Сообщение о боге дионисе. Дионис - греческий бог виноделия

Дионис (Διώνυσος) - Бог вина и веселья, сын Зевса.

В греческой мифологии, Дионис родился из бедра своего отца, мать его Семела была дочерью царя Фив, Кадма. Дионис самый весёлый из богов , он посещал многие страны и города, чтобы учить людей, возделывать виноградную лозу и из плодов делать вино. И, конечно, как бог радости и веселья, он не путешествовал в одиночку. Его всегда сопровождала шумная толпа из менад, сатиров, кентавров и силенов.
Прекрасное вино, которым угощал Дионис, поднимало настроение людям, они забывали невзгоды, на лицах появлялась улыбка. Там где появлялся Дионис со своей свитой, начинался пир под весёлые звуки музыкальных инструментов в сопровождении танцев и весёлых песен.

Рождение Диониса или «дважды рождённый»

Узнав о новой любовной связи Зевса, Гера задумалась и решила, что только хитростью сможет вернуть мужа, уж очень красива и молода была Семела. Ослепленная ревностью и желая мести, Гера решила принять облик старой женщины, кормилицы Семелы, чтобы быть ближе к беременной любовнице мужа и войти к ней в доверие.

Гера заставила засомневаться Семелу, что именно Зевс проводит с ней ночи и посоветовала, чтобы он продемонстрировал всё своё одеяние Бога-Громовержца. Главному богу Олимпа ничего не оставалось делать как развеять сомнения и предстать перед девушкой со всеми атрибутами - громом, молниями. Но от молнии тут же загорелся дворец Кадма, в огне погибла Семела, успев разродится.

Ребёнок был настолько мал, что Зевсу пришлось донашивать его самому. С помощью Гермеса , они зашивают мальчика в его бедро. Через три месяца, Дионис благополучно появляется на свет второй раз, из бедра своего отца.

Когда Гера узнала о существовании ребёнка, гнев её переместился на новорожденного. Пришлось отцу отдать малыша на воспитание сестре Семелы и её мужу. Чтобы скрыть от глаз ревнивицы малыша, на него одевали одежду девочки и даже отец превращает его в козлёнка (поэтому Диониса часто изображают с рогами). Но Гера настигла малыша и здесь, вселив безумие в сестру и мужа Семелы. Тогда малыша отправили к нимфим, на гору Ниса, на край земли, где и вырос Дионис. Вскоре он женился на дочери критского царя, Ариадне (та, которая помогла Тесею выйти из лабиринта).

Дионис считается покровителем скитальцев, мужской силы, растений, театра.

Атрибуты Диониса: тирс, виноградная лоза, чаша, плющ, маска, бык, змея, дельфин.

Дионис - покровитель театра

Весёлый Дионисий был любим древними греками , культ его распространялся на всю Элладу. Осенью и весной во всём греческом мире утверждаются большие официальные празднества, в недрах которых зарождается основная форма греческого искусства - театр. Греческие поэмы обретают форму театральных пьес, которые разыгрываются в местах, посвящённых Дионису. В них говорится о жизни и подвигах бога Диониса и о других героях, сопровождающих бога. При этом люди переодеваются, одевают маски и пьют вино. Празднества назывались - Великие Дионисии.

Популярные статьи

Сиеста в Греции

Сон в полдень или сиеста (по-испански: Siesta) - это непродолжительный послеобеденный сон. Спать в это время суток - обычная традиция в жарких странах, которая практикуется в таких странах как: Греция, Испания, Италия, Филиппины, Португалии, Латинская Америка.

Янина (видео). Греческие города

Янина (Ιωάννινα) - современный греческий город с давней историей. Построенный на берегу озера Памвотис (или озеро Янина), он с первой минуты очарует вас своей красотой и теплой атмосферой.

Баранина запечённая с баклажанами и фетой (Αρνακι στο φούρνο με μελιτζάνες και φέτα)

Из мясных блюд, греки предпочитают, блюда из баранины. Греческая баранина не имеет неприятного запаха.

Ее запекают, жарят на оливковом масле, посыпают местными приправами, при этом щедро поливают лимонным соком, из за этого мясо приобретает незабываемый греческий вкус и аромат.

Саганаки (σαγανάκι)

Саганаки - это греческая закуска из жареного сыра, на её приготовление у вас уйдёт всего минут 10-15. Надеюсь, саганаки вам придутся по вкусу и будут частым «гостем» на вашем столе.

Глэмпинг - рай в шалаше. Отдых в Греции

Время от времени, проводить время на природе и отключаться от нашего перенапряженного мира, является необходимостью. Но отказ от привычных удобств может быть сложной задачей для многих путешественников.

Бог плодородия, виноделия и растительности Дионис - один из самых неоднозначных жителей Олимпа. Обаятельный юноша много шутит и веселит окружающих. Смех и радость сопровождают младшего сына . Но стоит ослушаться или обидеть беспечного молодого человека, и на землю прольются реки крови. Дионис не прощает проступков и не прислушивается к доводам разума. Дикие танцы и кровавые зрелища так не к лицу красивому божеству!

История создания

Греческий бог виноградарства занял собственное место в пантеоне богов довольно поздно по сравнению с остальными прославленными персонажами. Культ Диониса пришел в Грецию с фракийской или малоазийской территории. Первые упоминания о необычном боге датируются 14 веком до нашей эры - имя Диониса запечатлено на табличках критского письма.

Долгое время греческая мифология принижала статус покровителя виноделов и фруктовых деревьев. Развитие культ получил только в 7 веке нашей эры. Изначально расслабленное и раскованное поклонение Дионису превратилось в безумство. писал:

«Вначале был простым, но веселым, однако позже его празднества становились все более шумными и необузданными».

Ночные праздники, которые жители Греции посвящали обаятельному богу, превращались в устрашающие зрелища. В маленьких городах жрицы культа облачались в шкуры животных и поедали сырое мясо, прославляя имя Диониса.


Культурные центры Греции сохранили первоначальный посыл празднеств. Праздники Великие Дионисии проходили в конце марта. Выбранные народом певцы и актеры облачались в козлиные шкуры и разыгрывали драматические и комедийные сценки. Для подобных событий строили специальные театры Дионис. Одно из таких архитектурных чудес до сих пор расположено на юго-восточном склоне Акрополя.

Греки считали, что подарок Диониса, прозванный вином, дарует творческим людям вдохновение. Поэтому художники часто писали портреты и жанровые сценки, в которых участвовал бог. Покровитель растительности изображался как молодой и привлекательный юноша, окруженный сатирами и жрицами культа. Не реже Диониса рисовали уже взрослым мужчиной с густой бородой и роскошными локонами. Но в любом случае бога виноделия сопровождает веселая толпа.

Дионис в мифологии


Рождение Диониса окутано тайнами и домыслами. Родители красивого юноши - Зевс и дочь царя Фив Семела. Владыка Олимпа, в очередной раз плененный красотой юной девушки, часто посещал царевну. Новое увлечение не укрылось от жены Громовержца.

Коварная предстала перед любовницей и предложила Семеле узнать, как на самом деле выглядит Зевс. Заинтересованная девушка уговорила любимого предстать перед ней в истинном обличье. Величественный бог не отказал. В результате загорелись покои Семелы, а у принцессы начались преждевременные роды. Чтобы спасти слабого новорожденного, Зевс зашил сына в собственное бедро. Через пару месяцев Дионис окреп и появился на свет во второй раз.


Подобный исход не устроил Геру. Ревнивая женщина преследовала мальчика, желая избавиться от младенца. Но, зная характер жены, Зевс приставил к Дионису , который всегда успевал спасти ребенка. В конечном итоге сына Громовержца отдали на воспитание богине Кибеле, не уступающей в могуществе Гере (по иным источникам бог отдал ребенка нимфам).

Чуть повзрослевший мальчик неожиданно для родных подружился с сатиром по имени Ампелий. Старый забияка часто беседовал с маленьким богом и много времени играл со скучающим Дионисом. Столь необычная дружба закончилась печально - Ампелий умер от рогов быка. Юный Дионис попытался воскресить приятеля, но все принимаемые меры не помогли. Тело сатира превратилось в виноградную лозу, расстроенный юноша выжал сок из плодов, а полученную жидкость назвал вином.


Молодой и беззаботный бог отправился в путешествие по всему миру. Куда бы не приходил Дионис - вокруг созревал виноград. Три года продлилось путешествие младшего сына Зевса. Бог побывал даже в Индии и спустился в Царство Мертвых, откуда забрал родную мать.

Правда, подобное шествие доставило массу хлопот для жителей Греции. Вместе с вином Дионис подарил людям безумие. Находясь в хмельном бреду, жители городов совершали массовые убийства. Тех, кто не признавал в юноше бога, Дионис убивал собственными руками. Многих женщин растерзали поклонники и подчиненные божества.

Юноша часто гулял по Земле в сопровождении друзей, его свита многочисленна. Диониса окружают сатиры (козлоногие демоны плодородия) и менады (жрицы и почитательницы бога). С большим удовольствием своего подопечного сопровождает Силен - учитель Диониса.


Во время одной из таких прогулок привлекательного юношу заметили морские разбойники. Пока свита юного бога отдыхала, злодеи выкрали Диониса и доставили юношу на корабль. Один из членов экипажа, увидев, что цепи, которыми разбойники сковали добычу, не держатся на руках молодого человека, испугался. Мужчина попросил отпустить незнакомца, утверждая, что перед ними бог.

Разбойники не поверили брату по оружию. А Дионис, превратившись во льва, растерзал капитана корабля. Оставшихся членов команды юноша превратил в дельфинов. Единственный, кто не пострадал - проницательный бандит, заступившийся на юного бога.


Перед обаянием покровителя виноделов не устояла красавица . Женщина некоторое время состояла в тайной любовной связи с веселым божеством. Плодом любви стал бог полей и садов Приап.

До женитьбы Дионис часто вступал в отношения со специфическими женщинами. В любовных победах бога числится Авра. Дочь титана родила от мужчины близнецов, одного из которых съела. Второго, к счастью, удалось спасти.

Несмотря на ветреность и любовь к веселью, Дионис оказался хорошим мужем. Супругой бога виноделия стала , прославившаяся благодаря мотку ниток. Расставшись с возлюбленным , девушка страдала от горя. Проходивший мимо Дионис потерял голову от красоты царевны Крита. Юный бог тут же овладел новой знакомой, а чуть позже женился на девушке.


Поговаривают, что Тесей не планировал бросать возлюбленную. Но ночью смелому герою приснился Дионис, который приказал юноше оставить девушку, так как Ариадна должна достаться богу. В браке с Дионисом девушка родила сына Фоанта. После дочь царя Крита стала бессмертной - такой подарок сделал Зевс любимому сыну.

  1. Значение имени божества - освященный богом. В древнеримской мифологии бог носит имя Вахус (или Бахус). А прозвище Диониса - бог с бычьими рогами (мужчина любил перевоплощаться в быка).
  2. Мифы утверждают, что среди любовных побед Дионис значится также Гермафродит - сын Гермеса и Афродиты.
  3. Наиболее узнаваемое и известное изображение божества – скульптура под названием «Бахус». Памятник изображает выпившего бога виноделия, которого сопровождает сатир.

"Бахус"

Дионис Дионис , Вакх или Бахус

(Dionysus, Bacchus, Διόνυσος, Βάκχος). Бог вина и виноделия, сын Зевса и Семелы, дочери Кадма. Незадолго до его рождения ревнивая Гера посоветовала Семеле упросить Зевса явиться к ней во всем своем величии; Зевс действительно явился к ней с молнией и громом, но она, как простая смертная, не вынесла его лицезрения и умерла, преждевременно родив младенца. Зевс зашил ребенка в свое бедро, где доносил его до положенного срока. В сопровождении толпы своих служительниц, менад и вакханок, а также силенов и сатиров с жезлами (фирсами), обвитыми виноградом, Дионис прошел по Элладе, Сирии и Азии до самой Индии и вернулся в Европу через Фракию. На своем пути он везде учил людей виноделию и первым начаткам цивилизации. Женой Диониса считалась Ариадна, покинутая Тезеем на о-ве Наксос. Культ Диониса, сначала имевший веселый характер, мало-помалу становился все более невоздержанным и переходил в неистовые оргии, или вакханалии. Отсюда название Диониса - Вакх, т. е. шумный. Особенную роль в этих празднествах играли жрицы Диониса - исступленные женщины, известные под названием менад, вакханок и т. д. Дионису посвящены были виноград, плющ, пантера, рысь, тигр, осел, дельфин и козел. Греческому Дионису соответствовал римский бог Бахус.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

ДИОНИС

(Διόνυσος), Бахус, Вакх, в греческой мифологии бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства, виноделия. Божество восточного (фракийского и лидийско-фригийского) происхождения, распространившееся в Греции сравнительно поздно и с большим трудом утвердившееся там. Хотя имя Д. встречается на табличках критского линейного письма «В» ещё в 14 в. до н. э., распространение и утверждение культа Д. в Греции относится к 8-7 вв. до н. э. и связано с ростом городов-государств (полисов) и развитием полисной демократии. В этот период культ Д. стал вытеснять культы местных богов и героев. Д. как божество земледельческого круга, связанное со стихийными силами земли, постоянно противопоставлялся Аполлону - как прежде всего божеству родовой аристократии. Народная основа культа Д. отразилась в мифах о незаконном рождении бога, его борьбе за право войти в число олимпийских богов и за повсеместное установление своего культа.
Существуют мифы о разных древних воплощениях Д., как бы подготавливающие его приход. Известны архаические ипостаси Д.: Загрей, сын Зевса Критского и Персефоны; Иакх, связанный с Элевсинскими мистериями; Д.- сын Зевса и Деметры (Diod. Ill 62, 2-28). Согласно основному мифу, Д.- сын Зевса и дочери фиванского царя Кадма Семелы. По наущению ревнивой Геры Семела попросила Зевса явиться к ней во всём своём величии, и тот, представ в сверкании молний, испепелил огнём смертную Семелу и её терем. Зевс выхватил из пламени Д., появившегося на свет недоношенным, и зашил его в своё бедро. В положенное время Зевс родил Д., распустив швы на бедре (Hes. Theog. 940-942; Eur. Bacch. 1-9, 88-98, 286-297), а потом отдал Д. через Гермеса на воспитание нисейским нимфам (Eur. Bacch. 556-559) или сестре Семелы Ино (Apollod. III 4, 3). Д. нашёл виноградную лозу. Гера вселила в него безумие, и он, скитаясь по Египту и Сирии, пришёл во Фригию, где богиня Кибела - Рея исцелила его и приобщила к своим оргиастическим мистериям. После этого Д. через Фракию отправился в Индию (Apollod. III 5, 1). Из восточных земель (из Индии или из Лидии и Фригии) он возвращается в Грецию, в Фивы. Во время плавания с острова Икария на остров Наксос Д. похищают морские разбойники-тирренцы (Apollod. III 5, 3). Разбойники приходят в ужас при виде удивительных превращений Д. Они заковали Д. в цепи, чтобы продать в рабство, однако оковы сами упали с рук Д.; оплетя виноградными лозами и плющом мачту, паруса корабля, Д. явился в виде медведицы и льва. Сами пираты, бросившиеся со страха в море, превратились в дельфинов (Hymn. Hom. VII). В этом мифе отразилось архаическое растительно-зооморфное происхождение Д. Растительное прошлое этого бога подтверждается его эпитетами: Эвий («плющ», «плющевой»), «виноградная гроздь» и т. д. (Eur. Bacch. 105, 534, 566, 608). Зооморфное прошлое Д. отражено в его оборотничестве и представлениях о Д.-быке (618, 920-923) и Д.-козле. Символом Д. как бога плодоносящих сил земли был фаллос.
На острове Наксос Д. встретил любимую им Ариадну, покинутую Тесеем, похитил её и на острове Лемнос вступил с ней в брак; от него она родила Энопиона, Фоанта и др. (Apollod. epit. I 9). Повсюду, где появляется Д., он учреждает свой культ; везде на своём пути обучает людей виноградарству и виноделию. В шествии Д., носившем экстатический характер, участвовали вакханки, сатиры, менады или бассариды (одно из прозвищ Д.- Бассарей) с тирсами (жезлами), увитыми плющом. Опоясанные змеями, они всё сокрушали на своём пути, охваченные священным безумием. С воплями «Вакх, Эвое» они славили Д.-Бромия («бурного», «шумного»), били в тимпаны, упиваясь кровью растерзанных диких зверей, высекая из земли своими тирсами мёд и молоко, вырывая с корнем деревья и увлекая за собой толпы женщин и мужчин (Eur. Bacch. 135-167, 680-770). Д. славится как Лиэй («освободитель»), он освобождает людей от мирских забот, снимает с них путы размеренного быта, рвёт оковы, которыми пытаются опутать его враги, и сокрушает стены (616-626). Он насылает безумие на врагов и страшно их карает; так он поступил со своим двоюродным братом фиванским царём Пенфеем, который хотел запретить вакхические неистовства. Пенфей был растерзан вакханками под предводительством своей матери Агавы, принявшей в состоянии экстаза сына за животное (Apollod. III 5, 2; Eur. Bacch. 1061-1152). На Ликурга - сына царя эдонов, выступавшего против культа Д., бог наслал безумие, а затем Ликург был растерзан своими же лошадьми (Apollod. III 5, 1).
В число 12 олимпийских богов Д. вошёл поздно. В Дельфах он стал почитаться наряду с Аполлоном. На Парнасе каждые два года устраивались оргии в честь Д., в которых участвовали фиады - вакханки из Аттики (Paus. X 4, 3). В Афинах устраивались торжественные процессии в честь Д. и разыгрывался священный брак бога с супругой архонта басилевса (Aristot. Rep. Athen. III 3). Из религиозно-культовых обрядов, посвящённых Д. (греч. tragodia, букв. «песнь о козле» или «песнь козлов», т. е. козлоногих сатиров - спутников Д.), возникла древнегреческая трагедия. В Аттике Д. были посвящены Великие, или Городские, Дионисии, включавшие торжественные процессии в честь бога, состязания трагических и комических поэтов, а также хоров, исполнявших дифирамбы (проходили в марте - апреле); Ленеи, включавшие исполнение новых комедий (в январе - феврале); Малые, или Сельские, Дионисии, сохранившие пережитки аграрной магии (в декабре - январе), когда повторялись драмы, уже игранные в городе.
В эллинистическое время культ Д. сливается с культом фригийского бога Сабазия (Сабазий стало постоянным прозвищем Д.). В Риме Д. почитался под именем Вакха (отсюда вакханки, вакханалии) или Бахуса. Отождествлялся с Осирисом, Сераписом, Митрой, Адонисом, Амоном, Либером.
Лит.: Лосев А. Ф., Античная мифология в её историческом развитии, М., 1957, с. 142-82; Ницше Ф., Рождение трагедии из духа музыки, Полн. собр. соч., т. 1, [М.], 1912; Otto W. P., Dionysos. Mythos und Kultus, 2 Aufl.. Fr./M.. 1939; Jünger F. G., Griechische Götter. Apollon, Pan, Dionysos. Fr./M., 1943; Meautis G., Dionysos ou Ie pouvoir de fascination, в его кн.: Mythes inconnus de la Grèce antique. P., , p.33-63; Jeanmaire Н., Dionysos. Histoire du culte de Bacchus, P., 1951.
А. Ф. Лосев.

Сохранилось множество памятников античного искусства, воплотивших образ Д. и сюжеты мифов о нём (любовь Д. к Ариадне и др.) в пластике (статуи и рельефы) и вазописи. Широко распространены были (особенно в вазописи) сцены шествия Д. и его спутников, вакханалий; эти сюжеты нашли отражение в рельефах саркофагов. Д. изображали среди олимпийцев (рельефы восточного фриза Парфенона) и в сценах гигантомахии, а также плывущим по морю (килик Эксекия «Д. в ладье» и др.) и сражающимся с тирренцами (рельеф памятника Лисикрату в Афинах, ок. 335 до н. э.). В средневековых книжных иллюстрациях Д. изображался обычно как олицетворение осени - время сбора урожая (иногда только октября). В эпоху Возрождения тема Д. в искусстве связывается с утверждением радости бытия; широкое распространение приобретают с 15 в. сцены вакханалий (начало их изображению положил А. Мантенья; к сюжету обращались А. Дюрер, А. Альтдорфер, X. Бальдунг Грин, Тициан, Джулио Романо, Пьетро да Кортона, Аннибале Карраччи, П. П. Рубенс, Я. Йорданс, Н. Пуссен). Той же символикой пронизаны сюжеты «Вакх, Венера и Церера» и «Вакх и Церера» (см. встатье Деметра ), особенно популярные в живописи барокко. В 15-18 вв. популярностью в живописи пользовались сцены, изображающие встречу Д. и Ариадны, их свадьбу и триумфальное шествие. Среди произведений пластики - рельефы «Вакх превращает тирренцев в дельфинов» А. Филарете (на бронзовых дверях собора святого Петра в Риме), «Встреча Вакха и Ариадны» Донателло, статуи «Вакх» Микеланджело, Я. Сансовино и др. Д. занимает особое место среди других античных персонажей в садовой пластике барокко. Наиболее значительные произведения 18 - нач. 19 вв.- статуи «Вакх» И. Г. Даннекера и Б. Тор-вальдсена. Среди музыкальных произведений 19-20 вв. на сюжеты мифа: опера-балет А. С. Даргомыжского «Торжество Вакха», дивертисмент К. Дебюсси «Триумф Вакха» и его же опера «Д.», опера Ж. Массне «Вакх» и др.


(Источник: «Мифы народов мира».)

Дионис

(Вакх, Бахус) - бог виноградарства и виноделия, сын Зевса и Геры (по другим сведениям Зевса и фиванской царевны и богини Семелы, по иным сведениям Зевса и Персефоны). В честь Диониса справлялись празднества - Дионисии и Вакханалии.

// Адольф-Вильям БУГРО: Детство Бахуса // Никола ПУССЕН: Мидас и Бахус // Франц фон ШТУК: Мальчик Бахус верхом на пантере // ТИЦИАН: Вакх и Ариадна // Аполлон Николаевич МАЙКОВ: Вакх // Константинос КАВАФИС: Свита Диониса // Дмитрий ОЛЕРОН: Герайон. Гермес и Вакх Праксителя. Вакх // А.С. ПУШКИН: Торжество Вакха // Н.А. Кун: ДИОНИС // Н.А. Кун: РОЖДЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДИОНИСА // Н.А. Кун: ДИОНИС И ЕГО СВИТА // Н.А. Кун: ЛИКУРГ // Н.А. Кун: ДОЧЕРИ МИНИЯ // Н.А. Кун: ТИРРЕНСКИЕ МОРСКИЕ РАЗБОЙНИКИ // Н.А. Кун: ИКАРИЙ // Н.А. Кун: МИДАС

(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)

ДИОНИС

в греческой мифологии Зевса и Фемелы, бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства и виноделия.

(Источник: «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»)









Синонимы :

Смотреть что такое "Дионис" в других словарях:

    - (др. греч. Διόνυσος) … Википедия

    - (Вакх) греческое божество, воплощение жизненной силы. Древнейшие формы культа Д. сохранились во Фракии, где они имели «оргиастический» характер: участники культа, одетые в звериные шкуры, в массовых радениях доводили себя до исступления (экстаза) … Литературная энциклопедия

    А, муж. Заимств.Отч.: Дионисович, Дионисовна; разг. Дионисыч.Происхождение: (В античной мифологии: Дионис бог жизненных сил природы, бог вина.)Именины: (см. Денис) Словарь личных имён. Дионис См. Денис … Словарь личных имен

    - (греч. Dionisos). Греческое название бога Вакха или Бахуса. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДИОНИС у древн. греков то же, что и Вакх, другое имя бога вина и веселья; у римлян Бахус. Полный словарь… … Словарь иностранных слов русского языка


Дионис, греч. Вакх, лат. Бахус - сын Зевса и Семелы, дочери фиванского царя Кадма, бог вина, виноделия, виноградарства.

Родился в Фивах, но в то же время местом его рождения считались Наксос, Крит, Элида, Теос и Элефтерия. Дело в том, что его рождение происходило довольно сложным путем. Накануне рождения Диониса ревнивая супруга Зевса, решила погубить ребенка. Под видом старой няньки она навестила Семелу и подговорила ее попросить Зевса, чтобы он предстал перед ней во всей своей силе и славе. Зевс не мог отказать Семеле, так как ранее поклялся ей водами Стикса (самой нерушимой клятвой), что выполнит любое ее желание. К тому же эта просьба льстила его мужскому самолюбию, и он явился ей в громах и блеске молний. Случилось то, чего ждала Гера: молнии подожгли царский дворец и испепелили земное тело смертной Семелы. Умирая, она успела родить недоношенное дитя. Зевс предоставил свою возлюбленную ее судьбе, но ребенка защитил от огня стеной густого плюща, выросшего вокруг него по воле бога. Когда пожар утих, Зевс извлек сына из укрытия и зашил его в свое бедро, чтобы доносить. В положенное время (через три месяца) Дионис «родился заново» и был отдан Зевсом на попечение (см. также статью «Семела»).


Гермес не был женат и в качестве вестника богов то и дело отлучался из дому, так что о серьезном воспитании маленького Дионис не могло быть и речи. Поэтому Гермес передал Дионис сестре Семелы Ино, жене орхоменского царя . Узнав об этом, Гера наслала на Афаманта безумие, надеясь, что он убьет Дионис Но тот погубил только своих собственных сыновей и жену, так как Гермес вовремя вмешался и спас Дионис Затем он доставил Дионис в Нисейскую долину и вверил его нимфам, которые спрятали мальчика в глубокой пещере, заросшей виноградной лозой, и взрастили, несмотря на все козни Геры. Там Дионис впервые попробовал вино, богом которого сделал его Зевс. Оттуда же Дионис принес первый саженец виноградной лозы, чтобы вручить его афинскому пастуху Икарию в благодарность за радушный прием. Дионис научил Икария разводить виноград и делать из него вино, но этот подарок не принес пастуху счастья.


Весть о рождении Дионис и об его опьяняющем напитке люди восприняли со смешанными чувствами. Некоторые тут же с восторгом стали предаваться его культу, другие опасались, как бы из этого чего не вышло, третьи решительно воспротивились ему. (Об этом можно прочесть в статьях «Ликург», «Пенфей», «Миний».) На пути Дионис попадались и случайные недоброжелатели, вроде тирренских пиратов, которые похитили его, приняв за царского сына и рассчитывая на богатый выкуп. На корабле Дионис сбросил оковы, оплел виноградными лозами весь корабль, а сам превратился во льва. Пираты в страхе бросились в море и превратились в дельфинов (за исключением кормчего, который уговаривал разбойников отпустить Дионис). Постепенно люди все же признали божественную силу Дионис и до сих пор воздают должное его дару - вину (иногда даже больше, чем полезно для здоровья).

Справедливость требует отметить, что для греков Дионис был не только богом вина, виноделия и виноградарства, но и покровителем фруктовых деревьев и кустов, плоды которых он наливал соком, и в конечном счете в нем видели бога плодоносящих сил земли. Поскольку виноградарство и садоводство требуют усердия, тщательности и терпеливости, Дионис почитали как дарителя этих драгоценных качеств и богатства, которое приходит к усердным и умелым. Как бога вина Дионис чтили прежде всего за то, что он избавлял людей от забот (одно из его имен - Лиэй, т. е. «освободитель») и дарил им радость жизни. Своими дарами Дионис освежал дух и тело, способствовал общительности и веселью, воспламенял любовь и стимулировал творческие силы художников. Этим дарам цены не было и нет - но только в том случае, если поклонники Дионис придерживаются старого мудрого правила: «меден аган» - «ничего сверх меры».


По своему происхождению Дионис - не греческий бог, а, скорее всего, фракийский или малоазийский; его второе имя - - лидийско-фригийского происхождения. Уже в древнейшие времена его культ распространился по всему греческому (а затем и греко-римскому) миру, хотя мифы свидетельствуют, что этот культ не везде развивался беспрепятственно. Имя Дионис встречается на табличках критского линейного письма «Б» 14 в. до н. э., найденных в Кноссе. Однако Гомер еще не называет Дионис в числе главных богов. По словам Гесиода, супругой Дионис была , которую он отбил у Тесея, когда тот остановился на острове Наксос по дороге с Крита. От связи Дионис с Афродитой родился Приап, бог плодовитости (см. также «Загрей» и «Иакх»).


Культ Дионис в Греции, пишет Плутарх, «вначале был простым, но веселым, однако позже его празднества становились все более шумными и необузданными». (Один из эпитетов Дионис: «Бромий», т. е. «шумный», «бурный».) Под влиянием восточных культов они кое-где превратились в подлинные вак-

ханалии в нынешнем смысле слова, их участников охватывал экстаз, т. е. исступление (духа из тела). Особенно необузданными были ночные празднества, в которых участвовали женщины в костюмах спутниц Дионис (вакханки, менады, бассариды, фиады). В Беотии и Фокиде эти его почитательницы даже набрасывались на тела жертвенных животных и пожирали сырое мясо, веря, что этим они причащаются тела и крови самого бога. Подобным образом развивался его культ и у римлян, перенявших его в конце 5 в. до н. э. В 186 г. до н. э. было даже принято специальное постановление сената против излишеств и разгула на этих праздниках.


В Афинах (и вообще у ионийцев) наиболее долго сохранялся первоначальный характер Дионисовых празднеств. Они устраивались несколько раз в году, самые значительные (Великие Дионисии) - в конце марта. В истории культуры прежде всего запечатлелись их заключительные представления, в ходе которых хор певцов, облаченных в козлиные шкуры, исполнял песни в сопровождении танца - так называемые дифирамбы. С течением времени из этих дифирамбов развилась греческая трагедия - один из ценнейших вкладов греков в общечеловеческую культуру. Собственно, «трагедия» означает «песнь о козле» или «песнь козлов», а певцы в козлиных шкурах изображали козлоногих спутников Дионис - сатиров. Из шуточных песен на деревенских дионисиях развилась греческая комедия. Многие произведения Эсхила, Софокла, Еврипида и Аристофана, которые до сих пор не сходят со сцены, впервые были сыграны именно на афинских дионисиях. Под юго-восточным склоном Акрополя до сих пор сохранился театр Дионис, построенный в 6 в. до н. э., где эти игры проходили более полутысячелетия.


Греческие художники часто изображали Дионис, причем в двух видах: как серьезного зрелого мужчину с густыми волосами и бородой или как юношу. На одной из лучших античных статуй - «Гермес с Дионис» Праксителя (ок. 340 до н. э.) Дионис изображен ребенком. Сохранилось множество изображений Дионис на вазах и рельефах - отдельно, с сатирами или вакханками, с Ариадной, с тирренскими разбойниками и т. д.

Европейские художники изображали Дионис с не меньшей симпатией, чем античные. Из статуй прежде всего выделяются «Вакх» Микеланджело (1496-1497), «Вакх» Поджини (1554) и «Вакх» Торвальдсена (ок. 1800). Из картин - «Вакх и Ариадна» Тициана (1523), две картины Караваджо: «Вакх» (1592-1593) и «Молодой Вакх» (создан чуть позже), «Вакх» Рубенса (1635-1640, находится в Санкт-Петербурге, в Эрмитаже).




Из многочисленных скульптур, картин, фресок в картинных галереях и замках Чехии и Словакии отметим рисунок Романо «Процессия Вакха» в Моравской галерее в Брно и «Вакха с виноградной лозой и Амуром» Де Фриза в Вальдштейнском саду в Праге (литая копия оригинала, увезенного в 1648 г. шведами).



Дионис, статуя которого стояла на сцене каждого античного театра, в новое время опять попал на сцену, в основном - заслугами композиторов. В 1848 г. оперу-балет «Торжество Вакха» написал Даргомыжский, в 1904 г. «Триумф Вакха» - Дебюсси, в 1909 г. оперу «Вакх» - Массне.

В современном языке Дионис (Вакх) иносказательно - вино и связанное с ним веселье:

«Раздайтесь, вакхальны припевы!»
- А. С. Пушкин, «Вакхическая песня» (1825).


В древнегреческой мифологии Дионис DionusoV, DiwnusoV, BakcoV, Bacchus, Liber, Вакх, сын Зевса и Семелы (Hom. Il. 14, 325), бог вина и виноделия, посредством вина веселящий сердце человека (carma brotoisin) и прогоняющий заботы и страдания (LuaioV, освободитель), а вместе с тем сообщающий и телу здоровье и крепость. Таким образом, он является спасителем (swthr) и души и тела. Его дар соединяет людей в веселое общение к мирному наслаждению жизнью; поэтому Хариты, Эрос и Афродита охотно пребывают в его обществе. Он друг муз и покровительствует их искусствам (MelpomenoV); драма и дифирамб обязаны своим происхождением и развитием его культу. Он сближается и с Аполлоном; посредством своей воодушевляющей силы он сообщает дар пророчества; он – iatromantiV, т. е. врачует болезни предсказаниями.

В некоторых местах Дионис имел свои оракулы и получил участие в дельфийском оракуле.

Относительно к природе этот бог, охраняющий и взращивающий виноградную лозу, получил более общее значение, сделавшись покровителем растительности вообще, производителем цветов и плодов (FloioV от глагола floiw, floreo, AnqeuV, AnqioV, DendrithVm UhV, т. е. оплодотворяющий посредством влаги) и, таким образом, принял участие в деятельности Деметры, с которою он сходится и в том, что в отношении к человеческой жизни является распространителем кротких нравов и культуры (QesmoforoV).

Гомер редко упоминает об этих мирных божествах, Дионисе и Деметре; они не принадлежат к сонму олимпийских богов, а милостиво пребывают на земле среди рода человеческого. Однако Гомеру уже известно оргиасти-ческое служение этому богу (Il. 6, 130 слл.). Начало свое этот культ взял, вероятно, от мифических фракийцев в Беотии; Беотия потому и считается родиною Д. Мать его Семела, дочь Кадма, жила в Фивах.

По совету ревнивой Геры она упросила Зевса, чтобы он явился к ней во всем своем величии, и когда Зевс, связанный своим обещанием, приблизился к ней с молнией и громом, пламя охватило Семелу и ее дом, и она, умирая, преждевременно родила младенца, которого Зевс зашил в свое бедро, а когда дитя дозрело, передал на воспитание Иноне (Inw), супруге Атаманта Орхоменского. Когда же Гера привела Атаманта в бешенство, а Инона бежала (см. Athamas), юный бог был передан нисейским нимфам (отсюда DionusoV), скрыт ими в пещере и вскормлен сладкою пищею. По первоначальному сказанию, Ниса, если только это не воображенная местность, находилась в Беотии; впоследствии ее помещали во Фракии, Аравии, Индии и т. д. Из Беотии культ Диониса проник в Аттику, в окрестности Парнасса, в Сикион, Коринф, на острова Наксос, Лесбос и т. д.

На острове Наксосе его супругою является Ариадна (см. Theseus), от которой он имел сыновей Ойнопионта (винопия), Еванфа (цветущего) и Стафила (виноградаря).

Культ Диониса распространился по всей Греции позже, чем культ олимпийский богов, и т. к. он, способствуя неге и располагая к роскошному наслаждению жизнью, находился в некотором противоречии к степенному и строгому характеру культа олимпийских богов и в особенности весьма влиятельного культа Аполлона, то введение его во многих местностях Греции встречало противодействие. На это обстоятельство указывают многие мифы, в том числе и миф (Il. 6, 130 слл.) о Ликурге, сыне Дранта, царя фракийских эдонян. Он прогнал с нисейский полей кормилиц пьяного Диониса, так что они уронили на землю священную утварь, а сам Дионис бросился в море, где его приняла Фетида. За это боги возненавидели Ликурга; Зевс поразил его слепотою и сократил его жизнь (Гомер); по позднейшему сказанию, преступление Ликурга повлекло за собою бесплодие страны, а сам он впал в бешенство, под влиянием которого убил своего сына, приняв его за виноградную лозу. Но т. к. страна оставалась по-прежнему бесплодною, эдоняне отвели Ликурга на гору Пангей (Paggaion), где по приказанию Д. он был растерзан конями на части (Apollod. 3, 5, 1. Soph. Ant. 955 слл.).

В Аргосе Дионис привел в бешенство женщин, избегавших его культа, так что они избили и пожрали своих детей. Тирренские морские разбойники, похитившие Диониса с морского берега, были превращены им в дельфинов, за исключением кормчего, признавшего его богом. Куда только не являлся Дионис, везде он утверждал свой культ. Сопровождаемый толпою своих служительниц, менад или вакханок, окруженный сатирами и силенами, которые вооружены были жезлами-тирсами (qursoV), обвитыми плющом и виноградными лозами, он победоносно прошел по Элладе и варварским землям до отдаленной Индии. Сказание об этом вакханском походе в Индию развилось в своих подробностях только после времен Александра Великого, представляя собою как бы мифический первообраз похода македонского героя. Когда наконец Дионис заставил весь мир признать себя богом, он вывел свою мать из преисподней на Олимп, где она под именем Фионы (Quwnh, неистовая, он сам – QuwneuV) наслаждалась бессмертием.

Культ Диониса с древних времен имел характер светлой веселости. Плутарх говорит о нем: «Праздник Диониса издревле справлялся процессией, довольно просто, но довольно весело; впереди – кадка с вином и виноградная ветвь, затем один тащил козла, а другой следовал за ним, неся корзину с винными ягодами». Впоследствии времени эта умеренность более и более исчезала; стали предаваться невоздержанному раздражению чувств, бродить под звуки флейт, бубен и литавр, с громкими возгласами «Эвоэ» («euoi») в пьяном, распущенном неистовстве, раздирать животных и пожирать их кровавое мясо. Отсюда Дионис получил прозвание BakcoV – шумный (после времен Геродота), BakceioV, BromioV, EuioV. В этих оргиях, происходивших часто ночью (nuktelia), большую роль играли исступленные женщины, представлявшие спутниц Диониса под названиями вакханок, менад, фиад, мималлон и бассарид (названы по длинной, пестрой одежде, bassara; Дионис сам назывался BassareuV). Этот шумный культ, вероятно, происходил из Фракии и подал повод к сближению Диониса с Кибелой и Атисом и к отождествлению его с Сабазием, азиатскими божествами, которых также почитали диким исступлением. Дионис-Сабазий (SabazioV) был представителем цветущей жизни природы, подвергающейся смерти и снова пробуждающейся.

Та же самая мысль лежит в основании культа Диониса-Загрея (ZagreuV, растерзанный), культ которого орфики ввели в мистерии Деметры и Персефоны. Они рассказывали, что Дионис-Загрей, сын Юпитера и Персефоны, возведенный отцом на небесный престол, был растерзан титанами, но что Зевс, проглотив содрогающееся сердце его, снова родил Диониса. В мистериях Деметры Дионис носит имя IakcoV и является в образе отрока (KoroV), как брат или жених Персефоны (Kora).

В художественных произведениях следует различать более древнее изображение старого или индийского Диониса, с величественною осанкою, густыми волосами и окладистою бородою, светлыми, цветущими чертами лица, в азиатской, почти женской одежде (важнейшая статуя, так называемый Сарданапал, находится в Ватиканском музее), от позднейших изображений, представляющих Диониса в отроческом возрасте (efhboV), с мягкими, как бы расплывающимися мускулами, полуженскими формами тела, мечтательными чертами лица, полными неопределенной, приятной тоски; повязка и венок из листьев винограда и плюща окружают мягкие длинные кудри его, козья шкура, обыкновенно, слегка накинута на нагое тело, прислоняющееся в неге к стволу дерева. Искусство любило изображать его в обществе менад, сатиров, силенов, кентавров, нимф и муз (такая процессия Вакха называется qiasoV); сам он находится в середине этой опьяненной толпы в блаженном спокойствии, часто в обществе своей милой невесты Ариадны, Ему посвящены были виноград и плющ, пантера, рысь и тигр, осел, дельфин и козел. Греческому Дионису соответствует римский бог вина Bacchus или Liber, с которыми в культе соединялось и женское божество Libera. Оба имени, вероятно, не более как перевод греческих названий KoroV и Kora; но римляне обыкновенно производили эти имена от слова liber, свободный, будто бы ими выражались свобода и веселая распущенность этих культов. Поклонение Либеру, вероятно, перешло к римлянам, как и к другим италийским народам, от греков Нижней Италии. 17 марта в честь его праздновались Liberalia (Ov. fast. 3, 711 слл.) с театральными представлениями в городе; в деревнях его праздник, как и в Аттике, справлялся разного рода забавными шутками и веселыми песнями. Verg. G. 2, 385 слл. Праздник Либералий совершался в честь не только Либера, но и Цереры, с которою вообще он и Либера, как сельские божества обилия, находились в тесной связи. Так, напр., храм, построенный в 496 г. до Р. X. Авлом Постумием, был посвящен Церере вместе с этими двумя божествами. Помимо этого открытого служения в Рим вкрался и тайный культ Вакха, Bacchanalia (Orgia), которые справлялись в ночную пору с величайшим бесстыдством, так что сенат в 186 г. до Р. X. должен был выступить против них со всею строгостью.(Liv. 39, 8 слл) . Но они втайне продолжали существовать до времен Империи. Либера, не имевшая отдельного культа, в этом тайном служении признавалась супругою Либера-Бакхуса и, таким образом, отождествляема была с Ариадною.

Из книги История веры и религиозных идей. Том 1. От каменного века до элевсинских мистерий автора Элиаде Мирча

Глава XV ДИОНИС, ИЛИ ВОЗВРАЩЕННОЕ БЛАЖЕНСТВО § 122. Явления и исчезновения "дважды рожденного" бога Исследования, продолжавшиеся более столетия, не сняли с Диониса покрова загадочности. По своему происхождению, по способу существования, по типу религиозного опыта, с ним

Из книги История веры и религиозных идей. Том 2. От Гаутамы Будды до триумфа христианства автора Элиаде Мирча

§ 206. Дионис мистический В эллинистическую и римскую эпоху самым популярным богом Греции был Дионис. Его общественный культ был «очищен» и одухотворен устранением экстаза (который, однако, не полностью утратил свою роль в дионисийских мистериях). Более того, мифология

Из книги Тайна Запада: Атлантида - Европа автора

Из книги Тайна Запада. Атлантида – Европа автора Мережковский Дмитрий Сергеевич

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Мифы и легенды Греции и Рима автора Гамильтон Эдит

Из книги Бафомет автора Клоссовски Пьер

Из книги Золотая ветвь автора Фрезер Джеймс Джордж

Из книги Насилие и священное автора Жирар Рене

Как родился бог Дионис? В греческой мифологии Дионис – бог виноградарства и виноделия. История его происхождения такова. Зевс имел тайную любовную связь с фиванской царевной Семелой, приняв вид смертного. Охваченная ревностью Гера, супруга громовержца, превратившись в

Из книги ЦИВИЛИЗАЦИЯ МАДОННЫ автора Иванов Анатолий Михайлович Из книги автора

Из книги автора

Глава ХLIII ДИОНИС Из предыдущих глав мы узнали, что в древности цивилизованные народы Западной Азии и Египта представляли себе смену времен года, рост и увядание растительности как эпизоды из жизни богов, чью печальную смерть и радостное воскресение эти народы отмечали

Из книги автора

IV. ДИОНИС, ЛОГОС, СУДЬБА Религия и философия Древней

Loading...Loading...