Советы, хитрости и прохождение Last Empire War Z. Обзор Last Empire War Z: последняя империя Ласт империя вар z секреты

Окт 16, 2016 Игровые гайды

Как быть уверенным в том, что выиграешь в сражении? Заранее знать, какие войска для чего предназначены! В Last Empire — War Z побеждает тот, кто знает, какие войска следует противопоставить сопернику — ну и конечно же тот, у кого таких войск больше. Давайте познакомимся с войсками игры поближе!

Какие бывают войска в Last Empire — War Z?

Всего стандартных типов войск в игре три: воины, стрелки и машины (помимо этого существует дополнительный тип войск — заражённые, но в данном гайде речь пойдёт прежде всего о стандартных человеческих юнитах). Каждый тип войск представлен десятью юнитами и строится в определённом здании: для воинов есть Военный Лагерь, для стрелков — Лагерь Стрелков, а для машин — Мастерская Экипажей. Прокачивая эти здания, вы будете получать доступ к более сильным юнитам соответствующих категорий: всего уровней развития у здания 30 и вы будете получать нового юнита каждые три уровня (т.е. новых воинов выполучите на 4ом уровне, потом на 7ом и так далее). Каждый новый юнит в целом сильнее предыдущего, но его характеристики могут отличаться — иногда новый юнит может иметь меньший показатель атаки, но будет лучше защищён, и наоборот. Так, к примеру, Самурай атакует с силой в 15 единиц, что на 7 меньше Мачетера, идущего до него (22 единицы), но при этом Самурай имеет лучшую защиту (35 единиц против 13) и больший запас здоровья (15 против 6). Так или иначе, у всех новых войск со временем становится лучше грузоподъёмность и они дают больше силы, но при этом потребляют больше еды.

Как работают войска?

Прежде всего войска истребляют противника — но об этом вы и сами, я думаю, догадались. Важнее сказать о том, как именно они это делают.

Войска функционируют по принципу “Камень-ножницы-бумага” — одни лучше других, но слабы против третьих. В данном случае воины хорошо справляются с машинами, стрелки убивают воинов, а машины давят стрелков. Речь, безусловно, о стандартных юнитах одного уровня, не улучшенных навыками командира и сражающихся в равных условиях. Помимо стандартного “треугольного” взаимоотношения, юниты также отличаются друг от друга возможностями: стрелки лучше истребляют живую силу противника при нападении, машины могут увезти больше ресурсов, а воины лучше защищают свой лагерь.

Из вышесказанного следует, что если вы хотите нападать на противника ради уничтожения (например, хотите истребить заражённых в городе), то лучше всего использовать стрелков — даже против живого противника они будут работать лучше, если его оборона состоит из более защищённых воинов. Если вы стремитесь набрать побольше ресурсов, то следует отправлять машины — но удостоверьтесь в том, что в городе, на который вы нападаете, вас не ждёт армия воинов, иначе нападение будет не слишком успешным.

Лучшие юниты для разных задач

Конечно, в целом, за некоторыми исключениями, работает правило “Чем выше уровень, тем лучше юнит”, но следует понимать, что вряд ли вы сможете в один момент прокачать все лагеря для найма юнитов до 30ого уровня (по крайней мере если у вас нет бездонного кошелька для доната) и получать бесконечную еду для содержания миллионов высокоуровневых войск. Помимо этого, количество юнитов ограничено количеством специальных лагерей, в которых они, как подразумевается, живут, так что выбирать, каких юнитов тренировать, придётся в любом случае.

Мы выберем юнитов для трёх задач: уничтожение защиты противника, защита своего города и сбор ресурсов.

Уничтожение

Основными войсками для уничтожения воинов противника являются стрелки. Среди стрелков первыми, стоящими особого внимания, являются Ветераны, которых вы получите на 10ом уровне лагеря. Эти стрелки имеют атаку в 35 единиц и защиту в 17, что в нападении выгодно отличает их как от предыдущих Охотников (26/13), так и от следующих снайперов (25/19). Обозначенные выше Охотники также стоят вашего внимания — они, конечно, не так эффективны, как Ветераны, но зато вы получите их уже на 7ом уровне лагеря и они значительно отличаются от предыдущих Выживших (11/8). Также Охотники, как и следующие за ними Ветераны, имеют бОльшую дальность стрельбы (8 единиц против 5 у Выживших и Снайперов), что также выгодно отличает их при нападении. Топовым стрелком является Призрак, открывающийся на 26ом уровне и имеющий показатели 98/49 при здоровье в 13 единиц и дальности огня 8. Следующий после него стрелок 30ого, наивысшего уровня, Охотник на зомби, имеет больше хп — 15, но стреляет только при дальности в 5 единиц, и имеет те же показатели атаки/защиты, что и Призрак — учитывая разницу в цене, Призрак является гораздо более эффективным стрелком для уничтожения врагов.

Если вы хотите взять в бой воинов (что не является лучшей идеей, но если у врага много машин, то это может помочь), то постарайтесь набрать побольше Мачетеров 7ого уровня (22/13) или тянитесь до Воинов 13ого уровня (38/22) — вам нужно постараться набрать воинов с высоким показателем нападения, чтобы нанести больше урона врагам как можно быстрее — не бойтесь потерять своих воинов, ведь их можно вылечить в госпиталях (если вы их заранее построили, разумеется). Топовым воинов для уничтожения противников является Терминатор 26ого уровня с показателями 84/49. Он сильно проигрывает по показателям здоровья и защиты Герою Z 30ого уровня (18хп против 42хп, 49 единиц защиты против 114 (!)), но при этом обладает самым высоким показателем атаки среди воинов — 84, что и требуется нам для нападения.

Если вы решили взять для нападения машины (хотя лучше делать это с целью собрать ресурсы, а не уничтожить врага), то с ними всё просто — с каждым уровнем у них сильнее поднимается атака, чем защита. Казалось бы, нужно просто брать самые высокоуровневые — но нет, есть ещё одно отличие у некоторых машин, касающееся дальности атаки. Первая машина, способная стрелять во врага — Военный Джип 10ого уровня, обладающий характеристиками 32/17 и 7хп. Стреляет он с дальностью в 4 единицы. Прежде чем посылать свои машины в бой, лучше докачаться до него. Если постараться ещё немного и докачать экипажи до 13ого уровня, то вы получите Бронированный Автомобиль с бОльшими характеристиками (41/22 и 9хп).

Защита

В защите специализируются воины и лучшим защитником, без сомнения, является Герой Z — его защита в 114 единиц и 42 хп позволяют ему воевать без остановки. Проблема только в том, что открывается он лишь на 30ом уровне военного лагеря. Первым же доступным хорошим защитником будет Самурай с характеристиками 15/35 и 15хп — он достанется вам на 10ом уровне развития. До этого не используйте для защиты Мачетеров 7ого уровня — лучше набрать побольше воинов 4ого уровня, у которых выше показатели защиты и здоровья (19 и 9 против 13 и 6 у Мачетеров).

Стрелки нужны в том случае, если на вас нападают при помощи воинов — тут справятся стрелки с высокими показателями урона и дальности, такие как Ветераны и вообще любые стрелки для нападения, способные наносить много урона издалека, чтобы не дать воинам ближнего боя подобраться близко. Проблема лишь в том, что противники редко нападают при помощи воинов — так что стоит держать ещё и стрелков с хорошей защитой, вроде Снайперов, для стрельбы по машинам, которые приехали за вашими ресурсами.

Машины нужны для защиты как контр-мера нападающим стрелкам. Выбирайте самые высокоуровневые автомобили из доступных, чтобы их показатели здоровья и защиты были выше, и получите “танки”, принимающие огонь стрелков на себя при защите.

Сбор ресурсов

Тут, что само собой разумеется, сияют автомобильные войска — у них показатели скорости и грузоподъёмности гораздо выше и они способны быстрее собрать больше ресурсов. Лучшим сборщиком является Посланник Мира 30ого уровня со скоростью 14 и грузоподъёмностью 11, но, как вы понимаете, до него ещё развиваться и развиваться. До него для сбора лучше использовать автомобили 7ого уровня (14 и 8) и школьные автобусы 16ого уровня (14 и 9). Автомобили до них и между ними обладают меньшей скоростью и, соответственно, грузят ресурсы медленнее.

Стрелки и воины на максимальном уровне способны унести больше — но гораздо медленнее. Сравнивая их, лучше сказать, что воины способны нести больше стрелков — они раньше поднимают грузоподъёмность (на 7ом уровне против 13ого) при равной скорости, а воины 13ого, 22ого и 26ого уровней даже быстрее остальных — скорость в 9 единиц. Если вы хотите унести побольше ресурсов при нападении при помощи стрелков. описанного ранее, стоит качаться аж до снайперов 19ого уровня — они и бьют сильно, и носят больше. Используя войска ближнего боя, ориентируйтесь на Воинов 13ого уровня — они болезненно атакуют и быстрее носят тяжести.

Заключение

Помните о том, что несмотря на сильные и слабые стороны в “треугольном” соотношении, каждый тип юнитов имеет свою специфику и лучше подходит для определённых задач. Прокачивая своего командира, вы можете улучшить тот или иной тип юнитов и лучше проявлять себя в определённых задачах. Улучшая стрелков, вы будете больнее бить врага, улучшая воинов не дадите врагу прорваться в город, а улучшая машины сможете собирать больше ресурсов быстрее. Лучше сконцентрироваться на улучшении одного рода войск, постепенно подтягивая к нему другие, и выполнять соответствующие задачи — это определит ваш стиль игры и позволит эффективнее развиваться.

Данный гайд описал вам основы взаимодействия войск в Last Empire — War Z и дал несколько советов о тактике игры. Надеюсь, что он будет полезным для вас и вы сможете занять верхние строчки рейтингов, играя как профи!

Всем доброго времени суток!

Продаю базу 30 ур. на 367 карте. Товарищам, которые помогают делать возврат денег, просьба не писать. А также людям с вопросами по игре, что прокачивать в первую очередь и так далее, просьба не беспокоить.

Покупателю же, естественно, расскажу все секреты игры, какие тактики применять в оазисе, как входить в топ рейтинга гонок вооружений и в битве государств и, соответственно, получать приятные плюшки/призы. Например, я не купил ни одной карточки Хантера (стрелка) ни за деньги, ни за алмазы, но насобирал карточек на 5 звезд и еще полно карточек, чтобы прокачивать дополнительно его способности.

И так, поехали...

30 уровень. БМ: 40-42М (колеблется в зависимости от кол-ва раненых в палатках). БМ науки/технологий: 3.1М. Науку прокачать - это самое дорогое. Причем прокачать от 2.5 М до 3 М дороже и дольше чем, например, с 1 миллиона до 2. Благодаря этому об меня разбиваются топовые игроки в оазисе и битве государств. Пробить ее не могут даже президенты 80-100 карт с БМ больше 200-300М, даже со способностью Саманты. Собственно, поэтому я и не увеличиваю общий БМ, чтобы меня атаковали сильные игроки. Это очень весело, особенно если подразнить их в общем чате. Благодаря их атакам можно заработать много очков (занять первые места в рейтинге) и получить много призов. Если захотите, то сможете легко сделать БМ больше 100М, наклепав войск (ускоры и ресы есть).

Казармы все 30 уровня. Военкомат, Институт, Военный завод (все бомбы открыты) тоже все 30 уровня. Радар 30 уровня (потому что дает +10% к защите). Палатки максимальное кол-во и все 30 уровня. Обе защитные башни 30 уровня. Почти все остальные постройки 30 уровня или близкого к нему (включая ресурсные станции).
Командос открыты зомби, машинки и пехота и прокачены на макисмум по науке (стрелки командос тоже скоро будут открыты). Лимит командос благодаря науке и постройкам увеличен до 450к, скоро будет 500к.

Зона 1: Мед центр и лагерь наемников - 10 ур (максимальные), Лагерь военного резерва тоже 10 уровня. Лагерь резерва командо - 10 уровень, Шахты - 5 уровня. Чип-станции 10 уровня (5 шт) и 9 уровня (1 шт).

Офицеры:

1) Наташа 5*, 44 уровень (в золотом костюме инженера), могу рассказать, почему именно Наташа в костюме инженера, а не ученый. (но только покупателю)

2) Саманта 5*, 43 ур (в золотом костюме гонщика),

3) Шон 5*, 43 ур (в золотом костюме биохиимика),

4) Шмидт 5* 43 ур (костюм генерала почти золотой часть оранжевые),

5) Генерал Ча Су 5* 42 ур. (золотой костюм защитника, навык прокачен до 2 уровня),

6) Вернон 5* 41 уровень (золотой костюм первопроходца, оба навыка прокачены на макс уровень 3),

7) Али 5* 41 ур (золотой костюм эксперта вооружений, навык по урону бомб 4 урвень, навык скорость производства - 3, но скоро тоже будет 4),

8) Чоппер 5* 39 ур (оба навыка прокачены до 2 уровня),

9) Дворянин Гай Лорент (врач) 40 ур.

10) Зейн 39 уровень (просто сам прокачался),

11) Мастер тактики: Мэгги Августин 39 ур в золотом костюме налетчика, не путать с Разбойником), это самый последний и самый дорогой костюм

12) Абель Кокс ученый 5* 38 уровень (это моя гордость, потому что навыки прокачены до 3 уровня, а в данном случае это долго и дорого, вместе с Наташей в золотом костюме инженера качать науку одно удовольствие),

13) Клоун 5* 37 ур (навык магическое шоу 2 уровня, скоро удет 3 уровень),
14) Дейзи 5* 37 ур,
15) Маньяк 5* 35 ур,
16) Нинзя 3*, 33 ур
17) Джонни 4* 33 ур (в костюме разбойника там микс от зеленых до оранжевых частей).
18) Снайпер 5*, 33 ур,
Не открыт только Аль Шариф, но благодаря Клоуну уже скопилось много карточек.
Навыки офицеров по всем веткам открыты на максимум, т.е. можно инвестировать ресурсы (вкладывать 1М нефти, получать 2-6М), лечить по 2к раненых каждые 10 часов и т.д.

ВИП 10, вип шоп 3 уровня SVIP3 со всем бафами, почти открыт 4 уровень.
Войска по батарейкам все 50 уровня (максимальный), 82 тыс тюремщиков (наемники 10 уровня).

В сумке полно ресов и ускоров. Скрины могу прислать

Кому интересно, предлагайте в личку цены.

Тема зомби-апокалипсиса неисчерпаема, чего стоит хотя бы шестой сезон «Ходячих мертвецов» и Брэд Питт в экранизации культового романа Макса Брукса «Мировая война Z».

Не отстают от кинематографа и разработчики игр. Last Empire War Z - мобильный мир, в котором правят живые мертвецы, стратегия, предлагающая не только выжить в мире, оккупированном зомби, но и построить свою империю на развалинах погибшей цивилизации.

Те, кто знаком с другой стратегией, Clash of Kings, заметят сходство двух игр. «Последняя империя» - клон «Столкновения королей». Средневековый замок сменила база выживших в постапокалиптическом мире, а орды монстров - зомби разных мастей. Есть в этом и плюсы - фанаты Clash of kings с легкостью сориентируются в привычном мире. Игровой процесс стратегии мало чем отличается от аналогов: развиваем базу, добываем провиант, прокачиваем своего персонажа и воюем с зомби и другими игроками. Обо всем подробно - в нашем большом обзоре Last Empire War Z.

Ресурсы

Для развития необходимы ресурсы: топливо и еда. Получить их можно несколькими способами:

  • Строительство ферм и нефтяных вышек за пределами стен укрепления. Минусы: количество построек ограничено, и много ресурсов таким образом собрать нельзя.
  • Уничтожение отрядов зомби на карте мира. Удачная атака приносит не только провиант, но и другие полезные предметы.
  • Нападение на другие базы. В случае удачной атаки нападающий получает богатства проигравшего игрока.

Выполнение заданий и активное участие в игре периодически вознаграждается подарками от разработчиков. Как правило, подарочные пакеты содержат ускорения и ресурсы.

Секреты Last Empire-War Z

Игроки делятся на два типа: активно нападающие на другие базы и так называемые фермеры, предпочитающие сосуществовать с остальными игроками в мире. Следует учесть, что стратегия относится к играм с военным уклоном. Как бы ни хотелось жить в мире с остальными, на него в любом случае будут нападать более сильные геймеры. К этому нужно быть готовым всегда и относится как к чему-то неизбежному.

Основная цель нападающих - ресурсы. Чтобы их защитить, необходимо выбрать правильную стратегию. Если нужно накопить большое количество ресурсов (например, на апгрейд базы), лучше использовать щит мира, во время действия которого нападение невозможно.

Как получить щит мира?

  • в подарок от разработчика;
  • купить в магазине альянса;
  • купить в игровом магазине за алмазы.

Для развития основной базы необходимы твинки - фермы, которые предназначены для добычи ресурсов. Оптимальное их количество: 5-6 штук. Для их создания нужны дополнительные учетные записи Google или Facebook.

Играть в стратегию можно как на смартфоне или планшете, так и на компьютере, привязав игровой аккаунт к Facebook. На большом экране развиваться намного комфортнее - база и мировая карта видны намного лучше, легче искать полезные места и наблюдать за противником.

Активно участвуя в ивентах (их много), можно быстро набрать алмазов и ускорителей.

Альянсы

Маленьким базам без помощи альянса развиваться практически невозможно. Вступление в него дает массу выгод:

  • Жалованье за активность: чем она выше, тем больше вознаграждение.
  • Внося ресурсы в развитие науки альянса, вы зарабатываете очки, на которые можно купить в магазине необходимые бафы.
  • В случае нападения врага другие участники могут выслать помощь.
  • При желании члены альянса могут помочь развитию замка или лечению юнитов.
  • В игре проводится много событий, за участие в которых можно получить неплохие бонусы.

Вступить в альянс можно, предварительно подав заявку или получив приглашение. Следует учесть, что многие из них быстро избавляются от неактивных игроков.

Главное правило стратегии - развивать свою базу как можно быстрее. Чем выше ее уровень, тем меньше будет желающих напасть. На что еще следует обратить внимание?

В первую очередь, улучшаем науку, военные заводы, армию, склад (хранящиеся в нем ресурсы противник не может разграбить) и медицинские палатки. Фермы прокачивать необязательно, поскольку основной сбор ресурсов идет на карте мира.

Медицинские палатки улучшаем в обязательном порядке - раненые, не поместившиеся в них, будут потеряны.

Маленьким базам лучше вступить в какой-нибудь альянс - это дает множество преимуществ.

Сбор ресурсов на карте мира - одно из важных занятий, пренебрегать которым не стоит. Прокачав науку «Легион», игрок сможет отправлять на сбор топлива и питания группы войск. Также в стратегии есть возможность активации VIP-режима. В этом случае число войска увеличивается до 5 групп.

Уничтожение зомби на карте мира - не только развлечение. За убитых ходячих мертвецов игрок получает бонусы и увеличивает свою силу.

Очки силы отражаются в профиле игрока. Это важный показатель, который дает возможность активации особых навыков. При увеличении уровня игрока он получает очки. Распределив их по нужным категориям, можно включать навыки.

Last Empire War Z понравится любителям онлайн-стратегий и поклонникам темы зомби-апокалипсиса. Ходячие мертвецы присутствуют в игре больше для атмосферы и какой-либо серьезной опасности не представляют. Максимум, на что они способны - время от времени устраивать вылазки на базы.

Главная задача вашего персонажа в данном игровом проекте - это не просто выжить, а еще и защитить свою крепость от нашествия многочисленных зомби. Успешное прохождение сложного и ужасающего игрового процесса Last Empire-War Z обеспечат знания нюансов и секретов. Некоторые из них представлены в нашей базе знаний.

Навыки персонажа

Благодаря навыкам ваш герой получает дополнительные бонусы в различных сферах. Для активации того или иного навыка, вам потребуется потратить определенное количество очков умений. В свою очередь очки умений начисляются при достижении персонажем нового уровня.

Распределять очки умений необходимо очень ответственно, так как распределение навыков нужно производить в рамках стратегии, которую вы для себя выбрали. При появлении крайней необходимости, у вас есть возможность сбросить все очки умений и начать их распределение заново. Только стоит помнить, что это также не бесплатно. Такая опция будет стоить вам 1000 золота.

Чтобы открыть таблицу навыков, вам необходимо нажать на портрет персонажа, а после на кнопку «Skill Tree».

  • Rallying Cry (Боевой клич) способствует увеличению урона ваших подразделений, а также сооружений защиты в городе.
  • Plant Whisperer (Говорящий с растениями) - увеличение производства еды в городе.
  • Improved Construction (Улучшенное строительство) - ускорение строительства всех сооружений на территории города.
  • Higher Learning (Высшее образование) - увеличение скорости исследований в лаборатории.

Твинк

Твинк в данном игровом проекте - это так называемая ферма, только в ней все приходится добывать атакой. Ее вы создаете самостоятельно, ставите возле своей базы и предназначена она лишь для добычи ресурсов. Каждый раз, когда вам потребуются ресурсы, необходимо просто грабить свою же базу.

Создание твинка возможно при условии, что у вас есть минимум две учетные записи (Google или Facebook, либо обе). Дабы ваш прежний игровой процесс не был потерян, его нужно привязать к аккаунту гугл или фейсбук. Лишь после того как это будет сделано, можно начинать новую игру.

Новый игровой процесс нужно также привязать к аккаунту фейсбук или гугл. Это зависит от того, к какому из аккаунтов вы привязали свой главный игровой процесс. Если он привязан к гугл, то этот привязывается к фейсбук и наоборот. Проделав необходимые работы, начинаете качать твинка, строить войска (необходимы, чтобы защищаться от нежелательных вражеских атак, поэтому не стоит их строить очень много), копить ресурсы.

Игровые ивенты

Ивент является определенным заданием, для выполнения которого отводится определенное количество времени и за успешное выполнение которого предусмотрено определенное вознаграждение. Для просмотра информации о текущем или грядущем ивенте необходимо нажать на желтую иконку с восклицательным знаком, которая расположена под портретом персонажа.

Стоит обращать внимание на то, что написано под иконкой. Надпись "srarts in ..h,..m" означает, что ивент начинается через время, которое указано в надписи. Надпись "ends in ..." означает, что данный ивент уже идет и его окончание будет через указанное время.

Выполнять ивенты можно двумя способами: solo events (личное) и alliance events (в составе альянса). В каждом варианте предусмотрены свои награды. Для просмотра прогресса выполнения каждого из заданий предусмотрены соответствующие вкладки.

Основные типы ивентов

Fights Troops Solo Event

Зарабатывание очков с помощью военных действий. По завершению нападения на город, войска попадают в госпитали и могут быть вылечены в дальнейшем. В том случае, если вы атакуете противников или враг нападает на ваше войско в открытом поле, то в этом случае им некуда прятаться, и они погибают.

Базовая стратегия на ивент

  • Во время ивента не нужно собирать ресурсы.
  • Если вы уверены в своих силах, то можете нападать на тех соседей, которые в данный момент заняты сбором ресурсов. Для этого предварительно проверьте альянс и силы потенциальной жертвы, чтобы не попасть впросак. Лучшим вариантом будет уточнение возможности нападения у главы альянса или его лейтенантов.
  • Даже в том случае, если вы не покидаете стен города, все же остается большая вероятность, что вас могут атаковать. Не стоит этого бояться, ведь это самый лучший шанс набора очков, при этом не неся практически никаких потерь. Только до этого нужно быть готовыми. Первое - вместительность ваших госпиталей должна равняться количеству войск, в противном случае все войска, которые находятся сверх лимита госпиталей, попросту погибнут. Второе - если атака противника будет успешной, то он сможет украсть часть ваших ресурсов. Это может быть минимум серебро, а также все ресурсы, которые не вместились в ваш бункер. Поэтому перед началом ивента позаботьтесь о том, чтобы излишков ресурсов у вас не было и серебра также. Излишки лучше потратить на какое-то недорогое исследование или строительство здания. В крайнем случае, если вы увидели, что на вас нападают (в интерфейсе появляется красная пульсирующая рамка), то можно постараться и успеть отправить все, что есть в излишке кому-то из своих союзников, ведь все же лучше поддержка соратника, чем отдать противнику важные ресурсы.
  • В том случае, если у вас нет возможности присутствовать в игровом процессе непосредственно во время проведения ивента, то лучше закупить в игровом магазине "12 hour defence boost". Стоимость его не особо дорогая, но благодаря ему защита получает прирост в 20%. Таким образом, оборона ваших войск будет более эффективной.

Gain power event

Зарабатывание очков с помощью увеличения силы. Силы увеличиваются во время возведения новых строений, разработок новых технологий, выполнения Empire Missions, тренировок армии или строительстве защитных сооружений. Стоит помнить о том, что не вся сила, что вам дается, будет у вас постоянно. Например, если ваши войска погибают или разрушается полностью защита во время вражеской атаки, то уменьшаются и ваши силы. Силы снижаются также в том случае, если вы сносите либо-какие здания на территории своего города. Однако во время ивента защитывается лишь накопление сил, вычета очков при потере силы нет.

Базовая стратегия ивента

Самым простым способом, эффективным и быстрым набором сил является тактика лечения войск, находящихся в госпиталях. Поскольку данный ивент проводится всегда за Kill Troop event, то при хорошей работе в предыдущем ваши госпитали всегда будут переполнены. Поэтому не стоит лечить свою армию сразу после Kill Troop event. Лучше дождаться проведения ивента Gain power. Хорошим шагом будет также, ели вы начнете какие-нибудь строительство или исследование, рассчитав таким образом, чтобы их завершение пришлось как раз во время ивента.

Train troops event

Зарабатывать очки можно во время тренировки войска. Тренировка войска возможна в Recruting Station, а захват инфицированных возможно произвести в Infected Pen. Больше очков можно получить с войском более высокого уровня.

Для сравнения: войска 1-го уровня (Militia, Pickup Truck, Pyro) приносят одно очко; 2-го уровня (Rifeleman, Armored Jeep, Demolitions Expert) - два очка; 3-го уровня (Soldier, Buttle Bus, Scorcher) - четыре очка; 4-го уровня (Commando, Zombie Dozer, Boomer) - восемь очков.

Базовая стратегия уровня

Лучше всего строить юнитов, как только можно больше, при этом таких, уровень которых максимально доступен для вас. Не забывайте также следить сроками производства, они не должны превышать сроки проведения данного ивента, иначе вы не сможете получить очки. Также стоит помнить и о том, что запускать производство можно еще до того, как начнется сам ивент. Правильно рассчитав, при начале ивента у вас уже подойдут сроки производства и вы сможете получить свои первые очки.

Casino event

Заработок очков на рулетке. Вы крутите рулетку и получаете выигранные очки. Получение дополнительных очков возможно за открытие режима высоких ставок. Данный режим можно приобрести только в игровом магазине. В пакете должно присутствовать Casino high stakes room key, минимальная стоимость которых десять тысяч золота или 49,99 USD. Призовые вознаграждения High staks room где-то в пятьдесят раз лучше, чем стандартные.

Базовая стратегия уровня

Поскольку даже при одном запуске рулетки вы сразу получаете 100 золота и какой-то ускоритель, то участие в нем более чем желательно. Плюс к этому у вас есть право на один бесплатный запуск рулетки в сутки. При этом внизу справа экрана появляется прыгающая фишка, на которой написано "Free Spin". Так вот, не стоит сразу же бежать в казино, сражу же при ее появлении. Стоит подождать начала Casino event и бесплатно сконвертировать ее в 100 золота и буст, а также и сам приз, выпавший на рулетке.

Build defence event

Заработок очков строительством защиты. Для подбора соответствующих опций к строительству защиты, необходимо открыть меню городской стены (Wall). Построив защиту более высокого уровня, вы получаете большее количество очков.

К сравнению: строительство простейшей защиты (капканов — Вear Trap) приносит одно очко, строительство защиты 1-го уровня (Barbed Wire, Spike Strip, Watchtower) - пятнадцать очков, 2-го уровня (Razor Wire, Barricades, Trip Wire, Mines) - тридцать очков, 3-го уровня (Mortar, Sentry Turret, Mashine Gun Nest, RPG Nest) - сорок пять очков, 4-го уровня (Sniper Nest) - шестьдесят очков.

Базовая стратегия уровня

Здесь все просто. Необходимо строить максимально возможное число защиты и самого большого уровня, который вам доступен. Стоит также следить за сроками производства, они не должны превышать время, отведенное на ивент. Также стоит помнить, что производство запускать можно и до начала ивента с расчетом, что в начале ивента у вас уже подойдут сроки производства и вы сможете получить свои первые очки.

Infected Leaders event

Захват инфицированных лидеров для заработка очков. Захватить лидеров можно во время атак на инфицированные города, исследований инфицированных ресурсов на карте мира, а также их можно выиграть в казино, получить в качестве вознаграждения или просто приобретя в магазине. Очки зачисляются, как только вы получаете лидера (при этом нет никакой необходимости его сразу использовать). Количество получаемых очков зависит от уровня лидера: лидер 1-го уровня приносит десять очков, 2-го уровня - двадцать очков, 3-го уровня - сорок очков, 4-го уровня - сто очков, 5-го уровня - двести очков.

Fight Infected event

Уничтожение инфицированных также приносит очки. Города, где полно инфицированных, расположены на всей карте. Распределение очков в данном ивенте следующее: убив инфицированного в городе 1-го уровня, вы получаете одно очко, в городе 2-го уровня - два очка, 3-го уровня - четыре очка, 4-го уровня - восемь очков, 5-го уровня - двадцать очков. Только при этом стоит помнить, что инфицированные города достаточно сильны, и не стоит даже и думать о наступлении на них, пока вы не обзаведетесь войсками минимум второго уровня, плюс еще с прокачкой. В противном случае вы рискуете просто потерять своих солдат.

Видеоресурсы по прохождению Last Empire-War Z

Семь минут игрового процесса

Секреты прохождения

Очередная часть обзора онлайн игры War Z из которой Вы узнаеете некоторые секреты , а точнее - места лутания в населённых пунктах на карте Колорадо.

В обзоре каждого места будут указаны: количество зомби (по десятибальной шкале), из чего состоит населенный пункт и что в нем может респавнуться.

Предыдущие части обзора:


Итак, начнем с северной части карты и будем спускаться к южной:


1. Candler’s Cabin - небольшая ферма, состоящая из жилого дома и самого "фермерского здания". После последнего обновления зомби стали респавнится в большем количестве (7 из 10). Дорога и часть леса, примыкающие к ферме, плотно забиты зомби. Можно обойти, если продвигаться на корточках и около цепи горных массивов.
На ферме можно найти еду, воду и бинты с болеутоляющим.

2. Crystal Lake resort - курортный городок, имеет много жилых зданий, один магазин, ресторан, почтовое отделение и церкви. Количество зомби - 6 из 10, так как зомби приблизительно столько же, как и на ферме, но по площади курорт занимает больше места. Основная масса зомби сконцентрирована на главной площади-парковки.
Можно найти как M16 и АКМ (магазин), так и еду и медикаменты (почта, церковь и ресторан).

3. Springer Ridge trailer park - типично-американская остановка для трейлеров. Находится на севере карты, близ гор. Количество зомби - 0 из 10. Ни разу не видел там ни одного зомби. Трейлерный парк представляет из себя небольшие домики, два или три больших трейлера и одну грузовую машину.
В принципе, можно сразу догадаться, что если нет зомби, значит и лутом это место не богато. Туда можно пойти, если вы совершенно "голый". В домиках могут быть молотки, топоры и даже ножи. Так же в трейлерах есть еда (овсянка, сок, вода и так далее).

4. Loco Mountain campsite - стоянка трейлера. Вокруг него есть несколько разрушенных "лачуг". Есть столы и стулья. Количество зомби - 4 из 10.
Можно найти еду (чипсы, воду, пасту...) и медикаменты (бинты, иногда болеутоляющее). Оружия еще не находил.

5. Tyler ranch - небольшое ранчо с амбаром, двумя невходными домами и машиной. Количество зомби - 3 из 10.
Можно найти еду (сок, овсянку...) и медикаменты.

6. Rifle ridge – трейлерный лагерь. Есть много домиков, несколько трейлеров. Количество зомби – 2 из 10.
Можно найти как еду и воду, так и легкое оружие (топорик, пистолет «Иерихон», молоток и другое).

7. Cottonwood bend – небольшой городок, включающий в себя жилые домики, ресторан с заправкой и автомастерскую. Количество зомби – 4 из 10.
В домах часто находил оружие типа "Крюгер" и пистолеты B93R. Так же в городке достаточно провианта и медикаментов.

8. Smiths estate – небольшое поместье, состоящее из жилого дома, невходной пристройки к нему и сарая. Количество зомби – 7 из 10.
Оружия ни разу не находил, но собирал много еды и медикаментов.

10. Chicos hideaway – небольшой поселок, включающий в себя два невходных дома. Количество зомби – 4 из 10.
Находил только еду. Друг находил винтовки «Крюгер».

11. Barth farm – ферма, состоящая из амбара, дома и сарая. Количество зомби – 3 из 10.
В амбаре находил дробовик Mossberg (единичный случай). Можно найти еду, воду и медикаменты. Отличное место для первичного лутания.

12. Clearview – по статистике смертности, этот город не может сравниться даже с Campos sity. В нем постоянно кто-то воюет и собирает лут. В городе есть жилые дома и «места скопления лута» - полицейский участок, пожарная часть, два магазина и почта. В магазинах, участке и пожарной части можно найти оружие – дробовики (AA-12), пистолеты и даже автоматические винтовки. Место, где я постоянно лутаю хорошее оружие – контейнеры на севере города. Если идти с севера карты по трассе 6, вы можете зайти в город из леса – там будет прореха в заборе (справа от дороги). Количество зомби – 7 из 10.
Как уже было сказано ранее, в городе преобладает огнестрельный лут, а так же холодное оружие (металлическая бита, мачете...) и еда.

13. Emerald Peak retreat – небольшой поселок, расположенный слева от Clearview. В поселке есть два входных дома и небольшой сарай. Количество зомби – 5 из 10.
В сарае не раз находил винтовки и пистолеты «Крюгер» и аптечки. В домах есть еда и вода.

14. Smallville– очень опасное место, так как окружено холмами, с которых весь город виден как на ладони. Город состоит из жилых домов и зданий с редким лутом – церковь, магазин, полицейский участок и Post Office. Количество зомби – 7 из 10.
Можно найти как огнестрельное оружие (пистолеты, дробовики и даже M16), так и провиант.

15. Echo"s compound - довольно проходное место. Большинство "новых" выживших идут именно в эту крепость, так как она хорошо просматривается с гор и довольно "скудна" на зомби (3 из 10). Часто нарывался на засады бандитов именно в этом месте. Обычно они прячутся в багажнике машины, которая стоит около ворот или в открытом мусорном баке у правой внутренней стены крепости. Сразу же старайтесь вычислить местоположение бандитов. С гор видна почти вся "нижняя часть" крепости и весь второй этаж.
Находил в этом месте разнообразное оружие - от того же дробовика AA-12 и до автомата M4 Semi. Бинты, болеутоляющие, анабиотики и еда с водой - все это присутствует в Echo"s compound в различным количестве.

16. Shrute farm - мое любимое место. Сразу же после нового респавна я иду лутаться именно туда, потому что там достаточно зомби (5 из 10), но от них очень просто спрятаться и потому что там часто выпадает "начальный огнестрел" в виде того же "Иерихона" или "Крюгера". Еда тоже респавнится в приличном количестве - за один заход заполнил все ячейки среднего рюкзака.

17. Parkerville - пригород Campos sity. Имеется палаточный городок, строительная площадка, магазины и жилые дома. Зомби не очень агрессивные - 5 из 10.
В военных палатках ни раз находил полезное и редкое оружие - снайперские винтовки, дробовики и полуавтоматы. Патроны тоже респавнятся в достаточном количестве - для пистолетов и АКМ попадаются довольно часто.

18. Campos city - огромный город с множеством зданий (половина из них пока что невходные). Город окружен навесным мостом, на котором можно удобно расположить снайперскую позицию. В большинство небоскребов до сих пор либо нельзя войти, либо можно, но только до определенного этажа. Как и в любом большом городе, в "Кампосе" есть магазины, почта и другие здания, в которых респавнится редкий лут. Количество зомби на улицах не критичное - 7 из 10. Если не бегать по городу и не стрелять во все стороны, можно по тихому обчистить все дома незамеченным зомби.
Я не могу говорить, какое оружие респавнится в той или иной части города, потому что после каждого рестарта сервера, весь лут "выбрасывается" в хаотичном порядке. Поэтому исследуйте все тщательно, не пропуская входных домов (их не так уж много).

19. Oak mountain rest stop – поселок, включающий в себя большой магазин, гараж с автомобилем, жилой дом и заправку (не все здания входные). Зомби не очень много – 4 из 10.
Можно найти бинты, еду, воду и оружие (в магазине).

20. Camp Splinter - очень нехорошее место. За все время игры в War Z не находил там ничего полезного. Палаточный лагерь военных расположен на берегу озера и огорожен бетонным забором. Есть несколько входов – по одному с запада и востока. И несколько дыры в заборе. Количество зомби на один "квадратный лагерь" поражает - 9 из 10. Ходил туда только с огнестрелом и только с полным магазином патронов. В среднем, количество зомби внутри лагеря составляет 40-50 мертвых голов.
На счет количества и качества выподаемого лута я не могу объективно судить - может быть я просто не успевал собрать самые классные штуки? Находил лишь еду, медикаменты и один только раз СВД (которую благополучно "подарил" бандиту на выходе из лагеря).

Loading...Loading...