Эволюция средств и способов коммуникаций животных. Тема II

В истории развития средств коммуникации можно выделить пять основных периодов.

1. Довербальный период. Это период развития пещерного человека, не владеющего еще членораздельной

речью (слово «вербальный» означает словесный). Продолжался он сотни тысяч лет. Комму-

никация между первобытными людьми осуществлялась с помощью простых звуков, мимики, жестов,

наскальных рисунков.

2. Период устного общения. Членораздельная речь как средство общения появилась примерно пятьдесят

тысяч лет назад. Стал развиваться язык -стихийно возникшая в человеческом обществе система дискретных,

членораздельных звуковых знаков. Постепенно язык становится основным средством коммуникации и

передачи знаний.

3. Период появления и развития письменности как средства общения. Он начался около пяти тысяч лет

назад. Письменность по-разному развивалась на Западе и на Востоке. Появление возможности фиксации

знаний с помощью письменных знаков -сначала на камне и глине, а затем на папирусе и бумаге - это

качественный скачок в развитии общения и цивилизации в целом.

4. Четвертый период связан с эпохой книгопечатания. Она началась около пятисот лет назад с появлением

в Германии первого печатного станка с подвижными литерами, изобретение которого связывают с именем

Иоганна Гутенберга (1399-1468), впервые напечатавшего в городе Майнц 42-строчную Библию. Значение

этого изобретения трудно переоценить. Считается, что это самое большое достижение человечества за

последнее тысячелетие.

5. Пятый, современный, период охватывает последние сто лет. Он знаменуется появлением таких средств

общения (коммуникации), как радио, кино, телевидение, компьютерные сети, системы мультимедиа. Нетрудно

усмотреть в них одно общее свой-

ство: все они позволяют использовать для общения невербальные знаковые системы - человек как бы

возвращается к тем средствам общения, с которых началось его развитие. Это не случайно: потребность в

общении на невербальном уровне определена самой природой человека, особенностью его сознания.

Схема на рис. 2 представляет пять этих периодов. Для большей наглядности весь эволюционный путь

развития средств коммуникации (и одновременно - развития цивилизации в целом) показан в виде зигзага,

отражающего основные поворотные моменты истории: появление устной речи, появление письменности,

изобретение книгопечатания и т.д.

Агеев Владимир. Семиотика. М.: Издательство «Весь Мир», 2002. - 256 с. - (Весь Мир Знаний). 8

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 9

Рис 2. Этапы развития средств коммуникации

Очевидна та стремительность, с какой происходит развитие средств коммуникации, средств общения.

Несколько десятков или даже сотен тысяч лет -достаточно малый промежуток по сравнению со временем

существования жизни на Земле (по разным оценкам около двух миллиардов лет). За время, прошедшее от

момента, когда первобытный человек впервые взял в руки каменный топор, и до запуска первого спутника,

животный и растительный мир изменился очень незначительно. Например, эволюционные изменения, которые

за это время произошли с лошадью, заключаются в основном в том, что пальцы у нее на ногах срослись

вместе, образовав копыта, - в результате лошадь стала быстрее бегать. Но разве сравнимо это с теми изменени-

ями, какие произошли с человеком за тот же промежуток времени?

Заметим, что современный человек внешне мало отличается от первобытного. Если бы с помощью

«машины времени» удалось перенести в наше время какого-нибудь кроманьонца (первобытного человека,

проживавшего в эпоху палеолита на территории Европы), одеть в современную одежду и вывести на улицу, то

вряд ли кто обратил бы на него особое внимание.

В отношении же таких качеств, как сила, ловкость, быстрота реакции, первобытный человек явно

превосходил современного. Так что результаты, достигнутые человеком в процессе эволюции, связаны не

столько с анатомическими изменениями и совершенствованием его органов чувств, сколько с развитием

сознания и мышления. Рассмотрим подробнее,

за счет чего человек за сравнительно короткий срок сумел добиться столь впечатляющих успехов.

Как известно, основной движущей силой эволюции у животных является естественный отбор: выживает

тот, кто сильнее, кто лучше может приспособиться к изменениям окружающей среды. Положительные

качества, благодаря которым отдельным особям удается выжить, передаются затем по наследству их

потомству. Таким образом, от поколения к поколению накапливаются изменения, отражающие всю историю

развития данного вида животных. И, как мы видели на примере лошади, должно пройти немало времени,

чтобы эти изменения стали заметными.

Развитие человека происходит по другим законам. Темпы развития человека несоизмеримы с темпами

эволюции у животных прежде всего потому, что в борьбе за выживание он, в отличие от животного, не просто

приспосабливался к окружающей среде. Люди объединялись в совместном труде, создавали орудия труда и с

их помощью преобразовывали среду обитания в соответствии со своими постоянно развивающимися

потребностями.

По мере развития сознания и мышления человек имел возможность в своей деятельности опираться не

только на личный опыт, но и, благодаря общению с себе подобными, - на исторический опыт всего общества.

Образно говоря, преимущество человека перед животным состоит в том, что он имеет возможность в процессе

общения и обмена информацией учиться на ошибках и достижениях других людей.

Агеев Владимир. Семиотика. М.: Издательство «Весь Мир», 2002. - 256 с. - (Весь Мир Знаний). 9

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 10

Именно общение является той движущей силой, которая позволяла переходить человеку на все более

высокие ступени своего развития.

У первобытного человека были примитивные орудия труда и простейшие способы общения. Но уже в этих

условиях в полной мере проявлялась неразрывность трудовой деятельности и общения: результаты

коллективного труда напрямую связаны с тем, насколько согласованно действуют люди, насколько хорошо

они понимают друг друга. Только благодаря общению люди могли обмениваться опытом, накапливать его.

Появление новых орудий труда и предметов быта приводило к необходимости изобретать новые знаки для

их обозначения в процессе общения. Это, в свою очередь, давало новые возможности для развития

общественного и индивидуального сознания и, следовательно, стимулировало рост мыслительных и

творческих способностей человека. Таким образом, просматривается тесная связь между развитием

человеческого сообщества и развитием трудовой, творческой, познавательной деятельности человека.

Эволюция человека - это триединый процесс, связанный с развитием, во-первых, орудий труда и предметов

быта, во-вторых, знаковых систем и основанных на них языков общения, в-третьих, общественного и

индивидуального сознания самого человека.

Сознание - это высший уровень психической активности человека как существа социального. Оно

проявляется в целенаправленном характере его практической, познавательной, творческой и ин-

формационной деятельности. Важнейшей функцией сознания является осмысление окружающей

действительности.

Благодаря сознанию человек может в процессе общения соотносить свои действия с действиями и

жизненными позициями других людей, получает возможность познать самого себя. Познание самого себя есть

развитие самосознания.

Познавая предметы и явления, их взаимосвязи и взаимоотношения, человек выделяет существенные с

точки зрения общественной практики признаки, закрепляет их в своей памяти и передает другим людям. Тем

самым формируется личный и общественный опыт, общественное знание. Наше познание мира не есть

пассивное его отражение. Оно по природе своей активно и связано с общественной деятельностью человека.

Итак, подводя итог анализу периодов эволюции общения человека, можно сделать следующие выводы:

1. Человек - существо социальное, поэтому одним из основных условий его развития как личности

является общение с другими людьми в процессе трудовой, информационной и коммуникативной

деятельности.

2. Появление новых средств общения связано с тем, что на каком-то этапе общественного развития старые

способы перестают удовлетворять потребности общественного сознания.

Мысль о том, что не только язык общения, но и другие системы знаков используются человеком как

орудия взаимодействия с окружающей средой, вы-

сказана современным психологом Д. Брунером: «Язык - инструмент самого общего плана, ибо он дает

направление и инструкции для наших мускульных усилий, наших органов чувств и мыслительных

способностей... Для экономии мускульных усилий мы придумали специфические инструменты. Есть схемы,

экономящие нам время и усилия при восприятии, они реализуются в придуманных нами рисунках, диаграммах

и моделях. И наконец, что, вероятно, самое главное: существуют сокращающее время эвристики, дабы помочь

нам в планировании действий...» .

Каждая из информационных революций, пережитых человечеством - изобретение письменности,

книгопечатания, затем кино, радио, телевидения и, наконец, компьютерных систем коммуникации, -

приводила к существенному изменению среды обитания человека. При этом менялась и информационная

нагрузка на его разные сенсорные системы. Для того чтобы лучше разобраться в этом вопросе (важном для

понимания сути семиотических явлений в обществе), рассмотрим более подробно, каким образом человек

воспринимает и обрабатывает информацию.

Общество --- это прежде всего совместная жизнь многих людей, активно взаимодействующих между собой. Они неизбежно вступают во взаимодействие друг с другом по поводу удовлетворения их жизненно необходимых потребностей. Р результате между ними складываются определенные отношения, касающиеся средств и способов удовлетворения их потребностей, исходя из существующих условий жизни. Со временем данные отношения приобретают устойчивый характер и само общество предстает как совокупность общественных отношений. Они носят объективный характер, так как возникают на основе объективных потребностей людей и объективных условий их существования. Система общ отношений не обязательно жестко и однозначно определяет каждый шаг поведения ч-ка. Однако в конечном счете она прямо или косвенно обуславливает основное направление и содержание его деятельности. Даже самая выдающаяся личность действует под влиянием под влиянием сложившихся отношений, в том числе классовых., социальных, семейно-бытовых. Общ отношения есть одна из образующих в обществе.

Произведение материальных благ есть основа и необходимое условие сущ-ния любого общва. Все обществ, отношения разделяются на первичные (материальные) и вторичные (духовно-практические). В общественной жизни объективное и субъективное, практическое и духовное неразделимы. Решающий структурообраз. эл-т всей системы общ. отн-й явл. произв. отн-я. Они предст. собой 1) сторону способа пр-ва обществ, форму функц-я и р-я произв. сил; 2) объ. основу, кот. складыв. независимо от общ. сознания, определяет его, над кот. возвыш. не только общ. созн., но и вся совокупность идеологич. отн-й, сил, явлений.

Произв. отн-я, рассмотренные в разных аспектах, позв. раскрыть разл. типы связей, что фиксируется в категориях, позвол. выразить эти многообр. связи. Для этого Маркс вводит понятия базиса и надстройки. Б. - экономич. строй о-ва, система произв. отн-й, над кот. возвыш. надстройка, включ обществ. сознание, идеологич. отн-я и закрепляющие их обществ, учреждения и орг-ции. С пои. этих категорий выдел, отнош-я первичн. и вторичн. завис-сти. Базис воздейств. на надстройку (гос. устр-во), надстр. тж. влияет на базис, т.к. это сфера практ. деят-сти людей, стремящихся упрочить/изменить/преобразовать сущ. систему общ. отн-й. Причина -интересы (прежде всего матер.). Полож. соц. групп в о-ве опр-ся их отн-ем к собств-сти, ел. заинтересованность в присв./защите ср-в.

По охватывают сферу отношений, возникающих в процессе производства мат благ, обменаии их распределения, люди не могут производить, не соединяясь определенным образом для совместной деятельности, характер по определяется способом соединения производители со средствами производства, те формой собственности. Рента, владение, зарплата и др. Это есть отношения собственности. Новые --- акционирование, долевое участие и др. Частная, коллективная, государственная собственность и др. Отставание по от произвол сил приводят к антагонизму в обществе..

Другие общ отношения возникают на основе пр отн. Например, по ---отношения обмена деятельностью на основе разделения труда. Обмен результатами практической деятельности между представителями разных профессий. Отношения распределения мат благ происходят из отношений собственности и условий оплаты.

Социальная сфера --- отношения классов и этнических групп, возрастных групп поколений, профессиональных слоев. Здесь же социальная защита, условия жизни людей, условия образования, здравоохранения. отношения связаны с удовлетворением соц потребностей, они отражают уровень благосостояния общ. Здесь же бытовые отношения, структура семьи, и принятые отношения в соц группах.

Политическая --- производство политической деятельности классов, соц групп, нац общностей, движений, общ организаций. Направлена на уд политических интересов. Это и митинги, демонстрации, забастовки, политические акции, переговоры, войны и мир, выборы. Они определяются полит устройством общ. Крайняя форма --- революция. Все формы государственных функций. Теперь занимает важное место в жизни общ. его роль сильно повысилась. Политические отношения развиваются под влиянием всей совокупности со-экономических и идеологических отношений. В свою очередь, они и воздействуют на них. При этом сила воздействия сильно неодинакова и зависит от совершенства данной политической системы и сложившимися механизмами ее взаимодействия с соц институтами. Ведущее звено политической системы -- - государство, которое осуществляет деятельность власти в интересах господств в общ социально-классовых сил. С помощью аппарата гос власти они закрепляют свое влияние во всех сферах жизни. К тому же имеет место еще и функции госва, относящиеся к интересам подавляющего большинства членов общ, типа национальной без, экологии и тд.

Духовная сфера --- отношения чел по поводу разного рода дух ценностей, распространения и усвоения их слоями населения. НЕ только живопись, музыка и тд, но и знания людей, наука, мораль, нормы поведения. Сюда входит вся система образования и науки, воспитание, религия. Оказывает влияние на формирование дух начал в жизни, в поведении. Складывается исторически, воплощает множество факторов, как-то географические, национальные и др особенности развития общ, нац характер и самосознание. История народа, его соседи и влияние др культур. Сейчас средства масс информации, самобытное народное искусство и профессиональное искусство. РОль это сферы трудно переоценить. Морально-психологический климат в обществе, семье и др тоже выступает дух ценностью. Духовные потребности имеют ту или иную направленность, которая определяется характером сущ общ отношений, в том числе нравственных, эстетических, религиозных и др, уровнем дух культуры людей, их соц идеалами, пониманием ими смысла собственной жизни. Духовное потребление в некоторой степени стихийно,"человек на свой вкус выбирает дух ценности, самостоятельно приобщается к ним. В то же время дух потребление может навязываться рекламой, идеологией, происходит манипулирование сознанием. Причем возможно управление процессом дух потребления. Производство и потребление дух ценностей опосредуется дух отношениями. Они сущт как отношение чел к некоторым конкретным дух ценностям, а также его отношение к другим людям по поводу этих ценностей --- производством, распространением, потреблением, защитой. Виды дух отношений --- познавательные, нравственные, эстетические, религиозные, отношения уч и ученика, воспитателя и воспитуемого. Они создают общий фон межличностного общения, проявляясь в семейных, производственных, межнац отношениях.

Отношения не могут складываться при отсутствии общения и средств общения. Это есть не просто обмен информацией, но и включает всю сознаваемую и не сознаваемую глубину сопричастности людей, взаимообогащение своей жизнью жизни других. Все общ отношения есть воплощение общения, это их сущность. При этом вооруженность средствами массовой коммуникации отнюдь не гарантирует качество общения.

Средства общения все время развиваются, в последнее время в потрясающем темпе. Если раньше основным и единственным средством была устная беседа и переписка, то теперь все больше и больше. Темп коммуникаций определяет темп жизни общества. Кроме того, темп обмена информацией определяет величину возможного единства. Если раньше окраины империи были фактически неуправляемыми, новости были из соседнего села, а отъезд короля длился годы, то теперь все иначе. Разные исторические периоды в развитии культуры можно связать с технологией хранения и передачи информации. Хранение информации в форме устного творчества, передача древнеиндийских гимнов от браминов к ученикам. Большая нагрузка на тех, кто отвечает за информ. Потеря информации. Замедленная, искаженная передача.

письменность --- роскошь немногих, редкие книги пишутся от руки специальными писцами. Следующий этап --- книгопечатание. Но и книги не долговечны, но постепенно букварь стал символом преодоления неграмотности, появилась возможность обучения без учителя. Характер психики человека становится зависим от средств передачи и хранения информации.

Средства быстрой связи --- телеграф, телефон, радио, телевизор. Происходит процесс информатизации общества. Его сущность состоит в нарастании объема информации, причем различного характера, необходимой для решения различных задач производственного плана и др. Отсюда нарастание темпа жизни. При этом нарастание средств обработки информации отстает от роста объема в несколько раз.

Средства массовой информации --- процесс распространения информации на численно большие аудитории. Это является средством идеологического, политического, экономического и др влияния на психику и сознание человека. Пропаганда, феномен массовой культуры, создание психотронного оружия есть новые проблемы, вызванные средствами коммуникаций. С развитием телевизоров возникло новое телевизионное поколение детей. При этом средства возд различны --- то убеждения и внушения до информирования. При этом расширилась информ среда. Средства коммун позволяют расширить круг общения, далеко выйти за рамки непосредственного окружения, служат интеграционным средством. Могут служить как развитию личности, так и ее разрушению.

Информатизация привела к созданию всемирной компьютерной сети и связанным с ней проблемам, отставание тех базы от вала информ. ПРи этом каждому доступна практически любая необходимая ему информ. Это с одной стороны должно привести к росту творческих возможностей, но при этом проблемы человеч общения, семейные, Новые преступления, связанные с кмп. знакомства, секс, маньяки. Равновесие становится все более неустойчивым, новые этические ценности личности, пр этом изменение профессиональной структуры общества за счет увеличения доли занятых в средствах коммуникации. Так же вопрос о хранении информации. Рабочее место дома, нет необходимости строить здания для управления процессом, транспортные средства.

уход в виртуальный мир. Возможность хранения досье на членов общества, их контроль.

Те живые организмы, набор коммуникативных способностей которых были лучше, чем у остальных, получали в эволюционном процессе больше шансов на выживание и дальнейшее воспроизводство потомства. О какой конкретно информации заходит разговор? Прежде всего, о том, что можно отнести к упомянутым выше факторах 4F: информация о степени опасности, о местонахождении еды, о том, что эти животные достигли полового возраста.
Наш разум в значительной степени смог облегчить для нас процесс копирования разного рода идей - мемов-стратегий, мемов-ассоциаций, мемов-различий. Сложно переоценивать важность воспроизведения идей для последующей эволюции культуры человека и наук. Если бы само наше сознание полностью было лишено способности копирования идей и, таким образом, возможности передавать их от человека к человеку, нам всем пришлось бы довольствоваться только знаниями, которые мы успели накопить за период своей жизни. что это?

На отдельно взятой стадии эволюции разум получил дополнительный инструмент, называемый нами языком. Речь революционным образом смогла преобразовать процесс человеческих коммуникаций. Благодаря языку и речи появилась возможность воссоздавать новые понятия, проводить определенные различия, вырабатывать связи между ассоциативными вещами, а также передавать определенные стратегии остальным людям. Низшие животные вышеописанной возможностью не наделены. Борьба за усовершенствование коммуникационных органов продолжается и сегодня, ведь она должна в значительной мере способствовать выживанию, а также размножению человека.

Облегчить общение между людьми можно двумя методами: громче говорить либо слушать по внимательнее. Представляется очевидным, что в процессах естественного отбора преимущество смогут получить те животные, которые будут различными звуками, своим видом либо же любым другим образом восхвалять свою сексуальную привлекательность. Те животные, которые застенчиво будут ждать, что их заметит Тот либо Та Самая, конечно, проиграют. Сложнее понять, все-таки почему «эгоистичный» отбор по-своему благоприятствует тем видам, которые при помощи звукового либо другого сигнала оповещают других об опасности либо же местонахождении пищи. Во всем этом будет проще разобраться, если мы уясним, что этот «кричащий» ген, возможно, присутствует не только в самом «крикуне», но и в его слушателях. Не стоит забывать, что генетическая эволюция производит тщательный отбор генов, а не конкретных индивидов.

Что касаемо восприятия сигналов, то отбор будет благоприятствовать тем группам животных, которые смогут все бросить и уделить особое внимание вновь полученной информации, а не тем, видам которые будут склонны к ее игнорированию. С точки понимания гена, важной информацией считается все, что будет увеличивать и защищать число копий данного конкретного гена: то есть определенные сведения об опасности, сексе и пище. Если бы мама Бемби немного раньше смогла услышать треск ветки под ногами охотника, то сегодня она могла бы еще рассказывать какую-нибудь историю.

Эволюция средств коммуникации проходила развивитие с целью ускорения передачи информации о трех предметах: о пище, об опасности и собственно, о сексе. Поэтому мы как эволюционный продукт, как правило, предпочитаем вести разговор о проблемах безопасности, о сексе и пропитании и уделяем данным темам намного больше внимания, чем остальным. Мемы, имеющие прямое отношение к опасности, сексу, а также пищи распространяются намного быстрее других, так как по своей природе мы ко всем ним достаточно чувствительны - в нашем сознании предметов такого рода существуют свои «кнопки».

Возникновение человеческой речи приблизительно 40 тыс. лет назад в коммуникативистике нередко называют "первая коммуникативная революция". Язык стал основным средством общения и передачи информации.

За первой коммуникативной революцией последовали еще три, также связанные с совершенствованием средств передачи сообщений: возникновение письменности, изобретение печатного станка, развитие электронных массмедиа. Если говорить на языке комму-никативистики, то вторая революция превратила устную речь в письменные символы передачи информации, третья -- трансформировала их в печатные, а четвертая -- в электронно-компьютерные.

Письменность. Возникновение письменности, положившее начало переходу от словесной культуры к письменной, датируется приблизительно 3-м тысячелетием до н.э.

Самыми ранними формами письма были предметное письмо, в котором средствами передачи смысла служили различные предметы, а также узелковое письмо, получившее распространение у скотоводческих племен для учета поголовья стад, где количество узелков соответствовало количеству животных.

Непосредственными предшественниками современного письма стали пиктографическое (рисуночное) и иероглифическое письмо. Они до сих пор используются некоторыми народами. В пиктографии простые изобразительные знаки, иногда способные вызывать зрительные ассоциации, обозначают отдельные предметы, действия, процессы и т.д. В иероглифическом письме каждый отдельный знак обозначает слово или словосочетание.

Подлинной революцией в письменности стало изобретение фонетического письма, в котором особым символом обозначался каждый отдельный звук. Оно связало устную речь и письмо. Такое письмо оказалось эффективным, гибким и высокоадаптивным средством общения, удобным для обучения и запоминания, поскольку не надо учить тысячи иероглифов. Фонетическое письмо упростилось до набора из нескольких десятков букв современного алфавита.

Классический греческий алфавит, включающий 24 буквы, с небольшими изменениями сохранился до настоящего времени. Он был заимствован Византией, а в дальнейшем стал основой славянской письменности благодаря подвижнической просветительской деятельности братьев Кирилла и Мефодия, создавших в IX в. славянскую азбуку и переведших на славянский язык первые богослужебные книги.

Возникновение письменности, особенно в ее фонетическом варианте, сыграло колоссальную цивилизационно-культурную роль. Письменный язык в отличие от устного фиксировался на материальном носителе -- пергаменте, бумаге и т.д. Его коммуникативные возможности исключительны: с помощью письменности люди получили возможность накапливать, хранить и передавать знания не только от человека к человеку, но и от поколения к поколению. Письмо решило проблему объема и точности передаваемой информации (нетрудно представить, насколько оно превысило возможности человеческой памяти). Благодаря письму стали развиваться наука и образование, быстрее стало меняться само общество.

Книгопечатание. Третья коммуникативная революция связана с изобретением печатного станка. Книгопечатание обусловило переход от устной (преимущественно) культуры к книжной и значительно увеличило размах коммуникаций. Книга, отпечатанная типографским способом, стала достоянием широкого круга читателей.

Историки культуры отмечают, что китайцы еще в конце IX в. первыми стали использовать наборную печать в виде вырезанных деревянных блоков. Приблизительно в 1440 г. наборная печать была открыта в Германии И. Гутенбергом, а печатание первой знаменитой Библии Гутенберга было закончено в 1456 г. Ученые до сих пор не пришли к единому мнению, изобрел ли Гутенберг свой станок самостоятельно или заимствовал у китайцев, более того, некоторые специалисты утверждают, что печать с наборных матриц была открыта в Голландии раньше, чем в Германии.

Россия вступила в "эру Гутенберга" через сто лет, при Иване Грозном, когда в 1564 г. в Москве И. Федоровым и П. Мстиславцем была напечатана первая книга на русском языке -- "Апостол".

В начале XIX в. на смену печатному станку пришли печатные машины, обладающие значительно большей производительностью.

Промышленное производство книг повлекло за собой значительные социокультурные последствия. Во-первых, быстрый рост научной и образовательной сферы общества и увеличение доли грамотного населения.

Во-вторых, развитие книгопечатания сказалось на развитии библиотечного дела. В-третьих, оно привело к возникновению целой отрасли производства -- бумажной промышленности.

С точки зрения коммуникативистики книга оказалась надежным средством коммуникации -- хранилищем информации и средством ее трансляции, увеличивая возможности коммуникационных контактов как между современниками, так и между поколениями и представителями различных культур.

Развитие полиграфии и бумажной промышленности обусловило появление и быстрый рост журнально-газетной индустрии. Так возник мощный канал массовой коммуникации -- пресса, воздействие которой на массовое сознание по праву снискало ей титул "четвертой власти".

Электронная коммуникация. Четвертая коммуникативная революция связана с возникновением и развитием электронных средств коммуникации.

Возникновение и развитие электронной коммуникации решало ряд проблем, связанных с передачей и получением сообщений, благодаря колоссально возросшим скорости и объема передаваемой на большие расстояния информации.

Начало было положено созданием техники телеграфии. В 1746 г. английский естествоиспытатель Уотсон передал электрические сигналы по проводу длиной около двух миль. Таким образом, представление о дальней связи с помощью некой невидимой субстанции возникло уже очень давно, но реализовано оно было лишь в XIX в.

В нашей стране изобретателем электромагнитного телеграфа считается русский ученый П.Л. Шиллинг. В 1832 г. он создал первый пригодный для практики электромагнитный телеграфный аппарат и продемонстрировал первую телеграфную передачу. Однако его аппарат имел ограниченный диапазон действия и не обеспечивал запись принимаемых сигналов. Более совершенную версию телеграфа (релейный телеграфный аппарат) предложил С.Ф. Морзе -- американский портретист, переквалифицировавшийся в техника. Его изобретение обеспечивало дистанционную передачу сообщений с использованием специального двоичного кода -- "азбуки Морзе".

Изобретателем телефона был А.Г. Белл -- шотландец, эмигрировавший в Америку. В 1876 г. Белл и его ассистент Т.А. Уотсон получили патент США на телефонный прибор. В России первые городские телефонные станции начали действовать в 1882 г. в Петербурге, Москве, Одессе и Риге. К концу XIX в. телефонная связь распространилась по всему миру.

В то же время продолжались поиски более быстрых и более дешевых, чем телефонная, способов передачи сообщений на большие расстояния, которые могла обеспечить только беспроводная связь. В 1894 г. итальянский радиотехник и предприниматель Г. Маркони начал свои эксперименты, а в течение 1895 г. он добился успеха, посылая простейшие сигналы на расстояние более 3 км.

В России работы по созданию радиопередающего и принимающего устройства велись физиком и электротехником А.С. Поповым. Весной 1895 г. он продемонстрировал изобретенный им первый в мире радиоприемник.

К 1901 г. Маркони удалось значительно увеличить дальность радиосвязи -- он послал первое радиосообщение через Атлантический океан, используя для этого подвешенную к воздушному змею принимающую антенну длиной свыше 100 м.

Активная работа по его созданию телевидения велась в России. Профессор Санкт-Петербургского технологического института Б.Л. Розинг 22 мая 1911 г. произвел первый в мире опыт передачи изображения по проводам на расстояние. Им была создана электронно-лучевая трубка -- прообраз современного кинескопа (кстати, ученик Б. Розинга В. Зворыкин стал создателем первой телевизионной камеры). Радиовещательная корпорация (Би-Би-Си) провела сеанс первого в мире публичного телевизионного вещания. В 1940 г. появились первые пробные цветные телевизионные программы -- это было начало цветного телевидения. Постепенно начали формироваться межнациональные телевизионные связи. Так, в 1959 г. телесети 12 европейских стран объединились в сеть Евровидения. Создание телекоммуникационных спутников позволило телевещанию стать поистине всемирным явлением. Первый искусственный спутник был запущен в 1957 г. в Советском Союзе. Ныне наша планета окружена кольцом спутников, которые создают невидимую электромагнитную сеть, связывающую мир воедино постоянным обменом видимой и слышимой информацией. В последние 20 лет конкуренцию спутникам составила волоконно-оптическая связь. Волоконно-оптический кабель более надежен с точки зрения обеспечения устойчивости и безопасности передачи. Связь по нему осуществляется быстрее, слышимость значительно лучше, а затраты на его производство во много раз меньше, чем на производство медного кабеля.

Огромное значение для развития коммуникаций имело быстрое развитие компьютерной техники. Сегодня компьютеры и коммуникационные технологии становятся все более тесно связанными. В результате поступающая информация может обрабатываться в неизмеримо больших объемах и гораздо быстрее, чем раньше. Ключевым моментом такого схождения стало превращение информации в цифровую, т.е. ее выражение в последовательности двоичных чисел. Таким образом, спутники, волоконная оптика и современные компьютерные технологии создали фундамент принципиально новой системы коммуникационных связей. Она приобрела поистине глобальные масштабы. Новые системы коммуникаций позволяют передавать со скоростью света любую информацию в любой форме -- звуком, текстом, цифрами или изображением -- любому человеку, находящемуся в любой точке планеты. Современные технологии связи, хранения и обработки информации в своей совокупности создают такое интегральное качество, которое без преувеличения можно назвать информационным обществом, ближайшим выражением которого стала всемирная коммуникационная сеть Интернет.

Общественная коммуникационная система (ОКС) есть структурированная (упорядоченная определенным образом) совокупность коммуникантов, реципиентов, смысловых сообщений, коммуникационных каналов и служб, располагающих материально-техническими ресур­сами и профессиональными кадрами. Если культура пред­ставляет собой совокупность овеществленных и неовеществленных культурных, т. е. искусственных социальных, смыслов, то ОКС - это часть овеществленной культуры, обеспечивающая движение культурных смыслов в соци­альном пространстве и времени. Другими словами, ОКС в целом и ее элементы - это овеществленная коммуни­кационная культура в различные исторические эпохи.

Древо коммуникационных каналов, рассмотренное в разделе 4.5, представляет собой эволюцию одного из эле­ментов ОКС. Теперь попытаемся представить эволюцию систем общественных коммуникаций в целом. Направле­ние этой эволюции достаточно очевидно: от устной коммуникации к документной коммуникации и далее - к электронной коммуникации. Ясно также, что эволюция социальных коммуникаций органически связана с эволю­цией культуры, которая представлена в виде пяти стадий: пракультура - археокультура - палеокультура - неокультура - постнеокультура (см. Введение). Отсюда следует, что стадии эволюции культуры совпадают со стадиями развития ОКС и могут служить основой при разработке хронологии ОКС.

Последовательная смена ОКС происходит не стихий­но, а в силу кризиса коммуникационных каналов, который состоит в том, что эти каналы перестают удовлетворять коммуникационные потребности отдельных людей и обще­ства в целом. Разрешение кризиса достигается путем би­фуркации (разделения) перегруженных каналов. На рис. 4.7 представлены четыре бифуркации, которые происходили на стыке археокультуры и палеокультуры (IIIтыс. до н. э.), на стыке палеокультуры и мануфактурной неокультуры (1440-е гг.), на стыке мануфактурной и индустриальной неокультуры (началоXIXвека), наконец, в наше время - переход от неокультуры к постнеокультуре (конецXXвека). «Точки» бифуркации - это границы между различ­ными ОКС. Конечно, в историческом времени «точка» - это не моментальная смена, а достаточно длительный промежуток, поэтому бифуркацию нужно понимать как пе­реходный период между разными ОКС.

Коммуникационная культура определяется господ­ствующими в обществе нормами и способами фиксации, хранения и распространения культурных смыслов, т. е. родом социальной коммуникации. Различаются следую­щие уровни коммуникационной культуры: словесность - книжность - мультимедийность. Причем, книжность подразделяется на три поколения: палеокультурное (рукопис­ная книга), мануфактурное неокультурное (мануфактур­ное книгопечатание), индустриальное неокультурное (ма­шинная полиграфия). Уровни коммуникационной культуры соответствуют различным видам ОКС. Учиты­вая это соответствие, можно представить хронологию об­щественных коммуникационных систем в виде табл. 5.1. Надо заметить, что хронология смены ОКС для разных географических регионов не одинакова из-за неравномер­ности их культурного развития. В табл. 5.1 представлен регион, именуемый «западная цивилизация» (Западная Евpoпaи Ближний Восток), который всегда был лидером культуры.

Таблица 5.1

Хронология общественных коммуникационных систем в Западной Европе и на Ближнем Востоке

Наименование

Уровни коммуникацион­ной культуры

Хронологические рамки

Длитель­ность

Кол-во коммуникационных каналов

I. Общинная ОКС

Господство иконических документов Господство археокультурной словесности. Бифуркация I

  • 40 -15 тыс.л. н.
  • 15 -5 тыс. л. н.
  • 25 тыс.
  • 10 тыс.

II. Рукопис­ная ОКС

Сочетание словесности и палеокультурной книжности. Бифуркация II

IIIтыс. до н. э. –

Iпол. XVв. н.э.

IIIII. Мануфактурная ОКС

Мануфактурная неокультурная книжность; господство мануфактурного книгопечатания. Бифуркация III

IV. ИндустриальнаяОКС

Индустриальная неокультурная книжность; господство машинной полиграфии.

Бифуркация IV

Iпол. XXвв.

V. Мульти­медийная ОКС

Господство мультимедийных телевизионно-компьютерных каналов

IIпол. XXв. - ?

Обратим внимание на то, что вследствие закона куму­ляции коммуникационных каналов (закон ККК) более поздние ОКС включают коммуникационные каналы пре­дыдущих систем, правда, в технически модернизированном виде. Так, рукописная ОКС вовсе не отменила каналы словесности; индустриальная книжность модернизировала канал книгоиздания, открытый мануфактурным книгопеча­танием, и ввела в оборот новый документами канал - прес­су; мультимедийная ОКС аккумулирует возможности как словесности, так и книжности, включая их в мультимедийную среду. Уровень коммуникационной культуры определяется господствующими средствами коммуникации.

Словесность - такой уровень коммуникационной культуры, когда все культурные смыслы передаются в социальном пространстве и времени посредством устной коммуникации.Книжность - такое состояние культуры, когда основные (не все!) культурные смыслы передаются посредством документной коммуникации.Мультимедийность достигается тогда, когда основные культурные смыс­лы передаются посредством электронной коммуникации.

Пракультура - это время становления коммуникаци­онных каналов, когда о существовании общественных коммуникационных систем говорить не приходится, ибо не сложилась основа для их формирования. Поэтому в табл. 5.1 стадия пракультуры не учтена. Ранняя археокультура (эпоха палеолита) прошла под знаком приоритета символьно-иконических документов в виде палеолитичес­кой живописи и скульптуры (см. раздел 4.1); в неолите приоритет перешел к устной коммуникации, и в первобытных общинах земледельцев и скотоводов стали скла­дываться общинные ОКС, где господствовало устное слово. Рассмотрим более подробно взаимосвязи между уров­нями коммуникационной культуры (словесность - книжность - мультимедийность) и стадиями человечес­кой культуры (архео-, палео-, нео-, постнеокультура).

Loading...Loading...