Должны ли в школе. Существует ли закон определяющий место обучения (школу) по месту проживания? Механизм реализации права на получение доступного образования

Федеральным законом от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в РФ» (далее- Закон) определен порядок обучения для детей, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации.Согласно ст. 41 Закона для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).
Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Примечание . «Длительное лечение» подразумевает пребывание на стационарном лечении 21 день и более.
А как же быть школьникам, которые болели менее 21 дня?
Согласно ст. 44 Закона родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.
В соответствии со ст. 43 Закона обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы.
По мнению юристов, в этом случае по умолчанию следует считать, что школьники, пропустившие занятия, в том числе и по болезни продолжительностью менее 21 дня, должны восполнить пробелы в своих знаниях самостоятельно, а школа может проводить только те занятия, которые предусмотрены учебным планом. Также по умолчанию на уровне региона может быть принят нормативный акт, а на уровне образовательного учреждения - локальный акт, обеспечивающие организацию занятий с такими обучающимися.
Локальными актами школы (Устав, Положение об организации обучения больных детей и др.) работа с отстающими обучающимися, с обучающимися, пропустившими занятия по уважительным причинам, как правило, может быть предусмотрена если:
— она включена в муниципальное задание школе и, таким образом, на эту работу заложено финансовое обеспечение;
— школа располагает внебюджетными средствами, которые она может направить на оплату труда учителей, работающих с такой категорией обучающихся.
Если ни локальные акты школы, ни региональное законодательство не предусматривают возможности обучения длительно болеющих детей либо болеющих непродолжительный период, то выдвигать требования к школе родителям будет затруднительно.
В любом случае родителям следует порешать данные вопросы с администрацией школы, поискать совместно приемлемые варианты, например, перейти на обучение по индивидуальному учебному плану и др.
Примечание . С локальными актами школы родители могут познакомиться на её сайте.

Старшее поколение вспоминает свои школьные годы так : на уроках внимательно слушаем учителя, выполняем все задания; на переменах помогаем дежурным учителям удерживать беготню в коридорах; после уроков приводим в порядок класс, поливаем цветы, моем пол; возвращаемся домой, и только после того, как добросовестно сделаем уроки, бежим с чистой совестью на улицу.

Рабочие будни нынешнего школьника : кто слушает учителя, кто нет, можно и пошалить; на переменах бегаем по коридору или на улице, ещё и в магазине побываем; шуршим упаковками с чипсами и шоколадом, можно бросить фантики на пол – кто-нибудь уберёт; помыть доску после урока? – Догони меня учитель! Надо поскорей убежать, чтобы не заметили; в столовой я потребитель, с чего я должен вытереть стол? А дома можно делать всё что угодно, тут никто ничего заставлять делать не будет. Домашка? — Спишу завтра у отличника, сейчас посижу в интернете или гулять пойду.

Я не училась в советское время, поэтому прошу простить, если не так описала его. Просто фильмы дали мне такие светлые представления о советском образовании и поведении учеников в школе. А про положение дел в наше время я знаю не понаслышке.

Почему же так изменилось поведение школьников?

Я думаю, проблема коренится во многих причинах.

  • Во-первых, изменилось государство и с ним ценности в образовании. Учителя стали обслуживающим персоналом (образование стало услугой, а учитель – по сути обслуга), а про других сотрудников школы (не педагогический состав) я промолчу. Их вообще ни во что не ставят. Учитель должен заинтересовывать любыми способами, во всех проблемах с учениками тоже виноват он – должен уметь справляться с любыми детьми. Главная цель получения образования в школе – не самоцель (получение образования!), а сдача ЕГЭ на хороший балл. А как же развитие личности?
  • Во-вторых, вместе с государством изменились и законы (об образовании, в частности). Об этом поговорим чуть ниже.
  • В-третьих, самая главная причина – отсутствие воспитания . Если ребёнку всё дозволено дома, то в школе он тоже будет чувствовать себя главным и вести себя как захочет.

Причин может быть гораздо больше, я описала основные. Если вы хотите что-то добавить, то напишите в комментарии. Не только на школьных, но и на жизненных примерах многим из нас понятно, что человек начал изучать (и потом качать) свои права, но почему-то совсем забывает про обязанности. А знать он их должен с пелёнок, не то, что уж со школьной скамьи.

Права и обязанности школьников: тогда и сейчас

Права учащихся закреплены в Конституции – это право на образование , причём бесплатное, начиная с садика и заканчивая вузом. Высших образований у нас может быть сколько угодно, но бесплатное – одно. Хотя и здесь есть оговорка – вы имеете право раз в жизни получить профессию (в том числе и высшее образование) во второй раз за счёт государства, если обратитесь в службу занятости. Ещё к правам школьников мы можем отнести право на безопасные условия обучения, на бесплатные учебники и пособия, бесплатное пользование библиотекой и другим инвентарем в школе, на бесплатное питание (при определённых условиях) и дальше по списку прав человека в Конституции РФ.

Перейдём к обязанностям…

Попробую сравнить две выписки из закона «Об образовании» в России и в СССР (взят закон «Об образовании в СССР» от 1973 года).

Что входило в обязанности учащихся в СССР:

  • систематически и глубоко овладевать знаниями и практическими навыками , развивать свои способности , вырабатывать умение самостоятельно пополнять знания и применять их на практике;
  • участвовать в общественно полезном, производительном труде, самообслуживании , соблюдать правила внутреннего распорядка учебно — воспитательного учреждения (правила для учащихся), быть дисциплинированными и организованными, вести здоровый образ жизни, повышать свой культурный уровень;
  • беречь и укреплять социалистическую собственность , беречь природу и охранять ее богатства, неукоснительно соблюдать советские законы и уважать правила социалистического общежития, нетерпимо относиться к антиобщественным проявлениям;
  • укреплять здоровье , заниматься физической культурой, готовить себя к защите социалистического Отечества.

Пусть много обязательств по отношению к государству, но сколько в то же время требований к самому себе – развивай личность, умения, знания, укрепляй здоровье.

А что сейчас? (ст. 43 закона «Об образовании в РФ»)

1) добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план , в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы;
2) выполнять требования устава организации , осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;
3) заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья , стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;
4) уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации , осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися;
5) бережно относиться к имуществу организации , осуществляющей образовательную деятельность.

Если сравнить, то в принципе и в новом законе сохраняются те же обязанности по развитию своей личности, соблюдению устава школы и т.д. Но исчез один важный пункт – участие в общественно-полезном труде и самообслуживании .

Почему я обращаю такое внимание на этот пункт?

Я описала в самом начале статьи день современного школьника. На просьбу помыть доску после урока отзываются только самые отзывчивые ребята. Остальные, то ли в меру загруженности учебного дня или отсутствия воспитания сразу убегают после урока. Про помощь в конце дня я вообще молчу. В нашей школе уборщица мыла только полы. А остальное? Эту работа остаётся кому? Правильно, учителю. Но у него и так много забот, так еще и убираться в классе надо?

Своей статьей я хочу убедить уважаемых родителей воспитывать в своих детках трудолюбие. Просто убирать за собой после еды, намусорил – убери, позанимался с книгами – сложи на место. Это и вам поможет содержать дом в порядке и школе. Раз в четверть решите на провести в классе генеральную уборку. Помогите организовать это неблагодарное, но нужное для здоровья дело.


И на этой патетической ноте я расскажу,

что же ребёнок не обязан делать в школе.

Почему я размещаю данный раздел в самом конце статьи? Потому что он рассчитан на совесть. Хотите — делайте, хотите — нет. Вы не обязаны:

  • Выполнять любые трудовые обязанности (согласно ст. 34, п. 4 закона «Об образовании в РФ») без согласия родителей (законных представителей).
    Т.е. ребёнка по сути не могут заставить помыть доску, подмести пол и т.д. Вот теперь всем и дозволено кидать фантики, самолётики, кожуру от семечек. Но других детям потом приятно учиться в таком помещении?
    На Камчатке в своё время даже скандал раздули по этому поводу. Директор школы обязал всех учащихся участвовать в уборке класса и школы. Власти сочли это незаконным (согласно вышеуказанному пункту в законе об образовании) и всё.
  • Ходить на различные школьные мероприятия (кроме тех, что есть в учебном плане).
    На уроки ходить обязаны, а вот на концерты, утренники, митинги – нет.
  • Скажу ещё по поводу летней школьной практики. Это тоже трудовое принуждение. Заставлять ходить всех школьников – имеет ли смысл? В моей школе 1500 учеников. Добросовестные ребята решают проходить в июне, чтобы на остальное время куда-то уехать, и приходят всей оравой в школу. Но на такое большое количество детей работы столько не находится! Вот и получается, что в июне нет работы, а в июле и августе нет работников.
    Ещё раз повторюсь, что принуждать ребёнка проходить летнюю практику никто не вправе. Школа хитрит и называет её «помощь школе», «благоустройство школы» и т.д. Я не говорю, что помощь не нужна, ещё как нужна. Но нужно сделать её более выполнимой для ребёнка (а не по 20 часов!). Пришёл на день, помог где смог, и довольный идёшь домой. Что и предлагаю продумать вам, уважаемые родители.

Школа даёт нам бесплатное образование, а мы можем помочь ей в благоустройстве, мелком ремонте, . Всё равно детям там учиться, всё делаем только для комфорта наших детишек.
Понравилась статья? Поделись с друзьями через кнопки. Спасибо за внимание!

Наступление нового учебного года вновь поднимает вопросы взаимоотношений школы с учениками и родителями. Что должна ребёнку школа, а что - нет? Как она влияет на воспитание ребёнка и должна ли влиять? Эти вопросы мы задали нашим экспертами. Что примечательно - один из них самый настоящий школьник.

Как школа влияет на формирование личности?
Сева Жидков,
школьник, разработчик ботов в Mail.ru Group

Личность подростка действительно формируется в школе, но не учебной программой и уроками семейных ценностей, а окружающими школьника сверстниками. Одноклассники влияют на обычного школьника существенно больше, чем учителя, поэтому от коллектива зависит его будущее. В прогрессивном классе ребёнок не боится рассказывать о своих взглядах и предпочтениях, в том числе это касается сексуальной ориентации. В других же классах его могут зажать в себе, и он просто не сможет самоопределиться на всю жизнь.

Любовь Духанина,

председатель комиссии по образованию и науке Общественной палаты; президент образовательного холдинга «Наследник»

Возрастная психология говорит о том, что в дошкольном периоде безусловным авторитетом являются родители. В начальной школе этот авторитет постепенно переходит к учителю. Всем, у кого есть дети школьного возраста, знакома ситуация, когда родители пытаются помочь ребёнку сделать домашнее задание, а он переживает, поскольку мама или папа решают задачу не тем способом, который советовал учитель. Учитель становится образцом, он задаёт правила и границы. Именно поэтому личность учителя так важна. Он определяет не только цвет ручки, которой нужно отчёркивать поля, или способ умножения в столбик. День за днём, работая с классом, учитель прививает правила общения, способ разрешения конфликтов, преодоления трудностей, метод познания. Ребёнок постепенно входит в полноценную школьную общность, учится получать знания от разных преподавателей с разным стилем работы, учится уважать эти различия и выстраивать взаимодействие со школьным сообществом. И от того, какой уклад сложился в школе, во многом зависит, какой из неё выйдет человек. Именно поэтому мы всегда уделяем обсуждению школьного образования столько внимания.

Есть ли у школы обязанность формировать морально-нравственные ценности у детей?

Сева Жидков

Ребёнок должен сам вывести для себя морально-нравственные ценности. Школа даёт большой пласт знаний по истории, праву и другим наукам, которые позволяют подростку самому принять решение, сформировать свои взгляды. Насильно пытаться впихнуть что-то неэффективно - учителя сейчас не авторитет для школьников.

Любовь Духанина

Сложно представить, что когда-нибудь школа перестанет оказывать влияние на подрастающее поколение, а останется только транслятором знаний. Об этом говорит и постепенное изменение образовательных стандартов - появляются требования к результатам воспитательной работы, уточняются необходимые законодательные условия. Ценности передаются в общности. А школа - это и есть живая и динамичная общность, в которой ребёнок постепенно взрослеет и пробует свои силы. Поэтому есть и обязанность, и ответственность, и они колоссальны. При этом в части воспитания очень важно сотрудничество школы с родителями, поскольку воспитание - это общий труд.

Должны ли в школе быть правила по поводу внешнего вида учеников?

Сева Жидков

Нет, и для этого есть несколько причин. Во-первых, форма, созданная в том числе для устранения социальных различий между учениками, сейчас используется как способ показать свою крутость: отрицать её считается выступлением против власти, поэтому так утверждаются ученики, которым всё равно на дисциплинарные санкции. Это порождает нездоровую атмосферу в классах: «Почему его родителям всё равно и они разрешают ему не носить форму, а мне так нельзя?» Во-вторых, умение красиво одеваться каждый день - тоже качество, которому хорошо бы научиться ещё в школе. Бывает, выпускник из провинции поступает в столичный ВУЗ и продолжает ходить в костюме, потому что не умеет по-другому. И, в-третьих, удобная одежда позволяет сконцентрироваться на учёбе. У многих учеников есть проблемы с тем, что обувь, которую требует школьная форма, натирает ноги или мешает свободно двигаться. Казалось бы, это пережиток прошлого, но всё это сохраняется и сейчас.

Любовь Духанина

Правила в первую очередь должны быть связаны с опрятным внешним видом, удобной, не отвлекающей внимание одеждой, формирующей чувство единства. Сейчас школы вправе сами вводить требования к одежде учащихся, к ее общему виду, цвету, фасону, знакам отличия и правилам ношения. Требования вырабатываются совместно со школьниками и их родителями. Это даёт возможность учесть и выразить уникальность каждой образовательной организации, создаёт практику совместного принятия решений.

Должны ли преподаватели следить за тем, что делают ученики во внеурочное время?

Сева Жидков

Учителя могут ненавязчиво смотреть за тем, чем занимаются их ученики: это позволяет лучше понимать интересы подростков, персонально подходить к успеваемости каждого ребёнка и т.д. Тем не менее, совершенно недопустимо превышение полномочий и осуждение ребёнка напрямую, не через родителей. Применение каких-то санкций за нецензурные выражения в интернете или курение за пределами школы должно быть прерогативой его опекунов.

Любовь Духанина

Так или иначе, учителя всегда имеют представление о том, что делают ученики за пределами классной комнаты. Многие ребята сами с удовольствием делятся эмоциями, впечатлениями и переживаниями. Все международные исследования говорят о том, что для учеников важно общаться с учителем не только по предмету. Чем больше учитель знает о ребёнке, тем лучше он может учесть его особенности, интересы, направить и, в случае необходимости, помочь. Это не означает слежку или нарушение личных границ. Ключевое здесь - доверительное, тёплое общение. При возникновении сложных ситуаций учитель, который знает ученика не только по урокам, с большей вероятностью сможет оказать нужную поддержку.

Сева Жидков

Школе стоит консультировать родителей по поводу текущей ситуации в целом, констатировать проблемы школьников, но не навязывать своё решение. Рекомендации должны быть составлены компетентными людьми, возможно, централизованно, чтобы родители могли узнать об их проблемах.

Любовь Духанина

В вопросах воспитания крайне важна совместная работа школы и семьи. Родные и близкие люди дают ребёнку один опыт, школа - другой. Они должны не противоречить, а дополнять друг друга. Нельзя ничего навязывать. Часто родители сами ищут поддержки педагогов в сложных вопросах воспитания. И наоборот - в ситуациях, когда требуется внимание родителей, школа подаёт соответствующий сигнал. Самое главное здесь - исходить из интересов ребёнка.

Какую бы область нашей жизни мы ни затронули, везде важно соблюдение некоторых правил, чтобы царил не хаос, а порядок. Каждый из нас является самостоятельной личностью, которая должна знать свои права, но и не следует забывать о том, что у каждого человека есть и определенные обязанности.

Чаще всего именно когда ребенок переступает порог школы и приходит в первый класс, он должен иметь представление о том, в чем заключаются права и и ученика. Познакомить с самыми основными из них малыша могут еще родители. В статье мы постараемся подробнее разобрать не только права ученика в школе РФ, но и не забудем про их непосредственные обязанности.

Право на получение основного образования

В нашей конституции прописаны права граждан нашей страны, одним из которых является право на получение образования. Государству нужны грамотные и образованные люди. Поэтому обучение в средней школе в настоящее время осуществляется на бесплатной основе. Имеются в виду государственные Родители вправе отдать своего ребенка и в частную школу, но там за обучение придется заплатить.

Дети приходят в школу, чтобы но перед началом обучения права ученика 1 класса должны быть разъяснены классным руководителем. Нельзя забывать и о том, что уже в начальной школе малыши должны быть хорошо знакомы и со своими обязанностями.

Право на получение среднего образования имеют все, независимо от национальности, возраста, половой принадлежности и религиозных взглядов. Каждый житель России обязан учиться в школе. Государство полностью материально обеспечивает весь учебный процесс - начиная с учебников и заканчивая наглядными пособиями и необходимым оборудованием.

По окончании школы выдается аттестат о среднем образовании, но для его получения необходимо сдать выпускные экзамены, которые подтвердят, что ребенок не зря проходил в школу 11 лет. Только с этим документом выпускник имеет полное право продолжить свое образование в высшем или среднем специальном заведении.

На что ученик имеет право

Переступив порог школы, маленький ребенок уже не просто чадо своих родителей, но еще и обучающийся. На первом классном часе первая учительница обязательно должна ознакомить с а также с тем, на что ребенок имеет полное право, находясь в стенах заведения. Права ученика заключаются в следующем:


Права ученика РФ имеют также пункт о том, что при желании ребенок всегда может перейти в другую школу. Не запрещается домашнее обучение, экстернат или досрочная сдача экзаменов.

Права ученика на уроке

Можно назвать отдельные пункты, которые разъясняют, какие права ученика в школе на учебном занятии. Среди многих хочется отметить следующие:

  • Ученик всегда может высказывать свое мнение на уроке.
  • Ребенок имеет право отлучиться в туалет, предупредив учителя.
  • Все оценки, которые ставят по данному предмету, ученик должен знать.
  • Каждый ребенок может исправить учителя, если тот в своей речи допустил неточность, касающуюся темы урока.
  • После того как прозвенел звонок, ребенок может покинуть класс.

Это, конечно, не все права ученика, можно назвать и другие, которые уже не относятся непосредственно к учебному процессу.

Право на здоровое образование

Каждый ученик не только может получать но и имеет право на то, чтобы оно было полноценное, качественное и, самое главное, безопасное для здоровья ребенка. Соблюдение здоровой атмосферы в школе очень важно, а чтобы так оно и было, необходимо придерживаться некоторых условий:


Родители не только могут, но и должны следить за тем, как соблюдаются права ученика в школе. Для этого могут создаваться родительские комитеты, каждый родитель имеет право придти в школу и посмотреть на условия обучения.

Что обязан делать ученик

Школьные права ученика - это хорошо, но не стоит забывать про то, что у каждого человека имеется свой круг обязанностей, которые он должен выполнять. Это касается и обучающихся в школе. Вот перечень некоторых обязанностей детей в стенах школы:


Все права и обязанности ученика в школе должны быть не только известны взрослым и детям, но и непременно выполняться.

Что запрещено ученикам в школе

Есть некоторые вещи, которые запрещено делать детям в школе:

  • Ни в коем случае нельзя приносить с собой на занятия опасные предметы, например, оружие, боеприпасы.
  • Провоцировать конфликты, которые заканчиваются дракой, а также принимать участие в разборках других учащихся.
  • Запрещено ученику пропускать уроки без уважительной на то причины.
  • Приносить с собой спиртные напитки, употреблять их в школе или приходить в алкогольном опьянении строго запрещается.
  • Курение на территории школы также находится под запретом. За это ученика могут поставить на и оштрафовать родителей.
  • Недопустимо играть в стенах школы в азартные игры.
  • Запрещено воровать чужие вещи, школьные принадлежности.
  • Причинение вреда школьному имуществу понесет за собой наказание.
  • Запрещается грубо и неуважительно обращаться к администрации учебного заведения или учителю.
  • Ученик не должен игнорировать замечания педагогов.
  • Каждый ребенок в школе должен знать, что ему запрещено приходить на занятия без выполненных домашних заданий, хотя таких недобросовестных учеников в каждой школе предостаточно.

Если всегда и во всех учебных заведениях будут соблюдаться права и обязанности ученика, то школьная жизнь будет интересной и организованной, а все участники учебного процесса останутся всем довольны.

На что имеет право учитель в школе

Невозможно себе представить урок без являются проводниками в мир знаний. Права ученика и учителя в школе не совсем одинаковы, вот перечень того, на что имеет право последний:


Кроме прав, естественно, есть и перечень обязанностей, которые каждый педагог должен выполнять.

Обязанности учителей

Несмотря на то что педагоги - взрослые люди и на них держится весь учебный процесс, список обязанностей у них никак не меньше ученических:


Список обязанностей приличный. Но не будем кривить душой, ведь педагоги тоже люди - не всегда, особенно некоторые пункты, соблюдаются.

Права классного руководителя

После того как ребенок переступает порог школы в первый раз, он попадает в руки своей второй мамы - классного руководителя. Именно этот человек станет их главным наставником, защитником и путеводителем в новую для них школьную жизнь. У всех классных руководителей, равно как и у других учителей, имеются свои права, которые заключаются в следующем:

  • Наверное, самое главное право - это следить, чтобы соблюдались права и обязанности ученика в школе.
  • Классный руководитель может самостоятельно разрабатывать на свое усмотрение программу работы с детьми и их родителями.
  • Может рассчитывать на помощь администрации.
  • В его праве пригласить родителей в школу.
  • Всегда можно отказаться от обязанностей, которые не входят в круг его профессиональной деятельности.
  • Классный руководитель имеет право на информацию о психическом и физическом здоровье своих воспитанников.

Чтобы следить за соблюдением своих прав, прежде всего необходимо их хорошо знать.

На что не имеет право классный руководитель

В любом учреждении имеется черта, через которую нельзя переступать ни при каких обстоятельствах работникам. Учебных заведений это касается в первую очередь, так как учителя работают с подрастающим поколением, которое именно в школьных стенах должно научиться тому, как стать самостоятельной ответственной личностью.

  1. Классный руководитель не имеет право на унижение и оскорбление школьника.
  2. Недопустимо использовать в качестве наказания за проступки отметки в журнале.
  3. Нельзя нарушать слово, данное ребенку, ведь мы же должны воспитать честных граждан нашей страны.
  4. Злоупотреблять доверием ребенка также не пристало учителю.
  5. Нельзя использовать семью в качестве средства наказания.
  6. Не только для классных руководителей, но и для всех учителей не совсем красиво и правильно обсуждать за спиной своих коллег, подрывая тем самым авторитет коллектива учителей.

Обязанности классных руководителей

Кроме своих непосредственных обязанностей, как учителя, классный руководитель еще должен выполнять ряд обязанностей:

  1. Следить, чтобы соблюдались права и обязанности ученика его класса.
  2. Постоянно контролировать успеваемость в своем подопечном классе и общую динамику его развития.
  3. На контроле держать успеваемость своих воспитанников, следить, чтобы учащиеся не допускали пропусков без уважительной причины.
  4. Контролировать успеваемость не только на уровне всего класса, но и отмечать успехи и неудачи каждого ребенка, чтобы можно было вовремя оказать необходимую помощь.
  5. Обязательно привлекать учащихся своего класса к участию не только классных мероприятий, но и общешкольных.
  6. Начав работать в классе, обязательно изучать не только детей, но и особенности их жизни, условия в семье.
  7. Подмечать любые отклонения в поведении и развитии ребенка, чтобы вовремя была оказана психологическая помощь. Если ситуация достаточно сложная, то надо поставить в известность администрацию учебного заведения.
  8. Любой ученик может подойти к классному руководителю со своей проблемой, и он должен быть уверен, что беседа останется между ними.
  9. Проводить работу с родителями своих учеников, ставить их в известность обо всех проступках, успехах и неудачах и совместно искать пути решения возникших проблем.
  10. Тщательно и своевременно заполнять всю необходимую документацию: журналы, личные дела, дневники учащихся, карты изучения личности и другую.
  11. Следить за сохранностью здоровья детей, укреплять его, вовлекая учеников в работу спортивных секций.
  12. В обязанности классных руководителей входит организация дежурства своего класса по школе и столовой.
  13. Своевременно вести работу по выявлению детей из неблагополучных семей, попадающих в «группу риска» и вести с ними и их семьями индивидуальную воспитательную работу.
  14. Если в классе имеются уже дети из «группы риска», то необходимо осуществлять постоянный контроль за посещением, успеваемостью и поведением.

Можно добавить, что классный руководитель отвечает за жизнь и здоровье своих воспитанников во время всех школьных и классных мероприятий. Если в процессе своей работы педагог нарушил права ученика путем применения по отношению к нему методов физического или психического насилия, то он может быть освобожден от выполнения своих обязанностей, а в некоторых случаях и привлечен к уголовной ответственности.

Чтобы обстановка в стенах учебного учреждения была доброжелательной и благоприятной для освоения знаний, необходимо родителям прививать с самого раннего детства своим малышам правила хорошего поведения. Но в стенах учебного заведения для детей уже важно знать не только права ученика в школе, но и круг своих прямых обязанностей. Важно, чтобы родители интересовались школьной жизнью своих детей, знали обо всех его неудачах и успехах, отношении с учителями и сверстниками, чтобы при необходимости уметь защитить их права.

Такой вопрос возникал в моей практике. Многие родители считают, что школа обязана обеспечить ребёнка наряду с учебниками ещё и рабочими тетрадями. К сожалению, это не так. У нас в Тольятти с такого рода иском обращалась даже прокуратура города. Но суд отказал в иске.

Одним из оснований отказа является статья 35 Федерального закона от 29.12.2012 "Об образовании в РФ". Давайте внимательно прочтём часть первую этой статьи. "Обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания ".

Таким образом, указанные материалы - учебники, учебные пособия и др. - предоставляются бесплатно в пользование, а не в собственность. И на время обучения, а не навсегда. Так, учебники выдаются из библиотеки и подлежат возврату. Рабочие тетради же предназначены для заполнения - там вписываются ответы - и их физически нельзя вернуть в той же кондиции, в какой они были взяты. Они не подлежат возврату и не могут быть вновь выданы кому-то из библиотечного фонда школы. Соответственно, их нельзя предоставить в пользование на время. Таким образом, по ст. 35 Закона они не подлежат выдаче бесплатно организациями, осуществляющими образовательную деятельность. Такова логика судебного отказа.

Рискну быть очень неправой, но мне кажется, объяснение в пользу "нет, не обязана" можно вывернуть и следующим образом. По сути, всякие эти рабочие тетради являются как бы так факультативными, рекомендательными, необязательными. То есть они являются частью учебно-методического комплекса, идут как дополнение к учебнику, составляются теми же или частично теми же авторами, но, по-моему (точно не знаю), нигде не сказано, что они должны обязательно использоваться. То есть теоретически можно и без них обойтись. И если обойти все школы в каком-нибудь даже не очень большом городе, то можно, думаю, найти пару-тройку, где не используют рабочие тетради по, предположим, истории или другому предмету. Потому школа и не выдает их. Другое дело, что в большинстве школ они чаще нужны, чем не нужны для учебного процесса. Это на усмотрение учителя. А вот учебник - это must в любом случае. Даже если ваш историк читает вам лекции по собственноручно составленным конспектам, либо математик также ведет уроки по другим пособиям и разработкам, все равно под учебник заточена программа, учебный план и так далее. И потому они обязательно будут выданы.

Ну и юрист уже все объяснил - хотя даже не с юридической, а с логически-бытовой точки зрения можно было бы предположить вариант, когда одну и ту же тетрадь, как учебник, передают из поколения в поколение. Но тогда действительно, как и в случае с книгой, желательно, чтобы она сохранила божеский вид, не была полностью исписана и т.п. И если с учебником - ну, так скажем, можно глаза закрыть, если он "не в кондиции", хотя все равно, согласитесь, неприятно, то с тетрадью другое: сама суть и функция рабочей тетради - чаще всего именно писанина, drilling (тренировка), выполнение упражнений на отработку правила и так далее - и рассчитано это на то, что вы усваиваете материал именно в процессе выполнения этого упражнения. Так а если все сделано до вас - то теряется всякий смысл. Можно было бы, конечно, оставлять и передавать рабочую тетрадь в конце года в библиотеку чистой и делать все в обычной тетради, но это заняло бы уйму времени и лишней бумаги:)

Loading...Loading...