Какая стирательная резинка лучше. Ластик: история создания, виды, материалы, технология производства

Ластики являются одним из обязательных предметов при рисовании, черчении в учебе и творчестве. Школьники помладше зачастую при выборе ориентируются на привлекательность товара – благо современное разнообразие ассортимента позволяет выбрать ластик интересной формы, расцветки, с изображением любимого персонажа на любой вкус. Те, кто постарше, стараются помимо эстетических качеств оценить и практичность стирательной резинки – опыт показывает, что нередко цветные и слишком твердые экземпляры со своей задачей не справляются, лишь размазывая след карандаша при стирании и оставляя цветные неопрятные пятна.

Разновидности резинок для стирания

Ластики производятся не только в России, на прилавках магазинов можно встретить продукцию:

  • экономкласса, как правило, произведенную в странах Азии, Китае, Турции;
  • среднего сегмента из Южной Кореи;
  • традиционно более дорогую и высококачественную, выпускаемую в Европе – Германии, Чехии, Австрии, Италии, Франции.

Самые известные производители, с безупречно качественной продукцией, которую всегда выбирают опытные и начинающие художники, чертежники, архитекторы – это Koh-1-Noor (Чехия), Factis (Испания), Faber Castell и Swan Stabilo (Германия).

Качественные характеристики стёрки во многом определяются свойствами тех материалов, которые использовались при изготовлении. В настоящее время это может быть пластик (винил), натуральный и искусственный каучук.

Критерии выбора

Идеальный ластик должен быть гибким, не слишком мягким и не сильно крошиться при стирании. При выборе пластика приходится ориентироваться на визуальный осмотр – редкий продавец разрешит опробовать ластик в действии перед покупкой или позволит его проверять на эластичность, мять и крошить, ведь от этих процедур «страдает» товарный вид. Профессионалы советуют рассматривать в качестве оптимального варианта изделия светлых, нейтральных расцветок – слишком яркие, с явным использованием красителей, будут неизбежно пачкать бумагу при стирании.

Универсальные стёрки, для эффективного удаления следов обычного, «простого» или цветных карандашей, чернильных ручек подобрать не удастся:

  • Черно-графитный карандаш лучше стирают с бумаги мягкие ластики.
  • Следы цветных карандашей можно удалить более твердыми и эластичными стирательными резинками, со средне выраженными абразивными свойствами.
  • Чернила возможно стереть только с достаточно толстой и гладкой бумаги, аккуратно удаляя верхний слой ее поверхности вместе с удаляемой частью рисунка. Справиться с этой задачей может только очень твердая стёрка с частичками абразивных веществ, которую для лучшей эффективности нередко «зарезают» под определенным углом.

Ластики из натурального каучука целесообразно выбирать для решения двух последних задач – они прекрасно стирают следы от цветных карандашей и чернил.

Резинки из искусственного каучука – самые мягкие, крошатся в процессе, с ними приятней работать при рисовании черно-графитным карандашом на бумаге любой плотности.

Виниловые и пластиковые ластики могут обладать различными свойствами, быть более мягкими и твердыми, в зависимости от использования различных добавок при изготовлении. В отличие от каучуковых, они более долговечны.

До того как появились профессиональные ластики, художники использовали мякиш хлеба. В середине XVIII века хлеб заменил натуральный каучук. Конечно, использовать натуральный каучук для стирания неудачных линий в карандашных рисунках - удовольствие не из дешевых. Поэтому сегодня повсеместно используются стерки, сделанные из искусственных полимеров.

И все же идеальная резинка должна стирать графит, художественный уголь, сангину, сепию и другие средства, не оставляя грязных следов и не нарушая поверхность основы. Но на сегодняшний день такого универсального средства не изобрели, зато производители художественных материалов изготавливают несколько видов резинок, которые идеально подходят для работы с тем или иным художественным средством.

Резиновые ластики, сделанные из искусственного каучука, идеально подходят при работе над карандашным рисунком по белой бумаге. Несколько худшим результат получается при работе с цветными карандашами или на цветной основе, так как, имея в своем составе мыло, резинки стирают с поверхности цвет.

Мягкие виниловые ластики превосходны для графитовых карандашей и любой бумаги. Они не оставляют грязных следов и, будучи мягкими, не деформируют поверхность. Благодаря этим свойствам мягкая виниловая резинка сегодня наиболее популярна в мире среди художников-графиков.

Розовый резиновый ластик - самый распространенный ластик в мире. Он немного жестковат, поэтому его нужно осторожно использовать на бумажной поверхности. Розовый ластик не очень хорош при работе с графитовым карандашом, зато очень эффективен при удалении рисунка, сделанного цветными карандашами.

Пластифицированный ластик наиболее эффективен и удобен в работе с углем и мягкими пастелями, поскольку и уголь, и пастели оставляют на поверхности резинки красочный слой. Для того чтобы удалить «грязь» с поверхности ластика, его достаточно помять в руке, и новая рабочая поверхность готова. Также этому виду резинки можно придать различные формы и использовать как инструмент для получения световых бликов на рисунке углем, пастелью или карандашом.

Чернильная резинка очень жесткая и содержит абразивы. Предназначена она для работы с канцелярскими и художественными чернилами, а также с тушью. Если основа, на которую нанесен рисунок, недостаточно прочна, то результаты применения этой резинки могут быть самыми печальными. Правда, совсем недавно чернильная резинка была усовершенствована: в обычный виниловый ластик были добавлены химически активные вещества, реагирующие на чернила и тушь.

Сухие чистящие порошки представляют собой измельченную виниловую резину, которой посыпают рабочую поверхность для очистки. В основном эти порошки используют перед началом работы водо-растворимыми художественными средствами.

Статья из журнала АРТИНДУСТРИЯ №2(23)-2006

Для любого человека, который является художником, крайне важно иметь под рукой средство, которое поможет ему исправить все его ошибки, будь то клякса или просто штрих не в ту сторону. Именно поэтому, стоит поговорить о том, какие бывают стирался, ластики, резинки, клячки и для чего они нужны.

Первым делом стоит обсудить ластик-клячку. Она неприхотлива, не крошится, позволяет стирать с бумаги любой толщины. Обычно такую резинку режут на части т.к. использовать ее единым куском не только неудобно, но и не имеет никакого смысла. Правда есть у нее и один минус – ее мягкость. Из-за ее мягкости на нее нельзя слишком сильно давить, да и глубокие штрихи удалить такая клячка не способна. Кстати в отличии от остальных ластиков, только клячка совершенно не портит акварельную бумагу.

Ластики фирмы Koh-i-Noor. Только его производители догадались засунуть в коробочку, оно и понятно, ведь такой ластик лежа на витрине в открытом доступе за пару дней собрал бы на себя всю летящую на него пыль.

Серая резинка от Cretacolor. Faber Castell одни из немногих догадались делать ластики цветными. На цветных ластиках порою грязь видно лучше, да они и не такие скучнее как их грязно серые собратья по цеху.

Девайс с батарейкой это DERWENT. По нажатию на кнопку резинка начинает крутиться и стирать все к чему не прикоснешься. Очень удобно стирать ею легкие штрихи.

Лучше всего купить к нему сразу и комплект ластиков т.к. потом вы можете не найти их в продаже.

Если вам надо убрать какие-то тонкие линии или мелкие детали, то чтобы не размазывать большую часть рисунка лучше всего взять клячку. Наверно эта резинка была придумана для самых ленивых. Клячка идет не вместо ластика, а вместе с ним. Затереть клячкой большую поверхность у вас не получится, она не предназначена для этого, а вот какой-нибудь лишний штрих удалить – легко.

А теперь поговорим о резанках-колпачках. Faber Castell как всегда на высоте. И удобно, и качественно, и просто хорошо смотрится. К тому же подойдут для любых карандашей, хоть с родными, хоть нет.

Ну и куда же деться при обсуждении ластиков без вездесущего кохинора. Кажется их ластики не меняются уже десятки лет и остаются все такими же востребованными. Для того чтобы затереть им тонкую линию, просто разрежьте ластик канцелярским ножом по диагонали. Про качество этих ластиков спорить бессмысленно, они лучшие в своем роде.

Ну а вот кохиноровский ластик с кнопкой, компании сделать хорошим не удалось. Слишком уж она получилась мягкая для такой вещи. Вместо того чтобы стереть что-то, она просто размажет вам пол рисунка. Обходите эту штуку стороной.

Так же в продаже можно найти так называемые резинки-карандаши. Эти карандаши можно использовать для мелких деталей. К примеру если вам надо придать поверхности блик, или нарисовать какой-то объем. Очень удобен.

Faber Castell выпускает таких целых два вида:
  • мягкая (без кисточки)
  • твердая (с кисточкой)

Еще можно найти в продаже карандаши-резинки фирмы STAEDTLER. Акварельные карандаши у этой фирмы очень качественные, ластик-карандаш получился таким же. Удобный, не мажет, хорошо стирает.



Начнём с того, что ластики, они же стирательные резинки, они же - стёрки делают из разных материалов. Их делают из натурального или искусственного каучука и из пластика, или синтетики.

Вообще карандаш появился раньше, чем ластик. И до открытия Америки и последовавшего вскоре открытия каучука, который потом стали использовать в самых разных отраслях, для стирания графита с бумаги в Европе использовали хлебный мякиш.

В 1736 французский путешественник и исследователь Шарль Мари де ля Кондамин привез из Южной Америки каучук, который в те времена называли "индийской резиной". Первые упоминания о применении каучука для стирания линий, оставленных обычным чернографитовым карандашом появляются уже в 1770 году.

Увы, чистый каучук служил недолго и довольно быстро портился. Решение было найдено в 1839 году, когда Чарльз Гудиер открыл процесс процесс вулканизации резины - реакции, при которой молекулы каучука "сшиваются" в единую сетку. А первым, кто сообразил прикрепить резинку к концу карандаша был американец Хайман Липман и произошло это в 1858 году.

Каучуковые (резиновые) ластики

Они обычно предназначены для удаления линий, оставленных черно-графитовыми или цветными карандашами, и для удаления чернильных линий.

Первые должны быть мягкими и крошащимися, чтобы маленькие фрагменты ластика отделялись во время стирания. Благодаря этим свойствам ластика, его стирающая поверхность постоянно сменяется и обновляется. Поскольку маленькие фрагменты ластика имеют клейкую структуру, они легко «наклеиваются» на формирующие линию частички грифеля и удаляют их с рабочей поверхности.

Если ластик правильно подобран к используемым бумаге и грифелю, то рабочая поверхность остается без или с минимальными повреждениями.

Вторые же должны механически удалять окрашенные волокна бумаги. Именно по этой причине такие ластики содержат большое количество абразивных добавок и быть твердыми. Этими ластиками стирать надо осторожно, чтобы избежать сильных повреждений рабочей поверхности. Все каучуковые ластики со временем становятся тверже. Чем больше ластик находится на открытом воздухе или на солнце, тем быстрее это происходит.

Синтетические ластики

Иногда их называют «пластиковыми», изготавливаются из мягких материалов, которые содержат наименьшее количество абразивных веществ. Часто в процессе изготовления этого вида ластиков добавляются дополнительные размягчители, для повышения эластичности.

Такими ластиками можно стирать простой и цветные карандаши с бумаги, кальки, чертежной пленки. При использовании синтетических ластиков отделяются широкие длинные частички. Это означает, что для удаления линий с поверхности требуется меньшее количество движений, а сами частички легко смахиваются с рабочей поверхности. В некоторые виниловые ластики добавляют специальные растворители для удаления чернильных линий.

Как выбрать лучший

Всё зависит от того, какой карандаш будем стирать. Если простой чёрнографитный, то нужно учитывать его твёрдость/мягкость. Цветные карандаши стирать труднее, потому что в состав грифеля входят жиры и воски, проникающие в глубь волокон бумаги. Поэтому для стирания цветных карандашей лучше брать более жёсткие ластики.

Если собираетесь стирать чернила - берите ещё более жёсткий ластик, но будьте осторожны: вместе с чернилами при сильном трении можно удалить и слой бумаги, сильно повредив поверхность.

Кроме этого надо помнить, что старые ластики стирают значительно хуже новеньких: материал крошится хуже, стирающая поверхность перестаёт самоочищаться и на бумаге остаются некрасивые грифельные разводы.

http://poetomu.ru

Первооткрывателями ластика можно смело считать ацтеков и народы майя. Жители Южной Америки обнаружили массу полезных свойств белого латекса, который вырабатывало вечнозеленое растение гевея. Туземцы называли его «плачущим деревом», а выделяемую ими смолу – «слезами Каа-о-чу». Белый латекс они использовали для крепления к телу украшений и изготовления посуды.

Ластик (Италия)

15 апреля 1770 года Джозеф Пристли – британский ученый-естествоиспытатель, священник, философ, теолог, вошедший в историю прежде всего как выдающийся химик, открывший кислород и углекислый газ, – отметил в своем дневнике, что он обнаружил материал, который идеально подходил для стирания надписей карандашом на бумаге. Пристли назвал его «резиной» (rubber). До этого функцию ластика выполнял… мякиш хлеба.

Кстати, в честь данного события 15 апреля отмечается международный неофициальный праздник День стирательной резинки.

Конечно, куски резины должны были пройти длинный путь по усовершенствованию, прежде чем стать предметом ежедневного обихода. Дело в том, что изначально этот материал издавал неприятный запах, страдали от изменения погодных условий, изделия из него размягчались летом и становились слишком твердыми зимой.

В 1839 году американский ученый Чарльз Гудьир смешал каучук с серой, что стало значительным шагом на пути эволюции ластика. Гудьир изобрел процесс вулканизации (названного в честь Вулкана - римского бога огня), которые существенно улучшил качество и прочность материала, получаемого из натурального каучука.


Ластики в форме ореха

Ластики часто (особенно в Англии) называют «резинками». Первые ластики производились только из резины, теперь же только часть ластиков содержит каучук.

На сегодняшний день ластики производятся из натурального или синтетического или даже сырого каучука, пластика и винила.


Механический ластик японской фабрики

Натуральный каучук получается коагуляцией и высыханием сока (латекса) каучуконосных растений (бразильской гевеи Hevea braziliensis), при этом основной компонентой выступает полиизопрен. Сам по себе каучук в таких ластиках является только связующим веществом (содержание его в ластике в среднем не превышает 20%). Вулканизацией натурального каучука получают прочную и эластичную резину, к которой в дальнейшем добавляют определенные наполнители.


Ластики (Германия)

Ластики, предназначенные для удаления карандашных линий, должны быть мягкими и выдержанными в такой консистенции, чтобы их мелкие кусочки отделялись во время стирания. Благодаря этим свойствам, стирающая поверхность ластика постоянно сменяется и обновляется. Поскольку маленькие фрагменты ластика имеют клейкую структуру, они легко «наклеиваются» на формирующие линию частички грифеля и удаляют их с рабочей поверхности.


Ластик-насадка на карандаш Faber-Castell Fancy

Каучуковые ластики со временем становятся тверже, особенно если находятся на открытом воздухе или под воздействием солнечных лучей. Поэтому такие их рекомендуется хранить в упаковке (пленке, пергаменте, специальных коробочках). Если правильно соблюдать условия хранения, то ластики сохраняют свои качества в течение длительного времени.


Ластик-«раскладушка» Faber-Castell

Степень мягкости или абразивности ластика определяется пропорциями серы и добавок в процессе получения резины. Дополнительные вещества добавляются в ластики для улучшения качества стирания. Например, обязательной добавкой является пластификатор на основе животных или растительных масел, который и является тем самым веществом, обеспечивающим качество стирания.


Ластик Koh-i-noor (Чехия)

Твердые каучуковые ластики, разработанные для удаления с бумаги чернил, содержат большее количество абразивных добавок и рассчитаны на механическое удаление окрашенных волокон бумаги. Поэтому их использование требует осторожности, особенно при работе с бумагой низкого качества: такие ластики могут стереть ее до дыр!


Японские ластики в форме людей и животных

Кстати, есть ластики, способные стирать следы не только от карандаша или ручки, но даже от туши и перманентных маркеров! В состав таких виниловых ластиков входят микрокапсулы с растворителем. От трения с бумагой оболочка капсул разрушается, приводя в действие растворитель. Выступивший растворитель ослабляет красящие вещества, и обработанные им следы туши обесцвечиваются, «исчезая» как с бумаги, так с кальки или пластика.


Ластик (Великобритания)

Ластики из синтетического каучука, винила или пластика – следующее поколение ластиков, появившиеся в середине пятидесятых — начале шестидесятых годов XX века. Они производятся из мягких виниловых материалов, содержащих минимальное количество абразивных веществ. Зачастую в них добавляют дополнительные размягчители, обеспечивающие повышение эластичности.


Точилка-ластик

Такие стирательные резинки используют для работы как с бумагой, так и с калькой или чертежной пленкой. Они практически не вызывают появления статического электричества, что значительно уменьшает прилипание частичек ластика к рабочей поверхности. Если при стирании ими отделяемые частички получаются широкими и длинными, значит, для удаления линий с бумаги требуется меньшее количество движений, чем вы делаете.

Синтетические ластики бывают самых разнообразных форм и цветов, часто с нанесением ярких картинок.


Ластик-колпачок

Как правило, поставляются пластиковые ластики упакованными в бумажные коробочки. Это делается для того, чтобы содержащиеся в них размягчители не передавались другим синтетическим материалам при соприкосновении. В отличие от каучуковых ластиков, виниловые ластики с годами не портятся.

Loading...Loading...