У мужчин что первично душа или тело. Учеными установлено место, где живет душа

Человек представляет собой сущность одновременно физическую, духовную и интеллектуальную. При этом наши физические данные, возможности и действия являются по большей части общими для всех высших приматов или даже для всех млекопитающих. Однако наша душа (в том случае, если мы признаем ее существование) является производной нашего сознания, интеллекта.

Одним из ключевых вопросов, которые в разные времена интересовали психологов, врачей, философов, религиоведов и т. д. является вопрос о соотношении психического и физического начал. Иначе говоря, речь идет о том, какое начало является первичным, а какое – вторичным.

Stefano Galeottti/flickr.com

Можно ли найти ответ на «вечный» вопрос?

В процессе перехода развития человека от биологического к историческому развитию, психика индивида переходит на новый, высший уровень — сознание человека, которое формировалось и совершенствовалось в процессе трудовой деятельности через развивающийся предметный быт духовной и материальной культуры.

Если говорить об истоках в истории, существует недостаточно исторических данных об отношении первобытных людей к связи психического с физическим. Есть предположение, что разницы между этими понятиями не существовало, как таковой. Суть индивида заключалась в его теле, которое, в свою очередь, связывало его с природой и окружающим миром, а также в том, что душа имеет физические свойства.

Следующий исторический этап в становлении психофизической проблемы приходится на времена античного мира. Широкую популярность имеет культ тела. Иными словами, на первое место ставят физические свойства, совершенные формы, т.е. тело первично. Ярким тому примером является шедевр античной культуры — статуя Аполлона, выполненная скульптором при дворе Александра Македонского и ставшая символом идеала мужской сущности. И в наши времена восхищаются изяществом скульптур Афродиты — греческой богини любви и Венеры — богини любви в римской мифологии.

В Средние века Запад находит духовное начало первичным, проводит границы между физическим и психическим началами, а иногда постоянно противопоставляет понятия души и плоти. В средневековый период развития человечества дух выходит на первое место, а представление о важности телесного отходит на второй план. Это находит свое отражение как в трудах известных богословов, которые призывают «смирять плоть», так и в бытовой жизни: к примеру, куда меньшее значение придается медицине, а священники зачастую играют в обществе роль, аналогичную врачам.

Хотя в указанные периоды выделялись понятия тела, духа и разума, теории и размышления носили не научный характер, а скорее неосознанный.

В XVII веке французский мыслитель Рене Декарт проводит научное противопоставление понятий материи и сознания как двух различных субстанций. Здесь можно наблюдать первые попытки современного научного подхода к проблематике, хотя в философии психика и тело были всегда дуалистично разделены. Тем временем, факты из научных исследований в купе с фактами обыденной жизни свидетельствуют о взаимосвязи физической и психологической функций. Разумеется, эти сведения потребовали теоретической интерпретации.

Исходя из дуалистической теории Декарта, выдвигаются еще две. Психофизический параллелизм полагает, что тело и душа — два равноправных начала, которые друг к другу не сводятся и являются противоположными. Теория взаимодействия, примерами которой является множество фактов того, что при психической реакции, к примеру, сильной эмоции, следует ряд физиологических изменений в организме, и наоборот, физиологические процессы оказывают влияние на изменение в психике. Но и саму закономерность физических явлений отрицать нельзя. С точки зрения Б. Спинозы, нидерландского мыслителя, объектом души индивида является его тело. Иными словами, понятие «сознание» зависит от понятия «объект».

Научно обоснованный подход

Новый, уже научно обоснованный подход к решению психофизической проблемы демонстрирует психология, которая, в свою очередь, состоит из нескольких течений. Основа поведенческой психологии заключается в сведении психического к физическому, иными словами, первично тело. В это же время большое внимание, в частности З. Фрейдом, уделяется переживаниям, перенесенным в детстве, которые, по мнению психолога, фиксируясь, вносят вклад в формирование личности взрослого человека. Одновременно сторонники бихевиоризма трактуют все, даже самые сложные психические процессы, как совокупность условных рефлексов, то есть в этом направлении «ударение» ставят на действия, как физический процесс. Всё последующее, имеющее отношение к психофизической проблеме, сводится к этим двум теориям.

Этот вопрос человеческой дуальности давно занимает умы философов различных направлений, приводя к серьезных спорам и противоречиям. Но для нас с вами важнее не ответ на этот вопрос, а тот простой факт, что душа и тело представляют собой единое целое, соответственно, влияние одного компонента на другой уже очень давно не вызывает никаких сомнений.

И в рамках темы здоровья – как телесного, так и душевного – мы с вами и поговорим об этом непростом и очень крепком союзе – о союзе психического и физического, а также о его последствиях...

Итак, одним из самых ярких проявлений совместного творчества души и тела являются психосоматические расстройства, т.е. такие болезни или болезненные состояния, при которых психологические факторы играют ключевую роль в их этиологии, формировании, развитии и исходе.

Сам термин «психосоматический» впервые был использован в 1818 году немецким врачом-психиатром, но широкое распространение он получил в 20-50-х годах XX века благодаря Францу Александеру (1891–1964), одному из ведущих американских психоаналитиков своего времени, который и считается основателем психосоматической медицины.

По мнению Ф. Александера, к классическим психосоматическим состояниям следует относить семь заболеваний : пептическую язву, бронхиальную астму, язвенный колит, ревматоидный артрит, артериальную гипертонию, нейродермит и гипертиреоз. К этому первичному списку, однако, можно добавить многие другие состояния и заболевания. Для каждого из этих расстройств характерны свои особые психологические конфликты, поэтому базисной для всех психосоматических состояний и заболеваний является концепция «специфичности».

В современном представлении существует такой тезис: «нет психосоматических болезней, а есть психосоматические больные». Он касается того, что не надо бросаться в крайности, объясняя все либо физиологией, либо психологией. Но существует ряд болезней, происхождение которых в основном связано с психологическими причинами и безусловная принадлежность вышеназванной семерки к психосоматике считается доказанной.

Жалобы соматического характера можно рассматривать как проявление символического языка внутренних органов, отражающего либидонозные тенденции, вытесненные комплексы. Подавление такого рода неприемлемых бессознательных влечений, по мнению представителей зарубежной психосоматики, еще больше обостряет их и создает цепь отрицательных воздействий на организм. Психосоматика в таком понимании представляет биологически ориентированный вариант учения Фрейда. Согласно Ф. Александеру, большинство заболеваний человека являются психосоматическими.

Таким образом, спектр психосоматических расстройств широк и включает в себя также: психосоматические реакции – кратковременные изменения различных систем организма (повышение давления, учащенное сердцебиение, покраснение, побледнение и т.д.; функциональные неврозы органов (без объективных признаков поражения этих органов), соматоформные расстройства (постоянные жалобы на боли и неприятные ощущения, функциональные расстройства, наблюдающиеся со стороны нескольких органов, при отсутствии объективных признаков их повреждения, четкая взаимосвязь жалоб пациента с психологическими факторами); конверсионные расстройства (c четкими и символическими проявлениями личностных особенностей пациентов и влиянием психотравмирующих факторов) и собственно психосоматические заболевания.

В целом в объяснении психосоматических заболеваний признается многофакторность – совокупность причин, которые взаимодействуют между собой. Основные из них:

– неспецифическая наследственная и врожденная отягощенность соматическими нарушениями (поломки хромосом, генные мутации);

– наследственная предрасположенность к психосоматическим нарушениям;

– нейродинамические сдвиги, связанные с изменением деятельности ЦНС – предполагается накопление аффективного возбуждения – тревоги и напряженной вегетативной активности;

– личностные особенности, в особенности – инфантилизм, алекситимия (неспособность воспринимать и обозначать словом чувства), недоразвитость межличностных отношений, трудоголизм;

– черты темперамента, к примеру, низкий порог чувствительности к раздражителям, трудности адаптации, высокий уровень тревожности, замкнутость, сдержанность, недоверчивость, преобладание отрицательных эмоций над положительными;

– фон семейных и других социальных факторов;

– события, приводящие к серьезным изменениям в жизни (в особенности у детей);

– личность родителей у детей – очень часто дети с психосоматикой имеют матерей с пограничными расстройствами личности; семейная дезинтеграция.

Есть у всех нас три тела – духовное, астральное и физическое, где духовное – это наши мысли и надежды, астральное – наши чувства и страсти, физическое – руки-ноги и все остальное. Здоровым можно быть, если все три тела находятся в гармоничном взаимодействии. Голова, как всем понятно, связана с телом духовным. Поэтому от тела духовного, от наших мыслей, чаяний и помыслов зависит наше здоровье. Поэтому здоровый образ жизни – это, прежде всего, быть в гармонии с Богом, миром, людьми и всем, что нас окружает.

Вся проблема духовной, психической и физической сфер нашего здоровья возникает из-за конфликтов нашей естественной биологии со средой обитания – современным образом жизни. Развитие научно-технического прогресса, урбанизация и глобализация создают конфликты с нашей естественной биологией. Наш организм обладает мощными адаптационными механизмами, которые рассчитаны на наше выживание как вида, так и индивидуума в различных условиях среды, будь то холодная вода, в которую можно упасть, либо стрессовая ситуация в нашей жизни.

Однако общее правило таково, что адаптация к внешним воздействиям требует затрат энергетических ресурсов и истощает нашу жизнеспособность, провоцируя заболевания и ускоренное старение. Здесь важно заметить, что возраст человека здорового соответствует возрасту по паспорту, поскольку состояние здоровья определяется энергетикой организма. И разница между нашим временем биологическим и нашим паспортным возрастом как раз и определяет общую степень заболевания – несоответствия состояния.

Духовное здоровье – это наши мысли и помыслы, и если они не конфликтуют между собой и с миром – то все хорошо. Человечество уже очень давно поняло это. Для нас важно, что жизненные энергии, без которых наш организм не может функционировать, втекают в нас в состоянии светлой радости и создают тот самый комфорт и благополучие.

Знаете ли вы, где в нашем теле живет душа? В сердце? В груди? А может она является частью разума?

Еще с глубокой древности люди пытались определить место, где живет душа, какой орган является для нее вместилищем.

Так славяне связывали понятие души со словом “дышать”. Человек жив, пока дышит. Наши предки свято верили в то, что самое ценное у человека находится в груди.

Душа рассматривалась как самостоятельная часть тела, но с более высокой вибрацией и способна перемещаться по всему телу, например, уйти от страха в пятки.

Китайцы были убеждены в том, что душа располагается именно в голове. Жители Вавилона верили в то, что вместилищем для души являются уши.

Разные научные теории по-разному трактуют место, где находится душа.

Является ли душа частью мозга?

Первая научная теория о том, где живет душа была выдвинута еще в 17 веке французским философом и математиком Рене Декартом. По предположению Декарта, душа располагается в эпифизе — единственном непарном участке головного мозга человека.

Эпифиз был открыт советским ученым Николаем Кобызевым.

Его последователи определили, что у детей до шести лет эпифиз по форме напоминает третий глаз с хрусталиком, фоторецепторами и нервными клетками как у обычного глаза. Затем запускается обратный процесс, и третий глаз атрофируется.

Исследования за много лет показали, что люди, у которых в зрелом возрасте эпифиз сохранил свою первоначальную форму, обладали даром ясновидения. О таких людях наши предки говорили “чувствует душой”.

Означает ли это, что душа является частью мозга?

В университете Джорджа Вашингтона ученые снимали энцифалограмму у пациентов, умирающих от сердечного приступа или от рака.

У всех умирающих за секунды до смерти показатели выглядели так, будто в мозгу произошел взрыв. Появлялись очень сильные подъемы электрических импульсов.

Ученые предположили что такой аномальный всплеск может свидетельствовать о выходе определенного количества энергии. Вдруг исследователям удалось зафиксировать выход души?

Место души — в сердце

Если душа живет в мозге, почему свои переживания люди связывают с сердцем? Быть может, именно сердце является вместилищем души?

В некоторых религиях считается, что именно

Благодаря наблюдениям ученых выяснилось, что на сороковой день после смерти разрушаются физические клетки человеческого сердца.

В 2012 году немецкие ученые проводили эксперимент с целью выяснить, в каком из органов человеческого тела находится душа.

Были приглашены сто добровольцев, испытывающих серьезные душевные переживания — разрыв отношений, ревность, безответную любовь.

Измеряли малейшие изменения пульса, дыхания, сердечного ритма и в течение нескольких часов показывали испытуемым видео с моментами из их прошлого.

Так пытались понять, какой орган выдаст микроимпульсы, которые бывают в результате стресса. То есть старались зафиксировать душевные проявления испытуемых и определить, где находится душа.

Определить, в каком именно органе находится душа, ученым в данном эксперименте так и не удалось.

Исследования показали, что во время сильных переживаний человек испытывает ноющую боль в передней стенке грудной клетки. Здесь находятся лимфатические системы и узлы, а также солнечное сплетение.

Ученые предположили, что в лимфатической системе есть определенный участок, который контролирует наши духовные качества. Поэтому во время сильных переживаний люди чувствуют сильную ноющую боль в области груди.

Но с таким выводом согласны далеко не все ученые.

Может ли быть кровь вместилищем для души?

Американские ученые убеждены в том, что именно кровь является вместилищем души.

Медиками фиксируются изменения не только в характере, но и во внешности людей, которым перелили чужую кровь. Увеличивается рост, вес, меняется форма ушей и подбородка.

Бывший военный врач Александр Литвин перенес переливание крови несколько лет назад.

Он потерял около трех литров и потерю возобновлять требовалось быстро. Группа крови у Александра оказалась редкой, четвертой, и нужного количества ее не оказалось.

Коллеги Александра сдали кровь. В результате он получил кровь от разных людей.

Он долго не понимал, почему его тело стало настолько меняться. Его рост увеличился после переливания крови на четыре сантиметра, а вес вырос на пять килограмм. Такой вес продержался у него около восьми лет.

У меня появились новые привычки и смутные воспоминания о событиях, которых в моей жизни никогда не было. Был еще интересный момент. В течении жизни мочка уха никогда не меняется. После того, как мне перелили кровь форма мочки моих ушей изменилась ”.

Неужели кровь является на самом деле вместилищем души?

Пересадка органов дает понимание о том, где на самом деле живет душа.

Физиологи из США в начале 2012 года наблюдали за группой пожилых пациентов, для которых донорам были молодые люди.

Общие показатели их жизнедеятельности после пересадки многократно возросли. Больше всего удивило врачей, что после операции у реципиентов меняются черты характера.

Анатолий Леонидович Усс, главный внештатный трансплантолог Белоруссии согласен с теорией о том, что с пересаженным органом пациенту может переходить и частица души.

“Любая ткань человека разумна. Поэтому пересаженный орган, попадая в чужеродную среду начинает проявлять свой характер ”.

Критики считают, что пациенты с пересаженными органами на подсознательном уровне чувствуют благодарность к донорам, поэтому заимствуют черты их характера.

Василию Ганзевичу в пятьдесят лет поставили диагноз — сердечная астма. Помочь ему могла лишь пересадка сердца.

После операции мужчина почувствовал себя гораздо моложе, начал уже через полгода с легкостью поднимать пятикилограммовые гири. У мужчины появилась любовь к спортивным играм. До операции он ничем не увлекался, даже не мог передвигаться самостоятельно, без посторонней помощи.

Изменился весь образ жизни Василия Ганзевича. Теперь ему предстоит заново узнавать себя.

Когда я узнал, что мне нужна пересадка, у меня был лишь один вопрос: а вдруг мне попадется сердце какого-нибудь бандита?

В штатах пациентов, нуждающихся в пересадке органов врачи предупреждают о возможном риске. И большинство людей соглашаются на жизнь с искусственным органом вместо донорского.

Неизвестно, что принесет с собой пересаженный орган кроме шанса на новую жизнь.

Где истинное место для души

Артем Луговой, врач — реаниматолог:

Нельзя забывать о ДНК. Она сама по себе высокоэнергетическая структура. Набор хромосом у всех одинаков, но благодаря ДНК мы все разные ”.

Получается, что душа человека живет не в отдельном органе человека, не в сердце, мозге, а наполняет каждую клетку организма. И в виде информации ее частичка может передаваться другому человеку вместе с любым из органов донорского тела.

Дух. ...Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохраниться без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. (1 Послание к Фессалоникийцам 5:23)
Павел молится о том, чтобы христиане были освящены во всей полноте и он определяет три составляющие человеческой личности: дух, душу и тело. Различие между этими тремя элементами нашей личности недопонимается большинством христиан. Но Библия может стать для нас уникальным зеркалом в котором мы увидим их природу, взаимосвязь и предназначение. Неправильное использование этого зеркала может стать причиной больших внутренних расстройств и дисгармонии. Первоначально творя человека, Бог сказал: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт.1:26). Образ отразился во внешнем виде человека. Как ни одно другое творение человек отражает внешний вид Бога. Поэтому, когда Сын Божий пришел на землю, Он принял образ человека, (а не вола или жука, или какого-нибудь небесного существа, как например серафим). Подобие относится к внутренней природе человека. Писание открывает нам, что Бог троичен. Это Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Так же оно открывает нам и троичность человека, состоящего из духа, души и тела. Упоминания, которые мы находим в Библии о сотворении человека, открывают нам, как была сотворена его троичная сущность: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в него дыхание жизни, и стал человек душою живой» (Быт.2:7). Таким образом дыхание, которое Бог вдохнул в человека, стало человеческим духом. Глина послужила материалом для создания тела. И внезапно человек стал душою живой. Образовавшаяся душа - это «эго», индивидуальная личность. Обычно ее разделяют на три составляющие: волю, разум и эмоции. Она ответственна за принятие решений и выражает себя в трех фразах: «Я хочу», «Я думаю», «Я чувствую». Поведение каждого человека, не соприкоснувшегося в своей жизни со сверхъестественной благодатью Божьей, контролируется этими тремя мотивами. Человек был сотворен для личных взаимоотношений с Богом, но его греховное непослушание оказало разрушающее действие на все три составляющие его личности.
Последствия греха.
Будучи отрезанным от связи с Богом, человеческий дух умер. Таким образом исполнилось Божье предупреждение: «...а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.» (Быт.2:17). Тело Адама умерло физически спустя более чем 900 лет. Через последовательное принятие волевых решений в прямом непослушании Богу человеческая душа превратилась в бунтаря. С тех пор каждый потомок Адама становится наследником бунтарской природы. В послании Ефесянам 2:1-3 Павел описывает результаты бунта, которые истинны в отношении каждого из нас: «И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие...» В результате греха мы все оказались мертвыми в нашем духе. Наши души стали бунтующими по своей сути. Наше тело теперь стало подвержено тлению, т.е болезням, разложению и смерти. Тем не менее, преизбыточная любовь Божья такова, что Он жаждет восстановить Свои взаимоотношения с человеком. «До ревности любит Дух, живущий в нас» (Иак.4:5) Таким образом, через жертву Иисуса на Кресте Бог открыл путь для восстановления потерянных взаимоотношений.
Последствия спасения.
В Еф.2:4,5 Павел продолжает описание того воздействия, которое оказывает на наш дух спасение: «Бог, богатый милостью, по своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом...» Наш дух, воссоединившийся с Богом, снова ожил. В то же самое время наши души- через покаяние и веру - освобождаются от бунта, примиряются с Богом. «Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его. И не довольно сего, но и хвалимся Богом через Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение.» (Рим.5:10-11). Когда мы осознаем, что находились в бунте против Бога, мы понимаем, что истинное спасение не может наступить, минуя покаяние. Покаяться - значит отложить в сторону свой бунт и подчинить себя праведному Божьему правлению. Спасение распространяется также и на наше тело. Будучи освобожденным от рабства греха, наше тело становится храмом и местом обитания Святого Духа, а наши члены становятся орудиями праведности. (Рим.6:13) И, наконец при пришествии Христа наши тела будут преображены в нетленные тела, такие же, как и у Самого Христа!
Условия ученичества.
Иисус повелел Своим апостолам идти и делать учеников во всех народах. Он не сказал им делать членов Церкви. Ученичество требует радикального отклика от каждой сферы нашей личности: тела, души и духа. В Рим. 12:1 содержится требование относительно нашего тела: «...предоставьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу...». Бог требует от нас, чтобы мы полностью возложили наши тела на жертвенник, так же, как во времена Ветхого Завета израильтяне полностью возлагали на жертвенник приносимых в жертву животных. Но при этом есть и одно существенное различие. Израильтяне убивали приносимых в жертву Богу животных, мы же должны предоставить наши тела в жертву живую. Но теперь, с этого момента, наши тела больше не принадлежат нам. Они являются Божьей собственностью, Его храмом. Мы всего лишь домоправители, обязанные дать отчет в том, как мы заботились о Его храме. К несчастью, многие христиане продолжают обращаться со своими телами так, как будто они все еще являются их собственностью и свободны делать то, что им нравится. Требование Иисуса в отношении наших душ записано в Матф. 16:24-25: «Если кто хочет идти за Мной, отвергни себя (дословно «свою душу»), возьми свой крест и следуй за Мной. Ибо кто хочет сохранить жизнь свою (душу), тот потеряет ее, а кто потеряет жизнь свою (душу) ради Меня, тот обретет ее.» Нашим крестом является то место, где мы решаем умереть. Бог не обманывает нас. Только мы сами решением нашей воли можем взять свой крест. Это то место, где мы должны отвергнуть свою душу. Практически это означает сказать «нет» трем требованиям нашей души: «я хочу», «я думаю», «я чувствую». Отныне мы больше не находимся под контролем этих трех мотивов. Теперь их место занято Божьим Словом и Божьей волей. Подчиняясь Божьему Слову и Божьей воле, мы обретаем новую жизнь, данную нам Иисусом. Только пройдя через смерть, наши души могут обрести эту новую жизнь. Подчиняясь тем требованиям, которые Бог имеет в отношении наших душ и тел, мы освобождаем наш дух для новых взаимоотношений с Богом, которые даже более замечательны, чем те, которые были потеряны через грехопадение. В 1 Кор. 6: 15-17 Павел предостерегает нас от аморальных сексуальных связей с блудницами, т.к. это означает стать одним телом с блудницей. Затем он контрастно продолжает: «... а соединяющийся с Господом есть один дух с Господом.» Для меня это абсолютно ясно. Искупленный дух теперь может наслаждаться настолько близкими и интимными отношениями с Богом, как это истинно в отношении тела, совокупляющегося с блудницей. Нужно замeтить, что только дух, а не тело или душа, может переживать прямую интимную связь с Богом. Именно через поклонение наш дух вступает в такую связь с Богом. В Ин. 4:23-24 Иисус говорит: «...истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине... Бог есть Дух и поклоняющиеся Ему, должны поклоняться в духе и истине.» Он очень ясно дал нам понять, что истинное поклонение должно исходить из духа. В современной Церкви так мало понимания об истинной природе поклонения, в основном, из-за недостатка понимания различий души и духа. Поклонение - это не представление, а Церковь - не театр. Также поклонение - это не то же, что и хвала. Мы прославляем Бога в наших душах, и это правильно. Через хвалу мы имеем доступ в Божье присутствие. Но придя в присутствие Божье, мы можем насладиться духовным единением с Ним только через поклонение. Цель спасения - сделать нас способными поклоняться Богу сначала на Земле, а затем на небе. Это наивысшая и самая святая форма жизнедеятельности, на которую только способен человек. Но это становится возможным только тогда, когда наша душа и тело подчинены духу и находятся в гармонии с ним. Такое поклонение часто очень глубоко, чтобы выразить его словами. Оно становится пылким безмолвным единением с Богом.
Ваш, в служении Господу Дерек Принс

Loading...Loading...