Директор федеральной службы рф по контролю за оборотом. Что такое фскн и чем занимается это ведомство? I

Эксперты сравнили статистические показатели МВД и ФСКН. Полиция опережает в количестве раскрытых преступлений, ФСКН в объемах изъятых наркотиков. Ведомства хотя и конкурируют, но сосредоточены на разных направлениях

Сотрудник ФСКН во время задержания посетителей наркопритона (Фото: Геннадий Хамельянин/ТАСС)

Отчетные данные

Эксперты петербургского ​​​Института проблем правоприменения проанализировали официальную статистику преступлений, связанных с наркотиками, и сравнили работу Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков и Министерства внутренних дел. Именно эти два ведомства отвечают в Росcии за борьбу с наркотиками, а в условиях экономического кризиса они вынуждены публично доказывать результативность своей работы, отмечают авторы исследования.

Каждое ведомство в рамках своей компетенции обязано содействовать в выявлении и пресечении любых преступлений, однако дублирование функций неизбежно ведет к их конкуренции. Главным средством конкуренции служат отчетные показатели, констатируют исследователи. Статистические показатели, связанные с раскрываемостью и другими характеристиками работы, кладутся в основу ежегодных и ежеквартальных отчетов о результатах работы каждого ведомства.

В России для учета преступлений, уголовных дел и самих преступников заполняются специальные статистические карточки первичного учета. Доступ к этим данным за исключением имен и фамилий фигурантов уголовных дел сотрудники ИПП получили благодаря содействию «открытого правительства» и Генпрокуратуры, объяснил РБК социолог ИПП Алексей Кнорре.

Ведомственные статьи

Сотрудники института изучили 535 тыс. наркопреступлений (квалифицированных по статьям 228-234 УК) за 2013-2014 годы. Почти две трети из них выявлены МВД, чуть больше трети — ФСКН, и только полпроцента приходятся на остальные ведомства, включая ФСБ и Следственный комитет, уточняют авторы исследования. Соотношение между ФСКН и МВД меняется, если изучать статистику по отдельным видам преступлений и регионам.

МВД регистрирует 75,6% преступлений по ст. 228 УК (хранение наркотиков без цели сбыта, чаще всего вменяемая наркозависимым). У ФСКН преимущество в делах по статьям УК 228.2 (нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ), 228.3 (приобретение, хранение или перевозка прекурсоров наркотических средств), 232 (организация либо содержание притонов) и 233 (незаконная выдача или подделка документов на право получения наркотических средств).

Распределение изымаемых видов наркотиков примерно одинаково в статистике МВД и ФСКН, исключение — анаболические стероиды и сибутрамин, которые сотрудники ФСКН изымают большими партиями, а полицейские почти не регистрируют.

Вес изымаемых наркотиков у ФСКН в среднем в два-три раза больше, чем у МВД. Это обсуловлено тем, что почти во всех случаях в общем вале изымаемых силами ФСКН наркотиков есть отдельные преступления с очень высокой массой изъятого.

В среднем сотрудники ФСКН изымают в 2-3 раза больше наркотиков. Но эта разница велика в относительных показателях, и невелика в абсолютных, подчеркивают авторы исследования. Так, сотрудники МВД изымают в среднем по 1 г наркотических веществ, а сотрудники ФСКН — около 2 г. В МВД изымают по 20 грамм каннабиодидов, в ФСКН — по 39 грамм, говорят авторы исследования.

Директор ФСКН Виктор Иванов весной, комментируя слухи о возможной реорганизации своего ведомства, говорил, что у МВД выше показатели по задержаниям рядовых наркопотребителей, но в поле зрения ФСКН — крупные поставщики и дистрибьюторы наркотиков. «90% всех оптовых партий наркотиков изымает именно ФСКН», — подчеркивал Иванов. В активе ФСКН есть очень крупные партии изъятых наркотиков, однако основная часть, более половины преступлений, состоит из партий, в которых масса самого крупного наркотика составляет несколько грамм, не согласны авторы исследования.


Число изъятий - количество преступлений, где данный наркотик был основным

Разница в регионах

В регионах ситуация может сильно отличаться, как в удельном количестве наркопреступлений, так и в том, какое из ведомств — ФСКН или МВД — регистрирует большинство наркопреступлений. В Ингушетии, Карелии, Псковской, Магаданской и Сахалинской областях в регистрации наркопреступлений явно доминирует ФСКН. В Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе, Крыму и Свердловской области и других — МВД.

По-видимому, существует связь между населенностью региона и долей преступлений, зафиксированных МВД, предполагают авторы исследования.

Полицейские чаще ловят людей с наркотиками в густонаселенных регионах. Там же, где жителей меньше, преимущество у ФСКН.

Из исследования видно, что в крупных городах чаще случаются ситуации, когда неспециализированные на борьбе с наркотиками полицейские останавливают для обыска случайных подозрительных граждан и изымают у них наркотики, в то время как постоянная работа оперативников ФСКН позволяет им находить наркотики целенаправленно. Кнорре считает т акое объяснение правдоподобным .

Конкуренция ведомств

В 2015 году в связи с сокращением государственных расходов и проектом реорганизации контрольно-надзорных органов в СМИ неоднократно обсуждалось упразднение ФСКН, а конкуренция между ведомствами приняла форму публичной полемики. В МВД демонстрировали статистику, указывая на раскрытые полицейскими две трети ото всех связанных с наркотиками преступлений, а также более широкие возможности большого ведомства. Иванов говорил о несопоставимости бюджетов и штата двух ведомств и разные задачи.

Громким стал случай противостояния между ФСКН и МВД в Татарстане. Здесь следователи ФСКН возбудили уголовное дело в отношении сотрудников отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (ОБНОН) МВД по Татарстану. За этим последовало возбуждение дела СКР уже в отношении начальника оперативной службы УФСКН Республики Татарстан.

Конкуренция стимулирует достижение более высоких показателей, но они не отражают реальность напрямую и могут подвергаться деформации, предупреждают авторы исследования. Деформированные показатели демонстрируют только эффективность механизмов накрутки со стороны ведомств, констатируют социологи.

В пресс-службе ФСКН напомнили РБК, что директор ведомства Виктор Иванов еще весной во время научно-практической конференции в Екатеринбурге говорил об искажении криминальной статистики ради презентации работы ведомств, участвующих в борьбе с преступностью. По данным ФСКН, 75 процентов совершивших наркопреступления привлекается к уголовной ответственности за хранение одной или двух доз наркотиков для личного потребления. ФСКН предлагает применять к таким людям закон не для наказания, а для освобождения от наркозависимости, используя программы комплексной реабилитации и ресоциализации. Для этого подготовлен специальный проект федерального закона, уточняют в ведомстве.

Ликвидацию Госнаркоконтроля дельцы отмечали так же, как бандиты — развал РУБОП в 2008-м. Она состоялась благодаря совпадению многих факторов, главные из которых были выпестованы внутри самой службы.

Первые две опиумные войны были развязаны в XIX веке Британией в Китае. В наши дни «третья опиумная» развернулась в Афганистане, и бенефициары ее несколько иные, а проигравшими можем оказаться все мы.



Из одной полиции в другую

На сегодняшний день, по данным ООН, в мире от наркотиков ежегодно умирают около 200 тысяч человек. Вопиющая прозрачность среднеазиатских границ позволила наркотической волне захлестнуть Россию.

В 90-х наркомания стала бичом молодежи — против ее роста государственные институты были бессильны.

В начале «нулевых», в ходе реформ госаппарата, президент решился на неоднозначный ход — вместо налоговой полиции создать структуру по борьбе с наркопреступностью. Причем большая часть налоговиков, которых оказалось сорок тысяч человек, должны были переучиваться на новую специализацию.

Учитывая, что исходное ведомство собиралось по принципу Ноевого ковчега, вся эта разношерстная публика из бывших военных, чекистов, милицейских, прокурорских одним росчерком стала наркополицейскими.

«Госнаркокартель»

Профессиональный состав новой службы хоть и был разномастен по происхождению, но впечатлял. Возглавил новую службу бывший первый замдиректора ФСБ Виктор Черкесов, имевший большой опыт следственной работы.

А к уже упомянутым сорока тысячам бывших налоговиков присоединились порядка трех тысяч милиционеров из расформированных тогда ОБНОН (отделов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков).

Государственный комитет по контролю за оборотом наркотиков, или в просторечии Госнаркоконтроль, начал работу с июля 2003 года, но для того, чтобы встать на ноги и начать приносить результаты, понадобилось порядка полутора лет.


«Оперативный костяк сформировался к 2005 году, — рассказывает бывший заместитель директора ФСКН генерал-лейтенант полиции Александр Михайлов. — И основной задачей, ставившейся тогда перед службой, было снижение спроса на наркотики. Без этой профилактики остальные функции просто не имели смысла».

«В 2006 году мы докладывали об уровне наркопотребления в стране в пределах от двух до трех миллионов человек, — продолжает Михайлов. — За время работы Черкесова этот показатель не вырос, даже удалось добиться небольшого снижения».

По его словам, если до 2005-го ежегодный прирост наркозависимых на учете составлял 25%, к 2008 году он сократился до 1,5%.

Один из бывших руководителей ФСКН районного уровня, назовем его Сидоров, на условиях анонимности рассказал «Ридусу», как выстраивалась работа службы на «земле».

Как оказалось, именно там стали развиваться первые в истории новой службы «ментовские войны» — конфликты силовых ведомств.

«Поскольку я работал в своем родном городе, ситуация была мне небезразлична, в отличие от многих коллег, — вспоминает бывший районный руководитель. — Поэтому за первые полгода работы удалось изъять почти 3 килограмма героина, что для районного уровня по тем временам было приличной цифрой».

Надо сказать, что палочной системы у ФСКН, в отличие от милиции, не было. Последние работали по схеме «АППГ (аналогичный период прошлого года) +1», то есть искусственно создавался постоянный прирост показателей.

«Для этого использовался самый разнообразный набор уловок, в том числе совершенно бесчеловечных, — рассказывает собеседник. — Например, на обслуживаемую территорию завозили цыган, которые начинали торговать наркотиками, а доблестная милиция отслеживала покупателей и забирала их до момента достижения необходимой цифры, параллельно получая мзду с преступников».

Но бывали случаи и «позабавнее».

Как-то раз в дежурную часть поступил звонок из фитнес-клуба, где нашли сумку с белым порошком и пачкой долларов, — снова на условиях анонимности рассказывает бывший сотрудник центрального аппарата ФСКН, назовем его Петров. — Выяснилось, что почти килограмм героина и деньги принадлежали сыну одного из среднеазиатских дипломатов. В итоге порошок оказался стиральным, деньги — билетами банка приколов, а дело не возбудили, зато весь отдел, чьи сотрудники потратили время, год пользовался мобильной связью бесплатно, — вспоминает правоохранитель о нестандартной благодарности.

Дурная слава ОБНОНов привела к тому, что многие начальники подразделений ФСКН сознательно не брали в свою команду бывших милиционеров, предпочитая им людей «с улицы», которые хоть и давали результат не раньше, чем через год, но не были замечены в порочащих связях.

«Справедливости ради скажу, что „крышевателей“ было немало и среди наших, — отмечает Сидоров. — Примеров, когда ранним утром квартиры торговцев смертью в других районах и областях брал спецназ и заставал там лишь следы спешных сборов, полно. Местный начальник, наш либо в ОВД, был в курсе и предупреждал, поэтому отношения испортились, как только стало ясно, кто есть кто».

Немало в ФСКН, по словам Петрова, оказалось и «временщиков», увидевших в службе источник заработка.

Оперативники умудрялись торговать изъятым добром прямо на Лубянской площади, нисколько не стесняясь ни «старших братьев», взирающих из окон зданий напротив, ни милицейских коллег из ОВД «Китай-город».

Однако сами экс-наркополицейские уверены, что полиция не сможет заместить ФСКН, какой бы плохой или хорошей она ни была.

«Реформа любой спецслужбы, — говорит Сидоров, — либо создание новой всегда влечет как минимум полугодовую паузу в работе, пока все устаканится».

По словам собеседника, «пока новый главк МВД сможет работать более-менее на уровне, пройдет пара лет, но наркопреступность всегда международная, и угроза исходит извне» .

С оставлением за бортом многих опытных сотрудников потерян огромный пласт оперативных возможностей. Вообще, если бы нужно было создать боеспособную структуру, можно было бы взять пару-тройку выпусков Академии ФСБ, и не было бы этой разномастной толпы, которая тащила службу в разные стороны, как лебедь, рак и щука, уверен правоохранитель.

«Либо же нужно было передавать функции ФСКН в ФСБ, а не МВД, поскольку наркопреступность является международной. Чтобы ей успешно противостоять, нужна совместная работа и ФСБ, и пограничников, и СВР», — резюмирует собеседник.

«Вопрос о ликвидации структуры периодически поднимался с момента ее создания, — говорит экс-замглавы ФСКН. — Но я считаю решение по прекращению существования ведомства ошибочным. Нужно было просто сменить самодуров обратно на профессионалов. Стране необходима служба, которая бы координировала противодействие наркоугрозе».

С генералом трудно не согласиться, учитывая, что шестую часть трудоспособного населения России, по статистике, составляют наркопотребители.

Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России) являлась федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту. 5 апреля 2016 года Указом Президента Российской Федерации ФСКН России упразднена, а её функции и полномочия переданы в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации с июня 2016 года, образовав объединённое Главное управление по контролю за оборотом наркотиков МВД России. Ликвидационная комиссия ФСКН России продолжит работу до 1 октября 2017 года

«Темы»

«Руководство ФСКН России»

«Новости»

Путин назначил руководителей антинаркотического и миграционного главков МВД

Новые должности получили генерал-майора полиции Андрей Храпов и полковник внутренней службы Ольга Кириллова

Москва. 13 апреля. INTERFAX.RU — Президент России Владимир Путин подписал указы о назначении начальников Главных управлений МВД по вопросам миграции и по контролю за оборотом наркотиков, сообщает в среду пресс-служба Кремля.

Полковник внутренней службы Ольга Кириллова назначена начальником Главного управления по вопросам миграции, генерал-майор полиции Андрей Храпов — начальником Главного управления по контролю за оборотом наркотиков Министерства внутренних дел Российской Федерации.

5 апреля президент Владимир Путин подписал указ об упразднении ФСКН и ФМС и передаче их функции в МВД.

7 апреля официальный представитель МВД России Ирина Волк сообщила, что в министерстве назначили кураторов подразделений, созданных на базе ФСКН и ФМС.
источник: http://www.interfax.ru/russia/503535




Объявлен конкурс детского рисунка «ФСКН России: 10 лет на страже будущего»

11 марта 2013 г. исполнится 10 лет со дня образования Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. В преддверии 10 годовщины образования органов наркоконтроля Управление ФСКН России по
Самарской области объявляет конкурс детского рисунка «ФСКН России: 10 лет на страже будущего».
ссылка: http://samaratoday.ru/news/102247

Глава ФСКН России: Визы для граждан ЦА — пещерная норма

«Я противник введения визового режима для въезжающих в Россию из стран Центральной Азии. Это, на мой взгляд, пещерная норма», — заявил на пресс-конференции в Москве директор Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) Виктор Иванов.
ссылка: http://www.vb.kg/doc/212918_glava

Афганистан раскритиковал главу ФСКН Иванова: Россия мало помогает в борьбе с наркоугрозой

Заместитель министра по борьбе с наркотиками ИРА Ибрахим Азхар
прокомментировал информационному агентству «Пажвак» недавние
высказывания главы ФСКН России Виктора Иванова о том, что за 11 лет
пребывания контингента НАТО в Афганистане производство наркотиков и
площади, занятые под посевы наркокультур, только увеличились.
«Они делают подобные громкие заявления для поддержания своего авторитета
и доверия к ним… Такие заявления делались и ранее, но ни к какому
успеху не привели. Спрос на афганские наркотики в России чрезвычайно
велик, но русские не проделали основополагающую работу для
противодействия этому явлению», - цитирует чиновника РИА «Новости».
ссылка: http://www.gazeta.ru/politics/news/2013/01/20/n_2715037.shtml

Брифинг заместителя директора ФСКН России Николая Цветкова

Брифинг
заместителя директора ФСКН России Николая Цветкова по итогам круглого
стола на тему: «Государственная межведомственная программа «Комплексная
реабилитация и ресоциализация потребителей наркотических средств и
психотропных веществ» пройдет в пятницу.
ссылка: http://spb.ria.ru/press_center/20130111/501222843.html

УФСКН: У НАС КОРРУПЦИИ НЕТ!

В
Управлении ФСКН России по Забайкальскому краю меры по борьбе с
коррупционными проявлениями являются приоритетными и находятся под
постоянным под личным контролем, еженедельно данные вопросы обсуждаются
на оперативных совещаниях, вносятся коррективы в планы работ оперативных
подразделений
ссылка: http://www.zabinfo.ru

В Управлении ФСКН России по Воронежской области подвели итоги работы за 2012 год

Управлением
ФСКН России по Воронежской области в 2012 году выявлено 806
преступлений, что на 18 больше, чем в 2011 году. Из них преступлений,
связанных со сбытом наркотических средств – 404, тяжких и особо тяжких —
613. К административной ответственности привлечены 705 человек.
ссылка: http://www.voronezh-media.ru/news_out.php?rzd2=news&id=39144

В Управлении ФСКН РФ по РМ наградили призёров конкурса среди СМИ

В УФСКН РФ по РМ состоялась церемония награждения лауреатов
республиканского конкурса творческих работ, направленных на профилактику
наркомании, среди редакций электронных, печатных средств массовой
информации, рекламных агентств. Конкурс ежегодно проводится Управлением
наркоконтроля совместно с Министерством печати и информации республики.
ссылка:

5 апреля 2016 Президент России подписал указ о передаче функций Госнаркоконтроля и миграционной службы в систему МВД России

4 апреля 2016 , Противодействие наркомании О внесении в Госдуму законопроекта, направленного на создание законодательных основ деятельности органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ Распоряжение от 4 апреля 2016 года №571-р. Основные цели законопроекта: определение обязанностей и прав органов наркоконтроля, а также правового статуса сотрудника этих органов; обеспечение правовых гарантий укрепления законности их деятельности и повышение её результативности; регламентация вопросов, связанных с прохождением службы в органах наркоконтроля.

2 апреля 2016 , Противодействие наркомании О дополнении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров Постановление от 1 апреля 2016 года №256. В рамках государственной программы «Противодействие незаконному обороту наркотиков». Будет способствовать совершенствованию государственного контроля за оборотом новых наркотических средств, позволит предотвратить распространение на территории России синтетических веществ, представляющих потенциальную опасность для жизни и здоровья граждан.

22 марта 2016 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект, направленный на создание законодательных основ деятельности органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ Основные цели законопроекта: определение обязанностей и прав органов наркоконтроля, а также правового статуса сотрудника этих органов; обеспечение правовых гарантий укрепления законности их деятельности и повышение её результативности; регламентация вопросов, связанных с прохождением службы в органах наркоконтроля.

20 февраля 2016 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект о расширении круга лиц больных наркоманией, к которым может применяться отсрочка отбывания наказания за совершение правонарушений Законопроект направлен на совершенствование уголовного законодательства, стимулирование лиц, потребляющих наркотические средства или психотропные вещества, к отказу от их незаконного потребления и обращению в добровольном порядке в медицинские организации и реабилитационные учреждения для прохождения лечения от наркомании, медицинской и социальной реабилитации.

24 ноября 2015 , Вопросы судебной системы О внесении в Госдуму законопроекта о наделении суда правом соединения уголовных дел в одно производство Распоряжение от 24 ноября 2015 года №2377-р. Принятие законопроекта позволит повысить эффективность уголовного судопроизводства, обеспечить своевременную реализацию прав и законных интересов участников уголовного процесса, положительно повлиять на сроки расследования уголовных дел, исключить факты освобождения обвиняемых из-под стражи в связи с истечением установленных сроков их содержания.

10 ноября 2015 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект о наделении суда правом соединения уголовных дел в одно производство Принятие законопроекта позволит повысить эффективность уголовного судопроизводства, обеспечить своевременную реализацию прав и законных интересов участников уголовного процесса, положительно повлиять на сроки расследования уголовных дел, исключить факты освобождения обвиняемых из-под стражи в связи с истечением установленных сроков их содержания.

23 октября 2015 , Противодействие наркомании Брифинг директора ФСКН Виктора Иванова по завершении заседания Правительственной комиссии по вопросам охраны здоровья граждан

15 октября 2015 , Противодействие наркомании О включении новых видов психостимуляторов в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров Постановление от 12 октября 2015 года №1097. Позволит предотвратить появление и распространение этих видов новых наркотических средств на территории России.

20 августа 2015 , Противодействие наркомании О поддержке некоммерческих организаций, которые занимаются комплексной реабилитацией лиц, потребляющих наркотики и психотропные вещества Постановление от 15 августа 2015 года №846. Позволит повысить эффективность деятельности негосударственных реабилитационных организаций, не допускать нарушений законодательства в сфере защиты гражданских прав. Будет способствовать повышению доступности реабилитационных центров и реабилитационных программ для потребителей наркотиков.

14 апреля 2015 Комиссия Правительства по законопроектной деятельности одобрила внесённый ФСКН России законопроект об изменении порядка вынесения постановления по делу об административном правонарушении в отношении наркозависимых лиц Позволит усовершенствовать порядок назначения судом административного наказания с возложением обязанности пройти диагностику, профилактику, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ.


Здание Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков РФ ©flickr.com

Однако сами экс-наркополицейские уверены, что полиция не сможет заместить ФСКН, какой бы плохой или хорошей она ни была.

«Реформа любой спецслужбы, - говорит Сидоров, - либо создание новой всегда влечет как минимум полугодовую паузу в работе, пока все устаканится».

По словам собеседника, «пока новый главк МВД сможет работать более-менее на уровне, пройдет пара лет, но наркопреступность всегда международная, и угроза исходит извне».

С оставлением за бортом многих опытных сотрудников потерян огромный пласт оперативных возможностей. Вообще, если бы нужно было создать боеспособную структуру, можно было бы взять пару-тройку выпусков Академии ФСБ, и не было бы этой разномастной толпы, которая тащила службу в разные стороны, как лебедь, рак и щука,

уверен правоохранитель.

«Либо же нужно было передавать функции ФСКН в ФСБ, а не МВД, поскольку наркопреступность является международной. Чтобы ей успешно противостоять, нужна совместная работа и ФСБ, и пограничников, и СВР», - резюмирует собеседник.

«Вопрос о ликвидации структуры периодически поднимался с момента ее создания, - говорит экс-замглавы ФСКН. - Но я считаю решение по прекращению существования ведомства ошибочным. Нужно было просто сменить самодуров обратно на профессионалов. Стране необходима служба, которая бы координировала противодействие наркоугрозе».

С генералом трудно не согласиться, учитывая, что шестую часть трудоспособного населения России, по статистике, составляют наркопотребители.

Loading...Loading...