Вертолетная посадочная площадка: устройство и правила безопасности. Проектирование и строительство вертолетных площадок Что нужно для проекта вертолетной площадки

Государственный проектно-изыскательский

и научно-исследовательский институт

АЭРОПРОЕКТ

РУКОВОДСТВО

по ПРОЕКтированию вертодромов

И ПОСАДОЧНЫХ ПЛОЩАДОК ДЛЯ ВЕРТОЛЕТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АвИАЦИИ

(дополнено вертолетами Ми-26, Ка-32)

Отдел научно-технической информации

Москва, 1970

В «Руководстве» приведены основные определения, об­щие положения и составные элементы вертодромов и поса­дочных площадок, состав зданий и сооружений, требования к взаиморасположению на вертодроме грунтовой летной полосы или ВПП, МС, РД, швартовочных площадок и перронов, расчетные нагрузки для взлетно-посадочных платформ, трапов в якорных креплений швартовочных площадок и МС, а также нагрузки приходящиеся на основные и передние опоры вертолета на стоянке.

На основании летных испытаний ГосНИИ ГА даны разме­ры рабочей площади вертодромов (посадочных площадок) к воздушных подходов к ним, обеспечивающих безопасность эксплуатации вертолетов.

Настоящим «Руководством» следует пользоваться при изысканиях, проектировании и эксплуатации вертодромов и посадочных площадок, предназначенных для вертолетов гражданской авиации.

Ранее изданные «Технические требования к вертодромам ГВФ» (приказ ГУГВФ №784 от 20.12.63 г.), а также разделы других руководящих документов, касающиеся размеров назем­ных вертодромов, посадочных площадок и воздушных подходов к ним, считать утратившими силу.

Руководство по проектированию вертодромов и посадочных площадок для вертолетов гражданской авиации разработано ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект» при участии ГосНИИ ГА и утверждено Министерством гражданской авиации 25.06.1970г.

Ответственные исполнители: старший научный сотрудник ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект» кандидат технических наук Бородач А.И. и начальник отделения ГосНИИ ГА Бубнов А.А.

УДК 625.712.65:629.735.45


Редактор А.М. Назаркина, исправление и дополнение Я.В. Мороз

1. Общие требования 6

2. Летные полосы и воздушные подходы к ним 7

Необходимость устройства для высотного здания площадки для вертолета или спасательной кабины (капсулы, платформы и др.) определяется исходя из наличия и технических возможностей наземных подвижных спасательных средств, а также расчетного варианта эвакуации людей из здания.

Вертолетные площадки следует проектировать на каждые полные и неполные 1000 м 2 площади кровли здания.

При этом необходимо предусмотреть выход на кровлю и ограждение кровли высотой не менее 1,5 м. В местах перепада отметок кровли для подъема на уровень площадки для вертолетов и спасательных кабин следует предусматривать наружные эвакуационные лестницы 3 типа.

Возможность посадки вертолета соответствующего класса, эксплуатируемого на территории республики, непосредственно на покрытие высотного здания, количество и тип спасательных кабин вертолетов должны оговариваться в задании на проектирование.

Размер площадки для спасательных кабин должен быть не менее 5х5 м. Площадки следует проектировать ровными и размещать в центре кровли. Максимальный наклон площадок к горизонту не должен превышать 8°.

Периметр площадок должен быть окрашен желтой полосой шириной 0,3 м. Над площадками и в непосредственной близости от них не должны располагаться антенны, электрооборудование, кабели и т.п. Максимальная высота препятствий относительно поверхности площадки в радиусе 10 м от ее центра не должна превышать 3 м. Площадки для кабин следует проектировать из расчета общей нагрузки кабины 25 кН (2500 кг), удельной нагрузки до 0,25 МПа (2,5 кг/см²).

Расположение вертолетных площадок на территории должно исключать возможность их использования не по прямому назначению (в качестве автостоянок и др.). Вертолетные площадки рекомендуется делать возвышенными по отношению к прилегающей территории на 0,3 м и ограждать стационарным барьером. Размер площадки должен составлять не менее 20х20 м.

Края вертолетной площадки должны располагаться на расстоянии не менее 70 м от ближайшего здания, но не далее 500 м от высотного здания. На удалении 30 м от краев вертолетной площадки не должно быть деревьев, опор освещения, проводов и других помех и препятствий.

Покрытие площадки должно выдерживать статическую и динамическую нагрузку от вертолетов соответствующего класса. Статическую и динамическую нагрузку на покрытие, рассчитанное на посадку вертолетов, следует принимать равной:

— вертолетов класса Ми-2 – 37 кН (3,7 т) и 74 кН (7,4 т) соответственно;

— вертолетов класса Ми-8 – 130 кН (13 т) и 260 кН (26 т) соответственно.

К площадке следует предусматривать не менее 2-х подъездов для машин скорой помощи.

Вертолетная площадка на покрытии здания должна иметь металлический поддон с глухим парапетом высотой не менее 0,1 м (из условия возможной аварийной ситуации с вертолетом), а также решетчатое ограждение высотой не менее 0,9 м. Площадку следует оборудовать стационарной автоматической установкой пенного пожаротушения по площади. Расчетное время работы установки – не менее 10 мин. при заполнении объема 20х20х0,1 в течение 1,5 мин. Кровля должна иметь решетчатое ограждение высотой не менее 1,2 м.

Сведения о функциональном назначении объекта

Вертолетная площадка предназначена для обеспечения взлета и посадки вертолетов: Robinson R44 (полный взлетный вес 1089 кг., диаметр несущего винта до 10,06 м), Eurocopter ЕС 130 (полный взлетный вес до 3000 кг, длина до 13 м, диаметр несущего винта до 11 м), BELL-407 (полный взлетный вес 2268 кг., диаметр несущего винта 10,66 м.), Eurocopter AS-350 (полный взлетный вес 2250 кг., диаметр несущего винта 10,69 м.); гелиокоптеров «Ка-226» (максимальная взлетная масса 3400 кг., диаметр несущего винта до 13 м, длина фюзеляжа 8,10 м); легкого вертолета «Ансат» (максимальная взлетная масса 3300 кг., диаметр несущего винта до 11,5м.). В проекте предусмотрено обеспечение круглосуточного выполнения полетов, в простых и сложных метеоусловиях для оказания скорой медицинской помощи при чрезвычайной ситуации. Полёты - эпизодические. Постоянное базирование вертолетов на вертолетной площадке не предусматривается. Опознавательная маркировка вертолетной площадки ориентирована в направлении господствующих ветров в соответствии с годовой розой ветров данного района. Техническое обслуживание воздушных судов не предусматривается. Заправка вертолета топливом на вертолетной площадке не производится. Не предусматривается наличие специальной техники, обеспечивающей устранение обледенения вертолета и подогрева основных агрегатов в зимнее время.

Данные о проектной мощности объекта

Вертолетная площадка размещается на территории земельного участка с учетом требований по безопасности, эргономике, экологии и градостроительного плана. Вертолетная площадка работает в режиме постоянной готовности к обеспечению взлета. Взлет-посадка вертолета на ВП обеспечивается по вертолетному (без использований воздушной подушки) строго вертикально. Настоящая горизонтальная посадка вертолетной площадки обусловлена требованием по заданию на ее проектирование в непосредственной близости от Многофункционального спортивного комплекса «Сопка». Технологически эти объекты связаны. В проекте предусмотрено обеспечение круглосуточного выполнения полетов, в простых и сложных метеоусловиях для оказания скорой медицинской помощи при чрезвычайной ситуации. Полёты - эпизодические. Техническое обслуживание воздушных судов не предусматривается. Заправка вертолета топливом на вертолетной площадке не производится. Не предусматривается наличие специальной техники, обеспечивающей устранение обледенения вертолета и подогрева основных агрегатов в зимнее время. Стационарные системы запуска двигателей и электроснабжения бортовой сети вертолета на ВП не устанавливаются. Вертолетная площадка имеет размеры применительно к расчетному вертолету «Ансат»: зона приземления и отрыва (TLOF) диаметром 11,43 м; зона конечного этапа захода на посадку и взлета (FATO) диаметром 13,77 м; зона безопасности- 27,54x27,54 м; рабочая площадка имеет размер 15x15 м. Согласно технологическим регламентам с учетом выданного Заказчиком проектного задания постоянного присутствия обслуживающего персонала на объекте не предусматривается.

Проект многоэтажного паркинга на 4100 машиномест

    СП 121.13330.2012 "Аэродромы". Актуализированная редакция СНиП 32-03-96;

    СП 135.13130.2012 "Вертодромы. Требования пожарной безопасности";

    Пособие по проектированию гражданских аэродромов (в развитие СНиП 2.05.08-85*).

    Часть VII. Вертолетные станции, вертодромы и посадочные площадки для вертолетов

    Приказ Министерство транспорта РФ от 13 марта 2017 года N 92 Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к операторам вертодромов гражданской авиации";

    Приказ Министерство транспорта РФ от 19 августа 2015 года N 251 Об утверждении Федеральных авиационных правил "Правила государственной регистрации аэродромов гражданской авиации и вертодромов гражданской авиации";

    СТО НОСТРОЙ 2.25.114-2013. "Аэродромы. Устройство водоотводных и дренажных систем аэродромов".

Число автомобилей с каждым годом увеличивается. Транспортная проблема становится с каждым годом все острее. Одним из возможных решений транспортной проблемы является развитие надземного транспорта - вертолетных перевозок, вертолетное такси.

Москва и Московский регион также остро нуждаются в альтернативных видах транспорта.

Вертолетные перевозки нужны не только спецслужбам. Состоятельные жители Москвы и области все чаще будут предпочитать автомобилям более дорогой, но и скоростной способ добраться до работы, загородного дома, аэропорта - вертолетное такси. Но вертолетных площадок в Москве и Московской области мало.

Инвесторы, риэлторы и строители часто пользуются вертолетами для облета строительных площадок.


Вертолетные площадки необходимы при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Вертолеты появились сравнительно недавно. Крыши старых домов не предполагались для строительства на них вертолетных площадок. Найти свободное для строительства вертолетной площадки место в застроенных жилых массивах сложно. Поэтому вертолетные площадки целесообразно проектировать и строить на крышах новых зданий, например, многоэтажных паркингов.

Число многоэтажных паркингов в Москве и других крупных городах с каждым годом стремительно увеличивается.

Площадь крыши многоэтажных паркинги занимает значительную площадь. Например, общая площадь крыш 200 многоэтажных паркингов занимает около 100 гектаров. Это сопоставимо с площадью небольшого европейского города.

Крыши многоэтажных паркингов не столь насыщены различными вентиляционными трубами, как крыши, например, жилых многоквартирных домов.

При проектировании многоэтажного паркинга можно заложить расположение труб системы дымоудаления и вентиляции таким образом, чтобы часть крыши была полностью свободной и пригодной для строительства на ней одной или нескольких вертолетных площадок.

Спроектировать и построить вертолетную площадку на крыше многоэтажного паркинга проще и дешевле, если изначально, при его проектировании была предусмотрена такая возможность.

Плотность застройки территории Москвы возрастает. Количество жителей Москвы увеличивается. Число машин возрастает. Темп жизни растет. Все это обуславливает потребность в пусть и дорогих, но скоростных видах транспорта. Таким видом транспорта может быть вертолет.

Нередки случаи, когда минуты решают жизнь или здоровье человека. Если на дорогах пробки, то доставить человека, например, в медицинское учреждение на автомобилей бывает невозможно. Наличие вертолетных площадок на крышах многоэтажных паркингов в жилых массивах помогут решить такую проблему.

Важно учитывать, что будущее зависит от настоящего. Если сейчас не закладывать в идеологию многоэтажных паркингов возможность размещения на их крышах вертолетных площадок, то спроектировать и построить их потом будет сложнее и дороже.

Строительство вертолетной площадки обходится недешево. Но как можно оценить жизнь человека, которую можно спасти за счет того, что с помощью вертолета ему могла быть оказана оперативная помощь. Для этого вертолет должен иметь возможность приземлиться в нужном месте - вертолетной площадке.

Статическая нагрузка составляет: для вертолета К-12 - 11 тонн, для вертолета МИ-17 - 12 тонн. Динамическая нагрузка при посадке этих вертолетов составляет 22 тонны и 24 тонны соответственно.

На крышах домов, на которых устраиваются вертолетные площадки, не допускается размещение объектов, которые могут создать помехи при посадке вертолетов.

На заметку

Транспортно-спасательная кабина для людей из горящих небоскребов представляется собой люльку, которая подвешивается на внешнюю подвеску вертолета, и может снимать людей с верхних этажей зданий.

Специальная закрытая люлька опускается на крышу или на специальную площадку для транспортных кабинок, туда люди заходят, двери замыкаются и фактически вертолет превращается в лифт.

СП 267.1325800.2016 "Здания и комплексы высотные. Правила проектирования"

6.23 При необходимости устройства на покрытии здания площадки для спасательной кабины вертолета (на основании требований по пожарной безопасности) следует предусмотреть отдельный выход на кровлю и ограждение кровли высотой 1,5 м (для обеспечения безопасности людей от индуктивного потока несущих винтов вертолета). Размеры площадки для спасательных кабин устанавливают не менее 5 х 5 м. Максимальный уклон площадки к горизонту устанавливают не более 0,01. Периметр площадки следует окрасить желтой полосой шириной 0,3 м. Над площадкой и в радиусе 10 м от ее центра запрещается располагать антенны, электрооборудование, кабели и т.п. Максимальную высоту препятствий относительно поверхности площадки в указанной зоне устанавливают не более 3 м.
При проектировании на покрытии здания площадки для пожарных и гражданских вертолетов ее выбирают размерами не менее 20 х 20 м и размещают на расстоянии не менее 30 м от ближайшего выступа стены и не менее 15 м от края покрытия.

7.2.5 Для высотных зданий необходимо учитывать кратковременные нагрузки:
- на покрытие от пожарного вертолета или аварийно-спасательной кабины пожарного вертолета согласно 7.2.7 (если площадка для вертолета или кабины предусмотрена заданием на проектирование).

7.2.7 Площадки для спасательных кабин и вертолетов следует проектировать на покрытии зданий из расчета общей нагрузки кабины 2500 кг, удельной нагрузки - до 2,5 кг/см2, если иное не оговорено заданием на проектирование.

При расчете нагрузки на покрытие необходимо учитывать статическую и динамическую нагрузки.

Воздействия от вертолетов на посадочные площадки на покрытиях зданий приведены в таблице 7.2.


Таблица 7.2 - Нормативные значения временные нагрузок на покрытия от вертолетов

Характеристика

Размер грузовой площадки, м

Легкие

Массой менее 5 т

0,2 х 0,2

Средние

Массой 5-15 т

0,3 х 0,3

Нормативная нагрузка по взлетной массе на основную (условную) опору не более 20 кН.

Нормативная нагрузка по взлетной массе на основную (условную) опору от 20 до 60 кН.

МГСН 4.19-2005 (не действует)
Приложение 14.2.3. Площадки для вертолетов и спасательных кабин (капсул, платформ и др.) необходимо предусматривать на покрытии зданий.
Площадки для кабин и вертолетов следует размещать на каждые полные и неполные 1000 кв. м площади кровли здания. При этом необходимо предусмотреть дополнительный выход на кровлю и ограждение кровли высотой 1,5 м (для обеспечения безопасности людей от индуктивного потока несущих винтов вертолета) .
Размер площадки для спасательных кабин должен быть не менее 5х5 м. Площадки следует проектировать ровными и размещать в центре кровли. Максимальный наклон площадок к горизонту не должен превышать 8°. Периметр площадок должен быть окрашен желтой полосой шириной 0,3 м. Над площадками и в непосредственной близости от них не должны располагаться антенны, электрооборудование, кабели и т. п. Максимальная высота препятствий относительно поверхности площадки в радиусе 10 м от её центра не должна превышать 3 м. Площадки для кабин следует проектировать из расчета общей нагрузки кабины 2500 кг, удельной нагрузки - до 2.5 кг/см2.
Размер площадки для спасения людей пожарными вертолетами должен составлять не менее 20х20 м. Данная площадка должна находиться на расстоянии не менее 30 м от ближайшего выступа стены и не менее 15 м от края покрытия. При расчете нагрузки на покрытие необходимо учитывать статическую и динамическую нагрузку.
Примечание. Статическая нагрузка для вертолетов класса К-32 составляет 11 т, а динамическая нагрузка - 22 т. Статическая нагрузка вертолета класса МИ-17 составляет 12 т, а динамическая - 24 т.
Площадка должна иметь металлический поддон с глухим парапетом высотой не менее 0,1 м (из условия возможной аварийной ситуации с вертолетом) , а также решетчатое ограждение высотой не менее 0,9 м. Площадку следует оборудовать стационарной автоматической установкой пенного пожаротушения по площади. Расчетное время работы установки - не менее 10 мин. при заполнении объема 20х20х0,1 в течение 1,5 мин. Кровля должна иметь решетчатое ограждение высотой не менее 1,2 м"

"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016)

ГрК РФ, Статья 48.1. Особо опасные, технически сложные и уникальные объекты

(введена Федеральным законом от 18.12.2006 N 232-ФЗ)

1. К особо опасным и технически сложным объектам относятся:

6) аэропорты и иные объекты авиационной инфраструктуры;

Типы вертолетных площадок

Вертолетные площадки подразделяются на постоянные, обеспечивающие взлет и посадку вертолетов заданного полетного веса, в том числе по-самолетному (с использованием непродолжительного разбега), и на временные - для взлета и посадки по-вертолетному (вертикально).

По назначению аналогично аэродромам вертолетные площадки разделяются на транспортные (базовые, конечные, промежуточные), спец. применения и учебные.

Транспортные вертолетные площадки в случае их расположения вне пределов аэропорта наз. вертолетными портами и предназначаются для обеспечения грузо-пассажирских перевозок на воздушных линиях местного значения; вертолетные площадки спец. применения- для вертолетов, выполняющих авиационно- химич., геологоразведочные и др. работы, включая оказание скорой медицинской помощи населению.

Прохождение экспертизы проектной документации вертолетной площадки: http://gge.ru/

Проектирование КДП выполняется согласно:

    "Нормам технологического проектирования командно-диспетчерских пунктов в аэропортах";

    "Руководству по проектированию командно-диспетчерских пунктов в аэропортах";

    "Руководство по проектированию аэропортов местных воздушных линий", Москва, 1985.

Шум, создаваемый вертолетом на местности, выражают в эффективных уровнях воспринимаемого шума EPNL, измеряемых в EPN дБ, установленных ГОСТ 17229.

    ГОСТ 24647-2014 "Вертолеты гражданской авиации. Допустимые уровни шума и методы определения уровней шума на местности";

    ГОСТ 22283-2014 "Шум авиационный. Допустимые уровни шума на территории жилой застройки и методы его измерения";

    ГОСТ 17187-2010 (IEC 61672-1:2002) "Шумомеры. Часть 1. Технические требования";

    ГОСТ 31295.1-2005 (ИСО 9613-1:1993) "Шум. Затухание звука при распространении на местности. Часть 1. Расчет поглощения звука атмосферой";
    ГОСТ 31295.2-2005 (ИСО 9613-2:1996) "Шум. Затухание звука при распространении на местности. Часть 2. Общий метод расчета";

    ГОСТ 20296-81 "Самолеты и вертолеты гражданской авиации. Допустимые уровни шума в салонах и кабинах экипажа и методы измерения шум";.

    ГОСТ 17229-2014 "Самолеты пассажирские и транспортные. Метод определения уровней шума, создаваемого на местности";

    ГОСТ Р 53187-2008 "Акустика. Шумовой мониторинг городских территорий";

На что следует обратить особое внимание:

    На крыше должны быть входы-выходы с двух лестниц типа Н1 с отапливаемым тамбур-шлюзами с подпором воздуха.

    С вертолетной площадки должен быть запроектирован или пандус для МГН, или площадка должна быть вровень с поверхностью крыши (в последнем случае демпфирующая конструкция должна быть утоплена внутри технического этажа.

    Все вентканалы в зоне расположения вертолетной площадки должны быть убраны. Должна быть централизованная система вентиляции.

    На крыше через отапливаемые тамбур шлюзы должен быть обеспечен выход с двух лифтов грузоподъемностью 1000 кг, один из которых для пожарных подразделений.

    Гарантированная надёжность защиты от прямого удара молнии (Молниезащита) не ниже 0,95 ля всей крыши (Объект II-го класса МЗ).

    Обязательна защита от шума ближайших зданий за счет шумозащитных экранов.

Краткая законодательная справка о СЗЗ

Согласно части 3 статьи 20 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных проектов санитарным правилам.

В соответствии с п. 2.2 СанПиН.2.1/2.1.1.1200-03 санитарно-защитная зона разрабатывается последовательно: сначала расчетная (предварительная) СЗЗ на основании расчетов и затем установленная (окончательная) СЗЗ на основании протокольных измерений.

Технические решения, принятые при проектировании и строительстве вертолетной площадке должны соответствовать требованиям СП 51.13330.2011 "Защита от шума" и СП 23-103-2003 "Проектирование звукоизоляции ограждающих конструкций жилых и общественных зданий".

В соответствии с Постановление Правительство Российской Федерации от 3 марта 2018 г. № 222
«Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон»
Санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.

Решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны принимают следующие уполномоченные органы по результатам рассмотрения заявления об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны:

А) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов I и II класса опасности в соответствии с классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями (далее - санитарная классификация), групп объектов, в состав которых входят объекты I и (или) II класса опасности, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию;

Б) территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – в отношении объектов III - V класса опасности в соответствии с санитарной классификацией, а также в отношении групп объектов, в состав которых входят объекты III - V класса опасности.

В случае если в отношении аэродрома (вертолетной площадки) в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации принято решение об установлении приаэродромной территории с выделенной на ней седьмой подзоной, предусмотренной подпунктом 7 пункта 3 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации, принятие решения об установлении санитарно-защитной зоны в отношении этого аэродрома или аэропорта, в состав которого он входит, не требуется.
Указанное решение об установлении приаэродромной территории является основанием для принятия в соответствии с настоящими Правилами решения о прекращении существования санитарно-защитной зоны в отношении такого аэродрома или аэропорта, в состав которого он входит, принятого до установления этой приаэродромной территории.

В соответствии со СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (с изменениями на 25 апреля 2014 года) п.2.9. Размер санитарно-защитной зоны для аэропортов, аэродромов устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.), а также на основании результатов натурных исследований и измерений и оценки риска для здоровья населения.

В последнее время многие экспертные организации и территориальные органы Роспотребнадзора рекомендуют разработчикам сокращать расчетные размеры СЗЗ аэропортов и соответствующих санитарных разрывов.

Объясняется это, в первую очередь, расширением границ населенных пунктов и необходимостью обеспечения широкого круга как населения, так и государственных служащих, например, сотрудников МЧС, врачей, спецслубж и др. возможностью оперативного передвижения.

Законодательно закрепленный индивидуальный подход к расчету каждой конкретной СЗЗ, по сути, позволяет всем заинтересованным сторонам, например, государственным органам власти, экспертам и проектировщикам субъективно трактовать СЗЗ вертодромов.

Поэтому отношение законодателя к размеру СЗЗ вертодрома на крыше городской больницы, имеющей стратегическое назначение для города, скорее всего, будет мягче и лояльнее.

За счет принятия комплекса мер по защите от шума, в частности, установка за счет города новых шумозащитных окон в ближайших зданиях, шумозащитных экранах ближайших зданий и вокруг вертолетной площадки, внесение изменений в конструкцию верхней части проектирования здания можно добиться значительного снижения уровня шума.

Моделей вертолетов для транспортировки больных много. Снизить уровень шума можно также за счет взаимодействия с производителем вертолетов. За годы строительства здания с вертолетной площадкой можно доработать базовую модель вертолета, добившись снижения уровня шума.

В любом случае, жизнь человека, тем более, потенциально многих людей, нельзя оценить. Если вертолетная площадка на крыше городской больницы может спасти жизнь даже одного человека, то ради этого стоит рассмотреть возможность ее проектирования и строительства.

По вопросам заказа проектирования вертолетных площадок на крышах многоэтажных паркингов обращайтесь к нам по контактным данным, указанным на сайте.

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

СТРОИТЕЛЬСТВО НАЗЕМНОЙ ВЕРТОЛЕТНОЙ ПЛОЩАДКИ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (далее ТТК) - комплексный нормативный документ, устанавливающий по определённо заданной технологии организацию рабочих процессов по строительству сооружения с применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций и способов выполнения работ. Они рассчитаны на некоторые средние условия производства работ. ТТК предназначена для использования при разработке Проектов производства работ (ППР), другой организационно-технологической документации, а также с целью ознакомления (обучения) рабочих и инженерно-технических работников с правилами производства работ строительству наземной вертолетной площадки.

Рис.1. Наземная вертолетная площадка


1.2. В настоящей карте приведены указания по организации и технологии производства работ по строительству наземной вертолетной площадки рациональными средствами механизации, приведены данные по контролю качества и приемке работ, требования промышленной безопасности и охраны труда при производстве работ.

1.3. Нормативной базой для разработки технологических карт являются: СНиП, СН, СП, ГЭСН-2001 ЕНиР, производственные нормы расхода материалов, местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.

1.4. Цель создания ТК - описание решений по организации и технологии производства работ по строительству наземной вертолетной площадки с целью обеспечения их высокого качества, а также:

- снижение себестоимости работ;

- сокращение продолжительности строительства;

- обеспечение безопасности выполняемых работ;

- организации ритмичной работы;

- рациональное использование трудовых ресурсов и машин;

унификации технологических решений.

1.5. На базе ТТК в составе ППР (как обязательные составляющие Проекта производства работ) разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов работ по строительству наземной вертолетной площадки. Рабочие технологические карты разрабатываются на основе типовых карт для конкретных условий данной строительной организации с учетом её проектных материалов, природных условий, имеющегося парка машин и строительных материалов, привязанных к местным условиям. Рабочие технологические карты регламентируют средства технологического обеспечения и правила выполнения технологических процессов при производстве работ.

Конструктивные особенности по строительству наземной вертолетной площадки решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ. Рабочие технологические карты рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации, по согласованию с организацией Заказчика, Технического надзора Заказчика.

1.6. Технологическая карта предназначена для производителей работ, мастеров и бригадиров, выполняющих работы по строительству наземной вертолетной площадки, а также работников технического надзора Заказчика и рассчитана на конкретные условия производства работ в III-й температурной зоне.

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Технологическая карта разработана на комплекс работ по строительству наземной вертолетной площадки.

2.2. Работы по строительству наземной вертолетной площадки выполняются вегетационный период с 20 мая до 20 сентября, в одну смену, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:

Где 0,06 - коэффициент снижения работоспособности за счет увеличения продолжительности рабочей смены с 8 часов до 10 часов.

2.3. В состав работ, последовательно выполняемых при строительстве наземной вертолетной площадки входят:

- геодезическая разбивка площадки;

- срезка растительного слоя грунта;

- устройство насыпи из карьерного грунта;

- устройство щебеночного основания;

- монтаж железобетонных плит покрытия.

2.4. При строительстве вертолетной площадки в качестве основных материалов используются: щебень фракции 40-70 мм и фракции 10-20 мм , М 800 отвечающий требованиям ГОСТ 8267-93 ; песок строительный отвечающий требованиям ГОСТ 8736-93 ; железобетонные плиты аэродромные гладкие ПАГ-14 , размером 6,0х2,0х0,14 м, 4,2 т отвечающие требованиям ГОСТ 25912.0-91 , ГОСТ 25912.1-91 .

2.5. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексным механизированным звеном в составе: экскаватора Volvo EC-290B (емкость ковша 1,25 м); бульдозера Б170М1.03ВР (на базе Т-170, емкость отвала 4,28 м); грунтового катка ДУ-85 (эксплуатационная масса 13,0 т) и автомобильного крана КС-55713-1 "Галичанин" (грузоподъемностью 25,0 т) в качестве ведущего механизма.

Рис.2. Одноковшовый экскаватор Volvo EC-290B

Рис.3. Бульдозер Б170М1.03ВР

Рис.4. Грунтовый каток ДУ-85

Рис.5. Автомобильный кран КС-55713-1

Рис.6. График грузоподъемности крана в зависимости от наличия и вылета стрелы

2.6. Работы по устройству вертолетной площадки следует выполнять, руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:

- СП 48.13330.2011 . Организация строительства;

- СНиП 3.01.03-84 . Геодезические работы в строительстве;

- СНиП 3.02.01-87 . Земляные сооружения, основания и фундаменты;

- СНиП 2.02.05-85. Автомобильные дороги. Нормы проектирования;

- СНиП 3.06.03-85 . Автомобильные дороги. Правила производства работ;

- СНиП 2.05.07-97*. Промышленный транспорт;

- Пособие к СНиП 2.05.07-85 . Проектирование земляного полотна и водоотвода железных и автомобильных дорог промышленных предприятий;

- СНиП 12-03-2001 . Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования;

- СНиП 12-04-2002 . Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство;

- РД 11-02-2006 . Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения;

- РД 11-05-2007 . Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.

III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

3.1. В соответствии со СП 48.13330.2001 "Организация строительства" до начала выполнения строительно-монтажных работ на объекте Подрядчик обязан в установленном порядке получить у Заказчика проектную документацию и разрешение на выполнение строительно-монтажных работ. Выполнение работ без разрешения запрещается.

3.2. До начала производства работ по строительству вертолетной площадки необходимо провести комплекс организационно-технических мероприятий, в том числе:

- назначить лиц, ответственных за качественное и безопасное выполнение работ, а также их контроль и качество выполнения;

- провести инструктаж членов бригады по технике безопасности;

- разместить в зоне производства работ необходимые машины, механизмы и инвентарь;

- устроить временные проезды и подъезды к месту производства работ;

- обеспечить связь для оперативно-диспетчерского управления производством работ;

- установить временные инвентарные бытовые помещения для хранения строительных материалов, инструмента, инвентаря, обогрева рабочих, приёма пищи, сушки и хранения рабочей одежды, санузлов и т.п.;

- обеспечить рабочих инструментами и средствами индивидуальной защиты;

- подготовить места для складирования материалов, инвентаря и другого необходимого оборудования;

- обеспечить строительную площадку противопожарным инвентарем и средствами сигнализации;

- составить акта готовности объекта к производству работ;

- получить разрешения на производство работ у технадзора Заказчика.

3.3. Перед устройством вертолетной площадки должны быть выполнены следующие подготовительные работы:

- произведена геодезическая разбивка площадки;

- подготовлены площадки для складирования материалов;

- устроены временные подъездные дороги;

- подготовлены к работе машины и механизмы;

- подготовлен инвентарь, приспособления и средства для безопасного ведения работ.

Завершение подготовительных работ фиксируют в Общем журнале работ (Рекомендуемая форма приведена в РД 11-05-2007).

3.4. Геодезическая разбивка

3.4.1. Геодезическая разбивка площадки заключается в обозначении её размеров на местности. Разбивку ведут в двух плоскостях: горизонтальной и вертикальной. При горизонтальной разбивке определяют и закрепляют на местности положение осей, а при вертикальной - расчетную высоту площадки. Разбивку ведут от оси подъездной автодороги.

3.4.2. Разбивку площадки начинают с нахождения и закрепления продольной оси подъездной автодороги, выполняя следующие действия:

- восстанавливают ось подъездной дороги;

- измеряют стальной лентой (дважды) расстояние от центра площадки до указанного ПК на продольной оси дороги;

- забивают в полученной точке стальной гвоздь длиной 100-120 мм;

- центрируют над гвоздем теодолит и переносят в натуру угол между продольной осью дороги и осью площадки, он должен быть равным проектному значению;

- закрепляют полученную продольную ось площадки четырьмя контрольными столбиками, по краям, центру и у продольной оси подъездной дороги;

- переносят на контрольные столбики отметку ближайшего репера, а также отметки верха земляного полотна и каждого слоя дорожной одежды;

разбивают очертания площадки по схеме (см. рис.7) с закреплением её контуров колышками, забитыми на расстоянии 1,0-1,5 м от бровки площадки.

Рис.7. Разбивочная схема вертолетной площадки и конструкция покрытия


Закрепительные знаки (колышки с отметками) сохраняются до сдачи площадки заказчику. Поврежденные в процессе работ разбивочные точки необходимо сразу восстановить.

3.4.3. Выполненные работы предъявляют технадзору Заказчика для осмотра и подписания Акта приёмки геодезической разбивки площадки, в соответствии с СНиП 3.01.03-84 .

3.5. Срезка растительного слоя грунта

3.5.1. При срезке растительного слоя грунта технологической картой предусматривается следующая последовательность работ:

- срезка "челночным способом" растительного слоя грунта I, II группы бульдозером и перемещение в отвалы на границах площадки;

- складирование и окучивание грунта.

3.5.2. При срезке грунта растительного слоя бульдозером Б170М1.03ВР "челночным способом" заполнение отвала грунтом, его перемещение производится при движении бульдозера вперед, а холостой ход - при движении бульдозера задним ходом по той же прямой.

Площадь участка строительства разбивают на пять захваток. Сначала бульдозер срезает грунт растительного слоя на продольной захватке и транспортирует его в ближайший отвал, путь перемещения грунта выбирается по кратчайшему расстоянию, поверхность пути перемещения следует предварительно выровнять бульдозером.

По окончании работ на первой захватке бульдозер разворачивается и ведет работы на второй продольной захватке. Срезка грунта растительного слоя бульдозером на первой и второй захватках ведется от середины участка в обе стороны, образуя двухстороннее размещение отвалов. Затем срезают грунт на третьей захватке расположенной у дальней стороны площадки, перпендикулярно первой и второй; затем на четвертой и пятой расположенным у выхода с вертолетной площадки перпендикулярно первой и второй захваткам (см. рис.8).

Рис.8. Схема производства работ при срезке растительного слоя грунта бульдозером


3.5.3. Полный цикл работы бульдозера состоит из операций:

- опускание отвала и установка его в требуемое положение;

- зарезание и заполнение отвала грунтом;

- перемещение грунта растительного слоя к месту укладки;

- разгрузка (укладка) грунта растительного слоя в отвал;

- возвращение бульдозера в забой.

3.5.4. Повышение производительности бульдозеров, используемых при разработке грунта растительного слоя, может быть достигнута за счёт совмещения операций:

- подъёма отвала с разгрузкой и разравниванием грунта;

- опускания отвала с переключением передачи трактора и началом движения бульдозера задним ходом.

3.5.5. Зарезание грунта растительного слоя производится на прямых участках по клиновой схеме. Клиновая схема зарезания грунта с применением переменного (по высоте) заглубления отвала обеспечивает наиболее полное заполнение его грунтом и использование тяговых возможностей трактора. Для обеспечения зарезания грунта и его набора режущая кромка ножа отвала бульдозера всегда должна быть острой.

При срезке грунта растительного слоя нож отвала бульдозера устанавливается под углом до 60° к горизонтальной поверхности.

3.5.6. Транспортирование грунта растительного слоя на подъем более 10° (1:5,6) должно производиться только в исключительных случаях, так как производительность бульдозера при этом значительно снижается.

3.5.7. Разгрузка грунта растительного слоя в насыпи производится резким поднятием отвала в конце транспортировки на расстоянии от 1,0 до 1,5 м при движении бульдозера вперед и последующим разравниванием отсыпаемого грунта тыльной стороной отвала при заднем ходе бульдозера. Перемещение грунта растительного слоя при коротких расстояниях или на подъём производится на первой передаче трактора, а при более значительных расстояниях - на второй передаче. Разгрузку грунта растительного слоя следует производить на скорости той передачи, на которой выполняется перемещение грунта бульдозером.

3.5.8. Обратный (холостой) ход бульдозера следует выполнять при повышенных скоростях.

3.5.9. Перемещенный в отвал грунт растительного слоя следует предохранять от размыва и выветривания путем устройства обваливания, уплотнения, укрытия.

3.5.10. При планировке поверхности бульдозером предусматривается перемещение грунта на расстояние до 30 м. Планировка ведется полосами, равными ширине отвала бульдозера, при рабочем ходе в одном направлении.

3.5.11. Выполненные работы предъявляют технадзору Заказчика для осмотра и подписания Акта освидетельствования скрытых работ по срезке растительного слоя грунта с площадки строительства, в соответствии с Приложением 3 , РД-11-02-2006 и разрешения последующих работ по устройству насыпи.

3.6. Возведение насыпи площадки

3.6.1. При возведении насыпи выполняют следующие работы:

- разработка грунта в карьере экскаватором;

- отсыпка грунта в насыпь автомобилями-самосвалами;

- разравнивание грунта бульдозером;

- увлажнение грунта (в случае необходимости);

- планировка поверхности слоя насыпи бульдозером;

- уплотнение слоя насыпи грунтовым катком;

- зачистка и окончательная отделка откосов насыпи экскаватором.

3.6.2. До начала производства работ по возведению насыпи, необходимо произвести расчеты по определению параметров устраиваемой насыпи, в том числе: толщину отсыпаемых технологических слоев насыпи.

Толщина слоя принимается в зависимости от применяемого катка - в нашем случае применяется грунтовый каток ДУ-85 для песка пылеватого и супеси, из которых отсыпается насыпь площадки толщина уплотняемого слоя равна 35-45 см.

3.6.3. Грунт для отсыпки насыпи разрабатывается при трассовом резерве экскаватором Volvo EC-290B и доставляется на место производства работ автосамосвалами КамАЗ-65115 (см. рис.9). Завезенный грунт выгружается из автомобилей самосвалов на поверхность площадки кучами. Расстояние между центрами выгружаемых куч грунта равно,

Рис.9. Устройство насыпи площадки из карьерного грунта


Выдерживание требуемого расстояния будет не только гарантией нужной толщины отсыпаемого слоя грунта и обеспечения качества его уплотнения, но и позволит минимизировать работу бульдозера по разравниванию куч и получить экономию времени и ГСМ. Прием грунта на месте выгрузки осуществляет дорожный рабочий 3 разряда. Рабочий подает сигнал на подход и отход автомобиля, регулирует движение автомобилей по ширине насыпи, чтобы не создавалась колейность и обеспечивалась более равномерное уплотнение слоя. Отсыпку грунта в насыпь следует производить от краев к середине слоями на всю ширину площадки, включая откосы. Ширина отсыпки насыпи принята на 0,5 м больше с каждой стороны, для уплотнения краевых частей, прилегающих к откосу. Последующая подсыпка краевых или откосных частей не допускается.

Loading...Loading...