Педагогические идеи И.Г. Песталоцци

Иоганн Генрих Песталоцци (12 января 1746, Цюрих,— 17 февраля 1827, Бругг) — швейцарский педагог, один из крупнейших педагогов-гуманистов конца XVIII — начала XIX века, внёсший значительный вклад в развитие педагогической теории и практики. В истории мировой педагогики Песталоцци известен как один из великих благородных по-движников воспитания униженных и оскорбленных. За ним справедливо укрепилась слава "народного проповедника", "отца сирот", создателя подлинно народной школы.

Под влиянием произведения Руссо «Эмиль, или о воспитании», Песталоцци намечает первые контуры своей педагогической системы: природосообразность, развитие органов чувств (прежде словесных уроков), строгое соблюдение системы в развитии в каждом ребенке всех его сил и способностей; дисциплинирование ребенка, основанное на его любви и доверии к воспитателю.

В 1774 году он открыл свой первый приют для сирот, беспризорных и самых бедных детей в своём имении Нейгоф, назвав его «учреждением для бедных». В 1780 году школа И. Песталоцци разорилась и была закрыта.

В короткий срок он пишет шесть повестей - и все уничтожает, ибо они кажутся ему невозможно слабыми. Лишь седьмую, нравоучительную книгу для народа «Лингард и Гертруда », в которой проповедуются важные идеи народного образования, он несёт к издателю. Этот педагогический трактат принес Песталоцци мировую известность. В ней подробнейшим образом разъяснялось, как устраивать самим крестьянам школы для своих детей, давалась реалистическая картина жизни швейцарской деревни и выражаюсь вера в педагогический (просвещенческий) путь переустройства общества.

Генрих Песталоцци в своем сочинении «Лингард и Гертруда» развивал идеи о гуманном характере воспитания, доброжелательном отношении к детям, привитии им сочувствия и сострадательности к людям как основы их нравственного развития. В практической педагогической деятельности Песталоцци пытался соединить обучение и воспитание детей с организацией их посильного труда, использовал воспитательную роль детского сообщества, получившего впоследствии название воспитательного коллектива, для нравственного формирования своих питомцев.

Педагогические принципы Песталоцци таковы:

1. Всякое обучение должно основываться на наблюдении и опыте и лишь затем подниматься к выводам и обобщениям.

2. Процесс обучения должен строится путем последовательного перехода от части к целому.

3. Основой обучения является наглядность. Без применения наглядности нельзя добиться правильных представлений, развития мышления и речи.

4. Необходимо бороться с вербализмом, «словесной рассудочностью образования, способной формировать только пустых болтунов».


5. Обучение должно способствовать накоплению знаний и в то же время развивать умственные способности, мышление человека.

Он создает новый теоретико-педагогический труд методического характера «Как Гертруда учит своих детей». В этот период учёный создает ряд педагогических сочинений: «Цель и план воспитательного учреждения для бедных», «О народном образовании и индустрии» и др.

Стремясь создать научную педагогику, И. Песталоцци разрабатывал ее теоретические основы: ее объект, предмет, научный метод, способы правильного поиска и достоверного доказательства знаний в области педагогических исследований. Особенно важной и актуальной в настоящее время для судеб педагогической науки была идея И. Песталоцци - опытное изучение детей и их воспитания. Песталоцци в свое время доказал необходимость экспериментальной работы в школе для развития научной педагогики.

В основу научной педагогики Песталоцци положил целостное знание о человеке, «вечные законы человеческой природы». Само воспитание он рассматривал как сложный социальный процесс, органически вписанный в жизнь людей. Его неослабное внимание к социальному развитию личности заложило основы социальной педагогики. Центральной идеей этой науки (и как важной педагогической дисциплины) стала мысль И. Песталоцци о том, что «обстоятельства формируют человека, но и человек формирует обстоятельства. Человек имеет в себе силу многообразно гнуть их по своей воле. Делая это, он сам принимает участие в формировании себя и во влиянии обстоятельств, действующих на него».

Воспитание, по мнению И. Песталоцци : необходимо начинать с младенчества: «Час рождения ребёнка является первым часом его обучения». Главные понятия его педагогики нацелены на обеспечение очень простого, реально осуществимого в самых неблагоприятных социальных условиях (недорогим, не слишком продолжительным) и дающим вместе с тем такой объём знаний, умений и навыков, который богатые и сильные мира сего не столь уж часто имеют:

Во-первых, развить детей умственно, т.е. сформировать склонность и способность к самостоятельному суждению и творчеству;

Во-вторых - воспитать нравственно - сформировать деятельную доброту и способность к любви, чувство собственного достоинства - склонность и способность к самопомощи и самообороне от хищников любого рода;

В-третьих, стремление постоянно и систематически работать над развитием своего кругозора, умение выделить ценности в мире;

В-четвёртых, развить физически, способность к поддержанию физической силы и здоровья;

В-пятых, трудовое воспитание, выработка культуры труда, умений и навыков рациональной работы.

Воспитание должно быть природосообразным, т.е. строиться в соответствии с естественным ходом развития самой человеческой природы. В человеке природа заложила троякого рода силы умственные, физические и нравственные (по его словам, «силы ума, сердца и руки»). Этим трём силам свойственно стремиться к развитию, значит, это стремление необходимо поддерживать и развивать, причём развивать в самой тесной связи друг - с другом, ибо «глаз хочет видеть, ухо - слышать, нога - ходить, рука - хватать, а также сердце - верить и любить, а ум хочет мыслить».

Требование гармонического развития «всех сил и способностей человеческой природы» лежит в основе разработанной им теории элементарного образования, согласно которой воспитатель, осуществляя природосообразное развитие личности ребенка, должен начинать его формирование с первоначальных основ, с простейших элементов и постепенно, переходя от одной ступеньки к другой, вести его от простого к более сложному.

Он стремился поднять научно-образовательный уровень народной школы. В учебный план народной начальной школы он ввёл навыки чтения и письма, счёта и измерения, рисование, гимнастику, пение, а также некоторые знания из области географии, истории, естествознания.

Крупнейшим вкладом Песталоцци в дидактику является его идея развивающего обучения, которую К. Ушинский назвал «великим открытием И. Песталоцци». Основной целью обучения Песталоцци считал возбуждение ума детей к активной деятельности, развитие их познавательных способностей, выработку у них умения логически мыслить и кратко выражать словами сущность усвоенных понятий. С этой целью им была разработана система упражнений, расположенных в определённой последовательности и имеющих целью привести в движение присущее природным силам человека стремление к деятельности.

Исходным в развитии мыслительных способностей, по Песталоцци, является созерцание. Это не пассивное чувственное восприятие внешних вещей и явлений, а их активное восприятие в ходе действия с ними. Это познание сущности вещей и одновременно их личностная оценка. Это творческое восприятие мира с выработкой собственного отношения к воспринимаемому. Поэтому Песталоцци критиковал современную ему школу завербализм, зубрежку, притуплявшие духовные силы детей.

Умственное элементарное образование и должно всемерно содействовать тому, чтобы дети переходили от «беспорядочных и смутных впечатлений от внешнего мира к определённым восприятиям, затем от них к ясным представлениям и, наконец, к чётким понятиям». Одним из важнейших средств формирования умственных сил ребёнка Песталоцци считал развитие способности к речи, которое должно основываться на связи с жизнью и опираться на расширяющийся детский чувственный опыт. Обучение родному языку Песталоцци тесно связывал с ознакомлением детей с самими предметами. Указывал на то, что речь ребёнка необходимо развивать планомерно, соблюдая определённую последовательность. Ему удалось создать такую систему обучения языку, при которой ребёнок начинает освоение со звуков и их сочетаний в слогах, и далее осваивает формы речи, различные её конструкции, одновременно расширяет круг своих представлений и понятий об окружающем его мире, развивает своё мышление.

Для упорядочения и облегчения наблюдений ребёнка Песталоцци считал необходимым выделять простейшие элементы, выражающие основные свойства, общие для всех предметов. Таковыми исходными простейшими элементами обучения ему представлялись: число, форма и слово. Простейшим элементом числа Песталоцци считал - единицу; формы - прямую линию; слова - звук. Им же была разработана методика начального обучения детей речи, счёту и измерению.

Наряду с элементарным умственным Песталоцци формировал и нравственное образование. Основная задача этого образования: развитие у детей высоких моральных качеств с помощью развития чувств, выработки соответствующих нравственных навыков путём непосредственного участия в добрых и полезных делах и, наконец, формирование у подрастающего поколения нравственного сознания и убеждений.

Нравственное элементарное образование Песталоцци считал необходимым начинать в семье с первых дней жизни ребёнка. Большую роль Песталоцци отводил упражнениям детей в нравственных поступках, требующих с их стороны выдержки, а порой и умения преодолевать свои желания во имя достижения нравственной цели.

Шаг вперёд, сделанный Песталоцци по сравнению с Руссо, заключается в признании активности воспитателя, который не только создаёт среду, благоприятствующую самостоятельности воспитанника, но систематически и последовательно воспитывает и обучает его, опираясь на знание внутренней стороны личности ребёнка и индивидуальных особенностей его психики. Развивая эту важную мысль, в ряде своих произведений, великий педагог настаивает на овладении педагогами методами психологического наблюдения за детьми.

Основными факторами воспитания Песталоцци считал труд, простоту, образцовый порядок, дисциплину, семью и добрую мать. В отличие от Руссо, он противопоставляет естественного человека общественному человеку, гражданину.

Процесс воспитания - процесс не только противоречивый, но и целостный. В романе «Лингард и Гертруда» он писал: «Воспитание человека - не что иное, как шлифовка отдельных звеньев одной общей цепи, связывающей воедино всё человечество; ошибки воспитания и руководства в том и заключается, что отдельные звенья вынимают, над ними мудрят, точно они существуют сами по себе, а не составляют лишь часть одной общей цепи...». Как видим, здесь Песталоцци мыслит воспитательный процесс как единую цепь, звенья которой не могут быть изолированы, обособлены друг от друга. Ошибки воспитания и заключаются в том, что эти звенья вынимаются, «над ними мудрят», т.е. думают над их усовершенствованием, улучшением в изолированном виде, приводят их в порядок только с внешней стороны и забывают об их внутреннем единстве, органической связи.

Важнейшей задачей воспитания в народной школе является подготовка детей к трудовой деятельности в соответствии с новыми экономическими и социальными условиями. «Труд сам по себе является самым надежным фундаментом всякого хорошего воспитания».

Самый правильный критерий простого, здорового воспитания - участие детей в домашнем труде, участие в котором развивает у ребенка трудолюбие, приучает его к выполнению домашних дел. Песталоцци считал, что успех воспитания в семье обеспечивается при установлении правильного взаимоотношения между членами семьи, которые должны отличаться «теплотой, участливой и возвышенной человечностью». Принцип отцовской любви Песталоцци выделяет одним из важнейших принципов воспитания

Отцовское воспитание - это родная почва, самая благоприятная. Редко когда учитель сможет справиться с воспитанием ребёнка, как его родной отец. Вот почему школы имеют такой незначительный успех. Но не менее важную роль в воспитании ребенка имеет и мать. Она центральная фигура в области семейного воспитания. «Каждый поступок матери в отношении своего ребёнка..., в каждом случае одновременно охватывает в целом все три стороны воспитания - физическое, умственное и нравственное совершенствование».

Правильное воспитание детей, по мнению Песталоцци, должно опираться на постоянное изучение их посредством наблюдения за их поступками, делами, мыслями. Он доказывал, что «изучение детей требует применения в воспитании самых разнообразных методов, ибо нет и не может быть единого универсального метода воспитания годного для всех случаев в любой обстановке. Я настолько убеждён в необходимости приспосабливать воспитание в каждое отдельном случае к потребностям, возникающим из данной индивидуальной ситуации, что если бы я имел возможность оказывать разнообразное практическое влияние, я бы, наверное, применял самые причудливые и разнообразные методы воспитания».

Чтобы хорошо знать человека, чтобы составить себе точное и ясное представление о нём, необходимо наблюдать, как он себя ведёт в такие моменты и при таких ситуациях, когда его задатки резко проявляются в явственной связи со всей его натурой. Вот почему учителям он советовал внимательно наблюдать за детьми, записывать те ответы, регистрировать те черты, которые характеризуют те или другие особенности их характера.

В работе его школы каждое утро перед занятиями проводились беседы о предстоящем дне, работе, обязанностях, а по вечерам делался точный и тщательный отчёт за день, для чего Песталоцци разработал специальные схемы. Материалы своих помощников он тщательно изучал. Например, в письме к Петерсону (от 21 марта 1783 г.) он даёт очень тонкий и глубокий анализ поведения детей, их отдельных черт личности (послушание, возбуждаемость, вспыльчивость, упрямство, живость характера, ложь, лицемерие, обжорство, отношение к слугам, прилежание в учении и труде и т.д.). Оценивая записи Петерсона, Песталоцци пишет ему следующее: «Такие образные выражения и дословная передача Вами собственных высказываний детей лучше позволяет мне узнать детей, чем тысячи экзаменов и испытаний по всем предметам их школьных занятий, - и я Вам искренне признателен за сообщение этих точных деталей».

Актуальное значение И. Песталоцци определяется, в первую очередь, тем, что он выступил одним из ярких представителей социальной педагогики. К школе он подходил как к социальному институту, который тесно связан с политикой, экономикой, культурой, морально-бытовой жизнью народа. Он строил школу, которая должна была содействовать экономическому и культурному благосостоянию народа.

Понимая, как и Руссо , сущность воспитания, Песталоцци, говоря о природосообразности, раскрывает этот принцип не в духе общей аналогии с явлениями природы (Коменский), и не в духе «мистического» своеобразного самораскрытия природных способностей ребенка (Руссо), а в духе психологизации процесса воспитания и обучения, признавая необходимость управления этими процессами. Его определение обучения как «искусства содействовать стремлению природы к своему собственному развитию» полно глубокого философского и педагогического смысла.

В основе теории обучения Песталоцци лежит определенная концепция по вопросу о соотношении между развитием, воспитанием и обучением, он считал, что развитие психических сил и способностей происходит в условиях конкретной деятельности. В своём стремлении психологизировать процесс обучения он делает значительный шаг вперёд разработкой своего «метода» - теории элементарного образования. Признание наблюдения ребёнка исходным моментом обучения, чувственного восприятия предметов как основы умственного развития способности к наблюдению, речи, мышлению; восприятие и познание ребёнком пространственных, числовых, языковых отношений - вот основные звенья «метода» Песталоцци, которые в той или другой форме живут в сокровищнице современной дидактики и школьной практики.

Очень важно также, что образование личности по Песталоцци, сопряжённое с трудовым обучением, нравственной тренировкой и политехническим обучением, служит привитию культуры труда и быта. Той самой культуры, о которой говорили педагоги советского периода (Крупская Н.К., Луначарский А.В., Макаренко А.С.) как об одной из важнейших предпосылок социально-экономического преобразования общества.

Конкретно-методическая сторона прогрессивной и глубокой педагогической концепции И.Г. Песталоцци, развиваемая такими педагогами и психологами, как Д.Б. Эльконин, А.А. Занков, В.В. Давыдов, В.А. Сухомлинский и др., успешно применяется в решении самых сложных и актуальных задач современной практики воспитания, образования и обучения.

Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827).

Родился Песталоцци в семье врача. Мальчик рано потерял отца и оказался под большим влиянием своей матери и служанки. Получив школьное образование, несколько лет проучился в Каролинуме - высшей школе, где готовился вначале к пасторской, а потом юридической деятельности, но не довел обучение до конца. В годы учения он много читает, в том числе сочинения Я.А. Коменского и Дж. Локка. В ранние годы увлекся произведениями Руссо.

Купив в 1769 г. участок земли в Нейгофе, он энергично ведет хозяйство в своей усадьбе в течение 5 лет (до 1774 г.).И в это время он решается на новый эксперимент, который ему представляется истинным служением народу.

Он организовал "Учреждение для бедных" , в котором намеревался соединить обучение с производительным трудом.

В 1775 г. он взял к себе в дом несколько десятков сирот 8 -15 лет. Обучал их письму, чтению, географии и одновременно приучал работать в прядильной и ткацкой мастерских. Летом отправлял их в поле и на огороды. По мнению Песталоцци, дети, овладев ремеслом, в будущем будут спасены от бедности. Он стремился воплотить в своем опыте прекрасную идею - соединить обучение и труд , но не смог найти методов осуществления этой связи. Одной из важных задач педагогики Песталоцци является трудовое воспитание!

Педагогические идеи Песталоцци нашли поддержку и дальнейшее развитие в западноевропейской педагогике.

Основные даты жизни и деятельности.

1746 - Иоганн Генрих Песталоцци родился в Цюрихе.

1769- 1774 - эксперимент в Нейгофе по ведению образцового хозяйства.

1775 -1780 - создание и деятельность "Учреждения для бедных" в Нейгофе.

1789 - работа в сиротском доме в городе Станце.

1800- 1826 - руководство Бургдорфским и Ивердонским учебными заведениями.

1827 - Иоганн Генрих Песталоцци скончался.

Основные работы:

1781- 1787 - "Лингард и Гертруда".

1801 - "Как Гертруда учит своих детей".

1826 - "Лебединая песня".

Педагогические идеи:

Всестороннее гармоничное развитие - это цель школы, оно предполагает обеспечение единства умственного, нравственного и физического развития и подготовку к труду. Песталоцци выделяет и характеризует составные части образования:

1. Интеллектуальное элементарное образование, целью которого является всестороннее развитие умственных задатков, самостоятельности суждений и владения навыками интеллектуальной работы.

2. Физическое элементарное образование - это всестороннее развитие физических задатков человека, что нужно для "физической самостоятельности" и владения "физическими навыками".

3. Нравственное элементарное образование, целью которого является всестороннее развитие нравственных задатков, необходимых для "обеспечения самостоятельности нравственных суждений и привития определенных нравственных навыков". Оно предполагает умение и желание творить добро.

Только единство всех частей образования обеспечивает гармоничное развитие природных задатков человека, одностороннее умственное или физическое развитие приносит только вред.

Идея природосообразности в понимании Песталоцци - это развитие "сил и задатков человеческого сердца, человеческого ума и человеческих умений". Сама человеческая природа определяет естественный ход развития. Действительно, природосообразно то, что захватывает человека, действует "в совокупности на сердце, ум и руку ".

Каждая из этих природных сил развивается благодаря упражнению " внешних чувств", органов тела, актов мышления. Потребность в упражнениях заложена в самом человеке. "Глаз хочет смотреть, ухо - слышать, нога - ходить и рука - хватать. Но также и сердце - верить и любить. Ум хочет мыслить", - пишет Песталоцци в "Лебединой песне".

Необходимо искусное направление воспитателем развития задатков и способностей детей. При этом "не воспитатель вкладывает новые силы и способности в человека и вдыхает в него жизнь". Моральные, умственные и практические силы человека "должны воспитываться внутри его".

Методы обучения Песталоцци вытекают из понимания им воспитания как последовательного развития ребенка путем соответствующих упражнений, подобранных так, чтобы обеспечить гармонию в проявлении его природных задатков. Основой обучения Песталоцци выделил - это число, форма, слово, а элементарное обучение должно научить ребенка считать, измерять, владеть речью. Дитя учится, развивается благодаря чувственному восприятию и собственному опыту деятельности, "получая впечатления и обогащаясь опытом".

"Главная цель первоначального обучения не в том, чтобы наделить знанием учащегося, а в том, чтобы развить и увеличить его умственные силы" , - утверждает Песталоцци.

Педагог выступал за максимальное упрощение средств обучения: "От более легкого к более трудному; шагая в ногу с ростом сил воспитанника" - основное правило, которым должен руководствоваться учитель.

И.Г.Песталоцци утверждал, что обучение математике является могущественным средством воспитания ума: "Арифметика является фундаментом, на котором строится способность правильно воспринимать действительность и создает основу для развития ума и сообразительности в отношении практических вопросов. Не торопитесь ни с одной из преподаваемых вами областей знания так, как с закладкой этого фундамента".

В «Лебединой песне» Песталоцци излагает свои мысли и разочарование в модном в то время «развивающем обучении» Я.А.Коменского. Имея возможность сравнить обычных крестьянских детей (Нойгоф, Станец) и «круглых всамделишных отличников» всевозможных графов и баронов (Ивердон), он пришел к выводу, что природу обмануть невозможно, и многое закладывается в ребенке именно ей.

В « Лебединой песне » четко описывается работа по осуществлению обучения через методы развития речи и преподавания элементов формы и числа. Основу мышления и суждения Песталоцци видел в наблюдении.

Песталоцци рассматривал « Лебединую песню » , как итог всей педагогической деятельности, основные идеи и взгляды можно представить в виде схемы, позволяющей наглядно увидеть связи и зависимости в педагогической концепции Песталоцци и его видение природосообразного воспитания:

Природосообразное воспитание по И.Г.Песталоцци.

Целостная педагогическая концепция, изложенная в « Лебединой песне », представляется нам в виде взаимосвязи всех видов обучения и воспитания, методов и средств обучения, элементов и составляющих процесса обучения.

Педагогическая концепция И.Г.Песталоцци

Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) - швейцарский педагог, один из основоположников дидактики начального обучения. Рано лишился отца и воспитывался матерью. В школе считался неспособным учеником и был предметом насмешек товарищей. Поступая в университет, видел себя богословом, однако вскоре задумался о нуждах народа, о том, как ему помочь. Чтобы стать ближе к людям, решил заняться юриспруденцией, но в конце концов стал агрономом. В мировоззрении Песталоцци идем французских просветителей, главным образом Ж.Ж. Руссо, сочетались с теориями немецких философов-идеалистов Г. Лейбница, И. Канта, И.Г. Фихте и др. Трактат Руссо «Эмиль, или О воспитании» произвел на Песталоцци неизгладимое впечатление.
Обладая мягким характером, чувствительный и отзывчивый к людскому горю, Песталоцци эмоционально воспринимал окружающий мир. Окончив университет, он приобрел небольшое имение Нейгоф. Там он собирался совершить некоторые преобразования в области земледелия и приобщить к ним окрестных крестьян. Однако у Песталоцци не оказалось способностей к хозяйственному делу, его эксперименты не дали ожидаемых результатов и значительно подорвали материальное положение. В это время он пришел к убеждению, что больше всего в его помощи нуждаются крестьянские дети. Благодаря поддержке местной общины и добрых людей Песталоцци собрал около 50 детей, которым самоотверженно отдавал все силы и материальные средства, обучая их летом полевым работам, а зимой — ремеслу. Но и это начинание постигла неудача. Как только крестьянские дети получали приличную одежду, родители уводили их и забирали себе деньги, которые они заработали. Песталоцци закрыл школу, так как на ее содержание у него не хватало средств. В 1780 г. он написал небольшое сочинение под названием «Досуги отшельника», представлявшее собой сборник афоризмов. Оно было встречено читателями прохладно. Но именно в нем педагог изложил свои взгляды, которые развивал впоследствии.
В 1781 г. вышло в свет еще одно сочинение Песталоцци — «Лингард и Гертруда, книга для народа» (1781), которое имело большой успех. Это рассказ о том, как простая, умная и уважаемая в своей деревне крестьянка, умело воспитывая своих детей, убедила односельчан открыть в деревне школу. От неопределенных и пылких мечтаний Песталоцци переходит к суровой прозе жизни: «заткнуть дыру, из которой текут народные бедствия» можно, только подняв уровень образования народа. Но поскольку у народа нет ни средств, ни сил для обустройства большого количества школ, то образование, по убеждению педагога, должно быть передано матерям. Для облегчения этой задачи матерей необходимо снабдить специальным руководством, которое и было написано Песталоцци.

Педагогические идеи Иоганна Генриха Песталоцци

В 1798 г. он вернулся к педагогической деятельности. Швейцарское правительство, некоторые члены которого симпатизировали Пестадоцци, предоставило ему полуразрушенные войной здания монастыря урсулинок в Станце, в котором педагог собрал детей, оставшихся после войны без присмотра. Не имея помощников, он сам справлялся с сотней не самых примерных детей: был начальником учебного заведения, учителем, казначеем, дворником и даже сиделкой в одном лице. Преодолеть все трудности ему помогли сердечность и душевная отзывчивость. Старшие дети вскоре стали его помощниками. Но педагогическая деятельность Песталоцци была неожиданно прервана: французским войскам монастырские помещения понадобились под госпиталь, и школа была закрыта.
Некоторое время спустя Песталоцци удалось открыть школу в Бургдорфе (1800-1804), которая была впоследствии переведена в Ивердон (1805-1825). Там его известность достигла высшей точки. Учебные заведения посещало множество людей, желавших воочию убедиться в целесообразности педагогических приемов Песталоцци. Российский император Александр I также заинтересовался его деятельностью, виделся с ним и отнесся к нему весьма милостиво. Последние годы жизни принесли Песталоцци большое огорчение: его помощники по Ивердону перессорились. Он вынужден был покинуть основанную им школу и вскоре умер в своем поместье Нейгоф.
Песталоцци считал, что воспитание должно быть природосообразным: оно призвано развивать присущие человеческой природе духовные и физические силы в соответствии со свойственным ребенку стремлением к всесторонней деятельности. Это развитие осуществляется путем последовательных и систематических упражнений -- вначале в семье, затем в школе. Теория элементарного образования Песталоцци включает умственное, нравственное, физическое и трудовое образование, которые осуществляются в тесной связи и взаимодействии, чтобы в итоге обеспечить гармоническое развитие человека. Выдвинутую швейцарским педагогом идею развивающего обучения К.Д. Ушинский назвал «великим открытием». Песталоцци разработал методику обучения детей счету, измерению и речи, значительно расширил содержание начального обучения, включив в него основы геометрии и географии, рисование, пение, гимнастику. Педагог выступал за создание такой школы, которая, по словам Н.К. Крупской, «...удовлетворяла бы потребностям народных масс, охотно бы принималась ими и была бы в значительной мере созданием их собственных рук».
Швейцарский педагог остался в истории как автор многочисленных педагогических трудов, из которых главными являются получившие мировую пзисп iidcti. «Лиигард и Гертруда. - Как Гертруда учит своих детей» (1801), «Письмо к другу о пребывании в Станце» (1799), «Лебединая песня» (1826). В 1792 г. Законодательным собранием Французской республики 11есталоцци было присвоено звание «гражданин Французской республики».

§ 2. Педагогические идеи Иоганна Генриха Песталоцци

Всестороннее гармоничное развитие — это цель школы, оно предполагает обеспечение единства умственного, нравственного и физического развития и подготовку к труду. Песталоцци выделяет и характеризует составные части образования:
1. Интеллектуальное элементарное образование, целью которого является всестороннее развитие умственных задатков, самостоятельности суждений и владения навыками интеллектуальной работы.
2. Физическое элементарное образование — это всестороннее развитие физических задатков человека, что нужно для «физической самостоятельности» и владения «физическими навыками».
3. Нравственное элементарное образование, целью которого является всестороннее развитие нравственных задатков, необходимых для «обеспечения самостоятельности нравственных суждений и привития определенных нравственных навыков». Оно предполагает умение и желание творить добро.
Только единство всех частей образования обеспечивает гармоничное развитие природных задатков человека, одностороннее умственное или физическое развитие приносит только вред. Так, человек может представляться миру светочем науки и в то же время творить зло, иметь «необузданную силу интеллекта» в соединении с бессердечностью, жаждой богатства и стремлением к насилию.
Так же и все претензии человека на высокую мораль, если ее источником не являются любовь к людям, вера, благородство, не представляют собой истинной морали, а оказываются лишь лицемерием. Еще страшнее люди, имеющие «звериную волю к насилию», добивающиеся всего на свете во имя собственных алчных интересов, это «хищники от морали». Они порождают массу «моральных ослов», не способных ни к какому действию, ограниченных бессильным доброжелательством.
Гармоничное развитие всех природных сил человека предполагает воспитание в равновесии, в гармонии с самим собой.
Идея природосообразности в понимании Песталоцци — это развитие «сил и задатков человеческого сердца, человеческого ума и человеческих умений». Сама человеческая природа определяет естественный ход развития. Действительно, природосообразно то, что захватывает человека, действует «в совокупности на сердце, ум и руку».
Каждая из этих природных сил развивается благодаря упражнению «внешних чувств», органов тела, актов мышления. Потребность в упражнениях заложена в самом человеке. «Глаз хочет смотреть, ухо — слышать, нога — ходить и рука — хватать. Но также и сердце — верить и любить. Ум хочет мыслить», — пишет Песталоцци в «Лебединой песне». Но если не руководить этими природными потребностями, предоставив их самим себе, то развитие пойдет чрезвычайно медленно. Необходимо искусное направление воспитателем развития задатков и способностей детей.
При этом «не воспитатель вкладывает новые силы и способности в человека и вдыхает в него жизнь», воспитатель лишь заботится о том, чтобы негативное влияние не нарушало естественного хода развития, поддерживает усилия ребенка, которые он сам проявляет для собственного развития. Моральные, умственные и практические силы человека «должны воспитываться внутри его». Так, вера укрепляется благодаря собственному убеждению, а не благодаря размышлениям о ней, любовь опирается на поступки, исполненные любви, а не на высокие слова о ней, мысль — на собственное мышление, а не на усвоение чужих мыслей. Началом развития каждой из сторон личности выступает самопроизвольное желание индивидуумом деятельности. Школа, учитель стоят перед задачей обеспечения детей соответствующими средствами и материалами для их деятельности.
Методы обучения Песталоцци вытекают из понимания им воспитания как последовательного развития ребенка путем соответствующих упражнений, подобранных так, чтобы обеспечить гармонию в проявлении его природных задатков. Песталоцци выделил простейшие элементы, которые считал основой — это число, форма, слово, а элементарное обучение должно научить ребенка считать, измерять, владеть речью. Путем усложняющихся упражнений осуществляется развитие природных задатков ребенка. Упражнения следует связывать с изучением предметов, а не с наблюдением за предметами. Отсюда — необходимость. предметного урока, но не ради развития наблюдательности, а ради умственного воспитания в целом. Дитя учится, развивается благодаря чувственному восприятию и собственному опыту деятельности, «получая впечатления и обогащаясь опытом». Его опыт должен найти ясное выражение всловах.
Обучаясь, ребенок овладевает путем измерений понятием о форме, благодаря счету — числом, посредством развития речи — словом. Содержанием элементарного образования и является чтение, письмо, арифметика с началами геометрии, измерение, рисование, пение, кроме того, некоторые знания по географии, естествознанию. Эта обширная программа впервые начала осуществляться в школьной практике. Особенностью обучения стало постепенное восхождение от простого к сложному, благодаря разложению изучаемого предмета на его простейшие элементы. Постепенно вытеснялся старый метод, начинавшийся с преподавания правил, принципов, общих определений. Его место занимали наблюдения за предметами и упражнения. Целью преподавания стало развитие учеников, не догматическое заучивание ими материала. Песталоцци стоял у истоков идеи развивающего обучения. «Главная цель первоначального обучения не в том, чтобы наделить знанием учащегося, а в чтобы развить и увеличить его умственные силы», — утверждает Песталоцци,
Для школы важны те отношения, которые устанавливаются между учителем и учениками. Они в своей основе должны иметь любовь учителя к детям. Сам Песталоцци являл собою образец такой любви, ученики и последователи называли его отцом. В школе должна царить домашняя, семейная обстановка.
Одной из важных задач педагогики Песталоцци является трудовое воспитание. Проводя целый день в школе, дети могут заниматься прядением и ткачеством, на участке земли каждый может обрабатывать свои грядки, ухаживать за животными. Они учатся обработке льна и шерсти, знакомятся с лучшими хозяйствами в деревне и ремесленными мастерскими. Такой труд будет способствовать физическому развитию и готовить к предстоящей деятельности.
Педагогические идеи Песталоцци нашли поддержку и дальнейшее развитие в западноевропейской педагогике, а опыт их проведения в жизнь в учреждениях, руководимых им, способствовал распространению и школьной практики знаменитого педагога. Так как институт Песталоцци в Бургдорфе и Ивердоне посещали учителя, студенты и многие люди, интересовавшиеся вопросами воспитания, идеи педагога стали широко распространяться и осуществляться в практике школ в других странах. Возникло направление в педагогике, связанное с именем Песталоцци.
Основные даты жизни и деятельности
1746 — Иоганн Генрих Песталоцци родился в Цюрихе.
1769—774 —эксперимент в Нейгофе по ведению образцового хозяйства.
1775—780 —создание и деятельность "Учреждения для бедных" в Нейгофе.
1789 — работа в сиротском доме в городе Станце.
1800—1826 —руководство Бургдорфским и Ивердонским учебными заведениями.
1827 — Иоганн Генрих Песталоцци скончался.
Основные работы
1781—1787 — "Лингард и Гертруда".
1801 — "Как Гертруда учит своих детей".
1826 — "Лебединая песня".

Введение

песталоцци образование педагог воспитание

Иоганн Генрих Песталоцци - швейцарский педагог-демократ, один из основоположников дидактики начального обучения. Он развил два чрезвычайно важных положения. Первое - это доказательство необходимости наглядности в процессе обучения. Другим важным положением является идея о развивающем обучении. Суть данного процесса обучения заключается в том, чтобы дети не просто накапливали знания, но и развивали свои способности, то есть задатки. Эти положения послужили основой для развития идей других выдающихся педагогов, например, таких как, Фребель, Гербарт, Дистерверг.

Особые политические и социальные взгляды И.Г. Песталоцци выражены в его трудах и в самом жизненном пути, он тоже заслуживают нашего внимания, но основной нашей задачей является изучение его педагогических взглядов, рассмотрение их сути.

И.Г. Песталоцци является автором многочисленных педагогических трудов, многие из них получили мировую известность, например, "Лингард и Гертруда"(1781-1787), "Как Гертруда учит своих детей"(1801), "Письмо к другу о пребывание в Станце"(1799), "Лебединая песня"(1826).

В воспитании считал, что оно должно быть природосообразным, что оно должно развивать физические и духовные силы ребенка, который стремится к различному развитию своей деятельности. Теория элементарного образования Песталоцци состоит из нравственного, умственного, физического и трудового. Эти составляющие должны находиться в тесной связи между собой, чтобы обеспечить всестороннее гармоничное развитие ребенка.

Также Песталоцци выступал за создание школы, о которой Крупская отзывалась следующим образом "…удовлетворила бы потребности народных масс, охотно бы принималась ими и была бы в значительной мерее созданием их собственных рук".

Тема нашей курсовой работы является актуальной потому, что в педагогике необходима гармоничная реализация природных задатков детей, совершенствование их способностей. Именно эти идеи раскрывает в своих трудах И.Г. Песталоцци.


1. Жизнь и деятельность И.Г. Песталоцци


Иоганн Генрих Песталоцци родился в Швейцарии, в Цюрихе, в семье врача. Его отец имел большую практику, поэтому семья считалась зажиточной. У Песталоцци был брат и сестра. Отец и мать обладали мягким характером, жизнь семьи складывалась благополучно. Но неожиданная смерть отца изменила положение семьи. Теперь она оказалась в тяжелом материальном положение. Песталоцци близко познакомился с тяжелым положением крестьян и с малых лет проникся глубоким сочувствием к народу.

После смерти отца на Песталоцци большое влияние оказывали мать и преданная служанка простая крестьянка Бабэль. По сути Бабэль стала главой в семье. Все мелочные материальные заботы она взяла на себя, чтобы жизнь семьи стала сносной.

Вскоре после смерти отца умер брат Песталоцци, поэтому вся любовь матери сосредоточилась на нем и его сестре. Генрих часто называл себя "маменьким сынком". Также из-за доброй семейной обстановки он вырос доверчивым ко всем людям, считал каждого человека прекрасным по- своему. Одно из важных качеств, которых сформировала Бабэль, было чистоплотность. Служанка очень не любила беспорядок, и любое маленькое пятнышко выводило ее из себя. Но главным недостатком его детства была отстраненность от жизни. Такая атмосфера повлияла на развитие в нем чрезвычайной сосредоточенности, постоянной вдумчивостью во все .

Общество мягких и добрых женщин в его детстве сформировало в нем сосредоточенность на том, что касается чувств, а не разума. Я.В. Абрамов в своей книге пишет о том, что вид раздавленного червяка заставлял плакать Генриха, встречаясь с нищим, он отдавал все, что у него было, и часто оставался голодным, так как относил свою обеденную порцию какому-нибудь бедняку . Эта чувствительность к чужому горю, к чужому страданию осталась в Песталоцци на всю жизнь.

Открытое влияние на такое отношение к бедным, нуждающимся оказали дед и дядя. Дед Песталоцци был деревенским пастором. Вся его жизнь была посвящена прихожанам и их нуждам. Дедушка не только свято выполнял свой долг, но и горячо и искренне любил сельчан, а к горожанам его отношение было скептическим. И если его симпатия к ним была инстинктивной, и он мог повлиять только на чувства маленького Песталоцци, то его дядя Гётце был сознательным их сторонником. Последний все время вел горячие речи, которые не могли не подействовать на ум мальчика, об угнетенном положение сельчан.

Теперь после всего изложенного выше нам становится понятным эта необычайная любовь к простому народу. Природная доброта и справедливость соединились с влиянием на Песталоцци двух женщин из крестьянского сословия, так воздействие деда, всецело отдавшегося служению народа, с влиянием дяди, которыи был убежденным демократом, а также, разумеется, с непосредственным наблюдением за положением крестьян.

Начальное образования он получил сначала от дедушки, затем окончил обычную немецкую, затем - традиционную латинскую школу. Следом он поступил в колледж, окончив курс, он стал задумываться о дальнейшем выборе своей деятельности.

Поступая в университет, Песталоцци хотел стать богословом. Однако вскоре он начинает задумываться о нуждах народа, о том, как ему помочь. Главной причиной этого было увлечение Песталоцци просветительскими и революционными идеями, пришедшими из Франции, прежде всего идеями Жан - Жака Руссо, озабоченностью судьбами простого народа, жившего в нищете и невежестве. Песталоцци хорошо знал произведения французских просветителей и семнадцати лет прочел "Эмиля" Руссо. Эта книга, как и "Общественный договор", произвела на юношу огромное впечатление и укрепила его намерение самоотверженно служить народу. Молодые цюрихцы, в том числе и Песталоцци, организовали полулегальный кружок. На собраниях они обсуждали вопросы истории, политики, морали, проблемы воспитания нового человека в духе Руссо. Вскоре кружок был закрыт городскими властями, а юный Песталоцци в числе других был ненадолго арестован.

Но этот арест не охладил в Песталоцци желания помогать людям. Поэтому он начинает изучать сельское хозяйство. И в 1774 году он открыл в Нейгофе (нем. Neuhof - новый двор) "Учреждение для бедных", в котором собрал до пятидесяти сирот и беспризорных детей, среди которых было множество детей, часто не имевших родителей и вообще не имевших пристанища. Желая, чтобы начатое им дело не прошло бесследно для страны, чтобы этот приют был не только первым учреждением такого рода, а чтобы за ним последовал целый ряд подобных же учреждений во всех концах Швейцарии, Песталоцци с первых дней существования этого своего приюта стал знакомить с положением дел в нем швейцарское общество. Абсолютно новая идея педагога привлекала внимание людей, так же ее стали пропагандировать многие известные швейцарские публицисты. Мысль Песталоцци вызвала общее сочувствие, также особое внимание было обращено на оригинальное заведение в Нейгофе. К сожалению, это сочувствие швейцарского общества было чисто платоническим.

Одной из наиболее важных целей, которую преследовал Песталоцци в своем приюте - воспитание бродяжных детей. Данная цель была осуществима благодаря тому, что Песталоцци горячо полюбил своих подопечных и вкладывал всю свою душу в начатое им дело. Обязанности воспитателя и вообще все заботы об этом огромном количестве детей разных возрастов и нередко с самыми дурными привычками, приобретенными во время бродяжеской жизни, лежали всецело на Песталоцци, так как содержать помощников было не на что. Единственным помощником воспитателя была его жена. Вдвоем они заботились о том, чтобы многочисленные жители Нейгофы были сыты и одеты. Они учили их труду, учили читать, надзирали за ними. Дети, как бы ни были они испорчены, всегда ценят ласку и привязываются к тем, кто их любит. Из книги Я.В.Абрамова мы узнали о том, что через год собранные в Нейгофе бродяжки были неузнаваемы. Это были опрятные, послушные, милые дети, которые изо всех сил старались вознаградить своего "отца" самой прилежной работой, усердным учением и безукоризненным поведением. Такой результат был достигнут при отсутствии в Нейгофе каких-либо наказаний и искусственных мер поощрения при полном поддержании детской живости и склонности к забавам и играм.

Песталоцци хотел, чтобы его приют содержался на средства, заработанные самими детьми. Воспитанники должны были работать в поле, а также на ткацких и прядильных станках. Он самоотверженно посвятил все свои силы, обучая их летом полевым работам, а зимой - ремеслу. Таким образом, Песталоцци делал в своем учреждении попытки соединения обучения детей с производительным трудом.

Дети могли окупить своим трудом приют, в котором они жили и работали, только непосильным физическим трудом, но Песталоцци не мог и не хотел эксплуатировать своих воспитанников. Он видел в детском труде, прежде всего, средство развития физических сил, умственных и нравственных способностей детей, стремился дать детям не узкие ремесленные навыки, а разностороннюю подготовку. В этом заключается важнейшее педагогическое значение нейгофского опыта Песталоцци. Не имея материальных средств для продолжения своего эксперимента, Песталоцци закрыл свой приют. Однако и эта неудача не разубедила его в избранном им пути. В течение последующих восемнадцати лет Песталоцци стал заниматься литературной деятельностью. Он стремился привлечь внимание к решению все того же вопроса: как возродить хозяйство крестьян, сделать жизнь их обеспеченной, как поднять нравственное и умственное состояние детей? Он издает социально-педагогический роман "Лингард и Гертруда" (1781-1787), в котором развивает свои идеи об улучшении крестьянской жизни посредством разумных методов ведения хозяйства и правильного воспитания детей. Роман имел большой успех. Он был переведен на другие языки. В романе рассказывается о том, как простая умная и уважаемая в своей деревне крестьянка умело воспитывая своих детей, убедила односельчан открыть в деревне школу. От неопределённых и пылких мечтаний Песталоцци переходит к суровой прозе жизни: "заткнуть дыру, из которой текут народные бедствия" можно только тогда, когда поднимется уровень образования народа[ цит. по 1]. Но поскольку у народа нет ни средств, ни сил для обустройства большого количества школ, то образование, по убеждению Песталоцци, должно быть передано матерям. Для облегчения этой задачи матерей необходимо снабдить специальным руководством, которое и было написано Песталоцци.

Законодательное собрание Французской республики в 1792 году наградило Песталоцци за роман "Лингард и Гертруда" и за его выдающуюся педагогическую деятельность званием "французского гражданина". К старости Пистолоцци пришлось вернуться к своей педагогической деятельности. В 1798 году в Швейцарии произошла буржуазная революция, особенно пострадал в это время Унтервальдене город Станц. Швейцарское правительства предложила Песталоцци взять на себя воспитание беспризорных детей, которые бродили по развалинам города. И он снова собрал вокруг себя ребят, не имея помощников, сам справлялся с сотней не самых примерных детей. Правительство выделило ему помещение: " Помещение под детский приют было отведено в соседнем женском монастыре, давно заброшенном. Это был ряд огромных, сырых и холодных комнат, требовавших капитального ремонта, чтобы быть годными для жилья. О ремонте не могло быть и речи, так как нужно было немедленно собрать детей, которые гибли среди развалин от голода и холода (дело было в декабре). Средства, отпущенные в распоряжение Песталоцци, были крайне скудны, и приют постоянно терпел недостаток в самом необходимом." .

Тот же недостаток средств вынуждал Песталоцци быть не только начальником учебного заведения, но учителем, казначеем, дворником, ночного сторожа и даже сиделкой в одном лице. Преодолеть все трудности ему помогли сердечность, душевная отзывчивость и любовь к детям. Песталоцци стремился сделать приют большой семьей, он стал для детей заботливым отцом и лучшим другом. Здесь он особо тщательно организовал и исследовал воспитывающий труд и развивающее обучение и вел исследовательскую работу по этим проблемам . В письме к одному из друзей о своем пребывании в Станце он впоследствии писал: "С утра до вечера я был один среди них...Моя рука лежала в их руке, мои глаза смотрели в их глаза. Мои слезы текли вместе с их слезами, и моя улыбка сопровождала их улыбку. У меня ничего не было: ни дома, ни друзей, ни прислуги, были только они". На отеческую заботу Песталоцци воспитанники приюта отвечали искренней привязанностью и любовью. Старшие ребята вскоре стали помощниками Песталоцци. Педагогическая деятельность педагога была неожиданно прервана, так как французским войскам понадобилось помещение под госпиталь, и он вынужден был закрыть школу и отдать здание в распоряжение правительства.

Вскоре ему удалось открыть в Бургдорфе среднюю школу с интернатом и при ней отделение для подготовки учителей. В 1805 году Песталоцци перевел свой институт во французскую часть Швейцарии - в Ивердон (немецкое наименование - Ифертен) и в предоставленном ему замке создал большой институт (средняя школа и педагогическое учебное заведение). Там известность педагога достигает вершины. Ученые, писатели, политические деятели посещали этот институт. В нем училось много детей аристократов, состоятельных буржуа, готовившихся в университеты или к чиновничьей карьере. Песталоцци испытывал большую неудовлетворенность оттого, что его учение и деятельность использовались не для народных масс, а в интересах знатных и богатых. В 1825 он вынужден был закрыть институт из-за полного отсутствия средств. Разочарованный Песталоцци возвращается в Нейгоф, в котором полвека назад начал свою педагогическую деятельность. Здесь он уже восьмидесятилетним стариком написал свое последнее произведение - "Лебедина я песнь" (1826).

В феврале 1827 года Песталоцци заболел. Он встретил смерть спокойно. Последними его словами были: "Я прощаю врагам, да живут они в мире, а я переселяюсь к вечному миру. Я желал бы еще пожить хотя месяц, чтобы окончить мои последние труды; но все-таки благодарю Провидение за то, что оно отзывает меня от земной жизни. А вы, мои близкие, живите в спокойствии, ищите счастья в тихом домашнем кругу" [цит. по 9,с.339].

февраля 1828 года Песталоцци умер. Его тело было захоронено в местечке Бирр.

В Нейгофе и Станце И.Г Песталоцци сделал большое количество наблюдений и выводов из своей практической работы, их он изложил во многих своих известных сочинениях: "Лингард и Гертруда"(1781-1787), "Письмо другу о пребывании в Станце" (1799) и некоторых других. Он много обдумывал свою проделанную работу и пришел к выводу, что для развития в детях природных сил требуется упрощение приемов и методов обучения в начальной школе. Так у него зародилась идея об элементарном (поэлементном) первоначальном обучении как инструменте развития личности воспитанника.

В те годы жизни, когда Песталоцци руководил "институтами" в Бургдорфе и Ивердоне, он решил превратить идею об элементарном первоначальном обучении в определенную концепцию, которая стала известной под названием "Метод Песталоцци". Под данным методом понималась система обучения детей, ориентированная на их всестороннее развитие, формирование "ума, сердца и руки". Сущность своего метода И.Г.Песталоцци изложил в ряде сочинений: "Метод. Памятная записка Песталоцци" (1800), "Как Гертруда учит своих детей" (1801), "Памятная записка парижским друзьям о сущности и цели метода" (1802), "Что дает метод уму и сердцу" (1806), "Памятная записка о семинарии в Кантоне Во" (1806) и др.

Ведущей в его педагогической концепции была новая трактовка идеи природосообразности воспитания, понимаемого как необходимость строить его в соответствии с внутренней природой ребенка. В этом и состоит общечеловеческая сущность воспитания и его задач.

Песталоцци предположил, что задатки, которые ребенку даны от рождения, способны развиваться. Им он выделил силы человеческой природы:

) силы знания, состоящие в предрасположенности к внешнему и внутреннему созерцанию;

) силы умения, вырастающие из задатков к всестороннему развитию тела;

) силы души, вырастающие из задатков к тому, чтобы любить, стыдиться и владеть собой .

Соответственно этим пунктам и элементарное обучение подразделял на умственное, физическое и нравственное. Песталоцци хотел подчеркнуть, что эти составляющие должны развиваться во взаимном действии, чтобы одна из сторон личности не получила большего развития за счет остальных.

Так как И.Г Песталоцци рассматривал гармонию развития сил человеческой природы в качестве идеала воспитания, то целью воспитания он считал выработку у воспитуемых некой "совокупной силы". Именно благодаря ей можно устанавливать известное равновесие между умственными, физическими и нравственными силами любой личности. Выявление такого равновесия сил И.Г Песталоцци считал одной из ведущих задач первоначального обучения. При всем значимым моментом было то, что теоретические знания ребенка не должны быть оторваны от практических умений. Именно во взаимодействии познания и умений И.Г.Песталоцци предполагал основу саморазвития.

Метод элементарного образования - это определенная система упражнений по развитию способностей ребенка. Песталоцци разработал систему упражнений для развития в детях природной силы, опираясь на теоретические идеи:

) ребенок от рождения обладает задатками, потенциальными внутренними силами, которым свойственно стремление к развитию;

) многосторонняя и многообразная деятельность детей в процессе обучения - основа развития и совершенствования внутренних сил, их целостного развития;

) активность ребенка в познавательной деятельности - необходимое условие усвоения знаний, более совершенное познание окружающего мира.

И.Г. Песталоцци считал, что первоначальное обучение детей должно строиться с учетом их возрастных особенностей, для чего следует пристально изучать самого ребенка. Различные педагогические средства, которые служат для развития всех внутренних и внешних сил ребенка, должны руководствоваться знаниями детской природы, их потребностями и устремлениями.

Начальным моментом в познании Песталоцци считал чувственное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Именно поэтому особенное значение в обучении детей он придавал принципу наглядности. Наблюдение он рассматривал как важнейший источник познания. В процессе обучения И.Г. Песталоцци рекомендовал руководствоваться тремя правилами: учить смотреть на каждый предмет как на целое, знакомить с формой каждого предмета, его мерой и пропорциями, знакомить с наименованием наблюдаемых явлений. В связи с этим им была разработана так называемая азбука наблюдений, состоящая из последовательных рядов упражнений, которые помогают ребенку устанавливать и определять характерные признаки наблюдаемого объекта, группировать их на основе признака и тем самым формировать его образ. Конечно,такого рода упражнения продуктивны. Но на практике нередко возникали проблемы из-за переоценки роли механических упражнений в развитии личности.

Разрабатывая идеи развивающего школьного образования и элементарного обучения, И.Г. Песталоцци был одним из основоположников концепции развивающего образования: предметы преподавания рассматривались им больше как средство целенаправленного развития способностей, чем как средство приобретения знаний. Идею Песталоцци о развивающем обучении великий русский педагог К.Д. Ушинский назвал "великим открытием Песталоцци". Выделение и обоснование развивающей функции обучения ставило перед педагогом принципиально новые задачи: выработку у учеников ясных понятий с целью активизации их познавательных сил. Идея развивающего обучения в концепции Песталоцци несла в себе потенциально новаторскую силу, став предметом пристального изучения и разработки в педагогических теориях выдающихся педагогов XIX--XX вв.

Рассматривая задачи народной школы, И.Г. Песталоцци выделял особую ее роль в нравственном воспитании, так как конечные результаты школьного образования и всех его средств состоят в достижении общей цели - воспитании истинной человечности. Основу для нравственного развития ребенка И.Г. Песталоцци видел в разумных семейных отношениях, и школьное воспитание может быть успешным лишь в том случае, если будет действовать в полном согласии с семейным. Любовь и расположение друг к другу воспитателей и воспитанников - вот те начала, на которые необходимо опираться в учебно-воспитательных учреждениях.

Простейшим исходным элементом физического развития И.Г. Песталоцци считал способность к движению в суставах ребенка. На основе естественной повседневной деятельности ребенка он предлагал строить и систему школьной элементарной гимнастики. В содержание физического воспитания он включал также и развитие органов чувств. Поэтому теория элементарного образования считается центром педагогической системы Песталоцци. Согласно с этой теорией воспитание должно начинаться с самого простого и постепенно переходить к более сложному.

Теория элементарного образования состоит из физического, трудового, нравственного и умственного воспитания. Каждая из сторон должна развиваться, тесно взаимодействуя с другими. Только тогда человек получит гармоничное развитие.

Развитие и укрепление всех физических сил и возможностей ребенка Песталоцци считал целью физического воспитания. Его основой выступало естественное желание ребенка двигаться, за все хвататься и т.д.

Песталоцци считал, что физическое воспитание должно быть первым. Мать, кормящая ребенка и ухаживающая за ним, должна уже в это время заниматься его физическим развитием. Упражнять силы детей можно благодаря выполнению простейших движений, которые каждый ребенок производит, когда есть, пьет, ходит или поднимает что-то. Если систематизировать такие упражнения, то это разовьет ребенка в физическом отношении и подготовит его к труду.

Большое место в данном виде воспитания Песталоцци отводил военным упражнениям. В Ифертенском институте все эти занятия близко сочетались со спортивными играми, походами и экскурсиями. Физическое воспитание проходило в теснейшей связи с нравственным и трудовым воспитанием. Песталоцци полагал, что если правильно организовывать физическую работу детей, то это посодействует их нравственному и умственному развитию. Песталоцци хотел создать особую "Азбуку умений", которая содержала бы физические упражнения в области простейших видов трудовой деятельности: бить, носить, бросать, толкать, махать, бороться и т. п. Овладев такой азбукой, ребенок мог бы всесторонне развить свои физические силы, а так же освоить основные трудовые умения, которые будут необходимы в любой социальной и профессиональной деятельности.

Песталоцци полагал, что главная задача воспитания - сформировать гармонически развитого человека, который должен принять в будущем полезное участие в жизни общества. Нравственность вырабатывается в ребенке в результате постоянных упражнений в делах, которые приносят пользу кому-то другому. Простейшим элементом данного воспитания Песталоцци считал любовь ребенка к матери, она возникает из-за удовлетворенных потребностей детского организма. Именно в семье закладываются основы нравственного поведения ребенка. Поэтому Песталоцци называл отчий дом школой нравов. Дальнейшее развитие нравственных сил ребенка должно проходить в школе, в которой отношения учителя к детям строятся на основе его отеческой любви к ним.

Песталоцци настаивал на том, что нравственное воспитание детей формируется благодаря развитию моральных чувств и нравственных наклонностей, а не путем нравоучений. Он также считал важным упражнения детей в нравственных поступках, которые требуют от них самообладания и выдержки, формируют их волю.

Нравственное воспитание у Песталоцци тесно связано с религиозным. Песталоцци критикует обрядовую религию и говорит о естественной. Ее он понимал как развития высоких моральных чувств.

Размышления Песталоцци об умственном образовании богато и содержательно. Песталоцци считал, что любое обучение должно строиться на наблюдении и опыте и подниматься к выводам и обобщениям. В результате наблюдений ребенок получает зрительные, слуховые, которые пробуждают в нем мысль и потребность говорить. Стремясь упростить и психологизировать обучение, Песталоцци пришел к мысли о том, что существуют простейшие элементы всякого знания о вещах и предметах, усваивая которые человек познает окружающий его мир. Этими элементами он считал число, форму, слово. В процессе обучения ребенок овладевает формой путем измерения, числом посредством счета, а словом благодаря развитию речи. Таким образом, элементарное обучение сводится прежде всего к умению измерять, считать и владеть речью.

Песталоцци сильно изменил содержание образования начальной школы того времени. Он включил в него чтение, письмо, арифметику с геометрией, измерение, рисование, пение, гимнастику, необходимые знания по географии, истории и естествознанию. Так же он значительно расширил учебный план и создал новую методику обучения, которая помогает развивать умственные силы у детей.

Важнейшей основой обучения Песталоцци считал наглядность. Без применения наглядности невозможно добиться правильных представлений об окружающем, а так же развивать мышление, речь. Песталоцци строил весь процесс обучения путем постепенного и последовательного перехода от части к целому. Такой путь он пытался сделать универсальным. По его мнению, обучение должно идти в строго последовательности. Но это не является правильным, так как в обучение равноправно могут существовать два перехода: от части к целому, от целого к части.

Так же Песталоцци считал, что учитель не только должен наполнять умы детей, но и развивать практические навыки. Он утверждал, что если ребенок овладел знаниями, но не умеет ими пользоваться, то это большой порок.

Так же Песталоцци отводил большую роль учителю. Учителем он считал не просто образованного человека, которые готов передавать знания детям, а человека, способного, прежде всего, искренне полюбить детей, стать для них отцом, давать соответствующий материал ребенку для развития его природных сил. А это возможно только в том случае, если учитель будет строить свое воспитание на основе знания физических и психических особенностей учащихся. Песталоцци изначально поставил перед собой задачу обучения и воспитания крестьянских детей, так же создание народной школы. Для осуществления своих задач И.Г Песталоцци попытался создать свои методики начального обучения.

Итак, в основу создания методик по преподаванию родного языка педагог считал развитие речи у ребенка и пополнение его словарного запаса. Песталоцци предлагал звуковой метод обучения грамоте, что было крайне важно в то время.

Педагог создает ряд указаний для увеличения словарного запаса у ребенка, для этого он тесно связывает обучение родному языку с наглядностью и со знаниями естествознания, географии и истории.

Через сложные упражнения И.Г. Песталоцци пытался добиться положительных результатов, объединяя все компоненты воедино, но на практике получились формальные упражнения по составлению предложении, где описывались признаки предметов.

Чтобы научиться писать педагог рекомендовал заранее проводить упражнения по изображению линий, которые являются элементами букв. Даже в настоящее время, в школах, используется этот метод обучению письма. Так же для развития речи И.Г. Песталоцци связал его с обучением измерению. То есть дети берут квадрат и разделяют его на части, в результате получаются различные фигуры. Обучающие должны зарисовать их, это послужит основой для письма.

На основе методов швейцарского педагога основан современный арифметический ящик. Он возражал против методов обучения арифметике и сформировал понятие о числе, начиная с элемента каждого целого числа- единицы. Сначала ребенок обучается работать с единицей, а потом постепенно усложняется счет. Чтобы обучить детей дробям, он брал квадрат и показывал на нем соотношение частей и целого.

Так же И.Г. Песталоцци предложил свои методы и по преподаванию географии. В основу он положил принцип от близкого к далекому, то есть на основе непосредственных наблюдений окружающей детей местности ведет к восприятию более сложных географических представлений. Так же он предлагал для лучшего восприятия лепить из глины рельефы, а потом только переходить к картам для изучения их.

Таким образом, И.Г. Песталоцци создал довольно обширную школьную программу для начальных классов и даже дал методические указания для положительного эффекта.


Заключение


Песталоцци был выдающимся педагогом прошлого. Теперь мы можешь для себя понять, почему часто И.Г. Песталоцци считают "отцом современной педагогики". Легко заметить, что наша современная педагогика многое заимствовала у Песталоцци.

Швейцарский педагог самоотверженно отдал все силы воспитанию бедныз детей. Огромная его заслуга заключается в том, что огромная роль должна уделяться воспитанию ребенка,а так же в том, что оно должно осуществляться постепенно от простого к сложному.

Перед воспитанием Песталоцци выдвинул прогрессивную задачу - гармонически развивать все природные силы и способности человека. Педагог развил ряд важных идей о физическом, трудовом, нравственном, умственном воспитании ребенка, настаивал на расширении содержания образования в начальной школе, стремился сделать ее близкой народу, уделял большое внимание трудовому обучению детей, их подготовке к жизни. Песталоцци разработал общие основы первоначального обучения и частные методики начального образования.

Однако педагог переоценивал иногда роль механических упражнений в развитии мышления, становился на путь оправдания теории формального образования.

Но идея, которую выдвинул И.Г. Песталоцци о школьном обучении, несомненно, оказала положительное влияние на дальнейшее развитие педагогической деятельности.

Нам кажется, что современная педагогика, должна вспомнить великие педагогические начала знаменитого педагога и отметить истинное их значение для народного образования и педагогической системы, в основе которой лежать любовь и уважение к детям к их нравственной и умственной личности.


Список литературы


1.Абрамов Я.В. Иоганн Генрих Песталоцци. Его жизнь и педагогическая деятельность [Электронный ресурс] :-Режим доступа: http://az.lib.ru

2.Джуринский А.Н. История педагогики [Текст]: Учеб.пособие для студ. Педвузов/А.Н. Джуринский. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 432 с.

3.Джуринский А.Н.Зарубежная школа: история и современность [Текст]/А.Н. Джуринский. - М., 1992.

Духавнева А.В., История зарубежной педагогики и философия образования[Текст] Серия "Учебники, учебные пособия"/А.В. Духавнева, А.Д. Столяренко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000.- 480с.

Кларин В.М., Педагогическое наследие[Текст]/В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. - М.: "Педагогика", 1987 г.-398с.

Коджаспирова Г. М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты[Текст]/Г.М. Коджаспирова.- М., 2003. - С.83.

Константинов Н.А. История педагогики [Текст]/ Н.А.Константинов Е.Н.Медынский, М.Ф. Шабаева.- М.:"Просвещение",1982 г. - 447с.

Макаревич М.В.Хрестоматия по истории педагогики[Текст]/ М.В. Макаревич И.Е. Лакин, А.Х. Рычагов. Минск.: Издательство "Высшая школа", 1971 г. - 560с.

Павленков Ф.Библиографическая библиотека. Жизнь замечательных людей: в 3т.,т.2[Тект]/Ф.Павленков. -М.: ОЛМА-ПРЕСС,2001-800с.

10.Пискунов А.И. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в: Учеб. пособие для педагогических учеб.заведений[Текст]/ А.И. Пискунов. - М.:ТЦ "Сфера", 2001.-512с.

11.Смирнов В.З. История педагогики[Текст]/В.З. Смирнов.- М.: "Просвещение", 1965 г. - 279c.

Тимофеев К. Генрих Песталоцци: Биогр. Очерк.[Текст]/К. Тимофеев. - СПб.; Тип. Акад. наук, 1856.- 89 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Loading...Loading...