"Повесть временных лет". "Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича"
- неторопливость
- торжественность
- эмоциональность
- трагичность
- сострадательность
- Молитва
- Притча
- Житие
- Поучение
- Повесть
- Легенда
- Слово
- Хождение
- Летопись
- Сказание
- Наставление
Возникновение древнерусской литературы
Летопись – историко-повествовательные произведения 11-17 вв., содержание которых велось по годам. т.е. о летах .
Рассказ о событиях каждого года, в летописях обычно начинался словами: "в лето …" - отсюда название - летопись. Летописцами, как правило, были монахи.
Тематика летописей:
- русская история;
- возникновение Руси;
- борьба с внешними врагами;
- борьба князей за престол.
Красная строка
- Древнерусские летописи написаны сплошным текстом без пробелов.
- Ярко оформлялась первая буква - её рисовали красной краской . Отсюда произошло выражение «с красной строки».
«Откуда есть пошла земля Русская …».
- Так звучат первые строки «Повести временных лет».
- Рассказывая о жизни и деяниях князей, Нестор – монах писавший «Повесть…» везде высказывает мысль о необходимости мира.
- Любовь к родине - основная мысль повести. Основная мысль: « Не погубите землю отцов своих и дедов » постоянно звучит в «Повести...».
Из истории.
- В лето 6476 (968). Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце, и заперлась Ольга со своими внуками Ярополком, Олегом и Владимиром в городе Киеве. И осадили печенеги город силою великой…
Словарная работа
- Отрок – юноша;
- воевода –редводитель воинской дружины;
- печенеги –объединение тюркских народов и других племен в заволжских степях;
- Ольга – княгиня, мать князя Святослава;
- Лыбедь – название реки;
- ладья – лодка;
- муж – зд.: воин, мужчина.
Размышляем над прочитанным…
- О каком подвиге отрока-киевлянина рассказано в “Повести временных лет”?
- В чём заключалась хитрость воеводы Претича, героя летописного повествования?
- Как заканчивается история «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» ?
Поразмышляем
- Почему поступок отрока назван подвигом?
- Что значит «совершить подвиг»?
Проверим себя!
- Какими словами начинаются древнерусские летописи?
- Самая древняя летопись, дошедшая до нас?
- Кто ее автор?
- Что означает «временных лет» ?
Д.С. Лихачев
- «Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери – Древней Руси. Прошлое должно служить современности!»
(Из книги «Земля родная»).
Домашнее задание
- Письменный ответ на вопрос : стр.51. («Размышнение о героях…») задание 2 .
В 968 году впервые на Русь пришли кочевники-печенеги. Киевский князь Святослав воевал с Византией и был далеко от дома. Недалеко от города был только небольшой отряд воеводы Претича.
Отрок-киевлянин совершил следующий подвиг: он вышел из города и прошел через стан врагов, говоря по-печенежски. Если бы враги догадались, что он киевлянин, они бы схватили и убили его.
Хитрость воеводы Претича заключалась в том, что он не признался печенежскому князю, что Святослав далеко от Кие-ва, а сказал ему, будто он, воевода, возглавляет передовой от-ряд, а русский князь с бесчисленным войском идет следом. Печенежский князь испугался, попросил мира и отступил от города.
Повествование заканчивается тем, что Святослав возвраща-ется из чужой земли и прогоняет печенегов в поле. Последними словами летописец подчеркивает, что самое важное для челове-ка — это мир.
Летописец с уважением относится к героическому поступку отрока, который смог пройти через вражеский стан и под стрела-ми переплыть Днепр, с пониманием относится к вынужденной хитрости Претича и не одобряет Святослава. Это неодобрение выражается в словах киевлян: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, и свою покинул». Беды и голода могло бы не случиться, если бы Святослав был не в Переяславце на Дунае, а на родной земле.
Герои прочитанного летописного рассказа в большинстве своем занимают высокое положение: Претич — воевода, он за-ключает мир с печенежским князем; Святослав — русский князь, княгиня Ольга — его мать. Не занимает высокое положение только отрок, но его можно по справедливости назвать выдаю-щимся храбрецом.
Повествование о подвиге отрока-киевлянина может служить современности, являя пример мужества и самоотверженности ра-ди спасения родной земли. Материал с сайта
В «Повесть временных лет» включены также народные пре-дания — рассказ о юноше-кожемяке (под 992 г.) и рассказ о бел-городском киселе (под 997 г.). В «Сказании о кожемяке» ремес-ленник-кожемяка посрамляет княжескую дружину и спасает Русь от набега печенегов. Он совершил подвиг, которого не мог совершить ни один из дружинников князя Владимира — побе-дил могучего печенежского воина. «Сказание о белгородском киселе» — история об обмане печенегов хитростью, когда они осадили Белгород и в городе был сильный голод. Тогда по сове-ту мудрого старика остатки киселя и мёда были опущены в ко-лодец, а после эти колодцы были показаны печенегам. Печенеги решили, что они никогда не возьмут город измором и ушли об-ратно в степи.
Герои этих преданий — не князья, а простые русские люди, своей личной инициативой освобождающие родную землю от врагов.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском
На этой странице материал по темам:
- читать сказку подвиг юноши кожемяки
- план по литературе подвиг отрока киевлянина
- в чём заключается хитрость воеводы претича
- подвиг молодого киевлянина сочинение
- краткий пересказ повесть о подвиге отрока киевлянина
В 968 году впервые на Русь пришли кочевники-печенеги. Киевский князь Святослав воевал с Византией и был далеко от дома. Недалеко от города был только небольшой отряд воеводы Претича.
Отрок-киевлянин совершил следующий подвиг: он вышел из города и прошел через стан врагов, говоря по-печенежски. Если бы враги догадались, что он киевлянин, они бы схватили и убили его.
Хитрость воеводы Претича заключалась в том, что он не признался печенежскому князю, что Святослав далеко от Кие-ва, а сказал ему, будто он, воевода, возглавляет передовой от-ряд, а русский князь с бесчисленным войском идет следом. Печенежский князь испугался, попросил мира и отступил от города.
Повествование заканчивается тем, что Святослав возвраща-ется из чужой земли и прогоняет печенегов в поле. Последними словами летописец подчеркивает, что самое важное для челове-ка — это мир.
Летописец с уважением относится к героическому поступку отрока, который смог пройти через вражеский стан и под стрела-ми переплыть Днепр, с пониманием относится к вынужденной хитрости Претича и не одобряет Святослава. Это неодобрение выражается в словах киевлян: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, и свою покинул». Беды и голода могло бы не случиться, если бы Святослав был не в Переяславце на Дунае, а на родной земле.
Герои прочитанного летописного рассказа в большинстве своем занимают высокое положение: Претич — воевода, он за-ключает мир с печенежским князем; Святослав — русский князь, княгиня Ольга — его мать. Не занимает высокое положение только отрок, но его можно по справедливости назвать выдаю-щимся храбрецом.
Повествование о подвиге отрока-киевлянина может служить современности, являя пример мужества и самоотверженности ра-ди спасения родной земли.
В «Повесть временных лет» включены также народные пре-дания — рассказ о юноше-кожемяке (под 992 г.) и рассказ о бел-городском киселе (под 997 г.). В «Сказании о кожемяке» ремес-ленник-кожемяка посрамляет княжескую дружину и спасает Русь от набега печенегов. Он совершил подвиг, которого не мог совершить ни один из дружинников князя Владимира — побе-дил могучего печенежского воина. «Сказание о белгородском киселе» — история об обмане печенегов хитростью, когда они осадили Белгород и в городе был сильный голод. Тогда по сове-ту мудрого старика остатки киселя и мёда были опущены в ко-лодец, а после эти колодцы были показаны печенегам. Печенеги решили, что они никогда не возьмут город измором и ушли об-ратно в степи.
Герои этих преданий — не князья, а простые русские люди, своей личной инициативой освобождающие родную землю от врагов.
В лето 6476 (968). Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце на Дунае. И затворилась Ольга в Киеве со внуками своими. И осадили печенеги город силою великой: было их бесчисленное множество вокруг города. И нельзя было ни выйти из города, ни вести послать. Нельзя было вывести коня напоить: стояли печенеги на Лыбеди. Изнемогали люди от голода и жажды.
И собрались люди той стороны Днепра в ладьях, и стояли на том берегу. И нельзя было ни одному из них войти в Киев, ни из Киева к ним. И стали тужить люди в городе и сказали:
Нет ли кого, кто бы мог перейти на ту сторону и сказать им: если не подступите наутро к городу, сдадимся печенегам?
И сказал один отрок:
Я пройду.
И ответили ему:
Он же вышел из города с уздечкой и побежал через стан печенегов, спрашивая их:
Не видел ли кто коня?
Ибо умел он говорить по-печенежски, и принимали его за своего. И когда приблизился он к реке, то, скинув одежду, бросился в Днепр и поплыл. Видя это, печенеги устремились за ним, стреляли в него из луков, но не могли ему ничего сделать.
На том берегу видели это, подъехали к нему в ладье и взяли его в ладью, и привезли его к дружине. И сказал он им:
Если не подступите завтра к городу, то сдадутся люди печенегам.
Сказал же воевода их, по имени Претич:
Пойдём завтра в ладьях и, захватив княгиню и княжичей, умчим на эту сторону. Если же этого не сделаем, погубит нас Святослав.
«Подвиг молодого киевлянина». Худ. А. Иванов
Наутро, близко к рассвету, сели в ладьи и громко затрубили, и люди в городе закричали. Печенеги подумали, что пришёл сам князь, и побежали от города. И вышла Ольга с внуками и с людьми к ладьям. Печенежский же князь, видя это, возвратился один к воеводе Претичу и спросил:
Кто это пришёл? А тот ответил ему:
Люди той стороны Днепра. Печенежский князь снова спросил:
А ты не князь ли? Претич же ответил:
Я муж его и пришёл в сторожах 1 , а за мной идёт полк с самим князем: бесчисленное их множество.
Так сказал он, чтобы пригрозить им. Князь же печенежский сказал Претичу:
Будь мне другом. Тот ответил:
Так и сделаю.
И подали они друг другу руки, и дал печенежский князь Претичу коня, саблю, стрелы. Он же дал ему кольчугу, щит, меч. И отступили печенеги от города.
И послали киевляне к Святославу со словами:
Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул. А нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих. Если ты не придёшь и не защитишь нас, то возьмут нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, ни старой матери, ни детей своих.
Услышав это, Святослав быстро сел на коня и пришёл в Киев с дружиною своею. Он поцеловал мать и детей и сокрушался о том, что случилось с ними от печенегов. И собрал воинов, и прогнал печенегов в поле 2 , и был мир.
1 Сторожа - передовые, разведывательные отряды.
2 Поле - степь к югу от Киева.
Жанр: древнерусская летопись
Главные герои "Подвига отрока-киевлянина" и их характеристика
- Отрок-киевлянин. Молодой юноша, храбрый, находчивый, патриот.
- Претич. Воевода. Хитрый и изворотливый.
- Князь печенегов. Трусливый, расчетливый.
- Святослав. Князь киевский. Жаждет славы.
- Осада Киева
- Бедственное положение
- Смелый отрок
- Через лагерь
- Решение Претича
- Русские ладьи
- Испуг печенегов
- Слова Претича
- Письмо к Святославу.
- Возвращение Святослава
- Когда был Святослав на Дунае, осадили Киев печенеги и настал в городе голод.
- Вызвался отрок переплыть Днепр и к русскому войску добраться.
- Пробежал он через лагерь печенегов и в реку бросился.
- Решил Претич к Киеву плыть, а печенеги увидели ладьи и испугались.
- Схитрил Претич, сказав, что следом Святослав идет, и князь печенегов мира запросил.
- Написали Святославу письмо с упреками, вернулся князь и прогнал печенегов.
Не чужую землю воевать надо, а родную защищать.
Чему учит "Подвиг отрока-киевлянина"
Повесть учит любить Родину, быть патриотом, не жалеть за свою землю собственной жизни. Учит воевать не числом, а умением, применять воинскую хитрость. Учит смелости и отваге.
Отзыв на "Подвиг отрока-киевлянина"
Мне очень нравится это древнерусская летопись. Настоящими героями показали себя безвестный отрок, сумевший переплыть Днепр, и воевода Претич, с малыми силами сумевший обмануть печенегов.
Пословицы к "Подвигу отрока-киевлянина"
Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет.
Не родом славен богатырь, а подвигом.
За родной край и жизнь отдай.
Не числом дерутся, а умением.
Хитростью силу побеждают.
Читать краткое содержание, краткий пересказ "Подвига отрока-киевлянина"
Случилось это в лето 6476 года. Пришли на Русь печенеги, а Святослав был на Дунае. Затворилась Ольга с детьми в Киеве, и обложили Киев печенеги.
И нельзя было выйти из города и даже воды набрать. А напротив, на другом берегу реки стояло русское войско, но не знали в нем, что творится в Киеве.
И кликнули в городе клич, искали храбреца, который отважился бы отправиться к войску и рассказать им о бедственном положении осажденных.
Вызвался некий отрок. Взял в руки уздечку и бросился через стан печенегов. Он умел говорить по-печенежски, и на бегу спрашивал врагов, не видел ли кто коня. Печенеги его за своего принимали, а отрок добежал до Днепра, сбросил одежду и пустился вплавь.
Поняли тут печенеги, что обманул их отрок, стали из луков стрелять, но поздно было. Приняли отрока в ладью русскую, доставили на тот берег.
Рассказал отрок, что если к горожанам на помощь рать не придет, сдастся Киев.
И сказал воевода Претич, что выйдут они завтра на ладьях к Киеву и увезут Ольгу с детьми.
Рано утром отправились ладьи к Киеву и затрубили в рога. Испугались печенеги, решили, что то сам Святослав идет, и бросились прочь от города. А Ольга вышла из стен киевских навстречу ладьям.
Увидел это печенежский князь и крикнул Претичу, спросил, кто идет. А воевода ответил, что воин он княжеский, и следом сам Святослав идет с неисчислимыми полками.
Услышал это князь печенежский и предложил Претичу мир. Обменялись они оружием и отступили печенеги от города.
А киевляне письмо Святославу написали с упреками. О том, что ищет тот славы в чужой земле, а свою покинул. И если не вернется он, то заберут печенеги всех в полон, и не будет у Святослава ни жены, ни детей, ни Родины.
Узнал про то Святослав, вернулся в Киев, обнял родных своих, и прогнал печенегов. И наступил мир.