Георгианский стиль в архитектуре. Григорианский стиль в архитектуре

Наш магазин антиквариата и старинной мебели предлагает большой выбор мебели Георгианского стиля. Особое внимание обращаем на , которые как никакие другие старинные предметы искусства передают настроение и благородство искусства этой эпохи. Особую ценность имеет прекрасный Георгианской эпохи и изогнутыми ножками и ажурной резьбой, а также фабрики Веджвуд.

В этот период гармония, ясность, благородство, присущее старинной английской мебели и английскому антиквариату были доведены до высшего совершенства. Вот почему старинную мебель и антиквариат этого периода невозможно спутать ни с любым другим антиквариатом других эпох или стилей.

Георгианский стиль в Англии по времени называется еще георгианским периодом и совпадает по времени с правлением трех, сменяющих друг друга на троне Георгов. Соответственно можно выделить ранне-средне- и позднее- георгианский периоды. На эти периоды пришлось великое событие, которое дало началу целому направлению развития английской мебели, а также мебели континентальной Европы - около 1725 года в Англию из колоний в Вест-Индии начинает ввозиться красное дерево. Этот материал по сравнению с орехом, активно использовавшимся в то время в мебельном производстве, имеет намного больше эстетических и технологических преимуществ. Он прочнее, богаче по цвету и фактуре, прекрасно полируется. В этой связи этот материал сам не требует фанерования, что удешевляет производство мебели из него. Новый материал привнес и новое развитие технологии производства мебели. С приходом красного дерева происходит замещение производства мебели из ореха на мебель из красного дерева. Мода на мебель и изделия из красного дерева постепенно из Англии распространяется на другие страны.

Технологические изменения, позволили создавать принципиально другую стилистику мебели, что делал выдающийся английский мастер- краснодеревщик Томас Чиппендейл (1718-1779). Его заслуга в развитие английской мебели и английского стиля настолько велика, что Георгианскую эпоху называют еще эпохой Чиппендейла или английским рококо. Он смог создать свой собственный стиль, настолько индивидуальный, сочетающий элегантность, практичность и удобством с надежностью, что дало начало стилю целой эпохи. В 1754 году он издает сборник образцов мебели «Руководство для дворянина и краснодеревщика» «Gentleman and Cabinet-maker"s Director», который приносит ему мировую славу. Новые формы стали своеобразным эталоном для многих типов мебели, более того, эти эталоны во многом сохраняются и в настоящее время без значительных изменений. В настоящее время практически все работы Чиппендейла находятся в музеях или в частных антикварных коллекциях. Продающаяся на антикварном рынке мебель, имеющая классические формы Чиппендейла, это мебель стиля Чиппендейла – созданная в более поздние периоды мебель по выработанным им стандартам и лекалам.

К концу XVIII века в Англии все большую популярность приобретают тенденции неоклассицизма и по мере своего развития, неоклассицизм стал самостоятельным и целостным стилем. Именно в конце георгианского периода развитие английского искусства стало все больше влиять на другие страны. Англомания, а с ней и стиль неоклассицизм, адептами которого становились англичане, все больше входил в моду, вытесняя влияние французской моды с ее приверженностью к барочным традициям и традициям стиля рококо. Огромное влияние на развитие этого направления оказал архитектор Роберт Адам (1728-1792), много работавший над жилыми интерьерами в классическом стиле. Он опубликовал сборник проектов мебели и убранства комнат в античном стиле, что оказало огромное влияние на популяризацию этого стиля во всем мире. Неотъемлемым элементом аристократического роскошного дома становится фарфор фабрики Веджвуд, имитирующий античные греческие вазы, мебель по проектам Адама. Именно в этот период активно развивается фарфоровое производство Веджвуд, за счет огромного спроса на самобытную продукцию этой фабрики.

Вершиной стиля неоклассицизма в мебельном искусстве последних десятилетий XVIII века стали работы Джорджа Хэпплуайта и Томаса Шератона. Их творчество многими знатоками признается как вершина английского мебельного искусства. Одной из основных заслуг этих мастеров считается разработка и публикация типовых образцов мебели этого периода. В 1788 г. Джордж Хэпплуайт издал сборник проектов «Справочник краснодеревщика и драпировщика» «The Cabinet-Maker and Upholsterer"s Guide». В проектах мебели Хэпплуайта классическая гармония доведена до совершенства. Томас Шератон (1751-1806) издал в 1791-1794 гг. «Книга эскизов для краснодеревщика и драпировщика» «The Cabinet-Maker and Upholsterer"s Drawing Book» где выступил как прекрасный художник и дизайнер английской мебели. Стиль его работ еще более элегантен, изыскан, детали еще более утончены и в его работах уже чувствуется приближение нового стиля - ампира.

Английский ампир развивался в период правления принца Уэльского. Он правил, как принц-регент в 1811-1820, и как король Герог IV в 1820-1830 годах. Поэтому английский ампир часто называют стилем Регентства. В этот период популяризатором ампира стал Томас Хоуп (1769 -1831 г.). В 1807 году он издает альбом работ «Домашняя мебель и внутреннее убранство» «Household Furniture and Interior Decoration», где содержится набор характерных признаков и атрибутов стиля ампир, отражающих тонкую и торжественную интерпретацию греческих и римских мотивов.

Постепенно английский ампир меняется меняется в сторону утяжеления и упрощения. На смену строгому классицизму приходит стиль бидермайер, а с ним и происходит возврат к пройденным, ставшим уже традиционным английским стилям. Традиционная любовь англичан к готике получает новое развитие. В 1808 году Джордж Смит издает альбом «Коллекция проектов домашней мебели» «A Collection of Designs for Household Furniture», где вводит в классический стиль неоготические мотивы. Главной фигурой готического возрождения 1830-1840-х годов стал автор здания парламента, английский архитектор Аугустус Уэлби Пьюджн (1812-1852). В 1835 году он издает собрание работ «Готическая мебель в стиле пятнадцатого века» «Gothic Furniture in the Stile of the Fifteenth Century», где готическому стилю уделяется особое место.


Описываемый стиль зародился и достиг популярности во времена правления короля Георга, в честь которого назван георгианским. Сам по себе он не имеет ярко выраженной индивидуальности, но является гармоничным сплетением нескольких стилей, от которых он взял лишь самое лучшее. Четкие линии, строгость и симметрия стиля Палладио прекрасно сочетаются в нем с французской утонченностью и изысканностью линий. В классических георгианских интерьерах можно встретить вкрапления китайской культуры и заимствование некоторых деталей готического стиля.

Если вы убежденный сторонник классики, то вполне можете воплотить этот стиль в интерьере своего дома. Он лучше всего подходит для оформления просторных гостиных и холлов, его также можно неплохо обыграть в оформлении спальни.

Особое внимание в георгианском стиле традиционно уделяется отделке стен. Как правило, пространство стены делится на три секции. Одна из них – цокольная, обшивается панелями, включает в себя рейку, плинтус и цокольную панель, вторая секция занимает среднюю часть стены, а третья состоит из фриза и карниза.

Стены можно отделать дубовыми панелями, покрытыми лаком или окрашенными в тусклый сдержанный оттенок. Кроме того, можно декорировать стены гобеленом или задрапировать тканью, например шелком или дамастом. Если же вы предпочитаете традиционные решения, то в таком интерьере вполне можно использовать обои светлых или более ярких, но тусклых оттенков с благородным рисунком.

Для разделения плоскости стен на секции можно использовать гипсокартонные молдинги под лепнину и карнизы из полиуретана и вспененного винила. Избегайте глянцевых красок, отдавая предпочтение приглушенным матовым оттенкам. Для того чтобы правильно оформить помещение в георгианском стиле следует оклеить бордюр по ее периметру золоченой лентой, а если проявить немного фантазии, то с помощью подручных материалов, разнообразных лент, принтов и тканей можно оформить стены своим собственным, совершенно эксклюзивным узором.

Что касается отделки пола, то наилучшим решением для данного стиля станет деревянный настил из досок или паркет. Для создания уютной и теплой атмосферы полы стоит покрыть пушистыми яркими коврами. Если в данном стиле оформляется кухня, ванная или холл, то уместным будет использование керамической или глиняной плитки, выкладываемой в шахматном порядке. А при ограниченном бюджете проекта можно использовать линолеум с геометрическим рисунком, имитирующим плитку.

К подбору мебели для планируемого интерьера следует отнестись особенно тщательно. Предметы должны гармонично сочетаться и иметь общий стиль или материал. Наиболее уместными тканями для обивки мебели стоит считать дамаст, бархат, шелк, гобелен, мебельный ситец и парчу. В рисунках ткани нередко используются восточные мотивы и вышивка.

Вопреки досужему убеждению, классический стиль не обязательно подразумевает тесно заставленное мебелью и предметами декора пространство. В комнате должно быть достаточно воздуха. Используйте свободные тиковые чехлы для мебели или плетеную мебель с привязанными к ней подушками.

Характерной чертой данного стиля является расстановка мебели вдоль стен. Традиционно она выдвигалась на середину помещения лишь в случае крайней необходимости.

При декорировании и размещении источников света георгианский стиль тяготеет к закону симметрии. В качестве источников света уместно использовать бра и люстры, стилизованные под канделябры. А в качестве предметов декора, наилучшим дополнением интерьера станут подсвечники и картины.


Георгианский стиль - это направление архитектуры, зародившееся в XVII-м и широко распространившееся в XVIII-м веке в Великобритании и других англоязычных странах. Проекты домов в георгианском стиле разрабатываются с использованием приёмов традиционной английской архитектуры :

  • Симметричность;
  • Лаконичность отделки фасадов;
  • Применение кирпича и камня в качестве главных строительных материалов;
  • Скатная конструкция крыши с устройством фронтонов над входами;
  • Большие и богато оформленные окна и входная дверь.

Георгианский стиль используют не только в архитектуре, но и при оформлении интерьера. Во внутреннем оформлении он сочетает в себе несколько направлений: готику, рококо и даже черты французского и китайского стилей. Главные особенности - разделение площади стены на три части по высоте, каждая из которых оформляется по-своему. А также преобладание светло-зеленых, светло-коричневых, серых цветов отделочных материалов.

Примеры готовых проектов

Яркие особенности георгианского стиля демонстрирует проект №12-16 . Симметричность здания сочетается с выраженным акцентом на входную дверь и окна. Над входом сооружен отдельный навес, имитирующий фронтон. Применяется наружная отделка из лицевого кирпича и натуральная битумная черепица.

Характерные особенности стиля показывает и проект №57-89К . Два одинаковых симметрично расположенных элемента кровли над окнами мансарды напоминают фронтон. Большая площадь окон в сочетании с отделкой клинкерной плиткой под кирпич придают фасаду постройки традиционный британский облик.

Традиционные черты григорианского стиля проявляются и в проекте таунхауса №33-03 . К их числу относятся:

  • несколько симметричных элементов крыши, расположенных на каждом скате дома;
  • выполненные в виде фронтонов части мансардного этажа, расположенные над двумя отдельными входами в таунхаус ;
  • красивое оформление окон и входов в здание, к двери ведет многоуровневое крыльцо;
  • наружная отделка декоративным камнем.

Замечание 1

Одним из основных стилей архитектуры XVIII века, занимающим ведущую позицию в англоязычных странах являлся георгианский стиль.

XVIII век в Англии ознаменовался промышленным прогрессом, крайне необходимо было скорейшее возведение функциональных сооружений. Украшать здания не было времени, да и не требовалось. Вследствие вышеперечисленного, а также после неудачной попытки введения в английскую архитектуру стиля барокко, славящимся своей пышностью и грандиозностью, и зародился георгианский стиль.

Рисунок 1. Пример дома георгианской эпохи. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Основным направлением георгианского стиля было «палладинство» - следы влияния римских и греческих архитектурных традиций. Изначально идея принадлежит итальянскому архитектору Андреа Палладио (1508-1580), для которой характерны учет перспективы, симметрия, классические храмовые формы Древней Греции и Рима.

Характерные черты георгианского стиля:

  • симметрия. Присутствует как в отдельных элементах, так и в архитектурном ансамбле;
  • очень скромный декор, либо его полное отсутствие. Направление диктовали особенности того времени;
  • кирпичная кладка. Особенность, присущая всем английским особнякам;
  • акцент всего строения - яркая цветовая гамма оконных и дверных проемов, а также украшение резьбой или портиками;
  • скатные крыши, присутствие фронтонов;
  • прямые углы, строгая геометрия здания.

Городские особняки в георгианском стиле

Георгианская эпоха достойна особого восхищения. Рядовые скромные дома и огромные особняки – все обладает ощущением целостности. Тщательно продуманные ансамбли городских домов, располагались вокруг площадей. Сооружения архитектора Иниго Джонса стали первыми проектами коммерческого жилья, которое в последующем продавалось или сдавалось в аренду. Так называемые доходные дома возводились в четыре-пять этажей, с фасадами, выходящими на большие улицы или на площади.

На цокольном этаже обычно располагались прачечные и кухни. Первый этаж был отдан под столовую и парадные комнаты. На втором этаже в бальных залах проводили приемы, третий этаж предназначался для больших спален, детские же спальни находились на четвертом этаже. Пятый этаж был отдан под комнаты слугам, живущих в доме. Одна из черт доходных домов – присутствие задних лестниц, позволяющие слугам перемещаться по всем этажам минуя парадные помещения.

На улицах поменьше возводились дома для среднего класса. Совсем маленькие домики, расположенные в узеньких улочках предназначались для ремесленников, слуг и разнорабочих. Так же там находились конюшни и каретные дворы.

Замечание 2

Всем домам, построенным в георгианском стиле, была присуща изящность, отличались они лишь отделкой и стилем, которые зависели от социального статуса жильцов. Данный архитектурный стиль и в настоящее время является образцовым.

Иные сооружения георгианской эпохи

Именно в данную эпоху появились клубы для джентльменов, где последние могли встречаться в непринужденной обстановке для бесед и просто отдыха. Кроме того, на первых этажах домов, которые принадлежали определенному владельцу, могли располагаться магазины: залы с полками и продаваемым товаром закрывали огромные окна с красивыми вывесками. Хозяин дома жил в том же доме, над магазином.

Театр был представлен в виде закрытого помещения, в котором были построены балконы для зрителей.

Представители георгианства:

  • Иниго Джонс,
  • Колин Кэмпбелл,
  • Ричард Бейль,
  • лорд Бёрлингтон,
  • Уильям Кент,
  • Томас Арчер,
  • Джакомо Леони,
  • Джон Соун,
  • Джон Нэш,
  • Джон Вуд Старший,
  • Уильям Уильямс,
  • Роберт Смайрк,
  • Роберт и Джеймс Адам.

Лорд Бёрлингтон , он же Ричард Бойль, 3-й граф Бёрлингтон, 4-й граф Корк («граф-архитектор») (1694-1753) – английский аристократ и меценат, яркий последователь и представитель палладианства. Его вилла в Чизике и Египетский зал для ассамблей в Йорке – первые палладинские здания, которые были сооружены по проектам графа. В лондонском особняке «графа-архитектора» Бёрлингтон-хаус на Пикадилли впоследствии расположились резиденции научных обществ Великобритании, Королевская академия художеств. Творчество графа Бёрлингтона легло в основу формирования архитектуры классицизма.

Рисунок 2. Загородный дом в георгианском стиле. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Уильям Кент (1684-1748) – английский садовод и архитектор, тесно сотрудничавший с английским ландшафтным архитектором Ланселотом Брауном и графом Бёрлингтоном. В своем творчестве занимался планировкой садов, зданий, мебели. В конце творческого пути и жизни перестроил одну из улиц в центральной части Лондона – Уайтхолл. Стремился объединить воедино отдельные формы, художественные стили и природные ландшафты.

Джон Соун (1753 -1837) – представитель классицизма, английский архитектор. Чистота линий, простота форм, пропорции, детализация, грамотность в использовании света – отличительные особенности творчества. Самая известная работа – здание банка Англии в Сити. Став известным архитектором, благодаря реконструкции банка, Соун проектировал и перестраивал загородные дома для поместного дворянства. Реставрировал Оксфорд и Кембридж, занимался возведением картинной галереи в Дулвиче.

Роберт и Джеймс Адам (1728-1792) – тандем умов двух братьев, где Роберт создавал проекты, а Адам с успехом их реализовывал. Проектирование, дизайн интерьеров, строительство – все этапы проходились успешно. Каждое творение выполнено в неповторимом, свойственном для их стиле. Элементы рококо в паладинском стиле прославили братьев не только в Англии, но и в Америке. Очень много проектов было посвящено реконструкции существующих зданий, но так и остались на бумаге.

Некоторые проекты особняков Лондона, например дом лорда Дерби, расположенный на Гросвенор-Сквер, а также дом на Портман-Сквер задуманы таким образом, что сложная планировка размещалась в малом пространстве. Для современников братья считались мастерами, умело воплотившими их представления об одновременном сочетании функциональности и комфорта, что являлось отличительной чертой английской архитектуры того времени.

Замечание 3

Георгианский стиль стал прочной основой для федерального и федералистского архитектурных стилей Америки и Европы, на смену которому пришла эпоха Регенства и регентский стиль.


Английский стиль был сформирован в 18-19 веках под влиянием двух эпох: правления королей Георга I - V (георгианский стиль Georgian) и королевы Виктории (викторианский стиль)




Именно георгианский стиль является основой классического английского стиля . Для георгианского стиля характерны тяга к классической античной архитектуре, римской или греческой, это симметричные формы, четкие линии, выраженная геометрия в формах. Цвета в георгианском стиле более светлые, не использовалась большая цветовая палитра, быт был более скромным



Фасады домов в георгианском стиле сложены из плоских красных или разноцветных кирпичей и отштукатуренного белого орнамента. Орнамент, как правило, сделан в виде искусно выполненных арок и пилястров. Входные двери окрашены в различные цвета и в своей верхней части оснащены пропускающими свет, открывающимися окошками. Здания окружены со всех сторон цоколем.

.

В сущности, разница между архитектурными произведениями, строившимися при королеве Анне и при Георге I, минимальна и состоит в отказе от нарочитой барочной помпезности, которую практиковали при проектировании дворцов немногие зодчие, такие, как Джон Ванбру и Николас Хоксмур. На формирование георгианского зодчества мог повлиять голландский национальный стиль архитектуры, пришедший в Англию в правление Вильгельма Оранского


.

.

Для кварталов георгианской застройки в Лондоне характерны квадратные площади со скверами, носящие имена аристократов-землевладельцев. Вершиной георгианского стиля стало творчество шотландца Роберта Адама, получившее широкое признание по всей Европе; особенно изысканны его интерьеры:





Яркий декоративный георгианский стиль в интерьере был признаком высокого положения в обществе. Дома дворян всегда украшались резьбой по дереву и сложной лепниной, что сразу же поднимали стоимость здания в несколько раз



.

Георгианский стиль в интерьере характеризуется широким использованием белого цвета и различных светлых оттенков. На таком фоне наиболее выигрышно смотрятся изысканная резьба бордюров, дверей и плинтусов




Декоративные элементы интерьеров в георгианскую эпоху стали более изящными, легкими и утонченными. При этом эстетическая составляющая отходит на второй план, и главной чертой интерьеров становится функциональность. Это не означает, что дома стали менее роскошными, просто при их оформлении больше внимания уделялось практичности



.


Например, роскошные зеркала в изящных рамах были не просто украшением - они должны были усиливать естественный свет днем и свет свечей вечером и ночью. Каминам и окнам также уделяли особое внимание, стараясь сделать комнату как можно более светлой и теплой. Роскошные камины - неотъемлемый атрибут богатого дома - было принято отделывать мрамором, а окна украшать ставнями или шторами, позволяющими без труда "дозировать" проникающий в комнату солнечный свет



.

Георгианский стиль интерьера подходит только для просторных помещений с высокими потолками. Этот исторический стиль можно использовать для оформления холлов, гостиных, столовых и спален в современных коттеджах



.

.


Георгианский стиль очень требователен к выбору отделки стен. Рекомендуется использовать деревянные панели, а также украшать стены дорогими драпировками и роскошными гобеленами. В георгианскую эпоху в моде был и другой вариант отделки - дорогие, изысканные обои, однако их не клеили прямо на стены, а сначала вешали на холст, чтобы в случае продажи дома обои можно было забрать с собой. Что касается деревянных панелей, то сначала их изготавливали из дуба, но потом предпочтительнее стала менее ценная древесина, особым образом обработанная и разрисованная так, чтобы панели казались гораздо более дорогими, чем они есть на самом деле



.


Георгианскую эру можно именовать золотым веком архитектуры, декора и мебели. Элементы георгианского стиля смогли пережить несколько веков и сейчас стали довольно популярными



.


Обои в георгианскую эру были чрезвычайно дорогими, но сейчас можно сделать имитацию с помощью наклейки по периметру комнаты позолоченного карниза или сделать стилизацию настенного узора из принтов, лент, бордюров и тканей



.

Обычный пол георгианского стиля - это натёртые воском древесные доски либо паркет. Уместны были ковры (и для тепла и для декоративности). Плитка - мраморная либо терракота, керамическая плитка в шахматном порядке


.

Мягкая мебель в интерьере составляла гармоничный ансамбль, все предметы сочетались по стилю и материалу обивки: шёлк, дамаст, бархат, парча, гобелен и мебельный ситец. Были популярны Восточные мотивы в текстиле. Возможны завязки в виде бантов на чехлах стульев. Все предметы мебели и декора размещались симметрично и в основном вдоль стен


.

Для дизайна канделябров употреблялся стиль рококо, а для подсвечников - традиционный дизайн. Шторы - на деревянном карнизе - ролл или фестончатые. Зеркала в золотых рамах неотъемлемое украшение георгианского периода, а также гипсовые панно прямоугольной или овальной формы


.


Георгианское зодчество стало основой колониального стиля в заморских владениях английской короны; на его основе в США позднее сформировался т. н. федералистский стиль. На рубеже XIX века на смену георгианскому приходит регентский стиль (см. пост)




.



.

.


.

Эпсли-хаус (Apsley House) — лондонская резиденция герцогов Веллингтонов, расположенная в юго-восточном площади Гайд-Парк-Корнер, представляет собой исключительный по степени сохранности пример городской резиденции высших слоёв британской аристократии

.

Он был построен в 1771-78 гг. по проекту Роберта Адама для лорда Эпсли (впоследствии лорд-канцлер Хенри Бэтхёрст, 1-й граф Бэтхёрст). Разработав собственный «Адамов стиль» - легкую непринужденную версию раннего классицизма, основанную на творческой переработке произведений гения архитектуры Палладио, изящно и свободно соединяя в своих зданиях классические элементы, которые до него никто не дерзнул совместить, Адам привнес в зодчество новые веяния. Знакомые архитектурные приемы - то же термальное окно, серлиано и т. д. - обрели в его композициях иное звучание. В уникальном Адамовом стиле до сих пор выдержаны лестница, гостиная и ещё несколько помещений

.

Получается, что интерьер Apsley House, начавший своё развитие в георгианскую эпоху в здании георгианской архитектуры - получился очень экстра-ординарным из-за уникального "Адамова стиля" , а в последствии и "русского стиля" и перетекания в стиль регенства. Поясню: В 1826 году Веллингтон, получивший чин генерал-фельдмаршала русских войск после битвы при Ватерлоо, посетил Санкт-Петербург. Герцог был настолько очарован царскими покоями, затянутыми золотистой тканью и практичностью вторых рам, удерживающих тепло, что повелел установить их у себя в Apsley House

Стены в лонской резиденции Веллингтон также приказал обить желтой тканью, чтобы добиться максимального сходства с русскими дворцами. Спор из-за обивки послужил последней каплей в отношениях с архитектором, перестраивавшим дом, и Веллингтон, избавившись от советников, упрямо украсил стены золотистой материей и на видном месте разместил портрет русского императора Александра I.
.
.

После смерти Веллингтона его сын желтую обивку заменил на изначальную, красную. Со временем в доме сняли и вторые рамы, которые сейчас хранятся в запасниках музея, и железные ставни.

.

.


Нестандартное русское начало в интерьере Apsley House уступило место традиционному английскому . ....

Архитектура и интерьер
Loading...Loading...