Свт николай новый кровь дерева. Николай вуненский

ЖИЗНЕОПИСАНИЕ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА НИКОЛАЯ

Преподобномученник Николай Новый Вуненский родился на рубеже VII - VIII веков в восточной части Римской Империи от благородных и благочестивых родителей.

С детства воспитанный в христианской вере, юношей он был отдан в армию, где благодаря большой физической силе, воле и мужеству быстро продвинулся по службе и стал военачальником.

Когда добрая слава о нем дошла до императора, он был вызван на аудиенцию в царский дворец и получил в управление провинцию и воинский контингент. Подчиненных ему воинов Николай наставлял не только в воинском искусстве, но и в делах христианской жизни, учил их молиться и призывать Владыку Христа, чтобы Тот укрепил их в сражении с врагом на поле брани. Поэтому его воины, хоть и одержали множество побед, были милостивы к побежденным и не злоупотребляли своей властью и силой.

В то время, то есть в VIII веке, около 720 года, часть Фессалии отделилась и отказалась подчиняться константинопольскому императору Льву Исавру. Тогда император послал для усмирения восставших войска, среди которых был и Николай с вверенными ему воинскими частями. Он направился в Фессалоники и в сражении разгромил фессалоникийцев, заставив их повиноваться императору.

После этой победы он направился в Ларису. В то время это была мощная крепость с хорошо укрепленными стенами и башнями. Воины Николая не смогли взять ее штурмом, так как жители Ларисы сражались мужественно и в жестоком бою убили многих воинов Николая. Трагическая гибель людей, которых он привел на поле брани, заставила Николая задуматься о смысле его жизни. И у него возникло желание окончить свои дни в молитве и покаянии во грехах.

Недалеко от Ларисы, в Вуненах, на горе, поросшей высоким лесом, в густой чаще в кельях жили отшельники. Николай поселился с ними, чтобы научиться духовной жизни. Он преуспевал в добродетелях, усердно подвизался в посте, молитве и всенощном бдении, и вызывал этим восхищение даже у своих наставников - отцов-пустынников.

«Однажды ночью, когда они все вместе молились, явился Ангел от Бога: «Будьте готовы», - сказал он, - и стойте твердо, ибо через несколько дней примете мученическую кончину, дабы получить награды и венцы подвижников и унаследовать Царствие Небесное».

Тем временем на западные земли пришли безбожные авары. Они принялись грабить людей, населяющих эти края, разрушая дома и крепости, и многих уводили в плен. Когда они пришли в Ларису, то за несколько дней захватили ее и покорили все ее окрестности. Захватчики унижали местных жителей, притесняли веру и принуждали отречься от единого истинного Бога Владыки Христа и поклониться идолам.

Несколько дней спустя в Вунену пришли авары, добрались и до Вуненского скита. Они предложили инокам отречься от Христа. Теперь пришло время Николаю проявить свою веру уже как воину Христову. «Да не устрашимся, братья, временной смерти, и ничуть не убоимся, ибо настал час проявить мужество», - такими словами святой Николай Новый укреплял вуненских подвижников.

Варвары подвергли отшельников страшным пыткам. Большинство из них были умерщвлены

В благодарность за исцеление очистившийся от проказы Евфимиан построил в Вуненах на месте упокоения святого церковь, в которой по сей день происходит множество чудес. Сюда стекаются паломники со всей Греции и получают невероятные исцеления. Исцеления по молитвенной помощи святого преподобномученика Николая столь многочисленны, что на нашем сайте им посвящен отдельный раздел «Исцеления».

Почитание Святого Николая Вуненского не ограничивается только районом, где он принял мученичество и где был возведен первый храм в его честь. По всей Греции верующие христиане могут поклониться святому в приходских храмах, монастырях, церквях и часовнях, построенных в честь Святого Николая Нового Вуненского. Более 20 приходских храмов в честь Святого Николая действуют на территории Греции. В Фессалии находятся 8 храмов, еще 9 храмов расположены в центральной материковой Греции, 4 храма в Пелопоннесе и один храм в Аттике. Эти храмы, а также десять действующих монастырей в честь Святого Николая - несомненное свидетельство глубокого и горячего почитания святого на всей территории Греции. Есть и два места особого почитания. Первое - возле поселка Вунены, относящегося к Фессалийской и Фанариоферсальской митрополии, где находится гробница святого, источник и остатки древнего дуба, внутри которого много лет хранились мощи святого. Второе находится на острове Андрос, где в монастыре святого Николая пребывает, источая благоуханное миро, его честная глава.

Св. Николаю благодаря своей незаурядной силе и воинскому искусству удалось с боем пробиться сквозь ряды язычников и скрыться в лесу. Он нашел пещеру, рядом с которой возвышался огромный дуб, и проводил время в молитве и посте. Через некоторое время авары все же нашли его и увели доблестного воина в плен. Восхищенные его доблестью, красотой и молодостью, они стали уговаривать св. Николая отречься от христианской веры, но вскоре поняли, что их попытки не увенчаются успехом и потому после долгих мучений пронзили его копьем и отсекли голову. Столько крови пролил мученик на вуненской земле, что здесь до сих пор кровоточат деревья. Св. Николай был казнен за веру и предстал пред Богом 9 мая, которое теперь почитается как день его памяти.

Тело святого было брошено на месте казни и находилось там долгое время.

В первой половине X века в Салониках правил ипат (князь) Евфимиан, который был поражен проказой. Властитель в зените своей славы превратился в жалкого и уродливого затворника. Однажды во сне он

получил откровение святого Николая. Мученик пообещал ему, что когда этот человек найдет в местечке Вунена у источника его нетленное тело, то исцелится от проказы.

Евфимиан разыскал место, где пробивался чистый источник с чистой прозрачной водой прямо напротив огромного дуба. внутри которого он обрел мощи святого мученика. Благоухание от мощей распространилось повсюду. Все, что было вокруг этого дуба; земля, вода, роща с соснами, кипарисами и дубами - освятилось в тот же миг. Евфимиан с благоговением склонился над мощами святого. Они были абсолютно целыми. Трижды окунувшись в источник, он с благоговением и верою облобызал святые мощи и неожиданно струпья начали осыпаться с его тела, кожа снова стала чистой от пят до головы Он в один миг сделался совершенно здоровым, и никаких следов болезни не осталось.

В келлии святителя Николая Чудотворца особо почитают Николая Нового (его называют также Вуненским или Ларисским). Этот византийский святой широко известен и любим в современной Греции, к месту его гибели приходят ежегодно тысячи паломников, но вот в России о нём пока ещё знают не так много. Поэтому мы и хотим рассказать хотя бы вкратце об этом необыкновенном святом и о совершаемых им чудесах. Св. Николай родился в Анатолии, на полуострове Малая Азия – это современная территория Турции, но в те времена там простиралась Византийская империя и всё население было православным. Николай был воспитан в христианской вере и был благочестивым молодым человеком, но в то же время отличался силой, мудростью и отвагой. Когда он поступил на военную службу, император Лев VI Мудрый обратил внимание на его способности, назначил его тысяченачальником и послал его с войсками в Лариссу, в греческой провинции Фессалия. Св. Николай готовил своих воинов не только к борьбе военной, но также и к брани духовной, учил их стоять за веру и полагаться на Господа.

В начале X века в Фессалию опять вторглись арабы, взяли Димитриаду (ныне Волос), и, истребляя население и грабя города и сёла, приблизились к Лариссе. Арабы, принадлежавшие к Багдадскому халифату, уже в течение столетия опустошали Византию, завоевали остров Крит, а мусульманские пираты разоряли восточное Средиземноморье. Понимая, что его отряду не устоять перед превосходящими вражескими войсками, Николай приказал вывести всё население из города. Сам же он с несколькими воинами ушёл в Вунену. Вунена – это гора в Фессалии, ныне именуемая Отрис, рядом с Тирнавой в 16 километрах северо-западнее Лариссы, там рос высокий лес и в густых зарослях были спрятаны кельи, в которых жили отшельники и добродетельные подвижники. Там святой подвизался в скиту вместе со своими товарищами. Однажды ночью они молились, и явился им Ангел Господень, и сказал: «Будьте готовы и стойте твердо, ибо через несколько дней примете мученическую кончину, дабы получить награды и венцы подвижников и унаследовать Царствие Небесное».

Несколько дней спустя завоеватели напали на скит. Николай шёл впереди христианских воинов и ободрял их пламенными словами, так что сначала они взяли верх над врагами, но потом оказались в окружении. Арабы схватили их и подвергли жестоким пыткам, требуя отказа от христианской веры. Святые остались непреклонны, выдерживали стойко все мучения, как будто кто-то другой страдал за них, и скончались, не отрекшись от Христа и Его Царства. Их звали: Ардомий (Армодий), Григорий, Иоанн, Димитрий, Михаил, Акиндиний, Феодор, Панкратий, Павел, Христофор, Пантолеон, Еводий и Емилий (Емилиан). Две женщины, Ирина и Пелагия, также удостоились мученической кончины.

Но для св. Николая час еще не пришел, и ему единственному на этот раз удалось чудесным образом спастись. Уйдя чуть дальше на юг, он укрылся на лесистой горе Вунени, рядом с Кардицей. Некоторое время он вёл там безмолвную и святую жизнь в пещере у большого дуба, предаваясь постоянной молитве.

Арабы-захватчики тем временем продолжали истреблять народ и всюду искали прославленного полководца. Наконец они обнаружили его, внезапно напав, схватили и пытками хотели заставить отречься от Христа и принять их веру. Николай отвечал, что сохранит верность Ему до последнего издыхания. Поняв, что не смогут поколебать его твердой веры, враги решили предать его жестокой и мучительной смерти. Поэтому они били его до тех пор, пока земля не побагровела от его святой крови. Два или три раза менялись бичевавшие, но святой держался мужественно и доблестно, молясь: «Терпя потерпех Господа» (Пс. 39). После этого, привязав его к дереву, мусульмане стреляли в него из лука и, взяв его копье, метали в него. Варвары долго глумились над ним, а затем пронзили насквозь его собственным копьём и отсекли голову. Это произошло 9 мая (22 мая по современному стилю).

После того, как захватчики ушли, Ларисский епископ вместе с выжившим населением вернулся в город. Он перенёс в Лариссу мощи Тирнавских мучеников. Но тело святого Николая до времени оставалось скрытым внутри дуба и было чудесным образом сохранено от тления и диких зверей.

Много лет спустя, около 985 года, фессалийский наместник Евфимий заболел проказой – одной из самых страшных болезней средневековья. Исчерпав все врачебные средства, он обратился за помощью к святым. Ему было видение, в котором он получил указание искупаться в источнике рядом с телом святого Николая на горе Вунени в окрестностях Лариссы. В результате кропотливых поисков в глухом лесу ему удалось найти наконец это место и обрести тело святого, сохранявшееся нетленным и источавшее благоухание. Полный благодарности и радости вельможа расчистил это место и построил там церковь, посреди которой был поставлен гроб со святыми мощами мученика. После нового откровения Евфимий нашёл и источник. Искупавшись в нём, он полностью исцелился.

Помимо этой церкви на месте мученической смерти святого, Николаю Вуненскому посвящены многие церкви Фессалии. Его честная голова, источающая благодать, покоится в серебряном ларце в монастыре святителя Николая Мирликийского на острове Андросе.

В Вунене, на месте смерти святого Николая Нового, с момента обретения его мощей стали происходить чудеса, подобных которым нет больше нигде на земле, и слава о которых быстро распространилась по всей Греции. Каждый год, в день его памяти 9 мая (по старому стилю), из огромного дуба, у которого его убили арабы, а также из многих деревьев в окружающей роще течет темная-красная жидкость, похожая на кровь. Сделанные в научной лаборатории химические анализы этой жидкости показали удивительную вещь: по своему составу жидкость полностью соответствует человеческой крови, но при этом не имеет группы крови. В день памяти святого в роще около священного дуба служится молебен, на праздник стекается огромное количество верующих. Люди с молитвой собирают льющуюся из деревьев кровь в бутылочки. Монахи монастыря свт. Николая Мирликийского также с трепетом собирают кровь и привозят её в монастырь. Эту величайшую святыню они раздают всем страждущим. От святой жидкости из кровоточащих деревьев происходило множество исцелений. Особенно помогает кровь святого при онкологических заболеваниях, зафиксировано несколько историй чудесных выздоровлений больных, от которых врачи уже отказались. Помогают капли крови святого и при других болезнях. Засвидетельствовано и множество чудесных явлений святого болеющим.

Но чудеса, совершенные Николаем Новым, не ограничиваются исцелениями. Во время Второй мировой войны, когда Греция была оккупирована фашистами, святой воин Николай Новый помогал своим соотечественникам, отводя от них врага.

В последние годы пузырьки с чудодейственной кровью Николая Нового привозятся с паломниками и монахами и в Россию, где уже свершилось несколько исцелений от неизлечимых болезней. Помогает также и идущая от сердца молитва, обращенная к святому. Святой Николай Новый – мученик, не предавший свою веру, воин-защитник и целитель от страшных болезней – становится все более и более почитаем в России.

Житие святого, молебен с акафистом и его чудеса можно прочитать в книгах:

«Память святого мученика Николая Нового из Вунени и с ним пострадавших» // Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6 тт. — М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011, т. V, с. 127-130.

«Николай Новый, в Вуненах подвизавшийся». М. Издательство Сретенского монастыря. 2005.

Преподобномученик Николай Новый был родом из восточной части Римской Империи и жил на рубеже VII – VIII веков. У него была несокрушимая воля и мужество, и он смог сделать блестящую военную карьеру. Христианин по рождению Николай , став военачальником, обучал своих подчиненных не только военному искусству, но вере в Бога.

Военные действия привели Николая с его войском в Ларису, в окрестностях которой и находится Вунена . Лариса в те времена была величественной крепостью, которую охраняли хорошо обученные солдаты. Мужественные защитники города сражались отважно, войско Николая не смогло взять город.

Многие воины были убиты в жестоком бою. Бессмысленная гибель людей заставила Николая задуматься о смысле жизни. У него возникло желание окончить свои дни в молитве и покаянии. Николай узнал, что недалеко от Ларисы, в Вунена , в лесах, на горе, в пустынных кельях, живут отшельники. Николай поселился с ними, чтобы научиться духовной жизни. Он настолько преуспел в добродетели, что вызывал восхищение даже у своих наставников – отцов-пустынников.

Святой Николай жил в Вуненском скиту вместе с монахами. Однажды, когда они все вместе молились, явился Ангел от Бога: «Будьте готовы, – сказал он, – и стойте твердо, ибо через несколько дней примете мученическую кончину, дабы получить награды и венцы подвижников и унаследовать Царствие Небесное».

Несколько дней спустя в Вунену пришли варвары-язычники и хотели заставить иноков отречься от Христа. Теперь пришло время Николаю проявить свое мужество уже как воину Христову. «Да не устрашимся, братья, временной смерти, и ничуть не убоимся, ибо настал час проявить мужество», – такими словами укреплял святой Николай Новый Вуненских подвижников.

Варвары страшно пытали иноков. Особенно терзали они святого Николая , твердо защищавшего свою веру. Столько крови пролил мученик на Вуненской земле, что здесь до сих пор кровоточат деревья. В результате мучители отсекли святому голову. Это произошло 9 мая, которое теперь почитается как день памяти святого Николая Нового .

Тело святого бросили на месте казни и находилось оно там много лет, пока один богатый человек, страдавший проказой, не получил во сне откровение святого Николая . Мученик пообещал, что когда этот человек найдет в местечке Вунена у источника его нетленное тело, то исцелится от проказы. Так и произошло.

В благодарность за исцеление очистившийся от проказы человек построил в Вунене на месте упокоения святого церковь, в которой по сей день происходит множество чудес. Сюда стекаются паломники со всей Греции и получают невероятные исцеления.

Жидкость источается от дерева по молитве. Чем она сильнее - тем больше можно собрать. Проводились исследования. «Кровь от дерева» отдавали на анализ, результат был удивительный: кровь – не имеющая группы. Единственный насельник монастыря, архимандрит Тимофей (6980749438), будет рад видеть всех, кто приедет в гости на праздник святого - 9 мая

Вунена – поселок в Фессалии, историческом регионе северо-восточной Греции, в часе езды от знаменитых Метеор находится небольшая деревня, рядом с которой находится место где находится место упокоения и мученичества Святого Николая Нового , широко почитаемого в Греции. Храм, в котором находится частичка мощей святого угодника, (а глава мученика пребывает на острове Андрос в монастыре святителя Николая Чудотворца), окружен рощей лиственных деревьев, на одном из которых принял мученическую кончину преподобномученик Николай Новый . В роще на протяжении веков происходит чудо, подобного которому нет нигде на земле. С деревьев обильно истекает кровеподобная влага, по химическому составу практически идентичная человеческой крови. Согласно официальным исследованиям в химической лаборатории, в жидкости этой присутствуют все составляющие человеческой крови, кроме группы. От помазания этой чудесной жидкостью происходят неисчислимые чудеса и исцеления.

Св. Николай родился во второй половине IX века и был родом из восточной части Византийской Империи, а также, согласно главному его биографу происходил из "земли Ионы, небесного Востока". Из источников, сохранившихся по сей день, мы не можем почерпнуть абсолютно точные данные о настоящей родине святого. Но известно, что период юности святого отождествляется с царем Византии Львом VI Мудрым (886-912). У Императора Льва VI был брат – соправитель императора - Александр (886-913) - факт, отмеченный главным биографом святого Николая. В тот же период, после христианизации Болгарии в 864 году, после долгого мирного периода, на болгарский трон взошел царь Симеон (893-927), который вверг страну в долгий период войны с византийской Империей. Результатом этих событий явилось ослабление мощи Империи на другом фронте – против арабов. Арабский вопрос того времени становился очень существенным, и, как утверждают источники, «часто урегулировался благодаря внешней политике Византийской Империи». Нападения арабов на византийские города на обширных территориях восточного Средиземноморья и на территории балканского полуострова приобретают характер «острой борьбы за господство на Средиземноморье».

В этой атмосфере войны и в в таких трудных условиях растет и мужает Николай. Он участвует в военных мероприятиях и по причине своей силы и крепости, которую проявляет во время всех сражений, сам император удостаивает его чести и включает его во все военные списки. Также он присваивает ему звание командующего легионом, чтобы сразу отправить Николая с его воинами для отражения любого вражеского нападения в один из важнейших центров пересечения разветвленных сетей военных «артерий» Византийской Империи – город Ларису, которая находится на географической территории «греческого вопроса» .

Вражеское нападение на Ларису – святой Николай на горе Терново.

Николай являлся божьим человеком и по этой причине обучал своих воинов не столько военному делу, сколько учил их уважению и любви к Богу. Таким образом он старался соединить гармонично военное и духовное делание. Между тем военные события его опережают. Арабы в своем продвижении на греческий материк – после разрушения приморского города Димитриады в заливе Пагаситикос и лежащих у них на пути фессалийских селений - достигают Ларисы и учиняют такую жестокую резню по пути своего следования, что стенания и плач распространяются повсюду. Матери оплакивают своих детей, отцы – сыновей, и все вместе оплакивают многочисленных жертв этого террора.

Видя все происходящее, Николай осознает тщетность, опасность и бесполезность военной обороны внутри города и принимает решение увести армию в горные районы недалеко от Ларисы, которые на местном наречии назывались горы «Тернавос». Возможно, это был район сегодняшнего Тирнаву, так как современный город Тирнаву находится в 16 км к северо-западу от города Ларисы, у подножия горы Мелунас высотой 540 метров.

В те времена данный район являлся местом проживания отшельников, и был заселен монахами, которые жаждали уединения и тишины, подвизались в посте, бдении и молитве, для того, чтобы угодить Богу. Перед монахами предстал Ангел Господень, для того, чтобы передать им уведомление от Господа о предстоящей их мученической кончине. Ангел молвил: «Вперед, воины Христовы, готовьтесь к мученичеству. Чрез мученичество это вы удостоитесь Царствия Небесного, и святые ваши главы будут украшены нетленными венцами, и получите вы небесную награду, так как знаете вы, что Спасение дается тем, кто стоит до конца в мученическом подвиге». Этими словами подготовил их Ангел и вознесся на Небо. Они же, укрепленные божественным видением, продолжали подвизаться с еще большим усердием.

И в этом самом месте, среди настоящих подвижников веры, и произошла неравная битва. Небольшая группа аскетов и сподвижников Николая оказались лицом к лицу с толпой нечестивых арабов. С одной стороны, Николай воодушевляет своих товарищей проявить рвение, весь свой военный опыт, чтобы противостоять сильному противнику, сражаться против захватчиков-иноверцев, но одновременно противостоять искушающему дьяволу. Николай призывает их показать, что они верные слуги Христа, истинного Бога, и не служить своим бренным телам. Он настоятельно призывает их участвовать в праведном бою за исповедание веры, без жалости к себе. Только там смогут они почувствовать себя избранными Господом.

С другой стороны им противостоит хорошо обученная сильная армия арабов. И насколько яростно противостоит команда Николая и ведет бой за святую свою веру, настолько ожесточенно атакует их противник. И вот войско Николая сталкивается с врагом и побеждает за счет своего большого военного опыта, чувствуя сильнейшую поддержку Бога, и арабы начинают проигрывать бой.

В конце битвы, однако, вражеская агрессия усиливается. Образовав мощное кольцо, арабскому войску удается окружить исповедников веры. Многие попали в плен, подвергнулись тяжелым пыткам и избиению. Некоторых строгают железными крюками, других пронзают стрелами и копьями, пытая, раздавливают заживо катапультами, остальных привязывают к пыточным колесам, медленно отрезают головы, протыкают насквозь железными прутьями. И изобретают все новые пытки. Пригвождают копьями к деревьям, подвешивают за ноги к ветвям. Но никакие муки не могут причинить мученикам вреда. Эти люди подвергаются жесточайшим пыткам, но создается впечатление, что тела их не принадлежат им. Как будто это не их израненые, измученные пытками тела. Мучители продолжают пытать их, а мученики имеют несгибаемую веру и уповают на Господа. И, видя эти чудеса стойкости, тираны еще больше впадают в ярость. В конце концов, они предают мучеников смерти. Но не ведают нечестивые, что после мученической смерти подвижники веры вознесутся к Богу, которого так жаждали. Смерть для них – не смерть, а бессмертие. Удостоившись мученических венцов, получили они небесную награду, победили власть демонов и растоптали повелителя тьмы.

Имена этих мучеников, товарищей святого Николая, известны нашей Церкви. Их было двенадцать, их светлые имена по святцам: Армодиос, Григориос, Иоаннис, Димитриос, Михаил, Акиндинос, Феодорос, Панкратиос, Христофорос, Пандолеон, Еводиос и Эмилиянос. Вместе с ними поминаются и две женщины, также принявшие вместе с ними мученичество – Ирина и Пелагея, которые, скорее всего, были из мирных жителей, пытавшихся бежать из Ларисы на север в этот горный район из страха перед иноверными захватчиками.

Святой Николай на Вуненской возвышенности.

В то время как армия Николая потерпела поражения от вражеской армии, в результате которого все воины претерпели мученическую смерть на поле боя, только сам Николай смог выйти из вражеского оцепления по причине своей большой физической силы, бесстрашия, воинской мудрости и невероятной храбрости. «Как птица, летящая в воздухе», - так описывает его главный биограф, «собрав всю свою силу, уходит в холмы Вуненские».

Там пытается найти убежище Николай – не столько воин Византийского государства, сколько воин войска Христова. Район Вунены полностью удовлетворяет потребностям святого угодника. Место, найденное им, находится в густом лесу, где за одним высоким дубом скрывается вход в пещеру, которую он использует как тихое убежище для проживания. Его запросы очень просты. Он следует своему прошлому образу жизни и подвизается в радости, покое и добродетели. Его не интересуют мирские блага. Николай желает более высоких духовных радостей, он чувствует духовный голод и жаждет другой, нематериальной, пищи. Той пищи, которая питает его душу и которую может предложить только Христос и Церковь.


Пленение и убиение святого Николая.

Лукавый же в своей ненависти не может пережить, чтобы святой Николай оставался в покое. Жажда войны также не дает арабам покоя. Они прочесывают всю местность, все деревни, города и населенные пункты, все холмы и горы, все леса и равнины, центральные и отдаленные поселки, населенные и ненаселенные. Везде, где они проходят, они ищут христиан, чтобы предать их жестоким и изощренным пыткам, и затем насильственной смерти.

Схвачен был и Николай. Он совсем не был напуган пред лицом грозного врага. Он смело заявляет, что не отречется от Веры. «Я не изменю Веру», - говорит он им, «Вера моя в Христа и в Святую Церковь, останусь христианином, верую во Единого Бога Живаго и буду хранить верность Богу до последнего вздоха». Это заявление, сказанное с дерзновением, вызвало большой шум и сильный гнев в рядах арабов. Сначала они пытаются с помощью различных увещеваний и лести заставить Николая отречься от веры, но, увидев, что эта их тактика не принесет результата, они начинают действовать по-другому. Решив предать его мучениям и смерти, они берут копье Николая и начинают протыкать его тело его же копьем. Святой продолжает крепко стоять в вере. От пыток Николай умирает в мучениях, но для того, чтобы получить в награду Жизнь Вечную. Теперь он идет к Господу Иисусу Христу, которого так любил на протяжении всей своей человеческой жизни, приняв своим телом многочисленные удары копьем, призывая имя Господа – своего Владыки.

После убиения Николая, тело святого остается в районе Вунены. Высокий дуб, который находится на месте казни, растет и увеличивается в ширину чудесным образом, чтобы укрыть в своем чреве, в одном из углублений, мощи святого, чтобы защитить и сохранить их в целости и сохранности.

Эти факты мученичества, а также чудесные события становятся известны в начале X века, и с 901 или 902 гг. дата 9 мая становится днем, когда наша святая Церковь чтит память святого Николая.


Окончание вражеских нападений – обретение мощей святых угодников.

Наконец продолжительные войны с арабами закончены и обширные районы Фессалии обретают долгожданное спокойствие. Тогда епископ этой многострадальной области, Митрополит Ларисы Филипп удостаивается божественного видения, которое было предельно ясно – как можно быстрее обрести мощи святых мучеников на горе Терново. И действительно, Митрополит срочно отправляется туда и с большой тщательностью обретает и собирает все мощи святых угодников, которые сражались на горе Терново и осуществляет их торжественное перенесение в город Лариса. Таким образом, измученные вражескими нашествиями жители фессалийской равнины обретают святые мощи, благодаря которым получают исцеление от телесных болезней, избавление от демонов, защиту и спасение от напастей.

Чудесное обретение святых мощей.

Годы спустя после этих событий мощи святого Николая все еще остаются надежно скрытыми в дупле крепкого дуба. Но наступает момент, когда милостивый Господь позволяет обрести мощи святого, причем самым чудесным образом.

Перенесемся в Салоники незадолго до середины X века, где правит герцог Ефимианос. Титул герцога в те времена означал огромную военную и политическую власть. Ефимианос вместе с Оратионом, который принадлежал к классу сенаторов, и имел высокий почетный титул, пользовались людским уважением и почетом, что нередко переходило в лесть. Сам герцог в глубине души восторгался и радостно принимал услужливость своего окружения. Но справедливое око Господа все видит в истинном свете, не так, как видят люди, и у Господа был свой промысел, преследующий две цели: спасти человека от ловушки высокомерия, а также открыть и прославить хорошо укрытые мощи святого Николая. И вот Ефимианос заболевает одним из тяжелейших заболеваний тех времен – проказой (лепрой). Ефимианос - властитель в сиянии славы - теперь выглядит жалким и расстроенным. Тот, кто недавно был столь высокомерен, сейчас имеет вид смиренного, тот, кто смотрелся мужественным, стал боязненным и трусливым, тот, кто обладал такой силой, стал так слаб, тот, кто купался некогда в лести, сейчас вызывает жалость и скорбь. Многие считали его уже живым трупом и им хотелось плакать, глядя на него. Он представлял собой печальное зрелище, страдания его вызывали жалость у многих.

Герцог обращался к самым лучшим врачам и целителям в надежде исцелиться, но безрезультно. Вместо столь желаемого исцеления состояние его только ухудшалось. В исступлении ищет он способы излечения, но в результате только делает себе хуже. Тогда он наконец понимает, что нуждается в совершенно другом лечении. Он предает себя в руки святых Церкви и в корне меняет свою жизнь. Он раздает деньги, помогает малоимущим, защищает вдов, обеспечивает самым необходимым сирот, посещает болящих, уменьшает налоги, и совершает любые действия, которыми может показать, что сейчас он возлюбил Господа больше, чем себя самого, и таким образом просит милости Божией.

Оказавшись в Салониках, герцог поклоняется великому святому и защитнику города святому Димитрию Солунскому. Святой Димитрий с первых лет после своего мученичества и до начала IV века известен и мироточением - от миро, истекающего из его гробницы, исцеляются многие болящие. И к этому святому отправляется Ефимианос. Он был наслышан о его чудесах, многочисленных исцелениях от любых болезней. И припал в мольбе Ефимианос к гробнице святого. Но исцеления не происходит, нет пока на то Воли Божией, так как уготовал Господь открыть ему правду о мощах святого Николая.

Но Ефимианос не отчаивается. Он покидает Салоники и отправляется в Ларису, чтобы поклониться мощам святого Ахиллия. Он прибывает в этот фессалийский город и преклоняет колени у гроба блаженного Ахиллия. Он горячо молится ему с верой, умоляет об исцелении, и остается на время в Ларисе с большой надеждой на избавление от болезни. И тут Ефимианос видит божественное видение. Видит он как наяву Триединого Господа, который дает ему точные указания: «Как можно быстрей отправляйся на холмы Вуненские, исследуй район с большой тщательностью, и в густой чаще найдешь один высокий дуб, а напротив дуба – чистый источник. Внутри дуба найдешь тело героя и мученика за Господа – Николая. После того, как расчистишь это место, построишь там храм в честь мученика, и когда омоешься три раза в источнике, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, сразу же исцелишься».

Чудо святого Николая в Вунена.

Верный Ефимианос сразу же отправился на гору Вуненскую, и с большим тщанием и осторожностью исследовал лес, чтобы обрести сокровище – святые мощи. Нашел он и чистый источник, напротив дуба. Велика была его радость, пела его душа. И обрел он мощи святого мученика, находившиеся внутри дуба. Благоухание от святых мощей распространилось повсюду. Все, что было вокруг этого дуба, освятилось – соседняя сосна, кипарис, дуб.

Ефимианос с большим уважением склонился над мощами святого. Мощи асболютно целые. Герцог обнимает их, целует, и поливает слезами радости, одновременно прославляя милостивого Бога. Возносит благодарность Истинному Богу, который лечит и прогоняет любую болезнь, дает жизнь истинную и освобождает верующего человека от любой невыносимой печали. Видит сам он измученное и несчастное свое тело и желает, чтобы оно очистилось и чтобы все узнали об этом исцелении. И также, как он желает, чтобы стало известно об излечении его тленного тела, без дальнейших размышлений Ефимианос решает рассказать всему миру о святости его будущего врача, святого Николая.

На самом деле, верующий Ефимианос желает воплотить в действительности то, что ему было открыто в его духовном видении. Он сразу же принимается за важнейшую работу – строительство храма на месте обретения святых мощей. Задействовав все свои силы и возможности, он воздвигает храм в честь своего святого. Конечно, ничто не может сравниться с величием святого мученика, но по причине большой любви, огромной заботы и постоянного участия Ефимианоса в этом строительстве, храм, построенный герцогом, передает все величие подвига и святость мученика Николая, а также становится символом христианской веры. Построенный храм величественно возвышается посреди Фессалии, и все, кто посещают его в те годы, с благоговением прикладываются к мощам святого Николая. Герцог перенес и установил в самом центре храма святые мощи мученика, чтобы всячески показать великое почитание и благодарность перед лицом своего святого. По окончании всех этих работ, верный Ефимианос ожидает своего исцеления. Его стремление в столь желанному исцелению более не является препятствием к его великой вере. Он продолжает со смирением верить, что святой исцелит его. Однажды вечером он видит во сне, как является к нему сам святой и указывает ему пойти на следующий же день к источнику, и омыться в источнике с молитвой к Триединому Богу, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, чтобы наконец исцелиться. Чтобы таким образом он обрел наконец долгожданное излечение от болезни.

Ефимианос просыпается вечером после этого сна. Пораженный увиденным, а также имея несгибаемую веру в Триединого Бога, единственного и истинного Бога, он описывает своим друзьям сей сон. Он передает свое потрясение предстательством святых угодников, которые во имя Святой Троицы исцеляют и чудотворят. Он очень нетерпелив, желает немедленно ехать к источнику и сделать то, что было велено во сне. Друзья едут с ним, разделяя нетерпение герцога и также желая ему скорейшего исцеления. Всю ночь они собираются в дорогу, не ложась спать, и ждут рассвета, чтобы всем вместе отправиться к источнику. Как только восходит солнце, друзья Ефимианоса с зажженными кадилами подходят к лесу с чистым источником. С ними находятся и архиереи, которые окружают Ефимианоса, снимают с него одежду и омывают его чистой водой из источника, вычерпанной ими заранее. Три раза они омывают его, одновременно призывая Триединого Бога: во имя Отца, и Сына, и Святаго духа. И происходит чудо. Неожиданно струпья начинают как бы осыпаться с тела Ефимианоса, его кожа снова становится чистой от ногтей ног до макушки.. Он становится здоровым, радостным и сияющим. Как будто и не было этих ран, струпьев и повреждений, которые вызвала болезнь. Герцог не может найти слов, чтобы возблагодарить Бога. Что может он сказать о невероятном чуде, о чуде, которое достойно почитания и священного страха, которое произошло по промыслу Божию? Ефимианос выражает, как может, свою бесконечную благодарность. А вместе с ним и весь народ Божий, который оказался свидетелем великого чуда. Все вместе они чествуют и славят святого Николая, который в Вуненах подарил здравие герцогу, возвращающемуся в свой дом здоровым и невредимым.

Распространение почитания святого Николая в Греции и в других православных странах.

Почитание святого Николая Вуненского не ограничилось только районом, где он принял мученичество, и где был возведен первый храм в его честь. По всей Греции верующие христиане могут поклониться святому в приходских храмах, монастырях, церквях и часовнях, построенных в честь святого Николая Вуненского.

Более 20 приходских храмов по всей Греции мы можем найти от одного конца Греции до другого. Начиная от Фессалии, где находятся 8 храмов, 9 храмов в центральной материковой Греции, 4 в Пелопоннесе и 1 в Аттике.

Десять действующих монастырей и несколько разрушенных говорят о почитании святого на всей греческой территории. Пять из них находятся в центральной материковой Греции, четыре в Пелопоннесе и один на острове Андрос.

Мест, где находятся святые мощи, два. Первое – около поселка Вунены, относящегося к епархии Фессалитидос и Фанариофарсалон, где находится гробница святого, источник и древний дуб, под которым столько лет хранились мощи святого. Второе находится около Алмироса, относящегося к епархии Димитриады и Алмиру.

Число храмов, часовен, и частных храмов в честь святого Николая – более семидесяти. В Фессалии находится более 10 храмов, в центральной материковой Греции около 30, в Пелопоннесе также около 30, один – на ионическом острове Итака.

Примечательным является и основание в XVII веке монастыря в честь святого Николая на севере центральной Болгарии, в Тарново, в одноименной епархии.

Стоит особо отметить фрески и переносные иконы, которые верующие христиане могут увидеть в монастырях святого Афона и Метеор, в храмах Касторьи и Виотии, а также к югу от этих мест. Но и за пределами Греции, тех, кого Господь сподобит посетить святого Георгия в StaroNagoričino недалеко от Куманово (бывшая республика Югославия, район Македония) – там можно увидеть исторический храм святого Николая Нового начала XIV века.

Множество чудес совершил святой угодник Божий, преподобномученик Николай, но и многие другие, достойные повествования. После того, как исцеленный правитель повсюду объявил о чуде, молва разнеслась не только по всему Востоку, но дошла и до Запада. И из разных мест стекались люди, имевшие недуги, и тотчас получали исцеление по вере, которую каждый из них имел к Богу, и по благоговению, которое питал к мученику.

А святой не только тогда совершал чудеса, но и сейчас творит великие дела для тех, кто всем сердцем верует во Христа и горячо благоговеет перед святым мучеником и богоугодно празднует его память с песнопениями и псалмопениями, умиленно и смиренно.

Здесь надо сказать, что на острове, именуемом Андрос, находится монастырь святителя Николая Мирликийского. В этой досточтимой обители как некое многоценное сокровище хранится чудотворная и благодать точащая глава преподобномученика Николая Нового, которую отцы обители неоднократно привозили в Константинополь, поскольку там, во Влах-сарае было подворье упомянутого монастыря. И повсюду, куда бы они ни привозили мощи для поклонения, всюду совершались бесчисленные чудеса.


Роща святого Николая по сей день существует. В роще находятся остатки дерева, у которого, по преданию, был мучим святой. Каждый год в день памяти его мученической кончины (9 мая) в храме совершаются богослужения, на праздник съезжаются тысячи верующих. И только раз в году, со всех деревьев рощи – с листьев, стволов, стекает кровеподобная влага. Верующие бережно собирают ее в бутылочки и пользуются ею с верой во исцеление недугов телесных и душевных. Св. мученик Николай особенно исцеляет онкологические кожные болезни. Но есть в роще одно дерево, которое «кровоточит» постоянно. Верующие много лет назад заметили, что из ствола дерева истекают красные капли.

Тогда в дереве сделали отверстие, в которое верующие с молитвой и упованием на Господа вставляют трубочку, и если будет на то воля святого, из трубочки истекает жидкость, которую обычно собирают для тяжко болящих. По милости Божьей это происходит очень часто.

Этот прославленный и непобедимый воин Христов Николай происходил с Востока. Плотью рожденный от благородных и благочестивых родителей, душой же он оказался мужем благороднейшим и предивнейшим.

С детского возраста Николай был весьма умен и рассудителен. Он не общался с беспечными юношами, которые увлекались смехом и разными остротами, не сквернословил и не занимался болтовней, как это свойственно молодым, но любил общаться с людьми рассудительными и старцами, дабы внимать их душеполезным и нужным словам и собеседовать им. Когда же он вырос, то благодаря мужеству и отваге был отдан в армию, где преуспел в военном деле настолько, что не раз совершал подвиги, а потому прославился и стал знаменитым.

Тем временем император, услышав о его доброй славе и узнав от многих людей, что Николай был не только искусным оратором, но и достойным советником, другого такого не сыщешь, вызвал его в царский дворец и, поговорив с ним, весьма обрадовался, увидев, что сей муж имел ум, благоразумие и рассуждение. Поэтому он наградил его званием дуки, выделил провинцию и подчиненных воинов, как и надлежало. Николай же, получив это звание и став правителем, ежедневно упражнял своих солдат, объясняя им воинское искусство, ибо этого от него требовало возложенное на него звание. В особенности он наставлял их в делах христианской жизни и порядка, учил их молиться и призывать Владыку Христа, чтобы Тот дал им силу в сражении с врагом на поле боя. Он часто рассказывал им о подвигах и победах древних воинов, о том, как они воевали и побеждали, как завоевывали многие крепости и города. Но наиболее усердно учил самому необходимому - иметь страх Божий и непрестанное памятование о Нем, никогда не обижать ни богатого, ни бедного. Поэтому о воинах Николая, где бы они ни оказывались, никто и никогда не говорил, что они кому-то нанесли обиду или причинили ущерб.

В то время, то есть в VIII веке, около 720 года, часть Фессалии отделилась и не хотела подчиняться константинопольскому императору-иконоборцу Льву Исавру, который властвовал на Востоке. Фессалийцы же пошли к границам Македонии, занимаясь грабежами и захватывая многих в плен. Тогда император разослал по всему Востоку указ, и пришли топархи с войсками, среди которых был и наш Николай со своими подчиненными. Он направился в Фессалоники, и в завязавшемся бою победил фессалоникийцев, заставив их повиноваться. Они, в свою очередь, дали слово платить положенную дань, как и прежде.

Покинув Фессалоники, он направился в Ларису. Тогда это была мощная и величественная крепость, прекрасная и охраняемая башнями-укреплениями. Поэтому воины Николая не смогли ее покорить, но, более того, - сами были побеждены, ибо жители Ларисы мужественно сражались и многих воинов убили. Николай, видя, что ромеи изнемогают, а враги одерживают верх, размышлял так: вот наши люди побеждены, а если и я погибну, как погибли эти несчастные, напрасно на войне, то что толку мне от моей временной почести дуки, от моего тленного звания? Лучше жить простым человеком, чем командовать столькими воинами и принять бесчестную кончину. Что за цена моему телу, какая польза моей душе, коль так безвременно окончится моя жизнь? Лучше я уйду в некое пустынное место и стану оплакивать свои прегрешения. И может быть, тогда получу у Бога прощение в час судный.

Так рассудив, он оставил своих воинов, предоставив им идти, куда они хотят, и направился в Вунену (Вунена - это гора в Фессалии, иначе именуемая Отрис), где рос высокий лес и в густых зарослях были кельи, в которых жили отшельники и добродетельные подвижники. Увидев их, Николай возблагодарил Господа, Который просветил его и привел в это душеспасительное место. Там он и остался, подвизаясь вместе с ними и работая в добродетели по Бозе. А те дивные подвижники, видя рвение его души, видя, сколь усердно он подвизался в посте, молитве и всенощном бдении, возлюбили его в Боге и в частых беседах с ним побуждали его к еще большему преуспеянию в добродетели, рассказывая душеполезные истории. Так ежедневно слушая эти наставления, он, как мог, радел о подвиге монашеского жительства, и все восхищались им, в душе помышляя, не превзойдет ли этот юноша их в подвиге.

Лукавый же диавол, видя их дивное и достохвальное житие по Бозе, не смог, треокаянный, стерпеть это, имея обыкновение всегда препятствовать добру и искушать добродетельных людей. Поэтому он воздвиг безбожных аваров, и они принялись грабить западные земли, попирая крепости и страны, и многих уводя в плен. Когда они пришли в Ларису, то за несколько дней захватили ее и покорили все ее окрестности, начиная от Димитриады, то есть Волоса, до Фарсалы и Элассона и их окрестностей. Захватчики так унижали их жителей, что стали притеснять веру и принуждали отречься от Владыки Христа, единого истинного Бога, и поклоняться непотребным идолам. И многих из тех, кто не захотел отступить от своего благочестия, но претерпел различные наказания и тысячи мучений ради любви к сладчайшему Христу, они умертвили. Те боголюбцы временными мучениями унаследовали вечное ликование и неизреченную радость в Царствии Небесном.

Когда же все это происходило, святой Николай подвизался в Вуненском скиту вместе с товарищами, имена которых Григорий Армодий, Иоанн, Димитрий, Михаил, Акиндин, Феодор, Панкратий, Христофор, Пантолей, Емилиан и Навудий. Однажды ночью они молились, и явился им Ангел Господень, и сказал: "Будьте готовы и стойте твердо, ибо через несколько дней примете мученическую кончину, дабы получить награды и венцы подвижников и унаследовать Царствие Небесное". Сказав это, он стал невидим. А отшельники, услышав это радостное благовестие, возрадовались и подвизались еще усерднее, упражняясь в посте и молитве, дабы удостоиться небесного блаженства. Несколько дней спустя кровожадные варвары авары узнали, что на Вуненской горе живут подвижники, постясь и молясь непрестанно Господу днем и ночью. Авары вооружились и отправились, чтобы убить иноков. Святой же Николай утешал братьев и сподвижников, говоря: "Да не устрашимся, братья, временной смерти и ничуть ее не убоимся, ибо настал час проявить мужество и через это малое краткое наказание унаследовать постоянное ликование и упокоение вечное". Когда эти и другие слова произносил святой для укрепления братии, пришли кровожадные люди и словно дикие звери схватили святых и нещадно и безжалостно мучили их крюками, шестами и разными другими орудиями пыток. Однако блаженные подвижники мужественно и доблестно претерпевали все пытки и не отступили от веры. Тогда варвары обезглавили их, предав временной смерти, а вместе с тем - жизни вечной и Царствию Небесному.

Видя прекраснейший возраст святого Николая, его разум и мужество, они не стали его пытать, но словами, хитростью и лестью принуждали к нечестию в надежде, безумные и безрассудные, склонить его на свою сквернейшую сторону. Однако тщетно они старались и безумное помышляли, ибо ни в чем не смогли поколебать его веры, а на их хитрость он рассудительно отвечал:

"Я не малое дитя, чтобы вы обманули меня чем-то неизвестным и заставили отказаться от истинного Бога, моего Творца и благодетеля, и поклониться глухим и бездушным идолам. Но как с самого начала я был благочестивым православным христианином, так и хочу им оставаться, и так предам мою душу в пречистые руки Господа нашего Иисуса Христа, которому как истинному Богу и Спасу моему поклоняюсь и служу. И если враг моего Иисуса принуждает меня отречься от Него, то ради любви к Нему я хочу пролить кровь мою. А ваших богов я поношу и считаю за бездушные камни и бесчувственные деревяшки". Услышали безбожные варвары оскорбления и обвинения в адрес своих богов и весьма прогневались и стали жестоко бить его. Через некоторое время они вновь принялись за уговоры: "Николай, не теряй своего мужества и своей красоты понапрасну. Твой Христос не хочет тебе помогать. Сделай только то, что мы тебе говорим, стань нашим сообщником и единомышленником и тогда ты не лишишься сей сладчайшей жизни. А если будешь пренебрегать нашими словами, то мы предадим тебя многим страшным мучениям". На это святой отвечал: "То, чем вы меня устрашаете, я жажду получить, потому что если вы лишите меня этой напрасной и временной жизни, то даруете мне жизнь бесконечную и Царствие Небесное, где я, присно спрославляемый с моим Христом, буду наслаждаться радостью неизреченной и неизглаголанным весельем и ликованием в раю". Тогда они поняли, что не смогут поколебать его твердой веры, и решили предать его жестокой и мучительной смерти. Поэтому били его до тех пор, пока земля не побагровела от его святой крови. Два или три раза менялись бичевавшие, но святой держался доблестно, молясь: "Терпя потерпех Господа" (Пс. 39). Он столь мужественно переносил мучения, что казалось, будто вместо него кто-то другой претерпевал их. После этого, привязав его к дереву, они стреляли в него из лука и, взяв его копье, метали в него. И множество других мучений причинили ему, заставляя отречься от Христа и поклониться идолам. Он же бесстрашно смеялся над ними: "Вы, звероподобные и бесчеловечные, имеющие одно обличье человека, ума же не имеющие, присущего человеку, вы надеетесь, что этими мучениями разлучите меня от любви Христа моего. Но сколько зла вы мне причиняете, столько венцов мне сплетаете. А Христос, мой помощник, стоит рядом и облегчает мои страдания. Поэтому ни боли, ни мучений я не чувствую". Услышав это, варвары отчаялись. Они поняли, что не смогут переубедить мученика, даже если подвергнут еще тысяче других пыток, и усекли его святую главу 9 мая.

Блаженная и светлая же душа мученика вознеслась в небесные обители, а светлые Ангелы соликовали и пели вместе с ней. А святое и всечестное тело его оставалось на той горе непогребенным и пребывало в забвении. Но по благодати великодаровитого и всемогущего Бога Ангелы Божии сохраняли его невредимым и нетленным до тех пор, когда Бог, достойно почитающий всех верующих в Него и не отрицающихся Его святого имени, чудесным образом явил сие драгоценное сокровище. Ведь тех, кто прославил Его на земле и подвизался за Его святое и препетое имя, Всеблагой Господь Сам почтил и воздал им обильно, соделав их сынами и наследниками Своего Царствия. И не только на небесах Он воздает им сторицею награду за их труды, но и здесь на земле посылает им благодать и силу творить чудеса, прославляемым людьми и на собственном примере побуждающим других к совершению добрых дел и подражанию Христу. Таким был преподобномученик Николай, снискавший за свои чудотворения почитание среди всех христиан и прославляемый как имеющий великое дерзновение перед Всеблагим Богом.

Из многих его чудес выслушайте рассказ об одном. По нему вы сможете судить и об остальных, ибо по части познается целое.

В той провинции Востока, где родился и вырос преподобномученик и целитель Николай, был один очень богатый правитель. С ним приключилась страшная болезнь проказа, которая долгое время снедала и изнуряла его плоть. Он истратил на врачей огромные средства, и всё без пользы. Чем больше он тратил, тем сильнее прогрессировала болезнь, причиняя ему неутешную скорбь. И вот, однажды ночью, когда он спал, ему во сне является святой и говорит: "Зачем ты расточаешь и тратишь свое богатство понапрасну? Ступай в окрестности Ларисы и спроси, где находится гора Вунена. Там исследуй хорошо местность и возле источника отыщи мои мощи, которые принесут тебе исцеление от твоей ужасной болезни". Утром, когда рассвело, больной поднялся с одра и тотчас, даже не оставив никаких распоряжений по дому, отправился к пристани, где отыскав корабль, отправился в Ларису.

Прибыв на то место, о котором сказал ему святой, он обнаружил источник с чистой и сладчайшей водой и возрадовался. Затем он тщательно исследовал место. Это оказалось весьма трудно из-за того, что лес был огромным и густым. С Божией помощью он обрел всечестные мощи мученика на расстоянии пятнадцати шагов от источника. Они чудесным образом сохранились за столькие годы целыми и нетленными и источали благоухание. Тогда правитель прежде умылся в источнике, а затем с благоговением и верой облобызал святые мощи, и, - о, чудо! - тотчас избавился от своего недуга, который исчез словно мрак от света. Он в один миг сделался совершенно здоровым, и никаких следов болезни не осталось на его теле. Чтобы не оказаться неблагодарным за это великое благодеяние, он расчистил то место, где обрел святое сокровище, и воздвиг на нем церковь во имя святого. Посреди этой церкви и находится источающий чудеса гроб этого Божия преподобномученика.

В округе есть разные села, в одном из них, в Джапазларе, хранится священный образ святого, который в день его памяти переносят в эту церковь, празднуя ежегодное празднество, на которое собираются многие тысячи христиан.

Итак, правитель вернулся домой, прославляя Бога и воссылая благодарность святому. Он привез с собой небольшую частицу мощей святого и землю с того места, и те, кто прикладывались к ним, исцелялись от всякого недуга.

И не только это чудо совершил святой угодник Божий, преподобномученик Николай, но и многие другие, достойные повествования. Ибо тот исцеленный правитель повсюду объявил о чуде, и молва разнеслась не только по всему Востоку, но дошла и до Запада. И из разных мест стекались люди, имевшие недуги, и тотчас получали исцеление по вере, которую каждый из них имел к Богу, и по благоговению, которое питал к мученику.

А святой не только тогда совершал чудеса, но и сейчас творит великие дела для тех, кто всем сердцем верует во Христа и горячо благоговеет перед святым мучеником и богоугодно празднует его память с песнопениями и псалмопениями, умиленно и смиренно.

Здесь надо сказать, что на острове, именуемом Андрос, находится монастырь святителя Николая Мирликийского. В этой досточтимой обители как некое многоценное сокровище хранится чудотворная и благодать точащая глава преподобномученика Николая Нового, которую отцы обители неоднократно привозили в Константинополь, поскольку там, во Влах-сарае было подворье упомянутого монастыря. И повсюду, куда бы они ни привозили мощи для поклонения, всюду совершались бесчисленные чудеса.

Возрадуемся ныне и мы и возвеселимся духом. Почтим святого и восхвалим чистым сердцем и чистым помыслом, возблагодарим его не непристойными и не надлежащими христианскому житию делами, не объедением и пьянством, не бесчинными воплями и плясками, но милостыней, молитвами и слезами и прочими богоугодными делами, ибо только тогда удостоимся награды, когда станем праздновать так. Давайте претерпим временные невзгоды, пресечем желания нашей плоти ради того, чтобы стать соучастниками мучеников и принять равную с ними награду. А если мы будем побеждены плотскими страстями и падем в сети диавола, то совершим такой же грех, как если бы поклонились бездушным идолам.

Итак, победи свои страсти и немощи, человече, коли желаешь соделаться мучеником, не пролив крови. Когда тебя кто обидит, или оскорбит, или станет терзать, долготерпи уничижения ради Господа, ради того, чтобы Он сподобил тебя вечных благ. Ведь если ты прогневаешься и воздашь виновнику злом за зло, то станешь нарушителем обетования Христа, сказавшего: "Я говорю вам: любите врагов ваших" (Мф. 5, 44), и почти поклонишься аду. То же самое касается и остальных грехов и страстей. Если враг душ человеческих диавол будет толкать тебя на прелюбодеяние, а ты стойко воспротивишься этому молитвами, постом и слезами и мужеством души одержишь верх над соблазном плоти, тебя поистине сочтут мучеником целомудрия. Но если совершишь прелюбодеяние, то поклонишься мерзкому идолу Афродиты, принесешь жертву Дионису. Если станешь сквернословить или поклянешься, будешь сочтен отступником. Если ты сребролюбив, не милосерд и не сострадателен к нищим в их нуждах, а они голодают и мерзнут, ибо им не во что одеться, ты же бережешь свои денежки в сундуке и поклоняешься им, словно идолу, идолопоклонником, по слову апостола, сочтен будешь.

Задумайся, христианин, что когда ты взаимодаешь тому, кто имеет нужду, и оказываешь милосердие братьям Христовым с теплотой, то Христос-воздаятель воздаст тебе в тот страшный день судный сторицею и дарует жизнь вечную со всеми святыми в Царствии Небесном. Но если пребудешь немилосердным и станешь зарывать и беречь свои денежки, то после твоей кончины их заберут другие, а ты, треокаянный, наследуешь геенну огненную и будешь гореть в огне вечно, как и тот богач из Евангелия, немилостивый, немилосердный и сребролюбивый.

Так давайте, те, кто богат, сейте богатство в лоно бедных, чтобы собрать урожай в небесную житницу ради своего нескончаемого веселия. Те, кто празднует память святых, приглашайте не богатых на трапезу, а нищих и убогих, потому что богатые воздадут вам своим богатством за ваше приглашение и угощение. Но когда насыщаете бедных, вам многократно воздаст Всеблагой Господь и здесь, во временной жизни, и там, в грядущей, Он дарует вам Царствие Небесное, которого да сподобит и всех нас. Аминь.

http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?sid=576&did=1792

Loading...Loading...