Проект Течения в русской поэзии начала XX века. Серебряный век русской поэзии

Конец XIX-начало XX века - это бурный период в истории России, когда радикально обновлялись все стороны жизни общества: экономика, политика, наука, техника и технология, культура, искусство. В сфере литературы и искусства на смену классической эпохе - получившему всемирную славу русскому реализму - приходила эпоха эстетического многообразия. Русская реалистическая литература достигла вершины и, казалось, предела в своем развитии. Последнему титану русской литературы XIX века А.П. Чехову М. Горький писал: "Знаете, что вы делаете? Убиваете реализм... Дальше вас никто не может идти по сей стезе, никто не может писать так просто о таких простых вещах, как Вы это умеете". Превзойти Достоевского, Толстого, Чехова было невозможно, надо было искать, создавать что-то новое. Была осознана потребность в обновлении языка искусства, языка литературы.

Особенно динамично в это время развивалась поэзия, получившая название поэзии серебряного века . Расцвет поэтических жанров (в сравнении с прозой) объясним: в обществе сформировалось ощущение завершенности, исчерпанности традиционного уклада жизни, существующего миропорядка; общество жило ожиданиями предстоящих грандиозных перемен, и эти еще неясные предчувствия, предощущения и отразились в поэзии на уровне лирических переживаний, пророчеств, мечтаний, заклинаний...

Выдающийся русский философ Николай Бердяев об этом времени писал: "В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединяли чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни".

Устойчивая историко-культурная метафора "серебряный век" возникла в кругах русских писателей-эмигрантов, считавших себя наследниками богатейшей культуры рубежа XIX-XX веков и называвших эту эпоху также "русским культурным ренессансом".

Поэзия серебряного века многообразна: она включает в себя и произведения пролетарских поэтов (Демьян Бедный, Алексей Гастев, Александр Безыменский, Яков Шведов, Михаил Светлов, Владимир Кириллов), и крестьянских (Николай Клюев, Сергей Есенин, Сергей Клычков, Александр Ширяевец, Петр Орешин), и произведения поэтов, представляющих модернистские течения: символизм, акмеизм, футуризм, с которыми связаны главные достижения поэзии серебряного века, и поэтов, не принадлежавших ни к какому литературному направлению (Иван Бунин, Владислав Ходасевич, Михаил Кузмин, Марина Цветаева).

И литературы

Пояснительная записка

На вводных уроках литературы в 11 классе учащиеся знакомятся с историко-литературной ситуацией рубежа XIX-XX веков. Основная цель данных уроков – показать взаимосвязь литературы и общественной мысли конца XIX – начала XX веков с историческими процессами в стране и в мире и их взаимовлияние; дать представление о тенденциях русской литературы , познакомить с литературными течениями этого периода. Материал данной таблицы поможет учителю реализовать задачи урока. Для проверки знаний по материалам данной таблицы составлен тест, состоящий из 10 заданий. Ответы к вопросам выделены жирным шрифтом. В дополнение к уроку можно предложить одному из учеников составить презентацию о художниках, композиторах этого периода и их произведениях.

Поэтические течения конца XIX – начала XX веков

Направление, даты

Философские, исторические, литературные корни

Литературные объединения, журналы

Характеристика направления

Манифесты

Связь с другими видами искусства

Пролетарское

Поэзия декабристов, революционеров-демократов, поэты «Искры», поэзия Н. Некрасова

М. Горький

Г. Кржижановский

Д. Бедный (Придворов)

Поэтическое воплощение философии активного действия

Содержит страстное поэтическое осмысление русской революционной деятельности тех лет

Поэзия гражданского звучания

«партийная организация и партийная литература»; Плеханов «Искусство и общественная жизнь»

Луначарский «Письма о пролетарской литературе»

С. Иванов «на новые места», Касаткин «Раненый рабочий»; Ярошенко «Кочегар»

Касаткин «Рабочий боевик»; Иванов «Расстрел»; Серов «Солдат», «Браво, ребятушки»

Поэзия критического реализма

Знаниевцы

Новокрестьянские поэты

Акмеизм, 1911

Футуризм

Кубофутуризм

Эгофутуризм

Традиции русской поэтической классики: А. Фета, И. Никитина, А. Полонского, А. Кольцова

Традиции народного творчества, крестьянская поэзия XIX века

Французский классицизм XVIII века с его изысканностью вкуса

Итальянский футуризм

А. Лукьянов

А. Черемнов

С. Клычков

С. Есенин

Н. Орешин

Н. Гумилёв

А. Ахматова

О. Мандельштам

М. Кузмин

В. Маяковский

Д. Бурлюк

В. Хлебников

И Северянин

К. Олимпов

Кружок «Среда»,

Альманах «Знание»

«Цех поэтов» 1911; Бродячая собака» 1912; «Привал комедиантов» 1915

«Бродячая собака», «привал комедиантов»

«Гилея», сборник «Садок судей»

«Петербургский глашатай», 1912

Демократизм, гуманизм, следование традициям революционной поэзии. Они разделяют идеи социал-демократов

В пейзажной лирике вырастает образ России – нищей, голодной, но любимой, прекрасной

Пейзажная лирика уступает место философской

Вторгается стихия русского народного творчества. Предпринимаются попытки разгадать истоки и законы жизни нации

Лейтмотив – жизнь русской деревни, русских крестьян, родной природы

«Акме» - ясность, высшая пора. Устремлённость к вершинам искусства. Поиски выхода из кризиса символизма. Безоговорочное принятие мира. Изысканность стиля, богатство зрительных впечатлений, чёткость поэтических конструкций

Анархический характер общественных и эстетических программ. Русские футуристы провозгласили независимость формы от содержания, отказ от всех традиций, свободу слова

И. Бунин «недостатки современной поэзии»

Единой школы и поэтической программы не создали

Н. Гумилёв «Наследие символизма и акмеизма»

«Пощёчина общественному вкусу», 1910

«Пролог эгофутуризма»

Куинджи «Ночь на Днепре», «Берёзовая роща», «Днепр ночью»

«Времена года»

Левитан «Вечерний звон», «Над вечным покоем»

Коровин «На миру»; Иванов «Бунт в деревне»; Репин «Крестный ход в курской губернии»

Союз русских художников: Рерих, Малявин, Грабарь, Коровин, Красавин

Журнал «Золотое руно»

Модернизм – общее обозначение русского искусства конца XIX - начала XX веков

Декаданс

Символизм

Философско-религиозный символизм

Младосимволизм

Независимые поэты

Новые идеи Ницше, французский символизм,

Греческая мифология

Философия В. Соловьёва

И. Анненский

В. Брюсов

Ф. Сологуб

К. Бальмонт

Д. Мережковский

З. Гиппиус

В. Иванов

Б. Пастернак

В Набоков

А. Скрябин

В. Ходасевич

«Весы», «Золотое руно», «Апполон»

Литературный салон З. Гиппиус

Журналы «Комедианты», «Центрифуга»

Представление о непознаваемости мира и закономерностей его развития. Интуитивное постижение мира, духовный опыт человека

Искусство как общественно-религиозное действо

Отражение внутреннего мира личности (любовь, одиночество, тоска)

Мережковский «О причинах упадка и новые течения современной русской литературы»; В. Брюсов «Русские символисты»

В. Иванов «Две стихии в современном символизме»

А. Белый «Символизм как миропонимание»

Стиль модерн, интерес к средневековью. Музыкальная стихия – первооснова жизни. Стремление к воплощению мимолётных впечатлений

Творчество Н. Рериха

М. Врубель

Тест на знание материала «Поэтические течения конца XIX - начала XX веков

1. Демократизм, гуманизм, следование традициям реалистической поэзии, разделение идей социал-демократов. Какому литературному течению характерны эти признаки?

А. Пролетарским поэтам

Б. Новокрестьянским поэтам

В. Знаниевцам

2.К какому литературному течению относится следующая группа писателей: И. Анненский, Ф. Сологуб, В. Брюсов, К. Бальмонт?

А. Акмеизм

Б. Символизм

В. Футуризм

3.какая из перечисленных характеристик относится к кубофутуризму?

А. Представление о познаваемости мира и закономерностях его развития. Интуитивное постижение мира.

Б. Анархический характер эстетических и общественных программ. Независимость формы от содержания.

В. Поэтическое воплощение философии активного действия.

4.Представители какого течения не имели единой школы и поэтической программы?

А. Новокрестьянские поэты

Б. Независимые поэты

В. Пролетарские поэты

5.Французский классицизм XVIII века с его изысканностью вкуса стал источником творчества поэтов:

А. Символистов

Б. Футуристов

В. Акмеистов

6.Какому литературному течению (направлению) соответствует созданный Союз русских художников, в которых вошли Рерих, Малявин, Грабарь, Коровин, Красавин и другие художники?

А. Акмеизм

Б. Символизм

В. Футуризм

7.Для какого из литературных течений (направлений) статья «партийная организация и партийная литература» стала манифестом?

А. Пролетарские поэты

Б. Младосимволисты

В. Новокрестьянские поэты

8.В творчестве каких поэтов прослеживается поэзия гражданского звучания?

А. Новокрестьянских

Б. Пролетарских

В. Символистов

9.Поэты какой группы относятся к поэтам-акмеистам?

А. Клюев, Есенин, Клычков

Б. Набоков, Скрябин, Ходасевич

В. Гумилёв, Ахматова, Мандельштам

10.К какому из литературных течений относится творчество И. Бунина?

А. Акмеисты

Б. Знаниевцы

3. Младосимволисты

Использованная литература

Таблица взята из лекционного материала с курсов повышения квалификации. Тест составлен автором по материалам данной таблицы.

Задачей данного урока является понять, чем разные ветви модернизма отличались друг от друга.
Основное содержание течения символизма - это попытка найти новые выражения языка, создание новой философии в литературе. Символисты считали напомнить, что мир не прост и понятен, а наполнен смыслом, глубину которого найти невозможно.
Акмеизм возник как способ стащить поэзию с небес символизма на землю. Преподаватель предлагает учащимся сравнить творчество символистов и акмеистов.
Основной темой следующего направления модернизма - футуризма - является желание разглядеть в современности будущее, обозначить разрыв между ними.
Все эти направления модернизма внесли в язык радикальные обновления, обозначали слом эпох, подчёркивали, что старая литература не может выразить дух современности.

Тема: Русская литература конца XIX – начала XX вв.

Урок: Основные течения русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм

Модернизм – это единый художественный поток. Ветви же модернизма: символизм, акмеизм и футуризм - имели свои особенности.

Символизм как литературное течение зародился во Франции в 80-х гг. 19 в. Основой художественного метода французского символизма является резко субъективированный сенсуализм (чувственность). Символисты воспроизводили действительность как поток ощущений. Поэзия избегает обобщений, ищет не типическое, а индивидуальное, единственное в своем роде.

Поэзия приобретает характер импровизации, фиксируя "чистые впечатления". Предмет теряет ясные очертания, растворяется в потоке разрозненных ощущений, качеств; доминирующую роль играет эпитет, красочное пятно. Эмоция становится беспредметной и "невыразимой". Поэзия стремится к усилению чувственной насыщенности и эмоционального воздействия. Культивируется самодовлеющая форма. Представителями французского символизма являются П. Верлен, А. Рембо, Ж. Лафорг.

Господствующим жанром символизма была "чистая" лирика, лиричными становятся роман, новелла, драма.

В России символизм возник в 90-х гг. 19 в. и на своем первоначальном этапе (К. Д. Бальмонт, ранний В. Я. Брюсов и А. Добролюбов, а в дальнейшем – Б. Зайцев, И. Ф. Анненский, Ремизов) вырабатывает стиль упадочного импрессионизма, аналогичного французскому символизму.

Русские символисты 1900-х гг. (В. Иванов, А. Белый, А. А. Блок, а также Д. С. Мережковский, С. Соловьев и другие), стремясь преодолеть пессимизм, пассивность, провозгласили лозунг действенного искусства, преобладание творчества над познанием.

Материальный мир рисуется символистами как маска, сквозь которую просвечивает потустороннее. Дуализм находит выражение в двупланной композиции романов, драм и "симфоний". Мир реальных явлений, быта или условной фантастики изображается гротескно, дискредитируется в свете "трансцендентальной иронии". Ситуации, образы, их движение получают двойное значение: в плане изображаемого и в плане ознаменовываемого.

Символ – это пучок смыслов, которые расходятся в разные стороны. Задача символа_ предъявить соответствия.

Стихотворение (Бодлер, «Соответствия» в переводе к. Бальмонта) показывает пример традиционных смысловых связей, которые рождают символы.

Природа - строгий храм, где строй живых колонн

Порой чуть внятный звук украдкою уронит;

Лесами символов бредет, в их чащах тонет

Смущенный человек, их взглядом умилен.

Как эхо отзвуков в один аккорд неясный,

Где все едино, свет и ночи темнота,

Благоухания и звуки и цвета

В ней сочетаются в гармонии согласной.

Есть запах девственный; как луг, он чист и свят,

Как тело детское, высокий звук гобоя;

И есть торжественный, развратный аромат -

Слиянье ладана и амбры и бензоя:

В нем бесконечное доступно вдруг для нас,

В нем высших дум восторг и лучших чувств экстаз!

Символизм также создает свои слова – символы. Сначала для таких символов используются высокие поэтические слова, затем – простые. Символисты считали, что исчерпать смысл символа невозможно.

Символизм избегает логического раскрытия темы, обращаясь к символике чувственных форм, элементы которых получают особую смысловую насыщенность. Сквозь вещественный мир искусства "просвечивают" логически невыражаемые "тайные" смыслы. Выдвигая чувственные элементы, символизм отходит в то же время от импрессионистического созерцания разрозненных и самодовлеющих чувственных впечатлений, в пестрый поток которых символизация вносит известную цельность, единство и непрерывность.

Задача символистов - показать, что мир полон тайн, которые открыть невозможно.

Лирика символизма нередко драматизируется или приобретает эпические черты, раскрывая строй "общезначимых" символов, переосмысливая образы античной и христианской мифологии. Создается жанр религиозной поэмы, символически трактованной легенды (С. Соловьев, Д. С. Мережковский). Стихотворение теряет интимность, становится похожим на проповедь, пророчество (В. Иванов, А. Белый).

Немецкий символизм конца 19 – начала 20 вв. (С. Георге и его Группа, Р. Демель и другие поэты) являлся идеологическим рупором реакционного блока юнкерства и крупной промышленной буржуазии. В немецком символизме рельефно выступают агрессивные и тонизирующие стремления, попытки борьбы с собственным упадочничеством, желание отмежеваться от декадентства, импрессионизма. Сознание декаданса, конца культуры немецкий символизм пытается разрешить в трагическом жизнеутверждении, в своеобразной "героике" упадка. В борьбе с материализмом, прибегая к символике, мифу, немецкий символизм не приходит к резко выраженному метафизическому дуализму, сохраняет ницшеанскую "верность земле" (Ницше, Георге, Демель).

Новое модернистское течение, акмеизм , появилось в русской поэзии в 1910-х гг. как противопоставление крайнему символизму. В переводе с греческого, слово «akme» означает высшую степень чего-либо, расцвет, зрелость. Акмеисты выступали за возвращение образам и словам их первоначального значения, за искусство ради искусства, за поэтизацию чувств человека. Отказ от мистики – это и было главной чертой акмеистов.

Для символистов – главное ритм и музыка, звучание слова, то для акмеистов - форма и вечность, предметность.

В 1912 г. поэты С. Городецкий, Н. Гумилев, О. Мандельштам, В. Нарбут, А. Ахматова, М. Зенкевич и некоторые другие объединились в кружок «Цех поэтов».

Основоположниками акмеизма были Н. Гумилев и С. Городецкий. Акмеисты называли свое творчество высшей точкой достижения художественной правды. Они не отрицали символизма, но были против того, что символисты уделяли так много внимания миру таинственного и непознанного. Акмеисты указывали, что непознаваемое, по самому смыслу этого слова, нельзя познать. Отсюда стремление акмеистов освободить литературу от тех непонятностей, которые культивировались символистами, и вернуть ей ясность и доступность. Акмеисты старались всеми силами вернуть литературу к жизни, к вещам, к человеку, к природе. Так, Гумилев обратился к описанию экзотических зверей и природы, Зенкевич – к доисторической жизни земли и человека, Нарбут – к быту, Анна Ахматова – к углубленным любовным переживаниям.

Стремление к природе, к «земле» привело акмеистов к натуралистическому стилю, к конкретной образности, предметному реализму, что определило целый ряд художественных приемов. В поэзии акмеистов преобладают «тяжелые, увесистые слова», количество имен существительных значительно превосходит количество глаголов.

Произведя эту реформу, акмеисты в остальном соглашались с символистами, объявив себя их учениками. Потусторонний мир для акмеистов остается истиной; только они не делают его центром своей поэзии, хотя последней иногда не чужды мистические элементы. Произведения Гумилева «Заблудившийся трамвай» и «У цыган» сплошь пронизаны мистицизмом, а в сборниках Ахматовой, вроде «Четок», преобладают любовно-религиозные переживания.

Стихотворение А. Ахматовой « Песня последней встречи»:

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней,

А я знала - их только три!

Акмеисты возвратили бытовые сцены.

Акмеисты ни в коем случае не являлись революционерами по отношению к символизму, никогда себя таковыми и не считали; они ставили своей основной задачей только сглаживание противоречий, внесение поправок.

В той части, где акмеисты восстали против мистики символизма, они не противопоставили последнему настоящей реальной жизни. Отвергнув мистику как основной лейтмотив творчества, акмеисты начали фетишизировать вещи как таковые, не умея синтетически подойти к действительности, понять ее динамику. Для акмеистов вещи реальной действительности имеют значение сами по себе, в статическом состоянии. Они любуются отдельными предметами бытия, причем воспринимают их такими, какие они есть, без критики, без попыток осознать их во взаимоотношении, а непосредственно, по-звериному.

Основные принципы акмеизма:

Отказ от символистских призывов к идеальному, мистической туманности;

Принятие земного мира таким, какой он есть, во всей его красочности и многообразии;

Возвращение слову первоначального значения;

Изображение человека с его истинными чувствами;

Поэтизация мира;

Включение в поэзию ассоциаций с предшествующими эпохами.

Рис. 6. Умберто Боччони. Улица уходит в дом ()

Акмеизм просуществовал не очень долго, но внес большой вклад в развитие поэзии.

Футуризм (в переводе означает будущее)– одно из течений модернизма, зародившееся в 1910-х гг. Наиболее ярко представлен в литературе Италии и России. 20 февраля 1909 г. в парижской газете «Фигаро» появилась статья Т. Ф. Маринетти «Манифест футуризма». Маринетти в своем манифесте призывал отказаться от духовно-культурных ценностей прошлого и строить новое искусство. Главная задача футуристов обозначить разрыв между настоящим и будущим, разрушить все старое и построить новое. Провокации входило в их жизнь. Выступали против буржуазного общества.

В России статья Маринетти была опубликована уже 8 марта 1909 г. и положила начало развитию собственного футуризма. Основоположниками нового течения в русской литературе были братья Д. и Н. Бурлюки, М. Ларионов, Н. Гончарова, А. Экстер, Н. Кульбин. В 1910 г. в сборнике «Студия импрессионистов» появилось одно из первых футуристических стихотворений В. Хлебникова «Заклятие смехом». В том же году вышел сборник поэтов-футуристов «Садок судей». В нем были напечатаны стихи Д. Бурлюка, Н. Бурлюка, Е. Гуро, В. Хлебникова, В. Каменского.

Футуристы также придумывали новые слова.

Вечер. Тени.

Сени. Лени.

Мы сидели, вечер пья.

В каждом глазе - бег оленя.

У футуристов происходит деформация языка и грамматики. Слова нагромождаются друг на друга, спеша передать сиюминутные чувства автора, поэтому произведение похоже на телеграфный текст. Футуристы отказались от синтаксиса и строфики, придумывали новые слова, которые, по их мнению, лучше и полнее отражали действительность.

Бессмысленному на первый взгляд названию сборника футуристы придавали особое значение. Садок для них символизировал клетку, в которую загнаны поэты, а судьями они называли самих себя.

В 1910 г. кубофутуристы объединились в группу. В ней состояли братья Бурлюки, В. Хлебников, В. Маяковский, Е. Гуро, А. Е. Крученых. Кубофутуристы выступали на защиту слова как такового, «слова выше смысла», «заумного слова». Кубофутуристы разрушили русскую грамматику, словосочетания заменили сочетанием звуков. Они считали, что чем больше беспорядка в предложении, тем лучше.

В 1911 г. И. Северянин одним из первых в России провозгласил себя эгофутуристом. К термину «футуризм» он приставил слово «эго». Эгофутуризм можно буквально перевести как «я – будущее». Вокруг И. Северянина сплотился кружок последователей эгофутуризма, в январе 1912 г. они провозгласили себя «Академией Эго поэзии». Эгофутуристы обогатили словарный запас большим количеством иностранных слов и новообразований.

В 1912 г. футуристы объединились вокруг издательства «Петербургский Глашатай». В группу входили: Д. Крючков, И. Северянин, К. Олимпов, П. Широков, Р. Ивнев, В. Гнедов, В. Шершеневич.

В России футуристы называли себя «будетлянами», поэтами будущего. Футуристов, захваченных динамизмом, уже не удовлетворял синтаксис и лексикон предшествующей эпохи, когда не было ни автомобилей, ни телефонов, ни фонографов, ни кинематографов, ни аэропланов, ни электрических железных дорог, ни небоскребов, ни метрополитенов. У поэта, исполненного нового чувства мира - беспроволочное воображение. В нагромождение слов поэт вкладывает мимолетные ощущения.

Футуристы были увлечены политикой.

Все эти направление радикально обновляют язык, ощущение того, что старая литература не может выразить дух современности.

Список литературы

1. Чалмаев В.А., Зинин С.А. Русская литература ХХ века.: Учебник для 11 класса: В 2 ч. – 5 –е изд. – М.: ООО 2ТИД « Русское слово – РС», 2008.

2. Агеносов В.В. Русская литература 20 века. Методическое пособие М. «Дрофа», 2002

3. Русская литература 20 века. Учебное пособие для поступающих в вузы М. уч.-науч. Центр «Московский лицей»,1995.

Таблицы и презентации

Литература в таблицах и схемах ().

Условность термина. Исходная граница «серебряного века» дискуссионной не является (она примерно совпадает с хронологическим рубежом веков, или относится к 1892, 1894,1895 года), а финал исследователями определяется по-разному Так, Ин.Анненский ушёл из жизни в 1909 году, а И.Бунин – в 1953-м, притом, что и тот, и другой не могут быть изъяты из общего контекста «серебряного века». Вадим Крейд трактует конечную границу явления в историческом плане: «Всё кончилось после 1917 года, с началом гражданской войны. Никакого серебряного века после этого не было, как бы нас не хотели уверить. В 20-ые годы ещё продолжалась инерция, ибо такая широкая и могучая волна, каким был наш серебряный век, не могла не двигаться некоторое время, прежде чем обрушиться или разбиться… Каждый её активный участник понимал, что, хотя люди и остались, характерная атмосфера эпохи, в которой таланты росли, как грибы после грибного дождя, сошла на нет. Остался холодный лунный пейзаж без атмосферы – и творческой индивидуальности – каждый в отдельной замкнутой келье своего творчества. По инерции продолжались ещё некоторые объединения… Но и этот постскриптум серебряного века оборвался на полуслове, когда прозвучал выстрел сразивший Гумилёва».

Наибольший расцвет поэзия серебряного ссека получила в 1910-ые годы.

В это время на смену салонам пришли литературные кафе, где читались и обсуждались стихи и доклады.

Модернистскими в литературоведении принято называть, прежде всего, три течения, заявивших о себе в период с 1890 по 1917 год. Это символизм, акмеизм и футуризм, которые составили основу модернизма как литературного направления.

(Хронологический промежуток) (Направление)

1890-1917 годы МОДЕРНИЗМ

Серебряный век

Символизм Акмеизм Футуризм (течения)


Модернистское течение, считавшее целью искусства постижение мирового единства через символы, где символ – многозначное иносказание («Символ – окно в «бесконечность» Ф.Сологуб)


Модернистское течение (от греч. аkme – острие, вершина, высшая степень, ярко выраженное качество), декларирующее конкретно чувственное восприятие внешнего мира, возврат слову его изначального, не символического смысла.


Модернистское течение, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом.


Серебряный век, по сути, является суммой модернистских литературных течений (символизм, акмеизм, футуризм) и фигур, не вписывающихся ни в одно из этих течений. Параллельно с утверждение поэтических школ для этого времени характерно нарастание личностного начала. Литературная школа и творческая индивидуальность – две ключевые категории поэтического процесса того времени.



21. Роль символов в поэме А.А. Блока «Двенадцать».

Введение.

Трамвай один из самых устаревших видов наземного общественного транспорта, во многих городах он до сих пор продолжает свое движение. История трамвая начинается в конце века в 1899 году в Москве, по воспоминаниям И. Эренбурга это событие производит на людей яркое впечатление: «…мы стояли, ошеломленные перед чудом техники, искры на дуге потрясли не менее, чем потрясают людей спутники Земли». Ошеломление передалось многим, в том числе поэтам. Трамвай становится романтическим образом, представляется силой, которая принесла новое в историю государства, к 30 годам отношение меняется: появляются такие понятия как «трамвайный хам» и «трамвайная перебранка». В поэзии трамвай упоминается неоднократно, он становится одушевленным, получает определенный характер, его образ становится многозначным.

Актуальность нашего исследования состоит в том, что до этого образ трамвая в литературе был мало изучен. На данный момент трамвай пользуется все меньшей популярностью у горожан, было любопытно узнать, какое место он занимал в культуре и в жизни людей в момент своего расцвета. Актуальность и собственный интерес обусловили выбор темы дипломной работы.

Предметом исследования являются поэтические тексты, написанные в первой трети XXвека разными авторами, в которых важную смысловую функцию выполняет трамвай, особое внимание уделяется творчеству О. Э Мандельштама.

Объект исследования – структура и функции образа трамвая в лирике 1900-1930 годов.

Целью выпускной квалификационной работы является анализ содержания и функций образа трамвая в стихотворениях поэтов первой трети XX века, как уже говорилось, более подробно рассматривается творчество О.Э. Мандельштама.

В соответствии с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:

    изучить теоретический материал о литературных направлениях начала XX века;

    изучить исторические сведения, связанные с появлением трамвая;

    рассмотреть, какое место трамвай занимает в творчестве поэтов и писателей начала 20 века, подробнее в творчестве О.Э Мандельштама;

    провести анализ поэтических текстов, выявить основные функции трамвая в поэтических текстах;

    составить классификацию функций трамвая;

    проанализировать содержание и функции этого образа в поэзии О.Э.Мандельштама

Источником текстов, в которых есть образ трамвая, стал сайт «Национальный корпус русского языка», в нем были отобраны стихотворения для анализа.

Теоретической базой послужили научные работы, посвященные образу трамвая в литературе и творчеству О. Э. Мандельштама, таких ученых как Р.Д. Тименчик «К символике русского трамвая», И. В. Сурат «Опыты о Мандельштаме», Е. Сливкин «Конечная остановка смерти», С. С. Аверинцев «Жизнь и творчество О. Мандельштама».

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и содержания. Первая глава разделена на два параграфа: первый «Литературные течения начала XX века», второй – «Образ трамвая в творчестве поэтов начала XX века». Вторая глава также разделена на два параграфа: первый «Образ трамвая во взрослой поэзии О.Э. Мандельштама», второй – «Трамвай в детской поэзии О. Э. Мандельштама». В третьей главе представлен урок-лекция для старших классов.

В первой главе раскрывается теоретический материал о литературных движениях началаXX века, а также дается классификация функций образа трамвая.

Во второй главе рассматривается образ трамвая, его место и особенности в стихотворениях О.Э. Мандельштама для взрослых и детей.

Глава первая.

1.1. Литературные течения начала 20 века.

Прежде всего, следует сказать о значительности идейно-художественных принципов начала литературных течений начала XX века. Трамвай встречается в стихотворениях символистов, акмеистов, футуристов и представителей других направлений, поэтому для толкования этого образа, нам важно знать, какова основа того или иного поэтического произведения. (Дальше подробнее о символизме, акмеизме и футуризме)

В начале XX века первую очередь мы будем говорить о становлении акмеизма, о его принципах, о связи символизма и акмеизма. Это обусловлено тем, что в данной работе проанализированы в основном поэтические тексты этих направлений. Идеи акмеизма изложены в статье Николая Гумилева «Наследие символизма и акмеизм». Обратимся конкретно к ней, попробуем разобраться, на чем же основываются произведения поэтов-акмеистов.

Слово акмеизм, произошло от греческого akme, что значит высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина, острие. Другое название – адамизм – мужественно ясный, твердый взгляд на жизнь. Акмеизм берет свое начало от символизма, направления, которого Гумилев называет «достойным отцом». Название «акмеизм» появилось после отделения некоторых поэтов от символистов,

Был организован «Цех поэтов» (осень 1911 года) в противовес «Академии стиха» (объединение символистов) из-за разгрома стихотворения Н.С. Гумилева «Блудный сын».

Наиболее активных участников течения было шесть: Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, С. Городецкий, М. Зенкевич, В. Нарбут. В разное время к ним присоединялись и другие поэты. Шесть основных представителей также делились на два лагеря: первые три относили себя к «чистому» акмеизму, остальные к адамизму. Они принадлежали к натуралистическому крылу течения.

Впервые идеи нового течения были изложены раньше, чем оно появилось. В статье М. Кузмина «О прекрасной ясности» в 1910г ода автором вводится такое понятие как «кларизм» (греч. ясность) – это основа произведения, автор или художник должен доносить ее, прояснять мир вещей, искать гармонии с окружающими, придерживаться стиля, следить за логикой. «Прекрасная ясность» стала востребована многими участниками «Цеха поэтов».

В январе 1913 года в первом номере журнала «Аполлон» акмеисты опубликовали свои программные статьи: «Наследие символизма и акмеизм» Н.Гумилева и «Некоторые течения в современной русской поэзии» С. Городецкого. В первой из них говорилось, что «на смену символизму идет новое направление, как бы оно не называлось, акмеизм ли или адамизм, во всяком случае, требующее большого равновесия сил и более точного знания отношений между субъектом и объектом, чем- то было в символизме. Однако чтобы то течение утвердило себя во всей полноте и явилось достойным преемником предшествующего, надо, чтобы оно приняло его наследство и ответило на все поставленные им вопросы».

Н. Гумилев заявлял, что «новое течение» отдает решительное предпочтение романскому духу перед германским», который преобладал в символизме. Если для германского духа и символизма характерны туманность, «слиянность всех образов и вещей, изменчивость их облика», то «романский дух слишком любит стихию света, разделяющего предметы, четко вырисовывающего линию». Он определил его как новую поэзию, которая идет на смену символизму, у которой нет цели проникнуть в запредельные миры и постигнуть непознаваемое, поскольку это «нецеломудренное занятие». Гумилев ориентировал новое литературное течение на восприятие западноевропейских художественных традиций. В отличие от Гумилева С. Городецкий подчеркивал русское национальное начало в акмеизме. Так же он отвергал художественное мировосприятие символистов и их поэтику. «Борьба между акмеизмом и символизмом, если это борьба, а не занятие покинутой крепости, есть, прежде всего, борьба за этот мир, звучащий, красочный, имеющий формы, вес и время. Символизм, заполнив мир соответствиями, обратил его в фантом, важный лишь постольку, поскольку он сквозит и просвечивает иными мирами и умалил его высокую самоценность».

Он предлагает заниматься доступными для понимания вещами, но не сводить все до практических целей.

Если символисты стремились к чему-то зыбкому и сверхреальному, к многозначности и текучести образов, то акмеисты - к ясности образа, чеканности слова. Они равнодушно относились политическим проблемам. Русский символизм берет свое начало во Франции, где «выдвигаются чисто литературные задачи: свободный стих, более своеобразный и зыбкий слог, метафору, вознесенную превыше всего». Благодаря этому определяющим фактором становится мимолетность, сиюминутность, тайна, покрытая ореолом мистики. У акмеистов же преобладает реалистический взгляд на вещи. Туманная зыбкость заменяется точными словесными образами. Они обращаются чаще всего к сюжетам и образам из мифологии, ориентируются на пространственные искусства: архитектуру, скульптуру и живопись. Символисты отдают предпочтение музыке.

Акмеизм просуществовал недолго. В феврале 1914 г произошел раскол. «Цех поэтов» был закрыт. Акмеисты успели издать десять номеров своего журнала «Гиперборей» и несколько альманахов.

Попытка возобновить действие цеха предпринималась не раз, последняя в 1920 году принадлежала Николаю Гумилеву.

Несмотря на недолгое существование, акмеизм дал литературе многое. В других европейских литературах аналогов ему нет. Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам – яркие личности, которые оказали значительное влияние на судьбу русской поэзии 20 века.

Помимо символизма и акмеизма важным для нас направлением является футуризм. В стихотворениях В.В. Маяковского, Б.Л. Пастернака, Н.Н. Асеева, В. Шершеневича и других поэтов часто встречается образ трамвая, поэтому необходимо поговорить об основных принципах направления. Футуризм(от лат. «futurus» – будущий) имеет итальянское происхождение. Основоположником считается Ф. Маринетти. Суть футуризма в механизации искусства, лишение его духовности, словесные изыски считались лишними, а духовность – отжившим мифом. Идеи Маринетти были подхвачены и в России. Первыми футуристами стали братья Бурлюки, затем вокруг них сплотились и другие поэты, их имена перечислены выше. Первые манифесты носили эпатирующий характер, название «Пощечина общественному вкусу» говорит само за себя.

Русские футуристы «ставили целью создать новую поэтику, новую систему эстетических ценностей. Виртуозная игра со словом, эстетизация бытовых предметов, речь улицы – все это будоражило, эпатировало, вызывало резонанс»(Николаев)

Футуризм имел внутри себя несколько течений, то сближавшихся, то конфликтовавших: кубофутуризм, эгофутуризм (Игорь Северянин), группа «Центрифуга» (Н. Асеев, Б. Пастернак).

Сильно отличавшиеся между собой, эти группы сходились в новом понимании сущности поэзии, в тяге к словесным экспериментам. Русский футуризм дал миру нескольких поэтов огромного масштаба: Владимира Маяковского, Бориса Пастернака, Велимира Хлебникова.

Итак, повторимся, исключительно для того чтобы еще четче представлять принципы акмеизма, опираясь на статьи Н. Гумилева, О. Мандельштама и С. Городецкого, попытаемся их сформулировать тезисами.

    освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;

    отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии. Зримой конкретности, звучности, красочности;

    стремление придать слову определенное, точное значение;

    предметность и четкость образов, отточенность деталей;

    обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;

    перекличка с минувшими литературными эпохами

Символизм - художественное направление, сформировавшееся во Франции в 1870 - 1890-х годах и получившее широкое распро- странение в литературе, живописи, музыке, архитектуре многих европейских стран, в том числе России, в период с 1890-х по 1910-е годы. Символизм теснейшим образом связан с национальными ва- риантами стиля модерн (югендстиль, «сецессион», «ар-нуво»). Его влияние распространилось не только на область художественного творчества, но также на оформление интерьера, стиль одежды и через различные формы жизнетворчества на модели бытового поведения. Возникновение этой первой по времени модернистской стилевой формации было связано с радикальной «переоценкой ценностей» (термин Ф. Ницше, одного из «духовных отцов» символизма), кото- рой подверглись на исходе XIX века позитивизм с его тезисом «мир познаваем», теории общественного прогресса, конфессиональные формы религиозной практики (историческое христианство), бур- жуазная мораль. В эстетической сфере были решительно отвергнуты бытописатель- ский реализм, натурализм и трафаретная риторика дидактической и гражданской поэзии. Взамен выдвигались свобода творческого самовыражения и религиозно-философских исканий, предпочтение интуитивного способа рациональному, интерес к «непознаваемо- му» - к «мирам иным», к опыту измененных состояний сознания (сон, греза, экстаз, визионерство) и его осмыслению в авторефлек- сивных формах. «Еще недавно думали - мир изучен. Всякая глубина исчезла с горизонта. Постиралась великая плоскость. Не стало веч- ных ценностей, открывавших перспективы. Все обесценилось. Но не исчезло стремление к дальнему в сердцах. Хотелось перспективы. Опять запросило сердце вечных ценностей. Не событиями за- хвачено все существо человека, а символами иного. В симво- лизме, как методе, соединяющем вечное с его пространственными и временными проявлениями, встречаемся с познанием Платоновых идей»1 - так формулировал основные мировоззренческие принципы нового литературного направления Андрей Белый в программной статье «Символизм как миропонимание» (1903). 12 Существенный компонент символистского credo - и это особенно характерно для русского символизма - убежденность в возможности «преображения мира» усилиями художника-теурга (мага) в акте ин- дивидуального жизнетворчества. Инструментом «теургии» призван стать символ (от греч. συµβολλον - знак, опознавательная примета, указывающая на общность, соединение). Он понимается как дина- мический принцип, связующий разные грани бытия и сознания; в своей многозначности, через цепь опосредованных смыслов, путем восхождения «от реального к реальнейшему» он соотнесен с идеей «мирового всеединства» - полнотой космического и человеческого универсума. Помимо неисчерпаемости смысла символ передает на сокровенном языке намека и внушения нечто невыразимое, «не- сказанное», то содержание, которое невозможно адекватно передать словами обыденного языка. Отсюда - стремление к особой вырази- тельности, музыкальности художественного образа (преимущественно поэтического), его суггестии, к тому, что символисты называли «ма- гией слов». Превращаясь в символ, образ становится «прозрачным»; смысл «просвечивает» сквозь него, будучи дан именно как смысловая перспектива, где и оказывается возможным развертывание символа в миф, т. е. мифотворчество. На русской почве проявились такие особенности символизма, как многоплановость художественного мышления, усиление ре- лигиозно-философской проблематики, понимание искусства как способа познания мира, абсолютизация ценности творческого акта (жизнетворчество), экстатичность переживаний («дионисийство»), мечта о синтезе искусств, углубление в сферу бессознательного, неомифологизм. Русскому варианту символизма было свойственно особенно острое переживание современности как тотального кри- зиса - кризиса жизни, искусства, сознания. Это накладывалось на эсхатологические настроения его представителей, улавливавших в явлениях реального мира знаки приближающегося «конца истории». Вера в осуществление утопического проекта пересоздания общества и человека через «теургическое» творчество соотносилась с духовным максимализмом, с восприятием социальных революций как торже- ства «революции духа». В настоящее время история русского символизма детально рекон- струирована в общей динамике литературного процесса, осмыслена она и на уровне индивидуальных творческих биографий писателей- символистов2 . В научный оборот введен значительный корпус новых архивных материалов, к читателю пришли в современных обнов- ленных изданиях основные произведения корифеев символистского движения (А. Блока, В. Брюсова, К. Бальмонта, А. Белого, З. Гиппиус, Д. Мережковского, Вяч. Иванова, Ф. Сологуба) и писателей второго и третьего ряда (Л. Зиновьевой-Аннибал, Г. Чулкова, Эллиса (Л. Л. Ко- былинского) и др.), мемуарная литература. Благодаря обобщающим академическим трудам, авторитетным словарям и справочным из- 13 даниям, монографическим исследованиям, издательским проектам российских и зарубежных литературоведов феномен символизма изучен достаточно обстоятельно и представлен в парадигме раз- личных интерпретационных подходов: историко-литературном, типологическом, мифопоэтическом, психоаналитическом, культур- но-антропологическом. Внесены коррективы и в традиционную классификационную схему развития символизма, построенную на принципе смены поколений («старшие» / «младшие» символисты) или эстетических и миро- воззренческих программ (декадентство / религиозно-философский символизм; идеалистический / реалистический символизм). Вместо нее предлагается систематизированная концепция эволюции симво- лизма, более адекватная изучаемому объекту. Так, З. Г. Минц выделяет три подсистемы символистского «панэстетизма»: 1) «эстетический бунт», или «декадентство» (1890-е годы); 2) «эстетическая утопия» (1901-1907 годы); 3) «самоценный эстетизм» (1908-1910 годы)3 . Австрийский славист А. Ханзен-Лёве, предпринявший опыт систем- ного исследования образно-поэтической и мотивной структуры основ- ного корпуса символистских текстов, различает три типологических модели: 1) диаволический символизм (от греч. ϑιαβαλλειυ - раздвое- ние, разделение); 2) мифопоэтический символизм; 3) гротескно-кар- навальный символизм. Каждая из моделей предполагает наличие двух хронологически и эволюционно связанных друг с другом программ: в рамках первой модели - «эстетизм» и «магический символизм» 1890-х - начала 1900-х годов; в рамках второй - «позитивный мифопо- этизм» начала 1900-х и «негативный мифопоэтизм» 1903-1908 годов; третья модель, с разделением на «позитивную де- и ремифологизацию» и на «разрушение и аутомифологизацию разнородных символизмов», заявляет о себе в 1907-1908 годах и продолжает существовать вплоть до 1920-х годов4 . В данной главе для удобства изложения материала будет представлена обобщенная схема развития русского символизма с выделением трех хронологических этапов, обозначенных в соответ- ствии с их стилевыми и содержательными доминантами. Первый этап - эстетизм - приходится на 1890-е - начало 1900-х годов. В этот период в литературу входят Н. М. Минский, Д. С. Ме- режковский, З. Н. Гиппиус, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Со- логуб, Ю. К. Балтрушайтис. Время рождения русского символизма четко зафиксировано: им считается 1892 год, в течение которого Д. С. Мережковский дважды читает в Петербурге лекцию «О причи- нах упадка и о новых течениях современной русской литературы», в журнале «Вестник Европы» появляется статья З. А. Венгеровой «Поэты-символисты во Франции», знакомившая читателей с но- выми веяниями в западноевропейской литературе. Изданная в 1893 году отдельной брошюрой лекция Мережковского стала первым литературным манифестом зарождающегося направления, именно здесь впервые прозвучало слово «символизм». Декларативным было 14 и название поэтического сборника Мережковского «Символы» (1892); предварявший его эпиграф из Гёте «Все преходящее / Есть только символ» освящал ореолом преемственности первые шаги новой школы. Общие для эпохи «конца века» размышления о крушении рационализма, позитивного знания и веры Мережковский дополнял суждениями об упадке современной литературы, отказавшейся от «древнего, вечного, никогда не умиравшего идеализма» и отдавшей предпочтение натурализму. Возродить литературу, по его мнению, может лишь порыв к неведомому, к «святыням, которых нет». Давая объективную оценку состоянию литературных дел в России и Европе, Мережковский называл предпосылки победы новых литературных те- чений: тематическую и эстетическую исчерпанность реалистической литературы, забвение ею «идеального», что приходит в противоречие с мироощущением современного человека с его тягой к «запредельно- му» и чувством «близости тайны». Здесь же определялись три главных элемента нового искусства: «мистическое содержание», «символы» и «расширение художественной впечатлительности». И хотя данная эстетическая программа отличалась нечеткостью и размытостью критериев, она отвечала эстетическим устремлениям эпохи и на нее с энтузиазмом откликнулись как на проповедь «нового идеализма». В 1894 - 1895 годы в Москве выходят три тоненьких сборника стихов и переводов под названием «Русские символисты» - первое коллективное выступление «новых» поэтов. Большая часть стихотво- рений была написана В. Брюсовым и напечатана под псевдонимами, благодаря чему создавалось впечатление о существовании целой школы. Цель была достигнута: о символистах заговорила критика, сборники получили скандальную известность, стали предметом паро- дий, особенно эпатировал публику знаменитый моностих В. Брюсова «О закрой свои бледные ноги…». Стремление молодого поэта «найти путеводную звезду в тумане» было достигнуто: «…я вижу ее: это де- кадентство. Да! ложно ли оно, смешно ли, но оно идет вперед, развивается, и будущее будет принадлежать ему, особенно когда оно найдет достойного вождя. А этим вождем буду Я!»5 - записывает он в дневнике в 1893 году. Для Брюсова символизм - явление исключительно эстетическое, а поэзия - инструмент для выражения утонченных переживаний современной души, «соответствием» которой может быть поэтика намека, недосказанности. Таково стихотворение «Творчество» (1895), передающее состояние поэтической грезы, выражающее идею ин- туитивности, безотчетности творческих импульсов, причудливости поэтического воображения. Тень несозданных созданий Колыхается во сне, Словно лопасти латаний На эмалевой стене. 15 Фиолетовые руки На эмалевой стене Полусонно чертят звуки В звонко-звучной тишине. И прозрачные киоски, В звонко-звучной тишине, Вырастают, словно блестки, При лазоревой луне. Всходит месяц обнаженный При лазоревой луне… Звуки реют полусонно, Звуки ластятся ко мне. Тайны созданных созданий С лаской ластятся ко мне, И трепещет тень латаний На эмалевой стене. Сложные метафоры, экзотизмы, прихотливые ассоциации, гипно- тический эффект стихотворного ритма, с одной стороны, с другой - демонстративный эгоцентризм (ср. названия первых сборников Брю- сова «Chefs d’oeuvre» - «Шедевры» и «Me um esse» - «Это - Я») и эпатажный имморализм («Неколебимой истине не верю я давно / Хочу, чтоб всюду плавала / Свободная ладья, / И Господа, и Дьявола

Формируется и находит поэтическое воплощение комплекс «де- кадентского» (от фр. dcadence - упадок, закат) эстетического миро- ощущения. Мотивы отъединенности от мира, замкнутости личности в «земной тюрьме», «башне», «келье» или, напротив, бесконечного

Loading...Loading...