Советская «военная проза» и литературная традиция. Поэзия военных лет

Наиболее продуктивными жанрами прозы первых двух военных лет были статья, очерк, рассказ. Им отдали дань практически все писатели: А.Толстой, А.Платонов, Л.Леонов, И.Эренбург, М.Шолохов и др. Они утверждали неизбежность победы, воспитывали чувство патриотизма, разоблачали фашистскую идеологию.
А.Н.Толстому принадлежит более шестидесяти статей и очерков, созданных за период 1941 -1944 гг. (”Что мы защищаем”, “Родина”, “Русские воины”, “Блицкриг”, “Почему Гитлер должен потерпеть поражение” и др.). Обращаясь к истории Родины, он стремился убедить современников в том, что с новой бедой Россия справится, как это не раз было в прошлом. “Ничего, мы сдюжим!” – таков лейтмотив публицистики А.Толстого.
Л.Леонов также постоянно обращался к национальной истории. С особой остротой он говорил об ответственности каждого гражданина, ибо только в этом видел залог грядущей победы (”Слава России”, “Твой брат Володя Куриленко”, “Ярость”, Расправа”, “Неизвестному американскому другу” и др.).
Центральной темой военной публицистики И.Эренбурга является защита общечеловеческих ценностей. Он видел в фашизме угрозу мировой цивилизации и подчеркивал, что против него борются представители всех национальностей СССР (статьи “Казахи”, “Евреи”, “Узбеки”, “Кавказ” и др.). Стиль публицистики Эренбурга отличался резкостью красок, внезапностью переходов, метафоричностью. При этом писатель умело сочетал в своих произведениях документальные материалы, словесный плакат, памфлет, карикатуру. Очерки и публицистические статьи Эренбурга составили сборник “Война” (1942-1944).
Военный очерк стал своеобразной летописью войны. Читатели на фронте и в тылу жадно ждали новостей и получали их от писателей.
К. Симонов по горячим следам написал ряд очерков о Сталинграде. Ему принадлежат описание боевых операций, портретные путевые очерки.
Сталинград стал главной темой и очеркового творчества В. Гроссмана. В июле 1941 г. он был зачислен в штат газеты “Красная звезда” и уже в августе выехал на фронт. Всю войну Гроссман вел записи. Его суровые, лишенные патетики сталинградские очерки стали вершиной развития этого жанра в годы войны (”Направление главного удара”, 1942, и др.).
Публицистика оказала влияние и на художественную прозу. Поскольку большинство рассказов, повестей, немногочисленных романов тех лет строилось на документальной основе, авторы чаще всего уходили от психологических характеристик героев, описывали конкретные эпизоды, часто сохраняли фамилии реальных людей. Так в дни войны появилась некая гибридная форма очерка-рассказа. К этому типу произведений можно отнести рассказы “Честь командира” К. Симонова, “Наука ненависти” М. Шолохова, сборники “Рассказы Ивана Сударева” А.Толстого и “Морская душа” Л. Соболева.
И все же среди прозаиков военных лет был писатель, который в это суровое время создавал художественную прозу столь яркую, необычную, что о нем стоит сказать особо. Это Андрей Платонов.
Первый рассказ о войне он написал еще до фронта, в эвакуации. Отказавшись от работы в Военмориздате, Платонов стал фронтовым корреспондентом. Его записные книжки и письма позволяют сделать вывод о том, что любая фантазия оказывается беднее той ужасной правды жизни, которая открывается на войне.
Понять прозу Платонова невозможно, игнорируя его понимание войны и творческих задач писателя: “Изображать то, что, в сущности, убито, – не одни тела. Великая картина жизни и погибших душ, возможностей. Дается мир, каков бы он был при деятельности погибших, – лучший мир, чем действительный: вот что погибает на войне – убита возможность прогресса”.
Твардовский. Новый Мир.



Во второй период редакторства Твардовского в «Новом мире», особенно после XXII съезда КПСС журнал становится прибежищем антисталинских сил в литературе, символом «шестидесятничества», органом легальной оппозиции советской власти.

В 1960-е годы Твардовский в поэмах «По праву памяти» (опубликована в 1987 году) и «Тёркин на том свете» пересматривает свое отношение кСталину

И сталинизму. В это же время (начало 1960-х) Твардовский получает разрешение Хрущёва на публикацию рассказа «Один день Ивана Денисовича» Солженицына.

Новая направленность журнала (либерализм в искусстве, идеологии и экономике, прикрывающийся словами о социализме «с человеческим лицом») вызвала недовольство не столько хрущевско-брежневской партийной верхушки и чиновников идеологических отделов, сколько так называемых «неосталинистов» в советской литературе. В течение нескольких лет велась острая литературная (и фактически идеологическая) полемика журналов «Новый мир» и «Октябрь» (главный редактор В. А. Кочетов, автор романа «Чего же ты хочешь?», направленного прежде всего против Твардовского). Стойкое идейное неприятие журнала выражали и патриоты-«державники».

После снятия Хрущёва с высших постов в прессе (журнал «Огонёк», газета «Социалистическая индустрия») была проведена кампания против «Нового мира». Ожесточённую борьбу с журналом вёл Главлит, систематически не допускавший к печати самые важные материалы. Поскольку формально уволить Твардовского руководство Союза писателей не решалось, последней мерой давления на журнал было снятие заместителей Твардовского и назначение на эти должности враждебных ему людей. В феврале 1970 года Твардовский был вынужден сложить редакторские полномочия, часть коллектива журнала последовала его примеру. Редакция была, по сути, разгромлена.

В «Новом мире» идеологический либерализм сочетался с эстетическим традиционализмом. Твардовский холодно относился к модернистской прозе и поэзии, отдавая предпочтение литературе, развивающейся в классических формах реализма. Многие крупнейшие писатели 1960-х годов публиковались в журнале, многих журнал открыл читателю.

ВОЕННАЯ ТЕМА В ПРОЗЕ 1940 – 1990-х ГОДОВ

Литературоведческая терминология, порожденная условиями идеологической цензуры советского периода, подчас удивляет своей загадочностью. В простых, доступных здравому смыслу терминах обнаруживается вдруг неожиданный оттенок, который и определяет их содержание. Что такое «военная проза»? Казалось бы, ответ очевиден: романы, повести и рассказы о войне. Однако к семидесятым годам ХХ столетия в советском литературоведении термин «военная проза» устоялся в качестве синонима «идеологически приемлемых» литературных произведений о Великой Отечественной войне. Беллетристическое запечатление гражданской войны 1918 – 1920 гг. относилось к рубрике «историко-революционная проза», куда все же не мог быть безоговорочно причислен, к примеру, роман о Великой Французской революции (революция у нас одна!), хотя о Парижской Коммуне 1871 г. – вполне, при условии соответствия заданному идеологическому вектору.

Для Главлита (советского цензурного ведомства) в условиях перманентной «борьбы за мир» не существовало войн, кроме Великой Отечественной, поэтому советским писателям запрещалось писать о «военных действиях локального масштаба» в Корее, Вьетнаме, Анголе и т. д., в которых участвовали, совершали подвиги и гибли советские люди. О финской кампании 1940 г. допускалось упоминание вскользь (как, например, у А. Твардовского в стихотворении «Две строчки»: «На той войне незнаменитой») и в нескольких словах: зачем о неприятном? Тем более не следовало расходовать чернила на «чужие» войны, ирано-иракскую, например, хотя бы потому, что о ней «инженеры человеческих душ» в условиях «железного занавеса» не могли получить внятной информации.

Таким образом, многоаспектная действительность была упрощена и представлена самым масштабным явлением – Великой Отечественной войной, которую по идеологическим соображениям не рекомендовалось называть второй мировой: это было по-западноевропейски, по-американски и попахивало космополитизмом, а кроме того, означало признание вступления СССР в войну с 1939 г. и явно не с оборонительными целями.

В советской литературе к сороковым годам XX века сформировалась достаточно прочная традиция воспроизведения как больших, так и малых войн. Не удаляясь в глубь столетий, к сокровищам фольклора и древнерусской литературы (былины, «Слово о полку Игореве», «Задонщина» и т. д.), а также к литературе XVIII века (военно-патриотические оды М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина и др.), несомненно, сохраняющим свое значение для последующего литературного развития (концепты мужества, героизма, патриотизма, непримиримости к врагам земли русской – отсюда), обратимся к классике позапрошлого столетия. Разумеется, самый значимый автор здесь – Лев Толстой. Он писал о Крымской войне 1853 – 1856 гг. («Севастопольские рассказы»), о Кавказской войне 1817 – 1864 гг. («Набег», «Рубка леса», «Казаки», «Хаджи-Мурат» и др.) и, конечно, об Отечественной войне 1812 г. («Война и мир»). Интересно, что бы из этого внушительного творческого наследия устояло и с какими потерями, попади оно в распоряжение цензуры столь же суровой, как советская?



Творчество Л. Н. Толстого оказало наиболее сильное влияние на русскую «военную прозу» второй половины XX века. В иных исторических условиях толстовские эпические традиции воплотили К. Симонов, Ю. Бондарев, В. Гроссман, Г. Владимов, В. Карпов и многие другие авторы. Почти всегда влияние классика было благотворным и никогда не становилось разрушающим. Конечно, никто не превзошел Толстого, но ориентация на высокие образцы его прозы оказывала мобилизующее воздействие на писателей.

Другая ветвь традиции, незаметно просуществовавшая длительное время и обнаружившая свою актуальность для советской «военной прозы», взращена Всеволодом Гаршиным. «Жестокий реализм» (натурализм) его рассказов о русско-турецкой войне 1877 – 1878 гг. («Четыре дня», 1877 г.; «Трус», 1879 г.; «Из воспоминаний рядового Иванова», 1882 г.) приобрел последователей среди авторов «окопной» («лейтенантской») и документальной прозы (В. Некрасов, Ю. Бондарев, Г. Бакланов, В. Быков, К. Воробьев, В. Кондратьев, А. Адамович, Д. Гранин, Я. Брыль, В. Колесник и др.).

В гораздо меньшей степени, на наш взгляд, ощутимо воздействие на советскую «военную прозу» произведений о гражданской войне. Здесь восприятие традиции не носило системного характера: слишком разными были войны – между своими и против иноземцев.

Изображение военных коллизий в творчестве отдельных писателей (В. Быков, К. Воробьев, В. Кондратьев и др.) отмечено печатью родства с философией и литературой экзистенциализма, а также с близкой этой традиции прозой Ремарка.

Идеологические инстанции той эпохи не могли пускать дело восприятия литературной традиции на творческий самотек. Все, что не принадлежало к социалистическому реализму или, в крайнем случае, к реализму, как правило, оставалось вне советской литературы. Допускался жизнеутверждающий и народный юмор, зато сатира и гротеск, сих неудобной амбивалентной природой, не одобрялись. Опасность обнаружить генетическое родство советского и германского тоталитаризма вынуждала авторов, во избежание нежелательных ассоциаций, изображать врагов либо безликой анонимной массой, либо схематично-карикатурными персонажами, как в шолоховской «Судьбе человека» (Мюллер) или «Семнадцати мгновениях весны» Ю. Семенова (снова Мюллер и прочие).

В СССР существовала система военно-патриотического воспитания, и литература о Великой Отечественной войне занимала в ней одно из ведущих мест. За заслуги в этой области военные писатели поощрялись Сталинскими (в частности, К. Симонов – семикратно), а начиная с хрущевской «оттепели» – Ленинскими и Государственными премиями. Произведения-лауреаты непременно экранизировались (причины, видимо, – недоверие власти к читательской активности «самого читающего в мире» народа плюс огромный пропагандистский потенциал кино как «важнейшего из искусств»).

Краеугольным камнем советской пропаганды было постоянное подчеркивание руководящей и направляющей роли коммунистической партии. Характерна в этом отношении история создания романа «Молодая гвардия». Если в редакции 1945 г. А. Фадеев не смел написать о существовании в Краснодоне еще одного – некомсомольского – антифашистского подполья, то в новой версии романа (1951 г.) к этому умолчанию прибавляется идеологически обусловленное лукавство: автор утверждает, что создателями и руководителями организации молодогвардейцев были коммунисты. Тем самым Фадеев отказывает своим любимым героям в важной инициативе. Уникальная эта книга послужила основанием для уголовного преследования, нередко необоснованного, реальных людей, ставших прототипами отрицательных персонажей романа.

И все же, если относиться к «Молодой гвардии» как к произведению русской литературы, то следует отметить, что до сегодняшнего дня этот роман не утратил своей актуальности, в том числе и педагогической. Героизм на положительной нравственной основе является важным компонентом содержания «Молодой гвардии», составляет суть характеров Олега Кошевого, Ульяны Громовой и их товарищей. Художественное мастерство Фадеева позволило ему психологически достоверно изобразить молодогвардейцев:имверишь,их духовная высота и чистота несомненны. И не следует уклоняться от правды о том, за какую страну и какие идеалы шли на смерть краснодонские комсомольцы. Они погибли за Родину, и подвигих – на все времена: и потому, что мы живем в стране, которую защитили и спасли они и такие, как они, и потому, что мы вправе восхищатьсяими, как люди всегда восхищаются героями минувших эпох. Отрицание же этой книги в наши дни нелепо: очевидны ее недостатки, но несомненны и достоинства. Тем более что литература постсоветского периода мало интересуется молодежными проблемами, а массовая культура препарирует их под коммерческим углом зрения.

«Военную прозу» советского времени терзали противоречия. Тенденции высказывания «всей правды» противостоял пресловутый «социальный заказ». Вот любопытный пример действия «соцзаказа» (в «Молодой гвардии» это происходило нагляднее и проще). В годы хрущевского правления после робкого разоблачения некоторых преступлений сталинской репрессивной машины имидж «органов» и работающих вних«чекистов» изрядно поблек, и литература не могла устраниться от неотложной задачи его реанимации. За милицию и ее честный облик заступился многоопытный Сергей Михалков, создавший незабываемый образ дяди Степы. Сложнее обстояло дело с КГБ, и здесь опора делалась на военный материал, что гарантировало чистоту эксперимента: именно в условиях войны, в борьбе с внешним врагом, а не с собственным народом, можно было обнаружить примеры мужества и беззаветного служения Отчизне наследников Дзержинского. В романе В. Кожевникова «Щит и меч» (1965 г.) главный герой Александр Белов (образ собирательный, тем не менее созвучие А. Белов – Абель, фамилии, принадлежавшей легендарному разведчику, довольно прозрачно) предстает в облике советского Джеймса Бонда: он феноменально скромен, аскетичен, самоотвержен, абсолютно непобедим и уязвим лишь после того, как успешно выполняет последнее задание. По этой же модели Ю. Семеновым несколько позже был создан образ Исаева-Штирлица.

Вместе с тем не следует относиться к идеологической составляющей советской системы исключительно негативно. В тогдашних непростых условиях литература все же высказала главную правду о Великой Отечественной войне, и нередко эта правда совпадала с идеологическими требованиями власти. Например, «Повесть о настоящем человеке» (1946 г.) Б. Полевого воплотила тему индивидуального подвига и в этом смысле полностью соответствовала «соцзаказу». Однако было бы по крайней мере странным требовать от автора некой идеологической «оппозиционности» либо «нейтральности». Ведь описание подвига Алексея Маресьева (в повести его фамилия звучит как Мересьев) – не просто гимн человеческим возможностям. Не стоит забывать о мотивации подвига. Прославленный летчик сначала выживал, а потом преодолевал свою инвалидность прежде всего во имя патриотических ценностей, которые, что ни говори, были советскими.

В том же 1946 г. вышла в свет книга Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда». Будни войны, перенесенные на страницы этой повести, впечатляюще передают напряжение каждодневного подвига. Применительно к этой книге можно всерьез ставить вопрос о ее соответствии правде войны не только потому, что автор – лейтенант из сталинградских окопов, но и потому, что повесть содержит, пожалуй, лишь одно значимое фактическое умолчание: в ней не говорится о приказе № 227, получившем официальную огласку лишь в конце 1980-х гг., и о создании на его основании заградительных отрядов и штрафных подразделений, которые отправлялись на передовую, в самые опасные места сражений (первое произведение, посвященное «штрафникам», – «Гу-га» Мориса Симашко – опубликовано в 1987 г.).

И все же определенные перекосы в подходе к правде о Великой Отечественной войне были. Военная цензура с самого начала подвергла сомнению диалектику ратного труда, негласно отменив по отношению к советскому воину неприятные стороны инстинкта самосохранения. В итоге советская литература ориентировалась на воспевание перманентного подвига. Эта часть правды о войне совпадала с постулатом социалистического реализма «героическая личность в героических обстоятельствах». Толстовская мысль о том, что война есть убийство и затея убийц, для советской «военной прозы», не будь в ней таких авторов, как В. Некрасов, оставалась бы ветшающим частным мнением «зеркала русской революции».

Для русской литературы XX века повесть «В окопах Сталинграда» – книга, открывшая новый жанрово-тематический раздел: «окопную», или «лейтенантскую», прозу. Удачным было время появления повести на свет: она вышла по следам горячих событий, когда еще не успел сформироваться ритуал советской «военной прозы», когда еще были живы многие вчерашние окопники. И автор – не профессиональный писатель, даже не журналист, а боевой офицер. Упоминание имени Сталина в названии и в тексте произведения сыграло по странной противоречивости советского литературного бытия позитивную роль: защищенная Сталинской премией, повесть создала прецедент для появления в печати книг В. Быкова, К. Воробьева, Ю. Бондарева, Г. Бакланова, В. Кондратьева и других писателей-«окопников».

Однако поначалу на повесть Виктора Некрасова обрушился шквал критики. Сразу пошли негативные отклики: «Правдивый рассказ <…>, но в нем нет широты»; «Взгляд из окопа»; «Дальше своего бруствера автор ничего не видит». Эта критика справедлива лишь внешне, глубинный смысл ее был в отвлечении читательского внимания от опасной правды и переносе его в зону фанфарного оптимизма, апогеем которого стала «штабная», или «генеральская», проза (для нее и готовилась почва). И «окопная», и «штабная» тенденции, если эти термины перенести на классическое произведение, органично переплетены в «Войне и мире». Но советские писатели нередко ограничивались одной из тенденций, тех же, кто решался на синтез, подстегивал эпопейный соблазн, речь о котором пойдет ниже.

Предтечей «штабной» прозы правомерно будет считать Леонида Леонова. В 1944 г. он публикует повесть «Взятие Великошумска», где война представлена явлением масштабным, увиденным глазами генерала, а не лейтенанта-окопника. Сопоставив стиль двух писателей, чьи произведения принадлежат к полярным тенденциям «военной прозы», мы быстро заметим разницу.

У В. Некрасова: «На войне никогда ничего не знаешь, кроме того, что у тебя под самым носом творится. Не стреляет в тебя немец – тебе кажется, что во всем мире тишь и гладь; начнет бомбить – и ты уже уверен, что весь фронт от Балтийского до Черного задвигался».

У Л. Леонова: «По живому проводу шоссе волна смятенья прокатилась на передовую, и тот момент, когда в армейском немецком штабе была произнесена фраза: «На коммуникациях русские танки», – надо считать решающим в исходе великошумской операции. Одновременно с этим корпус Литовченки с трех направлений схлестнул поле сражения, и третья танковая группа двигалась как раз той трассой, которую за сутки перед тем проложил Собольков… Одинокая размашистая колея двести третьей, изредка прерываемая очагами разгрома и опустошения, велаих теперь к победе. Похоже было – не один, а целая ватага сказочных великанов крушила германские тыловые становища и шла дальше, волоча по земле свои беспощадные палицы».

Разница видна и в отношении к героям: у В. Некрасова солдаты – работники, пахари войны, у Л. Леонова – былинные богатыри.

Добросовестный труженик литературной нивы, Леонид Леонов брался за перо, досконально изучив то, о чем собирался поведать миру. Тактика танкового боя и военно-технические детали во «Взятии Великошумска» воссозданы настолько дотошно, что заместитель командующего бронетанковыми и механизированными войсками в шутку предложил писателю «инженерно-танковое звание». Опыт тонкого и основательного художника был учтен, дополнен конъюнктурными соображениями, и возникшая в последующие десятилетия «штабная» («генеральская») проза стала авангардной частью официальной литературы (А. Чаковский, «Блокада», 1975 г. и «Победа», 1980 г.; И. Стаднюк, «Война», 1981 г.; В. Карпов, «Полководец» (другое название - «Маршал Жуков»), 1985 г. и др.).

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Тема патриотизма, любви к Родине в годы войны начинает звучать с особой силой. Обращение к национальным чувствам, национальной гордости, особенностям национального характера. В публикациях часто использовались исторические аналогии, рассказывалось о великих русских полководцах, о военных успехах страны в прошлом, показывались освободительные традиции народов России. Страшные преступления фашистов на оккупированной территории, героизм подпольщиков и партизан – эти темы зазвучали с особой силой зимой 1941–1942 гг.

В связи с началом освобождения от оккупантов территорий европейских стран в советской журналистике была развернута кампания по пропаганде освободительной миссии Советской Армии и идей интернациональной солидарности, помощи братским народам

Тематика:

1) тема родины

2) ненависть к фашистким захватчикам (подлинное лицо фашистов)

3) героизм воинов, партизанов, тружеников

4) о жертвах фашизма

5) о вере в победу

6) об освободительной миссии русского народа

В 1941–1945 гг. связи отечественной журналистики с мировой системой СМИ значительно упрочились и окрепли. Начался активный обмен информацией: в СССР на страницах газет публиковались многочисленные отклики на победы русского оружия, цитировались и перепечатывались материалы зарубежных авторов, а в западных СМИ – советских.

Илья Эринбург . Памфлеты и статьи И. Эринурга поистине высекали огонь ярости в сердцах советских воинов. Перо Эренбурга, отмечал маршал И.Х. Баграмян, «было действеннее автомата».

За годы войны опубликовано около 1,5 тыс. статей и памфлетов писателя, составивших четыре тома под названием «Война ». Первый том, увидевший свет в 1942 г., открывался циклом памфлетов «Бешеные волки », в которых с беспощадным сарказмом представлены главари фашистских преступников: Гитлер, Геббельс, Геринг, Гиммлер. В каждом из памфлетов, на основе достоверных биографических сведений, даны убийственные характеристики палачей «с тупыми лицами» и «мутными глазами». В памфлете «Адольф Гитлер» читаем: «В далекие времена увлекался живописью. Таланта не оказалось, как художника забраковали. Возмущенный воскликнул: «Увидите, я стану знаменитым ». Оправдал свои слова. Вряд ли найдешь в истории нового времени более знаменитого преступника ». В следующем памфлете «Доктор Геббельс » сказано: «Гитлер начинал с картинок, Геббельс с романов... И ему не повезло. Романов не покупали... Сжег 20 млн. книг. Мстит читателям, которые предпочли ему какого-то Гейне ». Подстать первым двум и «герой» памфлета «Маршал Герман Геринг ». Этот, обожающий титулы и звания, избравший своим жизненным девизом: «Живи, но не давай жить другим», также предстал в подлинном виде убийцы: «До прихода Гитлера к власти суд отобрал у Геринга ребенка – признан невменяемым. Гитлер доверил ему 100 млн. покоренных людей ».

В октябре – ноябре 1941 г. в «Красной звезде» одна за другой появились статьи писателя: «Выстоять», «Дни испытаний», «Мы выстоим», «Им холодно », в которых он прозорливо писал о неизбежном разгроме фашистов под советской столицей: «Москва у них под носом. Но до чего далеко до Москвы. Между ими и Москвой – Красная Армия. Их поход за квартирами мы превратим в поход за могилами! Не дадим им дров – русские сосны пойдут на немецкие кресты».

Чуть ли не ежедневно выступал по радио как для советских слушателей, так и для французов, американцев, чехов, поляков. Яростный антифашист, он едко высмеивал врагов. Одна из самых знаменитых статей И. Эренбурга «Выстоять !» появилась на страницах «Красной звезды» в период тяжелейших битв под Москвой в октябре 1941 г. Публицист не скрывает опасности, но его вера в победу незыблема: «Враг наступает. Враг грозит Москве. У нас должна быть только одна мысль – выстоять... Мы должны выстоять. Октябрь сорок первого года наши потомки вспомнят как месяц борьбы и гордости. Гитлеру не уничтожить России! Россия была, есть и будет».

Он был одним из самых активных журналистов - ежемесячно писал по 12–20 материалов, которые печатались в центральных и фронтовых газетах.

Алексей Толстой . ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ПУБЛИЦИСТИКА А.Н. ТОЛСТОГО, в которой широта охвата сочеталась с глубиной мысли, взволнованность и эмоциональность – с высоким художественным мастерством, оказывала огромное воздействие на читателей. Вряд ли кто другой нашел такие оттенки в словах о самом драгоценном на свете – о русском человеке и о Родине. В смертельной борьбе с фашизмом чувство Родины возобладало в его статьях над всеми другими, стало «пронзительно дорого нам». Уже в первой своей статье «Что мы защищаем », появившейся в «Правде» 27 июня 1941 г., писатель последовательно проводил мысль о том, что героизм и мужество русского народа складывались исторически и эту «дивную силу исторического сопротивления» еще никому не удавалось одолеть. Патриотическое звучание статей А. Толстого еще более усиливается оттого, что свои мысли он подтверждает конкретными историческими фактами, высказываниями о доблести русских воинов известных историков, полководцев, государственных деятелей.

Каждая страница военной публицистики А.Н. Толстого проникнута мыслью о небывалой мощи Советской России. В полную силу мотив величия нашей страны прозвучал в его статье «Родина », опубликованной 7 ноября 1941 г. одновременно в «Правде» и в «Красной звезде». Пророческие слова писателя «Мы сдюжим!» стали символом борьбы советских воинов.

Михаил Шолохов с первых дней войны начал сотрудничать с «Правдой» и с «Красной звездой». Уже 4 июля в «Правде» был опубликован его очерк «На Дону », где показывались сцены проводов на войну в казачьих станицах, размышления и настроения тех, кто остается на хозяйстве. Патриотический дух казаков очень тонко передан в корреспонденции «В станице Вешенской », очерке «В казачьих колхозах ». Непосредственно из действующей армии М. Шолоховым был написан материал «На смоленском направлении», основная идея которого сформулирована в словах: «Какие бы тяжелые испытания ни пришлось перенести нашей Родине, – она непобедима». О зверствах фашистов, о гневе, который нарастает в сердцах людей, рассказал писатель в очерке «На Юге». Тема ненависти была продолжена М. Шолоховым в очерке-рассказе «Наука ненависти ». Рассказав историю военнопленного, которого фашисты подвергли жесточайшим пыткам, писатель подводит читателей к мысли, вложенной в уста главного героя: «Тяжко я ненавижу фашистов за все, что они причинили моей Родине и мне лично, и в то же время всем сердцем люблю свой народ и не хочу, чтобы ему пришлось страдать под фашистским игом. Вот это-то и заставляет меня, да и всех нас, драться с таким ожесточением, именно эти два чувства, воплощенные в действие, и приведут к нам победу. И если любовь к Родине хранится у нас в сердцах и будет храниться до тех пор, пока эти сердца бьются, то ненависть мы носим на кончиках штыков ». Он был опубликован в «Правде» в первую годовщину войны – 22 июня 1942 г. и по праву считается одним из наиболее ярких художественно-публицистических произведений этого периода

Константин Симонов . Публицистика военной поры отличалась глубокой лиричностью, беззаветной любовью к родной земле, и это не могло не затронуть читателей. Называя Смоленщину самым милым сердцу краем, К. Симоновтак передает свои сокровенные думы: «С особенной болью, которая живет во мне, не оставляя ни на минуту, я вспоминаю деревенские кладбища... Когда смотришь на такой деревенский погост, чувствуешь, сколько поколений легло здесь в могилы, в свою землю, рядом со своими дедовскими, прадедовскими избами, чувствуешь, какая это наша деревня, какая это наша земля, как невозможно отдать ее, – невозможно, так же как невозможно вырвать у себя сердце и суметь после этого все-таки жить ». Каждый, прочитавший очерк К. Симонова «На старой Смоленской дороге », запомнит такую сцену: «Немолодой рыжеусый сапер долго, внимательно смотрит в овраг на мертвую женщину с ребенком. Потом ни к кому не обращаясь, поправив на плече винтовку, говорит глуховатым, простуженным голосом:

– Робеночка не пожалели...

Он больше ничего не прибавляет к этим словам – ни ругательств, ни крика негодования, ничего... Но за словами его чувствуется тяжелое, навсегда созревшее у него решение: не пожалеть их – тех, которые не пожалели».

Очерк «На старой Смоленской дороге» появился в «Красной звезде» 17 марта 1943 г., а месяцем раньше в этой же газете под названием «Письмо другу» напечатано одно из лучших стихотворений К. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...» Тематическая связь этих двух замечательных произведений очевидна.

Антисоветская гитлеровская пропаганда на временно оккупированной территории еще настоятельнее требовала перестройки всей советской журналистики, укрепления ее кадров самыми квалифицированными работниками. В этой связи впервые в истории отечественных средств массовой информации, в редакции газет, радиовещания, информационных агентств были направлены сотни и сотни советских писателей. Уже 24 июня 1941 г. на фронт отправились первые добровольцы-писатели, в том числе Б. Горбатов – на Южный фронт, А. Твардовский – на Юго-Западный, Е. Долматовский – в газету 6-й армии «Звезда Советов», К. Симонов – в газету 3-й армии «Боевое знамя».

В соответствии с постановлениями ЦК ВКП(б) «О работе на фронте специальных корреспондентов» (август 1941) и «О работе военных корреспондентов на фронте» (сентябрь 1942) писатели честно выполняли служебный воинский долг, нередко рискуя собственной жизнью. В кадрах Красной Армии и Военно-Моского Флота в годы Великой Отечественной войны находилось 943 писателя. Из них – 225 погибли на фронте, 300 – награждены орденами и медалями Союза ССР.

Полная опасностей работа писателей в качестве военных корреспондентов позволяла им находиться в самой гуще боевых действий, давала богатейший материал для ярких художественных и публицистических произведений. В период деятельности в газете Южного фронта «Во славу Родины» написал свои знаменитые «Письма к товарищу» Борис Горбатов, в редакциях военных газет родились ставшие известными всем советским людям песни «Заветный камень» А. Жарова, «Давай закурим» Я. Френкеля, «Прощайте, скалистые горы» Н. Букина.

Публицистика времен войны весьма разнообразна. Она не знала себе равных в мировой истории и рождалась из сплава таланта журналистов, их личной убежденности в необходимости борьбы за свободу Родины и их связи с реальной жизнью. В газетах этого времени публиковалось немало писем рабочих, бойцов армии, тружеников тыла, это создавало у людей ощущение единения народа перед лицом общего врага. С первых же дней войны выдающиеся писатели-публицисты М.Шолохов, А.Толстой, Н.Тихонов, К.Симонов, Б.Горбатов, Л.Леонов, М.Шагинян и другие начали писать о войне для газет. Они создали сильные произведения, убеждавшие людей в грядущей победе, рождавшие в них патриотические порывы, поддерживавшие веру и уверенность в несокрушимости нашей армии. В первые годы войны эти произведения звали людей на защиту социалистического Отечества, на преодоление препятствий и лишений, на борьбу с врагом. Произведения этих авторов публиковались во многих фронтовых газетах.

Важную роль играли и корреспонденции военных корреспондентов. Одним из наиболее известных был К.Симонов. Он прошел тысячи километров по военным дорогам, и свои впечатления описал в многочисленных очерках, рассказах, повестях, стихах. Его сурово-сдержанная манера письма нравилась читателям, вызывала доверие, вселяла веру и надежду. Его очерки звучали и по радио, распространялись по каналам Совинформбюро. Его знаменитое стихотворение «Жди меня» стало своеобразным заклинанием большинства людей накануне войны.


Публицистика использовала и сатирические жанры. Памфлеты, карикатуры, фельетоны широко использовались в газетах и журналах. Выходили специализированные сатирические издания «Фронтовой юмор», «Сквозняк» и другие. Важнейшее место в журналистике военных лет заняла фотопублицистика. Фотокорреспонденты запечатлели, донесли до современников и сохранили для потомков героику и будни того времени. С 1941 г. выходил специальный журнал «Фронтовая фотоиллюстрация» и «Фотогазета».

Статьи и очерки А. Толстого, М. Шолохова, И. Эренбурга, стихи Симонова и Суркова, пишет в своей книге «Россия в войне 1941–1945» А. Верт, «читал буквально каждый». Даже в самых жарких сражениях бойцы не расставались с полюбившимся томиком стихов К. Симонова «С тобой и без тебя», с «Василием Теркиным» А. Твардовского, со стихами М. Исаковского «В лесу прифронтовом», «Огонек», А. Суркова «В землянке», многими другими, ставшими популярными песнями.

Особенность публицистики Великой Отечественной войны и в том, что традиционным газетным жанрам – статье, корреспонденции, очерку – перо мастера слова придавало качества художественной прозы. Многими удивительно тонкими наблюдениями запоминаются фронтовые корреспонденции М.А. Шолохова «По пути к фронту».

Одна из основных тем военной публицистики – освободительная миссия Красной Армии. Без нас, писал А.Н. Толстой, немцам не справиться с Гитлером, а помочь им можно только в одном – бить гитлеровскую армию, не давая ни дня, ни часа передышки. Военная советская публицистика вдохновляла на борьбу за освобождение все народы Европы, над которыми опустилась черная ночь фашизма.

В системе военной печати важное место занимали центральные издания. Всего в годы Великой Отечественной войны в Красной Армии и на флоте выходило 5 центральных газет. Они были рассчитаны на средний и старший офицерский состав. Ведущей в советской военной прессе продолжала оставаться «Красная звезда», редакция которой с началом военных действий была укреплена новыми силами. В газету пришли и постоянно печатались крупнейшие советские писатели П. Павленко, А. Сурков, В. Гроссман, К. Симонов, А. Толстой, И. Эренбург и многие др. За годы Великой Отечественной войны вышло 1200 номеров газеты. И каждый из них – это героическая летопись крепнувшей боевой мощи и оперативного искусства Красной армии.

В Военно-морском флоте центральным органом была газета «Красный флот». В сентябре 1941 г. вышла газета для личного состава Военно-воздушных сил «Сталинский сокол», а в октябре 1942 г. «Красный сокол» – для личного состава авиации дальнего действия.

В годы Великой Отечественной войны в армии и на флоте выходило 20 журналов. Главное Политическое управление Советской Армии издавало «Агитатор и пропагандист Красной Армии», «Блокнот агитатора», литературно-художественные журналы «Красноармеец», «Фронтовая иллюстрация». Издавались журналы в каждом роде войск: «Артиллерийский журнал», «Журнал автобронетанковых войск», «Военно-инженерный журнал», «Связь Красной Армии» и др.

Тема урока: Тема Великой Отечественной войны в литературе ХХ века 1941-1945 годов и последних десятилетий

Количество часов: 2 часа

Тип урока: традиционный

Вид урока: урок-лекция с использованием информационных технологий

Межпредметные связи: история, музыка, ИЗО

Опережающее домашнее задание: 40-е и 50-е годы ХХ века – осмысление Великой

Победы 1945 года

Цели и задачи урока

1. Образовательные:

познакомить с особенностями развития литературы периода

ВОВ; необходимо, чтобы в процессе изучения

темы обучающиеся поняли, как богата и разнообразна литература

военных лет, как высоки ее гражданские и художественные достоинства.

2. Развивающие:

развивать навыки выразительного чтения (правильное

интонирование и расстановка логического ударения); продолжить работу

по формированию и совершенствованию умения находить и выбирать

нужную информацию из разных источников, и выступать с ней перед

публикой, а также умения вдумчиво слушать выступающих и

представлять то, о чем говорят.

3. Воспитательные:

прививать интерес к литературе о Великой Отечественной войне;

воспитывать гордость за свой народ, гражданскую позицию, гуманизм;

раскрыть учащимся патриотические чувства людей в дни

войны, их готовность сделать все, что возможно, для защиты Отечества;

Опережающее домашнее задание (работа в группах):

1 группа – аналитическая - вместе с учителем готовят вступительную (мотивационную) часть урока и обобщают материал выступающих групп;

2 группа: материал по публицистике периода ВОВ и первых послевоенных лет

(И.Г.Эренбург, О.Берггольц, М.Шолохов, А.Н.Толстой, В.Гроссман, Б. Горбатов)

3 группа исследует основные мотивы лирики военных лет, а также некоторые биографические сведения о поэтах, анализ стихотворений (В.И.Лебедев-Кумач,

А.Сурков, О.Берггольц, А.Ахматова, К.Симонов, Н Майоров, те, кто «…ушли, недолюбив, недокурив последней папиросы»: Павел Коган, Михаил Кульчицкий, Муса Джалиль;

4 группа – готовитсообщения «Проза о войне 1941-1945 годов» (К.Симонов, Эммануил Казакевич, А.А.Бек, Б.Полевой, А.Фадеев, В.Некрасов, М.Шолохов).

(На экране крупным планом шрифтом написаны две даты, эпиграф)

Две странички календаря.

Два дня жизни Планета Земля.

Два дня истории Человечества.

Ученица: Шла война великая,

Шла война кровавая

Тысяча четыреста восемнадцать дней.

Ученик: Между этими датами – прочная нить. Без одной не было бы и другой. Точнее сказать, другой просто могло не быть.

Ученица: 1418 дней и ночей полыхали бои. 1418 дней и ночей вел советский народ освободительную войну. Долгим и трудным был путь к Победе!

Ученик: Эта война по замыслам Гитлера должна была стать «блицкригом» - молниеносной войной. Фашистские войска, победоносно и страшно прошедшие по Европе, были уверены в легкой и быстрой победе на востоке. Это была не просто война на поле боя. Сотнями тысяч угоняли из нашей страны юношей и девушек, детей в Германию. И сейчас еще в музеях Германии сохранились перчатки, сделанные из человеческой кожи. В детских концентрационных лагерях над детьми проводили страшные опыты, апробировали новые лекарства, обескровливая детей для того, чтобы переливать кровь фашистам. Нет в нашей стране почти ни одной семьи, которая бы не потеряла в этой войне своих близких, погибших в боях с фашистами или умерших от голода и холода. Поэтому каждый гражданин нашей страны знал «Бой идет святой и правый, смертный бой не ради славы, ради счастья на земле». Значит, 22 июня вечно будет отбрасывать нашу память к 1941 году, а 9 мая – к 1945 году.

Учитель: В этом году все прогрессивное человечество отмечает 60-летний юбилей со Дня Победы над фашизмом. Мы будем вспоминать погибших в боях сражений, поздравлять ветеранов войны и тыла с Победой и все больше узнавать о ВОВ, о нашей Победе.

Как вы считаете, ребята, есть ли необходимость вспоминать о войне? Или, как рассуждали зарубежные писатели, обращаясь к писателям России, Белоруссии, что

«… сколько можно реконструировать то, что происходило так давно. Это против законов памяти, которой положено все тяжелое забыть, успокоиться, улечься. Война – это огромный, но потухший, остывший вулкан ХХ века. В мире и так мало доброты, очевиден дефицит милосердия. Не сохраняет ли русская литература, так долго жившая памятью о войне, агрессивную воинственность? Она не дает человеку пожить в мире, покое, то и дело опускаясь в кратер потухшего вулкана».

Ученик: Вопрос не так уж прост. Во многих освобожденных в годы войны Советской Армией странах Восточной Европы, даже Прибалтики, сносятся и оскверняются памятники, обелиски, могилы нашим погибшим воинам, превозносятся бывшие пособники фашистов, пишутся такие «летописи» войны, в которых нет места подвигам и жертвам России. И поэтому, как мне кажется, был и будет прав, вопреки всему, поэт Евгений Винокуров в своем стихотворении: « И помнит мир спасенный, мир вечный, мир живой Сережку с Малой Бронной и Витьку с Моховой»

Из вышесказанного вы уже догадались, какую тему мы будем изучать на уроке.

Какие цели и задачи вы для себя поставите, изучая эту тему?

Учащиеся формулируют тему и цели урока.

Учитель: Мы начинаем изучение «Великой Отечественной войны в литературе ХХ века 1941-1945 годов и последних десятилетий»

Сегодня на уроке мы познакомимся с «Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны 1941-1945 годы». Главное, чтобы в процессе изучения темы, вы поняли, как богата и разнообразна литература военных лет, как высоки ее гражданские и художественные достоинства.

Учитель: Прежде всего, мы обратимся к словарю и рассмотрим, что же представляют собой основные понятия по теме урока:

(На экране):

Военная проза (лейтенантская, окопная)

Документальная проза

Маршевая песня

Хроника военных событий

Кинохроника

Фотохроника

Фронтовой репортаж

Радиостатья

Военный корреспондент

Военная публицистика

Военная публицистика – это жанр, в котором информация о событиях напрямую сопряжена с оценочностью и эмоциональностью, нередко с выполнением литературой внехудожественных, социально-политических функций, с прямым вмешательством в историю.

Литература о ВОВ началась без паузы, без подготовительного этапа, без дистанции времени – с публицистических выступлений писателей, их очерков, репортажей с полей сражений. В чем же состояла особенность публицистического слова писателя?

Работа в группах.

(учащиеся должны подготовить к выступлению сообщения по плану:

а) краткие биографические сведения о писателях-публицистах;

б) рассказать о творчестве, убеждениях, деятельности в годы ВОВ, вкладе в Победу.

2 группа:

1. Таким человеком был создатель нескольких книг, статей, очерков под общим названием «Война» - Илья Григорьвич Эренбург (1891-1967)…

2. Алексей Николаевич Толстой , создатель эпопей «Хождение по мукам» и «Петр1» как публицист сосредоточился на ином нравственном аспекте…

3. В жанре публицистики активно работали в годы ВОВ

М.Шолохов «Люди Красной Армии» 1941, «Наука ненависти» 1942

К.Симонов «Июнь-декабрь, 1941, «Дни и ночи» 1942, «Песня» 1943

Н.Тихонов «Одесса в бою, 1941)

А.Фадеев «Единение славянских народов в борьбе против гитлеризма»1941, «Дети» 1941, Б Полевой «В партизанском крае»

Б. Горбатов «Лагерь на Майданеке» 1944, «Капитуляция»

А.Твардовский «Утро праздника» 1945.

Большую роль в поднятии патриотического духа народа имели публицистические статьи Л.Леонова, К.Федина, А.Платонова, Е.Воробьева, Вс. Вишневского, А.Суркова и многих других писателей

4. Особенно самобытен был вклад в публицистику тех лет В.Гроссмана (1904-1964). Он был корреспондентом газеты «Красная звезда» в годы ВОВ…

5. О.Ф. Берггольц (1910-1975). Она разработала совершенно особый жанр публицистки, точнее, радиопублицистки, сделала ее принципом всей своей жизни в блокадном Ленинграде…

Учитель: Что же представляла собой публицистика военных лет? Обобщите материал.

Вывод: Облик публицистической статьи военных лет складывался в спешке, в таком напряжении сил писателей, что о соблюдении каких-либо канонов, эстетических норм, верности жанру помнить было некогда. Смертельная опасность для Родины превращала саму идею спасения ее, идею предельной мобилизации всех сил сражающегося народа в материал статьи, определяла ее структуру, звучание голоса писателя. «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами» - эти формулы, идеи прозвучали уже в 22 июня 1941 года в выступлении В.М.Молотова, а затем 3 июля в выступлении И.В. Сталина, необходимо было немедленно, оперативно развертывать, утверждать, превращать в «науку ненависти». Слово – полководец, а не резонатор его слабости. Надо было «вещать как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных». И это делали они – публицисты военных лет - это они писали «историю современности», это их пером создано большое количество статей, о подвигах партизан, о героизме тружеников тыла, очерков, рисующих победоносное шествие наших войск, освобождающих народы Европы от фашистского рабства.

Помощь публицистов своему воюющему народу носила широкий, разнообразный характер. Заключалась она, прежде всего, в противостоянии вражеской пропаганде и агитации и в раскрытии перед своим народом и мировым общественным мнением истинного лица фашизма. Публицисты через головы правительств обращались напрямую к общественному мнению союзных стран, взывали к бдительности, к активности. Но, пожалуй, главное в публицистике тех лет заключалось в том, что она отразила чаяния и ожидания сражающегося народа. Они выражали его помыслы и чувства, к нему взывали за помощью, в нем видели высшый авторитет, суд и надежду на спасение мира от порабощения.

3 группа

Основные мотивы лирики военных лет.

(Звучит «Священная война», затем «Песня смелых». Показывают фотографии поэтов.)

1. Поэты необыкновенно быстро отреагировали на начало войны: уже 24 июня 1941 года в центральных газетах появилось стихотворение В.И. Лебедева-Кумача , положенное на музыку А.Александровым, а 25 июня «Песня смелых», А.Суркова . Оба поэтических текста были образцом так называемой маршевой песни, объединившей в себе волю, энергию, решимость разгромить «фашистскую силу темную». Всей формой стихотворной фразы, ритмом, неизменно чеканным, строевым, повторами ключевого слова, повелительной интонацией – эти песни были рассчитаны на воплощение «радости благородной», духа верности, духа патриотизма.

2. Лирика военных лет жила темой единения народа, она «перечеркивала» линии сердечных взаимосвязей людей. И эту объединяющую роль играли не только такие стихи, как стихотворение-просьба «Жди меня» К.Симонова (1941), но и стихотворение- клятва от имени народа «Мужество» А.А.Ахматовой (1942).

Учитель: Предлагаю послушать чтение этих стихотворений в авторском исполнении.

3 . Огромную роль играла в те годы песня или стихи, ставшие песнями:

«Ох туманы мои, растуманы…»,

«До свиданья, города и хаты»,

«Огонек»,

«Где ж вы, где ж вы, карие очи…»,

«В лесу прифронтовом…» М.В.Исаковского,

«Дороги» Л.Ошанина,

«Песня о Днепре», «Моя любимая…».

Исполнение песни «Офицерский вальс» Е.Долматовского.

4. Герой песен был сильнее войны, он и на войне оставался одухотворенным человеком.

Так в песне А.Суркова. существовавшей вначале в виде стихотворения «Бьется в тесной печурке огонь…», всесилие войны, царство жестокости как бы отрицается, снижается таким обращением к любимой:

Звучит песня «Бьется в тесной печурке огонь…»…

5. Можно всегда сказать, что возможности человеческого сердца не безграничны, что «смерть, до которой четыре шага» - сильнее всех молитв любимой, которая сейчас «далеко-далеко», но А.Сурков скажет: герой не будет разрывать кольцо смертей, сдавшись и улизнув из царства смерти. Он, как и герой Исаковского, силен иным решением: «дорога к ней идет через войну».

6. Анализ стихотворения-песни «Соловьи», который считается шедевром песенного эпоса. Алексея Фатьянова.

(Звучит песня).

7. Сообщение о «Моабитской тетради» Мусы Джалиля.

Чтение – «Варварство»

На экране фотографии концлагерей…

8. Сообщение: «Василий Теркин» - книга про бойца А.Твардовского»

Показ иллюстративного материала по произведению.

Звучит «Реквием» Моцарта

Учитель: Многие поэты погибли на войне, «…ушли, недолюбив, недокурив последней папиросы», не успев сказать главного (учащиеся называют фамилии и читают отрывки стихотворений:

(На экран)

Муса Джалиль,

Михаил Кульчицкий,

Н.Отрада,

Павел Коган,

Николай Майоров,

Всеволод Лобода

и многие другие.

Давайте сделаем вывод, что же представляют собой основные мотивы лирики военных лет?

Вывод: поэты тех лет осознали и усвоили главное ожидание читателя: никогда не поздно сказать о своем времени, найти для стиха место в рядах сражающегося народа. Поэтому никого не смущало то, что заповедь «Не убий» была отодвинута на второй план, и звучал откровенный призывный характер таких стихотворений, как: «Убей его!» К.Симонова, «Ты враг! И да здравствует кара и месть» А.Твардовского, «Согнем врага, чтоб зверь и трус хлебнул до смерти горя» Н.Тихонова. В поэзии военных лет звучали мотивы гордости за свое Отечество, жажды возмездия, Веры в Победу, храбрости и стойкости человеческого духа, мотивы счастья, любви, ненависти…

Учитель: А вот путь литературы от полета стиха к поступи прозы, к аналитическому исследованию характеров и многоплановому изображению войны был достаточно сложным. Существовала известная последовательность в выдвижении на первый план жанров:

Лирическая миниатюра

Песня

Статья

Очерк

Драма

Повесть

Роман - даже в творчестве писателей, владевших всеми этими жанрами: К.Симонова, Л.Леонова, А.Платонова.

Так как же развивалась проза военных лет?

4 группа.

1. В 1943 году появилась полудокументальная повесть А.А.Бека «Волоколамское шоссе» о боях под Москвой дивизии генерала Панфилова: на участке его дивизии совершили свой подвиг 28 бойцов, остановивших у разъезда Дубосеково фашистские танки…

2. К.Симонов – один из самых оперативных, смело вторгавшихся в сложные ситуации войны писателей – после серии стихотворений, очерков, репортажей с фронта создал пьесу «Русские люди» (1943), а через год – первую повесть о Сталинградской битве «Дни и ночи»…

(на экране)

3. С крупными прозаическими произведениями выступили в годы войны и вскоре после нее.

Э.Казачевич, написавший повесть о подвиге группы разведчиков «Звезда»(1947)

Вера Панова, запечатлевшая труд врачей и медсестер санитарного поезда в повести «Спутники» (1946), ставшей основой фильма «Поезд милосердия»

«В сторону заката солнца» (1945)

Леонид Соболев, рассказавший о подвигах моряков в книге «Морская душа» (1942)

Борис Полевой, развернувший судьбу летчика Алексея Мересьева, реальное событие в «повесть о настоящем человеке» (1947).

Подлинными шедеврами прозы военных лет стали романы «Молодая гвардия» (первая редакция 1945) А.А.Фадеева, «В окопах Сталинграда» В.Некрасова (1947) и незавершенный роман М.Шолохова «Они сражались за Родину» (начало работы 1943)

4. Краткое сообщение о произведениях М. Шолохова« Они сражались за Родину и «Судьба человека».

Учитель: Какой вывод можно сделать к теме урока?

Звучит «Реквием» Моцарта

Вывод: Тема ВОВ никогда не перестанет волновать читателя – это история страны - будь это публицистика, поэзия или проза. Надо помнить о народном подвиге в 1941-1945 годах, хранить вечный огонь «не ради славы, ради жизни на земле».

Loading...Loading...