Какая разница между формальной и живой исповедью? Геронда, а может ли человек преувеличивать свои грехи для того, чтобы показать духовнику, что он занимается тонким деланием? А если то, о чем Вы говорите, происходит часто.

Как правильно исповедоваться? Какой грех является самым страшным? Есть ли грех, который Бог никогда не простит? Как подготовиться к Исповеди?

Как часто у нас болит душа… Тревожно, предчувствие плохое, совесть мучает. От осознания своих греховных проступков и неправильной жизни порой разрывается сердце и, кажется, что нет выхода. Но выход есть всегда — обратиться за помощью к Богу! И на вопрос: «Что же делать, когда болит душа?», Православная Церковь отвечает — принести покаяние. Господь простит нам любой грех, если мы в нем раскаялись и больше его не повторяем. Ведь нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного. Исповедь исцеляет душу, дает необыкновенное ощущение свободы и легкости, словно у души крылья появляются и Небо становится ближе…

Если мы начинаем видеть свои грехи и исправляться — это первый признак исцеления души, и мы на правильном пути! Покаяние творит чудеса. И даже краткая молитва «Господи, помилуй» — это тоже своего рода покаяние. Но прощение грехов нам дается только в таинстве Исповеди, ведь Сам Господь наделил священников такой властью. Исповедь, словно душ для души, смывает наши грехи, очищает душу от всякого зла, совершенного в делах, словах и мыслях.

ПОДГОТОВКА К ТАИНСТВУ ИСПОВЕДИ


  • К Исповеди нет какой-то специальной подготовки. Нужно просто вспомнить все, что грузом лежит на душе и не дает покоя совести, отказаться от зла и принять решение больше не повторять прежних грехов. Сердечное раскаяние и обращение к доброй жизни — это самое главное, что мы можем сделать для своей души и Господа.

  • Подготовку к таинству Покаяния стоит начать с анализа святых заповедей (см. Приложение) и соответствия им вашей жизни. Нужно помнить, что Покаяние — это таинство изменения ума, перерождения души, а не формальный отчет о согрешениях.

  • Исповедоваться можно хоть каждый день, на каждой Литургии, вне зависимости от того, собираетесь вы причащаться или нет.

  • Кто-то исповедуется вслух, кто-то записывает свои грехи на бумаге — это не имеет принципиального значения. В каждом храме своя традиция Исповеди.

  • Не переживайте о том, что кто-то вас услышит. Во-первых, можно говорить с батюшкой шепотом, во-вторых, как и у вас, у всех свои мысли и переживания в этот момент.

  • Общая Исповедь нередко проходит в храмах, где очень много причастников и мало священников, или при других обстоятельствах. В этом случае батюшка зачитывает и объясняет грехи, а пришедшие к Исповеди каются в них. Затем священник дает общее разрешение от грехов и благословение на Причастие. Если какой-либо грех беспокоит вашу совесть после общей Исповеди, лучше подойти к батюшке и исповедоваться лично.

  • Генеральная Исповедь (раскаяние в грехах, совершенных с раннего детства до настоящего времени) бывает один раз в жизни и чаще для тех, кто пришел к вере в осознанном возрасте. Чтобы совершить ее, лучше попросить батюшку назначить время для отдельного разговора, до или после службы, так как такая беседа может быть продолжительной по времени.

  • После того как священник прочитает разрешительную молитву, можно попросить его помолиться о вас и спросить благословение на Причастие, если вы к нему готовились.

В ПОМОЩЬ КАЮЩЕМУСЯ


  • «Не стыдитесь исповедоваться, а стыдитесь грешить» — советуют нам святые отцы. Стыд каяться на Исповеди — ложный и неуместный, его внушают темные силы, чтобы оставить нас в состоянии греховной тяжести, которое приводит к печали и унынию. Поэтому на Исповеди ничего не скрывайте и старайтесь искренне во всем покаяться.

  • Если вдруг покажется, что батюшка может осудить ваши грехи или Бог не простит вас, — сразу отбросьте эти мысли: они также навеяны силами тьмы, которые хотят сбить нас с истинного пути. Будем помнить слова святителя Тихона Задонского: «Сколько бы грехов у нас ни было и как бы они ни были велики, у Бога милосердия еще больше, потому что как Сам Он бесконечен, так и милость Его бесконечна...» А что касается батюшек — за свою священническую практику они исповедуют сотни людей, у которых, в принципе, одни и те же грехи, суть их не изменилась за тысячелетия истории.

  • В жизни никого, ничего и никогда не надо бояться, кроме греха. Ведь только совершенное нами зло отравляет нашу жизнь и губит душу. Храните душу в чистоте и берегите себя от зла.

  • Святые отцы советуют исповедоваться и причащаться как можно чаще, потому что другого пути, к земному счастью, спасению души и вечному блаженству не существует.


«Православие учит, что спасение даруется людям не за количество молитв, добрых дел, подвигов, соблюдение постов и всех правил, как об этом говорят иные религии, но за осознание своей греховности и искренность покаяния. Именно по этой причине первым в Рай вошёл разбойник, который покаялся на кресте. Христос прямо сказал: “Я пришёл призвать не праведников, а грешников к покаянию” (Мф 9:13; Мк 2:17; Лк 5:32). В этом удивительном учении лежит открытый вызов всем религиям мира, в которых получают спасение только исполнившие все предписания».

«Мы должны стремиться не только к внешней красоте и нравственности, но, в первую очередь, к чистоте духовной. Но надо понять, что в одиночку мы со злом никогда не справимся. Слишком сильный у нас соперник и враг-искуситель — дьявол. Нужно звать на помощь Господа нашего Иисуса Христа! Ведь только Он, по Своей неизреченной милости и любви к нам, через участие в таинствах Исповеди и Причастия дарует нам Свою помощь и силу, любовь и энергию. Ведь что такое духовная сила? Это, прежде всего, умение противостоять злу, это свобода от грехов и пороков. И только сердечное искреннее покаяние открывает бесконечно светлый и радостный мир веры, полный любви, свободы и Божественной благодати!»

(Из лекций А. И. Осипова)

ИСПОВЕДНЫЙ ЛИСТ

Многие священники в разные века составляли исповедные листы в помощь кающимся, чтобы никакой грех не ускользнул от внимания готовящегося к Исповеди. Вот один из таких примеров:

Исповедаю аз многогрешный [имя] Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу вся согрешения моя и вся злая моя дела, яже содеял во все дни жизни моей, яже помыслил даже до сего дня.

Согрешил(а): обеты Святого Крещения не соблюдал, но во всем солгал и непотребное пред Богом сотворил.

Согрешил(а): пред Богом маловерием и неблагодарностью за все Его великие и непрестанные благодеяния, призыванием имени Господа всуе.

Согрешил(а): неимением ко Господу любви и страха, неисполнением святой воли Его и святых заповедей, небрежным изображением на себе крестного знамения, неблагоговейным почитанием святых икон; не носил креста, стыдился креститься и исповедовать Господа.

Согрешил(а): любви к ближнему не сохранил, не питал алчущих и жаждущих, не одевал нагих, не посещал больных, не помогал нуждающимся; Закону Божию и святых отцов преданиям от лености и небрежения не поучался.

Согрешил(а): церковного и келейного правила неисполнением, хождением в храм Божий без усердия, с леностию и небрежением; оставлением утренних, вечерних и других молитв; во время церковной службы согрешил празднословием, смехом, невниманием к богослужению, рассеянностью ума, нехождением в храм Божий по лености и нерадению.

Согрешил(а): непочитанием праздников Божиих; нарушением святых постов и нехранением постных дней — среды и пятницы; невоздержанием в пище и тунеядством; своей греховной воли исполнением, самонравием и самооправданием; недолжным почитанием родителей, невоспитанием детей и крестников в православной вере, проклинанием, предательством и желанием зла ближним.

Согрешил(а): неверием, суеверием, отчаянием, унынием, кощунством, божбою ложною, курением, пристрастием к алкоголю и азартным играм, гаданием, колдовством, чародейством, сплетнями, пересудами.

Согрешил(а): гордостию, самомнением, самолюбием, завистию, осуждением, превозношением, подозрительностью, раздражительностью, гневом.

Согрешил(а): злословием, сквернословием, памятозлобием, ненавистию, зло за зло воздаянием, оклеветанием, укорением, лукавством, обманом, лицемерием, спорами, нежеланием уступить и добром послужить ближнему, злорадством, зложелательством, оскорблением, насмешкой над людьми и человекоугодием.

Согрешил(а): леностию, расслаблением, многоспанием, невоздержанием душевных и телесных чувств, нечистотой душевною и телесною; нечистыми помыслами, сладострастием, нескромным воззрением на лиц противоположного пола, блудом, прелюбодеянием, рукоблудием, сладострастными мечтаниями, бесстыдными телодвижениями и прикосновениями, чтением и смотрением развратных книг и видео, растлением.

Согрешил(а): нетерпением болезней и скорбей, люблением праздности, пленением ума и окаменением сердца, непонуждением себя на всякое доброе дело.

Согрешил(а): нерадением, леностию к чтению Слова Божия (Библии) и нерадением к стяжанию Иисусовой молитвы, любостяжанием, сребролюбием, хищением, воровством, скупостью, привязанностью к разного рода материальным вещам и людям.

Согрешил(а): осуждением и ослушанием духовника, ропотом и обидой на него и неисповеданием пред ним грехов своих по забвению, нерадению и по ложному стыду.

Согрешил(а): немилосердием, презрением и осуждением нищих, убогих; хождением в храм Божий без благоговения, уклонением в ересь и сектантские учения.

Согрешил(а): тяжко согрешили те, кто делали аборты себе или другим, или склоняли кого-нибудь к этому великому греху — детоубийству; проводил время в пустых разговорах и праздных занятиях и других постыдных грехах, совершенных делом, словом, помышлением.

Господи, прости и помилуй нас!

ВЕЧНЫЕ ИСТИНЫ

«Если исповедуем грехи наши, то Господь, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин 1: 9).

«В чем нам каяться? Во-первых, в собственных грехах; во-вторых, в грехах, на которые мы навели ближних через побуждение, соблазн или дурной пример; в-третьих, в тех добрых делах, которые могли бы сделать, но не сделали; в-четвертых, в тех добрых делах, от которых мы отвели ближнего; в-пятых, в тех добрых делах, которые мы сделали с грехом пополам; и обо всех таких грехах надо спрашивать свою совесть и память и молить Бога о просветлении ее».

(Святитель Иоанн Златоуст)

«Кающийся должен иметь сокрушение сердца и печаль о грехах, которыми прогневал Бога. Кающийся должен исповедать все грехи подробно, объявляя каждый из них отдельно. Исповедание должно быть смиренным, благоговейным, истинным; при исповедании должно обвинять самого себя и не порицать другого. Кающийся должен иметь непременное намерение не возвращаться к тем грехам, которые исповеданы, и исправить свою жизнь».

(Святитель Тихон Задонский)

«Благо исповедание грехов, когда следует за тем исправление. Но что пользы открывать врачу болезнь и не употреблять целительных средств?»

(Блаженный Августин)

«Всячески стоит позаботиться о полном открытии грехов своих. Господь дал власть разрешать не безусловно, а под условием раскаяния и исповеди. Если это не выполнено, то может случиться, что тогда, когда духовный отец будет произносить: “Прощаю и разрешаю”, Господь скажет: “А Я осуждаю”».

(Святитель Феофан Затворник)

«Есть и такие христиане, которые приносят покаяние, но не все высказывают на исповеди, а некоторые грехи скрывают и утаивают стыда ради. Таковые, по слову апостольскому, недостойно причащаются Святых Таин, а за недостойное причащение подвергаются различным немощам и болезням, а немало и умирают».

(Преподобный Амвросий Оптинский)

«Христос лишил диавола права делать зло. Он может делать зло, только если сам человек даст ему на это права. Не соучаствуя в церковных таинствах исповеди и святого причастия, человек дает лукавому эти права и становится уязвим для бесовского воздействия».

(Старец Паисий Святогорец)

«Не говори: “Сегодня согрешу, а завтра покаюсь”. Но лучше сегодня покаемся, ибо не знаем, доживем ли до завтра».

(Из «Добротолюбия»)

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приготовление к исповеди

В таинстве святого покаяния нам дана возможность отложить тяжкое бремя греховное, разорвать вериги греха, "скинию падшую и сокрушенную" нашей души увидеть обновленной и светлой.
Как часто надо прибегать к этому спасительному таинству? Как можно чаще, по крайней мере, в каждый из четырех постов.
Обычно люди, неопытные в духовной жизни, не видят множества своих грехов, не чувствуют их тяжести, отвращения к ним. Они говорят: "Ничего особенного я не совершал", "у меня только мелкие грехи, как у всех", "не украл, не убивал", - так многие часто начинают исповедь. Но святые отцы и учители наши, оставившие нам покаянные молитвы, считали себя первыми из грешников, с искренней убежденностью взывали ко Христу: "Никтоже согреших на земли от века, якоже согреших аз, окаянный и блудный!" Чем ярче свет Христов озаряет сердце, тем яснее сознаются все недостатки, язвы и раны душевные. И наоборот: люди, погруженные в мрак греховный, ничего не видят в своем сердце, а если и видят, то не ужасаются, так как им не с чем сравнивать, ибо Христос закрыт для них пеленой грехов.
Поэтому для преодоления нашей духовной лености и нечувствия святой Церковью положены подготовительные дни к таинству покаяния - говение. Период говения может продолжаться от трех дней до недели, если нет на то особого совета или предписания духовника. В это время следует соблюдать пост, хранить себя от греховных дел, мыслей и чувствований, вообще вести жизнь воздержную, покаянную, растворенную делами любви и христианского благотворения. В период говения нужно как можно чаще бывать на церковных богослужениях, более обычного прилежать к молитве домашней, досуги посвящать чтению творений святых отцов, житий святых, самоуглублению и самоиспытанию.
Разбираясь в нравственном состоянии своей души, надо постараться различать основные грехи от их производных, корни - от листьев и плодов. Следует остерегаться также впасть в мелочную подозрительность ко всякому движению сердца, потерять чувство важного и неважного, запутаться в мелочах. Кающийся должен принести на исповедь не только список грехов, но, что важнее всего, - покаянное чувство ; не детальный рассказ о своей жизни, а сокрушенное сердце .
Знать свои грехи - это еще не значит каяться в них. Но что же делать, если иссохшее от греховного пламени сердце наше не орошается живительными водами слез? Что если немощь духовная и "плоти неможение" так велики, что мы не способны на искреннее покаяние? Но это не может быть причиной для того, чтобы откладывать исповедь в ожидании покаянного чувства.
Господь принимает исповедание - искреннее и добросовестное - даже если оно и не сопровождается сильным чувством раскаяния. Только нужно и этот грех - окаменное нечувствие - исповедать мужественно и откровенно, без лицемерия. Бог может коснуться сердца и во время самой исповеди - смягчить его, утончить духовное зрение, пробудить покаянное чувство.
Условие, которое мы непременно должны соблюсти, чтобы покаяние наше было принято Господом действенно - прощение согрешений нашим ближним и примирение со всеми.
Покаяние не может быть совершенным без словесного исповедания грехов. Разрешены же грехи могут быть только в церковном таинстве покаяния , совершаемом священником.
Исповедь - это подвиг, самопринуждение. Во время исповеди не нужно ждать вопросов от священника, но самим делать усилие. Называть грехи надо точно, не затемняя неприглядности греха общими выражениями. Очень трудно, исповедуясь, избегнуть соблазна самооправдания , отказаться от попыток объяснить духовнику "смягчающие обстоятельства", от ссылок на третьих лиц, якобы введших нас в грех. Все это признаки самолюбия, отсутствия глубокого покаяния, продолжающегося коснения во грехе.
Исповедь - это не беседа о своих недостатках, сомнениях, это не простое осведомление духовника о себе, хотя и духовная беседа также очень важна и должна иметь место в жизни христианина, но исповедь - это иное, это таинство , а не просто благочестивый обычай. Исповедь - это горячее покаяние сердца, жажда очищения, это второе крещение. В покаянии мы умираем для греха и воскресаем для праведности, святости.
Принеся покаяние, мы должны утвердиться внутренне в решимости не возвращаться к исповеданному греху. Знак совершенного покаяния - чувство легкости, чистоты, неизъяснимой радости, когда грех кажется так же труден и невозможен, как только что далека была эта радость.

Чин общей исповеди
Составлен архиепископом Сергием (Голубцовым, +1982 г.)

Таинство святого покаяния имеет основную цель - пробудить наше духовное сознание, открыть нам очи на самих себя, опомниться, глубоко понять, в каком губительном состоянии находится наша душа, как необходимо искать спасения у Бога, просить слезно и сокрушенно прощения наших бесчисленных грехов перед Ним. Господь Иисус Христос ждет от нас преискреннего сознания наших отступлений от Его святой воли и смиренного обращения к Нему, как недостойных Его рабов, много прегрешивших и оскорбивших Его Божественную любовь к нам.
Нам нужно помнить и глубоко верить в бесконечное милосердие Божие, простирающее свои объятия каждому обращающемуся грешнику. Нет греха, которого Бог по Своему неизреченному милосердию не простил бы человеку, явившему чистосердечное раскаяние в своих грехах, твердую решимость исправить свою жизнь и не возвращаться к прежним согрешениям.
Приступая к исповеди, будем молить Бога, чтобы Он Своей всемогущей помощью отверз нам двери покаяния, примирил и соединил с Собою, даровал Духа Святаго для новой и обновленной жизни.
Возлюбленные о Христе братие и сестры! Готовясь приступить к великому таинству святой исповеди, взирая на милосердие Божие, спросим самих себя, оказали ли мы милосердие ближним, со всеми ли примирились, не имеем ли в сердце своем вражды на кого-либо, вспомнив заветные слова Святого Евангелия: "аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный" (Мф. 6, 14). Вот условие, которое должны мы понять и соблюсти в спасительной деле святого покаяния.
Жизнь человеческая настолько разнообразна, настолько таинственна глубина нашей души, что трудно даже перечислить все прегрешения и грехи, которые мы совершаем. Поэтому, приступая к таинству святой исповеди, полезно напомнить себе об основных нарушениях нравственного закона Святого Евангелия. Внимательно будем проверять свою совесть и каяться о своих согрешениях пред Господом Богом.

Исповедуем мы, многогрешные, Господу Богу Вседержителю, во Святей Троице славимому и покланяемому Отцу и Сыну и Святому Духу, и тебе, честный отче, все наши грехи вольные и невольные, содеянные словом, или делом, или помышлением.
Согрешили несохранением обетов, данных нами при крещении, но во всем солгали и преступили, и непотребными себя соделали пред лицом Божиим.
Согрешили маловерием, неверием, сомнением, колебанием в вере, замедлением в помыслах, от врага всеваемых, против Бога и Святой Церкви, кощунством и насмешками над святыней, сомнением и вольным мнением, суеверием, гаданием самонадеянностью, нерадением, отчаянием в своем спасении, надеждою на самих себя и на людей более, чем на Бога, забвением о правосудии Божием и неимением достаточной преданности воле Божией.
Согрешили непокорностью к действиям промысла Божия, упорным желанием, чтобы все было по-нашему, человекоугодием, пристрастной любовью к твари и вещам. Не старались познавать волю Божию, не имели благоговения к Богу, страха пред Ним, надежды на Него, ревности о славе Его, ибо Он прославляется чистым сердцем.
Согрешили неблагодарностью к Господу Богу за все Его великие и непрестанные благодеяния, в изобилии изливаемые на каждого из нас и в целом на весь человеческий род, непамятованием о них, ропотом на Бога, малодушием, унынием, ожесточением своего сердца, неимением к Нему любви и неисполнением Его святой воли.
Согрешили порабощением себя страстям: сладострастию, корыстолюбию, гордости, лености, самолюбию, тщеславию, честолюбию, любостяжанию, чревоугодию, лакомству, тайноядению, объядению, пьянству, пристрастию к играм, зрелищам и увеселениям.
Согрешили божбою, неисполнением обетов, принуждением других к божбе и клятве, неблагоговением к святыне, хулою на Бога, на святых, на всякую святыню, кощунством, призыванием имени Божия всуе, в худых делах, желаниях, мыслях.
Согрешили непочитанием праздников церковных, не ходили в храм Божий по лености и нерадению, в храме Божием стояли неблагоговейно; согрешили разговорами и смехом, невниманием к чтению и пению, рассеянностью ума, блужданием мыслей, суетными воспоминаниями, хождением по храму во время богослужения без нужды; выходили из храма до окончания службы, в нечистоте приходили в храм и прикасались к святыням его.
Согрешили нерадением к молитве, оставлением чтения Святого Евангелия, Псалтири и других Божественных книг, святоотеческих поучений.
Согрешили забвением грехов на исповеди, самооправданием в них и умалением их тяжести, сокрытием грехов, покаянием без сердечного сокрушения; не прилагали старания о должном приготовлении к причащению Святых Тайн Христовых, не примирившись со своими ближними приходили на исповедь и в таком греховном состоянии дерзали приступать к Причастию.
Согрешили нарушением постов и нехранением постных дней - среды и пятницы, которые приравниваются к дням Великого поста, как дни воспоминания страданий Христовых. Согрешили невоздержанием в пище и питии, небрежным и неблагоговейным осенением себя крестным знамением.
Согрешили непослушанием начальству и старшим, самонравием, самочинием, самооправданием, леностию к труду и недобросовестным исполнением порученных дел. Согрешили непочитанием родителей своих, оставлением молитвы за них, непочитанием старших себя по возрасту, дерзостью, своенравием и непокорством, грубостью, упрямством.
Согрешили неимением христианской любви к ближнему, нетерпеливостью, обидчивостью, раздражительностью, гневом, причинением вреда ближнему, драками и ссорами, неуступчивостью, враждою, воздаянием злом за зло, непрощением обид, злопамятством, ревностию, завистию, зложелательством, мстительностью, осуждением, оклеветанием, лихоимством.
Согрешили немилосердием к бедным, не имели сострадания к больным и калекам; согрешили скупостью, жадностью, расточительностью, корыстолюбием, неверностью, несправедливостью, жестокосердием.
Согрешили лукавством в отношении ближних, обманом, неискренностью в обращении с ними, подозрительностью, двоедушием, сплетнями, насмешками, остротами, ложью, лицемерным обращением с другими и лестью, человекоугодием.
Согрешили забвением о будущей вечной жизни, непамятованием о своей смерти и страшном суде и неразумной, пристрастной привязанностью к земной жизни и ее удовольствиям, делам.
Согрешили невоздержанием своего языка, пустословием, празднословием, смехотворством, рассказывали анекдоты; согрешили разглашением грехов и слабостей ближнего, соблазнительным поведением, вольностью, дерзостью.
Согрешили невоздержанием своих душевных и телесных чувств, пристрастием, сладострастием, нескромным воззрением на лиц другого пола, вольным с ними обращением, блудом и прелюбодеянием, различными плотскими грехами, излишним щегольством, желанием нравиться и прельщать других.
Согрешили неимением прямодушия, искренности, простоты, верности, правдивости, уважительности, степенности, осторожности в словах, благоразумной молчаливости, не охраняли и не защищали честь других. Согрешили неимением любви, воздержания, целомудрия, скромности в словах и поступках, чистоты сердца, нестяжательности, милосердия и смиренномудрия.
Согрешили унынием, тоской, печалью, зрением, слухом, вкусом, обонянием, осязанием, похотью, нечистотой и всеми нашими чувствами, помышлениями, словами, желаниями, делами. Каемся и в прочих наших грехах, которые из-за беспамятства нашего мы не помянули.
Каемся, что прогневали Господа Бога нашего всеми своими грехами, искренно об этом жалеем и желаем всевозможно воздерживаться от грехов наших и исправляться.
Господи Боже наш, со слезами молим Тебя, Спаса нашего, помоги нам утвердиться в святом намерении жить по-христиански, а исповеданные нами грехи прости, яко Благ и Человеколюбец. Не перечисленные здесь тяжкие грехи надо сказать духовнику особо. Грехи, исповеданные и разрешенные ранее, называть на исповеди не следует, ибо они уже прощены, но если мы их снова повторяем, то нужно в них снова каяться. Каяться нужно и в тех грехах, которые были забыты, но вспомнились теперь.
Говоря о грехах, не следует называть имена других лиц - соучастников греха. Таковые должны сами раскаяться за себя.
Навыки ко греху искореняются молитвой, постом, воздержанием, добрыми делами.

Исповедаю аз многогрешный (имя) Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу и тебе, честный отче, вся согрешения моя и вся злая моя дела, яже содеял во все дни жизни моей, яже помыслил даже до сего дня. Согрешил: Обеты Св. Крещения не соблюл, иноческого обещания не сохранил, но во всем солгал и непотребна себе пред Лицем Божиим сотворил. Прости нас, Милосердный Господи (для народа).

Прости мя, честный отче (для одиноких). Согрешил: пред Господом маловерием и замедлением в помыслах, от врага всеваемых против веры и св. Церкви; неблагодарностью за все Его великия и непрестанные благодеяния, призыванием Имени Божия без нужды - всуе. Прости мя, честный отче. Согрешил: неимением ко Господу любви ниже страха, неисполнением св. воли Его и св. Заповедей, небрежным изображением на себе крестнаго знамения, неблагоговейным почитанием св. икон; не носил креста, стыдился крестить и исповедывать Господа. Прости мя, честный отче. Согрешил: любви к ближнему не сохранил, не питал алчущих и жаждущих, не одевал нагих, не посещал больных и в темницах заключенных; Закону Божию и св. отцов преданиям от ленности и небрежения не поучался.

Прости мя, честный отче. Согрешил: церковного и келейного правила неисполнением, хождением в храм Божий без усердия, с леностию и небрежением; оставлением утренних, вечерних и других молитв; во время церковной службы - согрешил празднословием, смехом, дреманием, невниманием к чтению и пению, рассеянностию ума, исхождением из храма во время службы и нехождением в храм Божий по лености и нерадению. Прости мя, честный отче. Согрешил: дерзая в нечистоте ходить в храм Божий и всякия святыни прикасатися. Прости мя, честный отче. Согрешил: непочитанием праздников Божиих; нарушением св. постов и нехранением постных дней - среды и пятницы; невоздержанием в пище и питии, многоядением, тайноядением, разноядением, пьянством, недовольством пищей и питием, одеждой, тунеядством; своея воли и разума исполнением, самонравием, самочинием и самооправданием; не должным почитанием родителей, не воспитанием детей в православной вере, проклинанием детей своих и ближних.

Прости мя, честный отче. Согрешил: неверием, суеверием, сомнением, отчаянием, унынием, кощунством, божбою ложною, плясанием, курением, игрой в карты, гаданием, колдовством, чародейством, сплетнями, поминал живых за упокой, ел кровь животных. Прости мя, честный отче. Согрешил: гордостию, самомнением, высокоумием, самолюбием, честолюбием, завистию, превозношением, подозрительностию, раздражительностию. Прости мя, честный отче. Согрешил: осуждением всех людей - живых и мертвых, злословием и гневом, памятозлобием, ненавистию, зло за зло воздаянием, оклеветанием, укорением, лукавством, леностию, обманом, лицемерием, пересудами, спорами, упрямством, нежеланием уступить и услужить ближнему; согрешил злорадством, зложелательством, злосетованием, оскорблением, надсмеянием, поношением и человекоугодием. Прости мя, честный отче. Согрешил: невоздержанием душевных и телесных чувств; нечистотою душевною и телесною, услаждением и медлением в нечистых помыслах, пристрастием, сладострастием, нескромным воззрением на жен и юношей; во сне блудным ночным; осквернением, невоздержанием в супружеской жизни. Прости мя, честный отче. Согрешил: нетерпением болезней и скорбей, люблением удобств жизни сей, пленением ума и окаменением сердца, непонуждением себя на всякое доброе дело. Прости мя, честный отче. Согрешил: невниманием к внушениям совести своей, нерадением, леностию к чтению Слова Божия и нерадением к стяжанию Иисусовой молитвы. Согрешил любостяжанием, сребролюбием, неправедным приобретением, хищением, воровством, скупостью, привязанностию к разного рода вещам и людям.

Прости мя, честный отче. Согрешил: осуждением и ослушанием отцов духовных, ропотом и обидой на них и неисповеданием пред ними грехов своих по забвению, нерадению и по ложному стыду. Прости мя, честный отче. Согрешил: немилосердием, презрением и осуждением нищих; хождением в храм Божий без страха и благоговения, уклоняясь в ересь и сектантское учение. Прости мя, честный отче. Согрешил: леностию, расслаблением негою, люблением телеснаго покоя, многоспанием, сладострастными мечтаниями, пристрастными воззрениями, бесстыдными телодвижениями, прикосновениями, блудом, прелюбодеянием, растлением, рукоблудием, невенчанными браками, тяжко согрешили те, кто делали аборты себе или другим или склоняли кого-нибудь к этому великому греху - детоубийству. Проводил время в пустых и праздных занятиях, в пустых разговорах, шутках, смехе и других постыдных грехах. Прости мя, честный отче. Согрешил: унынием, малодушием, нетерпением, ропотом, отчаянием в спасении, неимением надежды на милосердие Божие, бесчувствием, невежеством, наглостию, бесстыдством.

Прости мя, честный отче. Согрешил: клеветою на ближнего, гневом, оскорблением, раздражением и осмеянием, непримирением, враждой и ненавистию, прекословием, подсматриванием чужих грехов и подслушиванием чужих разговоров. Прости мя, честный отче. Согрешил: холодностию и бесчувственностию на исповеди, умалением грехов, обвинением ближних, а не себя осуждением. Прости мя, честный отче. Согрешил: против Животворящих и Св. Тайн Христовых, приступая к ним без должного приготовления, без сокрушения и страха Божия. Прости мя, честный отче. Согрешил: словом, помышлением и всеми моими чувствами: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием - волею или неволею, ведением или неведением, в разуме и неразумии, и не перечислить всех грехов моих по множеству их. Но во всех сих, так и в неизреченных по забвению, раскаиваюсь и жалею, и впредь с помощию Божиею обещаюсь блюстись. Ты же, честный отче, прости мя и разреши от всех сих и помолись о мне грешном, а в оный судный день засвидетельствуй пред Богом об исповеданных мною грехах. Аминь.

* Данный текст читается священником перед исповедью и приводится здесь, как один из образцов исповеди, в целях лучшей подготовки верующего к этому таинству, а так же лучшего осознания своей греховности и возбуждения покаянных чувств при домашней молитве.

Календарь Устав Аудио Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы Жития святых Книга отзывов Исповедь Архив Карта сайта Молитвы Слово батюшки Новомученики Контакты

Вопрос №1318

Какая разница между формальной и живой исповедью?

Дмитрий , Москва, Россия
27/04/2004

Снова здравствуйте отец Олег!
Я хотел бы исповедаться и у меня есть вопрос, нужно ли отвечать на все вопросы, которые даны в разделе "Исповедь"?

Ответ отца Олега Моленко:

Здравствуй, Димитрий.

Отвечать на все вопросы не надо, но лишь на те, которые касаются твоих конкретных грехов. Ненужные вопросы просто опускай.

В отношении исповеди есть нужда указать на большой недостаток, который есть у большинства исповедников.
Представлю его в форме письма к условному духовному чаду.

Допустим, что мое чадо духовное нашло вариант исповеди, составленный святителем Игнатием Брянчаниновым, использовало его за основу своей исповеди и направило мне. (Надо отметить, что у святителя Игнатия исповедь представлена в общих словах).

Отец Олег: Мне этот тип исповеди не нравится. Это отменный образец формальной исповеди, в котором вроде бы перечислены все основные виды грехов, имеющие отношение к каждому из нас, но нет конкретности. По этой причине им легко прикрываться при проверке своей совести. Мол, это я делал, и к этому причастен, и это мне не чуждо. Но, в реальности нет ничего конкретного моего. Это схема или общий образец, которую ты должен оживить реальным наполнением, а не только чувством согласия своей сопричастности к названию указанных типов и видов грехов. В нем нет реального указания конкретных твоих грехов. В таком случае очень легко "каяться" в общих грехах и исповедовать их, в общем. Намного труднее сказать с покаянным чувством, что согрешил, например, не просто воровством, а именно взял у соседки Прасковьи Ивановны ведро в ее отсутствии, и присвоил себе.

Чадо: Все время чувствовал себя неловко, когда исповедовался из-за того, что казалось, делаю это не подобающим образом.

Отец: И продолжаешь это делать, меняя варианты.

Чадо: А тут у Святителя Игнатия Брянчанинова встретил образец Богоугодной Исповеди.

Чадо: Если не возражаете, батюшка Олег, возьму за правило использовать этот дивный образец человеческого смирения, для своего покаяния.

Отец: Я возражаю против механического использования чужих образцов чужого смирения. Надо его для себя приспособить, творчески оживить и наполнить реальным и конкретным содержанием от своей жизни и деятельности.

Чадо: Вернулся после исповедания грехов к началу письма. Знаю Ваше строгое отношение, батюшка Олег, к формальной исповеди. Поверьте, каждое написанное ниже слово нашло отклик в совести моей и вызывало желание покончить с тем, что я написал.

Отец: Верю что так, но нельзя оставить воровство в принципе или в общем. Можно оставить конкретное воровство семечек на рынке, булочек в местной булочной, огурцов у соседки в огороде и т.д.

Пройдусь комментарием с замечаниями по твоей "исповеди".

Чадо: Исповедаю аз многогрешный р.Б. Имярек

Отец: «Многорешный» говори только тогда, когда это чувство испытываешь на самом деле. Если не испытываешь, то пиши правду: понимаю, что многогрешный, но, увы, не чувствую сего от сердца.

Чадо: Исповедую Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу и тебе, честный отче, вся согрешения моя и вся злая моя дела, яже содеях во все дни живота моего,

Отец: Не надо писать исповедь на прекрасном церковно-славянском языке. Он хорош для церковных молитв. Исповедоваться лучше всего на привычном для тебя современном русском языке, со свойственным тебе строем, стилем и особенностями.

Не надо каждую исповедь повторять: во все дни живота моего. Это ложь и формализм. Ведь на самом деле в дальнейшем изложение этого не последует. Поэтому говори правду, что исповедуешь те грехи, которые заметил (именно заметил, ибо далеко не все грехи мы и замечаем то) за собой со дня последней исповеди, а также те, которые пришли на память от прежде соделанных и не исповеданных по забвению.

Чадо: яже помыслих даже до сего дне. Согрешил: пред Господом маловерием

Отец: Как? В чем оно конкретно проявилось или проявляется?

Чадо: и замедлением в помыслах, от врага, всеваемых против веры и св. Церкви;

Отец: Ты должен объяснить, что значит, по-твоему, замедление в помыслах? Почему указываешь только один вид помыслов - против веры и Церкви? Остальные, что, не принимаешь? А против отца духовного? А против ближних? А сребролюбия? А блуда? А гнева? и т.д.

Чадо: неблагодарностью за все Его великие и непрестанные благодеяния,

Отец: Какой неблагодарностью? Неблагодарностью в молитвах своих; или в чувстве своем? Или забываешь благодарить? Или не всегда и не всякий раз благодаришь? Или благодаришь не искренно и не от сердца, а лишь повторяя чужие слова формально?

Чадо: призыванием имени Божия без нужды - всуе.

Отец: А мы призваны к непрестанному молению именем Божьим, а не только по нужде. У нас нужда призывать Его имя непрестанно. Другое дело, что призывал Его имя всуе, т.е. без должного внимания, без контроля, для связки слов, в суетных делах и попечениях, без должного памятования о Нем, без ощущения предстояния пред Ним, без должного благоговения, веры и любви.

Чадо: Согрешил: перед Госпожой Пресвятой Богородицей неблагодарностью за милость, скорую помощь в обстояниях и покров множества немощей.

Отец: Это как же и каким образом? Надо раскрыть конкретно.

Чадо: Согрешил: не имением к Господу любви, ниже страха, не исполнением св. воли Его и св. заповедей, небрежным изображением на себе крестного знамения, неблагоговейным почитанием св. икон; стыдился креститься и исповедовать Господа.

Отец: Опять общая вода. Разъясни, что значит в твоем случае «не любишь Господа». Что значит «не боишься Его». Что значит «не исполняешь святую волю Его». Как это не исполнение у тебя происходит, в чем именно? Как ты это замечаешь и почему не исправляешь?

Например, ты должен был сказать так: "Господь повелевает через святых отцов нести нелицемерное послушание своему духовному отцу и стараться ничем не огорчать его. Я же окаянный ослушался отца своего в том, что принял помысел от беса или от своего падшего естества и поехал без благословения и разрешения отца (а значит и Бога) посетить то-то и то-то. При этом еще, о горе мне безумному и помраченному, подбил других людей ехать со мной в не благословенное дело, чем и их втянул в грех непослушания и подставил под удар. Прости мне это Господь милосердный и ты, честный отче прости мне дерзость эту".

Видишь разницу между образцом живой конкретной исповеди и общим упоминанием, в общем!

Чадо: Согрешил: любви к ближнему не сохранил,

Отец: Какой любви? В чем конкретно не сохранил? В чем проявил нелюбовь? Перечисли конкретно все замеченные случаи и по ним определи страсть или страсти, уводящие тебя от любви и ее дел.

Чадо: не питал алчущих и жаждущих, не одевал нагих, не посещал больных и в темницах заключенных;

Отец: Чадо, от этого твоего употребления общих слов меня просто уже коробит! Ну, как же так лицемерно можно говорить?

Каких это алчущих людей ты не накормил? Укажи имена, адреса, конкретного ненакормления или прохождения мимо голодных. Без этого твое заявление не имеет силы. Это все равно, что потерпевший от вора человек придет в милицию писать заявление и укажет лишь, что его в принципе обокрали, но не укажет, что именно взяли, когда и при каких обстоятельствах. Будет ли кто расследовать просто "воровство" в принципе?

Чадо: Закону Божию

Отец: Какому закону? В чем именно? В каких пунктах Закона, и каким образом?

Чадо: и св. Отцов преданиям

Отец: Чадо, каким преданиям?

Чадо: от лености и небрежения не поучался.

Отец: Это как? Лежит, мол, на столе книга святого отца, ты имеешь время, силы и возможность прочитать ее, но ленишься и предаешься неге - продолжаешь лежать в постели или на траве и смотреть в потолок или на небо, думая о земном.

Чадо: Согрешил: домашнего правила неисполнением,

Отец: Это как? Что, ты вообще не исполняешь правила (кстати, какого именно)? Или несколько раз оставлял? Если так, то сколько раз? И по какой причине не исполнял?

Чадо: оставлением утренних, вечерних и других молитв;

Отец: Конкретно, сколько раз, почему и каких других молитв? Если другие молитвы не входят в правило, то ты волен их оставлять по своему усмотрению.

Чадо: в домашней службе - согрешил не достодолжной подготовкой к службе

Отец: Конкретно о чем речь? В чем проявлялась эта не достодолжная подготовка? Какая должна быть достодолжная?

Чадо: по лености и нерадению,

Отец: Как это, конкретно?

Чадо: невниманием к чтению, рассеянностью ума,

Отец: Каким невниманием? Как это проявлялось и почему? Что мешало вниманию? Какая страсть?

Чадо: забвением, что предстою пред Господом.

Отец: Неужели ты совсем не помнил пред Кем стоял и Кому молился? Или не было полного чувство осознания этого? И переживания ощущения Бога на молитве, что есть дар Божий.

Чадо: Согрешил: не почитанием праздников Божьих;

Отец: Как? Каких? Когда? каким образом? Что делал взамен почитания?

Чадо: своей воли и разума исполнением,

Отец: Каким образом, когда, при каких обстоятельствах, по каким причинам, что именно и т.д.

Чадо: самонравием,

Отец: Как конкретно это у тебя проявлялось? В чем? Сколько раз?

Чадо: самочинием

Отец: В чем? Сколько раз? Причины?

Чадо: и самооправданием;

Отец: В чем конкретно? Каким образом? Сколько раз? Причины? Что намерен предпринять (это указывать в каждом случае)?

Чадо: не должным почитанием родителей,

Отец: О чем конкретно речь? Плюнул в лицо? Не дал денег при нужде? Не поздравил с праздником? Нагрубил при встрече? Не поблагодарил за конкретную помощь? Плохо говорил о них при жене? и т.д.

Чадо: не должным воспитанием детей в православной вере.

Отец: Как именно? Что есть не должное и как должно? Как намерен исправить не должное и на что?

Чадо: Согрешил: неверием,

Отец: Во что или Кому (кому)? В чем конкретно?

Чадо: суеверием,

Отец: В чем конкретно?

Чадо: сомнением,

Отец: В чем конкретно? Сколько раз?

Чадо: отчаянием,

Отец: В чем конкретно? Как? Как проявлялось? Что предпринимал или не предпринимал, хотя должен был?

Чадо: унынием,

Отец: Почему предался унынию? В какой мере? Как это проявлялось? Что предпринимал против уныния?

Чадо: кощунством,

Отец: Это как? что конкретно?

Чадо: сплетнями.

Отец: Какими сплетнями? О ком? Как? Сколько раз?

Чадо : Согрешил: гордостью,

Отец: Как именно? Как это проявляется? Как замечаешь ее проявление у себя? В чем? Как противостоишь?

Чадо: самомнением,

Отец: Что мнишь о себе? Почему? Что предпринимаешь против?

Чадо: высокоумием,

Отец: В чем конкретно?

Чадо: самолюбием,

Отец: В чем конкретно проявлялось оно у тебя?

Чадо: честолюбием,

Отец: В чем конкретно?

Чадо: завистью,

Отец: В чем проявлялась? К кому конкретно? Как проявлялась зависть?

Чадо: превозношением,

Отец: Над кем и как?

Чадо: подозрительностью,

Отец: В отношении кого или чего?

Чадо: раздражительностью.

Отец: В отношении кого или чего? Как проявлялась? Сколько раз? Что предпринимал?

Чадо: Согрешил: укорением,

Отец: Кого, как, когда, в чем и при каких обстоятельствах?

Чадо: лукавством,

Отец: В чем и как конкретно?

Чадо: леностью,

Отец: В чем конкретно?

Чадо: спорами,

Отец: С кем, в чем и как? Почему?

Чадо: упрямством,

Отец: В чем? Как видишь греховность этого?

Чадо: нежеланием уступить и услужить ближнему;

Отец: Какому ближнему? В чем конкретно не желал уступить и в чем услужить?

Чадо: согрешил злорадством,

Отец: По какому поводу и в отношении кого?

Чадо: оскорблением,

Отец: Кого, как, чем, каким образом, почему? Просил ли прощения?

Чадо: надсмеянием

Отец: Над кем насмехался? и зачем?

Чадо: человекоугодием.

Отец: Кому угождал, в чем конкретно?

Чадо: Согрешил: празднословием,

Отец: Когда замечал? В чем? Как проявлялось? Почему не остановил?

Чадо: смехотворством,

Отец: По какому случаю, поводу?

Чадо: слушанием и воспоминанием мирских песен,

Отец: Каких именно песен, и как видишь, что это греховно и почему?

Чадо: вольностью,

Отец: В чем?

Чадо: дерзостью,

Отец: В чем, в отношении кого? Как проявлял?

Чадо: потворством духу времени и мирским обычаям,

Отец: Как конкретно и каким именно обычаям?

Чадо: противным вере православной.

Отец: Понятно, что противным. В чем они противны?

Чадо: Согрешил: невоздержанием душевных и телесных чувств;

Отец: Каких чувств? Как не воздерживал их? Как это проявлялось?

Чадо: услаждением и медлением в нечистых помыслах,

Отец: Почему? Как долго медлил?

Чадо: пристрастием,

Отец: К чему конкретно? Как проявлялось? Как заметил?

Чадо: сладострастием,

Отец: В чем именно? и как?

Чадо: нескромным воззрением на жен.

Отец: Это как? Каких жен? Где? А если скромно, то, что, можно смотреть?

Чадо: Согрешил: люблением удобств жизни сей,

Отец: Каких удобств и каким именно люблением? Как знаешь, что это греховно?

Чадо: пленением ума

Отец: Чем и как?

Чадо: Окаменением сердца,

Отец: Как? Почему?

Чадо: не понуждением себя на всякое доброе дело.

Отец: Почему? На какие добрые дела?

Чадо: Согрешил: невниманием к внушениям совести своей,

Отец: Как это? Почему? Как глушил совесть?

Чадо: нерадением,

Отец: В чем и как?

Чадо: Леностью к чтению слова Божия

Отец: Как это проявлялось конкретно?

Чадо: нерадением к стяжанию Иисусовой молитвы.

Отец: Как? Почему? Что препятствует?

Чадо: Согрешил любостяжанием,

Отец: Чего конкретно хотел стяжать или как проявлялось (например, в помыслах иметь то-то)?

Чадо: сребролюбием,

Отец: Укажи конкретные проявления.

Чадо: неправедным приобретением,

Отец: Чего и каким образом? Как исправил?

Чадо: воровством

Отец: Что именно украл, у кого, каким образом, при каких обстоятельствах? Что подвигнуло украсть? Вернул ли украденное? Если нет, то почему?

Чадо: скупостью,

Отец: В чем и как это проявлялось?

Чадо: привязанностью к разного рода вещам

Отец: Каким именно вещам и какой привязанностью?

Чадо: и людям.

Отец: Каким людям и какой привязанностью?

Чадо: Согрешил: осуждением и ослушанием отца духовного

Отец: В чем конкретно осуждал и в чем конкретно ослушался? Почему?

Чадо: не исповеданием пред ним грехов своих по забвению, нерадению и по ложному стыду.

Отец: Какие грехи - по ложному стыду - конкретно? Какие грехи - по нерадению?

Чадо: Согрешил: холодностью и бесчувственностью на исповеди,

Отец: Причина этого?

Чадо: Умалением своих грехов,

Отец: Каким образом? Каких грехов? По какой причине?

Чадо: обвинением ближних, а не себя осуждением.

Отец: Кого, за что и как конкретно обвинял?

Чадо: Согрешил: против Животворящих и Св. Таин Христовых, приступая к Ним без должного приготовления,

Отец: Какого приготовления? В чем оно должно было проявляться и почему не делал этого?

Чадо: без сокрушения и страха Божия.

Отец: Почему? Просил ли этого?

Чадо: Согрешил: словом, делом, помышлением и всеми моими чувствами: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием, - волею или неволею, ведением или неведением, в разуме и неразумии, и не перечислить всех грехов моих по множеству их.

Отец: Это истинно так.

Чадо: Но во всех сих, так и в неизреченных по забвению, раскаиваюсь и жалею, и впредь с помощью Божиею обещаюсь блюстись.

Отец: Как же можно блюстись от абстрактных грехов, рассказанных абстрактно по чужому и общему образцу, без конкретного приложения к себе?

Теперь, надеюсь, ты уяснил для себя разницу между формальной исповедью (т.е. общей, лукавой, не бьющей конкретно по страстям и грехам, замеченным за собою) и живой, конкретной и творчески усвоенной к себе. Такая исповедь, помимо покаянных чувств и ненависти к грехам по виду, позволяет отслеживать их в их конкретном проявлении, определять главенствующую на сегодня страсть и другие мучащие страсти. Она помогает правильно поставить задачу по борьбе со страстями и в преодолении конкретных греховных проявлений, навыков, помыслов или чувств, подобрать нужные средства против них и т.д. Видишь, как трудно правильно, полезно и Богоугодно исповедаться? И как легко обмануть себя механическим перечислением отдельных общих видов греха, с внутренним чувством сопричастности к каждому из них: как-то, в какой-то мере, каким-то образом и т.д. Одно дело сказать: "согрешаю вообще блудом", и совсем другое, например, так: "согрешил, отче на прошлой неделе блудной страстью: посмотрел 10 минут порнографического фильма и разжег себя; в автобусе заметил приятного вида молодую особу и впялился глазами в ее фигуру, стать, лицо и услаждался этим, при этом допускал помыслы о блудном с нею совокуплении, что прервал лишь ее уход на остановке. После этого не остановил себя, но искал новый объект для удовлетворения живущей внутри меня блудной страсти; увидел подходящую девушку, мысленно раздевал ее, думал о постыдном с ней совокуплении и услаждался этими помыслами и блудными чувствами. По приходу домой накинулся на жену по причине предварительного блудного саморазжигания, чтобы удовлетворить "законно" свою беззаконную блудную похоть. При этом о жене и ее чувствах не думал, а поступил как грубое животное. Ночью во сне имел блудные сновидения, в которых совокуплялся с различными лицами женского пола, согрешил при этом во сне истецением (семяизвержением) и осквернением. Сожалею о допущенном. Каюсь и прошу Бога помочь мне и умалить мучащую меня страсть и блудную похоть. Намерен предпринять против нее то-то и то-то. Прошу также совета у Вас и святых молитв.

И т.д. и т.п. по каждому греху и каждой страсти.


Исповедаю аз многогрешный (имя рек) Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу и тебе, честный отче, вся согрешения моя и вся злая моя дела, яже содеял во все дни жизни моей, яже помыслил даже до сего дня.

Согрешил: Обеты Святого Крещения не соблюл, но во всем солгал и непотребна себе пред Лицем Божим сотворил. Прости нас, Милосердный Господи.

Согрешил: пред Господом маловерием и замедлением в помыслах, от врага всеваемых против веры и святой Церкви; неблагодарностью за все Его великия и непрестанный благодеяния, призыванием имени Божия без нужды - всуе.

Согрешил: неимением ко Господу любви, ниже страха, неисполнением святой воли Его и святых заповедей, небрежным изображением на себе крестнаго знамения, неблагоговейным почитанием святых икон; не носил креста, стыдился креститься и исповедывать Господа.

Согрешил: любви к ближнему не сохранил, не питал алчущих и жаждущих, не одевал нагих, не посещал больных и в темницах заключенных; закону Божию и святых Отцов преданиям от лености и небрежения не поучался.

Согрешил: церковного и келейного правила неисполнением, хождением в храм Божий без усердия, с леностию и небрежением; оставлением утренних, вечерних и других молитв; во время церковной службы – согрешил празднословием, смехом, дреманием, невниманием к чтению и пению, рассеяностию ума, исхождением из храма во время службы и нехождением в храм Божий по лености и нерадению.

Согрешил: дерзая в нечистоте ходить в храм Божий и всякия святыни прикасатися.

Согрешил: непочитанием праздников Божиих; нарушением святых постов и нехранением постных дней - среды и пятницы; невоздержанием в пище и питии, многоядением, тайноядением, разноядением, пьянством, недовольством пищей и питием, одеждой, тунеядством; своея воли и разума исполнением, самонравием, самочинием и самооправданием; не должным почитанием родителей, не воспитанием детей в православной вере, проклинанием детей своих и ближних.

Согрешил: неверием, суеверием, сомнением, отчаянием, унынием, кощунством, божбою ложною, плясанием, курением, игрой в карты (также компьютерная зависимость) сплетнями, поминал живых за упокой, ел кровь животных*.(* VI Вселенский собор, 67-е правило. Деяние Апостолов, 15 гл) .

Согрешил: обращением за помощью к посредникам бесовской силы - оккультистам: экстрасенсам, биоэнергетикам, бесконтактным массажистам, гипнотизерам, "народным" целителям, колдунам, ворожеям, знахарям, гадалкам, астрологам, парапсихологам; участием в сеансах кодирования, снятия "порчи и сглаза", спиритизма; контактированием с НЛО и "высшим разумом"; подключением к "космическим энергиям".

Согрешил: просматриванием и прослушиванием теле- и радиопередач с участием экстрасенсов, целителей, астрологов, гадателей, знахарей.

Согрешил: изучая различные оккультные учения, теософию, восточные культы, учение "живая этика"; занимаясь йогой, медитацией и т.п.

Согрешил: чтением и хранением оккультной литературы.

Согрешил: посещая выступления протестантских проповедников, участвуя в собраниях баптистов, мормонов, "свидетелей Иеговы", адвентистов, "богородичного центра", "белого братства" и иных сект, принимая еретическое крещение, уклоняясь в ересь и сектантское учение.

Согрешил: гордостию, самомнением, высокоумием, самолюбием, честолюбием, завистию, превозношением, подозрительностию, раздражительностию.

Согрешил: осуждением всех людей - живых и мертвых, злословием и гневом, памятозлобием, ненавистию, зло за зло воздаянием, оклеветанием, укорением, лукавством, леностию, обманом, лицемерием, пересудами, спорами, упрямством, нежеланием уступить и услужить ближнему; согрешил злорадством, зложелательством, злосоветованием, оскорблением, надсмеянием, поношением и человекоугодием.

Согрешил: невоздержанием душевных и телесных чувств; нечистотою душевною и телесною, услаждением и медлением в нечистых помыслах, пристрастием, сладострастием, нескромным воззрением на жен или юношей; во сне блудным ночным осквернением, невоздержанием в супружеской жизни.

Согрешил: нетерпением болезней и скорбей, люблением удобств жизни сей, пленением ума и окаменением сердца, непонуждением себя на всякое доброе дело.

Согрешил: невниманием к внушениям совести своей, нерадением, леностию к чтению слова Божия и нерадением к стяжанию Иисусовой молитвы. Согрешил любостяжанием, сребролюбием, неправедным приобретением, хищением, воровством, скупостью, привязанностию к разного рода вещам и людям. Согрешил: осуждением архиереев и священников, ослушанием отца духовного, ропотом и обидой на него и неисповеданием пред ним грехов своих по забвению, нерадению и по ложному стыду.

Согрешил: немилосердием, презрением и осуждением нищих; хождением в храм Божий без страха и благоговения.

Согрешил: леностию, расслаблением негою, люблением телесного покоя, многоспанием, сладострастными мечтаниями, пристрастными воззрениями, бесстыдными телодвижениями, прикосновениями, блудом, прелюбодеянием, растлением, рукоблудием, невенчанными браками; (тяжко согрешили те, кто делали аборты себе или другим, или склоняли кого-нибудь к этому великому греху - детоубийству).

Согрешил: провождением времени в пустых и праздных занятиях, в пустых разговорах, в неумеренном смотрении телевидения.

Согрешил: унынием, малодушием, нетерпением, ропотом, отчаянием в спасении, неимением надежды на милосердие Божие, бесчувствием, невежеством, наглостию, бесстыдством, .

Согрешил: клеветою на ближнего, гневом, оскорблением, раздражением и осмеянием, непримирением, враждой и ненавистию, прекословием, подсматриванием чужих грехов и подслушиванием чужих разговоров.

Согрешил: холодностию и бесчувственностию на исповеди, умалением грехов, обвинением ближних, а не себя осуждением.

Согрешил: против Животворящих и Святых Тайн Христовых, приступая к Ним без должного приготовления, без сокрушения и страха Божия.

Согрешил: словом, помышлением и всеми моими чувствами: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием, - волею или неволею, ведением или неведением, в разуме и неразумии, и не перечислить всех грехов моих по множеству их, Но во всех сих, так и в неизреченных по забвению, раскаиваюсь и жалею, и впредь с помощию Божиею обещаюсь блюстись. Ты же, честный отче, прости мя и разреши от всех сих и помолись о мне грешном, а в оный судный день засвидетельствуй пред Богом об исповеданных мною грехах. Аминь.

Loading...Loading...