласные – это разновидность смычных.

  1. Аффрикаты (< лат.affricāre ‘притирать’) – согласные сложного образования: в начале артикуляции образуется смычка , которая потом переходит в щель:
  2. [тˆс], [дˆз], [т’ˆш’], [д’ˆж’], [ p ˆ f ],
  3. ли ц о , бел. дз ень ; ч ас , англ. j ust ; нем. Pf erd [Кодухов, с. 127–128] .
  4. Носовые (назальные < лат. nasālis ‘носовой’) – согласные, при артикуляции которых в ротовой полости образуется смычка, а воздух проходит через полость носа за счет опускания мягкого нёба 5 :
  5. [ м] , [ м’] , [ н] , [ н’] , [ ŋ] …
  6. Боковые (латеральные < лат. laterālis ‘боковой’) – согласные, при образовании которых передняя часть языка образует смычку с зубами, альвеолами и т.д., а воздушной струя проходит между опущенными краями языка и боковыми зубами :
  7. [л], [л’], , [ł].
  8. Дрожащие (вибранты < лат. vibrantis ‘колеблющийся, дрожащий’) – согласные, при образовании которых вибрирует либо передняя часть спинки языка, либо маленький язычок (увула):
  9. [р], [р’] , фр. .

Взрывные и аффрикаты – мгновенные звуки .

Щелевые (фрикативные), носовые, боковые, дрожащие (и гласные) – длительные звуки .

Звуки [л], , [р], , называются плавными .

Носовые ([м], [н] и т.д.), боковые ([л] и др.), дрожащие ([р], ), а также щелевые и являются сонантами.

Существует большое количество вариантов классификации согласных по способу образования, которые различаются не тем, какие классы согласных получаются в итоге, а тем, как эти классы комбинируются. Напр., некоторые ученые уже на первом шаге классификации, наравне со смычными и щелевыми, выделяют также дрожащие [Маслов, с. 83; Вендина, с. 73, Гируцкий, с. 71; Шайкевич, с. 27].

Рассмотрим несколько вариантов классификации (запоминать их не нужно) .

Вариант № 1. [Реформатский, с. 173]

согласные

смычные

щелевые (фрикативные)

взрывные

аффрикаты

носовые (назальные)

боковые (латеральные)

дрожащие (вибранты)

Вариант № 2. [Кодухов, с. 125–126]

согласные

смычные

щелевые

смычно-щелевые

взрывные

аффрикаты

носовые

боковые

дрожащие

Вариант № 3. [Шайкевич, с. 27]

согласные

смычные

щелевые

дрожащие

взрывные

аффрикаты

смычно-проходные

боковые

носовые

Классификация согласных по месту образования

Местом образования согласного называется место, где создается преграда (щель или смычка) и где возникает шум.

Артикуляция согласного, разумеется, не сводится только к образованию преграды. Для образования любого согласного требуется сложная комбинация положений и движений всех активных органов. Но учесть все движения в классификации невозможно [Зиндер, с. 131].

Образуя преграду на пути воздуха, органы взаимодействуют, причем в каждой паре один орган является активным (напр., язык), а другой пассивным (зубы, альвеолы, небо) [Реформатский, с. 175]. Классификация строится с учетом, в первую очередь, активного органа , однако пассивный орган тоже принимается во внимание.

По участию активного органа согласные делятся на

  1. губные (лабиальные от лат. labia ‘губы’),
  2. язычные (лингвальные от лат.lingua ‘язык’),
  3. заязычные .

1. Губные согласные с учетом пассивного органа делятся на

  1. губно-губные (билабиальные): [п], [б], [м], ,
  2. губно-зубные (лабио-дентальные ): [в], [ф].

2. Язычные согласные делятся на

  1. переднеязычные,
  2. средне язычные,
  3. заднеязычные.
  4. Далее при характеристике переднеязычных согласных часто подключается их классификация по пассивному органу :
  5. межзубные (интердентальные < лат. inter ‘между’): , [Ө ] ;
  6. зубные (дентальные < лат. dentalis
  7. гингивальные (лат. ging ī va ‘десна’): нем. ,[t], [n], [l], ;
  8. альвеолярные (лат. alveolus ‘желобок, выемка’): англ. [d], [t], [n], [l];
  9. нёбные = палатальные (лат. palātum ‘небо, преимущественно твердое’), точнее, передненебные: [ж], [ш], [щ], [т’ˆш’] 6 , [р], англ. .

Дальнейшая классификация переднеязычных согласных по активному органу выглядит так:

  1. дорсальные (лат. dorsum ‘спина’) – в артикуляции принимает участие весь передний край языка вместе с кончиком; по пассивному органу они зубные ;
  2. апикальные (лат. ăpex ‘вершина, кончик’) – артикулируются с помощью кончика языка; по пассивному органу – альвеолярные;
  3. ретрофлексные (лат. retr ō ‘обратно, назад’, flexio ‘изгибание, изгиб, поворот’) – кончик языка загнут назад; по пассивному органу – передненёбные: [р], англ. .
  4. Среднеязычные согласные образуются сближением средней части языка со средней частью твердого неба, т.е. по пассивному органу они средненебные, или палатальные (лат. palātum ‘небо, преимущественно твердое’): [ j ] .

В русском языке глухой пары на фонемном уровне у нет. В качестве глухой пары может быть нем. ich -Laut <ç> : i ch , Mil ch . Это щелевые звуки.

В других языках есть среднеязычные согласные разных способов образования:

  1. носовые: фр. signe ‘знак’, итал. ogni ["i ] ‘каждый’, исп. a ň o ["ao ] ‘год’ [ООФ, с.38];
  2. смычный глухой среднеязычный в хантыйском: тять [ťāť] ‘война’.
  3. Заднеязычные согласные по пассивному органу могут быть:
  4. средненебные: [г’], [к’], [х’];
  5. задненебные = велярные (лат. v ē lum pal ā ti ‘парус нёба’): [г], [к], [х]; звонкий [γ] на стыке слов: сме х был .

3. Заязычные согласные (нет в русском языке).

1) Язычковые (увулярные < лат. uvula ‘язычок’) (широко распространены во многих языках мира: семитских, кавказских, языках индейцев Северной Америки):

  1. фр. ;
  2. казах. [ķ]: ķарлыгам ‘ласточка’, ķаратау ‘черная гора’.

2) Глоточные (фарингальные <греч. pharynx ‘зев, глотка’) бывают щелевые и смычные :

  1. нем. Hof ‘двор’; англ. house ; однако, эти согласные описываются и как ларингальные;
  2. укр .гора [ора], чешск. hlava ;
  3. аварск. звонк. смычн . ‘кобыла’, [мээр] ‘гора’.

3) Гортанные (ларингальные < греч. larynx ‘гортань’):

  1. щелевой согласный образуется за счет сужения голосовой щели = звук, который мы произносим, когда хотим дохнуть на стекло: напр., англ. и нем. ; араб. a h l ‘семья’, иврит ma h ir ‘искусный’; соответствующего звонкого нет;
  2. смычный гортанный также образуется при помощи голосовых связок: даргинск . ‘курица’, ‘лед’, ‘рукоятка’; есть также в аварском, арабском.

Когда гортанная смычка в середине слова, кажется, что говорящий останавливается или заикается в этом месте. Мы произносим похожий звук, когда вместо нет , отвечаем не-а .

В большинстве случаев гортанная смычка является не самостоятельным согласным , а «сильным приступом» гласного:

  1. нем. Knacklaut : Kurort [´ku :r ? ort ], uberall [´ybr ´? al ] ‘повсюду’;
  2. фр. coup de glotte в начале слова с т. н. h aspir é на письме: h é ro ‘герой’, h á sard ‘случайность’;
  3. рус. [? ] – перед начальным гласным; ср. письмо о Тане и письмо от А ни.

согласные Схема № 2.

┌────────────────────────┼───────────────────────┐

губные язычные заязычные:

(лабиальные): (лингвальные):

Губно-губные ) - переднеязычные - язычковые

(билабиальные) (увулярные)

Губно-зубные - среднеязычные - глоточные

(лабио-дентальные) (фарингальные)

Заднеязычные - гортанные

(ларингальные)

По отсутствию воздушной струи всем остальным согласнымпротивопоставлены щелкающие (есть в готтентотско-бушменских языках). Они образуются посредством сосательных движений , благодаря которым воздух в полости рта разряжается, что и создает щелчок. По способу образования все щелкающие – смычные . По месту образования они бывают губными, переднеязычными, среднеязычными [Зиндер, с. 115, 168; ООФ, с. 30].

Классификации согласных по шумности / сонорности
и силе артикуляции

2.3.1. Классификация согласных по шумности / сонорности (участию / неучастию голоса / голосовых связок) уже встречалась при обсуждении вопроса деления согласных и гласных на основании акустических характеристик (см. с. 1–2).

Схема № 3.

согласные

┌────┴────┐

сонорные шумные

┌────┴────┐

звонкие глухие

2.3.2. При образовании согласных существенную роль играет также сила артикуляции , т.е. степень мускульного напряжения. Акустический эффект – различная сила звука и, как следствие, громкость (перцептивная характеристика звуков).

Различают два типа согласных :

  1. слабые и
  2. сильные .

Это противопоставление довольно широко распространено. В пределах одного языка звонкие обычно слабее глухих.

Во многих языках (нем., многие финно-угорские языки, кит., корейск.) сила согласного играет смыслоразличительную роль . Ср. в корейск.:

  1. смычные : [ tal ] ‘луна’ – [ˉ tal ] ‘дочь’,
  2. щелевые : [ sal ] ‘стрела’ – [ˉ sal ] ‘рис’ [Зиндер, с. 124].

Дополнительные параметры классификации согласных

Кроме этих трех основных признаков возможны дополнительные , которые накладываются на основные, не меняя при этом принципиально характера звука. Т.е. возникающая вариативность не мешает восприятию звука как согласного данного типа , напр., согласного типа : [л’], [ł], .

К дополнительным параметрам классификации согласных относятся

  1. дополнительная артикуляция ,
  2. долгота – краткость .

Дополнительной артикуляцией согласного называется артикуляция тех активных органов, которые не принимают непосредственного участия в создании преграды , но определяют своеобразную окраску звука [ООФ, с. 50].

Дополнительная артикуляция предполагает, что есть основная . Дополнительная артикуляция наравне с основной может служить для противопоставления фонем .

  1. Лабиализация (лат. labia ‘губы’)– дополнительное округление губ при произнесении согласного, вследствие которого возникает губной шум .

Если губная артикуляция является для согласных дополнительной , они называются лабиализованными , в отличие от лабиальных , для которых губная артикуляция – основная (ср.: [б], [п], ).

а) Лабиализация возникает в речевом потоке под влиянием соседних губных гласных или согласных :

  1. сук [с о ук ], смотр [с о мотр ].

б) В некоторых языках есть противопоставление лабиализованных и нелабиализованных фонем:

  1. аварск. ‘грива’ – ‘веревка’,
  2. лезгинск . ‘земля, почва’ [Зиндер, с. 135; ООФ, с. 50; Кодухов, с. 131].
  3. Палатализация – дополнительная артикуляция подъема средней части спинки языка к твердому небу (лат. pal ā tum d ū rum ), за счет чего согласные на слух приобретают оттенок «мягкости» (их тембр повышается).

Т. к. такая артикуляция близка к артикуляции среднеязычного палатального согласного , она называется йотовой :

  1. – [л’], [д’], [в’]…

палатальный палатализованные

Палатализация может сопровождать любую другую артикуляцию, кроме среднеязычной. В русском языке очень много мягких согласных, которые не известны даже близкородственным языкам. Палатализация очень широко распространена.

а) Она используется в противопоставлении фонем :

  1. бы т – бы ть , да л – да ль , да н – да нь .

б) Может возникать в потоке речи за счет влияниягласных переднего ряда :

  1. англ. key ‘ключ’ 7 .
  2. Веляризация – дополнительный подъем задней части спинки языка к мягкому небу (лат. v ē lum pal ā ti ), что на слух воспринимается как «отвердение» (тембр понижается).

а) Возможно противопоставление веляризованных и палатализованных согласных фонем . Это яркая черта русского консонантизма:

мел – мель

[л] веляризован – [л’] палатализован

Европейский вне окружения не является ни палатализованным, ни веляризованным.

б) Во многих языках веляризация возникает в потоке речи , вследствие коартикуляции (т.е. совместной артикуляции) с гласными заднего ряда :

  1. англ. torn ‘разорванный’,
  2. франц. tout [ t u] ‘ все’, beau [ b o] ‘ красивый’ [ Зиндер, с. 136; ООФ, с. 51].
  3. Фарингализация (греч. pharynx ‘зев’)–артикуляция, заключающаяся в напряжении стенок глотки (и некотором ее сужении ). Дает акустический эффект, близкий к веляризации.

Широко распространены фарингализованные фонемы в арабском языке:

  1. ‘боль’, – название буквы.
  2. Ларингализация (греч. larynx ) = гортанная смычка, глоттализация, эпиглоттализация .

Артикуляция заключается в напряжении мускулатуры гортани. Ларингализованными называют также согласные, рекурсия которых сопровождается резким раскрытием голосовых связок (гортанным взрывом). За счет этого создается впечатление обрывистости. Такую артикуляцию могут иметь только смычные глухие согласные (взрывные или аффрикаты). Они называются смычно-гортанными ,или абруптивами 8 .

  1. Аспирация (придыхание < лат. aspīro < ad - spīro ‘ произношу с придыханием’ ) – дополнительная артикуляция, при которой воздух трется о связки, проходя через суженную межсвязочную щель.

Придыхание осуществляется после рекурсии согласного (дополнительный выдох с шумом). Чаще всего аспиратами бывают взрывные согласные, а также аффрикаты:

  1. , ,
  2. , , .

а) В нем . и англ . глухие смычные обычно реализуются с придыханием:

  1. нем. Tag ‘день’,
  2. англ. peace ‘ мир’.

В русском языке придыхательные согласные появляются перед паузой :

  1. ти п , ко т сту к .

б) В ряде языков (в частности в языках Кавказа) придыхательные смычные противопоставлены непридыхательным как особые фонемы :

  1. –

    .

  2. Назализация (< лат. nasālis ‘носовой’) – дополнительная артикуляция, которая состоит в опускании мягкого нёба.

Назализованные звуки появляются под влиянием соседних носовых фонем :

  1. он с нова, он з нает, он в новь .

Во франц . подобные согласные появляются рядом с носовыми гласными :

  1. enfin [ãf ˜ε ˜] ‘наконец’, inventer [ε ˜v ˜ãte ] ‘выдумывать’ [ООФ, с. 51–52 ].
  2. Долгие согласные

Общих законов длительности согласных для всех языков нет. В каждом данном языке длительность согласного может быть связана с различными условиями:

  1. с позицией в слове (начало, середина, конец),
  2. с местом в слоге ,
  3. с положением относительно ударения .

Если длительность зависит от фонетических условий, она, разумеется, не имеет фонематического значения. Но в языках, где согласные разной долготы возможны в одинаковых фонетических условиях и долгота связана со смыслоразличением , можно говорить о долгих и кратких согласных фонемах [Зиндер, с. 127–128].

В финском и др. финно-угорских языках имеется чередование согласных по длительности. Напр., в эстонском языке согласные, как и гласные, имеют три ступени долготы :

краткий

lagì ‘потолок’

kasi ‘убирайся’

kamin ‘камин’

долгий

lak ̆ kì ‘лак’ (генитив)

kassid ‘кошки’

kammin ‘чешу’

сверхдолгий

lak̀ki ‘лак’ (партитив)

kassi ‘кошку’

kammina ‘чесать’

[ЛЭС, с. 595; Кодухов, с. 127]

Принципы классификации гласных

Основные параметры классификации гласных

Наиболее распространенной является артикуляционная классификация гласных.

Так как при образовании гласных в речевом аппарате преграда не возникает, гласные невозможно классифицировать по тем признакам, на которых строится классификация согласных: невозможно говорить ни о месте , ни о способе образования . Признак «участие – неучастие голоса» также нерелевантен (неважен), так как при образовании гласных голосовые связки обязательно работают.

В артикуляции гласных участвует весь речевой аппарат , но главную роль играет язык , так что основаниями классификации гласных в первую очередь служат:

  1. ряд (движение языка по горизонтали ),
  2. подъем (движение языка по вертикали ),
  3. а также работа губ .

Эти признаки характеризуют гласные в подавляющем большинстве языков мира 9 .

Английские фонетисты Бэлл и Суит (Alexander Melville Bell (1847–1905), Henri Sweet (1845–1912)) разработали таблицу гласных, в которой учитываются:

  1. 3 положения языка при движении по горизонтали,
  2. 3 степени его подъема.

В зависимости от того, какая часть языка поднимается при произнесении гласного, различаются гласные:

  1. переднего ,
  2. среднего (смешанного ),
  3. заднего ряда.
  4. При произнесении гласных переднего ряда к твердому небу поднимается средняя часть языка, а кончик языка находится у передних нижних зубов; вся масса языка продвинута вперед:
  5. При произнесении гласных среднего ряда к небу поднимается весь язык , вытянутый вдоль полости рта:
  6. При произнесении гласных заднего ряда к мягкому небу поднимается задняя часть языка, а кончик языка отодвинут от передних нижних зубов; вся масса языка отодвинута назад:

Разумеется, резких физиологических границ, отделяющих артикуляцию гласных одного ряда от гласных другого ряда, нет. Однако, в тех языках, где встречаются все эти артикуляторные типы, они достаточно четко выражены.

Движение языка по направлению к небу (твердому или мягкому) определяет степень подъема , или закрытость и открытость гласных. Этот признак связан со степенью раствора рта [ООФ, с. 21].

По признаку движения языка по вертикали различаются гласные:

  1. верхнего ,
  2. среднего ,
  3. нижнего подъема .
  4. При образовании гласных верхнего подъема язык занимает самое высокое положение:
  5. [и], [у], [ü].
  6. При произнесении гласных среднего подъема язык и нижняя челюсть менее приподняты:
  7. [э], [о].
  8. При произнесении гласных нижнего подъема язык наиболее опущен (напр., у врача предлагается произнести: а – а – а). Фактически никакого подъема языка нет, так что звук [а] чисто условно относится к гласным среднего ряда.

Система русских гласных фонем в этой таблице выглядит так:

передний ряд

средний ряд

задний ряд

(ы )

Получается так называемый «треугольник русских гласных», очень наглядный и удобный, т.к. с его помощью можно примерно определить зону образования гласных типа [и], [а] и т.д. в других языках:

и ы у

э о

По участию губ гласные делятся на

  1. лабиализованные (огубленные ) – губы округлены [о] или округлены и вытянуты вперед [у];
  2. нелабиализованные (неогубленные) –губы нейтральны [а], [э] или растянуты [ы], [и].

Лабиализация (округление, вытягивание) существенно влияет на форму резонаторов, а тем самым и на тембр гласных: он понижается .

Если учесть лабиализацию, то в таблице получится 18 клеток:

передний ряд

средний ряд

задний ряд

нелаб.

лабиал.

нелаб.

лабиал.

нелаб.

лабиал.

их

нем. über

(ы )

норв .hus

каз. r ыз

ум

э , ε

эта фр. les

ö, ø

фр. seul

ь ъ

англ.sun

он

англ. man

ангел

α :

англ.part

англ. dog

[Реформатский, с. 185; Кодухов, с. 122]

Различие лабиализованных и нелабиализованных гласных переднего ряда ярко проявляется во французском, немецком, уральских, алтайских и др. языках:

немецкий французский

Kiefer [i :] ‘сосна’ – K ü fer [y :] ‘бондарь’ dire [dir ] ‘говорить’– dure [dyr ] ‘твердый’

edel [e :] ‘благородный’– Ö de [ø:] ‘пустыня’ f é e [fe ] ‘фея’ – feu [f ø] ‘огонь’

Helle [ε ] ‘ясность’– H ö lle [œ] ‘ад’ p è re [pεr ] ‘отец’ – peur [p œr ] ‘страх’

Современная экспериментальная фонетика способна фиксировать очень тонкие артикуляционные различия, так что трех рядов и трех подъемов часто недостаточно 11 [Шайкевич, с. 19–20]. См. схему в [Маслов, с. 81].

По словам Л. Р. Зиндера , «от [i ] к [а]… ведет непрерывный ряд гласных , возникающий при медленном опускании или подъеме языка. Три, четыре, шесть или семь степеней подъема – это лишь условные остановки на этом пути» [Цит. по: ЛЭС, с. 106].

Дополнительные параметры классификации гласных

Кроме ряда, подъема и лабиализации, характерных для практически всех языков мира, есть признаки, встречающиеся не во всех языках. Это

  1. дополнительные артикуляции гласного
  2. долгота – краткость .

Вопрос об основной и дополнительной артикуляции при образовании гласных существенно отличается от аналогичного вопроса в отношении согласных (поскольку «места образования» у гласных нет). Изменение положения языка и губ существенно меняет тембр гласного, а работа небной занавески и фаринкса лишь модифицирует его (гласный воспринимается как разновидность основного).

1) Назализация

Гласные могут быть

  1. неназализованными (чистыми, ртовыми),
  2. назализованными (носовыми).

Носовые гласные произносятся при опущенной небной занавеске, так что струя воздуха проходит одновременно и через полость рта, и через полость носа.

Назализация – весьма распространенный вид дополнительной артикуляции.

В др.-рус. и старосл . были назализованные звуки [ã], [õ]. В большинстве славянских языков, включая русский, древнеславянские носовые гласные стали чистыми, а в польском языке остались носовыми (см. табл. в лекции об артикуляционной базе).

Во франц . языке 4 носовых гласных, противопоставленных чистым:

[ã] ↔ [a ]

[ε ̃] ↔ [ε ]

monde ‘ мир’

penser ‘ думать’

pain ‘хлеб’

parfum

mode ‘ мода’

passer ‘ проходить’

paix ‘ мир, покой’

feu ‘ огонь’

2) Фарингализация

Фарингализация гласных встречается редко. Она заключается в сужении глотки и сокращении дужек мягкого неба. Гласные производят на слух впечатление произнесенных «сдавленным» голосом и более высоких [Зиндер, с. 195]. Напр., в тувинском языке есть 8 фарингализованных гласных фонем12 .

3) Долгота – краткость

а) О долгих и кратких гласных фонемах в языке говорят, когда различие по долготе – краткости связано с различением смыслов:

  1. чеш. p á s ‘пояс’ – pas ‘паспорт’, dr á ha ‘дорога’– drah á ‘дорогая’;
  2. финск. vapa ‘прут’ – vapaa ‘свободный’ [Кодухов, с. 124;]
  3. лат.:os ‘кость’ – ō s ‘рот’, populus ‘народ’ – p ō pulus ‘толпа’ [Вендина, с. 69].

Количественное различие гласных, как правило, связано с небольшими отличиями в положении языка . Напр., в германских языках краткий несколько менее передний и менее высокий, чем долгий [i :]:

англ. bit ‘кусок’ beat [bi :t ] ‘бить’

fill ‘наполнять’feel [fi :l ] ‘чувствовать’

нем. Lippe ‘губа’ lieb [li :p ] ‘милый’

Mitte ‘середина’ Miete [mi :t ] ‘наем, прокат’

В некоторых языках различают три степени долготы гласных. Напр., в эстонском :

краткий

долгий

сверхдолгий

aste ‘ступень’

aasta ‘год’

a ā sta ‘гóда’

pur ‘парус’

puuri ‘клетки’

pu ū ri ‘в клетку’

б) Долгота гласных может быть связана с условиями потока речи :

  1. ударением ,
  2. соседними звуками ,
  3. характером слога 13 .

Но в этом случае долгий гласный не может быть противопоставлен краткому в той же позиции, а следовательно, долгота-краткость не играет смыслоразличительной роли .

Монофтонги и полифтонги

Гласные делятся на

  1. монофтонги и
  2. полифтонги .

Для монофтонгов (< греч. m ó nos ‘один’, phth ó ngos ‘звук, голос’) характерна артикуляционная и акустическая однородность. Положениеорганов речи на протяжении артикуляции гласного относительно стабильно . Это бóльшая часть гласных.

При артикуляции полифтонгов (< греч. polý ‘много’)происходит сдвиг в положении органов речи и, как следствие, изменение тембра . Среди полифтонгов выделяют дифтонги и трифтонги .

  1. Дифтонги (греч.d í phth о ngos ‘двугласный’)–это сложные гласные, состоящие из двух элементов , образующих один слог.

Различают дифтонги

  1. истинные и
  2. ложные.

В истинных (устойчивых, равновесных)дифтонгах оба компонента равноценны в пределах слога. Такие дифтонги встречаются редко:

  1. латышск. draugs ‘друг’,diena ‘день’.

В ложных (скользящих) дифтонгах один элемент является вершиной слога (ядро дифтонга ), а второй (т.н. глайд , или полугласный ) лишь сопутствует ему.

Ложные дифтонги делятся на

  1. нисходящие (слогообразующим является первый гласный):
  2. англ. my, fine , boy, noise , now, how , know, home ;
  3. нем. mein ; [a] Baum ‘ дерево’.
  4. восходящие (слогообразующим является второй гласный):
  5. исп. [ u e] bueno ‘ хороший’, [ u о] nuovo ‘ новый’, [ ι e] fiesta ‘ праздник’, bien ‘ хорошо’;
  6. фр. [ w a] moi ‘ я ’, toi ‘ ты ’ , [ ι e] pied ‘ нога’.
  7. кит. лю ’ шесть’, хуа ‘ цветок ’.

Граница между монофтонгами и дифтонгами довольно нечеткая . Помимо дифтонгов выделяют также дифтонгоиды (-оид от греч. εισоς ‘вид’) – качественно неоднородные гласные, имеющие в начале или в конце призвук, близкий к основному гласному. Напр., русский гласный в слове воля у ол’а].

Иногда как дифтонгоиды оцениваются долгие гласные, в частности в английском языке: [].

Граница между монофтонгами и дифтонгами неустойчива и в диахронии . История разных языков часто демонстрирует монофтонгизацию , т.е. превращение дифтонга в монофтонг. Большинство греческих дифтонгов, четко фиксируемых письменностью, превратились в монофтонги уже в древности:

  1. μ оυ σα ‘му за’ [ou] → ,
  2. ει ρωνεία ‘и рония’[eu] → ,
  3. π αι δαγωγóς ‘пе дагог’[ai] → 14 .

Очень часто наблюдается и обратный процесс превращения монофтонгов в дифтонги (дифтонгизация ). Множество примеров такого рода дает история романских языков :

лат. mele (m ) ‘мед’ > ит. miele фр. miel

лат. petra (m ) ‘камень’ > ит. pietra фр. pierre исп. piedra

лат. novu(m) ‘ новый’ > ит. nuovo исп. nuevo

  1. В пределах одного слога могут совмещаться три гласных , образуя трифтонг (< греч. tr í phtongos ‘трехгласный’). Трифтонги могут быть
  2. нисходящими – вершиной слога является первый гласный:
  3. англ. fire ‘ огонь’; our ‘ наш’;
  4. восходяще - нисходящими (вершина слога – средний гласный):
  5. кит. ляо [l ι a u ] ‘закончить, решить’, гуай [k u a ι ] ‘странный’

[ЛЭС, с. 310; Кодухов, с. 124; Маслов, с. 69–70; Шайкевич, с. 22–24].

Схема № 4.

┌─────────┴─────────┐

монофтонги полифтонги

┌───────────┴────────────┐

дифтонги трифтонги

┌──────┴──────┐

истинные ложные

компоненты есть ядро

равноценны и глайд

┌───────────┴───┐ ┌────────┐

нисходящие восходящие нисходящие восходяще -

ядро – первый ядро – второй ядро – первый нисходящие

гласный гласный гласный ядро – средний

гласный

Литература

Бондарко Л. В., Вербицкая Л. А., Гордина М. В. Основы общей фонетики. СПб.: Изд-во СПб ГУ, 2000. Общие свойства гласных и согласных. Классификация звуков речи. С. 19–53.

Вендина Т. И. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 2001. Принципы классификации звуков речи. С. 68–75.

Гируцкий А. А. Введение в языкознание.М.: ТетраСистемс, 2001.Классификация звуков речи. С. 53–63.

Зиндер Л. Р. Общая фонетика. М., 1979. С. 111–216.

Кодухов В. И. Введение в языкознание. М.: Просвещение, 1979. § 25. Принципы классификации звуков речи. С. 120–132.

ЛЭС – Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. Вокализм. С. 86; Гласные. С. 105–107; Дифтонг. С. 138; Звуки речи. С. 165; Консонантизм. С. 236–237; Монофтонг. С. 310; Согласные. С. 477–479; Трифтонг. С. 520.

Маслов Ю. С. Введение в языкознание. М.: Высш. шк., 1997. 3. Биологический аспект в изучении звуков речи. С. 37–41.

Норман Б. Ю. Теория языка. Вводный курс. М.: Флинта, Наука, 2004. С. 216–220.

Селютина И. Я. Звуковые системы языков народов Сибири. Новосибирск: НГУ, 2008. 44 с.

Шайкевич А. Я. Введение в лингвистику. М.: Изд-во Российского открытого университета, 1995. § 7. Классификация звуков речи. § 8. Артикуляционная классификация гласных. § 9. Артикуляционная классификация согласных. С. 17–30.

Широкова А. В. Сравнительная типология разноструктурных языков. М.: Добросвет, 2000. С. 28–30.

3 «Мнения о возможности разделения гласных и согласных придерживаются далеко не все лингвисты. Так, Соссюр и Граммон распределяют все звуки речи в 7 (или 9) «растворов», где граница гласных и согласных стирается (хотя у Соссюра имеются соответствующие оговорки).

Щерба и его ученики не находят резкой границы гласных и согласных, противопоставляя лишь гласные и шумные согласные […]. Природу сонорных согласных эта теория освещает недостаточно ясно» [Реформатский, с. 170 (примечание)].

4 По форме щели щелевые согласные делятся на

плоскощелевые [ф], [з], [х],

круглощелевые [ w ].

По расположению щели они делятся на

срединные [в], [с], [ж],

боковые [л], [ l ] (в классификациях, где звуки этого типа относятся к щелевым, напр.: [Маслов, с. 3; Селютина, с. 39, Вендина, с. 73]).

5 Иногда все согласные по участию носового резонатора делят на

носовые,

ртовые.

6 По производимому акустическому впечатлению

звуки типа [з], [с], [тˆс] называются свистящими ,

а звуки типа [ж], [ш], [ш’:], [т’ˆш’] – шипящими .

7 В тюркских языках под влиянием гласного [ i ] палатализуются как предшествующие, так и последующие согласные [ООФ, с. 108].

8 Абруптивы встречаются в ряде языков Кавказа:

грузинск. (p , t , k ) [ k ? wa t ? ] ‘утка’,

лезгинск. [ p ? uz ] ‘губа’, [ t ? ] ‘комар’.

Смычно-гортанные согласные противопоставлены соответствующим глухим и звонким и образуют группы фонем типа < b – p – p ? > или < b – p – p – p h >.

9 Очень редко встречаются языки с минимальным числом гласных фонем, где различие ряда не имеет фонологического значения. Напр., адыгейский язык, где имеются три фонемы, различающиеся по подъему [Шайкевич, с. 18].

10 Нейтральные гласные [ə], [ь], [ъ] мы произносим не только при сильной редукции, но и когда «экаем», т.е. тянем неопределенный гласный, не начиная говорить.

11 В более точной классификации вводятся дополнительные ряды:

передний отодвинутый ряд: англ. ‘сидеть’ (передне-средний ряд),

задний продвинутый ряд: англ. [υ] [ b υ k ] ‘книга’ (средне-задний ряд);

смешанные типы:

центральный,

центрально-задний ряд.

Очень часто трех подъемов недостаточно для различения гласных фонем. Тогда средний ряд разделяют на

средний закрытый [е], [ø], [о] и

средний открытый [ε], [œ], .

Такое деление свойственно, напр., немецкому и некоторым романским языкам, отдельным русским диалектам [Шайкевич, с. 19–20]. См. схему в [Маслов, с. 81].

12 Противопоставление нефарингализованных и фарингализованных гласных фонем в тувинском языке:

ат [ at ] ‘имя’ аът [ a ˇ t ] ‘лошадь’

эт ‘имущество’ эът ‘мясо’

ыт ‘посылать’ ыт [ъˇ t ]‘собака’

д i с ‘нанизывать’ д i с ‘звукоподражание’

дγш ‘сон’ дγъш ‘день, полдень’

от ‘огонь’ оът ‘трава’

ч ө п ‘правда’ ч ө ъп ‘гуща’

чγк ‘сторона’ чγк ‘груз’ [Селютина, с. 23].

13 Условия речевого потока, которые могут влиять на долготу гласных:

1) Позиция по отношению к ударению

В большинстве языков ударный гласный произносится дольше, чем безударный.

напр., в русск. языке ударный гласный может быть длиннее безударного в 3 раза .

2) Позиция по отношению к соседним звукам

Во франц . ударные гласные удлиняются перед [ r ], [ v ], [ z ], :

rouge [ ru :] ‘красный’.

3) Характер слога

В итал . языке в открытом слоге – долгий гласный, в закрытом – краткий:

fā-ro ‘ маяк ’ – far-ro ‘ полба ’

n ō- to ‘известный’ – not - te ‘ночь’ [Шайкевич, с. 21–22].

14 В современном чтении оυ произносится как [ u ], остальные диграфы читаются как дифтонги. В новогреческом это монофтонги.

2


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7935. Розвиток Української культури на початку ХХ століття 23.73 KB
Тема уроку. Розвиток Української культури на початку ХХ століття. Мета уроку: Розглянути розвиток Української культури на початку ХХ століття. Розвивати вміння аналізувати історичні факти. Виховувати почуття патріотизму та любові до вітчизняної істо...
7936. Воєнні дії на території України в 1915-1917 роках 47 KB
Воєнні дії на території України в 1915-1917 роках Мета: зясувати основні воєнні події в 1915-1917 роках та наслідки І світової війни, розвивати навички аналізу історичних фактів, вміння виділяти головне, сприяти формуванню національної свідом...
7937. Вступ до курсу Історія вітчизняної культури 74 KB
Тема уроку: Вступ до курсу Історія вітчизняної культури. Мета уроку: ознайомити учнів і основами курсу історії Української культури ознайомити з теоретичними засадами культурології як науки розвивати в ліцеїстів вміння розрізняти аспекти культур...
7938. Особливості розвитку культури в 30-х роках 69 KB
Найхарактернішою рисою, притаманною культурі України тих років, була її заідеологізованість. Культурні зрушення, що відбувалися в Радянському Союзі протягом довоєнних п"ятирічок, у т. ч. оволодіння грамотою мільйонами, формування нової генерації інтелігенції, розвиток науки, літератури, мистецтва..
7939. Доба українського національного відродження. (ХІХ – початок ХХ століття) 86.96 KB
Доба українського національного відродження. (ХІХ - початок ХХ століття). Один з представників нової української історіографіїІ. Лисяк-Рудницький вважає, що процес українського національно-культурного відродження тривав130...
7940. Особливості культурного життя доби відновлення української державності (1917-1920 рр.) 69.11 KB
Особливості культурного життя доби відновлення української державності (1917-1920рр.). В цей період поступ української культури відбувався в період гострого військово-політичного протистояння, національно-визвольних змагань, громадян...
7941. Особливості розвитку культури Галицько-Волинської держави 26.1 KB
ТЕМА: Особливості розвитку культури МЕТА: створити умови для: розуміння учнями всіх особливостей розвитку культури Галицько - Волинського князівства розвитку аналітичного та логічного мислення учнів на основі опрацювання істо...
7942. Освіта у XVIII - XIX ст. та роль Києво-Могилянської академії в культурному та історичному житті 110.03 KB
Освіта у XVIII - XIX ст.та роль Києво-Могилянської академії в культурному та історичному житті Нижча освіта в Україні у кін.17 -поч. 18ст. була дуже поширеною, бо майже кожне село мало свою школу. Існува...
7943. Витоки Української культури 119 KB
Тема Витоки Української культури. Мета: Розглянути первісну культуру народів, що заселяли території сучасної України розвивати в ліцеїстів вміння розрізняти аспекти культурології як наукового знання виховувати патріотизм та гордість за приналежніс...

Во всех языках мира существуют 2 типа звуков речи: гласные и согласные. Совокупность гласных образует вокализм, совокупность согласных – консонантизм. Гласные и согласные различаются функционально , артикуляционно и акустически .

Артикуляционное различие согласных и гласных состоит в различной напряженности произносительного аппарата. Функциональное различие состоит в их роли в словообразовании. Акустическое различие – гласные противопоставляются шумным, т.е. глухим согласным типа [ф] и [п]; между гласными и шумными согласными располагаются, с одной стороны, звонкие согласные, а с другой – сонорные согласные.

Классификация гласных

Все гласные являются сонорными (голосовыми) и щелевыми. Основанием классификации служат ряд и подъем языка , а также работа губ ; дополнительно учитываются назализация , напряжение и долгота . Ряд определяется по части языка, которая приподнимается при образовании данного гласного. Различают три ряда, и соответственно три типа гласных: передние, средние и задние. Например, в русском языке [и] является передним, а [ы] – средним гласным. Подъем определяется степенью приподнятости языка при образовании данного гласного; различаются обычно три подъема : верхний , средний , нижний . По участию губ в их образовании гласные делятся на губные (лабиализованные, огубленные) и негубные. Данные гласные иногда называют монофтонгами.

Кроме монофтонгов и долгих гласных, в языках мира существуют дифтонги – гласные со сложной артикуляцией, произносимые в один слог и выступающие как одна фонема. Например, нем.: au, eu, ei ; англ.: go , no – произносятся одним усилием на [о], второй элемент произносится менее четко, как [y]-образный призвук. Дифтонги делятся на нисходящие и восходящие . В нисходящем дифтонге сильным выступает первый элемент, как в английском go , нисходящими являются также немецкие и Baum, mein . Восходящие дифтонги сильным имеют второй элемент (встречаются в испанском языке).

Классификация согласных

При образовании согласных сильная струя воздуха преодолевает преграду, взрывает ее или проходит через щель, и эти шумы составляют характеристику согласного. Классификация согласных более сложна, так как согласных в языках мира больше, чем гласных. Основанием классификации согласных служат четыре основных артикуляционных признака: способ артикуляции , активный орган , место артикуляции , работа голосовых связок .

Способ артикуляции – характер преодоления преграды и прохода воздушной струи при создании шума, необходимого при образовании согласного. Различают два основных способа артикуляции согласных – смычка и щель ; по способу артикуляции согласные делятся на смычные и щелевые .

Смычные согласные образуются путем взрыва воздушной струей преграды, поэтому смычные согласные называют также взрывными и эксплозивными. Смычными являются [п], [б], [т], [г] и т.п. Щелевые согласные образуются трением воздушной струи о стенки прохода, созданного сближением органов речи ротовой полости; поэтому щелевые согласные называют также фрикативными (от лат. frico – тру).

Наряду с чистыми смычными и щелевыми согласными существуют сложные (смешанные) смычно-щелевые согласные. По акустической характеристике они бывают двух видов: с одной стороны, это голосовые (сонорные ), с другой – шумные (глухие и звонкие ). Сонорные согласные: носовые [м], [н], англ.,нем. [ŋ] morning, Zeitung ; боковые [л], дрожащие, например [р], франц. [r] rose .

Сонорные согласные артикулируются, когда воздушная струя преодолевает смычку и проходит через щель; при произнесении носового смычка остается ненарушенной, так как часть воздушной струи проходит через носовую полость, а при артикуляции бокового согласного смычка, образуемая языком и небом, сохраняется, так как бок языка опущен и образуется щель для прохода воздушной струи.

Длительность согласного связана с образованием аффрикат: приступ аффрикаты смычный, а отступ – щелевой [ц] литься .

По активному органу согласные делятся на три типа: губные , язычные и заязычные (гортанные). Губные бывают губно-губные [б], реже встречаются губно-зубные [ф], [в]. Язычные согласные делятся на переднеязычные , среднеязычные и заднеязычные . Переднеязычные согласные по месту артикуляции бывают зубными (свистящими ) и передненебными (шипящими ) [с] и [ш]; [ц] и [ч]. Среднеязычные образуются сближением средней части языка с твердым небом. Среднеязычным согласным является [j] (этот звук называют йотом); при его произнесении кончик языка упирается в нижние зубы, бока языка – в боковые зубы, средняя спинка языка приподнимается к твердому небу, образуя очень узкую щель, через которую проходит голос. Заязычные согласные делятся на увулярные (язычковые), фарингальные и гортанные . Примером увулярного согласного может служить французское картавое [р]. При произнесении этого звука кончик языка упирается в нижние зубы, задняя часть, напрягаясь, поднимается к небу, так что воздушная струя заставляет вибрировать маленький язычок (увулу), который периодически соприкасается с поднятой спинкой языка, прерывая струю и создавая шум. Фарингальные согласные артикулируются путем движения корня языка назад и сокращения мускулов стенки зева. Примером может служить укр. г ора . Гортанные согласные представлены главным образом гортанным взрывом. Как самостоятельный звук речи он имеется в арабском языке; называется гамза . Гортанные звуки чаще выступают как дополнительная артикуляция гласных и согласных. Например, при произнесении немецких слов, начинающихся с гласного, слышится глухой гортанный шум от внезапного разрыва сомкнутых голосовых связок; такое произнесение называют сильным приступом, а звук – кнаклаутом.

Loading...Loading...