Зима покой природы. Зима - покой природы (1 класс)

Класс: 1

Класс: 1 класс, программа "Школа-2100"

Предмет: Окружающий мир

Тема урока: "Зима - покой природы"

Дидактическая цель: создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий.

  • познакомить ребят с зимними явлениями, научить их отличать признаки зимы;
  • научить школьников устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных;
  • воспитывать чувство сопереживания, желание помочь животным в трудные времена.

Тип урока: комбинированный

Основные дидактические методы:

  • проблемные методы обучения;
  • частично-поисковый;
  • объяснительно-иллюстративный;
  • принципы самоорганизации познавательной работы обучающихся.

Дидактические средства:

  • для учителя - презентация, фонограмма;
  • для учеников - учебник-тетрадь, карточки настроения, веточки ели и сосны.

Методическая литература:

  1. Барышева Ю.А., Вахрушев А.А., Докшина С.П., Гайсина Г.М., Козлова С.А., Раутиан А.С. Я и мир вокруг. 1-й класс. Методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс, 2003.
  2. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Иванова Н.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. Учебник для 1-го класса: Я и мир вокруг. В 4 частях. Часть 2. - М.: Баласс, 2007.
  3. Дьячкова Г.Т. Окружающий мир. 2-4 классы: внеклассные занятия на тему "Времена года". - Волгоград: Учитель, 2007.
  4. Дьячкова Г.Т. Окружающий мир. 2-4 классы: олимпиадные задания. - Волгоград: Учитель, 2006.
  5. Ефремова П.Г., Пекпаев А.А. Знаешь ли ты животных нашего края? - Йошкар-Ола: марийское книжное издательство, 1995.
  6. Занимательное природоведение. - М.: Омега, 1997.
  7. Исаева С.А. Физкультурные минутки в начальной школе: практическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2007.
  8. Кудрышов М.И. Знаешь ли ты родной край? - Йошкар-Ола: Марийский полиграфическо-издательский комбинат, 1997.
  9. Пекпаев А.А. Мы изучаем природу. Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1995.
  10. Попова Г.П. Окружающий мир. 1 класс: поурочные планы по учебнику А.А.Вахрушева, О.В.Бурского, Н.В.Ивановой, А.С.Раутиана, "Я и мир вокруг" - Вогоград: учитель, 2006.
  11. DVD for Windows БЭКМ, 2006.

Оборудование:

  • магнитофон,
  • проектор.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний и постановка проблемы.
  3. Совместное "открытие" новых знаний.
  4. Самостоятельное применение знаний.
  5. Итог урока. Рефлексия.

Ход урока

I. Организационный момент.

Ночью в полях, под напевы метели.
Дремлют, качаясь березы и ели:
Месяц меж тучек над полем сияет, -
Бледная тень набегает и тает:
Мниться мне ночью: меж белых берез
Бродит в пушистом сиянье Мороз.
И.Бунин

(Учитель читает стихи наизусть под музыку, на слайде появляется картина зимнего пейзажа Мороз Иванович) Слайд №1

Мороза Ивановича приготовил для вас не большой сюрприз, о котором вы узнаете в конце урока, если вы будете активны и внимательны.

II. Актуализация знаний и постановка проблемы.

Загадки от Мороза Ивановича подскажут вам тему нашего урока.

Щиплет щеки, щиплет нос,
Но не страшен нам :(мороз)

Говорю я брату: - Ох!
С неба сыплется горох!
Отвечает старший брат:
-Твой горох ведь это:(град)

На коньках я мчусь вперед,
Под ногами крепкий :(лед)

Стали звездочки кружиться,
Стали на землю ложиться,
Нет, не звезды, а пушинки,
Не пушинки, а :(снежинки)

Зимние каникулы!
Веселые деньки!
Нужны ребятам санки,
Лыжи и :(коньки)

Наступили холода,
Превратилась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым,
Перестал медведь реветь,
В спячку впал в бору медведь
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Зимой)

С каким словом ассоциируются все отгаданные вами слова? (Со словом "зима ")

Какова будет тема нашего урока?

("Зима и животные зимой" и другие предположения детей. Учитель уточняет и открывает тему урока)

Тема нашего урока "Зима - покой природы" (открываю)

Все отгаданные вами слова, как вы уже отметили, ассоциируются со словом "зима". А почему ее называет "покой природы" , кто скажет?

Каков главный вопрос нашего урока? Ваши предположения? (Предположения детей)

А для чего нам это надо знать?

Итак, цель нашего урока - познакомиться с зимними явлениями, научиться отличать признаки зимы, устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных.

Много о зиме вам уже известно, повторим, что именно. Я знаю, что вы очень наблюдательные дети, когда гуляете, присматриваетесь к природе, окружающему миру, поэтому легко ответите на вопросы :

  • Почему зимой многие звери и птицы из лесной чащи жмутся к человеческому жилью?
  • (Потому что зимой около человеческого жилья им легче найти себе пищу)
  • Какие зимние месяцы вы знаете? (Декабрь, январь, февраль)
  • Какая птица выводит птенцов в любое время года, даже зимой, среди снега? (Клест. Клесты выкармливают своих птенцов сосновыми и еловыми семечками)
  • Пользу или вред приносят человеку зимой синицы, когда все насекомые спят? (Пользу: зимой синицы разыскивают в щелочках и скважинах коры деревьев спрятавшихся насекомых, их яички и личинки и массами их поедают)
  • Пользу или вред приносит человеку зимой барсук? (Ни пользы, ни вреда; зимой барсук спит.)
  • Кто еще из зверей спит? (Медведь, еж, летучие мыши)
  • Какие признаки зимы вы можете назвать? Слайд №2

(Зимой природа надевает снежный наряд, реки и озера скованы льдом)

Признаки зимней погоды:

  • становиться холоднее
  • небо чаще покрыто облаками
  • осадки выпадают в виде снега
  • дни становятся короче, а ночи длиннее

Изменилась жизнь растений и животных?

Как же связать все эти изменения? Какое из них главное?

(Стало очень холодно)

С чем связано общее похолодание зимой?

(Солнце стало всходить поздно, заходить рано - поэтому света и тепла земля получает мало - дни стали короткими. За короткий день солнце не успевает прогреть воздух, и стоят холода)

III. Совместное "открытие" новых знаний.

Работа по учебнику.

Выполнение задания "Что встречаем - не встречаем зимой" на с.50.

Ученики должны обвести кружками разных цветов предметы, которые они встречают только зимой, в том числе зимой и не встречающиеся зимой. Слайд №3

Работа в паре у доски.

(Двое учеников работают у доски с фломастерами.)

Самостоятельная работа.

Проверка.

Проверим, как вы выполнили задание. Отгадайте загадки и скажите, кружком какого цвета вы обвели этот предмет.

Меня не растили,
Из снега слепили,
Вместо носа ловко,
Вставили морковку.
Глаза - угольки, губы - сучки.
Холодная, большая,
Кто я такая?

(Снежная баба . Ее встречаем только зимой, обвели синим кружком)

Вниз вершиной растет, вверх корнем растет.

(Сосулька , обвели синим кружком)

Две сестренки, две плетенки
Из овечьей пряжи тонкой.
Как гулять - так надевать.
Чтоб не мерзли пять да пять. (Варежки )

Выразительное чтение текста "Звуки зимы" на с.50.

Читают подготовленные ученики на фоне спокойной музыки, остальные следят по учебнику. На слайде репродукция зимнего пейзажа, передающего спокойствие, задумчивость, таинственность, безмолвие зимней природы. Слайд №4

Обсуждение по вопросам:

Какими словами можно охарактеризовать зимнюю погоду в лесу?

Кто больше назовет звуков, нарушающих тишину природы, о которой говорилось в рассказе?

Какие "разговоры" ведут птицы зимой?

Упражнение на развитие наблюдательности "Найди настоящую снежинку" на с.51. Слайд №5

Беседа о снеге:

Почему зимой выпадают осадки в виде снега? (Холодно)

Снег - что это такое? (Замерзшая вода)

Послушайте и скажите, о чем так говорят:

Светло-пушистая,
Искристая, белая,
Какая чистая,
Какая смелая! (Так говорят о снежинке) Слайд №6

Рассмотрите снежинки на голубом фоне (с.51) Обведите настоящую снежинку и объясните свой выбор. (Ответы ребят)

Как образуются снежинки? Кто нашел дома ответ на этот вопрос?

Послушайте рассказ "Летят снежные пушинки" В.Архангельского и узнаете много интересного об образовании снежинок. (Текст читает ученик) Слайд №7

Летят снежные пушинки.

Пришла зима.

С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки.

Кружатся в воздухе и падают на землю - одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками; вот звездочка с шестью лучами; вот тончайшая пластинка с шестью гранями!

Побывали ученые в облаках при снегопаде и увидели, как образуются снежинки.

Под самолетом крупными хлопьями падал снег, а высоко-высоко в небе мелькали крохотные кристаллики льда. А как только льдинки опускались в тучу, они сразу же становились легкими, нежными снежинками.

Маленькие льдинки в высоком небе - это замерзший водяной пар. Он есть повсюду в окружающем нас воздушном океане. Весной, летом, осенью пар превращается в капли дождя, а зимой - в снежинки.

Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. А когда мороз несильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа.

Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуются хлопья.

Слой за слоем ложится снег на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха.

Физкультминутка.

Сейчас свершится волшебство. (Звучит вальсовая музыка)

Мы превращаемся в снежинки. Возьмите свои снежинки, которые вы сделали на уроке труда. Двигайтесь в соответствии с характером музыки.

Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки - балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе мы в кружок
Получается снежок.
Мы деревья побелили -
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
Налетел ветерок
И умчался весь снежок.

А кто из вас знает, почему хрустит снег под ногами?

(Он хрустит оттого, что под тяжестью вашего тела ломаются звездочки и лучи)

Идет зима, растут сугробы, и снежный покров постепенно становится плотным.

А тут еще пригревает солнце, ни на минуту не забывает о своей работе ветер. Иногда он налетает с юга и приносит оттепели. А когда после оттепели ударит мороз, то на снегу образуется тонкая твердая оболочка. Она называется настом. Слайд №9

В такое время многим животным тяжело передвигаться по снегу и добывать корм. Лоси острой коркой снега режут ноги. С трудом выкапывают из-под наста мох и листья.

Зато зайчишке раздолье! Он по рыхлому снегу ходит, как в валенках, и почти не проваливается, а по насту мчится, как по паркету. И никто не может за ним угнаться.

Выполнение задания "Подумай и расскажи". Слайд №10

Рассмотрите сюжетные картинки на с.51. О чем спрашивает вас недоумевающий человечек Почемучка? Помогите ему разобраться. Что случилось со снежной бабой.

(Ответы обучающихся)

Рассмотрите фотографию с изображением зимнего леса.

Что вы видите? (Ответы детей) Слайд №11

Каковы особенности жизни деревьев зимой? Вспомните, что вы наблюдали во время экскурсии?

Обратите внимание на то, что большинство деревьев стоит с обнаженными от листьев голыми ветвями, кажется, что растения спят глубоким сном, но это не совсем верно. Деревья почти спят, вернее, они дремлют, так как хорошо подготовились к холодам: под корой у них плотный пробковый слой, защищающий от холодов, почки покрыты чешуйками, за лето деревья накопили запасы.

(Учитель демонстрирует веточку березы и осины, разрезает почку. Ученики рассматривают почки березы и осины у себя в баночках)

Но не все деревья сбрасывают листья.

(Учитель демонстрирует веточки сосны и ели, обучающиеся рассматривают веточки у себя на партах)

Как отличить сосну от ели? (По шишкам и длине иголок)

Рассмотрите строение иголочек. Они покрыты восковым налетом. Поэтому им не страшен мороз.

Игра-задание "Определите птиц и зверей на зимовку"

Посмотрите образцы корма для зимнего питания птицам и животным: шишки, сушеные грибы, зерна, кора деревьев, крошки, ягоды, семечки и т. п. соотнесите эти виды корма с птицами и зверями, изображенными на картинках на доске. Возьмите картинку и прикрепите к стенду с кормом. Теперь выполните задание в учебнике на с.52: соедините линиями зимние жилища и корма с их потребителями и обитателями.

Физкультминутка "Зима" (Под музыку)

Встали и представили, что мы с вами в зимнем лесу Мороза Ивановича.

Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз)

По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в сторону)

Во дворе у Снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя)

Побелел морковный нос. (Дети показывают нос)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте)

Вьюга злиться,

Снег кружится, (Дети кружатся)

Заметает все кругом

Белоснежным серебром. (Имитируют движения руками)

Выполнение задания "Куда в зимнем лесу спрятались звери и птицы"

А лес стоит загадочный,
|А лес стоит таинственный,
Безмолвна тишина:
Зверушек и пичужек -
Всех спрятала зима.

Кто из вас быстрее определит, кого и куда спрятала зима в лесу?

(Ответы обучающихся, показ на экране)

От кого прячутся звери и птицы?

Какие трудности они испытывают зимой?

Не только растения подготовились пережить холод. Многие птицы осенью улетели в теплые края.

Вспомните, какие из них улетели?

Почему птицы улетают?

(Птицы хорошо переносят холод, так как перья и пух очень теплая одежда, а птичья кровь горяча, что мороз птицам не страшен. Причина в другом - голод. Зимой исчезает большинство насекомых, и птицам становится все труднее добывать корм. И все-таки некоторые остаются зимовать.)

Какие птицы остаются зимовать? Слайд №13

Почему зимой птицы чаще посещают города и села? Слайд №14

Так о чем же попросила синичка? (О еде) (с.52)

IV. Самостоятельное применение знаний.

Игра "Крестики-нолики".

(Ученики на листочках отвечают на вопросы, ставя "+", если ответ правильный, "0", если ответ неверный)

Прячутся ли насекомые к зиме? (+)

Верно ли, что перелетные птицы не улетают в теплые края? (0 )

Зимующими называются те птицы, которые остаются зимовать на родине. Так ли это? (+)

Ласточка, соловей, скворец - зимующие птицы? (0 )

Верно ли, что у клестов зимой появляются птенцы? (+)

Согласны ли вы с утверждением, что зимой птицы питаются плодами, семенами, почками? (+)

Нужно ли птиц подкармливать зимой? (+)

Верно ли, что птицы зимой не погибают от холода и голода? (0 )

Взаимопроверка выполненного задания.

V. Итог урока. Рефлексия.

Объяснение домашнего задания.

Дома вам предстоит выполнить интересные задания. Одно из них - творческое, одновременно развивающее внимание и наблюдательность.

Мороз постарался нарисовать на окнах такие замысловатые рисунки. Что не только книжной мартышке непросто найти своих друзей, но и нам. Но все же человек - разумное существо, он превзошел по интеллекту обезьян, поэтому у вас получится отыскать мартышкиных друзей в зимних оконных узорах. А чтобы они получились выразительными разукрасьте их. (с.51)

Другое задание - это экспериментально-наблюдательная работа, которую предлагают авторы на с.52 учебника. Проведите опыт: отправьте северного белого медведя в путешествие. Как описано в задании человечка Наблюдайки.

На с.53 прочитайте стихи и загадки, которые разберем на следующем уроке.

По желанию можете выучить наизусть любое стихотворение о зиме.

Выполнение задания:

Подберите к началу выражений их продолжение и получите народные пословицы о зимнем времени года. Слайд №17

Ни одно время года так не волшебно. Летом ли, весной, земля бодра, шумит жизнью листва деревьев, река катит свои неспокойные воды, луга кричат пестротой цветов, стрекотаньем и писком насекомых, птиц - все движется, все оживленно и тянется к солнечному теплу.

Зимой иначе. Все живое упряталось в глубину земли, нор, щелей, дупл и спит, ожидая весны и солнца. Деревья обнажились, птицы улетели, а те, что остались, - не поют и летают зябко и неторопливо. И чародейка-зима дарит всей этой мертвой пустыне новую жизнь, "неподвижную, немую, чудную жизнь". Это жизнь сна, время необычно белой и тихой природы.

Как вы поняли, ребята, почему говорят, что "Зима - покой природы" , что "зимой природа спит" ? (Ответы учеников)

Чтение вывода по теме на красной планшетке на с.53

Проверим ваши высказывания, прочитав вывод на с.53 учебника на красной планшетке. Слайд №19

Ребята, что нового вы открыли для себя на уроке?

Что показалось вам наиболее интересным?

Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Поднимите руки те, кто:

  • работал в полную силу;
  • работал хорошо, но мог бы работать лучше. Почему?

С каким настроением вы заканчиваете урок?

Поднимите свои карточки настроения.

Молодцы! Вы активно работали, быстро и точно выполняли задания, внимательно слушали своих одноклассников.

Пришло время узнать о таинственном сюрпризе Мороза Ивановича.

Отгадайте:

Снег с березы повалился,
На Андрюшку комом - хлоп!
Из Андрюшки получился
Замечательный :(сугроб)

На память о сегодняшнем уроке Мороз Иванович вам дарит "сугробики."

Cлайд 1

Презентация к уроку «Окружающий мир» в 1 классе по теме: «Зима. Покой природы.» Зимние месяцы

Cлайд 2

В зиме, как и в других временах года, три месяца. Знакомься: Декабрь – он самый старый, самый последний и старший из месяцев в году. Январь – он первый, самый младший месяц нового года. Видишь, он стоит с новогодней ёлочкой. Но в зиме он второй, средний месяц. Февраль – последний месяц зимы. А теперь давай узнаем о них побольше.

Cлайд 3

Cлайд 4

Декабрь - это начало зимы. Это первый снежный месяц. Зима Белый снег пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится. И под утро снегом Поле забелело Точно пеленою Все его одело. Темный лес что шапкой Принакрылся чудной И заснул под нею Крепко, непробудно… Стали дни коротки Солнце светит мало Вот пришли морозцы И зима настала. И. Суриков

Cлайд 5

Часто снег выпадает в конце осени - в ноябре и даже в октябре. Но обычно первый осенний снег тает. А вот декабрьский снег будет лежать долго - до весны.

Cлайд 6

Радуются снегу люди, а особенно детишки. Мама! глянь-ка из окошка – Знать, вчера недаром кошка Умывала нос: Грязи нет, весь двор одело, Посветлело, побелело – Видно, есть мороз. Не колючий, светло-синий По ветвям развешен иней – Погляди хоть ты! Словно кто-то тороватый Свежей, белой, пухлой ватой Все убрал кусты. Уж теперь не будет спору: За салазки да и в гору Весело бежать! Правда, мама? Не откажешь, А сама, наверно, скажешь: "Ну, скорей гулять!" Афанасий Фет

Cлайд 7

Радуются снегу растения – тёплым одеялом укрывает он их до весны. Радуются снегу животные – он прячет их домики и норки. Не заберутся туда жгучие морозы. Не задуют пронизывающие ветры. Но снег еще прячет и последние колоски с зернышками, желуди и орешки, рассыпанные по земле. Холодно и голодно зимой лесному народу.

Cлайд 8

Птичкам, оставшимся зимовать с нами, становиться трудно искать себе еду. Поэтому люди вешают для них специальные домики - кормушки. Складывают туда зернышки, семечки и орешки. Вешают кусочки сала. Кушайте птички! Угощайтесь белочки! Такой у нас обычай: Чуть выпадет снежок, Дощатый домик птичий, Повесить на сучок. М Пожарова Особенно любят такие лакомства синички и воробьи, но прилетают подкрепиться к кормушкам голуби, снегири, поползни, вороны и сойки.

Cлайд 9

Снег: В разную погоду из туч идет разный снег. Когда холодно и нет ветра падают и кружатся легкие и красивые снежинки. Все они разные, у каждой свой узор. Если в это время выглянет солнышко, то заблестят снежинки маленькими звездочками. Зима... Снежинки вьются и кружатся И рвутся в комнату мою. Они летят, легки и ломки И ослепительнее звезд, Как будто в синие потёмки Дрожащий перекинут мост. блестящий Елена Благинина

Cлайд 10

Если на улице не очень холодно, а снег пошел сильнее, гуще, то становиться еще теплее. Снежинки слипаются вместе в мягкие хлопья снега. Сильный снег называют снегопадом. Снегопад День настал. И вдруг стемнело. Свет зажгли. Глядим в окно. Снег ложится белый-белый. Отчего же так темно? Валентин Берестов

Cлайд 11

А когда дует ветер, из туч сыплется крупа - маленькие плотные комочки снега. Они очень похожи по форме и размеру на пшено или гречку, поэтому такой снег и прозвали - крупа.

Cлайд 12

А иногда снег не идет из тучи, а намерзает прямо на веточках деревьев. Это иней. Весь лес становиться сказочно белым. Берёза Белая берёза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром Сергей Есенин

Cлайд 13

В городе в это время тоже красиво. Зима Еще не скоро быть весне. Зима мазками смелыми Все, точно в сказке иль во сне, Цветам кроет белыми. Цветет фонарь и провода, Забор – как алебастровый! И дряхлый столб, как никогда, Сегодня убран астрами! И все меха – сплошной песец, Все шубы стали белые... Ну и зима, ну, сорванец! Ну как ты это сделала? ... Григор Витез

Cлайд 14

Вот как выглядит иней, если посмотреть на него близко-близко. Зима Кругом все белое и синее, Все в тонком кружеве теней. А лес укрыт пушистым инеем, Уснул до первых вешних дней, И снятся сны ему спокойные И птичьи песни на заре. Стоят безмолвно сосны стройные В тяжелом зимнем серебре Г. Скребицкий Иней часто бывает, когда на землю ложится туман. Туман очень похож на облака и тучи. Они все состоят из очень, очень маленьких капелек воды. Таких маленьких, что их не видно. Они могут висеть в воздухе и не падать. В облаке они сталкиваются, замерзают и получаются красивые снежинки. А в тумане они налипают на холодные ветки деревьев, провода, крыши, стены и замерзают на них.

Cлайд 15

Реки, ручейки, озера и пруды в декабре покрываются льдом. Вначале он тоненький, слабый и по нему пока нельзя ходить. Но к середине декабря, он обычно становиться крепче. Можно доставать коньки. Ура, катаемся! На катке Блестят коньки, блестит каток, Пушистый снег искрится, Надень коньки свои, дружок, Попробуй прокатиться. Пускай тебя щипнет мороз - Смотри, не испугайся. Пусть заморозит он до слез - Ему не поддавайся! Не отступай, скользи вперед, Лети быстрее птицы. Мороз сердитый отстает От тех, кто не боится! В. Донникова

Cлайд 16

Декабрь - это самый темный месяц. В это время самые длинные ночи и самые короткие дни. Солнышко встает поздно и прячется рано. Высоко не поднимается, так и ходит по краю неба. Ночь зимой - как черный кот, день - как серенькая мышь... (летом все наоборот) Ночь - как серенькая мышь, День – большой блестящий кот. П. С. Соловьева А на самом севере, в Арктике - вообще солнца не видно. Всю зиму темно - полярная ночь.

Cлайд 17

Но как только ляжет снег, сразу становиться светлее и радостнее, несмотря на такие короткие дни. Что такое за окном? Сразу в доме посветлело! Это снег лежит ковром, Самый первый, самый белый! Е. Трутнева

Cлайд 18

А еще декабрь это последний месяц года. В этом месяце мы наряжаем ёлку к приходу Нового года и нового месяца - января. Декабрь В декабре, в декабре Все деревья в серебре. Нашу речку, словно в сказке, За ночь вымостил мороз, Обновил коньки, салазки, Елку из лесу привез. Елка плакала сначала От домашнего тепла. Утром плакать перестала, Задышала, ожила. Чуть дрожат ее иголки, На ветвях огни зажглись, как по лесенке, по елке Огоньки взбегают ввысь. .. Маршак Самуил Считают, что месяц декабрь и старый год заканчиваются ночью, когда наступает 12 часов. Поэтому в эту последнюю ночь декабря многие взрослые и даже детишки не спят. Все встречают Новый год, гуляют, устраивают фейерверки.

Cлайд 19

Cлайд 20

И вот наступил январь - это первый месяц года, но второй, средний месяц зимы. Январь Открываем календарь- Начинается январь. В январе, в январе Много снегу на дворе. Снег - на крыше, на крылечке. Солнце в небе голубом. В нашем доме топят печки, В небо дым идет столбом. Самуил Маршак

Cлайд 21

Это самый холодный месяц. Особенно холодно бывает в ясную погоду, когда днём на небе светит солнышко, а ночью - луна. От лунного света искрится снежок, Январская ночь холодна. В пушистое облачко, словно в платок, Закуталась в небе луна. Она одиноко плывет в небесах, Ей зябко в пустой вышине, От холода люди закрылись в домах, Но негде укрыться луне.

Cлайд 22

В такую погоду щечки и носы становятся красными и горят, как будто за них кто-то щепает. Это мороз. За это его и прозвали Мороз - красный нос. Мороз Побежал я за ограду, А Мороз стоит и ждет, Он пошел со мною рядом – Ни на шаг не отстает. Во дворе рубашки наши На веревке с ветром пляшут. Я бегу - Мороз за мною! На белье напал Мороз, Острой пылью ледяною Прохватил его насквозь. Прихватил и жёстким сделал – И белье заледенело. Ставь на снег - не упадет. Подтолкни - оно пойдет. Я толкнул едва-едва – Простыня пошла сначала, И рубашка зашагала, Растопырив рукава. А портняжка Мороз Колет щеки, режет нос. Ветер ринулся навстречу, Он вскочил ко мне на плечи. Ветер - всадник ледяной – Звонко свищет за спиной. Ели мерзлые трещат, Сани по снегу скрипят. Квитко Лев

Cлайд 23

А когда набегут тучи и повалит снег становиться теплее. Всё наоборот! Всё не как летом! При солнышке – холодно, при тучах – тепло. Белые стихи Снег кружиться, Снег ложиться – Снег! Снег! Снег! Рады снегу зверь и птица И, конечно, человек! Рады серые синички: На морозе мёрзнут птички, Выпал снег упал мороз! Кошка снегом моет нос. У щенка на чёрной спинке Тают белые снежинки. ... Сергей Михалков

Cлайд 24

Cлайд 26

Погода становиться мягче, теплее, чем в январе. От того снег становиться липким. В такую погоду хорошо строить снежные крепости, лепить снеговиков и снежных баб. Не одна Мы не ели, мы не пили, Бабу снежную лепили. Снег февральский слабый, слабый Мялся под рукой. Но как раз для снежной бабы Нужен нам такой. Нам работать было жарко, Будто нет зимы, Будто взял февраль у марта Тёплый день взаймы. Улыбаясь, как живая, В парке, в тишине, Встала баба снеговая В белом зипуне. ... Агния Барто

Cлайд 27

Cлайд 28

А еще в феврале часто дуют ветры. Они сдувают снег с земли. Крутят его, несут, кидают. Помнишь как поет месяц Февраль в сказке про 12 месяцев: Ветры, бури, ураганы, Дуйте что есть мочи! Вихри, вьюги и бураны, Разыграйтесь к ночи! В облаках трубите громко, Вейтесь над землею. Пусть бежит в полях поземка Белою змеею! Самуил Маршак

Тема: «Зима: покой природы »

1 класс УМК «Школа России.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

По структуре: проблемно – диалогический. В системе уроков по изучаемой теме – 1 урок по теме «Времена года. Зима».

Концептуальная цель урока: создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного интереса творческими заданиями.

Стратегическая цель урока: познакомить с зимними явлениями природы, научить различать времена года по признакам.

Задачи урока:

углубить и ра сширить знания учащихся о зимних явлениях;

формировать умения находить взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений;

Оборудование: календарь природы, мультимедиатехника

Дидактические средства для учителя – презентация; для учащихся – учебник. тетрадь, карточки настроения; раздаточный материал – веточки с почками.

Ход урока

1.Организационный момент(1-2 мин) .

Настал новый день. Я вижу настроение у вас замечательное. Давайте выпрямим спинки, расправим плечи, глубоко вдохнем свежесть зимнего утра, а потом сделаем выдох и прогоним прочь все неприятности и огорчения.

Ночью в полях, под напевы метели.
Дремлют, качаясь березы и ели:
Месяц меж тучек над полем сияет, -
Бледная тень набегает и тает:
Мниться мне ночью: меж белых берез
Бродит в пушистом сиянье Мороз.
И.Бунин

(Учитель читает стихи наизусть под музыку, на слайде появляется картина зимнего пейзажа) Слайд №1

2. Актуализация знаний (5-6 мин)

Загадки подскажут нам о чём мы будем говорить на уроке.

Щиплет щеки, щиплет нос,
Но не страшен нам :(мороз)

На коньках я мчусь вперед,
Под ногами крепкий : (лед)

Стали звездочки кружиться,
Стали на землю ложиться,
Нет, не звезды, а пушинки,
Не пушинки, а : (снежинки)

Зимние каникулы!
Веселые деньки!
Нужны ребятам санки,
Лыжи и : (коньки)

Наступили холода,
Превратилась в лед вода.
Длинноухий зайка серый,
Обернулся зайкой белым,
Перестал медведь реветь,
В спячку впал в бору - медведь
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Зимой)

Каким общим словом можно объединить все отгаданные вами слова? (Со словом "зима ")

Какой зимний праздник и взрослые, и дети любят больше всего? Без каких сказочных персонажей мы не мыслим этот праздник?

К нам пришло письмо одно,

Было странное оно.

Вместо марок – три снежинки,

А конверт из чистой льдинки,

А письмо не на листке,

А на беленьком снежке.

Дед Мороз прислал в нам письмо, в котором он просит привести доказательства, что уже пришла зима и ему пора собираться в долгий путь, чтобы успеть поздравить всех ребятишек с праздником. Давайте ему поможем.

3.Постановка учебной задачи.

Много о зиме вам уже известно. Я знаю, что вы очень наблюдательные дети, когда гуляете, присматриваетесь к природе, окружающему миру, поэтому легко справитесь с заданием.

Работа в рабочей тетради.(Работа в парах)

Давайте поиграем. Игра «Что встречаем и не встречаем зимой?» Откройте рабочую тетрадь на странице 36, задание №4.

Договоритесь между собой: кто будет работать синим карандашом, а кто – красным.

Задание. Обведите синим карандашом предметы, которые встречаются чаще всего зимой, красным карандашом – предметы, которые зимой не встречаются.

3.Самостоятельная работа (3 мин)

Какие предметы вызвали у вас затруднения?

4.Проверка. (1 мин) (На слайде № 3 указываю указкой, а дети поднимают сигнальные карточки).

Самооценка.

Учитель

Итак, друзья, давайте подумаем: о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

Какова будет тема нашего урока?(Предположения детей. Учитель уточняет, и открывает тему урока)

Тема нашего урока "Зима - покой природы" (Слайд № 4)

Как вы думаете, что меняется вокруг нас с наступлением зимы? (Предположения детей)

Итак, цель нашего урока - познакомиться с зимними явлениями, научиться отличать признаки зимы, устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных.

5.Совместное "открытие" новых знаний (7-10 мин).

Русский народ наделил зиму различными прозвищами, которые сохранились теперь в сказках и поговорках:

Здравствуй, русская молодка

Раскрасавица – душа

Белоснежная лебедка,

Ласковыми : зима- матушка, зима-волшебница, раскрасавица, лебедушка.

А когда зима была вьюжная, морозная, холодная, то в народе её ругали, бранили.

Бранящими : Лиходейка, прибериха, злюка, седая чародейка (это тоже о зиме, но когда от мороза нос синеет).

Установление признаков зимней погоды:

Какие признаки зимы вы можете назвать?

Становится холоднее;

Небо чаще покрыто облаками;

Осадки выпадают в виде снега;

Дни становятся короче, а ночи длиннее;

Зима навела строгий порядок в лесах и на полях. Все у нее прибрано, сверкает белизной. Раздала деревьям теплые шубы. Стоят они все в одинаковых нарядах. В переменах, которые несет зима, есть свои прелести: чистейший, пушистый снег, прозрачность узорчатых ветвей, какая-то особая легкость бодрящего воздуха и ко всему этому – великий покой, разлившийся в природе.

Слайд № 6

Наши далекие предки постоянно наблюдали за природой, за сменой времен года, запоминали их особенности, так как от этих примет (наблюдений) зависела жизнь людей, особенно в сельской местности. Приметы подсказывали, когда сеять, когда убирать. Наблюдения подсказывают, что будущий урожай зависит во многом от зимних месяцев.

В наши дни наука основанная на наблюдениях за явлениями природы называется фенологией. Она использует в своей деятельности наблюдения наших предков «народный календарь»,

Выступление синоптиков.

Дежурный синоптик (дневник наблюдений за погодой)

1.Число, месяц, день недели

2.Облачность,

3. Осадки.

4. Ветер

5. Тепло или холодно.

Что подтверждает сегодняшний день? Какое время года? Хотя на улице не зимняя погода, но в календаре – зима.

6. Физминутка (1-2 мин).

Зима трех месяцев владыка. Словно верные стражники стоят эти три брата на охране ее покоя. Помогите расставить месяцы в нужном порядке.

Слайд № 10

Декабрь

Слайд №11 (Ученик читает стихотворение)

Выпал в декабре снежок

Нежный, мягкий как пушок.

Сшил декабрь покрывало,

Для земли, чтоб не страдала

Из тончайших ниток нежных,

Не цветных, а белоснежных.

Стала белою земля

От заботы декабря.

Декабрь это последний месяц года и первый месяц зимы – «зазимник».

Слайд №12.

В декабре дни становятся короче, холоднее.

22 декабря – день зимнего солнцестояния –самый короткий день и самая длинная ночь в году. В народе его называют студень (остужает землю, Замораживает реки и озера), хмурень – за ранние сумерки, лютень – за длительную морозную стужу.

Январь Слайд №13 (Ученик читает стихотворение)

Месяц праздничный январь

Открывает календарь

Он каникулы приносит

Отдохнуть детишек просит

С гор на санках полетать

Лыжи быстрые достать

Крепость снежную слепить

И не ссориться – дружить.

Январь - начало года, середина зимы. В народе его называют сечень (он рассекает зиму пополам) , просинец. Как вы думаете почему? (В этом месяце чаще светит солнце и проглядывает синее небо) Январь считают самым холодным месяцем года. Слайд №14

Февраль Слайд №15 (Ученик читает стихотворение)

В феврале бушует вьюга

Беспокойная подруга

Вихри снежные кружат

Ночи целые подряд.

Не проехать, не пройти,

Замела метель пути

Пусть она себе метет,

В дом наш, снег не попадет.

В старину февраль называли «снеговеем» ? (Слайд №16) Почему? В феврале самый глубокий снег и самые большие сугробы. Погода становится мягче, теплее, чем в январе.

От того снег становится липким. В такую погоду хорошо строить снежные крепости, лепить снеговиков и снежных баб.

Люди приметили, что день 2 февраля показывает, какой будет весна. Если в этот день будет светить солнце, то весна будет теплой. Если же пасмурный – готовься к поздним заморозкам и метелям. Вот такая примета.

Вы обратили внимание, как часто мы зимой говорим:

Вьюга, метель, пурга. А что это такое? (зимние явления природы)

А) ветер поднимает с земли снежинки и несет их, метет как метлой. Что это?

Ветер со снегом назвали метель.

Б) Бывает, что метель называют вьюгой. Прислушайтесь к вою ветра. Вьюю-уу-у. Я вью-ю-у-га. Так метель сама себя назвала – вьюга.

В) Иногда ветер поднимает и бросает снег в разные стороны, кружит, метет по земле. В такую метель, за несколько метров ничего не видно вокруг. Это пурга

Г) А бывает и так. Морозный солнечный день. Ветер несет снег по низу, по самой земле. Как может называться такая метель? Поземка.

Физ. Минутка (1-2 мин)

Игра «Снег идет». Один человек – метель, а остальные снежинки. Снежинки кружатся, а метель дает команды: полетели, стоп. Если не услышали команду, выходят из игры – растаяли.

7.Первичное закрепление (5 мин )

Путешествие в зимний лес . (Слайд № 17)

Я предлагаю вам совершить путешествие в зимний лес.

Зима.. Мы с вами в зимнем лесу. Кругом белым – бело… Слушаем зиму: Тишина. Тишина. Тишина. Лес спит. Иногда слышно как снег охапками падает с веток. Радуются растения снегу- теплым одеялом укрывает он их до весны.

Как зима отразилась на жизни растений? Как зимуют деревья? Слайд № 18)

Работа с учебником стр.85 (приметы зимы)

Рассмотрите иллюстрации и сравните их. Составьте рассказ по рисункам.

Какое время года изображено?

Как изменяется жизнь растений с наступлением зимы?

(Лиственные деревья сбросили листву, хвойные стоят зеленые)

Зима- период покоя в жизни растений. Лиственные деревья и кустарники зимой кажутся мертвыми, но они живые. Деревья почти спят, вернее они дремлют, так хорошо подготовились к холодам: под корой у них пробковый слой, защищающий от холодов. В этом легко убедиться, если рассмотреть почку растения.

(На столах у детей веточки зимнего деревца)

8.Исследовательская работа (7-10 мин)

Учитель Итак, мы находимся в исследовательской лаборатории, объект нашего наблюдения веточка зимнего деревца (сломанного ветром) . На ней есть листья? Что осталось на месте опавших листьев?

Работа учащихся на листках наблюдений .(Пошаговая инструкция.)

1.Рассмотри веточку дерева.

2.Листьев на ней нет. Что осталось на месте опавших листьев?

3.Найди на ветке почки. Рассмотри их.

4. Отдели одну почку.

4.Какого цвета почка? Раскрась клеточку таким цветом.

6. Зарисуй почку в квадратике.

7.Раскрой чешуйки. Что внутри почки?

Вы видите маленькие листочки. Чешуйки надёжно защищают их от мороза и высыхания. Листочки сидят на крошечном стебельке, который спрятан внутри почки. Нарисуй,

Учитель Зимой все деревья как будто спят, но придет весна и из почек вырастут молодые стебельки с листьями. (Демонстрация веточки сирени)

Итог урока. Вывод:

Учитель. Ни одно время года так не волшебно. Летом ли, весной, земля бодра, шумит жизнью листва деревьев, река катит свои неспокойные воды, луга кричат пестротой цветов, стрекотанием и писком насекомых, птиц – и всё движется,всё оживлённо и тянется к солнцу. А зимой иначе. Всё живое упряталось в глубину земли, нор, щелей. Дупл и спит, ожидая весны и солнца. Деревья обнажились, птицы улетели, а те. Что остались, не поют и летают зябко и неторопливо. А чародейка – зима дарит всей этой мёртвой пустыне новую жизнь, неподвижную, немую. чудную жизнь. Это жизнь, отдыха – время необычной белой и тихой природы. (слайд №19)

Проверим ваши высказывания, прочитав вывод в учебнике на странице 87.

9.Рефлексия деятельности (1-2 мин).

Что нового вы открыли для себя на уроке?

Работал хорошо, но мог бы работать лучше.

С каким настроением вы заканчиваете урок? Опустите в коробочку смайлики.

Учитель Молодцы! Вы активно работали, быстро и точно выполняли задания, внимательно слушали своих одноклассников. Пришло время сообщить Деду Морозу о предстоящей подготовке к отъезду. Будем с нетерпением ждать приезда. (Слайд № 20)

10.Объяснение домашнего творческого задания. (по желанию учащихся) 1 -2 мин ).

Помогите Мартышке найти своих друзей в морозных узорах. А чтобы они получились красочными и выразительными, раскрасьте их в тетради на стр. 35 задание №1.

А для тех, кому понравилось быть исследователями, я предлагаю провести опыт с кусочком льда. Но так как на улице у нас тепло, подумайте: кА получить лёд и выполните задание из учебника на стр.88

Итак, друзья, всем спасибо! (Слайд №21)

Методическая разработка

урока окружающего мира

Алексеенко И. П.

учителя начальных классов

МОКУ «Калиновской основной общеобразовательной школы»

Номинация

«Начальное общее образование»

с.Калиновка

2013 год

Содержание

1. Введение …………………………………………………….

2. Методическое обоснование темы………………………………………

4. План урока…………………………………………………………………

5. Ход урока…………………………………………………………………..

6. Заключение………………………………………………………………….

7. Список используемых источников………………………………………

8. Приложение…………………………………………………………………


Введение.

Данный урок проводится в 1 классе при изучении раздела «Времена года» и направлен на изучение нового материала. На уроке используется презентация, которая открывает большие возможности для объяснения нового материала. Благодаря использованию ИКТ на протяжении всего урока удаётся сохранить не только интерес к изучаемому материалу, но и работоспособность обучающихся. У детей развивается наглядно-образное мышление, интерес к систематизации. Презентация помогает сформировать представления о многообразии предметов природы, представлений о взаимосвязях между миром живой и неживой природы. Овладение начальными умениями проводить наблюдения за природой, формулировать выводы. Структура урока классическая, но варианты урока предполагают как фронтальную, так и самостоятельную работу. Методы контроля могут быть как устные во время фронтальной работы, так и письменные во время индивидуальной. Данный урок отвечает требованиям ФГОС второго поколения.

Основная часть.

Методическое обоснование темы.

Количество часов, определённое в учебном плане невелико. Чтобы дать обучающимся знания по данным вопросам, необходимо заинтересовать школьников. Предлагаемая методическая разработка позволит в рамках одного учебного занятия познакомить с важными аспектами по теме «Времена года». А также проследить результаты самостоятельной работы обучающихся по наблюдениям и созданию презентации. Учебное занятие углубит знания о зимних явлениях. При рассмотрении растительного и животного мира обучающиеся узнают о красоте природы, о помощи животным в трудное время года.

1. Тема рассчитана на 1 час урока.

2. Урок начинается с мотивации обучающихся к выполнению работы.

3. К уроку необходима тщательная предварительная работа: отбор иллюстративного материала.

4. Изучение материала урока желательно проводить с использованием возможностей мультимедийной презентации.

Этапы урока.

1. Организация обучающихся.

2. Постановка проблемы.

3. Фронтальная работа.

4. Коллективная работа (презентация обучающихся)

5. Совместное открытие знаний.

6. Показ видеороликов.

7. Физминутка.

8. Самостоятельное применение знаний.

Игра «Крестики -нолики».

Игра «Четвёртый лишний».

9. Итог урока.

Тема «Времена года. Зима - покой природы».

Цель: ознакомить обучающихся с новым временем года, зимними явлениями.

Задачи урока направлены на формирование:

1. Личностных компетенций

1) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

2) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности;

3) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

4) развитие доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости ;

5) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками ;

6) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.

2. Метапредметных компетенций

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

6) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

3. Предметных компетенций

развитие стремления к познанию окружающего мира;

осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения путем воспитания чувства сопереживания, желания помочь животным в трудное время;

освоение доступных способов изучения природы;

развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире на примере взаимосвязей между похолоданием в природе и жизнью растений и животных .

Тип урока: изучение нового материала с использованием мультимедиа.

Основные дидактические методы:

словесный (беседа, объяснение);

наглядный;

практический (работа с пособием, карточки);

частично - поисковый;

объяснительно - иллюстративный.

Формы работы:

фронтальная;

индивидуальная;

парная.

Дидактические средства:

Презентации, учебник, тетрадь, карточки -пазлы, веточки ели и сосны (гербарий), почки с деревьев, стакан со снегом, видеоролики.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

(2 мин.)

Создаёт атмосферу взаимопонимания и поддержки.

Ребята, проверьте, все ли готовы к уроку.

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Повернулись, улыбнулись.

Начинается урок!

Настриваются на урок. Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.

Актуализация и постановка проблемы.

(9 мин.)

Тему сегодняшнего урока вы узнаете, если соберёте картинки - пазлы, которые у вас находятся в конверте и отгадаете загадки. Откройте конверты, достаньте и сложите картину.

Демонстрирует на слайде 2. картинки -пазлы.

Какое время года изображено на картинках, которые вы собирали?

Отгадайте загадки. Отвечайте все вместе и дружно.

а) Щиплет щёки, щиплет нос,

Но не страшен нам: (мороз.)

б) Шуба бела весь свет одела. (Снег)

У вас на партах стоит стакан. Что в нём? Сегодня на уроке он нам понадобится.

в) На коньках я мчусь вперёд,

Под ногами крепкий: (лёд)

г) Стали звёздочки кружиться,

стали на землю ложиться,

Нет, не звёзды, а пушинки,

Не пушинки, а: (снежинки).

д) Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает? Зимой. Слайд 3.

Откройте учебники на странице 84. По каким признакам вы догадались, что это зима?

Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

Главный вопрос нашего урока: что бывает только зимой?».

Какие признаки зимы вы можете назвать, используя свои наблюдения?

Давайте попробуем составить план знакомства с этим временем года. Обобщает сказанное детьми.

На слайде 4. появляется план.

План.

1.Знакомство с признаками зимы.

2.Знакомство с погодой.

3.Знакомство с жизнью растений и животных зимой.

4.Знакомство с жизнью людей зимой (зимние игры, одежда).

Работа в паре.

Достают содержимое конверта. Собирают картину (у каждой пары - своя, но тема одна -«Зима».)

Ответы детей: зима. Фронтальная работа. Отгадывают загадки. Ответы детей: мороз, снег, снег, лёд, снежинки, зимой.

Земля покрыта снегом. Деревья голые. На улице холодно. Идёт снег.

Используя картинку, высказывают свои предположения.

Показ детской презентации (коллективная работа).

3. Совместное открытие знаний. (25 мин.)

Назовите зимние месяцы.

Демонстрирует название зимних месяцев на слайде 5.

Рассказывает об особенностях каждого месяца. Видеоролик «Времена года - зима» (тонкое покрывало зимы).

Декабрь - это начало зимы. Это первый снежный месяц. Это самый тёмный месяц. В это время самые длинные ночи и самые короткие дни. Солнышко встаёт поздно и прячется рано. Высоко не поднимается, так и ходит по краю неба. А ещё декабрь это последний месяц года.

Январь. Видеоролик «Времена года -зима» (мороз и солнце день чудесный)

Январь -это первый месяц года и второй месяц зимы. Это самый холодный месяц. Особенно холодно бывает в ясную погоду, когда днём светит солнышко, а ночью - луна. В такую погоду щёчки и носы становятся красными и горят, как будто за них кто - то щепает. Это мороз. За это его и прозвали Мороз - красный нос. А когда набегут тучи и повалит снег становится теплее. Всё наоборот! Всё не как летом! При солнышке - холодно, при тучах - тепло.

Февраль. Видеоролик «Времена года - зима» (месяц глубоких снегов).

Февраль -последний месяц зимы. В феврале самый глубокий снег и самые большие сугробы. В феврале часто дуют ветры. Они сдувают снег с земли, крутят его, несут, кидают. Позёмка, вьюга, метель, пурга, снежная буря.

Рассмотрите иллюстрации и определите, к какому месяцу можно их отнести.(работа по учебнику). Слайд 5.

Откройте тетрадь на странице 37 и рассмотрите « Календарь погоды».

На прошлом уроке мы были на экскурсии. Используя высказывания, записанные в тетрадях, расскажите о своих наблюдениях.

Обобщает ответы детей :

становится холоднее;

небо чаще покрыто облаками;

осадки выпадают в виде снега;

дни становятся короче, а ночи длиннее.

Беседа о снеге.

В начале урока, я обратила ваше внимание, что у вас на столе стоит стакан со снегом. Что такое снег?

Почему зимой выпадают осадки в виде снега?

Рассказывает о снежинках. Слайд 6 .

Высоко над землёй, где царит сильный холод, образуются из водяных паров льдинки - кристаллики крохотных размеров. Кристаллики - это ещё не снежинки. Кристаллики всё время растут и наконец, становятся красивыми звёздочками. Они собираются в хлопья и падают на землю. Снежинки имеют не просто симметричную форму, все исключительно шестиугольной формы.

Упражнение на развитие наблюдательности. «Найди настоящую снежинку». Слайд 7.

Слайд 8. Рассмотрите зимний лес.

- Что вы видите?

Что в них необычного?

Деревья почти спят, вернее они «дремлют», так как хорошо подготовились к холодам: под корой у них плотный пробковый слой, защищающий от мороза, почки покрыты чешуйками, за лето деревья накопили запасы(демонстрирует веточки берёзы и осины).

Но не все деревья сбрасывают листья. Какие деревья не сбрасывают листья? Демонстрирует веточки сосны и ели.

Физминутка. Звучит музыка.(Шопен.Вальс №7. «Зима»)

- Встали и представили, что мы с вами в зимнем лесу.

Солнце землю греет слабо,(руки вверх и вниз)

По ночам трещит мороз,(Руки на пояс, наклоны в сторону)

Во дворе у Снежной Бабы(Руки на пояс, поворот вокруг себя)

Побелел морковный нос.(Дети показывают нос)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда,(прыжки на месте)

Вьюга злится, снег кружится,(дети кружатся)

Заметает всё кругом белоснежным серебром.(имитируют движения руками).

Продолжают работать по слайду 9.

Рассмотрите зимний лес. Где спрятались звери и птицы? От чего прячутся звери и птицы?

Какие трудности они испытывают? Почему становится мало птиц? Почему птицы улетают?

Прочитайте, как об этом говорится в учебнике.

Некоторые птицы хорошо переносят холод, так как перья и пух -очень тёплая одежда, а птичья кровь так горяча, что мороз птицам не страшен. Это зимующие птицы.

Какие птицы остаются зимовать?

Слайд 10. Зимующие птицы.

Зимующим птицам не холодно, а голодно. Зимой исчезает большинство насекомых, и птицам становится всё труднее добывать корм. Как мы можем помочь птицам?

Слайд 11 .Кормушки для зимующих птиц.

Игра -задание «Кто чем питается?»

Соедини у себя на карточках, название животного и название пищи, которой они питаются.

Слайд 12.

Самопроверка по слайду.

Беседа об одежде людей. Слайд 13.

Мы с вами отправляемся в зимний лес. Что мы оденем? Почему? Что можно взять с собой в зимний лес?

Мы назвали много изменений, которые происходят в природе зимой. А главное в природе наступает покой.

Обсуждают и называют зимние месяцы: декабрь, январь и февраль.

Слушают учителя.

Смотрят видеоролики.

Называют, к какому месяцу можно отнести картину и доказывают.

Рассказывают о своих наблюдениях.

Выполняют практическую работу. Рассматривают, что происходит

со снегом. Делают вывод:

снег -замёрзшая вода.

Называют снежинки под номерами.

Разные деревья.

Большинство деревьев стоит с голыми ветвями, без листьев.

Рассматривают почки берёзы и осины).

Рассматривают веточки сосны и ели.(гербарий)

Выполняют движения.

Рассматривают иллюстрацию.

Лиса - за деревом, белка - в дупле, заяц - за кустом, снегирь -на ветке дерева.

От холода и голода. Звери и птицы голодают. Им не хватает корма.

Читают вывод по учебнику стр.85. Зимой в природе наступает покой. Жизнь растений замирает. Для животных наступает трудная пора.

Воробьи, сороки, дятлы…

Сделать кормушки и подкармливать.

Работа в парах. Соединяют слова. Работают по карточкам.

Проверяют работу по слайду.

Называют зимние вещи.

Лыжи, санки.

4. Самостоятельное применение знаний. (6 мин.)

Игра «Крестики -нолики». Слайд 14.

Вопросы:

Прячутся ли насекомые зимой?(+)

Верно ли, что перелётные птицы не улетают в тёплые края? (0)

Зимующими называются птицы, которые остаются зимовать на родине. Так ли это? (+)

Ласточка, соловей, скворец - зимующие птицы? (0)

Верно ли, что у клестов зимой появляются птенцы? (+)

Согласны ли вы с утверждением, что зимой птицы питаются плодами, семенами, почками? (+)

Нужно ли птиц подкармливать зимой? (+)

Верно ли, что птицы зимой не погибают от холода и голода? (0)

Работа в тетради.

Соедините зимние жилища с их обитателями. Оцените себя.

Итог.

Всё правильно у вас получилось?

Какие были недочёты?

Игра «четвёртый лишний».

Выдели лишнее слово и объясни свой выбор.

Декабрь, январь, февраль, сентябрь.

Берёза, клён, ель, дуб.

Воробей, синица, зяблик, снегирь.

Шуба, рукавицы, платье, валенки.

Отвечают на вопросы, ставят «+»,если правильно, «0»,если ответ неверный. Проверяют работу по слайду. Работают самостоятельно. Оценивают себя.

5.Итог урока. Рефлексия. (3 мин.)

- Что мы узнали сегодня на уроке нового?

Какая главная особенность зимы? Слайд 15.

Перечислите основные признаки зимы.

А как бы вы оценили свою работу?

Всё ли у вас получалось на уроке?

Какие открытия вы сегодня сделали?

Что было интересного, познавательного на уроке?

Какие трудности вы испытали на уроке? Слайд 16.

Жизнь растений замирает.

Становится холодно.

Идёт снег.

Осуществляют самооценку собственной деятельности, соотносят цели и задачи.

Выставляют смайлики в личный еженедельник первоклассника.

Список используемых источников.

1. Программа начального общего образования по окружающему миру - М. Баласс, 2011.

2. А.А.Вахрушев «Окружающий мир»,1 класс. Методические рекомендации для учителя к учебнику «Я и мир вокруг» - Москва: Баласс, 2012.

3. А.А.Вахрушев «Окружающий мир, 1 класс(«Я и мир вокруг») учебник. М.Баласс,2011.

4. А.А.Вахрушев «Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Я и мир вокруг») для 1 класса. М.Баласс, 2012.

5. Учительский портал www . uchportal . ru

7. www . zavuch . info

Loading...Loading...