Трагедии в ссср, о которых было запрещено писать: падение самолета на детский сад и сгоревшие заживо в школе дети. Неизвестные факты о самой трагической авиакатастрофе в истории страны: падении самолета на детский сад 1972 падение самолета на детский сад

Об этой авиакатастрофе, которая произошла в мае 1972 года, молчали три десятка лет. Тогда средь бела дня на ведомственный детский сад в курортном Светлогорске рухнул военный самолет. Трагедия, которую сразу же засекретили, в одночасье унесла жизни 35 человек. А место, на котором стоял злополучный детский сад, за одну ночь сровняли с землей и разбили там клумбу. 16 мая 1972 года казалось рядовым днем в сонном курортном Светлогорске, разве что в тот день над Балтийским взморьем было более туманно, чем обычно. Воспитанники ведомственного детского сада санатория «Светлогорск» вернулись с утренней прогулки и готовились обедать.
Здание садика представляло собой уютный двухэтажный особняк, в котором было всего 25 детей. Многие жители города в те годы хотели устроить сюда своего ребенка, но это было непросто: это детское учреждение считалось «блатным». Служебное положение родителей вполне оправдывало статус садика: начальник милиции, начальник ГАИ, первый секретарь горкома комсомола, сотрудник Светлогорского суда, главврач…
Фото погибшей группы детсада. Справа - воспитательница Валентина Шабашова-Метелица (погибла), слева - заведующая Галина Клюхина (в день катастрофы ее не было на работе) Около полудня военно-транспортный самолет Ан-24Т вылетел из калининградского аэропорта Храброво, чтобы проверить и настроить радиотехническую аппаратуру. В те годы участились случаи незаконного проникновения на территорию СССР частных самолетов из капстран. Были такие инциденты и в Калининградской области, поэтому местное командование решило провести проверку береговой системы слежения.
Самолет Ан-24Т в полете Примерно в 12:30 Ан-24Т попал в густой туман над Светлогорском. Он шел на недопустимо малой высоте, и на обрывистом берегу в курортной зоне его крыло зацепило верхушку одной из сосен и разлетелось вдребезги. После удара массивный самолет весом в 21 тонну пролетел еще около 200 метров и рухнул на здание светлогорского детского сада, полностью разрушив второй этаж. Первыми пострадавшими в трагедии стали две старшеклассницы Таня Ежова и Наташа Цыганкова, которые гуляли рядом с детским садом: еще до столкновения со зданием самолет обдал их парами авиационного топлива. Девушки мгновенно загорелись, но все же им удалось выжить. Из рухнувшей машины полилось топливо, керосин загорелся, детский сад охватило пламя, а алюминий обшивки самолета пылал как бумага. Из тех, кто находился в здании, выжили только два человека. Катастрофа унесла 35 жизней: погибли 6 членов экипажа самолета, 2 пассажира, 24 ребенка и 3 сотрудника детского сада.
На 24 часа в курортном Светлогорске было введено чрезвычайное положение. Жителям запретили выходить из дома, отключили электричество и телефоны. Когда за несколько часов завершили работы по расчистке завалов и поиску тел погибших, место, где раньше стоял детский сад, сровняли с землей, и соорудили вместо него маленький сквер. Погибших детей и воспитателей похоронили в братской могиле на кладбище, недалеко от железнодорожной станции Светлогорск-1. Чтобы свести к нулю огласку, в день похорон отменили электрички и ограничили движение по дорогам, соединяющим Калининград со Светлогорском. Но несмотря на это, в тот день на кладбище собралось около 10 тысяч человек. На похоронах сотрудники КГБ запретили фотографировать и засвечивали пленки у тех, кто это делал. Но несколько снимков близким погибших сделать все же удалось.
Фото из личного архива Уголовное дело по факту катастрофы не возбуждалось. Дело расследовалось под грифом «совершенно секретно», и его материалы так никогда и не были опубликованы. Ходило множество слухов о причинах произошедшего: жители Светлогорска винили во всем пилотов, утверждали, что экспертиза обнаружила в их крови алкоголь и даже что летчики заметили нудисток на пляже и снизились, чтобы лучше их рассмотреть. Наиболее правдоподобным кажется предположение, что крушение произошло из-за неисправности высотомера. Накануне полета на Ан-24 установили высотомер с Ил-14, но никто не протестировал, как прибор будет работать на другом самолете. Лишь после катастрофы провели испытания, которые показали, что высотомер давал погрешность до 60–70 метров.
Сейчас на месте крушения стоит возведенная в 1994 году часовенка с табличкой: «Храм-памятник в честь иконы Богоматери “Всех скорбящих Радость” построен на месте трагической гибели детского сада 16 мая 1972 года».

16 мая 1972 года самолет Ан-24Т должен был произвести облет радиотехнической аппаратуры. План полета был такой: самолет должен был вылететь из аэропорта Храброво в Калининграде, пролететь над Зеленоградском, мысом Таран, сесть на аэродроме поселка Коса, оттуда отправиться на аэродром поселка Чкаловск, а с него вернуться обратно в Калининград. Полет должен был проходить на высоте около 500 метров.

В 12.15 самолет взлетел и направился в сторону моря. Пересек береговую черту в районе Зеленоградска, взял курс на мыс Таран. А затем пропал с радаров.

В 12.30 воспитанники светлогорского детского сада, 24 малыша, самому младшему из которых было всего два года, сидели в столовой в ожидании обеда. Тут со стороны моря из густого тумана появился самолет.

Он зацепил высокую сосну, срубив ей верхушку, обломил половину крыла, теряя куски обшивки, пролетел, снижаясь, еще метров двести и рухнул прямо на здание садика.

Первыми жертвами стали девочки-старшеклассницы, чей путь из школы домой пролегал как раз мимо сада. За секунды до крушения их обдало горящими парами авиационного топлива. «Мы даже не успели ничего понять, как в одно мгновение на нас вспыхнули волосы, одежда, обувь. Мы были в сильнейшем шоке от испуга и невыносимой боли. Вокруг ни души, и мы одни посреди улицы, объятые пламенем…» — рассказывала одна из них в интервью спустя десятилетия.

От удара авиационное топливо вспыхнуло с новой силой, превратив детский сад в пылающий факел. Рядом валялась кабина самолета, в ней, вцепившись в штурвал, сидел мертвый летчик. Тело второго выбросило на дорогу.

«Мы стояли и смотрели, как эта махина, обогнув стадион и едва не задев крылом колесо обозрения в парке, рухнула на детский сад! Мы были в ужасе от случившегося, казалось, такого просто не может быть! Жителям запретили не только покидать город, но и даже выходить из собственных домов. Отключили электричество и телефоны. Было очень страшно. Город замер, мы сидели в темных квартирах, словно в убежищах во время войны», — вспоминал , очевидец, в то время ученик средней школы.

Схема места авиационного происшествия, составленная очевидцем Валерой Роговым

«Московский Комсомолец»/mk.ru

Следующие 24 часа город провел в чрезвычайном положении. Прорываясь через толпу не помнящих себя от горя матерей, спасатели извлекали тела сгоревших заживо детей — вернее, то, что от них осталось, — из-под обломков садика. Жителям было запрещено выходить из домов, не работали электричество и телефонная связь, на побережье дежурили милиция и дружинники — на случай, если кто-то из родственников погибших решит утопиться.

На следующее утро на месте пепелища красовалась большая клумба, словно и не было здесь никакого сада.

Обгоревшие деревья были спилены, выжженная земля — вырезана, а на ее место уложен свежий дерн.

Дети и погибшие с ними работницы садика были похоронены в братской могиле неподалеку от железнодорожной станции Светлогорск-1. Хотя в городе в день похорон были отменены электрички и ограничено движение по автодорогам, соединяющим областной центр со Светлогорском, проводить детей в последний путь пришли тысячи человек. Членов экипажа и пассажиров похоронили на кладбище в Калининграде, за исключением одного, тело которого жена увезла на родину.

Снимок группы воспитанников детсада с воспитателями, сделанная в начале 1972-го. Из архива Марии Кудрешовой

oldden.livejournal.com

Уголовное дело по факту катастрофы не возбуждалось. Из Москвы в Светлогорск срочно вылетела комиссия для проведения расследования. Предполагалось, что проблема была в отказе какого-то прибора. Члены комиссии опросили всех, кто имел отношение к полету, дешифровали данные с черных ящиков и, очевидно, пришли к какому-то заключению, но до широкой общественности его не донесли, ограничившись расплывчатой формулировкой «неудовлетворительная подготовка и руководство полетом». По итогам расследования лишились должностей около сорока военнослужащих.

Среди жителей Светлогорска тем временем гуляли самые разные версии, сходившиеся лишь в том, что в крушении виноваты пилоты. Кто-то утверждал, что экспертиза обнаружила в крови пилотов алкоголь, кто-то — что летчики увидели девушек, которые голышом загорали на пляже, и снизились, чтобы получше их рассмотреть.

На фоне версии с голыми девицами довольно правдоподобно выглядит предположение, что крушение произошло из-за неисправности высотомера.

Журналист Валерий Громак, ссылаясь на предоставленные ему бывшим командующим ВВС Балтийского флота генерал-лейтенантом авиации Василием Проскуриным документы, фотографии и прочие данные, отмечает , что черные ящики в момент столкновения с препятствием зафиксировали: высотомер показывал высоту 150 метров над уровнем моря. Фактически же от подножия обрывистого берега до верхушки сосны было не более 85 метров.

Накануне полета, по словам Громака, в Ан-24 установили высотомер с Ил-14, но никто не проверил, как тот себя поведет на другом самолете. Лишь после катастрофы были проведены испытания, которые показали, что высотомер давал погрешность до 60-70 метров.

Сейчас на месте крушения стоит возведенная в 1994 году часовенка с табличкой: «Храм-памятник в честь иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость» построен на месте трагической гибели детского сада 16 мая 1972 года».

«Там молебен проводят каждый раз, а потом все идут на кладбище, там проводят молебен. И приезжают каждый раз военные, привозят венки, цветы каждый год... Традиция уже», — рассказывала в посвященной трагедии телепередаче одна из матерей, чей ребенок погиб при катастрофе. Произошедшее навсегда объединило родителей, став причиной их ежегодного сбора у часовни на протяжении последних 45 лет.

20 Мар 2018

16 мая 1972 года произошла одна из самых страшных авиакатастроф в истории СССР. Самолет Ан-24, принадлежащий к авиаполку Балтийского флота, совершал облет с целью проверки радиотехнической аппаратуры.

Зацепив крылом дерево, крылатая машина потеряла управление, и, пролетев около 200 метров, упала прямиком на здание детского сада города Светлогорск. Во вспыхнувшем от пролившегося топлива пламени помимо экипажа Ан-24 погибло трое работников детсада и 24 ребенка - все, кто был на тот момент в здании.

В официальных источниках часто встречается, что умерло 23 малыша, а не 24. Путаница эта произошла оттого, что отец одной из воспитанниц детсада, капитан дальнего плавания, попросил повременить с похоронами дочки до его возвращения из рейса. Девочка не лежит в братской могиле с остальными детьми, поэтому о ней обычно забывают.

По официальной версии самолет потерпел крушение из-за неисправного высотометра. Прибор незадолго до полета переставили на Ан-24 с Ил-14.

Работоспособность устройства при этом никто не проверял. В результате самолет летел на 60 метров ниже, чем было необходимо, а туман помешал пилотам сориентироваться в происходящем.

До сих пор, впрочем, ходят упорные слухи, что в крови погибших членов экипажа был обнаружен алкоголь - дескать, пили на службе.

Впрочем, последовавшее внутреннее расследование министерства обороны закончилось подтверждением «технической» версии катастрофы. После трагедии 40 высокопоставленных военных попросту сняли с должности!

Немногочисленные снимки похорон были сделаны в буквальном смысле из-под полы. Советские СМИ о катастрофе молчали, а представители госбезопасности наложили строжайшее вето на распространение какой бы ни было информации о случившемся.

В самом городе объявили ЧП, отключили телефоны, перекрыли въезд и выезд. На дорогах выставили кордоны, электрички к Светлогорску отменили.

Из воспитанников садика выжило лишь трое детей, которых в тот день не было. Ира Голушко как раз выздоравливала после гриппа, и мама решила дать ей пересидеть еще один день.

Шестилетний Олег Саушкин лежал в больнице с заболеванием почек. А маленькая Оля Коробова, хоть и была на больничном, всё-таки уговорила маму отвести ее в садик. Когда раздался взрыв, женщина едва успела открыть входную дверь.

В 1994 году в разбитом на месте трагедии сквере построили часовню. Жители Светлогорска и без мемориальной таблички прекрасно знают, что призван увековечить небольшой храм-памятник.

Даже сегодня 16 мая, в день авиакатастрофы, сюда приезжают летчики Балтийского флота, чтобы почтить память и встретиться с их родственниками.

Стоит отдельно упомянуть, как вместо детсада вообще появился сквер. Самолет рухнул вскоре после полудня, а уже к 9 часам вечера согнанные властями моряки закончили разбирать завалы. Утром 17 мая их каторжный труд завершился. Обломки самолета и тела вывезли, всё тщательно убрали.

Мария Кудрешова, у которой в детсаде погиб сын, вспоминает: «Как будто и не было никогда садика! Вместо него – клумба с цветами, дорожки, посыпанные битым красным кирпичом. Выжженная земля срезана, вместо нее уложен дерн. Обломанные и обгоревшие деревья спилены. И только резко пахло керосином. Запах держался еще недели две… »

Сегодня можно сказать с определенностью: непродуманные решения и халатность высших чинов вылились в трагедию для целого города . Сложно представить, что пришлось пережить родителям детей, особенно если учесть, как старалось государство стереть всю память о происшедшем. А ведь замалчивать такое попросту нельзя!

Число дня рождения 4 символизирует уравновешенную, трудолюбивую натуру, осторожную, избегающую рискованных предприятий. Человек способный, со своими идеями, планами, вы стараетесь разобраться во всем самостоятельно, без посторонней помощи.

Ваш девиз - надежность, стойкость, честность. Вас нельзя обманывать, но и вы сами должны избегать самообмана.

4 - число времен года, число стихий, число сторон света. Люди числа 4 часто смотрят на вещи со своей особой точки зрения, что позволяет им находить скрытые от остальных детали. Одновременно, это часто становится причиной их несогласия с большинством и стычек с окружающими. Они редко стремятся к материальному успеху, будучи не слишком дружелюбными, они часто бывают одиноки. Наилучшие отношения устанавливаются у них с людьми чисел 1, 2, 7 и 8.

Счастливый день недели для числа 4 - среда


Знак европейского зодиака Телец

Даты: 2013-04-21 -2013-05-20

Четыре Стихии и их Знаки распределяются следующим образом: Огонь (Овен, Лев и Стрелец), Земля (Телец, Дева и Козерог), Воздух (Близнецы, Весы и Водолей) и Вода (Рак, Скорпион и Рыбы). Поскольку стихии помогают описать основные черты характера человека, то включив их в наш гороскоп, они помогают составить более полное представление о той или иной личности.

Особенности этой стихии - холод и сухость, метафизическая материя, прочность и густота. В Зодиаке эта стихия представлена земным тригоном (треугольником): Телец, Дева, Козерог. Тригон Земли считается материалистическим тригоном. Принцип: стабильность.
Земля создает формы, законы, дает конкретность, устойчивость, стабильность. Земля структурирует, анализирует, классифицирует, создает фундамент. Ей присущи такие качества, как инерция, уверенность, практицизм, надежность, терпение, строгость. В организме Земля дает торможение, окаменение через стягивание и сжатие, замедляет процесс обмена веществ.
Люди, в чьих гороскопах выражена стихия Земли, имеют меланхолический темперамент. Это люди трезвого рассудка и расчетливости, очень практичные и деловые. Цель жизни у них всегда реальна и достижима, а путь к этой цели намечен уже в молодые годы. Если они и отклоняются от своей цели, то очень незначительно и то больше из-за внутренних причин, чем внешних. Люди этого тригона достигают успеха благодаря таким прекрасным чертам характера, как упорство, настойчивость, выдержка, выносливость, целеустремленность, непоколебимость. У них нет такой фантазии и яркого, живого воображения, как у знаков тригона Воды, отсутствуют утопические идеи, как у знаков Огня, но они упорно идут к своей цели и всегда достигают ее. Они выбирают путь наименьшего внешнего сопротивления, а при возникающих препятствиях мобилизуют свои силы и энергию для преодоления всего, что им мешает достичь намеченной цели.
Люди стихии Земли стремятся к владению материей. Создание материальных ценностей приносит им истинное удовлетворение, а результаты труда радуют их душу. Все цели, которые они ставят перед собой, прежде всего должны приносить им пользу и материальную выгоду. Если большинство планет находится в тригоне Земли, такие принципы будут распространяться на все сферы жизни, вплоть до любви и брака.
Люди с преобладанием стихии Земли твердо стоят на ногах, предпочитают устойчивость, умеренность, последовательность. Любят оседлый образ жизни, привязаны к дому, собственности и родине. Периоды подъема и благополучия сменяются кризисами, которые могут быть продолжительными в силу инерции тригона Земли. Именно эта инерция не позволяет им быстро переключаться на новый вид деятельности или отношений. Здесь проявляется их ограниченная способность приспосабливаться к кому-либо и к чему-либо, за исключением знака Девы.
Люди с выраженной стихией Земли обычно выбирают профессию, связанную с материальными ценностями, деньгами или бизнесом. Часто у них «золотые руки», они прекрасные ремесленники, могут иметь успех в прикладных науках и прикладном искусстве. Они терпеливы, покорны обстоятельствам, порой занимают выжидательную позицию, при этом не забывают о хлебе насущном. Все делается с одной целью - улучшить свое физическое существование на земле. Будет и забота о душе, но это - от случая к случаю. Всё вышесказанное для них легко достижимо при условии, если их энергия не будет уходить на такие негативные черты характера, как ультраэгоизм, чрезмерная расчетливость, корысть и жадность.

Телец, Лев, Скорпион, Водолей. Фиксированный крест - это крест эволюции, стабильности и устойчивости, накопления, концентрации развития. Он использует опыт прошлого. Он дает устойчивость, твердость, прочность, стойкость, стабильность. Человек, в гороскопе которого Солнце, Луна или большинство личностных планет находятся в фиксированных знаках, отличается консерватизмом, внутренним спокойствием, непоколебимостью, упорством, настойчивостью, терпением, выносливостью, рассудительностью. Он яростно сопротивляется тому, что ему пытаются навязать, и способен дать отпор кому угодно. Ничто так не раздражает его, как необходимость что-либо менять, какой бы области жизни это ни касалось. Он любит определенность, последовательность, требует гарантий надежности, чтобы быть защищенным от любой неожиданности.
Хотя у него нет резких порывов, легкости в принятии решений, которые присущи другим знакам, но зато он отличается постоянством мнений, устойчивостью в своих привычках и жизненных позициях. Он привязан к своей работе, может работать без устали, «до упаду». Так же постоянен в своих привязанностях к друзьям и близким, крепко и стойко держится за кого-либо или за что-либо, будь то материальная ценность, социальное положение, верный друг, преданный единомышленник или близкий и любимый человек. Люди фиксированного креста верны, преданны и надежны, это рыцари слова. На их обещания всегда можно положиться. Но стоит их лишь один раз обмануть, и их доверие потеряно, может быть даже навсегда. У людей фиксированного креста сильно выражены желания, страсти, они действуют только из собственных побуждений и всегда полагаются на собственное чутье. Их чувства, симпатии и антипатии непоколебимы, незыблемы. Невзгоды, неудачи и удары судьбы их не сгибают, а любое препятствие лишь усиливает их упорство и настойчивость, так как придает им новые силы для борьбы.

Основные формирующие начала Тельца - типичные проявления стихии Земли. Это женский, "иньский", знак, знак проявления вибрации планеты Венера. Телец изображается соответствующим животным, прочно стоящим на Земле. Это бык, как бы выходящий из земли, имеющий с нею непосредственную связь. Земля дает Тельцу силу, с одной стороны, возможность ощущать себя крепко стоящим на ногах, а с другой стороны, Земля как бы притягивает Тельца, не давая ему оторваться от себя.

Люди, рожденные под знаком Тельца, часто бывают прекрасными экономистами, плановиками, хозяйственниками, торговыми работниками. Среди них, по мировой статистике, больше всего министров сельского хозяйства, очень много крупных банкиров, финансистов и даже политиков. Это все из-за того, что во всех делах они руководствуются здравым смыслом, это очень земные, практичные, порой прагматичные люди. Если говорить о негативных качествах Тельца, которые ему дает Земля, то это, прежде всего, консерватизм, стремление к стабильности. Но, с другой стороны, консерватизм необходим и полезен в любом серьезном деле. Поэтому, если Телец в своих желаниях проявляет именно здоровый консерватизм, то это прекрасно отражается на деле, которым он занимается. Этот же консерватизм помогает Тельцам проявить себя в качестве юристов. Их стремление придерживаться ранее установленного порядка помогает им добиться больших успехов как в социуме, так и во всех областях, которыми они занимаются.
Необходимо подчеркнуть один важный нюанс: Тельцы тогда эффективно действуют, когда ощущают под собой твердую почву, то есть когда у них есть четкая жизненная платформа в любом виде (прочная семья, основательное положение в обществе, большие материальные накопления, наследство; а также накопления интеллектуального или энергетического характера). Тельцы постоянно все копят для того, чтобы нормально функционировать. Это необходимое условие их жизни. Само по себе накопительство у Тельца - черта не плохая, не хорошая, а естественная. Оценка "хорошо" или "плохо" появляется, когда мы начинаем анализировать, как это накопление Телец использует. Если он использует накопленное на благие дела, на дела, связанные с эволюцией людей, больших групп или всего человечества, - это хорошо. Если же Телец стал хапугой, то хуже быть не может.

Маленький ребенок - Телец всегда будет что-то копить, то ли фантики, то ли копейки, то ли книжки, то ли марки. Родители должны быть очень внимательны к этим наклонностям детей, чтобы они не перешли в качество, разъедающее сущность человека. Иногда постоянная потребность Тельца иметь всегда под ногами основу и некий стимул доходит до смешного, тогда он не может руководствоваться в жизни абстрактными понятиями, философскими понятиями, и ему обязательно нужна четко и ясно сформулированная задача. Кстати, учатся Тельцы с большим трудом, с большим трудом в них входят знания, зато, если информация вошла в голову, то ее ничем не выбьешь. Важны для них и материальные стимулы в деятельности и в учебе в том числе.
Накопительство - неплохая черта, если ее направить в нужное русло. Высшее качество Тельца, Земли - это стремление к прочности, к накоплению информации. Тельцы очень терпеливы, они могут добиваться своего в течение длительного времени, пока он не выполнят свою программу. Это прекрасное качество - упорство, умение добиваться цели во что бы то ни стало, когда это связано с конструктивными делами, несением людям добра. Именно на это настроены высокие Тельцы. Всем Тельцам обычно свойственно трудолюбие, настойчивость в достижении цели. Тельцам также свойственна творческая плодовитость. Наиболее яркие примеры - Карл Маркс, О. Бальзак.

Ни жуткой преступности, ни каннибализма, ни наркомании - нет, ничего этого не было в насквозь прогнившем Союзе, только после перестройки всё "вдруг" объявилось: "перестройка развязала руки страшнейшему наплыву преступности и наркомании" https://zina-korzina.livejournal.com/1100271.html , да, совсем-совсем наркоманы отсутствовали: "коммунизм ждали, официально считалось , что в СССР наркомании быть не может в силу социалистических условий, вот менты и смотрели на таких «дачников» сквозь пальцы - лишь бы в домики не вламывались. Ну а ночь напряженной работы давала от одного до десяти чемоданов сырья в зависимости от района. Достоевские жили по-ленински - в шалашах . Там же сушили мак, перебивали его, упаковывали в целлофановые мешочки, которые трамбовали в чемоданы. Как наберут нужное количество чемоданамов «шляпы», так и домой. К началу девяностых те наркоши уже физически вымерли. Но кто из наркоманов слышал рассказы долгожителей, то до сих пор поминают советское время, как райское ..." http://back-in-ussr.info/2013/09/sovetskaya-narkomaniya/

Оригинал взят у mgsupgs в Светлогорская катастрофа

16 мая 1972 года около 12:30 самолёт Ан-24Т 263-го отдельного транспортного авиационного полка авиации Балтийского флота СССР, совершая полёт с целью облёта радиотехнической аппаратуры, потерпел крушение в сложных метеоусловиях, зацепив дерево. После столкновения с деревом повреждённый самолёт пролетел около 200 метров и рухнул на здание детского сада в Светлогорске. В катастрофе погибли 34 человека: все 8 находившихся в самолёте, 23 ребёнка и 3 сотрудника детского сада.


Самолёт АН-24Т

16 мая 1972 года... Тёплое весеннее утро. В примор-ском Светлогорске - просто рай. Светит солнце, воздух наполнен ароматом цветущих деревьев. Всё произошло в 12.30, среди бела дня. Дети как раз пришли с прогулки и сели обедать.

О причинах катастрофы открыто заговорили только в начале 90-х годов. По официальной версии, самолёт упал из-за неудовлетворительной подготовки и управления полётом. Это не совсем так.

Для начала причина полетов самолета на низких высотах.

Буквально за пару месяцев перед трагедией произошло два инцидента с незаконным пересечением границы на легкомоторных самолетах. И несмотря на то что один из нарушителей - швед - попросил убежища в СССР остро встал вопрос как именно удалось нарушителям незаметно проскочить в воздушное пространство...Так что Руст был далеко не первым...

Вот и послали экипаж Гутника искать дыры в радиолокационном покрытии границы...
В 11 часов они взлетели, а в 12.30 уже упали на детский сад. На море в то время опустился туман. “Ан-24” специально летел на предельно малой высоте - 50 метров над водой. Они держали связь с берегом, и оттуда им сообщали, видно самолёт или нет. Давали задания: “Поднимитесь на 60 метров, опуститесь до 50 метров”. Так они делали круги над морем часа полтора. И, видимо, не рассчитав, зацепили берег. Высота обрыва на берегу моря в Светлогорске 43 метра. И плюс метров семь - сосны. Как раз получается 50 метров.

Катастрофа.

Столкновение самолета с препятствием произошло на 14 минуте 48 секунде полета. При этом черные ящики зафиксировали: высотомер показывал высоту 150 метров над уровнем моря. Фактически же от подножия обрывистого берега до верхушки сосны не более 85 метров. В деле есть схема разрушения самолета. «Командиру не хватило каких-то долей секунды, - с горечью говорит Василий Владимирович Проскурнин. - Выйдя из тумана, он все понял и потянул рули на себя. Увы, Ан-24 - это не истребитель». На схеме до сантиметров зафиксировано падение самолета после столкновения с сосной на морском берегу. И чуть ли не мистикой кажется после горизонтально падения штопор именно на детский садик...

Обнародованная же версия катастрофы: неудовлетворительная организация подготовки и управления данным полетом. По факту трагедии в Светлогорске уголовное дело не возбуждалось Итогом расследования стал приказ Министра обороны с двумя нулями, в соответствии с которым с должностей было снято около 40 военных чинов. Почему же врал высотомер? Оказывается, накануне этого полета в ВВС ВМФ было принято, как теперь понятно, непродуманное решение заменить высотомеры с ИЛ-14 на АН-24. Никто не проверил, как они поведут себя на новом самолете. Первыми жертвами этого непродуманного решения стали светлогорские дети и экипаж Гутника. Проведенные впоследствии эксперименты показали, что высотомер, переставленный с Ил-14 на Ан-24, давал погрешность до 60-70 метров.

Помимо того погибший экипаж, по свидетельствам очевидцев "был после вчерашнего", нет не пьян, но слегонца с похмела. Это тоже внесло свою лепту... Но этот факт замяли, так как иначе родные и близкие экипажа не получили-бы никаких компенсаций..

Жертвы.

После трагедии в Светлогорске творилось что-то страшное. Горевший детский сад оцепили. К нему не подпускали даже родителей погибших детей. Улицы патрулировали вооружённые солдаты.


Фотография группы воспитанников детсада с воспитателями, сделанная в начале 1972-го.
Из архива Марии Кудрешовой

Жителям было запрещено выходить из собственных домов, где отключили электричество и телефоны.

Всю ночь на месте катастрофы шли работы. Родители детей, пришедшие сюда утром 17 мая, были потрясены: от дымящихся развалин не осталось и следа. Садик сравняли с землёй, а на его месте разбили большую клумбу.

Официально о событиях в Светлогорске ничего не сообщалось. В день похорон отменили движение электричек в Светлогорск, а на дорогах были выставлены кордоны.

Но жители Калининградской области всё равно узнали про крушение самолёта и гибель детей. Во время похорон на кладбище собралось около 10 тысяч человек. Фотографировать не разрешалось. У тех, кто нарушал запрет, люди в штатском забирали отснятые плёнки.

Расследование

Расследованием причин аварии занималась комиссия из Москвы под руководством заместителя министра обороны по вооружению генерал-полковника Н.Н. Алексеева. Однако уголовное дело не было возбуждено.
Родственникам погибших ничего не говорили о ходе разбирательства и о виновных.

Родные сгоревших заживо детей не получили от власти никакой компенсации.
Им лишь помогли организовать похороны.
Итогом внутреннего расследования министерства обороны стал совершенно секретный приказ министра обороны Андрея Гречко, в соответствии с которым с должностей было снято около 40 военнослужащих

Loading...Loading...