Понятие регулятивные ууд. Сущность понятия регулятивных ууд, их виды

Для работы по новым ФГОС каждое образовательное учреждение разрабатывает основную образовательную программу, направленную на достижение обучающимися результатов освоения образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными стандартом. Частью образовательной программы является программа формирования универсальных учебных действий (УУД).

В основу выделения состава и функций универсальных учебных действий для основного общего образования бы-ли положены возрастные психологические особенности учащихся и специфика возрастной формы универсальных учебных действий, факторы и условия их развития, изученные в работах Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, Д. И. Фельдштейна, Л. Кольберга, Э. Эриксона, Л. И. Божович, А. К. Марковой, Я. А. Пономарёва, А. Л. Венгера, Б. Д. Эльконина, Г. А. Цукерман и др.

Д. Б. Эльконин (1971) выделяет в подростковом возрасте два периода: младший подростковый возраст (12—14 лет), в котором ведущей деятельностью является интимно-личност-ное общение со сверстниками, и старший подростковый воз-раст, или раннюю юность (15—17 лет), где ведущей является учебно-профессиональная деятельность.

В подростковом возрасте в связи со становлением субъектности учебной деятельности регулятивные универсальные учебные действия приобретают качество саморегуляции.

В подростковом возрасте формируется произвольная само-регуляция — осознанное управление своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; способность преодолевать трудности и препятствия.

Развитие саморегуляции предполагает формирование таких личностных качеств, как самостоятельность, инициа-тивность, ответственность, относительная независимость и устойчивость в отношении воздействий среды.

В программе формирования УУД значительное место занимают типовые задачи формирования всех видов УУД (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

В широком смысле термин универсальные учебные действия обозначает умение учиться, т. е. способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем активного присвоения социального опыта. Регулятивные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.

К регулятивным УУД относятся следующие действия:

  1. Целеполагание (постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и освоено учащимися, и того, что еще предстоит узнать).
  2. Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий).
  3. Прогнозирование (предположение о том, какой результат получится в конце работы).
  4. Контроль (сравнение действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона).
  5. Коррекция (внесение изменений, в результат своей деятельности исходя из оценки этого результата самим учеником, учителем, товарищами)
  6. Оценка (осознание того, что уже усвоено и того, что еще нужно усвоить: осознание качества и уровня усвоения).
  7. Саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию — к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению пре-пятствий).

Развитие способности к регуляции своей деятельности применительно к подростковому возрасту должно быть рас-смотрено в трёх аспектах:

—формирование способности личности к целеполаганию и построению жизненных планов во временной перспективе. Этот аспект представляется особенно важным, поскольку имеет прямое отношение к процессу порождения личностно-го смысла и мотивации учения;

—развитие регуляции учебной деятельности;

саморегуляция эмоциональных и функциональных со-стояний.

Развитие регулятивных способностей составляет ключевую компетентность личности.

Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» способствует формированию регулятивных универсальных учебных действий через «развитие двигательной активности обучающихся, формирование потребности в систематическом участии в физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях», а также «знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; умение оказать первую помощь пострадавшим; предвидеть возникновение опасных ситуаций».

Общение является необходимым условием развития спо-собности личности к регуляции поведения, к деятельности и саморегуляции.

Психологические условия формирования саморегуляции обеспечиваются особой организацией учебного сотрудничест-ва ученика с учителем. Для осознания учащимися стратегий организации учебной деятельности необходима совместная деятельность с учителем и сверстниками.

Наилучший метод организации учебной работы школьников — совместное пла-нирование, осуществление, обсуждение и оценивание само-стоятельной работы.

Учитель должен планировать своё взаимодействие с уче-ником, ориентируясь на необходимость:

1) инициации внут-ренних мотивов учения школьника;

2) поощрения действий самоорганизации и делегирования их учащемуся при сохране-нии учителем за собой функции постановки общей учебной цели и оказания помощи в случае необходимости;

3) исполь-зования групповых коллективных форм работы.

Значимыми ориентирами в формировании действия оце- нивания являются:

—акцент на достижениях ученика;

—выделение универсальных учебных действий как объек-та оценки;

—сопровождение формирования самооценки учащегося как основы постановки целей;

—формирование рефлексивности оценки и самооценки.

—с самого начала обучения учитель должен ставить перед учащимся задачу оценивания своей деятельности;

—необходимо объективировать для учащегося функции оценивания — объективировать его изменения в учебной де-ятельности; развивать самооценку, мотивацию саморазвития;

—предметом оценивания должны стать учебные действия учащегося и их результаты, способы действия, способы учеб-ного сотрудничества (ретроспективная оценка) и собственные возможности осуществления деятельности (прогностическая оценка)

—необходимо формировать у учащегося установку на улучшение результатов деятельности;

—оценка должна основываться на содержательных, объ-ективированных и осознанных критериях, которые могут быть даны учителем в готовом виде, выработаны совместно с учащимися или выработаны учащимся самостоятельно;

—необходимо формировать у учащихся умение анализи-ровать причины неудач в выполнении деятельности и ставить задачи на освоение тех звеньев действия (способов действия), которые обеспечат его правильное выполнение;

—способствовать развитию умения учащихся самостоя-тельно вырабатывать и применять критерии и способы диф-ференцированной оценки в учебной деятельности;

—необходимо чётко различать объективные и субъективные критерии оценки; оценка учащегося соотносится с оценкой учителя только по объективным критериям, причём оценоч-ное суждение учащегося предваряет оценку учителя;

—организовывать учебное сотрудничество на основе со-блюдения принципов уважения личности учащегося, приня-тия, доверия, эмпатии и признания индивидуальности каждого ребёнка.

Формирование способности учащихся к самоорганизации и саморегуляции составляет важное звено в развитии само-стоятельности и автономии личности, принятии ответствен-ности за свой личностный выбор, обеспечивает основу само-определения и самореализации.

На мой взгляд, формирование регулятивных УУД наиболее успешно проходит во внеурочной деятельности. Для этого можно использовать различные формы работы: кружки, экскурсии, круглые столы, олимпиады, соревнования и т.д. Учащиеся охотно принимают участие в таких формах работы, потому что занятия проходят в неформальной дружеской обстановке, ребята легко идут на контакт, им очень интересно и увлекательно. Любая неудача переживается гораздо легче и быстро забывается.

Одним из способов развития регулятивных УУД является использование проектной деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности. Проектный метод в школьном образовании, являясь одной из форм современных образовательных технологий, входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и общественности.

Усовершенствование методической работы по формированию УУД в соответствии требованиям ФГОС ООО заключается в следующем:

· включение учащихся в проектную деятельность, типичную для их возрастных особенностей (на среднем этапе это творческие и информационно-исследовательские проекты);

· разработка критериев с целью создания условий для формирования УУД через развитие коммуникативной активности учащихся.

Критерии при работе над проектом:

· Ученик (или группа, по желанию) выбирает проблему и содержание проекта, работает в индивидуальном темпе, что обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития.

· Принцип уважения и толерантности к чужой точке зрения и результатам чужого труда.

· Комплексный подход в разработке учебных проектов способствует комплексному формированию и развитию УУД во взаимосвязи всех видов речевой деятельности, развитию психических и физиологических функций ученика.

Первый этап. Определение темы и конечного результата, распределение ролей в группе.

Начальный этап работы над проектом - введение и обсуждение темы предлагается на уроке.

Ребята сначала подумали как они хотят работать: в группе или индивидуально.

Тему выбирали самостоятельно, в рамках изучаемого материала на уроках ОБЖ в 7 классе.

В группах они обсуждали содержание и характер проекта, его цели, наметили конечную цель и распределили роли.

Регулятивные УУД - определение и формулирование цели своей деятельности.

Второй этап. Выполнение проекта.

Практическая работа над проектом - это самый трудоемкий и продолжительный по времени этап работы. Учащиеся, работая в группах или индивидуально составляют план работы над проектом, обмениваются найденной информацией.

Регулятивные УУД - составление плана и планирование последовательности действий, принятие и сохранение цели работы, прогнозирование своей деятельности, проведение коррекции - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта.

Третий этап. Оформление проекта.

На третьем этапе учащиеся работали над техническим выполнением проекта. Форму оформления проекта (в виде плаката, доклада, коллажа или компьютерной презентации) каждая группа определяла индивидуально.

Регулятивные УУД - умение принимать и сохранять цель работы, прогнозировать свою деятельность.

Четвертый этап. Представление проекта.

Регулятивные УУД - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения, оценка (выделение и осознание) учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, самооценивание качества и уровня усвоения материала.

Для оценивания проекта учащимся предлагаются следующие критерии.

1. Критерии оценки оформления проекта (5 баллов):

· Наличие картинки (рисунка)

· Аккуратность

2. Критерии оценки содержания проекта (4 баллов):

· Соответствие теме проекта

· Наличие оригинальных находок

· Полнота

3. Критерии оценки представления проекта (6 баллов):

· Умение вступать в диалог, отстаивать свою позицию, аргументировать свою точку зрения

· Фонетическая правильность речи

· Грамматическая правильность речи

· Лексическая правильность речи

· Степень владения материалом

· Эмоциональность в представлении

4. Итого:

· 12 - 15 баллов - “5”

· 9 - 11 баллов - “4”

· 6 - 8 баллов - “3”

Итоговая оценка:

Критерии оценки мультимедийных проектов

1. Критерии оценки презентации (5 баллов):

· Объем презентации

· Наличие разнообразного наглядного материала (фото, рисунки, картинки, карты, таблицы, диаграммы)

· Техническая грамотность выполнения презентации (формат, объем текста не более 40 слов, шрифт)

· Уместность использования анимации (звуков, эффектов, музыки)

· Эстетичный вид презентации (цвет, соразмерность картинок, шрифтов)

2. Критерии оценки содержания проекта (5 баллов):

· Соответствие между темой и содержанием

· Актуальность, новизна

· Информативная насыщенность проекта

· Наличие оригинальных находок, собственных суждений

· Логичное изложение материала

3. Критерии оценки защиты проекта (5 баллов):

· Языковая правильность речи (грамматическая, лексическая, фонетическая)

· Степень владения материалом (свободное - без опоры, несвободное - с опорой)

· Умение привлечь внимание аудитории (вступление, концовка)

· Самостоятельное управление слайдами презентации

4. Итого:

· 13 - 15 баллов - “5”

· 10 - 12 баллов - “4”

· 7 - 9 баллов-“3”

Итоговая оценка:

Пример задания на развитие регулятивных УУД «Планирование учебной работы»

Задание «Планирование учебной работы»

Цель: формирование умения планировать по времени учебную деятельность, составление хронокарты подготовки к докладу.

Возраст: 13—14 лет.

Учебная дисциплина: ОБЖ.

Форма выполнения задания: индивидуальная работа

Описание задания : составление хронокарты работы над докладом. Проверка корректности планирования времени.

Инструкция: учащимся поручено подготовить небольшой доклад (до 10 минут выступления). Им предлагается заполнить хронокарту таким образом, чтобы распланировать необходимое для подготовки время (60 минут — 1 час) для осуществления последовательности учебных действий.

Хронокарта

Действие

Минуты

Всего минут

Определение темы и цели

Чтение литературы

Отбор и систематизация содержания доклада

Написание тезисов доклада

Проверка

После заполнения хронокарты учащиеся приступают к подготовке доклада. Во время подготовки они отмечают в хронокарте фактически затраченное время (цветным каранда-шом). Затем сравнивают планируемый расход времени с фак-тическим и отвечают на вопросы:

Есть ли различия?

В чём они состоят?

Какое действие вы недооценили по временным затра-там? Какое переоценили?

Как бы вы теперь заполнили хронокарту?

Используемая литература

  1. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 608 с.
  2. Проектная деятельность в основной и старшей школе / Под ред.

А. Б. Воронцова. — М.: Просвещение, 2008. — 192 с.

3.Формирование универсальных учебных действий в основной школе.

Система заданий / Под ред. А. Г. Асмолова, О. А. Карабановой. — М.:

Просвещение, 2010. — 160 с.


Сегодня, работая в рамках ФГОС, мы много говорим о УУД. Сегодня мы отмечаем, что в России за последние годы скорость обновления системы научных знаний, возрастание информационного объема; усложнение содержания учебного материала школьного образования без должного внимания к задаче формирования учебной деятельности приводит к несформированности у обучающихся умения учиться. Появился новый социальный заказ общества на деятельность системы образования, способствующий изменению подхода к образованию, что находит отражение в переходе: · от определения цели обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели обучения как формирования умения учиться; · от стихийности учебной деятельности ученика к ее целенаправленной организации; от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учебного процесса как смыслового (процесса смыслообразования и смыслопорождения);

от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию ведущей роли учебного сотрудничества.

Сегодня мы не можем быть авторитетами, так как мы не знаем все. Некоторые родители выступают за свободное воспитание. Сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.

Перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД).

Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.


Умение учиться обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
Умение учиться выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирование компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.

Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.


Функции УУД включают:
- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
УУД обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирование психологических способностей учащегося. В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Виды универсальных учебных действий:

1. личностный;

2. регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3. познавательный;

4. коммуникативный.

Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. В школе учеников учат решать сложные математические примеры и задачи, но не помогают в освоении способов преодоления жизненных проблем.

Например, сейчас школьники озабочены проблемой сдачи ЕГЭ. Для этого их родители нанимают репетиторов, тратят время и средства на подготовку к экзаменам. В тоже время школьник обладая умением самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, смог бы сам успешно подготовиться к экзаменам. Для того, чтобы это произошло у него должны быть сформированы регулятивные УУД, а именно: школьник должен уметь правильно поставить перед собой задачу, адекватно оценить уровень своих знаний и умений, найти наиболее простой способ решения задачи и прочее. Сейчас любую нужную нам информацию мы можем черпать из интернета, а зазубривать какие-то сведения необязательно. Главное сегодня - это уметь пользоваться этими сведениями. Наша жизнь непредсказуема. Возможно, через несколько лет при поступлении в ВУЗ или другие учебные учреждения школьнику потребуются такие знания, которые в школе сейчас преподаются в недостаточном объеме. Чтобы ребенок не растерялся в такой ситуации, ему необходимо овладеть УУД - универсальными учебными действиями. Умение учиться необходимо для каждого человека. Это залог его нормальной адаптации в обществе, а также профессионального роста.

Функция регулятивных УУД - организация учащимся своей учебной деятельности. Картинка-схема, изображающая регулятивные универсальные учебные действия


Номенклатура регулятивных УУД:

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

Оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Ребенок усваивает какой-либо материал в форме учебной деятельности, когда у него есть внутренняя потребность и мотивация такого усвоения. Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-либо понять. И начинается мышление с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. Проблемная ситуация создается с учетом реальных противоречий, значимых для детей. Только в этом случае она является мощным источником мотивации их познавательной деятельности, активизирует и направляет их мышление. Значит, прежде всего, на начальном этапе уроке необходимо создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, что он знает и чего не знает, и, самое главное, захотел это узнать. Мы на уроках должны научить учащихся самих ставить цель, составлять план для достижения этой цели. Исходя из цели и плана, ученики должны предположить каких результатов, они могут достигнуть. Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи).


  • Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

  • Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя.

  • Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем. Осуществлять действия по реализации плана.

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. § Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ). Соотносить результат своей деятельности с целью и оценить его.

  • В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

  • В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов.

  • Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

  • И без чего не может быть достигнута любая цель – это волевая саморегуляция. Учащийся должен заставлять доделывать начатое задание, причем на должном уровне.

  • Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из него.
Условия формирования и развития регулятивных действий :

1. С начала обучения необходимо приучать ученика использовать во внешней речи планирование действий по решению учебной задачи, стимуляция действий, (для того чтобы…(цель)…надо…(действие)), контроль над качеством выполняемых действий, оценку этого качества и полученного результата, коррекцию допущенных в процессе деятельности ошибок.

2. Перед ребенком ставится задача оценивания результатов деятельности. Предметом оценивания ученика должны стать учебные действия и их результаты, способы учебного взаимодействия, собственные возможности осуществления деятельности.

3. С учащимися регулярно обсуждаются изменения в учебной деятельности на основе сравнения его предшествующих и последующих достижений, анализ причин не удач и выделения недостающих операций и условий, которые обеспечили бы успешное выполнение учебной задачи.

4. Оценка становится необходима, для того чтобы разобраться и понять, что именно и каким образом следует совершенствовать.

5. Использование цветных и графических форм представления оценок(обозначается квадратами разных цветов и представляется в таблицах, в которых отдельно фиксируются результаты домашних и контрольных работ, использование «графика продвижения», который позволит детям отслеживать свой рост и определять задачи и направления своей деятельности.

6. Поощрение детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи любой ответ, даже не верный.

7. Использование в образовательном процессе таких форм работы как:

Организация взаимной проверки заданий, -взаимные задания групп,

Учебный конфликт,

Обсуждение участниками способов своего действия

Заполнение рефлексивного портфолио.

8.Средством формирования регулятивных УУД служат технологии продуктивного чтения, проблемно-диалогическая технология, технология оценивания образовательных достижений(учебных успехов).

Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

- «преднамеренные ошибки»;

Поиск информации в предложенных источниках, задания на аналогии, ребенку предлагаются две картинки, найти закономерности и ответить на вопрос;

Взаимоконтроль;

- «ищу ошибки»

КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).

Критериями сформированности у учащегося регуляции своей деятельности может стать способность:

Выбирать средства для организации своего поведения;

Запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;

Планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;

Предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;

Начинать и заканчивать действие в нужный момент;

Тормозить ненужные реакции. Критерий сформированности регулятивной структуры деятельности и уровня ее произвольности - вид помощи.

Степень помощи

Условия, при которых оказывается помощь

1. Действие выполняется неуверенно - одобрение, поддержка

2. Возникают трудности, остановка - замечания «Попробуй еще раз», «Выполняй дальше» 3. Действие выполняется ошибочно Вопрос «Разве так?»

4. Действие выполняется ошибочно повторно Вопрос «Почему?» с просьбой объяснить причину действия

5. Неправильно выполняется все задание Показ, демонстрация правильного выполнения действия, инструкция в действенном плане.


Владение РУУД дает :
1. Ученик умеет составлять план действий.
2. Ученик может внести необходимые дополнения и коррективы в план, и способ действия в случае необходимости.

3. Ученик осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения.

4. Ученик может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

5. Ученик способен к волевому усилию.

6. Ученик владеет навыками результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля.

7. У ученика сформирован внутренний план действий.

8. Ученик перед тем, как начать действовать определяет последовательность действий.

9. Ребенок может адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

10.В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

11.Объяснять самому себе: «что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты).

Огромное спасибо коллегам из МБОУ «СОШ №2 г. Руза», которые в помощь по формированию регулятивных универсальных учебных действий разработали "памятки".

Вот эти ПОМОЩНИКИ:


Шаг 1 . Если у ребенка возникают трудности при выполнении поручений, то:- Предлагая ребенку выполнить какое-либо поручение, соблюдайте определенные правила:

Во-первых, необходимо, чтобы дети, получив задание, сразу же повторили его. это заставляет ребенка мобилизоваться, "настроиться" на задание, лучше понять его содержание. а также отнести это задание лично к себе; во-вторых, нужно предложить им сразу подробно спланировать свои действия, т.е. тут же после поручения приступить к его мысленному исполнению: определить точный срок выполнения, наметить последовательность действий, распределять работу по дням и.т.д.


Шаг 2. Если у ребенка возникают трудности при определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, то:-необходимо введение ограничительной цели и определение оптимального момента введения ограничительной цели: поставленные перед ребенком цели должны быть не общими (стать отличником, исправить свое поведение и пр.), а очень конкретными, направленными на овладение отдельными элементами поведения, которые легко можно контролировать; конкретную цель нужно ставить непосредственно перед тем, как она должна быть выполнена (например, сразу перед уроком); необходимо сначала ставить цель на очень короткий срок (на данную перемену, на первые 10 мин урока); обязателен постоянный каждодневный контроль за выполнением намечаемых целей (для этих целей рекомендуется вести специальный дневник, в котором ребенок вместе со взрослым - педагогом - намечал бы себе конкретные задачи для исполнения и письменно фиксировал оценку успехов.

Шаг 3. Если у ребенка возникают трудности при оценивании, коррекции и контроле своей деятельности, то рекомендуется: - Организация совместной работы у младших школьников (выполнение учебных заданий во внеурочное время - дома или в группе продленного дня): коллективное обсуждение, взаимопроверка, взаимоконтроль. Предметом оценивания ученика должны стать учебные действия и их результаты; способы учебного взаимодействия; собственные возможности осуществления деятельности.
Шаг 4. Если у ребенка возникают трудности в волевой саморегуляции, то можно выделить следующие рекомендации по формированию произвольности у детей:


  • Игры с правилами и продуктивные виды деятельности.

  • Режиссерская игра.

  • Удачное средство, помогающее ребенку регулировать свой темп деятельности являются песочные часы.
Шаг 5. Для формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий: «преднамеренные ошибки»; поиск информации в предложенных источниках; взаимоконтроль; взаимный диктант (метод М.Г. Булановской); диспут; заучивание материала наизусть в классе; «ищу ошибки».
Главное для учителя - помнить, что все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять.

И наша задача - помочь ученикам в этом.

Школа – это прежде всего обучение, жизнь убедительно доказывает, что воспитание современных школьников не только труднее, но и важнее, чем обучение. Воспитать такого человека нелегко. Н.И. Лобачевский говорил: «Чему должны мы учиться, чтобы достигнуть своего назначения? Главное мы должны научиться - ничего не уничтожать и все совершенствовать ».

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

К человеку обществом в определенную историческую эпоху приписывали набор ценностных характеристик, которые отвечали представлением об идеальном типе личности. Характеристики идеального типа личности своё выражение находят в ценностных ориентациях образования как ведущего института социализации личности, которые направляет на формирование соответствующего этим ориентациям репертуара социальных установок, тем самым обеспечивают формирование личности как идеального представителя гражданского общества. В основе разработки современных стандартов школьного образования лежит представления об образовании как институте социализации личности, вытекающее из основных положений культурно-исторической концепции психического развития школы Л.С.Выготского. В системно – деятельностном подходе выделяются: основные задачи образования как института социализации; набор ценностных нормативных характеристик личности как идеального представителя гражданского общества.

Процессы информатизации, глобализации, ускорения внедрения новых научных открытий, появлениям новых профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования и стратегию его развития. Фундаментальное ядро содержание общего образования конкретизирует цели как результаты общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся. .

Одно из перечисленных требований Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется через формирования основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

Следовательно, если Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирован на следующий «портрет выпускника начальной школы»: любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Для достижения поставленных требований к личностным результатам младшего школьника можно сформировать посредствам развития регулятивные универсальные учебные действия.

Рассмотрим регулятивные универсальные учебные действия. В школе учеников учат решать сложные математические примеры и задачи, но не помогают в освоении способов преодоления жизненных проблем. Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями: уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.

Развитие регулятивных способностей составляет ключевую компетентность личности. В образовательной системе США программы направлены на подготовку учащихся к самостоятельной жизни, где выделяют управленческие, т.е. регулятивные, универсальные умения – способность справляться с жизненными задачами; планировать цели и пути их достижения и устанавливать приоритеты; принимать решения и вести переговоры, контролировать своё время и управлять им; решать задачи. Наиболее важными умениями, связанными с построения жизненной стратегии, выступают самооценка и выстраивание стратегии в отношении учения.

Развитие способности к регуляции своей деятельности должно быть рассмотрено в трёх аспектах: Формирование к целеполаганию и построению жизненных планов во временной перспективе. Этот аспект является важным, так как имеет прямое отношение к процессу порождения личностного смысла и мотивация учения; развития регуляции учебной деятельности; саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний.

Необходимо создавать психологические условия для развития регулятивных универсальных учебных действий, которые включают в себя:

Ориентирование регулирующих высказываний на партнёра (с учётом его особенностей) и представление их в форме контекстной речи;

Адекватное отражение в речи цели усвоения (учебной задачи), исходных данных и вопросов задания, учебных действий, полученный результат;

Организация форм совместной учебной деятельности для обеспечения осмысленности регулирующей речи учащихся на начальном этапе её становления и трансформации из речи коммуникативной в речь регулирующую;

Формирование произвольной и осознанной речи, отраженной в подборе речевых средств и корректном оформлении речевого высказывания;

Выполнение в речи всех частных функций регуляции совместной деятельности: внешнеречевое планирование действия партнёра по решению учебной задачи; стимуляция действий партнера, контроль за качеством выполняемых партнерам действий, оценка этого качества и полученного результата; коррекция допущенных партнером в процессе деятельности ошибок.

Структурными компонентами саморегуляции личности являются ценности, цели, идеалы, образ «Я», уровень притязаний, самооценка. Самооценка выполняет регулятивную функцию посредством уровня притязаний, задающих систему требований, которые сам человек предъявляет к себе.

Функция регулятивных универсальных учебных действий - организация учащимся своей учебной деятельности.

К регулятивным универсальным учебным действиям относятся:

Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

Оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

В начальной школе выделяют следующие регулятивные учебные действия, которые отражают содержание ведущий деятельности младшего школьника:

1. Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка):

Способность принимать и сохранять цели, следовать им в деятельности;

Умение планировать деятельность и действовать по плану;

Преодоление импульсивности, непроизвольности;

Умение контролировать процесс и результаты деятельности, включая осуществления предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

Умение адекватно воспринимать оценки и отметки;

Умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;

Умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в деятельности.

2.Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей:

Формирование основ оптимистического восприятия мира;

Целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

Готовность к преодолению трудностей, поиск способов разрешения трудностей.

Таким образом, по средствам развития регулятивных универсальных учебных действий обучающийся может научиться самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. На основе данных умений развиваются социальные компетенции младшего школьника создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности.

Регулятивные универсальные учебные действия

Почему именно сейчас мы во главу угла процесса обучения ставим формирование УУД, ведь образование как система передачи молодому поколению накопленных ценностей общества существует с момента появления школы как социального института?

Ответ на этот вопрос очевиден. Перемены, произошедшие в России за последние десять лет, а именно, скорость обновления системы научных знаний, возрастание информационного объема; усложнение содержания учебного материала школьного образования без должного внимания к задаче формирования учебной деятельности приводит к несформированности у обучающихся умения учиться. Они определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования, способствующий изменению общей парадигмы, т.е. подхода, образования, что находит отражение в переходе:

· от определения цели обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели обучения как формирования умения учиться;

· от стихийности учебной деятельности ученика к ее целенаправленной организации;

· от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учебного процесса как смыслового (процесса смыслообразования и смыслопорождения);

От индивидуальной формы усвоения знаний к признанию ведущей роли учебного сотрудничества. В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя.

Сейчас дети имеют массу прав и возможностей. Мы не можем быть авторитетами, так как мы не знаем все. Некоторые родители выступают за свободное воспитание. Они говорят своим детям: «Будь цел и здоров и пробуй себя во всех сферах. Будет необходимость поступить в ВУЗ, мы найдем тебе репетитора. Развивайся».

Ведь сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.

Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД).

Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.

Умение учиться обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

Умение учиться выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирование компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.

Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

Функции УУД включают:

Обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

Создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

УУД обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирование психологических способностей учащегося. В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Виды универсальных учебных действий:

1. личностный;

2. регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3. познавательный;

4. коммуникативный.

Рассмотрим регулятивные УУД. Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. В школе учеников учат решать сложные математические примеры и задачи, но не помогают в освоении способов преодоления жизненных проблем.

Например, сейчас школьники озабочены проблемой сдачи ЕГЭ. Для этого их родители нанимают репетиторов, тратят время и средства на подготовку к экзаменам. В тоже время школьник обладая умением самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, смог бы сам успешно подготовиться к экзаменам. Для того, чтобы это произошло у него должны быть сформированы регулятивные УУД, а именно: школьник должен уметь правильно поставить перед собой задачу, адекватно оценить уровень своих знаний и умений, найти наиболее простой способ решения задачи и прочее. Сейчас любую нужную нам информацию мы можем черпать из интернета, а зазубривать какие-то сведения необязательно. Главное сегодня - это уметь пользоваться этими сведениями. Наша жизнь непредсказуема. Возможно, через несколько лет при поступлении в ВУЗ или другие учебные учреждения школьнику потребуются такие знания, которые в школе сейчас преподаются в недостаточном объеме. Чтобы ребенок не растерялся в такой ситуации, ему необходимо овладеть УУД - универсальными учебными действиями. Умение учиться необходимо для каждого человека. Это залог его нормальной адаптации в обществе, а также профессионального роста.

Функция регулятивных УУД - организация учащимся своей учебной деятельности. Картинка-схема, изображающая регулятивные универсальные учебные действия

Номенклатура регулятивных УУД:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Ребенок усваивает какой-либо материал в форме учебной деятельности, когда у него есть внутренняя потребность и мотивация такого усвоения. Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-либо понять. И начинается мышление с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. Проблемная ситуация создается с учетом реальных противоречий, значимых для детей. Только в этом случае она является мощным источником мотивации их познавательной деятельности, активизирует и направляет их мышление. Значит, прежде всего, на начальном этапе уроке необходимо создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, что он знает и чего не знает, и, самое главное, захотел это узнать. Мы на уроках должны научить учащихся самих ставить цель, составлять план для достижения этой цели. Исходя из цели и плана, ученики должны предположить каких результатов, они могут достигнуть. Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи).

§ Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

§ Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя.

§ Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем. Осуществлять действия по реализации плана.

§ Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

§ Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ). Соотносить результат своей деятельности с целью и оценить его.

§ В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

§ В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов.

§ Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

§ И без чего не может быть достигнута любая цель – это волевая саморегуляция. Учащийся должен заставлять доделывать начатое задание, причем на должном уровне.

§ Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из него.

Условия формирования и развития регулятивных действий:

1. С начала обучения необходимо приучать ученика использовать во внешней речи планирование действий по решению учебной задачи, стимуляция действий, (для того чтобы…(цель)…надо…(действие)), контроль над качеством выполняемых действий, оценку этого качества и полученного результата, коррекцию допущенных в процессе деятельности ошибок.

2. Перед ребенком ставится задача оценивания результатов деятельности. Предметом оценивания ученика должны стать учебные действия и их результаты, способы учебного взаимодействия, собственные возможности осуществления деятельности.

3. С учащимися регулярно обсуждаются изменения в учебной деятельности на основе сравнения его предшествующих и последующих достижений, анализ причин не удач и выделения недостающих операций и условий, которые обеспечили бы успешное выполнение учебной задачи.

4. Оценка становится необходима, для того чтобы разобраться и понять, что именно и каким образом следует совершенствовать.

5. Использование цветных и графических форм представления оценок (обозначается квадратами разных цветов и представляется в таблицах, в которых отдельно фиксируются результаты домашних и контрольных работ, использование «графика продвижения», который позволит детям отслеживать свой рост и определять задачи и направления своей деятельности.

6. Поощрение детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи любой ответ, даже не верный.

7. Использование в образовательном процессе таких форм работы как:

Организация взаимной проверки заданий,

Взаимные задания групп,

Учебный конфликт,

Обсуждение участниками способов своего действия,

Заполнение рефлексивного портфолио.

8.Средством формирования регулятивных УУД служат технологии продуктивного чтения, проблемно-диалогическая технология, технология оценивания образовательных достижений(учебных успехов).

Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

- «преднамеренные ошибки»;

Поиск информации в предложенных источниках, задания на аналогии, ребенку предлагаются две картинки, найти закономерности и ответить на вопрос;

Диспут;

Взаимоконтроль;

- «ищу ошибки»

КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).

Критериями сформированности у учащегося регуляции своей деятельности может стать способность:

выбирать средства для организации своего поведения;

запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;

планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;

предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;

начинать и заканчивать действие в нужный момент;

тормозить ненужные реакции.

Критерий сформированности регулятивной структуры деятельности и уровня ее произвольности - вид помощи.

Степень помощи

Условия, при которых оказывается помощь

Содержание помощи.

1. Действие выполняется неуверенно - одобрение, поддержка

2.Возникают трудности, остановка - замечания «Попробуй еще раз», «Выполняй дальше»

3. Действие выполняется ошибочно Вопрос «Разве так?»

4. Действие выполняется ошибочно повторно Вопрос «Почему?» с просьбой объяснить причину действия

5. Неправильно выполняется все задание Показ, демонстрация правильного выполнения действия, инструкция в действенном плане.

Владение РУУД дает:

1. Ученик умеет составлять план действий.

2. Ученик может внести необходимые дополнения и коррективы в план, и способ действия в случае необходимости.

3. Ученик осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения.

4. Ученик может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

5. Ученик способен к волевому усилию.

6. Ученик владеет навыками результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля.

7. У ученика сформирован внутренний план действий.

8. Ученик перед тем, как начать действовать определяет последовательность действий.

9. Ребенок может адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

10.В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

11.Объяснять самому себе: «что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты).

Уважаемые коллеги педагоги!

В помощь по формированию регулятивных универсальных учебных действий предлагаем вам воспользоваться разработанными "памятками":

Шаг 1. Если у ребенка возникают трудности при выполнении поручений, то:- Предлагая ребенку выполнить какое-либо поручение, соблюдайте определенные правила:

Во-первых, необходимо, чтобы дети, получив задание, сразу же повторили его. Это заставляет ребенка мобилизоваться, "настроиться" на задание, лучше понять его содержание, а также отнести это задание лично к себе; во-вторых, нужно предложить им сразу подробно спланировать свои действия, т.е. тут же после поручения приступить к его мысленному исполнению: определить точный срок выполнения, наметить последовательность действий, распределять работу по дням и.т.д.

Шаг 2. Если у ребенка возникают трудности при определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, то: необходимо введение ограничительной цели и определение оптимального момента введения ограничительной цели: поставленные перед ребенком цели должны быть не общими (стать отличником, исправить свое поведение и пр.), а очень конкретными, направленными на овладение отдельными элементами поведения, которые легко можно контролировать; конкретную цель нужно ставить непосредственно перед тем, как она должна быть выполнена (например, сразу перед уроком); необходимо сначала ставить цель на очень короткий срок (на данную перемену, на первые 10 мин урока); обязателен постоянный каждодневный контроль за выполнением намечаемых целей (для этих целей рекомендуется вести специальный дневник, в котором ребенок вместе со взрослым - педагогом - намечал бы себе конкретные задачи для исполнения и письменно фиксировал оценку успехов.

Шаг 3. Если у ребенка возникают трудности при оценивании, коррекции и контроле своей деятельности, то рекомендуется: - Организация совместной работы у младших школьников (выполнение учебных заданий во внеурочное время - дома или в группе продленного дня): коллективное обсуждение, взаимопроверка, взаимоконтроль. Предметом оценивания ученика должны стать учебные действия и их результаты; способы учебного взаимодействия; собственные возможности осуществления деятельности.

Шаг 4. Если у ребенка возникают трудности в волевой саморегуляции, то можно выделить следующие рекомендации по формированию произвольности у детей:

Игры с правилами и продуктивные виды деятельности

Режиссерская игра

Удачное средство, помогающее ребенку регулировать свой темп деятельности являются песочные часы.

Шаг 5. Для формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий: «преднамеренные ошибки»; поиск информации в предложенных источниках; взаимоконтроль; взаимный диктант (метод М.Г. Булановской); диспут; заучивание материала наизусть в классе; «ищу ошибки».

Главное для учителя - помнить, что все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять.

Согласно новому Федеральному государственному образовательному стандарту, основной задачей системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД). Эти задачи возникли не на пустом месте. Перемены, которые произошли не только в нашей стране, но и во всем мире, не смогли не отразиться на системе образования. А именно:

Скорость обновления системы научных знаний,

Возрастание информационного объема,

Усложнение содержания учебного материала школьного образования.

И если без должного внимания относиться к задаче формирования учебной деятельности, то это приводит к несформированности у учащихся умения учиться. Поэтому поменялись и цели в процессе образования: от определения цели обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели обучения как формирования умения учиться.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая умение учиться. Выходя, за пределы школы учащийся должен быть обучаемым, способным самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.

Умение учиться выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирование компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.

Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
Функции УУД включают:
- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения,

Ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
УУД обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирование психологических способностей учащегося. В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного поиска и усвоения информации.

Виды универсальных учебных действий:

1. личностный;

2. регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3. познавательный;

4. коммуникативный.

Остановимся более подробно на регулятивных УУД.

По словарю Ушакова значение слова РЕГУЛЯТИВНЫЙ - р егулирующий определяющий направление, развитие чего-нибудь, вносящий порядок, планомерность во что-нибудь.

Что бы быть успешным в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свои действия по ее достижению, предвидеть различные варианты развития ситуации. Мы учим ребят решать различные задачи, но не всегда эти задачи помогают в решении жизненных проблем.

Например, многие родители нанимают репетиторов, тратят время и средства для улучшения успеваемости своих детей. Но если бы ребята сами умели организовывать свою учебную деятельность, то смогли бы самостоятельно справиться со своими проблемами.

Для того, чтобы учащиеся самостоятельно справлялись со своими задачами у них должны быть сформированы регулятивные УУД, а именно: школьник должен уметь правильно поставить перед собой задачу, адекватно оценить уровень своих знаний и умений, найти наиболее простой способ решения задачи и прочее.

Сегодня всю нужную информацию можно найти в интернете и наша задача научить учащихся правильно использовать найденную информацию. Умение учиться является необходимым условием для адаптации в обществе, в профессии.

Функция регулятивных УУД - организация учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся:

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

Оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Мы на уроках должны научить учащихся самих ставить цель, составлять план для достижения этой цели и корректировать его в процессе работы по мере необходимости, предполагать каких результатов они, достигнут и оценивать достигнутые результаты. Показателями развития регулятивных универсальных учебных действий могут служить параметры структурно- функционального анализа деятельности, включая ориентировочную, контрольную и исполнительную части действия.

Целеполагание как осмысление предложенной цели важно для организации учебной деятельности. При этом отметим, что цель урока, которую ставит перед собой учитель, и цель урока, сообщаемая детям, созвучны, но не одинаковы. Цель урока для учителя – есть проекция образовательного результата, и она отличается более развёрнутой формулировкой. Учащиеся должны цель урока осознать и принять, то есть видеть актуальность цели для конкретной личности. Постановка учебной задачи, как правило, показывает детям недостаточность имеющихся у них знаний, побуждает их к поиску новых знаний и способов действий, которые они «открывают» в результате применения и использования уже известных способов действий и имеющихся знаний.

Доцент, кандидат педагогических наук З. А. Кокарева выделили основные приемы организации принятия цели:

– опора на личный жизненный опыт обучающихся;

– использование занимательного игрового материала;

– создание проблемной ситуации в процессе целеполагания;

– выбор цели из предложенных учителем формулировок, обоснование выбора цели;

– моделирование цели урока, введение понятия « учебная задача»;

– постановка цели в том числе и на длительный период времени с помощью карты знаний, маршрута движения.

Формирование УУД планирования происходит с введения определения понятия «план». План – это порядок, последовательность действий; планом - алгоритм, инструкция.

Для формирования УУД планирования собственной учебной деятельности эффективны следующие приёмы: обсуждение готового плана решения учебной задачи; работа с деформированным планом решения учебной задачи; использование плана с недостающими или избыточными пунктами; составление своего плана решения учебной задачи.

Работа по планированию своих действий способствует развитию осознанности выполняемой деятельности, контроля за достижением цели, оценивания, выявления причин ошибок и их коррекции.

Не менее важные компоненты учебной деятельности – контроль и оценка. Согласно мнению Д.Б. Эльконина, под контролем следует понимать, прежде всего, контроль за правильностью и полнотой выполнения операций, входящих в состав действий.

Что касается действия оценки, то она напрямую связана с действием контроля. Основная функция содержательной оценки в этом случае заключается в том, чтобы определить, с одной стороны, степень освоения учащимися заданного способа действия, с другой стороны, продвижение учащихся относительно уже освоенного уровня способа действия.

Самооценка начинается там, где ребенок сам участвует в производстве оценки - в выработке ее критериев, в применении этих критериев к разным конкретным ситуациям. Да, критерии и способы оценивания дети получают от взрослых. Но если ребенок не допущен к производству оценочных критериев, к их деликатной подстройке к каждой конкретной ситуации, то он несамостоятелен в оценке. Сотрудничество с учителем в выборе критериев оценки направлено, прежде всего, на развитие у школьников способностей и умений самооценивания как важнейшей составляющей самообучения.

Самооценка отражает степень развития у ребенка чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я . Поэтому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.

Условия формирования и развития регулятивных действий

1. С начала обучения необходимо приучать ученика использовать в своей работе планирование действий по решению учебной задачи, стимуляция действий, (для того чтобы…(цель)…надо…(действие)), контроль над качеством выполняемых действий, оценку этого качества и полученного результата, коррекцию допущенных в процессе деятельности ошибок.

2. Перед ребенком ставится задача оценивания результатов деятельности. Предметом оценивания ученика должны стать учебные действия и их результаты, способы учебного взаимодействия, собственные возможности.

3. С учащимися регулярно обсуждаются изменения в учебной деятельности на основе сравнения его предшествующих и последующих достижений, анализ причин не удач и выделения недостающих операций и условий, которые обеспечили бы успешное выполнение учебной задачи.

4. Оценка становится необходима, для того чтобы разобраться и понять, что именно и каким образом следует совершенствовать.

5. Поощрение детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи любой ответ, даже не верный.

6. Использование в образовательном процессе таких форм работы как:

Организация взаимной проверки заданий,

Взаимные задания групп,

Учебный конфликт,

Обсуждение участниками способов своего действия.

Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

- «преднамеренные ошибки»;

Поиск информации в предложенных источниках;

Диспут;

Взаимоконтроль;

- «ищу ошибки»

КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).

Обозначить цели - только половина дела, главное - представлять пути их достижения. И этому тоже можно учиться. Помогут упражнения, где необходимо читать рисуночные или написанные планы, действовать по плану самостоятельно, корректировать планы, составлять алгоритмы, искать ошибку в алгоритмах, решать задачи на планирование, рисовать маршруты, составлять план по рассказу и рассказ по плану. Очень важно учить детей устанавливать причинно-следственные связи.

Степень помощи учителя на уроках зависит от условий, при которых оказывается помощь и содержание помощи так же различно.

1. Действие выполняется неуверенно - одобрение, поддержка

2. Возникают трудности, остановка - замечания «Попробуй еще раз», «Выполняй дальше»

3. Действие выполняется ошибочно- Вопрос «Разве так?»

4. Действие выполняется ошибочно повторно- Вопрос «Почему?» с просьбой объяснить причину действия

5. Неправильно выполняется все задание Показ, демонстрация правильного выполнения действия, инструкция в действенном плане.

Loading...Loading...