Вопросы к легенде о подвиге муция. Сцевола, почетное имя героя войны с этруссками гая муция

Удалился к Ларсу Порсене, царю этрусского города Клузия, и просил его помощи. Порсена пошел на Рим с таким большим войском, что римляне не могли выйти в поле на битву с ним, и он занял Яникул, холм на правом берегу Тибра. Римский отряд, стоявший в укреплении на этом холме, бежал в город через мост; враги гнались за ним и проникли бы в город вместе с бегущими, если бы не остановил их Гораций Коклес, которому было вверено охранение моста. Он был сильный воин и с двумя товарищами отражал рвавшихся на мост врагов, а за ним, по его приказание, ломали мост. Когда уже едва было можно пройти, он отослал своих товарищей и один продолжал оборонять доступ к мосту, пока по треску упавшей настилки и радостному крику воинов, разломавших мост, узнал, что работа кончена. Тогда он воззвал к отцу Тиберину (богу реки Тибра), чтоб он принял его и его оружие в свою священную воду и защитил его; совершив молитву, он спрыгнул в волны и переплыл на римский берег под стрелами врагов. После, когда в городе стал свирепствовать голод, каждый гражданин в благодарность отдавал Горацию часть пищи, в которой так сильно нуждался сам; а республика, по окончании войны, поставила ему статую и подарила ему столько земли, сколько он мог вспахать плугом в один день.

Муций Сцевола

Такую же награду получил и Муций Сцевола. В осажденном Риме начался сильный голод; Рим не мог долго сопротивляться; Муций Сцевола, с разрешения сената, пошел убить этрусского царя, чтобы спасти родину. Он тайно проник в стан и, зная по‑этрусски, вошел в царский шатер, но по ошибке заколол вместо царя богато одетого сановника. Порсена хотел узнать, нет ли у него сообщников и, чтобы вынудить его к сознанию, грозил ему пыткой; он положил правую руку на огонь жертвенника в доказательство, что не боится ни мучений, ни смерти. Лишившись от огня правой руки, он получил за этот подвиг прозвание Сцеволы (левша). Удивленный таким геройством, Порсена отпустил Муция безнаказанно, и как будто в благодарность за это он посоветовал царю поспешить заключением мира, сказав ему, что триста знатных юношей поклялись спасти родину от этрусского царя и что ему, Муцию, досталось по жребию идти первым. Эта угроза так испугала Порсену, что он заключил мир. Не требуя восстановления власти Тарквиния, он ушел с Яникула, удовольствовавшись обещанием римлян возвратить Веям семь округов и взяв у римлян десять юношей и десять девушек в залог верности условиям мира. Когда он пошел обратно, то Клелия, отважная девушка, обманула стража и, вместе с другими девушками‑заложницами переплыв Тибр, благополучно возвратилась в Рим. По требование Порсены римляне возвратили ему Клелию, но великодушный царь почтил её смелость, возвратил ей свободу, позволил ей взять с собою на родину и юношей, бывших заложниками. Республика поставила Клелии на верхнем конце священного пути статую, изображавшую ее сидящей на коне. Сын Порсены Арунс пошел с отрядом войска на латинский город Арицию; но другие латины и тиран города Кум, Аристодем, пришли на помощь Ариции, разбили Арунса, и сам он был убит в сражении. Бежавшие этруски были гостеприимно приняты в Риме. Многие из них не захотели возвратиться домой и поселились в той местности города Рима, которая после этого стала называться этрусской частью.

Муций Сцевола и Порсена. Картина М. Стома, 1640-е

Около этого времени в Рим пришли еще другие переселенцы. Сабинянин Атт Клавс, живниий в городе Регилле, был вынужден политическими противниками покинуть родину и пришел в Рим с своими клиентами; их было так много, что число вооруженных людей простиралось до 5000 человек. Ему была дана земля за рекою Анионом. Он принял в Риме имя Аппия Клавдия; род Клавдиев произошел от него.

Война Рима с латинами и битва при Регилльском озере

Покинутый Порсеною, Тарквиний приехал к своему зятю Октавию Мамилию, и Мамилий убедил латинский союз начать войну с Римом для восстановления власти Тарквиния. Когда латины пошли на Рим, римляне назначили диктатора – то был первый случай назначения этого сановника. Диктатор одержал над латинами славную победу при озере Регилле , на севере от латинских гор, между Римом и Пренестом. По рассказу легенды об этой битве, она была ряд поединков подобно битвам гомеровских героев под Троею. В переднем ряду бился храбрый полководец Постумий; с ним сразился старик Тарквиний, но раненый должен был покинуть поле битвы. С Октавием Мамилием вступил в бой начальник римской конницы Тит Эбуций; они ранили друг друга, но рана Эбуция была тяжела и он должен был покинуть битву, а Мамилий, превозмогая боль раны, повел в бой римских изгнанников, которыми начальствовал Тит Тарквиний. Марк Валерий, брат Попликолы, был убит; два племянника хотели отнять его тело у врагов, но и сами были убиты; римлянами овладел страх, но пришел с своею когортою Постумий и римляне стали побеждать. Мамилий ободрял свое отступающее войско; Герминий, один из тех двух воинов, которые помогали Горацию Коклесу не пускать этрусков на мост, убил Мамилия, но, снимая с него доспехи, сам был убит. Римские всадники сошли с лошадей, двинулись в бой пешие и довершили победу. Враги обратились в бегство; римские всадники снова сели на коней, преследовали их и взяли их стан. Диктатор возвратился с победоносным войском в Рим и у родника Ютурны построил храм. Диоскурам, чья помощь дала римлянам победу.

Поражение латин при Регилле уничтожило последнюю надежду старика Тарквиния. Он уехал к тирану Аристодему в Кумы и умер там . Ушедшие с ним приверженцы его жили и умерли на чужбине.

Легенда о войне Рима с Порсеной и исторические факты

Так рассказывает легенда о войнах, бывших последствием изгнания Тарквиния. Все подробности её свидетельствуют, что история этих лет еще остается на зыбкой почве народного предания, в котором неразрывно переплетены истина и вымысел. Герои, участвующие в великом деле освобождения, – полумифические образы легенды, превышающие размер действительности. Все они находят славную смерть в битвах. Быть может, в основе предания лежать и исторические факты; изгнанная династия, быть может, делала попытки возвратить себе при помощи иноземцев утраченную власть, как делали это изгнанные греческие тираны; но если это и было так, то история основания республики все‑таки остается облечена туманом вымысла, и чем ближе всматриваться в эту легенду, тем сомнительнее становится она. В особенности прикрашена предатель воина с Порсеною; истина в ней опутана поэтическим вымыслом. Римляне хотели думать, что их предки всегда поступали геройски, всегда побеждали врагов. Но как ни прославляет легенда эпоху основания республики, как ни прикрашивает войну с Порсеной, мы имеем известия, свидетельствующие, что этрусский царь овладел Римом и наложил на побежденных тяжкие условия мира. Римляне должны были уступить ему часть своей земли (по предположению Нибура, десять триб, т. е. третью часть римской области); обязались не иметь никаких железных орудий, кроме земледельческих; сенат послал этрусскому царю эмблемы царской власти над Римом – курульный стул, скипетр, золотую корону и шитую золотом тогу; дал ему, когда он уходил, заложников верности. Понятно, что, покорив Рим себе,Порсена не восстановил над ним власть Тарквиния; он отступился от покровительства Тарквинию тем легче, что поссорился с ним, как, говорят некоторые известия; а очень может быть, что поход Порсены и не имел никакого отношения к изгнанию Тарквиния, что только позднейшее предание поставило это нашествие этрусков в связь с делом Тарквиния. Вообще этрусская война представляет много темного. Не подлежит сомнению, что если римляне действительно были вынуждены признать над собою власть этрусского царя, то очень скоро свергли с себя это иго; но как было дело, мы не знаем. Нибур полагает, что победа при Ариции освободила Рим и Лациум от владычества этрусков, которое было мимолетно. Есть мнение, что поход Порсены был результатом реакции национального этрусского чувства против греческого элемента, получившего преобладание в царстве Тарквиниев; есть другое мнение, что этруски, теснимые галлами, пошли на юг поселиться в Кампании и что поход Порсены был лишь передвижением переселенцев из северной Этрурии чрез римскую область. Мы не имеем достаточных материалов, чтобы решить, какое из этих мнений справедливо. Достоверно только то, что Рим при царях приобрел владычество над частью Этрурии и что при республике это владычество пало. Порсена в легенде является владыкою всей Этрурии; быть может, «Порсена» не личное имя, а этрусское название царя.

Так провалился план Порсены взять Рим с ходу, и он приступил к его осаде, в одних местах запрудив Тибр, а в других - поставив стражу. Впервые за свою историю Рим оказался в положении тех городов, которые пали его жертвой. Нависла угроза голода. Вот тогда в сенат явился знатный юноша Гай Муций и обратился к сенаторам с такими словами:

Решился я, отцы-сенаторы, переплыть Тибр и, если удастся, проникнуть во вражеский лагерь. Не грабить, не мстить за разбой - нечто большее решил совершить я, если помогут боги.

Сенаторы поняли, что храбрец намерен убить Порсену, и дали ему разрешение покинуть Рим.

Гай Муций быстро шагал к холму, окруженному частоколом и валом. Этрусское одеяние на нем успело высохнуть за ночь, и вряд ли этрусским стражам придет в голову, что он переплыл Тибр. Но ведь они могут с ним просто заговорить, и тогда он погибнет, не выполнив того, на что намекал сенаторам. А ведь он в детстве болтал по-этрусски так же легко, как на родном языке. В памяти всплыли тонкое лицо, обрамленное седеющими волосами, нос с горбинкой, любящие глаза. Няня Велия, она была родом из Тарквиний, заменяла ему мать. Да, да, он так и называл ее - «ати», а няня, переиначивая его имя на свой лад, Кай, но иногда «клан» - сын.

Так Гай произнес вслух два этрусских слова - «спура», «тив», а они потащили за собой другие. Нет, эти сло­ва вряд ли пригодятся. Гай внезапно вспомнил, что няня, разозлившись на кого-нибудь из слуг, а они ее недолюбливали как чужестранку, произносила с шипением: «Тухулка!» Гай в точности не знал, что это значит, но именно это слово, он думал, ему может пригодиться.

Но словно сам Ромул, видя с небес, в какой опасности находится основанный им город, пришел Гаю на помощь. На опушке леса его окликнул какой-то воин, подстреливший вепря. Он сам не смог бы его дотащить. Помощь Гая оказалась кстати. Ничего не расспрашивая, он всю дорогу до ворот не закрывал рта, конечно, хвастался своей удачливостью. Живая речь помогла Гаю вспомнить еще несколько этрусских слов: тур - «давай», «румах» - римлянин. И его подмывало сказать «ми румах» (я - римлянин) и свалить хвастуна ударом кулака, но он удержался, ибо обещал убить не простого воина, а самого царя Порсену.

Так случай помог Муцию беспрепятственно вступить в лагерь. Стражи, видя, что тащат кабана, не только не поинтересовались входящими, но даже пытались им помочь. Да так неловко, что забрызгали Муция кабаньей кровью. Вот тут-то и употребил смельчак одно из этрусских слов.

Тухулка! - воскликнул он, расставаясь со своим спутником, он поспешил туда, куда шли этруски. А шли они к шатру в центре лагеря, который выделялся своей величиной.

Войдя в шатер, Муций втесался в толпу этрусков, окруживших помост, на котором восседало двое богато одетых людей. Походив вокруг, он выхватил меч и поразил того, из рук которого этрусские воины получали вознаграждение.

Муция сразу схватили. Труп убитого вынесли, и все, кроме царя и телохранителей, вышли.

Ты хотел убить, видимо, меня, а убил моего казначея, - обратился к Муцию Порсена. - Сейчас ты мне скажешь, кто ты и чего добивался, или я призову палачей.

Огляделся Муций и увидел жаровню с углями, приготовленную для жертвоприношения. Не оборачиваясь, он положил в огонь руку и устремил на царя бестрепетный взгляд. Это длилось до тех пор, пока Порсена, опомнившись от изумления, не крикнул телохранителям:

Оттащите же его!

Когда это было сделано, обратился храбрец к Порсене с такими словами:

Меня зовут Муцием. Я римлянин и хотел тебя убить, ибо ты наш враг. Мне это не удалось. Но знай, что триста таких же юношей, как я, готовы совершить такой же подвиг.

Отдайте ему меч, - приказал телохранителям потрясенный Порсена.

Когда Муций взял меч левой рукой, Порсена ему сказал:

Можешь возвращаться к себе в город. Передай тем, кто тебя послал, что Порсена ценит доблесть.

И возвратился Муций в Рим, где его уже никто не ожидал встретить. И все дивились мужеству этого человека и огорчались, что не удалось выполнить задуманное. С тех пор Муция стали звать Сцеволой (Левшой). Это прозвище перешло и к его потомкам.

Сцевола, лат. («левша») - почетное имя Гая Муция, героя войны римлян с Порсенной (ударение на первый слог – Сце́вола).

Когда римляне изгнали царя Тарквиния Гордого (см. статью о ) и провозгласили Республику, этрусский царь Порсенна двинулся на Рим с большим войском и окружил город, требуя восстановления власти Тарквиния (который был по происхождению этруском). Вскоре в осажденном городе воцарился уолод. Тогда римский юноша Гай Муций решил проникнуть в этрусский лагерь и убить Порсенну. Получив согласие от сената, Гай Муций переоделся этруском, спрятал под плащом меч и отправился во вражеский лагерь. В тот день там никто не думал о бдительности - воины спешили к царскому шатру, где им выдавали жалованье, и Муций смешался с толпой. Рядом с царем сидел богато одетый писец и выдавал воинам деньги. Муций боялся спросить, кто из этих двоих Порсенна, чтобы не выдать себя; решив, что такими огромными деньгами, скорее всего, должен распоряжаться царь, он извлек свой меч и убил писца. Схваченный Муций бесстрашно заявил в лицо Порсенне: «Я хотел убить врага, а теперь так же готов умереть, как готов был убить тебя. Римляне умеют действовать и умеют терпеть. И не только я поставил перед собой цель избавить родину от врага, многие мечтают о такой чести и славе. Поэтому приготовься, если хочешь, к этой опасности - римская молодежь объявила тебе войну! Но не бойся войска, не бойся сражения. Ты всегда будешь иметь дело только с одним человеком!»

Этих слов, не менее отважных, чем поступок, который лишь случайно не увенчался успехом, уже было бы достаточно, чтобы навеки причислить Муция к древним римским героям. Но это было еще не все. Охваченный гневом и страхом, Порсенна велел принести огонь и пытать Муция, чтобы узнать от него все подробности о заговоре против царя. «Не утруждай себя, - возразил Муций, - сейчас ты увидишь, что значат твои угрозы для того, кто посвятил свою жизнь родине». С этими словами он положил свою правую руку на жаровню и спокойно держал ее в огне, словно не чувствуя ни малейшей боли. Потрясенный царь поднялся с трона и даровал Муцию жизнь и свободу. Муций поблагодарил его: «3а то, что ты знаешь цену мужеству, я добровольно открою тебе тайну: триста благородных римских юношей поклялись лишить тебя жизни. По воле жребия я отправился к тебе первым. В назначенное время вслед за мной придут остальные, не думая о своей судьбе, и так будет продолжаться, пока они не достигнут цели».

Гай Муций Сцевола В присутствии Ларса Порсены, полотно, масло. Автор Матиас Стом, ранние 1640е, Галерея Искусств. Новый Южный Уэльс

Муций вернулся в Рим, и благодарные сограждане дали ему почетное прозвище Сцевола, т. е. «Левша». Вскоре в Рим пришли послы Порсенны. Перспектива жить в постоянном страхе за свою жизнь так напугала его, что он сам предложил римлянам условия приемлемого мира.

Рассказ о Гае Муций Сцеволе содержится в трудах римских историков, в частности в «Истории Рима от основания города» Тита Ливия, из которой мы его и позаимствовали. Род, выводивший свое происхождение от Сцеволы, дал Риму немало выдающихся мужей, в том числе Публия Муция Сцевола, автора восьмидесяти книг «Великих летописей», опубликованных около 130 г. до н. э., и его сына Квинта Муция Сцевола, выдающегося государственного деятеля и юриста 2 - 1 вв. до н. э. - восемнадцать книг его труда «0 гражданском праве» положили начало научной разработке гражданского права.

Возможно, в этом рассказе содержится некое историческое ядро; возможно даже, что он целиком соответствует действительности. Однако относится он к временам столь давним, и римские авторы сообщают его с такой степенью свободы (и без указания первоисточника), что мы можем смело включить его героя в число персонажей преданий и легенд.

Комнатные и садовые цветы Сцевола

Осада тем не менее продолжалась, равно как и нужда в хлебе, который чрезвычайно поднялся в цене, и Порсена уже надеялся взять город при помощи обложения, но в это время знатный юноша Гай Муций вознегодовал, что римский народ в пору рабства, находясь под властью царей, ни в одну войну и ни одним врагом не был осажден, а теперь, освободившись, заперт теми самыми этрусками, войска которых часто разбивал. И вот, полагая, что следует отомстить за этот позор каким-нибудь великим и смелым предприятием, он сперва хотел на свой страх пробраться в неприятельский лагерь. Однако опасаясь, что его могут схватить римские стражи как перебежчика, если он пойдет без разрешения консулов и без чьего бы то ни было ведома (а нынешнее положение города будет подтверждать это подозрение), он обратился к сенату. «Я хочу, отцы, – сказал он, – перейти Тибр и, если возможно, пробраться в неприятельский лагерь не с целью грабежа и не с тем, чтобы мстить за опустошения; если боги помогут, то я имею в уме более серьезное дело!» Сенаторы одобряют.

Спрятав под одежду меч, он отправляется. Прибыв туда, он остановился в самой густой толпе перед трибуналом царя. Случайно там происходила раздача жалованья воинам, причем секретарь, сидевший вместе с царем, почти в такой же одежде, был очень занят, и все воины подходили к нему. Боясь спросить, который Порсена, чтобы не выдать себя сознанием, что он не знает царя, и слепо следуя руководству судьбы, он убил вместо царя секретаря. Пробираясь оттуда через испуганную толпу туда, куда открывал ему путь окровавленный меч, он был схвачен царскими телохранителями, сбежавшимися на крик. Став перед трибуналом царя и в такую страшную минуту более внушая другим боязнь, чем боясь сам, он сказал: «Я римский гражданин; зовут меня Гай Муций; как враг, я хотел убить врага, а так же готов умереть, как готов был совершить убийство. Римляне умеют храбро и действовать, и терпеть. И не один я замыслил это против тебя: за мною следует длинный ряд ищущих той же чести. Итак, если тебе угодно, то приготовься каждый час рисковать своей головой и видеть в преддверии своего дворца меч врага – такую войну объявляем тебе мы, римские юноши; не бойся войска, не бойся битвы; ты один будешь иметь дело с отдельными людьми!»

Когда царь, воспламененный гневом и напуганный опасностью, отдавал приказание развести кругом огни, грозя ему, если он не раскроет тотчас же, о каких засадах он говорил ему загадочно, тот ответил: «Вот тебе, чтобы ты понял, как мало ценят тело те, которые предвидят великую славу!» При этих словах он положил правую руку на огонь, разведенный для жертвоприношения. Когда он жег ее, точно ничего не чувствуя, царь, вне себя от удивления, вскочил со своего седалища, приказал оттащить юношу от алтаря и сказал: «Уходи ты, дерзнувший на более вражеское дело против себя, чем против меня! Я сказал бы: хвала тебе, если бы твоя доблесть стояла за мое отечество; теперь же я освобождаю тебя от ответственности, которой ты подлежал по праву войны, и отпускаю отсюда целым и невредимым» . Тогда Муций, как бы желая отблагодарить, сказал: «Так как ты чтишь доблесть, то получи в дар от меня то, чего ты не мог добиться угрозами: мы, триста лучших римских юношей, поклялись бороться против тебя этим способом. Первый жребий пал на меня; остальные будут являться каждый в свое время, кому придется по жребию, пока судьба не даст попасть в тебя!»

Гай Муций Сцевола В присутствии Ларса Порсены. Матиас Стом, 1640е, Галерея Искусств. Новый Южный Уэльс

По уходе Муция, получившего затем за потерю правой руки прозвище Сцевола, в Рим явились послы от Порсены: первая опасность, от которой спасла его только ошибка убийцы, и перспектива подвергаться ей столько раз, сколько остается заговорщиков, произвели на царя такое впечатление, что он сам предложил римлянам мирные условия. Напрасно при этом заводилась речь о возвращении Тарквиниев на царство; впрочем, это делалось скорее потому, что он не мог отказать в просьбе Тарквиниям, чем потому, чтобы он не предвидел отказа со стороны римлян. Но он добился возвращения вейянам земель, и римляне вынуждены были дать заложников, если хотят, чтобы был сведен гарнизон с Яникульского холма. По заключении мира на этих условиях Порсена свел войско с Яникульского холма и удалился из римских пределов. Гаю Муцию сенаторы за доблесть подарили поле за Тибром, названное потом Муциевыми лугами.

Такой почет, оказанный доблести, побудил и женщин к заслугам перед государством: девица Клелия, одна из заложниц, пользуясь тем, что этрусский лагерь находился недалеко от берега Тибра, обманула стражей, предводительствуя отрядом девиц, переплыла через Тибр под вражескими стрелами и вернула их всех в добром здоровье в Рим родственникам. Когда это было возвещено царю, он прежде всего, под влиянием раздражения, послал в Рим послов требовать выдачи заложницы Клелии; за остальными-де он не гонится. Затем, сменив гнев на удивление, он стал говорить, что это дело превышает подвиги Коклесов и Муциев, и заявил, что если заложница не будет выдана, то он сочтет договор нарушенным, если же будет выдана, то он отпустит ее невредимой домой. Обе стороны сдержали слово: и римляне вернули залог мира согласно договору, и царь этрусков не только не наказал, но и почтил доблесть и, похвалив девушку, сказал, что дарит ей часть заложников; пусть сама выберет, кого хочет. Говорят, что когда все они были выведены, то она выбрала несовершеннолетних, что делало честь ее целомудрию, да и сами заложники единодушно одобряли, что освобождаются из рук врага люди того возраста, в котором легче всего обидеть. По возобновлении мира римляне воздали невиданной доблести женщины небывалый почет, назначив ей конную статую: в конце Священной улицы поставлено было изображение девицы, сидящей на коне.

(Тит Ливий, II, 12-13)

Loading...Loading...