В каждую эпоху формируются свои. Гедонистическая модель ценностных ориентаций личности основана на

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3-х частей.

  • Часть 1 содержит 30 заданий (А1-А30). К каждому из них даны 4 варианта ответа, только один из которых правильный.
  • Часть 2 состоит из 8 заданий (В1-В8). Ответы к этим заданиям вы должны сформулировать самостоятельно.
  • Часть 3 состоит из одного задания (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по тексту (сочинение).

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Правильный ответ в зависимости от сложности каждого задания оценивается одним или несколькими баллами. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.

ЧАСТЬ 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов №1 под номером выполняемого вами задания (А1-А30) поставьте знак «X» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1 В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) красИвее
2) Агент
3) нАчав
4) тортЫ

А2 В каком предложении вместо слова ЦЕННЫЙ нужно употребить ЦЕННОСТНЫЙ?

1) Всех участников олимпиады наградили ЦЕННЫМИ подарками.
2) В каждую эпоху формируются свои ЦЕННЫЕ ориентиры.
3) В статье можно найти ЦЕННЫЕ для геолога сведения.
4) В заповеднике много деревьев ЦЕННЫХ пород.

А3 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) в шкафу
2) пять полотенец
3) шестисот семи человек
4) ихние дела

А4 Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Обработав статистические данные,

1) учёные определили, насколько быстро изменяется язык.
2) была выявлена интересная закономерность развития языка.
3) подтвердилась гипотеза о существовании общих для всех языков законов.
4) для лингвистов многое осталось не вполне ясным.

А5 Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.
2) «Мойдодыр», написанный Корнеем Чуковским и опубликованный в 20-е годы XX века, стал одним из самых любимых детьми произведений.
3) М. Горький в одной из своих статей отмечает, что поэты до Пушкина совершенно не знали народа, не интересовались его судьбой, редко писали о нём.
4) Те, кто с детства стремится к мечте, часто реализуют свои жизненные планы.

Прочитайте текст и выполните задания А6-А11.

(1)... (2)Однако не все эти фрагменты должны войти в реферат. (3)Их следует отобрать в соответствии с темой реферата и сгруппировать вокруг развивающих её нескольких больших подтем. (4)При этом важно точно и лаконично изложить содержание отобранных фрагментов, провести их смысловое свёртывание. (5)Под смысловым свёртыванием, или компрессией, понимается операция, приводящая к сокращению текста без потери важной, актуальной информации. (6)... компрессия, предусматривающая исключение из текста избыточной, второстепенной информации, является одним из ведущих приёмов при написании реферата.

А6 Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Фрагменты, содержащие второстепенную информацию, не должны перегружать текст реферата.
2) Выделение в текстах ключевых фрагментов является основой для написания реферата.
3) Часто при работе с текстом приходится удалять или заменять не отдельные предложения, а целые фрагменты текста.
4) Различные главы реферата несут различный объём информации.

А7 Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?

1) И только
2) Ещё
3) С другой стороны,
4) Таким образом,

А8 Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений текста?

1) понимается (предложение 5)
2) фрагменты должны войти (предложение 2)
3) их следует отобрать (и) сгруппировать (предложение 3)
4) исключение является (предложение 6)

А9 Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.

1) сложное бессоюзное
2) сложносочинённое
3) сложноподчинённое
4) простое осложнённое

А10 Укажите правильную морфологическую характеристику слова ОДНАКО в предложении 2.

1) частица
2) местоимение
3) союз
4) наречие

А11 Укажите значение слова РЕФЕРАТ во втором (2) предложении текста.

1) часть художественного или научного произведения, содержащая предварительные разъяснения и замечания
2) творческая работа, заключающаяся в устном или письменном пересказе прослушанного и проанализированного текста
3) письменный доклад по определённой теме, в котором обобщается информация из одного или нескольких источников
4) данные, факты независимо от формы их представления, которые несут в себе смысловую нагрузку
___________________________________________________________________________

А12 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется -НН-?

Драгоце(1)ым камнем, огранё(2)ым великим мастером - Временем, можно назвать древнерусскую литературу, богатства которой ещё в полной мере не осозна(3)ы.

1) 1 2) 1,2 3) 2,3 4) 1,2,3

А13 В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) вызв..лить, вырастающий, представительный
2) вл..стелин, пок..рать, укр..тигель
3) покоряющий, з..ря, провозглашать
4) упл..тняя (бетон), к..саться, компаньон

А14 В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) предъявитель, неотъемлемый, трёхъязычный
2) под..брать, запрокинуть, позавчерашний
3) пр..уныл, преобразился, гостепр..имный
4) бесхарактерный, ра..кидать, ра..росшийся

А15 В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

1) дыш..шь, обид..вший
2) экономишь, замасл..нный
3) дремл..шь, приемлемый
4) реж..шь, приклеивший

А16 В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

A. фасол..вый
Б. отраслевой
B. настойчивость
Г. догадл..вый

1) А, Б
2) А, Б, В
3) А, В, Г
4) В, Г

А17 В каком предложении НЕ (НИ) со словом пишется раздельно?

1) Эпитет - образное, (не)обычное определение.
2) Дон в месте переправы далеко (не)широкий, всего около сорока метров.
3) (Ни)кто в пьесе не соглашается с Чацким в том, что прислуживаться безнравственно.
4) (Не)кому задать вопросы, которые мучат Пьера после дуэли в Сокольниках.

А18 В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) Воспитательное значение художественной литературы огромно, (ПО)ТОМУ что она действует на мысли человека ТАК(ЖЕ) сильно, как и на чувства.
2) Художники-импрессионисты большое внимание уделяли свету, постоянно меняющемуся (В)ТЕЧЕНИЕ дня, и воздуху, в который КАК(БЫ) погружены предметы и фигуры людей.
3) (И)ТАК, все мои блестящие надежды рушились, и (В)МЕСТО весёлой московской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдалённой.
4) Лесная малина (ПО)СРАВНЕНИЮ с садовой мелкая, но гораздо более сладкая и душистая, (ПО)ЭТОМУ, даже выращивая прекрасную крупную садовую малину, деревенские жители любят ходить за лесной.

А19 Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Язык - это основа национальной памяти () и его надо беречь.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

А20 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Почти не отступая (1) от сюжета гоголевской повести (2) и (3) по возможности сохраняя характерный гоголевский язык (4) Н.А. Римский-Корсаков создал либретто оперы «Вечера на хуторе близ Диканьки».

1) 1,2,3,4
2) 2
3) 3,4
4) 4

А21 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Поздней осенью или зимой на улицах городов появляются стайки то мелодично щебечущих, то резко кричащих птиц. Вот (1) видимо (2) за этот крик и получили птицы своё имя - свиристели, ведь глагол «свиристеть» (3) как считают лингвисты (4) когда-то означал «резко свистеть, кричать».

1) 1,2,3,4
2) 1,3
3) 1,2
4) 3,4

А22 Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Вопрос о происхождении жизни на Земле во все времена имел как познавательное так и мировоззренческое значение.
2) Сама жизнь диктует художнику и сюжет и композицию картины и выбор красок.
3) В состав фразеологизма могут входить устаревшие слова или слова в переносном значении.
4) Своими пьесами и рассказами Чехов создал самобытный и совершенно автономный мир.

А23 Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже предложении?

В 1720 году Пётр I утвердил новые правила обмундирования войск: кафтан получил небольшой суконный воротник, карманные клапаны с тремя пуговицами, шнур на левом плече и 10 пуговиц по борту.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию тому, о чём говорится в первой части.
4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

А24 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Государственная Третьяковская галерея (1) основателем (2) которой (3) был московский купец Павел Михайлович Третьяков (4) в наши дни признана музеем русского искусства с мировым значением.

1) 1,4
2) 2
3) 1,3
4) 2,4

А25 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Дверь подъезда внезапно распахнулась (1) и на улицу выскочил крепкий молодой человек (2) который (3) если бы Алексей не успел в последний момент посторониться (4) наверняка налетел бы прямо на него.

1) 1,2,3,4
2) 2,3
3) 1,4
4) 2,4

А26 В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Заповедник, который был основан в середине прошлого века, невелик и занимает всего несколько гектаров нетронутого низинного леса.
2) Продукты питания человека и состав воздуха, которым он дышит, в значительной мере являются результатом жизнедеятельности растений.
3) Летом травы и мхи в лесу существуют в полумраке, который образуется после полного развёртывания листвы деревьев.
4) Волжский обрывистый берег и заречные дали вводят в пьесу А.Н. Островского мотив простора и полёта, который неразрывно связан с образом Катерины.

А27 Прочитайте текст.

Многие предметы, которые нас окружают, сделаны из природных материалов - одного или нескольких. С древнейших времён люди использовали эти материалы: они изготавливали ткани из натуральных волокон, строили дома из тростника и дерева, обрабатывали камни и металлы, создавая различные предметы. Современный человек, использующий природные материалы сегодня, должен думать о том, что их запасы не безграничны.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Изготовленные из природных материалов предметы использовались древними людьми в быту, и сегодня многие предметы, которые нас окружают, также сделаны из камня и металла, дерева и натуральных волокон.
2) Древние люди использовали только природные материалы: изготавливали ткани из натуральных волокон, строили дома из тростника и дерева, обрабатывали камни и металлы.
3) Люди должны помнить о том, что запасы природных материалов могут иссякнуть, поэтому нужно использовать и искусственно созданные материалы.
4) Современный человек должен помнить, что запасы природных материалов, используемых с древних времён по сегодняшний день, не безграничны.

А28 Прочитайте текст и выполните задания А28-А30; В1-В8; С1.

(1)Я сидел в ванне с горячей водой, а брат беспокойно вертелся по маленькой комнате, хватая в руки мыло, простыню, близко поднося их к близоруким глазам и снова кладя обратно. (2)Потом стал лицом к стене и горячо продолжал:

- (З)Сам посуди. (4)Нас учили добру, уму, логике - давали сознание. (5)Главное - сознание. (б)Можно стать безжалостным, но как возможно, познавши истину, отбросить её? (7)С детства меня учили не мучить животных, быть жалостливым. (8)Тому же учили меня книги, какие я прочёл, и мне мучительно жаль тех, кто страдает на вашей проклятой войне. (9)Но вот проходит время, и я начинаю привыкать ко всем страданиям, я чувствую, что и в обыденной жизни я менее чувствителен, менее отзывчив и отвечаю только на самые сильные возбуждения. (10)Но к самому факту войны я не могу привыкнуть, мой ум отказывается понять и объяснить то, что в основе своей безумно. (11)Миллионы людей, собравшись в одно место и стараясь придать правильность своим действиям, убивают друг друга, и всем одинаково больно, и все одинаково несчастны - что же это такое, ведь это сумасшествие?

(12)Брат обернулся и вопросительно уставился на меня своими близорукими глазами.

- (13)Я скажу тебе правду. - (14)Брат доверчиво положил холодную руку на моё плечо. - (15)Я не могу понять, что это такое происходит. (16)Я не могу понять, и это ужасно. (17)Если бы кто-нибудь мог объяснить мне, но никто не может. (18)Ты был на войне, ты видел - объясни мне.

- (19)Какой ты, брат, чудак! (20)Пусти-ка ещё горячей водицы.

(21)Мне так хорошо было сидеть в ванне, как прежде, и слушать знакомый голос, не вдумываясь в слова, и видеть всё знакомое, простое, обыкновенное: медный, слегка позеленевший кран, стены со знакомым рисунком, принадлежности к фотографии, в порядке разложенные на полках. (22)Я снова буду заниматься фотографией, снимать простые и тихие виды и сына: как он ходит, как он смеётся и шалит. (23)И снова буду писать - об умных книгах, о новых успехах человеческой мысли, о красоте и мире. (24)А то, что он сказал, было участью всех тех, кто в безумии своём становится близок безумию войны. (25)Я как будто забыл в этот момент, плескаясь в горячей воде, всё то, что я видел там.

- (26)Мне надо вылезать из ванны, - легкомысленно сказал я, и брат улыбнулся мне, как ребёнку, как младшему, хотя я был на три года старше его, и задумался - как взрослый, как старик, у которого большие и тяжёлые мысли.

(27)Брат позвал слугу, и вдвоём они вынули меня и одели. (28)Потом я пил душистый чай из моего стакана и думал, что жить можно и без ног, а потом меня отвезли в кабинет к моему столу, и я приготовился работать. (29) Моя радость была так велика, наслаждение так глубоко, что я не решался начать чтение и только перебирал книги, нежно лаская их рукою. (30) Как много во всём этом ума и чувства красоты!

(По Л. Андрееву*)

* Андреев Леонид Николаевич (1871-1919) - прозаик, драматург, публицист, представитель Серебряного века русской литературы.

А28 Какое утверждение соответствует содержанию текста?

1) Старший брат тяжело переживает то, что он не сможет заниматься прежним делом и должен сменить профессию.
2) Повествование ведётся от лица младшего брата.
3) Младший брат никогда не был на фронте, но он знает, что происходит на войне, и не может с этим смириться.
4) После короткого отпуска старший брат должен вернуться на фронт.

А29 Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

1) Предложение 11 объясняет и подтверждает суждение, высказанное в предложении 10 текста.
2) Предложение 21 текста содержит описательный фрагмент.
3) В предложениях 3-6 представлено повествование.
4) В предложениях 15-17 представлено рассуждение.

А30 Какое слово использовано в тексте в переносном значении?

1) горячий (предложение 1)
2) отбросить (предложение 6)
3) холодную (предложение 14)
4) одели (предложение 27)

ЧАСТЬ 2

При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов №1 справа от номера задания (В1-В8), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

Ответы к заданиям В1-ВЗ запишите словами.

В1 Из предложения 6 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

В2 Из предложений 27-30 выпишите краткие прилагательные.

ВЗ Укажите тип подчинительной связи в словосочетании МУЧИТЕЛЬНО ЖАЛЬ (предложение 8).

Ответы к заданиям В4-В7 запишите цифрами.

В4 Среди предложений 12-20 найдите простое односоставное определённо- личное. Напишите номер этого предложения.

В5 Среди предложений 21-25 найдите простое предложение, осложнённое однородными членами с обобщающим словом. Напишите номер этого предложения.

В6 Среди предложений 25-29 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным меры и степени. Напишите номер этого сложного предложения.

В7 Среди предложений 7-11 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения, частицы и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28-А30, В1-В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов №1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Цифры при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

В8 «Синтаксические средства выразительности:_________ (предложение 6) и __________(в предложениях 21-23) - помогают автору отчасти передать чувства персонажей. Такой приём, как______ (предложения 15, 16), подчёркивает основную мысль младшего брата в рассуждениях о войне. В какой-то момент братья словно меняются своими возрастными ролями, что подчёркивают ______ («ребёнок» - «взрослый» в предложении 26)».

Список терминов:

1) анафора
2) гипербола
3) риторический вопрос
4) олицетворение
5) парцелляция
6) диалектизм
7) восклицательное предложение
8) ряды однородных членов
9) антонимы

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов №1.

ЧАСТЬ 3

Для ответа к заданию этой части используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение.

С1 Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на читательский опыт, знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения - не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Система оценивания экзаменационной работы по русскому языку

ЧАСТЬ 1

За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл. Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), неверный ответ или ответ отсутствует, ставится 0 баллов.

№ задания

№ задания

ЧАСТЬ 2

За правильный ответ на задания Bl, В2, ВЗ, В4, В5, В6, В7 ставится 1 балл, за неверный ответ или его отсутствие - 0 баллов.

____________
* Задание В8 оценивается по шкале от 0 до 4 баллов. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру термина из списка, экзаменуемый получает 1 балл (4 балла: нет ошибок; 3 балла: допущена 1 ошибка; 2 балла: допущены 2 ошибки; 1 балл: верно указана только одна цифра; 0 баллов: полностью неверный ответ (неверный набор цифр) или его отсутствие). Порядок записи цифр в ответе имеет значение.

ЧАСТЬ 3

Информация о тексте

Основные проблемы

1. Проблема нравственной оценки факта войны. (Почему человеческое сознание не может принять сам факт войны?)

1. Война безумна, бессмысленна, противоестественна по самой своей природе.

2. Проблема войны и сохранения человеческого в человеке. (Как влияют военные события и связанные с ними человеческие трагедии на душевное состояние людей, на их способность чувствовать, состра-дать?)

2. Безумие войны способно притупить в человеке его лучшие душевные качества.

3. Проблема смысла жизни. (В чём заключается смысл человеческого существования?)

3. Смысл и радость человеческого существования заключается не в разрушении и уничтожении себе подобных, а в свободном сознательном труде, в наслаждении творчеством, в приобщении к красоте.

КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ

Критерии оценивания ответа на задание С1

Баллы

Формулировка проблем исходного текста

Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста.

Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет.

Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста.

Posted On 01.01.2018

На выполнение социальной роли личностью, на деятельность человека в обществе оказывают влияние ценностные ориентации. Это предпочтения общества чему- либо, которые находят выражения в различных формах и содержании поведения человека.

В зависимости от ценностных ориентаций выделяются типы личности :

– традиционалисты – ориентированы на долг, порядок, дисциплину, законопослушание, желание самореализации;

– идеалисты – ориентированы критически к нормам, авторитетам, имеют установки на саморазвитие;

– фрустрированный тип – имеет низкую самооценку, подавленное самочувствие, ощущение выброшенности из жизни;

– реалисты – сочетают стремление самореализации с чувством долга и самоконтролем

– гедонистические материалисты – желают удовольствий здесь и сейчас, гонятся за наслаждениями;

– модальный тип – преобладает реально в данном обществе;

– идеальный тип – это желаемая личность, гармонично развитая;

– базисный тип – отвечает потребностям конкретного общества.

Решающую роль в самореализации человека играет социализация как важнейший фактор развития личности. Социализация отличается от понятия «развитие», которое означает развертывание имманентных (внутренне присущих) индивидуальных свойств, от «воспитания», которое отражает целенаправленный процесс формирования личности, согласно принятым в обществе нормам и ожиданиям. Социализация охватывает не только процесс, но и результат взаимодействия индивида со всей совокупностью социальных влияний среды общения.

Спектры социализации отражаются в деятельности, общении и самосознании личности:

– в сфере деятельности идет расширение видов социализации, изменение ее содержания, осмысление ее духовно-практической направленности;

– в сфере общения идет расширение социальных контактов, взаимодействий, углубление социального познания, развитие навыков общения;

– в сфере самосознания осуществляется становление образа собственного «Я» как активного субъекта социализации, осмысление своей социальной принадлежности, роли, формирование самоуважения, самооценки.

Многие ученые, разрабатывая концепции социализации, предлагали свое видение этой непростой проблемы.

Г. Тард – французский социолог – в основу социализации положил принцип подражания, в котором определены личностные формы общения «воспитатель – воспитуемый» как базовое социальное взаимодействие.

З. Фрейд – в психодинамической теории социализации придерживается биогенетической, неизменной природы человека, в то же время подчеркивает значение влияния окружения, особенно родителей.

Г. Блумер и Д. Мид в теории о личности придерживаются мнения, что отдельный индивид не является исходным моментом, приоритет – социальному общению, в ходе которого формируются индивидуальные качества личности. Социализация, согласно данной теории, есть процесс усвоения индивидом системы социальных ролей, с которыми связаны определенные социокультурные значения, смыслы, символы.

Э. Эриксон рассматривает социализацию как ответную реакцию человека на кризисы его жизненных циклов. Основное направление развития личности – есть социальная адаптация на основе мышления, внимания, памяти.

Таким образом, социализация – есть процесс усвоения личностью социального опыта, образцов поведения, установок общества, социальной группы, системы связей и отношений, в которую личность включена в качестве субъекта труда, общения и познания.

В качестве источника социализации человека выступают :

– первичный опыт, связанный с периодом детства;

– передача культуры как формы деятельности через социальные институты (семья, детсад, школа, трудовой коллектив и др.).

– интерактивное общение и взаимное влияние людей в процессе их совместной деятельности;

– процессы саморегуляции, соотносимые с постепенной заменой внешнего контроля индивидуального поведения на внутренний самоконтроль.

Различаются социализации – первичная и вторичная . Первичная идет через непосредственное воздействие на человека ближайшего окружения, родителей, семьи, школы. Вторичная социализация идет через опосредованное влияние на человека социальных групп, институтов, организаций в общей форме воздействия.

В качестве общих факторов первичной и вторичной социализации личности выступают элементы социальной среды:

– роли и статусы, которые группа и общество предлагают человеку для выбора;

– ценности, социальные нормы, знания, умения и навыки, которыми человек овладевает, чтобы исполнять роли и поддерживать приобретенный статус;

– социальные институты, создающие технологии по производству, воспроизводству и передаче культурных образцов, ценностей и норм;

– реальный жизненный процесс: экономический, политический, социальный и духовный.

Социологи выделяют две модели социализации – «модель подчинения» – социализация в условиях регламентации, отбора информации, контроля, выполнения предписанных стандартов поведения, – «модель интереса» – свобода выбора индивидом путей самореализации.

В качестве моделей социализации также можно отметить следующие:

гармоническая модель социализации проявляет себя в том, что индивида вводят в социальную реальность через объективное восприятие им существующих отношений, институтов власти, выработку у него уважения к законам, адекватной реакции на социальные изменения и выполнение им своих обязанностей, ролей.

гегемонистическая модель социализации – индивид, проходя процесс познания мира и вхождения в него, воспринимает больше негативных явлений, ему прививаются чувства неуважения к любым социальным и политическим структурам, явлениям, пренебрежительное отношения к другим индивидам, чувства собственного превосходства над другими, гордости собой, недоступности;

плюралистическая модель социализации свидетельствует о признании индивидом равноправия с другими, признания их прав, свобод, способности менять политические пристрастия, ценностные ориентации;

конфликтная модель социализации : индивид формируется в обстановке нетерпимости, противостояния, противоборства на основе межличностной, межгрупповой борьбы, различных конфликтов, в результате – конфликты, борьбу он воспринимает как естественное состояние.

Часто на социализацию личности влияет окружение индивида. Американский ученый А. Хейлер разработал концепцию «значимого другого». Это та личность, одобрения которой индивид добивается, и указания которой он принимает. В качестве «значимого другого» могут выступать родители, учителя, наставники, популярные личности, участники игр.

Российский ученый В.А. Ядов предложил в качестве социализации индивида учитывать несколько диспозиционных уровней, в которых различные ценностные ориентации, потребности, цели, интересы, установки, начиная от простейших – витальных потребностей – до высоких социальных установок и высших целей индивида.

Социализация личности включает в себя две фазы: социальную адаптацию и интериоризацию.

Интериоризация – э то формирование внутренней структуры личности с помощью усвоения ее норм, ценностей, и процесс перевода этих элементов внешней среды во внутреннее «Я». Интериоризация формирует индивидуальность, неповторимость духовного мира личности, способы познания им мира.

Социолог Р. Мертон в зависимости от условий, в которых адаптируется индивид, от решаемых противоречий, предложил реализуемые им типы поведения.

Конформист – лояльно принимает цели и институциональные средства, одобряемые в обществе.

Новатор – принимает цели, одобряемые обществом, но достигнуть их пытается неинституциональными средствами (включая незаконные и криминальные).

Ритуалист – формально использует институциональные средства, не учитывая, что они не соответствуют целям, имеющим общественную поддержку (идеальный тип бюрократа, индивид, формально выполняющий инструкции, но непонятно, ради каких целей).

Ретриатист (изолированный тип) – не принимает ни целей, ни средств, одобряемых обществом. Таких людей воспринимают как бегущих от действительности (наркоманы, алкоголики).

Мятежник (бунтарь) – пытается создать новую систему ценностей и достичь целей новыми средствами. К ним можно отнести гениев, революционеров, сумасшедших.

Отметим, как утверждают ученые, что отсутствие смысла жизни для личности – тяжелейшая социальная патология.

Поиск смысла жизни и стремление его реализовать, утверждает австрийский психиатр В. Франкл, есть имманентное (внутреннее) человеческое качество. Он выделил три группы ценностей, которые могут составлять смысл жизни:

– ценности творчества (что мы даем миру: научные результаты, произведения искусства, добротные товары);

– ценности переживания (что мы получаем от мира: любовь, уважение, риск, победа);

– ценности отношения (какую позицию мы занимаем по отношению к судьбе, если не можем ее изменить).

Социальные ценности в обществе выполняют ряд функций. Они выступают как:

1. Желательное, предпочтительное для данного субъекта (индивида, социальной общности, общества) состояние социальных связей, содержание идей, художественных форм.

2. Критерии оценки реальных изменений.

3. Смысл целенаправленной деятельности.

4. Регуляторы социальных взаимодействий.

5. Внутренние побудители к деятельности.

Социальные ценности ориентируют человека в окружающем мире, побуждают, мотивируют на конкретные действия. Социальные ценности – это убеждения группы или общества по поводу целей, которые необходимо достигнуть, и тех основных путей и средств, которые ведут к этим целям.

Фундаментом, основанием каждой системы ценностей выступают нравственные ценности, которые выражают варианты предпочтительных взаимоотношений людей, их связи друг с другом, с обществом, а также пронизаны формами контроля (стыд, совесть, покаяние) и, как правило, несут различие между добром и злом, долгом, ответственностью и безответностью, честью и бесчестием.

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку.

Репетитор.

«ЕГЭ скоро отменят,» – я слышу эти слова уже который год. Да, формат итогового тестирования вызывает много споров. Свое мнение по этому поводу я уже высказывала в одном из своих постов.

Как бы то ни было, в этом учебном году изменения системы ждать не приходится, так что нам предстоит еще один год подготовки к экзамену именно в этом формате. По сравнению с прошлым годом практически ничего не изменилось.

Немного модифицировано задание А2 на различение паронимов – сходных по звучанию, на разных по значению слов. Раньше во всех четырех предложениях для анализа значения в контексте было дано одно слово:

A2 В каком предложении вместо слова ЦЕННЫЙ нужно употребить ЦЕННОСТНЫЙ?

1) Всех участников олимпиады наградили ЦЕННЫМИ подарками.
2) В каждую эпоху формируются свои ЦЕННЫЕ ориентиры.
3) В статье можно найти ЦЕННЫЕ для геолога сведения.
4) В заповеднике много деревьев ЦЕННЫХ пород.

В версии 2012-года во всех четырех предложениях разные слова:

A2 В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

1) В неясном, рассеянном свете ночи открылись перед нами ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЕ и прекрасные перспективы
Петербурга: Нева, набережная, каналы, дворцы.
2) Железо, хром, марганец, медь и никель являются КРАСОЧНЫМИ веществами, компонентами многих
красок, созданных на основе этих минералов.
3) ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ отношения между Россией и США были установлены в 1807 году.
4) Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и
здоровье человека.

Задание А26 (трансформация придаточного предложения в причастный оборот) переместилось на позицию А6, заняв логичное место среди других заданий по грамматике.

Также была уточнена формулировка задания С1 (сочинение-эссе) и текст критерия К2 (комментарий). Речь здесь идет о том, что сочинение должно быть написано «с опорой на исходный текст». О том, что бы это значило, я расскажу в следующем посте.

Удачного всем старта!

Не пропустите

Ценностные ориентации личности

Система ценностных ориентаций является важнейшей характеристикой личности, показателем её сформированности. Не случайно различные аспекты ценностных ориентаций являются предметом изучения философии, социологии, психологии, педагогики.

Проблема ценностных ориентаций имеет длительную историю исследования. Джон Девис считает, что уже Аристотелю было что сказать о содержании данной категории.

Наиболее последовательно это понятие начало изучаться в зарубежной психологии со второй половины ХIХ века. Основоположником этих исследований является Г. Спенсер, который уже в 1862 году писал, что в понятии правильных суждений по спорному вопросу многое зависит от позиции ума, которую мы сохраняем в то время, когда слушаем и принимает участие в споре.

Г. Спенсер положил начало концепции моторных аттитюдов. Основываясь на этой теории, ученые Ланге, Мюстенберг, Ферре стали изучать не только моторные реакции, но и внимание, память, мышление. Наиболее активно экспериментальные исследования проводились в Германии. Однако сам термин «аттитюд» немецкими учеными не использовался, его заменяло множество синонимов.

Термин «аттитюд» был предложен У. Томасом и Ф. Знанецким в работе «Польский крестьянин в Европе и Америке»
(1918–1920). На русский язык «аттитюд» переводят как «социальную установку» или же принимают беспереводно с английского «аттитюд». Под данным термином в зарубежной социальной психологии понимают внутреннюю позицию человека, готовность действовать в соответствии с предыдущим ценностным опытом. У. Томас и Ф. Знанецкий определяли аттитюд как «психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта» или как «состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности».

Ценность, по мнению этих авторов, обычно является социальной по природе, т.е. является «объектом уважения со стороны социализированных людей». Они определяют социальные ценности как любую данную величину, имеющую эмпирическое содержание, доступное членам некой социальной группы, и значение, относительно которого она есть или может быть объектом активности.

В работе У. Томаса и Ф. Знанецкого социальная установка впервые была обозначена как общее состояние субъекта, обращенное на ценности.

В 20–30-е годы отмечался резкий подъем в исследовании аттитюда. Появляется несколько самостоятельных направлений в изучении данной проблемы. Так, Г. Олпорт в 1935 г. насчитал
17 вариантов этого понятия. Проанализировав их, он выделил моменты, общие для всех исследователей: аттитюд понимается как определенное состояние сознания и нервной системы, выражающее готовность к реакции, организованное на основе предшествующего опыта, оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение.

Он установил зависимость аттитюда от предыдущего опыта и отметил его важную регулятивную роль.

Интересен подход к данной проблеме Т. Парсонса
(1902–1979). В своей теории действия он выделял такие основные понятия, как ситуация, деятель и ориентация. Т. Парсонс делит ориентации деятеля на мотивационную и ценностные ориентации. Знание содержания ценностных ориентаций позволяет объяснять и прогнозировать поведение людей, т.е. осуществлять социальный контроль, который в свою очередь, по-мнению Т. Парсонса, позволит добиться: во-первых, социализации человека, в результате которой он приобретает ориентацию, необходимую для нормальной жизнедеятельности в социальной системе, и, во-вторых, развить процессы, которые предотвращали бы условия, порождающие отклоняющееся поведение. Все это поможет обществу управлять поведением отдельных людей.

Дальнейшие экспериментальные исследования выявили три компонента аттитюда:

1) когнитивный;

2) аффективный;

3) поведенческий.

Когнитивный компонент представляет собой осознание объекта аттитюда. Он включает мнения и убеждения, которых человек придерживается относительно тех или иных предметов и людей, которые позволяют ему судить о том, что является истинным, а что ложным. Аффективный компонент представляет собой положительные или отрицательные эмоции, связанные с этими убеждениями, они придают аттитюду эмоциональную окраску и ориентируют действие, которое человек собирается совершить. Поведенческий компонент представляет реакцию человека, соответствующую его убеждениям и переживаниям.

Исходя из этих компонентов, были выделены четыре функции аттитюда:

1) приспособительная (адаптивная, утилитарная), где аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей;

2) функция знания, здесь аттитюд дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту;

3) функция выражения ценности, саморегуляции – аттитюд выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности;

4) функция защиты, способствующая разрешению внутренних конфликтов личности.

Однако многие вопросы по данной проблеме оставались без ответа. Особые затруднения были вызваны экспериментом Ла Пьера. Он обнаружил два уровня поведения. На первом уровне наблюдаемое поведение выражалось следующим образом.

1.2 Классификации ценностей и ценностных ориентаций личности

Ла Пьер с двумя студентами-китайцами путешествовал по южным штатам США и посетил 252 отеля, где их обслуживали в гостиницах, ресторанах в соответствии с принятыми стандартами сервиса. Никакого различия в обслуживании самого Ла Пьера и его учеников-китайцев не было обнаружено.

После завершения путешествия Ла Пьер обратился письменно в те отели, где он встретил нормальный прием. Второй уровень поведения выразился в том, что на запрос, может ли он надеяться вновь на гостеприимство, если посетит отель в сопровождении тех же двух студентов-китайцев, получил отказ в обслуживании «цветных». Расхождение в поведении, с одной стороны, обеспечивающее поведение с помощью положительного аттитюда, а с другой стороны – с помощью отрицательного аттитюда, получило название «парадокс Ла Пьера».

Многие психологи усомнились в регулятивной роли аттитюдов. И только когда появились соответствующие теоретические представления и экспериментальные методики, позволяющие объяснить «парадокс Ла Пьера», в зарубежной психологии вновь повысился интерес к данной проблеме. Особую роль при этом сыграли эксперименты М. Рокича. Помимо трехкомпонентной структуры, он выделил «объектные» и «ситуационные» социальные установки. Первые являются аттитюдами по поводу объектов действий (отрицательное отношение к китайцам), а вторые – по способу действий (хорошее обслуживание всех клиентов). Другое объяснение «парадоксу Ла Пьера» предлагают Д. Катц и И. Стотленд. В зависимости от ситуации по-разному проявляются различные стороны аттитюда: то когнитивный, то аффективный компонент. Результат поэтому будет различный.

В отечественной психологии выделяется несколько основных подходов к рассмотрению понятия «ценностные ориентации». Б.В. Ольшанский исследовал ценностные ориентации в контексте выбора ценностей: ценности, в его представлении, это своеобразные «маяки», которые позволяют выделить в потоке информации то, что наиболее значимо в жизнедеятельности человека как в позитивном, так и в негативном смысле. То есть под ценностью понимается значимость предмета или явления действительности для человека, а под ценностными ориентациями – выбор определенных ценностей. Придерживаясь ориентиров, человек сохраняет определенную внутреннюю последовательность своего поведения.

Рассматривают ценностную ориентацию как ориентацию на существующие в обществе ценности и другие исследователи. Так, И.С. Кон пишет: «Ориентации, направленные на какие-то социальные ценности, называются ценностными ориентациями». Такая трактовка ценностных ориентаций не раскрывает их сущность. Ориентироваться можно на обширный круг ценностей, в то время как ценностными ориентациями становятся лишь осознанные ценности, которые вошли во внутреннюю структуру личности.

Некоторые ученые соотносят понятие ценностных ориентаций с понятием направленности. Так, Б.Г. Ананьев характеризует ценностные ориентации как «направленность на те или иные ценности». Направленность характеризует личность через её социальную и нравственную ценность и проявляется в интересах, мировоззрениях, убеждениях. К.Д. Шафранская, Т.Г. Суханова исходят из равнозначности понятий ценностных ориентаций и направленности. Сопоставления ценностных ориентаций с индивидуально-типологическими особенностями личности дало основание этим авторам говорить о синдроме ценностных ориентаций, включающем в себя основные свойства личности, характеризующие тип направленности. Однако ценностные ориентации не сводимы к направленности. Понятие направленности личности является более широким, родовым. Система ценностных ориентаций образует содержательную сторону направленности личности. Через направленность личности ценностные ориентации находят свое реальное выражение.

Предыдущая13141516171819202122232425262728Следующая

Взаимосвязь ценностных ориентаций и акцентуаций характера юношей и девушек в подростковом возрасте

1.3 Факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций подростков

Жизненные ценности в настоящее время складываются в основном стихийно, под влиянием самых различных факторов. Роль ценностного влияния на их формирование минимальна…

Влияние ценностных ориентаций на психологическую готовность к материнству

Ценности - это духовные и материальные феномены, имеющих личностный смысл, являющиеся мотивом деятельности. Ценности являются целью и основой воспитания. Ценностные ориентации - это отражение в сознании человека ценностей…

Гендерные различия в сфере ценностных ориентаций старшеклассников

1.1 Природа ценностей и ценностных ориентаций

Завершающийся XX век вывел проблему осмысления ценностей человеческого бытия на первый план научного познания, ознаменовав тем самым современный, аксиологический, этап развития науки…

Исследование ценностных ориентаций в подростковом возрасте

1.2.

Существует большое количество классификаций и подходов к изучению ценностных ориентаций. Можно утверждать, что определение ценностных ориентаций начинается с попытки их соотнесения с другими понятиями. Тем не менее…

Особенности ценностной ориентации сотрудников, мотивированных на успех

1.1 ПОНЯТИЕ ЦЕННОСТИ, ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

Жизнь человека всегда опосредствуется системой общественных ценностей, определяемой той социальной средой, в которой он живет и действует. Категория ценности - одна из самых сложных в психологии…

Особенности ценностных ориентаций старшеклассников-воспитанников детского дома

1.1 Понятие ценностей и ценностных ориентаций

Кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в психологии, ценностных ориентациях и поступках людей. Особую остроту сегодня приобретает изучение изменений…

Проблемы ценностных ориентаций в подростковом возрасте

2.1 Исследование ценностных ориентаций по М. Рокичу

Исследование проводилось на основе адаптированного варианта методики ценностных ориентации М. Рокича/ Испытуемым предлагалось ранжировать (пронумеровать) 16 ценностей-целей в порядке убывания значимости их для собственной жизни…

1.1 Понятие ценностных ориентаций

Специфика ценностных ориентаций молодежи

1.1 Понятие ценностных ориентаций

Одной из важнейших проблем современной психологии является проблема ценностных ориентаций. «Ценностные ориентации - это относительно устойчивое, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов…

Специфика ценностных ориентаций неженатых мужчин

1.2. Структура и динамика ценностных ориентаций

Одной из важнейших проблем современной философии, социологических и психологических исследований является проблема структурного строения и регуляционных функций ценностных ориентаций…

Ценностные ориентации и представления, их формирование

4. Формирование ценностных ориентаций

Американский ученый Е. Берн выдвинул гипотезу о том, что человек формирует свои основные жизненные позиции, принимая важные реше-ния в отношении себя и других людей. Эти решения имеют фундамен-тальное влияние на весь ход его жизни…

2. Формирование ценностных ориентаций у подростков

Проблемы, связанные с человеческими ценностями, относятся к числу важнейших для наук, занимающихся изучением человека и общества. Это вызвано, прежде всего тем, что ценности выступают интегративной основой как для отдельно взятой личности…

Ценностные ориентации современных подростков

3. Система ценностных ориентаций подростков

Современное общество многие века находится в состоянии постоянного конфликта поколений…

Ценностные ориентации учащихся

1.2 Содержание и структура ценностных ориентаций

Существует большое количество классификаций и подходов к изучению ценностных ориентаций.

Типы личности, зависящие от ценностных ее ориентаций

Можно утверждать, что определение ценностных ориентаций начинается с попытки их соотнесения с другими понятиями. Тем не менее…

Юность: возрастные и социально-психологические аспекты

1.2 Формирование ценностных ориентаций в процессе социализации

Ценностные ориентации - разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств их достижения и поэтому приобретающие функцию важнейших регуляторов соц. поведения индивидов…

Таким образом, можно сделать вывод о том, что понятия «идентичность», «когнитивная сложность» и «временная перспектива» находятся в неразрывном единстве и обуславливают смысловое отношение человека к окружающей действительности. В то же время, данное отношение следует рассматривать в контексте конкретной жизненной ситуации. Любое изменение ситуации может изменить характер взаимосвязи между составляющими компонентами этого отношения.

Основываясь на вышеперечисленных аспектах организации системы личностных смыслов, мы попытаемся описать ее уровневую структуру (см. приложение. 1).

Первым уровнем в такой системе является уровень биологически обусловленных смыслов. Они возникают на базе ощущений и обуславливают функционирование организма и его реакции на физическое воздействие окружающей действительности. Здесь смыслы представлены как неосознаваемые медиаторы биологической адаптации организма к изменениям окружающей среды. Несомненно, этот уровень смыслов нельзя назвать личностным, поскольку эти смыслы обусловлены не личностью, или человеком, а самой природой жизни всего живого. Кроме того, в данном случае невозможно говорит о каком-либо уровне когнитивной сложности, поскольку еще не сформирована структура сознания и отсутствуют конструкты. Вследствие этого невозможно говорить и о временной перспективе. Реакции организма на раздражители окружающей действительности протекают только «сейчас», они не имеют под собой осознанных опыта и целей. Если они и осознаются, то это происходит «потом», на более высоком уровне, и их осознавание, скорее, носит характер интерпретации, чем осмысления. Следует согласиться с Б.С. Братусем, относящим биологически обусловленные смыслы к доличностному уровню. Это, скорее, предсмыслы, строительный материал, на основании которого возникает ощущение реальности. А.Н. Леонтьев определял биологический смысл как «смысл в себе», главной характеристикой которого является неконстантность. Это начальная стадия развития: «…основное изменение, скачок в развитии есть превращение инстинктивного смысла в сознательный смысл – превращение инстинктивной деятельности в сознательную деятельность» . Однако уже здесь смыслы обуславливают первичное разделение «Я» и «не Я». Таким образом, уровень биологических смыслов во многом определяет первичную интерпретацию ощущений и является базовым для возникновения потребностей, драйвов, мотивов.

На втором уровне смыслы носят индивидный характер и отражают потребностную сферу личности. Это еще слабоосознаваемые образования, которые выражают отношение мотива к цели. В качестве целей, мотивирующих это отношение, выступают желания, элементы предметного мира и ограничения социального окружения.

Отношения к элементам действительности строятся на определенных знаниях, которые носят характер представлений, а сами элементы реальности предстают в сознании в номинативной форме. Смыслы данного уровня характеризуются низкой когнитивной сложностью. Конструкты представлены либо жесткими стереотипными понятиями, клише, строящимися на смысловой связи двух (максимум трех) значений, либо понятийной путаницей. В силу вышесказанного, смыслы носят исключительно ситуативный характер, поскольку отражают удовлетворение потребностей. Временные рамки обуславливаются контекстом ситуации, смыслы локализуются либо в «настоящем», либо в «недалеком прошлом». Этим обуславливается и основная функция смыслов этого уровня – адаптация индивида к окружающим условиям социальной действительности. Однако, в силу накопленных знаний об объективной действительности и субъективных потребностях, а также способах их удовлетворения, смысловые связи постепенно генерализуются и приобретают характер значений. В определенных ситуациях отношения индивида и действительности приобретают характер значимости, что позволяет человеку дифференцировать себя от окружающей действительности и чувствовать себя субъектом этих отношений.

Третий уровень представляют собственно личностные смыслы. Это устойчивые личностные образования, опосредующие всю жизнедеятельность человека. На этом уровне смыслы выступают в виде ценностных ориентаций личности, основная функция которых заключается в интегрировании личности в новые условия социальной жизни. В отличие от адаптации, под которой мы понимаем процесс приспособления, направленный на поддержание жизнедеятельности человека в определенных условиях, интеграция предполагает активное, осознанное поддержание определенного напряжения для творческой реализации своих возможностей в условиях социального взаимодействия. Интеграция предполагает достаточно высокий уровень сформированности «Я-концепции», осмысленного отношения к своим способностям и социальным ролям, другим людям и миру в целом. Временная перспектива включает на этом уровне долгосрочное планирование, основанное на осмысленном отношении к личностному опыту и объективной действительности. Соответственно, личностные конструкты должны носить системный характер, предполагающий способность обобщения, основанную на различении процесса и результата деятельности. Такой уровень когнитивной сложности предполагает наличие восприимчивых конструктов и способность «метафорического» осмысливания, позволяющих творчески и гибко подходить к решению жизненных задач.

Четвертый уровень системы личностных смыслов отражает смысложизненные отношения человека. Это уже не комплекс отдельных отношений к себе, другим, миру. Это целостное восприятие человеком своей жизни как значимости. Когнитивная сложность на этом уровне отличается возрастающей концептуализацией, терпимостью к противоречиям и неопределенности, объективностью. Временная перспектива охватывает широкий спектр событий прошлого, настоящего и будущего. Личностные смыслы на этом уровне выполняют функцию генерализации и операционализации смыслов нижележащих уровней и выступают в качестве смысложизненных ориентаций личности. Соответственно, личностные конструкты, в которых проявляются личностные смыслы, имеют широкий диапазон и четкую структурную соподчиненность. Отношение человека к себе, его Я-концепция определяются идентичностью себя как субъекта жизни, за которую человек принимает и несет ответственность.

В норме, под воздействием конкретных (иногда очень жестких) обстоятельств ситуации, человек сталкивается с необходимостью менять свои ценности и смыслы. Актуализируя в сознании свой опыт (прошлое), смысл настоящего (элементы и явления реальности) и будущего (ближние или дальние цели), человек осуществляет смысловое отношение к действительности, переживая определенное состояние. Подобная череда актуальных смысловых состояний, переживаемых временно и носящих статус фаз развития, выполняет функцию генерализации отдельных смыслов различных уровней индивидуальной смысловой системы в высший – смысложизненный уровень, который, в свою очередь, выражается в определенной степени осмысленности всей жизни.

Если индивид, в силу неважно каких причин, не способен развернуть и расширить временную перспективу личностных смыслов системы, его зафиксированное, обездвижимое смысловое состояние приобретает статус личностного свойства и меняет все остальное психологическое содержание. Ужесточение личностных конструктов ведет к недифференцированному, диффузному статусу идентичности, что, в свою очередь, может выражаться в акцентуировании личностных черт (скорее всего, в первую очередь) и в формировании пограничных и патологических состояний и синдромов. Еще в 1964 г. Дж. Крамбо и Л. Махолик выделяли три группы испытуемых: не относящиеся к ноогенному неврозу, относящиеся к нему и «пациенты».

Таким образом, так же как и личность, система личностных смыслов находится в непрерывной динамике. В определенных жизненных ситуациях человек может функционировать на различных уровнях этой системы. Смыслы нижележащих уровней не исчезают при переходе человека на более высокий уровень развития, они генерализуются в более сложные смысловые образования и включаются в более сложную смысловую систему отношений, синхронизируя временные локусы и расширяя границы субъективной реальности, что и обеспечивает развитие как самой системы, так и личности в целом. Соответственно, рассматривая тот или иной уровень индивидуальной смысловой системы, необходимо помнить, что причинность реакции, действия, поступка, жизнедеятельности не может находиться снаружи или внутри психологического события. Она охватывает взаимодействие человека и действительности в целом, включая контекст ситуации.

1.3 Формирование ценностно-смысловых ориентаций личности

Психологической основой ценностно-смысловых ориентаций личности является многообразная структура потребностей, мотивов, интересов, целей, идеалов, убеждений, мировоззрения, участвующих в создании направленности личности, выражающих социально-детерминированные отношения личности к действительности.

По мнению большинства авторов, ценностно-смысловые ориентации, определяя центральную позицию личности, оказывают влияние на направленность и содержание социальной активности, общий подход к окружающему миру и самому себе, придают смысл и направление деятельности человека, определяют его поведение и поступки. Человек стремится обрести смысл и ощущает фрустрацию или экзистенциальный вакуум, если это стремление остаётся нереализованным.

Ценностно-смысловые ориентации личности формируются и развиваются в процессе социализации.

На различных этапах социализации их развитие неоднозначно и определяется факторами семейного и институализированного воспитания и обучения, профессиональной деятельностью, общественно-историческими условиями и в случае аномального развития личности таким фактором может выступать психотерапия (целенаправленное психологическое воздействие).

Психологическими механизмами формирования и развития ценностно-смысловых ориентаций выступают индивидуально-психологические особенности протекания психических процессов и, прежде всего, мышления, памяти, эмоций и воли, существующие в форме интериоризации, идентификации и интернализации социальных ценностей.

Ценностно-смысловым ориентациям присущ динамический характер. Если их существование не поддерживается человеком, если они не создаются, не реализуются и не актуализируются, то они постепенно теряются. Принятие и освоение ценностей долгий и длительный процесс. Осознание ценностей порождает ценностные представления, а на основе ценностных представлений создаются ценностные ориентации, которые, в свою очередь, и представляют собой осознаваемую часть системы личностных смыслов.

Глава II. Характеристика ценностных ориентаций молодежи

Чтобы рассматривать проблемы молодёжи, необходимо представлять себе, что же такое молодёжь, чем она отличается от других общественных групп.

Полемика между учеными по поводу определения молодежи, критериев выделения ее в самостоятельную группу, возрастных границ имеют давнюю историю. Ученые разделяют разные подходы к предмету изучения - с позиций социологии, психологии, физиологии, демографии, а также традиции классификации, сформировавшиеся в тех или иных научных школах. Немалую роль играют идеологические факторы, так как молодежь находится на острие политической борьбы.

В отечественном обществоведении долгое время молодежь не рассматривалась как самостоятельная социально-демографическая группа: выделение такой группы не укладывалось в существовавшие представления о классовой структуре общества, и противоречила официальной идеологической доктрине о его социально-политическом единстве. Одно дело говорить о молодежи как о составной части рабочего класса, колхозного крестьянства, советской интеллигенции, другое - признавать ее социальные особенности как некоей целостности. В этом усматривалось противопоставление молодежи другим социальным группам

Одно из первых определений понятия «молодежь» было дано в 1968 г. В.Т. Лисовским: «Молодежь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет».

ГЕДОНИСТИЧЕСКОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ

Позднее более полное определение было дано И.С. Коном: «Молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации».

Страницы: ← предыдущаяследующая →

1234567891011121314Смотреть все

Словарь

при использовании материалов www.psi.webzone.ru
Данный словарь создан специально для пользователей сайта psihotesti.ru чтобы можно было найти любой психологический термин в одном месте. Если вы не нашли какое то определение или наоборот знаете его, а унас его нету, обязательно пишите нам и мы его добавим в словарь психологического портала «Психотест».

Ценностные ориентации
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ - компонент направленности личности. Это разделяемые и внутренне принятые ею материальные и духовные ценности, предрасположенность к восприятию условий жизни и деятельности в их субъективной значимости. Ценностные ориентации служат опорными установками для принятия решений и регуляции поведения. Субъективное предпочтение тех или иных ценностей - начало определения иерархии ценностных ориентаций: семья, богатство, творчество, карьера, честь, совесть, здоровье, интимные отношения, заботы о других и т. д. Непротиворечивость ценностных ориентаций - показатель устойчивости личности. В системе ценностных ориентаций каждого человека происходят изменения, есть своя динамика и развитие. Детерминантами ценностных ориентаций личности выступают условия жизни, деятельность, а также склонности, способности, интересы, потребности человека.

Список случайных тегов:
,
Деятельность - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - мотивированный процесс использования тех или иных средств для достижения цели. Первым выделил деятельность в особую, ни к каким другим формам жизни не сводимую категорию русский психолог М. Я. Басов (1892-1931). В структуру деятельности наряду с целями, мотивами включены способы и приемы. Особенности деятельности определяются содержанием целей, предметом, на который она направлена, средствами и способами, с помощью которых происходит ее осуществление, и результатами.

Ценностные ориентации - важнейший компонент структуры личности

Важнейшими видами деятельности являются игра, учение, труд. Виды профессиональной деятельности многообразны: деятельности учителя, инженера, врача, архитектора, писателя, артиста, композитора, агронома, офицера и т. д. Психологическое содержание профессиональной деятельности включает развитые, с учетом ее требований, психические процессы, состояния, образования и свойства личности. Важнейшее условие успешной деятельности - творческий подход, осуществление ее со знанием дела и перспективой
,
Пафос - Пафос (греч. pathos – страдание) - античное понятие, обозначающее страдание, к которому привели собственные действия человека, ведомого сильной страстью, т.е. - разрешение страсти в страдании. В учении Аристотеля пафос рассматривался как одно из основных понятий эстетики: смерть или другое трагическое событие, происходящее с героем произведения, вызывает у зрителя сострадание или страх, которые разрешаются затем в катартическом переживании. От термина «пафос» образована основа пато-.
,
Детская психология - ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - отрасль психологической науки, изучающая условия и движущие силы развития психики на стадии детства, закономерности функционирования и изменения познавательных, волевых и эмоциональных процессов, особенности формирования ребенка как личности. Детская психология изучает также особенности различных видов детской деятельности (игры, учения, труда), формирования возрастных и индивидуальных особенностей детей. Детская психология тесно связана с педагогической психологией, педагогикой, биологией, физиологией, медициной, семейной психотерапией. В детской психологии используются методы количественных оценок, различная аппаратура, информационные модели экспериментальное обучение в детских садах и т.д. Детская психология разрабатывает стандартизованные методы психологической диагностики, позволяющие устанавливать уровень развития психических процессов и свойств, характерный для каждого возрастного этапа

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Споры о том, когда и почему возникли птичьи перелёты, всё ещё продолжаются. (2)Некоторые учёные считают, что всё дело в ледниковом периоде: наступающий ледник выгнал птиц из привычных мест обитания, а когда ледник отступил, потомки беглецов вернулись домой. (3)______ ведь почти никто из перелётных птиц не строит гнёзд и не выводит птенцов в местах зимовки.

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Почти никто из перелётных птиц не строит гнёзд и не выводит птенцов в местах зимовки.

2. Некоторые учёные считают, что птицы возвращаются домой, когда отступает ледник.

3. Причиной птичьих перелётов являлся ледниковый период: когда ледник наступал, птицы улетели, а когда отступил - они вернулись на привычные места обитания.

4. Учёные до сих пор спорят о том, когда и почему возникли птичьи перелёты.

5. Ледниковый период, выгнавший птиц из привычных мест обитания, стал причиной птичьих перелётов.

2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

1. И в самом деле,

2. К счастью,

4. При этом

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОТСТУПИТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ОТСТУПИ ТЬ, -уплю , -у пишь; сов

1. Шагнув, отойти, отодвинуться назад, в сторону. О. от дверей. О. на шаг. Леса отступили на север (перен.).

2. Отойти назад под напором наступающего неприятеля. О. с боями. О. перед трудностями (перен.).

3. от чего. Отказаться от своих намерений, планов. От своего не отступит. Не отступлю, пока не добьюсь своего.

4. от чего. Перестать придерживаться чего-н. О. от своего мнения. О. от обычая.

5. от чего. Перенести внимание с основного на второстепенное. О. от темы.

6. (1-е лицо и 2-е лицо не употр.), перен. В нек-рых сочетаниях: стать слабее, приблизиться к концу. Болезнь отступила. Огонь отступил. Стихия отступила.

7. от чего. Сделать отступ. О. немного от края листа.

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

вероисповЕдание

кухОнный

слИвовый

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. В детстве она была очень ДОВЕРЧИВЫМ ребенком.

2. В каждую эпоху формируются свои ЦЕННЫЕ ориентиры

3. Он всегда был чересчур ПРАКТИЧНЫМ человеком.

4. Сегодня сестра НАДЕЛА праздничное платье.

5. ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ тон разговора.

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ПОЛОЩЕТ бельё

согласно ТАБЕЛЮ

мало КАЛОРИЙ

ДВОЕ прекрасных пианистки

МАЛЕНЬКИЙ пони

7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) ошибка в построении предложения с однородными членами 1) А. С. Пушкин писал, что он не рождён царей забавить.
Б) нарушение построения предложения с причастным оборотом 2) Мария Склодовская-Кюри- единственная женщина, дважды удостоенная Нобелевской премии.
В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 3) Даже в самые трудные времена А. Ахматова верила, что "И все-таки узнают голос мой, И все-таки опять ему поверят".
Г) неправильное построение предложения с косвенной речью 4) В романах М. Шолохова нет лжи, притворившийся очередной правдой.
Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 5) Подобравшись поближе, охотники увидели, что медведь не убит, а только раненый.
6) Мне показались знакомыми зарешеченные округлые окна монастыря и старый позолоченный купол.
7) Согласно писем современников, в молодости Лев Толстой предпочитал путешествовать на лошадях.
8) Поднявшись на второй этаж, я увидел длинный коридор и деревянную дверь
9) Наслаждаясь вкусным ужином, беседа наша протекала безмятежно.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

запр...щающий

б...зироваться

возг...рание

к...нтингент

9

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

з...ночевать, нед...варить

пр...брежный, пр...даное

и...готовить, во...питание

пр...увеличивать, пр...страстие

п...дорожник, нен...глядный

10

стро...вой

удачл...вый

добр...нький

эмал...вый

преодол...вать

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

приоткрыва...мая

непередава...мые

беспоко...шься

преследу...мый

12

Укажите все цифры, на месте которых пишется И.

Теперь уже н(1) гор, н(2) неба, н(3) земли - н(4)чего н(5) было видно.

13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. (В)ПОСЛЕДСТВИИ мы не раз вспоминали, как Фёдор отважно прошёл (ПО)ТОМУ скалистому уступу.

2. На улице (ПО)ПРЕЖНЕМУ стояла жара, (ПО)ЭТОМУ вопрос о доставке питьевой воды оказался самым актуальным.

3. (НЕ)СМОТРЯ на плохое самочувствие, Сергею удалось закончить работу (В)ТЕЧЕНИЕ недели.

4. ЧТО(БЫ) добраться до перевала, пришлось идти так долго, что у многих (ЗА)ЧАСТУЮ мелькала мысль о возвращении в лагерь.

5. Во дворе ТАК(ЖЕ), как и год назад, играли малыши и строгие бабушки следили за тем, ЧТО(БЫ) соблюдался порядок.

14

Укажите все цифры, на месте которых пишется одна Н.

На яхте – фирме(1)ое клеймо «К. Фаберже», а на серебря(2)ом ободе, надетом на хрусталь, выгравирова(3)о её название «Вера».

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Колючие шипы дикой розы встретишь под Москвой и в Сибири в Средней Азии и на Дальнем Востоке.

2. Тихо и беззвучно в зимнем лесу и на лесных заснеженных полянах

3. Травы цветы блещут и нежатся и радостно тянутся к ласковому солнышку.

4. Весь день мы шли лесами пробирались через заросли берёз и осин дышали прелым запахом травы и корней.

5. Мир наполнен запахом сосны солнцем и пением жаворонка.

16

Уже две недели (1) недавно появившийся у нас (2) щенок осваивает мир (3) заодно прощупывая (4) границы дозволенного.

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Некоторых современников возмущало употребление А.С. Пушкиным простонародных слов в таких контекстах, где (1) по мнению критиков (2) нужно было употребить слова «высокие». Однако (3) Пушкин решительно отказывался от понятия «низкая материя».

18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Среди разговоров (1) которые происходили тогда между Дэзи и мной (2) и (3) которые часто кончались под утро (4) потому что относительно одних и тех же вещей открывали мы новые их стороны (5) особенной любовью пользовалась у нас тема о путешествии вдвоём по всем тем местам (6) какие я посещал раньше.

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Он довольствовался тем (1) что написано в тетрадке (2) и докучливого любопытства не обнаруживал (3) даже (4) когда и не всё понимал (5) что слушал и учил.

20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Дом-коммуна был оборудован по последнему слову техники, здеся позаботились о комфорте жильцов: прачечная, столовая-ресторан, клуб, магазин, редкая по тем временам горячая вода, детский сад.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

(1)Осень пришла врасплох и завладела землёй - садами и реками, лесами и воздухом, полями и птицами. (2)Всё сразу стало осенним.

(3)В саду суетились синицы. (4)Крик их был похож на звон разбитого стекла. (5)Они висели вниз головами на ветках и заглядывали в окно из-под листьев клёна.

(6)Каждое утро в саду, как на острове, собирались перелётные птицы. (7)Под свист, клёкот и карканье в ветвях поднималась суматоха. (8)Только днём в саду было тихо: беспокойные птицы улетали на юг.

(9)Начался листопад. (10)Листья падали дни и ночи. (11)Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. (12)Леса моросили дождём облетавшей листвы. (13)Этот дождь шёл неделями. (14)Только к концу сентября перелески обнажились, и сквозь чащу деревьев стала видна синяя даль сжатых полей.

(15)Тогда же старик Прохор, рыболов и корзинщик (в Солотче почти все старики делаются с возрастом корзинщиками), рассказал мне сказку об осени. (16)До тех пор я эту сказку никогда не слышал, - должно быть, Прохор её выдумал сам.

(17)- Ты гляди кругом, - говорил мне Прохор, ковыряя шилом лапоть, - ты присматривайся, милый человек, чем каждая птица или, скажем, иная какая живность дышит. (18)Гляди, объясняй. (19)А то скажут: зря учился. (20)К примеру, лист осенью слетает, а людям невдомёк, что человек в этом деле - главный ответчик. (21)Человек,скажем, выдумал порох. (22)Враг его разорви вместе с тем порохом! (23)Сам я тоже порохом баловался. (24)В давние времена сковали деревенские кузнецы первое ружьишко, набили порохом, и попало то ружьишко дураку. (25)Шёл дурак лесом и увидел, как иволги летят под небесами, летят жёлтые весёлые птицы и пересвистываются, зазывают гостей. (26)Дурак ударил по ним из обоих стволов - и полетел золотой пух на землю, упал на леса, и леса посохли, пожухли и в одночасье опали. (27)А иные листья, куда попала птичья кровь, покраснели и тоже осыпались. (28)Небось видел в лесу - есть лист жёлтый и есть лист красный. (29)До того времени вся птица зимовала у нас. (30)Даже журавль и тот никуда не подавался. (31)А леса и лето и зиму стояли! (32)И в листьях, цветах и грибах. (33)И снега не было. (34)Не было зимы, говорю. (35)Не было! (36)Да на кой она ляд сдалась нам, зима, скажи на милость?! (37)Какой с неё интерес? (38)Убил дурак первую птицу - и загрустила земля. (39)Начались с той поры листопады, и мокрая осень, и листобойные ветры, и зимы. (40)И птица испугалась, от нас отлетает, обиделась на человека. (41)Так-то, милый, выходит, что мы себе навредили, и надобно нам ничего не портить, а крепко беречь.

Когда я собиралась в Прагу, друзья обещали, что этот город меня удивит и очарует. И Прага меня действительно удивила. Правда, не архитектурой старинных улочек, не Карловым мостом, не Градчанами, и даже не тем, как похожа новая Прага на советские города, а… ценами. Я испытала настоящий шок, когда расплачивалась за ужин в ресторане, расположенном в самом что ни на есть туристическом месте (по-нашему, считай, на Невском), - в пересчете на рубли заплатить мне пришлось 400 рублей. На Невском на эти деньги можно разве что кофе с круассаном себе позволить. Но еще больше удивили меня цены на проезд в городском транспорте.

Друзья предупреждали не связываться с таксистами, а потому прямо в аэропорту я нашла стойку продажи билетов на городской общественный транспорт и, так и не поверив до конца продавцу, убеждавшему меня на плохом русском, что это «на все», купила квиток сроком действия 24 часа. Удовольствие в течение этого времени кататься в метро, на автобусе и трамвае, пока не надоест, обошлось мне примерно в 160 рублей. При этом билет достаточно активировать один раз (я это сделала в автобусе, курсирующем между аэропортом и станцией метро), а потом спокойно иди в метро (никаких турникетов!), садись в трамвай, выходи из него, пересаживайся на другой маршрут…

Пока ехала из аэропорта до станции метро с романтичным (как мне показалось) названием «Дейвицка» (одноразовый билет на этот маршрут, включающий право в течение получаса воспользоваться еще и другим транспортом - тем же метро - обошелся бы мне примерно в 50 рублей), считала в уме, во что туристу обойдется аналогичная поездка в Петербурге. 21 рубль - автобус от аэропорта до «Московской». 24 рубля - проезд в метро до станции «Невский проспект» - 45 рублей вынь да положь. И потом опять - вынь да положь столько раз, сколько будешь кататься в автобусе, троллейбусе, трамвае или метро. И не стоит даже пытаться купить единый проездной на один день. У нас метро, например, делает скидки на проезд по карточке только в том случае, если вы не собираетесь входить в подземку чаще, чем раз в 10 минут. В Москве, кстати, скидку дают просто за «оптовую» покупку: приобрел, скажем, 20 поездок - и хочешь 20 дней катайся, а хочешь - одномоментно 20 человек проводи. Но это, опять же, только на метро. А вот в Праге «на все», и если не на один день, а, скажем, на неделю, то скидка еще больше.

Ехала я и думала: видать, Прага побогаче Петербурга будет, раз у них такой коммунизм на общественном транспорте. У нас в Петербурге что ни день - то новое повышение. Вот только что, с 1 января, стоимость проезда повысили, а тут опять новость, что весной маршрутки подорожают. А маршрутки в Петербурге не роскошь, как, например, в Праге, где автобусы почему-то ходят по расписанию и почему-то часто. В Питере маршрутки - это иногда единственный способ передвижения, если, конечно, вы не фанат автобусов и готовы ждать их на остановке до посинения, напевая «что мне снег, что мне зной».

С другой стороны, мы же любим равняться на Европу, а там городской транспорт стоит пока подороже, чем у нас. Потому, видимо, выглядит он новехоньким, ухоженным, а тамошние маршрутки на ходу не разваливаются. И ходит он поэтому не в пример нашему транспорту намного чаще. Если исходить из этих аргументов, то, разумеется, надо повышать цены на проезд. И на Прагу незачем равняться - кто знает, на какие средства они построили коммунизм в отдельно взятом общественном транспорте? Ну и что с того, что Чехия нам, недалеко ушедшим от социализма, по уровню жизни ближе, чем другие европейские страны, на которые мы равняемся. Ориентироваться-то нужно на лучшее, правда? Жаль, конечно, что мы эти ориентиры только в стоимости услуг догоняем. А качество сервиса у нас, как говорили в одном фильме, «по-прежнему в долгу». Как и зарплаты. Но это ничего - здоровее будем. Начнем ходить пешком, бегать трусцой на работу и с работы, зимой проложим к родному предприятию лыжню - и тогда уж точно будем впереди планеты всей.

Ирина Ляхова, заместитель главного редактора «НВ»

Loading...Loading...