Технологии проектной деятельности в соответствии с фгос. Презентация на тему: Технология проектирования в ДОУ

Августовская конференция 2017

Тема секции воспитателей: «Технологии организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольных учреждениях»

Подтема: «Технология проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении»

Исполнительно-подражательный проект (дети 2-3 лет) - взрослый координирует и направляет, а дети выполняют задания педагога либо подражают его действиям;

СЛАЙД № 2

Итак, метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Метод проектов возник еще во 2 половине 19 века в США. Основоположник Джон Дьюи. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, согласуясь с его личным интересом именно в этом знании. По Дьюи перед ребенком обязательно должна стоять проблема из реальной жизни, знакомая и значимая для этого ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания. Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска.

Метод проектов привлек внимание и русских педагогов. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно. В 1931 году Постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден, а его использование в школе - запрещено. Есть несколько причин, по которым метод проектов не смог проявить себя:

* не было учителей, способных работать с проектами;

* не было разработанной методики проектной деятельности;

* чрезмерное увлечение «методом проектов» шло в ущерб другим методам обучения;

* «метод проектов» неграмотно соединили с идеей «комплексных программ»;

* отменили оценки и аттестаты, а индивидуальные зачеты, существовавшие прежде, заменили коллективными зачетами по каждому из выполненных заданий.

В СССР метод проектов возрождать в школе не торопились.

Но все же сам метод не стоял на месте, идея обросла технологической поддержкой, появились подробные педагогические разработки, позволяющие перевести метод проектов из категории педагогических «произведений искусства» в категорию «практических приемов».

И наконец в 21 веке эта технология стала активно использоваться и в школах и в доу нашей страны. Поэтому технологию проектной деятельности можно назвать инновационной среди образовательных технологий нашей страны.

СЛАЙД № 3

Из всего выше сказанного, можно дать определение: Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне определенным практическим результатом, оформленным тем или иным способом. Не зря выделены слова: цель, проблема, результат и оформление этого результата. Это ключевые слова в данном определении.

СЛАЙД № 4

Говорят, что проект это пять «П», т.е. при организации и проведении проекта есть пять компонентов - это:

Проблема - должна быть актуальной, в младшем дошкольном возрасте ее формулирует педагог, в старшем - педагог подводит детей к проблеме и они выявляют ее сами.

Планирование - это формулировка темы проекта в соответствии с проблемой, это обозначение цели и задач проекта, количество и возраст участников, продолжительность проекта и т. д.

Поиск информации - это непосредственная реализация проекта

Продукт - продуктом является запланированный результат

Презентация проекта - демонстрация продукта проекта окружающим

СЛАЙД № 5

В 2016 - 2017 гг. в МКДОУ «Целинный детский сад» во второй группе раннего возраста был реализован проект «Игрушки» .

СЛАЙД № 6

Проекты бывают разных видов. Проект реализованный в нашем детском саду был творческим, групповым, долгосрочным.

СЛАЙД № 7

Участниками проекта стали дети воспитатель родители и музыкальный руководитель.

СЛАЙД № 8

Актуальность проекта

Важнейшей составной частью образовательной среды являются игра и игрушка. Игрушки для ребенка - та «среда»,которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства; игрушки учат общаться и познавать себя. Подбор игрушек - дело серьезной и ответственное. От успешного решения этой проблемы зависят настроение ребенка и прогресс в его развитии. Иногда взрослые расстраиваются, даже сердятся на ребенка за то, что игрушки не используются, не подозревая, что он просто не умеет во все это играть. Сами по себе игрушки для ребенка ничего не будут значить, если он не знает, как и во что с ними играть.

Поэтому считаю данный проект своевременным на данном этапе.

СЛАЙД № 9

В работе над каждым проектом есть четыре этапа. Это - организационный, планирование работы, реализация проекта, презентация проекта. Остановимся на каждом из них по - подробней.

Слайд № 10

На первом этапе, который называется организационный - была выявлена проблема: вновь пришедшие в детский сад дети раннего возраста используют игрушки не по назначению, не умеют играть.

СЛАЙД № 11

После выявления и формулировки проблемы, была поставлена цель проекта: познакомить детей с обобщающим понятием «игрушки», качествах и ункциональным назначением игрушек, развитие наглядно - действительного мышления, речи.

СЛАЙД № 12

И разработаны задачи:

Познакомить детей с понятием «игрушки», расширить представление об игрушках.

Вызвать интерес и желание играть с игрушками, использовать игрушку по назначению.

Развивать речевую активность детей, мелкую моторику.

Воспитывать бережное отношение к игрушкам и заботу о них; решать проблемно-игровые ситуации.

Создавать радостные эмоции при чтении литературных произведений, посредством сюжетных игр побуждать ребенка повторять за воспитателем слова и фразы стихотворений и потешек.

Вызывать у детей положительный отклик на музыкальное

произведение, побуждать их выполнять совместные движения под

музыку.

СЛАЙД №13

На втором этапе под названием «планирование работы»:

Мы изучили и подобрали материал, разработали структуру проекта,

Подготовили предметно-развивающую среду по теме проекта,

Подобрали всевозможные игры по теме проекта

Обсудили с родителями детей, вопросы связанные с реализацией проекта,

Првлекли музыкального руководителя к реализации проекта.

СЛАЙД № 14

Предметно-развивающая среда в группе постоянно пополнялась новыми игровыми пособиями и материалами необходимыми для реализации проекта.

СЛАЙД № 15

После планирования мы приступили к реализации проекта. На этом этапе мы учили играть детей с куклами, машинками, дидактическим и строительным материалом, читали им стихи, сказки, потешки по теме проекта, рассматривали вместе иллюстрации в книгах и предметные картинки, вводили в проблемно-игровые ситуации, чтобы ребенок мог сам найти выход и тем самым учился играть, обыгрывать.

Слайд 16-21

Реализация проекта

СЛАЙД № 22

Параллельно работе с детьми велась работа и с их родителями в таких формах как родительское собрание, консультации, совместная деятельность. Затрагивались очень важные темы. Такие как: особенности предметно - отобразительной игры, «во что и как играть с ребенком дома» и др.

СЛАЙД № 23,24

Примеры работы с родителями

СЛАЙД № 25

В результате реализации проекта дети:

Были ознакомлены с понятием игрушки и получили расширенное представление об игрушках;

с интересом и желанием играют с игрушками, используют игрушки по назначению;

повысилась речевая активность детей;

с любовью и заботой бережно относятся к игрушкам; вникают в проблемно-игровую ситуацию и с успехом решают ее;

при чтении литературных произведений испытывают радостные эмоции, повторяют за воспитателем слова и фразы, знают некоторые стихотворения об игрушках наизусть;

с удовольствием выполняют ритмичные движения под

музыку вместе с музыкальным руководителем.

То есть продуктом проекта являются все выше перечисленные умения детей.

СЛАЙД № 26

Презентация продукта прошла в виде музыкального праздника, где дети показали все свои умения и навыки использования игрушек.

СЛАЙД № 27

Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей данного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности (интеллектуальную, познавательную, речевую).

Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами игрушек. Дети проявляли интерес к игрушкам и желание играть с ними.

Считаю, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия «педагог-родители». Родители принимали активное участие в реализации проекта.

Основное предназначение метода проектов - предоставление детям возможности самостоятельно­го приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность педагога в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО

Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания.

Во-первых, в связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остаётся в отличие от общего образования необязательным, но существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка. Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми.

На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков. То сейчас, стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию.

В ФГОСе Дошкольного образования от « 17 » октября 2013 г. № 1155 , который вступил в действие с 1 января 2014г прописано – нужно развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению, письму и т.д. После дошкольной жизни должно появиться желание учиться.

Давайте рассмотрим подробнее некоторые пункты документа, которые можно реализовать посредством проектной деятельности;

Часть 1 Общие положения

В основе Стандарта заложены принципы: (вот некоторые из них)

  1. Основные принципы дошкольного образования:

3. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

  1. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  2. сотрудничество Организации с семьёй;
  1. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

Часть 2 Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему

  1. Программа направлена на:

создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

Часть 3. Требования к условиям реализации основной Образовательной программы дошкольного образования

Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:

  1. способствует профессиональному развитию педагогических работников;
  2. создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

5. создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности

П. 3.2.5. Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Метод проектов как педагогическая технология - это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути,то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.

Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Основное предназначение метода проектов - предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

Из этого следует, что выбранная тема «проецируется» на все образовательные области, предлагаемых как в ФГТ, так и ФГОС, и на все структурные единицы образовательного процесса, через различные виды детской деятельности. Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.

Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы .

Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией

Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.

Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П»:

Проблема;

Проектирование или планирование;

Поиск информации;

Продукт;

Презентация.

Запомнить просто – пять пальцев руки. Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы(фото, рисунки, альбомы, макеты и др.).

Существуют и основные требования к использованию метода проекта в детском саду:

в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;

обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержки педагога), сотворчество ребят и взрослых;

развитие коммуникативных способностей детей познавательных и творческих навыков.

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста:

обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

развитие познавательных способностей;

развитие творческого воображения;

развитие творческого мышления;

развитие коммуникативных навыков.

Задачи развития в младшем дошкольном возрасте :

вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

Задачи развития в старшем дошкольном возрасте :

формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Советы
воспитателю по работе над проектом

  • Глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно-пространственную развивающую среду.
  • Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
  • Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.
  • Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
  • При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
  • Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
  • Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
  • В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
  • Развивать творческое воображение и фантазию детей.
  • Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
  • Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
  • Заключительный этап проекта тщательно готовить и проводить его презентацию всеми участниками.

В младших группах выбор проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей или данных диагностики.
В группах старшего дошкольного возраста – выбор темы проекта может осуществлять как педагог, так и дети в, соответствии со своими желаниями и уровнем развития. Дети – это участники планирования, их вопросы, идеи, предложения и жизненный опыт являются важными критериями отбора содержания проекта .

Основные принципы дошкольного образования

Требования к условиям реализации основной Образовательной программы дошкольного образования

Проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. Метод проектов – система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы. Основные понятия

ТИПЫ ПРОЕКТОВ В ДОУ (по Л.В.Киселёвой) ТИП ПРОЕКТА СОДЕРЖАНИЕ ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-ТВОРЧЕСКИЙ ДЕТИ ЭКСПЕРИМЕНТИРУЮТ, А ЗАТЕМ ОФОРМЛЯЮТ РЕЗУЛЬТАТЫ В ВИДЕ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СТАРШАЯ ГРУППА РОЛЕВО-ИГРОВОЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ ИГР. МЛАДШАЯ ГРУППА ИНФОРМАЦИОННО-ПРАКТИЧЕСКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ СБОР ИНФОРМАЦИИ, ЕЁ РЕАЛИЗАЦИЯ ПОСРЕДСТВОМ СОЦИАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ (ДИЗАЙН ГРУППЫ). СРЕДНЯЯ ГРУППА ТВОРЧЕСКИЙ РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ- ДЕТСКИЙ ПРАЗДНИК, ДИЗАЙН И Т.Д. МЛАДШАЯ ГРУППА

Основные требования к использованию метода проектов в детском саду

Этапы разработки и проведения проекта (последовательность работы воспитателей) 1.Ставим перед собой цель, исходя из интересов и потребностей детей 2.Вовлекаем дошкольников в решение проблемы (обозначение «детской» цели) 3.Намечаем план движения к цели (поддерживаем интерес детей и родителей) 4.Обсуждаем план с семьями 5.Обращаемся за рекомендациями к специалистам детского сада (творческий поиск) 6.Вмсете с детьми и родителями рисуем план-схему проведения проекта и вывешиваем её на видном месте

Последовательность работы воспитателей 7.Собираем информацию, материал (изучаем с детьми план-схему) 8.Проводим занятия, игры, наблюдения, поездки – все мероприятия основной части проекта 9.Даём домашние задания родителям и детям 10.Переходим к самостоятельным творческим работам (поиск материала, информации, поделки, рисунки, альбомы, предложения)родителей и детей 11.Организуем презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акция, КВН), составляем альбом и т.п. 12.Подводим итоги: выступаем на педагогическом совете, «круглом столе», проводим обобщение опыта

ПРОЕКТ-это « пять П» 1 - П роблема; 2 - П роектирование (планирование); 3 - П оиск информации; 4 - П родукт; 5 - П резентация. Шестое « П » проекта- это его портфолио, папка, в которой собраны рабочие материалы, в том числе планы, отчеты, рисунки, схемы, карты, таблицы.

Умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития детей.


Надо отметить, что проектная деятельность в ДОУ в настоящее время занимает важное место в педагогогической практике. Когда внедрялся стандарт начального образования с 2007 года, именно проектный метод обучения был взят за основу учителями начальной школы. Технологию проектной деятельности в ДОУ по ФГОС можно тоже рассматривать как один из наиболее эффективных форм организации взаимодействия детей и взрослых. Познавательно-исследовательская деятельность определена во ФГОС (п.2.7) как сквозной механизм развития ребенка.

Технология проектной деятельности в ДОУ по ФГОС

Проектный метод – не новое явление. Поднимите историю – и вы увидите, что еще в 1880-х годах была создана проектная система обучения. Суть ее сводилась к тому, что дошкольники вместе с педагогом выполняют совместный проект, включаясь таким образом в реальную действительность, а не оторванную. Именно тогда было выделено 4 вида проектов: созидательный, потребительский – это изготовление каких-то предметов для своих нужд, проблемный (разрешение проблемы) и проект-упражнения. Эта технология уже в 20-х годах нашего века была разработана группой авторов как метод проектов, который в 30-е годы в России уже широко использовался.

Прежде чем говорить о методе проектов в ДОУ , важно помнить, что в основе всегда лежат теоретические позиции проектной деятельности в ДОУ. В основе должен быть ребенок. Это значит, ему должно быть интересно. Темы проектов в ДОУ могут идти не только от взрослого, а прежде всего от воспитанников – что ему интересно узнать. Кроме того, для развития детей ФГОС дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155), предполагает поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах детской деятельности в ДОУ по ФГОС, в т. ч. проектной.

Скачайте этапы разработки проекта в ДОУ
Скачать в.docx

Партнерское взаимодействие взрослого с дошкольниками

Когда мы говорим о проектной деятельности в ДОУ по ФГОС , нужно обязательно помнить, что при реализации такой схемы работы воспитателя с дошкольниками, позиция воспитателя меняется, и он становится партнером для детей. Партнерская работа взрослого с детьми должна строиться на очень содержательном моменте: на чтении художественной литературы, на игре, на продуктивной работе, – но воспитатель все делает вместе с детьми.

Нужно всегда обращать внимание на 4 основных позиций, при которых воспитатель становится партнером для дошкольника.

1) Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми.

Воспитатель вместе с детьми сидит за столом и вместе с ними рисует, режет, клеит. Это не позиция учителя, который показал приемы и отошел в сторону.

2) Второе условие – это добровольное присоединение ребенка к деятельности без психологического и дисциплинарного принуждения.

Встречается позиция воспитателя: «Та-а-ак, все-все подошли ко мне! Сейчас мы с вами будем строить из кубиков мост» – такой позиции не должно быть. Воспитатель должна придумать такой оборот в своей речи, чтобы дошкольникам захотелось присоединиться к взаимодействию: «Ой, посмотрите какой большой ручеек течет у нас на участке! Маленький Мишутка не может переправиться. Построим мостик вместе! Кто хочет мне помочь?» И тогда – сколько детей подошли, столько и будут строить. Если воспитатель еще что-то подскажет, тогда присоединятся и другие.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! Учебная программа: Финансово-экономическая деятельность . За прохождение - диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

3) Третья позиция – свободное общение.

«Пойди/возьми/принеси/а где у нас лежит?/а давайте вместе подумаем...» – это не обязательно за столами, как в школе: детский сад должен потихонечку отходить от классно-урочной системы. Последние годы мы посадили детей за столы, они еще 11 лет в школе засидятся за партами, поэтому проектная деятельность дошкольников должна быть организована и на полу, если им это интересно, и за столом, и объединение детей в другом пространстве.

Кстати, теперь в период бодрствования детей допускается использовать спальни для организации игры и обучения, поэтому пространство расширяется (наконец-то, СанПиН разрешили использовать спальни вовремя, когда не проводится сон!) Если кровати еще и сдвигаются – есть такие комплекты – то пространство еще более увеличивается.

4) Четвертая позиция партнерских отношений – открытый временной конец занятия или игры, когда каждый работает в своем темпе. «Индивидуальный темп работы над проектом» – обеспечивает каждому воспитаннику свой уровень и этапы освоения какой-то образовательной области.

Что может называться проектной деятельностью в детском саду по ФГОС?

По словам Л.В.Свирской, «...под проектом мы подразумеваем отрезок времени группы, в процессе которого и малыши, и взрослые совершают увлекательную поисково-познавательную творческую работу, а не просто участие детей под руководством воспитателя в серии связанной одной темой занятий и игр»3. Она уловила ту ошибку, которую совершают многие педагоги.

Хотелось бы напомнить, что любой проект должен разворачиваться в проблемной ситуации.

Проблемная ситуация может быть сформулирована как взрослым, воспитателем, так и самим ребенком. Он приходит и спрашивает: «Почему с неба идет дождь/ветер? Откуда он берется?» – тогда эта разворачивается, и воспитатель организует непосредственную деятельность.

Не все можно назвать проектом, не все темы проектной деятельности в ДОУ подходят. Не любое взаимодействие педагога и детей, связанную с определенной темой, можно перевести в рамки педагогического проекта. Для разработки выбираем только ту ситуацию, которая не может быть решена прямым действием, например, «пойду и почитаю им про это книжку».

Авторы пособия «Проектная деятельность дошкольников» Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса, обозначили формулировку: «Проектная деятельность предполагает разные формы активности детей в зависимости от замысла», «в ходе реализации проекта дошкольник исследует различные варианты решения поставленной задачи, по определенным критериям выбирает оптимальный путь решения». Воспитатель должна понимать, что это действительно сложно организуемый процесс, не каждый педагог готов к его организации.

Важна позиция, что участники образовательных проектов должны захотеть это узнать или быть мотивированы. Здесь даже простого интереса не достаточно. Педагоги часто наблюдают, как быстро пропадает интерес у воспитанника: он спросил что-то – и интерес пропадает. Нужно уметь подогревать этот интерес, чтобы воспитанники активно участвовали, становились авторами идей – тем проектов в ДОУ. Воспитатель включается в исследование только в том случае, если все это поэтапно продумано.

Темы проектной деятельности в детском саду по ФГОС

Творческая группа старших воспитателей семейных детских садов обобщили наработанный материал и издали книгу «Организация проектной деятельности в детском саду», где вы сможете найти великолепные идеи, готовые сценарии. Например, такие темы: «Я и мое настроение», «Расту здоровым в Стране здоровья», «Семейный театр», «Гость на порог – радость в дом», «Ложка – царица стола», «Елочка-красавица» и т.д.

Любой проект в в ДОУ дошкольников должен создаваться и планироваться воспитателем заранее. Например, проект «Расту здоровым в Стране здоровья» – это исследовательский творческий проект, по срокам он – долгосрочный. Цель проекта – обеспечение детей необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих укреплять свое здоровье, сохранять его. В ходе этого проекта проводились очень интересные тематические дни: «Здоровое питание», «Гигиенические правила, которые ты должен соблюдать», «Моя здоровая семья» (приглашались родители вместе с детьми и создавался целый литературный праздник).


































1 из 33

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Содержание: 1. Метод проектов. 2. Технология проектирования в детском саду. 3. Типы проектов в ДОУ. 4. Исследовательские проекты. 5. Информационные проекты. 6. Творческие проекты. 7. Направленность творческих проектов, реализуемых дошкольниками разного возраста. 8. Игровые (приключенческие) проекты. 9. Практико-ориентированные проекты. 10. Открытые проекты. 11. Индивидуальные и коллективные проекты. 12. Поэтапное развитие проектной деятельности. 13. Механизм проектирования. 14. Развитие у детей проектных умений. 15. Алгоритм разработки проекта творческой группой воспитателей.

№ слайда 3

Описание слайда:

Метод проектов В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проекта всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой стороны – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

№ слайда 4

Описание слайда:

Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни: производственных, личных, социально-политических. Участие в проектировании ставит детей и взрослых в позицию, когда человек сам разрабатывает для себя и других новые условия, т.е. изменяя обстоятельства, изменяет самого себя. Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений и в то же время коллективного творчества. За счет работы в режиме группоого творчества интенсивно развиваются способности к рефлексии, выбору адекватных решений, умению выстраивать из частей целое. Т.о., проектирование является одним из средств социального и интеллектуального творческого саморазвития всех субъектов образования (и детей и взрослых).

№ слайда 5

Описание слайда:

Технология проектирования в детском саду. В технологии проектирования соотношение «ребенок-взрослый» строится на соучастии. Используя эту технологию, педагог ведет ребенка постепенно: наблюдение за деятельностью взрослых, эпизодическое участие в ней, затем партнерство и наконец сотрудничество. Содержание проектной детской либо детско-взрослой деятельности обуславливается решаемыми образовательными и воспитательными задачами. Работа педагога с группой детей – это рассмотрение возникающих проблем, когда формируется и развивается способность ребенка самостоятельно решать их. Сам ребенок является частью сложнейшей системы пересекающихся, соседствующих, надстроенных друг над другом миров.

№ слайда 6

Описание слайда:

Некоторые из них отчетливо видны (природа, рукотворный мир); другие (психическая жизнь) проявляются в действиях и поступках, через которые становятся зрительными и чувственно воспринимаемыми. Условно можно выделить четыре группы проблем: «ребенок и его семья», «ребенок и природа», «ребенок и рукотворный мир», «ребенок, общество и его культурные ценности». В развивающем пространстве детского сада дети создают игры, придумывают сказки, загадки, моделируют костюмы, сочиняют музыкальные произведения. Накапливая творческий опыт, они при поддержке взрослых могут стать авторами исследовательских, творческих, приключенческих, игровых, пактико-ориентированных проектов. Так, например, в одном из Волгоградских ДОУ дети предложили проекты: «Путешествие в страну бабочек», «В царстве комнатных растений», «Поющий лес», «Небесные острова».

№ слайда 7

Описание слайда:

Коллективные переживания сближают детей друг с другом, способствуют улучшению микроклимата в группе. В процессе проектирования ребенок может выступать как заказчик или как исполнитель и непосредственный участник от зарождения идеи и до получения результата, а также как эксперт. В проектной деятельности ребенок, по утверждению специалистов, сталкивается с необходимостью проявлять свою «самость», особенно когда необходимо: заявить свои цели, озвучить представления о себе, отстоять свою позицию в дискуссии с партнерами; открыто и четко сказать о своих трудностях, найти их причины, в том числе и в себе; согласовывать цели с другими, не отступать при этом от собственных установок и уметь находить компромисс.

№ слайда 8

Описание слайда:

Характер участия ребенка в проектировании постоянно меняется: в младшем дошкольном возрасте ребенок преимущественно наблюдает за деятельностью взрослых; в среднем – эпизодически участвует и осваивает роль партнера; в старшем – переходит к сотрудничеству. Соучастие в деятельности – это общение на равных, где взрослому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Принимая решение использовать технологию проектирования в ДОУ, воспитатели должны ориентироваться на зону актуального и ближайшего развития своих воспитанников. Проектирование – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования). Активное включение воспитанника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы деятельности в социокультурной среде.

№ слайда 9

Описание слайда:

Типы проектов в ДОУ. В. Килпатрик называет четыре вида: Созидательный (производительный); Потребительский; Решение проблемы (интеллектуальных затруднений); Проект-упражнение. Профессор Коллингс предложил следующую классификацию учебных проектов: «игровые» - детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения); «экскурсионные», направленные на изучения проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью; «повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной (песня), художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) формах; «конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, приготовление школьного завтрака, устройство клумб.

№ слайда 10

Описание слайда:

Е. Полат характеризует проекты в соответствии с их типологическими признаками: количеством участников, доминирующим методом, характером контактов, способом координации, продолжительностью. Типология проектов, актуальных для дошкольного образования: По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его культурные ценности. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект). По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.

№ слайда 11

Описание слайда:

Исследовательские проекты. По мнению Е. Полат, они требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов исследовательского результата. Структура исследовательского проекта на примере проекта «Путешествие по волге». Постановка целей. 1й день: беседа с детьми, вопросы, определение маршрута, организация подготовки. 2й день: встреча на вокзале, покупка билетов, наблюдение реки с берега, беседа перед посадкой на теплоход, путешествие на теплоходе по реке, беседа, отдых на берегу, возвращение. 3й день: обмен впечатлениями, обсуждение того, как оформить и представить результаты путешествия. (Игра «Я расскажу, а вы отгадайте)

№ слайда 12

Описание слайда:

Информационные проекты. Цели: собрать информацию о каком-то объекте, явлении, а потом ознакомить с ней участников, проанализировать и обобщить наблюдаемые факты. Структура информационного проекта: получение и обработка информации, результат (доклад, альбом с рисунками и фотографиями), презентация. Информационный проект «Дети Сталинграда». Постановка целей. Содержание проекта: Оформление выставок, посвященных победе под Сталинградом. Беседа воспитателей с детьми о Сталинградской битве с показом иллюстраций. Беседа «В городе находились дети, как они выжили в военном Сталинграде». Чтение отрывков из книг о Сталинградской битве.

№ слайда 13

Описание слайда:

5. Просмотр диафильмов: «Дом Павлова», «Город-герой Сталинград». 6. Беседы с бабушками, дедушками о военном детстве и последующее создание тематической выставки «Из семейного архива». Дети – военные корреспонденты, собирающие информацию. 7. Экскурсия в музей «Зал Воинской Славы». 8. Тематическое рисование в изостудии, посвященное Сталинградской битве. Выставка детских работ. 9. Изготовление подарков ветеранам войны. 10. Праздник, посвященный победе под Сталинградом. 11. Оформление альбома «Мы не хотим войны» с рисунками и рассказами детей.

№ слайда 14

Описание слайда:

Классификация творческих проектов По преобладающему мотиву По доминирующему виду творчества По форме представления результата Выражение субъективного отношения, доставление радости, оказание помощи, совместное творчество или деятельность. Игровое, изобразительное, конструктивное, художественно- речевое, художественно- оформительское, театральное, музыкальное. Панно, конструкция, спектакль, декорация, мультфильм, концерт, праздник, презентация. Творческие проекты.

№ слайда 15

Описание слайда:

Объект – родные и близкие ребенку люди. Цели 4 года: Порадовать своей работой (рисунком, аппликацией, поделкой), выполнить подарок к празднику; рассказать о своих впечатлениях. Цели 5 лет: Порадовать своей работой, выполнить подарок к празднику; рассказать о своих впечатлениях. Учитывать интересы близких людей. Цели 6-7 лет: Выполнить подарок к празднику, удивить неожиданным сюрпризом. Изготовить необходимые вещи для семьи. Учитывать интересы и желания близких. Доставить радость своей работой. Направленность творческих проектов, реализуемых дошкольниками разного возраста.

№ слайда 16

Описание слайда:

Объект: любимые игрушки, герои сказок, рассказов, мультфильмов, выдуманных историй. Цели 4 года: Помочь в трудной ситуации, порадовать сюрпризом, подарком. Цели 6 лет: Участие в организации и создании предметно- игровой среды самостоятельно и совместно со взрослыми. Проявление нравственно- эстетического отношения к литературным героям. Цели 5 лет: То же что в младшей группе, а также участие в организации и создании предметно-игровой среды (декораций, реквизита). Цели 7 лет: То же, а также помощь детям в организации предметно-игровой среды.

№ слайда 17

Описание слайда:

Объект – сверстники Цели 4 года: Сделать подарок, сюрприз другу. Цели 6 лет: Сделать подарок, сюрприз другу на день рождения, просто обрадовать чем-то. Цели 5 лет: Обрадовать подарком, сюрпризом с учетом потребностей и интересов сверстников. Цели 7 лет: То же, что в предыдущей возрастной группе.

№ слайда 18

Описание слайда:

Объект – старшие дети. Цели 6 лет: Сделать подарок старшему другу к празднику. Вместе со старшими детьми участвовать в оформлении разных помещений в ДОУ. Цели 5 лет: Доставить старшему другу радость своим подарком. Цели 7 лет: То же, что и в предыдущей возрастной группе.

№ слайда 19

Описание слайда:

Объект – младшие дети. Цели 4 года: Порадовать малышей игрушками; поделками, подарками к празднику, принять участие в организации и оформлении предметно- игровой среды. Цели 6 лет: То же, что в предыдущих возрастных группах. Участие в подготовке к занятиям младших дошкольников; концертных программах для них. Цели 5 лет: То же, что в предыдущей возрастной группе. Помощь в оформлении группы малышей к празднику. Цели 7 лет: То же, что в предыдущей возрастной группе.

№ слайда 20

Описание слайда:

Игровые (приключенческие) проекты. Структура игровых проектов только намечается, участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения в придуманных ситуациях. Степень творчества в таких проектах высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая. Взрослый предлагает воспитанникам проблему. Дошкольники проектируют свои действия, ориентируясь на заданные условия, на игровую позицию. Игровая позиция включает как мировоззренческий аспект развития ребенка, так и свойства его личности. Игровые (приключенческие) проекты строятся по принципу развивающей интриги. На протяжении всего решения проблемы активность детей не ослабевает. Дошкольники прогнозируют, строят догадки, предположения до полного достижения поставленной цели.

№ слайда 21

Описание слайда:

Практико-ориентированные проекты. Практико-ориентированные проекты отличает четко обозначенный ожидаемый, ориентированный на социальные интересы, результат деятельности участников. практико-ориентированный проект требует хорошо продуманной структуры и организации работы на отдельных этапах (корректировка усилий, обсуждение результатов и способов их внедрения в практику, оценка проекта).

№ слайда 22

Описание слайда:

Открытые проекты. Наиболее распространено проектирование внутри одной возрастной группы. Педагоги и дети не испытывают трудностей, поскольку хорошо знают творческие возможности и социальные качества друг друга; имеют представления о предметно-пространственной среде группы. Участие в совместном проекте с другой группой обогащает детей новыми впечатлениями, позволяет пережить новые эмоции, завоевать симпатии у окружающих людей. Более трудны в организации контакты и проекты внутри ДОУ (например, «День смеха», «Неделя сказки»). Они требуют высокого уровня развития управленческих (творческих, организаторских) умений у педагогов, поскольку необходимо определить актуальную проблему, продумать условия и форму детских или детско-взрослых проектов. Наиболее сложны открытые проекты, реализующиеся в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями. Но именно они дают высокий результат в развитии ребенка, расширяя пространство его жизнедеятельности.

№ слайда 23

Описание слайда:

Индивидуальные и коллективные проекты. Индивидуальный проект. Выполняется автономно, предназначен для обогащения культурного опыта ребенка; с его помощью отслеживаются способности преодолевать препятствия в решении проблемы (сочинение и иллюстрирование сказки). Ценность индивидуального проектирования неоспорима, поскольку ребенок учится проявлять инициативу, переживать ошибки и достижения, демонстрирует способности. Парный проект. Осуществляется парой (парами) участников. Дети приобретают навыки сотрудничества, учатся действовать вместе на одном пространстве, решают общую проблему, выбирают адекватные способы решения. Групповой проект. Осуществляется группой участников (от 3 до 10-12 человек). Фронтальный (коллективный) проект. Выполняется всем коллективом.

№ слайда 24

Описание слайда:

Краткосрочные проекты. Направлены на решение небольшой проблемы или части более крупной. Они могут быть реализованы на одном или нескольких специально организованных занятиях, в рамках совместной со взрослыми или самостоятельной детской деятельности (исследование свойств льда, изучение деятельности художника в мастерской). Проекты средней продолжительности. Рассчитаны на решение проблемы в течение нескольких дней, недель (подготовка к празднику, путешествию; сочинение и постановка сказки). Долгосрочные проекты (от одного до нескольких месяцев). Решают крупную проблему, для преодоления которой требуются усилия и достаточное время (например, исследование своей родословной).

№ слайда 25

Описание слайда:

Планирование деятельности детьми (при возможном участи взрослого как партнера), определение средств реализации проекта. Планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослых, определение средств и способов реализации проекта. Привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана. 3-й шаг Самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата. Совместное определение цели проекта, предстоящей деятельности, прогнозирование результата. Определение взрослым цели проекта, его мотивация. 2-й шаг Выделение (взрослым или детьми) проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон. Выделение (взрослым или детьми) проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон. Интригующее начало, отвечающее потребностям детей, обозначение взрослым проблемы. 1-й шаг III этап II этап I этап Алгоритм действий Поэтапное развитие проектной деятельности.

№ слайда 26

Описание слайда:

Определение перспективы развития проектирования. Совместно с детьми определение перспектив проектирования. 6-й шаг Обсуждение результата хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач. Обсуждение результата, хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач. Совместный анализ выполнения проекта, переживание результата. 5-й шаг Выполнение детьми проекта, творческие споры, достижение договоренности, взаимообучение, помощь детей друг другу Выполнение детьми проекта, дифференцированная помощь взрослых. Совместно движение взрослых и детей к результату. 4-й шаг

№ слайда 27

Описание слайда:

Механизм проектирования. Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. При этом взрослый выступает партнером ребенка и помощником в его саморазвитии. Мотивация усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности, самостоятельности, ответственности ребенка перед сверстниками и взрослыми. Технологии проектирования необходима соответствующая организация предметно-познавательного пространства группы. В ДОУ можно оборудовать и детскую медиатеку, включающую абонемент и читальный зал для дошкольников, аудио- и видеоцентры. Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель – дети, ребенок – ребенок, дети – родители.

№ слайда 28

Описание слайда:

Одно из достоинств технологии проектирования в том, что каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Контроль со стороны взрослых (внешний) уступает место оценке результатов работы. Частным, конкретным результатом работы дошкольников могут быть рисунок, поделка, аппликация, альбом, книга, сочиненная сказка, подготовленный концерт, спектакль, урожай овощей. Дошкольник учится самостоятельно выдвигать темы проектов; у него развивается логика, понимание, что на сложный вопрос нет простых ответов, и каждое явление необходимо исследовать с разных сторон. У него формируется подлинная активность и самостоятельность. Участие родителей в создании и реализации проектов побуждает интерес к познанию самих себя и детей, повышает их культурную компетентность в области воспитания дошкольника.

№ слайда 29

Описание слайда:

Развитие у детей проектных умений. Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий. Реализация технологии проектирования в практике работы ДОУ начинается с ориентации на актуальную проблему культурного саморазвития дошкольника, знакомства с циклами проектирования. Процесс проектирования состоит из трех этапов: разработка проектов, их реализация, анализ результатов. Коллективно проектировать можно: утренники, вечера развлечений; дни творчества разной тематики и образовательной направленности; творческие недели (театральная, литературная, здоровья); проведение каникул. Критерии выполнения и защиты проекта: Актуальность проекта, реальность предлагаемых решений, практическая направленность на развитие ребенка. Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность.

Описание слайда:

Помощь в анализе и синтезе (по просьбе группы). Наблюдение. Формирование задач, накопление информации. Выбор и обоснование критерия успеха. Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде. Планирова-ние Мотивация проектирования, объяснение цели проекта. Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания. Определение (темы) проблемы. Выбор группы участников. Начальный Деятельность научно-методической службы Деятельность проектной группы Задачи Этапы Алгоритм разработки проекта творческой группой воспитателей.

№ слайда 32

Описание слайда:

Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта. Защита проекта. Участие в коллективной оценке результатов проекта. Подготовка к защите. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов, их оценка. Защита проекта Наблюдение. Направление процесса анализа (если необходимо). Участие в коллективном анализе проекта и самооценке. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач). Оценка результатов Наблюдение, советы (по просьбе группы). Работа над проектом, его оформление. Выполнение проекта. Выполнение Наблюдение. Консультации. Работа с информацией. Синтез и анализ идей. Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. Принятие решения

Loading...Loading...