Объединяй направляй еще лучше эссе. «Разделяй и властвуй» – мудрое правило, но «объединяй и направляй» ещё лучше (И.В

КАК ПРАВИЛЬНО ПИСАТЬ ЭССЕ

Эссе - это литературная форма, небольшой прозаический текст, очерк. Я бы сказала, что это мини-сочинение на определенную тему. Это ваш взгляд на данную проблематику.

При подготовке к ЕГЭ нас будет интересовать эссе в качестве одного из заданий по обществознанию . Это задание 29. В КИМах это может выглядеть так...

29. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы); сформулируйте своё отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение.

При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения ипользуйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

29.1 Философия "Все наши теории - это не что иное, как обобщение опыта, наблюдаемых факторов". (В. А. Амбарцумян)

29.2 Социальная психология "Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида". (Б.Г.Ананьев)

29.3 Экономика "Спрос и предложение - это процесс взаимного приспособления и координации" (П. Т.Хейне)

29.4 Социология "Роль - не личность, а...изображение, за которым она скрывается" (А.Н. Леонтьев)

29.5 Политология "Разделяй и властвуй" - мудрое правило, но "объединяй и направляй" - еще лучше". (И. В. Гёте)

Нам повезло, что можно выбрать тему из 5 предложенных вариантов. Выбирайте всегда ту тему, которая интересна. Тогда можно написать много полезного.

Для написания эссе вам потребуется черновик. Чтобы готовиться самостоятельно дома, необходимо завести отдельную тетрадь для эссе.

1. Крупными буквами переписываем выбранное высказывание автора.

2. Разделите лист на 2 неравные части. В большой части, вы будете писать основной текст, а маленькая часть вам потребутся для того, чтобы записывать возникающие мысли. Своего рода, сделайте очень широкие поля.

* Часто бывает, что в процессе написания эссе приходят умные мысли, которые в данный момент мы не можем использовать, но они будут нам необходимы для заключения эссе. И тогда начинаем судорожно искать листик, где всё это изложить. Поэтому широкие поля - удачное решение.

3. Структура эссе:

I часть - вступление

II часть - основная часть

III часть - заключение

* Таким образом, у вас должно получиться 3 больших абзаца.

4. Вступление.

Можно начать со слов:"Я согласен (не согласен) с данным утверждением, потому что..." и пишите тоже самое, что в теме, но другими словами.

*Пример. Тема "Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальностью

остаются" (А.Г. Асмолов)

"Я согласен с данным утверждением, потому что рождается человек как биологическое

существо, затем начинает проявлять свои способности, развивается в обществе, а

отдельные, присущие толькое ему одному качества остаются с ним на всю жизнь."

5. Основная часть.

Как вариант начала основной части: "Из курса обществознания (политологии, истории, социологии, экономики и так далее), мы знаем, что... (термины)"

*В каждом высказывании есть термины, которые будут для нас важны. Посмотрим тему, которую я привела выше. Здесь мы видим термины: "индивид", "личность", "индивидуальность". Таким образом, вы даете определение этим понятиям.

Затем можно использовать алгоритм:

ТЕЗИС - АРГУМЕНТ - АРГУМЕНТ

ТЕЗИС - АРГУМЕНТ - АРГУМЕНТ

где тезис - это утверждение, аргумент - доказательство утверждения.

*Пример: Тезис:"Человек рождается индивидом, потому что..." Аргументы: " еще не имеет социально значимых качеств, их он приобретает в процессе жизнедеятельности"

В эссе приветствуется применение примеров из личного опыта. Ваш опыт - это отличный аргумент. Можно написать ситуацию, подходящую к теме, которая с вами произошла.

Очень хорошо, если вы напишите сведения об авторе. Я постараюсь в скором времени выложить список персоналий, высказыния которых часто встречаются в С9. Здесь будет важна связка сведений об авторе, темой и вашим эссе.

ВАЖНО! Эссе должно быть написано от вашего имени. Это ваш взгляд на проблематику. Поэтому можно использовать фразы: "по моему мнению", "на мой взгляд", "я думаю", "я считаю", "попробую разобрать данную ситуацию" и так далее.

Эссе должно быть написано эмоционально!

6. Заключение.

Это самая главная часть эссе. Это ваш звездный час! Здесь вы должны выразить самую главную и сильную мысль. Если она у вас была написана раньше, то отложите ее на "закусочку" или как я называю на "десерт"

"Десерт" - это глобальная, гротесковая мысль всего эссе.

*Психологи доказали, что человек запоминает первую фразу и последнюю. На этом факте мы и сыграем.

"Десер" обязательно должен быть позитивным. Если я читаю эссе и в конце гротесково ученик пишет типа "мы все умрем", мне хочется плакать. Поэтому лучше даже проблемную тему заворачивать в радужную обертку.

Можно использовать такие шаблонные фразы: "так будем же развивать нашу экономику (культуру, образование, здравоохранение, социальные программы) на благо всему человечеству!!!"

7. Объем эссе.

Считается, что эссе должно занимать 2, 5 тетрадных листа, но в нашем случае это 1, 5 страницы бланка № 2

СОВЕТ: при подготовке к ЕГЭ, начинайте писать в специальной тетрадке, которая предназначена для эссе. Пишите эссе объемом 2, 5 листа. Лучше вы научитесь много писать, а потом сможете скорректировать своё сочинение. На ЕГЭ вы сможете вычеркнуть ненужные мысли.

Вот и всё... Желаю удачи!

Если вам интересно, можете сами написать эссе по данной теме. Очень хотелось бы увидеть ваши работы. Их можно прислать ко мне на почту.

Напоминаю e-mail: [email protected]

ОБРАЗЕЦ НАПИСАНИЯ ЭССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.

29. "КУЛЬТУРА - ЭТО ВЫБОР!" (Д. ДИБРОВ)

Я согласна с данным утверждением, потому что культура всегда ставит человека перед выбором. Она многообразна. Тысячелетняя история человечества создала материальные и духовные ценности, которые передаются из поколения в поколение. Наряду с этим возникают новые открытия, создаются новые шедевры.

Автор данного высказывания - Дмитрий Дибров - известный в элитных кругах критик, музыкант, телеведущий, да и просто культурный и образованный человек. Думаю, он точно знает, что достижения людей многообразны, в них есть альтернатива. А там, где есть альтернатива существует выбор. Попробую и я доказать, что культура для меня - это выбор.

Из курса обществознания мы знаем, что существует много значений термина "культура". Отметим здесь первоначальное значение данного понятия.Ещедревнеримский политик и философ Цицерон писал, что "культура обозначает возделывание". Поэтому своим выбором человек возделывает в себе лучшие качества, становясь культурным. Но для того, чтобы можно было выбирать необходимо изучить многое, узнать много.

В истории известны случаи, когда культура не являлась выбором, так как не было доступа к разнообразию ее проявлений. Взять хотя бы советский период нашей истории, когда властвовал тоталитарный режим. Советскому народу Коммунистическая партия навязывала не только политический строй, но и единые культурные ценности. А инакомыслие преследовалось государством. Вспомним репрессии 30-50-х годов XX века и эмиграцию многих выдающихся личностей, таких как Ростропович, Солженицын, Вишневская и других.

В настоящее время у россиян есть выбор. Телевидение представляет многообразные телепередачи. Можно смотреть "мыльные оперы", которые являются эрцаз-культурой, а можно смотреть научно-популярные и документальные фильмы. Телеканалы представляют множество развлекательных программ, относящихся к элементам массовой культуры.

Моё отношение к культуре неоднозначно. Я "всеядна". Увлекаюсь любым видом искусства, в зависимости от настроения. Могу читать стихи В. Высоцкого или японские хокку, слушать британскую группу "Muse" или фугу Баха, восхищаться кистью великого Караваджо или думать над картиной С. Дали "Сон, навеянный полетом пчелы за секунду до пробуждения".

Я выбираю это многообразие! Я счастлива, что у меня есть этот выбор!

Каждый человек должен иметь этот выбор, чтобы лучше понять себя и окружающий мир, используя опыт мировой художественной культуры.

Таким образом, культура - это всегда выбор! Человек должен найти то ценное, что необходимо для обретения внутренней гармонии, взятое из раскидистых ветвей великого древа культуры!

Власть всегда была одним из самых актуальных вопросов. Зная историю можно сказать, что легче прийти к власти, чем удержать ее. Хорошим примером этого тезиса может являться Наполеон Бонапарт, пришедший к власти как триумфатор и окончивший свою жизнь на далеком острове святой Елены.

В данном высказывании Гёте как раз рассматривается проблема удержания власти.

Я согласна с мнением автора, так как считаю, что консолидация народа вокруг единого лидера или партии дает лучшие результаты, чем стравливание отдельных группировок. Если не контролировать этот процесс, он может перерасти в гражданскую войну, что, безусловно, является отрицательным фактором и дестабилизирует как экономику, так и общественную жизнь. Предлагаю рассмотреть и тот и другой метод на конкретных примерах и проследить их последствия. Что бы сравнения получилось корректным возьмём одну и ту же эпоху.

Итак, шестнадцатый век. Религиозные войны во Франции. После смерти своего мужа регентом при малолетнем сыне является Екатерина Медичи. Власть слаба и она выбирает политику стравливания двух враждующих лагерей католиков и протестантов (гугенотов), попеременно поддерживая то тех то других. Эта политика, по сути, провоцировала продолжения религиозного конфликта и вылилась в Варфоломеевскую ночь. Тогда только в Париже погибло 20 000. Эта политика была не верной в данных условиях, так как вместо урегулирования конфликта, она разжигала его, что в конце концов вылилось в тысячи людских жертв.

В том же веке практически одновременно с Екатериной в Англии правила Елизавета Тюдор. После её сестры Марии ей тоже досталось слабое после религиозных конфликтов и костров инквизиции государство. Первым законом ею изданным стал документ объявляющий, по сути, свободу вероисповедания. Она стала символом для своего народа. Вскоре Испания, сильнейшая страна того времени объявила Англии войну. Елизавета же тогда приказала всем судам: и торговым, и военным отправляться защищать родину. Она объединила общество вокруг себя, тем самым консолидировав силы и совершив рывок в экономическом и социальном плане. До сих пор она считается одной из любимейших английских королев, уступая только королеве Виктории.

Таким образом, данные примеры позволяют мне согласится с мнением Гёте. Крепкая единая власть позволяет государству и обществу развиваться. Стравливание отдельных группировок для их ослабления тоже довольно эффективный метод, однако эта ситуация может выйти из под контроля и лишь усугубить политическую ситуацию.

Добро порождает добро.

Власть – сила, проявление своей воли по отношению к другим людям. Для того, чтобы удержать власть в своих руках, неважно государственную или групповую, лидер выбирает свою тактику: миротворческую или диктаторскую. Так, в первом случае власть держится на харизме лидера, на способности убеждать и вести за собой группу. Такая власть более устойчивая, чем вторая. Держится на страхе и беспрекословном подчинении общества лидеру, бывает, когда из-за недовольства граждан случаются перевороты и диктатора свергают. Какая тактика более эффективная?

Примером диктатора является личность Иосифа Сталина. Процесс захвата власти был длительным, он тактично использовал своих союзников для уничтожения противников. Выиграл политическую гонку после смерти Ленина с помощью устранению других претендентов, медленно, но продуктивно Сталин убрал со своего пути всех кандидатов на пост лидера партии. Культ личности Сталина – стремление упрочить позиции посредством поддержания культа вождя. Восхваление вождя о стороны ближайшего окружения, проведение праздников в его честь. При жизни Сталин – был великим человеком, заслуги, перед родиной которого были неоспоримы, но в 1953 г. Сталин умирает. После смерти Сталина начался процесс «дестанилизации», разрушения «культа личности», сталинизма. Так, из-за нарциссизма и культа личности Сталин допустил ряд ошибок, которые повлекли за собой гибель людей (Великая отечественная война) Если бы Сталин послушал своих помощников, Жукова, то можно было спасти тысячи жизней.

Множество примеров из истории нашей страны подтверждают мысль автора о том, что коммуникация, то есть непосредственное общение, прислушивание к другому мнению, является важным фактором в правлении. Одно из самых мирных и спокойных времен было в России в правление А. А. Романова (1881-1894).

Таким образом, гуманизм, взаимопонимание являются факторами продуктивного функционирования общества, наличие общей цели и интересов сплочает людей, ведет к целенаправленной деятельности. Ни один диктатор не сможет вечно держать власть в своих руках, поэтому «объединяй и направляй» - лучший способ коммуникации между властью и подчиненными.


Однажды И. В. Гёте сказал: «”Разделяй и властвуй” – мудрое правило, но “объединяй и направляй” ещё лучше». По мнению автора, основным принципом успешного политического лидерства является способность управленца объединять различные социальные группы и вырабатывать политический курс, отражающий реалии жизни общества. Лидер должен консолидировать общество, заниматься согласованием интересов различных групп, организаций.

Тезис «Разделяй и властвуй» у многих людей на слуху. Идея заключается в том, что для эффективного управления обществом необходимо разделить его на группы и создать между ними искусственный конфликт.

Лидер в такой ситуации будет иметь функцию арбитра, к которому будут обращаться за решением своих проблем. Именно за счет этого полномочия правитель будет властвовать над обществом. Гёте же вывел новую формулу, которая при рассмотрении намекает на то, что предыдущая определенно имеет место быть, при этом она далеко не идеальна и требует преобразования и переосмысления. Для политического лидера огромное значение имеет сам подход к управлению, поэтому идея, выдвинутая Иоганном Гёте, нуждается в качественном осмыслении. Принцип «разделяй и властвуй» имеет некоторые плюсы, такие как строгий контроль над обществом и твердая власть управленца. Но в определенный момент систему, построенную на данной идее, ждет крах, потому что один человек будет не в состоянии больше сдерживать общественную массу, ведь однажды решительные и бескомпромиссные решения такого лидера могут повлечь негодование со стороны управляемых масс. В свою очередь правило «объединяй и направляй» гласит, что лидеру необходимо соединять общество воедино при помощи согласования интересов различных групп. После консолидации следует направить людей в том направлении, которое соответствует их запросам. Так лидер обеспечивает стабильность политической жизни общества и предохраняет себя от потери власти, ведь все его действия базируются на мнении группы и подкрепляются поддержкой этих самых людей.

Так в чем же заключается недостаток идеи «разделяй и властвуй»? В том, что при таком подходе власть лидера становится авторитарной и постепенно переходит к тоталитарной. При неограниченной власти лидер может постепенно потерять контроль над искусственно созданным конфликтом и таким образом лишиться своей тотальной власти. Яркой иллюстрацией пагубного воздействия данного принципа может послужить фигура Адольфа Гитлера. Получив титул рейх-канцлера, он создал строгое разделение людей, основанное на расовом неравенстве. Появились низшие расы, такие как еврейская и славянская, которые должны были быть истреблены. И напротив, высшая арийская раса – подобие сверх человека, имевшая право на угнетение и порабощение других народов. Власть Гитлера в скором времени превратилась в тоталитарную и стала основываться исключительно на желаниях и решениях фюрера. В итоге это привело к самым катастрофическим последствиям. Адольф Гитлер развязал самую кровопролитную войну в истории человечества, которая была несравнима с другими по степени своей жестокости. По итогам войны были убиты миллионы людей, разрушены сотни городов, погублены тысячи судеб. Принцип «Разделяй и властвуй» в конечном счете довел Гитлера до самоубийства, а Германию привел к печальным последствиям: развалил ее на две части, которым не удавалось объединиться на протяжении долгих лет.

А что же несет в себе принцип «объединяй и направляй»? Он призывает учитывать интересы общества, препятствовать возникновению внутренних конфликтов и двигать людей в нужном для них, а не для клики, направлении. И только лишь одаренный лидер может создавать такие условия, ведь не так просто учитывать интересы большого множества социальных групп. Более того необходимо направлять их в правильном политическом русле. Примером может послужить правление Ивана III Великого. Эпоха раздробленности нанесла немалый ущерб Русскому государству. Земли нуждались в объединении, а народ в мудром правителе. На фоне этих событий возникла фигура Ивана III, который, воспользовавшись своими навыками дипломатии, сумел собрать большинство русских земель воедино. Без кровопролития, конечно, не обошлось, только вот цель оправдала средства и консолидация послужила мощным толчком к развитию Русского государства. Иван Великий направил свою страну на борьбу с иноземными захватчиками и на объединение родных народов под именем единого государя. Период правления Ивана III можно назвать одним из самых подходящих периодов российской истории для иллюстрации принципа «объединяй и направляй» и демонстрации его положительного влияния на практике.

Таким образом, политическое лидерство может быть основано на разных идеях. При этом, если говорить о правиле «разделяй и властвуй», то стоит помнить, что такая модель организации политической жизни может рухнуть из-за того, что искусственный конфликт перерастет в угрозу для власти лидера. Эта модель определенно может быть хорошая на старте политического объединения определенной группы, но не удастся руководствоваться эти принципом долгие годы, при этом не понеся серьезных потерь. Идея «объединяй и направляй» в свою очередь придает стабильность политической системе и помогает людям двигаться к той цели, которую они видят перед собой.

Вы-бе-ри-те одно из пред-ло-жен-ных ниже вы-ска-зы-ва-ний и на его ос-но-ве на-пи-ши-те мини-со-чи-не-ние.

Сфор-му-ли-руй-те по сво-е-му усмот-ре-нию одну или не-сколь-ко ос-нов-ных идей за-тро-ну-той ав-то-ром темы и рас-крой-те её (их) с опо-рой на об-ще-ство-вед-че-ские зна-ния.

Для рас-кры-тия сфор-му-ли-ро-ван-ной(-ых) Вами ос-нов-ной(-ых) идеи(-й) при-ве-ди-те рас-суж-де-ния и вы-во-ды, ис-поль-зуя об-ще-ство-вед-че-ские зна-ния (со-от-вет-ству-ю-щие по-ня-тия, тео-ре-ти-че-ские по-ло-же-ния).

Для ил-лю-стра-ции сфор-му-ли-ро-ван-ных Вами ос-нов-ной(-ых) идеи(-й), тео-ре-ти-че-ских по-ло-же-ний, рас-суж-де-ний и вы-во-дов при-ве-ди-те не менее двух со-ци-аль-ных фак-тов/при-ме-ров из раз-лич-ных ис-точ-ни-ков (об-ще-ствен-ной жизни (в том числе по со-об-ще-ни-ям СМИ), лич-но-го со-ци-аль-но-го опыта (вклю-чая в том числе про-чи-тан-ные книги, про-смот-рен-ные ки-но-филь-мы), из раз-лич-ных учеб-ных пред-ме-тов.

Каж-дый при-во-ди-мый факт/при-мер дол-жен быть сфор-му-ли-ро-ван развёрнуто и под-твер-ждать обо-зна-чен-ную ос-нов-ную идею, тео-ре-ти-че-ское по-ло-же-ние, рас-суж-де-ние или вывод/ быть с ними явно свя-зан. По сво-е-му со-дер-жа-нию при-ме-ры не долж-ны быть од-но-тип-ны-ми (не долж-ны дуб-ли-ро-вать друг друга).

29.1 Фи-ло-со-фия: «Все наши тео-рии - это не что иное, как обоб-ще-ние опыта, на-блю-да-е-мых фак-тов» (В.А. Ам-бар-цу-мян).

29.2 Эко-но-ми-ка: «Спрос и пред-ло-же-ние - это про-цесс вза-им-но-го при-спо-соб-ле-ния к ко-ор-ди-на-ции» (П.Т. Хайне).

29.3 Со-цио-ло-гия, со-ци-аль-ная пси-хо-ло-гия: «На-ча-ло лич-но-сти на-сту-па-ет на-мно-го позже, чем на-ча-ло ин-ди-ви-да» (Б.Г. Ана-ньев).

29.4 По-ли-то-ло-гия: «"Раз-де-ляй и власт-вуй" - муд-рое пра-ви-ло, но "объ-еди-няй и на-прав-ляй" ещё лучше» (И.В. Гёте).

29.5 Пра-во-ве-де-ние: «Закон не знает со-слов-ных пре-ступ-ле-ний, не знает раз-ли-чий по кругу лиц, в среде коих со-вер-ша-ет-ся его на-ру-ше-ние. Он ко всем равно строг и равно ми-ло-стив» (А.Ф. Кони).

Пояснение.

1. Задание является альтернативным, то есть необходимо выбрать одно высказывание из пяти, выписать цитату и ее номер , прежде чем приступить к написанию мини-сочинения. На что следует обратить внимание:

1.1. Раздел обществознания , в контексте которого дано высказывание. Именно от него зависит сфера, в которой приводится аргументации, используемые обществоведческие понятия и т. д.

1.2. Смысл высказывания должен быть полностью понятен учащемуся. Если он раскрывается неверно, мини-сочинение не читается за К1 (первый критерий) выставляется 0 баллов и само мини-сочинение не оценивается.

2. Структура мини-сочинения:

2.1. Необходимо объяснить смысл высказывания. В данной части необходимо выделить ключевую идею или идеи высказывания. (К1, макс. 1 балл) Не допускается: подмена смысла высказывания рассуждениями общего характера («домашней заготовкой»), не отражающими специфики предложенного высказывания; прямой пересказ, перефразирование приведённого высказывания или последовательное объяснение каждого слова в высказывании без объяснения смысла высказывания в целом.

2.2. Необходимо на теоретическом уровне раскрыть каждый аспект основной идеи или идей авторского высказывания. Необходимые элементы:

2.2.1. Использование ключевых для основной идеи или идей высказывания обществоведческих понятий , их объяснение, а также теоретических положений, раскрывающих идею или идеи высказывания. Важно , чтобы они соответствовали разделу обществознания, в котором дано высказывание. (К2, макс. 2 балла).

2.2.2. В контексте хотя бы одной выделенной идеи с опорой на корректное(-ые) объяснение(-я) ключевого(-ых) понятия(-й), теоретические положения приведены связанные между собой последовательные и непротиворечивые рассуждения, на основе которых сформулирован обоснованный и достоверный с точки зрения научного обществознания вывод (К3, макс. 1 балл).

2.3. Необходимо привести не менее двух примеров из разных сфер , которые будут подкреплять теоретическую аргументацию. (К4, макс 2 балла) Необходимые элементы:

2.3.1. Использовать примеры из разных источников . В качестве источников могут использоваться факты общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), материалы учебных предметов (истории, географии и др.). Примеры из разных учебных предметов рассматриваются в качестве примеров из различных источников.

2.3.2. Каждый пример должен на практике отражать теоретические положения аргументов.

3. При написании мини-сочинения, важно помнить:

3.1. В структуре необходимо избегать внутренней противоречивости.

3.2. Каждая часть должна органически входить в структуру мини-сочинения (аргументация соответствует аспектам проблемы, обозначенным в объяснении высказывания, а фактические примеры иллюстрируют теоретические аргументы).

3.3. Необходимо избегать обыденного языка.

3.4. Необходимо избегать грубых грамматических ошибок, особенно, в обществоведческой и иной предметной терминологии.

3.5. Наличие ошибочных, с точки зрения научного обществознания, а также смысловых и фактических ошибок ведет к снижению баллов по К2 и/или К4, в зависимости от характера ошибки.

Loading...Loading...