Мифы о афине. Богиня афина, дочь зевса и метиды

Афина была греческой богиней мудрости, военной стратегии и ремесел. Она была величественной воительницей и единственной олимпийской богиней, носящей доспехи. Козырек ее шлема был отброшен, чтобы ее красота не была скрыта от любопытных глаз. Часто руководила битвами в военных конфликтах и занималась бытовыми вопросами в мирные периоды. Ее изображали с копьем в одной руке и чашей (или веретеном) в другой.

Богиня придерживалась целомудрия и сохраняла безбрачие, а свое бытие посвятила защите избранных афинских героев, ее одноименного города. Греки вдвойне почитали её за то, что:

  • она дала им уздечку, чтобы они смогли приручать лошадей;
  • вдохновляла кораблестроителей в их ремесле;
  • научила пахарей возделывать землю, пользоваться граблями, запрягать быка в ярмо;
  • научила афинян водить колесницу.

Особым подарком Афинам от воинственной женщины стало оливковое дерево. Она была известна своими отличными способностями к планированию и стратегическому мышлению. Практичность стала отличительной чертой мудрой женщины. У нее была очень сильная воля, а ее интеллект преобладал над эмоциональными проявлениями. Горожане часто встречали богиню на улицах города.

Версии происхождения

Согласно гомеровскому гимну, она приехала на греческий материк, оставив свой отчий дом на Крите. Затем она стала править Афинами, главным городом древнего мира, сохранив при этом символику своей древней личности. Греческий миф рассказывает о состязании между Афиной и Посейдоном, богом моря. Оба хотели управлять городом Афины, и ни один не уступил бы другому. Но было устроено голосование и граждане собрались, чтобы отдать свои голоса.

Однако мужчины не захотели придерживаться этого подсчета голосов. Они приняли три новых закона:

  • запрещающий женщинам голосовать;
  • лишающий женщин гражданства;
  • принуждающий отцов давать имена своим детям.

История о её рождении также была изменена на безвестную историю о девочке, рожденной из головы главного олимпийского бога Зевса. Вот почему генезис девушки выглядит таким мужским. Благодаря своему благородному происхождению ей нашлось место на .

Существует еще одна история, показывающая эту красотку в другом свете. Она гласит, что наша героиня была дочерью Палласа, крылатого гиганта, который пытался изнасиловать ее – свою девственную дочь. Она пришла в ярость и убила его, затем сняла с него кожу, чтобы сделать щит и отрезала ему крылья.

Поэтому она никогда не общалась с мужчинами, навсегда оставаясь девственницей. Как ни странно, у нее был один сын. однажды попытался овладеть воительницей, поразив ее своими художественными способностями. Хотя она сбежала от своего преследователя, часть его семени упала на ее бедро. Это привело к рождению Эрихтония, который навсегда остался вне поля зрения богини. В греческой мифологии история Гефеста немного разнится с вышеприведенной и гласит о том, что богиня-воительница воспитывала этого сына.

Символы божества

Богиню из-за ее мудрости часто символизирует сова и змея, которые находятся в знаменитом храме Парфенона, построенном специально для Афины.

  • Очаровательная сова появляется на ранних афинянских монетах как альтернативный образ самой богине. На некоторых изображениях она сидит на плече богини или летает над ней. Сова подсказывает, что её сила настолько велика, что противнику нужно иметь это в виду и держать ситуацию под контролем, опасаясь обладательницы столь воинственного потенциала.
  • Змея является символом защиты зерна, хранящегося на зиму, иначе оно кормило бы мышей. Известна способность змеи сбрасывать свою кожу и обновлять ее: тут подразумевается связь с возрождением. Статуя красавицы с изображением змеи являла собой мощное послание о защитной силе и оправдании надежд тех, кто входил в храм её имени.
  • Броня и оружие также являются символами красотки. Очень часто появлялась в шлеме, неся при этом щит и копье. Исследователями отмечено, что с ростом частной собственности ранее миролюбиво настроенные богини начали появляться как богини войны. Поскольку земля стала доставаться более богатым гражданам, в основном мужчинам, богиня взяла на себя новую роль заступницы города и охранительницы богатств.

Также представлена и как покровительница ткачества. Однажды взяла и превратила искусную ткачиху Арахну в паучиху из-за ее ехидства и пренебрежения к божественному происхождению Афины и претензий на больший талант, чем у самой богини. В те времена текстильное производство являлось важной частью экономики каждого дома, а также народонаселения в целом. Без наличия такого богатства не возникло бы необходимости в защите.

Является ли Афина ребенком Зевса?

Самый распространенный миф заключается в том, что мудрая воительница Афина появилась на свет уже взрослой, выскочив из головы громовержца. «родил» ее после сильной мигрени, от которой у него раскололась на две части голова! Ее матерью была богиня разума Метис, но Афина никогда не признавала этого факта.

Кому помогала богиня военной стратегии?

Она была защитником, советником, покровителем и союзником героических людей:

  • помогала советами и предметами Персею убить Медузу Горгону, монстра, у которого вместо волос были змеи;
  • помогла Ясону и аргонавтам соорудить корабельное судно, прежде чем они отправились за золотым руном;
  • наблюдала за Ахиллесом во время Троянской битвы;
  • добилась победы над своим братом ;
  • помогала

АФИНА АФИНА (Афина Паллада), в греческой мифологии богиня войны и победы, мудрости, знаний, искусств и ремесла, покровительница Афин. Дочь Зевса, родившаяся в полном вооружении (в шлеме и панцире) из его головы. Атрибуты Афины - змея, сова и эгида - щит с головой горгоны Медузы. У Гомера Афина - защитница ахейцев. Афине соответствует римская Минерва .

Современная энциклопедия . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "АФИНА" в других словарях:

    - (Άθηνά), в греческой мифологии богиня мудрости и справедливой войны. Догреческое происхождение образа А. не позволяет раскрыть этимологию имени богини, исходя из данных только греческого языка. Миф о рождении А. от Зевса и Метиды («мудрости»,… … Энциклопедия мифологии

    Афина - Лемния. Реконструкция статуи Фидия на Афинском акрополе. Ок. 450 до н.э. Скульптурное собрание. Дрезден. Афина Лемния. Реконструкция статуи Фидия на Афинском акрополе. Ок. 450 до н.э. Скульптурное собрание. Дрезден. Афина в мифах древних греков… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    В мифах древних греков богиня мудрости и справедливой войны. Родилась от Зевса и Метиды (мудрости). Зевс проглотил свою беременную супругу, затем Гефест (или Прометей) расколол его голову топором, и оттуда появилась Афина в полном боевом… … Исторический словарь

    - (Паллада, у римлян Минерва) в греческой мифологи богиня мудрости и военного дела; дочь Зевса, родившаяся из его головы; считалась покровительницей Афин. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. АФИНА (греч.… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (Афина Паллада) в греческой мифологии богиня войны и победы, а также мудрости, знаний, искусств и ремесел. Дочь Зевса, родившаяся в полном вооружении (в шлеме и панцире) из его головы. Покровительница Афин. Ей соответствует римская Минерва. Среди … Большой Энциклопедический словарь

    Афина - Лемния. Реконструкция статуи Фидия на Афинском акрополе. Ок. 450 до н.э. Скульптурное собрание. Дрезден. АФИНА (Афина Паллада), в греческой мифологии богиня войны и победы, мудрости, знаний, искусств и ремесла, покровительница Афин. Дочь Зевса,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Афина Паллада, в древнегреческой мифологии одно из главных божеств, богиня девственница; почиталась как богиня войны и победы, а также мудрости, знаний, искусств и ремёсел. Согласно мифу, А. в шлеме и панцире вышла из головы Зевса. А.… … Большая советская энциклопедия

    Минерва, Полиада, Паллада, Ника Словарь русских синонимов. афина сущ., кол во синонимов: 10 афина паллада (3) … Словарь синонимов

    - (также Паллада) одно из древнейших божеств Греции, дочь Зевса, дева воительница, греческая параллель к валькириям (см.) германской мифологии. Происхождение образа неясно: быть может в основе его лежит небесная проекция первобытного семейного… … Литературная энциклопедия

    Греческая богиня … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Книги

  • Афина - дочь олигарха , Мусина Маруся. Чтобы выбраться из финансовых трудностей, Муся Мусина устраивается репетитором к Афине - избалованной дочке столичного олигарха. У папаши новая молодая жена и нефтяной бизнес, но нет…

Богиня Афина , в легендах Греции считается богиней мудрости, справедливой войны и ремесел. Миф о богине Афине повествует, что она являлась дочерью Зевса и титаниды Метиды. Зевс, узнав, что сын от Метиды лишит его трона, проглотил беременную супругу.

Однажды у Зевса ужасно разболелась голова. Он стал мрачным и грустным. Видя это, боги ушли, чтоб не попасться под горячую руку громовержца. Боль не проходила. Зевс не находил места и едва не кричал от мучений.

Тогда, владыка Олимпа послал Ганимеда за Гефестом. Божественный кузнец прибе-жал в том, в чем был, весь в саже и с молотом в руке.

— Сын мой, — обратился к нему Зевс. — Что-то случилось с моей головой. Ударь меня своим медным молотом по затыл-ку.

Услышав эти слова, Гефест в ужасе отступил назад.

— Но как? — возмутился он. — Не могу...

— Можешь! — сурово приказал Зевс. — Так, как бьешь по наковальне.

И ударил Гефест, как ему было сказано. Череп Зевса рас-кололся, и из него вышла дева в полном вооружении и стала рядом с родителем. От мощного прыжка девушки заколебался Олимп, лежа-щие вокруг земли задрожали, закипело море, выпал снег, покрывший вершины гор. Боги долго не могли прийти в себя. Гефест от ужаса вы-ронил молот.

Зевс был изумлен, но, не желая пока-зать, что он не всеведущ, как ни в чем не бывало обратился к Гефесту:

— Это твоя сестрица Афина. Поскольку выйти на свет ей помог удар твоего молота, она будет, как и ты, владеть мас-терством.

Гефест был недоволен, т. к. привык быть единственным мастеровым на Олимпе.

— Твой молот останется у тебя, — успокоил его Зевс. — Афина получит веретено и будет прясть. Так появилась благоразумная богиня Афина. Она, не жалея сил, проводила время за работой, что-бы одеть и обуть богов Олимпа . Когда же до ее слуха доходил свист стрел или мечей, она бросала веретено, облачалась в доспехи и с мечом в руке бросалась в сечу.

Афина - богиня мудрости

Афина - была мудрее всех дру-гих богов, так как родилась из головы Зевса. Зевс знал об этом, и со-ветовался с ней, прежде чем что-либо предпринять. Люди, желая обустроить свою жизнь, обращались к Афи-не, богине мудрости, за помощью и советом. Это она научила дев из шерсти вытягивать нити, а затем сплетать их в плотную ткань, украшать узо-рами. Юношам она показала, как чистить шкуры, как смягчать кожу в котлах и изготавливать из нее мягкую обувь, другим дала в руки острые топоры, обучив их плотничать, делать мебель, третьим вручила узду для усмирения диких коней, которые стали служить людям. Это богиня Афина помогала художникам, украшать жизнь красками. Все люди, славили богиню-деву, называя ее Работницей и Полиадой (от слова «полис», обозначавшего у греков город-государство), потому что она приучила народ к городской жизни.

Но, как известно род человеческий не благодарен, - все хорошее быстро забывает. Все стали рассказывать о лидийской деве Арахне, которая уверяла, что может выши-вать не хуже, чем Афина. Услышала это богиня-воительница и не-медленно спустилась на землю. Появившись в образе старицы, Афина посоветовала Арахне, мо-лить великую богиню о прощении за дерзкие слова и гордыню. Но Арахна гру-бо оборвала Афину, пытавшуюся ее образу-мить.

— Старость отняла у тебя соображение! — закричала она. — Афина просто боится вступить со мной в честное состязание!

— Я здесь, неразумная! — воскликнула Афина, принимая свой божественный облик. — И готова явить свое мастерство.

Афина изобразила в центре своего полотна двенадцать олимпийских богов во всем их величии, а по углам размести-ла четыре эпизода поражения смертных, бросивших вызов богам. Милостива богиня к признающим свою вину, и еще не поздно было Арахне ос-тановиться. Но самонадеянная лидиянка с презрением взглянула на работу богини и, приступив к своему полотну, выткала на нем сцены с любовными похождениями богов. Фи-гуры богов были совершенно живыми, казалось, что вот-вот заговорят. Афина, охвачен-ная яростью, ударила Арахну челноком. Не стерпела обиды царевна и повесилась. Но Афина не дала ей умереть, а пре-вратила в паука. С тех пор Арахна и ее потомство висят в углах и ткут тонкую серебряную сеть.

Особым покровительством Афины пользовался город Аттики, получивший ее имя. Афиняне считали, что они обязаны Афине своим благосостоянием. Существует предание, говорящее, что культ Афины в ее го-роде укрепил сын Земли Эрехтей. Богиня мудрости Афина воспитала его в своей священной роще, а когда мальчик вырос, наградила его царской властью. Есть интересный факт - сова, птица с выпуклыми разумными глазами была посвящена Афине. Изображение совы чекани-лось на серебряных афинских монетах, и каждый, кто при-нимал «сову» в обмен на товары, словно отдавал по-чести самой Афине.

Как произвести впечатление

Каждый день мы встречаемся с новыми людьми и очень важно произвести хорошее впечатление. Первое свидание, собеседование или просто...

Интернет-магазины - новый взгляд на совершение покупок

С развитием интернета, процедура осуществления покупок стала еще удобнее. Так, с появлением интернет-магазинов необходимость посещения торговых залов...

Архитектура Древнего Ирана

Между Двуречьем с запада и долиной Инда с востока расположено Иран-ское плоскогорье. Климат его континентальный с несколько суровыми...

Осирис и Сет

Царство Осириса процветало, все люди радовались и благоговели перед своим добрым царем. Везде звучала музыка, но в...

Афина, греч. - дочь Зевса, богиня мудрости и победоносной войны, защитница , искусства и ремесел.

Старые мифы высказываются о рождении Афина довольно скупо: Гомер говорит лишь, что она без матери. У более поздних авторов уже можно найти подробности. Как рассказывает Гесиод, Зевсу было предсказано, что богиня мудрости Метида родит ему дочь, которая превзойдет его мудростью, и сына, который превзойдет его силой и свергнет с трона. Чтобы не допустить этого, Зевс проглотил Метиду, после чего из его головы родилась Афина.

Еще более поздние мифы знают даже, как это произошло. После того как Зевс съел Метиду, он почувствовал, что голова у него просто раскалывается от боли. Тогда он призвал Гефеста (по другим версиям - Гермеса или титана Прометея), тот раскроил ему голову топором - и на свет появилась Афина Паллада в полном вооружении.

Таким образом, в соответствии с символикой мифов Афина была и силы Зевса. Он и любил ее больше всех своих дочерей: разговаривал с ней, как со своей собственной мыслью, ничего от нее не скрывал и ни в чем ей не отказывал. Со своей стороны, Афина понимала и ценила благоволение отца. Она всегда была рядом с ним, ни разу не увлеклась каким-нибудь другим богом или мужчиной и при всей своей красоте, величавости и благородстве не вышла замуж, оставаясь Афина-Девой (Афина Парфенос).

Благодаря своему происхождению и благорасположению Зевса Афина стала одной из самых могущественных богинь греческого пантеона. С древнейших времен она была, прежде всего, богиней войны, являясь защитницей от врагов.

Правда, война находилась в компетенции Ареса, но Афина это не мешало. Ведь Apec был богом яростной войны, кровавых сражений, в то время как она была богиней разумно, расчетливо ведомой войны, которая неизменно заканчивается победой, чего никак нельзя было сказать о войнах Ареса. Афину - богиню войны – греки почитали под именем Афины Эноплос (Афины вооруженной) или Афины Промахос (Афины-передового бойца или Афины, вызывающей на бой), как богиню победоносной войны ее называли Афина Нике (Афина-Победительница).

От начала и до конца античного мира Афина была богиней-защитницей греков, особенно афинян, которые всегда были ее любимцами. Как Афина Паллада, богиня охраняла и другие города, прежде всего те, где в храмах имелись ее культовые статуэтки, так называемые палладии; пока палладий оставался в городе, город был неприступен. Такой палладий имели в своем главном храме и троянцы, и поэтому ахейцам, осаждавшим Трою, непременно нужно было этот палладий украсть (что и сделали Одиссей с Диомедом). Грекам и их городам Афина покровительствовала и в войне, и в мире. Она была защитницей народных собраний и права, заботилась о детях и больных, даровала людям благополучие. Нередко ее помощь принимала сугубо конкретные формы. Например, она подарила афинянам оливу, положив этим основание одной из основных отраслей греческого народного хозяйства (кстати, до сегодняшнего дня).

На фото: картина Ривьера Брайтона «Афина Паллада и собаки пастуха».

Кроме этих важных функций Афина была также богиней искусства и ремесел (два этих понятия греки, как правило, не различали; труд скульптора, каменщика и сапожника они обозначали словом «техне»). Женщин она научила прясть и ткать, мужчин - кузнечному, ювелирному и красильному ремеслам, помогала строителям храмов и кораблей. За свою помощь и защиту Афина требовала уважения и жертв - это было правом каждого бога. Неуважение и оскорбления она наказывала, но умилостивить ее было легче, чем других богинь.

В жизнь богов и героев Афина вмешивалась часто и действенно, причем каждое ее вмешательство вело именно к тому результату, который она сама желала. С богом моря Посейдоном у Афины возник спор о господстве над Аттикой и Афинами. Совет богов назначил третейским судьей первого афинского царя Кекропа, и Афина спор выиграла, подарив оливу и этим обеспечив себе расположение Кекропа. Когда Парис оскорбил Афину своим нежеланием признать ее первенство в споре о красоте, она отплатила ему тем, что помогла ахейцам победить Трою. Когда ее почитателю Диомеду в сражении под стенами Трои пришлось туго, она сама заняла место возничего в его боевой колеснице и принудила к бегству своего брата Ареса. Она помогала Одиссею, его сыну Телемаху, сыну Агамемнона Оресту, Беллерофонту, Персею и многим другим героям. Афина никогда не покидала своих подопечных в беде, всегда помогала грекам, особенно афинянам, и такую же поддержку она оказывала впоследствии римлянам, почитавшим ее под именем Минервы.

На фото: копия работы Фидия, колоссальной бронзовой статуи Афины Паллады в центре Акрополя.

О богине Афине говорится уже в памятниках крито-микенской письменности 14-13 вв. до н. э. (так называемое линейное письмо «В»), обнаруженных в Кноссе. В них она называется богиней-защитницей царского дворца и близлежащего города, помощницей в бою и дарительницей урожая; ее имя звучит как «Атана». Культ Афины распространился по всей Греции, следы его остаются и после победы христианства. Превыше всех ее чтили афиняне, чей город несет до сих пор ее имя.

С незапамятных времен в Афинах проходили празднества в честь рождения богини - панафинеи (они приходились на июль - август). В середине 6 в. до н. э. афинский правитель Писистрат учредил так называемые Великие панафинеи, проходившие раз в четыре года и включавшие состязания музыкантов, поэтов, ораторов, гимнастов и атлетов, наездников, гребцов. Малые панафинеи праздновались ежегодно и более скромно. Кульминацией этих празднеств было приношение даров афинского народа богине, в первую очередь нового одеяния для древней культовой статуи Афина в храме Эрехтейон на Акрополе. Панафинейская процессия мастерски изображена на фризе афинского Парфенона, одним из авторов которого был великий Фидий. В Риме торжества в честь Минервы проходили дважды в год (в марте и в июне).

На фото: статуя Афины («Паллада Джустиниани») в садах Петергофа.

Архитектурные сооружения в честь Афины относятся к сокровищам общечеловеческой культуры - даже если от них сохранились одни руины. В первую очередь, это Парфенон на афинском Акрополе, построенный в 447-432 гг. до н. э. Иктином и Калликратом под художественным руководством Фидия и освященный Периклом уже в 438 г. до н. э. Более двух тысячелетий Парфенон простоял, почти не тронутый временем, пока в 1687 г. его не повредил взрыв пороха, который хранили в нем турки во время войны с Венецией. Неподалеку расположен небольшой храм Нике, посвященный Афине-Победительнице; во время турецкой оккупации он был полностью разрушен, но в 1835-1836 гг. снова восстал из руин. Последнее из этих строений на Акрополе - Эрехтейон, посвященный Афине, Посейдону и Эрехфею (Эрехтею). Когда-то в нем хранился афинский палладий, а рядом с Эрехтейоном была посажена «олива Афины» (нынешняя была посажена в 1917 г.). Великолепные храмы Афины были построены греками также на спартском Акрополе, в аркадской Тегее, на Мраморной террасе в Дельфах, в малоазиатских городах Пергаме, Приене и Ассе; в Аргосе был общий храм Афины и Аполлона. Остатки ее храма сохранились в сицилийском Кефаледии (нынешний Чефалу) и в развалинах Гимеры; двенадцать дорических колонн ее храма в Сиракузах стоят до сих пор как составная часть тамошнего собора. Ее храм был и в Трое (не только в гомеровской, но и в историческом новом Илионе). Возможно, ей был также посвящен древнейший из трех сохранившихся храмов в Посейдонии, южноитальянском Пестуме, который теперь называется Пести) кон. 6 в. до н. э., Но традиции называемый «храм Цереры».

На фото: Афина Паллада (Минерва). .

Греческие художники изображали Афину в виде серьезной молодой женщины в длинном одеянии (пеплосе) или в панцире. Иногда, несмотря на женскую одежду, на голове у нее был шлем, а рядом с ней - ее священные животные, сова и змея. Из ее античных статуй наиболее высоко ценились: «Афина Парфенос», колоссальная хрисоэлефантинная статуя (т. е. из золота и слоновой кости), с 438 г. до н. э. стоявшая в Парфеноне; «Афина Промахос», колоссальная бронзовая статуя примерно 451 г. до н. э., стоявшая перед Парфеноном, и «Афина Лемния» (после 450 г. до н. э.), воздвигнутая на Акрополе благодарными афинскими колонистами с Лемноса. Все эти три статуи создал Фидий; к сожалению, мы знаем их лишь по описаниям и поздним копиям и репликам, в основном не очень высокого уровня. О некоторых статуях дают представление рельефы: например, о том, как выглядела скульптура Мирона «Афина и Марсий», мы знаем по ее изображению на так называемой «вазе Финлея» (1 в. до н. э.), хранящейся в Афинах, в Национальном археологическом музее. Пожалуй, лучший ее рельеф классической эпохи - «Задумчивая Афина», опирающаяся на копье и грустно глядящая на стелу с именами павших афинян (музей Акрополя). Самой верной, хотя и не слишком искусной и к тому же уменьшенной в десять раз копией культовой статуи «Афина Парфенос» можно, наверное, считать так называемую «Афина Варвакион» (Афины, Национальный археологический музей). Вообще же статуй Афины, целых или в виде торсов, сохранилось немало. Наиболее известные из них, римские копии греческих оригиналов классической эпохи, находятся в Италии и по традиции называются именами их бывших владельцев или по месту их нахождения: «Афина Фарнезе» (Неаполь, Национальный музей), «Афина Джустиниани» (Ватикан), «Афина из Веллетри» (Рим, Капитолийские музеи и Париж, Лувр). Наиболее ценная в художественном отношении копия головы «Афина Лемнии» находится в Городском музее в Болонье.

Образ Афины сохранился примерно на двухстах вазах, причем многие из них относятся к 6 в. до н. э. Архаизованное изображение Афины украшало все амфоры, которыми награждались победители панафинейских игр.

Из произведений нового времени, не менее многочисленных и не менее разнообразного уровня, назовем лишь две картины: «Паллада и кентавр» Боттичелли (1482) и «Рождение Афины из головы Зевса» Фьяминго (1590-е гг.). Из статуй - тоже две: работу Дроса начала нашего века, которая стоит на высокой ионической колонне перед афинской Академией, и работу Гудона конца 18 в., которая украшает Институт Франции.

На фото: статуя Афины у здания парламента Австрии в Вене.



Афина Паллада, Великая Богиня-Мать

Афина Паллада – представительница высшей мировой всепобеждающей силы, одна из самых почитаемых богинь Древней Греции, входящая в число двенадцати великих олимпийских богов. Она почиталась как богиня знаний, искусств и ремёсел; дева-воительница, покровительница городов и государств, наук и мастерства, ума, сноровки, изобретательности.

Образ Афины Паллады вызывает неподдельный интерес многих исследователей, рассуждающих о сакральном значении мифов о её деяниях, имени и атрибутах.

Афина выделяется на фоне остального греческого пантеона. В отличие от других женских божеств она одета в доспехи, держит в руках копьё, и её сопровождают священные животные.

Обязательными атрибутами её изображения являются:

  • шлем (как правило, коринфский – с высоким гребнем),
  • эгида (щит), обтянутая козьей шкурой и украшенная головой Медузы Горгоны,
  • богиня Ника в качестве сопровождения,
  • олива – священное дерево древних греков,
  • сова,
  • змея.

Что же означают данные атрибуты?

Шлем и щит – это традиционные военные символы, ведь Афина – дева-воительница, что многие толковали как символ равенства между мужчинами и женщинами, а также символ мастерства в военном искусстве, поскольку Афина – богиня справедливой войны.

Ника – в древнегреческой мифологии крылатая богиня победы, она часто сопровождает Афину Палладу, так как является символом успешного результата, счастливого исхода чего-либо.

Олива – священное дерево, являющееся символом мудрости. Одно из толкований символики данного дерева дает неоплатоник Порфирий: «…маслина как символ Божественной Мудрости. Это – дерево Афины, Афина же есть мудрость… Будучи вечноцветущей, маслина обладает некоторыми свойствами, наиболее удобными для обозначения путей души в космосе… Летом белой стороной листья обращаются вверх, зимой же более светлые части поворачиваются в обратную сторону. Когда в молитвах и мольбах протягиваются цветущие масличные ветви, надеются, что мрак опасностей будет превращён в свет… Так и космос управляется вечной и вечноцветущей мудростью интеллектуальной природы, от которой даётся победная награда атлетам жизни и исцеление от многих тягостей» .

Сова – в древнегреческой мифологии это символ мудрости и познания в силу того, что природное поведение птицы напоминало эллинам образ жизни стремящихся к уединению философов, а способность совы видеть в темноте сделала её символом проницательности.

Змея – также традиционный символ мудрости.

Афина Паллада является героям в древнегреческих мифах и помогает им совершать подвиги. Она помогает Персею победить Медузу Горгону, а Кадму победить дракона и стать царем Фив. Именно дева-воительница стала покровительницей Геракла и не единожды помогала ему в его подвигах. Также Афина покровительствует героям Илиады и Одиссеи. И таких примеров в греческой мифологии множество. Богиня Афина всегда сопутствует героям.

Кто же такие герои? «Герой» дословно с древнегреческого означает «доблестный муж, предводитель». И мне кажется, что определяющим здесь является слово «предводитель», т.е. тот, кто ведёт других людей, и, согласитесь, что как бы ни был удачлив и смел правитель, но если он лишён мудрости, то очень многие его начинания будут обречены на провал. Мудрый же человек руководствуется мыслью, но не хаотичной, как это часто бывает в нашей повседневной жизни, а той, в основе которой лежит любовь, иначе говоря, обожествлённой. «Человек должен уметь управлять своими мыслями» .

Обратимся к легенде о рождении богини-воительницы.

Её появление на свет необычно. Наиболее распространённая версия рассказана в «Теогонии» Гесиода, где повествуется о том, что отцом Афины был Зевс – главный из богов-олимпийцев, владеющий всем миром, а матерью – Метидаили иначе Метис, в древнегреческой мифологии она олицетворяла мудрость и была первой супругой Зевса.

Уран (бог Неба) и Гея (богиня Земли) предсказали Зевсу, что его жена родит ему сына, который превзойдёт его. Чтобы не допустить этого, когда Метида забеременела, Зевс усыпил её ласковыми речами и проглотил, после чего из его головы на третий день родилась соединившая мудрость отца и матери Афина. Её рождению помогали бог Огня Гефест и один из титанов, защитник людей Прометей. Гефест ударил молотом по разболевшейся голове Зевса, а принял Афину Прометей (его имя буквально означает «мыслящий прежде», «предвидящий»).

Что же представляет собой легенда в иносказательном плане?

Вот что пишет Геродот в своём историческом трактате: «Что до обычаев персов, то… Зевсу они обычно приносят жертвы на вершинах гор и весь небесный свод называют Зевсом . То есть Геродот ассоциировал персидского бога Ахура Мазду с древнегреческим отцом богов Зевсом.

В книге Марка и Элизабет Профет «Владыки и их Обители» написано: «Вознесённые Владыки учат, что верховный Бог зороастризма Ахура Мазда – это Санат Кумара. Имя «Ахура Мазда» означает «Мудрый Господь» или «Господь, который наделяет знанием».

Иными словами, Зевс (Ахура Мазда – Санат Кумара) – это бог Разума, который, соединившись с мудростью (Метидой), создал дочь Афину Палладу.

Сейчас нам кажется странным такое необычное рождение богини. Однако в «Тайной Доктрине» Е.П. Блаватской, в частности, в приводимых фрагментах из книги Дзиан, написано: «…Волею-Рожденные Владыки, устремленные Духом Жизне-Дателем…»

Вот толкование, которое приведено в книге Т.Н. Микушиной по этому поводу:

В различных древних учениях… упоминается о Высших Духах… которые являются «перворожденными» Брамою, рожденными Разумом…»

Иначе говоря, мысль была первоосновой всего сущего, и Высшие Владыки, или Боги, изначально рождались именно с помощью её животворящей мощи.

Отсюда можно смело сделать вывод, что Афина Паллада – это воплощение божественной мысли, божественное волеизъявление, или пространственная мысль. А нам известно, что мысль – это энергия, и в Агни-Йоге написано, что «из всех созидательных энергий самой высокой остаётся мысль», отсюда и такое почитание древних греков к богине, которая стоит рядом с Зевсом. «Даже земная мысль может двигать плотными предметами – можно себе представить всю творящую мощь мысли Высшего Мира

Отсюда же и разнообразие деятельности Афины Паллады. Она не только богиня-воительница, но и покровительница ремёсел, искусства, городов, целительница, предсказательница, ткачиха, т.е. она везде и во всём, что требует присутствия мысли.

И если мы будем помнить, что легенды не зря даны людям, то можно представить себе, какой космической мощью была наделена богиня Афина, в ней сочетается мудрость Метиды, сила огня Гефеста и мощь предвидения Прометея. «Космическое Дыхание есть огонь Пространства. Все космические проявления насыщаются огнём, и мысль… есть огонь» .

Афине Палладе давалось множество имён и эпитетов, которые раскрывали функции богини, помогая понять людям её значение: Арея – искупительница, Булайя – советная, Аглаврасветовоздушная, Полиухосградозащитница, Эргана – труженица – всё это имена богини, так или иначе олицетворяющие Божественную Мудрость. Ей давались различные эпитеты, помогающие понять и объяснить её функции.

У Гомера, например, используется эпитет «главкопис» (греч:), т.е. совоокая или светлоокая. И действительно, в описаниях часто подчеркиваются большие сияющие глаза богини. Даже в этой мелочи проскальзывает великая мудрость, символически зашифрованная в древних легендах: «Огонь… замечается лишь в глазах. Слово не выражает его, и начертание не изображает его, ибо пламя его в той мысли, которая не выражается через телесную оболочку. Только зеркало глаз пропускает искры высшей мысли. Те глаза различат искры космических лучей, которые грубое зрение назовёт просто светом солнца» .

Неудивительно, что для древних греков значимость Афины была приравнена к Зевсу, а иногда даже превосходила его.

Не обойдём вниманием и самое известное второе имя богини – Паллада. По одной из легенд, Афина получила второе имя, когда одержала победу над козлоподобным летающим гигантом Паллантом, который хотел совершить насилие над Афиной, когда титаны восстали против богов, но богиня сокрушила гиганта, содрала с него кожу и сделала из неё свой щит.

Если расшифровать данное иносказание, то мы получим следующее толкование.

В человеке соединяются мир духовный и мир физический. Когда человек проявляет через себя божественный мир, то становится богоподобным, когда же он отказывается от Бога, то, всё больше и больше погружаясь в материю, он становится подобен зверю. Именно поэтому в древних легендах (и не только в греческих) полулюди-полузвери чаще всего изображаются существами дикими, злобными, не умеющими себя контролировать и приносящими разрушения, например, вспомним всем известные легенды о кентаврах или оборотнях. Именно поэтому победа над звериной, т.е. плотской, частью себя самих возвышает этих существ (например, мудрый кентавр Хирон – учитель героев). Поэтому аллегорически победа Афины над титаном с животными чертами – это победа над низшей материей и использование её в божественных целях.

В результате, как утверждает русский философ и филолог А.Ф. Лосев, Афина и все её свершения являются перед нами как бы непосредственным продолжением Зевса. Она исполнительница его замыслов и воли, его мысль, осуществленная в действии. Она как судьба и Великая Богиня-Мать, которая известна в архаической мифологии как родительница и губительница всего живого.

О сакральном значении Афины Паллады писала профессор З.С. Шеломенцева в эссе «Афина-София-Менфра»: «Богиня на Земле, несущая Божественность в наш мир как Божественную Благодать. Ей было дозволено Всевышним нести не только мудрость Отца, но и Его план для нашего земного мира. Она выступает как идеолог Божественной Мудрости, как теоретик, руководитель и организатор. Она – Богиня мудрости, ремёсел и справедливой войны и, когда есть необходимость, вступает в бой, выражая своими доспехами постоянную готовность защищать Истину» .

Сегодня мало тех, кто чтит Афину Палладу как богиню Истины и божественной Мудрости, которая до сих пор стоит на страже этого мира. Поэтому мне бы хотелось завершить данную статью стихотворением, посвящённым ей.

Посвящение

«…весь мир представляет собой подарок Бога для вас…
чтобы познавать себя и окружающий мир».

Афина Паллада. «Слово Мудрости»

В дожде золотом рожденная,
В тронном зале царящая мать,
Ясноокая, мудрая, строгая,
Божественной Истины Страж!

Ты в искусстве дарила гармонию,
Красоту и покой ремесла,
Справедливость и мужество воинам,
Когда приходила беда.

Прими благодарность великую
За то, что, забытая, в мир
Продолжала отстаивать Истину,
Ясно мыслить и мудро любить.

Журкова Е.Г.



Источники:

1. Агни Йога / Под ред. Каган Г.И., Кальжанова Г.И., Родичев Ю.Е. – Самара: Рериховский центр духовной культуры, 1992. – В 3-х томах.

2. Геродот. История в девяти книгах / Перевод Г.А. Стратановского, под ред. С.Л. Утченко. – Ленинград: Наука, 1972.

3. Карчевская Лека. Посвящение (Электрон. данн.) / Стихи.ру [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.stihi.ru/2015/07/15/5117 , свободный. – Заглавие с экрана.

4. Лосев А.Ф. Мифы народов мира: Энциклопедия в 2-х тт. – М.: Советская Энциклопедия, 1980. – Т. 1.

5. . – Омск: Издательский Дом «СириуС», 2008. – 166 с.

6. Порфирий. О пещере нимф (Электрон. данн.) / Платонополис [Электронный ресурс]. – Режим доступа: , свободный. – Заглавие с экрана.

7. Шеломенцева З.С. Афина-София-Менфра. Философско-культурологическое эссе (Электрон. данн.) / Beesona.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.beesona.ru/id531/literature/ , свободный.

2. Шри Свами Шивананда. Господь Шива и Его почитание. / Библиотека ведической литературы. – Пенза: Золотое Сечение, 1999 г. – 384 с.

Loading...Loading...