Своим грехом мы даем диаволу права над собой. Своеволие Вопрос священнику грех своеволия

О духовничестве и священстве

Надо ли брать благословение у всех священников подряд или достаточно взять у одного?

Смотря по обстоятельствам, как это лучше сделать.

Как поступить, если потерял доверие к духовнику, а сказать об этом стесняешься?

Сказать об этом другому духовнику.

Есть такие грехи (особенно некоторые плотские), которые говорить на исповеди очень стыдно, особенно если женщине приходится говорить молодому священнику. Как быть в таких случаях (особенно, если грехи эти тяжелые и не могут быть отпущены на общей исповеди)?

Найти другого священника, которому и покаяться в этих грехах.

Если священник благословляет сделать что-то не согласное с учением церкви, надо ли выполнять благословение?

Не только священника, но даже Ангела с неба не должно слушать, если он говорит противное учению евангельскому. Об этом пишет святой апостол в своем послании.

Может ли один священник служить две Литургии в один день?

В Православной Церкви это запрещается священнику. В житии святителя Иоасафа Белгородского читаем, что один священник не мог умереть из-за этого греха, и только когда он покаялся святителю Иоасафу и тот разрешил его, он смог умереть.

Если священник не очень опытен и что-то делает наверняка неправильно, то стоит ли ему сказать об этом или не надо?

Лучше воздержаться, как советует святой Варсонофий Великий1. Близкому батюшке можно с любовью подсказать.

Если священник не разрешил причаститься, не объяснив причины, можно ли обратиться с исповедью, только что сказанной, за благословением к другому священнику?

Лучше потерпеть, сокрушенно признав себя недостойным, чем обращаться к другому священнику.

Можно ли на исповеди пожаловаться священнику на соседку, попросить вразумить мужа и вообще рассказать о своих житейских неприятностях?

Ввиду очень «сжатого времени» надо говорить на исповеди священнику только грехи. Остальное лучше высказать потом.

Я знаю, что один из знакомых мне священников ведет недостойный образ жизни. Стоит ли причащаться, когда он служит Литургию, или лучше отложить? То же касается освящения воды и других священнодействий.

Святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что благодать действует и через недостойных священников.

Как правильно обращаться к диакону: так же как к священнику, т.е. «отец Василий», или «отец диакон», «диакон Василий»?

Это большой роли не играет. Лишь бы искать в разговоре с ним, как лучше спасти свою душу и победить свои злые, греховные привычки, чтобы спрашивать духовное, полезное для души, а то может случится так, как говорил оптинский старец Антоний: «Неполезное спросишь - неполезное и услышишь».

Если умер духовник и не успел передать чадо другому духовнику, то как поступать?

Этот вопрос какой-то странный. Не духовник выбирает себе чад, а чада выбирают себе духовника. Самое главное в избрании себе духовника, чтобы он был опытен в духовной жизни, а сейчас почти все ищут прозорливых и святых.

Если священнослужитель совершает грехи, а потом идет в церковь на службу, не оскорбляет ли он своим присутствием звание и саму Святую Церковь?

Здесь необходимо сказать, что грех греху - рознь. В одной из заупокойных молитв священник читает, что «нет человека, который бы жил и не согрешил»... Один Бог только без греха, но есть грехи, которые, действительно, не только порочат сан священника, но по каноническим правилам, если священник совершает такие грехи, он должен быть извержен из сана. Сюда, в первую очередь, относятся смертные грехи: блуд, прелюбодейство, всякого рода половые извращения, колдовство, убийство. Если священник подвержен этому, он не только сам гибнет, но, самое страшное, является соблазном для маловерующих или совсем неверующих людей. Нужно сказать, что если такой священник по каким-либо причинам не запрещен правящим архиереем в служении, Таинства Церкви, которые он совершает, - действительны и действенны. Благодать Божия, дарованная ему при рукополо­жении в сан, действует на верующего независимо от греховности священнослужителя, проходя через него, как через «трубу». Хотя с любого христианина спрос за грехи Господом строгий, но облечённый саном ответит за них сугубо. Кому много дано, с того много и спросится (Лк. 12: 48).

Батюшка, многие говорят, что нет теперь старцев и нет человека, который растолковал бы Св. Писание?

Ищи и найдешь; ищи усиленно. Если человек усердно помолится Господу Богу, то после этого всякое малое отроча скажет ему на пользу его душе. А то, что иные будто желали бы найти руководителя, но не находят - говорят те, которые не хотят смириться. К тому же и враг рода человеческого, который всегда хочет нашей погибели, препятствует; знает он, что если кто со смирением будет искать совета у человека опытного в духовной жизни, то этот разъяснит спрашивающему и откроет коварство врага.

Как обращаться к епископу: просто «Владыко» или с прибавлением имени, как у священника: «Владыко Борис»?

К епископу традиционное обращение: «свя-тый Владыко» или просто «Владыко», без произнесения имени.

Как искать руководителя духовной жизни в наше время?

Для последних времен позднейшие св. отцы уже более предлагают в руководство Священное Писание и писания отеческие, не отвергая, впрочем, весьма осторожный совет с современными отцами и братиями, при тщательном содержании в мыслях и чувствованиях духа смирения и покаяния. «Это делание, - пишет свт. Игнатий Брянчанинов, - дарованное Богом нашему времени, и мы обязаны с благоговением пользоваться даром Божиим, данным нам во спасение».

Почему так много значения придают св. отцы жизни под руководством духовного отца?

Кто сам по себе живет, без духовного отца, тот бесплодно живет. Пусть он и хорошо делает, но совесть в таком случае не может быть у него мирна (так как она умиротворяется от исповеди и откровения). У него должна быть постоянная нерешительность, смутность, а главное, настроение своеволия остается то же.

Как быть, если руководителя нет?

«Правду говорит N., что ныне нет настоящих руководителей, - отвечал на подобный вопрос святитель Феофан Затворник. - Однако ж с одним Писанием и отеческими уроками ос­таваться не следует. Необходимо вопрошение! Паисий Нямецкий так решил: два или три единомысленных составят союз и друг друга вопрошают, ведя жизнь во взаимном послушании со страхом Божиим и молитвою».

Как лучше спрашивать старцев, одного или многих?

Никогда не следует об одном и том же деле вопрошать разных руководителей, и не вопрошать опять того же самого, потому что самый первый ответ идет от Господа, а второй от рассуждения человека в старце. Всякий вопрошающий принимает на себя знак смирения и этим подражает Христу. Святой Петр Дамаскин говорит о себе: «Много я получил вреда от неопытных советников». Посему хорошо весьма о всем вопрошать, но опытных, а неопытных - опасно, потому что они не имеют рассуждения.

Когда должно отойти от старца?

Преподобный Пимен Великий повелел немедленно разлучиться со старцем, приносящим душе вред. Иное дело, когда нет душевного вреда, а только помыслы смущающие, от беса, которым не надо повиноваться, как действующим. именно там, где мы получаем душевную пользу.

Можно ли искать священства или монашества?

«Священства добиваться грех, а к монашеству стремиться похвально - и св. отцы искали монашества, а от священства даже уклонялись», - учит старец Варнава Иверский1.

Влечет ли за собой лишение благодати запрещение епископа, которое не согласно с волей Божией?

Лишь то запрещение епископа влечет за собой лишение благодати, которое согласно с волей Божией. Если же этого согласия нет, то не только благодать не отымается и не посыла­ется, но сама церковная жизнь показывает, что все такие действия Церковью не принимаются, хотя бы и совершили их великие Вселенские Соборы и самые православные Патриархи и Синоды.

Как быть, если священник отказался выслушать исповедь?

«Если ваш духовник отказывается выслушивать вашу исповедь, то можете обратиться к другому» (святитель Феофан Затворник).

Почему у некоторых верующих иногда проскальзывает ревность, зависть, если обращаешься часто к священнику?

«Это случается оттого, когда мы останавливаемся много, часто сами не давая отчета, только на личности пастыря; его образ всегда предносится пред нами, сердце наше переполнено чувством к нему, как к человеку, Христос же, наш Спаситель, остается как бы в стороне. Вот тогда-то и развиваются среди пасомых ревность, зависть, соперничество, недоброже­лательство. Тогда возможны и следующие явления. Умер любимый пастырь, и мы воображаем, что все потеряно. А где же Христос? Был ли Он у тебя? К сожалению, нет. Если бы Он был, то не случилось бы с тобою такого малодушия и разочарования» (архиепископ Арсений Жадановский).

Как быть, если возникло недоброе чувство к духовнику?

«При окормлении духовником или старцем у тебя могут возникнуть к нему дурные чувства: подозрения, осуждения, зависти и недоброжелательства. Не поддавайся, однако, этим чувствам, борись с ними и не отходи от духовника или старца. Если возникло у тебя дурное чувство к духовнику - знай, что последний для тебя полезен, но вот враг задумал тебя от него отстранить, удалить. Может быть, старец сбивает у тебя горделивое чувство или еще какой-либо недостаток, а тебе и врагу это неприятно, вот и подымается у тебя в сердце неприязнь к духовному отцу» (архиепископ Арсений Жадановский).

Должно ли уходить на покой самому священнику?

Святитель Феофан Затворник не советовал удаляться на покой. «Пока Господь не выпряжет, - говорил он, - тяни».

Как мне быть, если я не нашел духовника сведущего, опытного и благонамеренного?

Да, действительно, удовлетворительный духовный наставник в наши времена - величайшая редкость. В таком случае чаще исповедуйся в согрешениях пред духовным отцом, а наставления почерпай в Священном Писании и книгах, написанных св. отцами и старцами, особенно о подвижничестве.

Перед исповедью прочтите заповеди Божии с объяснением или перечень грехов.

Не грешно ли «выбирать» священников?

Священников всех почитай, к добрым же прибегай. Почитать священников нужно больше родителей. «Знаете ли вы, - спрашивает святитель Иоанн Златоуст, - кто есть священник?» И отвечает: «Ангел Господень. А посему и почитать пастырей, - говорит он, - должно больше, чем родителей, ибо они - служители Христовы на земле, и кто почитает их, тот почитает Христа». Цени пастырей мудрых, добрых и опытных в духовной жизни и держи их поближе к себе.

Разрешить от грехов всякий священник может, а научить духовной жизни - один из многих.

Что такое сердечная распущенность?

Некоторые их верующих умудряются иметь несколько духовников с таким расчетом, чтобы одному говорить одни грехи, а другому иные, есть и такие, которые не дорожат духовником, а стараются перебрать их как можно больше, оправдывая себя тем, что не попадут на хорошего. Все это - плод внутренней сердечной распущенности.

Как смотреть на смену духовников?

Общее правило должно быть таково: без уважительной причины не следует менять духовника. А что можно назвать уважительной причиной? Перемена жительства пастыря и чрез это затруднительное с ним общение - неизлечимая болезнь пастыря.

В каком порядке следует открывать духовному отцу мысли?

Открывать духовному отцу мысли должно прежде более важные, а не наоборот.

Полезны ли тайные подвиги без ведома духовного отца?

Вот что пишет преподобный Амвросий Оптинский одной подвижнице: «Напиши мне искренне тайное твое подвижничество, на которое ты не приняла благословения, а самочинное подвижничество и опасно и душевредно. Если добро это, то зачем оно тайно от духовного отца?

Смотри - душа у тебя одна и ум один; повредить то и другое опасно; а подсады вражии повсюду, разумеется под видом добра и пользы душевной. Вижу, что ты попалась в сеть искания совершенства, забыв совершенство покаяния?»

С какого возраста можно рукополагать?

«Ранее двадцатилетнего возраста не могут быть допущены до священства, - отвечает митрополит Филарет Московский, - и потому пусть зрелее учатся, нежели по незрелом обучении будут ждать времени службы без дела и без надзора».

Я никак не могу открыть некоторые грехи своему духовнику и даже исповедовалась в них у другого священника. С духовной точки зрения это возможно?

Кто исповедуется у другого священника, стыдясь своему духовнику открыть большой грех, тот подобен убийце Христа, и грех его будет надписан над главой его в будущей жизни.

Как вести себя при встрече со священником?

При встрече со священником кланяйтесь ему и радуйтесь, как если бы Ангела своего увидели на земле. Враг влагает свой суеверный помысел, что будто бы не будет теперь счастья; но если вы действительно подумаете так, то будете наказаны за свой помысел. Подумайте: если священник идет приобщать человека, то при нем есть Тело и Кровь Христовы... Раньше были апостолы, а сейчас их заменяют священники.

Самомнение, своенравие, своеволие

В человеке присутствует три очень сильных основания, которыми противится его падшая натура усвоению нрава Христова. Первое из них - порабощает его ум, это самомнение и своемнение ; второе - порабощает его сердце, это своенравие ; и третье - порабощает его волю, это своеволие . Все три составляют падший нрав человека, они в совокупности и являются его безнравием , т.е. отсутствием нрава Божия. Безнравие - это мерзость запустения. Мы часто под словом "мерзость запустения" ищем то, что есть во вне... Так оно чаще всего и бывает. Церкви, уклонившиеся в ересь, города, деревни, в которых нет церквей, живут в мерзости запустения. Но и душа человеческая, которая вся обращена в эти три самоугодных гордых основания, тоже находится в мерзости запустения.

Давайте остановимся на этих трех. Первое основание - то, что порабощает человеческий ум - самомнение . Каждый человек его имеет предостаточно. Одни имеют о себе мнение как о человеке достаточно хорошем, благонравном, добром, способном, развитом, высокообразованном. Например, один говорит: "Я образованный человек". Почему? - "У меня диплом высшего образования". Другой говорит: "Я тоже образованный человек, хотя и ниже тебя, потому что у меня аттестат зрелости за среднюю школу, но я закончил ее на "4" и "5". А другой говорит: "А я зато закончил на серебряную медаль", а третий говорит: "А я на золотую". В этот момент они выказывают самомнение, потому что человек сам выбирает себе критерий, которым оценивает себя и через то претендует на определенное отношение к себе людей.

Святитель Феофан Затворник рассматривает в книге "Путь ко спасению" такое само мнение: "Я христианин". И это самомнение "дает" ему право теперь всех непременно воцерковлять. А есть ли на это благословение Божие? Но человек не вникает в Промыслы Божии, не слышит воли Божией. Он имеет самомнение, что христианство - это лучше, чем нехристианство. И он считает своим долгом воцерковить всех - колдунов, баптистов, атеистов, всех своих соседей и родственников, руководствуясь при этом лишь своим самомнением. В самомнении человек не предается в руки Божии, не руководствуется волей Божией, не она составляет ценность его жизни. Ценность в его жизни он сам

.

Другим основанием является своемнение - это значит иметь свое мнение на все и вся вокруг. Это крайне тяжелое заболевание человеческого ума. Постараемся вникнуть в суть этого и понять, в чем же заключается его тяжесть.

Уверовавшему человеку необходима встреча с нравом Христовым. Величайшей возможной встречей со Христом для каждого христианина является встреча в Таинствах. Часто иных личных отношений с Господом мы не имеем. Ведь сейчас Господь среди нас телесно не пребывает, и поэтому мы не можем встретиться с Ним воочию, так как друг с другом встречаемся повседневно. Откуда мы сможем познать нрав Христов? Есть только три источника: Таинства, где Господь подает Свою благодать, Слово Божие, Евангелие, а также труды Святых отцов, раскрывающие его содержание. Святые отцы раскрыли для нас в своих творениях образ Христа. Образ нрава Христова мы сможем узнать только с помощью Евангелия и святоотеческих трудов.

Своемнение - это способность человека обо всем составлять свое немедленное (или же после некоторых трудов) суждение о том или ином явлении, вещи или событии. Давайте представим, как встречается с Евангелием не жажда нрава Божьего, а человеческое своемнение. В этом случае человек составляет свое, личное мнение о прочитанном. Например, он читает Заповедь Божию: "Блаженни нищии духом ". И приходит в ступор. Своемнению не на что опереться. Многие помнят, наверное, первую встречу с этой заповедью... Какая-то полная тайна в этой Заповеди, совершенно неведомо, о чем в ней говорится... Постепенно читая святоотеческие толкования, человек потихоньку-потихоньку начинает вмещать в себя содержание этой заповеди. И с какого-то момента он, как ему кажется, ясно понимает, что это такое. И говорит: "Теперь я понял Заповедь Божию". Увы, с момента, как он сказал "понял", и началось торжество его своемнения. Потому что не уразумел , а понял . А эти два слова имеют различное содержание.

Слово "понял" подразумевает под собою "взять", схватить, владеть. Так гордый человеческий ум, оставаясь вне Бога, пытается объять собою окружающий его мир. Но ум человеческий ограничен. Ни глубину, ни высоту, ни широту, ни долготу мира, микро и макрокосмоса он реально объять не может. Тогда гордость человеческая идет иным путем. Она составляет свое суждение о глубине или высоте, о широте или долготе, о качестве или свойстве, о характере или настроении. Этому суждению придает законченный вид и тем удовлетворяется, полагая, что в предмете или событии, или явлении ничего более нет.

Действительно, в мире вещественном все предметы имеют законченный вид. Этот вид может быть описан, повторен. Возьмите камень, или дерево, или стол. Внешний образ закончен, а причина образа, равно как и причина вещества, из которого предмет сделан, может уходить в труднопостижимую глубину. Об этой глубине человек составляет некоторое суждение, которое вначале есть гипотеза, предположение или своемнение. Чем более человек отлагается от себя и дает место самому предмету или явлению с его предметными свойствами и различными проявлениями, тем ближе его суждение к самому предмету и явлению, и так продолжается, пока не совпадает с ним вполне. Но с этого момента уже нет человеческого суждения о предмете, остается для человеческого созерцания сама реальность предмета. Умение смиряться перед реальностью предмета, а значит, отлагаться от своемнения или суждений о предмете и есть особенность чистого созерцания, которая усвоена уму человеческому Богом.

Увы, греховное помрачение ума, впадение его в гордость и подчинение ей обрекли человека идти в своем научном поиске не путем чистого созерцания, а методом постепенных суждений и испытаний их в практике или опыте. Чем более человек схвачен гордостью, тем мелочнее его суждения. Он не задает себе труда всматриваться в глубину. Едва схватив внешние проявления предмета, уже составляет свое мнение о нем и, вполне довольствуясь, опирается на него в своем обращении с ним. Так, мудрецы с завязанными глазами давали вполне уверенные и высокоумные описания слона один по ноге его, другой - по хоботу, третий - по хвосту. Или историки и писатели разных толков и уровней дают свое описание одних и тех же исторических событий. На этом же держатся все слухи, которыми так любят жить люди. По тому же механизму возникает множество ссор и взаимного искаженного или неправильного понимания людьми друг друга. Из этого рождается множество своемудрых толкований Евангелия, которые становятся причиною многочисленных сект.

Чистое созерцание свойственно только смиренному уму, а глубина и простота созерцания свойственна только Духу Божию.

Отсюда выдающиеся открытия в науке могли совершаться людьми достаточно смиренными и простыми или в тот период их жизни, когда им свойственна была простота.

Теперь вернемся к нашим двум словам. Слово "понял" относится либо к реальности, имеющей вид действительно законченный, либо к суждению человека, которому он сам вопреки предмету придает свойство законченности. Последнее и есть своемнение.

Слова "уразумел", "разуметь", "разумение" относятся не к законченности какого бы то ни было уровня предмета или явления, а к глубине его, которая касательно предметов божественных остается всегда бесконечной, непостижимой.

В таком случае производное от "понял" слово "понять " означает взять, схватить, усвоить, овладеть каким-либо знанием. "Понял", значит, что предмет моему дальнейшему исследованию, изучению, более не подлежит. "Понял", значит, взял во владение, в собственность. Благодаря такому способу действия нашего рассудка можно взять во владение землю, вселенную, атом и даже Бога как понятие. Но ни Священным Писанием, ни Богом человек владеть не может. Сколько бы он ни ограничивал своим пониманием Евангелия, оно останется для него непостижимым. Поэтому Церковь о духовных явлениях и об Истине говорит как о подлежащих уразумению , т. е. бесконечному, неограниченному постижению. Разумеющее сознание отлагается от самости, гордыни, смиряется перед величием Божественной истины и из этого-то смирения трудится над ее разумением. В попытке уразуметь человек исполняет три последовательных этапа. Первый - усвоение услышанных или прочитанных знаний. Второй - размышление, духовное рассуждение над ними. При размышлении мы привлекаем об этом же предмете суждения других святых отцов, их духовным разумением вглядываемся в тот же предмет. Третий - проверка жизнью, испытание, исполнение в жизни. Душа, исполненная смирения, приобретает благодатное освящение и благодаря этому начинает иметь духовное разумение о том или ином предмете.

Понятийное сознание обычно останавливается на первом этапе и им удовлетворяется. Более того, оно полагает, что предмет действительно есть то, что содержится в понятии о нем. Здесь начало надмения, самоуверенность, самодовольство, в то время как уразумение и рождается в смирении и им же совершается в своем развитии, углублении или восхождении к Богу. Понятийное сознание скажет "я понял". Разумное скажет "мне ясно".

В святоотеческих трудах прошлых веков мы не встретимся со словом "понял", "понимать". Там же есть слова "разуметь", "уразуметь" - значит постоянно встречаться с истиною Господнею, но никогда ее не постичь до конца, не достичь вершины, всепонимания. Ибо истины Божии бесконечны. Понятийное же сознание человека - это своемненческое сознание, оно обо всем составляет свое мнение, свое понятие. Получив это понятие, сформировав его, вменяет себе в достоинство, гордится этим.

Оно ни в чем не знает глубины, но обо всем имеет свое мнение. Оно на все может смотреть просто, но это будет или простота неверия, или простота страсти. И по тому и по другому человек может быть откровенен, порой до дерзости, и в этом будет весь секрет его простоты.

Вот что говорит преподобный Макарий Великий о таком сознании: "Тех, которые возвещают духовное учение, не вкусив и не испытав онаго, почитаю я подобным человеку, летом в жаркий полдень идущему по пустой и безводной стране; потом от сильной и палящей жажды представляющему в уме своем, будто близ него находится прохладный источник, имеющий сладкую и прозрачную воду, и будто он без всякого препятствия пьет из него досыта; или человеку, который нимало не вкусил меда, но старается другим изъяснить, какова его сладость. Таковы, поистине, те, которые самым делом и собственным дознанием не постигнув того, что принадлежит к совершенству, освящению и безстрастию, хотят наставлять в сем других. Ибо, если Бог дарует им хотя несколько почувствовать то, о чем они говорят, то они, конечно, узнают, что истина и дело не походят на их рассказ, но весьма много различествуют от него" (Сл. о возв. ума, гл. 18).

В таком смысле своемнение является одним из самых тяжелых врагов сегодняшнего воцерковления человека. Современный человек реально почти не способен обрестись в нрав Христов или начать путь по этому обретению, пока не уразумеет, не откроет в себе своего своемнения. Понять в себе своемнение - это сформировать еще одно мнение, а уразуметь его в себе - это совершить победу над собой, продвинуться к духовной жизни, пережить покаяние. Этапы уразумения описаны у святителя Феофана Затворника в его книге "Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться". Пока эти пять этапов человек не пройдет, уразумение слова Евангельского или святоотеческого совершиться в нем не может. Это серьезный, жизнью совершаемый духовный труд над содержанием своего ума.

Второй камень в сердце - своенравие. Своенравие поражает человека до самой глубины души, прежде всего оно проявляется в характере его отношений с окружающими. Своенравие - это способность устойчиво хранить определенный порядок, определенный характер отношения к окружающему. Причем в определенных ситуациях вести себя одинаковым образом.

Обычно всех людей мы различаем по своенравию. На бытовом уровне это выглядит так: "Катерина Васильевна в такой ситуации всегда приходит в ярость", "Геннадий Иванович всегда сильно обижается", "Леночка в этих случаях всегда вступает в упрямство", "Николай в данной ситуации всегда впадает в истерику, бросает вещи, хлопает дверью и убегает"... Кто-то всегда высокомерен в отношениях с определенными людьми, с другими - всегда переживает гнушение (люди для него всегда омерзительны и противны), по отношению к третьим - он всегда чуть свысока. Иной человек по отношению к определенным людям всегда слуга, другой - как лягушка перед удавом, один упрям, другой мнителен, третий хвастлив. Настойчивость, неотступность в своем характере и есть своенравие, устойчивое расположение души, которое человек проявляет в определенных ситуациях. И чаще всего своенравие не осознается самим человеком. И даже там, где он начинает в себе это осознавать, глубины своенравия бывают для него недоступны. Фактически переменить своенравие в тех или иных ситуациях, т.е. совладать с собою, для большинства людей за долгий период их оглашения почти невозможно.

Бывают случаи, когда человек много трудится над тем, чтобы измениться в отношении с окружающими людьми. Допустим, человек замкнутый. Как только он попадает в общество людей, сразу в нем что-то такое замыкается, и он не может в себе этого одолеть, он и так и эдак поступал, он много раз исповедовался, каялся в этом, пытался что-то переменить, изменить. Но как только попадал в характерную ситуацию, в нем все возвращалось на круги своя.

Своенравие человека неуправляемо. Если мы посмотрим еще глубже, то увидим, что своенравие лежит в основании падшего характера человека . Полностью вскрыть человеческое своенравие способна только освящающая благодать Божия.

Когда мы обратимся к современной психологии, которая имеет большие достижения (особенно западная), то увидим, что она фактически занимается изучением своенравия человека, т.е. она в своих исследованиях не выходит за пределы своенравия. Многое в этой области исследовано, многое изучено, обнаружены глубочайшие механизмы формирования, действия своенравия, и на них основаны многие психологические методики, которыми психотерапия успешно помогает людям. Но до какого-то момента. А далее психотерапия помочь человеку уже не может. Даже такие выдающиеся методики, которые основаны на исследованиях Нобелевского лауреата американского ученого Эрика Берна и его школы, дают результаты только на три-пять лет. А дальше человек все равно сталкивается со своим своенравием, которое всплывает из глубин, и которым он опять же владеть не может. Эту глубину подсознания человека, (а в подсознании и лежит самая глубина своенравия человеческого) ничем невозможно вскрыть, кроме как действием благодати Божией.

Господь, когда призывает человека к Церкви, зовет его к тому, чтобы он начал открывать самого себя. Это и происходит с помощью Божией. Господь в одних случаях бережно, а в других и сокрушительно, (но всегда лечебно, точно) открывает человеку его своенравие, и посредством этого припадения к освящающей благодати Божией человек начинает исцеляться покаянием от него.

Наконец, третий камень - это своеволие. Не будем на этом останавливаться подробно. Об этом достаточно много сказано выше.

Оно есть исполнение человеком потребностей либо самоугодия, либо человекоугодия, либо самодовольства (самоуверенности, гордости-самодостаточности). В любом случае за своеволием стоит какая-нибудь корысть. Иначе человеку незачем идти против воли Божией, незачем игнорировать, не замечать ее или не для чего переделывать, толковать ее на свой лад.

Своеволие запрещает в человеке почитание, ибо оно чтит только себя. Оно не знает послушания, ибо запрещает веру, заглушает ее, окаменением умерщвляет ее, так что человек со временем совсем перестает слышать Бога. Своеволие, движимое гордостью, в своих дерзких выходках бросало открытый вызов Богу.

Своеволие боится искренних, доверительных отношений, во всем делает все, как само хочет, желает гарантий, сомневается в обстоятельствах, в предстоящих событиях, не доверяет людям, боится предать себя в волю наставников, духовников, оставляет последнее слово и выбор за собой, долго примеряется или, наоборот, необдуманно и решительно действует, надеется на себя или, наоборот, сомневается в себе, колеблется в нерешительности.

Таким образом, три свойства падшей натуры человека отлагают его властным образом от Христа. И если бы не благодать Божия, то человеку невозможно было от них спастись.

Есть определенный сегмент людей, которые не прочь посещать храм, время от времени – исповедоваться и причащаться (скажем, раз в год), но при этом считают, что:

  1. Библейские заповеди и церковные правила благочестия трудно выполнимы, особенно для современного человека;
  2. Эти заповеди лишают человека радостей земной жизни, а порой противоречат самой природе человека;

Характерно, что обычно это мнение высказывается, когда нужно перед священником на исповеди оправдать «свободные» сексуальные связи «без штампа», затем — несоблюдение постов, отсутствие домашнего молитвенного правила и т. д.

Если смотреть на заповеди как на набор правил, данный с целью морального воспитания – вышеприведенные утверждения вполне могут быть темой для дискуссии. Но в том то и дело, что эти заповеди основаны на определенном понимании природы человека и цели его жизни. Т. е., нельзя их понять в отрыве от христианской антропологии.

Так вот. Я осмелюсь утверждать, что 10 библейских заповедей, Нагорная проповедь Спасителя и проч. – ограничивая наше своеволие, дают возможность человеку обрести свободу.

Представьте себе шофера за рулем. На пути ему встречаются разные знаки и указатели – ограничение скорости, запрет на поворот и т. д. Есть еще и правила дорожного движения. Можно решить, что их слишком много – попробуй все это соблюдать! «А ведь я же на деловую встречу опаздываю!..»; «У меня с девушкой встреча!..»; «Ребята уже звонят: банька протоплена, самогоночку с Беловежской Пущи подогнали, шашлык «поспел» — опаздываю!..» Да и вообще, какой русский не любит быстрой езды (особенно, если в крови – 0,1 или более промилле )!

Как Вы думаете, что случится с данным шофером? Возможно, несколько раз «пронесет». Но, рано или поздно – ДТП можно гарантировать. И вместо пункта назначения, человек оказывается в кювете, а то и в реанимации. Ни там, ни там – свободы нет.

Это и есть своеволие – стремление «рулить» по собственным понятиям, невзирая на накопленный опыт других, который воплощается в правилах и дорожных знаках.

Эти правила, скорее всего, – несовершенные. Но они создают вполне достаточный уровень безопасности на дорогах. И если я еду, соблюдая их – то свободно достигаю своей цели – скажем, города Минска, и в нем – своего подъезда и квартиры.

Т. о., свобода – это осознанное принятие правил и ограничений, необходимых для достижения цели.

Для христианина цель жизни – стать храмом Святого Духа, достичь Царствия Христова. Но, поскольку для многих это звучит слишком высоко, скажу проще. Наверное, все мы хотим научиться быть счастливыми.

На пути достижения этой цели тоже есть свои правила движения. Для христианина – они выражены в Новом Завете. Есть еще и психологические, социальные правила построения семейных взаимоотношений, поведения в обществе. Есть правила построения здоровых отношений в рабочем коллективе. И так далее.

Я их могу не принимать. Я могу даже не потрудиться ознакомиться с ними толком. Да и вообще, Бог есть Любовь, Он должен простить мне мои погрешности! А я – не грабил и не убивал, живу более-менее как порядочный человек (согласно своей же системе ценностей, разумеется). Так что, меня попросту обязаны принять в рай… Что же касается семьи – я же люблю эту девушку (парня) – и любовь сама всему научит! Поэтому психология нам не нужна!

Только, как и правила дорожного движения, духовные, семейные и общественные законы действуют независимо от того, знаю и принимаю ли я их. Поэтому, если у меня в самом деле есть такая цель – стать счастливым – игнорировать эти заповеди просто неразумно. Иначе, не стоит потом удивляться, почему я «в кювете» — еще здесь, на земле, когда «раздрай» и депрессия становятся постоянными попутчиками. И предстать в вечности пред Господом почему-то страшно…

Но есть еще другой интересный вопрос – а правильно ли я вообще выбираю цели для достижения? Действительно ли они дадут мне ожидаемую полноту бытия и счастья? Вот, подвыпившему вдруг приходит в голову куда-то зачем-то ехать. Он совершенно полностью убежден в важности этой поездки, и точно знает ее цель. Садится за руль – и едет – если некому его вовремя остановить. А протрезвев (иногда – уже в наручниках) – сам не понимает или не помнит, какими мыслями руководствовался…

Так бывает и в жизни. Ставит человек себе цель создать семью – только после создания видит, что цель выбрана преждевременно, он к браку не готов. И семья, если не разваливается, то «трещит по швам». Или – цель выбрана из ложных побуждений («выскакивают замуж», чтобы удрать от неблагополучной родительской семьи; путают жалость к мужчине с любовью; видят в супруге домохозяйку и тело для сексуальной близости – и т. д.). Или – ожидалось, что с карьерным ростом будет и удовлетворение жизнью. А после достижения желаемого поста – в душе пустота открылась, да и связанные с постом сложности оказались в тягость.

Насколько же верно определена у меня глобальная цель жизни, которая будет доминантой, и из которой будут вытекать мои действия и поступки?

И тут мы переходим к теме греха.

Грех – не просто преступление заповедей, не только «раздражался, переедал, ленился молиться», как обычно звучит на стандартной исповеди. На глубине грех – это выбор цели и пути. Мне легче будет передать смысл греха, проводя параллель с зависимостями. В литературе Анонимных Алкоголиков встречается высказывание, что алкоголизм представляет собой законченный бунт своеволия. По моему убеждению, алкоголизм и другие психоактивные зависимости – это наиболее яркое проявление зараженности грехом, сотворения идолов из себя самих и из мира, стремления стать богом без Бога. В грехе я ищу рай для себя – каким я хочу его видеть. Когда я совершаю грех – я занимаюсь самоутверждением.

Грех – это выбор иной цели, кроме Бога, вне Бога, без Бога.

Есть такое понятие – конституция тела. Это набор присущих данному телу изначальных параметров, законов, функций, в рамках которых развивается и живет организм. Но он не может выйти за рамки конституции. Напр., я не могу черный цвет волос изменить на каштановый (покраска волос – не в счет). Сангвиник может научиться управлять своим поведением и чувствами, но флегматиком вряд ли станет. Принятие гормональных средств для ускорения роста или увеличения длины ног – помимо сомнительности в эффекте, скорее всего, нанесет вред здоровью. Попытки выйти за пределы своей психо-физической конституции грозят разрушением.

Есть и духовная конституция. Согласно Библии, человек изначала был создан с определенными параметрами и задачами, которые описываются в Библии так: «и создал Бог человека по образу Своему и подобию». Образ Божий в человеке – его конституция. Подобие, т. е. возможность уподобляться Творцу, сближаться с Ним – его цель. Ему было естественно – стремиться к своему Первообразу, раскрывать и развивать дарованные способности, претворяя, в конечном счете, свою жизнь в богообщение. И пока он шел по этому пути, соблюдая правила – данные в раю заповеди и ограничение (не вкушать от древа познания добра и зла) – он был свободен.

Но людям захотелось быть богами – без Бога. Они захотели сами управлять своей жизнью, найти цели и смысл жизни вне своего Первообраза, подчинить себе мир, стать самовластными. Т. е., они попытались изменить цель жизни и выйти за рамки своей конституции. А в результате – изуродовали собственную духовную и психофизическую природу. Произошло нарушение всех сфер жизни. Дух оторвался от Бога – и стал атрофироваться. Душа – оказалась зависима уже не от духа, а от тела. Тело, не способное к самостоятельному поддержанию жизни, стало зависеть от мира. Но ведь мир, подаренный Творцом человеку – тоже оторван им от Божественной энергии, и оказался обречен на смертность. А, значит, завися от смертного мира, смертным стал и человек.

«Человек съел запретный плод, думая, что он даст ему жизнь. Но сама пища вне и без Бога есть причастие смерти. Не случайно то, что мы едим, должно быть уже мертвым, чтобы стать нашей пищей. Мы едим, чтобы жить, но именно потому, что мы вкушаем нечто лишенное жизни, сама пища неуклонно ведет нас к смерти. И в смерти нет и не может быть жизни» . Жажда бессмертия – осталась (впрочем, часто успешно убаюкиваемая грохотом цивилизации), но утолить ее стало невозможным. Любые попытки обойти закон смерти, достичь бессмертия «самовластной рукой» — через магию или технические достижения – обречены на провал. Это первое последствие грехопадения.

Второе глобальное последствие – разлад в самом человеке, потеря целостности. При падении произошло раздробление. Все данные Богом таланты, способности, чувства, перестав зависеть от духа, и между собой оказались вне связи. Перестав служить заложенной цели – обо̒жению – они оказались, каждая по себе, самоцелью, как самоцелью становятся оторвавшиеся от организма и переставшие выполнять свою функцию раковые клетки, которые растут за счет всего организма. Т. е., переродились в страсти, которые могут даже соперничать между собой за обладание человеком, его ресурсами.

Свобода превращается в своеволие, которое неизбежно ведет к тотальной несвободе (не уверен, что это нужно объяснять, настолько это очевидно – как очевидна несвобода шофера, оказавшегося вместе с деформированным автомобилем в кювете). А также в навязывание своей воли другим – начиная от семьи, и заканчивая авторитарным правлением в целых государствах. Способность любить перерождается в эгоцентризм и эгоизм. Естественное влечение к другому полу для создания семьи (заповедь Творца – «плодитесь и размножайтесь»; «нехорошо быть человеку одному») перерождается в похоть и блуд. Желание пищи (рай дан человеку как трапеза Господня) и необходимость насыщения, вместо поддержания физико-эмоциональных сил – в употребление еды как самоценный процесс, даже во вред здоровью.

Дар творчества используется так, что угрожает разрушением цивилизации, причем как в духовном (вырождение на уровне культуры), так и в физическом плане (техногенные катастрофы). В человеке было заложено стремление к духовному развитию – но теперь это оно ведет к тому, что магия и оккультизм оказываются повседневным явлением. Жажда Бога приводит к созданию идолов, ложных религий, культов, сект. Вложенное стремление к счастью заменяется гонкой за удовольствиями, через которые так легко манипулировать, — и оборачивается зависимостью от наркотиков, азартных игр и пр. Заповеданное Творцом обладание миром извращается – в стремление к власти, богатству, роскоши. Радость от самосознания и от развития своих способностей – вырождается в гордость и тщеславие…

Список можно продолжать. Это и есть грех – раздробленность, страстность, смертность, потеря ориентации, когда человеком управляют его собственные влечения, которые не подчиняются разуму и духу, а «несут» и «заносят» человека.

Что же касается разума и воли, то они стали инструментом для реализации страстных наклонностей. Разум – обдумывает, как реализовать влечение победившей страсти, воля – направляет действия человека к ее реализации. Все зависит от того, какая из страстей сейчас сильнее других. Не я уже живу – а мною живут . Каждая страсть может «считать себя» самодостаточной – и «конкурировать» за обладание человеком и его волей с другими. Например, жадный может захотеть «покрасоваться» перед значимыми для него людьми, и совершит благотворительную акцию – в нем победило тщеславие. Гордый может заставить себя «подстраиваться» под начальство – в целях достижения власти: «Я готов унизиться, лишь бы к сладкой цели хоть чуточку приблизиться».

И человека это устраивает – как любой наркотик, грех дает эйфорию. В первую очередь – эйфорию «самости»…

Таково состояние человека после грехопадения. Не знаю как кто, но я это состояние не могу назвать нормальным. Я – отравлен грехом, как наркотиком, от которого искажено сознание, когда и ум и воля – направлены на требования действующего во мне греха.

Вот для этого мне и необходимо честное «зеркало» — чтобы напоминать мне о том, кто я в подлинности, кем я был до грехопадения в раю, и кем я могу быть в Царствии Христовом. Напомнить мне о той высокой цели, к которой я призван, и на пути к которой – я и обретаю свободу и умение быть счастливым.

Нет, не какие-то невинные удовольствия и «природные инстинкты» запрещают заповеди Библии. Они ставят предел своеволию, и ведут к той свободе, что некогда была утрачена Адамом, но возврат к которой нам дарован Новым Адамом – Господином Нашим и Спасителем и Богом Иисусом Христом.

Количество записей: 238

1) Батюшка скажите что означает, когда священник говорит перед исповедью, что если скрыть, утаить свой грех на исповеди, то он усугубится? Как это усугубится? 2) Я раньше на Новый год загадывал желание, и когда сидел между людьми с одинаковыми именами, скажите, в этом нужно исповедаться? 3) Я ходил в Церковь на службу, хотел там исповедаться, но как только вышел священник с крестом и Еванглием, я даже не смог к нему подойти, так было раз пять. Скажите, какие молитвы можно почитать, чтобы Бог помог мне исповедаться?

Андрей

Усугубиться, значит останется неисповеданным: всякий поступок, который мы считаем грешным, должен быть исповедан, если мы не исповедуем его, значит признаем правильность этого поступка, оправдываем его, усугубляем. Да, в загадывании желаний лучше исповедоваться. Чтобы исповедоваться, нужно, прежде всего, иметь твердую решимость и желание, не повторять более исповеданных грехов.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! В детстве, лет до десяти, по причине нехватки спальных мест, приходилось спать с родственниками (с сестрой и т. д.). Несколько раз при этом касался частей тела другого человека (также и той, что пониже спины) случайно и в шутку. Потом об этом забыл, не обращал внимания, когда исповедовался. Недавно решил тщательно проверить свою прошлую жизнь и вспомнил этот эпизод. Является ли это грехом, если да, то как об этом сказать на исповеди?

Николай

Здравствуйте, Николай. Иногда человек не понимает, согрешил ли он в какой-то мелочи. Если эта детская шалость или случайность Вас тяготит, обязательно скажите о ней на исповеди. Скажите, что в детстве согрешили нецеломудренными прикосновениями к сестре. Помоги Господи.

иерей Сергий Осипов

Батюшки, здравствуйте! Пожалуйста, ответьте мне на мой вопрос! Можно ли на исповеди назвать то, что я раньше просматривала фильмы эротического и порнографического содержания, просмотром непристойных фильмов? И надо ли каяться в том, что я смотрела фильмы ужасов и передачи про экстрасенсов, читала книгу "Мастер и Маргарита"? Простите меня, заранее спасибо и храни вас Господь!

Анастасия

Здравствуйте, Анастасия! Да, надо каяться. Чем полнее и подробнее исповедь, тем глубже бывает покаяние.

иерей Владимир Шлыков

Спасибо большое за ответ. Я 23 числа исповедалась, и батюшка меня допустил к причастию. Он (батюшка) сказал, что теперь ваша молитва будет чище. И мне на самом деле стало полегче. Скажите, где можно заказать неусыпаемую Псалтирь? Я Вам, наверное, писала, что я была в четырех церквях и в монастыре в Теряево, это под Волоколамском. Я хочу поехать туда 6 января, священник сказал, что причастит меня в этот день. И 6 января будет сорок дней. Я хочу побыть на Литургии. И еще, прошу Вас, помолитесь за новопреставленного раба Божьего Владимира. Когда я получаю такие ответы, мне становится легче. Спасибо Вам.

Ксения

Ксения, я могу ошибаться, но, кажется, в московском Сретенском монастыре неусыпаемую Псалтирь читают. Также читают в Дивеево. Царствие Небесное рабу Божие Владимиру. Да простит Господь его душу!

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшки В книге отца Даниила Сысоева "Инструкция для бессмертных" написано, что если человек умрет до прихода священника, который его исповедовал бы, то, пока он жив, должен написать свои грехи, а родственники должны передать батюшке, чтобы он прочел разрешительную молитву. Так ли это? Ведь над умершим никаких таинств уже не совершается

Екатерина

Формально Вы правы, Екатерина, но Господь приемлет и такое, пусть и несовершенное покаяние, отец Даниил в своих словах абсолютно прав.

игумен Никон (Головко)

5 дней назад я впервые исповедалась в церкви. Батюшка советовал читать 40 дней Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу за грех аборта. Подскажите, пожалуйста, после прочтения Канона мне нужно еще раз исповедаться и на этой исповеди нужно повторять те грехи, про которые я говорила на первом исповедании?

Людмила

Нет, Людмила, еще раз повторять на исповеди грехи не нужно, а вот подойти к тому батюшке и сказать, что Вы выполнили его епитимию, нужно – так, пожалуйста, и поступите.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшки. А если я в пять или шесть лет смотрела телесеансы Кашпировского, к которым церковь негативно относится, как в книге написано, не помню, в какой, надо ли говорить это на исповеди? И почему со мной ничего тогда не было, в то время, как у многих людей ухудшение здоровья было после этого? Может, Господь меня хранил от этого?

Екатерина

Екатерина, на самом деле нет такого возраста или, лучше сказать, рубежа, позже которого надо исповедаться, а раньше – нет. Если совесть обличает в этих делах – обязательно исповедуйтесь.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, можно ли ходить на службы и исповедь в разные храмы? Недалеко от дома есть церковь, и туда удобно ходить на службы, а исповедоваться и причащаться мне легче у другого священника, он старше и, как я думаю, опытнее, но храм находится дальше. Спасибо Вам за ответы на предыдущие вопросы. С уважением.

Андрей

Андрей, так поступать можно. Если Вы чувствуете такую помощь и участие от того, более опытного, священника, почему бы не прибегнуть к его совету и опытности?

игумен Никон (Головко)

Добрый день! Прошу у Вас помощи, напутствия! Много лет назад я в сильнейшем отчаянии просила у Бога спасти отца от тюрьмы, сохранить ему жизнь и просила свободы для него в ближайшее время. Взамен согласилась пожертвовать своим женским счастьем, оставаться одинокой. Для меня тогда это не было огромной жертвой, так как замуж никто не звал и я без любви не пошла бы. А любовь и не давалась. Не везло мне с этим, и даже уже свыклась с таким положением. Под одиночеством подразумевала отсутствие семьи (выйти замуж). Отец вышел на свободу не сразу, только через 3 года, жив остался. Я свою жертву Богу забыла, поскольку отца сразу не отпустили, решила, что Богу моя жертва не угодна, как и свобода отцу преждевременно. Но только спустя 3 года обратила внимание, что одиночество мое АБСОЛЮТНОЕ. Мужчины меня вообще перестали замечать, несмотря на то, что я молодая и красивая, и ранее, хоть любви не было, но поклонников было много. Я бы сказала, начали шарахаться от меня. Все мои попытки устроить личную жизнь заканчиваются ШКВАЛОМ ПРОБЛЕМ В ОДНОЧАСЬЕ. Но беда в том, что за много лет я встретила мужчину, которого очень полюбила. За прошедшие годы у меня появилось наконец-то желание создать семью, хочу ребенка. Как мне быть? Я понимаю, что совершила грех, и я обязательно исповедаюсь и покаюсь. Я уже каюсь. Но, с другой стороны, что делать дальше? Принять и смириться со своим одиночеством? Заранее благодарю.

Юлия

Здравствуйте, Юлия.
На все воля Божия, и связывать себя клятвой, подобной Вашей - это ошибка.
Скорее всего, не клятва явилась причиной неустроенности Вашей личной жизни. В жизни каждого человека бывают моменты, когда он рассматривает свои отношения с Богом как: "Ты мне, - я Тебе". Но это ошибочный подход.
Богу не нужны наши жертвы подобного рода. Он - не торговец. Он может устроить любое чудо, особенно, если есть готовность любящего и беспокоящегося пожертвовать самым дорогим, чтобы помочь ближнему. Просто высказали Вы свою готовность немного неправильно.
"Господи, я готов пожертвовать чем угодно, чтобы помочь со своей стороны дорогому человеку. Прими мою готовность, ведь Ты меня насквозь видишь, окажи милость любимому человеку, да будет воля Твоя!" - так должны мы молиться; только этого он и ждет от нас.
Поэтому, предайтесь воле Божией. И если сейчас устроится Ваша семейная жизнь, благодарите Бога за этот дар.
Да благословит всех вас Бог!

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте, батюшки! Прошу вашего совета. В последнее время по благословению причащаюсь каждую неделю, и в этот день брань усиливается, идет внутренняя борьба. Стараюсь готовиться правильно - пост, вечерняя служба, исповедь, правило. Батюшка наш молод и я по невежеству сомневаюсь в его опыте, поэтому прошу у вас совета, что я делаю не так, потому что состояние в день причастия болезненное.

Марина

Марина, не берусь судить о духовном опыте Вашего батюшки – просто не знаю его. Но если Вы чувствуете такое немирное состояние, попробуйте причащаться реже, только не оставляйте совсем! Последите за своим душевным состоянием, и если будет лучше, радостнее, спокойнее, так и продолжайте.

игумен Никон (Головко)

Доброго дня! У меня такой вопрос. Есть тяжкий грех - аборты, на исповеди несколько раз уже каялась, раньше не знали, что творили, сейчас очень тяжело, последний раз батюшка сделал замечание: сказал, ты ведь уже исповедала. Скажите, надо ли называть количество, или просто назвать грех? Заранее спасибо.

Марина

Марина, если Ваша душа того просит, то можно назвать и количество, или просто сказать, что множество раз повторяла этот грех. Но коль скоро мы в каком-то грехе покаялись, называть его еще и еще раз на исповеди не следует. Хотя и забывать о нем тоже не нужно.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка! В моей жизни недавно появился друг, именно друг - он помогает мне в моей сложившейся жизненной ситуации (умер самый близкий по духу мне человек - моя мамочка), он утешает и словом, зовет к себе в гости, когда чувствует, что мне совсем плохо, и мы разговариваем и разговариваем часами, я вижу, что он уже засыпает, но все равно держится и пытается поддерживать разговор, ездит со мной на кладбище, ходит иногда со мной в храм, ничего не требуя взамен. Я его всегда благодарю за помощь, он говорит - обращайся всегда, когда что-то нужно будет. И у меня прямо душа потянулась к молитве за него. Он сказал, что плохо спит по ночам и я знаю, что он выпивает много; и вот как-то у нас зашел с ним разговор: лучше ли ему стало спать, я сказала ему, что хочу ему что-то хорошее сделать, поминаю его в молитве и ставлю за него свечки в храме. На что он мне ответил, что, конечно, он в Бога верит, но не надо за него свечки ставить, что он плохой и не надо изменять его путь, понятно куда ведущий. Батюшка, на мои постоянные разговоры о церкви он откликается негативно, звала с собой на Исповедь, наотрез отказался. Вот у меня и вопрос - как мне быть, продолжать за него молиться и плюнуть на это все, как говорится, ведь он же и не хочет, или продолжать молиться и говорить, что я продолжаю это делать и что я верю, что у него все наладится, или молиться, но не говорить ему? Спасибо.

Людмила

Людмила, подавайте за вашего друга записки в храм на Литургию и молебны, а ему об этом можете и не говорить.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, уважаемые батюшки! Можно ли собороваться, если особых физических заболеваний нет, но душевное состояние оставляет желать лучшего? Соборование у нас в храме проводят вечером, в связи с этим еще вопрос - можно ли сначала собороваться, на следующий день исповедаться и причаститься? Или лучше сначала на исповедь, а потом собороваться? Я не так давно начала воцерковляться, поэтому, если вопросы глупые, прошу меня простить. Благодарю за ответы!

Валерия

Валерия, в былые века к соборованию прибегали лишь в том случае, когда человек был настолько болен, что, находясь в бессознательном состоянии, уже не мог самостоятельно исповедоваться. Сейчас взгляд на соборование кардинальным образом изменился и считается благочестивым и необходимым делом собороваться хотя бы раз в году, даже не взирая на физическое состояние человека. Исповедоваться в таком случае надо именно перед соборованием, а не после.

игумен Никон (Головко)

Скажите мне, пожалуйста, никак не могу разобраться и найти ответ. Отчего дорога к Богу становится тяжелее? Мне 30 лет. Я всегда знала, что Бог есть, и верила. Точнее, верить я начала около года назад. И чем больше читаю и Библию, и другую литературу, тем все больше прихожу к тому, что мне никогда не стать ближе к Богу, я настолько грешна, что боюсь идти на исповедь и услышать, что мне скажут, что я не буду прощена. Я понимаю, что путь к Богу долгий, я иду так медленно, но я стараюсь. Я начала думать о другом, много размышлять, нашла ответы на многие вопросы. Но не понять главного! Меня очень отталкивает то, что я понимаю, что я очень медленно иду, очень грешна, иногда я понимаю, что не смогу стать уж совсем праведной. В миру это очень сложно, но и оставить его я не смогу. Я потерялась, у меня порой нет желания молиться, будто это бессмысленно, не потому, что я не верю, а потому, что я все делаю не так, и Господь меня не слышит из-за моего поведения и дел. Хотя бывали моменты, что я ощущала его присутствие, но стоило мне, например, прогневаться в течение дня или согрешить мыслью или делом, я теряла эту связь, и думаю, что, ну Он же не палочка-выручалочка. Сколько Он будет ждать и прощать? От всех этих мыслей я делаю шаг веред, два назад.

Аня, вы так уж себя не загоняйте своими мыслями в тупик. Господь милостив и готов простить всякий наш грех, в котором мы покаемся. А чтобы не попадать больше в такие тупики, постарайтесь почаще ходить в храм, на богослужение, и найдите себе духовника – он Вам вовремя поможет разобраться в том, что происходит в Вашей душе.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, отец Никон! Я первый раз была на исповеди, готовилась к ней духовно, вспомнила много из своей жизни, а вот произнести все не смогла, я передала листок с перечисленными моими грехами батюшке. Он внимательно прочитал. Сказал, что Бог простит, если я искренно каюсь. Только у меня сомнение возникло, что Господь мне все это простил, ведь, я же не произнесла их вслух. Каков Ваш ответ, что мне следует сделать, еще раз их исповедать? Заранее благодарна! Простите! Да пребудет с Вами Божие благоволение!

Юлия

Юлия, если священник все прочел, то ничего повторять не следует. Исповедь совершилась, все хорошо, не беспокойтесь. Теперь – дело за "малым" - жить дальше без этих грехов.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, в таких вопросах. 1. В эти выходные я иду первый раз на исповедь. Составила на бумаге список грехов за всю свою жизнь. Но я боюсь, что вдруг что-то забыла (а это, скорее всего, так и есть). Могу я на следующей исповеди сказать то, что позже вспомнится? 2. Скажите, пожалуйста, а трусость - это грех? Если не вступилась за коллегу на работе, на которого незаслуженно наорал начальник - это грех? 3. И еще я боюсь, что священник не выслушает меня до конца (возможно, будет много народа), тогда исповедь не будет считаться исполненной? И что тогда, надо в следующий раз идти и по-новой исповедовать те же грехи?

Наталия

Да, Наталия, на следующей исповеди, если что-то забудется, Вы можете исповедаться в тех грехах, которые вспомнили.
Да, тот Ваш поступок, о котором Вы упомянули, это грех. За ближнего надо вступаться, тем более, когда он терпит напраслину.
Главное, чтобы священник прочел Вашу записочку с грехами и прочел над Вашею головой разрешительную молитву. В этом случае исповедь совершится.

игумен Никон (Головко)

Уважаемые батюшки, здравствуйте. В одном из ответов здесь на сайте священник назвал современных женщин очень эмоциональными. Вот именно к таким отношусь и я. Мне очень хочется стать истинной христианской женой своему мужу, не перечить, не лезть в его дела, обрести кротость и смирение. Но чаще всего это удается только в стенах храма, когда мы большим нашим семейством с тремя детишками приходим на службу. И это внешнее впечатление меня расстраивает, так как внутренне не удается ему соответствовать. Мой супруг - замечательный, искренне любимый мною человек, прекрасный отец и семьянин. Но в моем характере, очевидно, в маму, воспитавшую меня без отца, заложено своеволие, желание управлять, требовать, чтобы было по-моему. И я не знаю, как побороть эту страсть, ведь все мое естество стремится к обратному. Я каюсь на исповеди, но вновь проявляю свою неженскую требовательность. Супруга это тоже расстраивает. Между тем, я наблюдаю огромное количество семей (в том числе и православных), где женщины берут на себя главенствующую роль и ничуть этого не смущаются. А как мне разобраться с этими двумя своими сущностями? И еще вопрос - могу ли я принести на исповеди покаяние в грехах своей мамы (аборты), о которых я переживаю всем сердцем и раскаиваюсь за нее? Она не отрицает Бога, но, по ее словам, верует и молится в душе. Одним словом, в храм не ходит. Простите если что не так. Спаси Господи.

31.12.2015 14:19:


Здравствуйте, Мария!
Безусловно, Вы совершили грех, нарушив Седьмую Заповедь. В Ветхом Завете женщин за прелюбодеяние побивали камнями. Но, слава Богу, за Его милость к нам, грешным и падшим. За Его любовь, которая выразилась в Сыне Его, а нашем Господе Иисусе Христе, Который: «изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис. 53:5). Не забывайте, что Господь любит и Вас, желает Вам вразумления, покаяния, прощения Ваших грехов, исправления и спасения. В Евангелии мы читаем, как Христос простил блудницу, которую, за ее грех, хотели побить камнями. Ей Он сказал: «Женщина, Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин. 8:11). Эти слова могут быть отнесены и к Вам, если Вы искренне покаетесь, и будете стараться больше не допускать подобных падений. В качестве епитимии я Вам рекомендую в течение недели, до праздника Рождества, ежедневно читать Покаянный канон и делать земные поклоны, по количеству лет жизни.
Также я хочу сказать Вам то, что обычно говорю всем девушкам в подобных ситуациях. Вопрос личной семейной жизни является вторым по важности, после вопроса о спасении души. Молитесь о том, чтобы Вам была явлена Воля Божья относительно Вашей личной жизни: читайте Псалтырь по одной кафизме в день, и на каждой "Славе" добавляя молитву "девице о замужестве". Также читайте акафисты Божьей Матери «Невеста Неневестная», Покрову, свят. Николаю Чудотворцу и блаж. Ксении Петербургской. Кроме того, необходимо вести полноценную духовную жизнь: посещать храм, соблюдать посты, молиться, читать Священное Писание, каяться в своих грехах, исповедаться и причащаться. Еще хочу напомнить, что многие девушки в поисках своего "избранника" вступают в добрачные интимные отношения, чем лишают себя Божьей помощи, Его благословения и благодатной поддержки, вследствие блудного греха. Поэтому, одним из условий устройства счастливой личной жизни и создания благополучной семьи является целомудренная благочестивая жизнь до брака.

Гость 03.01.2016 19:52:
Эх, Мария... Батюшка конечно прав.Ну тут главное еще не унывать, Бог знает немощь человеческую, а мы порой нет, вот и осуждаем всех, пока сами не вляпаемся в тоже. Держаться в миру без впадения в блудные грехи можно только по благодати, сами мы этого НИКОГДА не сможем, это вышеестественно для человека, особенно вкусившего сей грех. Девственники падают, куда тут нам... Мария, бес блуда до старости мучает человека,даже женатых не оставляет. Помните это. Падаете-кайтесь, и не отчаивайтесь никогда, Бог простит вас всегда, но греха бегите! Старайтесь отвлечься от мыслей о мужчинах, вам надо духовную жизнь наладить, только не осуждайте никого и не объедайтесь и легче будет, сам через все это прошел. Готовьте душу, очищайте сердце, чтоб оно могло любить, чтоб в чистоте выйти замуж, повенчаетесь и все грехи ваши простятся. Но в браке храните верность, тут уже спрос большой. Грех сей любовь в сердце убивает, ожесточается оно, безчувственным становится, вот и разводов много- не верны друг другу, часто просто в мыслях не верны, виртуально, через интернет, но даже это уже грех! Как только сердце ваше готово будет, так и суженый появится, Бог пошлет. Об отце духовном помолитесь и его Бог пошлет, Он всех нас слышит и все прошения исполняет, как Он нас любит,- НИКОГДА НЕ ОТЧАИВАЙТЕСЬ!!! Помоги вам Господь!
Loading...Loading...