Анализ стихотворения «Несжатая полоса. Анализ стихотворения Некрасова “Несжатая полоса”

4 610 0

Николай Некрасов вырос в дворянской семье, однако его детство прошло в родовом имении Ярославской губернии, где будущий поэт рос вместе с крестьянскими детьми. Жестокость отца, который не только бил крепостных, но и поднимал руку на домочадцев, на всю жизнь оставила глубокий след в душе поэта, который в собственном доме был таким же бесправным, как и крепостные крестьяне. Поэтому Некрасов не только сочувствовал представителям низших сословий общества, но и в своем творчестве постоянно обращался к их проблемам, пытаясь показать жизнь крестьян без прикрас.

Некрасов очень рано покинул родительский дом, однако ни на мгновение не забывал о том, что ему довелось увидеть и пережить в детские годы. Спустя четверть века, в 1854 году, поэт написал стихотворение , в котором вновь затронул тему крепостничества. Автор этого произведения, которому суждено будет впоследствии стать хрестоматийным, искренне считал, что если крестьяне получат свободу, то смогут построить свою жизнь так, чтобы не испытывать голода и нужды. Однако поэт глубоко ошибался, так как отмена крепостного права на бумаге загнала простых людей еще в большую кабалу, так как лишила их самого ценного в жизни – земли.

«Несжатая полоса» - это стихотворение, которое раскрывает, насколько важным в то время для обычного крестьянина являлось землепашество. Это был единственный источник его благосостояния, и именно от урожая зависело, будет ли зимой крестьянская семья с хлебом, или же ей придется голодать. Но далеко не всегда хороший урожай являлся залогом благополучия, и сумел это очень ярко передать в своем произведении.

«Поздняя осень, грачи улетели» - эти строки, известные каждому школьнику, создают умиротворенную и почти идиллическую картину. Однако на фоне безмятежного осеннего пейзажа, когда природа уже готовится к зимней спячке, автор видит несжатую полосу пшеницы и отмечает, что «грустную думу наводит она». Действительно, трудно представить себе, что крестьянин, вложивший столько труда, чтобы получить урожай, от которого напрямую зависит его жизнь, мог бы так пренебрежительно отнестись к хлебу. Тем более, что зерно уродилось на славу, и теперь вынуждено стать добычей ветра, птиц и диких животных. Используя прием одушевления неживых предметов, автор от лица неубранной пшеницы задает вопрос: «Где же наш пахарь? Чего еще ждет?».

Однако вездесущий ветер приносит отяжелевшим колосьям неутешительный ответ, рассказывая печальную историю крестьянина, который не в состоянии убрать урожай из-за болезни. «Знал, для чего и пахал он, и сеял», - отмечает поэт, но при этом подчеркивает, что вряд ли рачительному хозяину, который знает цену своему труду, удастся пожать его плоды. А это означает, что крестьянина ждет неминуемая голодная смерть, и никто не придет ему на помощь, потому что у большинства семей – точно такие же проблемы, среди которых голод и болезни занимают одно из первых мест.

Передав слово пшенице и ветру, Некрасов попытался абстрагироваться от увиденной картины и оценить ее максимально беспристрастно. Ведь единственным объяснением тому, что кто-то из крестьян не убрал урожай, является тяжелая болезнь. Однако самое печальное в этой ситуации то, что подобное никого не удивляет и не вызывает сочувствия – люди, по мнению поэта, настолько привыкли к смерти, что попросту ее не замечают. И эта покорность судьбе вызывает чувство досады у Некрасова, который убежден, что по праву своего рождения человек является свободным, поэтому должен строить свою жизнь так, чтобы она не зависела от обстоятельств.

Что составляет главную тему "Несжатой полосы" и какие произведения русских писателей созвучны некрасовскому стихотворению?

Несжатая полоса
Поздняя осень. Грачи улетели, Лес обнажился, поля опустели,
Только не сжата полоска одна... Грустную думу наводит она.
Кажется, шепчут колосья друг другу: "Скучно нам слушать осеннюю вьюгу,
Скучно склоняться до самой земли, Тучные зерна купая в пыли!
Нас, что ни ночь, разоряют станицы Всякой пролетной прожорливой птицы,
Заяц нас топчет, и буря нас бьет... Где же наш пахарь? чего еще ждет?
Или мы хуже других уродились? Или недружно цвели-колосились?
Нет! мы не хуже других - и давно В нас налилось и созрело зерно.
Не для того же пахал он и сеял Чтобы нас ветер осенний развеял?.."
Ветер несет им печальный ответ: "Вашему пахарю моченьки нет.
Знал, для чего и пахал он и сеял, Да не по силам работу затеял.
Плохо бедняге - не ест и не пьет, Червь ему сердце больное сосет,
Руки, что вывели борозды эти, Высохли в щепку, повисли, как плети.
Очи потускли, и голос пропал, Что заунывную песню певал,
Как, на соху налегая рукою, Пахарь задумчиво шел полосою".

Показать текст целиком

Жизнь простого человека,крестьянина - была непосильна и тяжела в России на протяжении долгого времени.Именно это и стало главной темой стихотворения "Несжатая полоса".

Этой же теме посвящено ещё одно стихотворение Некрасова - "Железная дорога". В нём рассказывается об истинных строителях дороги. Лирический герой подчёркивает,что именно простой труженик вкладывал свои силы в строительство,"надрываясь под зноем,под холодом".

Так же,этой теме посвящено стихотворение С.

«Несжатая полоса» – одно из многих стихотворений Н. Некрасова, развивающее крестьянскую тему. Оно вышло из-под пера в 1854 году. Поэт вырос в семье помещика, который жестоко обходился не только с крестьянами, но и с членами своей семьи. Николай Алексеевич с детства наблюдал за тяжелым трудом людей и их страданиями. Он рано покинул порог родного дома, но никогда не забывал о боли и страдании, увиденных там когда-то.

Тема анализируемого стиха – хлеборобский труд в условиях крепостничества. Автор показывает, как тяжелый труд подрывал здоровье крестьян, больные же люди не были нужны помещикам.

В центре произведения необычный персонаж – несжатая полоса. К ней автор подводит читателя постепенно. Сначала он подает хмурую осеннюю зарисовку природы: голый лес и пустые поля, вокруг тишина, ведь даже грачи уже улетели на юг. Такая картина природы навевает тоску. Посреди поля одиноко виднеется полоса колосьев, но она не радует глаз, а «грустную думу наводит». За полосой наблюдает лирический герой, в какой-то момент ему кажется, что колосья перешептываются между собой.

Разговор растений грустный. Им надоело слушать вьюгу осени и склонять к земле свои головки. Колосья вспоминают о своих сжатых братьях, сравнивают себя с ними. Они осознают, что не хуже других, но не понимают, почему их бросил несжатыми. От этого колосьям становится обидно.

Ветер приносит колоскам ответ. Он с печалью рассказывает, что пахарь заболел, ведь «не по силам работу затеял». Теперь же у него нет мочи ни есть, ни пить. Хлебороб очень исхудал, его руки теперь напоминают плети. У мужчины пропал голос и погасли очи. Теперь остается только вспоминать, как когда-то хлебороб душевно выводил свою песню на поле. Описанием измученного хлебороба заканчивается анализируемое произведение. Автор не говорит, выздоровел мужчина или нет, об этом читатель должен догадаться сам. Хотя портрет исхудавшего пахаря с потухшими глазами наводит на мысли о его смерти.

В стихотворении есть и человеческие образы, и образы, взятые из природы. Для создания их поэт использует разнообразные художественные средства. Главную роль играют олицетворения, при помощи них Н. Некрасов оживляет колосья и ветер: «шепчут колосья друг другу», «ветер несет им печальный ответ». Метафоры помогают изобразить портрет изнеможенного пахаря: «руки… высохли в щепку», «очи потускли», «червь ему сердце больное сосет». Вспомогательную роль играют эпитеты: «поздняя осень», «осенняя вьюга», «тучные зерна», «заунывная песня». Сравнение в тексте всего одно: руки, «как плети».

Анализируемое стихотворение состоит из пятнадцати двустиший. Каждая строфа является продолжением предыдущей. По смыслу его можно поделить на три части: короткое пейзажное вступление, разговор колосьев и ответ ветра. Написаны строки трехстопным дактилем, что замедляет темп повествования, придает ему унылости. Для передачи печального настроения также используется аллитерация согласных «з», «с», «ч».

1.1.1. Какую роль в развитии судьбы Гринева играет данный эпизод?

1.2.1. В чем проявилась связь некрасовского стихотворения с русским фольклором?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1-1.1.2.

На другой день рано утром Марья Ивановна проснулась, оделась и тихонько пошла в сад. Утро было прекрасное, солнце освещало вершины лип, пожелтевших уже под свежим дыханием осени. Широкое озеро сияло неподвижно. Проснувшиеся лебеди важно выплывали из-под кустов, осеняющих берег. Марья Ивановна пошла около прекрасного луга, где только что поставлен был памятник в честь недавних побед графа Петра Александровича Румянцева. Вдруг белая собачка английской породы залаяла и побежала ей навстречу. Марья Ивановна испугалась и остановилась. В эту самую минуту раздался приятный женский голос: «Не бойтесь, она не укусит». И Марья Ивановна увидела даму, сидевшую на скамейке противу памятника. Марья Ивановна села на другом конце скамейки. Дама пристально на нее смотрела; а Марья Ивановна, со своей стороны бросив несколько косвенных взглядов, успела рассмотреть ее с ног до головы. Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую. Дама первая перервала молчание.

Вы, верно, не здешние? - сказала она.

Точно так-с: я вчера только приехала из провинции.

Вы приехали с вашими родными?

Никак нет-с. Я приехала одна.

Одна! Но вы так еще молоды.

У меня нет ни отца, ни матери.

Вы здесь, конечно, по каким-нибудь делам?

Точно так-с. Я приехала подать просьбу государыне.

Вы сирота: вероятно, вы жалуетесь на несправедливость и обиду?

Никак нет-с. Я приехала просить милости, а не правосудия.

Позвольте спросить, кто вы таковы?

Я дочь капитана Миронова.

Капитана Миронова! того самого, что был комендантом в одной из оренбургских крепостей?

Точно так-с.

Дама, казалось, была тронута. «Извините меня, - сказала она голосом еще более ласковым, - если я вмешиваюсь в ваши дела; но я бываю при дворе; изъясните мне, в чем состоит ваша просьба, и, может быть, мне удастся вам помочь».

Марья Ивановна встала и почтительно ее благодарила. Все в неизвестной даме невольно привлекало сердце и внушало доверенность. Марья Ивановна вынула из кармана сложенную бумагу и подала ее незнакомой своей покровительнице, которая стала читать ее про себя.

Сначала она читала с видом внимательным и благосклонным; но вдруг лицо ее переменилось, - и Марья Ивановна, следовавшая глазами за всеми ее движениями, испугалась строгому выражению этого лица, за минуту столь приятному и спокойному.

Вы просите за Гринева? - сказала дама с холодным видом. - Императрица не может его простить. Он пристал к самозванцу не из невежества и легковерия, но как безнравственный и вредный негодяй.

Ах, неправда! - вскрикнула Марья Ивановна.

Как неправда! - возразила дама, вся вспыхнув.

Неправда, ей-богу неправда! Я знаю все, я все вам расскажу. Он для одной меня подвергался всему, что постигло его. И если он не оправдался перед судом, то разве потому только, что не хотел запутать меня. - Тут она с жаром рассказала все, что уже известно моему читателю.

А. С. Пушкин «Капитанская дочка»

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 1.2.1-1.2.2.

Несжатая полоса

Поздняя осень. Грачи улетели,

Лес обнажился, поля опустели,

Только не сжата полоска одна...

Грустную думу наводит она.

Кажется, шепчут колосья друг другу:

«Скучно нам слушать осеннюю вьюгу,

Скучно склоняться до самой земли,

Тучные зерна купая в пыли!

Нас, что ни ночь, разоряют станицы

Всякой пролетной прожорливой птицы,

Заяц нас топчет, и буря нас бьет...

Где же наш пахарь? чего еще ждет?

Или мы хуже других уродились?

Или не дружно цвели-колосились?

Нет! Мы не хуже других - и давно

В нас налилось и созрело зерно.

Не для того же пахал он и сеял,

Чтобы нас ветер осенний развеял?..»

Ветер несет им печальный ответ:

Вашему пахарю моченьки нет.

Знал, для чего и пахал он и сеял,

Да не по силам работу затеял.

Плохо бедняге - не ест и не пьет,

Червь ему сердце больное сосет.

Руки, что вывели борозды эти,

Высохли в щепку, повисли, как плети,

Что заунывную песню певал,

Как, на соху налегая рукою,

Пахарь задумчиво шел полосою.

Н. А. Некрасов

Пояснение.

1.1.1. Судьба Гринева, осужденного - и, с точки зрения формальной законности дворянского государства, справедливо, - в руках Екатерины II. Как глава дворянского государства Екатерина II должна осуществить правосудие и, следовательно, осудить Гринева. Замечателен разговор ее с Машей Мироновой: «Вы сирота: вероятно, вы жалуетесь на несправедливость и обиду?» - Никак нет-с. Я приехала просить милости, а не правосудия». Противопоставление милости и правосудия, невозможное ни для просветителей XVIII в., ни для декабристов, глубоко знаменательно для Пушкина. В основе авторской позиции лежит стремление к политике, которая возводит человечность в государственный принцип, не заменяющий человеческие отношения политическими, а превращающий политику в человечность..Екатерина II помиловала Гринева, подобно тому как Пугачев Машу и того же Гринева.

1.2.1. В образах стихотворения «Несжатая полоса» нетрудно заметить связь с традициями устного народного творчества. В стихотворении поэт создает образ измученного, изможденного постоянной работой труженика, который, имея клочок собственной земли, не в состоянии собрать скудный, но необходимый для жизни урожай. Даже приметы осеннего пейзажа - «поля опустели» даны через восприятие пахаря. Беда также осмысливается с крестьянской точки зрения: жалко неубранного урожая, «несжатой полосы». Земля-кормилица также по-крестьянски одушевляется: «Кажется, шепчут колосья друг другу…» Используя прием одушевления неживых предметов, автор от лица неубранной пшеницы задает вопрос: «Где же наш пахарь? Чего еще ждет?».

Николай Некрасов вырос в дворянской семье, однако его детство прошло в родовом имении Ярославской губернии, где будущий поэт рос вместе с крестьянскими детьми. Жестокость отца, который не только бил крепостных, но и поднимал руку на домочадцев, на всю жизнь оставила глубокий след в душе поэта, который в собственном доме был таким же бесправным, как и крепостные крестьяне. Поэтому Некрасов не только сочувствовал представителям низших сословий общества, но и в своем творчестве постоянно обращался к их проблемам, пытаясь показать жизнь крестьян без прикрас.

Некрасов очень рано покинул родительский дом, однако ни на мгновение не забывал о том, что ему довелось увидеть и пережить в детские годы. Спустя четверть века, в 1854 году, поэт написал стихотворение “Несжатая полоса”, в котором вновь затронул тему крепостничества. Автор этого произведения, которому суждено будет впоследствии стать хрестоматийным, искренне считал, что если крестьяне получат свободу, то смогут построить свою жизнь так, чтобы не испытывать голода и нужды. Однако поэт глубоко ошибался, так как отмена крепостного

права на бумаге загнала простых людей еще в большую кабалу, так как лишила их самого ценного в жизни – земли.

“Несжатая полоска” – это стихотворение, которое раскрывает, насколько важным в то время для обычного крестьянина являлось землепашество. Это был единственный источник его благосостояния, и именно от урожая зависело, будет ли зимой крестьянская семья с хлебом, или же ей придется голодать. Но далеко не всегда хороший урожай являлся залогом благополучия, и это очень ярко сумел передать в своем произведении поэт.

“Поздняя осень, грачи улетели” – эти строки, известные каждому школьнику, создают умиротворенную и почти идиллическую картину. Однако на фоне безмятежного осеннего пейзажа, когда природа уже готовится к зимней спячке, автор видит несжатую полосу пшеницы и отмечает, что “грустную думу наводит она”. Действительно, трудно представить себе, что крестьянин, вложивший столько труда, чтобы получить урожай, от которого напрямую зависит его жизнь, мог бы так пренебрежительно отнестись к хлебу. Тем более, что зерно уродилось на славу, и теперь вынуждено стать добычей ветра, птиц и диких животных. Используя прием одушевления неживых предметов, автор от лица неубранной пшеницы задает вопрос: “Где же наш пахарь? Чего еще ждет?”.

Однако вездесущий ветер приносит отяжелевшим колосьям неутешительный ответ, рассказывая печальную историю крестьянина, который не в состоянии убрать урожай из-за болезни. “Знал, для чего и пахал он, и сеял”, – отмечает поэт, но при этом подчеркивает, что вряд ли рачительному хозяину, который знает цену своему труду, удастся пожать его плоды. А это означает, что крестьянина ждет неминуемая голодная смерть, и никто не придет ему на помощь, потому что у большинства семей – точно такие же проблемы, среди которых голод и болезни занимают одно из первых мест.

Передав слово пшенице и ветру, Некрасов попытался абстрагироваться от увиденной картины и оценить ее максимально беспристрастно. Ведь единственным объяснением тому, что кто-то из крестьян не убрал урожай, является тяжелая болезнь. Однако самое печальное в этой ситуации то, что подобное никого не удивляет и не вызывает сочувствия – люди, по мнению поэта, настолько привыкли к смерти, что попросту ее не замечают. И эта покорность судьбе вызывает чувство досады у Некрасова, убежден, что по праву своего рождения человек является свободным, поэтому должен строить свою жизнь так, чтобы она не зависела от обстоятельств.


Другие работы по этой теме:

  1. “Несжатая полоса” (1855). В стихотворении поэт создает образ измученного, изможденного постоянной работой тружени­ка, который, имея клочок собственной земли, не в состоянии со­брать скудный, но необходимый...
  2. “Урожай”. Лирическое произведение относится к ранней лирике Твардовского. В стихотворении выразилась любовь к родному краю, к землякам, к простому крестьянскому труду: Под овсяный говор нивы...
  3. Николай Некрасов вошел в историю русской поэзии как поэт с четко выраженной гражданской позицией, выступающий за равенство и свободу людей вне зависимости их социального статуса....
Loading...Loading...