«Крыжовник», анализ рассказа Чехова, сочинение. А

1. Цель не оправдывает средства. Жадность и черствость Николая Ивановича, многолетние мечты о поместье и крыжовнике разрушили душу пациента. Когда же герой достигает своей цели и вроде бы может освободиться и зажить в полную силу, ему уже ничего не надо, кроме крыжовника, да и забыл он, как жить в полную силу, испытывать те чувства, которые он испытывал в детстве.
Конечно, в рассказе А.П.Чехов не призывает отказываться от материальных желаний, например, от покупки дома с садом. Но важно, чтобы во всем было чувство меры. Нельзя ради достижения цели поступать безнравственно. Фанатичность Николая Ивановича погубило его жену.
Таким образом, наш диагноз – отсутствие чувства меры у пациента.
2. Приземленные мечты приземляют душу. С этим утверждением нельзя не согласиться. А.П.Чехов и в других рассказах обличает пошлость и мещанство. Николай Иванович мечтает о крыжовнике. К чему же будет стремиться человек с такой мечтой?.. Эта мечта быстро осуществима, но оказывается, герой проделывает к осуществлению этой мечты долгий путь. Значит, наверное, воплощение его мечты не есть сама мечта?
Отметим также, что брат пациента предлагает несколько рецептов лекарства. Один из них – делать добро. Что может быть выше этой мечты?
Итак, наш диагноз – неправильная оценка жизненных ценностей, ориентация жизни на достижение материального благополучия.
3. Счастье портит человека. «Счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно»,- говорит Иван Иванович Чимша-Гималайский, брат нашего пациента. Значит быть счастливым безнравственно? Счастливый человек самодоволен и слеп. Достигнув своего счастья, герой тоже стал таким. «Перемена жизни к лучшему, сытость, праздность развивают в русском человеке самомнение, самое наглое», - замечает рассказчик.
Героем, подтверждающий справедливость афоризма, можно считать Алехина, который, как мы знаем, вынужден жить в имении, работать день и ночь. Этот человек не похож на нашего пациента, его нельзя назвать безнравственным, а вот несчастным, пожалуй, можно.
Следовательно, диагноз Николая Ивановича – счастливый человек.
4. Наш пациент, как говорится, из грязи вылез в князи. А.П.Чехов не случайно дважды упоминает об его происхождении: дед – мужик, отец – солдат, дослужившийся до офицера. Зажив помещиком, герой –« прежний робкий бедняга чиновник» - строит из себя барина. Теперь Николай Иванович говорит тоном министра прописные истины об образовании, телесных наказаниях, народной любви к барину. Он наконец-то, смог реализовать все свои амбиции, но, исполняя роль помещика, заигрался и забыл себя.
Мы считаем, что диагноз пациента – повышенное самомнение.)
5. Индивидуальная работа. Оформление «трехчастных дневников».
Пример.
Проблема
Позиция докладчика
Моя точка зрения
Выбора средств достижения цели.
Во всем нужно чувство меры. Нельзя ради реализации своей мечты поступать безнравственно.

Он продолжил «маленькую трилогию». Основой произведения стала история об одном петербургском чиновнике, поведанная автору по разным версиям известным юристом Анатолием Кони или Львом Николаевичем Толстым. Этот чиновник долгое время мечтал о расшитом золотом мундире, и когда наконец его доставили, он не смог надеть наряд, так как в ближайшее время торжественных приемов не предвиделось. Со временем, позолота на мундире потускнела, а через полгода чиновник скончался. В рассказе «Крыжовник» Чехов знакомит читателей с похожей историей, но сюжет у произведения другой.

«Крыжовник» написан в жанре рассказа и считается одним из лучших творений классической прозы конца XIX века . Небольшой объем произведения - вовсе не недостаток, так как практически за каждой строчкой рассказа кроется немалая смысловая насыщенность. Тема необходимости реализации своих мечтаний приобретает в «Крыжовнике» особые очертания, и в образе главного героя Чехов показывает, что достижение цели не должно быть связано с губительными для других людей средствами.

Сюжет рассказа строится на истории, поведанной Иваном Иванычем о своем брате Николае, который сделал все возможное и невозможное для того, чтобы воплотить в жизнь свою давнюю мечту - купить имение с кустами крыжовника. Для этого он всю жизнь копил деньги и даже недоедал, чтобы скопить как можно больше. Потом женился на богатой вдове и продолжал морить ее голодом, пока она не отдала Богу душу. А деньги Николай Иванович еще при жизни жены вложил на свое имя в банк. Наконец-то мечта сбылась и имение было приобретено. Но какими средствами?

Главному герою рассказа Николаю Ивановичу присущи такие черты как алчность и самолюбие, ведь ради идеи стать богатым помещиком он отказывается и от семейного счастья, и от круга друзей.

Брат Николая Иван Иваныч рассказывает эту историю своему приятелю-помещику, к которому он со своим другом заходит в гости. Верно, это история должна быть в назидание всем богатым.

Рассказ «Крыжовник» написан под влиянием реализма в литературе и является примером использования реалистических компонентов, сюжетов и деталей.

Чехову присущ минимализм в стиле. Автор использовал язык экономно, и даже в небольшие объемы текста ему удавалось вложить особый смысл, благодаря хорошим выразительным средствам. Чехов писал так, что читателю сразу же становилась ясной вся жизнь героев.

Композиция произведения построена на удачном приеме «рассказ в рассказе», который ведется от имени одного из героев.

Антон Павлович Чехов в рассказе «Крыжовник» сделал акцент на необходимости «делать добро». Автор считает, что у каждого успешного человека за дверью должен стоять «человек с молоточком», который бы постоянно напоминал ему о необходимости делать добрые дела - помогать вдовам, сиротам, обездоленным. Ведь рано или поздно даже с самым богатым человеком может случиться беда.

  • Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»
  • «Тоска», анализ произведения Чехова, сочинение
  • «Смерть чиновника», анализ рассказа Чехова, сочинение

Самая главная ошибка, ошибка роковая - неправильно выбранная главная задача в жизни.

Д. С. Лихачёв

Ради чего человек живёт?

Если он ставит перед собой задачу приобрести как можно больше материальных благ, то самооценка его занижена. Он видит себя только владельцем "иномарки" или хозяином роскошного коттеджа.

Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, он высоко оценивает свою роль в обществе.

Он ставит перед собой достойную цель, давая возможность проявиться своему человеческому "я".

Человек не должен стремиться только к личным, узко эгоистичным целям, замыкать свою жизнь на собственных победах и поражениях. Необходимость добра как высшей человеческой ценности должна осознаваться каждой личностью.

Добру учит не только реальная действительность, но и литература. Создавая подлинные произведения искусства, писатели утверждают духовные ценности: добро, красоту и правду. Антон Павлович Чехов - один из тех мастеров слова, кто "не просто описывал жзнь, но жаждал переделать её, чтобы она стала умнее, человечней", как отмечал литератор К.И. Чуковский.

Рассказ "Крыжовник" вместе с новеллами "Человек в футляре" и "О любви" входит в "маленькую трилогию".

В этих произведениях писатель раскрывает тему "футлярной жизни". Повествование о судьбе Николая Ивановича Чимши- Гималайского ведёт его брат Иван Иванович, ветеринарный брат. Это печальная история о том, как скромный служащий казённой палаты, " добрый, кроткий человек", постепенно утрачивает человечность, превращаясь в пошлое, самодовольное существо.

Сын простого солдата - кантониста, дослужившегося до офицерского чина и оставившего своим детям потомственное дворянство, становится настоящим барином, важным и самоуверенным. Деревенское детство с ночным в поле, с рыбалкой не могли не оставить своё след в душе Николая Ивановича. Он тосковал в палате и мечтал о жизни в имении. Рассказчик иван Иванович не одобрял этого страстного желания своего брата №запереть себя на всю жизнь в собственную усадьбу". Мечты казённого служащего постепенно выливаются в определённое желание: иметь усадьбу с барским домом и огородом, где непременно бы рос крыжовник. Этот крыжовник становится навязчивой идеей чиновника. Ради достижения цели он был готов на всё, утрачивая при этом человечность и доброту, потому что ставил перед собой слишком узкие, личные задачи. Постепенно жизнь Гималайского обедняется, никакие сложные, философские вопросы бытия его не интересуют. Духовной пищей Николая Ивановича становятся "сельскохозяйственные книжки и всякие советы в календарях". Он оказывает себе во всём: недоедает, недопивает, одевается, словно нищи, и всё копит и кладёт деньги в банк. В сорок лет служащий женится на старой некрасивой вдове с деньгами. Его не мучает совесть, когда жена умирает, зачахнув от жизни впроголодь рядом со скупым мужем.

Наконец цель достигнута. Усадьба куплена. Иван Иванович навещает имение своего брата с длинным и нелепым названием, но с претензией на значительность: "Чумбароклова Пустошь, Гималайское тож". С помощью целого ряда деталей Чехов подчёркивает, что герой полностью утратил духовность, превратился в сытое, самодовольное существо: толстая собака, "похожая на свинью", "кухарка, голоногая, толстая, тоже похожая на свинью". Да и сам помещик "постарел, располнел, обрюзг, щёки, нос и губы тянутся вперёд, - того и гляди, хрюкнет в одеяло".

"Тяжёлое чувство, близкое к отчаянию", вызвала в Иване Ивановиче сцена, когда его брат "с торжеством ребёнка", получившего любимую игрушку, с жадностью ел жёсткий, кислый крыжовник и нахваливал его. Ветеринарный врач видел "счастливого человека, заветная мечта которого осуществилась", и ему стало грустно и тяжело.

"Добрые дела" этого вошедшего во вкус помещичьей жизни барина состоят в том, что он лечит мужиков содой и касторкой и в день именин ставит крестьянам полведра водки. В нём развилось "самое наглое" самомнение, и он вещает тоном министра ходячие истины: "Образование необходимо, но для народа оно преждевременно".

Встреча с братом перевернула жизнь Ивана Ивановича. Он увидел в себе нечто общее с самодовольным помещиком. Он тоже был доволен и счастлив и изрекал прописные истины.

Великий гуманист, ненавидящий духовное рабство, а. Чехов утверждал, что, кроме личного счастья, есть нечто более умное и благородное. "Человек с молоточком" за дверью "довольного, счастливого человека" - это совесть, которая не позволяет нам быть спокойными, когда рядом страдают люди.

На печальном примере Николая Ивановича автор учит читателей никогда не успокаиваться, ставить перед собой высокие цели, делать добро. Личное счастье невозможно в мире, где существуют страдание и несправедливость. Человек должен стремиться к духовному совершенствованию.

Так как новый император Николай 2 дал ясно понять либерально настроенным кругам, что продолжит политику, начатую отцом. Это означало, что о реформах можно было забыть.

Произведения уже довольно известного в тот период писателя А. П. Чехова стали откликом на сложившиеся в общественно-политической сфере отношения. Таким образом он пытался достучаться до мыслящих людей, способных вмешаться в текущий ход событий. Это относится и к опубликованной в 1898 году трилогии, включавшей небольшие по объему произведения «Человек в футляре», «О любви» и «Крыжовник».

Рассказ Чехова (это был его любимый жанр) - это попытка в краткой форме охарактеризовать происходившие в обществе явления и обратить внимание на человеческие пороки и ложные по своей сути представления о смысле жизни.

История написания произведения «Крыжовник»

Как-то писателю рассказали о петербургском чиновнике, который все мечтал о мундире, расшитом золотом. Когда наконец он у него появился, оказалось, что пойти в новом наряде некуда: торжественных приемов в ближайшее время не предвиделось. В результате мундир так и не удалось надеть: позолота на нем со временем потускнела, сам чиновник спустя полгода умер. Эта история послужила основой для создания рассказа, вот только мечтой мелкого чиновника становится крыжовник. Рассказ Чехова привлекает внимание читателя к тому, насколько мелочной и бессмысленной может стать жизнь человека в погоне за эгоистическим счастьем.

Композиция и сюжет произведения

«Крыжовник» строится по принципу «рассказ в рассказе». Повествование о главном герое предваряется экспозицией, содержащей описание природы - богатой, щедрой, величественной. Пейзаж подчеркивает духовное обнищание мелкого чиновника, о котором дальше пойдет речь.

Затем читатель видит знакомых по первой части трилогии персонажей: помещика-трудягу Алехина, учителя Буркина и ветеринара Ивана Иваныча. И тут же вспоминается тема «футлярной» жизни - ее еще в первом рассказе обозначил Чехов. «Крыжовник» - содержание его довольно незамысловато - развивает ее, показывая, как может быть губительно привычное существование.

С главным героем, Н. И. Чимша-Гималайским, собеседников и читателей знакомит его брат, Иван Иваныч. Он же дает оценку тому, что происходит с человеком, живущим только ради удовлетворения собственных желаний.

Николай Иванович вырос в деревне, где все казалось ему прекрасным и удивительным. Оказавшись в городе, он не переставал думать о том, как бы непременно приобрести имение и жить там спокойной жизнью (чего никогда не одобрял Иван Иваныч). Вскоре к его мечте добавилось страстное желание выращивать в своем поместье - это подчеркивает А. П. Чехов - крыжовник. Чимша-Гималайский неотступно шел к своей цели: регулярно просматривал газеты с объявлениями о продаже имений, все больше во всем себя ограничивал и копил деньги в банке, затем женился - без любви - на постаревшей, но обеспеченной вдове. Наконец у него появилась возможность купить небольшое поместье: грязное, необустроенное, но зато свое. Правда, крыжовника там не было, но он тут же посадил несколько кустов. И зажил спокойной жизнью, счастливый и довольный собой.

Деградация главного героя

Анализ «Крыжовника» Чехова - это попытка понять, почему постепенно, параллельно с достижением цели, черствела душа Николая Ивановича. Его нисколько не мучили угрызения совести за смерть жены - он практически заморил ее голодом. Герой жил замкнутой, бесполезной жизнью и очень гордился своим дворянским званием - его, например, очень обижало, когда мужики, обращаясь к нему, пропускали «ваше высокоблагородие». Показывая свою барскую милость, он раз в год, на свои именины, приказывал "выносить полведра" и был уверен, что так непременно должно было быть. Он не замечал, что все вокруг запущено, собака и та была похожа больше на свинью. Да и сам Чимша-Гималайский располнел, обрюзг, постарел и, кажется, потерял человеческий облик.

Вот она - желанная ягода

Анализ «Крыжовника» Чехова - это размышление над тем, как человек путем самообмана пытается придать особую значимость тому, что на самом деле является пустышкой.

Иван Иваныч, навестивший брата и заставший его в таком неприглядном виде, был крайне опечален. Он не мог поверить, что человек в своем эгоистическом стремлении может дойти до подобного состояния. Особенно неприятно ему стало, когда Николаю Ивановичу принесли тарелку с первым урожаем. Чимша-Гималайский брал по одной ягодке и с наслаждением ел, несмотря на то что было «жестко и кисло». Его счастье было так велико, что он не мог спать ночью и все подходил к заветной тарелке. Анализ «Крыжовника» Чехова - это еще и очень много неутешительных выводов, главный из которых: Николай Иванович забыл о собственном достоинстве, а имение и долгожданная ягода стали для него тем «футляром», с помощью которого он отгородился от проблем и забот окружающего мира.

Что нужно человеку для счастливой жизни?

Встреча с братом заставила Ивана Иваныча по-новому взглянуть на то, как живет он сам и окружающие его люди. А еще признать, что и ему порой были свойственны аналогичные желания, губящие душу. Именно на этом акцентирует внимание А. П. Чехов.

Крыжовник в его рассказе приобретает новое значение - он становится символом ограниченного существования. И в то время как один наслаждается счастьем, множество людей вокруг него страдают и погибают в нищете и бездушии. Спасение от всеобщей духовной гибели Иван Иваныч, а вместе с ним и автор, видит в некоей силе, которая в нужное время будет, подобно молоточку, напоминать счастливому человеку, что не все так прекрасно в мире и в любую минуту может наступить момент, когда понадобится помощь. Вот только оказать ее будет некому и винить в этом придется только себя. К таким не очень веселым, но довольно важным мыслям подводит читателей А. П. Чехов.

«Крыжовник»: герои и их отношение к миру

Анализируемый рассказ составляет одно целое с двумя другими, входящими в трилогию. И объединяют их не только Алехин, Буркин и Иван Иваныч, поочередно выступающие то рассказчиками, то слушателями. Главное в другом - предметом изображения в произведениях становятся власть, собственность и семья, а именно на них держится вся общественно-политическая жизнь страны. Герои произведений, к сожалению, еще недостаточно готовы к тому, чтобы полностью изменить свою жизнь, уйти от «футлярности». Тем не менее анализ «Крыжовника» Чехова заставляет прогрессивных людей, подобно Ивану Иванычу, задуматься над тем, ради чего стоит жить.

Направление «Цели и средства».

Как бы это банально не звучало, но мы живем для того, чтобы наслаждаться жизнью, любить её, себя и окружающих, получать удовлетворение от собственных поступков и быть счастливыми. Если рассуждать схематично, то жизнь – это череда различных действий и ответвлений, ведущих к целям и конкретной мечте. Да, в процессе жизнедеятельности все это может видоизменяться, но сам путь от цели к цели остается в основании всего, и именно от этого зависит состояние человека, результат того, к чему от стремится всю свою жизнь. В данном сочинении мы попробуем прийти к выводу о том, какие цели важно ставить на жизненном пути.

Мне кажется, что как не существует одной конкретной правды, так и не существует понятия «достойная цель», которое удовлетворило бы каждого. Все люди разные, и то, что, к примеру, было бы действительно важным и стоящим для меня, может вызвать лишь осудительный смешок со стороны другого человека. По моему мнению, цель должна помогать нам двигаться дальше, а не зацикливаться на чем-то конкретном, она должна быть проводником, толчком к дальнейшим действиям, на одной конкретной цели не должна заканчиваться жизнь. Например, в рассказе А.П. Чехова «Крыжовник» автор знакомит нас с очередным «футлярным» человеком. Николай Иванович на протяжение всей жизни мечтал иметь свою усадьбу с крыжовником, это было целью всей его жизни. Для неё он отказывал себе во всем: в еде, сне, хорошей одежде, мужчина даже женился на старой, обеспеченной вдове и намеренно добился её смерти, чтобы получить деньги жены. Такая духовная деградация, как ему казалось, была намеренной жертвой для достижения заветной цели – но стоила ли она того? Получив свой неказистый участок и посадив на нем крыжовник, герой полностью остановился в развитии, в его жизни не стало смысла, он остановился. Как мне кажется, настоящая цель не должна требовать таких духовных жертв и не должна приводить к финалу, в особенности к такому.

Цель должна быть отправной точкой, одной из ступеней. Да, безусловно, это должна быть труднодоступная ступень, со своими особенными неровностями и изгибами. Но, во-первых, человек должен видеть смысл в том, чтобы шагнуть на неё, а, во-вторых, он должен видеть способы преодоления этих самых неровностей – в противном случае он перестанет верить в себя. Герой романа Н.В. Гоголя «Мертвые души» имел одну крупную цель и много мелких, которые были своеобразными шажками. Он хотел совершить аферу, заработать денег и статус, и для этого общался с большим количеством разнородных личностей, получая от каждой свою особенную выгоду. Но, в отличие от сада с крыжовником, цель Чичикова не была конкретной, конечной, мы понимаем это потому, что сам герой находится в постоянном движении. Он достигает одной цели и тут же движется к другой, проходя все испытания. Читателю становится ясно, что не за горами находятся все новые и новые этапы жизни Чичикова, в этом и есть прелесть героя – он умел ставить цели, важные для его дальнейшего развития, при этом отметая все лишнее и ненужное ему самому.

Какие цели важно ставить на жизненном пути? Те, достижение которых не повлечет за собой желание остановиться. Цель – это путь к постижению смысла, путь к полному удовлетворению, но интерес заключается в том, что никто и никогда не знает, каким может быть финал.

Loading...Loading...