О чем говорится в минских соглашениях. Вашингтон вполне устраивает вооружённый конфликт на границе России

Российский журналист Юрий Бармин опубликовал фото документов, согласованных на четырехсторонних переговорах в Минске. В руки журналиста попала часть декларации глав государств, а также четыре страницы первоочередных мер по деэскалации конфликта на Донбассе.

Основные требования документа таковы:

  • отвод тяжелых вооружений должен начаться не позднее второго дня после прекращения огня и завершиться в течение 14 дней;
  • зона безопасности для тяжелой артиллерии на Донбассе должна составлять от 50 до 140 км;
  • ОБСЕ должна обеспечить эффективный мониторинг и верификацию режима прекращения огня с первого дня отвода техники;
  • обеспечение помилования и амнистии путем введения в силу закона, запрещающего преследования и наказания лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины;
  • конституционная реформа в Украине должна быть проведена к концу 2015 года;
  • вывод с территории Украины всех иностранных вооружений, формирований, техники и наемников под наблюдением ОБСЕ;
  • принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей;
  • органы самоуправления Донбасса будут участвовать в назначении прокуроров и судей, создании отрядов народной милиции;
  • особый статус отдельных районов Донецкой и Луганской областей должен предусматривать право на языковое определение и трансграничное сотрудничество с регионами РФ.

Комплекс мер по выполнению Минских соглашений

1. Незамедлительное и всеобъемлющее прекращение огня в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины и его строгое выполнение начиная с 00 ч. 00 мин. (киевское время) 15 февраля 2015 года.

2. Отвод всех тяжелых вооружений обеими сторонами на равные расстояния в целях создания зоны безопасности шириной минимум 50км друг от друга для артиллерийских систем калибром 100 мм и более, зоны безопасности шириной 70 км для РСЗО и шириной 140 км для РСЗО «Торнадо-С», «Ураган», «Смерч» и тактических ракетных систем «Точка» («Точка У»):

Для украинских войск: от фактической линии соприкосновения;

Для вооруженных формирований отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины: от линии соприкосновения согласно Минскому меморандуму от 19 сентября 2014 г.

Отвод вышеперечисленных тяжелых вооружений должен начаться не позднее второго дня после прекращения огня и завершиться в течение 14 дней.

Этому процессу будет содействовать ОБСЕ при поддержке Трехсторонней Контактной группы.

3. Обеспечить эффективный мониторинг и верификацию режима прекращения огня и отвода тяжелого вооружения со стороны ОБСЕ с первого дня отвода, с применением всех необходимых технических средств, включая спутники, БПЛА, радиолокационные системы и пр.

4. В первый день после отвода начать диалог о модальностях проведения местных выборов в соответствии с украинским законодательством и Законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», а также о будущем режиме этих районов на основании указанного закона.

Незамедлительно, не позднее 30 дней с даты подписания данного документа, принять постановление Верховной Рады Украины с указанием территории, на которую распространяется особый режим в соответствии с Законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» на основе линии, установленной в Минском меморандуме от 19 сентября 2014 г.

5. Обеспечить помилование и амнистию путем введения в силу закона, запрещающего преследование и наказание лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины.

6.Обеспечить освобождение и обмен всех заложников и незаконно удерживаемых лиц на основе принципа «всех на всех». Этот процесс должен быть завершен самое позднее на пятый день после отвода.

7.Обеспечить безопасный доступ, доставку, хранение и распределение гуманитарной помощи нуждающимся на основе международного механизма.

8.Определение модальностей полного восстановления социально-экономических связей, включая социальные переводы, такие как выплата пенсий и иные выплаты (поступления и доходы, своевременная оплата всех коммунальных счетов, возобновление налогообложения в рамках правового поля Украины).

В этих целях Украина восстановит управление сегментом своей банковской системы в районах, затронутых конфликтом, и, возможно, будет создан международный механизм для облегчения таких переводов.

9. Восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта, которое должно начаться в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования (местные выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей на основании Закона Украины и конституционная реформа) к концу 2015 года при условии выполнения пункта 11 – в консультациях и по согласованию с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней Контактной группы.

10.Вывод всех иностранных вооруженных формирований, военной техники, а также наемников с территории Украины под наблюдением ОБСЕ. Разоружение всех незаконных групп.

11.Проведение конституционной реформы в Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей в соответствии с мерами, указанными в примечании , до конца 2015года. (См. примечание .)

12.На основании Закона Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» вопросы, касающиеся местных выборов, будут обсуждаться и согласовываться с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней Контактной группы. Выборы будут проведены с соблюдением соответствующих стандартов ОБСЕ при мониторинге со стороны БДИПЧ ОБСЕ.

13.Интенсифицировать деятельность Трехсторонней Контактной группы, в том числе путем создания рабочих групп по выполнению соответствующих аспектов Минских соглашений. Они будут отражать состав Трехсторонней Контактной группы.

Примечание :

Такие меры в соответствии с Законом «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» включают следующее:

Освобождение от наказания, преследования и дискриминации лиц, связанных с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;

Право на языковое самоопределение;

Участие органов местного самоуправления в назначении глав органов прокуратуры и судов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;

Возможность для центральных органов исполнительной власти заключать с соответствующими органами местного самоуправления соглашения относительно экономического, социального и культурного развития отдельных районов Донецкой и Луганской областей;

Государство оказывает поддержку социально-экономическому развитию отдельных районов Донецкой и Луганской областей;

Содействие со стороны центральных органов власти трансграничному сотрудничеству в отдельных районах Донецкой и Луганской областей с регионами Российской Федерации;

Создание отрядов народной милиции по решению местных советов с целью поддержания общественного порядка в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;

Полномочия депутатов местных советов и должностных лиц, избранных на досрочных выборах, назначенных Верховной Радой Украины этим законом, не могут быть досрочно прекращены.

Документ подписали участники Трехсторонней Контактной группы:

Посол Хайди Тальявини

Второй Президент Украины Л.Д. Кучма

Посол Российской Федерации на Украине М.Ю. Зурабов

А.В. Захарченко

И.В. Плотницкий

Декларация Президента Российской Федерации, Президента Украины, Президента Французской Республики и Канцлера Федеративной Республики Германия в поддержку Комплекса мер по выполнению Минских соглашений, принятого 12 февраля 2015 года

Президент Российской Федерации Владимир Путин, Президент Украины Пётр Порошенко, Президент Французской Республики Франсуа Олланд и Канцлер Федеративной Республики Германия Ангела Меркель подтверждают полное уважение суверенитета и территориальной целостности Украины. Они твёрдо убеждены в безальтернативности исключительно мирного урегулирования. Они всецело готовы предпринять любые возможные меры как по отдельности, так и совместно в этих целях.

В этом контексте лидеры одобряют Комплекс мер по выполнению Минских соглашений, принятый и подписанный в Минске 12февраля 2015 года всеми, кто также подписал Минский протокол от 5 сентября 2014 года и Минский меморандум от 19сентября 2014 года. Лидеры будут вносить вклад в этот процесс и использовать своё влияние на соответствующие стороны, чтобы способствовать выполнению этого Комплекса мер.

Германия и Франция окажут техническую поддержку для восстановления сегмента банковской системы в затронутых конфликтом районах, возможно, путём создания международного механизма для содействия осуществлению социальных выплат.

Лидеры разделяют убеждение в том, что укрепление сотрудничества между Европейским Союзом, Украиной и Россией будет способствовать урегулированию данного кризиса. В этих целях они поддерживают продолжение трёхсторонних переговоров между Европейским Союзом, Украиной и Россией по вопросам энергетики с тем, чтобы осуществить шаги в развитие «зимнего газового пакета».

Они также поддерживают трёхсторонние переговоры между Европейским Союзом, Украиной и Россией в целях выработки практического решения вопросов, вызывающих обеспокоенность России, в связи с выполнением Соглашения о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли между Украиной и Европейским Союзом.

Лидеры по-прежнему привержены идее создания общего гуманитарного и экономического пространства от Атлантики до Тихого океана на основе полного уважения международного права и принципов ОБСЕ.

Лидеры будут и впредь привержены выполнению Минских соглашений. С этой целью они договорились о создании контрольного механизма в «нормандском формате», который будет проводить встречи с регулярной периодичностью, как правило, на уровне старших должностных лиц, представляющих министерства иностранных дел.

Завтра исполняется ровно год с момента подписания 2-й версии Минских соглашений. Будет уместно посмотреть, что из подписанного за год было выполнено из того, что подписали Кучма, Зурабов, Тальявини, Захарченко и Плотницкий.

Комплекс мер по выполнению Минских соглашений

1. Незамедлительное и всеобъемлющее прекращение огня в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины и его строгое выполнение, начиная с 00 ч. 00 мин. (киевское время) 15 февраля 2015 года.

Огонь не был прекращен ни тогда, ни в течение года, ни спустя год. На Донбассе по-прежнему идет война, которая меняет свою интенсивность - от вялолекущий вечерних обстрелов, до серьезных столкновений за отдельные населенные пункты. В течении 2015 года такими были - Спартак, Марьинка, Новая Ласпа, Старогнатовка, Широкино и т.д.

2. Отвод всех тяжелых вооружений обеими сторонами на равные расстояния в целях создания зоны безопасности шириной минимум 50 км друг от друга для артиллерийских систем калибром 100 мм и более, зоны безопасности шириной 70 км для РСЗО и шириной 140 км для РСЗО "Торнадо-С", "Ураган", "Смерч" и тактических ракетных систем "Точка" ("Точка У"):
— для украинских войск: от фактической линии соприкосновения;
— для вооруженных формирований отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины: от линии соприкосновения согласно Минскому меморандуму от 19 сентября 2014 г.
Отвод вышеперечисленных тяжелых вооружений должен начаться не позднее второго дня после прекращения огня и завершиться в течение 14 дней.
Этому процессу будет содействовать ОБСЕ при поддержке Трехсторонней Контактной группы.

Тяжелое вооружени калибром свыше 100-мм так и не было в полной мере отведено, что периодически проявляется в фактах применения артиллерии или мелькающих на линии фронта танков. Про отвод вооружений калибром ниже 100-мм и вовсе говорить неудобно, с учетом ежедневных минометных обстрелов на целом ряде участков линии фронта.
Единственное, что можно отметить в позитивном смысле, спустя год стороны практически не используют в обстрелах РСЗО.

3. Обеспечить эффективный мониторинг и верификацию режима прекращения огня и отвода тяжелого вооружения со стороны ОБСЕ с первого дня отвода с применением всех необходимых технических средств, включая спутники, БПЛА, радиолокационные системы и пр.

Как показала практика ОБСЕ не в состоянии контролировать перемещение тяжелой технике и артиллерии, ограничиваясь фиксацией того, что стороны считают уместным ОБСЕ показывать. При наличие спутников и БПЛА, за линией фронта стороны периодически двигают тяжелую технику и изыскивают различные способы игнорирования этого пункта, вроде пресловутого "колеса", когда артиллерия и РСЗО отводятся в тыл под камеры наблюдателей ОБСЕ, а потом делают крюк и возвращаются на запасные, или даже те же позиции у линии фронта. С обеих сторон существуют "пожарные команды" с высокой степенью готовности, для выдвижения к линии фронта из районов сосредоточения.

4. В первый день после отвода начать диалог о модальностях проведения местных выборов в соответствии с украинским законодательством и Законом Украины "О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей", а также о будущем режиме этих районов на основании указанного закона.
Незамедлительно, не позднее 30 дней с даты подписания данного документа, принять постановление Верховной рады Украины с указанием территории, на которую распространяется особый режим в соответствии с Законом Украины "О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" на основе линии, установленной в Минском меморандуме от 19 сентября 2014 г.

Порядок местного самоуправления на Донбассе так и не был определен, так как на Украине не было соответствующим образом изменено законодательство и народные респубилки никак не влияли на модальность заявлений Киева о том, как именно на Донбассе должны пройти выборы (все предложения республик были отвергнуты или даже не рассмотрены). Закон с указанием территории был принят, но натолкнулся на казус Дебальцево, которое до 19 сентября 2014 года контролировалось ВСУ, но вскоре после подписания Минских соглашений было освобождено ВСН, ввиду чего Украина считает, что на Дебальцево распространяются украинские законы, в то время как в ДНР и ЛНР Дебальцево считают своим (этот вопрос важен в том числе при обсуждении вопроса о порядке выборов на Донбассе).

5. Обеспечить помилование и амнистию путем введения в силу закона, запрещающего преследование и наказание лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины.

Закон об амнистии так и не был принят и более того, представители Украины постоянно заявляли, что не пойдут на принятие такого закона.

6. Обеспечить освобождение и обмен всех заложников и незаконно удерживаемых лиц на основе принципа «всех на всех». Этот процесс должен быть завершен самое позднее на пятый день после отвода.

Обмена "всех на всех" так и не случилось, хотя периодически шли разовые обмены групп военнопленных, которые впрочем проводились и без Минских соглашений.

7. Обеспечить безопасный доступ, доставку, хранение и распределение гуманитарной помощи нуждающимся на основе международного механизма.

С учетом продолжающейся блокады, гуманитарная помощь поступает скорее вопреки, а не благодаря международным механизмам. РФ как и ранее экономически поддерживает Донбасс, а "белые конвои", как ездили без особой оглядки на протесты Украины, так и продолжают ездить. Украина, ничего кроме видимости мониторинга этих грузов так ничего и не смогла добиться в плане контроля над поставками гуманитарных грузов на Донбасс. Ввиду этого отыгрываются за счет блокады и периодических остановок поставок гуманитарки от Ахметова.

8. Определение модальностей полного восстановления социально-экономических связей, включая социальные переводы, такие как выплата пенсий и иные выплаты (поступления и доходы, своевременная оплата всех коммунальных счетов, возобновление налогообложения в рамках правового поля Украины).
В этих целях Украина восстановит управление сегментом своей банковской системы в районах, затронутых конфликтом, и, возможно, будет создан международный механизм для облегчения таких переводов.

За прошедший год экономическая блокада Донбасса не только не была снята, но скорее наоборот - усилилась, причем существуют тенденции к дальнейшему перекрытию экономических связей между ЛДНР и Украиной. Банковская система Украины в ЛДНР так и не была восстановлена.

9. Восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта, которое должно начаться в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования (местные выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей на основании Закона Украины и конституционная реформа) к концу 2015 года при условии выполнения пункта 11 - в консультациях и по согласованию с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней Контактной группы.

Так как никого политического урегулирования не случилось, то никакой границы Украина естественно не получила.

10. Вывод всех иностранных вооруженных формирований, военной техники, а также наемников с территории Украины под наблюдением ОБСЕ. Разоружение всех незаконных групп.

Данный пункт так же не был выполнен - часть наемников были легализованы в частях НГУ, МВД и ВСУ, а некоторые до сих пор продолжают находится на линии фронта без всякой легализации, вроде тех же чеченцев вооющих на стороне ВСУ. С нашей стороны добровольцы из РФ и те, кто поехал на Донбасс воевать за деньги, легализованы через структуры армейских корпусов. В обоих случаях ОБСЕ практически ничего не контролирует.

11. Проведение конституционной реформы на Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей в соответствии с мерами, указанными в примечании 1, до конца 2015 года.

Конституционная реформа Украины сознательно саботируется Киевом, что делает бессмысленными любые разговоры о политическом урегулировании.

12. На основании Закона Украины "О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" вопросы, касающиеся местных выборов, будут обсуждаться и согласовываться с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней Контактной группы. Выборы будут проведены с соблюдением соответствующих стандартов ОБСЕ при мониторинге со стороны БДИПЧ ОБСЕ.

Вопросы выборов в ДНР и ЛНР никто с ними не согласовывал, поэтому республики спустя год после подписания соглашений угрожают провести их самостоятельно без согласования с Украиной.

13. Интенсифицировать деятельность Трехсторонней Контактной группы, в том числе путем создания рабочих групп по выполнению соответствующих аспектов Минских соглашений. Они будут отражать состав Трехсторонней Контактной группы.
Примечание 1. Такие меры в соответствии с Законом "Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" включают следующее:
— освобождение от наказания, преследования и дискриминации лиц, связанных с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;
— право на языковое самоопределение;
— участие органов местного самоуправления в назначении глав органов прокуратуры и судов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;
— возможность для центральных органов исполнительной власти заключать с соответствующими органами местного самоуправления соглашения относительно экономического, социального и культурного развития отдельных районов Донецкой и Луганской областей;
— государство оказывает поддержку социально-экономическому развитию отдельных районов Донецкой и Луганской областей;
— содействие со стороны центральных органов власти трансграничному сотрудничеству в отдельных районах Донецкой и Луганской областей с регионами Российской Федерации;
— создание отрядов народной милиции по решению местных советов с целью поддержания общественного порядка в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;
— полномочия депутатов местных советов и должностных лиц, избранных на досрочных выборах, назначенных Верховной радой Украины этим законом, не могут быть досрочно прекращены.

В силу тупика по предшествующим политическим пунктам минских соглашений, из этого было реализовано только создание подгрупп, которые обсуждают все остальное, но не могут что-либо реализовать из подписанного на практике.

Итоги.

В целом, спустя год после подписания 2-й версии Минских Соглашений ни один из пунктов данных соглашений так и не был выполнен в полном объеме. Отдельные моменты "военных" пунктов пытались реализовать на практике, но в силу неустранимых противоречий по политическим пунктам, реализация минских соглашений в полном объеме оказалась обречена на неудачу.
При этом в течение года и Украина, и ЛДНР, и США, и Россия, и ЕС, и ООН, и ОБСЕ - все как один утверждали, что Минские соглашения являются единственным и безальтернативным путем к миру, который впрочем так и не был достигнут.

Последнее обновление: 10.02.2015 г.

5 сентября 2014 года было достигнуто Минское соглашение о прекращении огня в двух восточных областях Украины. Со стороны России протокол подписал полномочный посол РФ на Украине Михаил Зурабов , со стороны Украины — бывший президент Леонид Кучма , который имел мандат от руководства страны, со стороны ОБСЕ — швейцарский дипломат Хайди Тальявини .

Глава ДНР Александр Захарченко и глава ЛНР Игорь Плотницкий подписались под документом без указания их должностей. На встрече они присутствовали в качестве наблюдателей.

Ключевые пункты — прекращение огня, отвод войск от жилых кварталов и обмен пленными «всех на всех».

О чём договорились стороны?

В Минске трёхсторонней контактной группой был подписан протокол, который включает в себя 12 пунктов:

1. Двустороннее прекращение применения оружия

Стороны договорились о незамедлительном двустороннем прекращении применения оружия. Режим о прекращении огня вступил в силу 5 сентября с 18:00 по местному времени.

2. Мониторинг и верификация со стороны ОБСЕ режима неприменения оружия.

Согласно подписанному соглашению, ответственность за мониторинг и верификацию режима неприменения оружия сторонами конфликта возлагалась на ОБСЕ.

3. Децентрализация власти

Один из пунктов соглашения предусматривал децентрализацию власти, в том числе путём принятия Закона Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» (Закон об особом статусе).

4. Мониторинга на российско-украинской границе со стороны ОБСЕ

Документ предусматривал, что представители ОБСЕ должны были обеспечить постоянно действующий мониторинг и верификацию на украинско-российской государственной границе с созданием зоны безопасности в приграничных районах Украины и РФ.

5. Освобождение заложников

Стороны дали согласие на немедленное освобождение всех заложников и незаконно удерживаемых лиц.

6. Уголовное преследование и наказание лиц, участвовавших в конфликте

Стороны договорились о принятии закона о недопущении преследования и наказания лиц в связи с событиями, которые произошли в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины.

7. Продолжение диалога

Стороны договорились продолжить инклюзивный общенациональный диалог.

8. Улучшение гуманитарной ситуации на Донбассе

Стороны достигли понимания относительно необходимости принятия «мер по улучшению гуманитарной ситуации на Донбассе», а также «программы экономического возрождения Донбасса и восстановления жизнедеятельности региона».

9. Досрочные выборы

Стороны договорились обеспечить проведение досрочных местных выборов в соответствии с законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганских областей». Соответствующий закон, одобренный Радой 16 сентября, помимо прочего устанавливал проведение выборов в Донбассе 7 декабря 2014 года. В МИД РФ заявили, что в соответствии с минскими договорённостями проведение упомянутых выборов согласовано в период с 19 октября по 3 ноября. Дата 7 декабря была включена в закон произвольно, в одностороннем порядке, без какого-либо обсуждения с ополченцами.

10. Вывод вооружённых формирований и военной техники

Участники встречи договорились вывести незаконные вооружённые формирования, военную технику, а также боевиков и наёмников с территории Украины.

11. Восстановление региона

Стороны договорились о принятии программы экономического возрождения Донбасса и восстановления жизнедеятельности региона.

12. Гарантии безопасности для участников переговоров

В заключительном пункте протокола по итогам консультаций контактной группы всем участникам консультаций предоставляются гарантии безопасности.

Что такое Минский меморандум и что он предусматривает?

Минский меморандум по осуществлению режима прекращения огня был подписан в столице Белоруссии 19 сентября. Этот документ принят с целью реализации минских соглашений от 5 сентября.

В переговорах приняли участие:

  • бывший президент Украины Леонид Кучма,
  • премьер-министр ДНР Александр Захарченко,
  • глава ЛНР Игорь Плотницкий,
  • первый вице-премьер ДНР Андрей Пургин,
  • председатель Верховного совета ЛНР Алексей Карякин,
  • посол РФ в Киеве Михаил Зурабов,
  • официальный представитель действующего председателя ОБСЕ по вопросам урегулирования ситуации на Украине Хайди Тальявини.

Минский меморандум состоит из девяти пунктов.

1. Прекращение применения оружия считается общим

2. Остановка подразделений и воинских формирований сторон на линии их соприкосновения по состоянию на 19 сентября

4. Создание 30-километровой зоны безопасности

5. Отвод средств поражения калибром свыше 100 мм на расстоянии не менее 15 км с каждой стороны

7. Запрет на полёты военной авиации и иностранных летательных аппаратов кроме аппаратов ОБС над зоной безопасности на Украине.

8. Мониторинг режима прекращения огня миссией ОБСЕ

9. Вывод всех иностранных вооруженных формирований, военной техники, а также боевиков и наемников с территории Украины при мониторинге ОБСЕ

В четверг, 12 февраля, в Минске лидеры Украины, России, Франции и Германии Петр Порошенко, Владимир Путин, Франсуа Олланд и Ангела Меркель в ходе 17-часовых переговоров согласовали два документа по урегулированию конфликта на Донбассе: декларацию по выполнению Минских соглашений и комплекс мер по выполнению Минских соглашений.

Первый документ (его полное название - "Декларация президента Российской Федерации, президента Украины, президента Французской Республики и канцлера Федеративной Республики Германия в поддержку комплекса мер по выполнению Минских соглашений, принятого 12 февраля 2015 года" ) опубликован на сайте президента Украины. Лидеры четырех государств не ставили под ним свои подписи. Как сказал глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер, они "заверили его словами".

Президент Российской Федерации Владимир Путин, Президент Украины Петр Порошенко, Президент Французской Республики Франсуа Олланд и Канцлер Федеративной Республики Германия Ангела Меркель подтверждают полное уважение суверенитета и территориальной целостности Украины. Они твердо убеждены, что нет альтернативы исключительно мирному урегулированию. Они решительно настроены предпринять все возможные индивидуальные и совместные меры с этой целью.

В этом контексте лидеры одобряют комплекс мер по выполнению Минских соглашений, принятых и подписанных в Минске 12 февраля 2015 года всеми, кто подписал Минский протокол от 5 сентября 2014 года и Минский меморандум от 19 сентября 2014 года. Лидеры будут вносить свой вклад в этот процесс и использовать свое влияние на соответствующие стороны, чтобы способствовать имплементации этого комплекса мер.

Германия и Франция будут оказывать техническую поддержку для восстановления сегмента банковской системы в затронутых конфликтом районах путем создания международного механизма для содействия осуществлению социальных выплат.

Лидеры убеждены, что улучшенное сотрудничество между Европейским союзом, Украиной и Россией будет способствовать урегулированию кризиса. С этой целью они поддерживают продолжение трехсторонних переговоров между ЕС, Украиной и Россией по энергетическим вопросам, чтобы достичь следующих этапов в дополнение к зимнему газовому пакету.

Они также поддерживают трехсторонние переговоры между ЕС, Украиной и Россией в целях выработки практических вопросов на обеспокоенность России в связи с имплементацией Соглашения о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли между Украиной и ЕС.

Лидеры сохраняют приверженность видению единого гуманитарного и экономического пространства от Атлантического до Тихого океана на основе полного уважения международного права и принципов ОБСЕ.

Лидери сохраняют приверженность имплементации Минских договоренностей. С этой целью они соглашаются создать контрольный механизм в Нормандском формате, который будет собираться на регулярной основе, в принципе на уровне старших должностных лиц министерств иностранных дел.

Второй документ - "Комплекс мер по выполнению Минских соглашений" - с подписью участников трехсторонней контактной группы экс-президента Украины Леонида Кучмы, посла России в Украине Михаила Зурабова, посла ОБСЕ Хайди Тальявини, а также лидеров боевиков Александра Захарченко и Игоря Плотницкого появился на сайте ОБСЕ.

1. Незамедлительное и всеобъемлющее прекращение огня в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины и его строгое выполнение начиная с 00 ч. 00 мин. (киевское время) 15 февраля 2015 года.

2. Отвод всех тяжелых вооружений обеими сторонами на равные расстояния в целях создания зоны безопасности шириной минимум 50 км друг от друга для артиллерийских систем калибром 100 мм и более, зоны безопасности шириной 70 км для РСЗО и шириной 140 км для РСЗО "Торнадо-С", "Ураган", "Смерч" и тактических ракетных систем "Точка" ("Точка У"):

Для украинских войск: от фактической линии соприкосновения;
- для вооруженных формирований отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины: от линии соприкосновения согласно Минскому меморандуму от 19 сентября 2014 г.

Отвод вышеперечисленных тяжелых вооружений должен начаться не позднее второго дня после прекращения огня и завершиться в течение 14 дней.

Этому процессу будет содействовать ОБСЕ при поддержке трехсторонней контактной группы.

3. Обеспечить эффективный мониторинг и верификацию режима прекращения огня и отвода тяжелого вооружения со стороны ОБСЕ с первого дня отвода, с применением всех необходимых технических средств, включая спутники, БПЛА, радиолокационные системы и пр.

4. В первый день после отвода начать диалог о модальностях проведения местных выборов в соответствии с украинским законодательством и Законом Украины "О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей", а также о будущем режиме этих районов на основании указанного закона.

Незамедлительно, не позднее 30 дней с даты подписания данного документа, принять постановление Верховной Рады Украины с указанием территории, на которую распространяется особый режим в соответствии с Законом Украины "О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" на основе линии, установленной в Минском меморандуме от 19 сентября 2014 г.

5. Обеспечить помилование и амнистию путем введения в силу закона, запрещающего преследование и наказание лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины.

6. Обеспечить освобождение и обмен всех заложников и незаконно удерживаемых лиц на основе принципа "всех на всех". Этот процесс должен быть завершен самое позднее на пятый день после отвода.

7. Обеспечить безопасный доступ, доставку, хранение и распределение гуманитарной помощи нуждающимся на основе международного механизма.

8. Определение модальностей полного восстановления социально-экономических связей, включая социальные переводы, такие как выплата пенсий и иные выплаты (поступления и доходы, своевременная оплата всех коммунальных счетов, возобновление налогообложения в рамках правового поля Украины).

В этих целях Украина восстановит управление сегментом своей банковской системы в районах, затронутых конфликтом, и, возможно, будет создан международный механизм для облегчения таких переводов.

9. Восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта, которое должно начаться в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования (местные выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей на основании Закона Украины и конституционная реформа) к концу 2015 года при условии выполнения пункта 11 - в консультациях и по согласованию с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках трехсторонней контактной группы.

10. Вывод всех иностранных вооруженных формирований, военной техники, а также наемников с территории Украины под наблюдением ОБСЕ. Разоружение всех незаконных групп.

11. Проведение конституционной реформы в Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей в соответствии с мерами, указанными в примечании, до конца 2015 года. (см. примечание. )

12. На основании Закона Украины "О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" вопросы, касающиеся местных выборов, будут обсуждаться и согласовываться с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней Контактной группы. Выборы будут проведены с соблюдением соответствующих стандартов ОБСЕ при мониторинге со стороны БДИПЧ ОБСЕ.

13. Интенсифицировать деятельность трехсторонней контактной группы, в том числе путем создания рабочих групп по выполнению соответствующих аспектов Минских соглашений. Они будут отражать состав трехсторонней контактной группы.

Примечание:

Такие меры в соответствии с Законом "Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" включают следующее:

- освобождение от наказания, преследования и дискриминации лиц, связанных с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;

- право на языковое самоопределение;

- участие органов местного самоуправления в назначении глав органов прокуратуры и судов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;

- возможность для центральных органов исполнительной власти заключать с соответствующими органами местного самоуправления соглашения относительно экономического, социального и культурного развития отдельных районов Донецкой и Луганской областей;

- государство оказывает поддержку социально-экономическому развитию отдельных районов Донецкой и Луганской областей;

- содействие со стороны центральных органов власти трансграничному сотрудничеству в отдельных районах Донецкой и Луганской областей с регионами Российской Федерации;

- создание отрядов народной милиции по решению местных советов с целью поддержания общественного порядка в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;

- полномочия депутатов местных советов и должностных лиц, избранных на досрочных выборах, назначенных Верховной Радой Украины этим законом, не могут быть досрочно прекращены.

Все сканы - osce.org

Loading...Loading...