Тоска по диктату, законы языка, дмитрий быков, мечты о полицейской свободе и о социальных иерархиях. Орфография как закон природы Когда воды нужно больше, чем обычно

Наткнулся на интересные рассуждения Дмитрия Быкова о языке.

И то же самое, только в виде текста:

Орфография как закон природы
Вопрос о том, зачем нужна грамотность, обсуждается широко и пристрастно. Казалось бы, сегодня, когда даже компьютерная программа способна выправить не только орфографию, но и смысл, от среднестатистического россиянина не требуется знания бесчисленных и порой бессмысленных тонкостей родного правописания. Я уж не говорю про запятые, которым не повезло дважды. Сначала, в либеральные девяностые, их ставили где попало или игнорировали вовсе, утверждая, что это авторский знак. Школьники до сих пор широко пользуются неписаным правилом: «Не знаешь, что ставить, - ставь тире». Не зря его так и называют - «знак отчаяния». Потом, в стабильные нулевые, люди начали испуганно перестраховываться и ставить запятые там, где они вообще не нужны. Правда, вся эта путаница со знаками никак не влияет на смысл сообщения. Зачем же тогда писать грамотно?

Думаю, это нечто вроде тех необходимых условностей, которые заменяют нам специфическое собачье чутье при обнюхивании. Сколько-нибудь развитый собеседник, получив электронное сообщение, идентифицирует автора по тысяче мелочей: почерка, конечно, он не видит, если только послание пришло не в бутылке, но письмо от филолога, содержащее орфографические ошибки, можно стирать, не дочитывая.

Известно, что в конце войны немцы, использовавшие русскую рабочую силу, угрозами вымогали у славянских рабов специальную расписку: «Такой-то обращался со мной замечательно и заслуживает снисхождения». Солдаты-освободители, заняв один из пригородов Берлина, прочли гордо предъявленное хозяином письмо с десятком грубейших ошибок, подписанное студенткой Московского университета. Степень искренности автора стала им очевидна сразу, и обыватель-рабовладелец поплатился за свою подлую предусмотрительность.

У нас сегодня почти нет шансов быстро понять, кто перед нами: способы маскировки хитры и многочисленны. Можно сымитировать ум, коммуникабельность, даже, пожалуй, интеллигентность. Невозможно сыграть только грамотность - утонченную форму вежливости, последний опознавательный знак смиренных и памятливых людей, чтущих законы языка как высшую форму законов природы.
Дмитрий Быков, 276 слов

Что это?
Вопль истосковавшегося человека, вопль человека истосковавшегося по диктату, порядку, закону.

Это тоска по миру Модерна, по миру, который свято верил в естественные законы истории, законы развития общества, Прогресса, законы человеческого поведения, законы языка и прочее.

Это тоска по законообразующим основам мира, общества, человеческого поведения, языка etc.

Это тоска по фундаменту, твердому фундаменту, который человечество утеряло со "смертью Бога" и который пыталось обрести, создавая метафизические картины мира, конструируя законы естественного развития, мечтая о мировой абсолютной истине и чистом естественном человеке.

Все бы ничего, но в 20 веке эти мечты обернулись кровавыми вакханалиями тоталитарных режимов.

Диктат естественных законов истории, законов общества, законов языка, законов человеческого поведения и т.п. как-то легко оборачивается диктатом и произволом отдельных людей, партий, бюрократий и т.д.
И как-то не справедливы оказываются эти естественные законы истории, законы общества, законы языка и т.д. к отдельным людям, социальным группам, народам и т.п.
И как-то легко приговаривают эти естественные законы истории, законы общества, законы языка и т.д. отдельных людей, социальные группы, народы к уничтожению.

И, казалось бы, пора уже забыть о мечтах о непререкаемых законах и непреложных правилах, пора бы уже согласиться, что знак произволен, а все социальные сущности конструируются.

Но, нет же, наших малообразованных интеллектуалов внутренне тянет к авторитарным моделям по самое не могу. Тянет спонтанно, непроизвольно, почти бессознательно. Сочинит наш "либерал" пару стишков про свободу или что-то похожее и брякнет что-то в стиле старика нашего Канта о необходимости полицейской свободы.

Мол, свобода нужна, но только в рамках Прогресса и порядка. Вроде свобода должна быть, но закон и порядок (естественный закон и естественный порядок - !) её ограничивают, а иногда, даже, сводят на нет.

Критика (те же свободолюбивые стишки) представляется чем-то вроде полицейского, который дубиной наводит порядок и свободомыслие. "Отрицать эту положительную пользу критики - все равно что утверждать, будто полиция не приносит никакой положительной пользы, так как главная ее задача заключается в предупреждении насилия одних граждан над другими для того, чтобы каждый мог спокойно и безбоязненно заниматься своими делами " (Кант_Критика чистого разума).

То есть, даже сквозь критику просвечивает мечта о полицейском государстве.

Как отмечал тот же старик Иммануил: "Только такой критикой можно подрезать корни материализма, фатализма, атеизма, неверия свободомыслия …" (Критика чистого разума)
И не надо нам в России этой моды на гениальничающее постмодернистское свободомыслие, ибо, как писал наш калининградский философ еще в 18 веке: " …Дух основательности в Германии России не угас, …он только на короткое время был заглушен модной манерой гениальничающего свободомыслия …" (Критика чистого разума)

И, конечно, этот текст пронизан ужасом перед Тайной. Куда же без этого.
Ужас архаичного существа потерявшегося в хаосе знаков, символов, текстов мира постмодерна. Ужас архаичного существа перед открытостью мира, общества, человека, текста, знака, символа.

И еще это тоска по традиционному миру иерархий, миру устоявшихся символических систем, миру, в котором с первого взгляда видно "кто есть кто". Видно по одежде, по движениям тела, по языку, по наличию явных хорошо известных символов власти, символов высокого статуса и т.п.

Это тоска по легальной демонстрации своего статуса, которая в плебейском обществе постмодерна выглядит как что-то несуразное, комическое.
Но у нас общество демонстрируемых статусов есть мечта. Мечта нашей буржуазии. Мечта наших интеллектуалов. Мечта наших правых "либералов".
Это не совковое мышление. Это домодерновое, традиционное, архаическое мышление.
И эти люди запрещают другим ковыряться в носу!
И учат других жить грамотности и свободе.

Грамотность как знание правил языка - это не свойство сознания и тем более не свойство ума. Это телесное свойство, автоматические телесные навыки, определенный габитус. Грамотность как знание правил языка - это результат определенной дисциплины тела.

Тоска по грамотности - тоска по дисциплине, тоска по определенным техникам дисциплинирования.

Стремление придать знанию правил языка особый статус - это стремление придать особый статус видимым особенностям тела, особенностям габитуса.
Это стремление сделать из особенностей тела определенные знаки, символы, указывающие на особый статус, а особость статуса обычно прямо связана с высокостью статуса (интересно, употребление слова "высокость" записывает меня автоматически в обыватели-рабовладельцы или что-то похожее?).

Проще говоря, это желание системы, в которой человеку автоматически придается высокий статус только исходя из определенных свойств его тела (умение грамотно писать).
Это желание придать высокий статус определенным телесным признакам, которые неотделимы от габитуса грамотного человека.
И статус этот сразу распознается.
И статус этот сразу видим.
И статус этот сразу наделяет дополнительными признаками ума, интеллигентности, доброты и прочими положительными характеристиками.
То есть, неотъемлемые признаки тела превращаются в статус и откровенно указывают на высокий статус, а высокий статус автоматически делает хорошим человеком.

Но для чего нужен высокий статус и положительные характеристики?
Наивные люди. Не надо лукавить.
И все эти разговоры про грамотность, интеллигентность, особый статус и т.п. лишь пошлое прикрытие для одного желания, желания получать удовольствие от своего права летать над другими людьми:

Но не стоит никого обвинять во лжи.
Ибо известно:

Работа по тексту «Орфография как закон природы»

  • 1. Вставьте пропущенные знаки препинания. Где необходимо, вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки для определения слитного, раздельного или дефисного написания (вставки выделить любым ярким цветом, кроме красного).
  • 2. Выпишите из этого текста примеры, иллюстрирующие следующие правила (нужное правило сформулируйте после каждого примера!):
    • А) Правописание разделительного Ъ и Ь знаков;

Орфография как закон природы

Вопрос о том, зачем нужна грамотность, обсуждается широко и пристрастно. Я уж не говорю про запятые, которым не повезло дважды. Сначала, в либеральные девяностые, их ставили где попало или игнорировали вовсе, утверждая, что это авторский знак. Школьники до сих пор широко пользуются неписаным правилом: «Не знаешь, что ставить, - ставь тире». Не зря его так и называют - «знак отчаяния». Потом, в стабильные нулевые, люди начали испуганно перестраховываться и ставить запятые там, где они вообще не нужны. Правда, вся эта путаница со знаками никак не влияет на смысл сообщения. Зачем же тогда писать грамотно?

Солдаты-освободители, заняв один из пригородов Берлина, прочли гордо предъявленное хозяином письмо с десятком грубейших ошибок, подписанное студенткой Московского университета. Степень искренности автора стала им очевидна сразу, и обыватель-рабовладелец поплатился за свою подлую предусмотрительность.

У нас сегодня почти нет шансов быстро понять, кто перед нами: способы маскировки хитры и многочисленны. Можно сымитировать ум, коммуникабельность, даже, пожалуй, интеллигентность. Невозможно сыграть только грамотность - утонченную форму вежливости, последний опознавательный знак смиренных и памятливых людей, чтущих законы языка как высшую форму законов природы. Дм. Быков

2. А) Правописание разделительного Ъ и Ь знаков;

Компьютерная - пишется разделительный Ь знак.

Собачье - пишется разделительный Ь знак.

Предъявленные - пишется разделительный Ъ знак.

Правило: перед приставкой и после букв в корне Е, Ё, Ю, Я, в остальных случаях пишется разделительный Ь знак.

Б) Правописание безударных гласных в корне;

Либеральные - пишется И.

Правило: безударные непроверяемые гласные в корне слова проверяются орфографическим словарем.

Выправить - в корне пишется а, т.к. проверочное слово - править.

Правило: необходимо подобрать такое проверочное слово, чтобы безударный гласный звук был под ударением.

В) Правописание непроверяемых согласных в корне;

Россиянина - пишем СС

Русскую - пишем СС

Правило: словарное слово.

Г) Правописание приставок на з/с;

Бесчисленных - пишем в приставке С

Правило: если после приставок на З и С идёт глухой согласный звук, в приставке пишется С, если звонкий согласный - пиши З.

Д) Правописание не с разными частями речи;

Не требуется - пиши раздельно.

Не знаешь - пиши раздельно.

Не влияет - пиши раздельно.

Не видит - пиши раздельно

Правило: НЕ с глаголами пишется раздельно.

Нечто - пиши слитно.

Правило: отрицательные местоимения с НЕ и НИ пишутся слитно, если между ними нет предлога.

Неписаным - пиши слитно.

Правило: причастия пишутся с НЕ слитно, если нет зависимого слова.

Необходимых - пиши слитно.

Правило: НЕ с прилагательными пишется слитно, если можно заменить синонимом: нужные.

Не зря- пишется отдельно

Правило: Не с наречиями пишется раздельно

Не дочитывая - пиши раздельно

Правило: Не с деепричастием пишется раздельно.

Невозможно - пиши слитно.

Правило: модальное слово с запретительном значением, Не пишется слитно.

Е) Правописание приставок пре/при;

Пристрастно - пишется ПРИ

Правило: в некоторых словах значение приставок недостаточно ясно, эти слова нужно запомнить.

Ё) Правописание непроизносимых согласных в корне;

Пристрастно - пишется в корне Т.

Известно - пишется в корне Т

Правило: если в корне непроизносимая согласная, надо подобрать такое проверочное слово, чтобы эта согласная стала произносимой СТРАСТЬ - ПРИСТРАСТНО.

Ж) Правописание не и ни с разными частями речи;

Нечто - пишется слитно.

Правило: неопределенное местоимение с ударной приставкой местоименные слова с приставкой НЕ, на которую падает ударение, пишется слитно.

З) Правописание н и нн в разных частях речи;

Бесчисленных - пишется НН

Правило: в прилагательных, образовательных при помощи суффикса ЕНН пиши НН.

Бессмысленных - пишется НН

Электронное - пишется НН

Искренности - пишется НН

Многочисленны - пишется НН

Правило: С двойным Н пишутся суффиксы -енн-, -ственн-, -онн- имен прилагательных, образованных от существительных.

Неписаным - пишется Н

Правило: в отглагольных прилагательных, образованных от причастий и не имеющих при себе приставок (кроме не) или зависимых слов пиши Н.

Испуганно - пишется НН

Правило: в наречиях, образованных от прилагательных, пишется столько НН, сколько в прилагательном, от которого они образованны.

Испуганный - испуганно

Подписанное - пишется НН

Правило: в полных страдательных причастия совершенного вида, имеющих приставку пиши НН.

Путаница - пишется Н

Правило: Это имя существительное образованное от прилагательного путаный при помощи суффикса -иц-, в нем пишется столько н, сколько в производящем слове. В прилагательном путаный пишется одно Н, т.к. оно образованно от глагола несовершенного вида путать, отвечающего на вопрос что делать? В прилагательных образованных от глаголов несовершенного вида пишется одно Н.

Предъявленное - пишется НН.

Правило: Страдательное причастие прошедшего времени, образованное от глагола совершенного вида, поэтому в суффиксе причастия пишется НН.

Утонченную - пишется НН.

Смиренных - пишется НН.

Правило: В прилагательном, образованном от глагола совершенного вида, пишется НН.

И) Слитное, раздельное, дефисное написание разных частей речи;

Сначала - наречие, пишется слитно.

Правило: наречия, образованные соединением предлога и существительного пишутся слитно.

Зачем - наречие, пишется слитно.

Правило: наречие, образованные путём соединения предлога с вопросительными и указательными местоимениями пишутся слитно.

Сколько-нибудь - наречие пишется через дефис

Правило: суффиксы -то, -либо, -нибудь и приставкой кое- с местоимениями и наречиями пишутся через дефис.

Солдаты - освободители - приложение, пишется через дефис.

Правило: если одиночное согласованное приложение и определяемое им существительное является именами нарицательными, то между ними ставится дефис.

Никак - местоимение, пишется слитно.

Правило: частицы НЕ и НИ в местоименных отрицательных наречиях являются приставками и пишутся слитно.

Среднестатистический - пишется слитно.

Правило: Прилагательные, образованные от основ слов отношений между которыми носят подчинительный характер, пишутся слитно.

Обыватель - рабовладелец - пишется через -

Правило: Однословное приложение, следующее за определяемым словом, пишется через дефис.

К) Правописание и/ы после приставок;

Сымитировать - после приставки в корне пиши Ы.

Сыграть - после приставки в корне пиши Ы.

Правило: после приставок, оканчивающихся на согласный, вместо И пишется Ы согласно произношению исключение составляют приставки сверх - и меж - , и слова с иноязычными приставками контрИгра, дезИнфекция.

Л) Знаки препинания в сложносочиненном предложении;

Сколько-нибудь развитый собеседник, получив электронное сообщение, идентифицирует автора по тысяче мелочей: почерка, конечно, он не видит, если только послание пришло не в бутылке, но письмо от филолога, содержащее орфографические ошибки, можно стирать, не дочитывая.

Правило: в составе этого сложносочиненном предложении два простых предложения, две грамматические основы, отделяются друг от друга запятой.

М) Знаки препинания в сложноподчиненном предложении;

Я уже не говорю про запятые, которым не повезло дважды.

Вопрос о том, зачем нужна грамотность, обсуждается широко и пристрастно.

Казалось бы, сегодня, когда даже компьютерная программа способна выправить не только орфографию, но и смысл, от среднестатистического россиянина не требуется знания бесчисленных и порой бессмысленных тонкостей родного правописания.

Школьники до сих пор широко пользуются неписаным правилом: «Не знаешь, что ставить, - ставь тире».

Думаю, это нечто вроде тех необходимых условностей, которые заменяют нам специфическое собачье чутье при обнюхивании.

Известно, что в конце войны немцы, использовавшие русскую рабочую силу, угрозами вымогали у славянских рабов специальную расписку: «Такой-то обращался со мной замечательно и заслуживает снисхождения».

У нас сегодня почти нет шансов быстро понять, кто перед нами: способы маскировки хитры и многочисленны.

Правило: сложноподчиненном предложении состоят из главного и придаточного, отделяются друг от друга запятыми.

Н) Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении;

Сколько-нибудь развитый собеседник, получив электронное сообщение, идентифицирует автора по тысяче мелочей: почерка, конечно, он не видит, если только послание пришло не в бутылке, но письмо от филолога, содержащее орфографические ошибки, можно стирать, не дочитывая.

У нас сегодня почти нет шансов быстро понять, кто перед нами: способы маскировки хитры и многочисленны. Можно сымитировать ум, коммуникабельность, даже, пожалуй, интеллигентность.

Правило: Между частями бессоюзного сложного предложения при перечислении ставится запятая.

О) Знаки препинания в простом предложении с однородными членами;

«Такой-то обращался со мной замечательно и заслуживает снисхождения».

Правило: если однородные члены предложения отделяются одиночным союзом И запятая между ними не ставится.

П) Знаки препинания в предложении с причастным оборотом;

Сколько-нибудь развитый собеседник, получив электронное сообщение идентифицирует автора по тысяче мелочей: почерка, конечно, он не видит, если только послание пришло не в бутылке, но письмо от филолога, содержащее орфографические ошибки, можно стирать, не дочитывая.

Правило: причастный оборот, стоящий после определяемого слова письмо, обособляется с двух сторон.

Известно, что в конце войны немцы, использовавшие русскую рабочую силу, угрозами вымогали у славянских рабов специальную расписку: «Такой-то обращался со мной замечательно и заслуживает снисхождения».

Правило: причастный оборот, стоящий после определяемого слова немцы, обособляется с двух сторон.

Солдаты-освободители, заняв один из пригородов Берлина, прочли гордо предъявленное хозяином письмо с десятком грубейших ошибок, подписанное студенткой Московского университета.

Правило: гордо предъявленное хозяином - определение, выраженное причастным оборотом, которое не обособляется, так как находится перед определяемым словом письмо.

Невозможно сыграть только грамотность - утонченную форму вежливости, последний опознавательный знак смиренных и памятливых людей, чтущих законы языка как высшую форму законов природы.

Правило: запятая отделяет обособленное определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова.

Р) Знаки препинания в предложении с деепричастным оборотом;

Сколько-нибудь развитый собеседник, получив электронное сообщение, идентифицирует автора по тысяче мелочей: почерка, конечно, он не видит, если только послание пришло не в бутылке, но письмо от филолога, содержащее орфографические ошибки, можно стирать, не дочитывая.

Правило: обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом, выделяются запятыми.

С) Знаки препинания при обособленных членах предложения (вводные слова, приложения и т.д.).

Сколько-нибудь развитый собеседник, получив электронное сообщение, идентифицирует автора по тысяче мелочей: почерка, конечно, он не видит, если только послание пришло не в бутылке, но письмо от филолога, содержащее орфографические ошибки, можно стирать, не дочитывая.

Правило: парные запятые, выделяющие вводное слово конечно, указывающее на степень достоверности сообщения.

Можно сымитировать ум, коммуникабельность, даже, пожалуй, интеллигентность.

Правило: парные запятые выделяют вводное слово, пожалуй, со значением низкой степени достоверности сообщения, неуверенности говорящего.

Казалось бы, сегодня, когда даже компьютерная программа способна выправить не только орфографию, но и смысл, от среднестатистического россиянина не требуется знания бесчисленных и порой бессмысленных тонкостей родного правописания.

Правило: запятая, после вводного слова, казалось бы, указывающее на степень достоверности сообщения.

Правда, вся эта путаница со знаками никак не влияет на смысл сообщения.

Правило: запятая, после вводного слова, правда, указывающее на степень достоверности сообщения.

Думаю, это нечто вроде тех необходимых условностей, которые заменяют нам специфическое собачье чутье при обнюхивании.

Правило: запятая, после вводного слова, думаю, указывающее на личное мнение автора.

правописание приставка дефисный безударный

Проведите эксперимент: попробуйте позадавать людям вопрос «Зачем?» Удивительно, но в большинстве случаев вы услышите ответ не на свой вопрос «Зачем?», а на вопрос «Почему?»:

- Зачем ты оставил документы на столе?
- Потому что мне нужно было срочно уйти.

- Зачем ты обиделся?
- Так ведь Вася очень грубо со мной разговаривал!

- Зачем ты сказал Маше, что она всегда опаздывает?
- Ну ведь она правда всегда опаздывает!

Замечаете разницу? Вопрос «Зачем?» был задан с целью узнать, что хотел человек получить в результате своего действия. А, отвечая на вопрос «Почему?», нам рассказали про события и обстоятельства, которые предшествовали действию, но никак не про результаты или цели! Спрашивали про будущее, ответ получили про прошлое.

Почему так происходит?

На многие подобные вопросы ответить разумно бывает непросто. И это само по себе уже полезно. Получается, что незачем злиться, незачем расстраиваться, незачем кричать друг на друга! И еще может появиться осознание, что само действие в лучшем случае не ведет ни к какому результату вообще, а зачастую и просто ведет к нежелательному результату.

Таким образом, вместо бесполезной болтовни и переживаний появляются осмысленная речь и действия.

Попробуем еще раз:

- Зачем ты оставил документы на столе?
- Потому что мне нужно было срочно уйти.
- Не «Почему?», а «Зачем?»
- Ой, точно, незачем! Они могут потеряться! Пойду, уберу в папку.

Такой результат, похоже, нас порадует больше - мы уже видим осмысленное полезное действие, которое поможет избежать потери важных документов.

- Зачем ты сказал Маше, что она всегда опаздывает?
- Ну ведь она правда всегда опаздывает!
- Да, а сказал зачем, чтобы произошло что?
- Чтобы она знала, что ее опоздания заметны всем!

В вашем исполнении вопрос "Зачем?" может иметь разные формы: он может звучать как "С какой целью?", "Для чего?" (иногда короче и понятнее звучит великое "И чё?"), "Что должно быть в результате?". Спрашивайте себя "Зачем я это делаю?", "Зачем я это говорю?", "Зачем я это чувствую?" - отвечайте сами же себе - ваши действия ведут к нужному вам результату? Если вдруг нет - то какие действия ведут к нужному результату?

Внимание: недалекие и конфликтные люди могут испортить даже вопрос "Зачем?", превращая его в обвинение. Впрочем, для них что "Зачем", что "Почему" - они на самом не спрашивают и ваши ответы не слушают, им важно только выразить свое недовольство . Мы - не о них, да?

Вопрос «Зачем?» - поистине волшебный, проверьте сами. Он помогает переключиться с причин поступка на его результат, переключает мысли с прошлого на будущее - и, в целом, повышает осознанность слов, мыслей и поступков.

С новыми открытиями вас!
С новыми, более осознанными действиями, мыслями и чувствами!

Тот и другой вопрос хороши по-своему. И заслуживают пристального внимания! Итак.

"Почему?"

Вопрос "почему" (так произошло, я так поступил и т.п.) помогает проанализировать ситуацию, сделать необходимые выводы на будущее. Чтобы перейти уже ко второму вопросу.

Однако многие люди не переходят, они так и застревают в "почему". И либо непрерывно задают этот вопрос, либо отвечают на него. Ответы генерируются автоматически, поскольку модель уже откатанная.

Попробуйте ответить на вопрос: "Почему ты опоздал?" Легко? Ещё бы. Будильник не сработал… пробка… мама позвонила не вовремя… телефон разрядился…

Это не значит, что все ответы — ложь. Они могут быть и правдивы. Не в этом дело.

Вопрос "почему?" ведёт к деградации.

Он водит нас по одному и тому же кругу одних и тех же шаблонов.

"Зачем?"

Вопрос "зачем?" ведёт к развитию и самопознанию.

Тот же самый вопрос, заданный по-другому, даёт нам массу открытий чудных.

"Зачем ты опоздал?" Странный вопрос. Но только на первый взгляд.

"Зачем ты поехал отдыхать именно на этот курорт?"

"Потому что подвернулась дешёвая путёвка", — ответ тоже правильный.

"Затем, чтобы не думать, не напрягаться, не мучиться выбором", — ответ гораздо более интересный.

Тогда я узнаю о себе, что я — ленив и пассивен в выборе.

А если "Потому что я там ни разу не был"? Тоже хорошо.

Но лучше: "Затем, что я хочу увидеть новые места".

Тогда я узнаю о себе, что я — любознательный и стремлюсь к новым впечатлениям.

"Зачем ты уволился с этой работы?"

"Потому что начальник дурак" , — тоже верно.

"Затем, чтобы не решать проблем взаимопонимания", — лучше.

"Затем, чтобы найти для себя более комфортные отношения", — ещё лучше.

Тогда я узнаю о себе, что комфортные отношения с руководителем для меня приоритетны. Более приоритетны, чем зарплата, местоположение работы и т.д. И это не хорошо и не плохо. Это просто правда. Правда про вас.

Реактивное и проактивное поведение

Вопрос "почему?" и ответы на него знаменуют реактивное поведение. Поведение "от".

Что-то случилось — и я реагирую.

Это нормально.

Но застрять в этом — значит, прекратить развиваться.

Вопрос "зачем?" и ответы на него знаменуют проактивное поведение. Поведение "к" или "для".

Маленький ребёнок берет в руки предмет. Если этот предмет не издаёт звуков, что делает ребёнок? Он стучит. Этим предметом по какой-либо поверхности. Ребёнок хочет извлечь звук. Ребёнок проактивен. Он хочет быть причиной чего-либо, создателем явления. Для него существует лишь вопрос "зачем?"

"Зачем ты стучишь?" — "Чтобы было громко!"

Проактивное поведение, поведение "зачем" — более осознанное.

В этом случае между стимулом и реакцией есть промежуток. И это — пространство свободного выбора.

В случае "почему" промежутка нет. Свободный выбор отсутствует. Я — раб привычек, шаблонов, обстоятельств, других людей…

У таких людей в речи доминируют пассивные конструкции и их аналоги: "мне приходится", "я вынужден", "у меня нет выбора", "меня позвали", "мне сказали"… бесконечное количество вариаций.

Вопрос "зачем?" требует осознанности в любой ситуации и с проекцией на будущее. Иногда даже очень отдалённое.

Вопрос "зачем?" требует ориентации на цель. Каждый поступок должен соответствовать цели, иначе вопрос "зачем?" не будет иметь ответа и превратится в "почему".

"Зачем ты занимаешься фитнесом?" — "Чтобы к 50-ти годам быть в отличной физической форме!"

Вопрос "Почему ты занимаешься фитнесом?" как-то и неуместен даже…

"Зачем ты все свободное время проводишь на диване?"

"Потому что мне лень шевелиться", — хоть и честно, но неправильно.

"Затем, чтобы к 50-ти годам превратиться в развалину с лишним весом и остеохондрозом, чтобы иметь все поводы жаловаться на здоровье, ныть и отравлять жизнь окружающим", — вот это то самое оно.

Чаще задавайте вопрос "зачем?"

Будьте проактивны.

Начинайте, представляя конечный результат.

Многие из нас, особенно школьники и их родители, неустанно задаются вопросом о том, зачем нужно знать историю. Какова значимость и актуальность изучения событий многолетней давности? Однако существует множество разнообразных причин, указывающих на необходимость изучения этого предмета, который является сочетанием многих других дисциплин. Много аргументов уже было приведено по поводу важности истории, но они по-прежнему остаются актуальными и на сегодняшний день. Вот я хочу все знать и мне в этом помогает сайт jokelist.ru .

Виртуальная машина времени


Изучение значимых исторических событий и людей подобно путешествию во времени. История изучает прошлое и наследие прошлого в настоящем. Это необходимо для того, чтобы знать, как наш современный мир и народы нашей планеты стали такими, какими мы видим их сегодня, а также как мы эволюционировали.


Многие загадки, пугающие и интригующие, перестают быть такими таинственными, как только становятся понятными сложные причины и события, к ним приведшие. Это объясняет, зачем нужна история. Когда понимается то общее, что мы делим с людьми из прошлого, а также осознаются различия в настоящем, формируется осознание нашего общества, его настоящего, прошлого и будущего.

Учимся на ошибках


В то же время история предлагает нам нечто гораздо больше, чем существующие в прошлом события, которые привели к созданию современного мира. Зачем нужна история? Она предлагает нам изучение прошлого и настоящего неизвестных нам народов и иностранных государств, в которых все устроено совершенно по-другому. Зная, что общего мы разделяем с людьми в прошлом, а попутно изучив, как сильно их жизнь отличается от нашей в настоящем, мы способны повернуть будущее в лучшую сторону. Мы оборачиваемся назад и видим последствия:

  • кровопролитных войн;
  • революций и государственных переворотов;
  • бездумного отношения к природе;
  • великих открытий;
  • заблуждений и неграмотности.

Можно много раз наступать на одни и те же грабли. Зачем? Нужно изучать историю, чтобы извлекать ошибки из прошлого и предотвращать их в дальнейшем.

Перенимаем опыт


Кроме того, история пытается понять прошлую жизнь отдельных людей и общества в целом, исследуя все возможные аспекты их реальности. Исследуется разнообразие человеческого опыта: как сильно люди отличались в своих идеях, убеждениях и культурных практиках, насколько широко их опыт изменялся в зависимости от времени, национальности и социального положения, сколько человечество боролось друг с другом, населяя общую для нас планету.

Опыт прошлого колоссален и неоценим. Его бесспорное значение для будущих поколений показывает, зачем нужна история. Обдумать события, проанализировать их, «переварить» информацию и только затем, на основе уже состоявшегося опыта, разобраться в настоящем, составить целесообразный и безопасный план на будущее.

Общее развитие

История анализирует прошлое, оценивая сложную паутину причин, помогающих понять на происходящие события и явления в современном мире. Она учит аналитическим навыкам, критическому мышлению и логическому анализу ситуаций, что просто необходимо при изучении многих школьных дисциплин. История тренирует память и учит правильно обрабатывать и воспринимать информацию, помогает развить навыки, столь необходимые, чтобы заглянуть за заголовки текстов, правильно поставить вопросы и выразить свое собственное мнение.


Воспитать патриотов



Здоровая социальная атмосфера в стране, полноценное общество и мир – цель, к которой стремятся все люди в общем и каждое отдельное государство в частности. Невозможно все оценить деньгами и за все заплатить. Поэтому государство держится не на бизнесменах, а на меценатах, альтруистах и патриотах. На них держится весь мир. Их помнит история. Тех, кто любил свою страну, кто отдавал свои жизни за счастье других. Это и бесстрашные воины, и самоотверженные врачи, и талантливые ученые, и просто бескорыстные патриоты своего народа.

Зачем нужна история? Потому что она популярно повествует каждому следующему поколению о том, чем оно обязано своим предкам. Мы узнаем, какими идеалами жили прадеды, какие подвиги они совершали. Мы понимаем, как их жизнь повлияла на наше настоящее. Воспитание уважения к прошлому с его реформами, борьбой, победами и неудачами - задача истории.

Зачем нужно изучать историю?

Сегодня неотделимо от вчера. Все люди и народы живут историей: мы говорим на языках, дошедших до нас из далекого прошлого, живем в обществах со сложными культурами, унаследованными с древних времен, используем технологии, разработанные нашими предками.… Таким образом, изучение взаимосвязи между прошлым и настоящим является неоспоримой основой для хорошего понимания современного человеческого бытия. Это объясняет, зачем нам история, почему и насколько она важна в нашей жизни.

Знакомство с человеческим прошлым и есть путь к самопознанию. История помогает понять истоки современных социальных и политических проблем. Она является самым важным источником изучения характерного поведения людей в тех или иных социальных условиях. История заставляет нас осознать, что люди в прошлом были не просто «хорошими» или «плохими», но мотивированными в сложных и противоречивых отношениях, как и сейчас.



Взгляд на мир каждого человека формируется благодаря индивидуальному опыту, а также опыту общества, в котором он живет. Если мы не знаем современного и исторического опыта различных культур, то мы не можем даже и надеяться понять, как люди, общества или нации принимают решения в современном мире.

Сама суть

Историческое знание - не больше и не меньше, чем тщательно и критически построенная коллективная память. Именно память делает нас людьми, а коллективная память, то есть история, делает нас обществом. Зачем знать историю? Да потому что без индивидуальной памяти человек сразу же потеряет свою идентичность, не будет знать, как действовать при встрече с другими людьми. То же самое происходит и с коллективной памятью, хотя ее потеря будет заметна не так моментально.

Однако память не может застыть во времени. Коллективная память постепенно приобретает новый смысл. Историки постоянно работают над переосмыслением прошлого, задавая новые вопросы, ища новые источники информации и анализируя старинные документы в целях приобретения новых знаний и опыта для лучшего понимания прошлого и происходящего. История постоянно меняется и расширяется, так же как и наша память, помогая нам приобретать новые знания и навыки для улучшения нашей жизни….

Loading...Loading...