Транспорт кровеносная система экономики. ДЖД – дорога по обе стороны фронта


  • «Если XVII век и первая половина XVIII века были периодами часового механизма, а вторая половина XVIII века и XIX век – паровой машины, то современный период – это век средств коммуникации и регулирующих устройств»

  • Н.Винер.


Цель урока:

  • Цель урока:

  • Сформировать представление о транспортном комплексе Архангельской области. Определить его влияние на природу.


  • Транспорт «кровеносная система» экономики.

  • Влияет на размещение отраслей экономики.

  • Связывает потребителя и поставщика.

  • Является основой географического разделения труда.


Железнодорожный

  • Железнодорожный

  • Автомобильный

  • Водный (речной и морской)

  • Авиационный

  • Трубопроводный


  • Морской транспорт играет главную роль во внешторговых связях и обслуживании прибрежных районов и островов Арктики. Основные грузовые порты - Онега, Мезень.


  • Большое значение имеет Архангельский морской порт - старейший порт России. Его грузовой оборот носит универсальный характер (контейнеры, ИСО, насыпные грузы, металл, картон, целлюлоза, нефть и нефтепродукты). В настоящее время его мощности используются менее, чем на 50%.


  • Железные дороги представлены магистралями: Архангельск-Коноша-Вологда-Москва, Котлас-Коноша-Вологда, Архангельск-Обозерская-Мурманск, Котлас-Киров, Архангельск-Карпогоры. Плотность железных дорог - 3 км. на тыс. кв.км.



    Автомобильный транспорт выполняет основную работу по внутренним перевозкам грузов и пассажиров. Важное значение для экономики области имеет автомагистраль Архангельск-Москва (автомагистраль федерального значения М-8), которая дает выход автомобильному транспорту на дороги России и других государств. Плотность автомобильных дорог - 11,4 км. на тыс. кв.км.


  • Трубопроводы проходят в районе Котласа, Архангельска, Северодвинска и имеют транзитное значение.


  • В Архангельской области существуют два крупных аэропорта гражданской авиации (оба в Архангельске) и несколько мелких (в Котласе, на Соловецких островах и др.). По области разбросано множество военных аэродромов (в т.ч. космопорт в Плесецке).


  • Грузооборот и пассажирооборот- измеряется в тонно –километрах или пассажиро – километрах

  • Продукция транспорта- перевозка грузов и пассажиров.



  • Самый востребованный в перевозке грузов -железнодорожный -50%

  • В перевозке пассажиров главенствует автомобильный транспорт -95% всех пассажироперевозок.

  • Самый «грязный» автомобильный.


  • Большой загрязнитель окружающей среды – автомобильный транспорт. Характер выделяемых вредных примесей зависит от типа двигателя, его мощности, режима работы.


Технологическая карта урока № 53

Предмет, класс

География, 8 класс

ФИО учителя

Подоляк Оксана Валентиновна

Тема урока

Транспорт –кровеносная система экономики страны

Место и роль урока в изучаемой теме

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний по теме «транспортная инфраструктура России»

Цели урока

предметные

метапредметные

личностные

характеризовать транспорт как отрасль материального производства; оценивать работу различных видов транспорта по основным показателям работы; показывать на карте размещения на территории страны крупнейших центров и узлов,называть основные проблемы, стоящие перед транспортным комплексом.

Продолжить формирование умения работать с различными источниками информации: тематическими картами, текстовой информацией, статистическими данными; умение систематизировать и классифицировать информацию; способствовать развитию коммуникативной и информационной культуры учащихся.

воспитывать интерес учащихся к изучению хозяйства своего государства; коммуникативные навыки.

Планируемые результаты

Сформировать умения устанавливать причинно-следственные связи при изучении нового материала, умения сопоставлять различные тематические карты, сформировать знания по теме «Транспорт России»

Тип урока

Изучение нового материала

Вид урока

Используемые технологии

Информационно – коммуникационные, технология проблемного обучения, технология опережающего обучения, здоровьесберегающие технологии.

Учебно-методический комплекс

Источники информации

Оборудование

Дидактическое сопровождение

Материалы для познавательной деятельности ученика

«География: Население и хозяйство России» учебник для 8 класса Полярная звезда

Презентация к уроку «Транспорт России»,

Карточки со статистическими данными, индивидуальные задания

Статистический материал

Организационная структура урока

Название этапа урока

Длительность, мин.

Цель

Методы и приёмы работы

Проблемный, частично-поисковый

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Ожидаемый результат

I .Организа-ционный и мотивационный момент

2 мин.

Организовать внимание учащихся, нацелить на активную работу в ходе урока.

Проверка готовности к уроку.

Проверяет готовность уч-ся к уроку,

Готовит рабочее место,

Полная готовность класса и оборудования.

2Проверка дз

Усный опрос по тексту стр 210

II .

1. Актуализация полученных ранее знаний и умений

10 мин.

Активизация опорных знаний и умений.

Презентация

Из пункта А отправился путешественник.Так начинаются многие задачи в учебнике.Так начинаются многие задачи в жизни.По дорогам,по тропинкам спешат люди-на работу,в школу,в лес.Человек шагнул за порог.Люди начали путешествовать давно.самые первые путешественники были исследователями,они искали новые земли,богатство,славу.Их путешествия сопровождались опасностями.Сегодня это не так опасно.На чем же мы отправимся в путешествие? Конечно на транспорте.Возникает вопрос-что означает слово транспорт? Это слово пришло в русский язык из Греции и означает «перемещение».Тема нашего урока «Транспорт-кровеносная система экономики» Давайте попробуем определить цели нашего урока.

Ставит проблемную задачу

Ставят цели урока,записыввают тему в тетрадь

2. Подготовка к изучению нового материала

1 мин

Акцентирование внимания учащихся на изучение нового материала

Проблемный вопрос,ответ мы узнаем в конце урока

III . Изучение нового материала

2 мин

План

1.Инфраструктурный комплекс

2.Особенности транспорта

Задачи

Пути сообщения

Виды транспорта

Показатели работы транспорта

Особенности жд транспорта

(работа с картой.магистрали)

Автомобильныйй и трубопроводный транспорт (работа с картой)

Работа в парах

Работа в парах

По заполнению таблицы

23 мин

3мин

7 мин

Изучить новый материалл

Закрепить знания, полученные в ходе изучения нового

Задачи-главная задача транспорта-перевозка грузов и пассажиров

Виды транспорта-демонстрация видов транспорта на слайдах

    Анализ карты «Транспорт России»

    Задание на рабочей карточке).

    1.Выясните, как располагается дорожная сеть в Европейской части России.

    Москва –радиально-кольцевая система.

    2.Выясните направление движения сухопутных видов транспорта (широтное)

    3.Выясните направление движения речных путей (меридиональное)

Вывод: густота и направление транспортной сети неодинаковы в западной и восточной частях страны(экономика России исторически концентрировалась в европейской части страны. Её основные связи, следовательно и потоки грузов ориентированы преимущественно на запад и юг. Там расположены порты и основные торговые партнеры. На восток от европейского колеса протянулись широтные магистрали. Чем восточнее, тем их меньше .)

Показатели работы транспрорта –построить диаграмму (на рабочей карточке))

Жд.транспорт

Задание 2: на контурную карту нанести главные магистрали страны.

Видеосюжет «Транссибирская магистраль»

Автомобильный транспорт:

Выступление учащегося-«Влияние транспорта на окружающую среду»

1.Прием «верно-не верно» (задания на слайде презентации)

2.Заполнить таблицу на рабочей карточке (графы для морского и воздушного транспорта не заполнять)

Частично-поисковый, картографический, метод работы в парах, приемы работы с текстовой информацией – составление

схем

Составление диаграммы

Поисковый, работа с текстом

Организует работу учащихся

Организует работу учащихся

Наносят магистрали,работают с текстом,составляют диаграммы

Работают с текстовой информацией, заполняют таблицу

Рефлексия

Проблемный вопрос,ответ мы должны были получить в конце урока:

Выражение «Транспорт – кровеносная система страны»

Случайно ли возникло это выражение?

(Если посмотреть на карту транспорта, то можно заметить, в крупные города сходятся многочисленные дороги, трубопроводы, авиалинии. Пути сообщения образуют сеть, а их пересечения – транспортные узлы).

Прием «Сундучек» записать термины

На доске нарисован сундучек, внутри которого необходимо записать новые термины

IV . Подведение итогов

2 мин

Эвристическая беседа

Задает вопросы, нацеливает учащихся на вывод.

Делают вывод

Домашнее задание

– п. 53, подготовить сообщение «Влияние природных условий на работу водного и воздушного транспорта транспорта)

Подготовить сообщение «Транспорт и экология» (, морской, речной, авиационный)

* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая)


















Как совершенствуется транспорт сегодня?


Как измерить работу транспорта? ГРУЗООБОРОТ экономический показатель работы транспорта, измеряемый в тонно- километрах (т-км), и представляет собой произведение количества груза (т) на расстояние перевозки (км). На пассажирском транспорте применяются соответствующие показатели ПАССАЖИРООБОРОТ, измеряемый в первом случаев пассажиро-километрах (произведение числа перевезенных пассажиров на расстояние перевозки), во втором в числе пассажиров за какой-либо период.




















Оцениваем работу транспорта, подводим итоги скорость грузоподъемность (единичная) грузооборот пассажирооборот зависимость от погоды и сезонность min min max max км/ч реч. и мор. авиа. тавто.мор. т/км труб. пасс/км авто. зависит от погоды труб. реч. и мор.


Выполните задания по группам: Большую массу груза (50 т цитрусовых из Абхазии) необходимо быстро и с минимальными потерями довезти до Москвы. При этом стоимость груза не должна сильно увеличиться. Какой вид транспорта вы выбираете (воздушный, водный, автомобильный, железнодорожный)? Дайте обоснование своего выбора. Пассажиры (семья из 4 человек – 2 взрослых и 2 детей) собираются из Москвы в Петербург. Какой наиболее удобный вид транспорта вы выберете – воздушный или железнодорожный, потому что своего автомобиля у них нет. Объясните свой выбор.


Итоги Транспорт. Углубление научно-технического прогресса внесло свои коррективы и в разделение труда между различными видами транспорта. Суть основных внутриотраслевых и территориальных изменений на транспорте в конце XX в. можно свести к следующему: 1) произошло существенное удлинение транспортной системы мира (без морских трасс) за счет сооружения новых шоссейных дорог (в том числе в слаборазвитых странах), нефте- и газопроводов, железнодорожных магистралей; 2) еще более упрочилось первое место автомобильного транспорта в мировом пассажирообороте, главным образом за счет «автомобилизации» стран «новой индустриализации», Китая, Индии, стран СНГ и др.; 3) повышенной динамикой отличалось развитие трубопроводного транспорта, особенно в нефтегазодобывающих странах Ближнего Востока, Западной Европы, России и странах СНГ (отчасти это обстоятельство не дает оснований говорить о продолжающемся упрочении позиций морского транспорта в мировом грузообороте). Общая длина трубопроводов в мире уже превысила 1,5 млн. км, причем лидируют здесь США, а последующие места занимают Россия и Канада); 4) возросла роль в мировом грузообороте таких стран, как Китай, Индия, «новые индустриальные» страны.

Считаете ли вы, что какие-то виды транспорта более предпочтительны для России в современных условиях?

В современных условиях предпочтительным транспортом в России являются автомобильный и железнодорожный транспорт.

Вопросы в параграфе

1)Выявите преимущества каждого вида транспорта.

Автомобильный – быстрый, удобный, окупается на небольших расстояниях, однако зависим от природных условий, загрязняет окружающую среду и невыгоден на больших расстояниях.

Железнодорожный – ниже скорость, но не зависит от природных условий, дешевый.

Морской – низкая скорость, низкая себестоимость перевозки, но загрязняет окружающую среду, зависим от природных условий.

Трубопроводный – высокая скорость, слабое воздействие на окружающую среду, низкая себестоимость перевозки.

Авиационный транспорт – очень быстрый, но высока себестоимость перевозки, зависим от природных условий, оказывает значительное воздействие на оружающую среду.

2)Какие грузы (массовые виды, громоздкие, ценные, скоропортящиеся, срочные) какими видами транспорта предпочтительно перевозить?

Ценные, скоропортящиеся, срочные грузы лучше перевозить автомобильным или авиационным транспортом.

Массовые, громоздкие грузы можно перевозить железнодорожным или морским транспортом.

Вопросы и задания

1. Как вы объясните употребляемое образное выражение, что транспорт - это «кровеносная система» хозяйства страны?

Транспорт связывает между собой все хозяйственные объекты, как кровеносные сосуды связывают органы.

2. Что нового привнес в развитие транспортных средств XX век? Какие виды транспорта играли ведущую роль в разные периоды экономического развития страны?

Самыми ранними видами транспорта были: упряжки, лодки и колесные повозки. Еще в XIX в. основную роль играл гужевой, морской и речной транспорт, железнодорожный только начал появляться. Первый паровой локомотив появился в Англии в 1801 г., а первая железнодорож­ная линия между Стоктоном и Дарлингто­ном была построена в 1820-х гг. В России первый паровоз был изготовлен Е. А. и М. Е. Черепановыми на заводе в Нижнем Тагиле (1832-1834). Паровоз развивал скорость до 15 км/ч и работал на шахте как вывозной локомотив. В 1912 г. на Луганском заводе был построен паровоз серии «Э» мощностью 1000 лошади­ных сил и максимальной скоростью 50 км/ч для грузовых перевозок. Этот паровоз для своего времени был лучшим в мире по экономному расходованию топлива и простоте обслуживания.

Россия имеет самую большую в мире систему железных дорог, которым уже более полутора столетий. В 1913 г. общая эксплуатационная длина железных дорог России составляла 71,7 тыс. км и по протяженности занимала второе место в мире, после США. Первая значительная железная дорога Петербург -Москва вступила в эксплуатацию в 1851 г., до нее в 1837 г. была открыта железная дорога Петербург - Павловск (27 км). В 1864 г. открылась железная дорога Москва - Нижний Новгород. Основные железные дороги строились в центральных и южных районах Европейской части России. На рубеже XIX-XX вв. была проложена Транссибирская магистраль (от Челябинска до Владивостока). Однако к середине XX в. интенсивность железнодорожных перевозок в мире резко сокращается из-за увеличения числа автомобилей и развития авиаперевозок.

Автомобильный транспорт. Начало XX в. связано с возникновением и развитием принципиально нового вида транспорта - автомобильного. В современном мире большое значение приобретает скорость доставки грузов, людей и особенно информации. Самый скоростной транспорт - авиационный, очень быстро развивающийся во второй половине XX в. Конечно, объем перевозок пассажиров и грузов по воздуху гораздо меньше, чем по суше или по воде.

3. Используя карту «Транспорт России» в атласе, выясните, чем отличается рисунок транспортной сети западных и восточных регионов страны, северных районов Европейской России и остальной ее территории.

В нашей стране сложились три основных магистральных направления транспортной системы. Широтное Сибирское направление «запад-восток». Включает железнодорожные, трубопроводные и частично водные пути. Меридиональное Центрально-Европейское направление «север-юг», образованное преимущественно железнодорожными путями. Выходит за пределы России на Украину, в Молдову и республики Закавказья. Меридиональное Волго-Кавказское направление «север-юг» вдоль Волги, по железнодорожным и трубопроводным путям связывающее Поволжье и Кавказ с Центром, Европейским Севером и Уралом, а также странами Средней Азии и Казахстаном. Если сравнивать транспортные системы восточной и западной части страны, то сразу же следует отметить резкое отличие. Транспортная система европейской части России отличается высокой густотой автодорог, ж/д путей, можно отметить радиальное направление дорог, которые расходятся от Москвы во все стороны. Транспортная система восточной части имеет крайне низкую плотность. Северные районы Азии вообще местами не имеют дорог и ж/д путей. На юге региона транспортная сеть гуще. Направление транспортных путей широтное и чаще они соединяют отдаленные районы с центром.

4. Используя физические карты, сравните условия плавания в морях Северного Ледовитого океана и в морях Тихого океана.

Важной морской транспортной магистралью страны является Северный морской путь, соединяющий Атлантический и Тихий океаны через Северный Ледовитый. Использование морей Северного ледовитого океана осложнено тем, что большинство из них замерзают на достаточно длительный период. Моря Тихого океана могут использовать для плавания круглый год.

5. Назовите крупные морские порты страны и покажите их на карте. Какие из них имеют наибольшее значение для внешних экономических связей?

Порты Дальневосточного бассейна - Владивосток, Находка, Восточный. Они снабжают северо-восток страны промышленными и продовольственными товарами, а также осуществляют внешнеэкономические связи со страна­ми Азии и Австралией. Балтийский бассейн с портами Выборг, Санкт-Петербург, Калининград, который обеспечивает связь со странами Европы и Америки. Северный бассейн имеет большое значение для освоения районов Крайнего Севера. Крупнейший порт - единственный незамерзающий на Северном Ледовитом океане - Мурманск, Архангельск. Через порты Черноморско-Азовского бассейна в основном ведется экспорт нефти (Новороссийск, Туапсе). Каспийский бассейн используется для внутренних перевозок хлеба, леса, металлов, поваренной соли, рыбы, хлопка, строительных материалов (основные порты - Астрахань, Махачкала).

1. Введение ……………………………………………………………..стр. 2
2. Сухопутный транспорт…………………………………………….стр. 5
а) Мировой автомобильный транспорт………………………….....стр. 6
б) Мировой железнодорожный транспорт…………………………стр. 8
в) Трубопроводный транспорт……………………………………...стр. 11
4. Морской транспорт………………………………………………..стр. 12
а) Морские порты мира……………………………………………...стр. 15
5. Внутреннийводный транспорт………………………………….стр. 17
6. Воздушный транспорт…………………………………………….стр. 17
7. Транспорт и окружающая среда…………………………………стр. 18
8. Исторический пример роли транспорта в дни ВОВ………….стр. 20
9. Заключение…………………………………………………………стр. 22
10. Приложение……………………………………………………….стр. 24
11. Список, используемой литературы............................................стр. 30Введение

Миллионы километров железных дорог, автострад, газо- и нефтепроводов причудливым узором покрыли лик старушки- Земли. Но если сетка морщин на человеческом лице - знак заката жизни, то переплетение транспортных магистралей на лике планеты - свидетельство расцвета цивилизации.
Транспорт- это кровеносная система в сложном организме мировогохозяйства. Транспортная система – совокупность всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными сетями и узлами, в которых происходит обмен грузов между ними. Он составляет материальную основу внутригосударственного и международного разделения труда. Особо важное значение в развитии транспорта имеет для стран, обладающих большими размерами территории. Обширность территории связано с высокимизатратами на транспортное строительство. Транспорт – одна из важнейших отраслей экономики; являясь материальной основой территориального разделения труда, он «цементирует» мировое хозяйство; уровень и характер развития транспорта отдельных стран зависит от множества факторов; уровня развития производительных сил, размеров территории и др.
Транспорт является важным связующим звеном вэкономике Российской Федерации, без которого невозможно нормальное функционирование ни одной отрасли хозяйства, ни одного региона страны. Стабилизация положения в экономике, ее подъем невозможны без решения основных проблем транспортного комплекса.
Научно – техническая революция коснулась основных видов транспорта: автомобильного, железнодорожного, морского, речного, воздушного, трубопроводного (см.приложение на стр. 24. Таблица 1). Резко увеличились скорости, выросла грузоподъемность, умножился подвижной состав. В результате этого мир, опоясанный многочисленными транспортными артериями, «сжался», стал доступнее.
НТР оказала большое влияние на «разделение труда» между отдельными видами транспорта. В мировом пассажирообороте внеконкурентное первое место принадлежит автомобильному транспорту,в мировом грузообороте – морскому. Однако между отдельными регионами и странами в этом отношении различия могут быть весьма большими.
Поэтому принято выделять также региональные транспортные системы. Так, региональную транспортную систему со своими характерными чертами представляет собой транспортная система Северной Америки. То же можно сказать и о транспортных системах зарубежной Европы,стран СНГ, Южной Азии, Юго-Западной Азии, Латинской Америки, Австралии и др.
Транспорт различных стран и регионов мира имеет свои особенности, что связано с размерами и освоенность территории, уровнем развития экономики, степенью включенности международное разделение труда. Так, многим небольшим по площади странам развивать внутренний авиатранспорт не выгодно, поскольку их территорию всчитанные часы можно пересечь на автомобиле. Это нельзя сказать о США, территорию которых с Запада на Восток грузовик преодолевает лишь за 3,5 суток. Еще более протяженны транспортные маршруты в России: поезд Москва – Владивосток пересекает страну за 7 суток. Транспорт промышленно развитых стран имеет сложную структуру и представлен, как правило, всеми видами транспорта....

Loading...Loading...