Работа с поталью. На что клеить поталь Поталь технология

Поталь и материалы для золочения

Что такое поталь?

Поталью золотят новые вещи или реставрируют предметы старины. Это недорогая имитация сусального золота. В составе потали нет драгоценных металлов. Не вдаваясь в химические формулы, скажем только, что в составе потали может быть медь, цинк, алюминий или оловянные сплавы. Использовать поталь можно на дереве, металле, гипсе, стекле и других поверхностях.


Обычно продается в виде небольшой папке с листами. Листовая поталь бывает двух видов: трансферная и свободная. У трансферной потали каждый отдельный лист размещен на кальке или шелковой бумаге. Свободная поталь перекладывается двумя бумажными листами. От трансферной потали просто отрезают нужный по форме кусок и переносят на поверхность декорируемого изделия. Бумага потом аккуратно отделяется от потали. Свободная поталь режется на специальной подушке ножом для золочения. Потом ее нужно взять специальной кистью - лампензелью (о которой мы расскажем ниже) и перенести на декорируемую поверхность.

Поталь в крошке


Применяется для создания эффекта растрескивания (кракелюр). Или придания позолоченной поверхности других оттенков. Может помочь в создании световых переходов. Крошку наносят или посыпают на обработанную клеем поверхность.

Поталь в виде краски или жидкости



Простой и доступный вид потали. Такая поталь не требует особых навыков и опыта. Вы просто наносите ее на поверхность кистью.

Поталь в виде пасты



Подходит для дерева, металла, для декорирования кожи, текстиля, сувенирных изделий.

Наносить пасту можно пальцами, кистью, тканью, губкой. После высыхания поверхность можно

полировать до блеска. Имеет сходство с воском для золочения.

Воск для золочения



Дает бронзовый или золотой цвет. Цели применения могут быть совершенно различными. Одни применяют воск для создания эффекта старины. Другие для придания объема изделию. Третьи для тонировки поверхности, например, дерева. Еще воском заделывают мелкие трещины и сколы на поверхности золоченого предмета. По консистенции воск похож на массу для лепки. Мы не рекомендуем использовать воск для поверхностей, которые будут усиленно эксплуатироваться, и подвергаться трению. Иначе воск сойдет с изделия. Наносить воск можно пальцем, кистью или губкой. Преимуществом воска является его экономичность. Еще воск эстетически приятен внешне.

Грунт под поталь


Грунты для золочения бывают обычные и на клеевой основе. Клеевой гунт - прекрасное универсальное средство. Оно сочитает в себе и грунт и клей. Согласитесь, это очень удобно. Чаще всего этот грунт-клей применяют с поталью. И подходит он практически для всех поверхностей. Можно применить и на трафарете и на открытом участке под золочение. Еще один вид грунта под золочение - левкас. Его применяют для дерева или штукатуренной поверхности.

Для золочения нужны специальные грунты, которые обеспечат подготовку ровной поверхности к нанесению клея и потали.

Кисти для потали



Какие понадобятся кисти при золочении:

Лампензель - переносит поталь на поверхность изделия. Благодаря этому поталь не деформируется и не рвется.

Веерная кисть - похожа на лампензель. Имеет форму веера, помогает переносить поталь, разглаживать ее.

Плоская кисть - ей можно разглаживать, наносить краску, лак, битум, патину.

Кисть для обметки и стряхивания лишнего.

Агатовый зубец

Полирует золоченую поверхность при несильном надавливании.

Клей для потали



Мы начнем с профессиональных клеев, которые подойдут и любителям:

Мордан - самый известный клей для потали. Он изготавливается на масляной основе. Считается вариантом как для профессионалов, так и любителей. Его используют и для сусального золота и для потали. Мордан наносят кистью плоской формы. Работы по золочению зависят от времени высыхания клея. Одни виды мордана сохнут 1,5 часа, другие сохнут целые сутки.

Клеи животного происхождения. Кроликовый клей или клеи животного происхождения часто применяют профессионалы и реставраторы. Выпускается в гранулированном виде, продается в пакетах. Клей разводят паром. Рыбный клей - выпускается в хлопьях и имеет свойство желатина. Как и кроличий разводится паром.

Более простые варианты клеев для потали. Годятся только для работ в помещении:

Водно-акриловый клей , клей на водной основе , молочко для золочения - подходит только для внутренних работ. Для гладких водооталкивающих поверхностей без текстуры не подходит. То есть со стеклом, металлом, каменными поверхностями не применим. Через 15 минут после нанесения готов к работе в течение часа.

Клей на спирту. Вот он как раз подходит для стеклянных поверхностей, камня и металла. Но только для предметов стоящих внутри помещений. Готов к работе через пол часа после нанесения и работе в течение трех часов.

Лак для защиты потали



Разумеется, золоченую поверхность надо защищать. Подходит для этого специальный лак. Самый популярный лак для финишного покрытия называется шеллак. Шеллак это натуральная смола на спиртовой основе. Пригоден для предметов, которые будут часто использоваться, потому что очень износостойкий. Благодаря прочности шеллака он устойчив к влаге, трению и растрескиванию. Продается в сухом и жидком виде.

Лаки на спиртовой основке - препятствует окислению потали.

Лаки на водной основе могут окислять позолоту.

Средства для декорирования позолоченной поверхности

Патина - применяется для создания эффекта состаривания поверхности. Искусственно создает эффект сине-зеленых или рыжих прожилок и подтеков. Позволяет создать эффект антиквариата. Такой эффект появляется на окислившихся от воздействия атмосферы памятниках.

Битумный лак или воск - позволяет создать затемнения и темные прожилки естественного вида. Придает дополнительный объем и фактуру изделию. Сохнет от 12 часов до суток. Наносить его нужно под лак, иначе он сотрется.

Преимущества использования потали

В первую очередь это выгода - поталь удешевляет стоимость работ. Она существенно снижает цену в смете реставраторов. Второе преимущество это легкость работы для новичков. Исправлять неточности при нанесении на поверхность предметов легче, потому что поталь толще сусального золота. А еще поталь в отличие от золота не жалко испортить.

А вдруг у меня не получится?

Все получится. Смотрите обучающие ролики и читайте статьи. Если не боятся, золочение принесет массу удовольствия.

Процедура золочение поталью строго регламентирована и включает в себя следующие последовательные этапы:

  1. Обработка поверхности, на которую будет наноситься поталь. Необходимо добиться гладкости поверхности и отсутствия на ней видимых дефектов, ведь лист потали чрезвычайно тонкий, а поэтому на нем будут хорошо просматриваться все изъяны.
  2. Нанесение клеевого раствора. На этом этапе специалист поймет совершаются ли работы качественно. К примеру, если поталь будет наноситься на потолки, то мы будем использовать клей с максимальной адгезией, чтобы позолота со временем не отстала. Ключевой момент — присутствует ли в клеевом растворе вода. Она непременно становится катализатором окислительных процессов, поэтому даже ничтожное содержание воды в клее через 5 или 10 лет станет причиной ускоренного потемнения позолоты. Поэтому мы используем только растворы, не содержащие воду. Например, долговечное золочение дерева поталью предусматривает использование клеевого раствора на основе натуральных смол. После нанесения клея мастер ожидает, чтобы он загустел для наилучшего приставания потали к поверхности.
  3. Приклеивание листа потали и окончательная обработка элемента декора. Здесь важна только аккуратность — тонкий лист нужно приложить к поверхности и тщательно прижать без образования пузырьков и прочих недостатков. Если поталь расположена на потолке, то можно обойтись без нанесения защитного лака, но для позолоченных элементов, расположенных на стене возле дверей, окон или мебели, предпочтительней использовать специальный лак. Он позволит избежать механического разрушения позолоты из-за постоянного соприкосновения с ней других объектов.

Техника покрытия предметов имитацией сусального золота (поталью) на первый взгляд может показаться дорогой и трудоемкой.

Однако в действительности все не так сложно и вполне доступно. Все, что нужно для данного вида творчества - это сама поталь, кисти, лак и специальный клеящий состав.

Выбираем качественный клей для потали на водной или спиртовой основе

Поталь предназначена для декоративного золочения и серебрения различных поверхностей - керамики, дерева, стекла, гипсовой лепнины, металла, картона и пластика.

В зависимости от поставленной задачи в работе могут быть использованы различные марки клея, такие как:

  • Kolner Permacoll Size - специальный клей на акриловой основе для глянцевого золочения. Permacoll обладает длительной адгезией, благодаря чему покрывать обработанную клеем поверхность поталью можно в течение нескольких часов.

Клеящий состав не содержит растворителей и при необходимости может разбавляться водой. Данная марка клея широко применяется при декорировании искусственной и натуральной позолотой икон, при изготовлении поделок, предметов интерьера и т.п.

Клей Permacoll выпускается в двух цветовых вариантах - прозрачный и красного цвета (пигментирован пигментом для контроля нанесения клея). Баночка бесцветного клея объемом 100 мл стоит порядка 700 рублей, красный продается чуть дороже.

  • Клей для трансферной потали Таир - универсальный прозрачный клеящий состав на водной основе. Предназначен для работы не только с трансферной, но и с другими видами потали (свободной листовой и в хлопьях).

Может быть использован для декорирования оснований любых типов: пластмассы, дерева, металла, стекла и др. Достаточно нанести клей тонким слоем и выждать несколько минут, и можно приступать к работе.

Клей Таир долго сохраняет клеящую способность, что делает работу с ним удобной и комфортной. Клей для потали Таир чаще встречается в продаже в тубах объемом 20 мл, стоит порядка 150 рублей. Для больших объемов работ выгоднее покупать клей в баночках 100 мл (стоит около 250 рублей).

  • Мордан «Ferrario» - универсальная клеящая смесь для потали и сусального золота. Состав тонким слоем наносится на декорируемую поверхность и выдерживается в течение 15-30 минут.

После частичного подсыхания мордана можно приступать к работе по золочению. Клей (мордан) для потали после нанесения не теряет своих клеящих свойств в течение двух-трех часов, что позволяет выполнять работу аккуратно и неспешно.

Мордан «Ferrario» выпускается в упаковках объемом 75, 250 и 1000 мл. Стоимость 250-мл баночки - порядка 1200 рублей.

Рецепт - как сделать клей для потали своими руками

Готовые клеящие составы для потали стоят недешево, поэтому при желании можно изготовить аналог магазинного мордана из доступных ингредиентов.

Вот два несложных рецепта:

  • Клей для потали на основе картофельного крахмала и сахара.
  1. Растворяем в 200 мл теплой воды 70 граммов сахара, ставим на плиту, доводим раствор до кипения.
  2. Затем добавляем в состав чайную ложку уксуса, перемешиваем и кипятим еще полминуты.
  3. Снимаем будущий клей с огня и, постоянно размешивая, засыпаем треть стакана картофельного крахмала.
  4. После остывания состав должен напоминать по консистенции сметанообразную массу. По свойствам такой клей близок к ПВА - после высыхания он становится практически прозрачным.
  • Клей для золочения на сливках и коньяке.
  1. Берем 100 граммов жирных сливок и такое же количество коньяка, тщательно перемешиваем - клей готов.
  2. Наносим состав на обрабатываемую поверхность, ждем около 30-60 минут, чтобы клей подсох и приступаем к золочению.

Как клеить - пример работы с трансферной поталью

Способ применения клея Таир при работе с трансферной поталью (фольга на пленке):

  1. Подготовка изделия. Поверхность обезжиривается, сильно впитывающие основания (гипс, дерево и т.п.) предварительно грунтуются клеем.
  2. Нанесение клея. На чистую сухую декорируемую поверхность с помощью кисти тонким слоем наносится клей.
  3. Технологическая пауза. Выдерживается 5-10-минутная пауза (клей за это время подсохнет и станет прозрачным).
  4. Декорирование. Внутренней стороной лист трансферной потали прикладывается к поверхности и аккуратно разглаживается ватным тампоном, излишки клея удаляются. Затем резким движением удаляется пленка.
  5. Покрытие лаком. При желании для закрепления и защиты «позолоты» от окисления можно покрыть поталь специальным лаком (Ferrario, Daily ART и т.п.).
  6. Очистка инструментов. Кисточки по окончании работы следует незамедлительно промыть теплой водой.

ВИДЕО ИНСТРУКЦИЯ

Декорирование под золото различных изделий из пенопласта, гипса, дерева, стекла, металла и пр. довольно интересное решение при оформлении помещения. Особенно красиво смотрятся лепные потолки, как бы расписанные золотом. Так же возможно украсить статуэтки, картины, иконы золотой окантовкой, придав предметам величественный вид, ведь во все времена золото считалось благородным и дорогим металлом, который могли позволить себе лишь избранные.

В наше время заняться золочением изделий можно и без самого золота, достаточно заглянуть в художественный магазин и купить акриловую краску «золото». Но эффект будет лишь приближен к настоящему, а чтобы придать предмету вид натурального золота со свойственным только золоту блеском, рекомендую другой способ золочения — сусальное золочение поталью.

Поталь – это тончайшие листы фольги, которые имеют золотые, серебряные, медные цвета благородных металлов. С помощью данной техники золочения можно задекорировать изделия из дерева (золочение мебели, рамы картин, икон), гипса (золочение лепнины, статуэток), металла (золочение монет), стекла и пр.

Чтобы начать золочение предметов своими руками, понадобится следующее оборудование:

— изделие, которое будете декорировать

— акриловый грунт

— листы потали

— мягкая плоская кисть

— клей для потали мордан водно-акриловый

— лак щеллак

— пинцет


Сначала поверхность изделия покрывается двумя слоями акрилового грунта с промежуточной сушкой каждого в 30 минут. 20 минут следует выждать и уже потом наносить поталь. Листы потали очень тонкие, и руками их брать не рекомендуется, так как они попросту прилипнут к пальцам. Лучше для этих целей использовать пинцет. Если задумано золочение сусальным золотом полностью всей поверхности, то клей мордан наносится по всему периметру, во все углубления и впадины. Если же хочется, чтобы золото было только на выступающих местах, то клей мажется лишь на выступы.


После 20 минут нанесения клея прошли, можно клеить поталь. Фольга укладывается на клееные места, разглаживается плоской, мягкой кисть. Кисть заодно и снимает излишки потали. Так как листы потали очень тонкие, они могут легко порваться, но переживать по этому поводу не стоит: оставшиеся кусочки сусального золота можно использовать повторно для золочения других предметов. Когда вся золоченая поверхность покрыта, необходимо взять очень мягкую ткань и протереть ею, как бы разгладить поталь, а заодно удалить лишнее. Это позволяет потали максимально сильно приклеиться к поверхности.


Спустя время поталь на изделии может потемнеть. И чтобы этого не произошло, рекомендую покрывать сусальное золото лаком для золочения – шеллаком. Он защитит декорированные участки от внешних воздействий и сохранит блеск настоящего золота.

С помощью данной техники можно произвести золочение абсолютно любых поверхностей. Поталь держится довольно долго, и если вдруг возникнет необходимость реставрации, то ее легко можно заменить новым слоем.

Loading...Loading...